GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Архитектура Древней Греции (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Архитектура Древней Греции (Культурология)


Министерство образования Российской Федерации

Волгоградский государственный технический
университет

Кафедра истории, культуры и социологии



по культурологии на тему:
«Архитектура Древней Греции»



Выполнила:

Студентка
Зизе Наталья Вячеславовна

Группы – Э155.


Проверил:
Щеглов Владимир Васильевич.



г. Волгоград 2001г.


П Л А Н:


Введение……………………………………………….3
Архитектура (гомеровский период XI – VII вв.)……5
Архитектура (архаика VIII – VI вв.)…………………6
Греческие ордена……..……………………………….8
Архитектура (классическая Греция в V в. до н.э.)…10
Архитектура (эпоха эллинизма III – I вв.)…………14
Заключение…………………………………………...15
Список используемой литературы:…………………16



Введение.

Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-
I века до н.э., делится на три периода: архаический, классический и
эллинистический. Им предшествовали периоды крито-микенской культуры на
территории южной Греции и островах Эгейского моря. (III тыс. - XII в. до
н. э.) и так называемый Гомеровский период (XII – VIII вв. до н. э.) – это
время разложения родового строя и возникновения ранних классовых отношений,
что привело в VIII – VII вв. до н. э. к формированию античных
рабовладельческих государств. Период архаики (VIII – начало V в. до н. э.)
совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования
основных типов культовых и общественных зданий. Из второго периода,
охватывающего время с 480 г. до конца IV в. следует выделить время
наивысшего рассвета полисов (480-400 гг.),
к которому применяют название «классического периода». Ведущее место в эту
эпоху принадлежит Афинам, где в «золотой век» правления Перикла достигает
своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а в месте с нею –
искусство и архитектура.
Третий период — эпоха эллинизма (320-е годы IV в.— I в. н. э.) — время
возникновения греко-восточных монархий и интенсивной экспансии эллинской
культуры в новые города Малой Азии и Египта, ставшие крупными центрами
торговой и культурной жизни.
Если говорить о самой архитектура, то в Древней Греции она развивалась
быстро и многосторонне. В растущих греческих городах создаются жилые
каменные здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новое
появилось не в жилых и хозяйственных постройках, а в каменных общественных
зданиях. Именно здесь, и, прежде всего в архитектуре храмов, сложились
классические греческие архитектурные ордера.
Прямоугольное в плане, строгое и величественное сооружение,
возвышающееся на трех ступенях цоколя, обнесенное строгой колоннадой и
покрытое двускатной кровлей, — вот что всплывает в памяти, как только мы
произносим слова «архитектура Древней Греции». И действительно, построенный
по правилам ордера греческий храм был самой значительной постройкой в
городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его
архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм царил над городом; он
господствовал над пейзажем в тех случаях, когда храмы сооружались в каких-
либо других важных местностях, например, в местах считавшихся у греков
священными. Потому что ордерный храм был своего рода вершиной в греческой
архитектуре, и потому что он оказал огромнейшее воздействие на последующую
историю мировой архитектуры, мы обратились именно к особенностям ордерных
построек, пожертвовав многими другими видами и направлениями архитектуры и
строительства Древней Греции. Итак, запомним сразу — ордер в Древней
Греции, принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей
исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с
духовной жизнью общества.
Как было сказано выше архитектура Древней Греции в основном охватывает
VIII – I вв. до н. э. и получает своё наивысшее развитие в основном в так
называемый «классический период» и в архаике, в принципе об этом периоде и
пойдёт речь в данном реферате, но сначала обратимся к более ранним временам
и посмотрим как же обстоит дело там.



Архитeктура(гомеровский период XI – VIII вв.)

Некоторые представления об архитектуре гомеровской эпохи дают: эпос,
немногие остатки древнейших построек, терракотовые модели храмов, найденные
при раскопках так называемых священных участков. Скудость археологических
данных не позволяет воссоздать архитектурный облик городов того времени. В
отдельных местах “Илиады” и “Одиссеи” встречаются описания древних святилищ
- священных рощ и пещер с примитивными алтарями, дается характеристика
жилой усадьбы, группировавшейся вокруг двора (“ауле”), разделенной на
мужскую и женскую половины и включающей специальные помещения для рабов;
главным помещением жилого дома был примыкавший ко двору “мегарон”-
прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке и
входным портиком, образуемым выступающими концами продольных стен
(“антами”) и столбами между ними.
Мегарон был исходным архитектурным типом в развитие греческого храма.
Судя по раскопанным фрагментам зданий, строительная техника гомеровской
эпохе заметно уступает микенской и критской. Постройки возводились из глины
или сырцового кирпича (редко из плитняка) на фундаментах из бута,
скрепленного глиняным раствором; вытянутые в плане, они завершались
криволинейной апсидой. В IX – VIII вв. до н. э. Начали применять деревянный
каркас, укрепляющий стерцовую постройку (храм Артемиды Орвали в Спарте),
что способствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храма
VIII в. до н. э. из Герайона близ Аргоса свидетельствует о развитие
двуматной кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуют
самостоятельный портик. Позже возникает портик вокруг всего храма,
защищающий сырцовые стены от дождя(1й храм Геры в Герайоне близ Самоса,
ныне Тигани, здание в Гермоне).
Описание в “Одиссее” дворца Алкиноя позволяет угадать эстетические
воззрения той эпохи, когда архитектура еще не отделилась от ремесел , a
представления о красоте- от восхищения мастерством, по словам Гомера,
сияющим, подобно солнечному отсвету, на всех продуктах человеческого труда.
Это сияние и делает “лучезарным” сказочный дворец, при виде которого сердце
Одиссея забилось сильнее; он чарует не столько специфическими средствами
архитектуры, сколько искусными металлическими деталями и обшивками, резьбой
по дереву, росписями, декоративными тканями; путника манят богатый дом,
искусно орошенный сад, прохлада помещений, продуманная организация всей
усадьбы, наполненной творениями человеческих рук.
Архитектура (архаика VIII - VIвв.)

В то время город обычно располагался вокруг укрепленного холма-
“акрополя”, на вершине кoторого находилось святилище с храмом, посвященным
богу-покровителю полиса. У подножия акрополя размещались живые кварталы;
их планировка складывалась стихийно; ремесленники каждой профессии селились
отдельными слободами. Центром нижнего города была торговая площадь “агора”
- место политических собраний граждан.
В связи с возникновением нoвых форм общественной жизни складываются
различные темы зданий общественного назначения; среди них ведущее место
принадлежало храмам.
Наряду с храмами сложились другие типы общественных зданий:
“булевтерий” – дом для собрания совета общины; “Пританей”- дом со священным
очагом общины, предназначенный для официальных приемов и торжественных
трапез. Рано появились “ста”- портики, открытые спереди, а часто и с других
сторон, служившие местом отдыха и прогулок. К числу общественных зданий
относились также “лесхи” (своего рода клубы), фонтаны, театры, стадионы.
Целые комплексы сооружений отводились для “палестр” и “гимназий”- школ для
физического и общего воспитания молодежи. Большинство общественных
сооружений свободно размещалось вокруг агоры.
Нaчало поисков более долговечных, чем известных прежде, более
внушительных и соответствующих требованиям новой эпохи архитектурных форм
знаменует храм Аполлона Терепиоса в Гермоне и храм Геры в Олимпии.
Эти храмы в большей мере свидетельствуют о поисках, чем об успехах
зодчества архаики. Его крупнейшие достижения были связаны с созданием и
последовательным применением ордерных принципов. Ордер представляет особый
тип архитектурной композиции, характерными чертами которого является
трехчастность (стереобой, колонны и антаблемент), четкое разделение частей
на несомые и несущие, нарастание сложности построения снизу вверх. Ордер
возник как важный элемент архитектуры общественного здания.
Дорический ордер сложился на базе строительного опыта дорийских племен,
заселявших греческую метрополию. Он встречается уже в первых сооружениях,
построенных из камня, как в метрополии (ст. храм Афины Пронайи и ст. фолос
в Дельфах), так и в дорийских колониях (храм Артемиды в Керпире, храм
Аполлона в Сиракузах). На первых порах дорические постройки имели много
местных особенностей. Со временем стерлись различия в плане. Исчезли и
резкие колебания в пропорциях колонн, первоначально весьма значительных.
Вышла из употребления керамическая облицовка, бессмысленная в каменных
сооружениях, но иногда применявшаяся по традиции (сокровищница илоян в
Олимпии).
Примерами сложившейся архаической дорике служит храм Афины на о-ве
Эгида, сокровищница афинян в Дельфах, храм Аполлона в Коринфе, “базилика” и
храм Деметры в Пестуме.
Важным элементом архаической архитектуры был декор: cкульптура,
заполнявшая поля метол и фронтонов, и раскраска фасадов (восковыми красками
по тончайшей мраморной штукатурке или прямо по камню). В дорических храмах
фоны для скульптуры окрашивались в синий или красный цвет. Мутулы, триглифы
и регулы – в синий, нижние поверхности карниза, тении, под капителями – в
красный. Основные, “работающие” части здания (архитрав, колонна) не
окрашивались. Раскраска пoдчеркивала кoнструкцию и в то же время придавала
архитектуре праздничный, мажорный характер.
Легкий в пропорциях декоративно-изящный ионический ордер сформировался
в богатых торговых городах островной и малоазийской Греции, испытавших
воздействие культуры Востока. Конструктивным прототипом ионического
антаблемента была плоская, совмещенная с потолком глинобитная кровля,
уложенная по сплошному накату из мелкого леса. В этой конструкции и находит
свой прообраз высокая ионическая сила и зубчики, расположенные поверх
архитрава. Ионический ордер встречается впервые в больших малоазийских
диптерах середины VI в до н. э., возведенных из известняка и мрамора.
Среди них наиболее прославлен храм Артемиды (архитекторы Херсифон и
Метаген) в Эфесе.
В VI в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании
архитектурных ансамблей. Важнейшим типом ансамбля, наряду с опорой и
акрополем, было святилище. В ансамбле святилище в Дельфах, определившиеся в
основных чертах в VI в до н. э., важным элементом архитектурного образа
является пейзажное окружение. Композиция святилища была рассчитана на
восприятие человека, который в составе торжественной процессии поднимался
по зигзагам освещенной дороги, обрамленной сокровищницами и мотивными
статуями; на одном из поворотов перед его взором возникали неожиданно
крупные и потому особенно впечатляющие массы главного храма, стоявшего на
высокой террасе.



Греческие ордена.

В древнегреческом ордере существует ясный и стройный порядок, согласно
которому сочетаются друг с другом три основные части постройки: основание —
стереобат, несущие опоры — колонны и несомую конструкцию — антаблемент.

Дорический ордер (возник в начале VII в. до н.э.) имел три основные части
(см. выше). Ему свойственны колонна, рассеченная желобками-каннелюрами,
сходящимися под острым углом, стоящая без базы и завершенная простой
капителью, архитрав в виде ровной балки и фриз из чередующихся триглифов и
метоп.

Ионический ордер (сложился в середине VI в. до н.э.) резко отличается от
дорического стройной колонной, стоящей на базе и завершенной капителью с
двумя завитками-волютами, трехчастным архитравом и лентообразным фризом;
каннелюры здесь разделены плоской дорожкой.


И дорический и ионический ордера использовались в Древней Греции в
широком диапазоне построек — от небольших галерей жилых зданий до
грандиозных портиков храмов.


Но помимо дорического и ионического ордеров в Древней Греции
существовали и другие. Вот некоторые из них.

Коринфский ордер похож на ионический, но отличается от него сложной
капителью, украшенной растительными узорами (самая древняя коринфская
колонна известна в храме Аполлона в Басах, ныне — Вассе в Пелопоннесе,
сооруженном около 430 года до
н.э. знаменитым зодчим Иктином).
Эолийский ордер (известен по нескольким постройкам VII в. до н.э. — в
Неандрии в Малой Азии, в Ларисе, на острове Лесбос) имеет тонкую гладкую
колонну, стоящую на базе и завершенную капителью, большие волюты и лепестки
которой воспроизводят растительные мотивы.
Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены весьма
обстоятельно. Не подлежит сомнению, что его источником являются деревянные,
укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их
деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную
деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера
можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более
легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких
бревен. В
капители эолийского ордера проявляется местный строительный прием, согласно
которому балки укладывались на развилку ветвей древесного ствола. В Древней
Греции быстро сложился и строго упорядоченный план храма, сооружавшегося по
правилам ордеров. Это был храм-периптер, то есть храм, обнесенный со всех
сторон
колоннадой, внутри которого за стенами находилось святилище (целла).
Происхождение периптера можно проследить начиная от построек, близких
древнейшим мегаронам. Наиболее близок мегарону храм «в антах», то есть
храм, где на торцевой стороне выступают концы стен, между которыми
помещаются колонны. Далее следуют простиль с портиком на фасаде,
амфипростиль с двумя портиками на противоположных сторонах и, наконец,
периптер. Разумеется, это лишь схема исторического развития: в Греции
нередко одновременно сооружались храмы разных
типов. Но так или иначе древнейшим образцом послужила жилая постройка-
мегарон, а в VII в. до н.э. появились храмы-периптеры (храм Аполлона
Термиоса, иначе Фермосе, храм Геры в Олимпии и др.). В храмах этого времени
еще применялись кирпич-сырец и деревянные колонны, которые со временем
заменялись каменными.
Вместе с созданием каменных конструкций древние зодчие «из области шатких и
неустойчивых глазомерных расчетов доработались до установления прочных
законов «симметрии» или соразмерности составных частей здания». Так писал
об этом римский архитектор I в. до н.э. Витрувий, автор единственного
полностью сохранившегося античного трактата о зодчестве, по которому мы
можем достоверно судить о взглядах той эпохи на архитектуру. Разумеется, с
учетом того, что ордера сложились за шестьсот лет до появления на свет
этого трактата. Все эти «прочные законы» закрепились в каменном зодчестве
Древней Греции на века, а если считать те эпохи, когда в архитектуре снова
возрождался ордер, — то и на тысячелетия.



Архитектура (классическая Греция в V в. до н.э.)

Развитие ордеров в Древней Греции было связанно главным образом с
формированием основных типов зданий общественного назначения и прежде всего
храмов. В связи с представлениями о храме как о жилище божества его
первоначальная композиция формировалась под воздействием жилого древнейшего
дома — мегарона с портиком перед ним и статуей внутри помещения. Простейший
тип храма — антовый. Он состоял из прямоугольного зала — целлы и входного
портика в две колонны, расположенные между выступами продольных стен —
антами. Развитием храма в антах служит простиль, у которого четырёхколонный
портик выдвинут по отношению к антам, а так же амфипростиль — с двумя
торцовыми портиками на противоположных сторонах. Наконец, в период архаики
сформировался – периптер, имеющий колоннаду с четырёх сторон.
Развитие периптера и других типов храмов в архаическую и классическую
эпоху даёт наиболее яркое представление об изменениях в ордерной композиции
и о сложении характерных черт греческой архитектуры. Вершиной развития
стали храмы Афинского акрополя, который создаётся в V - IV вв. до н.э. и
господствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во времена
персидских нашествий, Акрополь был отстроен заново с невиданным до того
размахом. В течении третьей четверти V в. до н. э. были возведены
сверкающие, беломраморные здания: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос
(«Бескрылой Победы»). Завершающее ансамбль здание Эрейхтейона строилось
позже.
Подлинно гармонии удалось достичь строителям Парфенона, Иктику и
Калликрату. Колонны храма имеют ту же высоту, что и колонны храма Зевса в
Олимпии, но на смену тяжёлым пропорциям «сурового» стиля пришли стройность,
изящество. Влияние ионийских традиций сказалось в появлении фриза с внешней
стороны западной части сооружения. К соединению обоих стилей стремился и
архитектор Мнесиклет, создатель величественных ворот, ведущих на Акрополь,
— Пропилеев: ионийские колонны соседствуют здесь с дорическими. Напротив, в
архитектуре красивого миниатюрного храма Афины-Победительницы преобладают
ионийские черты. Также в духе ионийских традиций сооружён был Эрейхтейон,
расположенный весьма живописно.
Все эти замечательные творения Афинских зодчих расположены на Акрополе.
На холме Акрополя разместились основные святилища афинян, и прежде всего
Парфенон — храм Афины, богини мудрости и покровительницы Афин. Там же
хранится казна. В здании Пропилей, служившем входом в Акрополь, в двух их
пристройках – крыльях находится библиотека и картинная галерея.
Греческие архитекторы умели прекрасно выбирать места для своих построек.
Храм возводился там, где ему было словно приготовлено место самой природой,
и вместе с тем его спокойные строгие формы, гармонические пропорции,
светлый мрамор колонн, яркая раскраска противопоставляли храм природе,
утверждали превосходство разумно созданного человеком сооружения над
окружающим миром.
Акрополь воплощал представление о могуществе и величии
Афинской державы и в то же время, впервые в истории Греции,
выражал идею общеэллинского единства.

[pic]

Смысл планирования Акрополя можно понять, лишь представляя движение
торжественных процессий в дни общественных празднеств. Дорога вела вверх, к
торжественным воротам — Пропилеям. Дорическую колоннаду Пропилей два не
равных, но взаимоуравновешенных крыла здания, к правому, меньшему крылу
прилегает храм Ники Аптерос («Бескрылой победы»), начатый строительством в
449 г. как памятник в честь победы Афин над персами. Это не большой по
размера, гармоничный и ясный по форме храм, словно отделившись от общего
массива холма, первым встречал процессию. Стройные ионические колонны на
каждой из двух коротких сторон храма придают зданию черты изящества.
От Пропилей главный храм Акрополя Парфенон, возведённый на самой высокой
площадке Акрополя, виден с угла. Большое здание Парфенона уравновешенно
стоящими по другую сторону площади изящным и сравнительно небольшим храмом
Эрехтехоном, оттенявшим свободной асимметрией возвышенную строгость
Парфенона.
Парфенон — совершеннейшее создание греческой классической архитектуры и
одно из высочайших достижений зодчества вообще. Это монументальное,
величественное здание возвышается над Акрополем, подобно тому как сам
Акрополь возвышается над городом и его окрестностями. Парфенон самый
большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Внутри он
располагает двумя большими залами — прямоугольным и квадратным, входы в
которые располагались с противоположных сторон. Восточный прямоугольный
зал со статуей Афины в глубине был разделён на три части двухъярусными
колоннадами дорического ордера. Квадратный зал служил сокровищницей и носил
название «Парфенон».
Тип греческого храма, над созданием которого трудились многие поколения,
получил в Парфеноне наиболее совершенное истолкование. В своих основных
формах — это дорический периптер с восемью колоннами на коротких и
семнадцатью на длинных сторонах. Но он органически включает элементы и
ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегчённый
антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание, сложенное из квадратов
пентелийского мрамора. Раскраска подчёркивает конструктивные детали и
образовывала фон, на котором выделялись скульптуры фронтонов и метоп.
Величавой ясности и строгой гармонии Парфенона словно противостоит
изящество и свобода композиции Эрехтейона — асимметричного здания,
сооружённого на Акрополе неизвестным мастером в 421 – 406 гг. до н. э.
Посвящённый Афине и Посейдону, Эрехтейон отличается живописной трактовкой
архитектурного целого, контрастным сопоставлением архитектурных и
скульптурных форм. Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы. Храм
состоит из двух находящихся на разных уровнях помещений. С трёх сторон он
имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на
южной стене.
Расчленённостью и живописностью форм Эрехтейон прокладывает пути
искусству позднее классики, то более трагически взволнованному, то
лирически утончённому, но менее ценному и героическому, чем высокая
классика.

Помимо Афинского акрополя в архаический и классический периоды сложилось
множество других ансамблей, включающих храмы, святилища и общественные
здания (святилище Зевса в Олимпии, комплекс храмов в Посейдонии и др.). Но
уже с IV века храмы начинают терять ведущее значение и получают всё большее
развитие здания и комплексы светского назначения, формирующиеся как
элементы общей структуры городов. Особенно стоит выделить торговые и
зрелищно – спортивные комплексы, сочетавшиеся с природным ландшафтом.
Стадионы устраивались в естественных впадинах, достигая иногда значительных
размеров (Афины, Олимпия), театры использовали склоны гор для устройства
естественного полукруглого театрона с круглой площадкой — орхестрой, где
обычно выступал хор. К орхестре примыкала прямоугольная сцена.



Архитектура (эпоха эллинизма).

Для пластических искусств III – I вв. до н. э. ни в кое мере не были
временами упадка. Примером может быть знаменитая скульптурная группа
Лаокоона, шедевр эллинистической пластики. Группа была создана в первой
половине I в. до н. э., т. е. тогда, когда греческая поэзия была уже
охвачена творческим бесплодием.
В сакральной архитектуре эллинистической эпохи царил ионийский ордер.
Немногочисленные дорические постройки отличались стройными колоннами и
лёгкими балками перекрытий — это, как и появление некоторых других
элементов, указывает на разложение старого дорического стиля, который лишь
на греческом Западе ещё сохранял древние традиции. Если в сакральной
архитектуре дорический орден был распространён мало, то в светском
строительстве к нему прибегали часто, как это видно по колоннадам портиков.
О торжестве ионийского ордера говорит монументальный храм Дидимайон в
Милете: храм был окружён двойной колоннадой, состоящей из 210 ионийских
колонн. Ионийский стиль победил не только в жизни, но и в теории
архитектуры. Особенно горячо работал за него зодчий и теоретик этого
искусства Гермоген, работавший в середине II в. до н. э. и создавший новую
архитектурную формулу — псевдодиптер: постройка, обнесённая двойной
колоннадой, причём внутренний ряд колонн был до половины скрыт в стене
здания. Эта форма — последнее творение ионийского стиля — воплощена была в
большом храме Артемиды Левкофриены в Магнесии; позднее псевдодиптер был
широко заимствован римлянами и на практике и в теории.
Помимо прямоугольных в плане построек в эпоху эллинизма всё чаще появлялись
памятники круглые, продолжавшие традиции IV в. до н. э. Из сохранившихся
памятников этого типа заслуживают внимания, прежде всего Арсиноэйон на
острове Самофракия, хореический памятник Фрасилла, постройки в Олимпии и
Эретрии. Самым выдающимся было творение Сострата из Книда — вознесённый на
100 м. с лишним в высоту морской маяк на острове Фарос близ Александрии.
Александрийский маяк считался одним из семи чудес света, но до нашего
времени не сохранился.



Заключение.

И так осталось только подвести итоги ко всему выше сказанному. Как
следует из самой работы, развитие греческой архитектуры пришлось на время
правления Перикла или по-другому на «классический период».
Здесь мы прослеживаем неоднократное изменение стилей возведения зданий,
храмов. Переход от тяжёлого стиля к более лёгкому, изящному,
непринуждённому.
Так же мы можем здесь узнать о том, как в классическом периоде
происходит восстановление Акрополя, какие храмы он в себя включал,
«пройтись» по нему торжественной процессией «увидев» расположение всех
величественных храмов построенных в честь греческих Богов. Узнать о самом
величественном и почётном храме того времени Парфеноне.
В данной работе я попыталась в большей или меньшей степени раскрыть все
этапы формирования и преобразования архитектуры в Древней Греции,
рассматривая это подробно на некоторых сооружениях и храмах того времени.



[pic]

Список используемой литературы:


1. Казимеж Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима» - М.:
«ВЫСШАЯ ШКОЛА», 1990 г.
2. Н. Ф. Гуляницкий «Архитектура гражданских и промышленных зданий» в 5
томах: том 1 «История архитектуры» - М.: Стройиздат 1984 г.
3. История зарубежного искусства – М.: Изобраз. искусство, 1984 г.
4. А. Н. Бадак и др. «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Древняя Греция» – Минск: АСТ,
2000 г.
5. Л. Любимов «Искусство Древнего мира» - М.:
Просвещение, 1980 г.




Реферат на тему: Астрология и причины ее популярности

Согласно историческим источникам, дошедших до настоящего времени,
астрология зародилась на территории Древней Месопотамии около тридцати
тысяч лет назад. Именно эта дата служит отправной точкой в исследовании
вопроса об истории развития астрологии.
Во все времена человек хотел приподнять завесу тайны, узнать, что ждет его
в будущем, можно ли избежать грядущих событий, а если можно, то как. Как
это сделать – заключить договор с дьяволом, найти философский камень или
постигнуть тайну провидения силой человеческого разума? Люди всегда
пытались ответить на эти, казалось бы, сложнейшие и противоречивые вопросы.
На протяжении сотен тысяч лет астрология была ключом к постижению
непостижимого, давала ответы на вопросы. И сегодня на основе многих
археологических, исторических и даже гипотетических сведений можно
рассказать о том, как развивалась эта древнейшая и универсальная наука.
Древнейшая потому, что история развития астрологической мысли насчитывает
более трех тысяч лет. На протяжении всего этого времени мудрецы постигали
тайну науки о звездах.
Для многих ученых того времени астрология стала тем оазисом, достигнув
которого, можно было стать мудрым, а значит, могущественным человеком.
Не имея большого запаса знаний об окружающем мире, человечество пыталось
интерпретировать те данные, которые были достигнуты ему, опираясь на
астрологические теории. По мнению древних ученых, астрология являлась
универсальным ключом, открывающим все тайны Вселенной.
Подобно философии, астрологию с полным правом можно назвать матерью всех
наук. Она была той колыбелью, из которой вышли медицина и математика,
геометрия и многие произвольные науки – астрометеорология, гелиобиология,
астромедицина и другие.
Первоначально древними мудрецами двигало желание узнать неизвестное,
попытаться предсказать будущее страны или правителя с той целью, чтобы по
возможности избежать грядущих неприятностей: войн, чумы, смерти властителя
в результате несчастного случая и других непредвиденных ситуаций.
Предсказания позволяли принять меры предосторожности и избежать предстоящих
бед. Позднее в связи с распространением астрологического знания появилось
много шарлатанов, спекулировавших человеческой слабостью – желанием узнать
будущее. Однако многие попытки обогатиться при помощи лжезнания астрологии
не увенчались успехом, а, напротив, были жестоко наказаны. Нередки были
случаи, когда мудрейшие из мудрейших подвергались гонениям и преследованиям
и расплачивались за свой дар предсказания ценой собственной жизни.
Начиная с далеких времен правления Александра Македонского – крупнейшего
полководца и государственного деятеля, который внес огромный вклад в
развитие древней культуры, авторы плавно, шаг за шагом, переходили к
раскрытию вопроса развития астрологии. При этом на протяжении всего
процесса исследования давались не только сухие исторические факты, но и
проводился детальный анализ многих астрологических систем, та или иначе
отложивших отпечаток на развитие древней астрологии и ставших незыблемыми
канонами в современной науке.(1)
На Русь астрология проникла из Византии вместе с христианством. Первые
астрологические книги были переводами с греческого. Позднее появились
переводы и компиляции латинских, немецких и польских астрологических
сочинений. Астрономические и астрологические сведения приводятся в одном из
самых ранних памятников русской письменности – Изборнике Святослава (1073
г.). Собственно астрологическая литература известна на Руси с XIV в. Как и
в Европе, на Руси церковь относилась к подобным сочинениям крайне
отрицательно, считая их “ложными” книгами. В них видели суеверие, которое в
те времена отождествлялось с ересью и бесовским прельщением. В Пансиевсом
сборнике (кон. XIV в.), среди прочих “ложных” книг, упоминаются
“Остронумея” и “Звездочетья”. В Новгороде в конце XV в. занятие астрологией
получили широкое развитие, когда туда приехал на жительство выходец из
Киева Скара (или Схария), знаток чернокнижия и астрологии. Он приобрел
немало последователей среди образованных людей Новгорода. Стоглавый собор,
собранный по повелению Ивана IV Грозного, наряду с церковными апокрифами
осудил и гадательные книги, в числе которых было много астрологических или
связанных с астрологией сочинений. Сам Иван Грозный отказался принять от
датских послов часы, поскольку на них были аллегорические изображения
планет. Однако отец Ивана IV – Василий III – не был лишен интереса к
астрологии. Его личным врачом был Николай Немчин (Булев), который занимался
астрологией и распространял свои взгляды среди московских бояр. Да и Иван
Грозный, несмотря на свое показное неприятие суеверий, вероятно,
интересовался астрологией и гаданиями. Во всяком случае при дворе долгое
время находился Елисей Бомелий, о котором сохранились сведения как о “лютом
волхве”. По свидетельству Горсея, перед кончиной Грозного в Москву были
свезены более 60 лапландских волхвов, которые предсказывали ему по звездам.
В XVII в. астрологическая литература расцвела на Руси пышным цветом.
Многие выдающиеся и образованные люди занимались или интересовались
астрологией. В их числе были и царствующие особы. По приказанию царя
Алексея Михайловича, служивший при его дворе немецкий врач Андреас
Энгельгард знакомил царя с основами этого учения. Причиной интереса Алексея
Михайловича к астрологии послужило появление кометы 1664 г. и последовавшая
за ним ужасная эпидемия чумы в Англии. Интересна история о том, как
домашний учитель и наставник детей царя Симеон Полоцкий предсказал по
звездам рождения Петра I. Одиннадцатого августа Симеон усмотрел по звездам,
что в утробе царицы Наталии Кирилловны зачался великий государь. Узрев
знамение, Полоцкий на следующее утро поздравил царя с зачатием сына,
который должен родиться 30 мая 1672 года, при этом астролог поднес Алексею
Михайловичу гороскоп младенца, где предсказывал сыну царя будущее великого
монарха. Родители были очень обрадованы этим предсказанием, но все же к
Полоцкому были приставлены четыре урядника, которые стерегли предвещателя,
пока беременность царицы явно не обнаружилась. После этого Симеон оказался
в большой чести при дворе, и ему было приказано быть у царского стола.
Когда же царица родила сына, царь щедро наградил Симеона золотом, бархатом
и собольими мехами. О том, что эта история не является вымыслом, говорят
достоверные архивные документы, в которых упоминается гороскоп Петра.(2)
В становление современной астрологии ценнейший вклад внесли ученые –
астрологи XIX – XX веков. Они сделали очень много для того, чтобы
астрология была признана наукой, а слова ,,астрология” и ,,шарлатанство”
раз и навсегда стали антонимами На протяжении многих лет они пытались
анализировать и систематизировать знания и опыт своих предшественников. До
настоящего времени ведутся исследования древних астрологических систем и
эта область знания представляет собой наибольший интерес. (1)
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о месте астрологии среди
других явлений культуры, следует определить, что, собственно, мы будем
понимать под термином “астрология”. Сразу отметим, что общепринятого
определения астрологии до сих пор не существует, в разных источниках
приводятся разные формулировки, и их общее число достигает нескольких
десятков. Представляется, что значительная часть непрекращающихся дискуссий
относительно роли астрологии в истории культуры не в последнюю очередь
вызвана отсутствием чёткого понимания данного термина. Приведем несколько
наиболее характерных определений.
Так, “Советский энциклопедический словарь” определяет термин “астрология”
следующим образом: “учение о якобы существующей связи между расположением
небесных светил и историческими событиями, судьбами людей и народов”.
В “Современном словаре иностранных слов” астрология определяется как
“учение, возникшее в глубокой древности, получившее развитие в средние века
и вновь распространившееся в 20 в., о связи между движением небесных тел и
земными событиями, об основанном на этой связи методе предсказания судеб
(индивидов, групп, социальных образований)”.
Обратимся теперь к определениям, которые предлагаются самими астрологами.
Знаменитый британский астролог начала 20 в. Алан Лео дал следующее
определение астрологии: “наука, которая изучает влияние небесных тел на
характер человека и его проявления в физическом мире”.
Рейнгольд Эбертин, известный немецкий астролог 20 в., пишет, что “слово
“астрология” обозначает область знаний, возникших более десяти тысяч лет
назад, объектом которых является возможное влияние звёзд на Землю,
природные явления, политические события и, прежде всего, на состояние,
характер и судьбу человека”.
Наиболее оригинальное определение было предложено современным американским
астрологом и философом Робертом Хэндом: “Астрология – наука, изучающая
характеристики данной точки в пространстве/времени при помощи соотнесения
её с другими точками того же континуума, и пользующаяся символическим
языком, связанным с космическими структурами.
Критики, рассматривающие астрологию с религиозных позиций, нередко
считают, что астрология подразумевает астральный культ. Но это неверно.
Представления об одушевлённости небесных светил и о том, что они диктуют
свою волю людям, не являются в астрологии обязательными и отвергаются
многими астрологами. Небесные констелляции воспринимаются зачастую лишь как
отражение состояния мира, а не как его причина. Уместным будет сравнение
звёздного неба с циферблатом часов: мы можем прочитать показания часов о
текущем моменте, но из этого не следует, что данный прибор живой и что он
создаёт время.
Наконец, некоторые историки науки придерживаются ещё одной трактовки
термина “астрология” – напротив, очень сужая область данного понятия. Они
отграничивают астральные предзнаменования, поклонение звёздам, астральные
мифы, характерные для культур Древнего мира, от астрологии как таковой,
которую они понимают как математизированную технику составления гороскопов
для предсказания по ним будущих событий. (3)
Рождением астрологического взгляда на мир можно считать тот момент, когда
человек обратил внимание на цикличность природного круговорота и
повторяемость жизненных явлений. Самый первый примитивный календарь – это
просто перечень народных примет. По индийским преданиям, астрологическое
учение было уже хорошо развито несколько десятков тысяч лет назад и было
принесено на Землю Учителем Ману, который руководил Четвертой Расой. До нас
дошли свидетельства широкого распространения астрологического знания в
Халдеи, в Египте. Астрологический календарь был составлен около 2 780г. до
Р.Х., а жрецы располагали таблицами с положением планет и звезд и
астрологическими интерпретациями начиная за 10 000 лет до Р.Х., в Индии -
календарь составлен за 2 608 лет до Р.Х., в Китае около 2 630г. до Р.Х., а
в Вавилоне - за 4 000 лет до Р.Х., в Древней Греции, в Риме, в арабском
мире в средние века. (4)
В средние века почти при каждом восточном и европейском дворе были свои
астрологи и звездочеты, без советов и предсказаний которых ни один
воинственный предводитель ханства или княжества не решался начать свой
поход в чужие земли.
Давно уже звездочеты стали персонажами сказок, а в реальной жизни
,,переквалифицировались” в астрономов.
Но астрологи остались, и их слово имеет вес. Они составляют гороскопы
(Horoskopus – наблюдающий время (греч.) – таблицы взаимного расположения
планет и звезд на определенный момент времени, по которым предсказывают
судьбу.
На Востоке для составления гороскопов в качестве символов выбрали животных
и 12 – годичный цикл движения Земли вокруг Солнца. На Западе предпочли 12
созвездий, расположенных вдоль видимого годового пути Солнца, большинство
которых именуется по названиям животных (Zooh – животное (греч.). Отсюда –
Зодиакальный круг и знаки Зодиака.
В России одним из первых “официальных” астрологических изданий был Брюсов
календарь, названный по имени его создателя Якоба Брюса, которому помогал
придворный Петра I – ученый, библиотекарь Василий Киприанов. Выпуск этого
календаря, содержавшего гороскопы ,,на русские темы”, составленные по
взаимному расположению планет, был начат в 1709 г. и продолжался почти до
конца XIX в. (5)

Астрология как объект культурологического
исследования

Прежде всего, коснёмся вопроса о взаимоотношениях астрологии и искусства.
Одна только тема астрологических мотивов в различных видах художественного
творчества уже достойна отдельного исследования. Обозначим лишь основные
точки соприкосновения искусства и астрологии.
Во-первых, во многих случаях сама форма художественного произведения
бывает “астрологичной”. В первую очередь, это относится к музыкальным
произведениям. Как известно, основы теории музыки, заложенные в античности
учёными-пифагорейцами, были тесно связаны с астрологическими
представлениями о “гармонии сфер”: считалось, что каждая из семи планет
(включая Солнце и Луну) при своём движении издаёт звук определённой высоты,
а благодаря одновременному движению всех светил возникает гармоническое
звучание, то есть звукоряд в одну октаву. “Гармония сфер” влияет не только
на ступени звукоряда, но и на систему нотации, тональности, вокальные
формы. Под астрологическую концепцию “гармонии сфер” уже в античности был
подведён фундамент физико-акустических теорий. Интересно, что подобная
система была независимо создана и в Древнем Китае – с той лишь разницей,
что в Китае использовалась пентатоника. Пять нот китайской гаммы
соответствовали пяти стихиям и пяти планетам. Таким образом, теория музыки
с древности была неразрывно связана с астрологическими теориями
Мало известен тот факт, что в европейской литературе существовал особый
литературный жанр астрологического восхваления новорожденных и их родителей
– генетлиаконик. Такие стихотворные восхваления были насыщены
астрологической символикой и обычно основывались на гороскопе
новорожденного. Характерным примером генетлиаконика является сохранившееся
стихотворение Симеона Полоцкого, посвящённое рождению будущего российского
царя Петра I.
Доказано, что многие произведения архитекторов древности (прежде всего,
различные храмы и святилища) имели структуру, обусловленную
астрологическими представлениями. Например, зиккураты Двуречья состояли из
трёх (по числу трёх миров: небесного, земного и подземного) или семи (по
числу планет) этажей, каждый из которых имел четырёхугольную форму,
символизировавшую четыре стороны света и четыре времени года. Египетские и
американские пирамиды, романские и готические храмы и многие другие виды
сооружений в самой своей структуре содержат указания на астрологические
мотивы.
Особого обсуждения требует вопрос о взаимосвязи между астрологией и
мифологией, которая, в свою очередь, лежит в основе многих художественных
произведений. Ведь мифологемы богов, именами которых названы планеты,
составляют базис астрологических значений этих небесных тел. С другой
стороны, сами мифы (особенно астральные, космологические и календарные)
содержат большое количество астрологических мотивов. К. Г. Юнг указывал,
что в мифах и астрологических символах содержатся одни и те же всеобщие
архетипы. Этот выдающийся психолог считал, что астрология необходима для
правильной интерпретации мифов. Не углубляясь в данную проблему, отметим
лишь, что знание астрологического “языка” необходимо для культурологической
“расшифровки” значительного числа произведений искусства, основанных на
мифологии различных народов. Иными словами, астрология выполняет
своеобразную “языковую” функцию в разных видах искусства.
Пики популярности астрологии часто связывают с периодами социальной и
политической нестабильности, когда люди не уверены в своём будущем. Когда
отсутствует стабильность в повседневной жизни, усиливаются упования людей
на стабильность космических законов. Несомненно, астрология выполняет в
обществе психотерапевтическую функцию, однако социально-психологические
причины здесь не единственные и, видимо, не главные. Представляется, что во
многом место астрологии в жизни общества определяется её взаимодействием с
такими сферами культуры, как религия, наука и политика.
Очень интересен тот факт, что периоды наибольшей популярности астрологии в
Древнем Риме, Византии и государствах Западной Европы зачастую совпадали с
гонениями на астрологов. Причины этих гонений были очень разнообразными, но
очень редко они были связаны с убеждённостью правителей в ложности
астрологических учений. Во-первых, эти гонения часто были направлены против
уличных шарлатанов, тогда как многие учёные и сановники продолжали
интересоваться астрологией, и им это занятие не возбранялось. Во-вторых,
ряд гонений (прежде всего, в Римской империи) был связан с тем, что
правители чрезмерно верили в астрологию и боялись, что практически любой
желающий может узнать судьбу правящих лиц и использовать это знание в
корыстных целях, например, для подготовки переворота. К примеру, император
Тиберий, который, по свидетельству Светония, “был привержен к астрологии и
твёрдо верил, что всё решает судьба”, запретил обращаться к гадателям тайно
и без свидетелей, а затем и вовсе изгнал астрологов из Рима – кроме своего
личного астролога. В-третьих, антиастрологические указы в странах, где
государственной религией было христианство, часто вызывались тем, что
занятие астрологией связывалось с языческими культами и считалось
противоречащим учению церкви.
Астрология порой использовалась и как инструмент политических манипуляций
– например, во время второго сицилийского восстания рабов (104 – 99 до
н.э.). Лидер этого восстания Атенион был, по свидетельству Диодора
Сицилийского, знатоком астрологии. Очевидно, Атенион воспользовался своей
репутацией астролога, убедив других рабов, что их ждёт неминуемый успех,
если они восстанут. Атенион настойчиво утверждал, что боги через звёзды
открыли ему, что он станет царём всей Сицилии.
Таким образом, несомненно, что астрология неоднократно выполняла
политические и манипулятивно-политические функции.(6).

Связь астрологии и науки.

На ранних этапах своего существования астрология взаимодействовала с
географией, космографией и морской навигацией. Древние астрологи определял
морской путь, движение Солнца и Луны.
Начиная со второй половины XVIII века астрономия, астрология и математики
были окончательно разграничены. Причиной тому послужил официальный отказ со
стороны ученых, которые объявили астрологию не научной дисциплиной. Тем не
менее нельзя отвергать тот факт, что астрология не только обогатила
астрономию, но и внесла весомый вклад в развитие математики. Это относится
в первую очередь к сферической геометрии, а также к теории логарифмов.
Астрология была связана с физикой, которая при помощи астрологии пыталась
объяснить воздействие небесных тел на земную жизнь. Физикам не удалось
найти разумного объяснения явлениям природы, руководствуясь
астрологическими прогнозами, однако сами поиски стимулировали научную
мысль, подтолкнув ученых к созданию многих физических моделей, сыгравших
впоследствии огромную роль в развитии науки.
Химия, так же как и другие науки находилась под воздействием
астрологических идей. Как известно, современная химия выросла из концепций
средневековой алхимии, оперировавшей астрологической символикой. В конце
XVI – начале XVII века произошло окончательное отделение химии от алхимии,
и некоторые ученые, в частности Парацельс и Девисон, предпринимали попытки
объяснения химических процессов с точки зрения астрологических теорий.
Второе дыхание во взаимодействии астрологии и химии дали исследования
ученых XX века, прежде всего Лили Колиско. Исследовательница наглядно
показала и доказала, что процессы в растворах металлов значительно
изменяются под воздействием аспектов между планетами. Этот эксперимент был
назван ,,эффектом Колиско”.
Плодотворным считалось также взаимодействие астрологии и биологии. Первые
зоологические и ботанические классификации, возникшие в эпоху античности,
основывались на астрологических представлениях. К примеру, древние ботаники
полагали, что каждая планета, каждый знак зодиака оказывают влияние на
определенную группу растений, с которой их соединяют отношения подобия.
Каждое растение изучалось с точки зрения соотношения его отдельных частей и
определенных планет.
Астрологические исследования впоследствии стали определять фазы
сельскохозяйственных работ: посева тех или иных растений, их прополки,
подрезки, сбора и т.д. Системы подобного рода широко используются и по сей
день. Самым ощутимым воздействием небесных тел на биологические объекты
является действие Солнца и Луны. Очевидной представляется взаимозависимость
поведения животных и растений, их энергетическая связь с фазами Луны,
затмениями, пиками солнечной активности.
Воздействию Луны и Солнца на земные объекты исследователями было найдено
научное объяснение, вследствие чего появились особые научные дисциплины:
селенобиология и гелиобиология.
В последнее время астрология сблизилась с такими научными дисциплинами,
как геология и сейсмология. Ученые исследуют роль астрономических факторов
на сейсмическую активность, разрабатывают модели геологической истории
Земли с привлечением астрологических концепций.
Астрология, относясь к естественным наукам, с древнейших времен тесно
связана с медициной. Гиппократ, не только стоявший у истоков западной
медицины, но и продолжавший астрологические исследования своих
предшественников, утверждал, что настоящий врач должен на практике
использовать прежде всего астрологическое знание. Если врач не делает
этого, то он, по мнению Гиппократа, скорее всего умалишенный, нежели врач.
С древнейших времен знание астрологии было обязательным для врача. Время
приема лекарств, время кровопусканий и прочих медицинских действий, подбор
тех или иных лечебных средств – все это делалось с опором на положения
небесных тел. (1)
Кроме мнения, что астрология – наука, требующая изучения, существует
мнение, что астрология—одно из наиболее распространенных суеверий. В
некоторых цивилизованных странах каждый третий взрослый человек платит,
подчас дорого, за астрологические гороскопы. То, что астрология—это
заблуждение, можно обосновать трояким образом. Во-первых, все без
исключения ученые, компетентные в этой области, т. е. астрономы,
астрофизики и психологи, отвергают астрологию как суеверие. Во-вторых,
утверждения астрологов совершенно голословны: приводимые ими
"доказательства" противоречат элементарным принципам научной методологии,
особенно статистики. В-третьих, известно, что судьбы людей, родившихся в
одно и то же время и в одной и той же местности, которые, согласно
астрологии, должны быть одинаковыми, на самом деле совершенно различны (св.
Августин).

Для иллюстрации приведу выдержки из учебника по астрологии некоего
Франческо Вагнера (раздел о планетах):

"Луна... пробуждает в нас естественное стремление к переменам, к небольшим
путешествиям... делает нас более проницательными, усиливает интуицию,
медиумические способности, пассивность. Регулирует деятельность женских
органов, ответственна за половые расстройства, рождаемость, протекание
беременности и родов.

Меркурий... планета интеллекта и духа, профессионального труда, интересов,
особенно коммерческих. Именно Меркурий определяет ту роль, которую личность
будет играть в обществе.

Сатурн... осуществляет предназначения, ведет человека по ступенькам
духовного и социального прогресса — а также дает силы, необходимые для
достижения цели. Это планета скорби и чувства долга..."

Конечно, все это прекрасно и поучительно— жаль только, что абсолютно
необоснованно. О названных планетах известно лишь то, что они являются
безжизненными небесными телами, движущимися в пространстве по законам
механики. Известно также, что астрологические "вибрации" настолько слабы,
что разговор, ведущийся вполголоса в соседнем помещении, действует на нас
несравненно сильнее.”

Причины популярности астрологии.


Многие историки начала нашего века были бы весьма удивлены, узнав, какой
всплеск интереса к астрологии переживает современное общество. Учёные
рубежа 19–20 вв. в большинстве своём уверенно делали вывод: подъём интереса
к астрологии во времена Ренессанса был последним. Они считали, что эта
“лженаука“ окончательно умерла в результате открытий в астрономии и физике
(сделанных Коперником, Кеплером, Бэконом, Ньютоном, другими учёными) и уже
никогда не сможет возродиться. Такое мнение разделяли, в частности,
французские исследователи К. Фламмарион [Фламмарион, 1994] и О. Буше-
Леклерк [Bouchй-Leclercq, 1899], а также русский знаток культуры античности
Ф. Ф. Зелинский (название его работы 1901 г. об астрологии – “Умершая
наука” [Зелинский, 1994] – говорит само за себя).
Однако именно на рубеже 20 века интерес к астрологии начал неуклонно
расти, достигнув своей максимальной величины в наши дни, в результате чего
(нравится нам это или нет) астрология стала неотъемлемым фактором жизни
современного общества. (7)
Одной из причин популярности астрологии, без сомнения, является тот факт,
что астрологи иногда обладают проницательностью и интуицией, знанием
человеческой души, а возможно, и медиумическими способностями, что дает им
знание о клиентах, совершенно независимое от расположения небесных тел,
хотя они приписывают успех своего диагноза астрологической "науке".
Человек приходит за советом к ясновидцу, о котором он слышал хорошие
отзывы; другой приходит на спиритический сеанс, в надежде получить
послания, которое разрешит его эмоциональную проблему или даст ключ к
беспокоящей его тайне; кто-то еще советуется с астрологом или учится
составлять и интерпретировать часовые гороскопы; многие используют
предсказательную технику И. Цзина для разрешения своих трудностей и выбора
из альтернативных возможностей. Все это - разные формы "оракульских"
предсказаний; люди чувствуют себя не в состоянии разрешить свои проблемы
интеллектуально на основе того, что они знают, а традиционные религии тоже
не дают удовлетворительных ответов.
Почему эти люди не идут к экспертам-ученым-психологам, психиатрам, врачам,
университетски - образованным ученым, имеющим официальные дипломы,
владеющим разного рода техникой? Многие к ним и обращаются, но многие не
верят, что можно опереться на своевременное интеллектуальное эмпирическое
знание, которому учат в университетах - знание, основанное на
множественности данных и не содержащее всеохватывающей философии жизни. К
тому же многие, особенно среди современной молодежи, не хотят, чтобы кто-
нибудь выступал посредником между ними и тем, что они называют Богом,
Жизнью или Вселенной; но также они не вполне верят и самим себе,
сталкиваясь со сложными проблемами современной жизни.
Что же им делать? Альтернативой, личным посредником является безличная
передача. Это требует владения каким-то "языком", превосходящим
аналитический и рациональный уровень научного знания. Научное знание
обеспечивает нас комфортом и все возрастающей силой; однако часто оно
неспособно ответить на вопрос, какой из многих возможных путей выбрать. Оно
не говорит нам, как обрести большую полноту, большую глубину, которыми мы,
по-видимому, обладаем, не будучи способными актуализировать.
Есть большая разница между знанием и пониманием. Мы можем знать огромное
множество фактов, рецептов, уравнений и формул, дающих нам возможность
выполнять результативные действия. Но при этом мы можем не понимать
ценность этих результатов. Понимаем ли мы, куда современная технология
ведет человечество? Может ли фактическое, рациональное знание ответить нам
на вопрос, почему мы выбираем то или иное направление действия, когда
результаты наших действий очевидно зависят от множества неизвестных
факторов?
Современные ученые полагают, что число таких неизвестных факторов
стремительно уменьшается, и кажется, что так оно и есть в определенных,
строго очерченных областях. Однако наша, основанная на науке цивилизация,
порождает новые и все более сложные проблемы вместо каждой разрешенной.
Основные, фундаментальные проблемы остаются нерешенными, становятся все
более острыми и беспокоящими, остается нерешенной проблема значения и
смысла каждого индивидуального человека, моей жизни и вашей жизни.
Как может быть обнаружено это значение, эта цель, этот смысл, которые, за
редчайшими исключениями, проблематичны для самого индивидуума? Как
убедиться, что выбор, который мы делаем, ведет нас к более осмысленной и
полной жизни? Как увериться, что наше отношение к сложной ситуации,
включающей межличностные отношения, возможности карьеры или что-то
подобное, наиболее плодотворно? Незнание этого порождает фрустрации и
беспокойство.
Таковы причины, заставляющие современных людей обращаться к "оракулам" в
большей мере, чем когда бы то ни было (кроме, может быть, медленного заката
греко-римского общества). Обращение же к оракулу требует либо доверия к его
посредничеству, либо владения "языком предсказаний", - языком символов. (8)
Ни одна современная наука не может похвастаться такой неизменной
популярностью, такой притягательной таинственной силой, таким стойким
авторитетом на протяжении столетий в разных регионах земного шара, как
астрология. Ее популярность не ослабевает и в наши дни. По данным западной
статистики, на одного профессионального астролога приходится тысячи
любителей, которые более или менее квалифицированно, на уровне
Первоначальных сведений, могут толковать гороскопы, а так же несметные
тысячи людей, жаждущих понять себя, свой характер, понять своих близких и
знакомых и с помощью личных гороскопов заглянуть в таинственное будущее
время. Современный человек, особенно городской, не знает себя. Он не знает
ни своих собственных возможностей, ни своих ограничений. Он даже
представить не может, до какой степени он всем понятиям “современный” и
“образованный”, сам себе не известен. Он разучился самостоятельно оценивать
и осмысливать окружающий его повседневный мир и довольно часто в жизни
попадает в пиковые, а то и вовсе в тупиковые ситуации. Он лбом натыкается
на них, хотя на первый взгляд эти ситуации простые до обыденности. Но на
них он почему-то не может найти ответа, как не может дать
материалистическая наука. Все. что имеет рождение, подвержено влиянию
Колоса, подчинено строгим законам вечной жизни. В нашем мире случайностей
нет. Ничто не происходит из ничего. На каждое событие, есть своя причина и
свое следствие. Современный человек должен снять с глаз повязку и в этом
ему поможет астрология. (1)



Список используемой литературы:

1. Дубровская О.Н. “Краткая история астрологии”, 2002 г., Введение.
2. В.В. Рафеенко ”Астрология для всех. Хорошее настроение”, 2001.
3. http://www.astrologic.ru/culture/disser/chapter1-2.htm
4. Московский Л. “ Астрология “, 1992 г, стр. 12.
5. Иванова А.Е. “Астрология и ваш ребенок”, 1990 г.
6. http://www.astrologic.ru/culture/disser/chapter1.htm
7. http://diogen.bip.ru/eb/uzef/static_astrology.html
8. http://www.aquarun.ru/astrastr_symb.html



Санкт – Петербургский государственный университет
Экономики и Финансов.



Реферат
по курсу концепции современного
естествознания
на тему
Астрология и причины её
популярности



Выполнил:

студент 1 курса 110 группы
Ястребов Павел Андреевич

Проверил:

Тульверт Владимир Федорович



Санкт – Петербург, 2004 г.




Новинки рефератов ::

Реферат: КОРОЛЕВСКИЕ СЛУГИ И ЯКОВИТСКИЙ ДВОР В АНГЛИИ 1603-1625 (История)


Реферат: Математическое моделирование технологических операций механической обработки поверхностей деталей лезвийными инструментами (Учебное пособите по курсу: математическое моделирование технологических операций-4834) (Технология)


Реферат: Особенности государственной службы субъекта Российской Федерации (Право)


Реферат: Курс лекций по административному праву (Административное право)


Реферат: Взаимоотношения в коллективе (Психология)


Реферат: Юридическая практика (Право)


Реферат: Биологические факторы формирования личности (Психология)


Реферат: Сплавы на базе меди (Металлургия)


Реферат: Личность (Психология)


Реферат: Тесты. Тесты по выявлению личностных диспозиций (Социология)


Реферат: Грипп: новые методы профилактики и лечения (Биология)


Реферат: Андрей Петрович Ершов (1931-1988) (Программирование)


Реферат: Технологические операции штамповки (Металлургия)


Реферат: Нормативно-правовое обеспечение общественных объединений (Гражданское право и процесс)


Реферат: Мы и взрослые (Социология)


Реферат: Лекции по бухгалтерскому учету (Бухгалтерский учет)


Реферат: Netware (Компьютеры)


Реферат: Музыкальная драматургия в рок музыке (Музыка)


Реферат: Прогнозирование зон разрушения ударной волной и возможных последствий взрыва газовоздушных смесей (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Проблема социокультурной динамики и синергетика (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист