GeoSELECT.ru



Исторические личности / Реферат: Суворов Александр Васильевич 1730-1800 гг. (Исторические личности)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Суворов Александр Васильевич 1730-1800 гг. (Исторические личности)



ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ



____________________________
____________________________



Научный руководитель
______________________________
______________________



Таганрог, 2001
ПЛАН:


Введение

1. Основные этапы жизни А.В. Суворова, его подвиги и заслуги
2. Тактика Суворова
3. Воспитание военных
4. Стратегия Суворова
5. Управление войсками
6. Оборона
Заключение
Литература



Военную службу начал в 13 лет рядовым лейб-гвардии Семёновского
полка. Боевое крещение получил в период семилетней войны 1756-1763 гг. В
русско-турецкой войне 1768-1774 гг. – сподвижник П. Румянцева. Прославился
в русско-турецкой 1787-1791 гг. победами при Фокшанах и Рымнике, взятием
Измаила. В 1799 г. возглавил Итальянский и Швейцарский походы. Выиграл
более 60 сражений и боёв. Автор «Науки побеждать».
После взятия в 1790 г. Измаила, считавшегося ранее неприступным,
Суворов приехал к Г. Потёмкину, и тот встретил его с распростёртыми
объятьями. «Чем могу наградить тебя, Александр Васильевич?» – спросил он.
Уважая Потёмкина, Суворов всё же ответил с самолюбием: «Кроме бога и
матушки государыне, меня никто другой наградить не может». Но не менее
самолюбив был и Потёмкин, фаворит императрицы, и Суворов не получил за
Измаил звания фельдмаршала, ожидавшегося им, оставшись генерал-аншефом.
Когда в 1794 г. Екатерина направляла в Польшу войска для усмирения
беспорядков, командовать ими она решила назначить Суворова. Довольная своим
выбором, она говорила всем: «Я направляю в Польшу двойную силу – армию и
Суворова».
Действуя с соблюдение гуманности, но решительно, Суворов вскоре взял
Варшаву и послал Екатерине лаконичный рапорт: «Всемилостивейшая Государыня,
ура! Варшава наша!» Екатерина ответила ещё короче: «Ура, фельдмаршал
Суворов!» Генерал-аншефу Суворову особенно понравилось второе из этих трёх
слов. Он стал фельдмаршалом.
Любимым конём у Суворова был Мишка, которого ему подарили донские
казаки. Конь был смелый, на нём Суворов сражался у Рымкина и брал Измаил.
Но Мишке не повезло: его ранило в ногу, и, лекари пулю извлекли, у коня
осталась хромота. Суворов отправил его не в обоз, а к себе домой, в имение
Кончанское, и сообщил старосте письмом, что конь «за верную службу
переведён в отставку и посажен на пенсию».

ВВЕДЕНИЕ

Имя великого полководца Александра Васильевича Суворова пользуется не
только всесветной славой, но и огромной популярностью среди всех классов
общества России. Его громкие подвиги, оригинальный склад характера,
простота привычек, отеческое отношение к солдатам - всё это вместе
способствовало тому. В воображении народа мало-помалу сложился тип какого-
то чудо-богатыря, для которого не существует ни преград, ни трудностей,
который всё преодолевает, которому все подчиняются и который у ступений
трона остаётся всё тем же прямодушным солдатом-рубахой, который спит на
голой земле, встаёт до петухов и рубит правду-матку, не стесняясь, в глаза.

Более чем пятидесятилетняя военная деятельность Суворова, охватывающая
вторую половину XVIII века, отмечена замечательными победами русской армии.
Победы Суворова в войнах высоко подняли авторитет России, создали ей славу
могущественной державы, обладающей сильной армией и высоким уровнем
военного искусства. Огромное полководческое дарование Суворова сочеталось с
его высокой общей и военной образованностью, с постоянным стремлением к
прогрессу. Суворов был очень образованным человеком: он интересовался
философией, историей, географией, математикой, литературой и восемь
языками: финским, турецким, английским, французским, немецким и т. д.
Суворов всегда говорил своему начальству, что с народом, с которым ты
воюешь, нужно разговаривать на их родном языке.

| | | |
|Великий русский | | |
|полководец Александр | | |
|Васильевич Суворов | | |
|родился 26 (13) ноября | | |
|1730 года в Москве. | | |
|Один из | | |
|основоположников | | |
|русского военного | | |
|искусства, | | |
|генералиссимус (1799), | | |
|граф Рымникский (1789),| | |
|князь Италийский | | |
|(1799). Родился в семье| | |
|сенатора, | | |
|генерал-аншефа. С | | |
|детских лет проявил | | |
|тягу к военному делу, | | |
|под руководством отца | | |
|изучал артиллерию, | | |
|фортификацию, военную | | |
|историю. В 1742 году | | |
|зачислен мушкетером в | | |
|лейб-гвардии | | |
|Семеновский полк, в | | |
|котором в 1748 году | | |
|начал действительную | | |
|военную службу | | |
|капралом. В 1754 году | | |
|получил первый | | |
|офицерский чин поручика| | |
|и назначен в | | |
|Ингерманландский | | |
|пехотный полк. | | |
|В 1756-1758 гг. служил | | |
|в Военной коллегии. | | |
|Начало боевой | | |
|деятельности относится | | |
|к Семилетней войне | | |
|1756-1763 гг. С 1759 | | |
|года - офицер главной | | |
|квартиры русской | | |
|действующей армии. | | |
|Участвовал в сражении | | |
|под Кунерсдорфом и во | | |
|взятии Берлина (1760). | | |
|В 1761 году командовал | | |
|отрядом, который | | |
|содействовал осадному | | |
|корпусу П.А.Румянцева в| | |
|овладении Кольбергом. С| | |
|1762 года - полковник, | | |
|командир Астраханского | | |
|пехотного полка. В | | |
|1763-1769 гг. | | |
|командовал Суздальским | | |
|пехотным полком, где | | |
|составил "Полковое | | |
|учреждение" - | | |
|инструкцию, содержавшую| | |
|основные положения и | | |
|правила по воспитанию | | |
|солдат, внутренней | | |
|службе и боевой | | |
|подготовке войск. | | |
|В 1768-1772 гг. в чинах| | |
|бригадира (1768) и | | |
|генерал-майора (1770) | | |
|участвовал в военных | | |
|действиях против | | |
|польских конфедератов. | | |
|Командуя бригадой и | | |
|отдельными отрядами, | | |
|одержал победы под | | |
|Ореховом (1769), | | |
|Ландскруной, Замостьем | | |
|и Столовичами (1771), | | |
|овладел Краковским | | |
|замком (1772). В 1773 | | |
|году добился назначения| | |
|на Балканский театр | | |
|русско-турецкой войны | | |
|1768-1774 гг. в 1-ю | | |
|армию фельдмаршала | | |
|П.А.Румянцева. В мае и | | |
|июне 1773 года отряд | | |
|Суворова совершил два | | |
|удачных поиска и разбил| | |
|турок у Туртукая. В | | |
|сентябре 1773 года, | | |
|обороняя Гирсово, | | |
|отразил наступление | | |
|турецких войск и нанес | | |
|им значительный урон. В| | |
|июне 1774 года при | | |
|Козлудже разгромил | | |
|40-тысячную турецкую | | |
|армию. | | |
|В августе 1774 года был| | |
|направлен для участия в| | |
|подавлении Крестьянской| | |
|войны под | | |
|предводительством | | |
|Е.И.Пугачева | | |
|(1773-1775), но | | |
|восставшие были разбиты| | |
|правительственными | | |
|войсками фактически еще| | |
|до его прибытия. В | | |
|1776-1779 гг. | | |
|А.В.Суворов командовал | | |
|войсками в Крыму и на | | |
|Кубани, сыграл большую | | |
|роль в подготовке | | |
|присоединения Крыма к | | |
|России. В 1780-1782 гг.| | |
|находился в Астрахани, | | |
|готовя поход в Персию, | | |
|который не состоялся. В| | |
|1782-1784 гг. | | |
|командовал Кубанским | | |
|корпусом, руководил | | |
|строительством | | |
|Кубанской укрепленной | | |
|линии. Деятельность | | |
|Суворова в Крыму и на | | |
|Кубани имела важное | | |
|значение для | | |
|обеспечения | | |
|безопасности южных | | |
|границ России. В | | |
|1785-1787 гг. Суворов | | |
|последовательно | | |
|командовал | | |
|Владимирской, | | |
|Петербургской и | | |
|Кременчугской | | |
|дивизиями. | | |
|С началом | | |
|русско-турецкой войны | | |
|1787-1791 гг. в чине | | |
|генерал-аншефа (1786) | | |
|руководил обороной | | |
|Херсон-Кинбурнского | | |
|района. В октябре 1787 | | |
|года у Кинбурна его | | |
|войска уничтожили | | |
|десант противника. В | | |
|1788 году участвовал в | | |
|осаде Очакова. В 1789 | | |
|году одержал крупные | | |
|победы у Фокшан и при | | |
|Рымнике. В декабре 1790| | |
|года русские войска под| | |
|командованием | | |
|А.В.Суворова штурмом | | |
|овладели сильной | | |
|турецкой крепостью | | |
|Измаил. | | |
|С 1791 года командовал | | |
|русскими войсками в | | |
|Финляндии, руководил | | |
|строительством | | |
|укреплений на границе | | |
|со Швецией. В 1792-1794| | |
|гг. командовал войсками| | |
|на Юге России. Затем | | |
|принимал участие в | | |
|польском походе (1794).| | |
|В 1794-1795 гг. | | |
|командовал войсками в | | |
|Польше, в 1795-1796 гг.| | |
|- на Украине, имея | | |
|штаб-квартиру в | | |
|Тульчине. В этот период| | |
|он написал свою | | |
|знаменитую "Науку | | |
|побеждать" - выдающийся| | |
|памятник русской | | |
|военной мысли. | | |
|Сторонник | | |
|"просвещенной" | | |
|монархии, А.В.Суворов | | |
|выступал против | | |
|насаждения императором | | |
|Павлом I прусских | | |
|палочных порядков в | | |
|русской армии, что | | |
|вызвало враждебное | | |
|отношение к нему со | | |
|стороны придворных | | |
|кругов. В феврале 1797 | | |
|года Суворов был уволен| | |
|в отставку и выслан в | | |
|свое имение - село | | |
|Кончанское. | | |
|В 1798 году Россия | | |
|вступила во 2-ю | | |
|антифранцузскую | | |
|коалицию | | |
|(Великобритания, | | |
|Австрия, Турция, | | |
|Королевство обеих | | |
|Сицилий). По настоянию | | |
|союзников Павел I | | |
|вынужден был назначить | | |
|А.В.Суворова | | |
|главнокомандующим | | |
|русскими войсками в | | |
|Северной Италии. В его | | |
|ведение передавались и | | |
|австрийские войска. В | | |
|ходе Итальянского | | |
|похода Суворова 1799 | | |
|года союзная | | |
|русско-австрийская | | |
|армия под его началом | | |
|одержала блестящие | | |
|победы в сражениях на | | |
|реке Адда, реке | | |
|Треббия, и при Нови, | | |
|разгромив три | | |
|французские армии. В | | |
|короткий срок Северная | | |
|Италия была освобождена| | |
|от французского | | |
|господства. Победы | | |
|союзников были | | |
|обусловлены главным | | |
|образом высокими | | |
|морально-боевыми | | |
|качествами русских | | |
|войск и выдающимся | | |
|полководческим | | |
|искусством Суворова. | | |
|После освобождения | | |
|Северной Италии Суворов| | |
|предполагал развернуть | | |
|наступление на Францию,| | |
|нанося главный удар в | | |
|направлении | | |
|Гренобль-Лион-Париж. Но| | |
|этот план был сорван | | |
|союзниками, | | |
|опасавшимися усиления | | |
|влияния России в районе| | |
|Средиземного моря и | | |
|Италии. Великобритания | | |
|и Австрия решили | | |
|удалить русскую армию | | |
|из Северной Италии. | | |
|Суворову было | | |
|предписано, оставив в | | |
|Италии австрийские | | |
|войска, во главе | | |
|русских войск | | |
|направиться в | | |
|Швейцарию, соединиться | | |
|с действующим там | | |
|корпусом | | |
|А.М.Римского-Корсакова | | |
|и оттуда наступать | | |
|против Франции. В | | |
|сентябре 1799 года | | |
|проходил героический | | |
|Швейцарский поход | | |
|Суворова, ставший | | |
|крупным достижением | | |
|военного искусства. | | |
|Русская армия показала | | |
|невиданный героизм, дав| | |
|поучительные примеры | | |
|авангардных и | | |
|арьергардных боев, | | |
|искусных обходов | | |
|вражеских позиций, | | |
|тактического окружения | | |
|и полного уничтожения | | |
|окруженного противника.| | |
| | | |
|В октябре 1799 года | | |
|Россия разорвала союз с| | |
|Австрией. Суворову было| | |
|приказано возвратиться | | |
|в Россию, где его ждала| | |
|новая опала. Жестокая | | |
|несправедливость | | |
|надломила силы | | |
|полководца и ускорила | | |
|его кончину. Суворов | | |
|умер в Петербурге 19 (6| | |
|мая) 1800 года. | | |
|Похоронен в | | |
|Александро-Невской | | |
|лавре. На надгробной | | |
|плите высечена краткая | | |
|надпись: "Здесь лежит | | |
|Суворов". | | |
|А.В.Суворов вошел в | | |
|мировую историю как | | |
|гениальный полководец и| | |
|военный мыслитель. Был | | |
|одним из образованных | | |
|людей своего времени. | | |
|Оставил огромное | | |
|военно-теоретическое и | | |
|практическое наследие. | | |
|Дал за свою жизнь более| | |
|60 сражений и боев и | | |
|все выиграл. Стратегия | | |
|Суворова отличалась | | |
|исключительной | | |
|активностью и | | |
|решительностью. Главной| | |
|целью военных действий | | |
|ставилось уничтожение | | |
|армии противника в | | |
|открытых полевых | | |
|сражениях. Основным | | |
|способом стратегических| | |
|действий считалось | | |
|наступление. В | | |
|отдельных случаях | | |
|Суворов считал | | |
|возможным прибегнуть и | | |
|к обороне и даже к | | |
|отступлению в интересах| | |
|сохранения войск от | | |
|удара превосходящего | | |
|противника. Большое | | |
|значение Суворов | | |
|придавал массированию | | |
|сил и средств на | | |
|важнейших направлениях.| | |
| | | |
|Суворов был не только | | |
|великим стратегом, но | | |
|также и непревзойденным| | |
|тактиком. Особой его | | |
|заслугой было | | |
|совершенствование | | |
|тактики колонн в | | |
|сочетании с рассыпным | | |
|строем. При этом | | |
|рационально сочетались | | |
|огонь и штыковой удар. | | |
|Суворовская тактика | | |
|основывалась на | | |
|тщательном учете | | |
|обстановки, быстроте и | | |
|внезапности действий. | | |
|Дошла до нашего времени| | |
|разработанная Суворовым| | |
|система обучения и | | |
|воспитания войск. В ее | | |
|основе лежало | | |
|убеждение, что человек | | |
|является решающим | | |
|фактором победы. | | |
|Суворов был врагом | | |
|бессмысленной муштры, | | |
|стремился пробудить в | | |
|солдатах патриотическую| | |
|гордость за свое | | |
|Отечество, приучить к | | |
|смелым, инициативным и | | |
|искусным действиям в | | |
|самых разнообразных | | |
|условиях боевой | | |
|обстановки. Требовал | | |
|обучать тому, что нужно| | |
|на войне. Добивался от | | |
|подчиненных ясного | | |
|понимания существа | | |
|стоящих перед ними | | |
|задач. «Каждый воин»,- | | |
|учил он,- «должен | | |
|понимать свой маневр». | | |
|Проявлял неустанную | | |
|заботу о солдатах, их | | |
|быте и нуждах, разделял| | |
|с ними все тяготы | | |
|походной жизни, питался| | |
|из одного котла. | | |
|Завоевал безграничное | | |
|доверие и любовь солдат| | |
|и офицеров. | | |
|Полководческая | | |
|деятельность Суворова | | |
|оставила глубокий след | | |
|в истории русской | | |
|армии. Последователь | | |
|Петра I и ученик | | |
|П.А.Румянцева, | | |
|А.В.Суворов воспитал | | |
|плеяду замечательных | | |
|русских полководцев и | | |
|военачальников, среди | | |
|которых наиболее | | |
|выдающимися были | | |
|М.И.Кутузов и | | |
|П.И.Багратион. На | | |
|передовых идеях | | |
|Суворова воспитаны | | |
|Д.А.Милютин, | | |
|М.И.Драгомиров, | | |
|А.А.Брусилов и другие | | |
|известные русские | | |
|военные деятели. | | |
|В период Великой | | |
|Отечественной войны | | |
|Президиум Верховного | | |
|Совета СССР своим | | |
|Указом от 29 июля 1942 | | |
|года учредил военный | | |
|орден Суворова трех | | |
|степеней. Состоялось | | |
|свыше 7 тысяч | | |
|награждений этим | | |
|орденом. Постановлением| | |
|СНК СССР и ЦК ВКП(б) 21| | |
|августа 1943 года | | |
|созданы суворовские | | |
|военные училища. В | | |
|России есть музеи | | |
|Суворова, в его честь | | |
|воздвигнуты памятники, | | |
|его именем названы | | |
|населенные пункты, | | |
|площади и улицы во | | |
|многих городах. В | | |
|системе государственных| | |
|наград Российской | | |
|Федерации сохраняются | | |
|военный орден Суворова,| | |
|а также вновь | | |
|учрежденная медаль | | |
|Суворова. А.В.Суворов -| | |
|один из наиболее | | |
|любимых национальных | | |
|героев русского народа.| | |
| | | |
|В 1994 г. Указом | | |
|Президента Российской | | |
|Федерации учреждена | | |
|медаль Суворова. | | |

Далее, я более подробнее опишу заслуги А.В. Суворова как стратега,
тактика и основоположника военной доктрины.
2.ТАКТИКА

Наиболее важной особенностью в тактике Суворова являлось широкое
применение маневра. Линейный боевой порядок западноевропейских армий
исключал возможность маневрировать на поле боя. Длинные линии боевого
порядка требовали для боя ровной открытой местности, а в ночных они были
совершенно не пригодны. В последующей своей деятельности Суворов силою
отбросил все старые формы боевого порядка и ввел новые - в виде ротных и
батальонных каре и колонн. Он с блестящим результатом использовал их. при
таком строении войска были способны вести боевые действия в любой
местности, в любое время года, днем и ночью. Так же для Суворова
наступление или оборона, встречный бой или штурм крепости не мыслились без
маневра. О тактике Суворова часто писали, что она основывается на штыковом
ударе и отрицании огня. Такой взгляд основан на некритичной оценке
отдельных высказываний полководца: "Пуля - дура, а штык-молодец". Суворов,
будучи настойчивым сторонником наступательного боя, считал главным его
моментом штыковую атаку, но он не забывал и о важности огня. В тактике боя
Суворов тесно сочетал огонь, маневр и удар холодным оружием. Он
подчеркивал, что "пехотные огни открывают дорогу к победе", и, вместе с
тем, внедрял в войска высокое мастерство сокрушительного штыкового удара.
Именно не были в состоянии достигнуть полководцы западноевропейских армий,
когда они пытались перенять тактические основы Суворова. Как известно, при
построении войск для боя в форме линии признавалось только равномерное
распределение сил по фронту. Но Суворов же в зависимости от
противника и обстановки сосредотачивал силы на решающем участке поля
сражения. Отличие тактики Суворова от взглядов на ведение боя,
существовавших в то время, с еще большей силой выражено в той роли, которая
отводилась резерву. В то время, как в линейном боевом порядке резерв
недооценивался, у Суворова он являлся постоянным элементом боевого порядка.
Резерв Суворов рассматривал как средство, с помощью которого полководец
имеет возможность влиять на ход боя. Резерв и глубокое построение
боевого порядка позволили Суворову не опасаться за свои фланги и отбросить
шаблонное правило западноевропейских тактиков, которые, по словам
полководца, "непременно притыкали фланги к чему-нибудь, хоть в навозной
куче и луже, не справившись, достаточно ли в луже воды для плаванья
лягушек." Суворов был одним из первых создателей тактики горной войны.
Искусство суворовской тактики горной войны строилось на сочетании
фронтальной атаки с глубокими обходами и охватами в борьбе за перевал или
командную высоту. Так же Суворов внес много ценного и нового в практику
овладения крепостями противника. Не меньшее значение в тактике Суворова
имеет внезапность действий. Добиться того, чтобы умелой маскировкой,
ночными маршами, искусным маневрированием ввести противника в заблуждение и
тем самым создать элемент внезапности, означало в оценке Суворова поражение
врага. Большое значение для внезапности действий имели стремительные марши.
Войска Суворова в любое время года, по бездорожью, проходили свыше 40 км в
сутки, и, как правило, такой марш позволял достигнуть внезапности. Марш
Суворова всегда был тщательно продуман и обеспечивался высылкой вперед
рабочих команд для наведения мостов и исправления дорог. Марш совершался
скрытно, преимущественно, в ночное время. Войскам категорически запрещалось
брать излишние вещи, которые могли бы затруднять движение. Суворовские
методы управления войсками отличались от принятых западноевропейских
армиях, в которых разумная инициатива подчиненных не только не поощрялась,
но и считалась серьезным нарушением дисциплины. Суворов же добивался от
своих подчиненных начальников инициативы и частного почина. В своих
приказах он указывал общую идею боя, ставил задачу отдельным частям, давал
подробные указания и предупреждал возможные ошибки. Даже от солдат он
требовал осмысленного отношения к тому, что происходит на поле битвы.
Тактика Суворова была основана на глубоком знании природы боя, боевых и
моральных качеств русского солдата. Она исходила из стремления внезапным
ударом нанести противнику решительное поражение. Быстрота действий, широкий
маневр, инициатива подчиненных были характерными чертами суворовской
тактики. Этим, прежде всего, объясняются ее жизненность и сила, ее
передовой характер.

3. ВОСПИТАНИЕ

Во всей воспитательной системе Суворова чрезвычайно отчетливо виден ее
национальный характер. Суворов пытался внедрить в солдат национальный дух,
требовал, чтобы каждый солдат своими делами оправдывал воинские традиции
русского народа и преумножал их. В решающие моменты сражений, а чаще всего
перед их началом Суворов взывал, прежде всего, к национальным чувствам
солдат. Суворов был тесно связан с солдатской массой. Долгие годы находясь
в солдатской среде, разделяя с ним все опасности и трудности войны, он
изучал быт, нравы, характер русского солдата и сумел найти доступ к его
лучшим человеческим чувствам. Полководец с особой силой боролся в русской
армии прусских порядков. Это была борьба за русское национальное военное
искусство. Суворов высоко ставил значение солдата как защитника Отечества.
Через его воспитательную систему проходит основная идея, что солдат
является главной силой русской армии, что, проявляя заботу о солдате,
завоевав его доверие и любовь, можно требовать от войск высшего напряжения
на войне и побеждать любого противника. Для Суворова солдат был, прежде
всего, человеком, в котором необходимо воспитать и развить такие качества,
как стремление к победе, выносливость, решительность, храбрость,
инициативность. Вся система подготовки войск к войне - утомительные дневные
и ночные марши, проводившиеся по бездорожью и в любую погоду, проведение
стремительных сквозных атак, похожих на настоящие баталии, штурм
"крепостей" на учебных полях - все это приучало солдат быть "и в мирное
время как на войне"
Суворов развивал у подчиненных, и, прежде всего, у солдат, осознанное
отношение к своим обязанностям: не только офицер, но и солдат должен
понимать смысл сражения. Полководец так же заботился и о быте солдат. Он
требовал, чтобы у солдат простая, но здоровая пища, простая одежда и обувь,
чистота тела и белья. Суворов отличался чрезвычайной простотой в своих
отношениях с солдатами, часто беседовал с ними на житейские темы, знал их
нужды, а в тяжелые времена переносил вместе с ними тяготы войны. Солдаты
видели в Суворове не только знаменитого полководца, но и близкого им
заботливого и чуткого начальника и друга.
4. СТРАТЕГИЯ

Суворов оказал сильное влияние на развитие военного искусства в России
и на Западе не только как талантливейший мастер тактики, но и как
выдающийся стратег своего времени. Несмотря на все подвиги, Суворов был
лишен свободы действий. Он с настойчивостью добивался самостоятельности в
командовании войсками. Однако полной власти Суворов так и не получил, ему
всегда мешали то Потемкин, то Екатерина I, то Павел. Во многих победах,
которые были одержаны по плану и под руководством Суворова, его пытались
представить как тактика, но не как стратега. В период рассвета
полководческого таланта Суворова во всех европейских армиях господствовала
кордонная стратегия. Она характеризовалась равномерным развертыванием сил и
средств на театре военных действий с целью одновременного обеспечения своих
коммуникаций и направлений, имевших какое-либо военное назначение. Суворов
считал, что линейная тактика и кордонная стратегия являются прямым тормозом
в развитии военного искусства. Роль Суворова в том, что он создал новые,
более эффективные, формы стратегической борьбы, которые потом были переняты
многими полководцами Западной Европы.
5. УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ

Важной особенностью полководческого искусства является управление
войсками. Суворов считал за правило: чтобы ставить войскам задачи, нужно
точно знать, на что они способны. Полководец требовал от военачальников
представлять документальные данные о положении своих частей. Не менее
важное условие для управления военными действиями Суворов видел в знании
противника. "Никогда не пренебрегайте вашим противником, - говорил Суворов,
- но изучайте его войска, его способы действий; изучайте его сильные и
слабые стороны". Полководец считал за правило изучать противника непрерывно
и знать его верно. Особенно досконально изучал он неприятельские войска при
подготовке к операции. Причем интересен тот факт, что Суворов для полноты
знания противника требовал сообщать: фамилии командиров дивизий и
приблизительную их численность с тем, чтобы иметь возможность более точно и
более правильно оценить неприятеля. Суворов управлял войсками на военном
театре посредством общего приказа, который впоследствии получил название
директивы.
Новый метод управления предполагал предоставление починенным
военачальникам максимума самостоятельности. Суворов обосновал это тем, что
частный начальник знает местные условия. При предоставлении
самостоятельности Суворов исходил из не из особых качеств того или иного
подчиненного, а из лучшего знания им местных условий. Суворов предоставлял
самостоятельность в рамках приказа даже командирам частей и даже
подразделений, от которых требовал: "Держась повелением моих… поступать по
рассуждению своему, что лучше и полезнее может быть". Управление боем
Суворов основывал на решении командира, оформленном диспозицией (перед
боем) или приказанием (в ходе боя). От решений он требовал обоснованности,
а от приказаний - ясности и краткости. Творческое использование суворовских
идей в области управления войсками не потеряло своего значения и в наше
время.
6. ОБОРОНА

Признавая наступление в качестве основного способа ведения войны,
Суворов не отрицал и оборону. Оборона, по его взглядам, была связана с
недостатком сил для наступления, и оценивалась как слабая форма борьбы. В
обороне, по словам Суворова, "одно название уже доказывает слабость". В
расширенном виде оборона системой боевых участков нашла применение в конце
60-х годов в Крыму. Суворов разделил территорию на бригадные оборонительные
районы, по четыре боевых участка в каждом. Боевой участок, как правило,
занимался полком, усиленным от 6 до 18 орудий. Боевой участок состоял из
опорных пунктов, оборудованных инженерными сооружениями: фельдтажеми,
рентранжаментами, редутами и гарнизонами силой до роты. При недостатке
войск для занятия нескольких пунктов, полководец оборудовал позиции вблизи
них, чтобы не дробить силы. Так, не располагая достаточными силами для
прикрытия Старого Крыма Карасу-Базара, он приказал построить танец на пол
пути между ними и деревней Елбуза, расположив в нем роту пехоты
артиллерией, а в резерве за ней - пехотный батальон с кавалерией.
Суворов был того мнения, что в обороне вторжение противника - вполне
допустимое явление, которого не следует бояться, но которое следует
использовать в интересах обороняющегося. В принципе, Суворов не отрицал
также и отступления. При встрече с превосходящими силами противником он
считал, что "в том и состоит искусство, чтобы вовремя отступить без потери,
между тем как впоследствии пришлось бы все-таки уступить пост
превосходящему неприятелю". В отступлении полководец видел избежание
крупных потерь. Признавая равномерность применения всех видов борьбы в
теории, Суворов в личной практике предпочитал наступление, поэтому на
склоне своих лет говорил, что отступления не знал, как и не знал обороны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Александр Васильевич Суворов не проиграл ни одного сражения. Прошел
путь от солдата лейб-гвардии Семеновского полка до генералиссимуса.
Суворовская Наука побеждать величайший памятник русского военного гения
остается удивительно актуальным и поныне. Она написана не просто для
военных, а для чудо - богатырей. И не важно, вооружены ли эти чудо -
богатыри кремниевыми ружьями или самым современным оружием. А. В. Суворов
завершил разработку русской военной доктрины и сформулировал ее основные
принципы: самобытность, преобладание качественного элемента над
количественным, национальная гордость, сознательное отношение к своему
делу, инициатива, использование успеха до конца. А венец всему победа,
малой кровью одержанная. Благодарные потомки с глубоким уважением и
любовью произносят имя генералиссимуса Суворова, составляющее честь и славу
России.
Литература:






Реферат на тему: Суспільно-політична діяльність Костомарова

Академія праці і соціальних відносин
Федерації профспілок України



Реферат на тему:



Виконав:
Студент 21 групи
юридичного ф-ту
Саєнко Д.
Перевірила:
Третяк С.М.



КИЇВ-2001
ПЛАН
1. Народження видатного українського вченого;
2. Інтерес М.І. до України;
3. Діяльність у Кирило-Мефодієвському товаристві;
4. Ідеї Миколи Костомарова
Висновок
Список використаної літератури



Микола Іванович КОСТОМАРОВ (псевдоніми — Иєремія Галка, Іван
Богучаров), - народився 4 (16) травня 1817 року в слободі Юрасовка, нині
Ольховатского району Воронезької області, що входила тоді до складу
Слобідсько-Української губернії (теперішня Харківська область), у родині
поміщика, відставного капітана Івана Петровича Костомарова і кріпачки
Тетяни Петрівни Мельникової (згодом — Т. П. Костомарова). Помер 7квітня
1885 р.
Майбутній великий історик перемінив багато навчальних закладів,
здебільшого через незадоволеність рівнем знаннь викладачів. З воронезького
пансіону, куди його віддала мати, він перейшов відразу в третій з чотирьох
класів гімназії, а потім, у віці 16 років, єдиний із усіх гімназистів
поступив на історико-філологічний факультет Харківського університету. Не
знайшовши і тут серйозного викладання, юнак занурюється в античність і
удосконалює мови. 8 грудня 1837 року Радою університету був затверджений у
ступені кандидата, про що одержав посвідчення 28 листопада 1838 року.
Знайомство з М.Максимовичем, М.Гулаком, О.Марковичем, В.Білозерським,
П.Кулішем, Т.Шевченком та іншими видатними діячами української науки й
культури остаточно визначило інтерес М.Костомарова до культури та історії
українського народу.
Восени 1840р. Н. И. Костомаров здав магістерський іспит і одержав
дозвіл писати дисертацію на обрану тему. У 1841р. Він подав на факультет
дослідження “ПРО причини і характер унії в Західній Росії”, ще через рік
було прийнято до захисту. Але церковна влада, царська цензура й уряд
прийшли до висновку про те, що воно не гідно ученої дисертації як по
характері теми, так і через фактичний матеріал, що приводиться широко, про
аморальність духівництва, важких поборах з народних мас, а головне — про
повстання селян і козаків. За розпорядженням міністра освіти С. Уварова всі
надруковані екземпляри цієї роботи випливало знищити. (Але все-таки
залишилися три унікальних екземпляри книги, що є сьогодні великою
бібліографічною рідкістю.) Н. И. Костомарову дозволили писати дисертацію на
іншу тему. В другій дисертації Н. И. Костомаров провів, як він виразився,
свою задушевну думку “про вивчення історії на підставі народних пам'ятників
і знайомства з народом”, звертанні до життя народу в її різноманітті, тим
самим поставивши одним з перших у той час української історіографії нову
актуальнейшую проблему і зайняв у науці своєрідне місце на загальному тлі
військово-адміністративної історії. Навесні 1843 р. Н. И. Костомаров подав
на факультет дисертацію на тему ”Про історичне значення російської народної
поезії” і захистив її. 13 січня 1844 року він одержав ступінь магістра
історичних наук. Це була перша на Україні дисертація етнографічного
характеру.
Основною задачею суспільства Н. И. Костомаров вважав “поширення ідей
слов'янської взаємності як шляхами виховання, так і шляхами літературними”
Він був членом таємного Кирило-Мефодієвського товариства. Товариство
прагнуло здійснення планів інтеграції слов'янства у федерацію рівноправних
народів, позбавлених станового розподілу, "мерзенного кріпацтва" і котрі
будуть розвиватись в умовах свободи, просвіти, рівних прав народів, громад
і кожної людини. М.Костомаров розробляє програму та ідеологію братства, що
були закладені в основу "Книги Битія українського народу". Ця праця була
знайдена в жандармських архівах 1917 р. За своєю структурою, формою та
стилем вона нагадує Біблію. Костомаров використовує її сюжети, стиль, дух і
певною мірою повторює прийом Ї.Котляревського, "перелицьовуючи" й
пристосовуючи Старий Заповіт для викладу соціально-політичної програми
діяльності Кирило-Мефодіївського братства. Такий засіб цілком виправданий і
доцільний, бо для тодішнього масового читача подібний виклад матеріалу був
звичним, зрозумілим. Актуальність цього твору визначалася ще й популярністю
ідеології слов'янофільства та прагненням створити слов'янську федерацію
народів.
Соціально-політичне та культурно-історичне значення цього документа в
національній історії України величезне: вперше таємна організація
інтелігенції поставила гострі політичні й національні питання про
відродження нації та її державності в союзі вільних слов'янських народів,
про створення суспільства без соціального гніту, без царів і панів.
Ідея організації панслов'янського союзу вільних народів мала свої
причини, витоки й відобразила величезне коло соціальних, економічних,
політичних і національних проблем, які були характерні для Західної Європи
й слов'янських народів першої половини XIX ст.
Ідея “революційного об'єднання слов'ян” , що пропагувалася кирилло-
мефодиєвцами, виникла в них “за прикладом і під впливом такої ж ідеї
декабристів”. Поряд з цим варто підкреслити, що “Книга буття українського
народу”, виражаючи сутність ліберально-буржуазного крила суспільства,,
містить ряд помилкових положень про месіанську роль України з нібито
властивим їй демократизмом, вони ідеалістично трактують історичний процес і
питання історії України.
Кирило-Мефодіївське братство та його організатори, зокрема Микола
Костомаров, зосередили головну увагу саме на соціальних і політичних
питаннях. Ї хоч за своєю діяльністю організація не була радикально
революційною, вона страшенно налякала царизм. Адже центральними пунктами
програмних документів була боротьба проти кріпацтва, самодержавства,
встановлення демократичної системи державного управління, самостійний
розвиток кожної слов'янської держави в межах слов'янського федеративного
союзу.
В прокламації "До братів українців" М.Костомаров розкривав систему
політичної федеративної організації слов'ян, котрі мають поєднатись, але
"так, щоб кожен народ складав свою республіку й управляв своїми справами
незалежно від інших, щоб кожен народ мав свою мову, свою літературу і свій
власний устрій... Щоб був один сойм або Рада Слав'янства, де б сходилися
депутати... і рішали такі діла, котрі належать до цілого Союзу
Слав'янського. Щоб у кожній республіці була загальна рівність і свобода, а
станів щоб зовсім не було. Щоб депутатів
і урядовців вибирано не по роду, не по багатству, а по розуму й освіті".
"Книги Битія..." Костомарова дають підстави вважати, що єдина політична
організація слов'янських народів виводилась із їх спільного походження,
духовної спорідненості й подібності історичної долі. А додатковим
аргументом на користь цього припущення є ще одна праця Миколи Костомарова
"Слов'янська міфологія" (1846), написана на основі прочитаних ним лекцій у
Київському університеті. Провідною ідеєю її був показ духовної та
світоглядної єдності давніх слов'ян в доісторичні часи. "Слов'янська
міфологія" мала обгрунтувати прагнення кирило-мефодіївців до об'єднання
слов'янства не лише в єдине політичне тіло, а й у єдину духовну цілісність.
Про це свідчить і Статус Кирило-Мефодіївського братства, в якому
подається детальний опис системи політичної організа-ції Слов'янського
Союзу. Основою такого об'єднання є духовне життя слов'ян. В "Книгах Битія
українського народу" Костома-ров писав, що слов'яни "приймовали віру
Христову так, як ні один народ не приймовав".
Об'єднання слов'ян мало відбуватися шляхом приєднання до Росії на
основі федерації, де кожний народ зберігає свою самостійність. Федерація
складається з польського, болгарського, чехословацького, сербського штатів
(держав), а Росія поді-ляється на три великоруські, два надволзькі, два
південні, два сибірські, два кавказькі, два українські і один білоруський
штати (держави) на чолі з загальним сеймом, куди входитимуть представники
всіх слов'янських народів. Київ мав бути місцем розташування сейму і не
включатися в жоден штат. Кожний штат як держава має свій власний сейм і
президента. Центральна ж влада у федерації належить президентові, котрий,
як і всі інші президенти, обирається на чотири роки.
Теоретичною основою вибору Києва столицею панслов'янської федерації
були міркування братчиків про те, що Україна - найбільш пригнічена серед
слов'янських народів, вона не мала і не має власних національних
експлуататорів - панів, знаті, є духовно єдиним цілим, тому український
народ з його національним "народним духом" (М.Костомаров, П.Куліш)
покликаний першим звільнитись від національного, соціального та політичного
гніту, ствердити "народне право" на основі хри-стиянського вчення і моралі.
Засобами досягнення поставлених цілей є мирні шляхи, а не насильство,
бо влада на землі від Бога, і лише Бог - єдиний цар, а не земні царі й
королі, що "дуріють" від самодержавного панування.
Їдеї егалітарності (рівності) українців містили елемент національного
месіанства й не відповідали історичним реаліям. У соціальній структурі
України Костомаров не побачив тієї соціальної полярності, яку гнівно
засуджував Т.Г.Шевченко.
У федерації слов'янських держав вища законодавча влада мала належати
двопалатному сейму, а виконавча - президенту. Вона буде нагадувати той
справедливий соціальний устрій, який існував у далекому минулому в
слов'янських народів, де не було царів, панів, всі люди були вільні, рівні,
не знали невільної праці, бідувань і незгод, а жили "братством, усе у них
було общественне".
М.І.Костомаров вбачав головну мету в об'єднанні слов'янських народів.
Основою костомаровської концепцією історії було визнання у всіх народів
“федеративних початків”, з яких повинна була скластися федерація. Тому він
надавав великого значення вивченню “питомо-вічового світу” і бачив у цьому
“найважливішу підмогу для розуміння справжнього”, більш того — для
“практичних цілей і в сьогоденні, і в майбутньому”.З класової точки зору
костомаровская федералистическая концепція ідейно обґрунтовувала боротьбу
за буржуазну чи республіку федерацію таких республік.
Н. И. Костомаров розглядав Давню Русь не як федерацію, що склалася в
політичну державу, а з наявністю “федеративних початків”, з яких могла б за
певних умов скластися федерація.
У березні 1847 року Кирило-Мефодіївське братство було розгромлене за
доносом провокатора. Переляканий царський уряд розпочав слідство, яке
показало, що організація була не такою вже радикальною і революційною, як
це йому уявлялось. Але страх перед про-гресивними демократичними ідеями був
настільки великий, що режим приховав їх, представивши братство як таке, що
прагнуло об'єднати слов'янські народи під керівництвом Російської корони.
Проте розправа над його організаторами та активістами настала негайно.
М.Костомарова, П.Куліша та інших представників поміркованого крила заслано
вглиб Росії, М.Гулака ув'язнено на три роки в Шліссельбурзькій фортеці, а
Т.Г.Шевченка віддано на 10 років у солдати.
Погляди М.І. Костомарова на державу і право мали велике значення.
Рушійною силою історії вони вважали народ, а його інтереси – єдиним
критерієм історичної оцінки, що було дуже важливим для усвідомлення
необхідності заміни монархії демократією.



СПИСОК ВИКОРИСТАНОЇ ЛІТЕРАТУРИ:

1. М.В. Захарченко Соціологічна думка України, Заповіт, Київ, 1996;
2. Ф.П. Шульженко Історія політичних і правових вчень, Юрінком Інтер,
Київ, 1999;
3. М.І

Новинки рефератов ::

Реферат: Девиантное материнство в современном родительстве (Педагогика)


Реферат: Роль казачества и братств Западной Руси в борьбе за православие после Брестской Унии (История)


Реферат: Excel97 (Программирование)


Реферат: Статистика животноводства (Сельское хозяйство)


Реферат: Болезни цивилизации (Биология)


Реферат: Освобождение от ответственности во внешнеэкономическом договоре (форс-мажор) (Международное частное право)


Реферат: Банковская система России (Банковское дело)


Реферат: Особенности анализа состояния и результатов деятельности инструментального хозяйства (Менеджмент)


Реферат: Основы социальной информатики (Социология)


Реферат: Огюст Конт как основатель позитивной социологии (Социология)


Реферат: Эпический театр Бертольда Брехта (Искусство и культура)


Реферат: Накопление денежного капитала (Биржевое дело)


Реферат: Социальная теория народничества (Социология)


Реферат: Технология приготовления блюд (винегрет с сельдью, печень по-строгановски, яблоки в тесте жареные, трубочка заварная с заварным кремом) (Кулинария)


Реферат: Виховання дитини як важливий етап розвитку особистості (Психология)


Реферат: Дифракция электронов. Электронный микроскоп (Физика)


Реферат: Баня и сауна (Спорт)


Реферат: Делопроизводство (Менеджмент)


Реферат: Кабардино-Балкарский государственный университет (История)


Реферат: Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист