GeoSELECT.ru



Исторические личности / Реферат: Валентин Александрович Серов (Исторические личности)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Валентин Александрович Серов (Исторические личности)


Валентин Александрович Серов
(1865 – 1911)


Серов стремился
вперед, сохраняя
лучшее наследие
прошлых эпох нашей
школы.

С.
Маковский

Существует поговорка: «Дети, будьте осторожны в выборе своих
родителей!». Серову в «выборе» повезло. Его отец – Александр Николаевич
Серов был известным композитором и выдающимся музыкальным критиком, мать,
пережившая сына, - пианисткой и композитором. Отец умел к тому же рисовать,
даже мечтал когда-то стать живописцем. В их доме часто собирались
«петербургские знаменитости». После смерти отца в 1871 году мальчик стал
чувствовать себя одиноким: увлеченная музыкой, мать не очень баловала его
своими заботами. Зато о будущем сына она позаботилась очень хорошо. Заметив
его страсть к рисованию, она из Мюнхена, где они тогда жили, поехала в
Париж, к знакомому ей Репину и всю зиму 1874/75 года Валентин брал уроки у
автора «Бурлаков».
«Он с таким самозабвением впивался в свою работу, - вспоминал Репин,
- что я заставлял его иногда оставить её и освежиться на балконе перед моим
большим окном. Были две совершенно разные фигуры того же мальчика. Когда он
выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке – там был ребенок; в
мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьёзно и взмахивал
карандашом решительно и смело. Особенно не по-детски он взялся за
схватывание характера энергичными чертами, когда я указал ему их на
гипсовой маске. Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных уже
им деталей приводила меня в восхищение: я любовался зарождающимся
Геркулесом в искусстве».
Занятия Репина с Серовым продолжались потом и в Москве, приобретая
всё более систематический и серьёзный характер. В конце концов, Валентин
даже поселился у Репина, став членом семьи. Они вместе рисовали и писали
натурщиков, вместе ходили на этюды в Абрамцеве летом 1879 года, вместе
совершили и поездку в Запорожье. Это была великолепная школа для юного
Серова. Когда же Серов выполнил мастерский этюд с горбуна – того самого,
который позировал Репину для картины «Крестный ход в Курской губернии» -
Репин сказал ему: «Ну, Антон (близкие звали Валентина Антоном), пора
поступать в Академию». И с рекомендательным письмом Репина к Чистякову
Серов едет осенью 1880 года в Петербург, блестяще выдерживает экзамен,
становится учеником Академии художеств. С присущим ему неторопливым
упорством он осваивает «чистяковскую систему» строго построенного, как бы
математически выверенного рисунка, очаровывает своего учителя
разносторонними способностями. «Чистяков повторял часто, - пишет Репин, -
что он ещё не встречал в другом человеке такой меры всестороннего
художественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой
Серову. И рисунок, и колорит, и светотень и характерность, и чувство
цельности своей задачи, и композиция – все было у Серова, и было в
превосходной степени».
В 1885 году Серов уходит из Академии. Ему уже нечему было в ней
учиться, а к академическим наградам и диплому он был равнодушен. Его влечет
свободная творческая работа. Он уже почувствовал себя вполне
самостоятельным художником. Написанная им осенью того же года этюдного
характера картина «Волы», находящаяся сейчас в Третьяковской галерее,
подтверждает это. Простая по сюжетному мотиву и по композиции, она
отличается свежестью живописи и благородством общего тона. В гармонию
золотистых и серебристо-серых тонов он привел и скотный двор с его
постройками, и кусочек осеннего пейзажа, и первопланные фигуры белого и
черного волов, неторопливо жующих сено. А брошенная на телегу розоватая
тряпка, разработанная Серовым с тем же богатством цветовых и световых
рефлексов, как и всё остальное, как и все остальное, как бы держит всю
цветовую композицию картины.
«В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу
отрадного, и буду писать только отрадное», - говорит Серов два года спустя.
И он создает такие два шедевра русской школы живописи, как девочка с
персиками» (1887, Третьяковская галерея) и «Девушка, освещенная солнцем»
(1888, Третьяковская галерея).
В «Девочке с персиками» изображена дочь С.И. Мамонтова Веруша. Он
подсмотрел в жизни естественно-непринужденную позу присевшей на мгновение
за стол с персиками девочки, о чем-то вдруг неожиданно задумавшейся.
Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. В
ореоле струящегося света мягко вырисовывается «девочка в розовом» с
приколотой к черному банту красной гвоздикой. Еле уловимая полуулыбка
делает особенно привлекательным её смуглое и нежное лицо с быстрым взглядом
живых карих глаз. Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, - вот, в
сущности, тема картины. И никто ещё из русских художников, даже самых
прославленных, не передавал этой поэзии юности с такой пленительной
свежестью, с таким изящным, тонким мастерством. «Девочка с персиками» -
лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью
двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её
порождение – человека.
В «Девушке, освещенной солнцем» нет уже такой непосредственной
поэтичности, хотя она также проникнута тихой радостью бытия. Вместо скрытно-
порывистой позы «Девочки с персиками», и живого блеска брошенного в сторону
взгляда, перед нами спокойно сидящая, прислонившись к стволу дерева,
девушка со спокойно положенными на колени руками. Доверчиво смотрит она на
нас широко открытыми светло-серыми глазами; невозмутим её душевный мир,
ясный как этот солнечный день под липами старого парка.
«Все, чего я добивался, - говорит Серов о своих работах этих лет, -
это – свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре
и не видишь в картинах». Упорно добиваясь «свежести живописи при полной
законченности», Серов замучил многодневными сеансами и Верушу Мамонтову и
свою двоюродную сестру М.Я. Симонович, позировавшую ему в Домотканове для
«Девушки, освещенной солнцем». Но цели своей он добился: оба его шедевра
кажутся написанными по первому впечатлению, без труда и творческих мучений.
Это как бы два прекрасных мгновения, остановленных и выхваченных из
быстротекущего потока жизни.
Красоту утонченно-нервного облика Левитана, его высокую
интеллигентность, утомленно-печальный взгляд затененных на бледном лице
глаз запечатлел Серов в портрете И.И. Левитана 1893 года. Изящно проста его
поза, портретно выразительна рука, устало положенная на спинку соломенного
кресла. Прост и красив колорит портрета, решенный в мягком созвучии темно-
серых тонов фона, темно-синего костюма, золотисто-охристого кресла и смугло-
бледного лица и руки, оттененных белоснежной полоской воротника и пятном
манжет. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову – не очень.
Больше Серов был удовлетворен портретом писателя Н.С. Лескова,
написанного в 1894 году, предельно простым по композиции и сильным по
колориту. На редкость впечатляющ смятенно-тревожный взгляд Лескова, точно
предчувствующего свою скорую смерть.
Работает Серов в 90-е годы и над пейзажем, придя и в нем к новым
стилевым особенностям и скупой гамме серебристо-серых тонов, появившихся
после его поездки летом 1894 года на север с Константином Коровиным,
оказавшим на него сильное воздействие своим выдающимся дарованием
колориста. Однако Серов сохраняет своеобразие своей творческой
индивидуальности и уже в 1895 году пишет чудесную картину «Октябрь».
Тишиной и покоем веет от этого типично русского пейзажа с бедной
деревенькой на заднем плане и мирно пасущимися лошадьми и овцами на
скошенном поле. Крошечная фигурка мальчика-пастушка в отцовском картузе как
бы «держит» композицию картины. И эта на первый взгляд точно вылинявшая
картина вдруг захватывает нас красотой живописи, поэтичностью настроения,
острой характерностью пейзажного жанрового изображения русской деревни.
Так же проста и поэтична пастель «В деревне. Баба с лошадью»
(1898г.), в которой Серов объединил свои дарования портретиста, анималиста,
и пейзажиста в живой сценке, выхваченной из деревенской жизни. Когда он,
прямо на улице, на морозе, рисовал цветными мелками смеющуюся краснощекую
бабу с кудлатой лошадью – его обступили мужики, ахавшие от восхищения.
Больше всего их восхищала простота выполнения: «взял бы вот эти цветные
палочки и сам сейчас все так и написал». И, рассказав Грабарю про этот
запомнившийся ему эпизод, Серов стал горячо доказывать, что надо писать без
фокусов – так прост как это только возможно. «Надо чтоб мужик понимал, а не
барин, а мы все для бар пишем и ужасно падки на всякую затейливость и
пышность. Вот они – немцы, французы – пускай будут пышны, им это к лицу, а
уж какая там пышность на Руси».
В двадцатый век Серов вступает в расцвете своего таланта, это
своеобразный художник-артист, нетерпимый к банальности общих мест, ищущий
непроторенные пути в искусстве.
Многообразны его искания. На рубеже нового века он создает в рисунке
кистью необыкновенно правдивый и поэтический образ Пушкина, одиноко
сидящего среди шороха осенних листьев. И в том же, 1899, году он пишет
прелестный натурный этюд своих детей на побережье моря, а два года спустя –
портрет Мики Морозова, очаровательного в своей детской непосредственности и
пылкости темперамента. В 1900-1901 годах в тонко стилизованной манере Серов
изображает «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на
охоту» и тогда же броской кистью запечатлевает стирку белья деревенскими
бабами. В 1907 году он завершает превосходную историческую картину
«Петр I» и в том же году создает блистательный портрет красавицы Генриетты
Гиршман в ее изысканно-модном будуаре.
Велики не только сюжетно-тематические, но и стилевые различия в
произведениях Серова последних лет его жизни.
В «Похищении Европы» (1910г.) античный миф о похищении Европы -
дочери финикийского царя – богом Зевсом, превратившимся для этого в быка.
Женственно изящен образ кокетливой изысканно хрупкой Европы. Царственно
красив могучий бык с лирообразно изогнутыми рогами и человеческим взглядом.
Стремительны прыжки взлетающих над волной дельфинов, очерченных с
виртуозной простотой, как бы одним взмахом кисти. И за этой картиной,
покоряющей своим совершенным мастерством, встает образ умного, добродушно
иронического Серова, воссоздающего древний миф с тонкой улыбкой человека
двадцатого столетия. Он отдыхает душой от «российских кошмаров» в работе
над поэтичными образами античной мифологии, выражая в них свою мечту о
светлом будущем человечества.
Заканчивая книгу о творчестве Валентина Александровича Серова,
изданную ещё в дореволюционное время, И.Э. Грабарь писал: «В лице Серова
ушел последний великий портретист старого типа…» И это верно. Причем не
только по отношению к русскому, но и к западноевропейскому искусству конца
XIX – начала XX века.
Серов остается остро современным художником во всех видах и жанрах
своего творчества, в приемах своего нестареющего мастерства. «Я художник
девятнадцатого века, - говорил о себе Васнецов. – В новом веке – новые
песни, и я едва ли сумею их спеть». Серов же сумел спеть новые песни, найдя
для них новые изобразительные средства. Он стремился вперед, опираясь на
прошлое, продолжая и развивая традиции великих художников. В этом один из
уроков блистательного серовского мастерства.



Автор – RомаN (ogps2@atnet.ru)




Реферат на тему: Василий 3

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в нашей стране наблюдается сепаратистские тенденции –
субъекты Российской Федерации стремятся к независимости. В истории нашего
государства, уже был "период самостоятельных земель", вошедший в историю
под названием феодальная раздробленность.
Из истории мы знаем чем это обернулось для Руси: экономической
слабостью, слабостью политики и монголо-татарским игом.
В XIV-XV вв. русские правители Иван III, Василий III завершили "великое
дело" – объединили Русь и образовали централизованное государство, которое
заняло достойное место на международной арене и вступило на путь быстрого
экономического развития.
Считается, что исторический пример прошлого, дает нам возможность
предугадать дальнейший ход развития, если мы пойдем по "сепаратистскому"
пути – нас ждут страшные испытания. Если же мы воспримем путь
централизованного государства, то возможно, наша страна решит внутренние и
внешние проблемы более рациональным способом. Тому пример деятельность
Василия III.
При написании работы была использована литература:
1. Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988 г.
Так как в книге большое внимание уделено портретным характеристикам
видных деятелей Руси – Василию III, Ивану III и др.
2. Зуев М.Н. История России. М., 1995 г.
В разделах, посвященных истории Древнерусского государства, сделана
попытка рассмотреть эту историю на фоне всего евразийского региона.
Постоянные смуты и междоусобицы на Руси показаны как закономерные
явления, объясняющиеся региональными, этническими и, конечно,
социальными особенностями страны.
Но ни в одной из книг нет ответа на вопрос "Василий III как человек и
политик", поэтому в работе представлена раскрыть суть проблемы. Тема данной
работы актуальна, т.к. она дает пример решения исторических задач, стоящих
перед государством. Из этого следует ряд целей: дать характеристику Василия
III, его реформам и рассмотреть последствия этих реформ на развитие России.
Исходя из этого задачами работы являются:
1. а) Проследить процесс присоединения к Московии русских земель в
начале XVI века.
б) Дать оценку последствиям этих процессов, выявить их влияния на
ход исторического развития Руси.
2. Дать характеристику действий Василия III на международной арене.



1. ВАСИЛИЙ III КАК ЧЕЛОВЕК.

Эпоха Василия III на первый взгляд представляет почти идиллически
спокойную картину политической и социальной жизни по сравнению с
последовавшим царствованием Ивана IV, и в этом утверждении немалая доля
справедливости.
Василий III был старшим сыном Ивана III и Софьи Палеолог. Эта царица,
известная тогда в Европе своей редкой полнотой, привезла в Москву очень
тонкий ум и получила здесь весьма важное значение. Софья ценилась в Москве
и сама себя ценила не столько, как великая княгиня Московская, сколько как
царевна Византийская.
Новый московский князь Василий III Иванович начал правление с решения
"тронного вопроса" с племянником Дмитрием. Сразу же после смерти отца он
приказал заковать его "в железа" и посадить в "в палату тесну", где тот
умер три года спустя. Теперь у государя "всея Руси" не было "законных"
противников в соперничестве за великокняжеский престол.
Василий вступил на московский титул в 26 лет. Показавший себя в
дальнейшем искусным политиком, он еще при отце готовился к роли самодержца
в Русском государстве. Не случайно он отказался от невесты из числа
иноземных принцесс и впервые устроил при великокняжеском дворце смотрины
русским невестам. Летом 1505 года на смотрины привезли 500 девиц-красавиц.
Специальная боярская комиссия после тщательного отбора представила
наследнику престола 10 во всех отношениях достойнейших претенденток. Выбор
Василия пал на Саломонию – дочь боярина Юрия Сабурова. Этот брак оказался
неудачным – у великокняжеской четы детей, и, прежде всего сына-наследника,
не было. В первой половине 20-х годов проблема наследника у монаршей четы
обострилась до предела. При отсутствии наследника главным претендентом на
московский престол автоматически становился князь Юрий. С ним у Василия III
отношения сложились неприязненные. Известно, что и сам удельный князь и его
окружение были под бдительным присмотром осведомителей. Переход к Юрию
высшей власти в стране вообще сулил масштабную перетряску в правящей элите
России. Ведь за Юрием в столицу потянулось бы из Дмитрова и его окружение.
Единственным выходом из создавшейся ситуации для Василия III стало
расторжение брака с Саломонией. По строго соблюдавшейся традиции второй
брак православного христианина в России становился возможным только в двух
случаях: смерти или добровольного ухода в монастырь первой жены. Саломония
была здорова и, вопреки официальным сообщениям, не собиралась добровольно
перейти в обитель "невест Христовых". Опала на нее и насильственный постриг
в конце ноября 1525 г. завершили этот акт семейной драмы, надолго
расколовший русское образованное общество.
Василий III был суров со всеми, кто вызывал его гнев. За
"высокоумничанье" можно было запросто угодить в тюрьму или монастырь, а то
и лишиться головы за "воровские" речи. Так, митрополит Варлаам,
попытавшийся заступиться за опальных бояр, был свергнут и отправлен в
заточение в монастырь.
В отличии от отца, Василий III Иванович окружил себя великолепием и
роскошью, небывалой для московских правителей. Он даже на придворных
церемониях стал появляться в полном царском облачении. Теперь его окружали
столь же роскошно одетые придворные и почетная стража. Иностранных гостей и
послов великий московский князь поражал величием.
Для отечественной истории Василий III стал "последним собирателем земли
Русской". На этом государственном поприще самодержец сделал два великих
дела: положил конец системе уделов удельных княжеств и под своей державной
рукою соединил последние русские земли на северо-востоке – Псковщину.

2. "СОБИРАТЕЛЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ".


2.1 ПРИСОЕДИНЕНИЕ ПСКОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

Величавая псковская республика доживала последние дни. Псков уже не мог
обороняться от Ливанского ордена, постоянно нападавшего на его земли, и
делал это только с помощью московских войск. Присланный из Москвы князь
вместе с псковским вечем управлял всеми делами города и его владений.
После разорения Вольного города Новгорода, Псков, удачно стоявший на
литовско-ливанском порубежье, стал крупнейшим торговым и ремесленным
центром. По летописным сведениям 1510 года, только в одной части Пскова –
Среднем городе – насчитывалось 6500 дворов. Псковское весьма многочисленное
купечество вело успешные торговые дела не только с прибалтийскими странами.
Псковскую операцию Василий III начал с замены в городе своего
наместника, отправив туда князя Ивана Репню-Оболенского. Псковский
летописец так характеризовал его: "И бысть той князь лют до людей".
В городе начались конфликты между великокняжеским наместником и местным
боярством, а также "черным людом". Псковское вече отправило в Новгород
челобитчиков – там находился великий князь с немалой военной силой.
Государь действовал решительно. Выборные лица города и челобитчики были
взяты под стражу. Василий III потребовал от Пскова снять вечевой колокол,
упразднить выборные должности и принять от него двух наместников. Псковичи,
помня о судьбе Новгорода, подчинились ультиматуму. На рассвете 13 января
1510 года вечевой колокол был сброшен на землю. Псковичи, "на колокол
смотря, плакати по своей сторине и по своей воле".
Из Пскова в Москву и другие города выселили 300 наиболее богатых
купеческих семейств. На их место прибыло 300 купеческих семейств из
московских городов. Конфискованные вотчины раздали великокняжеским служивым
людям. Псковичей изгнали из Среднего города, где "запустело" полторы тысячи
дворов. Там поселили тысячу новгородских помещиков.
Вхождение Псковской республики в состав Московского государства прошло
безболезненно, без пролития крови, как и при решении вопроса о Вольном
городе Новгороде. Дальнейшее экономическое развитие Пскова было успешным.
Завершение территориального собирания северо-восточной Руси превратило
Московское княжество в национальное великорусское государство. Это
положительно сказалось на хозяйственном развитии западных русских земель.
Оживилась торговля, великая река Волга превращалась с каждым годом во все
более оживленный судоходный путь.

2. БОРЬБА ЗА СМОЛЕНСК.

Оставалась еще одна государственная проблема огромной важности.
Древнерусский город Смоленск продолжал оставаться владением Великого
княжества Литовского. Через Смоленск шла прямая дорога на Москву, Минск и
Вильно. Помимо стратегического значения, смоленщина была еще и богатой
землей. Пенька из Смоленска вывозилась во многие европейские страны.
В 1506 году умер бездетный великий литовский князь Александр
Казимирович. Василий III , действую через сестру Елену Ивановну, попытался
использовать шанс занять неожиданно освободившийся престол свояка. Однако
реальных оснований у него не оказалась. Борьбу за великое княжество в Литве
повели и Михаил Глинский, поддержанный братьями, и брат умершего Александра
Казимировича – Сигизмунд, поддержанный католической церковью.
Победил последний, и в январе 1507 года состоялась коронация Сигизмунда
I. Для Москвы он стал теперь опасным противником, являясь одновременно и
польским королем, и великим князем литовским. Война не заставила себя ждать
– уже в марте того же года посольство Сигизмунда I потребовало от
восточного соседа возвращения Северных земель, которые отошли к нему в
результате последних войн. Король Польши, получив отказ, начал войну против
Руси в союзе с Ливанским орденом, Крымским и Казанским ханствами.
Ответом на это стало вооруженное выступление в Литве против Сигизмунда I
князей братьев Глинских – Михаила, Василия, Ивана и Андрея, сторонников
Москвы. Восставшие заняли города Мозырь и Клетцк, осадили Житомир и Овруч.
Однако начавшееся движение белорусского и украинского крестьянства этих
областей за воссоединение с православным русским народом, оттолкнуло от
Глинских многих поддерживающих их шляхтичей. Братья не смогли взять Минск и
Слуцк.
Василий III не медлил с военными действиями. Теперь у него был воевода,
которого он удостоил титулом "воеводы Московского", исполняющего должность
главнокомандующего войсками государства. Им стал победитель литовской армии
на реке Ведрошь – князь Даниил Щеня, основатель славного рода Щенятевых.
Вместе с воеводой Яковом Захарьиным, Щеня осаждает крепость Оршу. Однако
артиллерийский обстрел не разрушил городские укрепления. Большое войско
Сигизмунда I успело вовремя выйти к Днепру напротив города. Десять дней
противники стояли друг перед другом на противоположных берегах реки. Тем не
менее, крымская конница стала вторгаться в южные области владений Василия
III. Щеня отводит от Орши русские полки к Вязьме и вскоре стремительным
рейдом захватывает город Торопец.
В конце 1508 года Литва начала мирные переговоры, в начале следующего
года заканчивающиеся договором, по которому король признавал за Москвою
Северщину. Князья Глинские, присягнув на верную службу русскому государю,
двинулись на Русь. Военные действия показали, что ее войско еще не готово к
борьбе за Смоленск. Требовались мощные пушки, способные разрушать каменные
стены и башни.
Весной 1512 года, русские войска отразили поход пяти сыновей крымского
хана Менгли-Гирея на города Белев, Одоев, Козельск и Алексин, а затем и на
Рязань. Было установлено, что крымчаков "наводил" на московские земли
Сигизмунд I.
Осенью 1512 года польский король посадил в темницу вдову брата
Александра – Елену Ивановну, где она вскоре умерла. Василий III Иванович
послал Сигизмунду I "разметные грамоты" с объявлением войны. Великий князь
вместе с братьями во главе русского войска осадил Смоленск. Взять
первоклассную крепость того времени не удалось из-за недостатка осадной
артиллерии и действий крымских отрядов в тылу.
Летом 1513 года начался второй поход на Смоленск. Теперь удалось
сильными "сторожами"-заставами – обезопасить себя от нападений со стороны
Крыма. В русском войске насчитывалось около двух тысяч пищалей. Больше
месяца длились безуспешные попытки овладеть крепостью на берегах Днепра.
Сильный литовский гарнизон отразил все приступы. В ходе одного из них
полегло 2 тысяч русских ратников. Был отбит и ночной штурм Смоленска.
Шесть недель продолжалась осада крепости. Видя тщетность военных усилий,
Василий III приказал отойти от Смоленска. Но уже в феврале 1514 года
принимается решение о третьем походе на Смоленск. Однако осуществить его
удалось только в конце лета. Русские полки стояли в готовности отразить
нападение крымского хана в Туле и рубежах по рекам Оке и Угре.
Польский король и великий литовский князь тоже длительно готовился к
борьбе за Смоленск. Сейм принимает решение о найме семи тысяч польских
пехотинцев-жолнеров. Вводится поголовный налог для покрытия военных
расходов: грош – с крестьянина, два гроша – со знатных людей и злотый – с
урядника.
Король Сигизмунд I очень надеялся на неприступность смоленской твердыни.
Он писал: "Крепость мощна благодаря самой реке, болотам, а также благодаря
человеческому искусству, благодаря бойницам из дубовых брусьев, уложенных
срубом в виде четырехугольников, набитых глиной изнутри и снаружи; окружена
она рвом и столь высоким валом, что едва видны верхушки зданий, а сами
укрепления не могут быть разбиты ни выстрелами из орудий, ни таранами, да и
не подрыться под них, не разрушить или сжечь при помощи мин, огня или
серы".



3. ВОССОЕДИНЕНИЕ СМОЛЕНСКА С ОТЧИЗНОЙ.

В третьем Смоленском походе общие силы русской рати насчитывали около 80
тысяч человек. Польские хронисты называют количество орудий, из которых
обстреливалась крепость – от 140 и даже 300! Для осадных орудий укреплялись
мосты через реки или строились новые.
29 июля 1514 года смоленскую крепость начали обстреливать из "большого
наряда" – тяжелой артиллерии. То там, то здесь стали рушиться участки
крепостной стены. Чтобы мешать осажденным их восстанавливать,
образовавшиеся бреши день и ночь обстреливали русские "пищальники". В
городе начались пожары. Уже на второй день бомбардировки смоленский
гарнизон вкинул белый флаг.
С присоединением Смоленщины все русские земли оказались объединенными
вокруг Москвы. Новая граница с Великим княжеством Литовским держалась весь
XVI век. Теперь внеполитическая ситуация на западном порубежье изменилась в
пользу Руси.
В память о взятии древнего Смоленска, Василий III Иванович в 1524 году
за две версты от Москвы, на месте бывшего Саввина монастыря, построил
Новодевичий монастырь. Там самодержец "всея Руси" отметил возвращение
Смоленщины в состав Русского государства. В 1525 году иконостас нового
монастыря украсила знаменитая икона Смоленской Богородицы, списанная в 1456
году при Василии II Темном с древней иконы, названной Одигитрия
(Путеводительница) и установленной в смоленском храме, построенном еще
Владимиром Мономахом в 1101 году.



3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВАСИЛИЯ III.

Трудно переоценить значение эпохи Ивана III во внешнеполитической
истории России. Страна стала важным элементом восточно- и североевропейской
подсистемы государств. Западное направление становится, и притом надолго –
ведущим в русской дипломатии. Внутренние сложности Литовского княжества,
особенности курса Казимира Старого были прекрасно использованы московским
правительством: западная граница была отодвинута на сотню с лишним
километров, практически все Верховские княжества и Северная земля перешли
под власть Москвы. Важной и самостоятельной частью внешней политики стал
балтийский вопрос: Россия добивалась гарантий равных условий – правовых и
экономических – участия русских купцов в морской торговле. Связи с Италией,
Венгрией, Молдовой обеспечили мощный приток в страну специалистов разного
профиля и многократно расширили горизонт культурного общества.
После свержения зависимости от Большой Орды и ее окончательной
ликвидации Россия объективно становится сильнейшим государством в бассейне
Волги по экономическому, демографическому и военному потенциалу.
Рождавшееся Российское государство прочно вошло в сложную систему
международных отношений.
Продолжая внешнеполитическую линию отца, Василий III в 1516-1517 годах
непрерывно ведет переговоры с Данией, Тевтонским орденом, Османской
империей, Казанью и Крымским ханством. Москва активно искала пути
примирения с воинственными союзниками и искала союзников против них. Руси
удалось заключить с Данией договор, направленный против польского и
шведского королевств.
В 1517 году император Максимилиан направил в Москву посла Сигизмунда фон
Герберштейна, оставившего после себя большой труд в Московии. Империя
решила стать посредником в мирных переговорах Руси и Литвы, предлагая
вернуть Руси Смоленск. Василий III Иванович решительно отверг такое
предложение.
Король Сигизмунд I попытался в ходе переговоров оказать силовое давление
на Русь. Отправив посольство в Москву, он сам во главе армии двинулся на
Псковщину. Попытка взять штурмом пограничный город Опочку не удалась, а
подоспевшая русская рать наголову разбила литовцев. Только получив известие
о победе, государь "всея Руси" начал мирные переговоры с королевскими
послами.
Весной 1519 года заключается мирный союз с Крымским ханством против
короля Сигизмунда I и "Ахматовых детей". Хан Мухаммед-Гирей на время избрал
для набегов север. Летом того же года его сын Богатырь-Салтан с 40-тысячным
войско совершил набег на Волынь, опустошив районы Люблина и Лобова, разбив
20-тысячное войско короля под Соколом у Буга.
Одновременно русские войска развернули боевые действия в центральной
Белоруссии. Взяв много пленных, они в конце года отошли к Вязьме. Однако
король не желал подписывать с Москвою мирный договор на ее условиях –
камнем преткновения оставался Смоленск. Ввязавшийся в войну против Польши
Тевтонский орден был разбит.
Вскоре отношения между Москвой и Крымом резко ухудшились. В декабре 1518
года умер казанский царь Мухаммед-Эмин, и Василий III посадил на его трон
царевича Шигалея. Тем самым Казанское ханство становилось московским
протекторатом, что стало прямым вызовом Крымскому ханству, претендовавшему
на роль лидера среди остатков Большой Орды. К тому же Шигалей был из рода
астраханских ханов, врагов крымских.
Шигалей не долго продержался на престоле – по характеру он оказался
злобным человеком и бездарным властителем. Против него ополчилась казанская
знать и весной 1521 года прогнала его из столицы.
Хан Мухаммед-Гирей посадил на казанский трон брата Сагиба-Гирея.
Московский воевода был ограблен, выслан из Казани, а многие из его слуг
перебиты.


4. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ВАСИЛИЯ III.

Последние годы правления великого князя Василия III Ивановича прошли в
спокойной обстановке для государства. Руси не грозила новая военная
опасность со стороны Польши и Литвы, Швеции. Да и Крымское ханство, со
своими внутренними проблемами, серьезно не угрожало. Лишь южные русские
границы тревожили небольшие разбойные отряды, которые легко разбивала
порубежная стража.
Беспокоило государя только Казанское ханство с его внутренними
неурядицами. В 1532 году там произошел очередной государственный переворот.
Династию Гиреев, пришедшую в Казань из Крыма, отстранили от власти. К ней
пришел московский ставленник – хан Джан-Али.
Первыми признаками процветания Русского государства явилась успешно
развивавшаяся торговля. Крупнейшими центрами помимо Москвы стали Нижний
Новгород, Смоленск и Псков. Великий князь заботился о развитии торговли, о
чем постоянно указывал своим наместникам.
Развивались и ремесленные промыслы. Во многих городах возникли
ремесленные пригороды – слободы. Страна обеспечивала себя, по тем временам,
всем необходимым и была готова вывозить товаров больше, чем ввозить то, в
чем нуждалась. Богатство Руси, обилие пахотных земель, лесных угодий с
драгоценной пушниной, единодушно отмечают иностранцы, посещавшие Московию в
те годы.
При Василии III продолжает развиваться градостроительство, возведения
православных храмов. Итальянец Фиораванти строит в Москве, по образцу
Успенского собора во Владимире, кремлевский Успенский собор, который
становится главной святыней Московской Руси. Собор будет образом для
русских мастеров храмового дела на многие десятилетия.
При Василии III завершается постройка Кремля – в 1515 году возводится
стена вдоль реки Неглинной. Московский Кремль превращается в одну из лучших
крепостей Европы. Являясь резиденцией монарха, Кремль становится символом
Российского государства вплоть до наших дней.
Во время правления Василия III Ивановича русские летописцы изменили
стиль писания. Они стали соблюдать должное почтение к фигуре самодержца.
Теперь они уже не выражали в летописях сомнения в мудрости государя и не
обличали трусость правителей на поле брани. Может быть, именно поэтому до
нас не дошли развернутые характеристики отца Ивана Грозного, и особенно те,
что касались его личности.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Можно утверждать, что это был человек незаурядных способностей. Вся его
государственная деятельность на протяжении трети столетия свидетельствует,
что великий московский князь был трезвым и осторожным политиком. При нем
заметно возрос престиж Русского государства в Европе. Причем там теперь
считались не только с его военной силой, но и с торговым потенциалом,
людскими и земельными ресурсами. В Москву потянулись ученые иноземцы, видя
здесь хорошую перспективу для деятельности.
Вместе с тем Василий III Иванович являл собой вероломного и
честолюбивого правителя. Он всеми средствами добивался сосредоточения
полноты государственной власти на объединенных русских землях в собственных
руках с тем, чтобы передать эту власть законному наследнику, продолжателю
великокняжеской династии. В этом монарх преуспел, хотя и удалось ему такое
с превеликим трудом.
В оправдание Василия III можно сказать следующее. В средствах достижения
поставленной цели он мало чем отличался от других государей Европы и
Востока. Тогда все средства оправдывали цель, и в борьбе за власть не
щадили родных братьев.
В пятьдесят три года самодержец вторично стал отцом. Великая княгиня
Елена 30 октября 1532 года родила сына, которого нарекли Юрием. Позднее
выяснилось, что ребенок родился неполноценным – "не смышлен и прост и на
все добро не строен". Однако отцу об этом не суждено было узнать.
На охоте под Волоколамском у государя "всея Руси" открылся смертельный
недуг. Случилось это в конце сентября 1533 года. Болезнь поразила Василия
III во время переезда из Троице-Сергиева монастыря на Волок. Несмотря на
все принятые меры, недуг быстро прогрессировал.
Вернувшись в столицу, больной великий князь собрал близких себе людей
для обсуждения вопроса государственной важности – составления посмертного
завещания. Это был любимый младший брат Андрей, Михаил Захарьин, главный
обличитель Максима Грека на церковном соборе, бояре, князь Василий Шуйский
и Михаил Воронцов, казначей Петр Головин и первый великокняжеский любимец
дворецкий Иван Шигана-Поджамн. С ними государь держал совет о своем великом
княжении, о малолетнем сыне-наследнике – "понеже сын его млад", и "како
строиться царству после него".
Последние дни жизни Василия III Ивановича показали, что его смерть
послужит сигналом к борьбе за власть в боярской верхушке, которую
самодержец давно отстранил от решения важнейших государственных вопросов.
Эта борьба началась уже при утверждении именного состава опекунского совета
при Иване IV.
Умирающий Василий III Иванович не без причин опасался, что бояре, не
забывшее его опал и тюремных "сидений" в "железе", не пощадят малолетнего
наследника и вдовую великую княгиню. Поэтому в круг опекунов вводятся еще
три человека: известный неукротимым нравом князь Михаил Глинский, князь
Иван Шуйский, брат Василия Шуйского, и Михаил Тучков-Морозов, племянник
Михаила Захарьина. Уже в самом составе предстояло вести смертельную борьбу
за место великокняжеского трона и за сам трон.
В ночь с 3 на 4 декабря 1533 года великий московский князь Василий III
Иванович скончался в Кремлевском дворце в возрасте 54 лет. Новой главой
Русского государства стал трехлетний Иван IV Васильевич.
В ту ночь для истории государства Российского ушел из жизни "последний
собиратель земли Русской".



СНОСКИ.

1. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. М., 1996 г. стр. 46.
2. см. там же, стр. 51.
3. см. там же, стр. 52.
4. Заичкин И.А. Русская история. М., 1992 г. стр. 102.
5. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России с древнейших времен до наших
дней. М., "Проспект" , 1999 г.. стр. 67
6. Творогов О.В. Древняя Русь. С-П.. 1994 г. стр. 118.
7. Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л., 1989 г. стр.
62.
8. см. там же, стр. 63.

Список литературы:

1. Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л., 1989г.
2. Борисов Н.С. Русские полководцы XIII-XVI веков. М., 1993г.
3. Заичкин И.А. Русская история. М., 1992 г.
4. Зуев М.Н. История России. М.,1995Г.
5. Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988г.
6. Каргалов В.В. Конец ордынского ига М., 1984 г.
7. Кобрин В. Иван Грозный. М., 1989 г.
8. Скрынников Р.Г. Иван Грозный и его время. М., 1991 г.
9. Творогов О.В. Древняя Русь. С-П., 1994г.
10. Усов В. Цари и скитальцы. Л., 1988 г.







Новинки рефератов ::

Реферат: Характеристика Австралии (География)


Реферат: Классические системы гадания (Религия)


Реферат: Особенности правового развития лизинга в России (Предпринимательство)


Реферат: Визитная карточка Украины (География)


Реферат: Атомное ядро (Физика)


Реферат: Выдающиеся деятели Чувашии (История)


Реферат: Формирование экологической культуры как фактор социализации личности средствами народной педагогики (Социология)


Реферат: Система физического воспитания в КНР (Спорт)


Реферат: Личные неимущественные права (Гражданское право и процесс)


Реферат: Государственное социальное страхование (Страхование)


Реферат: Роль самооценки в самовоспитании старших школьников (Педагогика)


Реферат: Операционный усилитель (Технология)


Реферат: Специфика воспитания детей в различных по структуре семьях (Социология)


Реферат: Что является CDMA (Разделение Кодекса Многократный Доступ) (?) (Программирование)


Реферат: Группа как функциональная единица (Социология)


Реферат: Мировая политика и международные отношения (Политология)


Реферат: Операции коммерческих банков на примере банка "Украина" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Договоры на выполнение работ: понятие, виды (Гражданское право и процесс)


Реферат: Образование 19в в Казани (История)


Реферат: Биогеоценозы (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист