GeoSELECT.ru



История / Реферат: Из истории народного образования города Москвы (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Из истории народного образования города Москвы (История)



МОСКОВСКОЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ № 10

предмет: История культуры Москвы
Доклад по теме:
«Из истории народного образования города Москвы»
Учащейся группы 11В Чигириновой Светланы


В феодальной Москве письменность и образование были привилегиями
духовенства и знати. В московских и подмосковных монастырях, княжеских и
боярских домах велась переписка и перевод книг, подготовка книжных писцов
из монахов и светских доброхотов. Мальчиков обучали книжным хитростям в
монастырских и церковных школах и на основании договора у частных мастеров
грамоты.
Деловые бумаги того времени – завещательные письма, межкняжеские договоры
и др., а также летописи и летописные своды конца 14 нач. 15вв.
свидетельствуют о распространении не только церковной грамотности. В Москве
читали, кроме церковных книг, светские прозаические и поэтические
произведения – «Слово о полку Игореве», «Задонщину», «Слово о Мамаевом
побоище», и др.


С конца 15 в, когда Москва превращается в столицу русского
централизованного гос-ва. Для приказов , новых административных учреждений
требовались образованные дьяки, подъячие, переводчики, писцы. Грамотность и
образование все глубже проникает в среду дворянства и состоятельных слоев
купеческого и ремесленного населения. Большое влияние на развитие культуры
и просвещения оказало возникновение в сер. 16 века книгопечатания в Москве
.
Москва с древнейших времен являлась центром русского книжного дела.
Старейшая известная московская рукописная книга – Сийское евангелие 1339г.
В 14 –16вв. в Москве работали рукописные мастерские, тесно связанные со
школами рус. живописцев Феофана Грека, Андрея Рублева и др. В сер. 16в.
около 1553г. в Москве в Китай-городе основан печатный двор – первая
московская государственная типография. Первые книги изданные здесь не имели
выходных данных, поэтому типографию называют еще и « анонимная типография».
1 марта 1564г. И.Федоров и Петр Мстиславец в гос. Моск. Типографии Печатный
двор выпускают первую точно датированную и имеющую выходные данные
печатную книгу «Апостол» - образец высокого типографского искусства. До
конца 17в. здесь было напечатано свыше 500 книг, среди которых были
светские книги , в том числе – учебники.

В 17в. рукописные учебные пособия ( псалтыри, часословы, азбуковники) все
более вытесняются печатными. Для печатных букварей , в которых кроме азбуки
давались первоначальные сведения по грамматике, арифметике, тексты для
чтения, образцом служила первая славяно-русская азбука И.Федорова,
напечатанная им во Львове в 1574г. В 17в. популярны были такие учебники,
как Букварь Бурцова-Протопопова, «Букварь языка славенска…» Симеона
Полоцкого, Букварь Поликарпова для школ со славянской, греческой и
латинской азбукой, «Грамматика» Смотрицкого –по ней учился Ломоносов и др.
Правила поведения детей в школе, в церкви, за столом, во время игр, при
встрече со взрослыми и т.д. нашло свое отражение в рукописном пособии
Славинецкого «Гражданство обычаев детских».

С 16 в. наблюдается рост числа школ грамоты при монастырях, церквах и
частных школ. Открываются школы повышенного образования – грамматические,
греко-латинские и др. В них изучаются славянская грамматика, литература,
риторика, греческий и латинский языки и др. В 1648г. боярин Ртищев
открывает школу «словесных наук» (греко-латинскую) при Андреевском
монастыре, в 1653г. под руководством Епифания Славинецкого начинает работу
школа при Чудовом Монастыре, в 1665г. – «школа для грамматического учения»
Симеона Полоцкого при Спасском мон. за иконописным рядом (Заиконоспасская),
в 1668г.греко-латинская в Китай-городе при церкви Иоанна Богослова, в
1680г. – правительственная при печатном дворе и др.
В 1687г. в Москве на основе школы при Богоявленском монастыре открывается
первое высшее общеобразовательное учебное заведение – Эллино-греческая
академия, образование в которой имело преимущественно гуманитарный
характер.Она располагалась в Заиконоспасском монастыре. Ее руководителями и
преподавателями до 1694г. были братья Иоаникий и Софроний Лихуды, затем –
Головин и Поликарпов. В 17 в. в академии преподавались греческий
(основной), латинский и старославянский языки, богословие, «семь свободных
искусств» - грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия,
астрономия и музыка. Позднее прибавились – нем. и франц. Языки, медицина,
физика, философия, ведущее место занял латинский язык. В академии учились
дети знати, приказных людей и духовенства, купечества, посадских людей.
Для обучения наукам и иностранным языкам детей царской фамилии, придворных
и знатных дворян приглашались на дом видные ученые и преподаватели.
Многие образованные москвичи того времени хорошо владели литературным
слогом, иностранными языками, риторикой. Хозяйственная необходимость и
требования повседневной жизни вызвало появление «Домостроя» 16в. – свод
правил поведения горожанина, в ряде букварей того времени приводятся
образцы деловых бумаг – челобитные, заемные, частные письма, а также
светские притчи, изречения, поговорки. Книги продаются на торжище, где с
16в. имеется особый книжный ряд.


Мощный рывок в развитии школы и просвещения происходит в 18в. и во многом
связан с именем Петра I. Расширяется практика посылки молодежи, гл. обр. из
дворянских семей, для усовершенствования в науках за границу, но в тоже
время основное внимание уделяется созданию своих высших и средних уч.
заведений.

После переноса столицы в Петербург Москва сохранила значение крупного
политического, экономического и культурного центра. Эллино-греческая
академия в 1701г. реформирована в Славяно-греко-латинскую академию, в ней
усилена подготовка образованных лиц для церковной и государственной
деятельности. Главное внимание в академии уделялось изучению латыни –
международного языка науки и дипломатии.

В нач. 18в. в Москве открывается ряд новых специальных учебных заведений –
Школа математических и навигацких наук, готовившая специалистов для военно-
морского флота, судостроителей, геодезистов и др. Пушкарская
(артиллерийская) школа, Госпитальная школа, Инженерная школа. Для изучения
латинских и новых зап.-европейских языков – Разноязычная школа.

Для детей дворян в 30-е годы 18в. была открыта Юнкерская школа.
Создавались частные дворянские пансионы для мальчиков и девочек. Для других
социальных групп некрепостного населения также открывались новые учебные
заведения.

Главным событием века в области просвещения стало создание в 1755г.
Московского Университета, в который по инициативе Ломоносова принимали
кроме дворян и детей разночинцев.


Университет основан по замыслу и плану Ломоносова указом императрицы
Елизаветы Петровны 12 янв. 1755г. и был открыт 26 апр. 1755г. Первоначально
Университет имел факультеты: юридический, медицинский, философский. При
Университете действовала гимназия, Благородный пансион и Учительская
семинария. Первоначально Университет размещался в здании на Красной площади
на месте Исторического музея. В 1786-93 г. на углу Б,Никитской и Моховой
для него построено специальное здание (арх. Казаков), после пожара 1812г.
перестроенное арх. Жилярди.
В 1833-36 г. на противоположной стороне создано на основе строений усальбы
18 в. т.н. новое здание Университета ( арх. Тюрин).

С открытием Университета Славяно-греко-латинская академия потеряла былое
значение центра высшего общего образования и превратилась в высшее духовно-
сословное уч. Заведение (в настоящее время – Московская духовная академия в
Троице-Сергиевой лавре).

В 1764г открывается Воспитательный дом – приют для незаконнорожденных и
детей бедняков. Воспитанники находились там до 18 летнего возраста и
получали начальное реже среднее образование.»Классические классы» для
мальчиков готовили к поступлению на мед.фак. Московского университета,
Повивальный ин-т и «французские классы» для девочек готовили акушерок и
гувернанток. В 1773г. в интересах купечества при Воспитательном доме
открывается Коммерческое уч-ще, классы театрального танцевания, положившие
начало созданию Хореографического уч-ща.
В 1786г. для детей купцов, мелких служащих и ремесленников открываются 5-
годичное Главное народное училище и 6 малых нар уч-щ с 2-х годичным сроком
обучения. В 1-ой пол. 19в. на постановку образования все больше влияют
развивающиеся кап. отношения, при некоторых фабриках Открыты 2-х годичные
нач. уч-ща, основано Техническое уч-ще (ныне МВТУ им Баумана), Практическая
коммерческая академия, открыта Земледельческая школа для подготовки
приказчиков и управляющих помещичьими имениями, открыт Кадетский корпус,
для детей промышленников и купцов открыто Мещанское уч-ще – повышенная
начальная школа.

К 1839г. в Москве насчитывалось 25 Частных пансионов, где воспитывались
дети дворян, крупных промышленников и купцов. Для девочек действовали
закрытые привилегированные женские средние учебно-воспитательные заведения
– Институты Благородных девиц. Первоначально они предназначались для
дочерей потомственных дворян, позднее в них стали принимать также девочек
из семей чиновников, купцов, духовенства. Воспитанницы находились в
институте с 8 до 18 лет. Потомственные дворянки обучались бесплатно,
остальные платили 400 руб. в год. Значительное место отводилось изучению
иностранных языков, танцев, музыки. Девочек недворянского происхождения
готовили к роли гувернанток и экономок.


Во 2-ой пол.19 и нач. 20 вв в Москве открываются – Петровская
земледельческая и лесная академия ( сельхоз академия им. Тимирязева),
Коммерческих ин-т ( Финансовая академия им. Плеханова), Институт путей
сообщения (МИИТ) . Педагогические кадры готовятся в московском
университете, Учительском ин-те, Учительской семинарии, Епархиальном
женском уч-ще, в 8-х педагогических классах женских гимназий.
Женщины не имели права обучаться в высших учебных заведения и для
продолжения образования вынуждены были уезжать для учебы за границу. В
1869г. в Москве были открыты Высшие Женские Курсы – высшее женское учебное
заведение. Срок обучения был 3 года. Имелись факультеты : Естественно-
исторический, медицинский, физико-математический с химико-фармацевтическим
отделением.
В 1866 г. на базе музыкальных классов Московского отделения Русского
музыкального общества по инициативе Н.Рубенштейна открыта Московская
Консерватория.

Всего Москве к 1914г. насчитывалось 20 вузов.

Однако правом на образование в высших и средних учебных заведениях (
Университете, гимназиях, реальных и коммерческих уч-х) пользовались дети
обеспеченных слоев населения. В связи с этим неграмотность снижалась
медленно –в 1912г. 30% населения Москвы было неграмотным.


После Октябрьской революции создается новая система народного образования.
Был создан народный комиссариат просвещения РСФСР. Первым наркомом с 1917
по 1929г. был Луначарский.
В 1920 году создан Московский отдел народного образования. Первоочередными
задачами стали задачи ликвидации неграмотности, борьбы с детской
беспризорностью, увеличение числа школ и подготовка к введению всеобщего
обязательного начального образования детей. Создавались школы и кружки
ликбеза, начала работу Московская чрезвычайная комиссия по ликвидации
безграмотности. В 1920г. в Москве обучалось 22 тысячи неграмотных рабочих,
кустарей-ремесленников и домохозяек. Постепенно неграмотность в городе была
ликвидирована.


В настоящее время в системе народного образования выделяют: дошкольное
воспитание, общеобразовательную школу, профессионально-техническое
образование,среднее специальное образование и высшее образование.
Дошкольное воспитание.
До 1917г в Москве работало 12 частных детских садов, среди них – 2
бесплатных для детей рабочих, организованных на благотворительные средства.
Первый советский детский сад был открыт в 1918г, для детей рабочих
миусского трамвайного депо, а затем и при фабриках «Трехгорная
мануфактура», «Большевик», заводе «Динамо».
К 1920г в Москве насчитывалось уже 266 д/с.
В настоящее время в городе существуют как государственные муниципальные,
так и частные детские сады.
Общеобразовательная школа.
Несмотря на тяжелые последствия гражданской войны, в 20-х годах расширилась
сеть общеобразовательных школ. К 1930 году в Москве было осуществлено
всеобщее обязательное начальное обучение детей и начало вводится всеобщее
обязательное семилетнее образование. В связи с нехваткой школьных зданий
занятия проходили в три смены, но уже к 40-му году в Москве было построено
дополнительно 379 школ и это дало возможность ликвидировать трехсменность
занятий. Во время войны в зданиях многих школ размещались госпитали для
раненых, а большинство школьников было эвакуировано в глубь страны. После
43 года началось возвращение школ из эвакуации и возобновление занятий.
К 1959 году было в основном осуществлено обязательное 8-ми летнее обучение.
В настоящее время, кроме средних общеобразовательных государственных школ,
существуют также лицеи, многопрофильные гимназии и частные школы.

Профессионально-техническое образование.
В 20-40 годах основным типом профессионально-технической школы была школа
фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), в которой наряду с профессиональной
подготовкой давалась и общеобразовательная. В 40-м году были созданы
Государственные трудовые резервы СССР, которые объединяли в себе 80
ремесленных училищ и 45 школ фабрично-заводского обучения, которые с 59
года были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ).


Среднее специальное образование.
С 20 года на базе семилетней школы был создан новый тип средней
профессиональной школы – техникумы, где стали готовить специалистов средней
квалификации для всех отраслей народного хозяйства, здравоохранения,
культуры и просвещения, а с 37 года техникумы непроизводственных профилей
стали называться училищами. Это медицинские, педагогические, музыкальные,
военные, художественные училища и в том числе Московское фармацевтическое
уч-ще.

Высшее образование.
После революции появилась возможность получить высшее образование широким
слоям населения. Для подготовки к обучению в Вузах создавались рабочие
факультеты (Рабфаки). Первые рабфаки начали действовать в 1919 году в
Москве при институте народного хозяйства и Московском Государственном
Университете.
В первые послереволюционные годы были созданы 2-й МГУ, Ветеринарный
институт, Горная академия, Инженерно-строительный институт, Текстильный
институт, Химико-технологический и др. В 1923гю при ряде вузов открывается
аспирантура.



В довоенные годы в Москве создаются новые институты и академии, в которых
готовился руководящий состав для различных отраслей народного хозяйства.
В Московских Вузах студенты обучались на дневных, вечерних и заочных
отделениях. Во время войны большинство Московских Вузов работало в
эвакуации, продолжая подготовку специалистов.
В 60-70 годы в столице открываются Вузы по новым направлениям науки и
техники: Электронной Техники, Электронного машиностроения, Электроники и
Автоматики и др. В настоящее время наряду с государственными высшими
учебными заведениями в Москве существует большое число высших учебных
заведений других форм собственности, в т.ч. и коммерческие.
Москва в наши дни продолжает оставаться крупнейшим в стране центром
высшего образования.







Реферат на тему: Из истории района Митино

Рельеф территории Митино сложился в результате деятельности реки
Москвы.

Долина реки имеет очень древнее происхождение . Она
пролегла на месте глубокой впадины , существовавшей более миллиона
лет и заполнившейся двухкилометровой толщей осадочных пород. Русло
древней «пра – Москвы» не раз меняло свои очертания. Тем не менее,
даже оледенения, приносившие моренные насосы, не смогли
изменить его общего направления.

Последнее оледенение - Валдайское – не дошло до наших мест.
Но после того как началось очередное потепление , потоки воды от
таянья льдов, размывая осадочные породы , сформировали широкую
долину реки. В дальнейшем русло не раз углублялось до нового
уровня , в результате чего в речной долине сформировалось три
террасы.
Первая –Серебряноборская - имеет высоту 8-10 метров над
уровнем реки Москвы;
Вторая – Мневниковская - от 12-18 до 20-22 метров, и
Третья – Ходынская - от 30 до 35 метров. Ходынская терраса
тянется широкой полосой то по одной, то по другой стороне реки. В ряде
мест, приближаясь к руслу Москвы-реки, она круто обрывается в местах
размыва (такие обрывы видны у села Спас, у Щукина и Хорошева). К северу она
постепенно переходит в равнину ледникового происхождения, которая
повышается в северо-западном направлении, достигая наибольшей высоты в
пределах современной Москвы (200 м над уровнем моря, или 80 м над уровнем
Москвы-реки) в окрестностях деревни Машкино, где проходит водораздел между
бассейнами рек Москвы и Клязьмы.

Именно здесь, по среднему течению реки Сходни, проходит северо-
западная граница округа. Сходня – небольшая река, протяженностью всего 38
км. Пробившись сквозь толщу наносных пород, она промыла глубокую живописную
долину с крутыми берегами, разрезаемыми многочисленными оврагами и мелкими
речками. К югу эта долина расширяется в районе Рождествена и Братцева, но
всего лишь в одном километре от Москвы течение Сходни упирается в высокую
гряду, и она поворачивает в восточном направлении , образуя причудливую
излучину.

Западнее Сходни, между селениями Митино и Пенягино,
находится пологая, слабо выраженная и частично заболоченная долина речки
Барышихи. Скорее , это крохотный ручеек, который тем не менее сумел пробить
дорогу к Москве- реке.

От особенностей почвенного покрова в значительной степени
зависит характер растительности. На террасах еще сейчас растут сосновые
леса. На водораздельной равнине раньше основной лесообразующей породой была
ель. Сейчас ее место заняли лиственные породы : дуб, липа, осина, береза,
серая ольха. Надежды на естественное возобновление еловых лесов нет –
ближайшие ели , дающие семена, находятся на расстоянии нескольких
километров. Если же крылатое еловое семечко и залетит сюда и прорастет, то
всходу ели будет очень трудно выжить и « пробиться » среди других растений.

Климат постоянно менялся – менялась и растительность.
Поблизости от территории Северо-Западного округа у деревни Мякинино
находится глубокий карьер, из которого в течении долгого времени брали
песок. Этот карьер стал местом изучения ландшафтов далеких эпох, поскольку
вскрытые отложения содержат пыльцу и другие остатки растений,
произраставших здесь в далекие времена.

Название реки - Барышиха произошло от слово « барыш ».
Раньше река Барышиха была достаточно большой и имела важное значение для
развития местных сел и деревень. В далекие времена , 9-11 веках по реке шли
многочисленные торговые пути. Торговые пути шли от небольших сел и
деревень по реке Барышиха к Москве – реке, где товары перегружались с
маленьких лодочек и баркасов местных жителей на большие торговые лодки и
отправлялись дальше в крупные торговые города.
Сегодня в современном районе города Москвы – Митине
сохранились давние названия этих мест. Так по названию реки Барышиха
поименована улица Барышиха, которая почти повторяет русло древней реки.
Ангелов переулок получил имя по названию небольшой
деревни, которая располагалась на этом месте раньше. В некоторых местах в
Митине еще можно увидеть остатки от фруктовых садов, которые росли здесь
раньше.
Новый 8-ой микрорайон Митина получил название по
располагавшейся здесь ранее деревни Пенягино и это произошло почти на наших
глазах и при участии наших современников.
Митино – молодой район , ему только 10 лет.





Новинки рефератов ::

Реферат: Патрология (Религия)


Реферат: Теория государства и права (Государство и право)


Реферат: Экзаменационные билеты по информатике (Программирование)


Реферат: Использование графики в MS Word (Программирование)


Реферат: Проблема искусственного интеллекта (Кибернетика)


Реферат: Кант. Свобода с точки зрения философии Канта (Философия)


Реферат: Курсовая по микропроцессорам (Цифровые устройства)


Реферат: Передача информации из компьютерного рентгеновского томографа TOMOSCAN SR7000 (Компьютеры)


Реферат: Понятие государства и права (Государство и право)


Реферат: Экзаменационные билеты и ответы за 11 класс по Физике (Физика)


Реферат: Внеземные цивилизации (Астрономия)


Реферат: Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе (Педагогика)


Реферат: Биография С.А. Токарева (советского этнографа) (История)


Реферат: Габдулла Тукай (Литература)


Реферат: Культурно-историческое значение принятия православия на Руси (История)


Реферат: Действия населения при стихийных бедствиях и опасных природных явлениях: факторы опасности, оповещения, действие населения: (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Жуков - полководец (Исторические личности)


Реферат: Имена собственные в оригинале и переводе (Иностранные языки)


Реферат: Травматизм при занятиях физическими упражнениями (Спорт)


Реферат: Воспитание трудовых навыков в уголке природы (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист