GeoSELECT.ru



История / Реферат: Древнегреческая культура (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Древнегреческая культура (История)




Введение


Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому
прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации,
уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но
и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в
определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это
обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.
Одной из крупнейших цивилизаций древнего мира была древнегреческая
цивилизация. Конечно, изучение древнего мира проводится не из простого
любопытства. Цивилизация Древней Греции позднее стала основой для
возникновения европейской цивилизации, и оказала огромное влияние на
развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. «Без того
фундамента, который был заложен Грецией, не было и современной Европы»[1]
Исследование культуры и быта этой цивилизаций помогает проследить тенденции
развития современной культуры и предсказать её будущее. Актуальность
данной темы главным образом и обуславливает выбор данной темы реферата.
Основная задача реферата – описать основные особенности культуры,
выделить основные черты. Каждая глава базируется на результатах изучения
материальных памятников культуры древнего мира, археологических
исследований и работах известных ученых.

Основные особенности древнегреческой цивилизаций и культуры

Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фессалию и
Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейским
заливами, а с юга - Коринфским и Сароническим; наконец, южную, т. е.
Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от нынешнего.
Средняя температура не претерпела изменений с античных времен. Она
колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному,
до 19 градусов на Кикладах.
Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-
микенский (XXX-XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.),
архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и
эллинистический (IV – I вв. до н. э.)
В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции - на
острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя
ее прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от
греческого слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряд
других черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в
Афинах на высоком уровне развития: там умели необыкновенно искусно
отыскивать новые залежи ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м.
Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали
кирпичи, но прежде всего керамику - в этом греки добились, как известно,
высочайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень:
благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники
архитектуры и скульптуры. Камень всегда находился на месте, его не надо
было ниоткуда возить. Дома в Афинах строились из твердого известняка,
добытого в ближайших окрестностях; дома на Делосе – из камня выломанного
прямо из гранитного основания острова. Даже при сооружении храмов
обходились без транспортировки материалов. В Олимпе святилище Зевса
построили из местного известняка; каменоломни Кара, которая располагалась
всего в нескольких километрах от города.
На рубеже III-II тысячелетия до н. э. предки позднейших греков, двигаясь
из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство, примыкавшее
к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили на языке, не
относящемуся ни к индоевропейской, ни к семитской группам. Позднейшие
греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонными населением
Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании некоторого
древнего, догреческого народа, карийцев, лелегов, или пеласгов,
первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.
Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три
культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром
на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и
элладская - в собственно Греции. Отражением критской культуры в
материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль
сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в
качестве рабов победителями - ахейцами.
Общественное устройство Греции - рабовладельческая демократия, и для неё
характерно такое явление, как народный суверенитет – признание народа в
качестве единственного источника власти. Также существовала система
выборных должностей. Прослеживалась тенденция к нивелировке – усреднению
доходов между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а
сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а
человеком.

Религия


Космогонические представления греков принципиально не отличались от
представлений многих других народов. Считалось, что изначально существовали
Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос—жизненное начало. Гея
породила звездное небо— Уран, который стал первым властителем мира и
супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов—титаны. Титан
Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети
Кроноса—Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера—под водительством Зевса
свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной. Таким образом,
олимпийские боги—третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс -
властитель неба, грома и молнии. Посейдон считался богом влаги, орошающей
землю и моря, Аид (Плутон)—владыкой подземного мира. Супруга Зевса Гера
являлась покровительницей брака, Гестия— богиней домашнего очага. Как
покровительницу земледелия почитали Деметру. дочь которой Кора, некогда
похищенная Аидом, стала его супругой.
От брака Зевса и Геры родились Геба—богиня юности, Арес—бог войны,
Гефест, олицетворявший вулканический огонь, скрытый в недрах земли, а также
покровительствовавший ремесленникам, особенно кузнецам. Среди потомков
Зевса особо выделялся Аполлон—бог светлого начала в природе, нередко
называвшийся Фебом (Сияющим). Согласно мифам, он поразил дракона Пифона, и
на месте, где он совершил свой подвиг, а было это в Дельфах, греки возвели
в честь Аполлона храм. Этот бог считался покровителем искусств, богом-
врачевателем, но одновременно и божеством, приносящим смерть, разнося
эпидемии; позднее он стал покровителем колонизации. Роль Аполлона с
течением времени все более возрастает, и он начинает вытеснять Зевса.
Сестра Аполлона Артемида — богиня охоты и покровительница молодежи.
Многосторонние функции Гермеса, первоначально бога материального достатка,
затем торговли, покровителя обманщиков и воров, наконец, патрона ораторов и
спортсменов; Гермес отводил также души умерших в подземный мир. Диониса
(или Вакха) почитали как божество производящих сил природы, виноградарства
и виноделия. Большим почетом пользовалась Афина, родившаяся из головы
Зевса,—богиня мудрости, всякого рационального начала, но и войны (в отличие
от Ареса, который олицетворял безрассудную отвагу). Постоянная спутница
Афины— богиня победы Ника. символ мудрости Афины—сова. Афродите, родившейся
из морской пены, поклонялись как богине любви и красоты.
Для греческого религиозного сознания, особенно на этой стадии развития,
не характерна идея всемогущества божества, над миром олимпийских богов
царила безликая сила—Судьба (Ананка). Из-за политической раздробленности и
отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия.
Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных
систем. По мере развития полисного мировоззрения оформлялись представления
об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями
которого они выступали. Так, богиня Афина особенно тесно связана с городом
Афинами, Гера—с Самосом и Аргосом, Аполлон и Артемида—с Делосом, Аполлон— с
Дельфами, Зевс—с Олимпией и т. д.
Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и
представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление,
каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было
непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном
между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги
приобщались к миру богов. Боги греков и сами были антропоморфны, они
испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям.


Литература, поэзия и театр


В классическую эпоху греческая литература переживает расцвет. Последний и
самый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар слагал торжественные
оды в честь победителей на всеэллинских спортивных состязаниях—Олимпийских,
Пифийских (в Дельфах) и др. Пиндар не описывает самих состязаний, победа
интересует его как возможность для прославления доблести в лице победителя.
Доблесть не есть личное качество победителя, она передается по наследству в
знатных родах в силу их божественного происхождения.
«С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы. Отсутствие
интереса к политической жизни, любование личными интересами отдельных людей
характерны, например, для комедии этого времени. Большое развитие в этот
период получают те литературные жанры, которые непосредственно отвечали на
вопросы, выдвигаемые частным и общественным бытом: продолжает развиваться
красноречие и создается философский диалог»[2]
V век до н. э.—время расцвета драматического искусства. Важнейшими
драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах
и героях, и комедия, чаще всего политическая. Каждая трагедия—это борьба, и
люди, которые ведут ее, мужественны, утверждая безграничные способности
человека противостоять несчастьям во имя других людей, и прежде всего
своего народа, Трагический герой борется с разными препятствиями, мешающими
свободному развитию личности, он восстает против несправедливости.
выступает за торжество добра, за то, чтобы мир стал лучше, чтобы пробудить
в людях мужество, помочь им жить. Борьба героя тяжела и трагична,
препятствия, которые предстоит ему преодолеть, воздвигнуты на его пути
роком— силой, против которой он беспомощен. Но он вступает в эту борьбу и
ведет ее. Трагический герой чаще всего обречен на гибель, но его гибель
вызывает не отчаяние, не ужас, а восхищение и веру в силы человека, в
величие его духа.
Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая
комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее
близка крестьянству. Крупнейший представитель этой комедии—
Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннесской войны.
Комедии Аристофана дают живое представление о публицистической
направленности творчества их создателя. Ведущая тема его комедий тех
лет—мир.
Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами
сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив
партии хора и сосредоточив основное внимание на диалоге, сделал решительный
шаг для превращения трагедии из мимической хоровой лирики в подлинную
драму. Игра двух актеров давала возможность усилить напряженность
действия. Появление третьего актера—нововведение Софокла, которое
позволило обрисовать различные линии поведения в одном и том же конфликте.
Женские роли исполнялись мужчинами. Герои трагедий выступали в пышных
одеждах, в обуви на толстой подошве (котурны), что увеличивало их рост;
лица покрывали маски, выражение которых отвечало характеру персонажа.
Комические актеры облачались в нарочито уродливые шутовские наряды.
В отличие от современного театра в Греции не было постоянных трупп, да и
профессиональные актеры появились не сразу. Первоначально играли, пели и
танцевали сами граждане. Для каждой постановки готовились костюмы, маски и
очень простые декорации. Финансирование и организация театрального
представления были одной из обязанностей (литургий) наиболее богатых
граждан (так называемая хорегия): театр был государственным институтом.
Театральные представления, обычно продолжавшиеся во время общенародных
государственных праздников три дня и длившиеся от восхода до заката солнца,
носили характер соревнований. К состязаниям допускались три трагических
поэта и три комических, причем каждый трагик должен был представить три
трагедии и одну так называемую сатировскую драму. Каждое утро, захватив с
собой еду и подушку для сидения, в театр собирались все, чтобы своей
реакцией вдохновлять исполнителей и сопереживать им, тогда как победителей
определяли специальные судьи.
В Афинах эпохи Перикла обычно не повторяли старых трагедий и комедий — на
представление собирались все желающие. Этим объясняется и огромное число
произведений, созданных трагиками. По подсчетам современников Эсхила,
Софокла и Еврипида, на каждого из них приходилось более 90 произведений[3].
Древнегреческий театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью
полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые
животрепещущие вопросы. Сходство с народным собранием усиливалось благодаря
тому, что театральные представления давались по праздникам.
В классическую эпоху в греческом градостроительстве хорошо прослеживаются
новые тенденции. Большинство греческих городов сохраняло традиционную
хаотическую систему застройки с узкими кривыми улицами, отсутствием
удобств. Однако родившаяся в эпоху греческой колонизации регулярная система
планировки начинает оказывать влияние на градостроительную теорию и
практику. Видимо, в V в. до н.э. жил создатель теории регулярной планировки
города Гипподам. Под влиянием его идей были спланированы Олинф и
восстановленный после персидского разгрома Милет. Теория Гипподама не
сводилась только к разбивке города на сетку прямоугольных кварталов,
разделенных пересекающимися под прямым углом улицами. Она включала в себя
также идею членения городской территории на несколько районов,
различавшихся по функциям: общественный центр, жилая часть, портовая,
торговая и промышленная зоны.
Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В
первой половине V в. до н.э. были созданы наиболее значительные
произведения дорийского зодчества: величественные храмы в г. Посейдонии в
Южной Италии и храм Зевса в Олимпии. Последний считался самым замечательным
среди всех эллинских святилищ. В нем находилась колоссальная статуя
восседающего на троне Зевса, выполненная афинским скульптором Фидием из
золота и слоновой кости.
Особое место в истории древнегреческого зодчества занимает комплекс
сооружений на афинском акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н.э., он
заново отстраивался в течение всего V в. до н. э. Ансамбль Акрополя
считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего
расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений: парадные
ворота—Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышались
Эрехтейон и главный храм Афин— Парфенон.
Строительство ансамбля Акрополя осуществлялось по программе. В его
создании ведущая роль принадлежала Периклу и крупнейшему скульптору Фидию.
Руководители Афин стремились создать комплекс святилищ, которые бы не
только прославляли Афины, но и выступали в роли религиозного центра всего
Афинского морского союза.
Главное сооружение Акрополя— Парфенон. Древние греки верили, что здание
храма представляет как бы дом божества, а это требовало замкнутого
помещения с основной культовой статуей в центре. Парфенон—храм Афины-Девы,
и потому в центре его находилась хрисоэлефантинная (т. е. сделанная из
слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе) статуя богини,
выполненная Фидием. Тема восточного фронтона—рождение любимой дочери Зевса.
На западном фронтоне мастер изобразил сцену спора Афины с Посейдоном за
господство над Аттикой. Согласно мифу, в споре победила Афина, подарившая
жителям этой страны оливковое дерево. Это был символический сюжет: в то
время богиня Афина воспринималась как покровительница демократии, а
Посейдон—как покровитель аристократии. Изображения на метопах связаны с
мифами (борьба богов с титанами, афинских героев с амазонками, битва
лапифов с кентаврами, разрушение греками Трои), но скульпторы переосмыслили
их. Единая идейная основа объединяет все сюжеты: борьба света, добра и
цивилизации с силами тьмы, дикости и отсталости. В единый смысловой ряд
поставлены боги, лапифы и греки, в другой—гиганты, кентавры и троянцы. Все
эти мифы заключали прекрасно осознаваемую современниками аллегорию борьбы и
победы греков над персами. Завершает скульптурный декор Парфенона фриз, на
котором представлена торжественная процессия во время праздника великих
Панафиней, в нем должны были принимать участие как граждане Афин, так и
афинские метеки и делегации союзников. Фриз Парфенона считается одной из
вершин классического искусства. При всем композиционном единстве он
поражает своим разнообразием, из более чем пятисот фигур юношей, старцев,
девушек, пеших и конных ни одна не повторяет другую. С изумительным
мастерством переданы полные динамизма движения людей и животных.
Помимо статуи Афины для Парфенона Фидий выполнил еще одну—бронзовую
фигуру, первый после разрушения персами Акрополя памятник, поставленный
среди его руин в 465—455 гг. до н. э. Фидий создал иной образ богини— Афины
Промахос (Афины-воительницы), грозной и суровой защитницы своего города;
правой рукой она опирается на копье, в левой держит щит, на голове—шлем.
Фигура Афины как бы царила над городом, и все подплывавшие с моря видели
сверкающие на солнце верхушку копья и гребень шлема статуи.
Уже после смерти Фидия неподалеку от Парфенона возводится храм,
посвященный одновременно Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею
(отсюда его название—Эрехтейон). Он построен на том месте, где, по
преданию, происходил спор Афины с Посейдоном. В полу храма находилось
отверстие, через которое показывали след на скале, якобы оставленный
трезубцем Посейдона, а около храма росла священная олива. Эрехтейон
выделяется необычностью своей планировки: он асимметричен, и его отдельные
части находятся на разных уровнях. Три различных портика примыкают к его
основной части, из них особенно известен портик кариатид, где несущие крышу
колонны заменены фигурами девушек, медленно движущихся к Парфенону.
Так был создан великолепный ансамбль Акрополя — здания, «грандиозные по
величине и неподражаемые по красоте», как писал биограф Перикла Плутарх.
Эти творения и в его время (а жил он в 1 в. н.э., т.е. пять столетий
спустя) вызывали восхищение, как будто, по словам того же Плутарха, они
«проникнуты дыханием вечной юности, имеют нестареющую душу»[4].


Скульптура


Скульптура и живопись Греции V в. до н.э. развивали традиции
предшествующего времени. Основными оставались изображения богов и
героев—покровителей полиса и «идеальных» граждан. Однако искусство сделало
шаг к реализму, что связано с распространением идеи «мимесиса»—подобия—как
основной эстетической категории.
В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура — вид искусства,
ранее неизвестный Греции. Древнейшие скульптуры представляли собой
изображения, грубо вырезанные из дерева, часто инкрустированные слоновой
костью и покрытые листами бронзы. Усовершенствования в технике обработки
камня не только сказались на архитектуре, но и привели к возникновению
каменной скульптуры, а в технике обработки металла—к отливке скульптуры из
бронзы. В VII—VI вв. до н.э. в скульптуре господствуют два типа: обнаженная
мужская фигура и задрапированная женская. Рождение статуарного типа
обнаженной фигуры мужчины связано с основными тенденциями развития
общества. Статуя изображает прекрасного и доблестного гражданина,
победителя в спортивных состязаниях, прославившего родной город. По этому
же типу стали изготовлять надгробные статуи и изображения божеств.
Появление рельефа в основном связано с обычаем ставить надгробные
памятники. В дальнейшем рельефы в виде сложных многофигурных композиций
стали непременной частью антаблемента храма. Статуи и рельефы, как правило,
раскрашивались.
Греческая монументальная живопись известна намного хуже, чем вазопись. На
примере последней лучше всего прослеживаются основные тенденции развития
искусства: возникновение реалистических начал, взаимодействие местного
искусства и влияний, пришедших с Востока. В VII—начале VI в. до и. э.
преобладали коринфские и родосские вазы с пестрыми росписями так
называемого коврового стиля. На них обычно изображались растительный
орнамент и расположенные в ряд различные животные и фантастические
существа. В VI в. до н.э. в вазописи господствует чернофигурный стиль:
закрашенные черным лаком фигуры резко выделялись на красноватом фоне глины.
Росписи на чернофигурных вазах часто представляли собой многофигурные
композиции на мифологические сюжеты: различные эпизоды из жизни олимпийских
богов, популярностью пользовались подвиги Геракла, Троянская война. Реже
встречались сюжеты, связанные с повседневной жизнью людей: битва гоплитов,
состязания атлетов, сцены пира, хоровод девушек и др.
Поскольку отдельные изображения исполнялись в виде черных силуэтов на
фоне глины, они производят впечатление плоских. Вазам, изготовлявшимся в
разных городах, присущи только им свойственные черты. Чернофигурный стиль
достиг особого расцвета в Афинах. Аттические чернофигурные вазы отличались
изяществом форм, высокой техникой изготовления, сюжетным разнообразием.
Некоторые вазописцы подписывали свои росписи, и благодаря этому мы знаем,
например, имя Клития, расписавшего великолепный сосуд для вина (кратер):
роспись состоит из нескольких поясов, на которых представлены многофигурные
композиции. Другой великолепный образец росписи—килик Эксекия. Всю круглую
поверхность чаши для вина вазописец занял одной сценой: на плывущем под
белым парусом судне возлежит бог Дионис, возле мачты вьются виноградные
лозы, свисают тяжелые гроздья. Вокруг ныряют семь дельфинов, в которых,
согласно мифу, Дионис превратил тирренских пиратов.


Письменность и язык


Величайшим достижением греческой культуры архаической эпохи стало
создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую систему,
греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться
писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла
«демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать
практически всех свободных жителей Греции грамотными. Тем самым знания были
«секуляризованы», что стало одной из причин отсутствия в Греции жреческого
сословия и способствовало повышению духовного потенциала общества в целом.
Писчими материалами были камень (для надгробий, монументальных
памятников), медные пластины, специально обработанная кожа — пергамент,
покрытые тонким слоем воска деревянные дощечки, папирус.

Наука


Важнейшей чертой развития науки являлось происходившее в V в. до н. э.
выделение из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в
медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа. Для
Гиппократовой медицины характерен строгий рационализм. По мнению
Гиппократа, все болезни вызываются естественными причинами. Он требовал от
врача индивидуального подхода к больному, учета особенностей как самого
пациента, так и естественной среды обитания его.
Математика развилась прежде всего под влиянием пифагорейских ученых. В V
в. до н. э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину,
перестает быть прерогативой одних только пифагорейцев становясь предметом
профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому
философскому направлению. Прогресс математического знания особенно заметен
в арифметике, геометрии, стереометрии. К V в. до н. э. относятся также
значительные успехи в астрономии.

Быт


На основе находок крито-микенского периода мы вправе предполагать,
что женщины пользовались тогда большой свободой и играли более значительную
роль в обществе и в семье, чем в более позднее время греческих и римских
полисов. Об этом говорят сцены из жизни женщин, представленные на фресках
дворцов на Крите, а также особенности религии древних критян. Среди местных
богов немало женских образов, в которых учёные склонны видеть своего рода
предшественниц позднейших греческих богинь. Это подтверждают и литературные
памятники, и скульптура и росписи на стенах. В искусстве той пора можно
встретить придворные сцены с участием женщин. Сохранился даже фрагмент,
представляющий женщину, едущую на охоту на колеснице. Несмотря на то, что
между разными греческими городами – государствами существовало немало
различий, были явления, общие для всех Эллады. Практически повсюду
утвердился патриархат. За отцом признавалась неограниченная власть над
детьми. Они же были обязаны ему бесприкословным повиновением. Греки намного
раньше римлян стали соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в
свой дом множество жён – обычай варварский и недостойный благородного
человека. Кровное родство не являлось препятствием для супружества. Иногда
браки заключались между детьми одного отца. Заключению брака предшествовало
формальное обручение. Обещание жениху давала не сама девушка, а её отец о
её имени. Если она была сирота, то за от её имени выступал её брат или
близкий родственник, если же у неё не было никого из близких, то все её
дела вёл назначаемый по закону опекун. Появление ребёнка было для семьи
событием торжественным, независимо даже от того, как отнёсся к ребёнку
отец.
Греки при рождении получали только одно имя, фамилией в современном смысле
этого слова, объединяющей весь род и переходящей по наследству от отца к
сыну в Греции не было. Детям давали имена произвольно, часто придумывая
новое, связанное с каким-либо обстоятельством или характерной чертой. В
дальнейшей, подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвище благодаря
каким-либо особенностям своего характера или внешности. Поэтому кровное
родство между людьми с одинаковыми именами не обязательно. Часто эти люди
не только относились к разным родам, но и происходили из двух весьма
удалённых областей Греции. Рабы могли сохранить имена, данные при рождении.
Однако чаще их различали по происхождению.

Праздники


Картина культурной жизни греческого города будет неполной, если не
сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось около 60 праздников,
некоторые из них продолжались по несколько дней. Самые важные—Дионисии,
Леней и Большие Панафинеи. Именно в праздниках наглядно проявлялся
всенародный характер греческой культуры, ее демократизм и свойственный
жизни древних греков дух соревнования, стремление превзойти других и тем
самым достичь наивысшего совершенства. Праздники включали всякого рода
состязания, массовые пляски, костюмированные процессии, драматические
представления.
Среди общегреческих праздников самыми известными были Олимпийские игры,
которые проходили каждые четыре года на юге Греции, в Олимпии. Заранее
назначались судьи, внимательно изучавшие их правила. Из Олимпии
отправлялись специальные вестники, они шли из города в город, приглашая
принять участие в состязаниях и возглашая священное перемирие, поскольку с
момента объявления священного месяца игр все враждебные действия среди
греков прекращались. К участию в них допускались только свободные греки,
никогда не осуждавшиеся по суду и не уличенные в бесчестных поступках.
Женщины не должны были во время игр показываться в Олимпии под страхом
смерти. Правила запрещали убивать своего противника, прибегать к
недозволенным приемам, спорить с судьями. Участники состязаний прибывали в
Олимпию заранее и проходили здесь тренировки.

Заключение

Являясь вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры античная
культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в
знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации
культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры.
Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и
поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они
имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-
нравственное значение.
На почве античной культуры впервые появилась и стали развиваться
категории научного мышления, велик вклад античности в развитие
астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и
наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени,
развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для
дальнейшего развития мировой культуры.



Список использованной литературы:


1. Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., Мысль,
1989
2. Дмитриева Н.А Краткая история искусств М., Искусство, 1985
3. Лурье С.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского
университета, 1993
4. Любимов Л. Искусство древнего мира М., Просвещение, 1980



Казахский Национальный Государственный Университет
им. Аль-Фараби



РЕФЕРАТ


Тема: «Древнегреческая культура»



|Сдал: |
|Студентка гр: |
| |
|Принял: |
| |
| |
| |



г. Алматы, 1999
-----------------------
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, том 20, с 185
[2] Лурье С.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского
университета, 1993, с.523
[3] Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль»,
1989, с. 329
[4] Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль»,
1989, с. 321






Реферат на тему: Древнеиндийская сельская община

Характерной чертой исторического развития Индии является то обстоятельство,
что рабство, возникшее в недрах первобытно-общинного строя, не смогло
развиться до античных форм. Основным фактором, тормозившим развитие
рабовладельческих отношений, была сравнительно большая устойчивость
индийской сельской общины, как формы экономической и социальной организации
свободного населения.
Важной особенностью производственного процесса в древней Индии,
особенностью, бывшей следствием специфических природных условий и низкого
уровня развития техники, являлась настоятельная необходимость коллективных
усилий организованных масс людей. Такие работы, как вырубка джунглей,
осушение или орошение значительных земельных площадей, предохранение их от
наводнения при помощи дамб, охрана от диких зверей,— всё это не могло
успешно проводиться отдельной семьёй, даже если эта семья была большой,
неразделённой.
Сельская община не была одинаковой по своей форме в различных частях
страны. В наиболее отсталых районах, ещё мало затронутых развитием
рабовладельческих отношений, община была родовой, с коллективной
собственностью на средства производства, коллективным трудом и равным
распределением продуктов.
В относительно более развитых рабовладельческих государствах земля и
источники орошения и водоснабжения находились ещё во владении общины —
коллективное владение этими необходимыми условиями производства являлось
одним из важнейших устоев общины, — но коллективной обработки земли уже не
было; во многих случаях пахотная земля периодически делилась между семьями
полноправных общинников, а в нераздельном пользовании оставались пастбища,
выгоны, пустоши и т. д.
Другой основой общины помимо коллективного владения землёй было
непосредственное соединение земледелия с ремеслом, превращавшее общину в
самодовлеющее экономическое целое. Почти весь продукт производился для
непосредственного потребления самой общины, а не, на продажу. К тому же
члены общины, как правило, ничего не покупали на стороне, поскольку каждое
отдельное хозяйство удовлетворяло большинство своих нужд собственной
продукцией, а для получения ремесленных изделий община содержала на свой
счёт нескольких ремесленников — кузнеца, плотника, горшечника, серебряных
дел мастера и некоторых других. Таким образом, каждая община была очень
мало связана экономически с другими общинами и с городами, что значительно
замедляло развитие товарно-денежных отношений в стране.
Община была не только самодовлеющей экономической единицей, но и
общественным организмом, в значительной мере автономным в политическом
отношении. Государственная администрация во внутренние дела общины почти не
вмешивалась. У общины была своя сельская администрация, иногда выборная, но
иногда и наследственная. Государственные повинности, которые община
выполняла, накладывались не на каждого общинника в отдельности, а на всю
общину в целом. Это в свою очередь тормозило разложение общины.
Существование общины в условиях рабовладельческих отношений не могло
не сказаться и на ней самой. Община иногда имела в коллективной
собственности рабов, занятых на различных грязных работах, на ремонте и
очистке оросительных сооружений и т. д. Некоторые ремесленники,
содержавшиеся за счёт всей общины, по-видимому, также были рабами.
Прочность индийской сельской общины была главной причиной, мешавшей
широкому развитию рабовладельческих отношений в Индии. Кроме того,
существование общины тормозило развитие частной собственности на основное
средство производства — на землю. Поэтому для Индии на протяжении всей
рабовладельческой эпохи была характерна государственная верховная
собственность на землю. Эта форма собственности позволяла рабовладельческой
знати с помощью государственного аппарата не только беспощадно
эксплуатировать рабов, но и посредством налогов грабить свободное население
Индии.
Ниже следует знаменитое описание сельских общин, данное Марксом.
"Первобытные мелкие индийские общины, сохранившиеся частью и до сих
пор, покоятся на общинном владении землей, на непосредственном соединении
земледелия с ремеслом и на упрочившемся разделении труда, которое при
основании каждой новой общины дает готовый план и схему производства.
Каждая такая община образует самодовлеющее производственное целое, область
производства которого охватывает от 100 до нескольких тысяч акров. Главная
масса продукта производится для непосредственного потребления самой общины,
а не в качестве товара, и потому само производство не зависит от того
разделения во всем индийском обществе, которое опосредствуется обменом
товаров. Только избыток продукта превращается в товар, и притом в
значительной своей части лишь в руках государства, к которому с
незапамятных времен притекает определенное количество продукта в виде
натуральной ренты. В различных частях Индии встречаются различные формы
общин. В общинах наиболее простого типа обработка земли производится
совместно, причем продукт разделяется между отдельными членами, тогда как
прядением, ткачеством и т. д. занимается каждая семья самостоятельно как
домашним побочным промыслом. Наряду с этой массой, занятой однородным
трудом, мы находим: "главу" общины, соединяющего в одном лице судью,
полицейского начальника и сборщика податей; бухгалтера, ведущего счет
земледельческим операциям, кадастрирующего и регистрирующего все сюда
относящееся; третьего чиновника, преследующего преступников, охраняющего
иностранных путешественников и сопровождающего их от деревни до деревни;
пограничника, охраняющего границы общины от посягательства соседних общин;
надзирателя за водоемами, который распределяет из общественных водоемов
воду, необходимую для орошения полей; брахмана, выполняющего функции
религиозного культа; школьного учителя, на песке обучающего детей общины
читать и писать; календарного брахмана, который в качестве астролога
указывает время посева, жатвы и вообще благоприятное и неблагоприятное
время для различных земледельческих работ; кузнеца и плотника, которые
изготовляют и чинят все земледельческие орудия; горшечника, изготовляющего
посуду для всей деревни; цирюльника; прачечника, моющего одежду; серебряных
дел мастера и, в отдельных случаях, поэта, который в одних общинах
существует вместо серебряных дел мастера, а в других – вместо школьного
учителя. Эта дюжина лиц содержится на счет всей общины. Если население
возрастает, на невозделанной земле основывается новая община по образцу
старой. Механизм общины обнаруживает планомерное разделение труда, но
мануфактурное разделение его немыслимо, так как рынок для кузнеца, плотника
и т. д. остается неизменным, и в лучшем случае, в зависимости от величины
деревень, встречаются, вместо одного, два-три кузнеца, горшечника и т. д.
Закон, регулирующий разделение общинного труда, действует здесь с
непреложной властью закона природы: каждый отдельный ремесленник, например
кузнец и т. д., выполняет все относящиеся к его профессии операции строго
установленным традиционным способом и, однако, совершенно самостоятельно,
не признавая над собой никакого авторитета в пределах мастерской. Простота
производственного механизма этих самодовлеющих общин, которые постоянно
воспроизводят себя в одной и той же форме и, будучи разрушены, возникают
снова в том же самом месте, под тем же самым именем, объясняет тайну
неизменности азиатских обществ, находящейся в таком резком контрасте с
постоянным разрушением и новообразованием азиатских государств и быстрой
сменой их династий. Структура основных экономических элементов этого
общества не затрагивается бурями, происходящими в облачной сфере
политики[1]".
Главной особенностью социальной структуры индийского общества являлось
длительное сохранение замкнутых крестьянских общин, которые были
унаследованы от древности, но в дальнейшем развивались под воздействием
феодальных отношений. В раннее средневековье общины играли значительную
политическую роль. На севере Индии они включали по нескольку деревень, а на
юге отдельные общины иногда объединяли целые области. Общины вели
ирригационные работы, организовывали необходимую взаимопомощь и оборону
деревень. Постановления общин нередко высекались на каменных плитах,
вмурованных в стены храмов.

Феодал в дела общины не вмешивался, он выступал лишь как
получатель феодальной ренты с территории, занятой общиной.

Община базировалась па индивидуальном крестьянском хозяйстве. Общинник
владел своим участком земли, передавал его по наследству, мог продавать и
покупать землю, хотя община и сохраняла право контроля за отчуждением
земли. Земля была обложена поземельным налогом в пользу государства. В
деревне, кроме полноправных общинников, были также неполноправные
земледельцы, которых, однако, в раннее средневековье было немного. Это
отмечал и Мегасфен: "Земледельцы освобождаются от военной службы, их работы
не нарушаются ничем; они не ходят в город, не занимаются никакими другими
делами, не несут никаких общественных обязанностей[2]". Начиная с XI—XII
вв. из общей массы деревенского населения начали выделяться сельские
ремесленники, которые обслуживали общину и получали от неё содержание.

Большую роль в общине играли общинный совет и деревенский староста.
Отдельные представители этой категории сельского населения фактически
превратились в феодалов. Правящая династия одного из государств того
времени, происходившая из сельской верхушки, сделала свой общинный титул —
раштракуты, названием династии.

Сельская община выполняла определенные организационные функции и была
использована государственной властью в качестве административной фискальной
единицы.
Другой исключительной особенностью социально-экономического строя
Индии является зарождение и развитие в течение более двух тысячелетий,
вплоть до настоящего времени, уникальной кастовой системы, пронизывающей
общество сверху донизу. Известно о существовании некого подобия такой
системы и в других странах, но это в лучшем случае лишь признаки кастового
различия — только в Индии она приняла законченные организационные формы с
собственными органами управления, аналогии которым нет ни в одном другом
обществе. Отношения в кастах и между ними, в общинах и между общинами,
общин и государства в совокупности представляют социальную систему этого
общества.
Как и во всем мире, в Индии прогресс производительных сил, в
частности, развитие в 1 тыс. до н.э. земледелия и скотоводства, отделение
ремесла и управления, вел к образованию территориальных общин и первичных
государств, означал переход к "вторичной формации". В Европе следствием
этого явилось создание производственных и иных объединений на
административных началах, резкое размежевание города и деревни. В Индии же,
как почти на всем Востоке, разделение труда происходило при господстве
первобытных отношений (наследственное право пользования, приоритет
родственных связей, эндогамия, ритуальная чистота, табу и пр.), сохранению
которых в значительной мере способствовал обширный племенной мир,
окружавший очаги цивилизации. Это вело к обособлению профессиональных (в
самом широком социальном смысле) групп — каст, внутренняя структура которых
повторяла структуру родоплеменной организации.
В эндогамных кастах сложились экзогамные общности, подобные родам
(готры), состоящие из групп родственных семей — кланов (джнати). В каждой
касте выработался свой образ жизни на основе общих наследственных занятий и
религиозного ритуала, свой тип внутренней организации и самоуправления,
свои обычаи и верования. Внутри касты господствующими оставались
родственные связи. Характерно, что ни варны, ни касты не были никогда
оформлены законодательно, хотя содержали гораздо большее число статусов,
чем любая другая система сословий. "Административный" надзор за соблюдением
кастового режима выполняют панчаяты — кастовые советы, избранные из
наиболее уважаемых людей, хорошо знающих традиции. Самое строгое наказание,
налагаемое ими на ослушника — исключение его семьи из касты. Это обрекает
либо на переход в одну из низших каст, либо на жизнь вне общества и
всеобщее презрение.
Высшими считаются касты, ведущие свое происхождение от варн брахманов
и кшатриев — касты жрецов, правителей и воинов; средними — касты торговцев,
земледельческие и часть ремесленных каст: низшими — происшедшая от шудр и
вневарновых большая группа неприкасаемых, занятия которых являются
ритуально "нечистыми". Численность отдельных каст варьируется от нескольких
сот до сотен тысяч человек.
В социальной сфере отношения между кастами определяются сложной
иерархией, в немалой степени зависящей от экономического положения той или
иной касты. Разнообразие в экономические отношения вносят три системы
ремесла, сложившиеся в древней Индии: внутриобщинная, деревенская и
городская. Первая представлена домашней промышленностью земледельцев и
видами ремесла, входящими в джаджмани — систему нетоварного взаимного
обмена услугами и продуктами внутри общины. Во вторую входят производители
железа, сахара, сырого шелка, ткачи и пр., нередко живущие отдельными
деревнями. Работая на заказ, они тесно связаны с деревенскими натуральными
отношениями. Городское ремесло товарно и связано главным образом с
городским же потреблением[3].
Обычай джаджмани состоит в том, что каждая семья из определенной
кастовой группы общины наследственно связана определенными обязательствами
с одной или несколькими семьями в других группах. Обслуживаемая сторона
называется джаджман, обслуживающая — камин. Одни и те же семьи иногда
выступают в одних случаях джаджманами, а в других — каминами. Джаджманы не
только имеют право на услуги со стороны каминов, но и обязаны принимать их
и расплачиваться за них. В каждой деревне установились свои нормы
компенсации труда каминов джаджманами. Так же традиционны эти нормы для
каждой отдельной группы каминов и не зависят от объема выполненных ими
работ у постоянного джаджмана. При работе на стороне действует та же
"тарифная система". Джаджманами в большинстве своем являлись члены
земледельческих каст, составляющие ядро общины. Система джаджмани была
просто незаменима до тех пор, пока основная часть продуктов земледелия
распределилась внутри деревни, т.е. пока существовало изолированное
общинное хозяйство.
Маркс писал об этом: "В древнеиндийской общине труд общественно
разделен, но продукты его не становятся товарами[4]". Эта система призвана
обеспечивать самоуправление деревни и ритуальное обслуживание (староста и
брахман), сельскохозяйственное производство и изготовление инвентаря
(сельскохозяйственные рабочие и распределитель воды, кузнец, плотник),
бытовое обслуживание (горшечник, прачка, цирюльник) и т.п. "Подводя итоги,
можно сказать, что джадемани охватывает те сферы межкастового обмена,
которые являются пли представляются крайне необходимыми для благополучия
общины в целом... те сферы, перебои в функционировании которых совершенно
нетерпимы..." — отмечает Алаев, и продолжает: "Натуральность хозяйства
оказывается следствием не автаркичности, отсутствия рынка, замкнутости, а
объективно происходившего ограничения рыночных связей лишь определенными
видами товаров и услуг[5]".
Если в европейской общине процент неземледельческого населения редко
достигал 5%, то в индийских деревнях он составлял от 25 до 50%; в одной
деревне могло быть до 20-30 мелких неземледельческих кастовых групп[6].
Основу общины почти всегда представляла деревня. Последняя состоит из
различных экзогамных кастовых групп, каждая из которых поддерживает
эндогамные отношения в широкой округе за пределами деревни. А так как браки
строго патрилинейны и патрилокальны, то деревня представляет собой
экзогамную единицу, входящую в состав более широкой экзогамной общности
(иногда десятки деревень). В этом кастовая община очень похожа на родовую.
Т.к. большинство женщин рано или поздно покидают свою деревню, главами
семей и представителями общины является обычно мужское население.
Функции общинного самоуправления выполняют деревенские панчаяты, в
компетенцию которых входит распоряжение общинными землями и орошением,
поддержание меж кастовых и межобщинных отношений, проведение обще
деревенских праздников и т.п. Непосредственное хозяйство на земле ведет
отдельная семья общинника, но для государственной администрации она не
является ни хозяйственной единицей, ни юридическим лицом (кроме уголовных
дел). Налог взимается с общины в целом. Чиновники не имеют права самовольно
менять ни размера, ни срока сбора налога, лишь оставляют себе обусловленную
государством часть в виде вознаграждении за службу. Они капиталы в землю не
вкладывают, в севооборот не вмешиваются, даже не имеют права переселять
земледельцев, т.е. организацией сельскохозяйственного производства не
занимаются. Это прерогатива исключительно общины.



Список использованной литературы

1. Алаев Л.Б. Сельская община в Северной Индии. М., 1986.
2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия. Наука.
Религия. М., 1980.
3. Бонгард-Левин Г.М. "Индика" Мегасфена и надписи Ашоки. М., 1960.
4. Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. М., 1973.
5. Бонгард-Левин Г.М. Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. М., 1983.
6. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М., 1985.
7. Видьяланкар С. Происхождение кастовой системы в Индии. – Вестник
истории мировой культуры, 1958, № 3.
8. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-
Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.:
Харвест, М.: АСТ, 2000.
9. Кудрявцев М. К. Община и каста в Хиндустане. М., 1981.
10. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.



-----------------------
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.352.
[2] 3Цит. по: Бонгард-Левин, Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. С.298.
[3] Алаев Л.Б. Сельская община в Северной Индии. С.207.
[4] Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.50-51.
[5] Алаев Л.Б. Сельская община в Северной Индии. С.209-210,219.
[6] Кудрявцев М.К. Община и каста в Хиндустане. С.32.





Новинки рефератов ::

Реферат: История женского костюма 20-го века (Искусство и культура)


Реферат: Общая собственность: понятия и виды (Гражданское право и процесс)


Реферат: Концепции Вебера (Социология)


Реферат: Педагогіка - контрольна (Педагогика)


Реферат: Наследование (Право)


Реферат: Банковские операции на рынке ценных бумаг (Банковское дело)


Реферат: Социология и ее изучение в высшей школе (Социология)


Реферат: Конкурс 1401-го года (История)


Реферат: "Учет денежных средств и операций в иностранной валюте" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Петровские реформы (Культурология)


Реферат: Ядерная угроза из Восточной Европы (Военная кафедра)


Реферат: Спроектировать контактный аппарат для гидрирования бензола в циклогексан (Химия)


Реферат: Зигомицеты (Сельское хозяйство)


Реферат: Адвокат и его речь (Право)


Реферат: Ядерное оружие (Военная кафедра)


Реферат: Закон о пенсиях (Право)


Реферат: История Украины (шпаргалки) (История)


Реферат: Золотое колцо Росии. Ярославль (Архитектура)


Реферат: Общая оценка финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской и статической отчетности (Аудит)


Реферат: Культура Казахстана (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист