GeoSELECT.ru



История / Реферат: Возникновение казахских ханов (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Возникновение казахских ханов (История)



С.ИГИБАЕВ. СТАНОВЛЕНИЕ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА
Поиск.-1997.- N2.-С.80-89 Сегодня Казахстан занимает среди государств мира
по своей террито- рии 9-ое место и площадь ее составляет 2 миллиона 717,3
тысячи квад- ратных км. Она располагает также богатыми природными людскими
ресур- сами. Численность населения составляет по данным 1994 года 16
млн.942,4 тысячи человек и занимает в мире 29-ое место. 1б декабря 1991
года была принята Декларация о государственном суверенитете Республики
Казахстан. Это стало поворотной вехой в истории нашего государства: вступил
в широкие экономические, дипломатические, поли- тические и культурные связи
со многими странами мира; стал родиной многих народов, независимо от
этнической и языковой принадлежности. Возникновение казахского ханства
явилось закономерным итогом соци- ально-экономических и этнополитических
процессов на обширной терри- тории Восточного Дашт-и Кыпчака, Семиречья и
Туркестана (Южного Ка- захстана). Территорию Казахстана населяли племена,
которые зафикси- рованы и древних письменных источниках. В частности, гунны
известны с 1764 года до н.э., скифы, сарматы, саки - с VII-VI вв. до н.э.,
уйсуны - с III в. до н.э., тюрки, канлы, карлуки, казладжи, кыпчаки - со II
-го века до н.э., дулаты, аргыны, найманы, киреи, алчыны стали известны с
VII-XIII веков н.э. Некоторые племена, расселенные, по данным источников,
на территории Казахстана или в сопредельных регионах, принимали самое живое
участие в процессе Формирования ка- захской народности. Генология казахских
родов изучена в работе М. Тынышпаева (2). Он изложил ее в кратце так, что
казахи состоят из трех орд: Старшей, Средней и Младшей. Старшую Орду
составляют: 1) уйсын (отделения- дулат, албан, суан, сарыуйсын), к которому
приста- ли чапрашты, ошакты, сты и сргелы; 2) джалаир; 3) канды, к которому
присоединился чаншксы. Среднюю Орду составляют: 1) аргын, 2) найман, 3)
кыпчак,4) конрат, 5) уак, 6) керей. Младшую Орду составляет ал- чын,
состоящий из 3 групп: 1) Байулы, 2) Алимулы, 3) Джетыру. Нет сомнения и
том, что процесс образования народности опережал ее поли- тическое
объединение. Геродот казахской истории А.И. Левшин приводит - 2 - сведения
восточных историков, утверждавших, что казахи составляли самостоятельный и
независимый народ в отдаленнейших веках нашего ле- тоисчисления. Некоторые
даже относят их существование далее Р.Х. Ка- захский народ, утверждал А.И.
Левшин, - весьма давно известен в Азии, составляя одну из отраслей
многочисленного турецкого племени, не уступает в древности ни киргизам, ни
другим соплеменным с ним на- родам. Подпав владычеству Чингиса, он по
смерти сего завоевателя достался в удел сыну его Джучи, и хотя принадлежал
к Золотой Орде, но имел собственных ханов, отчего иногда оставался в
покорности сво- им главным повелителям, иногда же "присоединился то к Орде
Чагатайс- кой, то к Алмалыкской, то к Ташкентской, которую потом звали
Могул - улус" . Он считал, что казах как имя собственное народа не подлежит
ни перевод, ни этническим спорам. Историк XVI в. Фазаллах ибн Рузба- хани
Исфахани писал, что слава о казаках, описываемых в истории ара- бов и
персов, под именем татарского войска, известна издавна. Ч.Ч. Валиханов
полагал, что Алаш (Алач), легендарный родоначальник трех казахских жузов и
первый хан казахский мог жить, приблизительно, в середине Х1У столетия. Это
предположение, он считал, не лишено осно- вания. У народов азиатских
свобода и независимость могли обусловли- ваться только в лице отдельного
хана и своего родоначальника, Усиле- ние казахов союзом разных выбежавших
племен от орд Кипчаковской и Туркестанской, конечно, делалось и
образовалось постепенно, испод- воль, Анализировав предание казахов и
ссылаясь на труд казахского историка Кадыргали Жалаири "Джамиат - таварих"
Ч. Валиханов был склонен к мнению, что казахи в конце ХЖ в. имели свое
политическое объединение. В работе "Киргизское родословие" он приводит
следующий эпизод; Аксак-Темир (Тамерлан) в первый свой поход на Токтамыша,
проходя через кочевье казахов Каракума, заметил их, разгромил их улусы и
повесил двух ханов Амета и Самета. Они, по Жалаири, первые казахские ханы,
казненные Тимуром во второй половине ХIV в. В случа- ях общего сметения,
утверждал А.И. Левшин, где соединяются казахи всех родов и званий без
различия, все кричат "алача!". Имя казах, которое, как можно полагать из
Шейбани-намэ, в то время имело значс- ние довольно почтенное и означало
возвышенность духа здравость - со- ответствовало европейскому рыцарству.
Сведения о казахах относящиеся к ХIV в., содержатся в работе Уте- миша-
хаджи "Чингиз-наме", написанной в середине ХIV в. по поручению Шайбанида Иш-
султана. В период правления Вердыбека (1357-1359 гг.) Золотая Орда потеряла
былое могущество. Было много смут. Кыйат Ма- - 3 - май, не Чингизид, забрал
правое крыло и ушел с племенами в Крым, а левое крьио увел на берег реки
Сыр Тенгиз-Буга, сын Джир-Кутлы, тоже из племени Кыйат. После смерти
Вердыбека прекратилась правящая ди- настия батуидов на Золотоордынском
троне. Вполне возможно, что линия потомков Бату пересеклась еще со времен
Узбек-хана (1312-1341). Ста- ли претендентами на Сарайский трон
представители из друтих линий Джучидов. Хызр-оглан из шейбанидов занял этот
трон. Тай-Дуглы бегим, жена Узбек-хана, поставила в качестве свадебной юрты
золотую юрту. Однако, в первый раз, Кызрхан долго не утверждался на троне и
был вынужден уйти в свой улус, к Ак-Кулю, расположенный на территории
современной Туркмении. Перед уходом из Сарая Хызр-хан разломал золо- тую
юрту, а золото поделил между своими казаками. Токтамыш (1380-1395/97),
ставший ханом Золотой орды с 1380 года, с целью ос- лабления Акнияз-хана
(урус-хана-1369-1379 гт.). В 70-х годах совер- шал набеги на его владения,
"подвизаясь в казаках-казакла/б йуруб", опираясь на силы жемен ширин,
барин, (барын), аргун и кыпчак, кото- рые были давними, со времен предков,
элями Токтамышоглана. В период ослабления и распада Золотой орды (ХIV -ХУ
вв.) племена, населявшие территорию Дашт-и Кыпчака и входившие,
преимущественно в узбеко-ка- захо-ногайский союз народов, стремились к
созданию самостоятельной государственности. Государственное объединение
Синяя Орда сыграло важную роль в политической консолидации этнических групп
и народов на территории Восточного Дашт-и Кыпчака и Туркестана на рубеже
ХIV- ХУ вв. Название Синяя Орда появилось как Белая и Серая Орды еще при
жизни Чингис-хана, Чингис-хан, после смерти Джучи, прнял его сыновей и
поставил им три юрты: белую юрту с золотым порогом поставил для Бату - Саин-
хана, синюю орду с серебряным порогом поставил для Иджа- на, серую орду со
стальным порогом.- для Шейбани. Значительно укре- пилась Синяя Орда при
хане Урусе (1369-1379) - Акниязе, ставшем пра- вителем Золотой орды и
Токтамыша. Видимо, со времен Урус-хана и Ток- тамыша Синяя орда стала
называться Белой Ордой, так как они стали ханами и Золотой орды, т.е. Белой
орды. Происхождение основателя ди- настии казахских ханов Уруса считается
спорным. Одни исследователи утверждают, что он потомок Орды - Иджена
(Ичена), 1-то сына Джучи, другие считают (Абулгазы, Утемишхаджи), что он
ведет свое происхож- дение от Тука-Тимура, 13-го сына Джучи. В частности,
Абулгазы Бага- дур султан, автор труда "Шаджараи - тюрк", утверждает о том,
что род Тукай-Тимура, царствовал у казахов: ...У Чингизхана сын Джучи-хан,
его сын Тукай - Тимур, его сын Урусхан, его сын Койрчак-хан, его сын - 4 -
Барак-хан, его сын Абу-саид, по прозванию Джанибек-хан. У этого было девять
сынов в таком порядке: Ирандчий, Махмуд, Касим, за ним следо- вали Итик,
Джаниш, Канабар, Тениш, Усюк, Джаук. Кроме рода Тукай-Ти- мур царствовали в
Туране у казахов потомки Шейбан-хана. Так, напри- мер, русская летопись
сообщает, что царь Ахмат, простоявший на Угре до 11 ноября 1480 года, пошел
назад через литовские волости и возв- ращался в степь с награбленною
добычею. На отнимку этой добычи отп- равился хан Шибанской или Тюменской
орды, Ивак , "и приде царь Ивак в Ногаи, а с ним силы 1000 казаков. И взем
с собою тцурью свою из Ногаи Мусу мырзу да Ямчурьчеи мырза, а с ним силы
петь на десят ты- сящ казаков, и перевезеся Волгу на горную сторону, а уже
осень. И поиде на переем на Ахмата царя и перенял след его за Доном, и
поиде после Ахмата по вестем. И как Ахмат разделился своими ити салтаны, на
зимовище приде и ста зимовати расплошася. А царь Ивак приде на него силою
свосю безвестно с мырзами месяца генваря в 6 день (1481г.). Приде на него
на утре изноровяся, а царь Ахмат еще спит. А царь Ивак сам вскочи в Белую
вежу цареву Ахматову и уби его совими руками. А силы межи собою не билися.
А итибаны с нагаи начаша ахма- тову орду грабити меж Доном и Волгою, на
Донцу на Малом близ Азова. И стоял царь Ивак 5 дней на ахматове орде и
поиде прочь, а ордобазар с собою поведе и Тюмень" (11). Таким образом,
последний грозный для Москвы хан золотой Орды погиб от одного из потомков о
Чингис-хано- вых. (12). В результате захватнических войн Тимура и
внутренних уео- биц в конце ХIV- начале ХV вв. Ак-Орда значительно ослабла.
На неко- торое время в 1423/24 - 1428 гг. власть своей династии в Ак-Орде
восстановил внук Урус-хана, Барак, но вскоре он погиб и правление на
территории большей части Ак-Орды перешло к Шайбаниду Абулхайру. Ханство
Абулхайра, известное в литературе также под названием Госу- дарство кочевых
узбеков, Узбекское ханство, со времен правления хана Узбека, с Х1У в. по ХУ
в., название узбеки употреблялись как собира- тельное, политическое имя для
обозначения тюркских и тюркизированных монгольских племен Восточного Дашт
-и Кыпчака, а не как этноним . В правление Абулхайра (1423-1468 гг.)
Государство кочевых узбеков - казаахов значительно расширилось. Границы
государства Абулхайра простиралась от реки Сары-су на востоке до южных
отрогов Уральского хребта на западе и от гор Улу-Тау на севере до низовьев
Аму-Дарьи на юге (Хорезм). Потомки Урус-хана и Баракхана во второй четверти
ХУ в. сохранили свою власть в южных районах Казахстана. Образование госу-
дарств Кок-Орды, ханства Абулхаира, Моголистана, Ногайской Орды и - 5 -
Сибирского ханства было заметным этапом в становлении государствен- ности
местного населения и формировании этнических общностей-народ- ностей
казахской, узбекской, ногайской и т.д., близких по языку, ма- териальной и
духовной культуре. В Узбекском ханстве боролись за власть различные
династические линии. Потомки Барак-хана интриговали против Абулхаира,
который, в свою очередь, подвергал их жестоким преследованиям. Махмуд бен
Вали подчеркивает, что Джаныбек и Гирей отказались повиноваться Абулхайр-
хану и мотивировали свой отказ тра- дицией наследования власти в степи
чингизидами, обеспечивавшей их право как потомков ханов Ак-Орды на власть в
Восточном Дешт - и Кып- чаке (13). Преодоление раздробленности,
политической разобщенности частей казахского народа в рамках
государственных объединений, свя- зано с именами Джаныбека и Гирея.
Джаныбек и Гирей были близкими родственниками. Их династические интересы,
борьба с другими чингизи- дами за власть в степи совпали с интересами
различных социальных групп консолидировавшегося народа к созданию
самостоятельного госу- дарства. В результате борьбы, в отличие от
монгольских улусов, как метко заметили исследователи, в частности
К.А.Пищулина, насильственно объ- единенных множество разнородных
этнополитических организмов, племен и народностей, образовалась
государственность, основанная на более определенной этнической основе, на
базе формировавшихся и народнос- тей (14). Борьба между династическими
группами за власть тяжело от- ражалась на положении трудящихся масс.
Усобицами и воинами был зало- жен весь период правления Абулхайра. Набеги,
организованные царству- ющей фамилией на ауылы сепаратистски настроенных
ханов и султанов, разоряли хозяйство подвластного им населения. В кочевом
обществе, одной из форм сопротивления народа, против неугодного им
существую- щего порядка, была откочевка родов, племен, части народа с
насижен- ных мест, т.е. уход из-под власти своего правителя, сюзерена.
Значи- тельная часть населения сплотилась вокруг Гирея и Джаныбека еще в 40-
50-х годах в южных районах Казахстана - в предгорьях Каратау, в низовьях
Сырдарьи, северной части Туркестана. К ним стекались многие недовольные
Абулхайром вожди родов и племен со своими подданными. В руках Джаныбека и
Гирея находились городские центры и крепости в предгорьях Каратау, на
Сырдарье-Сузак, Сыганак, Сауран и др. Однако кочевое население, подвластное
Джаныбеку и Гирею, испытывало значи- тельные трудности в летних пастбищах,
так как степные земли были за- няты кочевыми подданными Абулхайра, которые
в свою очередь, были ли- - 6 - шены возможности прикочевывать на привычные
места зимних стоянок и вести торговый обмен. В середине 50-х годов ХУ века
наметилась мас- совая передвижка казахского населения из Восточного Дешт-и
Кыпчака, оазисов Туркестана и предгорий Каратау на восток, в Семиречье, в
по- исках лучшей, спокойной жизни, чем в пределах ханства Абулхайра. Два
султана из рода Барак-хана, Жаныбек и Гирей, ушли с подвластными им
казахами в пределы Моголистана. Моголистанский историк Мухаммед Хай- дер
(1500-1551гт.) из тюркского рода дулатов, живших от Алтын-Эмель- ских гор
до г. Чимкента, входивших со второй половины ХУ1в. в состав казахской
народности, в работе "Тарих-и-Рашиди" рассказывает об этом событий: "В это
время (около 860) (1455-1456гг) Абул-Хаирхан влады- чествовал в Дашти-
Кипчаке; султаном джучидским приходилось от него очень плохо и двое из них,
Жаныбек-хан и Гирейхан бежали в Моголис- тан. Иса-Буга-хан (1433/34-1462)
принял беглецов хорошо и отвел край Джу (Чу) и Козы-баши, который
составляет западную окраину Моголиста- на. Там они зажили спокойно"(151).
Разбросанные в западных районах Моголистана местные тюркские племена, а
также общины, которые бежали из государства Абулхайра, объединились под
властью Жаныбека и Гирея. Мухаммед Хайдер (Хайдар) относит время
образования казахского ханс- тва к 870г. хиджры (1465-1466). Он утверждал,
что "эпохой, с которой началось собственно власть султанов казахских,
надобно считать год 870; в прочем лучше знает"(16). Новое государство,
возникшее на тер- ритории западной части Ссмиречья, стало основой
Казахского ханства. Его образование явилось одним из этапов распада
владений Золотой ор- ды. Население молодого государства росло. В б0-х годах
ХУ века оно насчитывало около 200 тыс. человек. Главой казахского ханства
был Жаныбек (1455-1480). Территория Казахского ханства при Жаныбеке была
еще не велика. Ханство владело кочевьями к северу от нижнего течения Чу и к
востоку от Сары-Су. Его окружали могущественные соседи. На западе оно
граничило с государством Абулхайра, на юге - с среднеази- атскими
владениями Тимуридов, на востоке - с Моголистаном. В проти- вовес
Абулхайру, Абусаид, сын Барак-хана, прозванный Жаныбек-хан, сохраняет
дружественные связи с правителями ногайцев, мангытовкара- калпаков. Ч.Ч.
Валиханов заметил, что время управления Жаныбека, когда две родные орды
ногаев и казахов жили. вместе, воспевается в казахских поэмах, как золотой
век. К этому времени принадлежит боль- шая часть преданий, нравственные
изречения Жиренши - Шешена, мудрого Аз-Жаныбека и философа Асана
Горемычного (Асан-Кайгы) употребляются степняками до сих пор (17). Основная
идея творчества Асан-Кайгы - - 7 - это идея единства племен казахского
ханства Жаныбек также устанавли- вает основы мирных отношений с правителями
Моголистана, всемерно поддерживая тесную дружбу с ними. Союз с Моголистаном
позволил Ка- захскому ханству окрепнуть и обеспечить свою независимость. По
ут- верждению Мухаммед Хайдера, "начиная с Иса-Буга-хана до времени Ра- шид-
хана монголы и казаки жили постоянно в мире между собою. Под словом
"монголы" автор подразумевал скорее политическое объединение, чем
этнический состав населения Моголистана. Историческая заслуга мудрого
государя - Жаныбека перед казахским народом заключается в том, что он сумел
сохранить молодое казахское государство и укрепить его тогда, когда оно
было относительно слабым. За эту заслугу ка- захский народ назвал его "Аз-
Жаныбек" т.к. "Жаныбек Благословенный". Политическая обстановка
благоприятствовало упрочнению казахского ханства. Под власть ханов Жаныбека
и Гирея, затем Бурундук-хана (1480-1511гг), сына Гирея, постепенно
переходили все новые и новые казахские роды и племена. В последней трети ХУ
в. усилился процесс включения казахских племен Семиречья, ранее подвластное
Моголистанс- ким правителям, в казахское ханство. В тесный Союз с
правителями ка- захского ханства вступали и мангыты. Б конце начале ХУ
начале ХУ1 в. (1500-1505 п.) отдельные группы кыпчаков, найманов, карлуков,
конг- ратов и других, известные под названием кочевых узбеков, этническая
история которых идентична с племенами казахов, под предводительством
Мухаммада Шайбани, ушли в глубь Средней Азии. Они вошли в состав уз-
бекской и каракалпакской народностей. Власть Шайбанидов из рода Абулхайра
на территории Дашт - и Кыпчака прекратилась. Оставшиеся на территории Дашт-
и Кыпчака отошли под власть казахс- ких ханов и ускорили процесс завершения
сложения казахского народа. Понятие "казах" стало этнонимом для обозначения
народности, рассе- ленной на всей обширной территории Казахстана, понятие
"узбек'" ста- ло этнонимом племенных объединений, передвинувшихся под
предводи- тельством Мухаммада Шайбани на территории Средней Азии. После
распа- да Моголистана и Ногайской Орды этноним "казах" также включил в себя
население юго-восточной и западной части Казахстана, Значительная часть
тюркоязычной общности могулов вошли в казахскую народность. Источник
упоминает мангытов в составе войска Касым-хана . Этноним "казах" закрепился
как наименование народности, понятие "Казахстан" - как название территории
ее обитания. Сознание своего этнического единства народ отразил в эпических
произведениях. Казахские ханы, вступившие в борьбу с Шайбанидами за власть
в южном и центральном - 8 - Казахетане обладали несомненной реальной силой.
Это подтверждает да- же шайбанидские источники. Так, например, в 1470 г.
Гирей-хан (Ки- рей-хан) двинулся со своими войсками в Туркестан Мухаммад
Шайбани был разбит и ушел в Бухару. Современник узбекского хана Мухаммада
Шайбани, авгор исторического сочинения "Мехмана-наме- и Бухара", участник
одного из походов Мухаммада Шайбани на казахов, произведен- ного им в 914
гиджры, т.е. 1509 г. хорасанский ученый Фазлаллах ибн ахани Исфахани пишет,
что казахские хани тоже происходят от Джу- чи-хана, они тоже многочисленны.
"В настоящее время главным ханом у казахов состоит Бурундук-хан, родом из
узбеков. Говорят, если Бурун- дук-хан отдаст приказ казахскому улусу, то
быстро может мобилизовать до 40000 вооруженной конницы. У них много
вооружений и продовольст- вия, лошадей много; их они пасут на яйлаках и при
кишлаках. Шайбани хан в Самаркандекой пустыне, что лежит против Отрара, мне
однажды сказал, что Дашт-и Кипчакские степи составляют около 600 кв. ташей"
. Далее, и разделе "О том, как кочуют казахи" он продолжает, что ка- захи
очень богаты, даже бедная семья имеет по нескольку тысяч голов овец,
лошадей и волов. Поскольку они богаты, постольку и храбры, в бою один
сражается против десяти и или побеждает, или погибает. Их кочевья раскинуты
внутри Дашт-и Кыпчака по течению Итиля, кочевки продолжаются свыше двух
месяцев; зимние стойбища казахов находятся на Сыр-Дарье, зимовки
располагаются вдоль реки и тянутся на протяже- ние около трехсот ташей,
Свои нападения на государство Шайбани хана, объясняет Рузбахани, казахи
оправдывают тем, что они нуждаются в хлопчатобумажных товарах. При
нападении неприятеля казахи свои семьи и скот собирают в одно место, а сами
сражаются, стоя вокруг них. Раз они решились биться, то одолеть их бывает
трудно, если не поможет какое-либо чрезвычайное обстоятельство. Рузбахани
сообщает, что Са- ганак в Дашт - и Кыпчаке обстроенный, земледельческий и
населенный пункт. Этот город в древности был очень цветущим, был окружен
боль- шими постройками и обработанными полями, богат разнообразными про-
дуктами и является торговым пунктом для казахского народа. Говоря о южном
пункте казахов, он отметил, что от города Саганака в сторону к Сыр-Дарье на
северо-запад, находятся песчаные барханы. "Как переда- ют, у этих барханов
кончается Туркестан и начинается Узбекистан". Казахские ханы собирали
воедино земли, уже подготовленные к созданию общей государственности и
объединению в процессе длительного эконо- мического и хозяйственно-
культурного развития. Казахское ханство за- нимало заметное место в регионе
Центральной Азии, в системе госу- - 9 - дарств евразийских народов, В
первой четверти ХVI в. границы казахс- кого ханства на юте выходили на
побережье СырДарьи и включали боль- шую часть городов Туркестана, на юге-
востоке они охватывали пред- горья и долины значительной части Семиречья,
на севере и северо-вос- токе проходили в районе гор Улутау и оз. Балхаш,
доходя до отрогов Каркаралинских гор, на северо-западе достигли бассейна р.
Яйк. Заме- тим, что в Сарайчике проводил зиму Бурундукхан. Увеличилось
числен- ность населения ханства. Число поданных хана Касыма Мухаммед Хайдер
определил миллионом человек (см.ТарихиРашиди). Казахское ханство
втягивалось в международные отношения того времени. Одним из первых
государств вступивших в дипломатические связи с казахским ханством было
Московское государство, в правление Великого князя Василия Ш (1505-1533
гг.). При Касым хане (1511-1521) казахи как самостоятель- ная народность
стали известны в Западной Европе, о казахах оставил свои записи австрийский
дипломат Сигизмунд Герберштейн. Автор работы "Тарих - и Рашиди" утверждал,
что "в продолжение времени до 940 гиджры (1533-1534 гг.) казахи всецело
владычествовали в большей час- ти Узбекистана т.е. большей части Дашт-и
Кыпчаки. Казахский хан Та- гир (1523-1533) потерпел неудачу в борьбе с
Ногайской ордой и поте- рял много людей. От десяти леков, т.е. миллиона
человек осталось у Тагира четыре лека - 400000 человек. Однако ему удалось
потеснить правителей Моголистана с территории Казахстана. Под давлением
Тагира могульский хан Султан Саид и 1526-1527 годах, перевел Рашидсултана и
всех своих монголов из Моголистана в Кашгар" . Укрепление ханства и
расширение его территории в пределах казахской государственности продолжили
сын Касым-хана Хакк-Назархан ( 1538-1580), названный го- сударем казахским
и киргизским и Тевеккель- хан (1586-1598 гг.), именуемый, ханом не только
казахским, но и калмыцким. В период прав- ления Тевеккеля, ойроты т.е.
калмыки, вторгшиеся в восточную, юго-восточную часть Казахстана, были
разбиты им и они признали его власть. Из Золотой Орды вышло деление казахов
на жузы , Орда имела военно-территориальное образование согласно
десятичному делению войска. Крупнейшей единицей был улус, войсковой --
тумен (дословно - десять тысяч). За десятью тысячами следовало сто (жуз,
юз, ез) ты- сяч. Считалось, что улусы, если нужно, должны выставлять сто
тысяч воинов. Позтому наряду с понятием "улус" существовало представление
"жуз". После распада державы Чагатая часть ее с кочевым населением
(Моголистан) фактически стала первой пост -монгольской независимой
кипчакской территорией. Эти земли вместе с примыкавшей к Монголиста- - 10 -
ну и имевшей с самого начала большую автономию Кок Ордой положила начало
Большому жузу или Старшему жузу (Улы жуз). Вторым, по времени приобретения
самостоятельности, стал Средний жуз. Ч.Валиханов ут- верждал, что казахи,
по старшинству племенных союзов составляют старшие орды - Большую, Среднюю
и Малую . Младший жуз появился после гибели Ногайского ханства. В конце
ХVII начале ХVIII в. Аз-Тауке, автор кодекса обычного права казахов -Жеты
жаргы обеспечивал своим талантом независимость и политическое единство
страны. В годы Великого бедствия, проявляя героизм, защищали казахскую
степь, наравне с батырами хани Абулхайр, Абдулмамбет и султан Абул- мансур,
т.е. Аблай. Среди них, в истории казахов занимает особое место хан Аблай
(1731-1781 гг.), который используя свое военное и дипломатическое искусство
боролся за целостность казахских земель и укрепление Казахской
Государственности и независимость Казахстана. ЛИТЕРАТУРА 1.
Межгосударственный статистический комитет содружества независимых
государств. М., 1995, наш подсчет. 2. М. Тынышбаев. История Казахского
народа (учебное пособие). Алма-Ата, 1993, с, 68-69. 3, А.И.Левшин. Описание
киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких, орд и степей. Алматы "Санат", 1-996,
с.153 4. Рузбохани. Мехмана-наме-и-Бухара. См. Прошлое Казахстана в
источниках и материалах. Алма-Ата, 1935. Москва, с.110. 5. Ч. Ч.Валихаиов.
Собрание сочинений в пяти томах. Т,2. Алма-Ата, 1935, см. коммент. с.372.
6. Там же, с.152. 7. Упммиш-хаджи. Чингиз-наме. Алма-Ата, 1992, с.112, 139.
8. Там же, с. 115, 142. 9. Прошлое Казахстана в источниках и материалах.
Алма-Ата, 1935, М., с.120. 10. С.М. Соловьев. История России с древнейших
времен. Книга Ш, тома 5- 6. М., 1960, с.32. 11. См. Утемиш-Хаджи. с. 22.
12. С.М.Соловьвв. Указ. соч. с.82. 13. История Казахстана с древнейших
времен до наших дней (очерк). Алматы, 1993, с. 143. 14. Там же, с. 145. -
11 - 15. См. Прошлое Казахстаиа, с, 93. 16. Там же. 17. Ч.Ч.Валиханов см.
указ. соч. с.165. 18. Тарих-и-Рошиди. См. Прошлое Казахстана, с.94, 19.
В.З. Бартольд. Отчет о командировке в Туркестан. 132 с; История Казахской
ССР, т.2, с.270. 20. Таш-монгольская мера длины. 21. См. Рузбахани, с. 109.
22. Мухаммед Хайдер Тарих-и-Рашиди. См. Прошлое Казахстана, с. 99. 23.
Р.Ахметов. Конец Золотой орды. Караван Х 6.12.1996. 24. Ч. Ч.Валиханов см.
указ. соч. т.2, с. 152.





Реферат на тему: Возникновение казачества
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


РЕФЕРАТ
по истории Кубани
НА ТЕМУ


История зарождения
казачества


Выполнил: студент 1-го
курса
____________
Преподаватель:
Суркова Л. И.



г. Майкоп
1999г.

ПЛАН

Введение

Основные направления изучения казачества
Происхождение казаков
Первые упоминания о казаках в летописях
Казаки и татары
Когда образовалось Донское казачество
“Притязания” и “права” казаков

Заключение

Список литературы



Введение

В тысячелетней истории Российского государства, созданного, по мнению
писателя графа Льва Николаевича Толстого, казаками, роль самих казаков
незаслуженно принижена и забыта отчаянным бесстыдством коммунистической
эпохи. Но именно казаки пятьсот лет охраняли рубежи России и часто
становились заслоном на пути вторжения ее врагов.
Казаки-первопроходцы осваивали и завоевывали новые земли вплоть до
Аляски и Кушки. Во времена крупных войн, которые Россия вела постоянно,
казаки составляли наиболее мобильные и боеспособные войска, им доставались
самые трудные и ответственные участки в боях и сражениях. Будучи в
подавляющем большинстве сословием русских людей, казаки несли в своем
характере те черты русской нации, которые обеспечивали им роль
создателей Великой Российской империи, из которых важнейшими были:
мужество, выносливость, добродушие и уважительное отношение к другим
народам и государствам.[1]

Основные направления изучения казачества.

В литературе, посвященной казачеству, нет однозначного ответа на
вопрос, как соотносятся современные казаки с этническими и социальными
группами, существующими в современном обществе, и с самим русским этносом.
Действительно, они парадоксально сочетают в себе и этнические, и социальные
характеристики, но не являются моноэтничными. Есть казаки-русские и казаки-
калмыки, казаки-башкиры и казаки-осетины, казаки-татары и казаки-армяне и
т. д. Поэтому декларируемая особая этничность не приводит к всеобщему
требованию отдельного национального казачьего государства. А этатистские
требования, основывающиеся на особенностях социального уклада и военной
профессионализации, не доходят до стремления установить политический
контроль над Россией. Казаки представляются некоей вещью в себе. Здесь
фокусируются все дискуссии, отсюда идет поляризация позиций. Мне уже
приходилось писать, что казаки сочетают в себе и этнические, и сословные
черты, и невозможно механически отрывать одно от другого.
В работах специалистов по казачеству учитывается этнический фактор
Однако иногда встречаются подходы, при которых гипертрофируется этнический
фактор и нивелируется социальный.
По этому вопросу будет написано еще немало работ. Предстоит провести
этнографические, этносоциологические исследования в местах традиционного и
нетрадиционного проживания казаков. Пока следует отметить, что нынешнее
казачество не поддается какой-то узкой дефиниции и однолинейной
идентификации.
Критически следует отнестись и к трактовке казачества как сословия,
которая утвердилась во второй половине XIX в. В ходе своей эволюции оно
приобретало не только социально выраженные сословные, но и этнические и
даже, как отмечалось на "круглом столе" в журнале "Социологические
исследования", национальные черты.
Вопрос о том, чем является казачество - сословием или народом, остро
стоял уже в 1917 г. Развивавшаяся революция при любом ее исходе упразднила
бы казачье сословие, поэтому лидеры казачества ради сохранения своих
привилегий и интересов на общеказачьих съездах и кругах стали доказывать,
что казачество - это народ, а не сословие, которое можно было бы
уничтожить.
Атаманы Дона, Кубани, Терека и лидеры казачьей эмиграции неоднократно
заявляли, что хотя казачество Юга России является частью русской нации и
особой ветвью русского народа, они будут руководствоваться конституциями и
законами, принятыми в годы гражданской войны возникшими казачьими
образованиями. Они рассматривали эти объединения как плацдармы, с которых
предстояло утвердить новую центральную власть во всей России, а затем
обеспечить для казаков местное самоуправление с правом решения земельного
вопроса.
В то же время небольшая часть казаков-эмигрантов, обосновавшаяся
первоначально в Софии, пропагандировала идею, что казачество - это народ, и
вынашивала мысль о создании государства Казакия (Козакия) на основе
Донского, Кубанского, Терского, Астраханского, Уральского и Оренбургского
казачьих войск. Эта группа и ее сторонники пытались распространять свои
взгляды в Европе и США, но не смогли убедить казачью эмиграцию. Ныне старая
дилемма "сословие или народ" по разным, в том числе и конъюнктурным
соображениям воспроизводится и учеными, и лидерами казачества, и
политиками.

Происхождение казаков

О казаках знает каждый, независимо от интереса к истории. Казаки
появляются на страницах учебников всякий раз, когда речь идет о
значительных событиях в истории российского государства. Но что известно о
них? Откуда они повелись?
Учебники, как правило, внушают нам мысль о беглых свободолюбивых
крестьянах, которых замучили помещики-крепостники и которые в XVI -XVII вв.
побежали из России на юг, на Дон, там обстроились и постепенно превратились
в служивый народ. Народ этот в XIX -XX вв., забыв о прошлых конфликтах с
царями, стал их надежной опорой. Есть и варианты в подобной "истории
казаков". Суть этих вариантов в том, что вместо беглых свободолюбивых
крестьян появляются вольные душегубы-разбойники, которые со временем
обзаведутся женами, хозяйством, угомонятся и вместо грабежей займутся
охраной государственных рубежей.
Вместе с тем существует несколько иной взгляд на происхождение
казачества выраженный в частности известными историками Татишевым, Полевым
и другими.
Казаки лишены своей истории. Почему? “Выступления казаков (в
частности, известные антиромановские выступления Степана Разина и Емельяна
Пугачева) показывают их определенные притязания. Но если существовали
“притязания”, значит, существовали и обоснования этих притязаний - “права”.
Однако сведения XVI-XVII веков о казаках не все открыты и, вероятно,
частично уничтожены”[2].
“Вопрос о возникновении казачества далеко не выяснен в исторической
литературе. Грабянка, а за ним Ригельман производили казаков от хозар; Ян
Потоцкий видел в казаках потомков тех косогов, которых великий князь
Мстислав Владимирович поселил в XI веке в Черниговщине. По мнению Татищева
в Египте был город Черказ (от него и казаки впоследствии у русских
назывались черкасами), жители которого переселились на Кавказ и стали
называться косогами” Татищев действительно пишет о наличии упоминаний у
Геродота о черкасах и что “род князей их, пришедших из Египта, где был град
Чиркас, или Циркас...”.
Пришедший род, поселился на Кубани и был когда-то христианской веры. И
далее: “...черкесы язык славянский имеют, весьма неправо, но паче татарский
с египетским смешан, так что и татара без довольного искуства разуметь не
могут, но, мню, он черкас Малой Руси разумеет. Оные прежде из кабардинских
черкес в 14-м месте в княжестве Курском, под властию татар собравши
множества сброда, слободы населили и воровством промышляли, и для многих на
них жалоб татарским губернатором на Днепр переведены, и град Черкасы
построили. Потом, усмотря польское беспутное правление, всю Малую Русь в
казаки превратили, гетмана или отомана избрав, все черкесы именовались. При
царе Иоане II-м, на Дон с князем Вешневецким перешед, град Черкаской
построили ... [3]”
В этом заявлении масса загадок. Однако начало казаков отмечено XIV
веком. Другими словами казаков вполне можно поискать в числе сражающихся на
Куликовом поле. На чьей стороне? Похоже, с равным успехом их можно найти по
обе стороны, поскольку Куликовская битва - это сражение между двумя
поднимающимися этносами - великорусским, основывающимся на православии, и
литовским, впитавшим в себя многие католические истины. Казаки в XIV веке
представляли собой веротерпимое образование, в их рядах были и христиане
разного толка, и мусульмане, и язычники. Раскол в вере прошелся пока по
христианским рядам.
“Известен и такой факт, что Донские казаки в 1380 г. преподнесли князю
Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божией Матери. Эти и
другие упоминания указывают на то, что на Дону в это время уже складывалась
община людей, которая могла стать зерном Донского казачества”
Как могли оказаться казаки на стороне монголов? Приведем длинную
цитату из Еременко : “Казак - слово нерусское. Оно пришло к нам от степных
кочевников, которые с незапамятных времен совершали набеги на земли
восточных славян. Конные лавины степняков на пути к богатым городам и селам
земледельцев нередко натыкались на такие же летучие конные отряды вольных
славян, выступающие как защитники южных рубежей своих земель. И закипали
жаркие схватки...
Со временем степные кос-саки стали завязывать дружеские знакомства с
похожими на них конными витязями славян, даже родниться с ними, также
называя их коссаками. Во времена татаро-монгольского нашествия пограничные
отряды коссаков-славян не смогли удержать натиск завоевателей... Ханская
Золотая Орда в течение многих последующих лет специально формировала такие
же летучие конные отряды из угнанных в плен русских и украинских юношей,
называя их казаками. Как правило, отправляясь в очередной набег на земли
восточных славян, ордынцы пускали вперед себя отряды казаков, которые
первыми гибли в сражениях против своих же братьев. Так не могло
продолжаться вечно. Перелом в настроении казаков-рабов произошел в ходе
Куликовской битвы. Они в решающий момент отказались быть авангардом в атаке
на русские войска, отвернули в сторону, а после поражения Мамая всем кошем
перешли на сторону победителей. По соглашению с Дмитрием Донским, казаки
так и остались боевым лагерем на Дону, приняв на себя охрану южных границ
славянской Руси”.
С точки зрения чужеродности Золотой Орды такой взгляд автора цитаты на
казаков-рабов вполне естественен. Но вспомним, что самые лучшие войска
турок, состояли из славян, с детства взятых турками “на воспитание” с целью
пополнения лучшей части своей армии. Похоже, что Золотая Орда исповедовала
тот же подход при формировании войска. Вообще пора заявить, что слово
“орда” в равной мере относится к монголам, к казакам, и к русским.[4] За
то, что его “закрепили” за татаро-монголами следует благодарить авторов
школьных и вузовских учебников по истории. Аналогичную процедуру они
проделали со словами “князь, царь”, введя слово “хан” исключительно для
монголов и прочих кочевников.
“Какое сильное влияние Востока оказывается ... в вольных ордах донских
и уральских казаков! Сравните с малороссийскими, где преимуществовали Запад
и Польша”.[5]
Л.Н.Гумилев производит запорожских и слободских казаков от крещеных
половцев.[6] Низовские казаки по Гумилеву - предки бродников, которые в
свою очередь - потомки православных хазар. Бродники стали союзниками
монголов, когда те появились на Дону.[7]

Первые упоминания о казаках в летописях.

“Прибавим к описанию дел Василия, что в его время в Истории Русской в
первый раз появилось имя казаков: так названы в летописях вольные удальцы,
жившие в Рязанской области, и сбежавшиеся на помощь против Мустафы в 1444
году. Они пришли на лыжах, с сулицами, с дубьем, и вместе с мордвою
присоединились к дружинам Василия”.[8] “Придоша на них (татар) мордва, на
ртах, с сулицами и с рогатинами и с саблями, а Казаки Рязанские такожь на
трах, с другия стороны”.[9]
Вот несколько известий, в коих мы находим имя казаков: в 1492 г.
ордынские казаки грабили близ Алексина, в 1494 г. ограбили послов Иоанна,
ехавших из Крыма; в 1497 г. ограбили послов его “Японча Салтан, Крымскаго
царя сын с своими Казаками”; Менгли-Гирей отыскал и возвратил все тогда
пограбленное; в 1499 г. ордынские азовские казаки грабили под Козельском, и
были прогнаны”.[10] Таким образом, казаки были ордынские, азовские и,
видимо, крымские, раз подчинялись сыну крымского царя. В самом деле,
“Махмет отвечал ...королю, что нападение в 1516 г. сделано без его воли,
крымскими казаками .... Набег этот был ужасный...”.[11]
Казаки восточные (Донские) назывались ордынскими, азовскими, западные
(днепровские) запорожскими, малороссийскими, литовскими. От сего
смешивались исследователи, находили казаков там, где их не было, и терялись
в догадках.
“Днепровские казаки назывались иногда черкесами, или черкасами. Это
название происходило, вероятно, от города Черкасы. Город сей находился за
Днепром, ниже Канева, ибо заселения казаков, когда Польша стала принимать и
покровительствовать им, были первоначально по правую сторону Днепра.
Недалеко от Черкасов, древнейшего главного становища казацкого, основан был
потом казаками Чигирин, бывший главным их городом. Имя Черкасы могло
произойти .. сие название города казацкого заставило думать многих, будто
казаки были переселенцы с Кавказа, и именно черкесы горские... Начало
казацкого днепровского города Черкас можно отнести к последним 20 годам XV
века, и Богдан, воевода Черкасский, мог быть такой же вождь казаков, каким
был потом Дашкович. Рассмотрите поход его к Очакову: это настоящий казацкий
набег, повторенный Дашковичем в 1516 году! - На Дону, впоследствии, также
построен был выходцами с Днепра, казаками, присоединившимися к донским,
город Чекрасск, или Черкаской. Это имя казалось для них драгоценно, как имя
Москвы русскому, которого называли московитом и москалем”.[12]
“Городецкими казаками называли вольных людей, живших около Касимова
(Мещерского городка, от чего происходило также название мещерских казаков),
и далее около Волги (отсюда название волжских казаков)” (Полевой, т.3.
с.684).
Год 1496. “Тоя же весны маия прииде весть к великому князю Ивану
Васильевичу от казанского хана Махамета-Аминя, что идет на него шибанский
хан Мамук со многою силою, а измену чинят казанския казаки Калимет, Урак,
Садырь, Агиш” (Татищев, т.6, с.86).
“В Азии доныне целая Орда Турецкая называется казаками (киргиз-
кайсаки). Татары и русские принимали в XV веке имя казака в смысле
бездомного, странствующего удальца-воина” (Полевой, т.3. с.663). Эти
удальцы были объединены в Орды!
Известно, что донские казаки в XVII веке жили на Дону, но вот в Европе
думали, что это земли Тартарии. Донской казачий край входит во времена
Василия Шуйского в пределы государства Тартария. На европейской карте 1562
года, времен Ивана Грозного по правому берегу Иртыша (или Оби) живут
cassac, т.е. казаки, на Дону находится Тартария, а по левому берегу Дона
пятигорские черкасы, или, по существу, те же казаки (кубанские?, терские?).
Казаки и татары

Пытаясь “докопаться” до истоков казачьего рода, мы неизбежно
наталкиваемся на татар. Не то казаки произошли от татар, не то казаки
“пошли в татары”. Первые упоминания летописей о казаках связаны с
татарскими казаками, которые привязаны к употреблению слов, имен и названий
с корнем “черк”; проживают на землях Тартарии (или в Поле), точнее, живут
вне пределов Московии и Киевской области; поначалу не испытывают тяги к
христианству, но со временем именно принадлежность к православию становится
для них необходимостью.
Год 1492. “...приходили татарове ординские казаки, в головах приходил
Темешем зовут, а с ним 220 казаков...”.[13] При этом казаки названы
погаными, то есть они не являлись христианами.
Год 1493. “Того же лета приходили татарове, ординские казаки, изгоном
на Рязанские места, и взяша три села, и поидоша вскоре назад”.[14]
Год 1494. “Октября прииде из Волох Иван Андреевич Субота Плесчеева, а
из Крыма Константин Заболоцкий; а шли Полем, и грабили их на Поле татарове,
ординские казаки”.[15]
Год 1501. Июля в 11 день азовские казаки Угус-Черкас да Корабай
пограбили на Поле на Полуозоровском перелеске великаго князя послов князя
Федора Ромодановского да Андрея Лапенка, и Андрей тамо и скончался, и
гостей многих пограбища” .[16]
Историки задаются вопросом: “Почему, как только монголы появились
вблизи Руси, их сразу же назвали татарами?”
Как-то надо же объяснить почему в XVII-XVIII вв. татарами стали
называть булгар, жителей Казанского царства, а казаками стали православные
вольные люди на Дону, Днепре, Кубани и т.д. Если казаки - это славяне,
ушедшие в степи и служившие татарам, то почему у них нерусские имена
(Темеш, Калимет, Урак, Садырь, Агиш, Угус-Черкас, Корабай). Впрочем,
Василий Шемяка также имеет явно татарское прозвище “Шемяка”. Скорее всего,
казаки - это субэтнос великорусского этноса, который в процессе своего
этногенеза вобрал людей самых различных этносов.
Казаки - неотъемлемая часть наследия татаро-монгольской эпохи в
истории России. Их военная организация, порядок несения воинской службы
имеют много схожего с военной машиной монголов. Военные уставы казаков во
многом построены на принципах "Большой Ясы" Чингиз-хана и наконец, казаки
селились в местах, где располагалась Золотая Орда.

Когда образовалось Донское казачество?

“Недостаток летописных источников, как российских, так и зарубежных,
не позволяет точно определить время зарождения Донского казачества как
самостоятельной вольной военизированной общины, имеющей свою организацию и
свои особенности. Некоторые авторы находят отправные моменты истории
Донского казачества даже в эпоху амазонок. Но большинство склоняются к
тому, что процесс формирования казачества на Дону проходил параллельно с
процессом христианизации Киевской Руси. Так, в 1265 г., т.е. еще во времена
владычества на Руси татаро-монголов, была учреждена так называемая
Сарайская христианская епархия, которая охватывала население огромной
территории между Волгой и Днепром, а значит и Подонья. Именно по берегам
Дона в 1354 г. прошло разделение на новую Рязанскую епархию (левый берег) и
прежнюю Сарайскую (правый берег). И уже от 1360 г. имеется
исторический документ - послание "ко всем христианам, обретающимся в
пределах Черленаго Яру и по караулом возле Хопор и Дону".
Историк В.Н. Татищев считал, что Войско Донское образовалось в 1520
г., а донской историк И.Ф.Быкадоров - с 1520 по 1546 г. Именно в это время
казачество переходит на оседлый, постоянный образ жизнедеятельности, строя
первые "зимовища и юрты", т.е. поселения, в которых можно было перезимовать
в "Диком поле", как тогда называли глухие, малообжитые придонские степи.
Естественно, что землянки и шалаши со временем сменились огороженными
поселениями, т.е. городками, вокруг которых стоял острый частокол,
сдерживающий внезапные набеги кочевников или разбойников. Позднее такие
места стали называть "станицами", от слова "стан", стоянка.
О первых казачьих городках писал ногайский князь Юсуф в 1549 г.
московскому царю Ивану Грозному в своей жалобе на разбойные действия
донских казаков во главе с атаманом Сары-Азманом. Казаки в это время
практически не признавали над собой ничьей власти и бились с татарами с
одной стороны и турками с другой. В 1552 г. в лице Ермака и его дружины
казаки участвовали в покорении Иваном Грозным Казанского царства, а позднее
и Сибирского.
“Первым официальным письменным источником, дошедшим до наших дней
является грамота царя Ивана Грозного от 3 января 1570 г. о том, чтобы
атаман Михаил Черкашенин и Донские казаки слушали царского посла
Новосильцева, едущего в Царь-Град через Дон и Азов, и "тем бы вы нам
послужили..., а мы вас за вашу службу жаловать хотим". Именно этот царский
документ считается днем официального образования войска Донского. С этого
времени Донские казаки постоянно взаимодействуют с царской властью и
православной церковью в Москве в деле защиты южных рубежей Руси как с
единородной по языку, вере и быту”
Кстати, о слове “атаман”. Оно не всегда писалось через “а”: “...всю
Малую Русь в казаки превратили, гетмана или отомана избрав, все черкесы
именовались...”.[17] Случайно ли совпадения имени создателя Оттоманской
империи и казачьего чина: “...Отоман той бысть уже султан у турков...”?[18]


“Притязания” и “права” казаков

Вспомним фразу Гримберг о “притязаниях” казаков, предполагающих их
“права”: "Выступления казаков (в частности, известные антиромановские
выступления Степана Разина и Емельяна Пугачева) показывают их определенные
притязания. Но если существовали "притязания", значит, существовали и
обоснования этих притязаний - "права". Однако сведения XVI-XVII веков о
казаках не все открыты и, вероятно, частично уничтожены".[19] Что бы это
значило?
Казаки с упорным постоянством появляются во всех важнейших событиях в
жизни московского ( и литовского! ) государства. Они представляют собой
военную силу, способную склонять чашу весов в ту или иную сторону. Чего
добивались казаки?
Если судить по учебникам, казаки то становились на сторону угнетенного
крестьянства, восставшего против угнетателей - бояр да помещиков (до
XIX в.), то подавляли восстания этого народа (в XIX-XXвв.). С точки зрения
теории происхождения казаков из бежавших за пределы Московии
“свободолюбивых крестьян”, то такое поведение казаков вполне естественно:
пока голодные - бьют сытых, а насытившись (с помощью умной политики царских
властей) - сами бьют голодных.

Заключение

Дореволюционная литература по казачеству обильна и разнообразна..
Публиковалось множество официальных документов: положения о казачьих
войсках, распоряжения, отчеты. В правительственные акты включались
документы, регламентировавшие штатный состав казачьих частей, порядок
прохождения службы, продвижение по служебной лестнице и т. д. Выпускались
всевозможные положения и постановления по каждому казачьему войску,
регламентировавшие жизнь и службу в каждом конкретном случае Издавалась и
литература справочного характера, содержавшая сведения по экономике,
статистике, землевладению и земледелию, войсковым капиталам, земскому
обложению того или иного войска. Выпускались положения, регулировавшие
общественные и земельные отношения в станицах.
Масса литературы посвящена истории, происхождению казаков, их жизне- и
бытоописанию, участию в военных кампаниях. Эти издания насыщены сведениями
краеведческого характера. Так, материалы по истории Кубанского казачьего
войска, включающие копии документов из архива Главного штаба Кубанского и
Терского войск, изданные И. Дмитренко, составили четыре тома.
Многие публикации (как и в наши дни) способствовали мифологизации
героического образа казака. В ряде работ содержались описания подвигов
казачьих героев, отдельных исторических личностей
Можно констатировать, что современное изучение казачества в чем-то по
инерции продолжает традицию, сложившуюся до революции. Исследователи
обращают внимание на то или иное историческое событие, того или иного
исторического деятеля. Работы чаще всего посвящены какому-либо одному
войску. При этом количественно продолжали преобладать (как и до 1917 г.)
работы по Донскому казачьему войску. Чуть позже исследователи обратили свои
взоры к востоку.
В целом в появляющихся работах по казачеству большой акцент делается
на историческое описание 11 традиционных казачьих войск, существовавших до
октября 1917 г. О современном состоянии дается скорее краткий обзор, раздел
или часть заключительной главы (практически без отсылок на появляющиеся
новейшие работы). Пока нет исследования, специально посвященного
современному возрождению казачества, которое подробно рассматривало бы
истоки, движущие силы, динамику роста, потенциал казачества. Координаторы
Консультативного совета по вопросам возрождения российского казачества так
или иначе изначально тяготели к Союзу казачьих войск России. Их работа
давала представление скорее о том, что разделяло альтернативные организации
казаков. При этом подчеркивалась важность не только генетического, но и
"родового" казачьего происхождения, что характерно для относящих себя к
"белым" казакам.



Список литературы


А. Заичкин И. Н. Почков “Русская история от Екатерины великой до Александра
II”
“История России” Ответственный редактор А. Н. Сахаров
Электронные ресурсы Internet.



-----------------------
[1] Из речи Войскового атамана Волжского казачьего Войска Б.Н.Гусева.
[2] Гримберг, с.294
[3] Татищев, т.1, с.324-325.
[4] Носовский, Фоменко, 1996. С.105
[5] Полевой, т.3. с.542
[6] Гумилев, 1992б. с.324
[7] Гумилев, 1992б. с.339
[8] Полевой, т.3. с.208
[9] Полевой, т.3. с.627
[10] Полевой, т.3. с.654
[11] Полевой, т.3. с.672
[12] Полевой, т.3. с.665
[13] Татищев, т.6, с.80
[14] Татищев, т.6, с.82
[15] Татищев, т.6, с.82
[16] Татищев, т.6. с.94
[17] Татищев, т.1, с.324-325
[18] Лызлов, 1990. С.179
[19] Гримберг, с.294






Новинки рефератов ::

Реферат: Народные и церковные праздники старой Москвы (История)


Реферат: Развитие специальной выносливости боксеров (Спорт)


Реферат: Кондиционирование воздуха, вентиляция и отопление (Теплотехника)


Реферат: Гражданство Российской Федерации (Гражданское право и процесс)


Реферат: Ответы на зачет по философии за 1-й курс (1-й семестр). (Философия)


Реферат: Управленческое обследование внешних и внутренних сторон организации (Менеджмент)


Реферат: Проектирование цеха ремонта поршневых компрессоров (Технология)


Реферат: Факторы, влияющие на производительность и удовлетворенность работой (Социология)


Реферат: Брачный договор-контракт (Право)


Реферат: Раздел дипломной работы (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Гражданское законодательство об ответственности за причинение вреда (Гражданское право и процесс)


Реферат: Бизнес–план Могилевского завода (Предпринимательство)


Реферат: Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся (Педагогика)


Реферат: Введение в психоанализ (Психология)


Реферат: Власть как первооснова политики (Политология)


Реферат: Петр Первый (История)


Реферат: Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности организации и ее финансового состояния (Бухгалтерский учет)


Реферат: Интерьер животных (Сельское хозяйство)


Реферат: Трехмерная графика (Компьютеры)


Реферат: А. Блок (Литература : русская)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист