GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Политология (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Политология (Политология)



ЛИДЕР
Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на
других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на
удовлетворение интересов данного сообщества.
В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную
фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде
деятельности, и в любой исторический период.
Термин «лидер» имеет два значения:
n индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения
внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность
оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для
подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения
групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера
основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е.
идеальном представлении других членов группы).
n лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений,
наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого
лидера основан на способности сплачивать, объединять других для
достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства
(авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в
группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на
формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях
символизирует их.
Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии,
психологии и ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену
посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение
лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую
очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также
отбора лидеров. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и
социометрические тесты и методики, которые успешно используются на
практике.
Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных
объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся,
прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения
отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и
функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через
вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые связи)
распределение функций и ролей, и прежде всего, через выделение
управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей
эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации.
Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер.
Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности,
составляющей систему, ее взаимоотношений с окружающей действительностью. В
системах с низкой групповой интеграцией, высокой степенью автономии
различных уровней организации и свободы отдельных элементов, функции лидера
развиты слабо. По мере усиления потребности системы и самих людей в сложно
организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме
коллективных целей, потребность в лидере и спецификация его функций
повышаются.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР
В современном обществоведении существует несколько подходов к
определению политического лидерства. Можно выделить следующие из них:
1. Определение лидерства как влияния на других людей. Лидерство - это
влияние, авторитет, власть и контроль над другими. Однако не любое влияние
обеспечивает лидерство. Для него характерны по меньшей мере три
особенности: во-первых, чтобы влияние было постоянным. К политическим
лидерам нельзя причислить людей, оказавших хотя и большое, но разовое
воздействие на политический процесс, историю страны.
Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на
всю группу, организацию, общество. Известно, что внутри любого крупного
объединения существуют несколько или даже множество центров локального
влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и
сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, его
распространенность на все объединение.
В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии.
Отношениям лидера и последователей присуще неравенство во взаимодействии,
однозначная направленность воздействия от лидера к членам группы.
2. Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с
принятием властных решений, это руководящая должность. Такая интерпретация
лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего
рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы
социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с
выполнением управленческих функций (ролей) и дает человеку статус лидера.
Иными словами, лидерство - это положение в обществе, которое
характеризуется способностью занимающего его лица направлять и
организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов.
3. Политическое лидерство - это особого рода предпринимательство,
осуществляемое на политическом рынке, при котором политические
предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения
общественных задач и предполагаемые способы их реализации, на руководящие
должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в
персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью
потенциального лидера, а также в рекламировании этого товара как «общего
блага».
Такая интерпретация политического лидерства вполне возможна. Однако
она применима главным образом лишь к демократическим организациям:
государствам, партиям и т.д.
4. Политический лидер - это символ общности и образец политического
поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.
Причем данное определение особо подчеркивает первостепенную значимость
субъективных качеств политического лидера и утверждает, что лидерство
создается стихийно, самим народом.
Понятие политического лидерства имеет два аспекта: формально-
должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективную
деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Причем первый
аспект имеет ключевое значение для оценки личности как политического
лидера. Второй же аспект, являющий собой личностные качества и реальное
поведение на занимаемом посту, определяет главным образом лишь получение и
сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как
результативного и нерезультативного, «хорошего» или «плохого» руководителя.
В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров
трех уровней:
1. Лидер малой группы лиц, обладающих наибольшей властью в данном
сообществе, имеющих общие интересы. Лидер приобретает власть наиболее
авторитетного в группе лица, которая формируется на основе его личных
качеств, оцениваемых группой непосредственно в процессе совместной
деятельности. В этом случае его функции являются функциями делового,
интеллектуального лидера и лидера общения.
Для первого характерны организаторские способности, предприимчивость,
прагматизм. Авторитет интеллектуального лидера основан на умении решать
сложные задачи, находить нестандартные решения, выполнять функции
«мозгового центра» группы.
Лидеру общения присущи психологическая комфортность,
коммуникабельность, умение снимать напряженность внутри группы.
2. Лидер общественного движения (организации, партии) - лицо, с которым
конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения
своих интересов (необязательно адекватно осознаваемых).
Лидер этого уровня воздействует на общественное мнение как в силу
личных качеств, так и благодаря тому, что поддерживающая его часть группы
находится в состоянии ожидания - особом явлении массового сознания -
потребности в лидере; она авансирует лидера определенной степенью доверия и
политической поддержки. Чем менее определены цели и задачи общественного
движения, тем более значима деятельность такого лидера.
3. Лидер третьего уровня - политик, действующий в системе властных
отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального
института. Личностные характеристики, имеющие принципиальное значение в
первом случае, существенные во втором, на третьем уровне, как правило, не
оказывают на политическое поведение лидера и отношение к нему решающего
влияния. Деятельность политика в данном случае определяется внешними
регулятивами, присущими конкретной политической культуре.
Исторически возникшее политическое лидерство связано не только с
формированием интересов, но и с появлением личности, как одного из
потенциальных субъектов политического действия. Так, потестарным
(«архаичным») обществам политическое лидерство не свойственно не только в
силу отсутствия дифференцированных властных интересов, но и в силу
невыделенности индивидуального «Я» из родового, коллективного сознания.
В античности, политическое лидерство носило личностный характер,
представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного индивида,
его достоинствах. Взаимоотношения лидера и его сторонников («ведомых») были
близки к отношениям «учитель - ученик», поскольку политическая жизнь
непосредственно связывалась с решением мировоззренческих вопросов,
прокламацией определенных моральных ценностей.
В средневековой Европе, политическое лидерство постоянно теряет
нравственно-этическое содержание. Влияние лидера основывается не столько на
личных достоинствах, сколько на способностях к руководству конкретной
политической общностью. От лидера требуется не столько быть нравственным
образцом, сколько умение сплотить группу для достижения поставленных целей,
умение сформировать групповой интерес. Такая тенденция к прагматизации
политического лидерства наиболее отчетливо обнаружила себя в эпоху
Возрождения и в период буржуазных революций.
В современном обществе, политическое лидерство представляет собой
способ построения власти, основанный на интеграции различных социальных
слоев (групп), посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой
лидером программы (концепции) решения социальных проблем и задач
общественного развития.
Политическое лидерство служит институтом, который включает большую
часть населения в решение социальных проблем в масштабе общества в целом.
Как механизм интеграции общества, политическое лидерство создается
посредством не только правовой регламентации деятельности политика, но и
моральными регулятивами. Судьба политика зависит от поступка, за который он
необязательно несет юридическую ответственность, но может стоить ему
карьеры.
В механизме политического лидерства, правовая регламентация
деятельности политика связана с инструментами юридического контроля за
принятием решений, их использованием, осуществлением обратной связи
«политик - общество». Чем более развита легальная сфера неюридического
воздействия (речь не идет о мафиозно-корпоративных способах) на лидера, его
сторонников, тем более развит механизм политического лидерства, тем в
большей степени последнее становится специфическим социальным институтом.
Социальная значимость политического лидера прямо зависит от уровня
политической культуры и активности масс. Преобладание активистской
политической культуры, существование устойчивых демократических традиций,
наличие неконтролируемого государством гражданского общества и политической
оппозиции, сужают возможности для некомпетентного лидерства, различного
рода волюнтаризма, злоупотреблений властью и, вместе с тем, создают
благоприятную почву для проявления в политике индивидуальных способностей и
дарований. Поэтому совершенствование системы отбора лидеров и повышение
демократической политической ангажированности масс - это два
важнейших условия эффективного политического руководства обществом.

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ЛИДЕРА.
Процесс зарождения политического лидерства можно наблюдать на примере
стихийно возникшего митинга. Он может начаться на базе спонтанно
собравшейся толпы без участия политических лидеров. Однако в ходе такого
митинга обычно появляются инициаторы, пытающиеся перевести эмоциональный
порыв в коллективные действия. Если это удается, то инициаторы становятся
зачинщиками, которые могут повести людей, скажем, на штурм
правительственных учреждений. В том случае, если лежащие в основе
преимущественно стихийных действий людей, потребности и мотивы имеют для
них достаточно высокую личностную значимость и требуют систематических
коллективных усилий, то в процессе их осуществления происходит устойчивое
распределение функций и их институциализация, появляются лидирующие позиции
и сами политические лидеры, т.е. возникают элементы политической
организации. Примерно таким способом возникло после августовского 1991 г.
путча в СССР, движение защитников «Белого Дома» и конституировались его
лидеры.
Институализация лидирующих позиций отражается в понятии формального
лидерства. Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица
на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах, и
основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых
структурах.
Субъективная способность и готовность человека к выполнению роли
лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов
группы (организации, общества), характеризуется категорией неформального
лидерства. В малых группах, основанных на непосредственных контактах их
членов, институализация лидирующих позиций может не происходить, здесь на
первый план выдвигаются индивидуальные качества лидеров, их способность
объединить группу, повести ее за собой.
В крупных объединениях, эффективность коллективных действий которых
требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а
также оперативности управления и жесткости подчинения (например, в армии),
институализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих
позиций, наделение их сравнительно большими властными полномочиями
обязательны. Именно к такому типу объединений и деятельности относится
политика. В ней действуют огромные массы людей, ставящие перед собой вполне
определенные, ясно осознанные цели и испытывающие непрерывное
противодействие со стороны политических оппонентов. В силу таких
особенностей политики, институализация и формализация лидирующих позиций,
проявляются в ней особенно отчетливо. Это придает формальным аспектам
политического лидерства особое, приоритетное значение. В политике,
выполнение потребностей социальной системы и ее подсистем в самоорганизации
и упорядочении деятельности масс людей, зависит не столько от
индивидуальных качеств лидеров (хотя это тоже очень важно), сколько от силы
и влияния институтов власти.

ПРИРОДА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
Лидерство присуще различным формам социально-политической организации.
Что же непосредственно лежит в его основе? Какова природа этого феномена?
Почему одни люди становятся лидерами, а другие довольствуются ролью
исполнителей воли лидера?
На этот счет в современной политологии несколько теорий. Прежде
всего, это теория черт. Она создавалась на основе выявления качеств,
присущих идеальным лидерам - героям. Суть этой теории состоит в объяснении
феномена лидерства выдающимися качествами личности - превосходящие
интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано
или поздно приводящее к лидерству. Среди черт, присущих политическому
лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю, кипучую энергию,
незаурядные организаторские способности, умение нравиться людям,
компетентность и, особенно, готовность брать на себя ответственность. К
обязательным качествам современных политических лидеров в демократических
странах все чаще добавляют фотогеничность, внешнюю привлекательность и
ораторские способности.
Для проверки теории черт были проведены конкретные исследования. Они
в значительной мере опровергли эту теорию, т.к. оказалось, что при
детальном анализе, индивидуальные качества лидера почти полностью совпадают
с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще.
Кроме того, в некоторых сферах деятельности, прежде всего в области
предпринимательства, высокие интеллектуальные и моральные качества являются
скорее препятствием для занятия лидирующих позиций, чем условием успеха. На
протяжении многих лет, а часто и всей жизни, многие выдающиеся способности
людей оказываются невостребованными, не находят применения.
Все это вовсе не означает полного отрицания теории черт. Очевидно,
что для занятия лидирующих позиций в условиях политической конкуренции
действительно нужны определенные психологические и социальные качества.
Однако их набор значительно варьирует в зависимости от исторической эпохи и
особенностей конкретного государства. Даже в наши дни, личностные качества,
дающие шансы на политический успех, существенно отличаются, например, в
Европе и на Ближнем Востоке. К тому же, во многих, главным образом
недемократических государствах, политическими лидерами часто становятся
заурядные, серые личности, не обладающие яркой индивидуальностью.
Учет всего этого породил вторую волну теории черт, или ее факторно-
аналитическую концепцию. Она различает чисто индивидуальные качества лидера
и характерные для него черты поведения, связанные с достижением
определенных политических целей. Между этими двумя группами свойств лидера
могут быть существенные различия. Их можно проиллюстрировать на примере
Ленина. Его индивидуальные черты, проявляющиеся в отношениях с близким
окружением, никак не выказывали в нем жестокого деспота, жаждущего насилия
и равнодушного к страданиям людей. Однако его упорство и даже одержимость в
стремлении к достижению утопической по своей сути цели коренного
переустройства общества на коммунистических началах, сделали из него
диктатора, отрицающего общечеловеческие нормы морали и не
останавливающегося ни перед какими преступлениями (приказы о массовых
расстрелах ни в чем не повинных людей - заложников) ради удержания
большевиками власти.
Факторно-аналитическая концепция вводит в теорию лидерства понятие
целей и задач, связанных с определенной ситуацией. В результате
взаимодействия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним целей,
вырабатывается стиль его поведения (стиль лидерства), составляющий его
«вторую природу». Стиль и целевая ориентация лидера несут на себе отпечаток
конкретных социальных обстоятельств.
Идею зависимости лидерства от определенных социальных условий
развивает и обосновывает его ситуационная концепция. Она исходит из
относительности, флюидности и множественности феномена лидерства. Лидер, по
этой теории - функция определенной ситуации. Именно сложившиеся конкретные
обстоятельства определяют политического лидера, детерминируют его поведение
и принимаемые им решения. Так, например, ситуация в исламском Иране
неизбежно отвергнет политиков европейского или американского склада. Точно
так же и религиозный лидер-пророк не сумеет проявить себя на политической
арене Запада. Таким же образом, требования к лидеру значительно различаются
и в зависимости от того, находится ли данное государство в состоянии
кризиса или развивается стабильно.
С точки зрения ситуационного подхода, лидерские качества
относительны. Один человек может проявить черты лидера на митинге, другой -
в повседневной политико-организационной работе, третий - в межличностном
общении и т.п. В целом же, лидеров отличают главным образом, готовность
взять на себя ответственность за решение той или иной задачи и
компетентность.
Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств
личности, однако не абсолютизирует их, а отдает приоритет в объяснении
природы политического лидерства требованиями объективных обстоятельств. На
основе этой концепции, подтверждаемой эмпирическими исследованиями, был
получен вывод, что в современном западном обществе большие шансы на успех
имеет беспринципный человек, ориентирующийся на политическую конъюнктуру.
Однако такие выводы, как и ситуационная теория в целом, подтверждаются,
далеко не полностью, поскольку ограниченность этой теории состоит в том,
что она недостаточно отражает активность лидера, его способность переломить
ситуацию, раньше других заметить новые прогрессивные тенденции и
возможности их использования и заблаговременно решить острые социально-
политические проблемы.
Уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной теории,
явилась теория, объясняющая феномен лидера через его последователей и
конституентов. По этой теории, именно последователь воспринимает лидера,
воспринимает ситуацию и в конечном счете принимает или отвергает лидерство.
Достоинством такого подхода к лидерству является рассмотрение его как
особого рода отношений между руководителем и его конституентами,
выступающих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты -
последователи - активисты - лидер. Лидер и его конституенты составляют
единую систему. В современной политологии круг конституентов лидера
понимается достаточно широко. В него включаются не только политические
активисты и все достаточно четко определившиеся приверженцы (последователи)
лидера, но и его избиратели, а также все те, кто взаимодействует с ним,
оказывает на него влияние. Анализ конституентов во многом позволяет понять
и предсказать политическое поведение лидера, предвидеть принимаемые им
решения.
В формировании и функционировании отношений «лидер - конституенты»,
особенно велика роль политических активистов. Именно они достаточно
компетентно оценивают его личные качества и возможности, организуют
кампании в его поддержку, выступают «приводным ремнем», связывающим его с
массами, т.е. «делают» лидера. Именно через конституентов проявляется
воздействие на политику господствующей политической культуры.
В демократическом государстве претенденты на лидирующие должности
могут рассчитывать на успех лишь в случае совпадения их имиджа с ожиданиями
большинства народа. Это наглядно проявилось на выборах на первый срок
президента РФ Б.Н.Ельцина. В условиях глубокого разочарования российского
населения различного рода привлекательными обещаниями, столь изобилующими в
коммунистическую эпоху, большинство людей строило свой политический выбор
не на программах кандидатов, а на оценке их личных, и прежде всего
нравственных качеств, а также их отношения к достаточно непопулярной
номенклатурной элите. Смелой критикой партийного руководства, решительным
отказом от номенклатурных привилегий, активными действиями против
коррумпированных партийно-государственных бюрократов, вниманием к простым
людям, Ельцин сумел создать у многих людей образ смелого, честного,
справедливого и решительного человека, что в конечном счете и
предопределило его победу на выборах.
Имея немалые достоинства, трактовка лидера как выразителя интересов
конституентов (последователей), как и его ситуационная интерпретация, плохо
работает при объяснении инноваций, самостоятельности и активности лидера.
История свидетельствует, что некоторые весьма важные свойства руководителей
идут в разрез с интересами и ожиданиями приведших их к власти социальных
слоев и сторонников.
Так было, например, в России, когда в октябре 1917 г. большевики,
используя популярные, общедемократические лозунги: «Мир - народам», «Земля
- крестьянам», «Фабрики - рабочим», «Власть - Советам», добились
политического лидерства, а затем, быстро забыв о своих обещаниях,
превратили собственных конституентов в объект огромного и чудовищного
социального эксперимента.
Об этом свидетельствует и деятельность Сталина, который примерно за
полтора десятилетия своего господства почти полностью уничтожил
большевиков, ранее приведших его к власти, а заодно и свыше половины членов
собственной партии.
Эти и многие другие факторы свидетельствуют, что взаимодействие
лидера и его конституентов следует рассматривать как обоюдонаправленное, с
двусторонним движением. Причем лидеры могут в значительной мере менять свою
социальную опору. Самостоятельность лидера по отношению к конституентам
прямо зависит от характера политического строя, от степени концентрации
власти в руках руководителя и от политической культуры общества в целом.
Наибольшие возможности для субъективистской и волюнтаристской политики,
имеют лидеры в авторитарных и тоталитарных политических системах, где они
могут порою поставить под угрозу существование всей нации. Так действовали
и А.Гитлер и С.Хусейн, а в определенной мере и Ф.Кастро, провозглашая
лозунг «Социализм или смерть».
Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается
однозначной интерпретации. Пояснить его субъективные механизмы помогают
психологические концепции, и в частности, психоаналитическое объяснение
лидерства. Как считает основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, в основе
лидерства лежит подавленное либидо - преимущественно бессознательное
влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в
стремлении к творчеству, и в том числе к лидерству. У многих людей
обладание руководящими позициями выполняет своего рода компенсаторные
функции, позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы,
чувство неполноценности и т.п.
Определенные психологические потребности отражает и подчинение лидеру.
Субъективное принятие лидерства закладывается еще в детстве, когда ребенок
нуждается в покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле
авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства.
Заметный вклад в развитие психоанализа внесли ученые Э.Фромм и
Т.Адорно. Они выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и
стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых общественных
условиях, порождающих массовые неврозы и стремление человека убежать от
всего этого в сферу господства или подчинения. Для авторитарной личности
власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от
собственных комплексов, посредством навязывания своей воли другим.
Обладание безграничной властью над другими, их полное подчинение,
доставляют такому человеку особое наслаждение. Оно является формой
своеобразного садизма. Одновременно авторитарная личность имеет и
мазохистские черты, поскольку при столкновении с превосходящей силой, она
восхищается и поклоняется ей. Слабость же других вызывает у нее презрение и
желание унизить их.
Такой тип поведения в психологическом смысле является проявлением не
силы, а слабости. Авторитарная личность, не имея подлинной силы, пытается
убедить себя в обладании ею с помощью господства над другими. Такая
личность иррациональна, руководствуется в первую очередь эмоциями и не
терпит равенства и демократии. Она воспринимает всех других людей, мир в
целом, сквозь призму отношений «силы - слабости».
Эмпирические исследования, подтвердили реальное существование
авторитарного типа личности, выявили ее некоторые новые черты. В целом же
это направление психоанализа значительно расширило представления о
психологических мотивациях стремления к лидерству, хотя оно, конечно же, не
исчерпывает все типы таких мотиваций.
Совокупность различных интерпретаций политического лидерства позволяет
увидеть его разнообразные стороны, аспекты, однако еще не дает целостной
картины этого феномена. Попытку решить эту задачу, осуществив комплексное
исследование лидерства, представляет его интерактивный анализ. Он учитывает
четыре главных момента лидерства: черты лидера; задачи, которые он призван
выполнять; его последователей и конституентов; систему их взаимодействия;
механизм взаимоотношения лидера и его конституентов. И все же, создать
единую универсальную концепцию лидерства, по всей вероятности, невозможно,
поскольку само это явление чрезвычайно многообразно по своему проявлению и
функциям, зависит от исторических эпох, типов политических систем,
особенностей лидеров и их конституентов и других факторов.
Богатство понятия лидерства отражается в его типологии. Существуют
разнообразные классификации лидерства. Прежде всего, в зависимости от
отношения руководителя к подчиненным оно делится на авторитарное и
демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное
направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применения силы.
Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и
мнений всех членов группы или организации, в их участии в управлении.
Одна из наиболее распространенных типологий лидерства восходит к
учению М.Вебера о способах легитимизации власти. В соответствии с этими
способами лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и
т.д.) - их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных или
рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических,
наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами,
способностями к руководству. Харизма складывается из реальных способностей
лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом
индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в
формировании его харизмы.
Данная классификация лидерства достаточно проста и удобна, хотя, как и
любая другая классификация, ограничена по своему применению. В основе
первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум, третьего - вера и
эмоции. Основоположник этой классификации М.Вебер особое внимание уделял
анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидера этого типа как
важнейшего двигателя, генератора революционного обновления общества в
кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не
связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на реализацию задач
социального обновления. В относительно же спокойные периоды развития, для
общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее
исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом же, в
истории многих государств наблюдается определенная последовательность в
смене типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик)
сменяется традиционным лидером-охранителем, который в свою очередь,
уступает место реформатору-законодателю.
В современной политологии нередко используются четыре собирательных
образа лидера: знаменосца, или великого человека; служителя, торговца и
пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности,
привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими
представителями были - Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни и др. Лидер-
служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих
приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует
от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно
преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить
«купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец,
лидер-пожарный, ориентируется на самые актуальные общественные проблемы,
насущные требования момента. Его действия определяются конкретной
ситуацией. В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно не
встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных
пропорциях.
Имеются и другие классификации лидерства. Так, политические деятели
делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и
рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т.д.
Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством
направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач. Эти задачи
прямо зависят от конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.
Они возникают на базе определенных потребностей общества, социальных групп
и организаций. Осознание таких потребностей проявляется в форме задачи. В
этом аспекте функции лидера обычно сводятся к своевременному учету всех
потребностей, четкой формулировке целей, взятию на себя ответственности за
их реализацию, организации масс на ее осуществление. Это достаточно
формальные функции, характеризующие основные этапы (стадии) осуществления
социальной роли лидера. Что же касается характеристики функций лидера с
точки зрения их содержания, то к ним можно отнести следующие:
1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и
представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное
единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать
пример служения народу, государству, отечеству.
2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не
застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно
способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач
обычно оправдывается их пребывание на руководящих постах.
3. Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства
бюрократии, дворянства и т.п., поддержание порядка и законности с помощью
контроля, поощрения и наказания. Эта функция достаточно детально обоснована
в концепции плебисцитарной вождистской демократии М.Вебера. Хотя социальный
патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в «хорошего царя»,
«отца народов», покровителя слабых и т.д. до сих пор широко распространена
не только в массовом сознании государств с патриархальной политической
культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями.
4. Коммуникация власти и масс, упрочения каналов политической и
эмоциональной связи и тем самым предотвращения отчуждения граждан от
политического руководства. В условиях сложной многоступенчатой иерархии
власти, ее бюрократизации, эта функция особенно значима. С помощью средств
массовой информации, и прежде всего телевидения, а также в ходе встреч с
избирателями и других мероприятий, президент и иные политические
руководители имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения
с народом.
5. Инициирование обновления, генерирование оптимиза и социальной энергии,
мобилизация масс на реализацию политических целей. В этой группе объединены
несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять
народные традиции, своевременно замечать ростки нового, обеспечивать
прогресс общества, вселять в массы веру в общественные идеалы и ценности. В
большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам,
однако не только им. Так, например, достаточно успешно справился с задачей
преодоления вьетнамского синдрома, национального пессимизма и апатии,
американский президент Р.Рейган.
6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в
тоталитарных обществах. Когда политический режим не может найти своего
оправдания в исторических традициях и демократических процедурах, то он
вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые
наделяются необыкновенными, пророческими способностями, и в большей или
меньшей степени обожествляются. Так было и в нашей стране, когда
большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые традиции,
узаконивала свои действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и
Сталина, наделяя их чертами земных божеств.

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ
Культ личности - крайняя, максимально завышенная оценка функций и
роли политического лидера в истории. Он выступает закономерным следствием и
одной из предпосылок тоталитарного строя, хотя встречается и в
авторитарных, а частично и в демократических государствах. Представители -
корейские лидеры Ким Ир Сен и Ким Чен Ир, Фидель Кастро на Кубе.
Культ политических руководителей закономерно вытекает из тоталитарной
сакрализации власти. По своей сути он - воскрешение языческого
идолопоклонничества и в частности, таких его атрибутов, как памятники,
мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы.
Идейные истоки культа лежат в тоталитарной идеологии, ее претензии на
монопольное обладание истиной, универсальную, всеобщую значимость. «Отцы»
такой единственно верной идеологии наделяются качествами пророков и
ясновидцев.
Благоприятной субъективной питательной средой культа личности,
является патриархальная и подданическая политическая культуры, которые
исходят из веры в хорошего царя или руководителя, из принятия жесткой
иерархической организации общества. Однако важнейшей огромная концентрация
политической, экономической и социальной власти в руках политического
лидера, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не от
результатов своего труда, а от благосклонности начальства. В тоталитарном
обществе сфера такой зависимости, по существу, ничем не ограничена. Это и
поступление на работу, и служебно-должностной рост, и повышение заработной
платы, и получение жилья, премий и других социальных благ, непосредственной
причиной культа, является и различного рода санкций к непослушным.
Отражаясь в массовом сознании, все это, сочетаемое с систематической
идеологической обработкой, порождает у населения веру во всемогущество
руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество.

РЕЗЮМЕ
Ситуация в России такова, что нам нужны новые сильные, здоровые
лидеры, которые будут отвечать за всех нас, которые знают, как нам попасть
туда, куда очень хочется попасть, и знают, что для этого нужно делать.
Только где их взять? Кажется, ответ очевиден - взять их негде, кроме как
среди нас самих. Все просто, но не очень легко выполнимо.
Был проведен такой эксперимент. Студентов (российских) попросили
графически изобразить первое, что приходит на ум при слове «лидер». Одни
нарисовали деньги, другие - символы престижа: машины, корабли, самолеты,
дачи; третьи - символы превосходства: памятники, большие надгробные
надписи. Конечно, студенты правы - всем этим лидеры обладают. Однако
психологам эти картинки говорят о том, что в сознании молодых людей
утвердилась мысль - есть главные и есть не главные. Причем, по большей
части, главные - это не они. Это очень грустно.
В Америке, кроме системы по выявлению лидеров в народе и выдвижению их
на высокий уровень - «социального инжиниринга», есть книга с весьма
экстравагантным названием: «Почему у русских ничего не получается?».
Ответом на этот вопрос, отчасти, является психология большинства студентов.
Мы несерьезно относимся к вопросу воспитания национальных лидеров, поэтому
у нас их мало, мы ждем их прихода.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Политология. Энциклопедический словарь.
Советский энциклопедический словарь, Москва, 1987.
«Основы политологии», Знание, 1992.
Философский словарь, Москва, 1986.
«Ставьте на лидера», Московский Комсомолец, ноябрь 1993.



Copyright, 1996, by Vladimir Kostitsyn.




Реферат на тему: Политология

Предмет и задачи политологии. Методы изучения политических явлений.
Политология - это наука о политической власти и управлении, о
закономерностях развития политических отношений и процессов,
функционирования политических систем и институтов, политического поведения
и деятельности людей.
Предмет – политика, ее природа, содержание, основные элементы, общие
закономерности. Методы:
1. Институциональный. Внимание: ф-ие и взаимод полит институтов: права, гос-
ва, полит партий. Анализирует офиц стр-ры и формальные правила принятия
решений.
2. Исторический. Внимание: полит процессы во времени и простр-ве. Анализ
изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи
прошлого, настоящего и будущего.
3. Социологический. Внимание: зависимость политики от социальных
факторов: экономики, социальной структуры, культуры и т.д. Анализ
политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп,
преследующих свои интересы.
4. Бихевиористский. Внимание: На личностном измерении политики, поведении
отдельного человека. Анализ систематически наблюдаемого поведения
индивида, возможность измерения его мотивации.
5. Психологический. Внимание: На субъективных механизмах политического
поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. Анализ индивидуальных
качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих
на политическое поведение.
6. Системный. Внимание: На целостности политики и характере ее
взаимоотношений с внешней средой. Анализ характера внутренних связей
между составляющими политику элементами.
Основные понятия и категории науки о политике.
Политика – многообразный мир отношений, деятельности, поведения,
ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы,
политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и
управления обществом.
Власть - 1) Способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-
либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность
людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли,
принуждения;
2) политическое господство над людьми;
3) система государственных органов;
4) лица, органы, облеченные соответствующими государственными,
административными полномочиями.
Политическая система общества – целостная упорядоченная совокупность
политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций,
направленных на осуществление политической власти, управления, руководства,
регулирования общественно-политических процессов.
Политические партии - организации, выражающие политические интересы, цели
и идеалы социальных групп, состоящие из их наиболее активных представителей
и руководящие ими в процессе завоевания и использования государственной
власти в обществе.
Место политологии среди других обществоведческих дисциплин.
Теоретическая политология - решает научные проблемы, связанные:
а) с формированием фундаментального знания о политической сфере и жизни;
б) с объяснением процессов политического развития;
в) с разработкой концептуального аппарата политологии, методологии и
методов политических исследований.
Прикладная политология - изучает проблемы, связанные:
а) с преобразованием политической действительности, анализом путей и
средств воздействия на политические процессы;
б) с изучением общественного мнения, особенностей политической ориентации и
политического поведения различных социальных групп.
Принципы и сущность неоконсерватизма и неолиберализма.
Консерватизм - политическая идеология, выступающая за сохранение традиций
и устоев государственного и общественного устройства. Преклонение
перед традициями и историческим прошлым. Сдержанное отношение к социальным
изменениям, позитивное отношение только к тем изменениям, которые
согласуются с существующим порядком и развиваются подконтрольно, а не
стихийно. Критическое отношение к потенциальным возможностям
совершенствования человека и общества с помощью политических средств и
методов: только религиозная вера может сделать человека лучше,
политические законы лишь не позволяют ему поступать плохо.
Государство и правящая элита должны не только управлять обществом, но и
воплощать мудрость нации. Оправдание решительных мер в защиту
консервативных ценностей.
Неоконсерватизм - это политическое течение, в основе которого лежат
идеи консерватизма, приспособление к новым условиям общественного
развития.
Видные идеологи неоконсерватизма : Дж. Белл (США), Р. Гелен, Э. Юнгер
(ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др.
В мировоззренческом плане:
- приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство
возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий
и результатов;
- защищая идею свободы и прав человека, акцентирует внимание и на
обязанностях человека перед самим собой и перед обществом.
В экономической области:
- ограничение вмешательства государства в рыночную экономику;
- содействие частной инициативе с помощью предоставления налоговых
льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке.
В политической сфере:
- функционирование политических институтов представительной демократии;
- демократия должна быть вертикальной, элитарной;
- политическая деятельность - профессия, доступная каждому, но лишь при
наличии у него соответствующих способностей, призвания и
специального образования;
Суть социальной политики - создание условий, позволяющих рабочим делать
сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую
самостоятельность и независимость от государственного “социального
попечительства”.
Неолиберализм. Целью общества провозглашается прогресс человечества на
основе конституционного закона и порядка. Признание
допустимости и необходимости вмешательства государства в
экономическую сферу. Расширение деятельности государства в социальной
сфере. Особое внимание уделяется правам и свободам человека, а в
государственном устройстве - принципу
разделения властей. Поддерживается многообразие интересов и плюрализм
мнений, реализуемых через многопартийность. В то же время равенство и
участие рассматриваются не как императив, а только как возможность,
реализуемая при наличии благоприятных условий, в целом же приоритет
отдается компетентности.
Социал-демократы и коммунизм.
Социал-демократическая идеология - доктрина постепенного реформирования
буржуазного общества путем утверждения демократии во всех сферах жизни -
политической, экономической, социальной и международной.
Принципы. Свобода. Каждый человек имеет право быть свободным от
политического принуждения, действовать в силу своих личных целей и
индивидуальных возможностей. Равенство. Оно предполагает равную
ценность всех людей и служит условием свободного развития личности и
социального прогресса. Солидарность. Она носит всеобъемлющий и глобальный
характер. Это выражение общности человечества и чувства сострадания к
жертвам несправедливости, моральная и материальная поддержка.
Либерализм в Европе и США.
Либерализм - идейно-политическое движение, объединяющее сторонников
буржуазно – парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за
его экономической и духовной деятельностью со стороны светской и
церковной власти.
Ведущие идеологи классического либерализма: Д. Локк (1632 – 1704
гг.), А. Смитт (1723 -1790 гг.), Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант
(1724-1804 гг.), А. де Токвиль (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826
гг.)
Основные компоненты. Абсолютная ценность человеческой личности и
изначальное (от рождения) равенство всех людей. Признание определенных
неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность).
Теория и практика правового государства.
Главные условия процветания государства:
- господство частной собственности;
- невмешательство государства в экономику;
- простор для личной инициативы.
Идея гражданского общества, как общества экономического основанного на
частной собственности и рынке, и независимого от государства и
политических институтов. Концепция социального прогресса. Идея
“естественного неравенства людей”. Неравенство - естественный
биологический, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством
способностей, талантов, трудолюбия.
Власть как политическое явление. Легитимность власти.
Власть – 1) Способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-
либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность
людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли,
принуждения;
2) политическое господство над людьми;
3) система государственных органов;
4) лица, органы, облеченные соответствующими государственными,
административными полномочиями.
Сущностные черты политической власти.
суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.
авторитетность власти, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех
сферах жизнедеятельности общества;
волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической
программы, цели и готовности её выполнять;
принудительный характер власти (убеждение, подчинение, приказание,
господство, насилие);
всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех
сферах общественных отношений и политических процессах.
Легитимность власти – соответствие власти законно установленным нормам, а
также основополагающим целям государств и общепринятым принципам и
ценностям.
Власть и общественные интересы. Формы и средства выражения в политике.

Типы легитимности власти:

Легальный - власть узаконена нормами права, основана на признанных
обществом конституционных принципах государства.
Идеологическая легитимность - власть признается обоснованной в силу
внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических
ценностей, которые ею провозглашены.
Традиционная легитимность - власть признается легитимной, поскольку она
действует по правилам, закрепленным в традициях, и соответствует
традиционным ценностям масс.
Структурная легитимность - правомочность власти вытекает из убеждения в
законности и ценности установленных структур норм, регулирующих
политические отношения.
Харизматическая легитимность - признание власти основывается на вере масс в
особые способности политического лидера, вождя.
Механизм осуществления власти включает следующие моменты:
Господство, т.е. подчинение одних социальных групп другим, что закрепляется
в государственных нормативно-правовых актах.
Руководство, т.е. определение и законодательное закрепление стратегии
развития общества, политической системы, выбор средств осуществления
основных задач и целей.
Управление и организация, т.е. принятие конкретных управленческих решений,
согласование, упорядочивание деятельности различных социальных групп,
личностей, действий политических и неполитических организаций и учреждений.
Контроль как обратная связь, с помощью которой власть следит за тем, какие
результаты имеют те или иные управленческие решения.
Ресурсы власти: эк-ие, соц-ие, культ-инф-ые, силовые, демограф-ие.
Политические системы общества: понятия, структуры, функции.
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность
политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций,
направленных на осуществление политической власти, управления, руководства,
регулирования общественно-политических процессов.
Структура политической системы.
1. Институциональная подсистема.
2. Идеологическая.
3. Нормативная.
4. Коммуникативная.
5. Культурная.
Функции политической системы.
Определение целей, задач общества, выработка программ его
жизнедеятельности.
Мобилизация ресурсов общества на достижение поставленных целей.
Интеграция всех элементов общества вокруг общих социально-политических
целей и ценностей.
Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности общества, его
политического строя.
Формирование политического сознания, приобщение членов общества к
политическому участию и деятельности.
Типология современных политических режимов.
Либеральная демократия. Связана с возрастанием роли парламентских выборов
как источника получения власти. Принципы:
1. В обществе идёт постоянная легальная борьба за власть.
2. Источник власти – выборы.
3. Власть у тех, у кого большинство а парламенте.
4. Сущ-ие оппозиции.
5. Разделение властей.
6. Права и свободы человека.
7. Разные формы партийных коалиций внутри этой системы.
Авторитарный режим.
1. Носитель власти – человек или группа. Доминирующим фактором является
государство.
2. Правящая партия – широкое общественное движение, структурно аморфна,
межклассова, организует массовую поддержку полит руководства.
3. Сама партия создаётся руководством гос-ва с целью расширения социальной
базы управления и играет второстепенную роль в управлении. Полит элита –
не обяз элита партии, она формируется рук-лями аппарата упр-ия.
4. Допускается сущ-ие других партий. Они ограниченно свободны.
Тоталитарный режим.
1. 1 правящая партия.
2. Партия всем заправляет, руководит.
3. Сращение партии и гос-ва.
4. Партия и гос-во организуются на иерархических вождистских принципах.
Политические партии в обществе, их классификация и функции.
Политические партии - организации, выражающие политические интересы, цели
и идеалы социальных групп, состоящие из их наиболее активных представителей
и руководящие ими в процессе завоевания и использования государственной
власти в обществе.
Ф-ии:
1. Представительство интересов соц-х групп и слоёв общества.
2. Борьба за обладание государственной властью, политическое
руководство, упрочение своего положения.
3. Идеологическая – производство идей и полит социализ личности.
4. Разработка и осуществление политического курса.
5. Организаторская – подбор кадров.
6. Обеспечение связи масс с государством.
7. Интеграционная – сглаживание конфликтов, стабилизация.
Классификации.
По соц-й стр-ре.
1. П одного из основных классов общества.
2. П одного из неосн-х классов.
3. Партия реликтовых слоёв и классов (монархисты).
4. П соц-х групп с динамикой классовой принадлежности.
5.П отдельных соц-х групп и слоёв.
6.П по полу и возрасту.
7.П надклассовых соц-х образований.
8.Нац-религ П.
9.П с неопределенным классовым обликом.
По идеологии.
1. Революционные.
2. Реформистские.
3. Консервативные.
4. Реакционные.
Пол организ-м стр-рам.
1. Централизованные.
2. Децентрализованные.
3. Кадровые (10% электората).
5. Партии с точным и формально определённым членством.
6. Партии со свободным членством.
По критерию руководства.
1. Коллективное.
2. Коллективное с сильным руководителем.
3. Вождистский тип.
4. Харизматическое руководство.
5. Консенсусное руководство.
Типология партийных систем. Развитие многопартийности в России: история и
современность.
Однопартийные, двухпартийные, многопартийные, модифицированные
двухпартийные (ни одна не может создать перевес в парламенте),
двухблоковые, система доминирования (1 партия долго определяет
политику),коалиция кооперирования.
Государство как институт политической системы общества, его основные черты
и формы.
Государство - основной институт политической системы, организующий,
направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения
индивидов, общественных групп, классов.
Черты:
- территория
- население
- публичная власть
- суверенитет
- монополия на легальное применение силы
- исключительное право на издание законов
- всеобщность
- право на взимание налогов и сборов с населения
Формы.
По политическому режиму: тоталитарное, авторитарное, демократическое.
По административно-территориальному устройству: унитарное, федерация,
конфедерация.
По форме правления: Монархия: - абсолютная; - конституционная, Республика:
- президентская, - парламентская; - смешанная.
Проблем генезиса и сущность государства: многообразие подходов и точек
зрения.
Государство является наиболее значимым институтом политической системы.
Значимость его определяется максимальной концентрацией в его руках
ресурсов, позволяющих ему влиять на социальные изменения. Государство на
протяжении веков трактовалось всегда неоднозначно. Обычно все трактовки
выходили из двух: оно служит интересам общества и личности или выступает
средством подавления имущими классами неимущих.
Первая теория, по-видимому, исходит из мнения Аристотеля, который считал
государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага:
"Человек, нашедший свое завершение в государстве, совершеннейшее из
творений. Наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее
место в мире".
Вторую теорию поддерживает английский мыслитель Т.Гоббс, который сравнивал
государство с чудовищем: "Из пасти его выходят пламенники, выскакивают
огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или
котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его
обитает сила, и перед ним бежит ужас…"
С XVI века формируется другая интерпретация государства: теперь оно
определяется через понятия "суверенитет" и "абсолютная власть". (Ж.Бодэн
"Шесть книг о государстве"). Теперь государство олицетворяет правитель и он
руководит общностью людей. Т.е. данная концепция косвенно поддерживает
теорию Гоббса.
В последствии государство рассматривалось как нормы, отношения, роли,
процедуры, институты и т.д. Т.е. не какую-то личность, а общество в целом.
Так марксисты признавали наличие государства только в классово разделенном
обществе и рассматривали государство как машину для подавления одного
класса другим. Этот раскол в обществе (на классы) произошел в результате
разделения труда и появления частной собственности.
Правовое государство и гражданское общество: понятия, их соотношения,
проблемы становления в РФ.
Правовое государство - государство, в котором функционирует режим
конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая
правовая система, обеспечивается реализация прав и свобод личности.
Принципы:
1. Верховенство права и закона.
2. Обеспечение гарантий прав и свобод граждан, высокий уровень защищенности
личности.
3. Взаимная ответственность гражданина и государства.
4. Разделение властей.
5. Равенство всех перед законом и судом.
6. Самостоятельность, независимость суда, подчиненного только закону.

Гражданское общество.

Содержание - сфера реализации повседневных интересов индивидов.
Средства реализации - убеждение, правовые и моральные нормы, традиции,
обычаи и т.д.

Основа - свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические
организации.
Сущность, основные черты и типы демократии. Развитие демократии в России.
Демократия (греч. demos - народ, kratos - власть) - народовластие,
форма правления государства, характеризующаяся признанием народа
источником власти, равноправием граждан, выборностью основных органов
государственной власти, соблюдением прав и свобод человека.
Принципы:
1. Признание в качестве источника власти народа или его определенной
части.
2. Выборность представительных органов власти.
3. Постоянное влияние общества на государственную власть.
4. Равноправие граждан в смысле участия в политической жизни.
5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
6. Подчинение меньшинства большинству при принятии решений и признание
ценности мнений, интересов меньшинства.
7. Политический плюрализм.
Традиционно - либеральная. Главная идея - приоритет личности, индивида
над обществом, над государством.
Теория плюралистической демократии. Исходит из возможности более полной
представленности в системе политической власти и управления интересов
различных социальных групп и мнений политических сил.
Концепция элитарной демократии. Утверждает, что народ представляет в
системе политической власти господствующую элиту. Демократия состоит в
открытости формирования элит и подконтрольности их деятельности по
осуществлению власти и управления.
Теория партиципальной демократии. Исходит из необходимости участия
большинства народа не только в избирательных кампаниях, референдумах, но
и в других видах политического процесса, включая формирование правящих
групп и выдвижение политических лидеров.
Социалистическая (марксистско-ленинская концепция демократии).
Представляет альтернативу традиционно-либеральной и др. концепциям
конкурентной демократии. Базируется на признании социально и
политически единого народа, как основы его власти.
Современная система международных отношений.
МО – совокупность политических, экономических, дипломатических, военных,
культурных, научно-технических связей и отношений между народами,
государствами, их объединениями. Важнейший элемент – противоречия великих
держав по поводу передела мира и ослабления соперников. Старая ялтинско-
потсдамская система. Биполярный мир. Сейчас формируется новая система,
монополярный мир.
Понятие национального интереса. Приоритеты внутренней и внешней политики
РФ.
Национальные интересы – основа внешней политики государства. Они могут быть
поняты правильно и неправильно. Их можно интерпретировать как адекватность
внешней политики государства объективным потребностям общества. Внешняя
политика государства не всегда соответствует национальным интересам. Они
обусловлены и геополитическим положением государства, его авторитетом,
ролью и местом в мировой политике.
Приоритеты РФ. Защита конституционного строя, суверенитета, территориальной
целостности. Установление политической, экономической, социальной
стабильности. Развитие международного сотрудничества. Формирование
многополярного мира. Интеграция РФ в мировую экономику, международные
финансовые организации. Научно-технический прогресс.
Проблемы политической социализации личности.
ПСЛ – процесс активного воспроизводства личностью политического опыта,
определённой системы норм, ценностей и установок политической деятельности
и полит отношений.
Ф-ии – обеспечение достаточно эффективного в рамках данной социальной
системы политического взаимодействия с различными политическими
организациями, сохранение динамического равновесия политической системы и
самого общества.
У нас утрата старых ценностей, поиск новых. Дезидентификация личности.
Политическое поведение личности.
1. Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное
участие в политической жизни:
а) лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры,
профессиональные политики, для которых политика стала не только профессией,
источником существования, но и главным смыслом жизни);
б) лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях
или организациях. Это так называемая политическая деятельность “по
совместительству”.
2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы,
референдумы, выдача наказов и т.п.).
3. Личность, проявляющая интерес к

Новинки рефератов ::

Реферат: Аквинский (Философия)


Реферат: Автоматизированные системы управления (Компьютеры)


Реферат: Быт и культура народов Древнего Египта (История)


Реферат: История Англии в период Республики и Протектората Оливера Кромвеля (История)


Реферат: Влияние рекламы на ценообразование (Менеджмент)


Реферат: Расчетно-графическая работа (Радиоэлектроника)


Реферат: Соборы и колокольни (Искусство и культура)


Реферат: Воображение (Психология)


Реферат: Наследование по завещанию (Право)


Реферат: Глобальные проблемы человечества (География)


Реферат: Инновации в сельском хозяйстве (Инвестиции)


Реферат: MS SQL server6.5 (Программирование)


Реферат: Режимы и способы хранения зерновых масс (Сельское хозяйство)


Реферат: Страхування (контрольна) (Страхование)


Реферат: Перевозка грузов Ж.Д. транспортом (Транспорт)


Реферат: Крымская война 1853-1856 г. (История)


Реферат: Клод Моне (Искусство и культура)


Реферат: Риски в Антикризисном Управлении (Управление)


Реферат: Внешнеэкономические сделки (Международное частное право)


Реферат: Влияние физической тренировки на опорно-двигательный аппарат (Спорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист