GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Пенсионная система России (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Пенсионная система России (Социология)



План

Введение.

1. Пенсия, выплачиваемая по старости.

2. Пенсия по инвалидности.

3. Пенсия по случаю потери кормильца.

4. Пенсия за выслугу лет.

5. Реформа пенсионной системы

Заключение.
Введение.

Пенсионное обеспечение, является одним из видов социального
страхования. Задачами социального страхования является гарантия
материального и социального благополучия каждого человека независимо от его
индивидуальных возможностей участвовать в общественном производстве.
Пенсионное обеспечение населения является частью системы социального
страхования, задачами которой будет
Законодательным основанием к пенсионному обеспечению на территории
Российской Федерации является федеральный закон «О Государственных пенсиях
в Российской Федерации». В соответствии с этим законом все пенсии,
назначаемые на территории Российской Федерации, подразделяются на трудовые
и социальные.
В соответствии со статьей 113 Закона, социальная пенсия
устанавливается: инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, а
также инвалидам III группы; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; детям в
возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; гражданам,
достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Иначе говоря,
пенсии данного вида назначают лицам, не имеющим право на получение трудовой
пенсии. Основанием для получения трудовой пенсии является наличие трудового
стажа или занятие иной, общественно полезной деятельностью, которая будет
зачтена в общий трудовой стаж.

Трудовые пенсии назначают по следующим основаниям:
1. По старости.
2. По инвалидности.
3. По случаю потери кормильца.
4. За выслугу лет.

В случае если гражданин имеет право на различные государственные
пенсии, то назначается и выплачивается одна из них, по выбору гражданина.
Существуют льготные категории граждан имеющих право претендовать на
получение двух пенсий. В соответствии со статьей 5 настоящего закона таким
правом обладают:
a) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы (#M12293 0
9039265 1265885411 25197 864076216 3181218657 2754864837 4204943999
864076216 2323509361статья 41 Закона#S), участникам Великой Отечественной
войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья
и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила
вследствие их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия
по старости (или за выслугу лет) и пенсия по инвалидности;
b) вдовам военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, не
вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по старости (или
пенсии по инвалидности, за выслугу лет, социальная) и пенсия по случаю
потери кормильца - за погибшего мужа.
1. Пенсия, выплачиваемая по старости.


Так для получения пенсии по старости (статья 10), основанием для ее
начисления является достижение определенного возраста. Для мужчин этот
возраст составляет 60 лет, для женщин 55 лет. Кроме того, вторым важным
моментом при установлении пенсии по старости будет наличие необходимого
общего трудового стажа, который соответственно должен составлять не менее
25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Существуют и иные положения
определенные статьями 11 и 12 предоставляющие льготы при получении пенсии.
Эти льготы, завися или от вредных условий труда или иных причин. В
соответствии со статьей 11 настоящего закона льготы определяющие право на
пенсию предоставляют следующим категориям граждан:
a) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми лет, а
также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до этого возраста, - по
достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет;
b) инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в
отношении пенсионного обеспечения (#M12293 0 9039265 1265885411 25197
864076216 3181218657 2754864837 4204943999 864076216 2323509361статья 41
Закона#S): мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50
лет и при общем трудовом стаже, указанном в #M12293 1 9039265 1265885411
24254 791792389 1338072967 640720957 4224782998 2822 282211886статье 10
Закона#S;
c) инвалидам I группы по зрению: мужчинам - по достижении 50 лет и при
общем трудовом стаже не менее 15 лет и женщинам - по достижении 40 лет и
при общем трудовом стаже не менее 10 лет;
d) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и
диспропорциональным карликам: мужчинам - по достижении 45 лет и при общем
трудовом стаже не менее 20 лет, женщинам - по достижении 40 лет и при
общем трудовом стаже не менее 15 лет.
Как можно видеть все эти условия происходят из невозможности продолжать
трудовую деятельность по причине тяжелой болезни или связаны с
определенными заслугами перед государством и обществом, но в то же время
эти граждане имеют определенный трудовой стаж не ниже установленного данным
законом.

Статья 12 настоящего закона определяет круг лиц имеющих право на
досрочный выход на пенсию в связи с условиями работы. Как правило, это
работа связана с определенным вредом, наносимым здоровью гражданина или
общими тяжелыми условиями.
a) мужчинам - по достижении 50 лет и женщинам - по достижении 45 лет, если
они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на
подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих
цехах и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет. Гражданам, имеющим
не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными
условиями труда и в горячих цехах, пенсия назначается с уменьшением
возраста, предусмотренного #M12293 0 9039265 1265885411 24254 791792389
1338072967 640720957 4224782998 2822 282211886статьей 10 Закона#S, на
один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам;
b) мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если
они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не
менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в
#M12293 1 9039265 1265885411 24254 791792389 1338072967 640720957
4224782998 2822 282211886статье 10 Закона#S. Гражданам, имеющим на менее
половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия назначается
с уменьшением возраста, предусмотренного #M12293 2 9039265 1265885411
24254 791792389 1338072967 640720957 4224782998 2822 282211886статьей 10
Закона#S, на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы
мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам;
c) женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали в качестве
трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного
хозяйства, а также машинистами строительных, дорожных и погрузочно-
разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный
в #M12293 4 9039265 1265885411 24254 791792389 1338072967 640720957
4224782998 2822 282211886статье 10 Закона#S;
d) женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились не менее 20 лет в
текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и
тяжестью;
e) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если
они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в
качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий,
непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих
безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по
списку профессий и должностей), а также водителей грузовых автомобилей
непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках,
разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы и имеют
общий трудовой стаж, указанный в #M12293 5 9039265 1265885411 24254
791792389 1338072967 640720957 4224782998 2822 282211886статье 10
Закона#S;
f) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если
они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в
экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно
на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических,
геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и
изыскательских работах и имеют общий трудовой стаж, указанный в #M12293 0
9039265 1265885411 24254 791792389 1338072967 640720957 4224782998 2822
282211886статье 10 Закона#S. При этом период работы непосредственно в
полевых условиях от полугода до года учитывается за год работы, менее
полугода - по фактической ее продолжительности, а на сезонных работах - в
соответствии со #M12293 1 9039265 1265885411 26770 1952635193 3359731557
1229978450 1213220047 4294967294 1351449073статьей 94 настоящего
Закона#S;
g) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если
они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в
качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на
лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и
оборудования (по списку профессий, должностей и производств), и имеют
общий трудовой стаж, указанный в #M12293 0 9039265 1265885411 24254
791792389 1338072967 640720957 4224782998 2822 282211886статье 10
Закона#S;
h) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если
они трудились соответственно не менее 20 и 15 лет в качестве
механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-
разгрузочных работах в портах и имеют общий трудовой стаж, указанный в
#M12293 2 9039265 1265885411 24254 791792389 1338072967 640720957
4224782998 2822 282211886статье 10 Закона#S;
i) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если
они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в
плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной
промышленности (кроме судов портовых, постоянно работающих на акватории
порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного и
внутригородского сообщения) и имеют общий трудовой стаж, указанный в
#M12293 4 9039265 1265885411 24254 791792389 1338072967 640720957
4224782998 2822 282211886статье 10 Закона#S;
j) мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если
они трудились в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на
регулярных городских пассажирских маршрутах не менее соответственно 20 и
15 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в #M12293 6 9039265
1265885411 24254 791792389 1338072967 640720957 4224782998 2822
282211886статье 10 Закона;#S
k) мужчинам и женщинам - по достижении 40 лет, если они постоянно трудились
спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах,
профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по перечню
должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской
Федерации) не менее 15 лет и участвовали в ликвидации чрезвычайных;
l) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если
они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих
учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (по
списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской
Федерации), соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют общий трудовой
стаж, указанный в #M12293 0 9039265 1265885411 24254 791792389 1338072967
640720957 4224782998 2822 282211886статье 10 Закона#S.
m) мужчинам и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не
менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы
Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны
Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных
служб Министерства внутренних дел), предусмотренных перечнем оперативных
должностей Государственной противопожарной службы Министерства внутренних
дел Российской Федерации, утвержденным министром внутренних дел
Российской.
В приведенном выше перечне к этим работам относят все, что связано с
горнодобывающей промышленностью, текстильной и прочими отраслями народного
хозяйства. Все эти льготы вводят в тех отраслях, которые, оказывают
определенное вредное влияние на здоровье, как в плане общефизических
последствий, так и в плане психического состояния, если эта работа связана
с повышенным нервным напряжением, как в случае с водителями пассажирского
транспорта. Во всех этих случаях происходит сокращение общего трудового
стажа от пяти до десяти лет, но не более. В то же время существует
определенный перечень профессий, по которым общий трудовой стаж при этом не
снижен от общепринятых норм, но работающий в этой отрасли по достижении
необходимого стажа имеет право выйти на пенсию до наступления «базового»
пенсионного возраста, досрочно.
Так же в пенсионном законе учитывают тот момент, который связан с
возможностью, в период трудовой деятельности, работать на работах с разными
условиями труда. В соответствии со статьей 13 Закона, чем более тяжелой
считается работа, на которой трудился гражданин, тем больше у нее
вероятности стать базовой к которой будут присоединены другие, менее
вредные виды работы.
В отдельный раздел льгот выделены льготы предоставляемые гражданам,
работавшим на Крайнем Севере или в районах приравненных к районам Крайнего
Севера. В связи с тяжестью общих условий существования в данных регионах, в
пенсионном законодательстве вводят определенный перечень льгот
предоставляемых тем, кто проработал в этих районах предусмотренный законом
срок. По статье 14, пенсия в связи с работой на Крайнем Севере
устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении
50 лет. Если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего
Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к
районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не
менее 25 и 20 лет.
Во всех случаях, когда трудового стажа для назначения пенсии не
хватает, по любой причине, в соответствии со статьей 15 Закона о пенсиях ее
назначают пенсию при неполном трудовом стаже, если он не менее пяти лет.
Все трудовые пенсии в соответствии со статьей 20 назначают пожизненно.
2. Пенсия по инвалидности.


Основанием для получения пенсии по инвалидности является наличие самой
инвалидности, что означает стойкое расстройство функции организма,
приводящее к полной или значительной потере профессиональной
трудоспособности или существенным затруднениям в жизни. В зависимости от
этого выделяют три группы инвалидности.
К I группе инвалидности относят граждан, полностью утративших
способность к регулярному профессиональному труду в обычных условиях и
нуждающихся в постоянном постороннем уходе.
К II группе относят тех, кто потерял способность к регулярному,
профессиональному труду частично, но в отличие от инвалидности I группы не
имеют необходимости в постоянном надзоре и уходе.
Если утрата способности к регулярному профессиональному труду произошла
частично, то таких граждан относят к III группе инвалидности.
Отнесение граждан к различным группам инвалидности, при наличии на то
медицинских показаний осуществляют врачебно-трудовые экспертные комиссии
(ВТЭК), действующие на основании соответствующих нормативных катов.
Каждый вид инвалидности устанавливают на определенный срок. По
истечении, которого гражданин проходит переосвидетельствование, по
результатам которого ему или продлевают инвалидность, или снимают ее. Для
первой группы инвалидности такой срок составляет два года, а для второй и
третьей – один год.
В соответствии со статьей 25 настоящего закона срок
переосвидетельствования не устанавливается: мужчинам старше 60 лет и
женщинам старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами,
другим инвалидам - по перечню заболеваний, утверждаемому в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации.
В том случае если инвалидность получена вследствие трудового увечья или
профессионального заболевания, а так же вследствие военной травмы, то
пенсия таким гражданам будет назначена на общих основаниях. Пенсии,
назначаемые по перечисленным выше условиям, не зависят от
продолжительности общего трудового стажа.
Условием признания несчастного случая приведшего к инвалидности
трудовым, является в соответствии со статьей 39 пенсионного Закона:
a) при выполнении трудовых обязанностей (в том числе во время
командировок), а также при совершении каких-либо действий в интересах
организации, хотя бы и без поручения администрации (правления колхоза и
т.д.);
b) в пути на работу или с работы;
c) на территории организации или в ином месте работы в течение рабочего
времени (включая и установленные перерывы), в течение времени,
необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п.
перед началом или по окончании работы;
d) вблизи организации или иного места работы в течение рабочего времени,
включая и установленные перерывы, если нахождение там не противоречило
правилам внутреннего трудового распорядка.
Кроме того, инвалидность гражданина считается наступившей вследствие
трудового увечья, если несчастный случай, вызвавший повреждение здоровья,
произошел также:
e) при прохождении производственного обучения (практики) либо проведении
учебных опытов (экспериментов) во время учебы;
f) при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских
или общественных организаций, деятельность которых не противоречит
Конституции Российской Федерации;
g) при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране
собственности и правопорядка.
Для военнослужащих пенсия по инвалидности вследствие военной травмы,
статья 41 закона, будет установлена в том случае если событие, повлекшее за
собой инвалидность, произошло из-за ранения, контузии, увечья, полученных
при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей
военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, связанного с
пребыванием на фронте.
Кроме военнослужащих право на пенсию по инвалидности по причине военной
травмы или заболевания полученного в период военной службы независимо от
продолжительности общего трудового стажа, в том числе военной учебы будут
иметь право, следующие категории:
a) гражданам из числа рабочих и служащих соответствующих категорий,
инвалидность которых наступила в связи с ранением, контузией, увечьем или
заболеванием, полученным в районе военных действий, на прифронтовых
участках железных дорог, на сооружении оборонительных рубежей, военно-
морских баз и аэродромов, и приравненным по пенсионному обеспечению к
военнослужащим согласно специальным решениям Правительства СССР;
b) гражданам, ставшим инвалидами в связи с ранением, контузией, увечьем или
заболеванием, полученными в период пребывания в истребительных
батальонах, взводах и отрядах защиты народа;
c) гражданам, призванным на учебные и поверочные сборы и ставшим инвалидами
вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении
служебных обязанностей в период прохождения этих сборов.
В том случае если инвалидность наступила по иным причинам, в период
прохождения военной службы, то в этом случае пенсия будет установлена на
основании статьи 42 Закона как за заболевание полученное в период военной
службы. От того, по какой статье в этом случае будет установлена пенсия,
зависит размер пенсионных выплат. Так пенсии по военной травме для
инвалидов I и II группы будет установлена в максимальном размере, а для III
группы в половине указанного размера.
В том случае если инвалидность наступила не по причине трудовой травмы
или профессионального заболевания или иной причине перечисленной раньше
(статьи Закона 39, 40, 41, 42), то такой случай будет отнесен к
инвалидности по общему заболеванию. Как известно, от того, как назначена
пенсия, в случае инвалидности, будет зависеть размер пенсионных выплат.
Минимальный размер пенсионных выплат по инвалидности I и II групп
устанавливаю на уровне минимального размера пенсии по старости, при этом,
по инвалидности III группы размер пенсии будет составлять 2/3 минимального
размера этой пенсии. Для инвалидов I и II групп, если их пенсионный стаж
превышает тот, который требуется для назначения пенсии по старости, за
каждый год превышения этого стажа пенсия увеличивается на один процент, но
не более чем на двадцать процентов.
Срок, на который будет установлена пенсия по инвалидности, в
соответствии со статьей 45, будет определена сроком, на который установлена
инвалидность. В том случае если будет произведен пересмотр группы
инвалидности, то будет произведен и пересмотр размера пенсии. Выплата
пенсии в новом размере, в этом случае, начнется со дня пересмотра группы
инвалидности.
Если гражданин, получающий пенсию по инвалидности, пропустил
установленный ему срок переосвидетельствования, то выплата пенсии ему будет
приостановлена. Возобновление выплат, в этом случае, будет произведено
после переосвидетельствования, если инвалидность будет подтверждена. В
случае изменения группы инвалидности будет изменена сумма выплат в
соответствии с новой группой. При отмене инвалидности выплата пенсии
прекращается.


3. Пенсия по случаю потери кормильца.


Пенсия по случаю потери кормильца, как видно из ее названия, будет
назначена в том случае смерти лица являющегося основным доходополучателем
семьи. Пенсию устанавливают на весь период, в течение, которого члены семьи
умершего считаются нетрудоспособными. При изменении числа членов семьи,
обеспечиваемых пенсией, пенсия пересматривается по числу членов семьи,
имеющих право на ее получение.
Пенсию назначают на общих основаниях, если смерть кормильца наступила
вследствие трудового увечья, профессионального либо общего заболевания. На
общих основаниях пенсию назначают семьям военнослужащих, если смерть
наступила вследствие травмы, либо заболевания полученного в период службы.
Пенсия, выплачиваемая в этом случае, на общих основаниях, не зависит от
продолжительности трудового стажа потерянного кормильца. В том случае если
пенсия назначается в связи со смертью вследствие общего заболевания, то
тогда необходимо, что бы умерший имел достаточный трудовой стаж. При
отсутствии стажа будет назначена пенсия при неполном общем трудовом стаже.
Кроме того, оставшиеся члены семьи не имеют собственного дохода и
являющиеся нетрудоспособными, находящимися на иждивении. По статьей 53
иждивенцами считают лиц находящихся на полном содержании или получавших от
умершего помощь, которая для них была постоянным и основным источником
средств к существованию. В том случае если члены семьи умершего были
пенсионеры, то они могут перейти на пенсию по случаю потери кормильца,
причем дети, считаются иждивенцами априорно. Причем они сохраняют это
право, на пенсию, даже при последующем усыновлении. В соответствии со
статьей 50 Закона о пенсиях, нетрудоспособными будут признаны следующие
категории граждан:
a) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого
возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, при этом
братья, сестры и внуки - при условии, если они не имеют трудоспособных
родителей;
b) отец, мать, супруг (жена, муж), если они достигли 60 или 55 лет
(соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
c) один из родителей или супруг, либо дед, бабушка, брат или сестра,
независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за
детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими
14 лет, и не работает;
d) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их
содержать.
Кроме того, родители и супруг умершего, которые не состояли на его
иждивении, имеют право на пенсию, если впоследствии они утратили источник
средств к существованию.
Нужно отметить, что право на пенсию по потере кормильца будут иметь
также лица старше 18 лет, при условии того, что они обучаются в учебных
заведениях на очной форме обучения и это право будет действовать на них до
23 лет. По истечении этого срока они будут лишены права на пенсию по потере
кормильца.
Кроме отца и матери, достигших возраста 60 или 55 лет, таким же правом
на пенсию будут пользоваться отчим и мачеха, но статья 52 закона
накладывает на это ограничение следующего порядка, они должны были
содержать умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Если это
требование не соблюдается, то и отчим, и мачеха будут лишены права на
пенсию по потере кормильца. Но в то же время и пасынок, и падчерица имеют
право на пенсию, по потере кормильца, наравне с родными детьми, временных
ограничений в этом случае не существует.
Членов семьи безвестно отсутствующих граждан приравнивают к семьям
умерших, а для семей лиц без вести, пропавших в период военных действий – к
семьям погибших вследствие военной травмы.
Минимальный размер пенсии, в том числе при не полном трудовом стаже, не
может быть ниже социальной пенсии. Максимальный размер ее будет установлена
на уровне минимального размера пенсии по старости на каждого
нетрудоспособного члена семьи, за исключением пенсии на детей, потерявших
обоих родителей, и умершей одинокой матери.
При не полном трудовом стаже потерянного кормильца, пенсию, получаемую
его иждивенцами, рассчитывают пропорционально имеющемуся стажу, исходя из
полной пенсии устанавливаемой за стаж мужчинам 25 лет и женщинам 20 лет.
В случае назначения пенсии иждивенцам умерших пенсионеров, то пенсию
назначают на общих основаниях независимо от продолжительности общего
трудового стажа кормильца. Если это семья инвалида ставшего им вследствие
военной травмы, то пенсию назначают, не зависимо от общего трудового стажа
в максимальном размере. К семьям умерших пенсионеров относят те семьи,
кормилец которых умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет
после прекращения выплаты пенсии.
По статье 70 существуют следующие надбавки, которые доплачивают к сумме
пенсии:
1. на уход за пенсионером;
2. детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II групп, потерявших обоих
родителей, а так же детям умершей одинокой матери – в размере социальной
пенсии.
При изменении числа лиц имеющих право на пенсию производят
соответствующий перерасчет и выплату, по новому расчету, будут производить
с первого числа следующего за расчетным месяцем. Таким же образом
производят прекращение или сокращение выплат при изменении числа лиц
имеющих право на пенсию по потере кормильца. Кроме того, по требованию
любого из членов семьи, получающих пенсию по потере кормильца, его доля
пенсии может быть выделена из общей суммы, и ее будут выплачивать ему
отдельно.
В том случае если человек имеющий право на пенсию по потере кормильца
является пенсионером и, причем работающим пенсионером то и в этом случае
ему пенсию будут выплачивать в полном размере.
4. Пенсия за выслугу лет.


Существует определенный перечень профессий и видов трудовой
деятельности, при которых существует возможность выхода на пенсию не по
достижению определенного возраста, а достаточно наличия установленного
трудового стажа, не зависимо от возраста пенсионера. К данному перечню
работников имеющих право на пенсию по выслуге лет будут отнесены:
1. Работающие целый день на подземных и открытых горных работах по добыче
угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и
рудников. Стаж на указанных работах не менее 25 лет, а для горнорабочих
очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистам
горных выемочных машин – не менее 20 лет.
2. Работники морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы
и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле, а также отдельных
видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
Мужчинам – не менее 25 лет, женщинам – не менее 20 лет.
3. Спасателям в профессиональных аварийно-спасательных службах,
профессиональных аварийно-спасательных формированиях может быть
установлено независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет.
4. Работа в летном и летно-испытательном составе. Мужчинам – не менее 25
лет, женщинам – не менее 20 лет. При оставлении летной работы по
состоянию здоровья: мужчинам – не менее 20 лет, женщинам – не менее 15
лет.
5. Работа, связанная с управлением воздушным движением, по достижению 55
лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет и
6 месяцев по непосредственному управлению полетами воздушных судов. Для
женщин – по достижении 50 лет, трудовом стаже не менее 20 лет и работы по
управлению не менее 10 лет.
6. Работа, связанная с инженерно-техническим обслуживанием воздушных судов.
Мужчинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в
гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 29 лет по
непосредственному обслуживанию воздушных судов. Женщинам – по
достижении50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации
не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию
воздушных судов.
7. Занятие педагогической деятельностью в школах и других детских
учреждениях при выслуге не менее 24 лет.
8. Деятельность, связанная с лечебной и иной работой по охране здоровья
населения в сельской местности и поселках городского типа не менее 25 лет
и не менее 30 лет в городах.
9. Творческая работа в театрах и других театрально-зрелищных организациях и
коллективах устанавливают при выслуге 15, 20, 25 и 30 лет в зависимости
от ее характера.
Конкретизацию этого перечня производит правительство, путем выпуска
списков работ, профессий и должностей которым пенсию будут назначать с
учетом выслуги лет. В соответствии с Законом о пенсиях, правительство
должно в некоторых случаях разрабатывать и правила исчисления и назначения
пенсии отдельным категориям работающих.
Для всех этих категорий, размер пенсии устанавливают от 55 до 75
процентов их заработка. Пенсию в размере 55 процентов устанавливают, в
случае если трудовой стаж равен требуемому стажу для выхода на пенсию, но
не превышает его. В случае если стаж будет больше требуемого, за каждый год
добавляют определенное количество процентов, но общая сумма не может быть
выше 75 процентов. Существуют определенные виды деятельности, при которых
идут различные виды льгот. К таким профессиям будет отнесена работа в
шахтах или открытых горных работах. В частности, данной категории выплату
пенсии производят даже работающим, по прежнему виду деятельности,
пенсионерам, всем остальным пенсию выплачивают только в случае оставления
занятия, за которое эта пенсия была установлена.
Минимальный размер пенсии по выслуге лет установлен на уровне
минимального размера пенсии по старости. Пенсия по выслуге лет повышается
на один процент, за каждый целый год специального трудового стажа сверх
требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.
Максимальный размер пенсии, определяется на уровне общего максимального
размера пенсии по старости, #M12293 0 9039265 1265885411 24262 28562479
1755728926 282211864 28562479 1755728926 282211864 #Sа для летного состава
гражданской авиации - на уровне размера трех с половиной минимальных
размеров пенсии.
Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год
специального трудового стажа (выслуги), сверх требуемого для назначения
пенсии, но не более чем на 20 процентов.
5. Реформа пенсионной системы

Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в РФ
представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем.
Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что
оно затрагивает жизненно важные интересы большого количества людей.
Глубокий кризис, который переживает государственная пенсионная система
РФ сегодня в значительной мере был спровоцирован резким скачком цен в 1992
году, не сопровождавшимся принятием действенных мер по поддержанию
покупательной способности пенсии. Также причина этого кризиса кроется и в
самой системе пенсионного обеспечения, в законодательстве, которым она
закрепляется.
Между началом уплаты взноса и выходом на пенсию проходит очень много
времени. Это приводит к тому, что неэффективные и ошибочные решения
оказываются очевидными только по прошествии длительного периода. Поэтому
проблемы, которые приходится решать сегодня во многом порождены
несовершенством подходов прошлых лет. Сюда относят в частности:
1. несовершенство взаимоотношений пенсионного и федерального бюджетов;
2. индексация пенсий, не учитывающая наличие финансовых источников;
3. нерациональная структура пенсионных прав, в которых значительную
долю занимают льготы для множества профессий.
Недостатки финансовой базы пенсионного обеспечения в немалой степени
объясняются отсутствием какой-либо заинтересованности граждан в
перечислении страховых взносов в пенсионный фонд из-за их обезличивания и
из-за того, что общая сумма поступавших страховых взносов не влияла на
размер получаемой пенсии. На финансовую устойчивость пенсионной системы
сказывается низкое соотношение численности между лицами трудоспособного
возраста и пенсионерами.
Число пенсионеров растёт, численность работающих в народном хозяйстве
снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов
на пенсионное обеспечение. В настоящий момент в РФ на одного пенсионера
приходится только 1,7 работающих. По данным демографического прогноза,
наиболее трудный период ожидается в 2007-2008 годах.[1]
Учитывая это, можно сказать, что в последующий период кризис
пенсионной системы, основанной на распределительном принципе, вновь начнёт
обостряться и дальнейшем неизбежно приведёт к неплатежеспособности
Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Действующая пенсионная система сложилась, когда экономические
отношения базировались исключительно на государственной собственности и
государство жестко регулировало все сферы жизни общества и народного
хозяйства. С помощью пенсионного обеспечения решались многие несвойственные
для неё задачи. В частности, в целях привлечения работников на работы,
связанные с неблагоприятными условиями труда, в районы Крайнего Севера
создано законодательство, которое предусматривает снижение установленного
пенсионного возраста. Значительные преимущества установлены для назначения
пенсии за выслугу лет.
Наличие многочисленных льгот по возрасту ставит трудящихся в неравные
условия, приводит к ситуации, когда независимо от продолжительности срока,
в течение которого уплачивались взносы и их величины, получают пенсию
большего размера в течении более длительного периода.
Основными проблемами пенсионного обеспечения на данном этапе является
длительные задержки выплат пенсий, низкий уровень как абсолютных, так и
относительных размеров пенсий.
Минимальный размер пенсии значительно ниже прожиточного минимума
нетрудоспособного населения, несмотря на то, что в нашей стране установлен
высокий тариф страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд (29% оплаты
труда).
При существующей системе пенсионного обеспечения заработная плата и
прошлый трудовой вклад пенсионера не играют сколько-нибудь заметную роль
при исчислении размера пенсии. Идет процесс постоянного уменьшения
дифференциации размеров пенсий.
Все эти причины обусловили необходимость реформы существующей системы
пенсионного обеспечения РФ. Концепцией пенсионной реформы предлагается
переход от распределительной системы к накопительной системе финансирования
пенсий. Накопительная система предполагает три уровня пенсионного
обеспечения граждан.
Пенсионная реформа предлагает введение
индивидуального(персонифицированного) учета в системе государственного
пенсионного страхования. С 1 января 1997 года на всей территории РФ уже
вступил в силу Федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе государственного пенсионного страхования”.
Суть персонифицированного учета в том, что для каждого работающего
открывается индивидуальный лицевой счет, в котором накапливаются все
данные, необходимые для назначения ему в будущем пенсии по возрасту.
Система учета строится таким образом, что где бы человек не работал в
разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о
его стаже и заработке будут попадать в один и тот же индивидуальный лицевой
счет. Обеспечиваются достоверность данных, их сохранность и
конфиденциальность. При наступлении страхового случая, определенного
пенсионным законодательством, на основе сведений персонифицированного
учета, хранящихся в индивидуальном лицевом счете, данному застрахованному
лицу назначается пенсия.
Концепцией пенсионной реформы предполагается введение трех уровней
пенсий:
4. социальные (базовые) пенсии;
5. трудовые (страховые) пенсии;
6. негосударственные (дополнительные) пенсии.
Намечается изменение в соотношения в размерах взносов, уплачиваемых
гражданами и организациями в пенсионный фонд, поэтапно установить для них
одинаковую норму страховых взносов в процентах к заработку работника.
При том, чтобы работник не страдал от такого решения, заработную плату
предлагается увеличить на ту часть страховых взносов, которую он будет
выплачивать вместо работодателя. Сумма страховых взносов не должна
увеличиться. Предполагается, что работник, зная, что размер пенсии зависит
от продолжительности уплаты страховых взносов, вынужден будет включиться в
механизм контроля за их своевременной уплатой. Это позволит избежать или по
крайней мере сократить количество случаев неуплаты взносов в Пенсионный
Фонд.
Важным нововведением должно стать паритетное, трехстороннее
управление средствами, предназначенными для выплаты пенсий, с участием
государства, работодателей, профсоюзов.
15 марта 1997 года было принято постановление Правительства РФ “О
мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей
государственного пенсионного страхования”.
В мае 1997 года в Закон РФ “О государственных пенсиях в РФ” внесены
изменения, предусматривающие установление трудового стажа и определение
среднемесячного заработка при назначении пенсий и их пересчете на основе
данных индивидуальных лицевых счетов.
Принят Федеральный Закон “О порядке исчисления и увеличения гос.
пенсий”, предусматривающий расчет размера пенсии на основе вычисления
индивидуального коэффициента для каждого пенсионера.
Но, несмотря на все принимаемые меры, финансовый кризис в системе
пенсионного обеспечения продолжает усугубляться.
Заключение.


Как можно видеть существуют четыре основных вида назначения трудовой
пенсии, в зависимости от условий труда и других важных моментов, влияющих
на размер пенсионного обеспечения или времени выхода на пенсию. Все это,
хотя и не в полной мере позволяет Пенсионному Законодательству
соответствовать тем изменениям, которые происходят в экономике России.
Литература:

1. Кодекс законов о труде РФ
2. Закон РФ “ О государственных пенсиях в РФ”
3. Комментарий к Кодексу законов о труде РФ
4. Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 года
5. “О программе пенсионной реформы в РФ”. Российская газета №16,98г.
6. К.Д. Крылов “Право на будущие”. Российская газета №16, 98г.
7. А.П. Колесник “Преобразование пенсионной системы и персонифицированный
учет”. Российская газета №14, 97г.
8. А. Бажанова “ Основные направления развития пенсионной системы РФ”.
9. Экономико-правовой бюллетень №1, 98г.
10. В. Черемных “Вопросы индивидуального (персонифицированного) учета в
РФ. Экономико-правовой бюллетень №1, 98г.
11. А. Назаров “Комментарий к некоторым статьям Закона РФ о
12. государственных пенсиях в РФ”. ж-л Хозяйство и право №2,3,4, 98г.
-----------------------
[1] Экономико-правовой бюллетень, № 1, 98 год





Реферат на тему: Пенсионная система России: современное состояние, правовые проблемы, дальнейшее развитие

СОДЕРЖАНИЕ:


Введение

Глава І. Современное состояние пенсионной системы России
1.1. Общая характеристика пенсионной системы России
1.2. Результаты и проблемы пенсионной реформы
Глава ІІ. Тенденции развития пенсионной системы в России
2.1.Направления совершенствования пенсионного законодательства
2.2.Перспективы реформирования пенсионного законодательства
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
С января 2002 года началась реформа системы социального обеспечения.
Многочисленные дискуссии учёных, представителей законодательной и
исполнительной ветвей власти завершены. Национальный совет при Президенте
России по пенсионной реформе во главе с премьер-министром Михаилом
Касьяновым одобрил основные её положения, а парламент принял
соответствующие законы.
Касающаяся одной из наименее социально защищённых групп –
престарелых граждан, тем или иным образом влияющая на жизнь каждого члена
общества, пенсионная реформа должна проводиться государством с особой
тщательностью, ибо цена неудачи очень высока. «От эффективности системы
пенсионного обеспечения зависит моральное состояние всего общества» - это
слова Президента Владимира Владимировича Путина.
При всей важности морального аспекта стоит отметить, что и
экономическое состояние общества зависит от эффективности функционирования
системы пенсионного обеспечения. Вопросы пенсионной реформы затрагивают
финансы предприятий и организаций, доходы населения, бюджетную сферу,
инвестиционные процессы. В настоящее время реформирование пенсионной
системы может и должно стать неотъемлемым звеном реформы всей экономики и
финансов России.
Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает
пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает
другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и
самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений
между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.
ГЛАВА І. Современное состояние пенсионной системы России
1.1. Общая характеристика пенсионной системы России

Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн.[1]. Большинство из
них (примерно 95%) получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для всех из
них является основным, а зачастую и единственным источником средств к
существованию. Всё это предопределяет повышенную значимость пенсионной
системы.
С 1990 г. законодательство о пенсионном обеспечении в России полностью
обновилось. Эта часть социального законодательства претерпела кардинальные
изменения, как по существу, так и по форме.
Новая пенсионная система состоит из двух подсистем: страховой и
бюджетной. Они подразделяются в зависимости от тех источников, за счёт
которых выплачиваются пенсии. Первая из них финансируется за счёт
обособленного страхового пенсионного фонда, в орбите её действия находятся
главным образом наёмные работники и некоторые другие категории занятого
населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием, и их семьи.
Вторая финансируется за счёт бюджета страны, ею охватываются в основном
отдельные категории государственных служащих (кадровые военные и некоторые
другие), их семьи, а также те граждане, которые по каким-либо причинам не
заработали пенсию своим трудом, службой. Бюджетная пенсионная система
слагается, таким образом, как бы из двух неравнозначных частей: одна часть
– «возвышается» над всеми, она для тех, кто служит власти, другая часть
подсистемы, наоборот, для тех, кто вообще не трудился.
Иногда эти две подсистемы переплетаются – к страховой пенсии
производится бюджетная доплата.
Обновление пенсионного законодательства началось в конце 1990 г.,
когда в России, находившейся в то время ещё в лоне СССР, был принят Закон
«О государственных пенсиях в РСФСР». Этим законом вводилась подлинная
система пенсионного обеспечения на основе обязательного пенсионного
страхования наёмных работников.
Что побудило тогда Россию приступить к формированию своей пенсионной
системы, с собственной независимой финансовой базой, обособленной от
государственного бюджета, - с российским пенсионном страховым фондом?
Причин было несколько. Отмечу две главные, не потерявшие до сих пор
значения, а, наоборот, ставшие ещё более актуальными.
Первая причина состояла в объективной потребности пересмотреть
укоренившуюся в обществе идеологию самой природы обязательного пенсионного
страхования трудящихся, возродить и, главное, реализовать на практике
истинную его сущность. При этом учитывалось, что уже в то время постепенно,
хотя и медленно, складывалась многоукладная система экономических
отношений, менялось представление властных структур о целях общественного
производства и распределении богатства, создаваемого трудом народа, в
частности наметилась тенденция к паритетному смягчению военного
противостояния двух мировых политических систем и использованию
высвобождаемых ресурсов, в прошлом пожираемых гонкой вооружений, в
интересах населения страны.
В недалёком прошлом в течение десятилетий нашим соотечественникам
навязывался постулат в том, что государственное социальное страхование (а
пенсионное – часть его) осуществляется якобы за счёт государства.
Внедрённая в сознание людей, эта идея использовалась при формировании
управленческих решенй и получила даже законодательное выражение. Определяя
в централизованном порядке крайне низкую оплату труда практически для всех
работников, изымая львиную долю того, что создавалось их трудом,
государство вместе с тем декларировало полное освобождение трудящихся от
уплаты страховых взносов из их заработка, выдавая это за одно из величайших
завоеваний. Средства социального страхования практически слились с
налоговыми платежами и аккумулировались в государственном бюджете вместе с
иными бюджетными доходами. Расходы на выплату пенсий ввиду низких страховых
взносов финансировались в основном за счёт государственной дотации. Всё это
приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, создавало иллюзию,
что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создаёт
богатства общества.
Первая основополагающая идея российского пенсионного Закона
1990г.[2]состояла в том, чтобы в стране укоренилась подлинная система
обязательного пенсионного страхования. Суть такой системы, представляющей
одно из выдающихся изобретений человечества в эпоху появления наёмных
работников и развития общества, проста, она практически воплощена во всех
развитых странах и вполне приемлема в период становления и развтия
многоукладных экономических отношений на основе различых форм
собственности. Её принципиальное содержание определяется следующими
основными критериями, хотя конкретное их проявление в разных странах может
несколько различаться.
1. Экономический критерий обязательного пенсионного страхования,
определяющий его сущность, коренится в производственных
отношениях, реальной стоимости рабочей силы. Вполне очевидно,
что стоимость рабочей силы не может определяться и в развитых
странах давно уже не определяется ценой «живого» труда
непосредственно в процессе производства. Она включает в себя и
другие оплачиваемые периоды, прежде всего пенсионный период
жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им
пенсия.
2. Социальный критерий обязательного пенсионного страхования,
определяющий его сущность, заключается в солидарности всех
застрахованных и работодателей, работающих в различных
регионах, в разных отраслях и организациях и, главное, в
солидарности поколений, трудоспособных и нетрудоспособных
людей.
3. Реализуются эти сущностные критерии через систему
соответствующих страховых платежей, которые в обязательном
порядке уплачиваются работодателями (независимо от формы
собственности) и наёмными работниками, независимо от их
желания. Другими словами, эта система принудительная.
Принуждение осуществляется государством, в связи с чем в
отдельных странах, в том числе и в России, подобная система
называется государственной.
Обычно страховые взносы уплачиваются примерно в равных долях
(в процентах к заработку) или в несколько большем объёме
работодателем. Однако надо иметь в виду, что, в конечном
счете, страхование осуществляется за счёт самих работников,
поскольку доходы работодателя образуются в основном в
результате труда застрахованных. В связи с этим распределение
платежей между работниками и работодателями не имеет
существенного значения.
4. Страховые взносы аккумулируются в централизованном фонде,
который обычно именуется фондом обязательного пенсионного
страхования (в России – это Пенсионный фонд РФ). Его средства
не должны сливаться с государственным бюджетом, они
предназначены только на пенсионное обеспечение застрахованных,
их семей и ни при каких обстоятельствах не могут изыматься на
иные цели. Управление таким фондом осуществляется
застрахованными и работодателями (их представителями) под
контролем государства.
5. Все условия и нормы уплаты страховых пенсионных взносов, а
также нормы пенсионного обеспечения (уровень пенсий в
процентах к заработку, требуемый для получения пенсии стаж,
порядок подсчёта стажа и заработка, минимальные и предельные
размеры пенсии и т. д.) определяются законом.
6. Уровень страхового пенсионного обеспечения, в конечном счете,
определяется, во-первых, тем, сколько лет трудился человек,
или, иначе говоря, сколько лет им и его работодателями
уплачивались в эти годы страховые взносы. Эти два показателя
определяют в основном уровень пенсионного обеспечения
конкретного наёмного работника и дифференциацию в размерах
пенсий застрахованных, их семей.[3]
Уровень пенсионного обеспечения – один из существенных
показателей, характеризующих пенсионную систему и её
состояние в каждый период времени. Необходимо различать относительный и
абсолютный уровень пенсионного обеспечения, которые неразрывно связаны
между собой.
Относительный уровень – это отношение пенсии пенсионера к его
среднемесячному заработку, из которого она исчислена. Иногда этот
показатель именуют коэффициентом замещения. Обычно он рассчитывается по
стране в целом и по отдельным регионам. Для этого средняя пенсия делится на
средний заработок, из которого она исчислена (соответственно в стране или в
регионе). Относительный показатель характеризует уровень жизни (достаток,
потребление) пенсионеров – бывших наёмных работников, живущих на пенсию, по
сравнению с уровнем жизни наёмных работников, продолжающих трудиться и
живущих на заработок. Чем выше соотношение, тем меньше разрыв в уровне
жизни указанных двух групп граждан, составляющих в развитых странах
большинство населения.
Как это ни парадоксально на первый взгляд, но в странах, где высокая
реальная оплата труда, относительный уровень пенсионного обеспечения обычно
сравнительно невысок и, наоборот, в тех странах, где низкая оплата труда,
он повыше. Объясняется это просто: при уровне пенсионного обеспечения в
первых странах, допустим, в 40-45%, человек, живущий на пенсию, вполне
может за счёт такой пенсии удовлетворять свои обычные потребности (в пище,
одежде, оплате соответствующих услуг и т. д.), поскольку работающий член
общества затрачивает на эти цели не более той же части своего заработка.
Что касается других стран, то в них на удовлетворение обычных потребностей
человека расходуется значительно большая часть заработка, следовательно,
относительный уровень пенсионного обеспечения должен быть существенно выше.
В противном случае пенсионер оказывается за чертой бедности или на её
грани.
Абсолютный уровень пенсионного обеспечения – это потребительская
стоимость пенсии – от минимальной до максимальной. Другими словами, данный
показатель определяет, в каком объёме пенсионер может приобретать
необходимые ему потребительские товары, и, в частности, услуги, достаточны
ли они для того, чтобы обеспечить ему достойный уровень и качество жизни.
В российском пенсионном Законе 1990 г. Отражены все перечисленные выше
критерии – принципы, на которых должна основываться обязательная страховая
пенсионная система. На их основе, кстати, во всех развитых странах успешно
функционируют и развиваются общенациональные страховые системы. Эти
критерии являются не изобретением разработчиков закона и законодателей, его
принявших, а практической реализацией общепризнанных в мире идей
обязательного пенсионного страхования.
Вторая причина, побудившая Россию приступить к формированию новой
пенсионной системы, состояла в необходимости повысить реальный уровень
доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию. При
этом учитывалось, что за последние годы в СССР существенно снизился как
относительный, так и абсолютный уровень пенсионного обеспечения, особенно
тех граждан, пенсия которых превышала минимальный размер. Это произошло в
связи с ростом номинальной оплаты труда и консервацией в то же время
максимального размера пенсии (он не повышался более 30 лет). В результате
пенсия стала составлять значительно меньшую часть заработка, чем прежде[4].
Кроме того, в прошлом пенсии вообще не индексировались ни с учётом роста
цен на потребительские товары, ни с учетом роста заработка. Материальный
достаток пенсионеров в силу этого хотя и медленно, но неуклонно снижался.
Закон 1990 г. затронул и бюджетную систему пенсионного обеспечения.
Он, во-первых, существенно повысил уровень пенсионного обеспечения
военнослужащих из числа солдат, сержантов и старшин и приравненных к ним
категорий граждан, упорядочил их пенсионное обеспечение. Ранее зачастую
пенсии граждан, инвалидность которых наступила вследствие военной травмы,
оказывались по своему уровню ниже пенсий по инвалидности вследствие общего
заболевания и пенсий по старости. Закон устранил эту явную социальную
несправедливость. То же касалось и пенсии по случаю потери кормильца,
умершего вследствие военной травмы. С введением в действие с 1 февраля 1993
г. Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу
в органах внутренних дел, и их семей»[5] завершилось создание достаточно
развитой и «возвышенной» системы пенсионного обеспечения всех категорий
военнослужащих и приравненных к ним других категорий граждан и их семей.
«Возвышенная», т. е. прежде всего более высокая по своему уровню
система пенсионного обеспечения для указанных категорий граждан, условия
службы которых специфичны и опасны, и их семей, типична для большинства
стран. Особые пенсии для таких граждан были и в СССР.
Общие тенденции развития двух российских пенсионных подсистем в
последние годы (начиная с 1993 г.) очевидны: они характеризуются, с одной
стороны, резким, постоянно нарастающим снижением относительного и
абсолютного уровня пенсионного обеспечения практически всех, без какого-
либо исключения, пенсионеров, получающих пенсию в соответствии с Законом
1990 г., а с другой – введением значительно более высоких пенсий для
сотрудников властных, силовых структур как на федеральном, так и на
региональном уровнях. Эти тенденции явно противоречат тем целям, которые
определены в Законе 1990 г., - формированию единой системы государственных
пенсий в России, обеспечению стабильности достигнутого уровня пенсионного
обеспечения и повышению его, дифференциации условий и норм пенсионного
обеспечения с учётом труда и его результатов.

1.2.Результаты и проблемы пенсионной реформы
В настоящее время происходит переход к трёхуровневой системе
пенсионного обеспечения:
1) базовая часть формируется за счёт 14% от фонда оплаты труда. Эта
сумма поступает в федеральный бюджет, а затем в Пенсионный фонд РФ и
используется для выплаты социальной пенсии и базовой части трудовой пенсии.
В случае недостатка поступлений федеральный бюджет компенсирует
образующийся дефицит;
2) страховая часть пенсии (11-14% от фонда оплаты труда) поступает
сразу в Пенсионный фонд РФ. Она используется для выплаты условно-
накопительной части трудовой пенсии, размер которой зависит от стажа
работы, платежей пенсионера в Пенсионный фонд РФ, средней величины
заработной платы по стране;
3) накопительная часть пенсии (2-6% от фонда оплаты труда) поступает
на специальный индивидуальный счёт работника. Будущий размер выплат зависит
от взносов работника и дохода от инвестирования накопительной части пенсии.
Кроме того, работник (или работодатель) могут добровольно делать
взносы в негосударственные пенсионные фонды, чтобы впоследствии получать от
них пенсию.
Трёхуровневая система позволяет осуществлять переход от
распределительной системы пенсионного обеспечения к системе с преобладанием
страхового принципа. Это способствует повышению устойчивости пенсионной
системы. Помимо этого, за счёт большей дифференциации пенсий вырастет
заинтересованность граждан (особенно со средними и высокими доходами) в
участии в пенсионной системе, а значит и в легализации своих заработных
плат.
На 1 января 2003 года пенсионные накопления в Пенсионном фонде РФ
составили 39,95 млрд. руб. (0,37% от ВВП), причём 1,36 млрд. руб. из них
были получены в виде дохода от временного размещения средств в
государственных ценных бумагах. Таким образом, доходность этих вложений
составила около 8%, что в условиях инфляции более 15% за 2002 год означает
сокращение реального размера пенсионных накоплений.
Современный период пенсионной реформы является одним из основных в
переходе от распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной
накопительно-распределительной системе. В настоящий момент граждане впервые
могут самостоятельно определить, кому они доверят инвестирование
накопительной части своей пенсии. Для реализации этого этапа были
осуществлены следующие мероприятия:
1) практически сформирована нормативная база для трёхуровневой системы
пенсионного обеспечения;
2) создан Общественный совет по инвестированию средств пенсионных
накоплений, который провёл первые заседания;
3) проведены конкурсы по выбору управляющих компаний и
спецдепозитария;
4) заключены договоры между Пенсионным фондом РФ и управляющими
компаниями на управление накопительной частью пенсии;
5) проведена рассылка писем гражданам о размере накопленных за 2002 г.
средств на их индивидуальном счёте и бланков заявлений для выбора
управляющей компании;
6) подписаны соглашения об удостоверении подписей на заявлениях о
выборе частной управляющей компании между несколькими крупными банками и
Пенсионным фондом РФ.
В ходе реализации указанных мероприятий возникли определённые
проблемы, отрицательно влияющие на ход пенсионной реформы:
1) технические проблемы в Пенсионном фонде с рассылкой писем гражданам
привели к срыву сроков проведения пенсионной реформы. В результате задержки
рассылки писем на

Новинки рефератов ::

Реферат: Условия присоединения Украины к России (Политология)


Реферат: Кассационная инстанция в гражданском процессе (Гражданское право и процесс)


Реферат: Политический портрет Сталина (История)


Реферат: Время труда и время отдыха (Право)


Реферат: роман Гончарова Обломов (Литература : русская)


Реферат: Этиловый спирт (Технология)


Реферат: Внешняя политика России во 2 половине 19 века (История)


Реферат: Биологическое и социальное в человеке (Философия)


Реферат: Эстетика сюрреализма (Искусство и культура)


Реферат: Лизинг, факторинг (Менеджмент)


Реферат: Эстетическое и физическое воспитание спортсменов юниоров по спортивным бальным танцам (Физкультура)


Реферат: Сальвадор Дали - "король сюрреализма" (Искусство и культура)


Реферат: Методы психогенетики (Психология)


Реферат: Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов (Психология)


Реферат: Фьючерсный рынок в России (Банковское дело)


Реферат: Деловая французская кореспонденция (La lettre comercial) (Иностранные языки)


Реферат: Анализ трудовых показателей предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Мастера спорта из Агинского округа (Спорт)


Реферат: Эволюция управленческой мысли (Менеджмент)


Реферат: Восприятие рекламы и отношение к ней молодежи (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист