GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Психические состояния: фрустрация, агрессивность, тревожность (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Психические состояния: фрустрация, агрессивность, тревожность (Психология)




По предмету «Психология».
На тему «Психические состояния: тревожность, фрустрация, агрессивность».



Выполнил студент группы 7276
Стоянов Д.Ю.



Москва 1999.



Оглавление.



Что такое эмоции.
Фрустрация
Агрессивность
Тревожность
Список используемой литературы.



ЭМОЦИИ.
Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как
страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость
и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество
подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями, чувствами и
влечениями, вызывает потребность в общем груповом названии. Блейлер (1929)
объединил чувства и эмоции под общим названием "эффективность".
Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому
известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущуние, эмоции
имеят положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством
удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении
переходит в аффект радости.
Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и
изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Так,
радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая
речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз,
румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственных
процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При
печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения
замедленны и скудны, человек "подавлен". Осанка выражает мышечную слабость.
Мысли, неотрывно, прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты
лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной
печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний.
На основании телесных переживаний Кант делил эмоции на стенические
(радость, воодушевление, гнев) - возбуждающие, повышающие мышечный тонус,
силу, и астенические (страх, тоска, печаль) - ослабляющие.
Деление эмоций на стенические и астенические имеет схематический характер.
Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и
тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то
астенические черты. По длительности течения эмоции могут быть
краткосрачными (гнев, испуг) и длительными.
Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда
веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному
состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение - сложный комплекс,
который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем
расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично
зависит от ощущений, исходящих из органов тела.
Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой
эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы:
представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и
поступки, на все поведение.
При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных состояниях
раннего слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние эмоций на
интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в зависимости от силы
душевного волнения



Фрустрация.

(От латинского frustratio- обман неудача). Данное состояние возникает в
ситуации разочарования, неосуществления значимой для личности цели,
потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве
безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грез и
фантазий, агрессивность в поведении и т.п. Не редко наблюдается остаточная
неуверенность в себе, а так же фиксация принимавшихся в ситуации фрустрации
способов действия. Часто фрустрация бывает одним из источников неврозов.
Особое значение (прежде всего с точки зрения прикладных задач) в
современной психологии проблема «выносливости» (стойкости) человека в
отношении фрустрации.
Фрустрация - крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая
стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой
фрустрации, т.е. дезорганизации сознания и деятельности.
Не всякое неудовлетворение желания, мотива, цели вызывает фрустрацию.
Человек часто испытывает неудовлетворенность. Например, опоздал на лекцию,
не успел утром позавтракать, получил выговор. Однако, эти случаи не всегда
дезорганизуют наше сознание и деятельность. Фрустрация проявляется только
тогда, когда степень неудовлетворенности выше того, что человек может
вынести.
Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и
самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-
значимые отношения. В большей мере фрустрации подвержены эмоциональные
натуры, люди с повышенной возбудимостью, не закаленные в «битвах жизни»,
плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми
волевыми чертами характера. У избалованных детей, например, при
ограничениях часто проявляется фрустрация.
В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое
потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность,
подавленность, неограниченное самобичевание. Типичное проявление фрустрации
наблюдается у Катерины Ивановны после гибели мужа (в романе
Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»),
Особенности протекания фрустрации зависят от возможной разрядки возникшего
напряжения. Фрустрация может ослабевать, исчезать или усиливаться. Если
чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то фрустрация
наступает в других неадекватных условиях. Так, раздражительность, досада,
озлобленность могут разредиться на совершенно невинных людях, друзьях,
товарищах, членах семьи.



Агрессивность.

Агрессивность-это проявление агрессии к объекту или субъекту.
Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред
объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидуумам
вызывающий у них депрессию, психодискомфорт, не уютность, напряженность,
страх, боязнь, состояние подавленности аномальные психопереживания; можно
дифференцировать
1. Физическая агрессия (атака нападение), когда используется физическая
сила против другого объекта или субъекта.
2. Речевая агрессия, когда выражаются отрицательные чувства, эмоции через
коммуникативную форму (конфликт ссора крик вербальная перепалка), а так
же через предикаты – содержание вербально – эмотивных реакций (угроза
инвективы остракизмы вербальная ругань, мат, формы проклятья)
3. Косвенная агрессия, действия кои не прямым путем интенционированны на
другого индивидуума (инсинуации, насмешки, шутки, ирония)
4. Прямая агрессия, непосредственно прямо интенцируется против какого либо
индивида или объекта
5. Инструментальная агрессия, эксплицируется, как средство - методы –
приемы, спроецированные на достижении какой либо значимой цели,
результирование какой либо утилитарной задачи
6. Враждебная агрессия, проявляется в акциях целью коих является
непосредственное причинение вреда объекту самой агрессии, эскалации.
7. Аутоагрессия – выражается в аутообвинении, аутоуничтожении,
самопринижении (своих достоинств , качеств личности), может
детерминировать даже акции самоубийства, причинении самому себе телесных
травм, повреждений .
Агрессивные поведенческие акты являются одной из матриц реагирования на
дифференциальные неблагоприятные, отрицательные в психическом и физическом
параметре онтососитуации, жизненные обстоятельства вызывающие в психике
социоиндивида депрессию, стресс, фрустрации и др. аберрационные
психосостояния; агрессивные поведенческие акты часто бывают одним из
функциональных способов решения проблем имплицированных с сохранением
индивидуальности, чувства собственной ценности значимости, это механизм и
психоиммунности в определенных социоситуациях, который усиливает контроль
субъекта над обстоятельствами, окружающими его индивидами; таким образом,
агрессивные акты выступают в придатке
1. Способа психологической защиты
2. Способа удовлетворения определенной потребности.
3. Способа самореализации, самоутверждаемости, самореализуемости
4. Средство для достижения какой либо значимой цели
5. Способа помогающего оказать психологическое воздействие на другого
индивидуума с целью подавить его волевые стимулы, деструктировать -
метаболизировать присущее другому индивиду устойчивые в его психике
поведенческие реакции.
В большинстве лабораторных исследований агрессии у человека испытуемого
изолировали от реципиента. Эта процедура не позволяет делать выводы о
наиболее важно форме агрессии – агрессии при столкновении лицом к лицу.
Кроме того, при применении этой процедуры из виду упускается влияние
поведения жертвы на агрессора. Исследование Зимбардо показало, что на него
влияет даже простое физическое присутствие жертвы. К сожалению, до сих пор
лишь не многие исследователи учитывают эти результаты. В формировании
самоконтроля над агрессивностью и сдерживании агрессивных актов большую
роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации,
децентрации, лежащих в основе способности субъекта к пониманию другого
человека и сопереживании ему, способствующих формированию представления о
другом человеке как уникальной ценности.

Теория влечения (психоаналитический подход).
Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что
агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В
человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный(либидо) и
инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на
упрочнение, сохранение и вопроизведение жизни. Энергия же второго типа
направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все
человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих
инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что
существует острый конфликт между сохранением жизни ( эросом) и ее
разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели
направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия
танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению
самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что
агрессия выводится наружу и направляется на других.
Эту теорию можно отобразить следующей схемой:


Разрушение
Сохранение
Танатос----------------------( Я (-----------
-------------- Эрос
|
Изменение направления энергии
/
Агрессия, направленная на других

Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление
эмоций, сопровождающих агрессию.



Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).
Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противоставляется двум, выше
описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а
не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:
Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
Агрессия всегда является результатом фрустрации.

В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:
Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
Сила препятствия на пути достижения цели;
Количества последовательных фрустраций.
Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее
препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет
толчок к агресивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой,
то их сила может быть совокупной и это может вызвать агресивную реакцию
большей силы.
Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на
фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не
проявляется в тот же момент фрустрации прежде всего из-за угрозы наказания.
В этом случае происходит “смещение”, в результате которого агрессивные
действия напарвляются на другого человека, нападение на которого
ассоциируется с наименьшим наказанием.
Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против
фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок,
направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного
индивидуума не действует сдерживающий
Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот воспрос
следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не
приносят ущерба, снижаеют уровень побуждения к агрессии.(оскорбление,
агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которые
снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).

Теория социального научения Балдуры.

|Агрессия, приобретаемая |Биологических факторов (например,|
|просредством: |гормоны, нервная система) |
| |Научения (например, |
| |непосредственный опыт, |
| |наблюдение) |
|Агрессия провоцируется: |Воздействием шаблонов (например, |
| |возбуждение, внимание) |
| |Неприемлемым обращением |
| |(например, нападки, фрустрация) |
| |Побудительными мотивами ( |
| |например, деньги, восхищение) |
| |Инструкциями (например, приказы) |
| |Эксцентричными убеждениями |
| |(например, параноидальными |
| |убеждениями) |
|Агрессия регулируется: |Внешним поощрением и наказанием |
| |(например, материальное |
| |вознаграждение, неприятные |
| |последствия) |
| |Викарным подкреплением (например,|
| |наблюдение за тем, как поощеряют |
| |или наказывают других) |
| |Механизмами саморегуляции |
| |(например, гордость, вина) |



Тревожность.

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в
форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты,
настроения, стрессы, страсти и д. р. ) образуют в совокупности
эмоциональную сферу человека. Выделяют такие виды чувств, как нравственные,
интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом,
выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят:
1)интерес-волнение,
2)радость.
3)удивление.
4)горе-страдание.
5)гнев.
6)отвращение.
7) презрение.
8)страх.
9)стыд.
10)вину.
11)Остальные – производные.
Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное
эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и
страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.
«Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги,
характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из
основных параметров индивидуальных различий». Определенный уровень
тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности
личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный
уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка
человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным
компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень
тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.
Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях
люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают
свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся
обстоятельств. Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято
называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей
личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая
индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к
тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно
широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них
определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность
активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых
человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его
престижу, самооценке, самоуважению.
Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а
особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как
«ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно
переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью,
нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на
стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во
времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать
угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и
реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.
Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на
достижение успехов, имеет следующие особенности:
1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные,
реагируют на сообщения о неудаче.
2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых
ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
3. Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у
них доминирует над стремлением к достижению успеха.
4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно
она перевешивает опасение возможной неудачи.
5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение
об успехе, чем о неудаче.
6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.
7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке
многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе
угрозу.
Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой
ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и
от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной
ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.
Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства
человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют
когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь,
вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы
и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной
неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи
передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли,
потребности и чувства.
Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает
реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер
и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей
ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на
выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной
зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с
помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной
когнитивной оценки ситуации. Таким образом, деятельность человека в
порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы
ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее
снижения, точности когнитивной оценки ситуации. Современные исследования
тревожности направлены на различение ситуативной тревожности связанной с
конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожностью являющейся
стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа
тревожности, как результата взаимодействий личности и ее окружения.

Нейрофизиология тревожности.
Свой нейрофизиологический анализ тревожности Гельгорн основывает на
представлении о том, что при нормальном функционировании антагонистических
эрго - и трофотропических систем между ними существует реципрокное и
уравновешенное взаимодействие, т.е. нарастание эрготропической активности
сопровождается снижением активности трофотропической и наоборот.
Тревожность же является результатом одновременной высокой активности эрго -
и трофотропических систем, а также следствием нарушения реципрокности
между двумя системами. Доминирует при этом обычно эрготоропическая система.
Одновременное (конкурирующее) функционирование двух систем предъявляет
при этом конфликтные требования к организму. Гельгорн выделяет различные
«паттерны тревоги». Во-первых, это возбудимая форма, характеризующаяся
беспокойством, гиперактивностью, симпатическими реакциями и преобладанием
эготропической системы. Возможно это синдром страха-гнева. Во-вторых,
тормозная форма, характеризующаяся гипоактивностью, парасимпатическими
реакциями и доминированием трофотропической системы. Возможно это синдром
страха-страдания.
Ряд исследований со шкалой дифференциальных эмоций показал, что
тревожность может быть разбита на некоторое число относительно независимых
аффективных факторов (Izard 1972).
Первое исследование заключалось в факторном анализ ШДЭ в сочетании с
пунктами опросника на уровень тревожности (STAI). Составная методика
(ШДЭ+Т) была представлена 339 студентам колледжа, в которым дана, была
инструкция заполнит шкалу, вспоминая ситуацию, когда они испытывали
тревожность. Факторный анализ данных этого исследования показал, что
тревожность как она определяется STAI , в действительности является
комплексом аффективных факторов. Большинство пунктов STAI вошли в фактор
страха сочетающий компоненты страха и страданий из ШДЭ. Таким образом
факторный анализ показал что широко используемая шкала тревожности является
на самом деле многофакторным инструментом представляющим отдельные эмоции
которые с предположение теории джифферинциальных эмоций входят в синдром
тревожности


[pic]
Данный рисунок отображает профили средних показателей по ШДЭ для высоко и
низко встревоженных испытуемых в реальных и воображаемых условиях
вызывающих тревожность.



Литература.



Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. 1976г.
Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
Симонов П.В. Теория отражения и психоотрицания эмоций. М., 2971.
Шингаров Г.К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.,
1971.







Реферат на тему: Психическое здоровье личности: естественно – научный аспект
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



НА ПРАВАХ РУКОПИСИ



А.Р.Халилова (студентка экономического факультета, группы 2.12)



«Психическое здоровье личности: естественно –

научный аспект»



(Курсовая работа по предмету «Концепция

современного естествознания»)


Научный
руководитель
д. филос.
н., проф.

Лукъянов
А.В.



Уфа 2002 год.



Содержание:


Введение.

1. Проблемы психологического здоровья.

2. Психическое здоровье как философская проблема
естествознания.

2.1. Соотношение понятий психического и духовного здоровья.

2.2. Психика с точки зрения естествознания.

Заключение.

Список используемой литературы.



Введение.

Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество - лишь
незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов
органической жизни - Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил
человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на
протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать
ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая
деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение
состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для
человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим
миром привели к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие
болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека.
Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и
теми условиями, в которых мы живем.[1]
В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще
становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду во
все больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы
производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая
в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи
в другую, попадая в конце концов в организм человека.[2]
На земном шаре практически невозможно найти место, где бы не
присутствовали в той или иной концентрации загрязняющие вещества. Даже во
льдах Антарктиды, где нет никаких промышленных производств, а люди живут
только на небольших научных станциях, ученые обнаружили различные токсичные
(ядовитые) вещества современных производств. Они заносятся сюда потоками
атмосферы с других континентов.
Вещества, загрязняющие природную среду, очень разнообразны. В зависимости
от своей природы, концентрации, времени действия на организм человека они
могут вызвать различные неблагоприятные последствия. Кратковременное
воздействие небольших концентраций таких веществ может вызвать
головокружение, тошноту, першение в горле, кашель. Попадание в организм
человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере
сознания, острому отравлению и даже смерти. Примером подобного действия
могут являться смоги, образующиеся в крупных городах в безветренную
погоду, или аварийные выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями
в атмосферу.
Реакции организма на загрязнения зависят от индивидуальных
особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более
уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди.
При систематическом или периодическом поступлении организм
сравнительно небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое
отравление.
Признаками хронического отравления являются нарушение нормального
поведения, привычек, а также нейропсихического отклонения: быстрое
утомление или чувство постоянной усталости, сонливость или, наоборот,
бессонница, апатия, ослабление внимания, рассеянность, забывчивость,
сильные колебания настроения. При хроническом отравлении одни и те же
вещества у разных людей могут вызывать различные поражения почек,
кроветворных органов, нервной системы, печени.
Сходные признаки наблюдаются и при радиоактивном загрязнении
окружающей среды.
Так, в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате
Чернобыльской катастрофы, заболеваемость среди населения особенно детей,
увеличилась во много раз.[3]
Высокоактивные в биологическом отношении химические соединения могут
вызвать эффект отдаленного влияния на здоровье человека: хронические
воспалительные заболевания различных органов, изменение нервной системы,
действие на внутриутробное развитие плода, приводящее к различным
отклонениям у новорожденных.
Медики установили прямую связь между ростом числа людей, болеющих
аллергией, бронхиальной астмой, раком, и ухудшением экологической
обстановки в данном регионе. Достоверно установлено, что такие отходы
производства, как хром, никель, бериллий, асбест, многие ядохимикаты,
являются канцерогенами, то есть вызывающие раковые заболевания. Еще в
прошлом веке рак у детей был почти неизвестен, а сейчас он встречается все
чаще и чаще. В результате загрязнения появляются новые, неизвестные ранее
болезни. Причины их бывает очень трудно установить.[4]
Огромный вред здоровью человека наносит курение. Курильщик не только
сам вдыхает вредные вещества, но и загрязняет атмосферу, подвергает
опасности других людей. Установлено, что люди, находящиеся в одном
помещении с курильщиком, вдыхают даже больше вредных веществ, чем он сам .
Кроме химических загрязнителей, в природной среде встречаются и
биологические, вызывающие у человека различные заболевания. Это
болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Они могут
находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других живых организмов, в том
числе и в самом человеке.
Наиболее опасны возбудители инфекционных заболеваний. Они имеют
различную устойчивость в окружающей среде. Одни способны жить вне организма
человека всего несколько часов; находясь в воздухе, в воде, на разных
предметах, они быстро погибают. Другие могут жить в окружающей среде от
нескольких дней до нескольких лет. Для третьих окружающая среда является
естественным местом обитания. Для четвертых - другие организмы, например
дикие животные, являются местом сохранения и размножения.
Часто источником инфекции является почва, в которой постоянно обитают
возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены, некоторых грибковых
заболеваний. В организм человека они могут попасть при повреждении кожных
покровов, с немытыми продуктами питания, при нарушении правил гигиены.
Болезнетворные микроорганизмы могут проникнуть в грунтовые воды и
стать причиной инфекционных болезней человека. Поэтому воду из артезианских
скважин, колодцев, родников необходимо перед питьем кипятить.
Особенно загрязненными бывают открытые источники воды: реки, озера,
пруды. Известны многочисленные случаи, когда загрязненные источники воды
стали причиной эпидемий холеры, брюшного тифа, дизентерии.

1. Проблемы человеческого здоровья.

В жарких странах широко распространены такие болезни, как амебиаз,
шистоматоз, эхинококкоз и другие, которые вызываются различными паразитами,
попадающими в организм человека с водой.
При воздушно-капельной инфекции заражение происходит через
дыхательные пути при вдыхании воздуха, содержащего болезнетворные
микроорганизмы.
К таким болезням относится грипп, коклюш, свинка, дифтерия, корь и
другие. Возбудители этих болезней попадаю в воздух при кашле, чихании и
даже при разговоре больных людей.
Особую группу составляют инфекционные болезни, передающиеся при
тесном контакте с больным или при пользовании его вещами, например,
полотенцем, носовым платком, предметами личной гигиены и другими, бывшими в
употреблении больного. К ним относятся венерические болезни (СПИД, сифилис,
гонорея), трахома, сибирская язва, парша. Человек, вторгаясь в природу,
нередко нарушает естественные условия существования болезнетворных
организмов и становится сам жертвой природно-очаковых болезней.
Люди и домашние животные могут заражаться природно-очаковыми
болезнями, попадая на территорию природного очага. К таким болезням относят
чуму, туляремию, сыпной тиф, клещевой энцефалит, малярию, сонную болезнь.
Особенностью природно-очаковых заболеваний является то, что их
возбудители существуют в природе в пределах определенной территории вне
связи с людьми или домашними животными. Одни паразитируют в организме диких
животных-хозяев. Передача возбудителей от животных к животному и от
животного к человеку происходит преимущественно через переносчиков, чаще
всего насекомых и клещей.
Возможны и другие пути заражения. Так, в некоторых жарких странах, а
также в ряде районов нашей страны встречается инфекционное заболевание
лептоспироз, или водяная лихорадка. В нашей стране возбудитель этой болезни
обитает в организмах полевок обыкновенных, широко распространенных в лугах
около рек. Заболевание лептоспирозом носит сезонный характер, чаще
встречаются в период сильных дождей и в жаркие месяцы (июль - август).
Человек может заразиться при попадании в его организм воды, загрязненной
выделениями грызунов.[5]
Такие болезни, как чума, орнитоз, передаются воздушно-капельным
путем. Находясь в районах природно-очаковых заболеваний, необходимо
соблюдать специальные меры предосторожности.
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие
механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым
аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей
частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум - громкие звуки,
слившиеся в нестройное звучание.
Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является
одним из воздействий окружающей среды.
В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и
непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и
человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной
реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные
центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовой
загрязнение.
Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды
и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы.
Но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими,
исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими
шумами.
Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая
чувствительность к звуку.
Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и
перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут
достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда
возникают нарушения их деятельности.
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового
давления, - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень
шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это
естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь
допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов
уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него
непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”. Гул
колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.
Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих работах и шумных
производствах он достигает 90-110 децибелов и более. Не намного тише и у
нас дома, где появляются все новые источники шума - так называемая бытовая
техника.
Долгое время влияние шума на организм человека специально не
изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных
городах вводились правила ограничения шума.
В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные
исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их
исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но
и абсолютная тишина пугает и угнетает его.[6] Так, сотрудники одного
конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю
стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они
нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что
звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс
счета.
Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от
возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.
Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума
сравнительно уменьшенной интенсивности.
Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно
повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах,
головокружение, головную боль, повышение усталости.
Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает
нервные заболевания.
Шум обладает аккумулятивным эффектов, то есть акустические
раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную
систему.
Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает
функциональное расстройство центральной нервной системы. Особенно вредной
влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма.
Процесс нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работающих в
шумных условиях, нежели у лиц, работающих в нормальных звуковых условиях.
Шумы вызывают функциональные растойства сердечно-сосудистой системы;
оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы,
снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных
случаев и травм.
Как показали исследования, неслышимые звуки также могут оказать
вредной воздействие на здоровье человека. Так, инфразвуки особое влияние
оказывают на психическую сферу человека: поражаются все виды
интеллектуальной деятельности, ухудшаются настроение, иногда появляется
ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой
интенсивности - чувство слабости, как после сильного нервного потрясения.
Даже слабые звуки инфразвуки могут оказывать на человека существенное
воздействие, в особенности если они носят длительный характер. По мнению
ученых, именно инфразвуками, неслышно проникающими сквозь самые толстые
стены, вызываются многие нервные болезни жителей крупных городов.[7]
Ультразвуки, занимающие заметное место в гамме производственных
шумов, также опасны. Механизмы их действия на живые организмы крайне
многообразны. Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены
клетки нервной системы.
Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо,
незаметно. Нарушения в организме человека против шума практически
беззащитен.
В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в
результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной
системы.
Несколько десятков лет назад практически никому и в голову не
приходило связывать свою работоспособность, свое эмоциональное состояние и
самочувствие с активностью Солнца, с фазами Луны, с магнитными бурями и
другими космическими явлениями.[8]
В любом явлении окружающей нас природы существует строгая
повторяемость процессов: день и ночь, прилив и отлив, зима и лето.
Ритмичность наблюдается не только в движении Земли, Солнца, Луны и звезд,
но и является неотъемлемым и универсальным свойством живой материи,
свойством, проникающим во все жизненные явления - от молекулярного уровня
до уровня целого организма.
В ходе исторического развития человек приспособился к определенному
ритму жизни, обусловленному ритмическими изменениями в природной среде и
энергетической динамикой обменных процессов.
В настоящее время известно множество ритмических процессов в
организме, называемых биоритмами. К ним относятся ритмы работы сердца,
дыхания, биоэлектрической активности мозга. Вся наша жизнь представляет
собой постоянную смену покоя и активной деятельности, сна и бодрствования,
утомления от напряженного труда и отдыха.
В организме каждого человека, подобно морским приливам и отливам,
вечно царит великий ритм, вытекающий из связи жизненных явлений с ритмом
Вселенной и символизирующий единство мира.
Центральное место среди всех ритмических процессов занимают суточные
ритмы, имеющие наибольшее значение для организма. Реакция организма на
любое воздействие зависит от фазы суточного ритма (то есть от времени
суток). Эти знания вызвали развитие новых направлений в медицине -
хронодиагностики, хронотерапии, хронофармакологии. Основу их составляет
положение о том, что одно и то же средство в различные часы суток оказывает
на организм различное, иногда прямо противоположное воздействие. Поэтому
для получение большего эффекта важно указывать не только дозу, но и точное
время приема лекарств.
Оказалось, что изучение изменений в суточных ритмах позволяет выявить
возникновение некоторых заболеваний на самых ранних стадиях.
Климат также оказывает серьезное воздействие на самочувствие
человека, воздействуя на него через погодные факторы. Погодные условия
включают в себя комплекс физических условий: атмосферное давление,
влажность, движение воздуха, концентрацию кислорода, степень возмущенности
магнитного поля Земли, уровень загрязнения атмосферы.
До сих пор еще не удалось до конца установить механизмы реакций
организма человека на изменение погодных условий. А она часто дает себя
знать нарушениями сердечной деятельности, нервными расстройствами. При
резкой смене погоды снижается физическая и умственная работоспособность,
обостряются болезни, увеличивается число ошибок, несчастных и даже смертных
случаев.
Большинство физических факторов внешней среды, во взаимодействии с
которыми эволюционировал человеческий организм, имеют электромагнитную
природу.
Хорошо известно, что возле быстро текущей воды воздух освежает и
бодрит. В нем много отрицательных ионов. По этой же причине нам
представляется чистым и освежающим воздух после грозы.
Наоборот, воздух в тесных помещениях с обилием разного рода
электромагнитных приборов насыщен положительными ионами. Даже сравнительно
непродолжительное нахождение в таком помещении приводит к заторможенности,
сонливости, головокружениям и головным болям. Аналогичная картина
наблюдается в ветреную погоду, в пыльные и влажные дни. Специалисты в
области экологической медицины считают, что отрицательные ионы положительно
влияют на здоровье, а положительные - негативно.
Изменения погоды не одинаково сказываются на самочувствии разных
людей. У здорового человека при изменении погоды происходит своевременное
подстраивание физиологических процессов в организме к изменившимся условиям
внешней среды. В результате усиливается защитная реакция и здоровые люди
практически не ощущают отрицательного влияния погоды.
У больного человека приспособительные реакции ослаблены, поэтому
организм теряет способность быстро подстраиваться. Влияние погодных условий
на самочувствие человека связано также с возрастом и индивидуальной
восприимчивостью организма.
Каждый из нас знает, что пища необходима для нормальной
жизнедеятельности организма.
В течение всей жизни в организме человека непрерывно совершается
обмен веществ и энергии. Источником необходимых организму строительных
материалов и энергии являются питательные вещества, поступающие из внешней
среды в основном с пищей. Если пища не поступает в организм, человек
чувствует голод. Но голод, к сожалению, не подскажет, какие питательные
вещества и в каком количестве необходимы человеку. Мы часто употребляем в
пищу то, что вкусно, что можно быстро приготовить, и не очень задумываемся
о полезности и доброкачественности употребляемых продуктов.
Врачи утверждают, что полноценное рациональное питание - важное
условие сохранения здоровья и высокой работоспособности взрослых, а для
детей еще и необходимое условие роста и развития.
Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности
организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в
нужном ему количестве.
Нерациональное питание является одной из главных причин возникновения
сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов пищеварения, болезней,
связанных с нарушением обмена веществ.
Регулярное переедание, потребление избыточного количества углеводов и
жиров - причина развития таких болезней обмена веществ, как ожирение и
сахарный диабет.[9]
Они вызывают поражение сердечно-сосудистой, дыхательной,
пищеварительной и других систем, резко понижают трудоспособность и
устойчивость к заболеваниям, сокращающая продолжительность жизни в среднем
на 8-10 лет.
Рациональное питание - важнейшее непременное условие профилактики не
только болезней обмена веществ, но и многих других.
Пищевой фактор играет важную роль не только в профилактике, но и в
лечении многих заболеваний. Специальным образом организованное питание, так
называемое лечебное питание - обязательное условие лечения многих
заболеваний, в том числе обменных и желудочно-кишечных.
Лекарственные вещества синтетического происхождения в отличие от
пищевых веществ являются для организма чужеродными. Многие из них могут
вызвать побочные реакции, например, аллергию, поэтому при лечении больных
следует отдавать предпочтение пищевому фактору.
В продуктах многие биологически активные вещества обнаруживаются в
равных, а иногда и в более высоких концентрациях, чем в применяемых
лекарственных средствах. Вот почему с древнейших времен многие продукты, в
первую очередь овощи, фрукты, семена, зелень, применяют при лечении
различных болезней.
Многие продукты питания оказывают бактерицидные действия, подавляя
рост и развитие различных микроорганизмов. Так, яблочный сок задерживает
развитие стафилококка, сок граната подавляет рост сальмонелл, сок клюквы
активен в отношении различных кишечных, гнилостных и других
микроорганизмов. Всем известны антимикробные свойства лука, чеснока и
других продуктов. К сожалению, весь этот богатый лечебный арсенал не часто
используется на практике.
Рациональное питание предусматривает необходимость при составлении
суточного рациона учитывать, с одной стороны, потребности организма в
основных питательных веществах и энергии, с другой - содержание этих
веществ и их энергетическую ценность. Необходимо строго соблюдать санитарно-
гигиенические правила приготовления пищи. Тщательно мыть, подвергать
термической обработке продукты питания. Все это делается для того, чтобы в
организм человека не попали биологические загрязнители - болезнетворные и
паразитические организма.
Но теперь появилась новая опасность - химическое загрязнение
продуктов питания. Появилось и новое понятие - экологически чистые
продукты.
Очевидно, каждому из нас приходилась покупать в магазинах крупные,
красивые овощи и фрукты, но, к сожалению, в большинстве случаев, попробовав
их мы выясняли, что они водянистые и не отвечают нашим требованиям
относительно вкуса. Такая ситуация происходит, если сельскохозяйственные
культуры выращиваются с применением большого количества удобрений и
ядохимикатов. Такая сельскохозяйственная продукция способна иметь не только
плохие вкусовые качества, но и быть опасной для здоровья.[10]
Азот - составная часть жизненно важных для растений, а также для
животных организмов соединений, например белков.
В растениях азот поступает из почвы, а затем через продовольственные
и кормовые культуры попадает в организмы животных и человека. Ныне
сельскохозяйственные культуры чуть ли не полностью получают минеральный
азот из химических удобрений, так как некоторых органических удобрений не
хватает для обедненных азотом почв. Однако в отличие от органических
удобрений в химических удобрениях не происходит свободного выделения в
природных условиях питательных веществ.
Значит, не получается и “гармонического” питания сельскохозяйственных
культур, удовлетворяющего требования их роста. В результате происходит
избыточное азотное питание растений и вследствие этого накопление в нем
нитратов.
Излишек азотных удобрений ведет к снижению качества растительной
продукции, ухудшению ее вкусовых свойств, снижению выносливости растений к
болезням и вредителям, что, в свою очередь, вынуждает земледельца
увеличивать применение ядохимикатов. Они также накапливаются в растениях.
Повышенное содержание нитратов приводит к образованию нитритов, вредных для
здоровья человека. Употребление такой продукции может вызвать у человека
серьезные отравления и даже смерть.
Особенно резко проявляется отрицательное действие удобрений и
ядохимикатов при выращивании овощей в закрытом грунте. Это происходит
потому, что в теплицах вредные вещества не могут беспрепятственно
испаряться и уноситься потоками воздуха. После испарения они оседают на
растения.
Растения способны накапливать в себе практически все вредные
вещества. Вот почему особенно опасна сельскохозяйственная продукция,
выращиваемая вблизи промышленных предприятий и крупных автодорог.
Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или
озера.
Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше
всего отдыхать на лоне природы. Санатории, дома отдыха строятся в самых
красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт
может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние.
Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную
систему. Растительные биоценозы, особенно леса, оказывают сильный
оздоровительный эффект.
Тяга к природным ландшафтам особенно сильна у жителей города. Еще в
средние века было замечено, что продолжительность жизни горожан меньше, чем
у сельских жителей. Отсутствие зелени, узкие улочки, маленькие дворы-
колодцы, куда практически не проникал солнечный свет, создавали
неблагоприятные условия для жизни человека. С развитием промышленного
производства в городе и его окрестностях появилось огромное количество
отходов, загрязняющих окружающую среду.
Разнообразные факторы, связанные с ростом городов, в той или иной
мере сказываются на формировании человека, на его здоровье. Это заставляет
ученых все серьезнее изучать влияние среды обитания на жителей городов.
Оказывается, от того, в каких условиях живет человек, какая высота потолков
в его квартире и настолько звукопроницаемы ее стены, как человек добирается
до места работы, с кем он повседневно обращается, как окружающие люди
относятся друг к другу, зависит настроение человека, его трудоспособность,
активность - вся его жизнь.
В городах человек придумывает тысячи ухищрений для удобства своей
жизни - горячую воду, телефон, различные виды транспорта, автодороги, сферу
обслуживания и развлечений. Однако в больших городах особенно сильно
проявляются и недостатки жизни - жилищная и транспортная проблемы,
повышение уровня заболеваемости. В определенной степени это объясняется
одновременным воздействием на организм двух, трех и более вредных факторов,
каждый из которых обладает незначительным действием, но в совокупности
приводит к серьезным бедам людей.
Так, например, насыщение среды и производства скоростными и
быстродействующими машинами повышает напряжение, требует дополнительных
усилий от человека, что приводит к переутомлению. Хорошо известно, что
переутомленный человек больше страдает от последствий загрязнения воздуха,
инфекций.
Загрязненный воздух в городе, отравляя кровь окисью углерода, наносит
некурящему человеку такой же вред, как и выкуривание курильщиком пачки
сигарет в день. Серьезным отрицательным фактором в современных городых
является так называемое шумовое загрязнение.
Учитывая способность зеленых насаждений благоприятно влиять на
состояние окружающей среды, их необходимо максимально приближать к месту
жизни, работы, учебы и отдыха людей.
Очень важно, чтобы город был биогеоценозом, пусть не абсолютно
благоприятным, но хотя бы не вредящим здоровью людей. Пусть здесь будет
зона жизни. Для этого необходимо решить массу городских проблем. Все
предприятия, неблагоприятные в санитарном отношении, должны быть выведены
за пределы городов.
Зеленые насаждения являются неотъемлемой частью комплекса мероприятий
по защите и преобразованию окружающей среды. Они не только создают
благоприятные микроклиматические и санитарно-гигенические условия, но и
повышают художественную выразительность архитектурных ансамблей.
Особое место вокруг промышленных предприятий и автострад должны
занимать защитные зеленые зоны, в которых рекомендуется высаживать деревья
и кустарники, устойчивые к загрязнению.
В размещении зеленых насаждений необходимо соблюдать принцип
равномерности и непрерывности для обеспечение поступления свежего
загородного воздуха во все жилые зоны города. Важнейшими компонентами
системы озеленения города являются насаждения в жилых микрорайонах, на
участках детских учреждений, школ, спортивных комплексов и пр.
Городской ландшафт не должен быть однообразной каменной пустыней. В
архитектуре города следует стремиться к гармоничному сочетанию аспектов
социальных (здания, дороги, транспорт, коммуникации) и биологических
(зеленые массивы, парки, скверы).
Современный город следует рассматривать как экосистему, в которой
созданы наиболее благоприятные условия для жизни человека. Следовательно,
это не только удобные жилища, транспорт, разнообразная сфера услуг. Это
благоприятная для жизни и здоровья среда обитания; чистый воздух и зеленый
городской ландшафт.
Не случайно, экологи считают, что в современном городе человек должен
быть не оторван от природы, а как бы растворен в ней. Поэтому общая площадь
зеленых насаждений в городах должна занимать больше половины его
территории.[11]
В истории нашей планеты (со дня ее формирования и до настоящего
времени) непрерывно происходили и происходят грандиозные процессы
планетарного масштаба, преобразующие лик Земли. С появлением
могущественного фактора - человеческого разума - начался качественно новый
этап в эволюции органического мира. Благодаря глобальному характеру
взаимодействия человека с окружающей средой он становится крупнейшей
геологической силой.
Производственная деятельность человека оказывает влияние не только на
направление эволюции биосферы, но определяет и собственную биологическую
эволюцию.
Специфика среды обитания человека заключается в сложнейшем
переплетении социальных и природных факторов. На заре человеческой истории
природные факторы играли решающую роль в эволюции человека. На современного
человека воздействие природных факторов в значительной степени
нейтрализуется социальными факторами. В новых природных и производственных
условиях человек в настоящее время нередко испытывает влияние весьма
необычных, а иногда чрезмерных и жестких факторов среды, к которым
эволюционно он еще не готов.
Человек, как и другие виды живых организмов, способен адаптироваться,
то есть приспосабливаться к условиям окружающей среды. Адаптацию человека к
новым природным и производственным условиям можно охарактеризовать как
совокупность социально-биологических свойств и особенностей, необходимых
для устойчивого существования организма в конкретной экологической среде.
Жизнь каждого человека можно рассматривать как постоянную адаптацию,
но наши способности к этому имеют определенные границы. Также и способность
восстанавливать свои физические и душевные силы для человека не бесконечна.
В настоящее время значительная часть болезней человека связаны с
ухудшением экологической обстановки в нашей среде обитания: загрязнениями
атмосферы, воды и почвы, недоброкачественными продуктами питания,
возрастанием шума.
Приспосабливаясь к неблагоприятным экологическим условиям, организм
человека испытывает состояние напряжение, утомления. Напряжение -
мобилизация всех механизмов, обеспечивающих определенную деятельность
организма человека. В зависимости от величины нагрузки, степени подготовки
организма, его функционально-структурных и энергетических ресурсов
снижается возможность функционирования организма на заданном уровне, то
есть наступает утомление.
При утомлении здорового человека может происходить перераспределение
возможных резервных функций организма, и после отдыха вновь появятся силы.
Люди способны переносить самые суровые природные условия в течение
относительного продолжительного времени. Однако человек, не привыкший к
этим условиям, попадающий в них впервые, оказывается в значительно меньшей
степени приспособленным к жизни в незнакомой среде, чем ее постоянные
обитатели.
Способность адаптироваться к новым условиям у разных людей не
одинакова. Так, у многих людей при дальних авиаперелетах с быстрым
пересечением нескольких часовых поясов, а также при сменной работе
возникают такие неблагоприятные симптомы, как нарушение сна, падает
работоспособность. Другие же адаптируются быстро.
Среди людей можно выделить два крайних адаптивных типа человека.
Первый из них - спринтер, характеризующийся высокой устойчивостью к
воздействию кратковременных экстремальных факторов и плохой переносимостью
длительных нагрузок. Обратный тип - стайер.
Интересно, что в северных регионах страны среди населения преобладают
люди типа “стайер”, что явилось, по-видимому, результатом длительных
процессов формирования популяции, адаптированной к местным условиям.
Изучение адаптивных возможностей человека и разработка
соответствующих рекомендаций имеет в настоящее время важное практической
значение.

2. Психическое здоровье как философская проблема естествознания.

2.1. Соотношение понятий психического и духовного здоровья.
Под социальным (общественным) здоровьем обычно понимается состояние
совокупного физического, психического, интеллектуального, социального,
духовно-нравственного и репродуктивного здоровья населения, которое обычно
фиксируется в соответствующих статистических данных. Весьма важным
является способность населения объективно оценивать свое состояние и
принимать меры к его улучшению. Кроме таких важных параметров, как качество
и уровень жизни большинства граждан, социальное здоровье
характеризуют динамика изменений уровня преступности, средней
продолжительности жизни, уровня смертности и рождаемости, соблюдение
принципов социальной справедливости, тенденция развития культуры, науки,
образования, искусства и т.д.[12]
В личностном плане социальное здоровье определяется в основном
степенью комфортности человека в том или ином социальном окружении,
т.е. социальное благополучие каждой личности зависит от уровня усвоенной
социальной культуры, а также от состояния индивидуального и общественного
физического, психического, интеллектуального и духовно-нравственного
здоровья. [13]
По словам выдающегося американского психолога В. Джеймса, глубочайшим
свойством человеческой натуры является страстное желание получить
признание своей ценности. У любого человека это страстное желание может
быть удовлетворено только в процессе общения среди людей, что и является
естественной основой социализации. Для субъективного социального
благополучия необходимо всегда быть внимательным к ближнему своему, не
скупиться на похвалу и поддерживать все хорошие начинания окружающих
людей. Но чтобы получить признание своей ценности, нужно этой ценностью
обладать. Поскольку ценностные ориентации людей различны, то и оценивать в
других людях они могут по достоинству только те качества, которыми в той
или иной мере обладают сами. Например, люди с низкими духовно-нравственными
ценностями не в состоянии понимать высокие поступки и убеждения других
людей, но они могут вполне хорошо чувствовать себя в нездоровом социальном
окружении, в котором человеческие пороки могут быть возведены в ранг
достоинств. Именно этим свойством индивидуальное социальное здоровье может
не соответствовать нравственным принципам, принятым в обществе.[14] Таким
образом, социальное здоровье личности обеспечивается не только физическим и
пси

Новинки рефератов ::

Реферат: Миссия и цели организации (Менеджмент)


Реферат: Графика русского языка до и после Кирилла (Литература)


Реферат: Праздничная культура эпохи средневековья (Искусство и культура)


Реферат: Проблема человека в философии (Психология)


Реферат: Творчество И.Е. Репина (Искусство и культура)


Реферат: Методы принятия управленческого решения (Менеджмент)


Реферат: Прикладная социология 28 вопросов (Социология)


Реферат: Основы перестрахования (Страхование)


Реферат: Оценка двигательных качеств (Физкультура)


Реферат: Аналоговые системы (мини АТС) (Радиоэлектроника)


Реферат: Еврейское книгопечатание (История)


Реферат: Социальное страхование в России (Страхование)


Реферат: Практика по бух. учету и аудиту в аудиторской компании «ФИНАНСЫ» (Аудит)


Реферат: Методика преподавания темы “Электромагнитные колебания” в средней школе с использованием компьютерных технологий (Педагогика)


Реферат: Формы обеспечения возвратности кредитов (Банковское дело)


Реферат: Ислам (География)


Реферат: Автоматизация технологического процесса по розливу минеральной воды (Технология)


Реферат: Иван Владимирович Мичурин (Ботаника)


Реферат: Основные правовые системы современного мира (Теория государства и права)


Реферат: История развития музыкальных вкусов молодежи 60-70 г. (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист