GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева (Литература : русская)





Доклад

Тема: «Стихотворения в прозе» Тургенева



Выполнил:
ученик 10Б класса
Лицея №2 г. Иркустка
Куклин Алексей


ДОКЛАД
«Стихотворения в прозе» И..С.Тургенева.

Наряду с произведениями, посвященным отвлеченно-этическим проблемам,
появились «Стихотворения в прозе». Они создавались в течение четырех лет (с
1878 по 1882 год), были написаны, как утверждал писатель, для самого себя и
для небольшого кружка людей, сочувствующих такого рода вещам.
«Стихотворения в прозе» состоят из двух разделов «Старческие» и «Новые
стихотворения в прозе». Первый раздел (51 стихотворение) был напечатан в
журнале «Вестник Европы» № 12 за 1882 год. «Новые стихотворения в прозе»
при жизни Тургенева не печатались.
Тургенев создал целую книгу стихотворений в прозе, выразительно обозначив
их характерные черты.
Лиризм, воссоздающий душевный строй, настроение автора. В большинстве
случаев – прямая автобиографичность и рассказ от первого лица. Повышенная
выразительность голоса, передающая то радость, то грусть, то восторг, то
смятение. Дневниковость, носящая исповедальный характер.
По содержанию цикл «Стихотворений в прозе» весьма разнообразен.
Значительеая часть «стихотворений» затрагивает общественно-политические
проблемы, посвящена размышлениям писателя о русском народе, о родине, о
счастье и красоте, о гуманности человеческих отношений. При решении их
глубоко интимный контакт с читателем, чуткость и человечность, какой бы
вопрос не решался – сугубо личный, общественный или планетврный.
Стихотворение в прозе дает возможность сгустить, сплющить огромные
временные и пространственные величины до величины одной фразы. Острейшая
наблюдательность позволяет обыкновенную бытовую деталь превращать в
символы.
Ритм стихотворений в прозе каждый раз нов, разнообразен, подчинен
авторской интонации. Каждая фраза, строка, абзац целая вещь выдержана в
определенном музыкальном ключе. Мелодичность эта подчас доходит у Тургенева
до сладкогласия, упоительного бельканто, как называют в Италии красивое,
плавное пение.
Каждое стихотворение в прозе, как камешек определенной расцветки, кладется
художником на свое место, и если отойти на расстояние и издали взглянуть на

целое, то собранные вместе камешки кажутся мозайкой, создающие цельную
картину.
Одним из лучших политических стихотворений в прозе по праву считается
«Порог». Напечатан «Порог» впервые в сентябре 1883 года. Написано оно под
впечатлением процесса Веры Засулич, честной и саиоотверженной русской
девушки, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова. Она
стоит на пороге новой жизни. Писатель создает благородный образ женщины-
революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и
свободы народа. И она переступает через этот символический порог …
«… и тяжелая занавеса упала за нею.
- Дура! – проскрежетал кто-то сзади.
Святая! – пронеслось откуда-то в ответ».
С какой контрастностью передано отношение к одному и тому же факту,
явлению, событию со стороны двух совершенно разных людей!
Здесь не только два прямо противоположных друг другу высказывания. Здесь
два взгляда на мир, на жизнь, на людей. В вопросе о том, как человеку
прожить
свою жизнь столкнулись сбыватель и романтик (ое же Гражданин с большой
буквы, человек чести и высокого общественного сознания). Героине, решившей
принести в жертву свою жизнь, обыватель говорит «Дура!», романтик -
«Святая!». За этими короткими словами две философии. Обыватель рассуждает,
казалось бы, трезво: на свете каждый живет только один раз, а посему – живи
себе в свое удовольствие, ешь, пей, веселись; он рассуждает так, не
задумываясь над тем , что блага, которые он берет, нет, не берет – хватает,
достались ему ценой жертв, принесенных сильными и отважными людьми.
Романтик называет героиню святой. Романтик – человек, видящий в жизни не
только малые дела и малые цели, но и большие дела и большие цели, готовый
совершить прекрасное и героическое во имя общего блага.
«Порог» заставляет каждого читателя задумываться над своей жизнью,
осмыслить и, если нужно, переосмыслить ее.
Это стихотворение в прозе говорит каждому из нас, особенно в юные
молодые годы: приглянись к судьбам людей и направь свою жизнь к высокой
цели, достойной человека!

Откликнулся Тургенев и на русско-турецкую войну 1877-1878 годов. В эти
годы, как и в эпоху создания романа «Накануне», он много размышляет о вновь
возникшем восточном вопросе, об освободительном движении славнских народов.
Писатель симпатизирует восставшим болгарам и призывает русский народ помочь
им. Он осуждает кровавую бойню, втянувшую в «разверстую пасть смерти»
тысячи людей. Осуждая бессмысленность кровопролития и безумство
военачальников, Тургенев с горячим сочувствием говорит о жертвах войны.
Одной из таких жертв была Юлия Петровна Вревская – вдова генерала
И.А.Вревского, убитого на Кавказе в 1858 году. В 1874 году она гостила у
Тургенева в Спасском-Лутовине – с 21 по 26 июня. Сохранилось сорок восемь
писем Тургенева к Вревской. Уже весной 1874 года Тургенев пишет ей о своем
чувстве кней, - «несколько странном, но искреннем и хорошем». Он почти
влюблен в нее. В 1877 году он пишет ей еще одно откровение: «С тех пор, как
я встретил вас, я полюбил вас дружески и в тоже время имел неотступное
желание обладать вами».
Для Вревской Тургенев стал одним из самых близких друзей. Может быть,
он ей нравился больше, чем друг. Но о замужестве она не помышляла. Она
мечтала о каком-нибудь подвиге во имя человечества; были у нее мечты ехать
в Индию, очевидно - помагать бедным.
Война началась. Вревская сообщила Тургеневу, что едет сестрой милосердия
в Болгарию. «Желаю от всей души, чтобы взятый на вас подвиг не оказался
непосильным», - отвечал писатель.
В 1878 году Вревская умерла от тифа в болгарском госпитале. Стихотворение
«Памяти Ю.П.Вревской» было, по выражению Тургенева, цветком, который он
возложил на ее могилу.
Лучшие черты русского народа, его сердечность, отзывчивость к страданиям
ближних Тургенев запечатлел в стихотворениях «Два богача», «Маша», «Щи»,
«Повесить его!». Здесь, как и в «Записках охотника», показано нравственное
превосходство простого русского мужика над представителями господствующих
классов.
В «Стихотворениях в прозе» с особой теплотой Тургенев пишет о родине.
Прозвучав впервые, эта тема никогда не исчезала из творчества писателя.

Среди стихотворений в прозе видное место занимает патриотическая
миниатюра «Русский язык». С необыкновенной тонкостью и нежностью относился
великий художник слова к русскому языку. Писатель призывал беречь наш
прекрасный язык. Он верил в то, что русскому языку принадлежит будущее, что
с помощью такого языка можно создавать великие произведения.
Сатирическим пафосом овеяна та часть стихотворений в прозе, в которой
развенчиваются стяжательство, клеветничество, корыстолюбие. Такие
человеческие пороки, как эгоизм, жадность, злость, остро изобличены в
стихотворениях: «Довольный человек», «Писатель и критик», «Дурак»,
«Эгоист», «Враг и друг», «Гад», «Корреспондент», «Житейское правило». В
основе некоторых из этих стихотворений лежат жизненные факты. Например, в
стихотворении «Гад» изображен продажный реакционный журналист Б.М.
Маркевич. Ряд стихотворений в прозе проникнут грустными раздумьями,
пессимистическими настроениями, навеянные длительной болезнью писателя.
Однако как бы ни были грустны и тягостны впечатления личной жизни
писателя, они не заслоняли перед ним мир. Обессиленный болезнью, Тургенев
все же стремился собственные страдания, пессимистическое настроение. Он не
утрачивал веру в будущее народа, в торжество прогресса и человечности.
Личным страданиям писатель противопоставлял мысли, утверждавшие веру в
человека. Пафосом гуманности и оптимизма проникнуты стихотворения
«Воробей», «Мы еще повоюем!».
«Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ей, только любовью
держится и движется жизнь » - такова идея стихотворения «Воробей». В
стихотворении «Мы еще повоюем!» жизнеутверждение выражено еще более ярче:
пусть смертоносный ястреб грозно кружит над семейкой резвых воробьев. Они
веселы и беззаботны, в них торжествует жизнь. Пусть смерть неизбежна. Но
склоняться перед ней преждевременно не следует. Надо бороться. Борцам и
смерть не страшна. В финале автор, отгоняя мрачные думу, восклицает «Мы еще
повоюем черт возьми!»

В «Стихотворениях в прозе» талант Тургенева блеснул новыми гранями.
Большинство этих лирических миниатюр отличается музыкальностью,
романтичностью; в них выразительны пейзажные зарисовки, выполненные то в
реалистической, то в романтической манере, а нередко – и с привнесением
фантастического колорита.
До сих пор тургеневские «Стихотвореня в прозе» остаются образцом
мастерского владения русским слогом. Писатель знал тайну и художественного
и одновременно этического внушения и умел волновать не только красотою, но
и совестью своего таланта. Скупая сдержанность слога при щедрости мыслей и
красок, устранение всего лишнего и мешающего целостному восприятию
произведения, простота при глубине – все это читатель нходит в
«Стихотворениях в прозе».
В жанровом отношении цикл «Стихотворений в прозе» многолик: здесь есть
такие жанровые разновидности, как сон, видение, миниатюрный рассказ,
диалог, монолог, легенда, элегия, послание, сатира и даже некролог. Это
многообразие формы, сочитающееся с красотой и изяществом слога,
свидетельствует о высоком мастерстве художника. Тургенев обогатил русскую
литературу новыми изобразительными средствами и проложил дорогу таким
писателям, как И.Бунин, В.Короленко и другие, которые продолжили развитие
этого жанра.



Литература
Тропа к Тургеневу В.Афанасьев, П.Боголепетов.
Творческий путь Тургенева. П.Г.Пустовойт.
«Стихотворения в прозе» Тургенева. Л.А. Озеров







Реферат на тему: "Стихотворения в прозе" И.С.Тургенева

Вступление…

Творчество И.С.Тургенева– это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались
и пытаются исследовать Тургенева ,но нет ещё ни одного ,кто бы твёрдо и
уверенно мог сказать: «Я знаю всё Его творчество ,знаю каждую строчку его
произведений , могу точно сказать вам ,что значит то или иное слово».Да это
и понятно ! Просто невозможно проанализировать творчество Тургенева
полоностью,даже если посвятить этому всю жизнь .А труды тех,кто пытался всё-
таки проделать это , нельзя назвать полными и глубокомысленными.Всегда что-
то или не до конца понято,или вообще рассмотрено поверхостно.Поэтому и мы
не будем рассматривать всё творчество в целом ,а исследуем только часть его
- «Стихотворения в прозе»…
Эта работа – попытка обобщить исследования критиков и литературоведов и
вывести свое мнение…



В последние годы жизни И.С.Тургенев создаёт цикл «Стихотворений в прозе»
,который он пишет с 1877 года.В печати стихотворения появляются в 1882 в
двенадцатом номере « Вестника Европы»…
Вообще эти произведения для печати не предназначались ,слишком уж
интимны были переживания в некоторых из них . Однако Стасюлевичу, близкому
другу Тургенева и редактору журнала,во время одного из последних свиданий с
Иваном Сергеевичем, удалось уговорить последнего напечатать часть
«Старческих раздумий»(так их называл сначала сам Тургенев) …
Почему - то принято считать ,что заголовок и окончательный вариант
названия стихотворений придумал Стасюлевич.Хотя известно ,что Тургенев
отправлял рукопись в «Вестник Европы» уже с подзаголовком « 40
стихотворений в прозе»…
Также ,многие пишут ,что тургеневские «Стихотворения …» –это новый жанр не
только для всей русской литературы, но и мировой. И это тоже не верно.
Можно провести параллель между «Стихотворениями ….»Тургенева и некоторыми
произведениями европейской литературы 19 века . Например, А.Е.Грузинский
говорил, что между известным стихотворением Тургенева «Природа» и
некоторыми произведениями Джакомо Леопарди ,а в частности, с « Диалогом
природы с исландцем», есть сходство… А довольно известные во времена
И.С.Тургенева « Les petites poemes en prose “? Несомненно, писатель хорошо
знал эти произведения. Многие исследователи спорили о том ,кто же
основоположник этого жанра …одни говорили,что он зародился на Западе (
Л.В.Пумпянский ),другие утверждали ,что истоки его вообще надо искать в
античности и библейских преданиях …Но наиболее справедливым мне кажется
вывод Н.И.Балашова: “Алозизиус Бертран ввёл ,можно решиться сказать ,в
литературу мировую стихотворение в прозе как особый поэтический жанр”[1].Со
своей же стороны хочу добавить то ,что тургеневские стихотворения,
несомненно, похожи и сопоставимы с японской, арабской ,восточной поэзией.
“Стихотворения в прозе”- это те же японские стихотворения,написанные в
форме хокку и танка …Их объединяет лаконичность, иносказательность,а
главное.. “бездна мысли”.Каждое слово ,каждый звук имеют свой смысл..своё
назначение .
Но всё-таки ..почему же именно стихотворения в прозе?А не просто –
философские рассказы?Наверное потому ,что слишком уж гармонично сочетаются
звуки,мелодично сливаются они в слова и фразы … “это сплав поэзии и прозы,
мелодии и ритма ,отмеченные печатью необыкновенного стилистическкого
изящества”.
“Стихотворения в прозе”-это сборник оригинальных философских
высказываний ,жизненных выводов …Это своеобразный итог ,черта
,точка,которую Тургенев ставит в конце всех своих произведений..в конце
своей жизни.Здесь отразилось всё то,что было “разлито” по всем
произведениям писателя. Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна ,но
в то же время, все они неразрывно связаны между собой , связаны в один
общий мотив . Казалось бы, такие совершенно разные по своей тематике
стихотворения, как : “Старуха” ,”Старик”,”Собака”,”Сон” и т.д.,-а связаны
между собой единым мотивом :размышления о неотвратимости смерти .
Таким образом ,не будем сейчас выводить все темы по отдельности ,а
назовём главные и преобладающие :
-воспоминания о давней любви
-размышления о неотвратимости смерти
-раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы
Возможно,здесь может показаться ,что все “Стихотворения … проникнуты
пессимистическими настроениями ,но это не так.Своим мрачным ,тёмным,
“пасмурным” стихотворениям (“Старик”)Тургенев противопоставляет светлые
,радужные стихотворения, проникнутые оптимистическими
настроениями(“Лазурное царство”) .Обычно они всё о той же любви,красоте,её
силе .В этих стихотворениях чувствуется ,что автор всё же верит в силу
прекрасного ..в счастливую жизнь ..которой у него ,к сожалению,не
было.(“Воробей”)
Да, этот цикл- это противопоставление , противопоставление жизни и
смерти ,молодости и старости…,добра и зла,прошлого и настоящего .Эти мотивы
“вступают в борьбу” между собой …Тургенев часто сталкивает их ,переплетает
…всё противоречивое в конце концов автор стемится слить воедино(“Двойник”)

Вообще всё развитие мысли , “развёртывание повествования” очень
напоминает развитие тем в музыкальных произведениях Шопена ,Моцарта и др.
“Стихотворения в прозе”- это своеобразные сонаты , но только не в музыке ,а
в литературе …
Но вернёмся к содержанию стихотворений ,их тематике .,смыслу и,наконец
,философии. Как можно понять из вышенаписанного все произведения Тургенева
объединяет рассмотривание вечных проблем ,которые впринципе волнуют
общество и в данное время . Л.Озеров: “ В сборнике имеется множество так
называемых вечных тем и мотивов ,стоящих перед всеми поколениями и
объединяющие людей разных времён..”[2]Рассмотрим некоторые темы и
стихотворения …

Человек и природа ..противопоставления…

И.С.Тургенев всегда восторгался красотой и “бесконечной гармонией» природы
.Он был убеждён,что человек только и силён ,когда «опирается» на неё.Всю
жизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе. Его возмущали
и в то же время пугали могущество и власть её, необходимость подчиняться её
жестоким законам, перед которыми все –одинаково равны, его ужасал
«закон»,по которому , рождаясь , человек был уже приговорён к смерти
.Мысль о том, что “природа ,материя остаётся,индивидуумы исчезают”, мучала
Тургенева.Его возмущало то,что природа “не ведает ни добра ,ни зла”.В ответ
на лепетание человека о справедливости она отвечает:”Разум мне не закон-что
такое справедливость?Я тебе дала жизнь-я её и отниму и дам другим,червям и
людям…мне всё равно..А ты пока защищайся- и не мешай мне!”Ей всё равно ,что
человек, что червь ..всё одни твари..У всех жизнь одна .. жизнь-
величайшая ценность .А главное ,что есть в ней ,что надо беречь,поймать и
не отпускать, - молодость и любовь.Не зря преобладающим мотивом является
тоска героя о прошлом, скорбь из-за того ,что всё подходит к концу,а так
мало сделано…. Ведь жизнь человека так прекрасна и так мала, так мгновенна
в сравнении с жизнью природы…Это противоречие, конфликт между человеческой
жизнью и жизнью природы остаётся для Тургенева неразрешимым. «Не дайте
проскользнуть жизни между пальцев»..Вот основная философская мысль и
наставление писателя ,выраженное во многих «Стихотворениях…». Вот почему
часто лирический герой Тургенева вспоминает свою жизнь ,анализарует её,
часто из его уст можно услышать фразу: «О жизнь, жизнь ,куда ушла ты так
бесследно?Ты ли меня обманула, я ли не умел воспользоваться твоими дарами?»
Тургенев раз за разом говорит нам о том ,что жизнь лишь мгновение ,её надо
прожить так ,чтобы в конце не оглядываться с ужасом,не выводить: «Догорай,
бесполезная жизнь..»
Нередко,для того чтобы показать всю мимолётность её, Тургенев сопоставляет
настоящее и прошлое.Ведь именно в такие моменты , вспоминая своё
прошлое,человек начинает ценить свою жизнь…(«Двойник»)…

Интересно проанализировать следующее стихотворение ….:
Собака.


Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя
не понимает - но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство,
что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и
светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…

И конец!

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке- одна и та же жизнь жмется
пугливо к другой.


Февраль, 1878.

Как видно ,в этом стихотворении рассматривается всё тот же вопрос жизни и
смерти, мимолётности человеческой жизни ,незначительности каждой отдельно
взятой жизни перед лицом смерти.
Жизнь автор сравнивает с трепетным огоньком , который потухнет при первом
же «налёте» бури.Это пугливое ,отдельное существо,которое чувствует
приближение смерти,и «Одна жизнь жмётся пугливо к другой».В этом
стихотворении опять же прослеживается мысль о равенстве и ничтожности всех
живых существ перед «законом» природы: «две пары одинаковых глаз» .Автор
ставит рядом человека и животное,чтобы подчеркнуть различие ,но
одновременно и родственность героя и его собаки. Именно для этой цели он
вводит плеоназмы: «нет никакой разницы» и «мы тождественны» близки по
смыслу и подчёркивают равноценность человека и животного перед лицом смерти
.Для этой же цели в тесте можно заметить и употребление повторения одних и
тех словосочетаний :одно и то же чувство,один и тот же огонёк ,одна и та же
жизнь.
Смерть же представлена здесь в образе огромной хищной птицы,которая
«налетит», «махнёт» на огонёк жизни «холодным широким крылом». С помощью
тропов Тургенева оживляет смерть ,даёт ей «жизнь»: «воет страшная
,неистовая буря».
Для усиления напряжённости автор вводит восклицания: «И конец!»-
подчёркивается необратимость ,бызвыходность; «Нет!…»Кроме того , в тексте
имеется ещё одно так называемое средство экспрессивной
лексики..свойственный Тургеневу риторический вопрос ,который заставляет
самого читателя думать, пытаться вместе с автором найти ответы на заданные
вопросы..
Добролюбов писал о тургеневской прозе: «…и грустно и весло это ощущение
:там светлые воспоминания детства ,невозвратно мелькнувшего,там гордые и
радостные надежды юности..Всё прошло и не будет больше;но ещё не пропал
человек ,который хоть в воспоминании может вернуться к этим светлым грёзам
…И благо тому ,кто умеет пробуждать такие воспоминания,вызвать такое
настроение души».[3] Действительно, мы можем отметить ,что многие
стихотворения в прозе ,которые на первый взгляд пессимистичны и мрачны,на
самом деле пробуждают в человеке «сосотояние душевной высоты и
просветлённости».Так называемый тургеневский лиризм придаёт произведениям
писателя необычайную задушевность.Всё это мы пишем к тому ,что именно в
таких стихотворениях,где сталкиваются прошлое и настоящее, этот лиризм
проявляется в полной мере.Сталкивая прошлое и настоящее,писатель «играет»
со временем и «извлекает из этого бездну поэзии,эстетического наслаждения,
мудрости понимания ,примирённости противоречий ».[4] Тургенев упивается
поэзией времени…
Действительно,как мастерски создаёт Тургенев образ ликущей молодости
–«царства лазури,света ,молодости и счастья»-в стихотворении «Лазурное
царство» и противопоставляет это светлое царство «тёмным , тяжёлым дням
..холоду и мраку старости»…И везде,везде эта философская идея,о которой уже
немного упоминалось ранее:показать все противоречия и преодолеть,снять их в
синтезе.И это в полной мере отразилось в «Молитве»:
В этом стихотворении ход мысли идёт от противопоставления к
синтезу.Тургенев как бы расщепляет,чтобы в конце концов соединить
вещи,казалось бы, несоединимые.»И потому:станем пить и веселиться-да
молиться»И потому мы не можем согласиться с высказываниями довольно
известного А.Батюто «..Таким образом ,и в молодости , и в пору духовной
зрелости ,и на закате литературной деятельности Тургенев –философ
неоднократно проявляет склонность к преднамеренному или скрытому
противопоставлениюГёте Гегелю и по существу всей немецкой идеалистической
философии»[5]
Весьма показателен здесь ход тургеневской мысли : вера в чудо проходит
через коридор сомнений юВерующий может убедить себя в том ,что дважды два
пять, а не четыре ,но его разум может воспротивиться против подобной
несуразицы.А что же тогда? Тогда на помощь придёт Шекспир…Что же тогда
делать,что выбирать?Как писатель-философ,Тургенев не выбирает вовсе ,а
собирает всё в единую систему противоречий ,которая в сущности –то и
является той самой истиной,которую все ищут..

«Сила сильнее его воли..»
Любовь занимала исключительное место в творчестве писателя.Любовь у
Тургенева –это отнюдь не интимнейшее чувство.Это всегда сильная страсть ,
могучая сила .Она способна противостоять всему ,даже смерти. «Любовь для
него- едва ли не единственное,в чём человеческая личность находит своё
высшее утверждение». «Только ею,только любовью держится и движется жизнь»
(«Воробей»).Она может сделать человека сильным и волевым ,способным на
подвиг .Для Тургенева существует только любовь-жертва, любовь
–«надламывающая эгоизм».Он уверен,что только такая любовь способна принести
истинное счастье.Любовь-наслаждение отвергается им .(И это неудивительно
теперь для нас . Тургенева можно понять, вспомнив всю его тяжёлую жизнь.Во
всех своих произведениях И.С.Тургенев представляет любовь ,как большое
жизненное испытание,как проверку сил человеческих.)На эту жертву обязан
пойти каждый человек, любое живое существо.
Всё вышенаписанное И.С, Тургенев выразил в своём стихотворении "Воробей".
Даже птицу ,потерявшую гнездо,для которой смерть, казалось, неизбежна,может
спасти любовь,которая сильнее воли.Лишь она,любовь, способна дать силы
бороться и жертвовать собой.
В данном стихотворении можно заметить аллегорию. Собака здесь-«судьба»,злой
рок,тяготеющий над каждым из нас,та могучая и ,казалось бы ,непобедимая
сила .Она так же медленно приближалась к птенцу , как и то пятно из
стихотворения «Старуха»,а проще говоря,смерть, медленно подкрадывается ,
«ползёт» прямо к нам. И здесь опровергается фраза старухи «Не
уйдёшь!».Уйдёшь ,ещё как уйдёшь,любовь сильнее тебя , она «закроет»
«зубастую раскрытую пасть» и ,даже судьбу,даже это громадное чудовище можно
присмирить.Даже оно может остановиться , попятиться …признать силу , силу
любви…
На примере этого стихотворения мы можем подтвердить слова ,написанные
ранее: «Стихотворения в прозе»–цикл противопоставления .В данном случае
сила любви противостоит силе зла ,смерти…
Таким образом ,мы можем утверзждать,что автор стремится все-таки
«преодолеть» безысходную скорбь, противопоставить грусти
жизнерадостностную борьбу,настроение ,которое выражается фразой: «МЫ ещё
повоюем!»
В этом стихотворении ,как пишет Аднан , «тургеневская исповедь
перерастает в проповедь активной,мужественной позиции человека перед
лицом суровых и вечных законов жизни»…- таков окончательный вывод
философской мысли автора…



Заключение.
Как можно теперь заметь ,единого мнения ,единой концепции рассмотрения
тургеневских стихотворений не существует.Сколько исследователей ,столько и
мнений.Мы попробовали соединить воедино(,даже можно сказать,воспользовались
теперь уже хорошо известным нам приёмом Тургенева),привести к синтезу все
противоречия и суждения о творчестве писателя ,а в частости ,о
«Стихотворениях в прозе»… Мы попробовали определить основные направления
философской мысли Тургенева,однако понять писателя полностью очень
трудно..а его творчество всегда будет хранить в себе какие-то тайны и
загадки…

«Стихотворения в прозе»-это итог трудной,но красивой жизни великого
писателя ,который сумел соединить в своих «Senilia»и радость, и горечь ,и
мгновенное, и вечное ,и личное, и общечеловеческое…



Список используемой литературы:
Аднан Салим
«Тургенев-художник,мыслитель»,М.,1983
Винникова Галина
«Тургенев и Россия»,М.,1986
Грузинский А.Е.
«И.С.Тургенев(Личность и творчество)»,М.,1972
Добролюбов Н.А.
«Собрание сочинений в трёх томах»,том.3,М.,1952
Озеров Л.
«ТургеневИ.С. «Стихотворения в прозе»»,М.,1967
М.Стасюлевич и его современники в их переписке,в 5-ти
томах,3т.,СПб,переиздание 1911-1913гг.,1963
Чичерин А.В.
«Ритм образа»,М.,1973,с.55
Шаталов С.И.
««Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева»,М.,1969.



-----------------------
[1] Бертран Алозииюс.Гаспар из тьмы.Фантазии в манере Рембрандта и
Калло.М.,1981,сю235
[2] Озеров.Л. « Тургенев И.С.Стихотворения в прозе» , М.,1967,с.11
[3] Добролюбов Н.А. Собр.сочинений в трёх томах,т.3,М.,1952,с.48.

[4] Аднан Салим «Тургенев – художник,мыслитель»,М.,1983,с.158


5Батюто.А «Тургенев –романист»,с.53






Новинки рефератов ::

Реферат: Герб России как отражение ее истории (История)


Реферат: Криминалистика 1 (Криминалистика)


Реферат: Брест-Литовское соглашение (История)


Реферат: Омилетика и слово проповеди (Религия)


Реферат: Антропный космологический принцип: его естественнонаучный и философско-методологический смысл (Естествознание)


Реферат: Трудовое право (Право)


Реферат: Управление конфликтами (Социология)


Реферат: Детективы (Иностранные языки)


Реферат: Куратор студенческой группы (Педагогика)


Реферат: Страховая деятельность в Российской Федерации (Страхование)


Реферат: Нефть - кровь промышленности (Химия)


Реферат: Соловьёва В.С. Три разговора (Философия)


Реферат: Семантические сети (Компьютеры)


Реферат: Правовой статус работодателя: понятия, содержание, виды (Теория государства и права)


Реферат: Общение и обучение (Педагогика)


Реферат: Гимнастика, значение и виды соревнований (Спорт)


Реферат: Методика моделирования тепловизионных изображений (Технология)


Реферат: Мастер функций в Excel (Программирование)


Реферат: Ортодоксальность теории З. Фрейда (Психология)


Реферат: Тальков (Музыка)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист