GeoSELECT.ru



История / Реферат: Мировое сообщество и проблемы борьбы с терроризмом (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Мировое сообщество и проблемы борьбы с терроризмом (История)



МИНИСТНРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ “БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
КАФЕДРА ИСТОРИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК

Реферат

по дисциплине: ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ

на тему: МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ
ПРОТИВ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА



Выполнила: студентка ЭФ
группы Ф-7

Тарновская Е.О.
Проверила: Малыхина Л.Ю.



Брест,2002

Содержание



ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО
ТЕРРОРИЗМА 4
2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ И МИРОВОЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С НИМ
8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
Введение
Актуальность выбранной темы продиктована нашей действительностью.
Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по
своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических
и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие.
Я считаю, что наряду с партиями и группами интересов, теперь можно
выделить новых субъектов политики – террористические организации.
Разумеется, террористическую деятельность можно рассматривать как вид
политической борьбы, однако терроризм распространился по всему миру, так
что можно уже говорить о появлении политических организаций нового типа.
Если раньше террористические организации финансировались теми или
иными странами (внутри государства – партиями) и защищали их интересы, то
теперь они часто действуют самостоятельно, ставя под сомнение авторитет
государств во внутренней и внешней политике. Это стало возможным по многим
причинам, среди которых есть три главные: развитие средств массовой
информации, которые информируют общественность о любом теракте; усиление
международной преступности, во многом по своей организационной структуре
схожей с террористическими организациями; развитие науки и техники,
породившее новые мобильные образцы оружия.
Террористические организации действуют как в странах с низкой
политической культурой, так и в странах с давними парламентскими
традициями.
Появление терроризма влечет за собой массовые человеческие жертвы,
разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно
воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и
национальными группами. Террористические акты привели к необходимости
создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп,
организаций, терроризм стал способом решения проблем: политических,
религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного
насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, каждый, кто не имеет
никакого отношения к конфликту.
Масштабность и жестокость проявления современного терроризма,
необходимость непрерывной борьбы с ним прежде всего правовыми методиками,
подтверждает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования является международный терроризм, то есть
террористическая деятельность, выходящая за рамки одного государства;
террористическая группа состоящая из лиц разной национальности и (или)
вероисповедания; объектом борьбы которой являются либо политические и
религиозные взгляды, либо международные организации, соглашения, институты;
террористическая деятельность спонсируемая иностранным (по отношению к
территории деятельности) государством (государствами) или частными лицами,
организациями, не являющимися резидентами территории (страны) деятельности
группы.
1.Понятие, сущность и криминалистическая характеристика международного
терроризма

Террор (от лат. terror - страх, ужас). В словаре русского языка С. И.
Ожегова сказано, что террор - устрашение своих политических противников,
выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.
Общество обычно определяет терроризм на уровне эмоций: в массовом
сознании терроризм воспринимается как ужас, покушение на основы бытия,
происки нелюдей. Показательно, что даже официальные лица после взрывов в
Москве часто называли террористов "существами". Однако существует множество
строгих определений терроризма. С определенными оговорками во всем мире
принимаются формулы, выработанные в США.
ФБР определяет терроризм как "противозаконное применение силы или
насилия против граждан или собственности с целью запугать или принудить к
чему-либо правительство, население или какую-либо часть того и другого,
оправданное ими или общественными целями".
Министерство обороны США определяет терроризм как "предумышленное
применение насилия или угрозы насилия для нагнетания страха, с намерением
принудить к чему-либо или запугать правительства или общества, в качестве
средства достижения политических, религиозных или идеологических целей" .
Статья российского УК практически повторяет американское определение,
несколько изменяя акценты и, что важно в юридических формулировках -
последовательность оценки тяжести акта.
Раннее под террором подразумевалось индивидуально направленное
проявление политического терроризма, выражавшееся в посягательстве на жизнь
государственного или общественного деятеля. В действующем Кодексе
предусмотрена специальная норма о посягательстве на жизнь государственного
или общественного деятеля .
С точки зрения объекта посягательства, терроризм наносит ущерб жизни и
здоровью людей, имуществу, правам и законным интересам, дезорганизует
общественную жизнь. Насилие большей частью сопровождается физическим
воздействием вплоть до причинения телесных повреждений и смерти. Оно может
сопровождаться и психологическим воздействием, и вымогательством разных
благ, что особенно характерно для тех случае, когда террористический акт
сопровождается требованием выкупа.
Терроризм может выражаться также в разрушении или попытке разрушения
каких-либо объектов: самолетов, административных зданий, жилищ, морских
судов, объектов жизнеобеспечения и т.п. Одно из главных средств достижения
целей для террористов - запугивание, создание атмосферы страха,
неуверенности в безопасности жизни своей и своих близких. Уничтожение
имущества террористическими группами, даже не повлекшее человеческих жертв,
также можно квалифицировать как терроризм. Терроризм - преступление,
которое может быть совершено и одним лицом против одного или нескольких
человек или каких-либо объектов (террористический акт). Для терроризма как
международного преступления совершение преступного деяния в одиночку в
настоящее время не характерно. Даже когда преступник действует один,
нередко ответственность за совершение преступления берет на себя какая-
нибудь террористическая организация.
С точки зрения субъективной характеристики терроризм – это
преступление всегда умышленное, совершаемое с прямым умыслом. При этом
умысел террориста отличается от умысла на убийство. Если в случае убийства
имеются две стороны - преступник и жертва, то в акте терроризма есть и
третья - органы власти или общественность, к которым апеллирует
террористическая организация или террорист. Жертва террориста может и не
интересовать, она не цель, а лишь средство. Их действия направлены на
достижение своих целей (политических, корыстных и т.д.) посредством
возбуждения общественного внимания, запугивания населения и представителей
власти, пропаганды своих политических, религиозных или иных воззрений. При
этом проявляется безразличие к жертвам, что ведет к особой жестокости,
массовому характеру невинных жертв, гибели случайных людей.
Мотивы терроризма - это не только насилие, нажива, месть и т.д. Ныне
терроризм в значительной степени превратился в политический феномен и
мотивы совершения терактов тоже стали в значительной степени политическими
или комбинированными. Конечно, среди террористов есть и уголовники, для
которых политические требования лишь ширма, или они являются оружием в
руках политиков, религиозных экстремистских организаций и т.д. В ряде
случаев, чтобы уменьшить ответственность террористов и вывести преступление
из разряда международных, политический терроризм превращают из
политического в обычное уголовное преступление.
Терроризм - это заранее продуманное и подготовленное противозаконное
применение насилия или вероятность такой акции в отношении личности или ее
собственности, с целью вынудить правительство (общество, государство)
принять решение, отвечающее требованиям противоправных сил.
Терроризм относится к числу транснациональных преступлений, что
требует единообразного подхода к его толкованию и, главное, к выработке
единых международно-правовых понятий для осуществления согласованных оценок
и действий по борьбе с ним.
Терроризм как вид международного преступления вызывает самые
разноречивые суждения. Он либо политизировался, либо рассматривался как
обычное уголовное преступление.
В политическом лексиконе нередко встречается такое понятие, как
государственный терроризм. Так были охарактеризованы действия США против
Гренады, Ирака против Кувейта, Израиля против Ливана.
Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда политика может быть
преступной, террористической, но это не основание для формулирования
конкретного состава преступления. Подавление нацменьшинств могут
осуществляться методами, которые в моральном или политическом плане могут
характеризоваться как террористические. В Великобритании с терроризмом
связывают насильственные и иные несанкционированные действия в Северной
Ирландии, в Израиле терроризмом считается деятельность Организации
Освобождения Палестины и т.д.
Действия преступников, физически уничтожающих целые группы людей,
жилища и т.п., могут быть определены как терроризм только в том случае,
если подобные деяния совершают террористические организации или отдельные
лица, а не государства или их официальные органы. Однако это утверждение
можно принять лишь с определенной оговоркой, с учетом приведенного выше
понятия государственный терроризм. В этом плане действия чеченских
боевиков, санкционированные на уровне руководства республики и по
инициативе отдельных полевых командиров, можно квалифицировать как
терроризм.
Морально-психологический аспект терроризма указывает на такие его
особенности, как особая жестокость, высшую степень аморальности,
неразборчивость в средствах, неуправляемость. Терроризм отрицает основное
право человека - на жизнь, отрицает любые ограничения при выборе места,
времени, способов нападения. При этом не принимаются во внимание такие
обстоятельства, как возраст, пол и другие особенности потенциальных жертв.
Объектами нападения могут стать дети, женщины, старики, больницы, школы,
роддома, детские учреждения, жилые дома, важнейшие объекты жизнеобеспечения
населения и т.д. Главное – произвести устрашающий эффект, вызвать
максимальный резонанс, оказать психологическое давление, заявить о себе и
добиться поставленных целей. Примеры Буденновска, Буйнакска, Москвы,
Волгодонска показывают, что современные террористы готовы пойти на самые
варварские действия для достижения своих преступных целей.
Для разработки системы мер борьбы с терроризмом важное значение имеет
также учет факторов, способствующих его распространению. По своему
источнику и характеру действия эти факторы могут быть подразделены на
внешние и внутренние, а также объективные и субъективные.
К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма,
следует отнести:
- рост числа террористических проявлений в ближнем и дальнем зарубежье;
- социально-политическую и экономическую нестабильность в сопредельных
государствах как бывшего СССР, так и Европы и Восточной Азии;
- наличие вооруженных конфликтов в отдельных из них, а также
территориальных претензий друг к другу;
- стратегические установки некоторых иностранных спецслужб и зарубежных
(международных) террористических организаций;
- отсутствие надежного контроля за въездом-выездом из России и
сохраняющуюся "прозрачность" ее границ;
- наличие значительного "черного рынка" оружия в некоторых сопредельных
государствах.
К числу внутренних факторов роста терроризма, относятся:
- наличие в стране большого нелегального "рынка" оружия и относительная
легкость его приобретения;
- образование новой "российской диаспоры" (расселения граждан РФ за
пределами своей страны);
- наличие значительного контингента лиц, прошедших школу войн в
Афганистане, Приднестровье, Сербии, Чечне, Таджикистане и других "горячих
точках", и их недостаточная социальная адаптированность в обществе
переходного периода;
- ослабление или отсутствие ряда административно-контрольных правовых
режимов;
- наличие ряда экстремистских группировок, квазивоенных формирований;
- сплоченность и иерархичность преступной среды;
- утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров;
- обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности у
значительных контингентов граждан;
- настроения отчаяния и рост социальной агрессивности, общественная
фрустрация, падение авторитета власти и закона, веры в способность и
возможность позитивных изменений;
- слабая работа правоохранительных и социальных государственных и
общественных органов по защите прав граждан;
- низкий уровень политической культуры в обществе;
- широкая пропаганда (кино, телевидение, пресса, литература) культа
жестокости и силы.
Следующий критерий терроризма - это его преимущественно силовый характер,
как и методы борьбы с ним. В российском УК наиболее существенным
признаком терроризма являются его цели - нарушение общественной
безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие
неугодных решений органами власти. Мотивы, формирующие эти цели, могут
быть различными: этническими, религиозными, собственно криминальными
(запугать правоохранительные органы, конкурентов по криминальным сферам
влияния и др.) .

Резюмируя точки зрения наиболее серьезных аналитиков, можно выделить
следующие черты терроризма, разграничивающего (хотя достаточно условно)
терроризм с войной, массовой освободительной борьбой, бандитизмом: это
система насильственных действий, не связанных с вооруженной конфронтацией с
правительственными силами, для достижения определенных целей (политических,
этнических, религиозных, территориальных, раздел сфер влияния и др.),
отражающих интересы достаточно узкой группировки, а не всего общества,
через создание определенного социально-психологического климата путем
устрашения населения, дестабилизации обстановки, нарушения общественной
безопасности.
Те виды террористических акций, которые квалифицируются как
криминальный или экономический терроризм, имеют гибридный характер:
террористическую форму и уголовную мотивацию. Впрочем, иногда в основе
террористической мотивации лежит не связь с корыстной или политической
целью, а самоутверждение или самоудовлетворение, когда террористические
акты имеют психопатологическую основу или определяются императивами
групповой солидарности. Это означает, что следует иметь в виду и
возможность психопатологической деформации личности террористов,
убежденность в обладании абсолютной истиной, вытекающий из нее фанатизм и
готовность утверждать ее любыми средствами.


2.Международный терроризм и мировой опыт борьбы с ним.
Этнический, религиозный и политический терроризм страшен именно тем,
что целится не в генералов и полицейских, не в политиков и
священослужителей иной конфессии, а в само общество. Естественной реакцией
обычного человека является перенос ответственности с виновного на всех
представителей некоторой национальности, вероисповедания или политического
течения.
Российское общество сегодня обвиняет чеченцев в терроризме.
Естественно, публично называют конкретные имена - Хаттаб, Басаев, Гелаев.
Однако при этом 95% населения страны считают, что каждый чеченец - Хаттаб
или его агент. Хотя логика подсказывает, что так быть не может, ради
собственной и общественной безопасности граждане готовы поддержать любые
античеченские и антикавказские меры.
Российская законодательная и идеологическая практика (за некоторыми
исключениями) не разделяет терроризм на составляющие - каковы бы ни были
мотивы теракта, он считается преступным. Между тем интернациональные
организации, борющиеся с терроризмом, выделяют несколько видов
террористической деятельности. Соответственно, оценка последствий и
отношение к террористам различаются. Институт борьбы с терроризмом
(Израиль) выделяет три вида терроризма:
Международный терроризм - место совершения терактов не имеет значения;
террористическая группа состоит из лиц разной национальности и (или)
вероисповедания; объектом борьбы являются либо политические и религиозные
взгляды, либо международные организации, соглашения, институты;
террористическая деятельность спонсируется иностранным (по отношению к
территории деятельности) государством (государствами) или частными лицами,
организациями, не являющимися резидентами территории (страны) деятельности
группы.
Внутренний терроризм - место совершения террористических акций -
страна пребывания; террористическая группа состоит, как правило, из граждан
одной страны, национальности, вероисповедания; объектом борьбы являются
внутренние проблемы страны пребывания.
Объектный терроризм - террористические акты совершаются в отношении
определенных объектов жизнедеятельности, которые террористические группы
считают вредными или опасными (анти-атомный терроризм, экологический
терроризм).
Выделяют также такой вид терроризма, как вооруженная борьба за
независимость, принимающая формы терроризма. К ней относится
террористическая деятельность повстанцев против военных и полицейских
объектов колониальной стороны. В случае нанесения ущерба гражданским лицам
или применения силы в отношении "невиновных", такая форма борьбы может
также расцениваться как терроризм.
Строго говоря, до подписания Хасавюртских соглашений все акты
чеченских боевиков против России попадали в разряд "вооруженной борьбы за
независимость, принимающей формы терроризма", а боевики проходили по
категории "повстанцы". Ни акта Басаева в Буденновске, ни рейда Радуева в
Кизляр нет в международных базах данных по терактам. Соответственно,
документированные участники этих преступлений не считаются террористами и
не находятся в мировом списке WANTED.
Четыре взрыва в России привели к гибели 271 человека. Сейчас многим
москвичам кажется, что их дом беззащитен, что каждый кавказец несет бомбу,
что кошмар не закончится...
За тридцать лет террористической войны (1969-1999) в Соединенном
Королевстве погиб 3401 человек. Исследователи выделяют не менее трех "волн"
террора Ирландской Республиканской Армии, каждая из которых состояла из
пяти-семи инцидентов. Можно представить себе психологическое состояние
британского общества в первые годы террора, когда сомнению подверглась едва
ли не главная истина национального самосознания - "Мой дом - моя крепость".
Общественная безопасность Соединенного Королевства, казавшаяся незыблемой,
сумевшая удержать спокойствие и в годы кризисов, и в годы распада
колониальной империи, - в первое время ничего не могла противопоставить
ирландцам. Каждый человек с ирландским акцентом, казался, наверное,
боевиком ИРА... Точно такая же ситуация была и в Испании, где экстремисты
баскской организации ЭТА вели настоящую войну - и против государства, и
против граждан. Однако, кроме психологических последствий для отдельных
людей, террористические "волны" способны спровоцировать и социальные
последствия.
В середине ХХ века стало очевидно, что мировое сообщество не
располагает технологиями "управления конфликтами". Ни природа возникновения
внутриобщественных конфликтов, ни их внутренние механизмы не были изучены
социологами и управленцами. Академическим ответом на этот вызов меняющейся
цивилизации стала конфликтология. Она, впрочем, изучает не только
гражданские войны и революции - в сферу интересов конфликтологов входит и
терроризм. Наиболее авторитетные конфликтологические центры мира находятся
в Белфасте, Мадриде, Брюсселе.
Когда террористическое насилие становится массовым и безадресным,
общество реагирует на него в соответствии с собственной исторической
традицией. Самое страшное, что может случиться - это публичное
использование страха политиками или масс-медиа.
Ошибки в интерпретации, излишняя подробность в описании трагедии,
персонализация жертв и де-персонализация врага - это токсичная взрывчатая
смесь, которая легко может привести общество к систематическим убийствам по
национальному или религиозному признаку.
Антикавказские настроения, и без того вполне ощутимые, после терактов
в Москве стали повсеместными. Уже не только политические экстремисты
призывают к "очищению" России от, - теперь уже - кавказских террористов;
даже те, кто в свое время испытывал определенные симпатии к чеченцам,
требуют акций возмездия и жесткой внутренней политики. Телевидение
демонстрирует кадры насилия боевиков над заложниками; в эфире открыто
обсуждается вопрос о том, кого выселять из Москвы - только чеченцев или
всех "лиц кавказской национальности".
Конфликтологи из ООН рекомендуют в борьбе с массовым терроризмом
руководствоваться следующими принципами:
никакой капитуляции перед террористами, полная решимость победить
терроризм в рамках закона и демократического процесса;
никаких сделок с террористами, никаких уступок, даже перед лицом
серьезнейшей угрозы или шантажа;
должны быть приложены максимальные усилия для того, чтобы дела по
обвинению террористов дошли до суда и был вынесен законный приговор;
должны быть приняты жесткие меры наказания в отношении государств-
спонсоров терроризма, которые предоставляют террористическим движениям
безопасное убежище, взрывчатые вещества, деньги, а также моральную и
дипломатическую поддержку;
государство должно решительно пресекать попытки террористов
блокировать или подорвать международные дипломатические усилия по
разрешению важнейших политических кризисов.Терроризм стал главной угрозой
миру и стабильности и его подавление, таким образом, является общим делом
всего международного сообщества.
Нет более страшной ошибки, чем вовлечение "всех и каждого" в борьбу с
терроризмом. На самом деле, именно этого террористы и добиваются -
практически животной реакции на свои действия. "Мне угрожают - я вооружаюсь
- я вооружен - мое ружье не должно простаивать - ..." Одно насилие
порождает, как болезнетворный вирус, сотни других очагов болезни, угрожая
целостности и, собственно, жизни всего общественного организма.
Важнейшим инструментом антитеррористической политики является
осведомленность, то есть - знание и готовность к действиям в чрезвычайной
ситуации. Уж коли политические ошибки довели общество до террористической
войны, его граждане должны быть подготовлены к выживанию. Они должны быть
уверены, что делается все необходимое для обеспечения безопасности; все
взрослые должны владеть (на минимальном уровне) приемами скорой помощи и
действий в чрезвычайных ситуациях.
Но главное – сдерживать общественные эмоции. Политики и масс-медиа
обязаны сдерживать свои эмоции. Террор - ужасен; жертвы мирного населения -
трагедия; террористы - преступники. Но, во-первых, террор навязан
конкретными людьми, а не той или иной национальностью или конфессией. Во-
вторых, это не война, а особый вид преступности. В-третьих, чем больше
общество будет обсуждать акты террора, тем сильнее оно "заведется".
И, наконец, общая рекомендация всех специалистов по антитеррору и
разрешению конфликтов - государство в своей борьбе с терроризмом должно, по
крайней мере публично, делать все в рамках собственных законов. Если
единственной возможностью подорвать или прекратить терроризм является
очевидно незаконная операция, такая, как убийство лидера террористов на
чужой территории или крупная операция, подразумевающая очевидное нарушение
прав человека - такая деятельность должна осуществляться в обстановке
строжайшей секретности; о причастности государства к таким акциям общество
если и может узнать, то лишь некоторое время спустя, когда успокоятся
естественные эмоции и боль.
Заключение

Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с
терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема является проблемой
международного характера. Это предполагает, что в решении этой задачи
должны быть задействованы не отдельные специально создаваемые для этой цели
антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и
спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение
усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств
массовой информации. Нужна стратегия борьбы с терроризмом.
Изжить терроризм в одночасье вряд ли возможно. Даже в обстановке
относительной политической стабильности исключить эксцессы терроризма
весьма не просто. Объясняется это как живучестью террористической
психологии отдельных социальных слоев, не нашедших своего места в
социальной структуре общества, так и умением террористических лидеров
реагировать и использовать в своих интересах неудовлетворенность простых
людей сложившейся социально-экономической обстановкой.
Изживание терроризма – длительный процесс, предполагающий создание
необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели.
При этом невозможно уничтожить терроризм силовыми, террористическими же
средствами: насилие неизбежно порождает насилие. Важно убедить общество,
все политические силы в том, что спекуляция на объективных трудностях и
противоречиях, силовой вариант их решения – это путь ведущий к катастрофе.
Наиболее важной предпосылкой изживания терроризма является
стабилизация экономического и политического положения в странах, укрепление
демократических принципов в общественно-политической жизни. Необходимо
сформировать нормальное гражданской общество, в котором резко сузится
социальная база терроризма. Другая очень важная предпосылка – выработка и
укоренение демократических традиций, становление и развитие политического и
идеологического плюрализма, утверждение таких правил «политической игры»,
которые характеризуются взаимной терпимостью, отказом от конфронтационности
в отношении между различными социальными и политическими силами, поиском и
нахождением консенсуса. Особенно важно, чтобы в государствах сформировались
стабильные демократические политические системы, механизмы цивилизованного
политического диалога и ротации власти. Необходимо, чтобы стоящие у власти,
исключили настроения оппозиции, способствовали обеспечению прав и законных
интересов меньшинства. Разумеется оппозиционные силы также должны
отказаться от подобных методов в своей политической деятельности. Для
вытеснения терроризма из жизни необходима выработка высокой политической и
правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за
террористические действия.
Необходимо создать благоприятные условия для нормального равномерного
развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтоб
предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государств
заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов
такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему
государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в
процессе самоидентификации граждан.
Одних совещаний и договоров на высшем уровне недостаточно для
искоренения терроризма. Для эффективного противодействия международному
терроризму необходима разработка и реализация комплексной программы,
включающей политический, социальный, экономический, правовой,
идеологический, специальный и другие аспекты. В ней непременно должны быть
учтены интересы населения, проблемы и конфликтогенный потенциал терроризма
во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация всех сил общества,
заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.
Одним из важнейших направлений деятельности глав государств должно
стать совместное взаимодействие по предупреждению, локализации и
прекращению региональных всплесков экстремизма, так как отдельные
конфликты, вызванные террористами, могут стать причиной дестабилизации в
других государствах.
Трагические результаты терроризма, которые характеризуют это явление
нынешней политики, должны послужить важным предостережением всем
политическим силам о том, что попытки решить политико-экономические и иные
проблемы с помощью насилия не способствуют решению поставленных задач, а
наоборот, ведут к усугублению и нарастанию противоречий в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гушер А.И., Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой
эры человечества //
http://www.e-journal.ru/p_euro-st3-3.html
2 Федеральный Закон РФ о борьбе с терроризмом //
http://www.fsb.ru/under/terror.html
3 Авдеев Ю. И., Особенности современного международного терроризма
и некоторые правовые проблемы борьбы с ним // http://www.waaf.ru/3x.htm

2. //Дипломатический вестник//,1996, №2
3. Аргументы и факты, 1995г. Август, №34
4. Известия, 1997 21 мая С.3
5. Российская газета 1997г. 10 июня С.7.
6. Известие 1997 г. 21 мая С.3
7. //Эхо планеты, 1995, №10.
8. Московские новости, 1997





Реферат на тему: Мировое сообщество между мировыми войнами

1. Мировое сообщество между мировыми войнами.
Время между двумя мировыми войнами в истории европейских стран состоит
из двух периодов: 1918 – начало 1920-х г.г. и 1924-1939г.г. Главное
содержание и отличительная черта первого заключается в том, что Европу
накрывает «революционная волна», приведенная к крушению империи в России,
Австро-Венгрии, Германии, к возникновению новых независимых государств.
Происходят революции, в которых считаются национально-освободительные и
социальные тенденции.
1918-1919гг. отличается подъемом революции, провозглашением советских
республик в Баварии, Венгрии, Словакии. В 1919-начале 1920гг. нарастает
реакция и возникает фашизм в Италии.
Второй период характеризуется тем, что в 1924-28гг. наступает
относительная экологическая стабилизация, развитием новых отраслей
производства.
Далее, в 1929-33гг. происходит мировой экономический кризис,
получивший название великой депрессии.
В годы мирового экономического кризиса были различные варианты выхода
из кризиса. Это: 1) либерал-реформистский; 2) социал-реформистский; 3)
тоталитарный. Об этих вариантах говорилось на теме «Место ХХв. Во всемирно-
историческом процессе».
Одновременно все большую силу набирал такой путь преодоления кризисных
потрясений и социальных конфликтов, как развитие фашистского движения.
Кризис в Германии вызвал к власти крайнее порождение реакции – фашизм.
Фашизм - (от итальян. fascio – пучок, связка, объединение) крайне
антидемократическое, радикально-экстремистское политическое течение,
тяготеющее к к установлению террористической диктатуры.
В 1919г. в Италии впервые была создана фашистская организация «Фато ди
Комбатименто» (союз борьбы). Позже подобные политические движения возникли
и в некоторых других странах. Германские фашисты образовали Национал-
социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП) и стали называть себя
«нацистами». Фашизм и старый консерватизм имели общие черты: национализма и
расизм.
Национализм – идейно-психологическое политическое течение,
складывающееся под влиянием национальных идеологий, облекающих требования
конкретной этнической общности самокультурного и общегражданского характера
в форму политических целей и властных притязаний.
Расизм – система взглядов и практических действий, исходящая из
убеждений о физической и психологической не равноценности человеческих рас.
Для расизма характерно человеконенавистничество, деление людей на высшие и
низшие расы, где первые обладают правом господства, а вторые обречены быть
объектами унижения.
Но были и очень существенные отличия.
Прежде всего фашисты заменили идею сильного государства идеей
тоталитарного государства, поглощающего все общество. Старый консерватизм,
отражавший интересы элитарных слоев населения (аристократии, крупных
финансистов) увидал в фашизме угрозу своим привилегиям, т.к. фашизм
превращается в массовые движения многочисленных групп населения (мелких
торговцев, предпринимателей, ремесленников, чиновников, крестьян),
испытывающих страх перед коллизиями начала века.
Следующее отличие фашистов от старых консерваторов – насилие. Именно
вооруженные штурмовые СА, охранные СС в Германии и «чернорубашечники» в
Италии были признаны ударной силой в борьбе против своих политических
противников и в построении будущего миропорядка.
Говоря о включении в название своей партии термина «социалистическая»,
фашисты обещали решить социально-экономические проблемы, когда в стране
будут уничтожены «внутренние враги» - коммунисты, демократы, евреи, цыгане.
В 1923 г. в Германии нацисты стали крупнейшей политической силой.
Военно-бюрократическая элита способствовала тому, что 20 января 1933г.
Адольф Гитлер стал главой правительства – рейх-канцлером.
Т.о. крупнейшие финансовые магнаты Германии, поняв невозможность
сохранить свое господство с помощью буржуазной демократии, стали делать
ставку на установление в стране фашистской диктатуры. Выход из кризиса
путем гонки вооружения был особенно притягателен для немецких
промышленников.
В 1933г. были распущены профсоюзы, а все немецкие рабочие
насильственно объединены в «Германский трудовой фронт» (ФАФ), куда вошли и
предприниматели.
Все остальные политические партии запрещаются. Развертывается открытый
террор против политических противников. Законом «Об охране народа и
государства» предоставляются неограниченные права карательным органам,
ликвидируется принцип разделения власти. Законодательные функции передаются
правительству. После смерти Гендербурга в 1934г. Гитлеру были переданы
полномочия президента. Т.о. вся полнота власти оказалась в руках Гитлера.
Власть на всех уровнях переходила к назначенным сверху чиновникам.
Провозился лозунг Гитлера о замене классовой борьбы «единением всего
народа»: каждый немец был вовлечен в ту или иную организацию в зависимости
от профессии, возраста и пола.
Германия не была удовлетворена итогами 1 Мировой войны и условиями
Версальско-Вашингтонской системы. С 1936г. Экономическую подготовку к войне
возглавил Геринт Г., ставший уполномоченным по осуществлению 4-летнего
плана.
Благодаря большим мобилизационным возможностями созданной системы и
либерализации страны ()58% бюджета), тяжелая промышленность Германии уже к
1939г. в 1,5 раза превзошла предкризисный уровень, быстро ликвидировалась
безработица. Все это в сочетании с внутренней стабильностью и
внешнеполитическими успехами создали фашистскому режиму широкую социальную
опору. Установившиеся фашистские режимы в Италии, Испании, Португалии и др.
были лишены целостности, присущей гитлеровской Германии в 30-е годы была
направлена на развитие мировой войны.
3. Международная обстановка в 30-е годы была напряженной.
В конце 20-х начале 30-х годов разразился мировой экономический
кризис. Усилилось соперничество ведущих капиталистических стран, что
особенно проявилось в точке вооружений.
Правительства ряда капиталистических стран стремились выйти из кризиса
путем агрессивной войны. Шло нарастание военной опасности.
В годы кризиса обострилась ситуация на Д. В. Китай оставался полем
соперничества за влияние между Великобританией, США, Японией. Япония
стремилась к монопольному господству в регионе, желая создать Великую Азию.
Этот план начал выполняться с захватом Японией в сентябре 1931 г.
Маньчжурки. Здесь возник первый очаг войны. Создалась непосредственная
угроза нашим дальневосточным рубежам. Генеральный штаб японской армии
разработал план войны с Советским Союзом (план ОЦУ), согласно которому
территория северо-восточного Китая должна была стать плацдармом для
нападения на СССР.
В начале 30-х годов резко обострилась обстановка в центре Европы.
Массовая безработица, резко ухудшение положения труда Германии привело к
тому, что экономический кризис начал быстро превращаться в политический. В
январе 1933г. к власти пришла фашистская национал-социалистическая партия.
Она поставила задачу преодолеть ограничения на вооружение страны и
готовиться к насильственному переделу мира.
Готовясь к войне, Германия ускоренными темпами принялась за
милитаризацию страны. Началась материальная и идеологическая подготовка к
войне.
За шесть предвоенных лет на эти цели было израсходовано 90 миллиардов
рейхсмарок, что составило более 24% национального дохода страны. Крупнейшие
монополии Запада (группы Рокфелера, Моргана, Меллена и др.) оказывали самую
широкую финансовую и военно-техническую помощь. Значительно увеличился
приток в Германию военно-стратегических материалов.
Изменилось соотношение сил в капиталистической Европе. Германия
обогнала в экономическом развитии Англию и Францию став опасным конкурентом
США. Да и японский империализм, вступивший на мировую арену с опозданием,
по темпам развития оставил своих конкурентов далеко позади.
В условиях обострения противоречий в капиталистическом Мире,
фашистские государства объединились в агрессивный военно-политический блок.
Германия и Япония в ноябре 1936г. подписали т.н. антикоминтерновский пакт.
Через год к нему присоединилась и фашистская Италия. Так оформился
агрессивный треугольник «Берлин-Рим-Токио».
Международная обстановка потребовала от СССР действенных мер к
укреплению мира и устранению угрозы второй мировой войны. СССР выдвинул
концепцию создания в Европе и на Д. В. системы коллективной безопасности.
Европейские государства не поддерживали СССР.
Тогда СССР согласился на подписание тройственного соглашения с
Францией и Германией. Но Германия не пожелала присоединяться к этому
договору о взаимной помощи.
В 1934г. СССР вступил в Лигу Наций. Тем самым проблема европейской
безопасности расширила географические рамки. В 1935г. 2 мая был подписан
договор СССР с Францией 16 мая 1935г. с Чехословакией. Однако раздел
договора о взаимной помощи чехословакское правительство увязывало в нем с
последующими действиями Франции. Это обнаружило зависимость безопасности
чехов и словаков от политических игр французов. Действительно позиция
Франции оказалась непоследовательной. Она следовала линии британской
политики «умиротворения», рассчитанной на сохранение европейского мира
путем уступок агрессорам.


В оценке международной обстановки в 30-х годах в руководстве страны не
было единогласия. Сталин, Молотов, Ворошилов и др., рассматривали фашизм
как один из разновидностей империализма. Его военная угроза СССР ими
недооценивалась.
Другой позиции придерживались Бухарин, Лионов, Тухачев, Уборевич,
Егоров. Они рассматривали фашизм как качественно новое политическое явление
в системе империализма. Выдвигали идеи о возможности и неизбежности
создания антифашистского союза с западными странами.
Бухарин на XVII съезде партии заявил, что фашистская идеология
проповедует и практикует в самой Германии «открытый разбой»: Уборевич и
Тухач. Говорили о неизбежности создания антифашистского союза с западными
странами. А запад проводил политику «умиротворения агрессора». Учитывая
сложившуюся ситуацию на дальнем востоке, в марте 1936г. СССР подписал
протокол о взаимной помощи с Монголией.
В августе 1937г. СССР заключил договор о взаимном нападении с Китаем.
Июль 1938г. – столкновения японцев с КА в районе озера Хасан Июль
1938г. – боевые действия у реки Халхин-Гол.
По сути дела 2 Мировая война стала реальностью уже к середине 30-х
годов. Захват Японией Северо-восточного Китая в 1931-32 годы, а затем ее
вторжение в центральный Китай в 1937г., германо-итальянская интервенция
против республиканской Испании в 1936-38 годы, захват Австрии Германией в
марте 1938г. Западные страны не отреагировали на этот акт. Только СССР
осудил акт захвата. В сентябре 1938 года состоялся раздел Чехословакии
(договорились главы правительств Германии, Великобритании, Италии, Франции
– передать Германии Советскую власть).
К лету 1939г. Для СССР стала реальная угроза войны на два фронта (с
Германией и Японией). Перед Советским правительством встала необходимость
выработки внешней политики, которая позволила бы предотвратить военные
столкновения.
Существовало три варианта развития внешнеэкономической ситуации:
1. возможность добиваться заключения военного союза с Англией и
Францией
2. Попытаться избежать войны переговорами с Германией.
3. нежелательный – остаться в изоляции.

Первый путь являлся наиболее приемлемым, обеспечивающий безопасность
СССР и Европы. Однако у западных держав, в т.ч. и у Польши, не было желание
идти на сближение с СССР.
В августе 39г. в Москву прибыла совместная англо-французская военная
делегация (к этому времени Англии, США и Франции было известно решение
Гитлера начать войну с Польшей.) Советским правительством были предложены
три варианта возможных совместных действий. Первый вариант – при нападении
Германии на Англию и Францию СССР внесет 70% тех вооруженных сил которые
эти страны потребует на агрессора. Обязательным было участие в войне Польши
– союзника Франции и Англии.
Второй вариант – при нападении на Польшу и Румынию – Англия и Франция
должны были немедленно начать войну против Германии. СССР выставит столько
же дивизий сколько Англия и Франция. Советские войска должны быть пропущены
Польшей и Румынией через их территории.
Третий вариант. В случае нападения на СССР Англии и Франции должны
войти в войну с Германией, выставив 70% вооруженных сил от войск красной
Армии.
Переговоры проводились с 12 по 17 августа.
20 августа Англия, Франция и Польша официально подтвердили, что они не
собираются идти на встречу советским предложениям.
Таким образом первое основное направление советской внешнеполитической
деятельности по представлению агрессии не привело к положительному
результату. Пришлось думать о выходе из создавшегося положения. СССР потом
на принятие неоднократных предложений Германии о заключении с ней договора
о ненападении.
Еще начиная с мая 39г. Берлин настойчиво предлагал заключить договор с
СССР. Наряду с трехсторонним переговорами в Москве в августе 39г., Англия
вела секретные переговоры с Берлином.
20 августа 39 года в Берлине было подписано советско-германское
кредитное соглашение на 200 млн. марок.
23 августа 39г. СССР и Германия подписали договор о ненападении. К
договору был приложен секретный протокол, где был зафиксирован раздел сфер
влияния (в советской сфере оказались Эстония, Латвия, Финляндия, Бесарабия;
в немецкой – Литва, Польша)
Предотвратить войну могло только соглашение Англии, Франции и СССР о
совместных действиях против агрессора. Решение правительства СССР заключить
с Германией договор о ненападении было вынужденным, но вполне логичным в
тогдашних условиях.
1 сентября 39г. нападением на Польшу, началась 2 Мировая война.
17 сентября КА вступила в Польшу под предлогом оказания помощи
украинским и белорусским братьям по крови. Советско-германская граница
проходит по р. Буг, что нарушало положение секретного протокола от 23
августа. В качестве компенсации Германия передаст в советскую сферу влияния
Литву.
28 сентября 35г. был подписан германо-советский договор о дружбе и
границах между СССР и Германией.
Одновременно с договором были подписаны конфиденциальный протокол и два
секретных дополнительных протокола. В конфиденциальном протоколе
отмечалось, что правительства Германии и СССР создают возможность для
населения бывшей Польши выбрать место жительства на территории, отошедшей
либо к Германии, либо к СССР.
Первый из секретных дополнительных протоколов касался изменений в сфере
интересов СССР и Германии в Прибалтике. (Литва передается в сферу интересов
СССР).
Второй секретный протокол потребовал о обеих договаривающихся сторон
«не допускать на своих территориях никакой польской агитации, затрагивающая
территорию другой страны и подавлять на своих территориях все источники
подобной агитации.
В глазах мирового сообщества подобные документы и заявления ставили
СССР на одну доску с агрессором.
В сентябре – октябре 39г. советское руководство заключило договоры о
взаимопомощи с прибалтическими государствами. При заключении этих договоров
Сталин заявил: «Ни Саму конституцию, ни органы, ни министерства, ни внешнюю
политику, ни экономическую систему затрачивать не будет.
В июле 40г. начали сформировываться просоветские правительства.
Осенью 39г. (30 ноября) советские войска начали боевые действия против
Финляндии. Бои приняли затяжной характер.
14 декабря 39г. Совет Лиги Наций принял резолюцию об исключении СССР и
Лиги Наций как агрессора.
11 февраля 40г. удалось прорвать линию Маннергейма на карельском
перешейке.
12 марта 40г. было заключено перемирие. Фин. Правительство уступило
СССР весь Карельский перешеек с Выборгом, а также представило ему на 30 лет
свою военно-морскую базу на полуострове Ханко.

3. В исторической литературе 1929 принято считать не только годом
политического переворота, совершенного по инициативе Сталина, но и
переломным в формировании командно-бюрократической системе, приведшей к
свертыванию демократии, усилению социальной несправедливости, нарушению
социалистической законности, политическим репрессиям.
В работах ряда исследователей этой проблемы (О. Лациса, В. Попова, Н.
Шмелева и др.) административно-командная система рассматривается как
определенный способ организации экономической и общественной жизни,
характерные для прошедших через пролетарские революции стран с западной
индустриализацией.
Понятие «режим личной власти» в работах историков трактуется
неоднозначно. По мнению С. Байбакова и В Макаренко, решим личной власти –
это бюрократически централизованная диктатура пролетариата: истоки
бюрократизма в организации демократии периода гражданской войны и
иностранной интервенции.
Другие историки считают данное понятие неопределенным и лишенным
исторического социологического содержания, так как термин «режим»,
предполагает существование особых политических институтов укреплявших
личную власть Сталина. Но таких институтов не было.
Но в целом в современной историографии утвердилась точка зрения, что
формирование режима личной власти и складывание административно-командной
системы произошло на рубеже 20-х – 30-х годов.
Временные рамки возникновения административно-командной системы и режима
авторитарно-политического не следует замыкать периодом сталинской
диктатуры. Их истоки – в определенных традициях дореволюционной России,
политике «военного коммунизма», а также – в переходе к форсированному
варианту социалистического строительства, способствовавшему нарастанию
авторитарных начал в политическом устройстве нашего общества и резко
усилившему объективную потребность в широком использовании административно-
командных форм политической организации. Вместе с тем складывание
политического режима, достигшего расцвета в 30-50-е гг. определялось рядом
объективных и субъективных факторов, действовавших до и вне зависимости от
принятия стратегии форсированной индустриализации.

Объективные факторы.

Во-первых: в экономике советского государства тесно переплетаются
вызревающие элементы социалистического и существовавших в дореволюционной
России мелкобуржуазного и патриархального укладов.
Во-вторых: в социально-классовой структуре общества преобладали
мелкобуржуазные элементы. Доля сельских жителей в составе населения страны
была в 4 раза выше городской. Пополнение работающего класса происходило
преимущественно за счет выходцев из перечисленных с семей, которые
захлестнули старые промышленные города, размывая и растворяя в себе ядро
кадровых рабочих.
Массовое создание новых рабочих не могло быть серьезным препятствием для
авторитарного режима.
Собственно же рабочий класс, в отличие от рабочих развитых
капиталистических стран, не прошел школу обучения демократии и такого, в
частности, ее института, как парламентаризм.
В других слоях общества, прежде всего крестьяне, демократического
сознания присутствовали еще в меньшей степени. А низкие общеобразовательный
уровень (на 1 тыс. жителей в1920 г. в европейской России имелось всего330
грамотных) и политическая культура создавали питательную среду для
возвышения «сильной личности». И Сталин не мог не использовать эту
благоприятную возможность в целях установления единовластия.
В-третьих: для понимания причин установления единовластия и
административно-командной системы имеют значения и особенности политической
жизни страны.
Сталину явно было на руку неизжитые до конца царские настроения, а также
отсутствие сформировавшихся демократические традиции как буржуазного, так и
добуржуазного типа в политической структуре дооктябрьской России ( ,
земство, государственная дума и некоторые другие
демократические института не восполняли подлинного демократизма).
В-четвертых: благоприятным фактором утверждения единовластия Сталина и
административно-командной системы выступали состав партии, а также
политические методы ее функционирования.
Изменение классового состава партии в сторону уменьшения ее пролетарского
ядра произошло в разное действие не только объективных факторов (гибель на
фронтах, чисток), но и в результате целенаправленной работы самого генсека,
и других членов политбюро, положивших начало процессу чрезмерно расширения
численности партии за счет непролетарских элементов. Так, XIII конференция
РКП (б), состоявшаяся в 1924 г. выдвинула задачу «вербовки» в партию в
течении 1 года 100 тыс. человек – рабочих от станка. Через 10 дней после
конференции ЦК РКП принял решение о прием в партию 200 тыс. крестьян.
В 1928 г. коммунисты с дореволюционным стажем составляли 1% от всей
численности партии, участники Октябрьской революции и гражданской войны –
32,6%, остальные вступили в нее после 1921 года.
Только 1937г. удельный вес рабочих немного превысил половину численного
состава партии.
В-пятых: наконец, почти неизбежный дореволюционной России жесткий
централизм как механизм руководства остался на вооружении у руководства
партии и государства и в послереволюционные годы. И поэтому, почти сразу
после гражданской войны интервенции начинается постепенный процесс
превращения механизма партийного и государственного руководства в
административную систему.
К объективным факторам формирования решения личной власти Сталина и
административно-командной системы необходимо добавить и субъективные.
Во-первых - сама личность Сталина, который воспринимался как
христоматический вождь, нравственный облик его оказался близок абсолютному
большинству населения. Его наделяли сверхчеловеческими свойствами и
сверхчеловеческой мудростью. В Сталине удивительно сочетались политическая
проницательность, сильная воля, выдающиеся организаторские способности с
неограниченным властолюбием, невысокой культурой, грубостно-болезненной
подозрительностью, жестокостью.
Во-вторых: неверная оценка Л.Б. Каменевым и Т.Е. Зиновьевым Сталина.
Они, стремились иметь руководителем аппарата ЦК своего послушного человека,
поддержали его кандидатуру на пост члена. Позже они нашли в лице Сталина
союзника в их борьбе против Л.Д. Троцкого.
В-третьих – противостояние Троцкого – Сталина сыграло не последнюю роль.
Троцкий не только недооценил волю и изощренный ум Сталина, но и своими
бесконечными выпадами, дискуссиями невольно поднял авторитет Сталина.
Фактически Троцкий сам помог Сталину укрепить его политические позиции.
Кроме Каменева и Зиновьева, Бухарин, Рыков и Томский способствовали
укреплению единоличной власти Сталина в партии и государстве.
В конце 20-х годов исключив из партии Зиновьева, Каменева и Троцкого, и
ряда других лидеров «новой оппозиции» в высшем политическом руководстве
исчез «баланс сил», противовес сталинскому единовластию. Наконец, ни
разработанность теоретических вопросов связанных с конкретно-историческим
строительством социализма в нашей стране, способствовало абсолютизации
установок Сталина, выдававшихся за единственно верное направление
историческое развитие нашего государства.
Таким образом, складывание дминистративно-командой системы и режима
личной власти в огромной степени определялось тем, что народы нашей страны
столетиями были лишены возможности участвовать в государственной жизни, что
в массах, в том числе и партийных, были очень слабы демократические
традиции, что принципиальным образом изменилась как социальная структура
общества и отдельных его классов, так и социальный состав партии.





Новинки рефератов ::

Реферат: Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения (Педагогика)


Реферат: Норма и источники права (Право)


Реферат: Миграционная политика государства (Социология)


Реферат: Проектирование как самостоятельная сфера культуры (Философия)


Реферат: Арбитраж (Гражданское право и процесс)


Реферат: Структура сходящихся последовательностей (Математика)


Реферат: Бои на Кавказском хребте (История)


Реферат: РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (Бухгалтерский учет)


Реферат: Бог и человек у Гераклита Эфесского (Религия)


Реферат: Ароморфозы растений и животных (WinWord 98) (Биология)


Реферат: Планк Макс (Исторические личности)


Реферат: Конституционный суд РФ (Государство и право)


Реферат: Декоративно-прикладное искусство допетровской России (Культурология)


Реферат: Танковые войска в период Второй Мировой войны (История)


Реферат: Вычисление элементарных функций (Радиоэлектроника)


Реферат: Каменный век на территории Казахстана - Палеолит (История)


Реферат: Биография У. Черчилля (Исторические личности)


Реферат: Александр III (История)


Реферат: Технология проблемного обучения (Педагогика)


Реферат: Последние века Римской империи: истоки формирования западноевропейской средневековой цивилизации (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист