GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культура эпохи Нового царства (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура эпохи Нового царства (Культурология)



Культура эпохи Нового царства


Новое царство было временем высшего государственного, экономического и
культурного расцвета Египта. Победоносные войны фараонов далеко отодвинули
границы Египта на северо-восток – до Сирии и на юг –до 4-го порога Нила.
Фараон Тутмос I дошел со своими войсками до верховьев реки Евфрат в
Передней Азии. Египетская культура активно взаимодействовала с культурами
соседних народов, а положение Египта как мировой державы создало особо
величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых
постройках.

Архитектура «Град Амона», «Стовратные» (по выражению
древнегреческого поэта Гомера). Фивы
становятся одним из самых блистательных городов
древнего востока.
Украшением Фив были грандиозные дворцы фараонов, великолепные виллы знати
и, особенно, величественные храмы, определяющие архитектурный облик Египта.
В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы
Амона – Ра в Карнаке и Луксоре в восточной части Фив. Если древняя пирамида
уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно
затеряться. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра,
прямая дорога – аллея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски
(один из луксорских обелисков стоит ныне в Париже на площади Согласия),
мощные пилоны образовывали портал, возле пилонов стояли скульптурные
колоссы. Из открытого двора, окруженного колоннадой, путь вел в сумрачный
колонный зал, а из него – в святилище с кладовыми. Такой план храмового
здания был типичным для подобных сооружений Нового царства. Колонный зал
Карнакского храма, самого крупного храмового сооружения древнего Египта, и
был настоящим лесом: мощные колонны (папирусообразные, лотосообразные,
пальмообразные) имели высоту свыше 20 м, а диаметр около 5м. Общее число
колонн равнялось 134 (!). Нижние части стен Карнакского святилища были
украшены растительным орнаментом, а потолок расписан изображением золотых
звезд на темно-синем фоне. В храмах помещалось множество статуй; стены,
пилоны, обелиски и колонны были покрыты рельефами и иероглифическими
надписями. Карнакский храм иногда называют «каменным архивом» Египта.
Карнакскийи и Луксорский храмы поражают своими размерами и свидетельствуют
о своеобразной тяге архитекторов Нового царства к гигантомании, культу
грандиозного.

Из других наиболее известных храмов Нового царства выделяется
расположенный на трех обширных террасах поминальный храм единственной в
истории Египта женщины – фараона Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри.

Скульптура Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового
царства. Перед входом в храм Аменхотепа III, на
окраине Фив, были установлены огромные сидящие статуи
фараона
из цельных блоков красноватого песчаника высотой около 20 м каждая. От
колоссов к берегу Нила была проложена дорога, предназначавшаяся для
религиозных процессий, по обеим ее сторонам стояли каменные сфинксы,
имеющие портретное сходство с Аменхотепом III.

Амарнская эпоха В истории Нового царства был весьма кратковременный
период
Который, однако, произвел переворот в политической и религиозной жизни
Египта, а также в его искусстве.
В XV в. до н.э. а Египте правила 18 династия фараонов, одним из
представителей которой был Аменхотеп IV – яркая фигура Египетской истории.
В его правление произошел конфликт фараона с могущественным фиванским
жречеством Амона, влияние которого представляло угрозу царской власти.
Чтобы разом покончить с влиятельными жрецами, Аменхотеп IV установил для
всеобщего почитания культ божества солнечного диска – Атона. Все другие
культы, в том числе и Амона, запрещались, тем самым вводилось единобожие
(монотеизм). Бог Атон, в отличие от прочих Египетских богов, не имел
изображения (ни антропоморфного, ни зооморфного), его символом был
солнечный диск с отходящими от него лучами заканчивающимися простертыми
ладонями.
Культ Атона был по сути натуралистическим, простым ясным культом самого
животворящего Солнца. Богослужение совершалось под открытым небом, храмы
Атона были открыты для всех.
Чтобы искоренить даже память о ненавистном ему Амоне, Аменхотеп IV
меняет свое имя на «Эхнатон», т. е. «угодный Атону» и основывает новую
столицу и религиозный центр – город Ахетатон (в переводе «Горизонт
Атона»), куда переезжает со своим двором. Он удаляет приверженцев старых
культов, окружая себя художниками и поэтами. Смело ломает Эхнатон и
традиционные правила в изобразительном искусстве., от живописцев и
скульпторов он требует не следование канону, а лишь служение истине. Это
был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным
изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-
величавых, с выражением на лице неземного величия, пришли реалистические
(иногда доходящие до гротеска), динамичные, очень естественные изображения
самого Эхнотона, членам его семьи приближенных фараона – реформатора.
Искусство преобритает невиданные до этого формы и черты. Появляются
изящные рельефы, многоцветные росписи, изображение бытовых сцен, простых
людей. Амарнский период создал целую галерею скульптурных шедевра –
портретов. Вот сам Эхнотон – узкое лицо с раскосыми глазами, большая
голова неправильной формы, короткие и худые ноги. Его портреты выполнены с
потрясающей психологической достоверностью. Часто фараона изображают в
домашней непринужденной обстановки, на фоне чарующих пейзажей. Всемирно
известным стал портрет супруги фараона – царицы Нефертити в высоком
головном уборе, он стоит в ряду поэтичнейших женских образов, созданных
мировым искусством.

Искусство
послеамарнского
периода После Арманского периода усиливается начавшаяся еще при
Аменхотепе III своего рода гигантомания в храмовом строительстве, которое
проявилась так же в сооружении царских статуй – колоссов. Самый большой
заупокойный храм, развалины которого сохранились до наших дней, приказал
построить Рамсес II . Это - знаменитый Рамессеум на западном берегу Фив.
Там до сих пор стоят десятки колоссальных колонн, а посреди образуемого
ими двора лежит огромная разбитая статуя Рамсеса, достигавшая 17 метров в
высоту и весившая более 110 тонн. Рамсес II был одним из самых знаменитых
фараонов древнего Египта, он провел на троне 66 лет и построил больше
храмов и городов, чем кто-либо из правителей до него. Память о нем
пережила века.
Особым типом храмового зодчества в эпоху нового царства стали храмы,
вырубленные в толще скалы.Их называют скальными или пещерными храмами.
Одним из самых известных является заупокойный храм Рамсеса II в Абу-
Симбеле. Фасад храма раскинут к Нилу. По обе стороны узкого входа
возвышаются четыре сидящих статуи фараона 20 – метровой высоты. Внутри
скалы на глубине 55 метров вырублены многочисленные помещения,
воссоздающие классический тип египетского храма (открытый двор, колонный
зал, святилище). Строительство заупокойного ансамбля Рамсеса III в Мединет-
Абу (20 династия), напоминающего крепость, завершает эту блестящую эпоху
храмового строительства.
Фараоны нового царства не строили пирамид. Усыпальницами им служили
подземные гробницы знаменитые Долины царей в западной части Фив. Ныне
известно около 60 таких гробниц. Самой монументальной является скальная
гробница Сети I с великолепными росписями и тысячами статуй. Гробницам
фараонов Нового царства полагалось на веки быть скрытыми от глаз людей. Их
тщательно маскировали,вход в гробницу замуровывали. Но и это не спасало их
от грабителей. Почти все скальные гробницы, содержащие несметные
сокровища, были разграблены еще в древности. Единственная оставшаяся почти
не тронутой – знаменитая гробница Тутанхамона, открытая английскими
археологами в 1922 году и показавшая всему миру бесчисленные богатства
фапаонов. Золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг, золотая маска
фараона, богато разукрашенное оружие, драгоценные камни, алебастровые
сосуды и т.д. Сделали открытие гробницы Тутанхамона археологической
сенсацией. Общий вес золота, обнаруженного в этой гробнице, превысил
тонну.

Упадок египетской
Культуры После смерти фараона Рамсеса II наблюдается упадок
египетской культуры,
Связанный, прежде всего с полосой тяжелых и длительных войн и завоеваний
Египта ливийцами, затем – эфиопами, позже ассирийцами и персами.
Некоторое возрождение искусства наблюдалось лишь при царях XXVI
(Саисской) династии-VII в. до н.э. – так называемый Саисский Ренессанс.
Художники и скульпторы этого времени вновь обратились к образцам Древнего
царства, в частности, к идеальному портрету. Саисское Возрождение часто
сравнивают с эпохой Возрождения в Европе (XV-XVI вв.) Но, в отличие от
европейского, Саисский Ренессанс стал не исходной точкой нового расцвета,
а лебединой песнью египетского искусства. Культурная роль Египта была уже
исчерпана, все ярче разгоралась звезда древней Эллады. Однако закат
цивилизации древнего Египта не означал бесследного исчезновения культуры
его народа. Трансформируясь и переплавляясь в иные формы, многие ее
элементы смогли сохраниться до наших дней, став одним из важнейших
компонентов мировой культуры.
Завоевание Египта Александром Македонским (332 г. до н.э.) открыло
новый период в его истории, много веков спустя получивший название «эпохи
эллинизма». Все историческое развитие Египта получило иное направление,
возник симбиоз древнеегипетской и греко-македонской культуры. Эпоха
эллинизма (IV-I вв. до. н.э.) была замечательна взаимопроникновением
древневосточной и античной культур. Египет вновь стал блестящим центром
культуры, правда, уже не столько египетской, сколько греческой
(эллинистической).




Реферат на тему: Культура эпохи Петровских преобразований


План – оглавление.

Введение.
3
Реформы Петра Первого. Абсолютизм в России.
4-17
Первые реформы Петра Первого.
4-5
Политика глубоких пребразований Петра Первого.
5-13
Абсолютизм в России.
13-17
Заключение.
18
Список использованной литературы.
19



Введение.


“Англичанин Флетчер, бывший в России при Борисе Годунове, так писал
в своей книге: ”Русские люди, по-видимому, способны ко всяким искусствам,
но они не отличаются ни в каком ремесле, а всего меньше в науках, от
которых их удаляют с намерением, чтобы удобнее было держать их в том
рабском состоянии, в каком они находятся, и чтобы у них не было ни ума, ни
мужества. С тою целью им запрещают путешествовать, чтобы они ничему не
научились и не увидели обычаев других стран”.”[5,С.148]
При таких порядках русское государство было долгое время отгорожено
как бы каменной стеной от всего остального мира. Этим цари, и духовенство
достигли своей главной цели: русский народ действительно пребывал в темноте
и рабстве. Но с другой стороны, по той же самой причине, он беден и
разорен, и правительству приходилось с великим трудом выколачивать из него
подати. В государстве не было ни фабрик, ни заводов, ни искусных
ремесленников. Войско было плохо обучено; никто не умел отливать пушки и
изготовлять хорошее оружие или хороший порох. За всем этим приходилось
обращаться к иностранцам, все приходилось покупать в других государствах, а
денег у правительства было мало. Тогда ему волей-неволей пришлось, наконец,
подумать о том, чтобы расстаться с любезной стариной и допустить хоть
немножко света в свое государство: войти в сношение с более просвещенными
странами, завести морскую торговлю, выписать из-за границы мастеров,
построить фабрики, основать высшие школы, начать печатать светские книги.
Уже царь Алексей Михайлович и его старший сын Федор, а также князь Галицын
при правительнице Софье начали перенимать кое-что у иностранцев; но главным
преобразователем русского государства оказался в этом случае царь Петр
Первый, прозванный за это Великим.



Реформы Петра Первого. Абсолютизм в России.


Первые реформы Петра
Первого.


Преобразования Петра 1 начались со строительства азовского флота. Его
строительство осуществлялось с помощью натуральной государственной
повинности и чрезвычайных поборов. Организацией постройки занимались
специальные ”кумпанства”, которых было около 30, сформированные усилиями
дворянства, духовенства и городского люда. Срок работ по указу царя был
всего лишь два года. Стремительные темпы работ обеспечивались большим
количеством насильно согнанных работных людей. За огромные деньги были
наняты специалисты из-за рубежа. В работе принимал активное участие и сам
царь. Одновременно со строительством Петр 1 обеспокоился о кадрах морских
офицеров: для их подготовки было отправлено учиться за рубеж пятьдесят
комнатных стольников и спальников.

Преобразования коснулись также и армии. В ноябре 1699 г. были изданы
указы, согласно которым осуществлялось комплектование профессиональной
армии путем насильственного набора ”даточных людей” (будущих рекрутов).
Почти одновременно формировались полки из наемных вольных людей. В феврале
1700 г. царь разрешил отпускать на волю холопов и крестьян с тем, чтобы они
шли на службу в солдаты. Вскоре было сформировано 29 пехотных и два
драгунских полка.

Одновременно в новые земли Приазовья и в Азов на поселение и заведение
хозяйства в тех краях отправляли всякого рода несостоятельных должников; а
также осужденных разбойников и грабителей (кроме убийц). Для строительства
необходимых сооружений в Азове были введены и каторжные работы.

В области государственного управления важнейшей и первоочередной мерой
стало проведение судебной реформы и реформы налогообложения городского
населения для введения городского самоуправления. Петр 1 решил изъять
города из-под воеводского и приказного управления в собственное, царское,
подчинение для того, чтобы улучшить положение посадского человека (и купца,
и ремесленника), рассчитывая при этом получить в бюджет от налогов больше
денег, чем раньше.
"30 января 1699 г. Петр издал указ о самоуправлении городов и выборах
бурмистров" [2,С.27]. Избранники образовали бурмистрские палаты или ратуши,
ведавшие сбором доходов и управлением в городах. Главная Бурмистрская
палата (Ратуша) в Москве ведала всеми выборными людьми в городах России.
Сначала систему бурмистрских палат вводили на местах на добровольных
началах и с условием уплаты двойных налогов. Затем жизнь заставила и
добровольность самоуправления, и двойные поборы отменить. "Только тогда
реформа городского управления получила реальное воплощение".

В приказной системе государственного управления структурные изменения были
не значительны. "Иноземный и Рейтарский приказы слились в новый Приказ
Военных дел, вместо Стрелецкого возник Приказ Земских дел и т. д. Наряду с
новыми приказами (Морской, Артиллерии, Провиантский и др.) возникали
некоторые канцелярии (Главная Ближняя Канцелярия, мундирная, банная и т.
п.). Плавному изменению подверглась Боярская дума. Это учреждение
превратилось в собрание деятелей разного происхождения: все больше
появлялось выходцев из рядового дворянства и приказных людей. В думные
бояре теперь почти не возводили, а прежние думные бояре становились
меньшинством в силу возраста. Практическая деятельность Думы шла на убыль.

Немалая забота была проявлена и о казне. Была введена гербовая бумага
для деловых документов. Это принесло немалую выгоду казне, т. к. цена
бумаги зависела от суммы заключаемой сделки. В 1700 г. отняли право сбора
пошлин у владельцев территории торжков, и были отменены архаичные тарханы
(льготные налоговые грамоты). В 1704 г. были взяты в казну все постоялые
дворы (как и доходы с них).

Была проведена и денежная реформа. В конце 17 века, вследствие нехватки
серебряных копеек и денежек, распространялись денежные суррогаты:
разрубленные пополам или на трети копейки, кожаные "жеребьи" ("доли"
копейки). С марта 1700 г. вместо суррогатов были введены медные денежки,
полушки и полуполушки. В этом же году были пущены в оборот и крупные
золотые, и серебряные монеты. За 1700-1702гг. денежная масса в стране резко
увеличилась (почти в десять раз). Это привело к увеличению денежной массы и
к обесцениванию монеты (хотя и медленному).

Важным направлением реформ было форсированное строительство казной
железоделательных заводов (доменных и молотовых комплексов, оружейных
мастерских). На северо-западе России (в Карелии, Белозерье и в Устюжном
крае) Особенно активно строительство велось на Урале.



Политика глубоких преобразований Петра Первого.


18 столетие началось для России введением нового календаря. До этого
счет годам велся “от сотворения мира”, которое по летосчислению
православной церкви произошло за 5508 лет до рождества Христова. Новый год
со времен Ивана 111 начинался осенью, 1 сентября, и ничем не отличался от
обычного дня, проходил без каких-либо торжеств. Теперь все стало по-иному,
“20 сентября 1699г. Петр подписал указ: впредь лета исчислять с “нынешнего
генваря с 1 числа от рождества Христова 1700 года” (так уже было
установлено во многих европейских странах)”[1,С.557]. Предписывалось
торжественно встречать Новый год. По всем большим улицам Москвы перед
воротами знатных людей надлежало учинить украшения “от древ и ветвей
сосновых, еловых можжевеловых, даже людям скудным каждому хотя по деревцу,
или ветве на вороты, или над храминою своей поставить, на Красной площади
огненные потехи учинить и стрельбу чинить””[1,556].

В первой четверти 18 в. продолжалось дальнейшее развитие ремесел и
мануфактурного производства, а также рост товарности сельского хозяйства. В
то же время страна не могла еще преодолеть сильного технико-экономического
отставания от стран Запада. В России сохранялись феодальные отношения, а
элементы капиталистического производства были еще слабы, на Западе же с
успехом утверждался капитализм.
В условиях долгой Северной войны крепостные крестьяне несли тяжелые
повинности. Царским указом о единонаследии (1714г.) все дворянские поместья
превращались в вотчины, земля и крестьяне на ней становились личной
собственностью помещика. Чтобы получить наивысшую прибыль, феодалы выбирали
наиболее выгодную форму эксплуатации крестьян. Страна отчетливо
разграничивалась на две зоны ведения крепостного хозяйства: в Нечерноземной
зоне феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк; а на Юге
расширялась барская запашка земель, и увеличивались дни барщины.
Государственные повинности сельского населения также возросли. На крестьян
ложилась основная тяжесть налогов и многих других поборов. Издавалось
множество указов о мобилизации крестьян на всякого рода работы, об
очередных и внеочередных призывах рекрутов.
После указа о единонаследии завершился процесс консолидации класса
феодалов в единый правящий класс – сословное дворянство. Это укрепило его
господствующее положение в стране. Но теперь дворяне были обязаны постоянно
и пожизненно находиться на государственной службе.
В промышленности страны тоже произошли существенные изменения. На базе
ремесла, путем его превращения в мелко товарное производство и последующего
укрупнения, выросла мануфактурная промышленность. Своеобразие состояло в
том, что мануфактуры содержали в себе признаки и нового капиталистического
развития, и отношений крепостнического строя. Частный наем рабочих,
денежная оплата их труда, пользование орудиями производства,
предоставляемыми предпринимателями, - это черты капиталистического
предприятия. Использование в русской мануфактуре рабочих из посессионных
(навечно закрепленных за предприятием), приписных, оброчных или помещичьих
крестьян – это знаки полукрепостнического предприятия.
быстрое развитие промышленности обеспечивалось протекционистской
политикой Петра, ограждавшей русскую мануфактуру от конкуренции иностранных
товаров. Продукция мануфактур шла прежде всего на удовлетворение казенных
заказов. Правительство предоставило мануфактуристам целый ряд льгот:
освободило их от некоторых повинностей и казенных служб; подчинило их
деятельность непосредственно коллегиям; лишило местную администрацию права
вмешиваться в дела мануфактур и, самое главное, разрешило использовать на
предприятиях подневольный труд крестьян.
Мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. Их различие
заключалось в применении разных категорий работных людей. Казенные
предприятия использовали труд государственных крестьян, навечно
закрепленных за предприятиями, а также приписных крестьян, рекрутов и
свободных наемных мастеров. На купеческих мануфактурах трудился крепостной
люд, но по отношению к предпринимателю он был вольнонаемной рабочей силой.
Помещичьи предприятия обслуживались крепостными, принадлежавшими помещику.
Главными отраслями мануфактурного производства были металлургия,
металлообработка, судостроение, оружейная, текстильная и кожевенная
промышленность. Основным центром металлургии стал Урал, были предприятия и
в Карелии, и в районе Липецка. Первоначально металлургические заводы
строились за казенный счет, потом значительная их часть передавалась на
льготных условиях частным предпринимателям. В развитии легкой
промышленности при Петре ведущее место принадлежало нескольким отраслям
текстильного производства. Значительная часть шла на нужды регулярной армии
и флота. Крупнейшим центром текстиля стала Москва. Огромный двор в
Хамовниках выпускал парусину для флота.
Выход России к берегам Балтийского моря послужил мощным толчком для
развития внутренней и внешней торговли. Москва по-прежнему оставалась
центром крепнувшего всероссийского рынка. Важную роль играли общерусские
ярмарки. Торговля, прежде всего оптовая, находилась в руках богатых купцов,
хотя возрастала роль крестьянской торговли и скупщиков. Изменился состав,
масштабы и центры внешней торговли. С Белого моря она переместилась на
Балтику. Возвышению Петербурга как торгового порта содействовала политика
Петра, поощрявшего приезд сюда купцов с их товарами. В первой четверти 18
столетия вывоз русских товаров за рубеж вдвое превысил ввоз импортных
товаров.
Глубокие социально-экономические изменения начала 18в. послужили
предпосылками для широких преобразований, осуществленных Петром 1 и его
правительством. Обострение классовых противоречий требовало укрепления
самодержавного аппарата в центре и на местах, создания боеспособной
регулярной армии. Растущий абсолютизм нуждался в более гибком
централизованном аппарате. Нарождающаяся буржуазия ожидала от
правительства, что ее потребности тоже будут соответствующим образом
учтены. Эти обстоятельства обусловили проведение реформ не только в
центральном и местном управленческом аппарате, но и в других сферах
социально-экономической и культурной жизни страны.

Губернская реформа. До 1712 - 1715 гг. изменения в центральных органах
управления были спонтанными и не всегда удачными, т. к. у государя много
сил и внимания занимала довольно длительная и тяжелая Северная война. "Так,
созданный для управления "потешными полками" Преображенский приказ лишь
постепенно, под влиянием событий, превратился в главный орган политического
сыска. Так или иначе, в связи с войной появились Адмиралтейский и Военный
приказы, Приказ рудокопных дел, Приказ артиллерии и т. д." [2,С.64].
В 1708 - 1710 гг. была проведена губернская реформа. Страна была
разделена на 8 губерний (Петербургская, Архангелогородская, Смоленская,
Московская, Казанская, Киевская, Азовская и Сибирская). "Во главе губернии
стояли генерал-губернаторы и губернаторы" [2,С.64]. В губернаторы
избирались особо доверенные лица из окружения царя. Глава губернии имел
помощника (вице-губернатора), обер-коменданта (ведал военными делами), обер-
комиссара, обер-провиантмейстера (денежные и хлебные сборы) и ландрихтера
(ведал правосудием). Первоначально губернии делились на "уезды" с
"комендантом" во главе. Затем появились "провинции" (возглавлялись обер-
комендантами), т. к. губернская канцелярия не справлялась с множеством
уездов. "В 1713 - 1714 гг. появились еще три губернии (Нижегородская,
Астраханская и Рижская)"[2,С.65]. С 1715 г. губернии стали делиться на
провинции, а провинции на "доли" во главе с ландратом (подразделения на
уезды уже не было). Через некоторое время вместо "доль" появились
"дистрикты". Возникли и полковые дистрикты. "В провинции основными
административными звеньями были комендант, комерир, организующий сбор
налогов, и рентмейстер, возглавлявший местное казначейство (рентерею)
[2,С.65]. В дистриктах земские комиссары отвечали в первую очередь за сбор
налогов и выполняли полицейские функции.

Сенат и коллегии. В феврале 1711 г. по указу Петра 1 был создан Сенат. В
него входили 9 сенаторов, и создан он был как бы временно. В последующем
указе от 2 марта определялся перечень полномочий (попечение о правосудии,
об устройстве государственных доходов, общем управлении, о торговле и
хозяйстве). "Вскоре Сенат стал высшим судебным и управленческим органом.
Поначалу Сенат был коллегиальным органом из 9 сенаторов, обладавших равными
голосами"[2,С.65]. Губернские комиссары осуществляли связь Сената с
губерниями.
Почти одновременно с Сенатом Петр 1 основал новый контрольно-ревизионный
институт так называемых фискалов. "Это была целая армия официальных лиц,
действовавших тайным образом и выявлявших все неправедные действия,
наносившие ущерб государству (казнокрадство, взяточничество, нарушение
законопорядка и т. д.). Фискалы направляли в палату свои наблюдения, откуда
дела поступали в Сенат. Во главе фискалов стоял обер-фискал при Сенате. У
него в подчинении было 4 фискала (2 от купечества и два от дворянства). При
губернских правлениях было также по 4 фискала, в городах - 1-2
фискала"[2,С.65-66]. Фискалы не получали жалования, им полагалась в награду
за труды половина конфискованного имущества. Но и этого было достаточно,
чтобы со стороны фискалов начались злоупотребления, тем более что они не
отвечали перед законом за клевету. "Рукою Петра в указе об обязанности
фискала было дописано: "Буди же и не уличит (т. е. не докажет виновность),
отнюдь фискалу в вину не ставить..." (Письма и бумаги императора Петра
Великого. Т. 11. М., 1962.-С. 125)"[1,сС.570]. Через три года царь вынужден
был обнародовать новый указ, по которому за неправильный донос фискалу
присуждалось такое же наказание, которое понес бы обвиняемый, если бы его
вина была доказана. Но в условиях абсолютистского государства осталась
неизменной форма контроля над чиновниками и частными лицами.
Следующим этапом реорганизации органов государственной власти и
управления была замена системы приказов коллегиями в 1717-1718 гг., т. к.
она уже устарела и перестала соответствовать новым условиям и задачам,
которые стояли перед страной. Часть приказов ведала определенными сферами
управления (Посольский приказ, Поместный, Стрелецкий и др.), другие решали
все вопросы на какой-то определенной территории страны (Сибирский приказ,
Казанский, Малороссийский). Многие распоряжения приказов
дублировались. Это приводило к путанице и волоките, к задержке в решении
неотложных государственных дел.



Коллегии же имели ряд преимуществ по сравнению с приказами:
"в коллегиях устанавливался совместный (коллегиальный) принцип
рассмотрения и решения всех дел;
каждая из коллегий ведала определенными отраслями или сферами
руководства и управления в масштабах всей страны;
в основе коллегиальной системы лежала высокая степень
нейтрализации".[1,сС.57]
Сначала коллегий было 9 (Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская и т.
д.). Иностранная коллегия занималась приемом иностранных послов и
руководила работой всех русских дипломатических представителей за рубежом.
"Военная коллегия ведала комплектованием, вооружением, снаряжением и
обучением армии" [1,С.571]. Кроме того, в ее распоряжении находились
гарнизонные полки. Адмиралтейская коллегия была создана в связи с
превращением России в морскую державу и созданием военно-морского флота.
"Под ее наблюдением и руководством находились все корабельные верфи и
военно-морские крепости" [1,С.572]. А также она отвечала за комплектование,
подготовку и обучение экипажей военных кораблей и была обязана проявлять
заботу о корабельных лесах. "Остальные коллегии занимались вопросами
финансов, торговли и промышленности [1,С.572]. Камер-коллегия ведала
доходами, руководила сбором подати, наблюдала за выполнением натуральных
повинностей и заключала подряды на поставку продовольствия и вина. "Штатс-
контор-коллегия ведала расходами, определяла денежные суммы на содержание
армии, флота, государственного аппарата, на дипломатию и просвещение"
[1,С.572]. "Ревизион-коллегия осуществляла контроль за состоянием
государственной деятельности предыдущих двух коллегий" [1,С.572].
Промышленность находилась под руководством двух коллегий: горным делом
ведала Берг-коллегия и легкой промышленностью - Мануфактур-коллегия.
Внешней торговлей занималась Коммерц-коллегия. Юстиц-коллегия ведала
вопросами гражданского судопроизводства. Дворянским землевладением -
Вотчинная коллегия. Церковными делами управляла Духовная коллегия или
Синод.

Реформа местного управления. В 1720 г. был создан Главный магистрат. Он
координировал деятельность городовых магистратов, которые избирались имущим
("регуляторным") населением. В сферу их деятельности входили сбор налогов и
судебные разбирательства.
"По этому уставу все городское население делилось на три группы:
"регулярные" (имущие) люди "первой гильдии, или первостатейные" (знатные
купцы, мастера по золоту, серебряники, иконники, аптекари, живописцы и
др.); "регулярные" люди
"второй гильдии" (мелкие торговцы, мастера-ремесленники); "прочие же все
люди подлые, обретающиеся в наймах и прочих работах, которые нигде между
знатными и регулярными гражданами не счисляются". Эта категория населения
была лишена права участия в городском самоуправлении"[1,С.573].
Было создано несколько контор и департаментов. Герольдмейстерская контора
занималась службой дворян и производством их в чины. Преображенский приказ
и позже созданная Тайная канцелярия разбирали дела о государственных
преступлениях. А также были Монетный департамент, Соляная контора, Межевая
канцелярия.
В 1715 г. появилась должность "генерального ревизора, или надзирателя
указов" для контроля над государственными учреждениями т. к. фискалы не
могли справиться с этой задачей, поскольку были всего лишь регистраторами
нарушений. Позже эти функции исполняли обер-секретарь Сената и гвардейские
офицеры, дежурившие в Сенате и выполнявшие личные поручения царя. Но этого
было недостаточно для действенного контроля, т. к. обер-секретарь
подчинялся Сенату, а гвардейские офицеры менялись через месяц и поэтому не
могли иметь должного авторитета. Для надлежащего контроля нужно было
должностное лицо, наделенное большой властью и независимое от
контролируемых учреждений. Поэтому в 1722 г. был образован институт
прокуратуры, во главе которого стоял генерал-прокурор Сената, заведовавший
канцелярией Сената. А также ему подчинялись и прокуроры центральных
учреждений. Сам он был независимым и за свои действия отвечал только перед
царем. "Поскольку в его задачу входило не только раскрытие преступления, но
и предупреждение его, он имел право принимать участие в обсуждениях любого
вопроса, указывать на незаконность того или иного решения, требовать
пересмотра дел и при необходимости даже приостанавливать решение
Сената"[1,С.575].

Формирование новой армии и флота. В первой четверти 18 в. в России была
создана регулярная армия. Она формировалась на основе рекрутской
повинности, введенной в 1705г. “Сначала брали по одному рекруту с 20
дворов, а с 1724г. раскладку рекрутов стали вести в соответствии с числом
душ мужского пола, положенных в оклад.”[4,С.127] Документом, определяющим
жизнь и деятельность армии, стал “Устав воинский” 1716г. В 1704г. в
Петербурге началось строительство Адмиралтейства и верфей, на которых
создавались корабли Балтийского военного флота. Раньше центрами
строительства военных кораблей были Воронеж и Архангельск. Жизнь и
деятельность морского флота определял “Морской устав” 1720г.

Табель о рангах. Особое место среди государственных преобразований
Петра 1 принадлежит, принятой в 1722г., Табели о рангах. Ее значение
заключается в том, что она привела в систему все государственные чины,
распределив их по трем родам службы. Табель о рангах обязывала всех дворян
служить и объявляла службу единственным способом получения
государственного чина, а значит, служила основой любой карьеры. При этом
некоторые возможности продвижения вверх по служебной лестнице открывались и
для выходцев из “подлого люда”: всякий получивший первый офицерский чин или
восьмой ранг гражданской службы (всего их было 14) становился дворянином.


Церковная реформа. Петр 1 особенно не жаловал своими симпатиями
духовенство. "По царскому указу монастырскую братию посадили на скудный
паек, запретили держать в кельях бумагу и чернила и "для пользы вечной"
обязали монахов и монахинь заниматься "художествами" - столярным делом,
иконописанием, прядением, шитьем, прядением кружев и всем другим, что было
"не противно монашеству"[1,С.576]. Реформа не обошла и белого духовенства.
Приходские священники пребывали в невежестве и темноте. Царский указ
заставил их более ответственно относиться к своим обязанностям. "По этому
указу дети попов и дьяконов обязаны были учиться в греческой и латинской
школах. Запрещалось занимать "отцовы места" необученным детям духовенства"
[1,С.576]. Натянутыми были отношения Петра с патриархом Адрианом, который
открыто выступал против бритья бород и других новшеств царя. "В 1700 г.
патриарх Адриан умер" [1,С.576]. Приближенные царя посоветовали государю
"до времени обождать" с избранием нового пастыря всея Руси. Петр 1, зная об
отрицательном отношении большинства духовенства к его реформам, последовал
этому совету, посчитав его разумным. "Руководство делами церкви было
поручено рязанскому митрополиту Стефану Яворскому - он был объявлен
местоблюстителем патриаршего престола" [1,С.577]. "В его лице государь не
имел активного сторонника своих преобразований, но в тоже время он не
выступал против политики Петра. 25 января 1721 г. был издан царский
манифест о создании Духовной коллегии или Синода. Царем назначались
двенадцать членов Духовной коллегии из числа архиереев, архимандритов,
игуменов и протопопов. Был составлен Духовный регламент. "Духовный
регламент - законодательный акт, определявший функции Синода, обязанности и
деятельность его членов по управлению русской православной церковью. Он
приравнивал членов Синода к чиновникам других государственных учреждений"
[1,С.578]. Теперь церковь полностью подчинялась светской власти. Нарушалась
даже тайна исповеди. По указу Синода от 1722 г. священники были обязаны
доносить властям о намерениях исповедовавшихся совершить "измену или бунт".
В 1922 г. появилась должность обер-прокурора Синода. "Таким образом,
церковь лишалась самостоятельной политической роли и превращалась в
составную часть бюрократического аппарата абсолютистского монархического
государства" [1,С.578]. Был усилен контроль над доходами церкви, большую
часть из которых правительство забирало на строительство флота и содержание
армии и школ. Было запрещено строительство новых монастырей, а в
существующих монастырях ограничивалось число монахов. Все это вызывало у
представителей духовенства недовольство.

Реформа в области культуры и быта. Церковная схоластическая школа не
могла подготовить квалифицированных специалистов, поэтому в первой четверти
18 века стали появляться светские школы. Первая школа (математицких и
навигацких наук) открылась в 1701 г., которая послужила основой для Морской
академии в Петербурге. Затем появились инженерные, медицинские, горные,
кораблестроительные, штурманские и ремесленные школы. Кое-где были цифирные
школы, в которых велось начальное обучение. "Контингент учащихся был
довольно значительным для того времени" [1,С.579]. Издавались новые
учебники. Например, в 1703 г. был издан учебник "Арифметики, сиречь науки
числительной"... Его автором был учитель навигацкой школы Леонтий
Филиппович Магницкий (1669-1739). Книга была напечатана вместе с арабскими
цифрами вместо употреблявшихся ранее буквенных обозначений чисел"
[1,С.579]. А также были изданы "История Славянской греко-латинской
московской академии", "Букварь", "Грамматика славянская", славяно-греко-
латинский "Лексикон", составителем которых был справщик и директор
Московского печатного двора и Синодальной типографии Ф. П. Поликарпов. В
1720 г. Феофаном Прокоповичем была написана работа "Первое обучение
отрокам". В начале века из-за высокой потребности в кадрах в светские школы
допускали даже детей податных сословий. Стали появляться духовные
семинарии. Цифирные школы были преобразованы в солдатские, в них начали
готовить унтер-офицеров из детей рекрутов.
При Петре 1 бурно развивалось книгопечатание. В 17 веке в стране была
всего лишь одна типография (в Москве), которая к тому же выпускала в
основном книги церковного содержания. "К концу первой четверти столетия в
Москве и Петербурге действовал уже не один десяток типографий. В них было
издано более 600 книг, манифестов, ведомостей и инструкций. Из 320 книг
гражданского содержания, опубликованных с 1708 по 1725 г., более трети было
посвящено военной и военно-морской тематике. Печатались также книги
юридического содержания, художественные произведения, словари, календари.
Новыми среди печатной продукции были реляции о победных сражениях русских
войск, богато иллюстрированные гравюрами русских и иностранных мастеров.
Было немало переводных книг по военному, инженерному, артиллерийскому делу,
по истории и вопросам права" [1,С.579-580]. Петр 1 указывал, чтобы главной
задачей при осуществлении переводов было более понятное изложение
переводимого, а не близость перевода к оригиналу. Произошла замена
церковнославянского шрифта на новый гражданский шрифт. Это было сделано в
первом десятилетии 18 века. Первые книги, напечатанные этим шрифтом,
появились в 1708 г. В 1710 г. Петром 1 в него были внесены последние
изменения, и новый шрифт утвердился окончательно. "Еще раньше было изменено
обозначение чисел - вместо их буквенного начертания стали печатать и писать
арабские цифры. Рост книгопечатания способствовал возникновению торговли
книгами" [1,С.580]. Значительные библиотеки появились у многих
аристократов. В 1714 г. была создана государственная библиотека, которая
стала основой библиотеки Академии наук. Регулярно стала выходить русская
газета "Ведомости" с 1703 г. В ней публиковалась информация о международной
и внутренней жизни того времени, о ходе военных действий.
Наука и техника развивались стремительно. "В стране возникают первые
научно-технические лаборатории, астрономические обсерватории с телескопами,
впервые находит применение микроскоп. Появляется ряд крупных технических
новшеств и изобретений" [1,С.581]. Было организовано несколько крупных
экспедиций. "Наиболее выдающиеся из них - две Камчатские экспедиции Витуса
Беринга (1681-1741)" [1,С.581]. В 1719 г. были открыты Кунсткамера (первый
русский музей) и государственная библиотека. В первой четверти 18 века в
Петербурге открылась Академия наук. 22 января 1722 г. состоялось
специальное заседание Сената с участием Петра, на котором был рассмотрен
проект основания Академии. "Официальное открытие русской Академии наук
состоялось после смерти Петра - в августе 1725 г. Тогда же собралась и
первая конференция академиков. Немалый вклад в развитие русской науки и
техники внес сам Петр. Он обладал обширными знаниями в области
кораблестроения и в военно-инженерном деле" [1,С.582].
"При Петре 1 начинается градостроительство со строгой планировкой улиц,
площадей, правительственных учреждений, дворцов и особняков
аристократической знати" [1,С.582].
При Петре 1 на Руси впервые появилась светская живопись, т. к. раньше
кроме иконописания других видов живописи не было. Получила развитие
портретная живопись. Много одаренных юношей было отправлено при
пособничестве Петра 1 для овладения этим искусством за границу. За счет
этого, живопись развивалась очень быстро. После смерти Петра 1 в Петербурге
открылась Академия художеств.
"В 1702 г. в Москве, а затем и в Петербурге появились общедоступные
театры. Но просуществовали они надолго. Вскоре на смену им пришли
торжественные различные праздники с иллюминациями и исполнением кантат.
Однако театральное дело все же развивалось.

В 1721г. Петру 1 Сенатом был пожалован титул императора после
подписания Ништадского мира со Щвецией. Россия стала империей. Император
обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарность правления
абсолютного монарха характеризовалась нетерпением к инакомыслию, введением
единообразия в систему государственных органов, стремлением
регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры.


Абсолютизм в России.


Абсолютизм (неограниченный, безусловный), или абсолютная монархия, как тип
государства, в котором власть безраздельно принадлежит государю,
существовал в России с конца семнадцатого столетия до февраля 1917 года.
В периоды абсолютизма пережили многие европейские страны 16-17 вв.,
переходя в своём развитии от средневекового государства, в котором
верховная власть принадлежала монарху, а всякое сословие имело закреплённые
законом особые привилегии и обязанности, к буржуазному обществу, где права
и обязанности всех граждан равны перед лицом закона. В России синонимами
слова абсолютизм служили понятия самодержавия, самодержавство,
самодержавная монархия. Выдающийся теоретик русского монархизма “Иван
Солоневич писал: “Монархия есть единоличная власть, подчинённая традициям
страны, её вере и её интересам, иначе говоря, власть одного лица””[6,С.5].
Более трёх веков складывались основные черты российского абсолютизма: самим
самодержцем, от его имени или по его поручению издавались законы, творился
суд, пополнялась и расходовалась государственная казна. В стране
устанавливалась единая налоговая система. Монарх опирался на обширный
административный аппарат, состоявший из профессиональных чиновников; в
России подобный аппарат появился в середине 16в. Другими чертами
самодержавия стали подчинение Церкви государству; полное закабаление
крестьянства; наличие постоянной армии и полиции; регламентация
(установление обязательных для выполнения правил) всей жизни общества и
государства.
Народ не принимал никакого участия в государственных делах. Попытки
вмешательства в политику самодержавия отдельных лиц или либерально
настроенных групп общества немедленно пресекались. “Знаменитый российский
мыслитель середины 19 века А.И. Герцен в связи с этим писал: ”У нас лицо
всегда было подавлено, поглощено… Свободное слово у нас всегда считалось за
дерзость, самобытность – за крамолу; человек пропадал в государстве… Чем
сильнее становилось государство, тем слабее лицо””[6,С.7].
С давних времён история российского абсолютизма вызывает много споров.
Один из нерешенных вопросов – время его возникновения. Большинство
историков признают, что предпосылки абсолютной монархии в России появились
в обстановке острейшей политической борьбы второй половины 16 века – в
правлении Ивана 4. Великий князь Иван Васильевич первым в истории России
венчался на царство, сделав звание “царя всея Руси” официальным титулом
главы государства. Иван 4 использовал саму историю в борьбе за
единовластие. При нём было создано огромное по объёму историческое
произведение “Лицевой летописный свод”, основной идеей которого было
обоснование исконности и закономерности русского самодержавства.
Неограниченная власть монарха более других государственных форм
соответствовала политическим и экономическим условиям того времени, опорой
государевой воли Грозного стала опричнина (особая территория, где
полновластие царя не знало никаких границ), значительно укрепившая
централизованный административный и военный аппарат самодержавия. Иван 4
понимал самодержавие как самовластие, о чём не раз “высказывался: “Земля
правится Божиим милосердием, а последние нами, государи своими, а не
воеводы и судьи“, “Жаловать своих холопей мы вольны, а казнити вольны
же””[6,C.7].
Система единовластия Ивана Грозного получила своё продолжение в годы
правления новой династии. В середине 17 в. царь Алексей Михайлович Романов
предпринял дальнейшие шаги по ограничению сословно-представительных
органов: всё реже стали созываться земские соборы (совещательный орган при
государе; появился в середине 16 в.), угасала роль Боярской думы
(аристократического совета при государе). В Соборном Уложением (своде
законов) 1649 года её функции определялись “так: “Сидети в палате и по
государеву указу всякие дела делати””[6,С.7]. Влияние Боярской думы на
большую политику было гораздо значительнее в 15-16 вв.
Стремясь укрепить царскую власть, Алексей Михайлович объявил тягчайшим
государственным преступлением даже умысел на здоровье, честь и жизнь
монарха. Ответственность за антиправительственные преступления была
законодательно закреплена в Уложении 1649 г., в составлении и утверждении
которого участвовал сам царь. Правонарушения против государства, то есть
самодержца, назывались с той поры “словом и делом государевым”. “Слово” –
злонамеренность, “дело” – само злоумышленное действие. Преступников
безжалостно карали смертной казнью, причём границы между “словом” и “делом”
не существовало. Члены семьи “изменников”, включая и малолетних детей,
также подлежали лишению жизни, если они не доносили о заговоре, не пытались
предотвратить “дело”. Этот страшный и жестокий закон вызвал шквал доносов и
нередко служил средством сведения личных счетов, не смотря на то, что и
доносители часто подвергали пыткам: вдруг не всё об измене поведали.
Глубоко религиозный, Алексей Михайлович, тем не менее, не считал грехом
вмешательство во внутренние дела Православной церкви. При Тишайшем, как
называли самодержца, произошло окончательное закрепощение крестьян. “Вполне
самодержавный властелин”, по определению выдающегося русского историка В.О.
Ключевского (1841-1911), Алексей Михайлович имел беспредельную власть над
народом, его преобразования в области внутренней и внешней политики
сформировали основы российского абсолютизма. Его старшие дети продолжили
отцовские реформы. Фёдор Алексеевич (1676-1682 гг.) уничтожил местничество
(древнюю наследственную служебную лестницу дворянства); пытался создать
государственную систему социального призрения и благотворительности;
опираясь на опыт европейских стран, готовил реформы в области финансов, а
также науки и образования.
Однако самый серьёзный вклад в развитие абсолютизма внёс Пётр 1. В 1721
году Сенат присвоил ему титул императора, и вся Россия стала именоваться
империей. Пётр сосредоточил в своих руках всю полноту власти, отстранив от
участия в государственных делах и патриарха (главу Русской Православной
церкви), и Боярскую думу, которые могли, так или иначе, противодействовать
единовластию царя. Во времена его правления абсолютная монархия впервые
получила законодательное оформление. В Воинском уставе 1716 года один из
“артикулов (статья) гласил: Его величество есть самовластный монарх,
который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и
власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей
воле и благомнению, управлять“. А в Духовном регламенте 1721 года для
Церкви было записано: “Император всероссийский есть монарх самодержавный и
не ограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и
за совесть сам Бог повелевает.”[ ,с.8-9]
Пётр Великий много внимания уделял общественному мнению. по высочайшему
указанию издавались переводы иностранных книг и составлялись произведения
отечественных мыслителей о целесообразности и закономерности неограничённой
монархии, укрепления империи, борьбы с несогласными. “Трактат “Правда воли
монаршей”, написанный Феофаном Прокоповичем, напечатали в десятках тысяч
экземпляров и распространили среди грамотного населения. В “Правде”
доказывалось, что абсолютная верховная власть дарована императору свыше для
блага подданных и отечества, а все его деяния оправданны, кроме
“вредных””[6,С.9].
Стремясь ввести Россию в семью европейских государств, Пётр и его
сподвижники укрепляли её могущество, расширяли территорию, добивались
выхода к Балтийскому морю и южным морям. Для успеха в военных баталиях
нужны были новая, хорошо вооружённая регулярная (постоянная) армия и
сильный флот. Для их строительства и содержания требовались огромные
средства, которые выкачивали из населения с помощью государственной системы
налогов. Абсолютизм оказался весьма “дорогим” государственным строем. “В.О.
Ключевский писал о Петре 1: “Вся преобразовательная его деятельность
направлялась мыслью о необходимости и всемогуществе властного принуждения;
он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага и,
следовательно, верил в возможность своротить народную жизнь с её
исторического русла и вогнать в новые берега””[6,С.9].
Известные дикие нравы Петровской эпохи и самого императора были следствием
его убеждения, будто людей можно образумить только жестокостью. “Петр
говаривал: “Правды в людях мало, а коварства много””[6,С.10]. Не удивляет
создание разветвлённой системы полицейских органов, в том числе для
специального расследования политических преступлений. “По словам
Ключевского, “страшные казни грозили всякому, кто хоть тайно, хоть наедине
или во хмелю задумался бы: к добру ли ведет нас царь, и не напрасно ли все
эти муки, не приведут ли они к мукам злейшим на многие сотни лет? Но
думать, даже чувствовать что-либо кроме покорности, было
воспрещено””[6,С.10]. Абсолютная монархия не могла обойтись без укрепления
экономического могущества страны. Развитие государства не мыслилось без
промышленного прогресса, строительство мануфактур, развитие горнозаводского
дела. Пётр поощрял предпринимательство и торговлю, те отрасли сельского
хозяйства, которые обеспечивали сырьём промышленность, армию и флот по
заданию императора ученые и сановники занимались картографией, поисками и
описанием месторождений полезных ископаемых, изучали водные богатства
империи. Власть была инициатором открытия учебных заведений, Академии наук,
музеев и библиотек. Появились новые для России учреждения социальной
помощи: инвалидные дома, госпитали для “зазорных младенцев”
(незаконнорожденных и подкидышей), военные госпитали, приюты для русских
солдат, вернувшихся из плена и для “немцев” (как тогда называли помимо
самих немцев ещё и шведов, голландцев и некоторых других европейцев).
Пётр приложил усилие для европеизации российского быта. Многочисленные
регламенты, указы и уставы определяли едва ли не каждый шаг подданных.
Россиянин обязан был, “По словам историка 20 столетия М.М. Богословского,
“нести установленную указами службу государству, он должен был жить не
иначе , как в жилище, построенном по указному чертежу, носит указное платье
и обувь, предаваться указным увеселениям, указным порядком и в указных
местах лечиться, в указных гробах хорониться и указным образом лежать на
кладбище, предварительно очистив душу покаянием в указные сроки””[6,С.10].
Пётр Великий, которой “уздой железной Россию поднял на дыбы”, как писал
А.С. Пушкин, сумел с помощь соратников всемирно укрепить своё “абсолютство”
во внутренней и внешней политике, превзойдя на этом пути всех своих
предшественников. “Недаром революционер Николай Шелгунов говорил: “Мне
совсем не нравится Пётр как царь, но я приклоняюсь перед ним как перед
диктатором. В чём была сила его? В том, что он разбил старые формы
Московской Руси и ускорил естественный ход вещей, в двадцать лет сделав то,
что московские цари тяпали да ляпали целых двести””[6,С.10].



Заключение.

Реформы Петра носили классовый характер и были направлены на возвышение
дворянства в феодальном обществе, на повышение его роли в армии и
государстве.
Вместе с тем классовая направленность преобразований Петра не исключает их
общенационального значения – они вывели Россию на путь ускоренного
экономического, политического и культурного развития. Пребывая всю жизнь в
трудах и заботах, проявляя при этом недюжинный ум, исполненный самых добрых
надежд, государь все свои устремления нацеливал на достижение в стране
“всеобщего порядка” и “счастливого времени”. Однако жизнь в
антагонистическом обществе, основанном на жесточайшей эксплуатации,
произволе и классовом угнетении , течет по своим жестоким законам. Указы,
которыми Петр пытался объяснить людям, как лучше и проще всего добиваться
блаженства всех подданных, не достигали цели. Вместо желаемой “гармонии”
рождались новые непримиримые социальные противоречия, вместо всеобщего
согласия вспыхивала классовая борьба. Приемники Петра были вынуждены
бороться с попытками дворянских группировок покончить с абсолютизмом
самодержцев. Система государственного управления, созданная в первой
четверти 18в. сохранилась и после смерти Петра. Во второй четверти 18в. в
нее вносились лишь частичные изменения, не затрачивающие главных принципов
управления.



Список использованной литературы.

Заичкин И. А., Почкаев И. Н.
Русская история: Популярный очерк 9 – середина 18в. / Ред. А.А.
Преображенский – М.: Мысль, 1992. – 797с., 1 л. ил.

История России: С начала 18 до конца 19 века / А. Н. Сахаров, Л. В.
Милов, П. Н. Зырянов, А. Н. Боханов; Отв. ред. А. Н. Сахаров. – М.:
ООО”Издательство АСТ”, 2001. – 544с., ил.

Очерки русской культуры 18 века. Ч. 2: Духовная культура./ Под ред. А. В.
Арциховского. – М.: Из-во МГУ, 1979. – 344с., ил.

Пособие по истории Отечества: Для поступающих в вузы / Ред. А. С. Орлов, А.
Ю. Полунов, А. Ю. Щитов. – М.: Простор, 1995. – 428с.

Шишко Л.Э.
Рассказы из русской истории: Научно- популярное издание. – М.: МП Фирма
АРТ, 1991. – 368с.

Энциклопедия для детей. Т. 5, Ч. 2. История России. От дворцовых
переворотов до эпохи Великих реформ. – М.: Аванта+ , 1997. – 704с., ил.







Новинки рефератов ::

Реферат: Муниципальное право (Право)


Реферат: Внешнее окружение фирмы (Менеджмент)


Реферат: Личные (гражданские) права человека (Право)


Реферат: Сравнительный анализ скульптуры Поликлета "Дорифор" и скульптуры Донателло "Давид" (Искусство и культура)


Реферат: Социально-философские взгляды Гегеля (Социология)


Реферат: Виды конфликтов в организации (Менеджмент)


Реферат: Италия (География)


Реферат: Мужской и женский стили общения (Психология)


Реферат: Озеро в кратере вулкана (География)


Реферат: Ценные бумаги и их обращение (Инвестиции)


Реферат: Педагогика - наука (Педагогика)


Реферат: Открытие второго фронта в Европе (История)


Реферат: Н. Рубцов: жизнь и творчество (Литература : русская)


Реферат: Бухгалтерский учет и принятие решений в бюджетных организациях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Нормативная база бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Город Ломоносов (Архитектура)


Реферат: Художники передвижники (Культурология)


Реферат: Год 1649 (История)


Реферат: Анализ кредитоспособности коммерческого предприятия (Аудит)


Реферат: Экскурсия: лес, ярусы леса (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист