GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Государство и его признаки (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Государство и его признаки (Политология)




Р Е Ф Е Р А Т



Тема:

Государство
и его признаки



Работу выполнил
ученик 9 «В» класса
Скоросуев Андрей
по курсу
«Введение в обществознание»

Работу проверил:
Учитель истории
Трофименко Галина
Николаевна



П. Белозерный
СШ № 77
2001 год



Содержание



Введение стр.
3

Глава I. Причины и формы возникновения
государства стр. 4

Глава II. Признаки государства, отличающие его
от общественной власти родового строя стр. 6

Глава III. Какую роль играет государство
в современной России стр. 7

Глава IV. Чем отличается роль государства в России
от роли государств в других странах
стр. 13

Глава V. Возможно ли в России социальное
государство стр. 15

Глава VI. Идет ли Россия к правовому государству стр. 17

Заключение стр. 20

Библиография стр. 22



Введение

Заключительным достижением демократического устройства
власти является правовое государство.
Государство осуществляет власть в стране. Для правления страной
государственная власть принимает решения, которые обязательны для всех
граждан и учреждений.
Я выбрал эту тему, потому что мне захотелось глубже узнать о
причинах возникновения государства, о роли государства в современной
России.
При написании данной работы я определил следующие задачи:
1. Изучить причины и формы возникновения государства. Признаки
государства.
2. Определить какую роль играет государство в современной России.
3. Исследовать, чем отличается роль государства в России от роли
государства в других странах.
4. Рассмотреть, возможно ли в России социальное государство. Идет
ли Россия к правовому государству.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что она
может быть использована в качестве учебного материала на уроках
“обществознание” при изучении темы: “ Государство и его основные
признаки ”.



ГЛАВА I

Причины и формы возникновения государства


Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо
этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этих
причинах. Причины обсуждаются в различных теориях возникновения
государства: в теологической (божественная сила); в договорной (сила
разума, сознания); в психологической (факторы психики человека); в
органической (социально-экономические факторы); в теории насилия (военно-
политические факторы); и т.д.
Формирование государства – длительный процесс, который у различных
народов мира протекал по-разному.
На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как
“азиатский способ производства” (Египет, Вавилон, Китай, Индия). Здесь
устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя –
земельная община, коллективная собственность и др.
Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми,
которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими,
т.е. выступали организаторами производства.
По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где
рабовладельческое государство возникло в результате появления частной
собственности и раскола общества на классы.
Афины – это самая чистая, классическая форма возникновения
государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых
противоположностей, развивающихся внутри родового строя.
В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших
вне римских родов илебеев против римской родовой аристократии (патрициев).
Возникновение древнегерманского государства в значительной степени
связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над
которыми родовая организация не была приспособлена. Ряд ученых
придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие
государства возникли не как феодальные (с классическими признаками
подобной государственности – закреплением крестьянства и крупной частной
собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими
признаками – знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а
крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).



ГЛАВА II
Признаки государства, отличающие
его от общественной власти родового строя

Государство – это организация политической власти, содействующая
преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых,
общечеловеческих, религиозных, национальных) в пределах определенной
территории.
Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими
отличить его от социальной власти родового строя:
1). Наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей
с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления
и принуждения, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, а
также тюрьмы и другие учреждения);
2). Система налогов, податей, займов (необходимы для содержания
государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и
занятые только управленческой деятельностью);
3). Территориальное деление населения (государство объединяет своей
властью и защиту всех людей, населяющих его территорию, независимо от
принадлежности к какому-либо роду или племени);
4). Суверенитет ( присущие государству верховенство на своей
территории и независимость в международных отношениях);
5). Право (государство не может существовать без права, так как
последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает её
легитивной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций
государства).



ГЛАВА III
Какую роль играет государство в современной России

Государство – это основной институт политической системы, организация,
выполняющая функции нормативно-регулятивного управления обществом.
Главным признаком государства является публичная власть, которая
опирается на механизм принуждения. Используя правовые санкции, и
реализуется через деятельность государственных служащих.
Другим признаком государства является суверенность, которая означает,
что государство обладает наивысшей властью в пределах своих границ. Только
государство располагает правом на издание законов, имеющих общеобязательный
характер.
Функции государства можно разделить на внутренние и внешние. К
внутренним функциям можно отнести:
1). Консолидацию общества;
2). Обеспечение общественной безопасности;
3). Принятие и реализацию законов;
4). Поддержание общественного порядка;
5). Разработку национально-государственной идеи;
6). Формирование нормативно-ценностного универсума;
7). Регулирование экономических, социальных и политических от
ношений;
8). Создание необходимых условий для развития культуры.
К внешним функциям относятся:
1). Защита государственных интересов на международной арене;
2). Поддержание обороноспособности страны на необходимом уровне;
3). Участие в решении глобальных проблем;
4). Развитие взаимовыгодного экономического и политического
сотрудничества.
Вопрос о роли государства в современной России – одна из ключевых
проблем теории и практики проводимых в стране реформ. Их важнейшей
особенностью, отличающей от всех преобразований прошлого, стала либеральная
установка на ограничение вмешательства государства в основные сферы
жизнедеятельности общества.
В России государство, начиная с XIII века, играла исключительную роль
в исторических судьбах страны. Оно определяло логику её развития, инициируя
модернизационные реформы и жестко управляя процессом их осуществления.
Своего апогея эта роль достигла в XX веке. Советское общество в это время
отличалось наивысшим за всю историю России уровнем этатизации
(огосударствления) всех сфер жизнедеятельности людей. Это и стало одной из
причин кризиса, приведшего к распаду СССР.
Руководители современных российских реформ поставили цель подчинить
государство обществу, ограничив его функции в общественном управлении. Эта
установка определялась радикал либеральной идеологией, взятой на
«вооружение» реформаторами в начале 90-х годов и поддерживавшими их
демократическими партиями и общественными движениями.
Суть экономической модели, называвшейся в России «монетаризмом»,
схематично (большой глубины в ней не было) модно описывать так:
правительство и Центральный банк направляют все усилия, чтобы создать
макроэкономическое равновесие, снизить до минимума показатели инфляции,
сделать твердой национальную и денежную валюту, обеспечить не эмиссионное
финансирование бюджетного дефицита и, либерализуя финансовый рынок,
обеспечить приток иностранных инвестиций в страну. В процессе реализации
этой экономической модели можно выделить следующий этап.
Первый этап – 1992-1993 гг., которые обычно принимают как
антиэтатистский. Реформаторы первой волны (Е. Гайдар, А. Чубайс, А. Шохин и
др.) стремились вытеснить государство прежде всего из экономической сферы.
Его функции здесь, по их замыслу, должен был выполнять само развивающийся
рынок. На этом этапе были ликвидированы институты планового регулирования
экономики, началось её разгосударствление. Приватизация государственной
собственности, либерализация цен, создание институтов рыночной экономики
(бирж, коммерческих банков и др.) должны были привести к становлению
независимых от государства хозяйствующих субъектов. А это вызвать
соответствующие социальные изменения: формирование класса крупных частных
собственников и среднего класса, составляющих основу гражданского общества,
способного подчинить себе государство.
В социальной сфере государство оставляло за собой поддержку
образования, медицины, пенсионного обеспечения, помощь безработным.
Государство должно было обеспечивать продвижение реформ, формируя для них
правовое пространство. Обеспечивая правопорядок и стабильность общества,
поддержку мирового сообщества, достаточную обороноспособность страны.
Второй этап – 1994-1998гг. В эти годы выявилось иллюзорность намерений
реформаторов ограничить вмешательство государства в экономическую сферу.
Опыт реформ свидетельствует о том, что государство не ушло из экономики,
изменились лишь характер и способы его влияния на экономические процессы.
Причем некоторые специалисты отмечают, что эти изменения имели крайне
негативные последствия, как для государства, так и для общества.
Государственные институты, отказавшись от функций директивного
управления и непосредственного контроля за деятельностью хозяйствующих
субъектов, активно влияли, прежде всего, на процесс приватизации
государственной собственности. Это стало основой для сращивания
государственной бюрократии с формировавшимся классом частных собственников,
сопровождавшегося фантастическим всплеском коррупции, возникновением
«номенклатурно-олиргахических кланов», стремившихся заодно
«приватизировать» и государство, то есть подчинить его своим интересам.
Не сбылась надежда реформаторов на то, что эффективным регулятором
экономических отношений в стране станет «само развивающийся» рынок.
Напротив, в течение этого периода усилилась тенденция к социально-
экономическому кризису в стране. Государство, лишившись значительной части
своей собственности, не имея возможности собирать налоги в размере,
необходимом для выполнения своих важнейших функций, само оказалось в
ситуации острого кризиса. Этот кризис проявился в:
1). неспособности государства консолидировать общество, в котором
резко усилилась социальная поляризация, противостояние власти и оппозиции,
приобретавшие порой чрезвычайно острые формы;
2). неспособности государства обеспечить выполнение своих важнейших
социальных функций, о чем свидетельствует кризис системы здравоохранения,
образования, науки, культуры, пенсионного обеспечения;
3). неэффективной деятельности органов правопорядка, не сумевших
остановить вал нараставшей преступности, вызванной переделом собственности;
4). деградации Вооруженных Сил России, теряющих свою боеспособность;
5). перманентных кризисах Правительства;
6). падении внешнеполитического престижа и влияние Российского
государства;
7). неопределенности перспектив экономического сотрудничества России с
развитыми государствами, которая особенно усилилась после обвала «пирамиды»
внутреннего и внешнего долга России в августе 1998 года.
К осени 1998 года выявились пороки той модели взаимодействия
государства и общества, которая складывалась в процессе современных
российских реформ. Это привело к тому, что в обществе сложилось устойчивое
мнение о необходимости оздоровить государство и усилить его роль, прежде
всего в сфере экономики. Это мнение разделяли основные политические силы
страны в широком спектре: от «правого» центра до «национал патриотических»
сил.
Многие аналитики полагают, что назвать 1998-й «годом прозрения» будет
слишком большим комплиментом, но назвать его «годом утраченных иллюзий»
можно вполне. Они считают, что еще со времен развенчания Сталина переоценка
ценностей в стране не происходило так быстро, как в конце 1998 года.
Большая часть российского общества уже осознала, что 17 августа 1998
года была не просто «черным понедельником», не просто финансовым
«банковским кризисом». После 17 августа Российское государство оказалось
перед «могильным» камнем, на котором выбиты две даты: «02.01.1992-
17.08.1998». Необратимое крушение экономической модели, которую
последовательно выстраивало Российское Правительство, начиная с 1992 года,
привело к развалу всей политической надстройки, а затем и крупнейших
российский финансово-промышленных групп. Поэтому осенью 1998 года новое
Правительство, которое возглавил Е. Примаков, заявило о необходимости
корректировки курса реформ.
Основная цель этой корректировки – повысить роль государства в
реформировании российского общества и, прежде всего его экономики, с тем,
чтобы повысить эффективность реформ, осуществляя их в интересах всего
общества, а не «номенклатурно-олигархических кланов». Это не означает
возврата к методам жесткого государственного регулирования, свойственным
советской эпохе. Необходимы методы, обеспечивающие оптимальный баланс
механизмов саморазвития общества и государственного регулирования,
неизбежного для сложно организованных социально-экономических систем.
Идеологи радикал либеральных реформ допустили существенную ошибку в оценке
тенденций, определяющих логику развития современных государств. Эта логика
оценивалась ими в понятиях контрарной оппозиции «уменьшения-возрастания
роли государства», тогда как в реальной действительности государство не
уменьшало и не усиливало своей роли в обществе, оно меняло методы и
средства своего воздействия на общество, оставаясь основным фактором,
обеспечивающим устойчивое, стабильное развитие сложных социально-
экономических систем.



ГЛАВА IV
Чем отличается роль государства в России
от роли государств в других странах

В демократическом государстве управление осуществляется коллегиально
субъектами власти, которые избираются гражданами на ограниченный срок.
Деятельность субъектов власти регламентируется правом, которое носит равный
и обязательный для всех характер. Западное государство основано на
институте разделения властей и доступностью информации об их деятельности.
Разделение власти на ветви направлено на ограничение возможности превышение
власти или её узурпации и коррекцию политического процесса за счет
конкуренции и взаимодействия различных властных структур.
Демократическое государство имеет ограниченную законом сферу
деятельности. В частности, на гражданскую сферу власть государство не
распространяется. Государство контролирует выполнение законов в этой сфере
и в случае их нарушения применяет предусмотренные законом санкции, но в
сами гражданские процессы не вмешивается.
Демократическое государство является правовым в двух смыслах. Во-
первых, его можно считать правовым на том основании, что все процессы в
обществе регламентируется равными и обязательными для всех законами. В
таком обществе законым образом реализуется, и защищаются права человека и
его свобода. Во-вторых, само государство в своей деятельности
руководствуется законом.
В демократическом государстве реализуется культурные, образовательные,
и иные социальные программы, что позволяет называть такое государство
«социальным». Это государство отличается отлаженностью механизмов
воплощения различного рода инноваций, которые изменяют форму организации
политической и общественной жизни и модернизируют социум.
Российское государство имеет другую форму и играет иную социальную
роль. Если демократическое государство играет роль, которая сложилась в
результате естественно исторического развития индустриального общества в
качестве одного из институтов, структурирующих сложным образом общественное
целое, то в России XX века государство выступило в качестве создателя,
«демиурга» действительности.
Диктатура пролетариата с 1917 года взяла на себя всю полноту власти,
выступив в качестве основного субъекта строительства социализма.
Гражданское общество, осознания социального опыта, культурные технологии
инновационного характера были институализированы в качестве
государственных, утратив свою независимость, и перестали выполнять функцию
коррекции государственной жизни. Поэтому перестроечная идеология, например,
не смогла дать ничего, кроме критики и утопических ожиданий чуда
преобразований. Не изменилась роль государства в России в настоящее время.
Его основная функция заключается в организации, регламентации процесса
реформ. Поскольку основная задача государства заключается в организации
процесса общего воспроизводства общественной жизни, то интересы
реформирования приходят в противоречие с общегосударственными интересами.



ГЛАВА V
Возможно ли в России социальное государство

Создатель идеологии социального государства – Дж. Кейнс – предложил
гибкую систему воздействия государства на различные стороны жизни,
организованной по законам рынка и конкуренции. Государство в случае
необходимости должно контролировать финансовую стабильность, финансировать
фундаментальные научные разработки, смягчать последствия кризисных явлений
посредством реализации государственных социальных программ. Подобная форма
политической организации получила название «общества всеобщего
благоденствия», или «социального государства».
Примерно до 70-х гг. на Западе существовало убеждение, что найден,
наконец, гармоничный вариант совмещения рыночной и плановой организации,
который позволяет обеспечить большинству населения социально приемлемый
жизненный уровень. Однако вскоре выявились внутренние противоречия
социального государства. Ограничение конкуренции привело к снижению
производительности труда и росту налогов. Эти процессы повлекли за собой
воспроизводство кризисных явлений во всех сферах жизни общества.
Современная политика в разных странах колеблется между полюсами ограничения
и восстановления конкуренции, что позволяет компенсировать ограниченность
социального государства.
Реформирование общественных отношений в России сопровождалось острым
противоречием: от отношений сверх эксплуатации, из-за которых пострадал
социализм, надо было перейти к «нормальным» капиталистическим отношениям.
Но качество труда в России и многие организационные моменты не позволили
этого сделать. В результате реформ стали развиваться в значительной мере за
счет снижения жизненного уровня большинства россиян. Получили развитие
процессы «мультиэксплуатации», которые превратились в серьезную социальную
проблему.
В этих условиях государство не может не брать на себя обязанности по
поддержанию прожиточного минимума хотя бы на физиологическом и социальном
уровне. В то же время меры такого рода нельзя назвать адекватными понятию
«социальное» государство. Дело в том, что оплата труда в современной России
не в состоянии обеспечить работающих и членов их семей самым необходимым,
поэтому в той или иной мере это приходится делать государству. Но это не
социальная деятельность в чистом виде, а сохранение социальных функций
тоталитарного государства, которое осуществляло эксплуатацию населения и в
целях экономии выполняло многие социальные функции непосредственным
образом.
Перед Россией стоит трудная задача: привести оплату наемного труда,
его качество и количество в соответствии с мировым рынком. Только тогда
можно говорить о положительном результате реформирования, но до этого
состояния России еще очень далеко. Государственная власть, какой бы она ни
была, не сможет в ближайшее время гармонизировать процессы производства и
потребления, поэтому в ближайшем будущем государство в России не может
стать социальным.



ГЛАВА VI
Идет ли Россия к правовому государству

Категория правового государства достаточно противоречива. Это связано
с тем обстоятельством, что любая политическая система, включая тиранию и
тоталитаризм, имеют нормативную основу – право. Это может быть право
поступать в соответствии с традицией, право субъекта абсолютной власти
управлять по собственному усмотрению, сословное право феодального общества,
где официально существуют различного рода привилегии и, наконец,
демократическое право в индустриальном обществе.
Правовое государство как практика управления на основании законов,
создаваемых людьми сознательно для общего блага, зародилось в античном
полисе. Однако правовое государство, теорию которого разработали Дж. Локк,
Т. Джефферсон, И. Кант, стало политической реальностью только в XX
столетии.
В правовом государстве основой всех отношений является закон, равный и
обязательный для всех, как для граждан, так и для субъектов государственной
власти, вплоть до монархов в конституционной монархии. Критерием, который
позволяет установить наличие правового государства, можно считать
возможность в обычном порядке по суду восстановить законность в отношении
любых государственных структур, включая и сам суд.
В основе правового государства лежит развитая рыночная экономика и
гражданские отношения, которые осуществляются вне политических организаций
по усмотрению граждан в рамках закона.
Атрибутом правового государства выступает разделение властей, которое
обеспечивает нейтрализацию чрезмерных притязаний власти на господство в
обществе, возможность осуществления надлежащего контроля за всеми
действиями государства, гласности в отношении политической деятельности и
т.д.
По содержанию правовое государство противоположно тому тоталитарному
государству, которое подвергается реформированию в России. При советской
власти происходила концентрация, и даже узурпация власти партийным
руководством, все политические организации подчинялись «вышестоящему»
руководству, информация дозировалась и цензурировалась государством.
Реальная политика государства отличалась от официальной идеологии, но
попытки обсуждения этого противоречия пресекались террористическими
методами. Население подвергалось государством сверх эксплуатации. Поэтому
для превращения тоталитарного государства в правовое требуется ряд
переходных форм.
При этом надо отметить, что для нашей ситуации актуально осознание
различие между формой и содержанием правового государства. К форме
правового государства можно отнести наличие демократического права,
субъективных усилий агентов власти и нарождающихся носителей гражданских
отношений. Содержанием правового государства выступает развитое рыночное
пространство, гражданский процесс и осуществление управления посредством
правовых механизмов.
Очевидно, что в содержательном плане Россия к правовому государству
подойдет не скоро. Поэтому в начальной стадии реформирования политической
системы можно говорить только о правовой форме. Во-первых, необходимо
создать такое правовое пространство, которое позволило бы при сохранении
демократической формы политики развивать рыночное содержание. Вопрос этот
для нашей страны будет долго открытым, а к правотворчеству будут
предъявляться все более строгие требования. Нынешняя Конституция в основном
декларирует права и обязанности субъектов правового пространства, являясь
пока, по сути дела, законом о выборах и формах осуществления высшей власти.
Во-вторых, существует потребность в правовой ориентации политической
элиты. До тех пор пока не заработают правовые институты, необходимы сверх
усилия высших субъектов власти, направленные на сохранение начал правовой
организации. В настоящее время функции гаранта конституционного права взял
на себя Президент Российской Федерации. В тоже время он является
руководителем исполнительной власти, которая испытывает серьезные трудности
в управлении страной. Проблемы исполнительной власти создают предпосылки
для абсолютизации власти, сохранения моментов тоталитарной политики.
В-третьих, без гражданского общества нельзя создать правовых
отношений. Гражданский контроль, гражданская экспертиза, гражданское
участие являются необходимыми формами движения к правовому государству. Для
развития гражданских отношений требуется наличие свобод, осуществление прав
человека, развитие рыночной инфраструктуры.
В целом можно говорить о том, что в России в 90-е гг. появились
формальные предпосылки для движения к правовому государству. К этим
предпосылкам относятся элементы демократического политического
пространства, идеология части правящей элиты, её субъективные усилия по
демократизации политической науки, гласность, свобода слова, совести,
печать, собрания и т.д. Можно говорить о возникновении содержательных
предпосылок правового государства в виде института частной собственности и
элементов рыночных отношений. В то же время содержательные основания не
достаточны для упрочнения правовых отношений.
Какие шаги можно предпринять для развития правовых отношений? Во-
первых, демократия требует более высокого уровня осознания всего процесса
реформирования. Во-вторых, движение к правовому государству не может не
носить комплексного характера. В-третьих, политическая система России
требует не только внутренних воздействий, но, очевидно, более активной
политики всего мирового сообщества в соответствии с сегодняшними реалиями и
тенденциями развития информационного общества.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Глава I. Причины обсуждаются в различных теориях возник-новения
государства: в теологической (божественная сила); в договорной (сила
разума, сознания); в психологической (факторы психики человека); в
органической (социально-экономические факторы); в теории насилия (военно-
политические факторы); и т.д.


Глава II. Государство характеризуется следующими признаками,
позволяющими отличить его от социальной власти родового строя:
а). Наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей
с населением страны.
б). Система налогов, податей, займов.
в). Территориальное деление населения.
г). Суверенитет.
д). Право.


Глава III. Вопрос о роли государства в современной России – одна из
ключевых проблем теории и практики проводимых в стране реформ. Их важнейшей
особенностью, отличающей от всех преобразований прошлого, стала либеральная
обстановка на ограничении вмешательства государства в основные сферы
жизнедеятельности общества.



Глава IV. В демократическом государстве реализуются культурные,
образовательные, и иные социальные программы, что позволяет называть такое
государство «социальным». Это государство отличается отлаженностью
механизмов воплощения различного рода инноваций, которые изменяют форму
организации политической и общественной жизни и модернизирует социум.
Российское государство имеет другую форму и играет иную социальную
роль. Если демократическое государство играет роль, которая сложилась в
результате естественно-исторического развития индустриального общества в
качестве одного из институтов, структурирующих сложным образом общественное
целое, то в России XX в. государство выступило в качестве создателя,
«демиурга» действительности.


Глава V. Перед Россией стоит трудная задача: привести оплату наемного
труда, его качество и количество в соответствии с мировым рынком.
Государственная власть, какой бы она ни была, не сможет в ближайшее время
гармонизировать процессы производства и потребления, поэтому в ближайшем
будущем государство в России не сможет стать социальным.


Глава VI. По содержанию правовое государство противоположно тому
тоталитарному государству, которое подвергается реформированию в России.
Содержанием правового государства выступает развитое рыночное пространство,
гражданский процесс и осуществление управления посредством правовых
механизмов.



БИБЛИОГРАФИЯ



1. Дегтярев А, Михайлов В. Государственное устройство России: контуры
третьего тысячелетия // Aima mater. 1993 №5.-98с.

2. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно
– методическое пособие. – 3-е издание, переработанное и
дополненное – M.: Юристь, 1999 – 272с.


3. Панин А.С. Политология. Учебник. – М.: “Проспект”, 1999 – 448с.

4. Политология в вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов /
Под ред. Проф. Ю.Г. Волкова – М.: Гардарики, 1999- 472с.


5. Смирнов С. Демократия в России невозможна без социальной политики
// Мир России. 1997. №2 – 112с.

6. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.: 1991. – 167с.





Реферат на тему: Государство, право, религия (Контрольная)

План:

I. Государство.
а) Понятие государства.
б) Закономерности развития государства, его признаки, сущность, функции
государства.
в) Вывод.

II. Право.
а) Сущность, функции, понятие и предназначение права.
б) Вывод.

III. Религия.
а) Возникновение религии.
б) Христианство в России.
в) Религия и государство.
г) Религия и право.
д) Вывод.

I.С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и что
такое право. Интересовал прежде всего потому, что государство и право и в
древнем и в современном мире так или иначе касаются каждого человека.
Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых
страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации
политической власти, системы институтов власти.
Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями -
"общество и власть".
Общество - это общность людей на определенной территории,
характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью
организации жизни.[1]
Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой
систему разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм,
охватывающий все население на той или иной территории[2].
Выделяются две разновидности общества:
1. неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися,
неутвердившимися экономическими, политическими, социальными,
духовными отношениями, институтами.
2. развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися
отношениями, и институтами.
Существенно деление общества и на такие две группы:
a) общества, в которых необходимые единство и организованность
достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных
факторов (демократические общества);
b) общества, в которых необходимые единство и организованность
достигаются в основном в результате использования действующей внешней
силы - власти (недемократические общества (с авторитарной и
тоталитарной властью)).
Из этого вытекает значение понятия власть.
Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и
действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других
лиц (подвластных)[3].
Определяющей чертой власти является возможность одних людей,
организаций господствовать над другими организациями и людьми, над их воле
и действиями.
Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить
личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.
Есть две разновидности власти:
1. естественная власть - в семье, в обществах по интересам;
2. власть, которая "навязывается", выступает как внешняя сила -
в партиях, в общественных объединениях и т.д.
Особо выделяется политическая власть, которая является "аппаратной",
т.е. осуществляется через аппарат власти, институты организованного
государственного принуждения.
Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого
общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся
системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью,
характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе -
постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода,
основанная на частной собственности, участие личности в управлении
обществом (народовластие в тех или иных формах).
По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии
государство превращается из простого, из "просто" организации политической
власти, из примитивного, "варварского" принудительно-репрессивного
образования в политическое общество, организованное, где власть
функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в
соответствии с принципом разделения властей.
Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства,
выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому
государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода
личности.
Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может
быть отличен и ряд других:
. "уход" государства от экономики, все большее его отделение от
хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;
. развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих
политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий
правовой режим;
. все большее преобладание республиканской формы правления;
. эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их
все большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.
Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда
противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной
жизни.
В передовых демократических странах в области политико-государственной
жизни все большее значение приобретают такие тенденции:
. государство все больше становится "государством человека", в котором
человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные,
гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;
. все общество, а не только государственная - выступает в качестве
правового;
. утверждаются и все более развиваются институты либеральной демократии -
парламентамум, свободные выборы, муниципальное самоуправление,
федерамум;
. усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в
частно-правовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;
. возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него
всесторонняя защита человека, его прав и свобод.

Вывод: государство - продукт истории, выстраданной человечеством, ее
опыта, ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства
все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии
совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов
- единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна
идти политическая жизнь современного общества.

II. Развитие государства, его совершенствование и укрепление,
разумеется так, чтобы во всем комплексе его институтов все более
реализовывались начала демократии, экономическая свобода, свобода личности
- это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.
Государство - это политико-территориальная суверенная организация
публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления
управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой
веления обязательными для населения всей страны.
Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом "право", прекрасно
представляя себе когда речь идет о моральном или юридическом праве.
Юридические права четко определенные, записанные в законе, устойчивые, ,
защищаемые особенными государственными органами.
Под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или
возможность поведения, которая признается в обществе.[4] Есть еще и другие
значения этого слова:
1) в смысле обычных прав - свободы или возможности поведения, основанной
на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.
2) в смысле моральных прав - свободы или возможности поведения,
основанной на принципах добра и справедливости.
3) в смысле корпоративных прав - свободы или возможности поведения,
основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри
общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.
4) в юридическом смысле - свободы или возможности поведения, называемой
субъективным правом, основанной на законе, иных официальных
источниках.
Но и в юридическом смысл "право" имеет два значения:
1. субъективное юридическое право - свобода и возможность субъекта,
конкретного лица, на юридически обеспеченное поведение[5].
2. объективное право - здесь термин "право" близок к терминам "закон",
"законодательство", и имеется в виду не свобода и возможности
поведения, а нечто "объективное" в обществе - юридические нормы,
выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское
право), либо как часть (гражданское право).[6]
В каждом политически организованном обществе наряду с правом в
юридическом смысле существует естественное право, которое охватывает такие
права как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при
товарном обмене.
Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того,
закреплены они где либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из
естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе
экономических , духовных и даже естественно-природных факторов.
В отличии от естественного права, право в юридическом значении
предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках.
Как позитивное право оно:
= создается людьми, общественными образованиями, - законодателями,
судами, самими субъектами права и т.д. является результатом их
творчества, целенаправленной волевой деятельности.
= существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне
выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи).
Существует три способа формирования и существования позитивного права:
обычное право, право судей, право законодателя.
Обычное право - исторически первая, наиболее тесно связанная с самой
жизнью форма позитивного права.
Право судей - судебное решение, посвященное определенному лицу,
конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных
же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е.
прецедентное право.
Право законодателя (право закона) - формирование позитивного права
путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по
мере развития демократии - представительных.
Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в
условии цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной
организации, организованности общества, при которой регулируется
демократия, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное
предназначение права - гарантировать в нормативном порядке свободу в
обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для
развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и
своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призвано
быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена
важнейшая сторона правового регулирования.
Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:
- регулятивная - упорядочение общественных отношений путем закрепления
существующих общественных связей и порядков и обеспечения активного
поведения тех или иных субъектов.
- охранительная - установление мер юридической защиты и юридической
ответственности, порядка их возложения и исполнения.
Таким образом, право, как и государство. призвано служить людям,
обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.
Наиболее общими признаками права являются:
1. Общеобязательная нормативность - нормы права распространяют свое
действие на территорию всей страны, на все население.
2. Выражение норм в законах и иных признаваемых государством источниках
- юридические нормы, это строгая внешняя реальность, независимая от
усмотрения отдельных лиц.
3. Действие через дозволение через субъективные права - признак, который
раскрывает особенности права как "права" выделяет его из других норм,
действующих в обществе.
4. Государственная обеспеченность - признак, свидетельствующий о том,
что общие правила, которые признаются государством в качестве
правовых, имеют поддержку самой мощной социальной силы -
государственной власти.

Вывод: Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах,
иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным
критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного )
поведения.

III. Современная религия чрезвычайно многообразна и динамична, она
отражает реалии нашего времени и стремится соответствовать его требованиям
и запросам. С начала своего существования человек выдумал бесчисленное
множество суеверий, люди создали 50 тысяч больших и малых религий. Одно
только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих,
отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов
населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных
исповеданий. Распространенность религии не означает не означает, что она
истинна. Известны племенные, национальные, мировые религии. Племена Африки
и Австралии почитают духов, предков- покровителей. Наиболее крупные
национальные религии - индуизм, синтоизм ("путь богов" у японцев),
конфуцианство и даосизм (религия Китая), иудаизм (религия евреев).
Мировые религии - буддизм, ислам, христианство. Они распространены во
многих странах и у многих народов.
В различных религиях, вероисповеданиях, устанавливаются обязательные
для верующих правила - религиозные нормы. Они содержатся в религиозных
книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний
верующих или духовенства, в произведениях авторитетных религиозных
писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности
религиозных объединений, регламентируются отправление обрядов, порядок
церковных служб.
Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).
В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили
юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные,
гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения.
В некоторых современных исламских странах Коран ("арабский судебник") и
Сунна - основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все
стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели"
(шариат)[7].
Тысячелетие назад наша страна приняла христианство, как государственную
религию. Распространение христианства проводилось княжеской властью и
формирующейся церковной организацией. все время существования религия тесно
переплетена с государством и правом. При крещении Руси народ принуждали
принимать новую веру. Митрополит Иларион киевский признавал "...никто не
сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по
собственной воле, то их страха перед приказанием, ибо его религия была
связана с властью." Церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении
государственности. Постепенно церковь становится землевладельцем, ей
платится "налог", церковная десятина. Церкви в древней Руси принадлежало
три больших круга судебных прав:
1- судебная власть над всем христианским населением Руси по некоторым
делам;
2- право суда над некоторыми группами людей (церковные люди);
3- судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной
собственностью. Церкви.
С течением времени церковь была неотделима от государства, в России
были церковные школы, монастыри, храмы. Ведущую роль играла Русская
Православная церковь. Ряд брачно-семейных и некоторых иных норм,
признаваемых и установленных православной церковью ("каноническое право"),
был составной частью правовой системы. После отделения церкви от
государства эти нормы утратили юридический характер, в 1917 году церковь
была отделена от государства. декрет, принятый Советом Народных Комиссаров
20 января 1918 года, уравнивал православную церковь с остальными
религиозными объединениями, из государственной организации она превратилась
в частное общество, образованное на добровольных началах для удовлетворения
потребностей его членов и содержащихся за их счет. Предусматривалось, что
граждане могут обучаться религии частным образом. К сожалению в прошлом
(религиозное) законодательство о религиозных культах не всегда соблюдалось.
В 30-е годы разгул беззакония повлек за собой необоснованные репрессии,
жертвами которых стали многие священнослужители русской православной
церкви. В 60-е закрывались храмы.
В наше время восстанавливаются храмы, монастыри, церкви, разрушенные до
основания за годы советской власти.
Но сейчас церковь выступает как центр духовной культуры русского
народа, а не "...как часть государственного механизма...". Патриарх Пимен,
отвечая на вопросы агентства печати Новости, сказал: "Церковь отделена от
государства, и это положение мы считаем правильным, ибо Церковь и
государство различны по своей природе[8].
В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями,
соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает
правовую основу деятельности религиозных образований, гарантирует каждому
свободу совести, включая право "свободно исповедовать индивидуально или
совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно
выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать
в соответствии с ними"[9].
Религиозное объединение может иметь статус юридического лица, иметь
храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество
необходимое для религиозных целей.
Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с
учетом исторических .
Гражданину Российской Федерации предоставлено право заменять военную
службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной
службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные
обряды, такие как: вступление в брак, рождение ребенка, его
совершеннолетие, похороны и многие другие, только юридическое значение
имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского
состояния либо других государственных органах, правомочных выдавать такие
документы.

Вывод: Начавшееся в нашей стране восстановление культуры, исторического
сознания, невозможно без возрождения самой цивилизации. А нужно признать,
что религия на протяжении тысяч лет служила основой любой известной истории
цивилизации, определяла нормы отношений принадлежащих к каждой из них
огромных масс людей. Целенаправленная политика уничтожения религии
неизбежно приводит к уничтожению основ цивилизации.
Литература:
А.С. Пичелкин, Общая теория права. М. 1995 г., с.117-118, с. 35-47, с.
83-104.
С.С. Алексеев, Государство и право. М. 1996 г.,с. 4-29,

с. 48-104.
Р.З. Лившиц, Теория права. М. 1994 г., с. 28-46, с. 47-53, с. 195-197.
М.Н.Бессонов, Православие в наши дни. М. 1990 г.
В.В Лазарев, Общая теория права и государства. М. 1996 г., с. 35-98.
К. Маркс., Ф. Энгельс, Соч. I том с. 414-415, М. 1995 г.
Л.Фейербах, История Философии. М. 1967 г.
М.Арипов, Ислам и мировая цивилизация. Возрождение и взаимодействие.,
"Свободная мысль" - 91 №14 с.87-98.
С.С. Алексеев, Теория государства и права. М. 1985,

с.112-167.
С.С. Алексеев, Государство и право. М. 1983 г.
11.С.С. Алексеев, Общая теория права. М. 1981 г.
-----------------------
[1] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5.

[2] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5.

[3] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5.



[4] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.49.



[5] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.46.



[6] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.50.



[7] А.С. Пичелкин Общая теория права М. 1995г, с.117

[8] М.Н. Бессонов. Православие в наши дни. М. 1990г., с.216.

[9] А.С. Пичелкин Общая теория права М. 1996г, с.117







Новинки рефератов ::

Реферат: Бородин (Музыка)


Реферат: Проблема ансамбля в архитектуре XVII века (барокко) (Архитектура)


Реферат: Минимизация функций алгебры логики (Математика)


Реферат: ФПГ (Международные отношения)


Реферат: Основные понятия тетриметрии (Химия)


Реферат: Сравнительный анализ иконы "Богоматерь Донская" Феофана Грека и картины Рафаэля "Сикстинская мадонна" (Искусство и культура)


Реферат: Стресс (Психология)


Реферат: Ответы на билеты по ОБЖ 11 класса (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Воспоминания Ветеранов 2 (История)


Реферат: Психолого-педагогические и организационные основы функционирования самодеятельного хорового коллектива (Музыка)


Реферат: Политические права и свободы граждан Республики Беларусь (Право)


Реферат: Социология политики в работах М. Вебера (Социология)


Реферат: География: 9 класс (Шпаргалка) (География)


Реферат: Анализ школьной программы по лыжной подготовке (Спорт)


Реферат: Обзор системы налогообложения в Российской Федерации (Налоги)


Реферат: Описание AVP (Программирование)


Реферат: Бухгалтерский учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Профконсультирование школьников (Психология)


Реферат: Билеты по философии для аспирантов и соискателей (Философия)


Реферат: Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001г.г.) (Международное публичное право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист