GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: Ислам (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Ислам (Религия)



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н. Э. БАУМАНА



МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ.

ИСЛАМ



студент 2-го курса

Курилкин Д. А.

КМТ 3-41



Москва


1997 год
Третьей (самой поздней по времени возникновения) “мировой” религией
является ислам, или мусульманство. Это одна из распространеннейшей религий:
приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в
Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабоязычные
народы почти поголовно исповедуют ислам, тюркоязычные и ираноязычные — в
подавляющем большинстве. Много мусульман также среди североиндийских
народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.
Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его
яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого
начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного.
По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед,
араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд “откровений”, записанных
в священной книге Коране, и передал их людям. Коран — основная священная
книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для
христиан.
Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него
остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное
время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более
поздние. Из этих записей был сделан около 650 года (при третьем преемнике
Мухаммеда — Османе) свод, получивший название “Коран” (“чтение”). Книга эта
была объявлена священной, продиктованной самому пророку архангелом
Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.
Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого
порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие —
к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние)
перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах.
Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с
предписаниями, запретами и угрозами “геенной” в будущей жизни всем
непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-
литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые,
необработанные тексты.
Другая часть религиозной литературы мусульман — это сунна (или
сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и
поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими
богословами — Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну;
признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство
в исламе.
На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались
восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий
составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX
века.
Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570-
632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало
последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев;
опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и бОльшую часть
Аравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда лишена особой
фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но истоки
мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц,
а в социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся в ту
эпоху в Аравии.
Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками
теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь
земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях,
разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и
культурно связана с соседними странами — Месопотамией, Сирией, Палестиной,
Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию.
Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском
оазисе, близ побережья Красного моря. Родо-племенная знать обитавшего здесь
племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке
образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были
собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен.
Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и
христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой,
верования их влияли друг на друга.
В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые
дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило
экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход
от караванного движения, стали склонятся к оседлому образу жизни,
переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения
между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не замедлило
отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов,
за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что евреи и отчасти
христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта
ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и развернулась
проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной
потребности. В его проповедях, собственно, не было почти ничего нового по
сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у
Мухаммеда — строгое требование почитать только единого Аллаха и быть
безусловно покорным его воле. Само слово “ислам” означает покорность.
“Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и
обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроме
него, великого, мудрого! Поистине, религия пред Аллахом — ислам...” (3:
16-17).
Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво,
даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш.
Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных
богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического
центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство
(хиджра), совершенное в 622 году н. э. , считается мусульманами за начало
особого летоисчисления (мусульманская эра). В земледельческом оазисе Медине
(Ятриб) Мухаммед нашел более благоприятную почву для пропаганды: мединцы
соперничали и враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить
против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных племен; он пытался
опереться даже и на еврейские общины. Набрав себе много сторонников,
Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские корейши вынуждены были
принять новую религию. С объединением арабских племен, которые одно за
другим примыкали к новому учению, значение Мекки как национально-
религиозного центра еще более возросло. Корейшитская знать, вначале
враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо примкнуть к
нему и даже возглавила движение.
В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще совсем
не оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всей
хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богословами.
Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что
есть только один бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком;
что до него бог посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной,
Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют
ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из
древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога
и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все
получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться
в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует
божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил
его судьбу.
Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими
моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей,
то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и
христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни
и будущему блаженству, других — к беззакониям и загробным мучениям. Тем не
менее в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым,
прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха — это его могущество и величие.
Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране — это
требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.
Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и
обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная
молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед
молитвой и в других случаях; налог (закят) в пользу бедных; ежегодный пост
(ураза, в десятом месяце — рамазане) в течение всего месяца; паломничество
(хаджж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по
возможности совершить хотя бы раз в жизни.
Каждое из этих предписаний, несмотря на то что они сами по себе не
так уж тяжки и невыполнимы, допускает изъятия и смягчения в затруднительных
случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть заменена
песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, для
путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующее
число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит
в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но
зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться
любым удовольствиям.
Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне
за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само
мусульманское движение возникло из потребности арабов в объединении и в
добывании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение
восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются “запретными”) надлежит
воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их
имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам,
свойственные исламу даже в большей степени, чем другим мировым религиям.
Однако впоследствии и мусульманские богословы, и светские ученые по-разному
толковали заповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некоторое
различие между приверженцами разных немусульманских религий. К
многобожникам, то есть последователям племенных и политеистических культов,
отношение резко враждебное: “О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из
неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И
знайте, что Аллах — с богобоязненными!” (9: 124). К людям же, “имеющим
писание”, то есть иудеям и христианам, составители Корана высказывают
уважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на
путях их упрощения выросла идеология ислама. Однако в Коране есть
предписание воевать с теми, “которым ниспослано писание”, — с иудеями и
христианами, — если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины
(9: 29). На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных
религий стерлось: все они рассматривались как неверные (джяур), подлежащие
или истреблению, или покорению. Под знаменем джихада (газавата)
мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к
истребительной войне против всех иноверцев.
Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым,
воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т.
п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства,
нет.
В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов
отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина — подчиненное
существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране
признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя
жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права
женщины — право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил
положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.
В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же
патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но
имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным
фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных
призван как будто смягчать имущественные противоречия; однако частная
собственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне
законной, ростовщичество же осуждается: “Аллах разрешил торговлю и запретил
рост” (2: 276), что, по-видимому, является результатом компромисса между
интересами торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших
от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.
Окидывая общим взглядом догматику, обрядность, этику раннего ислама,
мы без труда видим, что в основе этой идеологии лежит иудейско-христианское
мировоззрение, но приспособленное к более примитивному общественному укладу
— к разлагавшемуся родо-племенному быту арабов. Идеология арабов проще,
грубее, понятнее для широкой массы верующих, особенно для кочевников и
земледельцев Азии; предписания его несложны и вполне выполнимы.
Эти-то особенности мусульманства, порожденные самими условиями его
возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе,
преодолевая сопротивление родо-племенной аристократии, склонной к
сепаратизму (восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам
довольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала
воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из
кризиса: завоевание новых земель.
Преемники Мухаммеда — халифы Абу-Бекр, Омар, Осман — завоевали в
короткое время соседние, а потом и более отдаленные страны Средиземноморья
и Передней Азии. Завоевания совершались под знаменем ислама — под “зеленым
знаменем пророка”. В покоренных арабами странах повинности крестьянского
населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам;
и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей
в новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро
стал превращаться в наднациональную, “мировую” религию. Уже в VII-IX вв.
ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах
халифата, охватившего огромные пространства — от Испании до Средней Азии и
границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии,
опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в
XIV-XVI вв. , главным образом через арабских и индийских купцов, и почти
начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV веке ислам
проник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народам
Причерноморья, несколько позже — к народам Северного Кавказа и Западной
Сибири.
Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности
религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли,
напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных
течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах.
Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением
шиизма (“шия” по-арабски — партия, секта). Считают, что в шиитском движении
проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей — арабов, то
есть что это была своего рода религиозная оболочка национального
антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой характер шиизм
принял не сразу, а лишь впоследствии. Началось дело с внутренней борьбы
среди арабов — с борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый
халиф — Али был кровным родственником пророка — его двоюродным братом и
зятем; приверженцы Али не признавали законности предыдущих халифов, так как
они были не из рода пророка, а были “избраны” религиозной общиной, то есть
попросту узурпировали власть. Борьба за власть приняла форму спора о
преемственности власти в халифате. Сторонники Али потерпели поражение, Али
был убит, но его последователи укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм
широко распространился как выражение протеста против власти Арабского
халифата. По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали
мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно справляют траурный
праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично настроенные верующие наносят
себе раны холодным оружием, выражая свою религиозную преданность памяти
мучеников.
Главная черта шиизма — вера в то, что законными преемниками пророка
Мухаммеда — имамами — могут быть только его сородичи-потомки, а “избранные”
общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну,
составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался
единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало
течение, признающее одиннадцать законных имамов — потомков Али; двенадцатый
имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то пребывает
невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель — махди.
Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране
и с начала XVI века (при династии Сефевидов) стало там официальной
государственной религией.
Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и
составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее
основателя в VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганистана,
Бадахшана и др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно
воплощается “мировая душа”. Эти имамы образуют наследственную династию
Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с
членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских
религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований.
От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов —
демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины
Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до
XI века.
От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая
мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых
походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от
названия секты происходит французское слово “assassin” — убийца.
Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей
халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази
последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).
В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший
большинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают
законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в нем
возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать
мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали “справедливость”
бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой,
написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые
халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре (коней IX
века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате,
мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности,
“несотворенности” Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на
дальнейшем развитии мусульманского богословия.
В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре
школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их
основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего
фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась
среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа
маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы,
распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира,
допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности
и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет.
В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское
течение суфизма (от слова “суфи” — грубая шерстяная ткань). Оно зародилось
в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении
сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не
придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного
богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до
пантеистического мировоззрения (бог — во всем мире, весь мир — проявление
или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного
представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое
значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое
течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских
фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки.
Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих
монахов — дервишей — во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были
признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали
монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов,
обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою
очередь обирают своих послушников — мюридов. Некоторые дервишские ордена
применяют в своих молебствиях так называемые зикры — экстатические пляски и
другие чисто шаманские способы общения с божеством. Придается большое
значение мистическому возгласу: “Ху!”.
С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие
первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом (слово
“тарикат” по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть учение
фанатиков, проповедовавших “священную войну” против христиан и других
неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе
(Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды
— послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду — духовному наставнику.
Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом.
В новейшее время усложнение социально-экономических и политических
условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в
XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель
Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши
городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой
ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни
первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов,
уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не
признавали культа святых, поклонялись только одному богу. После жестокой
борьбы с противниками ваххабиты к началу ХХ века взяли верх в государстве
Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой
и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области,
ваххабитизм сделался господствующей религией.
Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской
бедноты и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил
Мохаммед Али, принявший прозвище “Баб” (“врата” в смысле посредника между
людьми и богом). Движение получило название бабистского. Баб проповедовал
равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман.
Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый
закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму.
Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было
жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись суровой казни (1850
год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого
настроя. Один из бывших последователей Баба — Мирза Хусейн Али, принявший
прозвище “Бехаулла”, существенным образом изменил бабистское учение. Он
тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и
пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь,
прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние
христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы
подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало называться
бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялось
больше в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная,
модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в
Западной Европе и в Америке.
Под знаком ислама происходили и некоторые массовые освободительные
движения в колониальных странах. Самое известное — махдистское движение в
Судане (Африка) в 1881-1898 гг. Глава его — Мухаммед Ахмед — объявил себя
махди (то есть спасителем, мессией), призванным руководить борьбой
мусульман Африки против колонизаторов. Движение охватило весь Восточный
Судан и области далее к востоку вплоть до Красного моря. Оно продолжалось
около 20 лет и лишь с трудом было подавлено англо-французским альянсом.
Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она
энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная
жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые
отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком
религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место
полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства
(халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло
штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И
уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе
— шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские
богословы.
Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше
светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети,— это,
собственно, учитель в церковной школе. Кади — это судья, знаток шариата.
Муфтий — более высокий духовный чин — главный авторитет в вопросах шариата.
Улем — ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет
улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе
мусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейх-уль-ислам —
видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом
разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права
считались непререкаемым законом.
Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто
религиозным. Низшие школы — мектебы — состояли при мечетях. Высшие школы —
медресе — представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты
изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопросы. Язык
преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабская
система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она для
них и мало приспособлена.
Мусульманская церковь в станах ислама была обычно и крупной
экономической силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и
это имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число — вакуф).
Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний), из
пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в странах Средней
Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они
приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось
многочисленное духовенство.
Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими
религиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах
мусульманские верования очень часто переплетаются с древними,
домусульманскими. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах,
распространен культ местных святых. Мусульманские святые зачастую
оказываются не чем иным, как древними местными божествами-покровителями,
которым даны мусульманские имена. Во многих местах, особенно в Средней
Азии, культ святых связан с культом мазаров — якобы гробниц этих святых, а
на самом деле древних местных святилищ. Более того, в последнее время в
исламе обнаружено (особенно у народов Средней Азии) целый пласт влившихся в
него, но глубоко архаичных верований и обрядов, относящихся к культу
земледельческих божеств плодородия, к родовому культу предков, к шаманизму.
Повсюду в среде мусульман распространены также вера в магию, ношение
амулетов (часто с текстом из Корана). Многие муллы выполняют функции
заклинателей, знахарей.
Интересно отметить, что в многовековых столкновениях ислама с
христианством (точно так же, как с маздеизмом и другими религиями) ислам
почти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья, где
сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь прежде
христианство (Северная Африка, Египет, Сирия , Малая Азия). На Кавказе
большинство народов до распространения ислама придерживалось христианства,
позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы, аджарцы,
часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове в ислам обращены были
некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших прежде
христианами. Обратных случаев массового обращения какого-либо
мусульманского народа в христианство история не знает. Правда, с
Пиренейского полуострова (Испания, Португалия) мусульмане в результате
христианской Реконкисты (XII-XV вв.) были вытеснены, но это произошло в
результате процесса насильственного изгнания исповедующих ислам, а не
идейной победы одной религии над другой.
Почему же религия Мухаммеда так часто одерживала верх над религией
Христа? Видимо, вследствие большей простоты, доступности, понятности
народным массам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально-
феодальный быт.
В последние десятилетия, после первой мировой войны, во многих
странах произошли буржуазные реформы, ограничившие влияние религии.
Развернувшееся после второй мировой войны широкое демократическое
прогрессивное движение в странах “третьего мира” привлекло к еще более
радикальным переменам в мусульманских традициях и к их общему ослаблению.
Характер перемен происходил сообразно различным социально-политическим
условиям.
Речь идет не только о мелких и внешних уступках мусульманского
духовенства требованиям времени: смягчение или отмена старых запретов,
модернизация культа и пр. , но и о более глубоких сдвигах. В ряде стран
проведены прогрессивные реформы, означающие решительную перестройку
правовых норм и культурно-бытового уклада, конфискацию церковных земель,
ограничение сферы действия шариата (не в пример возвращение к законам
шариата в Чечне), введение светского школьного и университетского обучения.
В частности, особенно радикальные реформы произошли в Турции после отмены
султаната и учреждения республики (реформы Кемаля Ататюрка, 1920-е годы).



Список литературы :


1. С.Токарев Религия в истории народов мира Москва 1986

2. Л.Климович Книга о Коране
Москва 1986
3. История Древнего Востока
Москва 1988







Реферат на тему: Ислам

Содержание

Раздел 1 Введение……………………………………………………………………..
Раздел 2 Зарождение ислама…………………………………………………………
Раздел 3 Муххаммад (Мухаммед, Магомет)………………………………………….
Раздел 4 Общая характеристика мусульманского права …………………………….
Раздел 5 Источники мусульманского права…………………………………………..
5.1. Коран…………………………………………………………………………
5.2. Сунна…………………………………………………………………………
5.3. Иджма………………………………………………………………………..
5.4. Кияс……………………………………………………………………………
5.5. Фирманы, кануны……………………………………………………………
Раздел 6 Различные течения в мусульманстве…………………………………………
6.1. Шиизм………………. ..…………………………………………………….
6.2.Суфизм…………………………………………………………………………..
6.2.1.Цели и устремления………………………………………………………
6.2.2. Значимость суфизма…………………………………………………….
6.3. Суннизм…………………………………………………………………………
6.4.Ваххабитизм……………………………………………………………………
6.5. Бабистское движение………………………………………………………..
Раздел 7 Ислам и общество………………………………………….………………..
7.1. Исламская одежда………………………………………………………….
7.2. Исламская пища…………………………………………………………….
7.2.1. Свинина……………………………………………………………….
7.2.2. Мясо других животных и иная пища………………………………
Раздел 8 Ислам в новое и новейшее время…………………………………………...
Раздел 9 Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………………



Раздел 1
Введение

Ислам – одна из трех величайших религий, возникших на суровых и
безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Две другие – иудаизм и
христианство. Все три веры тесно связаны, ибо в действительности
прославляют одного и того же Бога. С точки зрения истории ислам считается
самой молодой из трех религий, хотя мусульмане полагают, что их вера
является самой ранней и лежит в основе, как иудаизма, так и христианства.
Ислам – это одна из распространенных религий: приверженцев ее
насчитывается около 900 млн., преимущественно в Северной Африке, Юго-
Западной, Юго-Восточной и Южной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно
исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные - в подавляющем
большинстве.
Быть мусульманином (последователем ислама) в наше время уже значит быть
обязательно арабом. Слово «мусульманин» переводится как « тот, кто
покоряется». Символ веры ислама состоит из двух утверждений: « Ля иляха
илля Ллаху ва Мухаммадун Расулу Ллахи» (« Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад
– Пророк Его»). Оба этих основных утверждения мусульмане принимают сердцем,
а именно: в действительности существует только лишь один Бог, Высочайший
Владыка, и Откровение, посланное Им арабскому Пророку Мухаммаду, является
истинным, окончательным и совершенным, полностью упраздняющим все ранее
ниспосланные откровения.



Раздел 2


Зарождение ислама.

Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его яснее,
чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала
освещается письменными источниками. Но и здесь очень много легендарного. По
мусульманской традиции, основателем ислама был пророк Божий Мухаммед, араб,
живший в Мекке; он якобы получил от Бога ряд «откровений», записанных в
священной книге Коране, и передал их людям. Коран – основная священная
книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие –для
христиан.
Сам Мухаммед ничего не писал: он был, по-видимому, неграмотен. После
него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в
разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и
более поздние. Из этих записей был сделан около 650 года ( при третьем
преемнике Мухаммеда – Османе) свод, получивший название «Коран» (
«чтение»). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому
пророку архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.
Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка,
просто по размерам: более длинные ближе к началу, долее короткие – к концу.
Суры мекканские (более ранние) и мединские ( более поздние) перемешаны.
Одно и тоже повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и
прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями,
запретами и угрозами «геенной» в будущей жизни всем непослушникам. В Коране
совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в
христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.
Другая часть религиозной литературы мусульман – это сунна или (сонна),
состоящая из священных преданий ( хадисов) о жизни, чудесах и поручениях
Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IХ веке мусульманскими
богословами – Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну;
признающие ее называют суннитами, они составляют значительное большинство в
исламе.
На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались
восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся составлена
мединцем Ибн Исхаком (VIII в.) и дошла до нас в редакции IХ века.
Считается, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и
проповедовал новое учение сначала в Мекке, а затем и в Медине. Там ему
удалось собрать много приверженцев. Опираясь на них, он вскоре подчинил к
себе Мекку и объединил большую часть Аравии под знаменем новой религии.
Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами:
Месопотамией, Сирией, Египтом и др. В Аравии были поселенцы иноземцев, в
частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий
общались между собой, верования их влияли друг на друга. В IV веке в Аравии
начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились
на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие. Общины
нуждались в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии:
возникло движение на слияние племенных культов, за почитание единого
верховного Бога Аллаха. В такой обстановке и развернулась проповедническая
деятельность Мухаммеда. В его проповедях не было почти ничего нового по
сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у
Мухаммеда – строгое требование почитать только одного Аллаха и быть
безусловно покорным его воле. Само слово « ислам» означает покорность.

В разделе 2 я оповестила кратко об источниках мусульманского права (
Коран, сонна и т. д.) , далее я рассматриваю все подробней.



Раздел 3



МУХАММАД (Мухаммед, Магомет)


Ахмад б. ‘Абд Аллах (около 570-632) из рода хашим родо-племенной
группы курайш - основатель религии ислама и первой общины мусульман. По
представлению мусульман - пророк Аллаха и его посланник, через которого был
передан людям текст Корана.
Родился в Мекке в небогатой, но близкой по родству к мекканской
знати семье. Его отец умер во время торговой поездки до рождения Магомета,
мать - через несколько лет. Магомет воспитывался в доме своего деда ‘Абд ал-
мутталиба. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей, иногда
участвовал в торговых поездках. Магомет нанялся вести торговые дела богатой
мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлит, на которой женился в возрасте 25
лет. Пока Хадиджа была жива, Магомет не брал себе других жен. Она родила
ему несколько скончавшихся в младенчестве сыновей, в том числе Касима, по
которому Магомета звали Абу-л-Касим, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум,
Зайнаб и Фатиму.
Магомет любил одиночество и благочестивые размышления, часто
удалялся в соседние с Меккой горы; был знаком с основами иудаизма и
христианства, со взглядами аравийских монотеистов-ханифов. Когда Магомету
было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему стали являться
видения, а затем - речения извне, позднее записанные по памяти с его слов и
составившие священную книгу мусульман - Коран.
Первоначально Магомет испугался начавшихся “откровений”, но затем
уверился, что избран божеством в качестве посланника (расул) и пророка
(наби), чтобы нести людям слово божье. Первые “откровения”, которые Магомет
пытался передать своим сородичам, провозглашали величие единственного и
единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие,
предупреждали о грядущем воскрешении мертвых, Дне суда и наказаний в аду
всех, кто не верует в Аллаха.
Проповедь Магомета была встречена в Мекке с насмешкой, однако
постепенно вокруг него собралась группа сторонников, частью из знатных
родов, частью - из низов мекканского общества. Мекканская верхушка начала
преследовать и притеснять последователей Магомета - мусульман. Сам Магомет
находился под защитой своего рода и его главы - Абу Талиба, многие же из
мусульман, спасаясь от гонений уехали из Мекки в Эфиопию. Проповедь
Магомета, якобы передававшая прямую речь Аллаха, в это время доказывала
всемогущество Аллаха, часто именовавшегося Милостливым (Рахман), его
величие, полную зависимость от него человека. При этом Магомет отсылал
слушателей к известным им историям о пророках прошлого и о погибших древних
народах. Коран как бы показывал, что пророчество Магомета - явление
известное и возможное и что непослушание пророку всегда вело к наказанию
неверующих.
В какой-то момент (около 618-620 гг.) возникла возможность компромисса
с мекканцами. Магомет якобы согласился признать особое положение при Аллахе
почитаемых в Мекке богинь - ал-Лат, ал-‘уззы и Манат, а мекканцы -
пророческую миссию Магомета и первое место Аллаха среди богов. Однако
примирение, нарушавшее главный принцип нового учения - строгое единобожие,
не состоялось, и борьба обострилась. Тем временем умерла Хандиджа, умер Абу
Талиб. Магомет лишился значительной части моральной поддержки и защиты.
Ставший главой рода Абу Лахаб отказал Магомету в покровительстве.
Магомет стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с
проповедями к людям, приезжавшим в город по торговым делам, совершил в
безрезультатных поисках убежища поездку в Та’иф. Наконец, около 620 года он
вступил в тайное соглашение с группой жителей Йасриба - крупного
землевладельческого оазиса примерно в 400 км. к северу от Мекки. Жившие там
языческие и принявшие иудаизм арабские племена находились в состоянии
затянувшихся и запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому
обычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного
третейского судьи. В качестве такого судьи они и пригласили Магомета,
признав его пророческую миссию как основу его авторитета.
Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам Магомет
переселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 18 раби’ I, т.е. 24 или 22
сентября 622 года. С первого месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане
(при ‘Умаре I) стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т.е. по году
переселения Магомета и Мекки в Йасриб, который стал называться Мажинат ан-
наби (“город Пророка”) или просто ал-Мадина (Медина).
Магомет превратился из простого проповедника в политического лидера
общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается
его единовластие в Медине. Главной опорой Магомета были пришедшие с ним из
Мекки мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары. Магомет
надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев Йасриба,
он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они отказались признать
в Магомете мессию из неиудеев, более того высмеивали пророка Аллаха и даже
вступили в контакты с врагами Магомета - мекканцами. К ним присоединились и
часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально
охотно принявших ислам, но затем выступивших против Магомета. Эта
внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем
“лицемеров” (мунафикун).
Внутреннее размежевание помогло развитию представления об исламе как
об отдельной религии, усилению ее аравийских черт. Магомет все отчетливее
говорит об особой роли ислама, о себе как о последнем пророке - “печати
пророков”, иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам
объявляется исправление допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес
субботе устанавливается особый мусульманский день общей молитвы - пятница,
объявляется о святости ал-Ка’бы и первостепенном значении паломничества к
ней. Она становится главной святыней ислама, к ней молящиеся начинают
обращаться во время молитвы (кибла).
В Медине строятся первая мечеть, дом Магомета, устанавливаются основы
мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста, призыва к
молитве, сборов на благочестивые нужды и т.д. В проповедях Магомета стали
фиксироваться правила жизни общины - принципы наследования, раздела
имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино, свинину и азартные
игры. Начинает особо выделяться положение Магомета как посланника Аллаха. В
“откровениях” появляются требования особого почтения к Магомету, ему
“ниспосылаются” исключения из некоторых запретов, обязательных для других.
Таким образом, в Медине Магомет сформировал основные принципы
религиозного учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были
выражены в
“откровениях” и частично - в высказываниях, решениях и поступках самого
Магомета.
Одной из форм сплочения общины и ее расширения с самого начала
мединского периода стала борьба с неверующими мекканцами. В 623 году
начинаются нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 году при Бадре
мусульмане, возглавляемые Магометом, победили мекканский отряд, и эта
победа была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах -
на стороне мусульман. В 625 году мекканцы пошли к Медине и сразились с
мусульманским войском около горы Ухуд. В бою Магомет был легко ранен в
голову, мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой
успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были
остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва.
Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканцами, ее попытки
покушения на жизнь Магомета и упорный отказ от полного ему подчинения
вызывали резкие ответные меры. Последовательно из Медины были изгнаны
иудейские племена бану кайнука’ и бану надир, значительная часть бану
курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники
и соперники Магомета. Затем были собраны большие силы для решительной
борьбы с Меккой.
В 628 году большое войско, к которому присоединились некоторые кочевые
племена, двинулось в сторону Мекки и остановилось в местечке ал-Худайбийа,
на самой границе священной территории Мекки. Переговоры между мекканцами и
мусульманами завершились перемирием. Ровно через год Магомет и его
сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество
(‘умра).
Тем временем крепла сила мединской общины. Были завоеваны богатые оазисы
Северной Аравии Хайбар и Фадак, союзниками Магомета становились все новые и
новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с
Магометом, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате
всего этого подошедшее к Мекке в 630 году мусульманское войско
беспрепятственно вошло в город. Магомет совершил поклонение ал-Ка’бе,
очистил ее от языческих идолов.
Магомет, однако, продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632 году)
еще совершив паломничество, называемое прощальным (хиджжат ал-вада’).
Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Магомета в себе и подняла
его политический и религиозный авторитет в Аравии. Он посылает различным
царям и вождям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областей Византии
и Ирана послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды
захватывают новые оазисы в Северной Аравии, появляются в Йемене. В Мекку
приезжают представители различных племен и областей полуострова. Многие из
приезжавших договариваются с Магометом о союзе. В сражении при Хунайне в
630 году мусульмане и их союзники отбили большое наступление на Мекку
враждебных кочевых племен. В 631-632 гг. значительная часть Аравии
оказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение,
возглавляемое Магометом.
В последние годы жизни Магомет определяет цель этого объединения -
распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военную
экспедицию в Сирию. В июне/июле 632 года в возрасте 60-63 лет Магомет
неожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной
болезни. Существует легенда, что он был отравлен. Похоронен он в главной
мечети Мединны (Мечети Пророка).
Со смертью Магомета прекратился прямой “контакт” общины с Аллахом,
ею стали управлять халифы - заместители Пророка в деле проведения в жизнь
законов и правил, заповеданных Магометом и изложенных в Коране. За право
выдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группы
мусульман. Первым халифом стал один из ближайших соратников Магомета - Абу
Бакр.
После смерти Хадиджи Магомет заключал большое количество браков. Право
Пророка превысить разрешенное для мусульманина число жен (четыре) было
специально обосновано кораническим “откровением”. В большинстве своем эти
браки носили политический характер, укрепляя связи Магомета с различными
родоплеменными группами. Любимой женой Магомета предание считает ‘А’ишу,
дочь Абу Бакра. После смерти Пророка она пыталась играть политическую роль
в качестве хранителя и толкователя его заветов. Особой любовью Магомета
также пользовалась коптская невольница Мария, родившая ему сына Ибрахима,
умершего в младенчестве и горько оплаканного Пророком. Согласно преданию, у
Магомета было 11 официальных жен, девять из которых были живы в момент его
кончины.
Магомет не оставил мужского потомства. Дочь Магомета Фатима вышла замуж
за его двоюродного брата и верховного друга ‘Али б. Аби Талиба. От потомков
их сыновей - ал-Хасана и ал-Хусайна - происходят все довольно
многочисленные в сегодняшнем мусульманском мире потомки “семьи Пророка” -
саййиды и шарифы.
В современной науке существует общее мнение, что Магомет действительно
жил и действовал, произнес значительную часть слов, составляющих Коран,
обосновал общину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В
жизнеописании Магомета (сира), в преданиях о его словах и поступках
(хадис), в комментариях к Корану (тафсир) и т.д. наряду с исторически
достоверными сведениями содержится много поздних добавлений, домыслов и
легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографию
Пророка.
Ислам в принципе не наделяет Магомета никакими сверхъестественными
чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как
и все. Тем не менее, вокруг его фигуры постепенно возник цикл легенд о
чудесах. Некоторые из них развивают намеки Корана, как, например, легенда о
том, что ангелы рассекли молодому Магомету грудь и омыли его сердце, или
легенда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Бураке в
Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о
чудесах, сотворенных Магометом, - в его присутствии недойная овца дает
молоко, малой пищи хватает на множество людей и т.д. В целом, однако,
подобного материала в преданиях о Магомете сравнительно мало.
В европейской культуре образ Магомета был первоначально объектом
разных нападок и обвинений в коварстве, жестокости, любострастии, возникали
и волшебные легенды, притягивавшие христианских завоевателей, как,
например, о висящем в воздухе гробе Магомета. Причудливым образом он
становился порой объектом тайного поклонения, например у тамплиеров.
Просветители считали Магомета обманщиком, использовавшем религию в целях
собственного благополучия. Ученые и публицисты Европы видели в Магомете и
революционера, и реформатора, и пламенного политического вождя, и
вдохновенного пророка, и ученика иудейских раввинов или христианских
монахов, и крупного политика и т.д. Успех ислама как религии и как
социальной системы был обеспечен и объективными и субъективными факторами.
В ряду последних одно из ведущих мест занимает личность Магомета,
вдохновенного оратора, проповедника, преданного своему делу вероучителя,
умного и гибкого политика, умевшего соединять идеал с реальностями жизни,
верность традиции с решительными новшествами, принципиальность с гибкостью,
“демократизм” с единовластием, мягкость с суровостью и решительностью.
Реальные результаты деятельности Магомета и тот образ пророка и
правителя, основу для которого он создал своей жизнью, определяют значение
роли и личности Магомета в средневековой истории Востока и Запада.


Раздел 4


Общая характеристика мусульманского права. ( Шариат)

Шариат (мусульманское право) органически связан с исламом, его
учением. Согласно юридической энциклопедии "Шариат - свод религиозных и
правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (священных
мусульманских преданий), содержащий нормы государственного,
наследственного, уголовного и брачно-семейного права"
Другими словами, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от
теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими
представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу
божественного единого закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям,
составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.
Шариат развивался как строго конфессиональное право. Особенно на
первых порах шариат в целом и его доктринально-нормативная часть (фикх)
вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику
и мораль. В результате нормы шариата (правила, предписания), с одной
стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а с другой -
определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат
божественного проведения и религиозно-нравственного начала, нашло свое
отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и
неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла
свое выражение в установлении в шариате четырех видов действий
мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-
религиозный смысл:
- обязательные,
- рекомендуемые,
- дозволенные,
- запрещенные и подлежащие наказанию.
Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью
породила и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее
пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли
разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу
воли человека.
Для шариата не к правам мусульманина, а к его обязанностям по
отношению к Аллаху. Нормы, содержащие также обязанности, определили всю
жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение
поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм,
составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам
и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи
нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма,
милосердие, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и
представлении о бессилии человека перед Богом, о вытекающей отсюда
созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась
необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: "Терпение,
ведь Аллах с терпеливыми" (8.48). Таким же образом в шариате закреплялась
обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти:
"Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди
вас" (4.62).
Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была
его целостность. Вместе с представлением о едином боге - Аллахе -
утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок.
Мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а
конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране,
должен был соблюдать шариат, сохранить верность исламу. Постепенно с
распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира
шариат стал своеобразной мировой системой права.
Как конфессиональное право шариат отличался от канонического права в
странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные
сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей
и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии
и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и
Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть
Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран
Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и
шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных
особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так,
со временем с утверждением двух главных направлений в исламе
соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с
ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление -
шиизм.

Раздел 5

Источники мусульманского права.

Шариат отличает множественность источников, на рассмотрении которых
кратко остановлюсь.

5.1.Коран
Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" -
"чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из
притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 г.г.
Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних
правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.
Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по
памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе
пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись
систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление
окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). Коран
предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных
исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим
образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник" .
Я снова повторюсь, что Коран состоит из 114 глав, расчлененных на 6219
стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и
лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам
поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать
как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и
семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.
Большая часть положений Корана носит казуальный характер и
представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с
частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и
могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в
них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой
доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое
выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых
предписаниях.
Чтобы не быть голословной, привязываясь к тексту Корана, хочу
продемонстрировать, как, откуда и почему появилось грозное понятие
"священная война".
Дело Божие должно торжествовать на земле. Оно торжествует через
добровольную преданность и через вынужденную покорность неверных. Добрые
-убеждаются проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению
его мечом. Когда еще до хиджры Мухаммед взял с ансаров "клятву мужей", т.е.
обязательство защищать его оружием, идея священной войны была уже,
очевидно, принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея
утверждается с большей настойчивостью.
"Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но не нападайте
первые. Бог ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдете
их; изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хуже
убийства. Не сражайтесь с ними у святого храма, разве только они вызовут
вас. Если нападут на вас - купайтесь в крови их. Такова награда неверных.
Если покинут заб

Новинки рефератов ::

Реферат: Возникновение города на Неве (История)


Реферат: Кредитная политика банка (Банковское дело)


Реферат: Рынок ценных бумаг (Финансы)


Реферат: Билеты и ответы по Информатике за 11-й класс (Программирование)


Реферат: Авторский договор как основание правомерного использования произведения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Общий подход к реализации методики краткосрочного финансового планирования (Финансы)


Реферат: Кафедральный собор во имя Христа Спасителя в г. Самаре (История)


Реферат: Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала (Педагогика)


Реферат: Художник Северного Возрождения: Ян ван Эйк (Искусство и культура)


Реферат: Учет затрат и анализ себестоимости продукции животноводства в ЗАО агрофирма «Аксайский» Аксайского района Ростовской области (Аудит)


Реферат: Роль оцінки у суспільному пізнанні: істина й омана (Философия)


Реферат: Принцип разделения властей (Теория государства и права)


Реферат: Трехмерная анимация в 3D Studio MAX (Программирование)


Реферат: Оборона Одессы (История)


Реферат: Комбинированный урок по природоведению (Естествознание)


Реферат: Новая европейская валюта и ее перспективы (Международные отношения)


Реферат: Сиддхартха Гаутама (БУДДА) (Философия)


Реферат: Крестовые походы (История)


Реферат: Женщина и Мужчина в поисках гармонии. Анализ гендерных стереотипов (Социология)


Реферат: Выбор наиболее выгодного вида транспорта (Транспорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист