GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культура Доколумбовой Америки (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура Доколумбовой Америки (Культурология)


Культура Доколумбовой Америки

Изучение доколумбовых культур очень важно
для разработки моделей социокультурной
эволюции. Среди культур Месоамерики
классического периода (III-Х вв.) наиболее
хорошо документирована культура майя, прежде
всего благодаря обширному корпусу
иероглифических надписей и богатому
археологическому наследию.



История заселения Америки


Современная наука позволяет утверждать, что Америка была заселена из
Азии через Берингов пролив в период верхнего палеолита, т. е.
приблизительно 30 тыс. лет назад.
В конце 2-го тысячелетия до н. э. в Веракрусе и Табаско майяязычные
ольмеки создали первую цивилизацию в Центральной Америке. В этой стране,
почти лишенной строительного камня, пирамиды, лестницы и платформы
воздвигались из земли и щебня и покрывались толстым слоем стука (глины,
гипса). Здания из дерева и тростника не сохранились. Своеобразными
особенностями архитектуры ольмеков были монолитные базальтовые столбы в
погребальных склепах, а также мозаичная вымостка культовых площадок блоками
из полудрагоценных пород камня.
Памятникам скульптуры ольмеков свойственны реалистические черты.
Прекрасными образцами монументальной скульптуры ольмеков являются
колоссальные человеческие головы, обнаруженные в Ла-Венте, Трес-Сапотес и
Сан-Ло-ренсо. Высота головы — 2,5 м, вес около 30 т. Никаких фрагментов
тела от этих скульптур не найдено. Базальтовый монолит, из которого
изготовлена скульптура, был доставлен из вулканической каменоломни за 50 км
от места их нахождения. Причем как у ольмеков, так и у майя не было
тягловой скотины.
Среди многочисленных стел, найденных в поселениях ольмеков, встречаются
изображения ягуара, женщины в своеобразной одежде и высоком головном уборе.
Встречаются также изображения правителей, жрецов, божеств, человеческих лиц
с пастью ягуара или клыками ягуара во рту, ребенка с чертами ягуара.
В 7—2 вв. до н. э. ольмеки оказали сильное культурное влияние на
соседние индейские народы. В 3 в. н. э. они неожиданно исчезли.
Археологические исследования последних лет и изобретенный в 1950-х гг.
радиоуглеродный анализ подтвердили одну из гипотез о природных катаклизмах,
периодически происходивших на территории Центральной Америки. Ученые
определили, что в начале нашей эры здесь имело место извержение вулканов,
что и положило конец дальнейшему развитию культуры индейцев. Огромные
участки земли лишались растительности и становились непригодными для
земледелия, так как вулканический пепел покрывал землю на 20 см и более.
Многие реки исчезали, животные погибли. Оставшиеся в живых люди
переселились на север к родственным племенам. Археологические находки
подтверждают, что население там за короткий период более чем удваивается, а
в местной культуре появляются чуждые местным традициям черты — новые формы
керамики, орнаменты, среди которых есть керамические изделия, покрытые
вулканической пылью.
ИХ УДИВИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА З


Города цивилизации майя


Джунгли Центральной Америки хранят тайны майя, одного из самых
загадочных народов в истории. Кто они? Откуда явились? Оставили ли какие-
нибудь вести для нас? Вот уже более 200 лет с тех пор, как в 1773 году
открыты руины их знаменитого города Паленке, ученые и писатели пытаются
ответить на эти вопросы. Этот великолепный город, раскопки которого еще не
завершены, постоянно находящийся под угрозой исчезновения из-за окружающих
его джунглей, - является одним из чудес Нового Света. Его пирамиды, храмы,
дворцы, построенные из белого известняка, с искусством, которое может
сделать честь даже зодчим Ренессанса, продолжают восхищать всех, кто видит
их. Но вполне оценить это сокровище мы смогли только со второй половины
прошлого столетия, когда началась расшифровка надписей, украшающих стены
основных зданий, построенных майя.
Перед нами предстает жизнь народа очень непохожая на нашу собственную. В
отличие от нас, в личной собственности майя было лишь немногим больше
вещей, чем необходимо для жизни. Их роскошно одетые правители совершали
странные и болезненные ритуалы над собой, чтобы, например, вызвать
плодородие почвы.
Согласно хронологии майя, современная эпоха началась 12 августа 3114
года до нашей эры и будто бы должна завершиться 22 декабря 2012 года нашей
эры. К этому времени земля, которую мы знаем ныне, должна снова изменить
свой облик из-за ужасных землетрясений.
Много книг написано о майя, но никто пока не объяснил, откуда они взяли
именно эти даты. Правда, много было написано о структуре их календаря, но
причины, побудившие майя создать такие сложные системы отсчета времени, как
длительный счет, пока остаются невыясненными.
По нашим стандартам, их цивилизация выглядит примитивной - у них не было
механизмов, не было автомобилей, не говоря уже о компьютерах, но зато было
немало достижений в другом смысле. Как показали исследования ученых, майя
умели развивать свои психические способности в такой степени, что нам это
даже трудно себе представить.
Города на юге страны были заброшены, население резко сократилось, и
вскоре тропическая растительность укрыла своим зеленым ковром памятники
былого величия. После X в. развитие культуры майя, правда, уже несколько
измененной влиянием со стороны чужеземных завоевателей – тольтеков,
пришедших из центральной Мексики и с побережья Мексиканского залива,
продолжалось на севере – на полуострове Юкатан – и на юге – в горах
Гватемалы. В XVI в. индейцы майя занимали обширную и разнообразную по
природным условиям территорию, включавшую в себя современные мексиканские
штаты Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Рио, а также всю
Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса.

В настоящее время большинство ученых выделяют в пределах этой
территории три крупные культурно – географические области или зоны:
Северную (п-ов Юкатан), Центральную (Северная Гватемала, Белиз,Табаско и
Чьяпас в Мексике) и Южную ( горная Гватемала).

Начало классического периода в низменных лесных областях отмечено
появлением таких новых черт культуры, как иероглифическая письменность
(надписи на рельефах, стелах), календарные даты по эре майя (так
называемого Длинного Счета – числа лет, прошедших от мифической даты 3113
г. до н.э.), монументальная каменная архитектура со ступенчатым “ложным”
сводом, культ ранних стел и алтарей, специфический стиль керамики и
терракотовых статуэток, оригинальная настенная живопись.

Архитектура в центральной части любого крупного города майя I тыс. до
н.э. представлена пирамидальными холмами и платформами различных размеров и
высоты. Внутри они обычно сооружены из смеси земли и щебня и облицованы
снаружи плитами тесаного камня, скрепленными известковым раствором. На их
плоских вершинах стоят каменные здания: небольшие постройки из одной – трех
комнат на высоких башнеобразных пирамидах – основаниях ( высота некоторых
из таких пирамид – башен, как, например, в Тикале, достигла 60м.). Это,
вероятно, храмы. А длинные многокомнатные ансамбли на низких платформах,
обрамляющих внутренние открытые дворики, скорее всего резиденции знати или
дворцы, поскольку перекрытия этих зданий сделаны обычно в виде ступенчатого
свода, стены их очень массивны, а внутренние помещения сравнительно узки и
невелики по размерам. Единственным источником света в комнатах служили
узкие дверные проемы, поэтому внутри уцелевших храмов и дворцов царят
прохлада и полумрак. В конце классического периода у майя появляются
площадки для ритуальной игры в мяч – третий тип основных монументальных
построек местных городов. Основной единицей планировки в городах майя были
прямоугольные мощеные площади, окруженные монументальными зданиями. Очень
часто важнейшие ритуально - административное постройки располагались на
естественных или искусственно созданных возвышениях – “акрополях” ( Пьедрас-
Неграс, Копан, Тикаль и др.).

В VI-IX вв. майя достигли наивысших успехов в развитии различных видов
неприкладного искусства, и прежде всего в монументальной скульптуре и
живописи. Скульптурные школы Паленке, Копака, Йашчилана, Пьедрас-Неграс
добиваются в это время особой тонкости моделировки, гармоничности
композиции и естественности в передаче изображаемых персонажей (правителей,
жрецов, сановников, воинов, слуг и пленных). Знаменитые фрески Бонампака
(Чьяпас, Мексика), относящийся к VIII в. н.э., представляют собой
историческое повествование: сложные ритуалы и церемонии, сцены набега на
чужие селения, жертвоприношения пленных, празднество, танцы и шествия
сановников и вельмож.
Благодаря работам американских (Т.Проскурякова, Г.Бернин и др.) и
советских (Ю.В. Кнорозов, Р.В. Кинталов) исследователей удалось убедительно
доказать, что монументальная скульптура майя I тыс. н.э. – стела,
притолоки, рельефы и панели (а также иероглифические надписи на них) – это
мемориальные памятники в честь деяний майяских правителей. Они рассказывают
о рождении, вступлении на престол, войнах и завоеваниях, династических
браках, ритуальных обрядах и прочих важных событиях из жизни светских
владык почти двух десятков городов-государств, которые существовали, по
данным археологов, в Центральной области майя в I тыс. н.э..

Каждый город-государство майя возглавлял халач-виник, что означает
“настоящий человек”. Это был наследственный титул, передаваемый от отца к
старшему сыну. Кроме того, он именовался ахав - “господин”, “владыка”.
Хавач-винику принадлежала самая высокая административная власть,
сочетавшаяся с высшим жреческим саном. Верховные вожди, жрецы и советники
(ах куч каб) образовывали нечто вроде Государственного совета. Хавач-виник
назначал, возможно, из своих кровных родственников, батабов – вождей
селений, которые находились по отношению к нему в феодальной зависимости.
Основными функциями батабов было соблюдение порядка в подчиненных
селениях, регулярная выплата податей. Они могли быть чиновниками или
главами кланов, наподобие кальпуллеков астеков или курака инков. Как и те,
они являлись военачальниками. Но в случае войны право командования
осуществлял након. Были и менее важные должности, среди которых хольпоп –
“глава циновки”. Существовал там и целый жреческий клир, однако самое
распространенное название жреца ах кин.
Ах кины хранили высокоразвитую науку майя – прапрадедовские
астрономические знания о движении звезд, Солнца, Луны, Венеры и Марса. Они
могли предсказать солнечные и лунные затмения. Поэтому власть жрецов над
коллективными верованиями считалась абсолютной и высшей, оттесняя порою
даже власть наследственной знати.
В основании социальной пирамиды располагались массы общинников. Они жили
вдали от городских центров, в небольших поселениях, сеяли маис для
содержания своих семей и знати. Именно они создали церемониальные центры,
пирамиды с храмами, дворцы, стадионы для игры в мяч, мощеные дороги и
прочие сооружения. Они добывали огромные каменные глыбы для возведения тех
памятников, которые поражают археологов и восхищают туристов. Они были
резчиками по дереву, скульпторами, носильщиками, выполнявшими функции не
существовавших в Месоамерике вьючных животных. Кроме выполнения подобных
работ народ выплачивал дань хавач-винику, подносил подарки местным ахавам,
жертвовал богом маис, фасоль, какао, табак, хлопок, ткани, домашную птицу,
соль, сущеную рыбу, кабанчиков, мед, воск, нефрит, кораллы и раковины.
Важную статью экономики составляли ремесло и торговля. Ремесло,
очевидно, процветало – изготовлялись мячи для ритуальной игры, бумага для
рисованных книг или кодексов, хлопковые коды и веревки, хенекеновые волокна
и многое другое. Торговля составляла весьма важный сектор экономики. На
территории нынешнего штата Табаско традиционно велась меновая торговля
между более северными ацтеками и майя. Они обменивались солью, воском,
медом, одеждой, хлопком, какао, украшениями из нефрита. В качестве
“обменной монеты” выступали зерна какао и раковины. Города-государства
соединялись между собой грунтовыми дорогами, тропами, но иногда и мощеными
шоссе – вроде того, что протянулось на 100 км между Йашхуна (около Чичен-
Ицы) и Коба на восточном побережье. Реки, безусловно, также служили путами
сообщения, особенно для торговцев.
Во всей Мезоамерике не было народа, который достиг бы более значительных
успехов в науках, чем это удалось майя – народу необычайных способностей.
Высокий уровень цивилизации определяли в первую очередь астрономия и
математика. В этой сфере они действительно оказались в доколумбовой Америке
вне всякой конкуренции. Их достижения не сопоставимы ни с какими другими
народами. Майя превзошли в данных науках даже своих современников-
европейцев.
С VI или VII в. в соответствии с решениями ученого Собора в Шочикалько
майя установили гражданский год в 365 дней. Посредством сложной системы
календарной корреляции, названной позже дополнительной серией, они привели
этот год в соответствие с действительной длительностью солнечного года,
которая, по современным подсчетам, равна 365, 2422 дня. Этот счет оказался
более точным, чем летосчисление с високосным годом, введенное согласно
календарной реформе папы Григория XIII спустя 900 или даже 1000 лет, в
последней четверти XVI в. Морли составил следующую таблицу:

Длительность года по современным данным – 365,2422 дня
Древний юлианский год – 365,2510 дня
Современный григорианский год – 365,2425 дня
Год майя – 365,2420 дня

Год майя состоял из 18 месяцев по 20 дней каждый. На языке майя
периоды времени назывались: 20 дней – виналь; 18 виналей - тун; тун
равнялся 360 кинам (дням). Для выравнивания солнечного года добавлялись 5
дней, называвшихся майеб, буквально: “неблагоприятные”. Считалось, что в
эту пятидневку “умирает год”, и потому в эти последние дни древние майя
ничего не делали, чтобы не навлечь на себя беду.
Все даты, сохранившиеся на стелах, монолитах, кодексах и в сделанных
испанцами записях раннеколониального периода, имеют единую точку отсчета.
Ее можно назвать “год Первый”, с которого начинается счет времени майя. По
хронологии, он попадает на 3113 г. до н.э., или же, в соответствии с иной
системой корреляции, на 3373 г. до н.э. Любопытно заметить, что эти даты
близки к первому году еврейского календаря, который приходится на 3761 год
до н.э. – год предполагаемого создания Библии.
Культура майя занимала огромное пространство — более 400 тыс. км 2 и
охватывала нынешние мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть
Табаско и Чья-паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза и
западную часть Сальвадора и Гондураса. Этой культуре посвящены следующие
разделы работы.
Майя — группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся
индейцы юкатеки, лакандоны, чоли, чонтали, чорти, чухи, цельта-ли, цоцили,
тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и др. Они живут в
тропических лесах и горных долинах юго-восточной Мексики, Гватемалы,
северного Гондураса и Британского Гондураса. Общая их численность —
приблизительно 2,7 млн человек.
Собственно майя — индейцы юкатеки, ах-кех («охотник на оленей»), живущие
на полуострове Юкатан, в Мексике, Гватемале. Их насчитывается около 600
тыс. человек. Из всех народов древней Америки майя (а также ацтеки и инки),
пожалуй, наиболее известны.
Величественные развалины городов майя привлекали внимание
путешественников 18—19 вв., которые видели, что развалины древнего города
Чичен-Ица продолжали оставаться местом религиозного паломничества индейцев.
В настоящее время известно 800 развалин древних городов майя.


В истории майя немало загадок. Причина культурного упадка майя – это
еще одна тайна в истории майя. Необходимо заметить, что нечто подобное
происходило по всей Месоамерике. Существует немало теорий, истолковывающих
причины этого явления – землетрясения, климатические катаклизмы, эпидемии
малярии и желтой лихорадки, иноземное завоевание, интеллектуальное и
эстетическое истощение, военное ослабление, административная дезорганизация
и т.д. Морли утверждал, что “основной причиной упадка и исчезновения Старой
империи стал упадок системы земледелия”. Блом согласился с этим мнением,
заявив, что “майя истощили свою землю, так как использовали примитивные
методы ее обработки, вследствие чего население было вынуждено отправиться
на поиски новых мест для выращивания своих урожаев”. Однако археологи
А.В.Киддер и Э.Томпсон отбросили эту “земледельческую” версию. Более того
Томпсон был готов допустить версию о “культурном угасании”, но совершенно
отбрасывал мысль о том, что население могло оставить свои территории.



РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ АЦТЕКОВ



ИХ УДИВИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ
«МЫ СНОВА ПОВЕРНУЛИСЬ К БОЛЬШОЙ ПЛОЩАДИ И К
СКОПЛЕНИЮ НАРОДА, СОБРАВШЕГОСЯ НА НЕЙ; ОДНИ ПРОДАВАЛИ,
ДРУГИЕ ПОКУПАЛИ... МНОГИЕ ИЗ НАШИХ СОЛДАТ БЫВАЛИ В
РАЗНЫХ КОНЦАХ СВЕТА, В КОНСТАНТИНОПОЛЕ, ВО ВСЕЙ
ИТАЛИИ, В РИМЕ, И ВСЕ ОНИ ГОВОРИЛИ, ЧТО ТАКОЙ КРАСИВОЙ
И ТАКОЙ ОГРОМНОЙ ПЛОЩАДИ, ГДЕ БЫЛО БЫ СТОЛЬКО НАРОДУ,
ОНИ НИКОГДА НЕ ВИДЕЛИ».

Так Берналь Диас дель Кастильо, солдат армии
испанского конкистадора Эрнана Кортеса, описал
ацтекский город Теночтитлан, когда увидел его в 1519
году.
Согласно книге Джина Стюарта «Могущественные ацтеки» («The Mighty
Aztecs»), когда испанцы пришли в Теночтитлан, он насчитывал 150—200 тысяч
жителей. Город оказался отнюдь не диким захолустьем, а цветущей столицей,
раскинувшейся на нескольких квадратных километрах. Перед испанцами предстал
город с мостами, дамбами, каналами и блистающими храмами. Столичный
Теночтитлан был сердцем империи ацтеков.
Однако многим читателям рассказ о мирном, гармоничном ацтекском городе
покажется несовместимым с распространенными представлениями, согласно
которым ацтеки — не более чем кровожадные дикари. Ацтеки действительно
верили в то, что их богам для сохранения своего могущества нужны
человеческие сердца и кровь. Однако культура и история этого народа отнюдь
не сводилась к кровопролитию. И, проследив за их борьбой за выживание,
можно лучше понять, какую упорную битву за место под солнцем ведут их
потомки по сей день.


Подъем цивилизации ацтеков


В истории месоамериканской цивилизации ацтеки занимают не такой уж
долгий период(. По мнению большинства исследователей, первые жители Мексики
через Берингов пролив мигрировали из Азии на Аляску, а оттуда продвинулись
на юг. По данным археологии, древнейшая культура Месоамерики — культура
ольмеков. Их цивилизация, по сведениям ряда источников, по-видимому,
появилась примерно в 1200 году до н. э. и просуществовала, возможно, 800
лет. Ацтеки же вышли на первый план лишь к 1200 году н. э., спустя более 2
000 лет. Их культура прожила всего 300 лет. А их могущественная империя
господствовала всего сто лет, пока не пала под натиском испанских
захватчиков.
Когда же империя была в зените своего развития, по великолепию она почти
не имела, себе равных. Согласно одному источнику, «ацтеки основали империю,
простиравшуюся на юг до Гватемалы», Вот как описывает ее энциклопедия
«Уорлд бук" («World Book Encyclopedia»): «Цивилизация ацтеков была одной из
самых передовых в обеих Америках. Они строили города, по размеру не
уступавшие любому европейскому городу тех времен».


Легендарное происхождение


Несмотря на видное положение ацтеков, об их корнях известно не так уж
много. Согласно легенде, название «ацтек» происходит от слова «астлан»,
которое, как полагают, означает «белая земля». Однако никто не знает, где
находился легендарный Астлан и существовал ли он вообще.
Во всяком случае, по легенде, из семи групп, покинувших Атслан, ацтеки
были последними. По повелению своего бога они отправились в долгий путь на
поиски земли для обитания. Племя странствовало не один десяток лет, терпя
небывалые трудности и лишения и практически не прекращая воевать с
соседями. Но странствование не могло продолжаться бесконечно. Согласно
самой распространенной легенде, бог велел своим последователям высматривать
такой знак: орёл, сидящий на кактусе. Это знамение якобы увидели на топком
островке в озере Тоскоко. Там и обосновались странники, построив город,
позднее названный Великим Теночтитланом (что значит «камень, поднимающийся
из воды»). Есть мнение, что это название происходит от имени легендарного
патриарха Теноча. Сегодня Теночтитлан погребен под городом Мехико.
Ацтеки были превосходными инженерами и ремесленниками. Сделав насыпи на
дне озера, они расширили город. Дороги, проходившие по гребням дамб,
соединяли остров с берегом. Была построена сеть каналов.
Однако в то время строители в общем-то не были известны как ацтеки. По
легенде, когда они вышли из Астлана, их бог дал им новое название —
мехикас. Со временем оно закрепилось за соседними землями и их обитателями.
Но этот район населяли не только мехикас, или ацтеки. Им, окруженным
врагами, нужно было заключать союзы с соседями. Тем, кто не желал вступать
с ацтеками в мирные отношения, вскоре приходилось биться с ними не на
жизнь, а на смерть. Впрочем, войны ацтекам были на руку. Помимо их бога
солнца множество других богов и богинь требовали регулярных приношений
кровоточащих сердец и человеческих жертв. А в качестве жертв служили
главным образом пленники. Зная о том, как поступают ацтеки с
военнопленными, враги испытывали перед ними трепет.
Так империя ацтеков начала распространяйся из Тенотчитлана, вскоре
достигнув некоторых областей современной Центральной Америки. Ацтекская
культура впитывала в себя новые религиозные представления и обычаи. В тоже
время казна ацтеков обильно пополнялась предметами сказочной роскоши —
данью, взимаемой с покорённых племён. Процветала ацтекская музыка,
литература и искусство. В журнале «Нэшнл джиографик» говорится: «По своему
поразительному мастерству ацтеки должны считаться одними из самых одаренных
скульпторов в истории». Когда пришли испанцы, цивилизация ацтеков
переживала расцвет.


[pic]
Главный храм Теночтитлана (реконструкция).



Религия ацтеков


Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и
богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый
Тескатлипока (“Курящееся Зеркало”), бог огня Шиутекутли и знаменитый
Кецалькоатль (“Пернатый Змей”), “давший людям маис”. Поскольку жизнь
ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя,
плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков,
ассоциировались с Солнцем.
Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли
его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя
святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм
возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие
храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч.
Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты,
песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные
драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.
Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских
религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией
и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода.

Покорение

В ноябре 1519 года мексиканский император Монтесума II мирно встретил
испанцев и возглавлявшего их Эрнана Кортеса, приняв его за ацтекского бога
Кецалькоатля, явившегося во плоти. Испанцы воспользовались гостеприимством
суеверного народа. А простодушные ацтеки дали им увидеть золотые
сокровищницы Теночтитлана. Кортес начал лихорадочно соображать, как бы ими
завладеть. Ценой немалой отваги он захватил в плен Монтесуму в его же
городе. По некоторым источникам, Монтесума практически не сопротивлялся. Во
всяком случае столицу огромной империи Кортесу удалось покорить без единого
выстрела.
Но вскоре после бескровной победы кровь все же пролилась. Кортесу
неожиданно пришлось отправиться на побережье по неотложному делу, и он
назначил вместо себя вспыльчивого Педро де Аль-варадо. Опасаясь, что в
отсутствие Кортеса жители Теночтитлана не сегодня завтра взбунтуются,
Альварадо решил их опередить. Во время праздника он зверски убил немало
ацтеков. Вернувшийся Кортес застал город охваченным волнениями. В
разыгравшейся битве, возможно, от рук испанцев погиб Монтесума. Однако по
версии испанцев, захваченного Монтесуму Кортес вывел к народу, чтобы монарх
призвал своих воинов к миру. А когда Монтесума обратился к ацтекам, они
сами же забросали его камнями. Как бы там ни было, Кортес спасся бегством
вместе с несколькими ранеными солдатами.
Обессилевший и израненный, Кортес перегруппировал свои войска. К
испанцам примкнули соседние племена, которые ненавидели ацтеков и горели
желанием сбросить с себя их иго. Тогда Кортес вернулся в Теночтитлан. Во
время последовавшей кровопролитной осады ацтеки, как сообщается, приносили
в жертву пленных испанских солдат. Воинов Кортеса это привело в ярость, и
их решимость победить любой ценой укрепилась. Как пишет один ацтекский
автор, вассальные племена, взяв инициативу в свои руки, «безжалостно мстили
за все, что сделали им мексиканцы [ацтеки], и разграбляли их имущество».
13 августа 1521 года Великий Теночтитлан пал. Испанцы вместе со своими
союзниками теперь безраздельно властвовали над мексиканцами. В «Нэшнл
джиогрэфик» отмечается: «За едва заметный промежуток истории испанцы,
вывозившие из страны золото, превратили в руины великие города и культовые
центры Месоамерики. Коренные народы были порабощены и обращены в
христианство, и империя ацтеков — последняя великая туземная цивилизация —
распалась».

Но покорение принесло с собой не только политические перемены. Испанцы
привезли ацтекам новую религию — католицизм,— и зачастую мечом насаждали ее
среди мексиканцев. Бесспорно, религия ацтеков была кровожадной и
идолопоклоннической. Однако, отнюдь не искоренив всех пережитков язычества,
католицизм самым любопытным образом слился с ацтекской религией. Тонацин,
богиню, которой поклонялись на холме Тепеяк, заменили Девой Гваделупской,
причем ее базилика стоит именно на том месте, где раньше почитали Тонацин.
(Базилику построили там, где когда-то якобы явилась Дева Мария.) Во время
священных праздников в честь Девы туземцы прямо перед базиликой ходят по
кругу, танцуя языческие танцы своих предков.

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ ИНКОВ


Светает. Лучи солнца, пробившись в утреннее небо, окрасили снежные
вершины Анд в бледно-розовые краски. Здесь, на высоте 4 300 метров над
уровнем моря, индейцы, встречающие рассвет, радуются теплу, которое
прогоняет ночной холод. Солнечные лучи уже осветили храм солнца в центре
столицы государства инков, городе Куско (что означает «центр мира»).
Засияли на солнце золотые стены храма. Засверкали в саду инков* перед
храмом отлитые из чистого золота статуи лам, викуний и кондоров. В знак
благоговения перед богом солнца индейцы, проходящие мимо храма, посылают
воздушные поцелуи. Они верят, что солнце дает им жизнь и обеспечивает их
всем необходимым,— как же признательны они за эти щедрые дары!

В XIV — XVI веках на западном побережье Южной Америки распространилась
власть могущественной «золотой империи». Благодаря руководству талантливых
архитекторов и инженеров общественная жизнь инков достигла очень высокого
уровня. Территории государства охватывала все земли от южных районов
современной Колумбии до Аргентины и достигала протяженности 5000
километров. «Инки считали, что они завоевали почти весь мир»,— писалось в
журнале «Нэшнл джиогрэфик». А те земли, что еще оставались за пределами их
государства, не представляли, по их мнению, никакой ценности. Однако в
другой части света никто даже и не знал о существовании их государства.
Кто же такие инки? Каково их происхождение?

Предшественники инков

Археологические находки свидетельствуют о том, что инкам предшествовали
другие развитые культуры. Они существовали за сотни и тысячи лет до
появления инков. Археологи выделяют культуры Ламбаек, Чавин, Мочика, Чиму и
Тиауанако.
Эти древние народы поклонялись различным животным — ягуару, пуме и
рыбам. Кроме того, было широко распространено поклонение богам гор.
Найденные керамические изделия показывают, что у некоторых племен
существовал культ сладострастия. В храме, построенном одним из племен
неподалеку от озера Титикака высоко в горах (на границе Перу и Боливии),
были найдены фаллоидные предметы — им поклонялись во время ритуалов
плодородия, чтобы получить от Пача-Мама (матери-земли) хороший урожай.


Миф и реальность

Как народ инки сформировались примерно в 1200 году. Историк Гарсиласо де
ла Вега, сын испанского конкистадора-землевладельца и инкской принцессы,
пишет, что, согласно легенде, бог солнца послал своего сына Манко Капака,
который стал первым Инкой, вместе с его сестрой (и в то же время невестой)
к озеру Титикака, чтобы они научили всех людей поклоняться солнцу. Эту
легенду до сих пор рассказывают детям в школе.
Однако если оставить мифы и обратиться к реальности, мы узнаем, что
инки, вероятно, произошли от племени Тиауанако, жившего в районе озера
Титикака. Растущее инкское государство присваивало себе достижения
покоряемых племен, достраивая и совершенствуя созданные ими каналы и
террасы. Инки возводили грандиозные сооружения. Существует множество
предположений, касающихся того, как удалось инкам построить крепость-храм
Сак-саваман, которая возвышается на холме в городе Куско. Она сложена из
каменных глыб весом по сто тонн. При строительстве не использовалось
никакого скрепляющего раствора. Однако эти стены древнего Куско,
построенные из тщательно обтесанных и точно подогнанных один к другому
камней, даже во время землетрясений практически не пострадали.

В храме столичного города Куско, построенном из отшлифованных камней,
жрецы совершали служение солнцу. Изнутри стены храма были отделаны чистым
золотом и серебром. В дополнение к служению жрецов были созданы своего рода
монастыри, здание одного из них было реконструировано, этот монастырь
относился к храму солнца в Пачакама-ке, неподалеку от Лимы. Самые красивые
девушки, начиная с восьми лет, проходили специальное обучение, чтобы
служить «девственницами, предназначенными солнцу». Археологические раскопки
показывают, что инки совершали и человеческие жертвоприношения. Они
приносили детей в жертву апу — богам гор. На вершинах Анд были найдены
замерзшие детские тела.
Хотя ни у инков, ни у предшествовавших им племен не было письменности,
они создали специальный способ хранения сообщений — так называемое кипу.
Кипу использовалось теми, кому поручалось хранить память о различных
исчислениях и событиях и «состояло из системы шнуров различной толщины и
разных цветов. Числа и другие данные передавались узелками различных
размеров» («Археологический словарь», У. Брей, Д. Трамп).


Искусство работы с металлом

Никакие другие народы доколумбовой Америки не располагали таким богатым
набором технических приемов обработки металлов, как индейцы чиму и инки.
Действительно, во многих аспектах перуанские ремесленники этого периода
были куда более искусными, чем их современники в Старом Свете, даже если
они имели точно такие же инструменты.
С помощью гладких, крепких камней, которые служили им одновременно и
молотом и наковальней, кузнецы и ювелиры выковывали из сырой заготовки
слитка первоначальную форму будущего изделия. После этого они приступали к
завершающей стадии, отбивая полученную форму молотком на рельефном шаблоне
или гравируя ее иглой. Хотя ремесленники пользовались в работе и открытыми,
и закрытыми формами для литья, холодная штамповка была наиболее
распространенной практикой. Чтобы преодолеть ломкость металла при
обработке, его иногда подвергали прокаливанию, заключавшемуся в нагревании
заготовки, что улучшало ковкость металла.


Искусство ткачества или истинное ”золото” инков


Для вторгшихся в страну испанцев золото, несомненно, было самой желанной
добычей. Но среди инков наиболее ценным сокровищем считались ткани, это
объяснялось трудоемкостью их производства. Многие слои населения были
задействованы для изготовлений одежды, начиная с крестьян, выращивавших
хлопок, и кончая теми, кто обеспечивал поступление шерсти альпак, лам и
викуний. Во всех, кроме самых элитных, домах шерстяное волокно промывалось,
прочесывалось, красилось, затем из него получали пряжу, из которой ткали
куски материи; они никогда не кроились, их просто сшивали вместе, и в
результате получалось то, что в данный момент необходимо, - от мешков для
зерна до одежды или изысканных декоративных тканей.
Большая часть населения носила простые одежды, такие, как, например,
мужская туника, сделанная из относительно тонкой хлопковой ткани или из
материи, выработанной на основе шерсти альпака, которая называлась "уаска".
Ткани тончайшей выделки, называемые "кумби", предназначались для
изготовления роскошных одежд самого Сапа Инки, членов его семьи и
привилегированных лиц, которые получали на это специальное разрешение
императора. Сделанные из тончайшего волокна, окрашенного в самые
невероятные цвета, сотканные в виде стандартных образцов с геометрическими
фигурами, такие наряды кумби сразу указывали на высокий статус того, кто их
надевал. Туника с шахматным узором и треугольником вверху, с отлично
подрубленными швами, указывала либо на выдающуюся отвагу владельца, либо на
его высокое воинские звание; ярко раскрашенную узорчатую тунику мог носить
только Сапа Инка или его наследники.

Начало конца


Около 1530 года испанский завоеватель Франсиско Писарро, узнав из
рассказов о золотых сокровищах Перу, двинулся туда из Панамы вместе со
своей армией — Перу в то время было ослаблено междоусобной войной.
Атавальпа, направляясь к столице, одержал победу над принцем Васка-ром,
своим сводным братом и законным наследником престола, и взял его в плен.
Писарро и его солдаты, добравшись с трудом до города Кахамарка в глубине
страны, были радушно встречены узурпатором Атавальпой. Однако испанцы,
хитростью взяв его в плен, лишили его престола и убили тысячи его воинов,
которые совершенно не были готовы к тому, чтобы дать отпор.
Однако даже плен не помешал Атаваль-пе продолжать междоусобную войну. Он
направил в Куско посыльных, чтобы убить своего сводного брата Инку Васкара
и сотни остальных членов королевской семьи. Этим он, сам того не
подозревая, сыграл на руку Писарро.
Заметив, что испанцы неравнодушны к золоту и серебру, Атавальпа пообещал
в обмен на освобождение дать Писарро столько золотых и серебряных статуй,
что ими можно было бы заполнить огромную комнату. Но план Ата-вальпы не
удался. Его опять обвели вокруг пальца! После того как обещанный выкуп был
уплачен, Атавальпа, Инка XIII, которого священники считали
идолопоклонником, был крещен как католик, а потом задушен.

Захват и убийство Атавальпы стало смертельным ударом по государству
инков. Однако индейцы продолжали бороться, поэтому «предсмертная агония»
растянулась на сорок лет.
Когда прибыло подкрепление, Писарро и его солдаты устремились к Куско,
городу несметных сокровищ инков. Движимые жаждой золота, испанцы жестоко
пытали индейцев, чтобы выведать у них тайны скрытых сокровищ, а всех, кто
пытался им противодействовать,— запугивая, заставляли молчать.
В сопровождении принца Манко II, который был братом Васкара и должен был
стать следующим Инкой (Манко Инка Юпанка), Писарро и его солдаты ворвались
в Куско и разграбили все золотые сокровища. Большую часть золотых статуй
они переплавили в слитки и отправили в Испанию. Неудивительно, что
испанские корабли, переполненные сокровищами Перу, были желанной добычей
для британских пиратов! Сам же Писарро, награбив немало добра, отправился
на побережье материка и в 1535 году основал там новую столицу, город Лиму.
Ясно увидев, насколько жадны и вероломны завоеватели, Манко Инка Юпанки
поднял восстание. Вспыхивали и другие мятежи против испанцев, но в конце
концов индейцам все же пришлось отступить и укрепиться в более отдаленных
районах. Одним из мест, где, возможно, укрывались индейцы, был
расположенный в горах священный город Мачу-Пикчу.


Последний Инка


Последним Инкой стал Тупак Амару (1572), сын Манко Инки Юпанки. В это
время в Перу правили испанские вицекороли. Вице-король Толедо решил во что
бы то ни стало уничтожить инков. Собрав большую армию, он направился в
область Вилькапампа. В джунглях Тупак Амару был схвачен. Вместе с
беременной женой его повели в Куско — их ожидала смертная казнь. Индеец из
Каньяра был исполнителем приговора. Один удар — и Инка был обезглавлен, в
этот момент раздался скорбный вздох тысяч индейцев, собравшихся на рыночной
площади. Его приближенные были замучены до смерти или повешены. Так быстро
и жестоко был положен конец правлению Инков.
Постепенно на жизни индейцев, к которым долгое время относились как к
рабам, стало отражаться влияние назначенных Испанией правителей, а также
католических монахов и священников, что имело как положительные, так и
отрицательные стороны. Многим индейцам пришлось работать на месторождениях
золота и серебра, одно из которых, серебряное, находилось в Потоси,
Боливия. Чтобы уйти от страшной действительности, индейцы начали
употреблять листья коки, которые обладают наркотическими свойствами. И
только в начале XIX века Перу и Боливия обрели независимость от Испании.


Современные потомки инков


Как же сегодня живут потомки инков? Подобно другим современным городам,
столица Перу, Лима,— шумный город с многомиллионным населением. Но в
провинциальных районах время, кажется, остановилось еще сто лет назад. Во
многих отдаленных селениях католические священники до сих пор имеют
огромное влияние. Простой индеец-крестьянин никуда не пойдет с такой
охотой, как в католическую церковь на деревенской площади. Статуи святых в
длинных одеждах, разноцветные светильники, позолоченный алтарь, свечи,
таинственные богослужения и особенно танцы и празднества — все это вносит
хоть какое-то разнообразие в его жизнь. Однако несмотря на то, что это
разнообразие, возможно, и радует глаз, крестьянин продолжает держаться и
своих прежних верований. Кроме того, многие индейцы, как и раньше,
употребляют листья коки, которым приписываются мистические свойства.
Благодаря стойкости, свойственной потомкам инков (у многих из них уже
смешанное происхождение), им удалось сохранить свои яркие традиционные
танцы и народную музыку уайно. Хотя вначале индейцы обычно настороженно
относятся к чужим, присущее им гостеприимство обязательно проявится. Те,
кто лично знаком с современными потомками инков — кто наблюдал их
каждодневную борьбу за жизнь, старался проявлять к ним интерес и ближе
познакомиться с их жизнью,— те не останутся равнодушными к их истории!



Используемая литература:

1. Альберто Рус. Народ Майа. М.: «Мысль», 1986.
2. История искусств:Учеб.пособие для учащ.худож.школ и
училищ/Авт.-сост. А.Воротников, О.Горшковоз, О.Ёркина.-
Мн.:Литература, 1997.
3. Кузьмин В. Тайна жрецов майа. М: «Молодая гвардия», 1975.
4. Яковец Ю.А. История цивилизаций. М: «Владос», 1997. «Народы
Америки» т.2, М.,1959
5. Вайян Дж., «История ацтеков», пер.с англ., М., 1949
6. Кинжалов Р.В. «Искусство древней Америки», М., 1962
7. Соди Д. «Великие культуры Месоамерики ». М., 1985
8. «История литератур Латинской Америки», т. 1. М., 1985
9. Журнал «Пробудитесь» 1996 г.

( Термином «Месоамерика» обозначается регион, «простирающийся на юг и на
восток от центральной Мексики, в него частично входят Гватемала, Белиз,
Гондурас и Никарагуа» («The American Heritage Dictionary»). Под
месоамериканской цивилизацией следует понимать «совокупность аборигенных
культур, развившихся на территории Мексики и Центральной Америки до
появления испанских первопроходцев и до испанского завоевания в XVI
столетии» («Британская энциклопедия»).

* Слово «инка» может относиться как к верховному правителю государства
инков, так и к коренным жителям страны.


-----------------------
Туника с шахматным узором


Календарь ацтеков, вырезанный на камне весом более 24 тонн.







Реферат на тему: Культура Древнего Востока

ДОНЕЦКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

по предмету «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
тема №2 «КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»



выполнила студентка 2-го курса
заочного отделения, группы «А-2»
зачетная книжка № 646

ПЕТРАСЮК ОКСАНА



Донецк – 2002
ПЛАН

1. Культура Передней Азии (Шумеро-Вавилонская культура) 3
2. Культура Древнего Египта 7
3. Культура Древней Индии 10
4. Культура Древнего Китая 13
1. К У Л Ь Т У Р А П Е Р Е Д Н Е Й А З И И
(Ш У М Е Р О – В А В И Л О Н С К А Я К У Л Ь Т У Р А)

Шумеро-аккадская культура.
В IV-III тысячелетии до н.э. на территории Двуречья – долине рек Тигр
и Евфрат – возникла и утвердилась культура древних шумерийцев и аккадцев
(жителей Месопотамии), которая стала одной из древнейших очагов
человеческой цивилизации. Здесь стремительно (по историческим меркам)
сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад,
Вавилония, Ассирия, Иран.
Древнейшая культура Двуречья – шумеро-аккадская. По мнению большинства
современных востоковедов, шумеры – родоначальники всей вавилонской
культуры. Как писал С.Н. Крамер, «история начинается в Шумере». (6, с.105(
Именно в Шумере на смену первобытной культуре пришла письменная
культура городского типа. Древнейшая на земле письменность – это шумерская
клинопись.[1] Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет
свое начало от рисунков. А старые предания говорят о том, что и до
возникновения рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ
фиксации мыслей – завязывание узелков на веревке. (3, с.28-29( Со временем
рисуночное письмо совершенствовалось и видоизменялось: от полного
достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно
переходят к его неполному или символическому изображению. Древнейшие в мире
письменные памятники – шумерские клинописные таблички – относятся к
середине IV тысячелети до н.э. (3, с.29(
Письменность в форме клинописи требовала многолетней подготовки,
оставаясь специальным навыком узкой социальной группы – писцов. Она служила
целям государственного и культурного характера. Документы государственного
характера самым детальным образом регламентировали хозяйственную жизнь,
правовое регулирование отношений между мужем и женой, родителями и детьми.
(6, с.105(
Сохранилось много памятников шумерской литературы – они записаны на
глиняных табличках, и почти все из них удалось прочесть. В основном это
гимны богам, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении
цивилизации и земледелия, заслуги чего приписываются богам. (3, с.29( Их
сценарии сводились к следующему: боги создали этот мир и порядок, заплатив
за это своей жизнью и кровью.
Для иллюстрации, как пример, приведу содержание шумерского мифа об
Атра-хасисе о происхождении людей. В нем описывается собрание богов, на
котором было решено создать человека, чтобы избавить богов от печальной
необходимости трудиться ради поддержания собственного существования.

«Когда боги, (как) люди,

Свершали труд, влачили бремя, -

Бремя богов великим (было),
Тяжек труд, многочисленны беды:
Семь Аннунаков великих
Труд свершать заставляли Игигов».

Изнуренные тяжким трудом, боги-игиги взбунтовались, «в огонь орудия
свои побросали» и явились толпой к воротам храма Энлиля – владыки земли.
Встревоженный Энлиль призывает царя богов Ану, Энки, а также, по-видимому,
Нинутру, Эннугу и богиню Нинту… В конце концов Нинту и Энки берутся создать
человека, но для этого, говорит Энки, нужно убить одного из богов, чтобы
очистить остальных и замешать на крови убитого глину.



В собрание ответили: «Так да будет!»

Ануннаки великие, вершащие судьбы.
В день первый, седьмой и пятнадцатый
Совершили омовение (Энки).
(Бога) Ве-ила, имеющего разум,
В собранье своем они убили»
(4, с.117-118(

В благодарность люди должны жертвовать богам и исполнять установленные
ими законы. Но что конкретно означало для людей выполнение «договора»,
заключенного между богами и людьми при создании мира и самих людей? Обычно
речь шла о соблюдении законов, а также отчислении весьма значительных
налогов (главным образом в натуральной форме – зерно, пиво, оружие, рабочая
сила), идущих на содержание царского двора, армии и храмов богов. Но
воспринимались эти налоги как жертва, как способ, совершенно необходимый,
чтобы поддержать мир и порядок, чтобы боги выполняли свое назначение, без
которого нет ни мира, ни порядка, ни самой жизни людей. Если же по какой-
либо причине миропорядок нарушался, то это воспринималось как гнев богов и
грозило гибелью всего. Поэтому нарушенный порядок стремились восстановить
любой ценой, чего бы это не стоило. Из этих усилий, как это ни странно,
рождались элементы науки, права, астрономии, искусства. (4, с.120(
Культурные достижения шумеров велики и бесспорны: шумеры создали
первые в человеческой истории поэмы – о «Золотом веке»; написали первые
элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры – авторы
первых и древнейших в мире медицинских книг – сборников рецептов. Они
разработали и записали первый календарь для двух сезонов (зимы и лета),
делившийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый. Каждый новый месяц
начинался вечером при исчезновении лунного серпа. Составили первые сведения
о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного
заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры. Первая глиняная
карта принадлежит также шумерам. Первые струнные музыкальные инструменты –
лира и арфа – появились также у шумеров. (3, с.28(
Важнейший памятник шумерской литературы – цикл сказаний о Гильгамеше,
царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун. Предания о герое
Гильгамеше оказали очень сильное влияние на культуру соседних народов,
которые приняли и адаптировали их к национальной жизни. Исключительно
сильное воздействие на всемирную литературу оказали легенды о всемирном
потопе. В них рассказывается, что потоп был устроен богами, которые
замыслили погубить все живое на Земле. Только один человек смог избежать
гибели – благочестивый Зиусудра, который по совету богов построил заранее
корабль. (3, с.29(
Вавилонская культура.
Наследнице шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II
тысячелетия до н.э. при царе Хаммурапи (правил в 1792-1750гг. до н.э.)
город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада.
(3, с.30( При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный на
двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная
жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья.
Мировоззрение их определялись необходимостью постоянной борьбы с
окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной
действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве
мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском
искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом, религия,
искусство и идеология Древнего Вавилона были достаточно реалистичны. (3,
с.30(
Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ
воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником
доброй воли – это культ плодородия. Вода – это также мощная и недобрая
стихия, причина разрушений и бед.
Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их
неизвестности и чудесном движении по раз и навсегда заданному пути жители
Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам
способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана
шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении
времени – минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории
человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость
затмений. (3, с.30( Однако все научные знания и исследования ученых
Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и
магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и
жрецов.
Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы
служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них
были: Шамаш – богиня Солнца, Син – бог Луны, Адад – бог непогоды, Иштар –
богиня любви, Нергал – бог смерти, Ирра – бог войны, Вильги – бог огня.
Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении
идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов
очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды,
устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Они были неравнодушны
к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством.
Они должны были пить и есть, как и люди; как и людям, были свойственны
различные слабости и недостатки: зависть, злость, непостоянство. Боги
определяли судьбы людей. (3, с.30-31(
В Вавилоне каждый человек имел «личного бога» и «личную богиню», а
также двух духов-хранителей. Иметь личного бога значит «быть удачливым,
счастливым, процветать». Личный бог считал вавилонянин, принимает участие
во всех делах человека, хранит его жизнь и благополучие, определяет судьбу.
(4, с.126(

Мой бог, господин мой, создавший мне «имя»,
Хранящий мне жизнь, дающий потомство…
Суди же мне жизнь судьбою,
Продли мне дни, жизнь даруй мне.
(4, с.126(
Из этого вавилонского текста видно, что личный бог дает потомство. И
действительно, как пишет И. Клочков, участвуя во всех делах человека,
личный бог, конечно же, не мог оставить его одного в ответственный момент
зачатия потомства. «Из известного нам и месопотамских династиях видно, что
у отца и сына были неизменно те же боги и богини. Из поколения в поколение
бог переходит из тела отца в тело сына». (4, с.127( Отношения с личными
богами заходили иногда столь далеко, что люди обращались к ним не с
молитвой, а с письменной просьбой. Вот одно старовавилонское письмо,
адресованное личному богу:
«Богу, отцу моему, скажи! Так говорит Апиль-Адад, раб твой: Что же ты
мною пренебрегаешь? Кто тебе даст (другого) такого, как я? Напиши богу
Мардуку, любящему тебя: прегрешения мои пусть он отпустит. Да увижу я твой
лик, стопы твои облобызаю. И на семью мою, на больших и малых, взгляни.
Ради них пожалей меня. Помощь твоя пусть меня достигнет». (4, с.127(
В этом письме человек просит личного бога замолвит за него слово перед
верховным богом Мардуком. Помимо личного бога человек зависел от многих
других общинных богов: космических (Мардук, Иштар), государственных
(династических), богов города, богов квартала, богов, отвечающих за
отдельные стороны человеческой жизни или даже за отдельные занятия. (4,
с.127(
Волю богов могли знать только жрецы: они одни могли и умели вызывать и
заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению
небесных светил. Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в
предопределенность человеческой судьбы, в подвластность судьбы, в
подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе
была далеко не абсолютной: она сочеталась с волей людей одержать победу в
борьбе с враждебным окружением человека. Постоянное сознание опасности для
человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться
жизнью. Загадки и страхи, суеверия, мистика и колдовство сочетались с
трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.
Религиозные верования древних жителей Двуречья отразились в их
монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам; возле
храма главного местного божества обычно находился зиккурат – высокая башня
из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление
нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких
уступов-террас могло быть от 4 до 7. Зиккураты были раскрашены, причем
нижние уступы более темные, чем верхние; террасы были, как правило,
озеленены. Верхняя башня зиккурата нередко была увенчана золотым куполом. В
ней находилось святилище бога, его «жилище», где, как полагали шумеры, бог
гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого
стола. (3, с.31(
Архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до нас не много.
Это вполне объяснимо: территория Двуречья была бедна камнем, и основным
строительным материалом был кирпич. Однако кирпич – материал недолговечный,
и кирпичные постройки почти не сохранились. Тем не менее, и сохранившиеся
постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно
вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые
легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и
Средневековой Европы. Многие ученые считают, что прообразы европейской
архитектуры нашей эры следует искать в долине Тигра и Евфрата. (3, с.31(
Основными элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки,
ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии
архитектурную композицию храма.
Вавилон был огромным и шумным городом. Его окружала мощная и толстая
стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные
четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта,
достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90м
– Вавилонская башня – одно из семи чудес света. Озелененные террасы
Вавилонской башни известны как висячие сады Семирамиды – ассирийской
царицы, жившей в IX веке до н.э., - также одно из семи чудес света. (3,
с.32(
Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение
зверей, - чаще всего льва и быка. Замечательные также мраморные статуэтки
из Тель-Асмара изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена
так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих
статуэток были тонкая проработка деталей, большая реалистичность и живость
изображения, несколько меньшая условность. (3, с.32(
Культура Ассирии.
Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили
ассирийцы.
Ассирийское искусство I тысячелетия до н.э. исполнено пафосом силы,
оно прославляло мощь и победы завоевателей. Для него характерны изображения
грандиозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами
и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например,
изображения из дворца Саргона II (VII век до н.э.). Но и другие (3, с.33(
знаменитые рельефы из ассирийских дворцов – это всегда прославление царя –
могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассирийские владыки в
жизни. Такой была и ассирийская действительность. Не случайно поэтому
особенность ассирийского искусства – беспримерные для мирового искусства
изображения царской жестокости: есть сцены сажания на кол, вырывания у
пленных языка, сдирание кожи в присутствии царя. Все это было фактами
обыденной жизни ассирийской державы, и эти сцены переданы без чувства
жалости. Жестокость нравов ассирийского общества сочеталась, по-видимому, с
его невысокой религиозностью. (3, с.33(
В городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и
светские постройки, так же, как в рельефах и росписях ассирийских дворцов –
не культовые, а светские сюжеты. Характерными были многочисленные и
великолепные изображения животных, в основном льва, верблюда, коня.
Большое развитие в Ассирии получило инженерное искусство – был
построен первый канал-водопровод и акведук длиной 3000 и шириной 15 ярдов.
(3, с.33(
Культура Ирана.
На смену Вавилонии и Ассирии пришла в VI веке до н.э. Иранская
империя. искусство Ирана, как полагают исследователи, - еще более светское
и придворное, чем искусство его предшественников, более спокойное: в нем
почти нет той жестокости, которая была так свойственная искусству
ассирийцев. Важнейшим элементом изобразительного искусства здесь остается
изображение животных – это прежде всего крылатые быки, а также львы и
грифоны. Распространены были рельефы с изображениями торжественных
процессий воинов, данников, львов. (3, с.33(
В III веке н.э. правящей династией в Иране становятся Сасаниды. Они
старались доказать, что ведут свое происхождение от богов, и с этой целью
по их приказу создавались колоссальные рельефы, изображающие сцены их
победных завоевательных войн. Стены дворцов были украшены фресками с
портретами вельмож, придворных красавиц, музыкантов, богов. (3, с.34(
Государственной религией в Сасанидском Иране был зороастризм[2]. Это
учение объясняло мир как арену борьбы двух противоположных начал – доброго,
справедливого и ложного, злого. Главным божеством, олицетворяющим добро,
был Ахурамазде, носителем злого начала был Ангхро Майнью. Согласно
зороастризму, человек принимает этические решения, находясь между этими
двумя силами. Важной частью зороастризма был культ огня (огненные алтари).
Учение мыслителя изложено в 17 частях Авесты.[3] Символом плодородия было
мифическое существо Сенмурва, изображаемое в облике собаки-птицы, богиней
любви и земли считалась красавица Анахиту. (3, с.34(
Смена господствующей религии относится к VII веку н.э., когда Иран был
завоеван арабами, ради утверждения новой веры – ислама, разрушающими
цветущие города. Распространение ислама вызвало появление новых типов
зданий – мечетей, минаретов, мавзолеев и т.п. однако замечательное
Сасанидское искусство оказало сильное влияние на арабскую мусульманскую
культуру, а через арабов – на Испанию и другие страны Западной Европы.
Следы Сасанидского искусства можно и се

Новинки рефератов ::

Реферат: Петр III: недостойный император или жертва жестокой политики? (История)


Реферат: Расчеты структурной надежности систем (Технология)


Реферат: Насекомые (Биология)


Реферат: Бюджетное управление предприятием (Управление)


Реферат: Диплом по легкой промышленности (Технология)


Реферат: Водоснабжение (Технология)


Реферат: Атлантида (История)


Реферат: Система развивающего обучения: школа, образование, деятельность, способности (Социология)


Реферат: Башкирские шежере как исторический источник (История)


Реферат: Управление конфликтами (Социология)


Реферат: Народ-труженик в творчестве Н.А. Некрасова (Литература)


Реферат: РПС и ЭР (Предпринимательство)


Реферат: Научный метод в естественной и гуманитарной культурах (Искусство и культура)


Реферат: Смута в России: причины, ход, последствия (История)


Реферат: Механическое оборудование электровозов (Транспорт)


Реферат: Компьютер (Интенет, Windows, пакет программ Micrsoft Office) (Компьютеры)


Реферат: Проблемы социализации подростков (Социология)


Реферат: Несостоятельность (банкротство) (предприятий [Курсовая]) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Основные генетические характеристики популяции (Биология)


Реферат: Банкет за столом с частичным обслуживанием официантами (Кулинария)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист