GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культура (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура (Культурология)




МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ



Контрольная работа

по культорологии
На тему: Исскуство и культура
Студентки 3-го курса

Факультета: Экономики и предпринимательства

Специальность: 0614
Шифр: 1171-ЭК-98
Бондаренко Е.В.



г.Москва
2000г.



План:

1. Обыденное и научное понятие культуры, развитие представлений в
культуре в общественной мысли.
2. Субъекты культуры. Человек, как культура, создающая субъект.
3. Взаимодействие культуры и общества, овладение культуры и возрастание в
степени свободы личности.



Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает
культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало
обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник
термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его
стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек
отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда
этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от
“некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало
высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все
еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим
воспитанием.
Современное научное определение культуры отбросило аристократические
оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и
выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве) , которые
являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и
регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы
часто называют субкультурой.
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура
создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая
биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает
следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В
результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят
формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы
процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к
гибели культуры.
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в
значительной степени регулирует их поведение.
О том, насколько важна культура для функционирования индивида и
общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.
Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей
джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми,
свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить
упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к
существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не
проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые
ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”,
шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются
представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких
детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с
людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление
их “человеческих” личностей.
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко,
чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет
побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее
определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры
управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде
всего небеспредельны биологические возможности человеческого организма.
Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже
если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел
знаний, который может усвоить человеческий мозг.
Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры.
Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ
земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию
некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических
джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени
возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго
получать высокие урожаи зерновых.
Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает
влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения
таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки
получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между
людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания,
обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.
Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности
формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество
с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными
делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой
они окакзывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к
технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах,
необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно
совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое
общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю
жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.
В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно
различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной
деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не
имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина
имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры
это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом
психического заболевания. Другие общества расценивают ”мистические видения”
как высшую форму сознания. Короче говоря, существует великое множество
различии между культурами.
Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами
убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разным
сторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое
поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной
жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем
культурам, - культурные универсалии.
Социологи выделяют более 60 культурных универсалей. К ним относятся
спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные
ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения,
шутки, язык религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять
на погоду.
Однако для разных культур могут быть характерно разные виды спорта,
украшений и т.д. Окружающая Среда является одним из факторов, вызывающие
эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловленны историей
определенного общества и формируется в результате уникального развития
событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта,
запреты на кровные браки и языки, но главное - в той или иной форме они
имеются в каждой культуре.
Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи
считают, что они формируются на основе биологических факторов. К ним
относятся наличие двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище и
тепле; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи с
этим возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры.
Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В
каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не
одобряется страдание. Все культуры должны способствовать удовлетворению
определенных физиологических, социальных и психологических потребностей,
хотя в частности возможны разные варианты.
В обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции
превосходства своей собственной. Эта тенденция называется - энтоцентризмом.
Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности
миссионеров, которые стремятся обратить, “варваров” в свою веру.
Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и
обычаям.
Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были
склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой .
По мнению американского социолога Уильяма Грем Самнера культуру можно
понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном
контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели
книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели
смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи.
Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между
близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно
закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие
отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты.
Американцы , которые работают в Германии, часто жаловались, что закрытые
двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство
отчуждения. Закрытая дверь для американца имеет совсем не тот смысл, что
для немца.

Культура ( цемент здания общественной жизни. И не только потому, что
она передается от одного человека к другому в процессе социализации и
контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей
чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены
одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют
и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в
сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.
Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является
причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать
на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность
общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык
объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на
этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании
представители различных общественных классов употребляют несколько
отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют “английским языком”,
некоторые группы употребляют
“ более правильный” английский, чем другие. В Америке имеется буквально
тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные
группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и
культурных ценностей. Все это может стать причиной конфликтов между
группами.
По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.
1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им
становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем
форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир
организован по разному.



В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть
различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры
матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына
сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова,
обозначающие четырех последних родственников.
Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей
Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к
которым принято относиться особым почтением. В английском и американском
обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у
англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних
родственников.
Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в
окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.
2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью
понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в
пространстве и времени, по значению ( например, черное противоположно
белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить
ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы
уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили,
что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают
взаимосвязи.
Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях
между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере
сверхъестественного.
3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к
которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных
принципов.
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям ( героизму
на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный
строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
4.Правила. Эти элементы ( в том числе и нормы ) регулируют поведение людей
в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша
законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать,
ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко
мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют
десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества,
порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной
собственности.
Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь,
сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и
стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.
Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди
склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во
время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится
получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживаемых
факторов. Социальные поощрения ( например, уважение ) стимулируют
соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания
или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями.
Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются
негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор
и др. Позитивными санкциями ( например, денежное вознаграждение, наделение
властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм.
В теориях культуры всегда важное место отводилось языку.
Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью
звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную
структуру.
Язык - явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального
взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс
социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков,
манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи
культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке
практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный
запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет,
хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты. Это
свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям
человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно
примитивнее.
Язык включает правила Вам, конечно, известно, что существует правильная
и неправильная речь. В языке имеется множество подразумеваемых и формальных
правил, определяющих способы сочетания слов для выражения нужного смысла.
Грамматикой называется система общепринятых правил, на основе которых
используется и развивается стандартный язык. Вместе с тем часто наблюдаются
отклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различных
диалектов и жизненных ситуаций.
Язык участвует также в процессе приобретения у организации опыта
людей. Антрополог Бннджамин Ли Уорф показал, что многие понятия кажутся нам
“само собой разумеющимися” только потому, что они укоренились в нашем
языке. “Язык делит природу на части, формирует понятия о них и придает им
значения главным образом потому, что мы пришли к соглашению организовать их
именно таким образом. Это соглашение ... закодировано в моделях нашего
языка”. Оно обнаруживается особенно явственно при сравнительном анализе
языков. Мы уже знаем, что цвета и родственные отношения в различных языках
обозначаются по-разному. Иногда в одном языке имеется слово, которое
полностью отсутствует в другом.
При употреблении языка требуется соблюдение его основных грамматических
правил. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он
вырабатывает общепринятые значения. Коммуникация возможна только лишь при
налипчии значений, которые принимаются, используются ее участниками и
поняты им. В самом деле, наше общение между собой в повседневной жизни во
многом обусловленно нашей уверенностью, что мы понимаем друг друга.
Трагедия умственных расстройств типа шизофрении состоит прежде всего в
том, что больные не могут общаться с другими людьми и оказываются
оторванными от общества.
Общий язык также поддерживает сплоченность общества. Он помогает людям
координировать свои действия благодаря убеждению или осуждению друг друга.
Кроме того, между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически
возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие
знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях.
Короче говоря, он способствует формированию чувства группового единства,
групповой идентичности. Руководители развивающихся стран, где существуют
племенные диалекты, стремятся к тому, чтобы был принят единый национальный
язык, чтобы он распространялся среди групп, не говорящих на нем, понимая
значение данного фактора для сплочения всей нации и борьбы с племенной
разобщенностью.
Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он
способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает всех,
говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или
диалектах, - чужими.
Язык - главный символ антагонизма между англичанами и французами,
проживающими в Канаде. Борьба между сторонниками и противниками системы
преподавания на двух языках (английском и испанском) в некоторых районах
США свидетельствует, что язык может быть важной политической проблемой.

Антропологи конца XIX в. были склонны сравнивать культуру с огромной
коллекцией “обрезков и лоскутков”, не имеющих между собой особых связей и
собранных по воле случая. Бенедикт (1934) и другие антропологи XX в.
утверждают, что формирование различных моделей одной культуры
осуществляется на основе единых принципов.
Истина, наверное, где-то посередине. культуры действительно имеют
преобладающие черты, но ими не исчерпывается ни одна культура, есть еще и
многообразие, и конфликты.
Можно выделить по крайней мере три вида конфликтов, связанных с
развитием культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние.
Термин “аномия”, обозначающий нарушение единства культуры в связи с
отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен
Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы прошлого столетия. В то время аномия была
вызвана ослаблением влияния религии и политики о повышением роли торгово-
промышленных кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы
нравственных ценностей, которая в прошлом отличалась устойчивостью. С тех
пор обществоведы неоднократно отмечали, что рост преступности, увеличение
числа разводов происходили в результате нарушения единства и культуры,
особенно в связи с неустойчивостью религиозных и семейных ценностей.
В начале века Уильям Филдинг Огборн (1922) ввел понятие культурного
запаздывания. Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества
опережают трансформацию нематериальной культуры ( обычаи, убеждения,
философские системы, законы и формы правления). Это приводит к постоянному
несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры, и в
результате возникает множество нерешенных социальных проблем. Например,
прогресс в деревообрабатывающей промышленности связан с уничтожением
обширных лесных массивов. Но постепенно общество осознает жизненную
необходимость их сохранения. Точно также изобретение современных машин
привело к значительному росту несчастных случаев на производстве. Прошло
много времени, прежде чем было введено законодательство, предусматривающее
компенсацию за производственную травму.
Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чужой
культуры, наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись
колонизации со стороны народов Европы.
Согласно исследованиям Б.К. Малиновского (1945), множество противоположных
элементов культуры тормозило процесс национальной интеграции в этих
обществах. Изучая общества Южной Африки, Маниловский выявил конфликт между
двумя культурами, сформированными в совершенно различных условиях.
Социальная жизнь туземцев до колонизации составляла единое целое. На основе
племенной организации общества одновременно сформировались система
родственных связей, экономический и политический уклад и даже приемы
ведения войны. Культура колониальных держав, главным образом
Великобритании, возникла в других условиях. Но когда европейские ценности
были навязаны туземцам, произошло не объединение двух культур, а их
неестественное, чреватое напряженностью смешение. По мнению Малиновского
эта смесь оказалась неустойчивой. Он правильно предсказал, что предстоит
длительная борьба между этими двумя культурами, которая не прекратится и
после того, как колонии обретут независимость. Она будет поддерживаться
стремлением африканцев преодолеть напряженность в своей культуре. В то же
время Малиловский верил, что в конечном итоге победят западные ценности.
Таким образом, модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы
между противоположными тенденциями - к объединению и разъединению.
В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы
культуры.
Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература
- создавалась и воспринималась элитой.
Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы,
принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для
определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств
массовой информации ( радио, массовых печатных изданий, телевидения,
грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и
народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с
религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и
массовая культура неразрывно связаны между собой.
Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и
распространяют среди широкой публики.
Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные
культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу
от большинства общества, называют субкультурой.
Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный
класс, этническое происхождение, религия и место жительства.
Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов
группы.
Некоторые из наиболее интересных исследований субкультур посвящены
языку. Например, Уильям Лабов (1970) старался доказать, что употребление
нестандартного английского языка детьми из негритянской гетто не
свидетельствует об их “языковой неполноценности”. Лабов считает, что
негритянские дети не лишены способности общаться, как белые, просто они
употребляют несколько иную систему грамматических правил; за многие годы
эти правила укоренились в субкультуре негров.
Лабов доказал, что в соответствующих ситуациях и черные и белые дети
говорят одно и то же, хотя употребляют различные слова.
Тем не менее употребление нестандартного английского языка неизбежно
вызывает проблему - неодобрительную реакцию большинства на так называемое
нарушение общепринятых правил. Учителя часто считают использование
негритянского диалекта нарушением правил английского языка. Поэтому
негритянские дети незаслуженно подвергаются критике и наказаниям.
Термин “субкультура” не означает, что та или иная группа выступает
против культуры , господствующей в обществе. Однако во многих случаях
большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам
врачей или военных. Но иногда группа активно стремиться выработать нормы
или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей
культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.
Известная контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий
пример в ней - хиппи 60-х годов.
Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых
конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую
культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление
наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в
американском обществе, где главным образом через средства массовой
информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому
привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для
культуры господствующей.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура
организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере
осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически
запрограммированное поведение.



Список литературы:

1. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.
М.: Феникс. 1995. - 576 с.
2. Смезлер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс. 1994.- 688 с.
3. "Цивилизации" под редакцией М.А.Барг 1 и 2 выпуски




Реферат на тему: Культура


Краткое сказание о чудотворно-явленной Тихвинской иконе Богоматери, в
пояснение акафистного пения в честь сей иконы



Вместо предисловия

К числу особенно чтимых всею Православною церковью икон Божией Матери
принадлежит явленная и вместе чудотворная Ее икона Тихвинская. Откуда
явилась она в Православном нашем отечестве и при каких обстоятельствах,
равно чем ознаменовалось Ее пребывание на Руси православной — обо всем этом
передается в акафистном пении, составленном в честь Ея, но передается в
самом, разумеется, сжатом виде — в виде только кратких указаний на
совершившиеся события. Чтобы осветить эти места, так как акафисты особенно
по сердцу приходятся православному русскому народу, — с этой целью и
предпринят настоящий, весьма скромный труд. Главным событием к составлению
этого краткого очерка послужило сказание о сей иконе, изданное в С.-
Петербурге в 1864 г.
Глубокая, сердечная вера православного русского народа в благодать Божию,
носителями которой являются не только живые органы — снятии божий человецы.
но и все соприкасающиеся к ним предметы и веши, равно как и изображения
всех святых, или, что тоже, иконы. которые потому и называются
чудотворными, — имеет под собою действительное основание. Не говоря уже о
чудесах, совершившихся и совершающихся по молитве перед сими иконами, самое
явление таких икон есть уже чудо. У
Чудесное явление Тихвинской иконы Богоматери есть факт несомненный потому
особенно. что это явление не было делом единичным:
св. икона являлась и многочастно и многообразно, пока не избрала
окончательно местом своего пребывания Тихвинскую, поначалу лесную
местность. Для жителей же Новгородской области это многократное явление
иконы свидетельствовало об особом покровительстве Богоматери по отношению к
северному краю нашего Отечества, особенно ввиду трудных обстоятельств его
исторической жизни. Событие освобождения, заступленном Богоматери.
Тихвинской обители от шведов и полный разгром грозных вражеских полчищ
имели значение даже для всего нашего Отечества. Вот почему не только в
весях и многих городах, но и в обоих столицах сия икона в копиях составляет
украшение первейших храмов той и другой.
Ряд явлений Тихвинской иконы Богоматери в пределах Новгородских,
сопровождаемые всюду устройством на тех местах св. Божиих церквей, и дал
основание знаменитой Тихвинской обители.
Был 1383 год. Солнце склонялось уже к западу. На Ладожском озере, в
пределах Новгородской губернии, в один из летних дней несколько рыбаков
занимались рыбною ловлею. Все шло обычным порядком. Одно обстоятельство
заставило тружеников прекратить на время всякую дальнейшую работу. Солнце
уже затаило луч и свои, как вдруг горизонт заблистал необыкновенным светом;
взоры поневоле обратились к небу; и вот в сиянии, изобразившем вид круга,
видят они чудный образ Богоматери, с Предвечным младенцем, которого
Богоматерь держала на правой руке. Изумленные. тем не менее, стараются
составить себе ясный отчет: откуда взялась икона и куда держит Она свое
направление? Но проследить все это им не пришлось, потому что видение скоро
исчезло. Это было первое явление чудной иконы и замечательное в том
отношении, что стоит в полном соотношении с обстоятельствами признания
Господом Иисусом Христом апостолов к великому делу служения спасению рода
человеческого. И они - первые благовестники учения Христова, были такие
рыбари, как и те, которым явилась икона Богоматери, на каковое
обстоятельство прежде всего указывает акафистное пение.
За первым явлением следует другое, за тем третье, в разных местах по
направлению к Тихвину. Вот название этих местностей: то была деревня
Вымоченицы при реке Ояти, затем деревня Кожела при речке Паше и, наконец,
последнее вблизи самого города Тихвина. Где только являлась сия икона,
повсюду устраивались на первых порах часовни, а затем уже и настоящие
храмы.
Последнее из этих явлений было самое замечательное. Были срублены три
венца, или три ряда деревянных сруб, среди которых находилась чудная икона.
По случаю ночи все разошлись, лишь осталось несколько человек для охранения
Святыни. Ночью стража заснула, а когда наступило утро следующего дня и на
место постройки собралось немало народа, к ужасу всех, на том месте не
оказалось ни иконы, ни сруб, даже мелких щеп, которые ранее были. Все это—
и Святыня и срубы со тенями —оказались на другой стороне реки Тихвинки, как
будто здесь и происходили псе эти работы. Слух о новоявленной иконе со
всеми подробностями дошел до святителя Новгородского, который предложил
вниманию жителей Тихвинской страны заменить часовню настоящим храмом, что
вскоре и было исполнено.
Храм сооружен; назначен день освящения этого первого храма. Благочестивый
пономарь Георгий обошел всю местность, приглашая всех на освящение храма.
Идя обратно дорогой, проходившей невдалеке от строившегося храма лесом,
Георгий обоняет сильное благоухание, но, продолжая идти далее. Георгий
поражается таким видениям: на небольшом обрубке соснового дерева сидит с
посохом или просто палкою в руке благообразная женщина. То была Сама Царица
Небесная, принявшая чувственный образ, а перед Нею стоял в облачении
архиерейском Святитель Николай. Георгий, полный страха и благоговения, пал
на землю, но ему Святитель Христов велел встать. Матерь Божия дала такое
повеление Георгию: «Иди и скажи священникам, чтобы они не водружали на
главу церковную креста железного, а поставили бы деревянный: Мне так
угодно!». Георгий стрепетом вопросил Царицу Небесную: «А если мне. Госпожа
Владычица, не поверят, тогда что я могу сказан,, убогий раб?». На эти слова
благоговейного пономаря ответил Святитель так:«Если не поверят, то увидят
знамение и убедятся». Тем и закончилось видение.
Набожный Георгий не скрывал того. что видел и что слышал. Его опасение
оправдалось:
Георгию не поверили, и когда наступило время водружения креста, когда с
железным крестом показался на кровле храма сам мастер. вдруг подул сильный
ветер и одним порывом поверг на землю как его самого, так и самый крест,
который, как будто нарочно вкопанный в землю, стоял в виду всех. не качаясь
ни в ту, ни в другую сторону.
Противиться воле Царицы Небесной никто после этого более не дерзал, и
деревянный крест осенял новый храм взамен приготовленного железного.
Образовавшемуся приходу дано было название «Пречистенский Погост», а храму
— «Успенский».
Означенная церковь не один раз горела, но св. икона и деревянный крест на
главе церковной каждый раз сохранялись от огня чудесным образом.
В 1515 году взамен деревянного храма, в означенном погосте, был сооружен
каменный
храм во имя самой иконы, которую теперь стали называть настоящим Ее именем
—Тихвинскою. Но воля Царицы Небесной была иная:
на этом месте недостаточно было существовать простому селению, требовалась
вечная слава Святого места — требовалось неперестаюшее пение и служение
Богу и Царице Небесной. возможное лишь для иноков.
Это высокое значение места, где угодно было Царице Небесной явить всю
свою славу, хорошо усвоил себе царь Иоанн Васильевич Грозный, который,
посетив погост Пречистенский. повелел приход закрыть и устроить монастырь,
который и существует по сию пору — монастырь, который милостью Богоматери
отстоял свое существование от сильных внешних врагов, был и под пеплом и
снова оживал и процветал еще большей славой, большим благолепием, это и
есть Тихвинский монастырь в Новгородской губернии — место обиталища
чудотворно-явленной Тихвинской иконы Богоматери.

II
Тихвинская обитель как рассадник других обителей
С устроением обители Тихвинской слава чудес от явленной иконы Богоматери
засияла еще ярче. и слух об них стал проникать в местности даже весьма
отдаленные. Близ города Великие Луки с давних пор существует обитель
Великолуцкая Сергиева. В самые начальные годы существования Тихвинской
обители в Сергиевой обители настоятельствовал великий подвижник Мартирий. У
него был ученик Авраамий, инок болезненный. Раз он и говорит своему
ученику: «Сходи, сын, на поклонение в Тихвин явленному образу Богоматери,
от которого, как слышно, совершаются великие чудеса, может Господь и тебе
явит милость».
Авраамий послушался доброго совета старца, отправился в Тихвинский
монастырь. Помолившись усердно перед иконою Тихвинской Богоматери, он
получил исцеление от тяжкого недуга и остался в сей последней обители.
Мартирий долго ждет своего ученика, сильно загрустил и стал укорять себя в
том, почему бы и ему не идти в Тихвинскую обитель. В таком мрачном
настроении видит он такой сон: представился ему высокий огненный столб по
направлению к северу, где должна находиться Тихвинская обитель, на столбе
образ Богоматери, сияющий необыкновенным светом. Другое значение этому
видению Мартирий не мог придать, как то, что он также призывается в
Тихвинскую обитель. Прибывши в сию последнюю, Мартирий находит своего
ученика, совершенно избавившегося от болезни, подвизается с ним в одной
келии. Но как пустынно-любцам свойственно непрестанное желание и горение к
безмолвной и удаленной от мира жизни, и Мартирпй постоянно рвался к этой
именно жизни.
Вот следует новое видение: видит он в небе крест, л вдали какой-то
неизвестный ему остров, освещенный лучами. И на этот раз Мартирий понял это
видение в смысле своих сердечных вожделений. Тайно оставил он Тихвинскую
обитель, как верного спутника, берет он образ Богоматери, обретаете ним тот
остров и здесь устраивает монастырь в 40 верстах от Тихвина. Монастырь этот
слывет и поныне под именем Троицкого Зеленецкого.
Другой равночестный Мартирию подвижник был Кирилл, родом из Галича.
Принявши монашеский чин, на 15 году жизни, Кирилл сначала упражнялся в
подвигах монашеской жизни в обители Комельской, но вскоре удалился в
пустыню, в чаянии Бога спасающего. Наслышавшись о предивном новоявленном
Тихвинском образе Богоматери, обретающемся в Тихвинской обители, он
оставляет пустыню и спешит в сию (Тихвинскую обитель) последнюю. Прибыв в
оную обитель, он целых трое суток, согбенный и плачущий, стоит на церковной
паперти перед образом Богоматери. То была не подлинная явленная икона
Богоматери, а копия с оной. В полубодрственном состоянии видит он после
этого Царицу Небесную, которая и говорит ему: «Угодиче Всесвятые Троицы,
рабе Мой Кирилле, пойди на восточную страну к Белу озеру, и явит тебе
Господь, Сын Мой, покой старости твоей». Кирилл внемлет сему гласу,
удаляется на гору Кобылину, близ Нового озера и с этой горы представляется
ему следующая картина: впереди усматривается один остров, на котором стоит
огненный столп, восходящий от земли до неба. Сюда-то и отправляется Кирилл,
и также полагается на новом месте начало обители Новоезерской. а затем
вскоре последовало и его честное успение, мощи его остаются нетленными по
сию пору.
При воспоминании об этих видимых и слышимых знаках благодатного призвания
двух пустыннолюбцев и указаниях намеченного их призвания пути невольно
припоминается и тот огненный столп, который шел впереди евреев во все время
их сорокалетнего странствования и тот тихий глас, слышанный Ильею от Бога у
горы Хорива: «Что ты здесь, Илья?». Но Кириллу, этому второму Илье. указано
было место не временного только пребывания, но и место его упокоения —
скорее, как Моисею на горе Навафе.
III
Чудесное заступление Тихвинской обители от внешних и сильных в ту пору
врагов — шведов, столь благотворное для всего нашего Отечества
Страшные, черные тучи нависли над нашим Отечеством, и почти вслед одна
задругой. Миновал татарский погром, как наступило время междуцарствия.
Сколько погибло городов, сколько пролито человеческой крови за все это
время! Промыслу Божию угодно было уврачевать все эти раны особенным
указанием на Избранника, который должен был занять русский престол. То был
царь Михаил Федорович, благословенная отрасль дома Рюрика, родоначальник
ныне царствующего дома Романовых. Но Россия была еще слаба. Злые соседи,
как коршуны, готовы были напасть на слабую Русь, видя в ней верную и
богатую добычу. Сверх обычных врагов с юга и запада напал на Русскую землю
новый враг с севера: то был шведский король, задумавший отнять у России
смежные с его государством старинные богатые области — Новгородскую и
Псковскую.
Предводителем сильной рати вражеской был известный, столь прославленный у
шведов, генерал Де-Лагарди. Так как Россия и не подозревала нападения
именно с этой стороны, да и не в силах была отразить внезапное нападение
врагов, то и такая твердыня земли Русской, как славный Новгород и Псков,
скоро достались в руки неприятелей. Но как смиренная обитель преподобного
Сергия сослужила всю службу Московскому государству смелым отражением от
себя поляков, гак в данную пору смиренная и еще юная обитель Тихвинская
спасла северную часть Отечества, упрочив на многие годы во всей земле
Русской. Правда небольшой отряд шведов успел было занять и сию обитель, но.
пользуясь случаем, иноки и кто только в обители успел скрыться, в один день
перебили этот отряд. Узнавши об этом, главный полководец, засевший с
большим войском в Новгороде и оттуда рассылавший свои приказания, не мог
простить защитникам святой обители: не столько богатств обители, которых
еще в ту пору не было, не столько и стратегическое значение этого пункта
заставляло взять эту обитель, сколько гордость сильного перед слабым. Вот
он шлет против обители более сильный отряд. Ввиду наступления новой, более
могущественной рати, на защитников обители напал страх. Чтобы возбудить в
верных чадах и песельниках святой своей обители дух отваги. Царица Небесная
соблаговолила явиться одной благочестивой вдове и передала ей волю свою:
«Поди, скажи воеводам и братии:
пусть возьмут они образ Мой и обойдут с ним по стене обители и тогда увидят
милость Божию, Враги будут побеждены». Так и случилось.
Когда святыня торжественно была несома по каменным стенам, на врагов напал
непонятный страх, и они отступили на 120 верст, чем сильно был огорчен Де-
Лагарди. Тогда он направляет против обители новый отряд. Враги обступили
обитель со всех сторон, задавшись целью взять ее приступом. Ровное, главное
место возле обители стало неузнаваемо, повсюду нарыто было множество ям, во
рвах скрывались враги, обстреливавшие обитель, к стенам обители была
накидана земля, чтобы влезть на стены и броситься в удобное время,
подведены были подкопы по самые ворота в ограде. Опасность была очевидная.
Ее не скрыла от защитников обители и Сама Богоматерь. Явившись с угодниками
Святителем Николаем и преподобным Варлаамом Хутынским и Зосимою Соловецким
одному благочестивому послушнику Соловецкого монастыря Мартиниану,
находившемуся в ту пору в обители Тихвинской. Богоматерь у пол помочила
последнего объявить воеводам , что обитель близка к погибели собственно за
неустраненные от храма нечистоты внешние и с тем вместе и за нечистоты
греховные.
Так, для поборающей за нас не страшны были полчища вражьи, хотя бы их
были тьмы-тысячи, для Нее нужно было и дорого соблюсти святость места и то,
чтобы братья позаботились о чистоте своей жизни. Воля Богоматери была
исполнена, и тогда праведный гнев обратился на милость, о чем возвещено
было тому же юному подвижнику Мартиниану в новом видении Богоматери с
прежде являвшимися святыми. Святитель Николай велел передать осажденным,
что Богоматерь умолила Сына Своего избавить обитель от врагов, а немного
спустя, явившись одному>набожному поселянину Григорию, Богоматерь повелела
осажденным смело выйти против врагов и прогнать нечестивцев, которые,
подобно нечистым животным, изрыли землю вокруг обители. Следует новое
поражение врагов, которые прогнаны были далеко за реку Тихвинку. Рвы и
подкопы были зарыты, и площадь вокруг обители приняла прежний благообразный
вид. Новый укол самолюбия надменного полководца! Гнев его достиг высшей
степени, он хочет мстить уже не столько защитникам обители, сколько самой
Святыне прославленной. Он не стыдится объявить такое свое богохульстве иное
намерение, — чтобы храм Богоматери и вся обитель обращены были в пепел, а
икона Богоматери, на которую осажденные возлагают всю свою надежду,
рассечена была на мелкие части. Опять войско устремляется к обители.
Сколько раз испытуемые защитники обители впадают уже в малодушие. Общим
советом решено взять св. икону и с нею удалиться в Москву. Но, когда иноки
взялись за икону. Она оказалась как бы вделанной в стену, как ни бились, не
могли вынуть ее из места, чего прежде никогда не бывало. Поняли, что на это
нет соизволения Царицы Небесной, и восстали готовиться к отражению
неприятеля. Однако с их стороны не потребовалось никаких усилий, ни единой
жертвы.
Нечестивый враг, ни единому же гонящу, бежал от обители, на него напал
страх, которого в действительности и не было. Что могла противопоставить
сильному врагу братия обители и несколько человек защитников из
простонародья! Но страх все-таки был. Врагам представлялось многочисленное
войско, шедшее из Москвы на выручку обители, которое с разных сторон видимо
как бы старалось обойти их со всех сторон. И трепетен был враг. спасая себя
каждый бежал, забыв всякую дисциплину, тут не могло быть и речи о почетном
отступлении. Окрестность был;! усыпана покинутым оружием, множество трупов
виднелось в топких местах, очевидно, вра1 бежал, представляя себе погоню не
за горами, а по пятам.
Тем и кончилось покушение на святую обитель. Затем последовал мирный
договор России с Швецией, заключенный в селе Столбово. по которому все
возвращено России. При заключении договора главным лицом, скреплявшим его и
свидетельствовавшим о мужестве православных воинов и геройских подвигах
иноков Тихвинской обители была Сама Богоматерь. честный образ которой в
копии с главной Тихвинской иконы присутствовал при заключении этого мирного
трактата. Но какова была бы судьба России, если не последовало бы этого
дивного проявления силы и могущества Богоматери, от причастного Ее образа
Тихвинского! Это известным оставалось только одному Богу. В настоящее время
икона сия, как список с чудотворного образа, и находится в Московском
Успенском соборе.

IV
Гневно — огненное посещение святой обители но воле Царицы Небесной для
высших целей очищения от нравственных недугов братии обители
Как любящий отец или любящая мать, в достижении целей благовоспитания
своих детей прибегают к мерам не всегда одинаковым: то действуют на детей
кротостью и ласками, а то не чуждаются принять и меры строгие при бессилии
первых, так и общая руководительница людей на пути ко спасению прибегает к
таким же средствам: в большинстве случаев Она руководит благостью и
милостью, но не останавливается и перед мерами строгими, в виде ниспослания
разных бед и напастей. Та, Которая так дивно защитила свою обитель, не
пощадила и ее за многие греховные нечистоты. Правда, наружное прославление
братией Царицы Небесной никогда не прекращалось в св. обители, молебные к
Ней пения возносились ежедневно, но недоставало им того, 'поднижет ил и что
воплощено в «гласы преподобных», недоставало сердечного, внутреннего
сокрушения и плача о грехах, а затем и во внешней жизни — воздержания, а
может быть не только душевного, но и телесного целомудрия. И вот смиренную
обитель невдолге после нашествия иноплеменников постигает страшное огненное
посещение, обратившее обитель в ничтожество, о чем братия и не помышляла.
Но, как Милосердная Богоматерь. Она излила гнев Свой праведный на Свою
обитель не внезапно: нет. Она предупредила о сем живущих в обители, только
братия не хотела внять призыву своей Покровительницы.
Наступил 1623 год. Приблизился праздник в обители, день явления иконы
Богоматери. Молящихся и теперь, как и всегда, было великое множество. Вот
уже братия вступила в преддверие великого праздника.
По обычаю, накануне торжествен но отправлено было всенощное бдение. Было
уже заполночь, когда кончилась божественная служба. Монахи разойтись по
келиям, а мирские разбрелись и разместились в ночлежных домах, но за
оградой монастырской. Между пришельцами была одна высоконравственная
личность, но по внешнему виду не только не представлявшая ничего
особенного, но возбуждавшая лишь одно издевательство и насмешки.
Такого рода люди известны вообще под именем юродивых. Таким юродивым и
слыл в данную пору в стране Новгородской некто Никита. Однако этот
юродивый, так много зная святых обителей по Православной Руси, где только
ни бывал, являясь повсюду не для того только, чтобы занимать праздный люд,
а быть истинным чтителем известной Святыни. Его знали и в Тихвине, т.е.
братия Тихвинской обители, познали как человека вне рассудка, а потому так
и относились к нему, если не насмешливо, то шуточно. После вечернего
богослужения на день явления иконы Богоматери в Тихвине и Никита нашел себе
где-то на ночь помещение внизу, может быть гостиницы, а может быть и сырой,
и темный уголок в пустой какой-нибудь кладовой. Человек божий не успел еще
смежить своих очей и «дать веждома дремание», как слышит, что кто-то стучит
у пего под оконцем. Для света и у него имелось какое-то отверстие на двор
иди улицу. На этот раз юродивый здраво поступил, опросив: «Кто стучит? кого
надо?»... Ответ получился такой «Выйди на волю, раб Божий. Никита!».
Никита вышел. И кто же ему представился. кто его звал? Какой-то старец,
ветхий деньми. седой, в иноческом одеянии. И вот, сей дивный муж прямо
обращается к Никите с таким поручением: «Иди, раб Божий, к игумену
Александру и скажи ему, что братия не блюдет воздержания, предаваясь
известной слабости, т.е. неумеренному употреблению вина. да и близка к
нарушению главного обета — целомудрия, потому что в этих видах удерживается
в обители сверх участия в молитвах церковных женский пол, и что если все
это не прекратится, то обитель ожидает огненное наказание». На вопрос
Никиты: «Кто ты, посылающий меня с такою страшною вестью?» — старец
ответил: «Я, Макарий Желтоводский. пришедший поклониться чудотворному
Пресвятому Богородицы образу».
После этого старец стал невидим. Никита не усомнился, что явившийся ему
был точно этот угодник. О преподобном Макарии. незадолго до сего
прославленном по постановлению святейшего Патриарха Филарета Никитича и
причисленном клику великих угодников Божьих, к которому на поклонение в
Макарьевскую обитель сам сын его державный Михаил Федорович пеший ходил из
Москвы, — молва о сем угоднике коснулась жителей отдаленных мест от центра
Москвы. Посему и Пикта убоялся воспротивиться воле угодника Божия. Но
игумен и братия не приняли слов Никиты, и только посмеялись над ним. Через
три дня такое же откровение об ожидающей обитель каре получил один инок по
имени Макарии. и его голос не был принят в уважение, кем следовало. И что
же? В этот самый день (29 июня) неизвестно отчего, загорелась одна келья,
от нее другая, и в несколько минут пламень распространился кругом и охватил
всю обитель. Деревянная постройка вся сгорела начисто, каменные дома
треснули п некоторые провалились. Особенно страшен был тот момент, когда
огонь прокрался под колокольню, где был большой запас пороха.
Взрывом пороха уничтожило три просвета. уцелел один. С большой главы
соборной церкви сорвало крест, и какая-то невидимая сила воткнула его в
землю. Бедствие было ужасно.
Теперь только братия почувствовала и поняла , что юродивый говорил не от
себя. Пред изнесенною из соборного храма чудотворною Тихвинскою иконою
братия с поникшими долу главами и с коленопреклонением изложила свою
скорбь, в глубине души каялась, прося Милостивую Заступницу дать утешен не
их сердцу и не оставить и будущем Своею милостью. Через несколько же лет
обитель была приведена в прежнее и несравненно большее благолепие.

V
Чудесное заступление чудотворною Тихвинскою иконою Богоматери, явленное
одной из дружин Государственного ополчения в страшную годину нашествия на
наше Отечество двадесяти языков в 1812 году.
Явив себя Военачальницею в брани русских со шведами, отстоявшею Свою
обитель от предстоявшего ей полного разрушения. Пречистая Богоматерь явила
Свое дивное заступление православному Отечеству нашему и православному
воинству нашему в годину еще большего испытания — разумеем всем памятный
1812 год. когда на Русь учинено было нашествие галлов и с ними двадесяти
языков. Император французский. Наполеон I, не довольствуясь одним
занимаемым им престолом. свергнул многих коронованных особ с их тронов, и
как более могущественным из всех государей Европы является Единодержавен
русский. то честолюбивый владетель устремил свои взоры и на весьма
отдаленные от него пространством земли Монарха нашего. Для отражения столь
сильного врага, успевшего уже без всякого противодействия русских овладеть
многими городами и селениями и наметившего себе целью взять самою Москву, а
оттуда двинуться и на новою столицу, на помощь к регулярным войскам
затребованы были народная дружина от каждой губернии, от каждого уезда,
которые должны быть снабжены всеми солдатскими принадлежностями, с своим
продовольствием за средства своих обществ.
Вместе с другими дружинами отправилась на поле бранное и Тихвинская дружи
на. от братии Тихвинской обители дана была на благословение сей дружине
копия с Тихвинской иконы. Тихвинским ополченцам пришлось иметь дело с
неприятелем в самую страдную пору, и, как после свидетельствовали защитники
Отечества, благодаря присутствию сей Святыни, всегда носимой впереди
дружины, несмотря на многие схватки с неприятелем, никто из чинов боярства
не пал ни от ядер, ни от пуль, никто не заразился ни от единой болезни.
Когда затем гордый властелин должен был остановить все замыслы на
подчинение себе русского государства и с бесчестием был гоним по тому же
пути. по которому шел победоносно в древнюю нашу столицу, в последнее
сражение с неприятелем, происходившее 16 ноября 1812 года, пред переправою
через реку Березину, Тихвинской дружине дано было приказание исторгнуть из
рук неприятельских недостойный но их возмутительному бесчинства поругания
над Кремлевскими святынями трофей — серебряную ризу, которую они
кощунственно и нахально сняли с иконы Тихвинской Богоматери, находившейся в
Успенском соборе. Тихвинцы выручили своею грудью эту Святыню.
По возвращении Тихвинского отряда в свою Отчизну, икона Тихвинская была
возвращена в Тихвинскую обитель; из серебра, коим воспользовались
победители от всех врагов, сделана была на означенную икону новая риза.
блистательно вызолоченная, и на собранные тут же деньги от офицеров и
нижних чинов, в количестве 1 800 рублей, сооружен памятник. на котором
выбиты слова Манифеста Александра 1 к Тихвинской дружине, обессмертившей
себя своими подвигами в столь памятный для всех 1812 год.

VI
Новопрославленная Тихвинская икона — главная Святыня и украшение
Исаакиевского собора в новой северной нашей столице.
В своем любвеобильном промышлении о нашем Отечестве Богоматерь явила
неиссякаемым источник чудес не только в явленной своей иконе, но тем же
даром чудес прославила Она и многие другие иконы, которые впоследствии
стали писаться в подражание сей главной Святыне.
Не лишены были этого благодатного сокровища не только города, но и села,
и многие веси нашего Отечества. Особенною известностью пользуются
второобразы Тихвинской иконы в Москве, в Успенском соборе, и в новой
северной столице не столь давно прославившаяся Тихвинская икона, которою
украшается святительский храм в этой последней. - то всем известный наш
Исаакиевский собор, равного которому в России пока нет. И что особенно
замечательно — это то, что сия Тихвинская икона, столь богато теперь
украшенная. была достоянием одного беднейшего семейства и немалое время
была чуть не в полном небрежении.
Прославление сей иконы, бывшей ранее достоянием одного бедного семейства,
и перенесение Её в соборный храм северной нашей столицы последовало при
следующих обстоятельствах.
В первой половине настоящего XIX столетия. в С.-Петербурге, в
Рождественской части. на Песках, но 2-й улице, жило в своем собственном
домике семейство Ивановых, состоящее из брата холостого и незамужней
сестры. Иванов был очень больной. Сестра нею свою жизнь посвятила на уход
за больным братом. За смертью брата сестра вскоре продала сноп ломик и
переехала на квартиру в дом купца Тулякова, не к нему лично, а к постояльцу
его, бондарю. Вскоре умерла и сестра.
Перед смертью она просила было свое! о духовника взять икону в церковь,
так как она глубоко чтилась из роду, но завещания письменного. не сделала,
и потому икона осталась но владении бондаря, который вместе с другим
домашним скарбом поместил икону и сарай. переместившись на другую квартиру,
где от сырости на ней оказалась даже трещина.
От бондаря икона перешла в руки его тетки Марии Денисовой Востоковой,
которая отдала ее иконописцу, чтобы он скрепил образ и очистил его от пыли;
потом она сносила его в церковь для освящения и стала благоговейно чтить
сей образ, совершенно не помышляя о той славе, какая ожидала её скромный,
правда массивный образ.
Следующее обстоятельство еще более привязало её к сей Святыне. Раз
Востоковой пришлось встретиться в одном странноприимном доме со сборщиком
податей из села Повельна. Скопинского уезда, Рязанской губернии.
В происшедший в том селе пожар сгорела каменная церковь, с нею вся
церковная утварь и самые образа. Востокова предложила было ему взять у неё
Тихвинскую икону для вновь строящегося храма. Сборщик, без согласия
местного священника, не решился тут же принять этот образ, сказавши, что он
посоветуется со священником. Из места своего жительства сборщик письмом
просит Востокову выслать по почте обещанный образ? Когда Востокова имела
совещание по сему предмету со старшею сестрою странноприимного лома
Пелагеею Даниловой, пожелавшею в то же село послать от себя образ
Спасителя, к её племяннице. жене бондаря, приходит неизвестная женщина и.
подавая ей 6 рублей, говорит: «Отлай их своей тетке, да скажи, чтобы своей
иконы не отсылала, а купила бы для посылки в село другую такую же икону и
такой же меры».
Воротившись домой Востокова пороптала на племянницу, зачем та приняла от
неизвестного лица деньги, и что ей теперь придется отсылать совершенно не
ту икону, которую обещалась принести вдар. Однако же она пошла в лавку и.
найдя такую же икону, стала спрашивать о цене. Бланке запросили за икону 15
рублей. а она предложила только 6 и думает про себя: «Если не отдадут за
эти деньги, то я пошлю свою». Но ей почему-то уступили и за 6 рублей:
купленную икону Востокова и послала по назначению. С этою времени у
Востоковой пробудилось особенное благоговейное чувство к сей иконе. И
хотелось бы ей сделать киоту для своего образа, но средств не было.
Неожиданно опять неизвестная женщина приносит ей тоже 6 рублей и, отдавая,
говорит:
«Купи, ты, киоту для святой иконы, а что останется — употреби на масло».
Востокова видит, что в этом обстоятельстве столь сходном с первым, есть что-
то замечательное. И спрашивает она неизвестную: «Как тебя зовут?» —
«Господь знает, как меня зовут. — отвечала незнакомка — а ты исправь, что
тебе велю», — и ушла. Киота была куплена в толкучем ряду за 4 рубля, а на
остальные деньги купила она лампаду и масла. И вот в первый раз затеплилась
пред святою иконою лампадка в праздник Рождества Богородицы.
После этого второго случая, неизвестно как и от кого, разнеслась молва по
всей столице. что у Востоковой имеется чудотворная икона. Её квартиру стали
посещать многие, чтобы поклониться и приложиться к сей иконе, и многие
больные получали от неё исцеление.
Между прочим, получил исцеление двухлетний сын Ершовой, страдавший
английскою болезнью, затем одна высокая личность, дочь Князя Ш. Ш.. не
ходившая на ногах, хотя ей уже было два года, и таких случаев было много. К
Востоковой стекались не только множество пеших, а зачастую улица была
обставлена богатыми экипажами, и нужно было всем сходить на чердак, в
квартиру хозяйки, так что становилось непонятным, как лестница и сам чердак
ветхого дома сносят такую тяжесть: десятки набожного люда — одни приходят в
квартиру, другие выходят. Усердием посетителей икона была украшена: на нее
сделана серебряная вызолоченая риза, - весом более 11 фунтов. стоящая с
камениями 1000 руб.; за лампаду пожертвованную было заплачено 300 руб. и за
киот деревянный 40 руб.
В силу увеличивающегося день ото дня стечения богомольцев пред Тихвинской
иконой. находящейся в частном доме, Востокова принуждена была. наконец,
просить духовенство своей приходской церкви: взять от нее святую икону и
поместить в храм. С благословения митрополита Григория, желание Востоковой
было исполнено, и св. икона с честью была перенесена в Рождественскую
церковь на Песках. а затем отсюда же и не далее, как через три дня.
перенесли 5-го марта 1859 года вновоосвященный кафедральный Исаакиевский
собор. Усердием богомольцев, вместо прежней серебряной ризы. на свою икону
сооружена и возложена новая золотая риза, стоящая около 11 тысяч рублей:
бронзовый вызолоченный киот стоил около 9 тысяч рублен. V!!
Одно из самых изуми те.ш.ш.ж проявлений милости Божисн, явленной но молиткс
пред сей иконой нал иноверной болящею
Из чудотворений, совершившихся над сей иконой, по перенесении Её в
Исакиевский собор, особенно поразительно было и даже сделалось главным за
пределами нашего Отечества на чудо исцеления дочери немецкою доктора Юрия
Левестам, Екатерины Левестам — протестантского исповедования. Левестам от<

Новинки рефератов ::

Реферат: Макс Вебер как создатель концепции рациональной бюрократии (Социология)


Реферат: Дидактические функции проверки и учета знаний и умений, учащихся по физике (Педагогика)


Реферат: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с экзотическими плодовыми комнатными растениями (7 занятий) (Педагогика)


Реферат: Автоматизация в управленческих средах (Компьютеры)


Реферат: Клонирование и этическая проблема (Естествознание)


Реферат: Основы делопроизводства (Делопроизводство)


Реферат: Процессуальные гарантии прав обвиняемого на стадии досудебного расследования (Уголовное право и процесс)


Реферат: Will Russia be a Rising State a Great Failure? (Иностранные языки)


Реферат: Документы в торговых операциях (Право)


Реферат: Евангелие от Варнавы (Религия)


Реферат: Киров С.М. Деятельность и судьба (Исторические личности)


Реферат: Народная педагогика (Педагогика)


Реферат: Основы теории информации (расчеты) (Компьютеры)


Реферат: Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста (Педагогика)


Реферат: Статистика (Статистика)


Реферат: Восприятие и понимание (Психология)


Реферат: Богослужение (Религия)


Реферат: Военные действия вооруженных сил СССР в предвоенные 1936-1940 годы (История)


Реферат: Организационные структуры управления (Менеджмент)


Реферат: Три религии мира (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист