GeoSELECT.ru



Компьютеры / Реферат: Turbo Basic прикладной (Компьютеры)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Turbo Basic прикладной (Компьютеры)



Министерство общего и профессионального
образования Российской федерации

Южно-Уральский Государственный университет
Кафедра строительных материалов



КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине «Информатика»



Выполнил студент
группы АС-145 Ахтямов Руслан Рашидович
Руководитель проекта Абызов Виктор Александрович
Нормоконтроль Семеняк Григорий Сергеевич
К защите
Проект защитил с оценкой



Челябинск 2001

ВВЕДЕНИЕ

Информатика является одной из важных научных дисциплин. Она изучает
методы представления, накопления, передачи и обработки информации с помощью
электронно-вычислительных машин. Знание информатики необходимо для
плодотворной творческой деятельности инженера любой специальности. Эта
дисциплина требует необходимые знания по математике и другим предметам.
Разработка данного курсового проекта основано на разработке программы
расчета среднего балла студентов АС-145 и АС-144 по результатам зимней
сессии. Эта программа достаточно актуальна. При различного рода
дополнениях в эту программу можно рассчитать средние балы любого количества
студентов, любых групп. Так же можно ее использовать для выявления
отличников по определенным предметам, для возможного их поощрения. Эта
программа может облегчить работу кураторов, деканата по надзору за
успеваемостью студентов, а так же для начисления стипендии студентам.
Программа может сохранять таблицы в файлы, что значительно облегчают
работу.
Программа затрагивает широкий круг вопросов. Ее разработка отвечает
интересам всего изучаемого курса информатики, потому что она требует
самостоятельного углубленного изучения информации для программирования,
которая не входит в курс обучения по данной дисциплине.



ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Разработать программу расчета среднего балла студентов групп АС-144, АС-145
по результатам зимней сессии.



СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Титульный лист
1
Введение
2
Задание на курсовую работу
3
Содержание работы
4
Аннотация
5
Формулировка задачи. Основные понятия и определения, встречающиеся в
расчетно-пояснительной записке
6
Блок-схема алгоритма решения задачи
7
Текст программы
8
Подробное построчное описание хода работы программы.
11
Контрольный пример проверки решения задачи
13
Список используемой литературы
14



АННОТАЦИЯ
Курсовой проект по дисциплине «Информатика»
Курсовой проект посвящен для расчета среднего балла студентов АС-144 и
АС-145 по результатам зимней сессии, а так же выявление отличников по
определенным дисциплинам. Он может применен подобных расчетов в любых
других группах.
Педагогической задачей курсового проекта является глубокое и
детальное изучение такого языка программирования, как Turbo Basic.
В курсовом проекте содержится текст программы, исходные данные
которой вводятся помощью файла последовательного доступа, для этого
разработана специальная пред-программа. результаты расчета выводятся на
экран в виде таблицы и файла последовательного доступа.
К тексту курсового проекта прилагается блок-схема алгоритма решения
задачи построчное описание хода программы контрольный пример проверки
решения задачи и дискета которая содержит файл программы.



Формулировка задачи. Основные понятия и определения,
встречающиеся в расчетно-пояснительной записке.
Формулировка задачи:

Разработать программу расчета среднего балла студентов групп АС-144, АС-145
по результатам зимней сессии.
Исходные данные: результаты сдачи экзаменов на день окончания зимней сессии
2001 года.
Дополнительные условия разработки программы:
1. Исходные данные для программы вводить с помощью файла
последовательного доступа;
2. Результаты расчета ранжировать по уменьшению(первая строка содержит
фамилию студента, имеющего максимальный средний балл) и вывести в виде
таблицы на экран и в файл последовательного доступа.
3. Вывести на экран по алфавиту фамилии студентов, получивших оценку
«отлично», сгруппировав их по дисциплинам.

Основные понятия и определения, встречающиеся в расчетно-пояснительной
записке:

Стоковые переменные - имена представляются строковые значения, эти
значения могут изменяться в ходе выполнения программ.
Константы – группа литер, окруженных двумя кавычками, значения которых
не изменяется в ходе программы.
Файл последовательного доступа – файлы созданные последовательностью
символов в кодах ASCCI.
Программа – набор кодов символов или кодов команд, выполняемых в
определенной последовательности.
Команда – инструкция о выполнении некоторой операции.
Массив – группа строковых и числовых данных, разделяющих между собой
одно и то же мы.
Цикл – содержит некоторое количество операций, которое многократно
повторяется в программе.



БЛОК-СХЕМА АЛГОРИТМА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
начало

b$=»Фамилия», с$=»Имя»,
d$=»Отчество»,
r$=»дисциплина», I$=»Средний»,j$=»бал»,
g$=»матем»,h$=»физика»,f$=»нач/геом»


вывод b$, с$, d$,r$, I$,j$, g$,h$,f$


i=1,50

k=b(1,i) f=b(2,i) c=b(3,i) p=(k+f+c)/3
q(i)=p pol(I)=I p=0


n=1,50

I=1,49

Нет
C=q(I+1) q(i)=q(I+1) q(i)=c
q(i)n1) or (n1>10) or (1>m1) or (m1>10)) {Условия ошибки}
then begin
WriteLn ('ОШИБКА!!!');
Halt;
end
else begin
WriteLn ('Введите исходную матрицу'); {Ввод исходной
матрицы}
for i1:=1 to m1 do
for j1:=1 to n1 do Read (MAS1[i1,j1]);
end;

for i1:=1 to m1 do {Вывод исходной матрицы}
begin
for j1:=1 to n1 do
Write (MAS1[i1,j1]);
WriteLn;
end;

Case operation of {Оператор выбора «operation»}
1: begin {Определитель}
if (m1n1) then writeLn ('ОШИБКА!!!') {Условие
ошибки}
else
begin {Формула определителя}
det:=(MAS1[1,1]*MAS1[2,2]*MAS1[3,3]
+MAS1[2,1]*MAS1[3,2]*MAS1[1,3]

+MAS1[1,2]*MAS1[2,3]*MAS1[3,1])
-(MAS1[3,1]*MAS1[2,2]*MAS1[1,3]
+MAS1[3,2]*MAS1[2,3]*MAS1[1,1]
+MAS1[2,1]*MAS1[1,2]*MAS1[3,3]);
WriteLn ('Opredelitel det=',det); {Вывод
определителя}
end;
end;

2: begin {Обратная матрица}
if (m1n1) then WriteLn ('ОШИБКА!!!') {Условие
ошибки}
else begin
det:=(MAS1[1,1]*MAS1[2,2]*MAS1[3,3]
{Определитель}
+MAS1[2,1]*MAS1[3,2]*MAS1[1,3]
+MAS1[1,2]*MAS1[2,3]*MAS1[3,1])
-(MAS1[3,1]*MAS1[2,2]*MAS1[1,3]
+MAS1[3,2]*MAS1[2,3]*MAS1[1,1]
+MAS1[2,1]*MAS1[1,2]*MAS1[3,3]);
if det = 0 then WriteLn ('ОШИБКА!!!')
{Условие ошибки}
else begin {Союзная матрица}
for i1:=1 to m1 do
for j1:=1 to n1 do
MAS2[i1,j1]:=MAS1[j1,i1];
{Итоговая формула}
for i1:=1 to m1 do
for j1:=1 to n1 do

MAS3[i1,j1]:=(1/det)*MAS2[i1,j1];
WriteLn;
WriteLn ('Обратная матрица:');
for i1:=1 to m1 do begin {Вывод
обратной матрицы}
for j1:=1 to
n1 do
Write
(MAS3[i1,j1]);
WriteLn;
end;
end;
end;
end;

3: begin {Транспонирование матрицы}
for i1:=1 to m1 do
for j1:=1 to n1 do MAS2[i1,j1]:=MAS1[j1,i1];
{Формула}
WriteLn ('Транспонированная матрица: ');
for i1:=1 to m1 do begin {Вывод транспонированной
матрицы}
for j1:=1 to n1 do
Write (MAS2[i1,j1]);
WriteLn;
end;
end;

4,5: begin {Сложение/вычитание матриц}
{Ввод второй матрицы}
WriteLn ('Введите кол-во строк второй
матрицы');
ReadLn (m2);
Writeln ('Введите кол-во столбцов второй
матрицы');
ReadLn (n2);
If (n2n1) or (m2m1)
then WriteLn ('OSHIBKA!!!') {Условие ошибки}
else begin
WriteLn ('Введите вторую матрицу');
for i1:=1 to m1 do
for j1:=1 to n1 do
Read (MAS2[i1,j1]);
end;
for i1:=1 to m1 do {Вывод второй матрицы}
begin
for j1:=1 to n1 do
Write (MAS2[i1,j1]);
WriteLn;
end;

if operation = 4 then k := 1;
if operation = 5 then k := -1;
for i1:=1 to m1 do
for j1:=1 to n1 do
MAS3[i1,j1]:=MAS1[i1,j1]+k*MAS2[i1,j1];
{Итоговая формула}

writeln('Сумма/разность:');
for i1:=1 to m1 do
begin
for j1:=1 to n1 do Write(MAS3[i1,j1]);
WriteLn;
end;

end;


6: begin {Умножение матриц}
{Ввод второй матрицы}
WriteLn ('Введите кол-во строк второй матрицы');

ReadLn (m2);
Writeln ('Введите кол-во столбцов второй
матрицы');
ReadLn (n2);
If ((1>=m2) or (m2>=10) or (1>=n2) or (n2>=10)
{Условие ошибки}
or (n2m1)) then WriteLn
('ОШИБКА!!!')
else begin
WriteLn ('Введите вторую матрицу');
for i2:=1 to m2 do
for j2:=1 to n2 do Read
(MAS2[i2,j2]);
end;
for i2:=1 to m2 do begin {Вывод второй матрицы}
for j2:=1 to n2 do
Write (MAS2[i2,j2]);
WriteLn;
end;
m3:=m1; n3:=n2;
for i3:=1 to m3 do
for j3:=1 to n3 do begin
MAS3[i3,j3] := 0;
for i2:= 1 to m2 do
{Итоговая формула}
MAS3[i3,j3] :=MAS3[i3,j3] +
MAS1[i3,i2] * MAS2[i2,j3];
end;
begin {Вывод произведения}
writeln;
writeln('Произведение:');
for i3:=1 to m1 do begin
for j3:=1 to n2 do Write
(MAS3[i3,j3]);
WriteLn;
end;
end;
end;
End; {End Case}
ReadKey;
END. {Конец программы}



Пример работы программы

1. Операция нахождения определителя:

1) При появлении на экране меню с выбором операций, выбираем 1.
2) На предложение ввести кол-во строк матрицы, выбираем 3.
3) Кол-во столбцов – 3.
4) Вводим матрицу: ( 1 4 5 (
( 5 3 7 (
( 8 1 4 (
5) Программа выдает ответ: det = 54.

2. Операция нахождения обратной матрицы:

1) При появлении на экране меню с выбором операций, выбираем 2.
2) На предложение ввести кол-во строк матрицы, выбираем 3.
3) Кол-во столбцов – 3.
4) Вводим матрицу: ( 1 4 5 (
( 5 3 7 (
( 8 1 4 (
5) Программа выдает ответ: ( 1,851*100 9,259*100 1,481*10
(
( 7,407*100 5,555*100 1,851*100 (
( 9,259*100 1,296*10 7,407*100
(.

3. Операция транспонирования матрицы:

1) При появлении на экране меню с выбором операций, выбираем 3.
2) На предложение ввести кол-во строк матрицы, выбираем 3.
3) Кол-во столбцов – 3.
4) Вводим матрицу: ( 1 4 5 (
( 5 3 7 (
( 8 1 4 (
5) Программа выдает ответ: ( 1 5 8 (
( 4 3 1 (
( 5 7 4 (.

4. Операция сложения матриц:

1) При появлении на экране меню с выбором операций, выбираем 3.
2) На предложение ввести кол-во строк матрицы, выбираем 3.
3) Кол-во столбцов – 3.
4) Вводим матрицу: ( 1 4 5 (
( 5 3 7 (
( 8 1 4 (
5) На предложение ввести кол-во строк матрицы, выбираем 3.
6) Кол-во столбцов – 3.
7) Вводим матрицу: ( 2 8 10 (
( 10 6 14 (
( 16 2 8 (.
8) Программа выдает ответ: ( 3 12 15 (
( 15 9 21 (
( 24 3 12
(.



5. Операция вычитания матриц:

1) При появлении на экране меню с выбором операций, выбираем 3.
2) На предложение ввести кол-во строк матрицы, выбираем 3.
3) Кол-во столбцов – 3.
4) Вводим матрицу: ( 1 4 5 (
( 5 3 7 (
( 8 1 4 (
5) На предложение ввести кол-во строк матрицы, выбираем 3.
6) Кол-во столбцов – 3.
7) Вводим матрицу: ( 2 8 10 (
( 10 6 14 (
( 16 2 8 (.
8) Программа выдает ответ: ( -1 -4 -5 (
( -5 -3 -7 (
( -8 -1 -4 (.

6. Операция перемножения матриц:

1) При появлении на экране меню с выбором операций, выбираем 3.
2) На предложение ввести кол-во строк матрицы, выбираем 3.
3) Кол-во столбцов – 3.
4) Вводим матрицу: ( 1 4 5 (
( 5 3 7 (
( 8 1 4 (.
5) На предложение ввести кол-во строк матрицы, выбираем 3.
6) Кол-во столбцов – 3.
7) Вводим матрицу: ( 2 8 10 (
( 10 6 14 (
( 16 2 8 (.
8) Программа выдает ответ: ( 122 42 106 (
( 152 72 148 (
( 90 78 126 (.

7. Первый исключительный случай:

1) При появлении на экране меню с выбором операций, выбираем 1.
2) На предложение ввести кол-во строк матрицы, выбираем 0.
3) Кол-во столбцов – 3.
4) Программа выдает: «ОШИБКА!!!».

8. Второй исключительный случай:

1) При появлении на экране меню с выбором операций, выбираем 1 (2,
3).
2) На предложение ввести кол-во строк матрицы, выбираем 3.
3) Кол-во столбцов – 2.
4) Вводим матрицу: ( 1 4 (
( 5 3 (
( 8 1 (.
5) Программа выдает: «ОШИБКА!!!».

9. Третий исключительный случай:

1) При появлении на экране меню с выбором операций, выбираем 4.
2) На предложение ввести кол-во строк матрицы, выбираем 3.
3) Кол-во столбцов – 3.

4) Вводим матрицу: ( 1 4 5 (
( 5 3 7 (
( 8 1 4 (.
5) На предложение ввести кол-во строк матрицы, выбираем 2.
6) Кол-во столбцов – 2.
6) Программа выдает: «ОШИБКА!!!».

10. Четвертый исключительный случай:

1) При появлении на экране меню с выбором операций, выбираем 6.
2) На предложение ввести кол-во строк матрицы, выбираем 3.
3) Кол-во столбцов – 3.
4) Вводим матрицу: ( 1 4 5 (
( 5 3 7 (
( 8 1 4 (.
5) На предложение ввести кол-во строк матрицы, выбираем 2.
6) Кол-во столбцов – 2.
7) Программа выдает: «ОШИБКА!!!».


Выводы по работе

Для проверки результатов, выдаваемых программой, использовался
математический пакет MathCAD 2001 Professional.
Существенный недостаток программы в том, что при нахождении обратной
матрицы и определителя, программа может работать только с матрицами,
размером не превышающие 3х3. Это связано со значительным усложнением
программы, в случаи необходимости выполнения вышеперечисленных операций над
матрицами большего размера.
При написании программы использовалась следующая литература:
1) Фаронов В.В. «TurboPascal 7.0, начальный курс. Учебное пособие».
2) Мизрохи С.В. «TurboPascal и объектно-ориентированное
програмирование».
3) Голубев А.Б., Сидоров Ю.Н., Чередниченко А.И., Яценко И.В. «Основы
программирования на языке Pascal».
4) Боревич Э.И. «Определители и матрицы».
5) Гутер Р.С., Резниковский П.Т. «Программирование и вычислительная
математика».
6) Письменный Д.Т. «Конспект лекций по высшей математике», 1 часть.
7) Владимирский Б.М., Горстко А.Б., Ерусалимский Я.М. «Математика.
Общий курс».
-----------------------

Начало



Case operation


Operation = 1

Operation = 2

Operation = 3

Operation = 6

1


Ввод operation



Ввод m1



Ввод n1


1>n1 or n1>10
or 1>m1 or m1>10

ДА

НЕТ


Конец


Ввод MAS1

Вывод MAS1

Подсчет det

Вывод det

Подсчет обр.матр.

Вывод обр.матр.

Транспонир. матрицы

Вывод
транспонир. матрицы

Operation = 4, 5

ДА

n1n2 or m1m2



Ввод n2



Ввод m2


НЕТ

Вывод MAS2

Ввод MAS2

Operation = 4

ДА

k :=1

НЕТ

3

k :=-1

ДА

Operation = 5

Вывод MAS3
(сумма/разность)

2


Ввод n2



Ввод m2


1>=m2 or m2>10
or 1>=n2 or n2>10
n2m1

ДА

НЕТ

Вывод MAS2

Ввод MAS2

n3 := n2

m3 := m1

Вывод MAS3
(произведение)

Текст: «Ошибка»

4

5

6

7







Новинки рефератов ::

Реферат: Харизма (Социология)


Реферат: Художественная культура Древнего Египта (Искусство и культура)


Реферат: Соотношение социологии с другими науками (Социология)


Реферат: Трехмерная компьютерная графика (Компьютеры)


Реферат: Богатыри (Культурология)


Реферат: Кафе на 50 посадочных мест (Предпринимательство)


Реферат: Исторический портрет короля Испании Карла I(V) (История)


Реферат: Иудаизм (Религия)


Реферат: Автомобильная империя Генри Форда (Транспорт)


Реферат: Графика русского языка до и после Кирилла (Литература)


Реферат: Тригонометрические формулы на начало 10-го класса (Математика)


Реферат: А.Н. Островский "Бесприданница" (Литература)


Реферат: Маркетингові комунікації у внутрішньому середовищі підприємств (Маркетинг)


Реферат: Нефтяная промышленность России (География)


Реферат: Нефтепереработка в Беларуси (Химия)


Реферат: Автоматизированные системы ведения истории болезни (Программирование)


Реферат: Индуизм (Религия)


Реферат: Анализ мотивации и оплаты труда на предприятии (Право)


Реферат: Половое воспитание и подготовка учеников к семейной жизни (Статеве виховання та підготовка учнів до сімейного життя) (Педагогика)


Реферат: Все о клетке (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист