GeoSELECT.ru



История / Реферат: Реформы первой четверти 19-го века (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Реформы первой четверти 19-го века (История)


Комитет Российской Федерации по рыболовству
Мурманский Государственный Технический Университет Рыбопромыслового флота



Р Е Ф Е Р А Т



|“Реформы I четверти XIX века. Военная, сенатская, коллежская.” |



Выполнил: Курсант Цевелев А. А.
СО-196


Проверил: преподаватель

«______»____________ 2000 г.



Мурманск, 2000 г.
План реферата:


|№ п/п |Название |С тр. |
|1. |XIX век – век Великой Французской революции. |3 |
|2. |Россия в I четверти XIX века. |3 |
|3. |Император Александр I. |3 |
|4. |Реформы в государственном управлении. |4 |
|5. |Попытки проведения реформ в земельном укладе страны.|5 |
|6. |Реформа системы образования. |6 |
|7. |Реформа системы государственного управления. |7 |
|8. |Проект М. М. Спиранского об общественно-политическом|8 |
| |устройстве России. | |
|9. |Учреждение Государственного совета. |9 |
|10. |Военная реформа. Ведение военных поселений. |10 |
|11. |Заключение. |11 |
|12. |Список использованной литературы. |12 |



1. XIX век – век Великой Французской революции.

Этот век действительно начался под знаком Французской революции.
«Французская революция имела в России, как и в других местах, много
приверженцев», что «… вольноглаголенье о власти самодержавной стало почти
всеобщим, устремляющееся к необузданной вольности, воспалилось примером
Франции».[1] В Россию проникают множество французской литературы, сведения
о событиях Французской революции свободно печатались в русских газетах.
Отношение власти к революции изменилось после провозглашения Франции
республикой в 1792 году и казни короля Людовика XVI. Горячее ободрение
сменилось полным неприятием крайностей якобинского террора.
Павел I, который взошел на престол после Екатерины II, был напуган
революцией и отменил многие либеральные нововведения своей матери.

2. Россия в I четверти XIX века.
В первой половине XIX века Россия была одной из крупнейших
европейских держав. Её территория составляла около 18 млн. квадратных
километров, а население превышало 70 млн. человек.
Основу экономики России составляло сельское хозяйство. Крепостные
крестьяне были самой многочисленной категорией населения. Земля являлась
исключительной собственностью помещиков или государства.
Промышленное развитие России, несмотря на общее увеличение
количества предприятий примерно в 5 раз, было невысоким. В основных
производствах применялся труд крепостных крестьян, который был мало
рентабелен. Основу промышленности составляли кустарные крестьянские
промыслы. В центре России существовали крупные промышленные села (на прим.
Иваново). В это время значительно возросло количество промышленных центров.
Это сказывалось на росте городского населения. Самыми крупными городами
являлись Санкт-Петербург и Москва.
Развитие добывающей и текстильной промышленности привело к
интенсификации торговли как внутри страны, так и на внешнем рынке. Торговля
имела преимущественно сезонный характер. Главными торговыми центрами
являлись ярмарки. Их количество в тот период доходило до 4000.
Транспорт и система путей сообщения были слабо развиты, и также
носили в основном, сезонный характер: летом преобладал водный путь, зимой –
санный.

3. Император Александр I.
Первая четверть XIX века – это эпоха правления Александра I (1801 –
1825 г.г.). Александр Павлович родился 12.12.1777 года и умер 19.11.1825
года. Император Всероссийский с 12.03.1801 года по 19.11.1825 года.
Александр I - старший сын императора Павла I и его второй жены императрицы
Марии Федеровны. В 1793 его женили на принцессе Луизе Баденской (в
православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского
общества, но не была любима мужем.
Он взошел на престол в результате заговора, при котором был убит
император Павел I. Этот период истории России характеризуется борьбой двух
направлений во внутренней политике: либерального и консервативного.
Вдохновителем либерального, господствовавшего в 1810 – 1810 г.г. и 1815 –
1820 г.г. был М. М. Сперанский, сторонник идеи правового государства,
ограничения самодержавия рамками закона. Сам Александр I, воспитанный
швейцарским политическим деятелем Ф. С. Лагарпом, приглашенным Екатериной
II, республиканцем по убеждению, который внушал идеи либерализма будущему
императору, в молодые годы увлекался идеями Монтескью и Руссо.
Александр был умен, и во время своего правления не мог не считаться
с духом времени, и в первую очередь с влиянием идей Французской революции.
Более того, некоторые из этих идей он использовал в своей государственной
деятельности .
С воцарением нового монарха были связаны надежды на проведение
либеральных реформ в России, отказ от деспотических методов правления,
свойственных императору Павлу I. Однако теоретические мысли о свободе и
равенстве он не отделял от самодержавной формы правления. Половинчатость
стала особенность преобразований Александра I.

4. Реформы в государственном управлении.

Система государственного управления Российской
империи в начале XIX века.



Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить
радикальную реформу политического строя России путем создания конституции,
гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он
сознавал, что подобная «революция сверху» приведет фактически к ликвидации
самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Однако он
также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в
единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны
заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их «екатерининских
стариков». Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, что
управлять Россией будет «по законам и по сердцу» Екатерины II. 5 апреля
1801 был создан Непременный (Государственный) совет — законосовещательный
орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя.
Председатель совета и его члены назначались самим царем. Он централизовал
законодательную деятельность, упорядочил введение новых юридических норм.
Таким образом, в ходе реформ, структура власти в России максимально
приблизилась к европейской. Наряду с выделением судебных органов, которое
произошло при Екатерине II, теперь оформилась исполнительная власть и
появились зачатки будущей законодательной. Хотя все ветви власти и были
замкнуты на императоре, а законодательной, как самостоятельной сферы
политической деятельности, еще не существовало, Россия сделала новый
значительный шаг к разделению властей. Однако общество по прежнему не имело
никаких каналов влияния на систему власти и полностью зависело от
бюрократии. Были предприняты не6которые меры по борьбе с бюрократией. Так в
1809 году был принят указ царя о введении экзамена на чин. От экзамена
освобождались те чиновники, которые закончили университет в России. К
остальным предъявлялись следующие требования: знание русского языка и
одного из иностранных, владение основами естественного, римского и
гражданского права, уголовного права, знания по истории России и всемирной
истории, овладение основами естествознания, математики, географии и физики.
Этот указ был воспринят с неудовольствием. Но, к сожалению, принятые меры
не были достаточно эффективными.

5. Попытки проведения реформ в земельном укладе страны.

Необходимость изменения в земельном укладе страны также была
очевидна. В мае того же года Александр внес на рассмотрение совета проект
указа о запрещении продажи крестьян без земли, но члены Совета дали понять
императору, что принятие подобного указа вызовет брожение среди дворян и
приведет к новому государственному перевороту. После этого Александр
сосредоточил свои усилия на разработке реформы в кругу своих «молодых
друзей» (В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, А. С. Строганов, Н. Н.
Новосильцев). Ко времени коронации Александра (сентябрь 1801) Непременным
советом были подготовлены проект «Всемилостивейшей грамоты, Российскому
народу жалуемой», содержавшей гарантии основных гражданских прав подданных
(свобода слова, печати, совести, личная безопасность, гарантия частной
собственности и т. д.), проект манифеста по крестьянскому вопросу (запрет
продажи крестьян без земли, установление порядка выкупа крестьян у
помещика) и проект реорганизации Сената. В ходе обсуждения проектов
обнажились острые противоречия между членами Непременного совета, и в
результате ни один из трех документов обнародован не был. Было лишь
объявлено о прекращении раздачи государственных крестьян в частные руки.
Дальнейшее рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению 20
февраля 1803 указа о «свободных хлебопашцах», согласно которому помещики
могли отпускать крестьян за выкуп и закреплять за ними землю в
собственность, что впервые создавало категорию лично свободных крестьян. В
1804 – 1805 годах была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях.
Эти преобразования свидетельствовали о серьёзных намерениях императора.
Однако результаты первой меры были ничтожны, так как её осуществление
основывалось на доброй воле помещиков, а вторая реформа осталась локальной.
Таким образом, крепостное право сохранилось. С введением военных
поселений на казенных землях ряда губерний ухудшилось положение
государственных крестьян. Фактически они потеряли личную свободу, должны
были жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и
ложиться спать. Положение же помещичьих крепостных было еще хуже. В
особенно тяжелом положении была деревня. Рост задолженности помещиков
привел к тому, что к 1859 году в государственных кредитных учреждениях было
заложено 65% всех крепостных крестьян.[2]

6. Реформа системы образования.

В 1803 году был утверждено новое положение об устройстве учебных
заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней –
приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение
к московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский,
Харьковский, Казанский, Петербургский. Санкт-Петербургский университет,
один из центров науки и культуры России, был основан в 1819 году на базе
Главного педагогического института. Официальное открытие университета
состоялось в 1820 году. Он разместился в бывшем здании Двенадцати коллегий,
построенном на Васильевском острове еще при Петре I. Первоначально в
университете было три факультета, а в 1854-1914 гг. - четыре факультета:
историко-филологический, философско-юридический, физико-математический и
восточный. С 1860 года в университете действовали курсы для подготовки
учителей средней школы. За первые 50 лет существования университета полный
его курс окончили свыше 2 тыс. человек.
По Уставу все университеты получили значительную автономию: право
выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои хозяйственные
вопросы. В том же 1804 году был издан достаточно либеральный по характеру
цензурный устав. Надо отметить, что правление Александра I отличалось самой
широкой веротерпимостью. Важно отметить, что теперь в учебные заведения
могли быть приняты представители всех сословий, на низших ступенях обучение
было бесплатным, то есть оплачивалось из государственного бюджета.

7. Реформа системы государственного управления.

В 1802 году созданные еще при Петре I коллегии были заменены
министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Это было
очень важно для развития западного (капиталистического) уклада. Началось
составление единого бюджета государства, но из-за значительного дефицита,
бюджет был строго секретным. Отчитывался министр непосредственно перед
императором и от него же получал распоряжения по важнейшим вопросам. Для
совместного обсуждения министрами второстепенных дел был создан Комитет
министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров,
просуществовавший до 1917 г.). Первоначально было образовано восемь
министерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, юстиции,
финансов, коммерции (оно вскоре было ликвидировано) и народного
просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество
увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Эта мера
завершила процесс разграничения функций органов государственного
управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене
коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед
императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России
начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от
милости царя и получаемого за службу жалованья.
Изменения в системе государственного управления не могли не
отразится на положении православной церкви которая во многом была частью
государственного аппарата. Высшее церковное правительство – Синод – по
своему устройству было подобием петровских коллегий: поскольку во всех
отраслях государственной жизни утвердилось единозначие, пришедшее на смену
коллегиальности, то подобные процессы не могли не затронуть и сферу
церковного управления. Здесь единовластным начальником становится
государственный чиновник – обер-прокурор, который в XVIII веке лишь
наблюдал за действиями и законностью решений Синода.
В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал
находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем
окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не
связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А.
Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 году военным
министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку
нового проекта государственной реформы.

8. Проект М. М. Спиранского об общественно-политическом устройстве
России.

М. М. Сперанский был видным политическим деятелем тех лет. Сын
бедного сельского священника, он обладал блестящими способностями и в
короткий срок сделал стремительную карьеру и в 1807 году стал ближайшим
советником императора. Свой проект коренной реформы общественно-
политического устройства России он изложил в документе, который назывался
«Введение к уложению государственных законов» (1809 г.). Он предложил:
1. Внести в закон понятие политических и гражданских прав, но не для
всех. Крепостным крестьянам, помещичьим рабочим по найму, домашним
слугам не предполагалось предоставить гражданские права. Но, в то
время и на Западе еще было далеко до всеобщности гражданских прав, а в
Америке существовало рабство. Важно то, что возможность влиять на
систему власти получили бы не только высшие, но и средние слои.
2. Обеспечить разделение властей и общества, обладающего гражданскими
правами, к управлению. Судебная власть признавалась полностью
независимой и подчинялась Сенату. Законодательную власть должны были
представлять выборные местные думы и центральна Государственная дума.
Исполнительная же власть подчинялась законодательной. Она была
представлена министерствами в центре и местными органами управления
внизу. Средоточием всех властей являлся император.
3. Провозглашалось правовое государство, то есть правит закон, а не люди.
4. Предполагалось ввести выборность чиновников, а из этого следовала их
ответственность перед обществом.
Вся система государственного управления, по этому проекту, строилась
снизу вверх. Предполагалось, что население будет выбирать местные думы.
Собираясь раз в три года, думы в свою очередь, должны выбирать членов
правления, которым предлагалось вести местное хозяйство до следующего
собрания, а также выбирать представителей в вышестоящие думы (волостная -
в окружную, окружная – в губернскую, губернская – в центральную). Доказывая
необходимость подобной реформы, М. М. Сперанский утверждал, что Россия
движется к неминуемой общественной катастрофе, о чем свидетельствует
падение престижа власти в народе. Но характерно то, что М. М. Сперанский не
предусматривал отмены крепостного права, однако взаимоотношение крестьян с
помещиком предполагалось регламентировать законом. Но, к сожалению, этот
проект остался только на бумаге.
Практически, проект Сперанского предполагал фактическое
преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была
бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа.
Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была отменена практика
приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный
ценз для гражданских чиновников.

9. Учреждение Государственного совета.

1 января 1810 был учрежден Государственный совет, заменивший
Непременный. Предполагалось, что изначально широкие полномочия
Государственного совета будут затем сужены после учреждения Государственной
думы. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные
Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация
первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было
завершено преобразование министерств. Между тем сам Александр испытывал
сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи,
стремившихся не допустить радикальных реформ.
Немаловажное значение имел фактор и международного положения России:
усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией. Россия, будучи в составе
антинаполеоновской коалиции, была в состоянии войны с Францией с 1805 г. В
Европе находились российские войска, которые принимали участие в военных
действиях, но Франция неизменно одерживала победу над ними. В 1807 году в
Тильзите был заключен мирный союзный договор между Россией и Францией. Все
эти обстоятельства нанесли серьезный удар по международному престижу России
и патриотические чувства русских были оскорблены. Необходимость подготовки
к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность
Сперанского как антигосударственную, а самого Сперанского объявить
наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам
Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его
в отставку и сослал сначала в Нижний Новгород, а затем – в Пермь (в
последствии он был помилован). Император, весьма ревниво относившийся к
своей власти, не был готов к новым идеям своего советника.

10. Военная реформа. Ведение военных поселений.

В 1816 году началась военная реформа. Александр, желая сократить
расходы на содержание армии, начал введение военных поселений. Военные
поселения должны были заниматься одновременно земледелием и военной
службой. Они, как уже было сказано, обязаны были жить в одинаковых домах,
по команде вставать, выходить на работу и возвращаться домой. По приказу
начальства они должны были и вступать в брак. Военные поселения были
созданы на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской,
Харьковской губерний. Начальником военных поселений стал А. А. Аракчеев
(1769 – 1839 г.г.), человек преданный царю, послушный и бездушный
исполнитель монаршей воли, любимец царя, беспощадный и жестокий
администратор.
Военные поселения стали символом реакции того времени, так как к
тяжести военной службы добавлялась тяжесть сельского труда, умноженная
мелочной уставной регламентацией всех сторон жизни..
Введение военных поселений вызвало сопротивление крестьян, и даже
привело к ряду восстаний: так в 1817 году произошло крупное восстание в
Новгороде, а в 1819 году - в Чугуеве. В 1820 году с протестом против муштры
и жестокого обращения командиров выступил гвардейский Семеновский полк.
Постепенно до императора стали доходить слухи о том, что в среде офицеров
возникают тайные антиправительственные общества.

11. Заключение.

Эра просвещенного правительства уходила в прошлое. С 1820 года
правительство все более явно начинает переходить к реакции. Незавершенность
реформ, усиление консерватизма привели к тому, что проекты конституции
России начали вызревать подпольно, в тайных обществах. Это явление в
истории получило название «декабризм». Тайные организации начали возникать
еще в 1816 году. Стремление освободить страну от царского деспотизма
привели декабристов к идее конституции, а некоторых и к республиканизму.
Представлялось, что стоит только внедрить экономические и политические
принципы развитых европейских государств в России. Характерно то, что
декабристы в своих идеях, опирались на опыт греко-латинской цивилизации, а
также Новгородской республики. Одни предлагали умеренный, реформистский
вариант преобразования России (как Н. М. Муравьев), другие – более
радикальный – через цареубийство – к республике (П. И. Пестель). Однако их
проекты были утопичны, и имели некоторую российскую специфику:
великодержавность (превратить всех в русских), централизм, уравнительность
(отмена цехов, гильдий и т.д.). Декабризм отражал общественные идеалы
европейски ориентированной части общества и не принимал в расчет другие,
большие по объему части.
Угасание реформ к концу царствования Александра I объясняется не
только изменением настроения царя, но и отсутствием широкой поддержки
реформаторской деятельности в обществе.
Видя фактический крах своей политики, император все больше отходил от
государственных дел. С 1822 года единственным докладчиком царю всех дел
стал Аракчеев. Много времени царь проводил в разъездах. Вовремя одного из
таких путешествий он умер в возрасте 48 лет. Так 19 ноября 1825 года в
Таганроге закончилось правление Александра I, который был первым царем,
задумавшимся об ограничении власти самодержавия и правомерности крепостного
права, которое являлось основным препятствием для развития промышленности и
сельского хозяйства, тормозило созревание нового экономического уклада –
капитализма.



12. Список использованной литературы:


|№ |Название |Автор |Издательство |Год изд. |
|п/п | | | | |
|1. |«Пособие по истории |А. П. Корелин, С. |Москва, |1993 |
| |Отечества.» |А. Гомаюнов |«Высшая школа»| |
|2. |«Россия в мировом |Л. И. Семенникова |Брянск, |1995 |
| |сообществе | |«Курсив» | |
| |цивилизаций». Учебное | | | |
| |пособие для ВУЗов. | | | |
|3. |«Курс лекций по русской|Ключевский В. О. |Москва, ВЗТ. |1993 |
| |истории» | | | |
|4. |«Самодержавие и |Мироненко С. В. |Москва |1989 |
| |реформы: Политическая | | | |
| |борьба в России в | | | |
| |начале XIX в.» | | | |
|5. |«Курс лекций по истории|Корнилов А. А. |Москва |1993 |
| |XIX в.» | | | |



-----------------------
[1] Всемирная история, том 6, стр. 83.
[2] Пособие по истории Отечества. Москва, 1993 год, стр. 150

-----------------------

Император

(обладает всей полнотой власти)


Сенат

Высший судебный орган

Государственный совет
Высший законодательный орган


Синод

Высшее церковное правительство.


Комитет министров

Высший административный орган


Собственная Его Императорского Величества Канцелярия

Орган личного управления Императора.






Реферат на тему: Реформы после 1990г
Содержание



1. Введение.


2. Наша экономика.


3. Российское государство в постсоветском пространстве.


4. Основные направления социально-экономического развития России после
1993 г.


5. Егор Гайдар. Историческая правда — на нашей стороне.
Ответы на самые острые и актуальные вопросы.


6. Еще раз о "халявной" приватизации.


7. Заключение.


8. Литература.



1. введение

Преобразования, происходящие в России на протяжении последних четырех
лет, дают уникальный материал для исследования и обобщения процессов
реформирования тоталитарного общества. В каком направлении, каким образом и
как скоро можно реформировать это общество, где лишь ничтожная часть людей
имеет ясное представление о возможной альтернативе? На какую социально-
экономическую модель и в какой мере можно ориентироваться России? Какими
методами осуществлять реформы? Как, наконец, выйти из состояния
перманентного реформирования и начать нормальную жизнь?
В каждой стране складывается определенная система взаимоотношений
государства И индивидуума, законодательно закрепленная в разделении роли и
функций государственных и общественных институтов. Наиболее выраженными
являются тоталитарная, патерналистская и либерально-консервативная модели.
В основе каждой из этих моделей лежит свое представление о благе человека,
народа, основанное на общественно признанном понимании идеи справедливости.
Реформы в России, даже проводившиеся «во благо» народа (например,
отмена крепостного права), всегда насаждались властью, принуждавшей не
только народ, но и чиновничий аппарат к их проведению. И чем глубже и
масштабнее были реформы «сверху», тем к более противоречивым результатам
они в конечном счете приводили.
Современные реформы не стали исключением. По глубине преобразований
общества и методам осуществления их можно сравнить разве что лишь с
реформами Петра 1 и послереволюционными переменами в России.
2.Наша экономика

Совсем немного времени прошло с тех пор, когда в стране,
наконец, поняли: экономика - это наука. Сложная, точная, не терпящая
кустарщины. Во всем мире законы экономики одинаковы, и поэтому экономисты
разных стран понимают друг друга с полуслова, перемигиваются, без труда
общаются на всевозможных форумах и симпозиумах. Есть, разумеется, разные
экономические школы, но это в реде самих экономистов. А так, послушать, все
оперируют одинаковыми понятиями и терминами. И еще. Все экономисты ведут
себя чуть надменно. Особенно в обществе политиков. А наши экономисты и
более того. Ведь если поэты о себе сказали однажды: "поэт в России больше,
чем поэт", то что тогда говорить про экономистов. Экономист в России -
больше, чем вс остальное. Эти невзрачные люди, как правило, в очках и с
бледными лицами, посмеиваются над сильными мира сего, понимая, что мир в
конечном счете принадлежит экономике, а значит и им, экономистам. И когда
кому-то нужна реформа - политики зовут не филолога или скрипача, а
экономиста, и просят: - Снизьте нам, пожалуйста, инфляцию, сформируйте
бюджет, ликвидируйте дефицит, обеспечьте стабилизацию, сделайте валюту
конвертируемой и т.д. Появляются фридманы, эрхарды, бальцеровичи...
В нашей стране к экономистам, как и к поэтам, отношение тоже
особенное.


И вот пришли три брата,
Варяги cредних лет.
Глядят: земля богата,
орядку ж вовcе нет.

(Граф Алекcей Толcтой).

"Иcтория Гоcударcтва Роccийcкого от Гоcтомыcла до Тимашева"

Что такое реформы в понимании нормального человека? Это внедрение в
экономику cтраны каких-то новшеcтв, которые приноcят cтабильноcть и
повышают благополучие наcеления. (Еcли результат обратный - это
антиреформы).

Обcуждая экономичеcкий кризиc в Роccии c разных cторон, cкорее
раccматривают его поcледcтвия, а не причины. На мой взгляд, причина кризиcа
вcего одна: реформ в cтране в нормальном понимании еще не было. Вот в чем
дело.Макроошибка ударила по микроэкономике Cамой вредной антиреформой
правительcтва Гайдара было cтремление довеcти внутренние цены до уровня
мировых. Тогда ошибочно провозглаcили, что это якобы автоматичеcки cоздаcт
уcловия для интеграции cтраны в мировое cообщеcтво. Приведу неcколько
конкретных примеров, объяcняющих глупоcть cодеянного. В 1989 году
кооператив "Техника" за 500 долларов умудрилcя ввезти в Роccию завод по
производcтву экcпортной машиноcтроительной продукции из Франции, и cтал
производить товар на 50 миллионов долларов в год c поcтавкой обратно в
Париж. Для покупки завода потребовалоcь вcего два меcяца работы и никто ни
у
кого ничего не украл. Cекрета нет никакого, cчитайте cами. За 500 долларов
cначала кооператив купил перcональный компьютер и продали его на внутреннем
рынке за полцены (по отношению к гоcударcтвенной) за 50 тыcяч рублей. На
вырученные деньги кооператив купил 50 тонн отходов алюминия по дейcтвующей
внутренней цене, которые продали за рубежом за 60 тыcяч долларов. Далее,
кооператив купил 120 компьютеров по 500 долларов и "превратили" их через 12-
15 дней в 6000 тонн вторичного алюминия, что принеcло выручку в 7 млн 200
тыcяч долларов к концу меcяца. На заводе швейных машин было еще интереcней.
Одна машина, изготовленная из различных металлов по японcкой технологии,
веcила 9 килограммов. За
дополнительные 20 килограммов такого же набора металлов предложили одну
машину, только c уcловием ее вывоза в Роccию для продажи. Вот бы понять
тогда уважаемым "реформаторам", что дает разница в ценах на реcурcы внутри
Роccии и за рубежом. Дешевизна внутренних цен на реcурcы (природные,
энергетичеcкие, человечеcкие и пр.) не только делает внешнюю торговлю
экcтравыгодной, но и являетcя едва ли не cамым главным фактором привлечения
иноcтранных вложений капитала внутрь cтраны. В cамом деле, когда цены в
Роccии догнали и перегнали Америку и жить в Моcкве cтало дороже, чем в Нью-
Йорке, cамо cобой отпали вcе разговоры.
Разница внутренних и внешних цен являетcя оcновным признаком
развивающихcя cтран, какой и являетcя Роccия. И этот путь развития cтрана
обязана пройти.Иначе экономике никогда не cтать cамоcтоятельной. Роccия не
в cоcтоянии
перепрыгнуть через процеcc развития внутреннего рынка cразу в мировой.
Cлишком тяжело наcледие cтроительcтва cоциализма и новейшей эпохи
проведенных антиреформ.


3.Российское государство в постсоветском пространстве.


После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая
внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в своих
геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных
баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от
России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников
в Восточной и Центральной Европе (социалистический лагерь распался), но и
получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств с недружественно
настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась
от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.
Значительно пострадала обороноспособность, практически отсутствовали
границы с бывшими республиками. Российский флот лишился баз в Балтийском
море, предстояло делить черноморский флот с Украиной. Бывшие республики
национализировали наиболее мощные военные группировки на своих территориях.
Необходимо было выводить войска из Германии, Польши, Венгрии, Прибалтики.
Развалилась единая система противовоздушной обороны. Было потеряно былое
влияние на страны Центральной и Восточной Европы. Бывшие партнеры по СЭВ и
Варшавскому договору связывали свои планы на будущее с Европейским союзом и
НАТО.
Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье и беженцев из
соседних государств в Россию. Разрастались военные конфликты у ее границ
(Нагорный Карабах в Азербайджане, Абхазия в Грузии, Таджикистан). Все это
ставило принципиально новые внешнеполитические вопросы. Приоритетным
становились отношения с ближним зарубежьем, но руководство не сразу
осознало это.
В конце 1991-начале 1992 годов Президент России выступил впервые с
внешнеполитическими инициативами. Он официально заявил, что ядерные ракеты
не направлены на территорию США. В подписанной во время визита Президента
Ельцина с США кэмп-дэвидской декларации 1992 года было зафиксировано
окончание "холодной войны" и заявлено, что "Россия и Соединенные Штаты не
рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения
характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном
доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической
свободе". Стремление внешнеполитических ведомств укрепить связи с Западом
любой ценой вело к тому, что Россия в те годы следовала в фарватере США.
Это вызывало критику со стороны оппозиции.



4.Основные направления социально-экономического развития России
после 1993 г.


В конце 1992 года Съезд народных депутатов сменил главу правительства,
взамен Гайдара пришел Черномырдин (находился на посту до этого года). С его
приходом началась корректировка курса реформ, вернее курс остался (рыночная
экономика), но ставка была сделана на поддержку государственных (в том
числе и убыточных производств). Особое внимание было уделено топливно-
энергетическому (газ, нефть, уголь, электроэнергия) и военно-промышленному
(ВПК) комплексам, т.е. проводилась политика протекционизма. Была принята
единая тарифная система оплаты труда, что смягчило ситуацию в бюджетной
сфере. Все это потребовало новых денежных средств, взаимозачетов долгов
предприятий и как следствие — новый виток инфляции. Только путем
ужесточения финансово-кредитной политики к концу 1993 года темпы роста
удалось снизить. Но непоследовательность в принятии решений в финансовой
сфере и протекционизм были присущи правительству и последующие годы. В 1993
году чековая приватизация продолжалась, росло количество коммерческих
банков, в сельском хозяйстве государственными остались не более 15%
колхозов, но фермеры без поддержки государства разорялись. Продолжался спад
производства промышленности (16%) и сельского хозяйства (4%), сократились
грузовые перевозки. В негосударственном секторе было занято уже 40%
работающих. Дефицит бюджета — 12 трлн. руб. Цены выросли в 9 раз,
происходит расслоение населения на богатых и бедных, 10% богатых имеет
доходы в 11 раз превышающие доходы остальных. Но число забастовок
постепенно сокращается. Хотя официально численность безработных не велика,
но растет скрытая безработица (неполный рабочий день, вынужденные отпуска).
К концу 1993 года завершилась первая стадия приватизации
(«ваучерная»), в результате реально появился частная собственность,
возникают экономические методы регулирования. Произошла частичная адаптация
производителей и потребителей к рынку, заработал потребительский рынок.
Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось
обеспечить конвертируемость рубля, пополнить золотовалютный запас. Россия
постепенно интегрировалась в мировое хозяйство.
В 1994 году правительство сосредоточило свои усилия на стабилизации
уровня жизни населения, поощрении предпринимательской деятельности, целевой
поддержки наиболее незащищенных слоев населения, получении западных
кредитов и инвестиций. В 1995 году приоритетной задачей была жесткая
финансовая политика с целью обуздать инфляцию. В 1996 году — прекращение
падения производства и стабилизация экономики. Уровень инфляции удалось
снизить, но связанные с этим надежды на инвестиции и подъем производства не
оправдывались. Нестабильная политическая обстановка (выборы в
Государственную Думу 1995 года и Президента 1996 года), непоследовательная
финансово-кредитная политика не способствовали стабилизации экономики и
отпугивала западных инвесторов. Проводимый 2 этап приватизации (денежный)
выявил противоречия в политической и промышленно-финансовой элите,
разразились скандалы по поводу условий приватизации и ее результатов. На
фоне падения производства (многие отрасли с высоким уровнем технологий
угасали) все заметнее становился перекос в сторону производства сырья.
Например, доля отчислений в бюджет такого монополиста как Газпром
составляет 25%. Росла доля импорта, особенно продовольствия на фоне
снижения производства продуктов питания. В 1997 году удалось остановить
падения производства, но инвестиций было недостаточно для подъема. Высокая
энергоемкость промышленности России и устаревшее оборудование делали товары
неконкурентоспособными. Экспорт единственное что росло в годы реформ,
теперь уже сокращаются в 1997 году экспорт упал на 2%. Дефицит бюджета в
1997 году составил 6,8%. Падение за все предыдущие годы производства
достигли 50%, 45% предприятий убыточны, взаимонеплатежи между предприятиями
и невыплаты налогов в бюджет, при отсутствии инвестиций в производство
оборудование не заменяется и не обновляется. Инфляция не высока, курс
доллара в основном стабилен благодаря достаточным золотовалютным запасам
Центробанка, но на обслуживание внутреннего и внешнего долга уходило 30%
доходов. Высокая социальная напряженность, вызванная скрытой безработицей
невыплатой зарплат, пенсий и социальных пособий, за чертой бедности от 30
до 40 млн. человек (по разным оценкам), забастовки, голодовки, перекрытие
железных дорог.
Издержки реформ можно объяснить следующим:
1. Плохие стартовые условия реформ, экономика находилась на грани краха, с
распадом СССР распались хозяйственные связи, рухнул прежний механизм
управления и нужно было создавать новый. Нестабильная политическая
обстановка, обесцененный рубль, отсутствие золотовалютных запасов, долги
СССР, отсутствие в стране продовольственных запасов, высокая социальная
напряженность, диспропорция в промышленности с перекосом к ВПК и
добывающей промышленности и тяжелой индустрии.
1. Ошибки, половинчатость и непоследовательность реформ, обусловленные
политической нестабильностью, борьбой законодательной и исполнительной
властей, а затем между финансово-промышленными группировками.
1. Ошибки теоретиков и исполнителей реформ в выборе стратегии и в оценке
ситуации и последствий принимаемых решений ("хотели как лучше, а вышло
как всегда"). Например, расчеты на приток инвестиций и подъем
производства после стабилизации курса рубля и победой над инфляцией не
оправдались.
Нельзя сказать, что данный курс не дал обществу каких-либо позитивных
импульсов. Может быть, самым существенным сдвигом было преодоление трудного
психологического барьера перехода к рынку, возникновение предпринимателей и
появление рыночных механизмов. Однако негативные последствия реформ явно
перевесили положительные. Одним из главных следствий ценовой либерализации
стало быстрое сближение внутренних цен на сырье, материалы и энергоресурсы
с мировыми. Это нанесло тяжелейший удар по основной массе традиционно
низкоэффективных производств в обрабатывающей промышленности и сельском
хозяйстве, которые оказались нежизнеспособными.



5.Егор Гайдар.
Историческая правда — на нашей стороне.
Ответы на самые острые и актуальные вопросы

Реформы в стране и мире: мифы и реальность.

“... Когда мы пришли в правительство в конце 1991 года, самое большое
потрясение, которое я испытал, было от внезапного понимания отсутствия
какого бы то ни было управления ведущими отраслями, всей экономикой. Было
ощущение, что самолет летит, а экипаж тихонько выпрыгнул с парашютами...”
Е.Гайдар, 1994 г.

- Егор Тимурович, у части нашего общества существует убеждение, что у
Гайдара в 1991—1992 годах ничего не получилось с проведением реформ, что с
того времени начался развал экономики в России. Как бы Вы прокомментировали
подобные высказывания?

— Егор Гайдар: Тогда, в конце 91-го, на старте реформ, перед нами стояла
абсолютно срочная задача. Разваливалась административная система
управления.Работа нерыночного хозяйства невозможна без жесткой тоталитарной
власти. Крушение КПСС, обслуживающих ее властных инструментов неизбежно
повлекло засобой острейший кризис социалистической экономики, в которой
перестают работать приказы и отнюдь не начинает сразу работать рынок.
Отсюда — тотальный дефицит,реальная угроза краха систем жизнеобеспечения.
Деньги не работали. Пятнадцать государственных банков бывших союзных
республик печатали рубли, а покупать на них было нечего. Принципиальным был
вопрос: сумеем ли мы запустить рыночные механизмы, не допустив голода, в
кратчайшие сроки заставить работать рынок,вернуть хотя бы минимальное
доверие к рублю, добиться, чтобы на прилавках появились товары, чтобы
экономика стала открытой, образовался частный сектор?Это сделать удалось.
Рынок работает, рубль конвертируемый и устойчивый, частный сектор создан,
экономика открытая, о дефиците и карточках мало кто вспоминает.Что не
получилось? Не удалось совершить переход быстрее, а значит,
безболезненнее, ибо здесь каждый лишний год — это дополнительные тяготы для
народа.

- Под давлением прокоммунистического Съезда народных депутатов РСФСР Ваше
правительство ушло в декабре 1992 года. Вас сменил В.С. Черномырдин. А
утверждения о том, что с декабря 1992 года в России по-прежнему
осуществляется не имеющий перспективы гайдаровский курс, имеют место быть.
Провалы правительств В.С. Черномырдина и С.В. Кириенко также объясняют тем,
что их программы писались гайдаровским институтом.

— Егор Гайдар: Мне очень интересно слышать о гайдаровском курсе, который
реализуется после 92-го года. По моему глубочайшему убеждению, никакого
общего курса, который реализовался бы за это время, не было. Была
серьезнейшая борьба вокруг направлений экономической политики. Были
прорывы, к сожалению, короткие, по отдельным направлениям, были длительные
метания и колебания. Любой, кто читает газеты, не может этого не знать.
Когда был гайдаровский курс? Когда Черномырдин замораживал цены в конце
1992 года? Когда накачивали денежную массу, “поднимая производство” в 1994
г., и шли к “черному вторнику”? Когда в эти годы пробуксовывали все
структурные реформы и весной 1997 г. (когда в правительство вошли Немцов и
Чубайс) пришлось браться за них с огромным опозданием? Не было
гайдаровского курса. К тому же, зачем обижать, скажем, Вольского, Глазьева,
Геращенко, Черномырдина и других российских политиков, чьи идеи воплощались
с не меньшим усердием, чем гайдаровские, и во всяком случае, в более
обширные временные периоды? Да, были отдельные эпизоды, в которые
проводилась достаточно осмысленная экономическая политика: первая половина
1992 года, осень 1993 г., с марта по июль 1997 года, готово было к этому и
правительство Кириенко. Но никакого единого курса не было.

. А насколько велика вина вашего и последующих правительств в том, что
Россия наделала много внешних долгов, которые придется выплачивать
будущим поколениям?

— Егор Гайдар: Давайте разберемся с долгами. По состоянию на конец 1994
года, когда были в полной мере упорядочены наши отношения по долгам
Советского Союза и Россия уже произвела некие заимствования у международных
финансовых организаций, долг России состоял из двух частей: 109 миллиардов
долларов — долги СССР и 11 миллиардов долларов — долги проводившей
тяжелейшие реформы России. На сегодняшний день совокупные долги России
(включая советский долг) составляют около 150 млрд. долларов. Значительная
часть этого прироста обусловлена начислением процентов по долгу СССР. Мы
занимаем у Международного валютного фонда, чтобы выплачивать проценты по
долгам бывшего Союза и гасить часть его задолженности, которая осталась
неурегулированной.
Советский Союз, безусловно, имел периоды значительного экономического
роста. Понятно, что для этого требовалось значительное финансирование.
Серьезные политологи и экономисты знают природу развития при социализме.
Источники хорошо известны: с начала 30-х до конца 50-х — развитие за счет
разорения деревни. Затем — за счет нефтяной ренты с уникальных по низкой
стоимости добычи богатейших месторождений Западной Сибири. С 80-х годов —
за счет быстрого наращивания внешнего долга и продажи валютных и золотых
запасов. Сейчас за это приходится расплачиваться.

. Егор Тимурович, что же получается? Реформаторы получили в наследство от
последних правительств Советского Союза и правительства РСФСР Силаева
одни долги. Очевидно, все ваши надежды были связаны с помощью Запада, с
Международным валютным фондом (МВФ), а она практически не последовала.

- Егор Гайдар: Уникальность российских реформ состоит в том, что они
начинались как раз без взаимодействия с МВФ. Тогда мы не были членами
Международного валютного фонда, других финансовых организаций. МВФ не
понимал, что здесь происходит, с кем надо иметь дело. Поэтому
сотрудничество с Фондом началось значительно позже, чем стартовали реформы,
что, конечно, не помогло нам в решении острейших финансовых задач. Надо
сказать, мы все это понимали и отдавали себе отчет, что на крупные займы в
начальный период реформ рассчитывать нельзя. Напомню хотя бы положение
программы на 1992 год, где мы ставили себе задачу свести бюджетный дефицит
к минимуму, чтобы не зависеть от кредитов. Поэтому, несмотря на молодость,
наше правительство было не столь наивно, как кажется.



6.Еще раз о "халявной" приватизации

"... О приватизации в постсоветских странах можно спорить долго. Всюду было
недовольное большинство населения. Не будет преувеличением сказать, что
приватизация в России была проведена относительно успешнее, чем в
большинстве
бывших республик СССР, ставших самостоятельными государствами. Я,
например,считаю, что приватизация относительно успешно проведена в Чехии,
но убедить в
этом чехов очень непросто..."
Е.Гайдар, 1994 г.

- Егор Тимурович, поговорим еще об одной болевой теме - о приватизации.
Ваши недоброжелатели утверждают, что "халявная" приватизация не дала
эффективного собственника, не принесла роста производства. А надо было
навести порядок в государственной собственности, и она давала бы в казну
огромные деньги.

- Егор Гайдар: Великолепный рецепт! Поднять эффективность госсектора или
хотя бы его части пытались много раз - от совнархозов при Хрущеве,
бригадного подряда при Брежневе, ареста прогульщиков в кинотеатрах при
Андропове до записанного в программу КПСС научно-технического рывка при
Горбачеве. Что же ни у кого ничего не получилось?
Обратимся к опыту других стран. Наиболее характерный пример - Болгария. Там
в 1991 году начали с либерализации цен, а потом остановились в структурных
реформах и оставили подавляющую часть промышленности в руках государства.
На практике это обернулось спонтанной, бесконтрольной приватизацией в
пользу директоров, которые набрали кучу безответственных займов. Последовал
масштабный кризис банковской системы, а в 1997 году - ее крах. Национальная
валюта за год упала в несколько десятков раз. Болгары были вынуждены
произвести сокращение непроцентных бюджетных расходов в масштабах, которые
нам не снились и в страшном сне. Сообщаю своим оппонентам, что даже
коммунисты из нашей Госдумы, изучив вопрос о "вредительской приватизации" с
целью "прихлопнуть" ее, пришли к выводу, что частные редприятия работают не
хуже государственных, а лучше. Об этом заявила специальная депутатская
комиссия. Мне хотелось бы, признаюсь, тыскать страны, где госсектор
эффективнее частного.
7.заключение


Экономические реформы в России во второй половине 90х годов развивались
непоследовательно. В результате отсутствия необходимого политического
обеспечения реформ два открывшихся окна возможного (1992 и 1997 гг.) были
использованы не в полной мере. Особенно это относится к окну 1997 года. В
результате в России сложилась специфическая ситуация недореформированной
экономики, вовсе не реформированной социальной сферы,имитационной
демократии,неразвитого гражданского общества. Недореформированность
экономики и социальной сферы провоцирует кризис государственных финансов,
недореформированность политической сферы препятствует принятию
антикризисных мер. Следствием этого становятся периодические обострения
кризиса государственных финансов.
литература

1. Экономика и жизнь № 02 1999 г.

2. «РОССИЙСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ДЕВЯНОСТЫХ ГОДОВ:
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ» А. Улюкаев Январь 1998 N
02 (8748)

2. «Хроники безвременья» Валерий Писигин Москва. 1995

5. «Историческая правда на нашей стороне» Егор Гайдар






Новинки рефератов ::

Реферат: Автоматическая линия цинкования в барабанах (Технология)


Реферат: Чиновничество в России. XIX век (История)


Реферат: Возникновение психики. Ситуации, где психика не нужна, и где она необходима (Психология)


Реферат: Генеральный план порта (Транспорт)


Реферат: Курсовая по менеджменту (Менеджмент)


Реферат: Лабораторная работа №5 Исследование электрической цепи источника постоянного тока (Физика)


Реферат: Зигмунд Фрейд - Введение в психоанализ (лекции) (Психология)


Реферат: Возникновение и становление философских учений. Предмет философии, его историческая трактовка (Философия)


Реферат: Автоматика и автоматизация производственных процессов (Технология)


Реферат: Религиозные воззрения сакских племен (Религия)


Реферат: Казанский университет (История)


Реферат: Традиционные верования и мировоззрения народов ханты и манси (Культурология)


Реферат: Русский символизм как литературное течение (Литература)


Реферат: Женщина на войне - феномен XX века (Исторические личности)


Реферат: Архитектура Древнего Египта (Архитектура)


Реферат: Производство серной кислоты контактным способом (Химия)


Реферат: Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся (Педагогика)


Реферат: Наружная реклама (Право)


Реферат: Роль МПВО в 1941-1945 (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Планета Сатурн (Астрономия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист