GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Правовые и нормативные основы труда (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Правовые и нормативные основы труда (Право)



ПЛАН


1. Введение
2. Трудовое законодательство Украины.
3. Основные вопросы трудового законодательства.
1. Коллективный договор.
2. Трудовой договор.
3. Рабочее время.
4. Время отдыха.
5. Охрана труда.
6. Труд женщин.
7. Труд молодёжи.
4. Органы контроля за соблюдением трудового законодательства.



1. Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при
помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях
создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения
потребностей. Рассматриваемый в таком виде труд есть «…вечное естественное
условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было
формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем её общественным формам».
Труд сыграл решающую роль в процессе формирования человека. Человек
обязан труду в разделении функций между руками и ногами, в развитии органов
речи, в постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в
совершенствовании его органов чувств. В процессе труда у человека
расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия стали
носить сознательный характер. Вся история есть не что иное, как образование
человека трудом.
Поэтому в Конституции Украины говорится, что:
«Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать
себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает и на который
добровольно соглашается».
Понятие «труда» очень широкое. Оно включает в себя множество
толкований и связанных с этим вопросов. Правовая их сторона широко раскрыта
в законодательстве Украины о труде.

2. Трудовое законодательство Украины

Основные правовые положения и гарантии осуществления гражданами
Украины правом распоряжаться своими возможностями к продуктивному и
творческому труду определены в Кодексе законов Украины о труде (Утверждён
10 декабря 1971 г. Основные изменения 4 января 1992 г., 5 июля 1995 г.).
Основное задание кодекса законов: регулировать трудовые отношения всех
трудящихся, способствуя росту производительности труда, улучшению
эффективности общественного производства и повышению на этой основе
материального и культурного уровня жизни людей, укреплению трудовой
дисциплины и постепенному превращению труда в первейшую жизненную
потребность каждого трудоспособного человека. Законодательство о труде
устанавливает высокий уровень условий труда, всемирную охрану трудовых прав
трудящихся.
Согласно Кодексу каждый трудящийся гражданин Украины имеет следующие
права:

- право на труд, - т. е. на получение работы с оплатой не ниже
установленного государством заработного минимума (Декрет Кабинета
Министров Украины от 31 декабря 1992 г. «Про оплату труда»);
- право на свободный выбор профессии, рода занятий и работы;
- право на отдых согласно законам про ограничение рабочего дня и рабочей
недели (Закон Украины от 17 ноября 1993 г. «Про внесение изменений в
Кодекс законов про труд Украины в связи с введением 40-часовой рабочей
недели») и про ежегодный оплачиваемый отпуск;
- право на безопасные и здоровые условия труда;
- право на объединение в профессиональные союзы и на решение
коллективных трудовых конфликтов (споров) в установленном законом
порядке (Закон Украины от 18 февраля 1992 г.);
- право на участие в управлении предприятием, организацией;
- на материальное обеспечение в порядке социального страхования в
старости, а также в случае болезни, полной или частичной утраты
трудоспособности;
- на материальную помощь в случае безработицы;
- право на обращение в суд для решения трудовых споров, независимо от
характера выполняемой работы или занимаемой должности.

Украина же обеспечивает равенство трудовых прав всех своих граждан
независимо от происхождения, социального и материального положения, расовой
и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов,
религиозных убеждений, рода и характера деятельности, места проживания и
других обстоятельств.
Государство гарантирует всем трудоспособным гражданам, которые
постоянно проживают на территории Украины:

- свободный выбор рода деятельности;
- бесплатное содействие государственными службами занятости в выборе
подходящей работы и трудоустройство соответственно призвания,
способностей, профессиональной подготовки, образования с учётом
общественных потребностей;
- предоставление предприятиями, организациями соответственно
предварительно поданных ими заявок работы по специальности выпускникам
государственных высших учебных, профессиональных учебно-воспитательных
заведений;
- бесплатное обучение безработных новым профессиям, переподготовку в
учебных заведениях или в системе государственной службы занятости с
выплатой стипендий;
- компенсацию соответственно законодательства материальных затрат в
связи с направлением на работу в иную местность;
- правовую защиту от необоснованного отказа в принятии на работу и
незаконного увольнения, а также способствование в сбережении работы
(Закон Украины от19 ноября 1993 г. «О внесении изменений, которые
касаются порядка увольнения некоторых категорий трудящихся в Кодекс
законов о труде Украины»).


3. Основные вопросы трудового законодательства

В Кодексе законов о труде Украины решаются основные проблемы,
возникающие между людьми в процессе труда. Труд женщин, молодёжи, охрана
труда и др. нуждаются в точном определении своего места в жизни общества.

1. Коллективный договор.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые
отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства
с работодателем.
Основными принципами заключения коллективных договоров и соглашений
являются:
- соблюдение норм законодательства;
- полномочность представителей сторон;
- равноправие сторон;
- свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание
коллективных договоров, соглашений;
- добровольность принятия обязательств;
- реальность обеспечения принимаемых обязательств;
- систематичность контроля и неотвратимость ответственности.
Решение о необходимости заключения коллективного договора с
работодателем принимают представители работников или общее собрание
(конференция) работников организации. Представители сторон определяют
порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора,
состав комиссии, место проведения и повестку дня переговоров.
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.
В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства
работодателя и работников по следующим вопросам:
- форма, система и размер заработной платы, денежные вознаграждения,
пособия, компенсации, доплаты;
- механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня
инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
- продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков;
- улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и
молодежи (подростков);
- добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;
- соблюдение интересов работников при приватизации предприятия,
ведомственного жилья;
- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
- льготы для работников, совмещающих работу с обучением;
- контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него
изменений и дополнений, ответственность сторон, социальное партнерство,
обеспечение нормальных условий функционирования представителей
работников#S;
- отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный
договор, при своевременном и полном их выполнении.

2. Трудовой договор.

Трудовой договор – это соглашение между работником и владельцем
предприятия, организации или уполномоченным для этого им органом или
физическим лицом, в котором работник обязуется выполнить работу,
определённую этим соглашением, подчиняясь внутреннему трудовому распорядку,
а владелец предприятия обязуется выплачивать работнику заработную плату и
обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы,
предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и
соглашением сторон.
Работник имеет право реализовать свои способности к продуктивному и
творческому труду путём заключения трудового договора на одном или
одновременно на нескольких предприятиях, если иное не предусмотрено
законодательством, коллективным договором или соглашением сторон.
Особой формой трудового договора является контракт, в котором срок его
действия, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная),
условия материального обеспечения и организации труда работника, условия
расторжения договора могут устанавливаться соглашением сторон. Сфера
применения контракта определяется контрактом.
Договор может быть:

- бессрочным;
- на определённый срок, установленный по соглашению сторон;
- таким, что заключается на время выполнения определённой работы.

Заключается договор, как правило, в письменной форме.
При заключении трудового договора может быть оговорено соглашением
сторон испытание с целью проверки соответствия работника работе, которая
ему поручается. Условие об испытании должно быть указано в приказе
(распоряжении) о приеме на работу.
B период испытания на работников полностью распространяется
законодательство о труде.
Испытание не устанавливается при приеме на работу: лиц, не достигших
восемнадцати лет; молодых рабочих по окончании профессионально-технических
учебных заведений; молодых специалистов по окончании высших и средних
специальных учебных заведений; инвалидов Отечественной войны, направленных
на работу в счет брони. Испытание не устанавливается также при приеме на
работу в другую местность и при переводе на работу на другое предприятие, в
учреждение, организацию.
Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, он считается
выдержавшим испытание, и последующее расторжение трудового договора
допускается только на общих основаниях.
При неудовлетворительном результате испытания освобождение работника от
работы производится администрацией предприятия, учреждения, организации без
согласования с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия,
учреждения, организации и без выплаты выходного пособия. Такое освобождение
от работы работник вправе обжаловать в районный (городской) народный суд.
Основаниями прекращения трудового договора (контракта) являются:

1) соглашение сторон;
2) истечение срока, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически
продолжаются, и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;
3) призыв или поступление работника на военную службу;
4) расторжение трудового договора (контракта) по инициативе работника, по
инициативе администрации либо по требованию профсоюзного органа;
5) перевод работника, с его согласия, на другое предприятие, в учреждение,
организацию или переход на выборную должность;
6) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с
предприятием, учреждением, организацией, а также отказ от продолжения
работы в связи с изменением существенных условий труда;
7) вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден
(кроме случаев условного осуждения и отсрочки исполнения приговора) к
лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному
наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы.

3. Рабочее время.

Нормальная продолжительность рабочего времени работников на
предприятиях, в учреждениях, организациях не может превышать 40 часов в
неделю. По мере создания экономических и других необходимых условий будет
осуществляться переход к более сокращенной рабочей неделя.
Для работников, не достигших возраста восемнадцати лет, устанавливается
сокращенная продолжительность рабочего времени:
1) в возрасте от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю;
2) в возрасте от 15 до 16 лет, а также для учащихся в возрасте от 14 до 15
лет, работающих в период каникул, - не более 24 часов в неделю.
Для работников, занятых на работах с вредными условиями труда,
устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более
36 часов в неделю.
Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями
труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность
рабочего времени, утверждается в порядке, установленном законодательством.
Законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего
времени для отдельных категорий работников (учителей, врачей женщин,
работающих в сельской местности и других).
Для работников устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя
выходными днями. При пятидневной рабочей неделе продолжительность
ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового
распорядка или графиками сменности, утверждаемыми администрацией по
согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации с
учетом специфики работы, мнения трудового коллектива и с соблюдением
установленной продолжительности рабочей недели.
На тех предприятиях, в учреждениях, организациях, где по характеру
производства и условиям работы введение пятидневной рабочей недели не
целесообразно, устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным
днем. При шестидневной рабочей неделе продолжительностью ежедневной работы
не может превышать 7 часов при недельной норме 40 час, 6 часов при
недельной норме 36 часов и 4 часов при недельной норме 24 часа.
При работе в ночное время установленная продолжительность работы (смены)
сокращается на один час. Это правило не распространяется на работников, для
которых уже предусмотрено сокращение рабочего времени.
Продолжительность ночной работы уравнивается с дневной в тех случаях,
когда это необходимо по условиям производства, в частности в непрерывных
производствах, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с
одним выходным днем.
К работе в ночное время не допускаются: беременные женщины и женщины,
имеющие детей в возрасте до двух лет; рабочие и служащие моложе
восемнадцати лет; другие категории работников, в соответствии с
законодательством. Инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время
только с их согласия и при условии, если такая работа не запрещена им
медицинскими рекомендациями.
Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра.
Сверхурочные работы, как правило, не допускаются. Сверхурочными
считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего времени.
Сверхурочные работы допускаются только в следующих исключительных случаях:
1) при производстве работ, необходимых для обороны страны, а также для
предотвращения общественного или стихийного бедствия, производственной
аварии и немедленного устранения их последствий;
2) при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению,
газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи - для
устранения случайных или неожиданных обстоятельств, нарушающих правильное
их функционирование;
3) при необходимости закончить начатую работу, которая вследствие
непредвиденной или случайной задержки по техническим условиям производства
не могла быть закончена в течение нормального числа рабочих часов, если при
этом прекращение начатой работы может повлечь за собой порчу или гибель
государственного или общественного имущества;
4) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов
или сооружений в тех случаях, когда неисправность их вызывает прекращение
работ для значительного числа трудящихся;
5) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не
допускает перерыва; в этих случаях администрация обязана немедленно принять
меры к замене сменщика другим работником.

4. Время отдыха.
Работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания
продолжительностью не более двух часов. Перерыв не включается в рабочее
время.
Работник использует перерыв по своему усмотрению. На это время ему
предоставляется право отлучаться с места выполнения работы.
Перерыв для отдыха и питания должен предоставляться, как правило, через
четыре часа после начала работы.
Время начала и окончания перерыва определяется правилами внутреннего
трудового распорядка.
На тех работах, где по условиям производства перерыв установить нельзя,
работнику должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение
рабочего времени.
При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных
дня в неделю, а при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.
Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее
сорока двух часов.
Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при
пятидневной рабочей неделе, если он не определен законодательством,
устанавливается графиком работы предприятия, учреждения, организации. Оба
выходных дня предоставляются, как правило, подряд.
На предприятиях, в учреждениях, организациях, приостановка работы в
которых невозможна по производственно-техническим условиям или вследствие
необходимости постоянного непрерывного обслуживания населения, а также на
других предприятиях с непрерывным производством выходные дни
предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников
согласно графикам сменности, утверждаемым администрацией по согласованию с
соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения,
организации.
На предприятиях, в учреждениях, организациях, где работа не может
прерываться в общий выходной день в связи с необходимостью обслуживания
населения (магазины, предприятия бытового обслуживания, театры, музеи и
другие), выходные дни устанавливаются местными органами управления.
Работа в выходные дни запрещается.
Привлечение отдельных работников к работе в эти дни допускается только с
разрешения соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия,
учреждения, организации и лишь в исключительных случаях, определяемых
законодательством. Привлечение отдельных работников к работе в выходные дни
допускается в следующих исключительных случаях:

1) для предотвращения или ликвидации общественного или стихийного
бедствия, производственной аварии либо немедленного устранения их
последствий;
2) для предотвращения несчастных случаев, гибели или порчи
государственного или общественного имущества;
3) для выполнения неотложных, заранее непредвиденных работ, от срочного
выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа предприятия,
учреждения, организации в целом или их отдельных подразделений.

Привлечение работников к работе в выходные дни производится по письменному
приказу (распоряжению) администрации предприятия, учреждения, организации.
Работа в выходной день компенсируется предоставлением другого дня отдыха
или, по соглашению сторон, в денежной форме, но не менее чем в двойном
размере.
Работа на предприятиях, в учреждениях, организациях не производится в
следующие праздничные дни:

1 января - Новый год,
7 января - Рождество Христово,
8 марта - Международный женский день,
1 и 2 мая - Праздник Весны и Труда,
9 мая - День Победы,
28 июля – День Конституции Украины,
24 августа – День независимости Украины,
7 ноября - годовщина Великой Октябрьской социалистической революции.

B праздничные дни допускаются работы, приостановка которых невозможна по
производственно-техническим условиям (непрерывно действующие предприятия,
учреждения, организации), работы, вызываемые необходимостью обслуживания
населения, а также неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.
Всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места
работы (должности) и среднего заработка.
Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам
продолжительностью не менее 15 рабочих дней.
#G0Работникам моложе восемнадцати лет ежегодный отпуск предоставляется
продолжительностью один календарный месяц.

5. Охрана труда.

На всех предприятиях, в учреждениях, организациях создаются здоровые и
безопасные условия труда.
Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на владелец
предприятия или уполномоченный им орган.
Условия труда на рабочем месте, безопасность технологических процессов,
машин, механизмов и других средств производства, состояние средств
коллективной и индивидуальной защиты, которые используются работником, а
также санитарно-бытовые условия должны отвечать требованиям нормативных
актов про охрану труда.
Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности,
предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-
гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных
заболеваний работников.
Владелец или уполномоченный им орган не вправе требовать от работника
выполнения работы, связанной с опасностью для жизни, а также в условиях,
которые не отвечают законодательству об охране труда (14.10.92 г.) Работник
имеет право отказаться от порученной работы, если возникла производственная
ситуация, небезопасная для его жизни или здоровья или людей, которые его
окружают, и окружающей среды.
Работники обязаны соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие
правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на
строительных площадках. Такие инструкции разрабатываются и утверждаются
администрацией предприятия, учреждения, организации совместно с
соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения,
организации. Министерствами, государственными комитетами и ведомствами по
согласованию с соответствующими профсоюзными органами, а в необходимых
случаях и с соответствующими органами государственного надзора могут
утверждаться типовые инструкции по охране труда для рабочих основных
профессий.
Работники обязаны также соблюдать установленные требования обращения с
машинами и механизмами, пользоваться выдаваемыми им средствами
индивидуальной защиты.
На работах с вредными условиями труда, а также на работах,
производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением,
работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда,
специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.
Владелец или уполномоченный им орган обязан обеспечивать хранение, стирку,
сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт выданных работникам
специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной
защиты.
На работах, связанных с загрязнением, работникам выдается бесплатно по
установленным нормам мыло. На работах, где возможно воздействие на кожу
вредно действующих веществ, выдаются бесплатно по установленным нормам
смывающие и обезвреживающие средства.
На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по
установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.
На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по
установленным нормам лечебно-профилактическое питание.
Владелец или уполномоченный им орган обязан бесплатно снабжать
работников горячих цехов газированной соленой водой.
Цеха и производственные участки, в которых организуется снабжение
газированной соленой водой, устанавливаются органами санитарно-
эпидемиологического надзора по согласованию с владельцем или уполномоченным
им органом.
Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или
закрытых не обогреваемых помещениях, грузчикам, занятым на погрузочно-
разгрузочных работах, а также другим категориям работников в случаях,
предусмотренных законодательством, предоставляются специальные перерывы для
обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время.
Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или
опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на
работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные
предварительные при поступлении на работу и периодические (лица в возрасте
до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности их
к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний.
Работники предприятий пищевой промышленности, общественного питания и
торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских
учреждений, а также некоторых других предприятий, учреждений, организаций
проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения,
предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
B случаях, предусмотренных законодательством, администрация обязана
принимать на работу в порядке трудоустройства инвалидов и устанавливать им
в соответствии с медицинскими рекомендациями неполное рабочее время и
другие льготные условия труда.
Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в выходные дни и
ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такая
работа не запрещена медицинскими рекомендациями.

6. Труд женщин.

Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с
вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых
подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому
обслуживанию).
Список тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых
запрещается применение труда женщин, утверждается в порядке, установленном
законодательством.
Запрещается переноска и передвижение женщинам тяжестей, превышающих
установленные для них предельные нормы.
Привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за
исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызывается особой
необходимостью и разрешается в качестве временной меры.
Не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным
работам и работам в выходные дни и направление в командировки беременных
женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.
Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются
нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу,
более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных
факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.
До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой, более
легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов
работы она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка
за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств
предприятия, учреждения, организации.
Женщины, имеющие детей в возрасте до трёх лет, в случае невозможности
выполнения прежней работы переводятся на другую работу с сохранением
среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста трёх
лет.
Женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам
продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности
восемьдесят четыре) календарных дней до родов и пятьдесят шесть (в случае
осложненных родов и при рождении двух или более детей – больше семидесяти)
календарных дней после родов
По желанию женщин им предоставляется отпуск по уходу за ребенком до
достижения им возраста трех лет.
Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет может быть
использован полностью либо по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом
или другими родственниками, опекуном, фактически осуществляющими уход за
ребенком.
По желанию женщины и лиц, указанных в части второй настоящей статьи, в
период нахождения их в отпуске по уходу за ребенком они могут работать на
условиях неполного рабочего времени или на дому.
Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой
стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения
пенсии на льготных условиях).


7. Труд молодёжи.

Несовершеннолетние, то есть лица, которые не достигли восемнадцати
лет, в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним,
а в области охраны труда, рабочего времени, отпуска и некоторых других
условиях пользуются льготами, установленными законодательством Украины.
Не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет.
Для подготовки молодежи к производственному труду допускается прием на
работу обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных
учреждениях начального и среднего профессионального образования для
выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего
процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего
возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителя.
Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на
работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а
также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному
развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве,
перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями,
наркотическими и токсическими препаратами).
Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после обязательного
предварительного медицинского осмотра.
Работники в возрасте до 18 лет подлежат обязательному ежегодному
медицинскому осмотру.
Запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и
сверхурочным работам и к работам в выходные дни.
Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается
продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован
ими в любое удобное для них время года.
Для рабочих моложе восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются,
исходя из норм выработки для взрослых рабочих пропорционально сокращенной
продолжительности рабочего времени для лиц, не достигших восемнадцати лет.
Для молодых рабочих, поступающих на предприятие, в организацию по
окончании общеобразовательных школ, профессионально-технических учебных
заведений, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в
предусмотренных законодательством случаях и размерах и на определяемые им
сроки могут утверждаться пониженные нормы выработки.
Лица, окончившие образовательные учреждения начального, среднего и
высшего профессионального образования, обеспечиваются работой в
соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании
договоров (контрактов), заключаемых ими с работодателями, или на основании
договоров о подготовке специалистов, заключаемых образовательными
учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования и
работодателями.
Органы исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные
учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, и
органы государственной службы занятости оказывают содействие в
трудоустройстве выпускников образовательных учреждений начального, среднего
и высшего профессионального образования с учетом их профессиональной
подготовки и квалификации. По желанию выпускников указанных образовательных
учреждений содействие в трудоустройстве им может оказываться
негосударственными службами занятости.
Отказ работодателя в приеме на работу выпускникам образовательных
учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования
может быть обжалован ими в суде.
В случае отказа в приеме на работу выпускникам образовательных учреждений
начального, среднего и высшего профессионального образования, прибывшим на
работу в соответствии с названными договорами (контрактами), работодатель
несет ответственность в порядке, определяемом законодательством Украины.


4. Органы контроля за соблюдением трудового законодательства.

За соблюдением трудового законодательства контроль осуществляют
уполномоченные на это органы и инспекции, которые не зависят в своей
деятельности от владельца или уполномоченного им органа.
Центральные органы государственной исполнительной власти осуществляют
контроль за соблюдением законодательства о труде на предприятиях, в
учреждениях и организациях, которые находятся в их функциональном
подчинении.
Высший надзор за соблюдением и правильным употреблением законов о
труде осуществляется Генеральным прокуроров Украины и подчиняющимся ему
прокурорами.
Государственный надзор за соблюдением законодательных и других
нормативных актов об охране труда осуществляют:
- Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда;
- Государственный комитет Украины по ядерной и радиационной
безопасности;
- органы государственного пожарного надзора управления пожарной охраны
Министерства внутренних дел Украины
- органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства
охраны здоровья Украины.



Література

Кодекс законів про працю України.-К.-1997 р., 144с.
Большая советская энциклопедия.




Реферат на тему: Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Институт экономики, управления и права



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: «Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
в Российской Федерации»



Автор дипломной работы
Шевченко Владислав
студент группы Ю-4-4
Васильевич

Руководитель дипломной работы старший
преподаватель

Перфилова Александра

Владимировна



г. Ростов-на-Дону
2004

СОДЕРЖАНИЕ



|Введение |2 |
|Глава 1. Валютные операции банков РФ |5 |
| 1.1. История правового регулирования валютных |5 |
|операций в РФ | |
| 1.2. Ведение операций по валютным счетам в банках РФ |22 |
|Глава 2. Банковское обслуживание участников ВЭД |36 |
| 2.1. Формы международных расчетов по экспортно-импортным |36 |
|операциям | |
| 2.2. Векселя и чеки как средства международных расчетов |56 |
| 2.3. Особенности банковского обслуживания участников |61 |
|внешнеэкономической деятельности в обществе с ограниченной | |
|ответственностью коммерческом банке «Южный регион» | |
|Глава 3. Сравнительный анализ нового валютного законодательства |65 |
|со старым | |
| 3.1. Изменение в терминологии |65 |
| 3.2. Ограничения на капитальные операции |68 |
| 3.3. Репатриация и обязательная продажа валютной выручки |70 |
| 3.4. Счета за рубежом |72 |
| 3.5. Открытие счета, ведение операций по счетам |74 |
|Заключение |75 |
|Список используемой литературы |77 |
Введение.


Одним из важнейших элементов успешного проведения как внутренней, так
и внешней экономической политики государства является валютное
регулирование внутри государства. Для грамотного осуществления валютной
политики необходимо устанавливать нормы права, которые будут регулировать
валютное взаимоотношение на внутреннем валютном рынке.
В последнее десятилетие валютный рынок как форма организации движения
валютных ценностей в Российской Федерации развивается бурными темпами. В
настоящее время можно утверждать, что внутренний валютный рынок в России
вышел на качественно новый уровень своего развития, когда каждый субъект
хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель
экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам
валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской
инфраструктурой и квалифицированным персоналом уполномоченных банков.
Развитие внутреннего валютного рынка Российской Федерации требует обобщения
опыта его функционирования и возможностей. Использование специалистами
накопленного опыта валютных операций на российском валютном рынке дает
толчок для дальнейшего развития этого рынка.
На валютном рынке любой экономический субъект (государство,
хозяйствующий субъект, гражданин) выступает в качестве продавца или
покупателя. Каждый из них имеет свои финансовые интересы. При совпадении
интересов происходит акт купли-продажи валютных ценностей. Поэтому валютный
рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов продавца и
покупателя валютных ценностей.
В связи с этим возникает необходимость валютного регулирования и
валютного контроля внутри государства, что также является немаловажным
фактором для успешного сотрудничества на внешнем валютном рынке.
Важная роль в валютном регулировании принадлежит Центральному банку
России, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы
государства в отношениях с национальными или центральными банками других
государств, международными банками и другими финансово-кредитными
учреждениями. К основным функциям Центрального банка России относятся:
проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы
обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных
актов, регулирование курса рубля к валютам других стран, выдача лицензий
банкам на осуществление валютных операций.
Весьма существенный объем операций с иностранной валютой приходится на
коммерческие банки, действующие на основе полного хозяйственного расчета и
валютной самоокупаемости.
Коммерческие банки Ростовской области представлены 24 функционирующими
коммерческими банками с 59 филиалами, 73 филиалами иногородних коммерческих
банков, в том числе 44 учреждениями Сбербанка[1]. Кроме того, функционирует
небанковская кредитная организация – расчетная палата Ростовской
межрегиональной валютной биржи. В 1999 году ситуация в банковской сфере
стабилизировалась, были преодолены негативные тенденции предыдущего года,
вызванные кризисными явлениями 1998 года. В 1999 году местным коммерческим
банкам удалось преодолеть отток вкладов населения, сокращение суммы
депозитов, снижение экспортно-импортных операций, ухудшение других
совокупных показателей деятельности местных банков.
Дипломная работа выполнена по материалам общества с ограниченной
ответственностью коммерческого банка «Южный регион» (далее ООО
коммерческий банк «Южный регион») с использованием специальной литературы,
Федеральных Законов РФ, нормативно-правовых актов, распорядительных
документов Центрального банка России и имеет целью дать обобщенное
представление о внешнеэкономической деятельности коммерческих банков в РФ.
Также целью данной работы является анализ нынешнего состояния валютного
рынка в РФ
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка
литературы.



Глава 1. Валютные операции банков РФ.



1.1. История правового регулирование валютных операций в РФ.


Государственная валютная монополия была главным принципом валютной
политики СССР. Это означает, что государство является единственным законным
владельцем иностранной валюты, которая концентрируется в одних руках и
распределяется из центра с помощью валютного плана, имеет исключительное
право на совершение операций с валютными ценностями, на управление
принадлежащими ему золотовалютными резервами. Абсолютно все должны были
держать валюту на счетах в Банке внешнеэкономической деятельности СССР
(Внешэкономбанке СССР). Все важнейшие решения принимались Советом Министров
СССР, а отдельные министерства и ведомства имели ограниченную свободу
действий в данной области даже по техническим и самым незначительным
вопросам. Валютная монополия государства (как и монополия внешней торговли)
была одной из наиболее популярных догм, так как с ее помощью якобы
укреплялась эффективность внешних связей страны, экономика защищалась от
неблагоприятных воздействий извне, обеспечивалось рациональное
распределение иностранной валюты, планирование и регулирование состояния
платежного баланса.
Валютная политика СССР, основанная на государственной валютной
монополии, сводилась главным образом к перераспределению валютной выручки и
привлеченных иностранных кредитов внутри страны в соответствии с валютным
планом, к переговорам о кредитах и финансовых условиях торговых сделок,
управлению официальными золотовалютными резервами и надзору за жестко
ограниченными валютными операциями физических лиц (у предприятий таких
операций вообще не могло быть).
За время своего существования, валютная политика СССР претерпела ряд
изменений и имела следующую периодизацию:
-1917 - 1921 гг. - период валютного администрирования ("валютный военный
коммунизм");
-1922 - 1926 гг. - период валютного регулирования;
-1927 - 1985 гг. - административная валютная политика государства ("новый
валютный военный коммунизм");
-1986 - 1991 гг. - демонтаж государственной валютной монополии и
формирование новой политики;
Период с 1917 по 1922 гг. был характерен реквизициями и конфискациями
валютных ценностей, а также монополией Госбанка на проведение валютных
операций.
Но начало НЭПа характеризуется изменениями в валютной политике
государства. В 1922 г. произошла отмена сдачи валютных ценностей
государству, было разрешено свободное распоряжение валютой и драгоценными
металлами, а также открытие валютных счетов.
Валютное регулирование в стране сводилось к распределению валютных
ресурсов на основе валютного плана и единой валютной кассы, а также
установлению порядка ввоза, вывоза и пересылки наличных денежных знаков.
Экономика была фактически изолирована от мирового рынка, хотя, как показала
практика, это не помогло защититься от неблагоприятных внешних влияний.
Напротив, результатом стали ценовые диспропорции, иррациональность валютных
курсов и процентных ставок, уязвимость перед лицом внешних ставок.
Только в 1986 г. начинается демонтаж государственной валютной
монополии. С принятием ряда постановлений[2] правительство
продемонстрировало готовность ликвидировать государственную валютную
монополию.
Предприятиям была предоставлена возможность оставлять себе часть
валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг. Была создана система
валютных фондов, подразумевающая отчисления от формально принадлежащей
государству валютной выручки в виде фиксированного процента (40-50% для
предприятий машиностроительного комплекса, 70% для аграрно-промышленного
комплекса и более низкие для сырьевых отраслей). Одновременно отраслевые
министерства, Советы Министров республик могут централизовать до 10%
валютных отчислений подчиненных им предприятий. С 1989 г. валюту можно было
зачислить на счета и использовать по поручению экспортной выручки, причем
до 25% ее объема - для закупок потребительских товаров, медикаментов для
нужд коллектива.
Но основные изменения в валютной политике произошли после распада СССР
и были приняты уже в другом государстве - Российской Федерации.
Одним из важнейших направлений реформирования экономики страны,
вставшей на путь экономических реформ, стало развитие внешнеэкономических
связей и, прежде всего - либерализация внешней торговли[3]. Указ от 15
ноября 1991 г. разрешил всем зарегистрированным на территории РСФСР
предприятиям и организациям независимо от форм собственности осуществление
внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности.
Коренные преобразования в валютной политике страны были произведены с
принятием Закона РФ " О валютном регулировании и валютном контроле" от 9
октября 1992 г. №3615-1. Он определил принципы осуществления валютных
операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного
регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и
физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными
ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства.
Закон состоит из трех разделов:
1. Общее положение.
2. Валютное регулирование.
3. Валютный контроль.
В первом разделе закона определены основные понятия, такие как:
валюта Российской Федерации и ценные бумаги в валюте РФ;
иностранная валюта;
валютные ценности;
резиденты и нерезиденты;
текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением
капитала;
уполномоченные банки.
Вторая глава освещает такие вопросы как:
защита валюты РФ;
право собственности на валютные ценности;
внутренний валютный рынок РФ;
счета резидентов в иностранной валюте;
валютные операции резидентов в РФ;
счета нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской федерации;
валютные операции нерезидентов в РФ;
Центральный банк России как орган валютного регулирования.
В раздел "Валютный контроль" входят следующие статьи:
цель и направления валютного контроля;
органы и агенты валютного контроля;
полномочия органов и агентов валютного контроля;
права и обязанности резидентов и нерезидентов;
ответственность за нарушение валютного законодательства;
права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля.
Согласно закону, к валюте РФ относятся:
находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но
подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального
Банка России и монеты;
средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ;
средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за
пределами РФ.
Иностранная же валюта определена как:
денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в
обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем
иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или
изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и
международных денежных или расчетных единицах.
Под понятием "валютные ценности" в соответствии с Законом "О валютном
регулировании и валютном контроле" понимается:
иностранная валюта;
ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, векселя,
аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие,
долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;
драгоценные металлы и драгоценные камни (кроме лома и ювелирных изделий).
Согласно Закону к валютным операциям относятся:
операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные
ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве
средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной
валюте;
ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
осуществление международных денежных переводов.
Действующим законодательством в области валютного регулирования
валютные операции подразделяются по своему содержанию на текущие валютные
операции и операции, связанные с движением капитала.
К текущим валютным операциям относятся:
переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без
отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для
осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных
операций на срок не более 90 дней;
получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам,
инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм
заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также других аналогичных
операций.
Основанием для проведения той или иной текущей валютной операции
является соответствующий первичный учетный документ. Наиболее распространен
контракт предприятия-резидента с иностранной фирмой.
Валютные операции, связанные с движением капитала, включают в себя:
прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью
извлечения доходов и получения прав на участие в управлении предприятием;
портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;
переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное
имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны
его местонахождение к недвижимому имуществу, а также иных прав на
недвижимость;
предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по
экспорту и по импорту товаров, работ, услуг;
все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
Указанные валютные операции осуществляются в порядке, устанавливаемом
Центральным банком России. Валютные операции могут совершаться как
гражданами России, так и гражданами иностранных государств. В соответствии
с этим производится деление граждан на резидентов и нерезидентов.
Резидентами являются:
физические лица, имеющие постоянное место жительства в Российской
Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с
местонахождением в РФ;
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в
соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;
дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за
пределами РФ;
находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов.
К нерезидентам относятся:
физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в том
числе временно находящиеся в РФ;
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных
государств, с местонахождением за пределами РФ;
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в
соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением
за пределами РФ;
находящиеся в РФ иностранные дипломатические представительства и
международные организации;
находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов.
Законодательство РФ дает четкое разграничение валютных операций
резидентов и нерезидентов.
Валютные операции резидентов РФ включают в себя:
текущие валютные операции, которые осуществляются резидентами без
ограничений;
валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются
резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным Банком России;
право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в
Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;
право продавать иностранную валюту за валюту РФ на внутреннем валютном
рынке РФ в порядке, предусмотренном Законом РФ "О валютном регулировании и
валютном контроле";
физические лица-резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из
РФ ранее переведенные, ввезенные или пересланные в РФ валютные ценности при
соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином
документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в РФ.
Валютные операции нерезидентов в РФ включают в себя:
наличие права без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные
ценности в РФ при соблюдении таможенных правил;
право продавать и покупать иностранную валюту за валюту РФ в порядке,
установленном Центральным Банком России;
право беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из РФ валютные
ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были
ранее переведены, ввезены или пересланы в РФ или приобретены в РФ на
основаниях, указанных в предыдущем подпункте, и в иных случаях в
соответствии с законодательством РФ.
Валютные операции осуществляются уполномоченными банками, т.е.
банками, имеющими лицензии Центрального банка России на проведение данных
операций.
Текущие валютные операции проводятся резидентами без наличия лицензии
или разрешения Центрального Банка России. Однако бывают исключения.
Резиденты должны обратиться в Центральный Банк России за получением
разрешения на совершение валютной операции в следующих случаях:
если срок поступления экспортной выручки превышает 90 дней;
если срок ввоза импортируемых резидентом товаров превышает 90 дней от даты
их оплаты. То же самое относится к платежам по консигнационным соглашениям,
по бартерным, товарообменным и компенсационным сделкам, по реэкспортным
сделкам;
если резидент уплачивает проценты при возвращении полученного от
нерезидента аванса в случае невыполнения обязательств по контракту. Все
валютные операции, связанные с движением капитала, требуют наличия лицензий
Центрального Банка России.
Необходимо иметь в виду, что любые сделки по купле-продаже иностранной
валюты за рубли между резидентами и нерезидентами, совершенные минуя
уполномоченные банки, являются недействительными.
Основополагающая роль в Законе РФ "О валютном регулировании и валютном
контроле" отведена Центральному Банку России.
Центральный Банк России наделен следующими функциями:
определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг
в иностранной валюте;
издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и
нерезидентами;
проводит все виды валютных операций;
устанавливает правила проведения в РФ операций с иностранной валютой и
ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения
нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;
устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ
иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих
резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в
иностранной валюте в банках за пределами РФ;
устанавливает общие правила выдачи лицензии банкам и иным кредитным
учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;
устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики
валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и
сроки их предоставления;
готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым
международным стандартам;
выполняет другие функции, предусмотренные законом.
Действующее законодательство требует обязательного перевода средств на
счета в уполномоченных банках на территории РФ. Перевод иностранной валюты
в РФ должен быть осуществлен в течение 30 дней с даты осуществления платежа
в любой форме в пользу резидента. Резидент не вправе продлить срок оплаты
требований на нерезидента или обязательств последнего, а также каким либо
способом уменьшать сумму этих требований и обязательств.
Вместе с тем законодательство предусматривает возможность
использования валютной выручки, поступившей в собственность или
распоряжение резидента, за границей только для оплаты банковских и иных
комиссий и расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической
операцией, по которой получена эта выручка.
Предприятие, осуществляющее перевод валютной выручки, предоставляет
уполномоченному банку информацию об операции, по которой поступили валютные
средства. В сведениях указываются номер и дата контракта, плательщик, банк
плательщика. Эти данные просто обязательны, т.к. необходимы для
осуществления валютного контроля.
Открытие российскими организациями текущих и иных счетов за границей
может быть сделано только с разрешения Центрального Банка России. При этом
Центральный Банк России учитывает специфику проведения конкретных валютных
операций, для осуществления которых и предполагает открыть соответствующий
счет за границей. Причем учитывается также и возможность открытия такого
счета в уполномоченных банках РФ.
В случае получения разрешения и открытия соответствующего счета за
границей, его владелец обязан предоставлять отчетность по остаткам средств
на счете, а также информацию о процентах, полученных и переведенных в РФ во
время отчетного периода. Сумма средств на счетах за границей не должна
превышать рабочие остатки, необходимые для осуществления операций, с целью
проведения которых был открыт счет. Излишние суммы должны быть переведены в
РФ.
Вместе с тем законодательством предусмотрен ряд случаев, когда
валютная выручка, поступившая на счета за границей, не подлежит
обязательному переводу в РФ. К таким случаям относятся:
валютные поступления резидентов, связанные с сооружением ими объектов на
территории иностранных государств и представлявшие собой оплату заказчиками
(нерезидентами) местных расходов резидентов (на период строительства);
валютные поступления резидентов от их участия в фондовых операциях за
границей, которые используются для дальнейшего проведения этих операций и
покрытия операционных расходов (на период проведения этих операций);
валютные поступления резидентов от проведения выставок, спортивных,
культурных и иных мероприятий за границей, используемые для покрытия
расходов по их проведению (на период проведения этих мероприятий).
После завершения строительства, проведения фондовых операций,
выставок, спортивных и культурных мероприятий, остаток средств в
иностранной валюте в течение 30 дней от даты завершения соответствующих
операций и урегулирования всех претензий к резиденту по сделкам должен быть
реализован на валютном рынке.
На территории РФ расчеты между резидентами осуществляются в
национальной валюте, которая принимается без ограничений в оплату любых
требований и обязательств. Использование иностранной валюты, а также любых
платежных документов в иностранной валюте допускается только с разрешения
Центрального Банка России, который определяет порядок и сферу их обращения.
Использование в отношениях между резидентами иностранной валюты и
платежных документов в иностранной валюте на территории РФ допускается в
следующих случаях:
в расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими
организациями в случаях, когда услуги этих организаций по доставке,
страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются
иностранными покупателями;
при расчетах импортеров с транспортными, страховыми и экспедиторскими
организациями за их услуги;
при расчетах за транзитные перевозки грузов через территорию РФ;
за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для
российских предприятий;
при оплате комиссионного вознаграждения организациям, осуществляющим
посреднические операции с иностранными партнерами по заказам поставщиков
экспортной и покупателей импортной продукции;
при расчетах между поставщиками и субпоставщиками продукции на экспорт из
валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортеров;
при оплате расходов банковских учреждений и посреднических
внешнеэкономических организаций;
при проведении расчетов, связанных с получением коммерческого и банковского
кредита в иностранной валюте и его погашением, а также при проведении
операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном
рынке.
С 1 января 1994 года реализация гражданам на территории РФ товаров
(работ, услуг) за наличную иностранную валюту запрещена. При этом расчеты
между предприятиями и гражданами за покупаемые, последними, на территории
РФ товары (работы, услуги) могут осуществляться в рублях и иностранной
валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату
кредитными картами), за исключением расчетов наличной иностранной валютой.
Действующее валютное за

Новинки рефератов ::

Реферат: Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности организации и ее финансового состояния (Аудит)


Реферат: Оборотные средства предприятия (Финансы)


Реферат: Управленческий учет и анализ в принятии решений (Менеджмент)


Реферат: Страхование жизни (Страхование)


Реферат: Образование русского централизованного государства (История)


Реферат: Анализ процесса формообразования и расчет параметров режимов резания (Технология)


Реферат: Внешняя политика и экономические связи Японии послевоенного периода (История)


Реферат: Духовные искания Пьера Безухова (Литература : русская)


Реферат: Дневник производственно-технологической практики на фермерском хозяйстве "Золотое руно" (Сельское хозяйство)


Реферат: Роль бухгалтерского учета в управлении предприятием (Аудит)


Реферат: Адкуль пайшло Хрысцiянства на Беларусi (Религия)


Реферат: Воображение (Психология)


Реферат: Общественное мнение (Социология)


Реферат: Особенности личностного развития учащихся старших классов : проблемы и перспективы (Психология)


Реферат: Сравнительный анализ функциональных и семантических характеристик глагола to make в разговорном, газетно-публицистическом и научном стилях (Иностранные языки)


Реферат: Шпаргалка по химии (Химия)


Реферат: Средний слой общества в РФ (Социология)


Реферат: Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения (Право)


Реферат: Исторический портрет царя Иоанна Грозного (Исторические личности)


Реферат: Монголо-татарское иго и его влияние на политическое и экономическое развитие России (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист