|
Реферат: Бюджетирование (Менеджмент)
Бюджетный процесс трансформирует имеющие обобщенный характер элементы корпоративной стратегии в количественные показатели рынков и ресурсов. Джохен Циммерман, London Business School
Зачем нужен бюджет ?
Бюджетный процесс используется для достижения двух основных целей - планирования и контроля. В процессе планирования руководству компании для принятия взвешенных решений необходимо обладать отфильтрованной и обобщенной информацией о подразделениях, носителями которой являются менеджеры нижнего уровня. Такой информацией их обеспечивает бюджетный процесс, построенный по принципу "снизу вверх". В то же время зачастую и менеджеры нижнего уровня могут более взвешенно планировать при наличии у них информации от руководства, которое как правило гораздо лучше осведомлено об общей картине в рамках организации и ее долгосрочных целях. В качестве средства для контроля бюджет может быть очень эффективен как инструмент, позволяющий задавать пределы ответственности и полномочий нижестоящих менеджеров и анализировать эффективность работы и качества планирования (например, на основе анализа отклонений).
Что такое бюджет?
Основной бюджет представляет собой прогнозируемое состояние основных финансовых отчетов на момент окончания рассматриваемого при планировании периода. В классическом варианте процесс подготовки бюджета состоит из следующих основных этапов: . Бюджет продаж (обычно этим занимается отдел маркетинга) . Бюджет производства, включая его обеспечение . Бюджет административных расходов . Инвестиционный бюджет . Финансовый бюджет . Прогноз финансовых отчетов Однако на практике обычно весь процесс или его отдельные стадии повторяются несколько раз, "откатывается" назад и повторяется снова по мере того как бюджет уточняется, увязывается с бюджетами аффилированных компаний или подразделений, приводится в соответствие со стратегическими установками (для бюджета по принципу "снизу вверх") или реальными возможностями и потребностями исполнителей (для бюджета по принципу "сверху вниз").
Основные виды бюджетов
Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п. К двум основным, "идеологически" отличным типам бюджета следует отнести бюджеты, построенные по принципу "снизу вверх" и "сверху вниз". Первый вариант предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству компании. При таком подходе много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц. Кроме того, довольно часто представленные "снизу" показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета. Этот вид бюджетирования широко распространен в России ввиду как неопределенности перспектив развития рынка в целом, так и нежелания руководства заниматься планированием - к сожалению, для большой части российских топ-менеджеров стратегическое планирование до сих пор остается лишь красивым иностранным термином… Второй подход требует от руководства компании четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый период. Бюджетирование "сверху вниз" обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т.п. для оценки эффективности работы центров ответственности. В целом бюджетирование "сверху вниз" является предпочтительным, однако на практике, как правило, применяются смешанные варианты содержащие в себе черты обоих вариантов. Вопрос лишь в том, какой подход преобладает. Есть еще несколько вариантов классификации бюджетов:
Долгосрочные и краткосрочные бюджеты (Short- & Long-term budgets)
В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 2 года и более, а краткосрочным - на период не более 1 года. Естественно, сейчас в России достоверность трех-, пяти- и уж тем более -десятилетних бюджетов, будет, мягко говоря, невысокой. По различным мнениям, "горизонт пронозирования" на данный момент в России составляет от полугода до полутора-двух лет. Таким образом, представляется вполне рациональным считать краткосрочными бюджетами квартальные и менее, а долгосрочными - от полугода до года. Зачастую в компании долгосрочное и краткосрочное бюджетирование объединяются в единый процесс. В этом случае краткосрочный бюджет составляется в рамках разработанного долгосрочного и поддерживает его, а долгосрочный уточняется по прошествии каждого периода краткосрочного планирования и как бы "прокатывается" вперед еще на один период. Приведенный ниже рисунок иллюстрирует этот процесс.
Причем если краткосрочный бюджет как правило несет гораздо больше контрольных функций, нежели долгосрочный, который в основном служит для целей планирования.
Постатейные бюджеты (line-item budgets)
Постатейный бюджет предусматривает жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью. Т.е. если у вас запланировано потратить не более $ 5,000 на рекламу, то больше Вам и не дадут, даже если Вы умудрились сэкономить на командировках $ 15,000. В западной практике такой подход широко используется в правительственных учреждениях, однако нередко применяется и в коммерческих организациях для обеспечения более жесткого контроля и ограничения полномочий руководителей нижнего и среднего звена. В России сама концепция постатейных бюджетов широко распространена в коммерческих структурах, но на практике редко воплощается с достаточной жесткостью.
Бюджеты с временным периодом (Lapsing Budgets)
Этот термин означает систему бюджетирования, в которой неизрасходованный на конец периода остаток средств НЕ переносится на следующий период. Эта разновидность бюджета используется в большинстве организаций, т.к. позволяет более четко контролировать деятельность менеджеров и расход ресурсов компании, пресекая "накопительские" тенденции. К недостаткам такого метода следует отнести неравномерность расходования бюджетных средств, когда в конце периода менеджеры начинают в срочном порядке тратить остаток средств на зачастую ненужные расходы или просто неоптимальным образом, опасаясь, что в случае "недорасхода" бюджет на следующий период будет урезан на соответствующую сумму. Кроме того, в конце периода довольно много сил тратится на инвентаризацию и отчетность.
Гибкие и статичные бюджеты
В наиболее часто используемом в России статичном типе бюджета цифры находятся вне зависимости от объемов производства и т.п., в то время как при составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего параметра, как правило, характеризующего объем производства или продаж. Хорошим примером гибкого бюджета может послужить бюджет какого-либо концерта, когда все статьи бюджета, включая количество охраны/милиции и гонорары артистов, поставлены в зависимость от количества проданных билетов. Гибкий бюджет хорош тем, что позволяет более адекватно оценить эффективность работы подразделений, не обеспечивающих продажи, а играющих по отношению к ним поддерживающую роль.
Преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем (Incremental & Zero-Base budgets)
Бюджет с нулевым уровнем - это бюджет, который каждый раз составляется заново, "с нуля". В противоположность ему, у преемственного бюджета есть нечто вроде шаблона, в который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом. Преемственный бюджет намного снижает объем усилий и времени, затрачиваемых на бюджетный процесс. Однако он имеет и довольно серьезные недостатки, основным из которых является опасность образования "застойных участков", тянущихся из прошлого без изменений, которые при составлении бюджета "с нуля" могли бы быть пересмотрены и оптимизированы.
Некоторые особенности бюджетного процесса
На взгляд автора, для качественного бюджетирования чрезвычайно важным является вклад менеджеров нижнего уровня и исполнителей. Во многих компаниях вводятся ограничения максимальных затрат на проект или отдельный вид расходов, которые не могут быть утверждены без хорошего анализа и визы финансового специалиста или финансового директора. Однако количество финансовых специалистов ограничено, а время финансового директора зачастую вообще на вес золота (в буквальном смысле). Например, некоторая компания устанавливает требование наличия визы на все траты в размере более $ 5,000. В то же время наверняка существует много "мелких" расходов и инвестиций, которые именно в силу их незначительности не только не утверждаются, но даже не анализируются на предмет целесообразности. Тем не менее суммарный вес таких затрат может достигать 40-50% всех затрат фирмы. В этом случае даже при самом тщательном подходе к анализу тех затрат, которые попадают в поле зрения финансовых специалистов, должная эффективность использования капитала компании не гарантирована. И именно поэтому необходимо максимально поддерживать хотя бы элементарный уровень финансовой подготовки менеджеров нижнего и среднего звена, одновременно развивая в них понимание важности бюджетного процесса и доверие к нему - ведь типичному "производственнику" или "продавцу" зачастую тяжело понять, почему он должен тратить до 20% своего рабочего времени на финансовое планирование. А ведь 10-20% - это нормальный статистический показатель, выведенный из практики успешно работающих международных компаний. Такая популярность, на взгляд автора, говорит о том, что преимущества, предоставляемые качественно построенным процессом бюджетирования, перевешивают даже столь большие затраты
Реферат на тему: Вагонное хозяйство
МПС РФ Ростовский Государственный Университет Путей Сообщения
Кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство»
Организация вагонного хозяйства для обслуживания грузовых поездов.
Организация вагонного хозяйства для обслуживания грузовых поездов
СТР. 21 , ТАБЛ. 7 РИС. 1 Использованных источников 6
Механизированный пункт подготовки вагонов.
Выполнен проект организаций вагонного хозяйства для технического обслуживания грузовых поездов. Определены основные показатели эксплутационных работ на участках. Рассчитаны объемы работ по техническому содержанию вагонов и численности работников. Разработаны мероприятия по безопасности движения и охраны труда.
Содержание: Стр. 1. Введение.________________________________________________5 2. Организация работы пункта технического обслуживания________9 3. Расчёт численности работников сортировочной станции «А»____10 4. Механизированный пункт подготовки вагонов под погрузку____ 13 5. Механизированный пункт подготовки вагонов________________15 6. Список используемой литературы___________________________19
ВВЕДЕНИЕ.
Вагонное хозяйство является одной из важнейших отраслей железнодорожного транспорта. На долю вагонного хозяйства приходится 20% эксплутационных расходов, почти одна шестая часть контингента работников железнодорожного транспорта. Основные фонды вагонного хозяйства составляют одну пятую основных фондов железнодорожного транспорта.
Эффективность работы железных дорог в значительной мере зависит от:
структуры вагонного парка;
технико-экономических параметров вагонов;
технического состояния вагонного парка.
Основная задача вагонного хозяйства состоит в обеспечении перевозок исправным вагонным парком. Вагонное хозяйство непрерывно развивается. В настоящее время особое внимание уделяется оптимизации межремонтных периодов и сроков службы вагонов, повышению качества ремонтных работ, внедрению новых и совершенствованию существующих форм организации производства, создание поточно-конвейерных линий по ремонту вагонов и их отдельных частей. Большое внимание уделяется совершенствованию механической базы для технического обслуживания и текущего ремонта вагонов. Расчёт эксплутационной работы. Согласно схемам тяговых плеч и задуманных размеров движения принимаем: станция «А» – сортировочная станции «Б» и «В» – участковые. На станции «А» размещены: вагонное депо (ВЧД), механизированный пункт ремонта вагонов (МПРВ), пункт комплексной подготовки вагонов под погрузку (ПКПВ), а так же пункты технического обслуживания чётного и нечётного движения. На участковых станциях «Б» и «В» размещены пункты контрольно-технического обслуживания (ПКТО). Среднее количество вагонов в грузовом поезде на участке определяется по формуле:
_____
где Qбр – масса поезда, т; qбр – средняя масса вагона, т. Здесь qбр определяется по формуле:
где r8, r4 – доля соответственно восьми и четырёхосных вагонов в составе поезда; T4, T8 – тара соответственно четырёх и восьмиосных вагонов; P4, P8 – грузоподъёмность четырёх и восьмиосных вагонов; ?4, ?8 - коэффициент использования грузоподъёмности четырёх и восьмиосного вагонов (для четырёхосного вагона этот коэффициент принимается за 0,8 а для восьмиосного – 0,75) Определим долю четырёх и восьмиосных вагонов исходя из заданной средней осности вагонов. Для участка АВ: 4.2 = (4x + (100 – x)8)/100 x = 95% r4=0.95; r8=0.05; T4=23.5т; Т8=46т; Р4=69т; Р8=125т. qбр= 0.95(23.5 + 69 * 0.8) + 0.05(46 + 125 * 0.75)=81.8; Среднее количество вагонов в поезде равняется Mср= 5250/81.8=64 Общее количество вагонов обращающихся на участке АВ равняется NАВ=SМср*n где n – количество поездов; NАВ=64 * 72 * 2=9216 Работа на участке АВ равна ААВ=NАВ * lАВ где lАВ – длинна участка; ААВ=9216 * 590=5437440. Для участка АБ: 4.1= (4x + (100 – x)8)/100 х` = 97.5 r4=0.975; r8=0.025; T4=23.5т; Т8=46т; Р4=69т; Р8=125т. q`бр= 0.975(23.5 + 69 * 0.8) + 0.025(46 + 125 * 0.75)=80.2;
Среднее количество вагонов в поезде равняется: M`ср= 5100/80.2=64 Общее количество вагонов обращающихся на участке АБ равняется NАБ=SМ`ср*n` где n – количество поездов; NАБ=64 * 74 * 2=9472 Работа на участке АБ равна ААВ=NАБ * lАБ где lАБ – длинна участка; ААБ=9472 * 620=5872640.
Организация работы пункта технического обслуживания. Сортировочная станция «А» односторонняя с последовательным расположением парков чётного и нечётного направлений
В П1=76 – 0.25 * 76=57 поездов В П2=72 – 0.25 * 72=54 поездов Определяем объём работы в каждом парке станции. В парке прибытия П1 прибывает 74 поезда. По 38 поездов в смену. Количество транзитных поездов составляет 25% от общего количества поездов прибывших на станцию: Nтр=38 * 0.25=9.5 поездов Количество поездов с переработкой составит: Nпер=38 – 9 = 29 поездов Аналогично определяем объём работы в других парках станции. Результаты расчётов представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1 Объем работы в парках станции «А» |Объём работы в |Наименование парка. | |парке в смену. | | | |ПП1 |ПО1 |ПП2 |ПО2 | |Количество поездов|38 |36 |36 |38 | |с переработкой |29 |27 |27 |29 | |Транзитных |9.5(9) |9 |9 |9 |
Расчёт численности работников сортировочной станции «А». Принимаем, что парки пунктов технического обслуживания оснащены самоходными ремонтными устройствами (машинами). Работы выполняются комплексными бригадами с совмещением профессии осмотрщика вагонов и слесаря. Численность рабочей силы по паркам пунктов технического обслуживания по… В парк прибытия П1 прибывает 76 в сутки, в смену – 38. При обработке такого количества поездов число осмотрщиков, ремонтников вагонов равно: Rяв см=9.16 При длине поезда 66 вагонов поправочный коэффициент будет равен: К=1.2; Rк= Rяв см * К; Rк=9.16 * 1.2=10.972 Полученное значение Rк умножая на поправленный коэффициент К1 зависящий от расстояний между пунктами технического обслуживания вагонов. При расстоянии между пунктами технического обслуживания более 300 км К1=1. Расчетная среднесуточная Rяв рабочих определяется по формуле: Rяв=Rрасч * n Аналогично рассчитываем численность рабочих для остальных парков, результаты расчетов сводим в таблицу 3.1 Таблица 3.1 Расчетная таблица работников ПТО |Профессия |Число рабочих, явочное (технологическое в |Среднесут| | |смену) |очное | | | |Rяв=Rрасч| | | |.см * * | | | |4.2 | | |Rяв (см по|Rк=Rяв * K|Rрасч=Rк*K|Rрасч.см | | | |таблице | |1 |(см по | | | |норматив.)| | |технологии| | | | | | |) | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 | |Парк прибытия | | | | | | |П1 | | | | | | |Осмотрщики – |6.91 |8.292 |8.292 |8 |37.8 | |ремонтники | | | | | | |вагонов | | | | | | |Оператор ПТО |1 |1 |1 |1 |4,2 | |Парк | | | | | | |отправления О1 | | | | | | |Осмотрщики – |8.56 |10.272 |10.272 |10 |42 | |ремонтники | | | | | | |вагонов на | | | | | | |машине | | | | | | |Осмотрщики – |9.05 |10.836 |10.836 |11 |46.2 | |ремонтники | | | | | | |вагонов | | | | | | |Слесари по |7,14 |8.568 |8.568 |9 |37.8 | |ремонту | | | | | | |подвижного | | | | | | |состава: | | | | | | |Вагонов | 7.00|8.4 |8.4 |8 |33.6 | |Буксового узла |8.52 |10.224 |10.224 |10 |42 | |Оператор ПТО |1 |1 |1 |1 |4,2 | | | | | | |243,6 | | | | | | |244 | |Парк прибытия | | | | | | |П2 | | | | | | |Осмотрщики – |6 |8.22 |8.22 |8 |33.6 | |ремонтники | | | | | | |вагонов | | | | | | |Оператор ПТО |1 |1 |1 |1 |4.2 | |Парк | | | | | | |отправления О2 | | | | | | |Осмотрщики – |8.8 |12.06 |12.06 |12 |50.4 | |ремонтники | | | | | | |вагонов на | | | | | | |машине | | | | | | |Осмотрщики – |7.34 |10.06 |10.06 |10 |42 | |ремонтники | | | | | | |вагонов | | | | | | |Слесари по | | | | | | |ремонту | | | | | | |подвижного | | | | | | |состава: | | | | | | |Вагонов |7.19 |9.85 |9.85 |10 |42 | |Буксового узла |3.62 |4.96 |4.96 |5 |21 | |Оператор ПТО |1 |1 |1 |1 |4.2 | | | | | | |197.4 | | | | | | |197 |
Механизированный пункт подготовки вагонов под погрузку. Механизированный пункт подготовки вагонов к перевозкам находится на сортировочной станции «А» и привязан к сортировочным паркам С1 и С2. Задача механизированного пункта подготовки вагонов к перевозкам обеспечить высокий уровень восстановления работоспособности вагонов. Принимаем, что в сутки под погрузку подаётся 5% перерабатываемых вагонов, тогда суточная программа составит:
NМППВ=(NАБ + NАВ) * 0.05=924
Таким образом по производственной мощности (NМППВ=924>500) следует отнеси к первой категории. Количество работников механизированного пункта подготовки вагонов под погрузку в смену определяется по формуле:
______*________
где nпрогр. – расчетная группа четырехосных вагонов подаваемых под погрузку одновременно (при подготовки более 250 вагонов в сутки nпрогр.=20 вагонов). HМПРВ – средняя трудоёмкость подготовки одного вагона на механизированном пункте подготовки вагонов под погрузку (HМПРВ=0.65чел./ч.). tпрогр. – время обработки вагонов на путях пункта (tпрогр.=0.7ч).
=20*60/0.7=19
Таблица 5.1 Штатная ведомость работников МППВ. |Профессия |% | |Rк=Rяв* |Среднесуточное | | |участия |Rяв |4.2 |количество | | | | | |рабочих Rрасч. | |Осмотрщик – |25 |5 |21 |21 | |ремонтник | | | | | |вагонов | | | | | |Слесарь по |50 |9 |37.8 |38 | |ремонту вагонов | | | | | |Столяр |10 |2 |8.4 |8 | |Электросварщик |10 |2 |8.4 |8 | |Газосварщик |5 |1 |4.2 |4 | |Итого: |100 |19 |79.8 |79 | |С учётом К |137 |26 |109.3 |108.2 |
Механизированный пункт ремонта вагонов. Механизированный пункт ремонта вагонов предназначен для производства текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов. Основной задачей механизированного пункта ремонта вагонов является качественное производство ремонта, обеспечивающего длительное использование вагонов и высокую степень надёжности отремонтированных узлов и деталей вагонов. Для выполнения текущего отцепочного ремонта вагонов нормами Министерства Путей Сообщения установлено – простой 3 часа, при этом должно обеспечиваться высокое качество работ с соблюдением следующих принципов: - Неисправные детали заменяются новыми или заранее отремонтированными. - Все трудоёмкие работы выполняются с использованием механизированных приспособлений и транспортных средств, электрического инструмента, что обеспечивает высокую производительность труда. - Строго соблюдается все требования инструкции и технических условий на ремонт вагонов и деталей. - Создаётся неснижаемый запас исправных вагонов, деталей и материалов. - Ремонтные бригады обеспечиваются инструментом личного и общего пользования - Рабочее место и труд ремонтных бригад организуются рационально и на основе установленных технологических процессов при строгом соблюдении правил техники безопасности. Объем работы на механизированном пункте ремонта вагонов принимается равным 0.6% от всех вагонов в поездах с переработкой и 0.2 % от всех транзитных поездов. Годовая программа механизированного пункта ремонта вагонов составит: ММПРВ=365(0.006 * nпер. + 0.002 * nтр) = 172826.6 Результаты расчётов количества вагонов транзитных и с переработкой приведены в таблице 6.1
Таблица 6.1
| |Количество | | |вагонов | |На участке АБ | | |Всего |9728 | |Транзитных |2432 | |С переработкой|7296 | |На участке АВ | | |Всего |9216 | |Транзитных |2304 | |С переработкой|6912 |
Явочный состав работников механизированного пункта ремонта вагонов равен:
_______*_______
где НМПРВ – средняя трудоёмкость ремонта одного вагона (НМПРВ = 9.5 чел./ч.) Фяв – годовой фонд явочного рабочего (Фяв = 2004ч.)
=17827 * 9.5/2004=85
Rспис=1.045 * Rяв =86
Таблица 6.2 Штатная ведомость работников МПРВ |Профессия |% участия | |Rяв в две | | | |Rяв |смены | |Слесарь по |42 |18 |36 | |ремонту | | | | |подвижного | | | | |состава | | | | |Электрогазосв|20 |8 |17 | |арщик | | | | |Столяр |20 |8 |17 | |Маляр |6 |3 |5 | |Крановщик |6 |3 |5 | |Подсобные |6 |2 |5 | |рабочие | | | | |Итого |100 |42 |84 | |Всего с |104.5 |43.89 |88 | |учётом | | | | |коэффициента | | | | |1.045 | | | |
Количество рабочих ремонтно-заготовительных участков механического пункта ремонта вагонов вычисляется по формуле:
_______*_______
=17754 * 1.5/2004=13
Таблица 6.3 Штатная ведомость рабочих ремонтно-заготовительных участков МПРВ |Профессия |% участия | |Rяв в две | | | |Rяв |смены | |Токарь |20 |2 |3 | |Сверловщик |20 |1 |2 | |Электросварщи|30 |2 |4 | |к | | | | |Кузнец |20 |1 |2 | |Подсобные |10 |1 |2 | |рабочие | | | | |Итого |100 |7 |13 | |Всего с |104.5 |7 |14 | |учётом | | | | |коэффициента | | | | |1.045 | | | |
Фронт работ механизированного пункта ремонта вагонов (количество стоил) определяется по формуле:
______________
где NМПРВ – суточная программа ремонта вагонов (NМПРВ = 49). ТМПРВ – время простоя вагона в ремонте (ТМПРВ = 3 ч.) t – продолжительность работы одной смены (t = 8 ч.) n – количество смен.
ФМПРВ = 49 * 3/8 * 2=9
Охрана труда на механизированном пункте подготовки вагонов. Залогом успешного выполнения работы по подготовке вагонов на механизированном пункте подготовки вагонов является соблюдение правил по технике безопасности. К работе по ремонту вагонов на механизированном пункте подготовки вагонов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование для определения годности их к выполнению соответствующих работ. Все работники механизированного пункта подготовки вагонов должны выдержать испытания по ПТЭ и инструкции по сигнализации, движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, должностной инструкции и обязанностям. Правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии, устава по дисциплине работников железнодорожного транспорта. Ответственность за работу механизированного пункта подготовки вагонов, а также за качественное выполнение работ, организацию бесперебойного снабжения материалами, запчастями, инструментами, спецодеждой, содержание и ремонт обустройств, состояние техники безопасности и охраны труда по кругу своих обязанностей несёт старший мастер, а в его отсутствие сменный мастер.
Список литературы: 1. Гридюшко. В. И. Вагонное хоэяйство 2. 3. 4. ----------------------- )
q
сут.
Q
бр
Mcp
бр
’
8
8
8
(
8
)
4
4
4
(
4
?
?
P
T
r
P
T
r
q
бр
+
+
+
’
сут.
[pic]
t
H
см.
R
n
’
см.
МПРВ
прогр.
прогр.
R
МПРВ
см
Rяв
NМПРВ
HМПРВ
Фяв
=
МПРВ
год
Rяв
МПРВ
МПРВ
МПРВ
см
Фяв
Rяв
МПРВ
=
год
HМПРВ
рз
Rяв
МПРВ
NМПРВ
см
ФМПРВ
NМПРВ
сут
=
ТМПРВ
t * n
*
сут
сут
| |