GeoSELECT.ru



История / Реферат: Воронеж XVI в. (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Воронеж XVI в. (История)




СОДЕРЖАНИЕ


1. Введение 2
2. Воронежский край в древнейшие и древние времена 4
3. Воронежский край в период образования и укрепления

Российского государства 10
4. Город-крепость Воронеж 15
5. Построение русского флота на реке Воронеж 24
6. Заключение 27
7. Литература 29

ВВЕДЕНИЕ


Российское государство к середине XVI столетия заметно крепло. Страна,
протянувшая свои границы от Белого и Баренцева морей до Чернигова и
рязанских пределов, от Финского залива и Смоленска до Северного Урала и
нижнегородских земель, включала, помимо русских людей, нерусские народы
Севера и Сибири (карелы, коми, ханты, манси и др.). Население (до 3 млн.
человек) из центра начало перебираться на окраины – на юг до Оки, в
Прикамье, на Урал.

[pic]
Территория России в XVI веке
В стране растут старые, возникают новые города или поселения торгово-
промышленного типа – рядки, посады, которые подчас превращались в города.
То же происходило с крепостями, около которых появлялись посады.
Города играли существенную роль в хозяйственной жизни страны. Русские
купцы торговали с Крымом и Турцией, Кавказом и Средней Азией, Ираном и
Индией, странами Западной и Южной Европы. Ездили туда по Волге, через Крым,
Литву, Нарву. Однако торговле в восточном и южном направлениях мешали
ханства Казанское, Астраханское и Крымское, оставшиеся со времен Золотой
Орды; в западном направлении – Великое княжество Литовское и Ливонский
орден.
Казанские ханы, эмиры и мурзы из года в год нападали на пограничные
русские земли. Разоряли города и селения, уводили в полон горожан и
крестьян. К началу 50-х годов XVI в. более 100 тысяч пленников томились по
казанским улусам. Их продавали в Крыму, Средней Азии, Северной Африке. За
спиной татарских ханств, в том числе и Казанского, стояла могущественная
Оттоманская Порта (Турция).
Потребности государства на тот период диктовали более активную внешнюю
политику. На повестке дня московского правительства стояло решение насущной
национальной задачи: ликвидация осколков Золотой Орды. Путь по Волге сулил
многие выгоды – усиление торговых, культурных связей с восточными и южными
странами; по ее берегам лежали плодородные земли.



ВОРОНЕЖСКИЙ КРАЙ В ДРЕВНЕЙШИЕ

И ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА

Территория современной Воронежской области была заселена человеком в
эпоху палеолита – древнекаменного века. Примерно на 30 тысяч лет отстоят от
нас по времени древнейшие поселения в районе села Костенки, на правом
берегу Дона, в Хохольском районе Воронежской области. Учеными найдены и
исследованы каменные и костяные орудия труда, остатки жилищ, охотничьей
добычи. Жители Придонья в ту пору не были бродячими охотниками. Они вели
оседлую домашнехозяйственную жизнь. Среди находок имеются и предметы
искусства: вырезанные из бивня мамонта женские статуэтки, костяные
украшения со своеобразным орнаментом. Известный советский антрополог и
скульптор М.М. Герасимов по найденным в Костенках черепам воссоздал внешний
облик двух жителей Придонья эпохи палеолита.
Кроме Костенок, следы человека каменного века найдены и в других местах
Воронежской области. В обрезе правого берега реки Дон у села Щучье в
Лискинском районе были обнаружены хорошо сохранившиеся деревянные челны,
относящиеся к IV—III тысячелетиям до нашей эры. Это свидетельствует о том,
что уже тогда человек использовал донской речной путь.
Среди археологических памятников Воронежской области немало остатков
поселений, жизнь на которых то прекращалась, то возобновлялась вновь в
последующие исторические эпохи. Это так называемые многослойные памятники.
Среди них очень интересное Мосоловское поселение в современном Аннинском
районе, где во II тысячелетии до нашей эры, в эпоху бронзового века,
существовал поселок металлургов-литейщиков.
В конце I тысячелетия до нашей эры в степном Придонье проживали
ираноязычные скифо-сарматские племена. В скифо-сарматских погребениях в
пределах Воронежской области (урочище «Частые курганы» на северной окраине
Воронежа, село Чертовицкое Рамонского района, урочище «Бугрики» в
Лискинском районе) найдены искусные ювелирные изделия из золота, серебра,
бронзы.
В I тысячелетии нашей эры в Воронежский край с востока, из азиатских
степей приходят новые народы; одни из них остаются в Придонье на несколько
столетий, другие отправляются сразу же дальше на запад. (Историко-
географический термин «Воронежский край» широко употребляется в литературе.
Географически край включает в себя территорию современной Воронежской
области, а также – для отдельных исторических периодов – местности за ее
пределами, тесно связанные в данный момент с Воронежем).
Во II веке в степном Придонье поселяются ираноязычные аланы. В IV веке
через придонские степи прошли гунны – тюркоязычный народ, сформировавшийся
в Центральной Азии. Затем в Придонье появляются тюркоязычные болгары. В VII
веке группа болгарских племен перешла из Придонья на Балканский полуостров,
где, смешавшись со славянами и переняв их язык, дала имя государству
Болгарии. Другая группа болгарских племен основала средневековое
государство на Волге и Каме – Волжско-Камскую Болгарию. Оставшиеся в
Воронежском крае аланские и болгарские племена в VIII веке подчинили себе
хазары, южная, степная часть края вошла в состав Хазарского каганата
(Хазарии).
До сих пор в Воронежской области сохранились руины нескольких
белокаменных замков, охранявших в VIII–IX веках северные рубежи Хазарии.
Один из таких замков (в Лискинском районе на Маяцком городище) хорошо
исследован советскими учеными. Под защитой крепости здесь находилось
торгово-ремесленное поселение, где жили аланы и болгары. Интересно
отметить, что на каменных плитах, составлявших стены крепости, обнаружены
загадочные, пока еще не расшифрованные надписи.
К IX веку на обширной территории Восточной Европы образовалось восточно-
славянское Древнерусское государство. На восточноевропейских равнинах
складывалось тогда могущественное раннефеодальное государство – Киевская
Русь. Его исторический центр находился в Приднепровье, столицей стал город
Киев. Северо-западная часть современной Воронежской области в бассейне
Верхнего и Среднего Дона оказалась его далекой юго-восточной окраиной. Это
было временем появления славян в Воронежском крае. Расселяясь из
Приднепровья и с верховьев Оки, славяне устраивали укрепленные поселения на
берегах рек Дона и Воронежа. Остатками таких поселений (древнерусских
городков) являются в Воронежской области городища Титчиха на Дону,
Животинное, Белогорское на реке Воронеже, городище у поселка Рамонь и ряд
других. В это время зазвучала в Воронежском крае русская речь.
В X веке в степное Придонье с востока вторгся новый тюркоязычный народ
– печенеги. Под ударами печенегов погибли крайние древнерусские городки в
Воронежском крае, были разрушены хазарские крепости. Вторжения тюркоязычных
народов повторялись и в дальнейшем. В середине XI века печенегов в Придонье
сменили половцы.
Со второй трети XII в. в истории Руси начинается длительный период
феодальной раздробленности. Ранее единая государственная территория
распалась на ряд самостоятельных феодальных земель и княжеств.
Междоусобицы, распри, военные столкновения между отдельными князьями стали
обычным явлением. Особенно стремились князья овладеть г. Владимиром,
ставшим в XII веке центром Руси. В пределы владимирских земель не раз
вторгались отряды соседних князей. Об этом рассказывают русские летописи. В
1177 г., в связи с таким походом на Владимир, в русских летописях впервые
упоминается слово «Воронеж».
Исторический документ
Упоминание о Воронеже в 1177 г. в Никоновской летописи:
"В год 6685[1] … Великий князь Всеволод… послал в Рязань гонца, говоря
рязанцам: «Выдайте мне врага моего, шурина[2] Глебова, князя Ярополка
Ростиславича; если же вы так не сделаете, то пойду на вас с большим
войском». Рязанцы, реша между собой, сказали в ответ: «Из-за князей
Ростиславичей пришла беда и погибель нашим князьям; пойдем в Воронож и
возьмем его». Ибо отбежал князь Ярополк Ростиславич в Воронож и там
переходил из города в город, не зная, куда деться от печали и скорби. Пойдя
в Воронож, рязанцы схватили его и привели во Владимир к князю Всеволоду
Юрьевичу, который приказал взять его у них».[3]

Примечание:
Летописец не пояснил, о каком Воронеже он вел речь – реке, городе или
целом регионе. Позднее, в XIX в., это породило противоречивые суждения о
«летописном Воронеже». Так, например, известный историк России Н.М.
Карамзин (1766-1826 гг.) в своей «Истории государства Российского»
признавал существование современного ему губернского центра города Воронежа
с XII в., тогда как другой русский историк С.М. Соловьев (1820-1879 гг.) в
«Истории России с древнейших времен» усомнился в существовании летописного
города Воронежа и высказал предположение о том, что в летописи речь шла о
реке Воронеж.

В XIII веке пришли, сея смерть и разрушения, монголо-татары. Первым
русским княжеством, которое подверглось мощному удару монголо-татарских
полчищ, было Рязанское. Это случилось зимой 1237 г.
Исторический документ
Никоновсая летопись о начале нашествия Батыя на Русь и сражения
рязанских воинов с татарами на Воронеже
«Той же зимой[4] пришли с Восточной стороны на рязанскую землю, лесом,
безбожные татары с царем Батыем, и придя, сначала стали станом на онузе[5],
взяли ее и сожгли. И оттуда послали своих послов: женщину – чародейку[6] и
двух мужчин с ней к рязанским князьям, требуя себе десятой части во всем:
«в князех, и в людех, и в доспесех, и в конех». Князья же рязанские Юрий
Ингварович и брат его Олег, и муромские и пронские князья ответили послам
батыевым: «Коли нас не будет, то все ваше будет». И начали собирать силы и
выехали против татар в Воронож, желая там сотворить с ними брань… и была
сеча зла, и одолели безбодные измаильтяне[7], и бежали князья в города
свои. Татары же, рассвирепев очень, начали воевать землю Рязанскую с
великой яростью».[8]

Нашествие Батыя 1237-1240 гг. принесло неисчислимые бедствия
древнерусскому государству. В упадок пришли старые земледельческие центры.
Сожжены дотла и разрушены многие города и села. Сотни тысяч людей погибли
или были уведены в плен. Изменилась граница Руси: она отодвинулась далеко
на север и запад. Жизнь на территории к югу от реки Оки, издавна освоенной
древнерусскими людьми, замерла.
И хотя монгольское нашествие не привело к полному запустению
воронежского края, число поселений и жителей в них в XII-XIV вв.
значительно сократилось по сравнению с предшествующим временем.

Господство тюркоязычных кочевых народов в степной части Воронежского
края продолжалось вплоть до XVI века. Оно отразилось и в географических
названиях. Так, многие речки и урочища в Воронежской области носят тюркские
названия, кстати, легко переводимые на русский язык: Еманча (плохая речка),
Кисляй (родник, источник), Курлак (ручей), Тамлык (хвойный лес), Тойда
(глинистая гора), Толучеевка (полноводная речка).



ВОРОНЕЖСКИЙ КРАЙ В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ

И УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Нашествие Батыя на Русь замедлило развитие страны, но не остановило
его. В упорной борьбе русского народа с монголо-татарским игом в XIV-XV вв.
постепенно складывались политические и экономические предпосылки
объединения русских земель в единое государство. Русские люди
восстанавливали разрушенные захватчиками города и села, возвращали к жизни
временно запустевшие территории. Успешнее делалось это в центре Руси,
труднее – на окраинах. На западных границах постоянно доставляли тревогу
немцы, литовцы и поляки, на восточной и юго-восточной окраине татары. И все
же народ никогда не забывал своих исконных земель.
Трудно было продвигаться по землям, лежащим в бассейнах рек Дона и
Воронежа в XIV-XVI вв. Долго терпел русский народ, накапливая силы. И в
1480 г. сбросил ненавистное монголо-татарское иго. В 1521 г. Рязанское
княжество официально присоединилось к Москве. Земли у реки Воронеж снова
вошли в состав Русского государства. Однако жить в Воронежском крае было
еще опасно. Золотая орда распалась, но на ее месте возникли другие
государства.
Некоторые из них, например, Казанское, Астраханское и Крымское ханства,
находились рядом с Россией. В южной степной части Воронежского края
продолжали кочевать монголо-татары.

Исторический документ
Указание воронежскому воеводе о принятии мер предосторожности в связи с
появлением татар:
11 сентября 1652 г.
«От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии на Воронаж
воеводе нашему князю Василью Петровичу Кропоткину… И как к тебе ся наша
грамота придет, и ты б на Воронаже жил с великим береженьем, станичников на
поле к урочищам посылал и про татар проведывал всякими обычаи, чтоб
татаровя к воронежским крепостям и к Воронажу безвестно не пришли и дурна
какова не учинили, и по валу б у всяких земляных и у деревянных крепостей и
в городках и на башнях служилых людей в день и в ночь держал…»[9]

И все же, несмотря на опасность, наиболее смелые жители Рязанского края
в XVI в. продолжают осваивать воронежские угодья. В лесных районах по
берегам Воронежа они охотятся на зверей, ловят рыбу, занимаются
бортничеством (сбором меда диких пчел).
[pic]
Река Воронеж

Важной вехой в истории воронежского края стало основание города
Воронежа. Строительство города началось в 1585 году и было продолжено в
следующем, 1586 году. Тогда же город Воронеж выставил свои сторожи в
придонскую степь. Под защитой города; поблизости от него, в конце XVI –
начале XVII века возникли первые села и деревни (Айдарово; Березово,
Боровое, Животинное, Рамонь, Репное, Чертовицкое, Ямное и другие). В 1615
году в новом Воронежском уезде существовало уже 59 поселений.
Однако заселение и хозяйственное освоение Воронежского края
русскими людьми в XVI и XVII веках оказалось непростым, нелегким
делом. Главным препятствием было очень неприятное для России соседство
Крымского ханства. Крымские и ногайские татары совершали грабительские
набеги на Воронежский край, уводили в плен, в рабство мужчин, женщин,
детей, угоняли скот, разрушали жилища, топтали поля. Основную часть
населения края составляли тогда мелкие служилые люди: стрельцы,
казаки, пушкари, поселенные драгуны, солдаты, рейтары, дети
боярские. Это были одновременно и воины и земледельцы. Для защиты от
татарских набегов они строили земляные и деревянные
укрепления, отражали нападения татар. Они же начали распахивать
целинные земли.
В середине XVII века (1635—1658 гг.) русскими людьми на путях набегов
крымских татар была сооружена 800-километровая укрепленная линия –
Белгородская черта (она получила такое название потому, что управление ею
на первых порах осуществлялось из города Белгорода). «Черту» составили
города-крепости, земляные валы, сплошные линии деревянных заборов. Были
использованы и естественные препятствия для татарской конницы: реки, леса,
болота. Белгородская черта прошла и через Воронежский край. Как крепости
«на черте» были построены в пределах современной Воронежской области города
Острогожск, Коротояк, Ольшанск, Урыв, Костенек, Орлов. Городом «на черте»
стал и Воронеж. Белгородская черта защитила от татарских вторжений северо-
западный угол территории современной Воронежской области. «За чертой» в
Воронежском крае постоянных поселений до 90-х годов XVII века не
существовало, там находились промысловые угодья (ухожьи, или юрты),
временные арендаторы которых из числа служилых людей ловили рыбу, собирали
мед диких пчел, добывали пушных зверей.

ГОРОД-КРЕПОСТЬ ВОРОНЕЖ


Присоединение к Москве Рязанского княжества в 1521 г. завершило
объединение русских земель в единое централизованное государство. Удачные
походы Ивана IV на Волгу в 1552 и 1556 гг. привели к ликвидации Казанского
и Астраханского ханств. Но южные границы России по-прежнему нуждались в
защите. Для наблюдения за продвижением крымских татар, постоянно нападавших
на южнорусские рубежи, в XVI в. была организована сторожевая служба. Она
состояла из сторож и станиц. Сторожа – это наблюдательный пункт, на котором
находилось несколько всадников-сторожей. Они контролировали определенный
участок на пути возможного прихода татар. Станица – это конная разведка.
Станичники должны были доехать до указанного места, выяснить обстановку,
вернуться и доложить об увиденном. Кроме того, далеко в степи с ранней
весны и до поздней осени устанавливались крупные сторожевые посты, на
каждом из которых насчитывалось от нескольких десятков до ста сторожей. Два
таких сторожевых поста располагались в пределах современной Воронежской
области.
Один находился недалеко от г. Лиски, другой – недалеко от места
впадения р. Вороны в р. Хопер. Для затруднения подхода татар к крайним
русским городам правительство практиковало также поджог травы в степи на
огромной территории. Известно, например, что в 1571 г. такой поджог травы
был организован в пределах нынешней Воронежской области.
И все же этих мер было недостаточно. Южные и юго-восточные границы
России XVI в., по существу, оставались открытыми.
В XVI в. татары совершили множество крупных и мелких набегов на Русское
государство. Во время крупных набегов в походах участвовали десятки тысяч
татар-конников. Каждый всадник был вооружен саблей, луком и колчаном с 18-
20 стрелами, ножом, шилом, огнивом для добывания огня и длинными ременными
веревками для вязания пленных.
В поход татары отправлялись обычно летом, но иногда совершали и зимние
набеги. Придя в район, заселенный русскими или украинцами, татарское войско
применяло метод облавы. Отряды по несколько сот человек рассыпались по
деревням, окружали их, а затем начинали грабить, жечь, резать тех, кто
сопротивлялся. Заканчивался набег уводом оставшихся в живых здоровых
мужчин, женщин, детей, а также быков, коров, лошадей, овец, коз. Домашний
скот использовался в хозяйстве кочевников. Пленников продавали на рабских
рынках Северного Причерноморья и Средиземноморья.
Кроме крымских татар во второй половине XVI в. на юге России появляется
еще один сильный и опасный противник ногайские татары. После разгрома
Астраханского ханства часть ногайских татар, живших здесь, откочевала на
крымскую сторону и заняла территорию на правом берегу Волги и Прикубанье
(от Кубани до Дона). Во главе этих татар стоял мурза Казы Ураков. Он
основал улус Казы Уракова, или Малую Ногайскую орду. Казы Ураков стал
союзником крымского хана и турецкого султана. При нем обозначилось четкое
направление Ногайской татарской дороги. Она пролегла восточнее Дона, через
верховья р. Битюга в пределах современной Воронежской области, между реками
Польным Воронежем и Цной и далее к юго-восточным рубежам России. Наряду с
татарскими дорогами, шедшими со стороны Крыма (Муравской, Изюмской и
Кальмиусской), Ногайская дорога (сакма) в XVI в. и позже находилась под
пристальным вниманием русского правительства. По ней ногайские татары
вторгались в пределы, рязанских, рижских, шацких и других юго-восточных
русских земель и так же, как и крымские татары, грабили и сжигали
населенные пункты, вытаптывали поля, угоняли скот, убивали и уводили в
рабство тысячи русских людей.
Исторический опыт подсказывал, что предупреждать жителей пограничных
районов о приходах татар мало, нужно было давать отпор татарам впереди
окраинных южнорусских районов до того, как они вступят в пределы постоянных
населенных пунктов. С этой целью в конце XVI в. правительством было решено
строить города-крепости далеко в степи, на пересечении или вблизи татарских
дорог. По предположению доктора исторических наук, профессора В.П.
Загоровского, в ноябре 1585 г. было решено построить две такие крепости: на
крымской стороне Дона – Ливны, на ногайской стороне – Воронеж. Немалую роль
в основании названных городов сыграли появление в 1585 г. польско-литовских
военных отрядов в пределах современной Воронежской области, а также
близость вольницы донских казаков. Несколько позже на крымской стороне было
поставлено еще 6 городов-крепостей: Елец (1592 г.), Белгород (1596 г.),
Курск (1596 г.), Оскол (1596 г.), Царев-Борисов (1599 г.), Валуйки (1599
г.).
К сожалению, царский указ об основании города-крепости Воронежа не
сохранился или пока не найден учеными. Сохранилась лишь выдержка из этого
указа, в которой не называется дата основания Воронежа и которая помещена в
распоряжении боярина Н.Р. Юрьева о реорганизации сторожевой службы на южной
окраине России от 1 марта 1586 г.
Из распоряжения боярина Юрьева, если читать его внимательно и вдумчиво,
ясно, что 1 марта 1586 г. в Москве заседала правительственная комиссия. Она
обсуждала вопрос об организации сторожевой службы на юге России на 1586 г.
К началу работы комиссии воронежский воевода, подобно тому, как это делал
воевода г. Ливен, прислал свои предложения о расстановке сторож в зоне
Воронежа. Для подтверждения существования на 1 марта 1586 г. "нового"
города Воронежа в распоряжение об организации сторожевой службы на юге
России и был включен отрывок из царского указа об основании Воронежа.
Существуют и другие версии о дате основания Воронежа, но пока они не
получили научного подтверждения.
Город-крепость Воронеж был поставлен на правом крутом берегу
p. Воронежа, примерно на том месте, где сейчас находится главный корпус
Воронежского государственного университета (Университетская площадь, 1).
Его окружали крепостные стены высотой 6 м. Среди стен возвышались башни
высокой до 20 м. С трех сторон воронежскую крепость защищал крутой обрыв к
реке, с четвертой был прорыт глубокий ров. На случай осады крепость имела
тайник – подземный ход к реке. И башни, и стены имели бойницы для пушек и
были хорошо приспособлены для обороны крепости.
[pic]
Пушки времен Петра I

Руководил строительством Воронежской крепости Семен Федорович Сабуров.
Выходец из знатного боярского рода, С.Ф. Сабуров был назначен сюда
правительством и стал первым воронежским воеводой. Ему помогали дети
боярские (мелкие помещики) Василий Григорьевич Биркин и Иван Никитович
Судаков (Мясной).
Строителями и первыми жителями Воронежа были русские служилые люди:
стрельцы, казаки, пушкари, воротники. строили крепость, несли пограничную
службу и, если было, вступали в открытый бой с татарами.


Исторический документ

Распоряжение боярина Н.Р. Юрьева о реорганизации сторожевой службы на
южной окраине России:
1 марта 1586
"И 94-го году марта в 1 день[10] боярин Никита Романович Юрьев сей
росписи слушал и приговорил: на Осколе усть Убли и на Дону на Богатом
затоне стоялым головам[11] не стояти. По государеву цареву и великого князя
Федора Ивановича всея Руси и указу и по приговору бояр князя Федора
Ивановича Мстиславского с товарыщи на Сосне, не доезжая Оскола два
днища[12], потавить велено город Ливны, а на Дону на Воронеже, не доезжая
Богатово затону два днища, велено поставить город Воронеж. А быти на Ливнах
и город ставити воеводе князю Володимеру Васильевичю ольцову-Мосальскому да
Лукьяну Хрущеву, на Воронеже – воеводе Семену Федоровичу Сабурову, да Ивану
Судакову, да Василью Биркину. И каковы будут вести на Ливнах про приход
воинских людей на государевы украйны, и с Ливен посылати с вестьми на
Воронеж, а с Воронежа по тому ж на Ливны с вестьми посылати. А ехати
которыми дорогами поближе и бережнее, а сторожи воеводам поставити,
присмотря в которых местех пригоже, и станицы по тому ж посылати присмотря.
Да о том же отписати к государю. И воеводы с Воронежа и с Ливен к государю
писали и сторожевые росписи прислали. А куды с Ливен на Воронеж и с
Воронежа на Ливны для вестей и станицы посылати к которым урочищем не
прислали..."[13]
[pic]
Воронеж

На высоких кручах, поросших дремучим лесом, встал Воронеж-город. Его
деревянные стены и восемнадцать сторожевых башен возникли враз, за одно
лето: Москва велела строить не мешкая, – на краю степи нужен был город-
крепость, чтобы зорко глядеть на юго-восток, блюсти Русь от разбойничьих
набегов кочевых племен. С высоких крепостных стен глядели стрельцы в
неохватные синие просторы заречья: далеко в степь, в Дикое поле, уходили
конные разъезды казаков-разведчиков.

Исторический документ
Описание Воронежской крепости:
1678 г.
«По книгам с Воронежа стольника[14] и воеводы Максима Карташова, город
Воронеж построен вновь в 179 году[15] на реке Воронеже на Крымской
стороне…[16] Город Воронеж рублен в дубовом лесу, накрыт тесом, по городу
17 башен, в том числе 5 башен с проезжими воротами, 12 башен глухих, в том
большом городе малый городок, в том городке 2 башни старые, не крыты. По
мере около всего города и с башенными стены 801 сажень, около города с 3
сторон ров в глубину 3 сажень, во рву честик[17], да подле рву бит
частокол, а с 3 стороны города река Воронеж, из малого городка тайник[18],
в тайнике колодезь родник…»[19]

До середины семнадцатого века тревожной жизнью живут воронежские степи.
Еще нет-нет да вспыхнет зарево пожара то над Нелжей-сельцом, то над
карачунской обителью; нет-нет да налетят ночным воровским набегом на
беззащитную деревеньку шумные шайки вершников.
Россия в XVII в. была феодальным государством. Крепостной гнет
усиливался. Чтобы заинтересовать мелких служилых людей в пограничной
военной службе, им раздавались в Воронежском крае земельные участки. Это не
было случайностью. Земля в то время была главной ценностью в жизни людей.
Владея землей, служилые люди как бы экономически подтверждали свое
положение хотя и мелких, но все же феодалов. Земли же в малоосвоенных
районах юга России было очень много. Однако, военные походы часто отрывали
людей от земледелия и скотоводства. Их хозяйства разорялись. По мере того,
как роль Белгородской черты как оборонительного сооружения к концу XVII в.
снижалась, положение служилых людей в Воронежском крае все больше
осложнялось. В государстве шел постепенный процесс создания русской
регулярной армии, и правительство переставало проявлять заинтересованность
в военной службе стрельцов, казаков, пушкарей. Мелких служилых людей стали
облагать большими налогами, угнетать, как крестьян. В Воронежский край
стали переселяться помещики-феодалы. Складывается крупное помещичье
землевладение. В крупных феодалов постепенно превращаются Воронежские
монастыри – Успенский мужской монастырь, Алексеевский Акатов мужской
монастырь и Покровский женский монастырь. Самый богатый среди них –
Алексеевский Акатов монастырь в 1674 году одевается в камень. Вместо
деревянной церкви при монастыре в этом же году строятся каменная церковь и
каменная колокольня. Колокольня, или звонница, как говорили в те времена на
Руси, была особенно интересной. Выполненная в шатровом стиле, она являлась
типичной русской постройкой.
[pic]
Звонница Акатова монастыря
Полуразрушенная каменная звонница Акатова монастыря и сейчас украшает
Воронеж, напоминая о том далеком времени (находится она на улице
Освобождения Труда). Каменные постройки Акатова монастыря долго были
единственными каменными сооружениями не только в Воронеже, но и во всем
крае.



ПОСТРОЕНИЕ РУССКОГО ФЛОТА

НА РЕКЕ ВОРОНЕЖ

Подъем социально-экономической, политической и культурной жизни
Воронежского края в конце XVII – первой четверти XVIII в. был вызван
оживлением внешнеполитической деятельности России на юге. Окрепшее к этому
времени Российское государство начало открытую борьбу с Турцией и Крымским
ханством. Однако первый Азовский поход Петра I в 1965 г. закончился
неудачей. У русской армии не было морских судов, и турки беспрепятственно
подвозили по морю подкрепление в крепость. Стало ясно, что без военного
морского флота Россия взять Азов не сможет.
Подготовку ко второму Азовскому походу Петр I решил начать со
строительства военных морских кораблей в Воронеже. В Воронежском крае в то
время росли превосходные корабельные леса. Местные воронежские жители имели
долголетний опыт построения речных судов, лодок, плотов. Наконец, река Дон
служила прямой дорогой от Воронежа до Азова.
Таким образом, история Воронежа и Воронежского края конца XVII – первой
половины XVIII в. тесно связана с именем и деятельностью Петра I. В феврале
1696 г. Петр I впервые приехал в Воронеж. С 1696 г. по 1722 г. Петр I
неоднократно бывал здесь, иногда жил по несколько месяцев. С Воронежским
краем в значительном мере связано начало самостоятельной деятельности Петра
I как государственного деятеля, дипломата, военного полководца и
кораблестроителя. Воронеж при Петре I на короткое время стал важнейшим
политическим, административным и культурным центром на юге России. Сюда для
переговоров приезжали послы из Пруссии и Дании. Отсюда уезжал видный
русский посол Емельян Украинцев для заключения перемирия с Турцию, и Петр I
составил для него специальные инструкции. Здесь проходили военные советы,
на которых принимались важные государственные решения. Первый военно-
морской устав, известный как «Указ по галерам», Петр I написал лично,
плавая по Дону и Воронежу. Вместе с Петром I в Воронеж и Воронежский край в
конце XVII – первой четверти XVIII в. приезжали А.Д. Меньшиков, Ф.М.
Апраксин и многие другие государственные деятели.

[pic]
Вид Воронежа и корабельной верфи. 1702 г.

Изменился внешний вид Воронежа. Центр его с правого высокого берега
переместился к реке. Здесь на берегу реки между современными улицами
Чернышевского и Большой Стрелецкой в конце 1695 – начале 1696 г. была
заложена судостроительная верфь. На острове, образованном двумя протоками
Воронежа, было построено адмиралтейство. В него входили цитадель (крепость)
и цейхгауз (здание для хранения военного имущества). Рядом с
адмиралтейством расположился парусный двор, на котором изготовляли парусное
полотно для судов.
Приречный уголок Воронежа сделался его центром, самой людной частью.
Верфи, цейхгауз, парусный двор располагались на острове, связанном со
старым городом деревянным мостом. Чуть ли не каждый день спускались на воду
суда – галеры, брандеры, галеасы; от зари до зари тысячи людей создавали
России флот.

Исторический документ
Выдержки из писем Петра I о судостроении в Воронеже в 1696 г.:
Ф.Ю. Ромодановскому, 23 марта 1696 г.
«А о здешнем возвещаю, что галеры[20] и иные суда строятся; да нынче же
зачали делать на прошлых неделях два галиаса[21]».
Т.Н. Стрешневу, 2 марта 1696 г.
«Здесь, слава Богу, все здорово, и суды делаются без мешкоты[22],
только после великого дождя был великий мороз так крепкий, что вновь реки
стали, за которым морозом дней с пять не работали; а ныне три дня как тепло
стало».[23]
Исторический документ
Запись об отплытии из Воронежа руководителей второго Азовского похода и
построенного под Воронежем флота (1696 г.):
«С Воронежа рекою Воронеж, а из Воронежа рекою Дон в низовой поход
плавным путем пошли к Азову на чердачных стругах[24] и на каторгах[25] в
разных числах.
Апреля в 26 числе. Большого полку боярин и воевода Алексей Семенович
Шеин. Да боярин князь Михаил Иванович Лыков и князь Михаил Никитич Львов;
окольничий Петр Матвеевич Апраксин; Думный дворянин Иван Астафьевич Власов;
дьяки: из Разряда – Иван Уланов, Из Стрелецкого – Михаил Щербаков, из
Пушкарского – Иван Алексеев.
Мая в 3 числе. Великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич …
изволил идти с Воронежа большого морского всего флота на уготованной
каторге с воинскими пехотными людьми. Да в том же морского флота караване
пошли комиссарий генерал Федор Алексеевич Головин, кравчий Кирило
Алексеевич Нарышкин, стольник комнатный Иван Алексеевич сын Головин и иные
того ж морского флота начальные люди».[26]
[pic]
Воронеж сделался известным не только во всех концах России, но и во
многих странах мира. По приглашению Петра I сюда стали приезжать
иностранные мастера-кораблестроители из Англии, Голландии, Германии,
Италии, Франции. Все они селились в одном месте – почти напротив острова на
берегу реки. Так в конце XVII в. в Воронеже возникла Немецкая слобода.
Среди домов иностранных специалистов в Немецкой слободе стояли также дома
видных царских сановников. Недалеко от адмиралтейства находился деревянный
дворец, выстроенный специально для Петра I.
Пожар 1748 года начисто уничтожил деревянные дворцы царя и его вельмож,
остались лишь каменные строения да петровский цейхгауз, стены которого
сохранились до самой Великой Отечественной войны. Он стал свидетелем
событий, образовавших историю Воронежа, из небольшой пограничной крепости с
течением лет превратившегося в один из значительных городов России.
[pic]
В апреле 1696 года русский флот, состоявший из стругов, лодок, галер,
брандеров, отправился в длительный победный поход в низовья Дона, к Азову.
[pic]
Медаль Петра I
На медали, отчеканенной в память о постройке первых отечественных
кораблей, была выбита надпись: «Бывает небываемое».
Флот строился для действий на Азовском и Черном морях, для
борьбы с Турцией за берега этих морей. У корабельных верфей возникли
новые города – Тавров и Павловск. Всего было построено около двухсот
многопушечных кораблей и галер. Строителями кораблей (работными людьми
на верфях) были в основном мелкие служилые люди Воронежского края. С
помощью флота, построенного под Воронежем, летом 1696 года Россия овладела
городом Азовом – мощной турецкой крепостью при впадении Дона в Азовское
море. Воронежские корабли участвовали в Керченском походе 1699 года. Целью
этого похода была демонстрация туркам российского флота перед началом
мирных переговоров с Турцией.
После военных побед России под Азовом практически прекратились
татарские набеги, потеряла свое значение Белгородская черта. Прежде
пограничный Воронежский край становится глубинной российской территорией. В
незаселенные воронежские степи, на места прежних «ухожьев», сразу же
устремились вольные переселенцы – русские и украинцы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Свержение монголо-татарского ига и образование Российского
централизованного государства в конце XV века создали объективные
предпосылки для возрождения Воронежского края. В начале XVI в. закончился
процесс объединения русских земель и княжеств. В течение XVI века
Воронежский край был официально включен в состав Российского государства.
Побережье реки Воронежа вошло в состав государства в 1521 году, когда
полностью утратило независимость Рязанское княжество (с XII века, с начала
феодальной раздробленности на Руси, а затем и во время монголо-татарского
ига бассейн реки Воронежа формально считался частью Рязанского княжества).
Остальная часть края оказалась в пределах России в 1571 году, когда в степи
значительно южнее воронежских земель русские воеводы М. Тюфякин и
М. Ржевский установили пограничные знаки России с Крымским ханством.
Закреплению Воронежского края за Россией способствовала общегосударственная
сторожевая служба, организованная в незаселенной придонской лесостепи и
степи.
Объединение Руси проходило в экстремальных условиях военной опасности с
Востока, Запада и Юга. Поэтому особой заботой московских правителей были
Крым и Персия на юге, Польша и Швеция на западе. Требовалось постоянно
обращать внимание на юг, где из Крыма ежечасно ждали нападения разбойничьих
шаек и где Турция не переставала грозить отнятием завоеваний Иоанна IV.
И все же, несмотря ни на что продолжался процесс расширения территории
Российского государства. На землях, лежащих южнее р. Оки, создавались новые
поселения, укреплялась пограничная черта и шло интенсивное перемещение
народов. На Дону формировалось вольное казачество. В 1586 г. появилось
первое летописное упоминание о городе Воронеже.
[pic]
Воронеж

Первый Азовский поход 1695 г., а затем и второй Азовский поход 1696 г.
резко повлияли на военно-политическую обстановку на юге и юго-востоке
России. После взятия Азовской крепости набеги татар в пределы южнорусских
владений практически прекращаются.
В истории хозяйственного освоения обширных русских земель, оказавшихся
за Белгородской чертой, начинается новый этап. Русские люди и украинцы
селятся впереди черты. В районе бывших воронежских ухожьев возникают села и
деревни.


ЛИТЕРАТУРА


1. Воронеж и воронежцы. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное
издательство, 1973. – 230 с.
2. Край наш Воронежский / Коллектив авторов. – Воронеж: Центр.-Чернозем.
кн. изд-во, 1985. – 511 с.
3. Панова В.И. История Воронежского края: Учебн.-методич. пособие. – 2-е
изд., перераб. и доп. – Воронеж: "Родная речь", 1995. – 192 с.
4. Россия в мировой истории: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Федоринова,
Ю.В. Лукьяненко, Т.П. Мироненко. – Воронеж: Издательство Воронежского
государственного университета, 1998. – 392 с.
5. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца
XVII века.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н.
Сахарова – 3-е изд. – М.: 1997. – 304 с.
6. Соловьев С.М. Учебная книга русской истории: Учеб. дорев. России по
истории / Сост. и авт. предисл. А.И. Самсонов. – М.: Просвещение: АО
«Учеб. лит.», 1996. – 383 с.

-----------------------
[1] По современному летоисчислению имеется в виду 1177 г.
[2] Шурин – брат жены.
[3] Воронежский край с древнейших времен до конца XVII века. Документы и
материалы по истории края. С. 20-21.
[4] Имеется в виду зима 1237 г.
[5] Название места, где, по летописному рассказу, находился первый стан
Батыя на русских землях.
[6] Чародеями называли людей, обладающих магическими действиями,
основанными на вере в сверхъестественную возможность влиять на судьбы
людей и явления природы.
[7] В данном случае татары.
[8] Воронежский край с древнейших времен до конца XVII века. Документы и
материалы по истории края. С. 21-22.
[9] Воронеж в документах и материалах. Воронеж, 1987. – С. 37.
[10] Имеется в виду 1 марта 7094 г., по современному летоисчислению – 1
марта 1586 г.
[11] Военная должность в России XVI-XVII вв.; в пограничных районах
Российского государства обычно исполнял обязанности начальника сторожевой
службы.
[12] Примерно два дня.
[13] Воронеж в документах и материалах. Воронеж, 1987. – С. 29.
[14] Придворный чин в Русском государстве XIII-XVIII вв. В XVI-XVII вв.
стольники прислуживали во время торжественных трапез («столов») у великих
князей и царей, служили у царей в «комнатах» и сопровождали их в поездках.
[15] По современному летоисчислению – 1670 г.
[16] Крымской стороной р. Воронежа назывался ее западный берег, в отличие
от восточной, который назывался Ногайской стороной.
[17] Честик (частик) – заграждение из поставленных рядом кольев меньших по
размерам, чем частокол. Обычно ставился на дне рва.
[18] Тайник – подземный ход.
[19] Воронежский край с древнейших времен до конца XVII века. Документы и
материалы. Воронеж, 1976. – С. 149-150.
[20] Галера – гребное военное судно.
[21] Галиасы (галеасы) – корабли; в данном случае имелись в виду корабли
«Апостол Петр» и «Апостол Павел» – самые крупные из построенных в Воронеже
судов.
[22] Быстро, без помех.
[23] Воронежский край с древнейших времен до конца XVII века. Документы и
материалы. Воронеж, 1976. – С. 161-162.
[24] Струг – речное судно, чердачный струг – струг с каютой.
[25] Каторги – гребные морские судна.
[26] Воронежский край с древнейших времен до конца XVII века. Документы и
материалы. Воронеж, 1976. – С.165-166.





Реферат на тему: Воспитание в древней Греции
Введение.

"Всякий человек,
даровитый или бездарный, должен,
учиться и упражняться в том,
в чем он хочет достигнуть успехов
Сократ

.
Греки уделяли особое внимание воспитанию, что позволило им создать
культуру, установившую эталон прекрасного в архитектуре, скульптуре,
музыке, литературе, полностью сохраняющийся и в наше время. Огромным
влиянием в Греции пользовались философы Платон, Аристотель, Сократ и
близкие к ним Пифагор, Евклид, Архимед, известные нам больше как
математики. В греческой системе воспитания искусство, наука и спорт были
неразрывно связаны. Хилое тело, отсутствие музыкального слуха и
неграмотность осуждались, (это не касалось низших слоев населения и рабов).
Воплощением эллинского духа были Олимпийские игры, проводившиеся в 8-4
веках до н. э. и включавшие спортивные состязания, театральные и
религиозные действия.
Целью данной работы является определение основных методик воспитания
применяемых в древней Греции. В настоящей работе рассмотрена проблема
воспитания как части культуры в древней Греции. Так как древняя Греция не
была однородным государством отдельно рассмотрены система воспитания её
особенности в Афинском и Спартанском полисе.
В частности в Афинах огромное значение придавалось эстетическому
воспитанию посредством театра и изобразительного искусства граждан . В
классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным
атрибутом архитектуры каждого города — театр В работе рассмотрены
греческая мифология и литература и её воспитательное значение на граждан.
Ведь Платон называл Гомера “Воспитателем Греции”. Особое внимание уделено
древнегреческой философии и её воспитательной ролью. Отдельно выделены
софисты как первые профессиональные учителя
В данной работе мы рассмотрели систему воспитания в древней Греции
как часть культуры античности. Мне не удалось найти источник, отдельно
посвященный проблемам воспитания в древней Греции, но так как оно
рассматривается, как часть культуры анализ данной проблемы поводился по
источникам посвященным культуре и искусству древней Греции. Ответы на
вопросам влияния на жизнь древних греков театра и изобразительного
искусства найдены в источниках : Казимеж Куманецкий История культуры
Древней Греции и Рима, Лев Любимов Искусство Древнего Мира, Культурология .
Роль мифологии в воспитании древних греком подчеркнуты в книги Кессиди «От
мифа к логосу» и прекрасной энциклопедии под редакцией Токарева «Мифы
народов мира»
Философские вопросы воспитания и отношения различных школ философии на
проблему воспитания наиболее полно рассмотрены в книги «Софисты как феномен
образования», книги Рассела «История западной философии».,а также таких
источниках посвященных жизни великих философов древне Греции как
В.С.Нерсянц, "Сократ", и А.Ф.Лосев,А.А., -"Платон,Аристотель",
Различия в системе воспитания в Афинском и Спартанском полисе
проанализированы с помощью источников: Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса
., Пельман Р. «История античного социального вопроса и социализма.», Лурье
С.Я. «О фашистской идеализации полицейского режима древней Спарты», и
Поппер К. «Открытое общество и его враги.».Практически все поднимаемые
вопросы частично раскрыты с помощью книги Андре Боннар «Греческая
цивилизация и книги» и «Древняя Европа» из цикла «история Европы»
1.Афинское общество и система воспитания
Афинская демократия считается самой развитой формой демократического
строя античных рабовладельческих государств. Формирование системы
политических органов афинской демократии было результатом длительного
исторического периода, начиная с реформ Солона.
В греческих полисах основой всей социально-экономической и
политической организации выступал коллектив граждан. Кроме них в афинском
обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности
составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система
опиралась на гражданина и была создана прежде всего для гражданина.
Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя
которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке,
ведущемся в демах. В такие списки заносились юноши и девушки, достигшие 18-
летнего возраста. К 20 годам юноша заканчивал курс военно-Воспитательного
обучения и становился полноправным гражданином.
Несмотря на большое внимание, физическому Воспитанию и изучению
боевых искусств в Афинских школах огромное внимание уделялось
эстетическому, гуманитарному образованию. Помимо грамматики, арифметики,
истории изучалось ораторское искусство и риторика, музыка и графика.
Наиболее существенными правами гражданина были права на свободу и
независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок и
помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение
оружия и службу в ополчении, право на участие в Народном собрании и т.д.
Гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном
участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах,
защищать родной полис с оружием в руках, почитать отеческих богов.
Народное собрание было важнейшим государственным органом с широкими
полномочиями. На нем принимались государственные законы, утверждалось
объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими
государствами, ратифицировались договоры с ними, избирались должностные
лица, решались дела по продовольственному снабжению города, осуществлялся
тщательный контроль за юношами, готовящимся получить гражданские права.
Важнейшим делом было обсуждение и утверждение государственного бюджета.
Каждый афинский гражданин имел право внести на обсуждение проект закона Для
того, чтобы привлечь к работе Народного собрания низший слой афинского
гражданства, был принят закон, устанавливающий плату за посещение Народного
собрания.
Наряду с Народным собранием действовал также и Совет 500. Важнейшими
задачами Совета 500 были подготовка и организация работы Народного собрания
и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. В системе афинской
демократии было множество различных коллегий магистратов, основными
функциями которых была организация управления внутри самих Афин. Все
магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточения власти была
исключена. В Афинах принята демократическая структура избрания: кроме
военных магистратур, кандидаты на все другие должности избирались по жребию
из представителей всех имущественных разрядов.
Афинская демократия заботилась об образовании и Воспитании граждан.
Начиная с Перикла, т.е. с 40-30 гг. V в. до н.э., власти стали раздавать
малоимущим гражданам специальные жетоны, по которым можно было пройти на
театральное представление. Таким образом, афинская демократия базировалась
на широком участии различных категорий граждан, обеспечивала ее
общественную активность, создавала условия для развития политического
самосознания афинского гражданина.
Однако и у афинской демократии существовали свои недостатки. Во-
первых, афинская демократия была рабовладельческой, т.е. рабы, также как и
метеки, постоянно живущие в Афинах, не имели гражданских прав и не
принимали участия в управлении государством.
IV в до н. э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания
различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обучение
риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора той эпохи,
Исократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софистов, и было
доступно только состоятельной верхушке горожан. Все более многочисленные
философские школы ориентировались также лишь на социальную элиту.
Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все
больше сосредоточивалась на одном из полюсов общества. Характерно, что
обращенное к широким массам искусство театра, получившее столь явное
развитие в Афинах V в. до н. э., уже не играло в следующем столетии
прежней социально - Воспитательной роли. Трагедия переживала упадок,
комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзия спустилась с
высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза, напротив,
поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское искусство IV в. до н.
э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным
образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты
стиля. Еще большее влияние оказала на последующие поколения, и не только в
древности, философия IV в. до н. э., представленная именами Платона и
Аристотеля. Изобразительное искусство, особенно скульптуру, прославили в
то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим творениям
Фидия, Поликлета Великолепный памятник античной культуры поэмы Гомера
«Илиада» и «Одиссея» (VI в. до н. эй.). Когда-то афинская молодежь
заучивала их наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера
имели не только большое значения, как произведения искусства, им
предавалось также важное государственное, социальное и нравственное
значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и
бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались , как глубоко
современные.
Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естественной
необходимости. Приводя много ценных наблюдений. Например, о том, что
сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач
одновременно несет просветленье и т. д.
Любопытно, что все греческое образование построено на передаче будущему
гражданину ряда навыков, которые ему понадобятся опять же для личного
участия в общественных делах. Это подразумевает Воспитание не профессионала
в какой-либо области, а личности. Показательно, что часть навыков
передается ребенку рабом, т.е. заранее не программируется их употребление
по определенному образцу (ведь раб не мог быть образцом жизни для
гражданина). В качестве важнейшего фактора общественной жизни личные
способности граждан выделяет в своей речи Перикл. Солон проведенные им
реформы оценивает опять же как свое личное достижение.

Чтобы защитить свои интересы, члену полиса приходится считаться с
многоплановостью условий гражданской деятельности. Необходимо было
творчество, а не репродукция: “Из …законов Солона особенно характерен
странен закон, требующий отнятия гражданских прав у гражданина, во время
междоусобия не примкнувшего ни к той, ни к другой партии. Но Солон, по-
видимому, хочет, чтобы гражданин не относился равнодушно и безучастно к
общему делу, оградив от опасности свое состояние и хвастаясь тем, что он не
участвовал в горе и бедствиях отечества”(Солон,XX).1

Перед лицом закона все граждане находились в равном положении, в
частные же дела государство не вмешивалось. Защитить собственные интересы,
не участвуя в политической борьбе, не представлялось возможным. Сама же
политическая борьба происходила на фоне единых полисных установлений,
выражающих интересы всех граждан, объединенных законом.
Яростное желание победить противника, утвердить свое превосходство над
ним теперь должно подчиняться духу общности ; мощь индивида уступает место
дисциплине. Описывая битву при Платеях, Геродот перечисляет людей,
проявивших наибольшую доблесть. Пальму первенства он отдает Аристодему,
“который один из 300 воинов спасся при Фермопилах и за это подвергся позору
и бесчестию”. Озабоченный тем, чтобы смыть позор, которым он покрыл себя в
глазах спартанцев, Аристодем искал и нашел смерть при Платеях, совершив
великие подвиги”. Однако именно спартанцы не удостоили его “великих
почестей”: он “бился как исступленный, выйдя из рядов, и совершил великие
подвиги потому лишь, что явно искал смерти из-за своей же вины”.2
Античное Воспитание- это Воспитание по Сократу, философа,
поставившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу
учил он и своих учеников. Рассказывают, что он присматривался к одаренным
юношам и из них готовил учеников. Сократ не писал книг, считал, что в них
мысль мертвеет, становится правилом, а это уже не есть знание. Самая
большая мудрость по Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своими
знанием, не абсолютизировать его («Я знаю, что ничего не знаю»). Самое
позорное невежество - «воображать что знаешь то, чего не знаешь». Сократ
был постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его
били. Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем
же. Сократ отвечал: «Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?».
«Всякий человек, даровитый или бездарный, должен по Сократу, учиться и
упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо
Воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых», -откуда
делались и политические выводы: руководство государством - это тоже
профессия, и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы. Эта
концепция была абсолютно противоположна основополагающим принципам афинской
демократии, согласно которой управление полисом - дело каждого гражданина.
Тем самым учение Сократа создавало теоретическую базу для олигархов, что и
привело его в конце концов к непримиримому конфликту с демосом,
закончившемуся осуждением и смертью Сократа.
Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру
способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не только
к философам, но и к искусству, поэзии. Греческая культура во многом
основала дальнейшее развитие культуры. Основными символами ее были два
бога: Аполлон и Дионис, породившие, как считали древние греки, два
противоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон - бог
пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя. Бог
Дионис - бог раскованности и свободы, стихии природы и инстинктов, бог вина
и виноделия, не покоя и чрезмерности. Почитание Аполлона привело к
господству пластического искусства, искусства Гомера, эпохи Ренессанса,
христианской религии. Почитание Диониса привело к рождению греческой
трагедии с ее (часто нелицеприятной) правдой жизни, к философскому
пессимизму и нигилизму.
Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться
аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае возможна
гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет в конце
концов, к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к разрушению,
протесту ради протеста.
2.Общество Спарты , Спартанское воспитание
Когда говорят "спартанское Воспитание" имеют в виду строгое и суровое
Воспитание полное лишений , но закаливающее организм и волю Воспитанника.
Еще античные авторы заложили основы традиции противопоставления Афин и
Спарты как двух полисов, резко различавшихся по степени предоставленной
гражданам свободы. Если одни объясняли славу Афин как крупнейшего
экономического и культурного центра Эллады наличием у афинских граждан
максимально возможной в то время свободы, то другие превозносили суровую
систему ограничений в Спарте как залог военной мощи и устойчивости данного
государства. С тех пор дихотомия "Афины - Спарта" стала неизменным
атрибутом самых разнообразных философско-политических концепций, авторы
которых были озабочены не столько достоверной реконструкцией конкретно-
исторических реалий, сколько интерпретацией проблем современной им
политической жизни.
В Спарте все наиболее плодородные земли были разделены в соответствии
с числом полноправных граждан на 9000 наделов и розданы спартиатам во
временное владение. Их нельзя было дарить, дробить, завещать, после
смерти спартиата они возвращались государству. Для Спарты характерны
стремление к полному равенству, презрение к роскоши, суровая система
Воспитания, запрещение гражданам заниматься земледелием, ремеслом и
торговлей, пользоваться золотом и серебром, ограничение контактов с
внешним миром. Все это было зафиксировано в законах Ликурга (IX в.
до н.э.). Спартиаты коллективно эксплуатировали порабощенное население -
илотов. На каждый надел земли приходилось несколько семей илотов,
которые были обязаны раз в год платить натуральный оброк, равный
примерно 1/6 - 1/7 урожая.
Так, Спарта как образец "недемократического" государства привлекла
пристальное внимание немецкого историка Роберта фон Пельмана, Р. Пельман
справедливо признавал, что сохранившиеся источники нередко доносят до нас
искаженно - идеализированный образ Спарты, однако это не помешало ему
определить спартанское устройство как "государственный социализм", при
котором личность всецело подчинена государству. "Цели государства, - писал
он, - насильственно навязывают направление каждой личной жизни: за
гражданином не признается право ни на какое другое образование или
призвание, кроме одного - быть воином. Государство каждому определяет его
деятельность..., навсегда обеспечивает за собой обладание личностью
гражданина, угрожая смертью эмигрантам и вообще сильно ограничивая свободу
передвижения... Государственный социализм есть естественный и необходимый
коррелят общин военного типа... Форма этого социалистического строя...
определялась исключительно тем, что и в мирное время по возможности
сохранялось лагерное устройство" 3
Государство в Спарте осуществляло тотальный контроль не только над
общественной, но и над личной жизнью граждан, вмешиваясь в бытовые вопросы
(отсутствие свободы в выборе профессии, обязательное участие в совместных
трапезах - сисситиях, простая одинаковая одежда, запрет на владение золотом
и серебром, запрет на использование при строительстве дома каких-либо
инструментов, кроме топора и пилы и т.д.), в брачно-половые отношения
(узаконенные пережитки кросс-кузенного брака и др.) и Воспитание детей
(уничтожение слабых младенцев; строжайшее Воспитание в "стадах" - агелах с
семилетнего возраста и т.д.). Жизнь гражданина всецело была подчинена
интересам государства.
С семилетнего возраста дети жили отдельно от родителей в специальных
лагерях с под пристальным взглядом суровых наставников. Основным предметом
если можно так сказать в спартанских школах была Физическая культура и
различные способы выживания и боевых единоборств. Математика и
гуманитарные науки также преподавались, но они не были "профилирующими"
предметами. Так что по сравнению с жителями Афин молодые спартанцы
выглядели простыми "солдафонами".

В рамках института воспитания в Спарте приобретает существенно
социальный характер. Оно включается в обязательный, регламентированный тип
поведения, отмеченный “сдержанностью”, которую молодой человек должен
проявлять во всем: в поведении, в походке, в разговоре, в присутствии
женщин или старших, на народном собрании (агора); помимо этого он должен
быть сдержан в удовольствиях и питье. Ксенофонт сравнивает молодого
спартанца со статуей девственницы. Достоинство поведения имеет
институциональное значение; оно выявляет нравственную и психологическую
установку, которая налагается как обязательная: будущий гражданин должен
быть приучен владеть своими страстями, эмоциями и инстинктами. Таким
образом, воспитание подчиняет отношения каждого человека с другими людьми
общей модели, отвечающей образу “политического человека”, созданного
полисом. По своей сдержанности поведение гражданина одинаково далеко
отстоит как от свойственной обывателю развязности, шутовской пошлости, так
и от снисходительности, высокомерной спеси аристократов. Новый стиль
человеческих отношений подчинен тем самым нормам контроля, равновесия,
умеренности, которые выражены в принципах: “познаний самого себя”, “ничего
слишком”, ”умеренность превыше всего”. Роль мудрецов состоит в том, чтобы в
своих афоризмах или поэмах выявлять и словесно выражать ценности,
оставшиеся в большей или меньшей степени невыраженными в поведении и
общественной жизни граждан. Включив нравственную проблематику в
политический контекст, мудрецы связали ее с развитием общественной жизни.
Своей законодательной деятельностью

Новинки рефератов ::

Реферат: Определение технического состояния рабочей тормозной системы и стояночной тормозной системы автомобиля «ГАЗ 2410» (Транспорт)


Реферат: Еврейское книгопечатание (История)


Реферат: Динозавры (Биология)


Реферат: История перестрахования (Страхование)


Реферат: Социальная политика в сфере занятости населения (Социология)


Реферат: Теория отказов (Авиация)


Реферат: Охрана труда (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Хлор (Химия)


Реферат: Культ научно-технического разума и его противники (Философия)


Реферат: Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти с органами прокуратуры в области обеспечения законности (Право)


Реферат: Серое и белое вещество головного мозга (Биология)


Реферат: Труд и развитие личности школьника (Педагогика)


Реферат: Трудовая деятельность (Психология)


Реферат: СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ (Менеджмент)


Реферат: Керенский Александр Федорович (Исторические личности)


Реферат: Применение УВМ при автоматизации сортовых прокатов (Металлургия)


Реферат: Взаимосвязь физики и химии в процессе преподавания физики в полной средней школе (Физика)


Реферат: Техническое обеспечение сетей ЭВМ (Программирование)


Реферат: Внешняя среда организации, ее характеристика (Менеджмент)


Реферат: Потребительская кооперация России (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист