GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: Биография и творчество Булгакова (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Биография и творчество Булгакова (Литература : русская)





Реферат

На тему


М. А. Булгаков.



Выполнил:



Ученик 11класса Г.

Средней школы №64

Бужин Юрий.



Казань 2003
Содержание.

1) Вступление.

2) Биография и творчество писателя.

3) Причины смерти Булгакова.

4) Список использованной литературы.



Вступление.

[pic]

Имя Михаила Афанасьевича Булгакова, крупнейшего писателя,
пользуется в нашей стране широкой известностью.
Всякий художественный текст Булгакова есть тайна, есть загадка,
которую нужно разгадать. Этим он и привлекателен. Я считаю, что преодоление
“барьеров” в познании является изначальной потребностью человека: раз не
понятно или понятно не до конца, значит, я должен обязательно это понять,
чтобы самоутвердиться в качестве полноценной личности. В процессе такого
активного познания — “преодоления барьеров” — происходит развитие,
интеллектуальный и личностный рост. Тем и ценен художественный текст
писателя, что он таинственен, что его содержание скрыто и требует
значительных усилий для своего раскрытия, разгадки. Использовать эту
особенность художественного текста, поставив перед учениками ряд проблем
(психологических, нравственных, философских), которые им захотелось бы
разрешить, и есть задача учителя: это и более трудно, и более важно, чем
объяснять, давать ответы на вопросы — вместо того, чтобы эти вопросы
возбуждать. Чрезвычайно благодарным материалом в этом смысле является роман
М.Булгакова “Мастер и Маргарита” — в силу его хрестоматийной сложности,
загадочности, неоднозначности.



Биография.
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) родился в семье профессора
Киевской духовной академии. Детство и юность Булгакова прошли в Киеве. В
творчество писателя Киев войдет как Город (роман "Белая гвардия") и станет
не просто местом действия, но воплощением сокровенного чувства семьи,
родины (очерк "Киев-город", 1923). В 1909 г. Булгаков поступает на
медицинский факультет Киевского университета. По его окончании в 1916 г. он
получает звание "лекаря с отличием". Киевские годы заложили основы
мировосприятия Булгакова. Здесь зародилась его мечта о писательстве. Ко
времени первой мировой войны Булгаков уже сформировался как личность. После
окончания университета, летом 1916 г., он работал в госпиталях Красного
Креста на Юго-Западном фронте. Тогда же был призван на военную службу и
переведен в Смоленскую губернию, где стал врачом сначала сельской больницы,
затем с сентября 1917 г.— Вяземской городской больницы. Эти годы послужили
материалом для восьми рассказов писателя, составивших цикл "Записки юного
врача" (1925—1927). Работу над ними он начал там же, в Смоленской губернии,
регулярно записывая свои впечатления от встреч с больными. События 1917 г.
прошли почти незаметно для земского лекаря Булгакова. Его поездка в Москву
осенью того же года была вызвана не интересом к событиям революции, что
пытались из лучших побуждений приписать ему некоторые биографы, а желанием
освободиться от военной службы и от личного недуга, довольно точно
воспроизведенного в одном из рассказов упомянутого цикла —"Морфий".
Вплотную с событиями революции и гражданской войны Булгаков столкнулся в
своем родном Киеве, куда возвратился в марте 1918 г. В условиях постоянной
смены властей в столице Украины 1918— 1919 гг. остаться в стороне от
политических событий было невозможно. Сам Булгаков в одной из анкет напишет
об этом так: "В 1919 г., проживая в г. Киеве, последовательно призывался на
службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город". О ключевом
значении для его творчества этих полутора лет пребывания в Киеве
свидетельствуют роман "Белая гвардия", пьеса "Дни Турбиных", рассказ
"Необыкновенные приключения доктора" (1922). После взятия Киева генералом
Деникиным (август 1919 г.) Булгаков был мобилизован в белую армию и
отправлен на Северный Кавказ военврачом. Здесь появилась первая его
публикация — газетная статья под заглавием "Грядущие перспективы" (1919).
Написана она с позиции неприятия "великой социальной революции"
(иронические кавычки Булгакова), ввергнувшей народ в пучину бедствий, и
предвещала неизбежную в будущем расплату за нее. Булгаков не принимал
революцию потому что крушение монархии во многом означало для него крушение
самой России, родины — как истока всего светлого и дорогого в его жизни. В
годы социального разлома он сделал свой главный и окончательный выбор —
расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В
1920—1921 гг., работая во Владикавказском подотделе искусств, которым
руководил писатель Ю. Л. Слезкин, Булгаков сочинил пять пьес; три из них
были поставлены на сцене местного театра. Эти ранние драматургические
опыты, сделанные, по признанию автора, наспех, "с голодухи", были
впоследствии им уничтожены. Тексты их не сохранились, за исключением одной
— "Сыновья муллы". Здесь же Булгаков пережил и свое первое столкновение с
"левыми" критиками пролеткультовского толка, нападавшими на молодого автора
за его приверженность культурной традиции, связанной с именами Пушкина,
Чехова. Об этих и многих других эпизодах своей жизни владикавказского
периода писатель расскажет в повести "Записки на манжетах" (1922—1923).

В самом конце гражданской войны, находясь еще на Кавказе, Булгаков
готов был покинуть родину и уехать за границу. Но вместо этого осенью 1921
г. он появился в Москве и с тех пор остался в ней навсегда. Возможно, этот
шаг он сделал не без влияния О. Э. Мандельштама, с которым встречался в
последние дни своего пребывания на Кавказе. Начальные годы в Москве были
очень трудными для Булгакова не только в бытовом, но и в творческом
отношении. Чтобы выжить, он брался за любую работу: от секретаря ЛИТО
Главполитпросвета, куда устроился при содействии Н. К. Крупской, до
конферансье в маленьком театре на окраине. Со временем он стал хроникером и
фельетонистом ряда известных московских газет: "Гудка" (здесь Булгаков
делал знаменитую "четвертую полосу" вместе с В. Катаевым, И. Ильфом и Е.
Петровым, И. Бабелем, Ю. Олешей), "Рупора", "Рабочего", "Голоса работника
просвещения", "Накануне", издававшейся в Берлине. В литературном приложении
к последней, кроме упомянутых "Записок на манжетах", были опубликованы его
рассказы "Похождения Чичикова", "Красная корона", "Чаша жизни" (все— 1922).
Среди множества ранних произведений, написанных Булгаковым в "журналистский
период", выделяется своим художественным мастерством рассказ "Ханский
огонь" (1924). В его творчестве той поры менее всего ощутимо влияние
различных течений современной литературы от А. Белого до Б. Пильняка,
воздействие которых испытали на себе многие молодые писатели, начинавшие
вместе с Булгаковым. Ему были чужды были и популярные тогда концепции
"левого" искусства, формальные творческие эксперименты (отсюда —
сатирические колкости в его произведениях по адресу В. Шкловского, Вс.
Мейерхольда, В. Маяковского).

Любимыми его авторами еще с юных лет были Гоголь и Салтыков-Щедрин.
Гоголевские мотивы непосредственно вошли в творчество писателя, начиная с
раннего сатирического рассказа "Похождения Чичикова" и кончая инсценировкой
"Мертвых душ" (1930) и киносценарием "Ревизор" (1934). Что касается
Щедрина, то Булгаков неоднократно и прямо называл его своим учителем.
Основная тема фельетонов, рассказов, повестей Булгакова 1920-х гг., говоря
его же словами,—"бесчисленные уродства нашего быта". Главной мишенью
сатирика явились многообразные искажения человеческой натуры под влиянием
совершившейся общественной ломки ("Дьяволиада" (1924), "Роковые яйца"
(1925)). В том же направлении движется авторская мысль и в сатирической
повести "Собачье сердце" (1925 г.; первая публикация в 1987 г.). Все эти
своеобразные "сигналы-предупреждения" писателя служили для одних его
современников поводом к восхищению (М. Горький назвал "Роковые яйца"
"остроумной вещью", для других — к категорическому отказу в публикации (Л.
Б. Каменев о "Собачьем сердце": "это острый памфлет на современность,
печатать ни в коем случае нельзя"). В названных повестях отчетливо
обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Рубежом,
отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман "Белая гвардия", две
части которого были опубликованы И. Г. Лежневым в журнале "Россия" (1925,
полностью роман вышел в Советском Союзе в 1966 г.). Этот роман был самой
любимой вещью писателя. Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом
Булгаков написал пьесу "Дни Турбиных" (1926), которая до известной степени
является самостоятельным произведением. У нее своя примечательная судьба,
предопределенная знаменитой мхатовской постановкой (премьера состоялась в
1926 г.). Именно она принесла Булгакову широкую известность. "Дни Турбиных"
пользовались небывалым успехом у зрителя, но отнюдь не у критики, которая
развернула разгромную кампанию против "апологетичного" по отношению к
белому движению спектакля, а следовательно, и против "антисоветски"
настроенного автора пьесы.

Массированные атаки критики привели в 1929 г. к изъятию спектакля из
мхатовского репертуара (в 1932 г. он был возобновлен). И все же абсолютный
сценический успех, а также многократные посещения "Дней Турбиных" И.
Сталиным, проявившим странный и непонятный для театральных чиновников
интерес к "контрреволюционному" спектаклю, помогли ему выжить и пройти на
мхатовской сцене (с перерывом в несколько лет) почти тысячу раз при
неизменном аншлаге.

В мае 1926 г., во время обыска московской квартиры Булгакова у него
изъяли рукопись повести "Собачье сердце" и дневник. В дальнейшем его
произведения методично, год за годом вытеснялись из литературной периодики
и со сцены театров. "Турбины" были единственной пьесой Булгакова со столь
удачной, хотя и не простой сценической историей. Другие его пьесы, если
даже и пробивались на короткий срок на сцену (сатирическая комедия "Зойкина
квартира" поставлена в 1926 г. театром им. Евг. Вахтангова; сценический
памфлет "Багровый остров" поставлен в 1928 г. московским Камерным театром;
драма "Кабала святош (Мольер)" поставлена МХАТом в 1936 г.), впоследствии
запрещались. Не были доведены до премьеры, сатирическая комедия "Бег"
(1927)—последнее прикосновение писателя к теме белого движения и эмиграции;
"оборонная" пьеса "Адам и Ева" (1931); фантастическая комедия "Блаженство"
(1934) и отпочковавшаяся от нее гротескная пьеса "Иван Васильевич" (1935);
историко-биографическая пьеса "Батум" (1939). Драма "Александр Пушкин
(Последние дни)" (1939) появилась на сцене МХАТа лишь через три года после
смерти автора. Аналогичная участь ожидала и театральные инсценировки
Булгакова ("Полоумный Журден", 1932, "Война и мир", 1932, "Дон Кихот",
1938), за исключением "Мертвых душ", поставленных МХАТом в 1932 г. и
надолго сохранившихся в его репертуаре. Ни одна из пьес и инсценировок
Булгакова, включая и знаменитые "Дни Турбиных", не была опубликована при
его жизни. Вследствие этого его пьесы 1920—30-х гг. (те, что шли на сцене),
будучи несомненным театральным явлением, не были в то же время явлением
литературы. Лишь в 1962 г. издательство "Искусство" выпустило сборник пьес
Булгакова. На рубеже 1920—30-х гг. пьесы Булгакова были сняты с репертуара,
травля в печати не ослабевала, возможность публиковаться отсутствовала. В
этой ситуации писатель вынужден был обратиться к власти ("Письмо
правительству", 1930), прося либо предоставить ему работу и, следовательно,
средства к существованию, либо отпустить за границу. За упомянутым письмом
правительству последовал телефонный звонок Сталина Булгакову (1930 г.),
который несколько ослабил трагизм переживаний писателя. Он получил работу в
качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания.
В 1930-е гг. едва ли не главной в творчестве писателя становится тема
взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных
исторических эпох: мольеровской (пьеса "Мольер", биографическая повесть
"Жизнь господина де Мольера", 1933), пушкинской (пьеса "Последние дни"),
современной (роман "Мастер и Маргарита"). Дело осложнялось еще и тем, что
даже доброжелательно настроенные к Булгакову деятели культуры (например, К.
С. Станиславский) проявляли порой непонимание писателя, навязывая ему
неприемлемые для него художественные решения. Со всей остротой это
обнаружилось во время репетиционной подготовки "Мольера", из-за чего
Булгаков вынужден был в 1936 г. порвать с МХАТом и перейти на работу в
Большой театр СССР либреттистом.

Роман "Мастер и Маргарита" принес писателю мировую известность, но
стал достоянием широкого советского читателя с опозданием почти на три
десятилетия (первая публикация в сокращенном виде произошла в 1966).
Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее
в себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также художественно-
философский опыт русской классической и мировой литературы.



Причины смерти Булгакова.
Его болезнь открылась осенью 1939 года во время поездки в Ленинград.
Диагноз был таков: остроразвивающаяся высокая гипертония, склероз почек.
Вернувшись в Москву, Булгаков слег уже до конца своих дней.
"Я пришел к нему в первый же день после их приезда,- вспоминает близкий
друг писателя, драматург Сергей Ермолинский. - Он был неожиданно спокоен.
Последовательно рассказал мне все, что с ним будет происходить в течение
полугода - как будет развиваться болезнь. Он называл недели, месяцы и даже
числа, определяя все этапы болезни. Я не верил ему, но дальше все шло как
по расписанию, им самим начертанному... Когда он меня звал, я заходил к
нему. Однажды, подняв на меня глаза, он заговорил, понизив голос и какими-
то несвойственными ему словами, словно стесняясь:

- Чего-то я хотел тебе сказать... Понимаешь... Как всякому смертному, мне
кажется, что смерти нет. Ее просто невозможно вообразить. А она есть.
Он задумался и потом сказал еще, что духовное общение с близким человеком
после его смерти отнюдь не проходит, напротив, оно может обостриться, и это
очень важно, чтобы так случилось... Жизнь обтекает его волнами, но уже не
касается его. Одна и та же мысль, днем и ночью, сна нет. Слова встают
зримо, можно, вскочив, записать их, но встать нельзя, и все, расплываясь,
забывается, исчезает. Так пролетают над яром прекрасные сатанинские ведьмы,
как долетают они в его романе. И реальная жизнь превращается в видение,
оторвавшись от повседневности, опровергая ее вымыслом, чтобы сокрушить
пошлую суету и зло.
Почти до самого последнего дня он беспокоился о своем романе, требовал,
чтобы ему прочли то ту, то другую страницу... Это были дни молчаливого и
ничем не снимаемого страдания. Слова медленно умирали в нем... Обычные дозы
снотворного перестали действовать...
Весь организм его был отравлен, каждый мускул при малейшем движении болел
нестерпимо. Он кричал, не в силах сдержать крик. Этот крик до сих пор у
меня в ушах. Мы осторожно переворачивали его. Как ни было ему больно от
наших прикосновений, он крепился и, даже тихонько застонав, говорил мне
едва слышно, одними губами:

- Ты хорошо это делаешь... Хорошо...

Он ослеп.
Он лежал голый, лишь с набедренной повязкой. Тело его было сухо. Он очень
похудел... С утра приходил Женя, старший сын Лены (сын Елены Сергеевны
Булгаковой от первого брака.- А. Д.). Булгаков трогал его лицо и улыбался.
Он делал это не только потому, что любил этого темноволосого, очень
красивого юношу, по-взрослому холодновато-сдержанного,- он делал это не
только для него, но и для Лены. Быть может, это было последним проявлением
его любви к ней - и благодарности.
10 марта в 4 часа дня он умер. Мне почему-то всегда кажется, что это было
на рассвете. На следующее утро,- а может быть, в тот же день, время
сместилось в моей памяти, но, кажется, на следующее утро - зазвонил
телефон. Подошел я. Говорили из Секретариата Сталина. Голос спросил:

- Правда ли, что умер товарищ Булгаков?

- Да, он умер.

Тот, кто говорил со мной, положил трубку".
К воспоминаниям Ермолинского следует добавить несколько записей из дневника
жены Булгакова Елены Сергеевны. Она свидетельствует, что в последний месяц
жизни он был углублен в свои мысли, смотрел на окружающих отчужденными
глазами. И все же, несмотря не физические страдания и болезненное душевное
состояние, он находил в себе мужество, чтобы, умирая, шутить "с той же
силой юмора, остроумия". Продолжал он и работу над романом "Мастер и
Маргарита".
Вот последние записи из дневника Е. С. Булгаковой:
25 января 1940 г.
...Продиктовал страничку (о Степе - Ялта).
28 января.
Работа над романом.
1 февраля.
Ужасно тяжелый день. "Ты можешь достать у Евгения* револьвер?"
8 февраля.
Сказал: "Всю жизнь презирал, то есть не презирал, а не понимал... Филемон и
Бавкида**... и вот теперь понимаю, это только и ценно в жизни".
5 февраля.
Мне: "Будь мужественной".
6 февраля.
Утром, в 11 часов. "В первый раз за все пять месяцев болезни я счастлив...
Лежу... покой, ты со мной... Вот это счастье... Сергей в соседней комнате".

12.40:
"Счастье - это лежать долго... в квартире... любимого человека... слышать
его голос... вот и все... остальное не нужно..."
7 февраля.
В 8 часов (Сергею) "Будь бесстрашным, это главное".
29 февраля.
Утром: "Ты для меня все, ты заменила весь земной шар. Видел во сне, что мы
с тобой были на земном шаре". Все время весь день необычайно ласков, нежен,
все время любовные слова - любовь моя... люблю тебя - ты никогда не поймешь
это.
1 марта.
Утром - встреча, обнял крепко, говорил так нежно, счастливо, как прежде до
болезни, когда расставались хоть ненадолго. Потом (после припадка):
умереть, умереть... (пауза)... но смерть все-таки страшна... впрочем, я
надеюсь, что (пауза)... сегодня последний, нет предпоследний день...
Без даты.
Сильно, протяжно, приподнято: "Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя!" -
Как заклинание. Буду любить тебя всю мою жизнь...- Моя!
8 марта.
"О, мое золото!" (В минуту страшных болей - с силой). Потом раздельно и с
трудом разжимая рот: го-луб-ка... ми-ла-я. Записала, когда заснул, что
запомнила. "Пойди ко мне, я поцелую тебя и перекрещу на всякий случай... Ты
была моей женой, самой лучшей, незаменимой, очаровательной... Когда я
слышал стук твоих каблучков... Ты была самой лучшей женщиной в мире.
Божество мое, мое счастье, моя радость. Я люблю тебя! И если мне суждено
будет еще жить, я буду любить тебя всю мою жизнь. Королевушка моя, моя
царица, звезда моя, сиявшая мне всегда в моей земной жизни! Ты любила мои
вещи, я писал их для тебя... Я люблю тебя, я обожаю тебя! Любовь моя, моя
жена, жизнь моя!" До этого: "Любила ли ты меня? И потом, скажи мне, моя
подруга, моя верная подруга..."
10 марта. 16.39.
Миша умер".
И еще один штрих. Валентин Катаев, которого Булгаков недолюбливал и даже
однажды публично назвал "жопой", рассказывает, как навестил Булгакова
незадолго до смерти. "Он (Булгаков) сказал по своему обыкновению:

- Я стар и тяжело болен. На этот раз он не шутил. Он был действительно
смертельно болен и как врач хорошо это знал. У него было измученное
землистое лицо. У меня сжалось сердце.

- К сожалению, я ничего не могу вам предложить, кроме этого,- сказал он и
достал из-за окна бутылку холодной воды. Мы чокнулись и отпили по глотку.
Он с достоинством нес свою бедность.
- Я скоро умру,- сказал он бесстрастно. Я стал говорить то, что всегда
говорят в таких случаях,- убеждать, что он мнителен, что он ошибается.

- Я даже могу вам сказать, как это будет,- прервал он меня, не дослушав.- Я
буду лежать в гробу, и, когда меня начнут выносить, произойдет вот что: так
как лестница узкая, то мой гроб начнут поворачивать и правым углом он
ударится в дверь Ромашова, который живет этажом ниже.
Все произошло именно так, как он предсказал. Угол его гроба ударился в
дверь драматурга Бориса Ромашова..."



Список использованной литературы.

1) М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», М. «Издательство АСТ», 1999г.
2) Библия, М. «Российское библейское общество», 2000г.

3) М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сборник
статей. - М.: Б.







Реферат на тему: Биография и творчество Пришвина
Реферат
На тему:

«Биография Пришвина»



Выполнил:

Ученик 11 класса Г

Средней школы №64

Бужин Юрий



Казань 2003
Содержание.


1) Вступление.

2) Биография и творчество.

4) Хронологическая таблица.

5) Заключение.

6) Список использованной литературы.



Вступление.

По странному стечению обстоятельств человек, большую часть своей жизни
страдавший от непонимания и мечтавший о далеком будущем Друге-читателе,
остается по сей день самым неизвестным и непрочитанным русским автором. В
этих словах нет преувеличения. Другого писателя, с чьим литературным
наследием мы незнакомы и наполовину, у нас просто нет. Когда-то его
дневники не печатали из-за цензуры, потом из-за того, что не было денег. В
самое последнее время дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки, но, Боже,
как грустна наша Россия!



Биография и творчество.

Пришвин Михаил Михайлович, русский писатель. Родился 23 января (4
февраля) 1873 в имении Хрущево близ г. Елец Орловской губернии, сын
разорившегося купца. Исключен из Елецкой гимназии из-за конфликта с
учителем географии, известным впоследствии писателем и философом
В.В.Розановым, спустя годы ставшим единомышленником и другом Пришвина.
Учился в Тюменском реальном училище, в Рижском политехникуме, за участие в
работе марксистских кружков подвергался одиночному заключению (1897).
Окончил агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского
университета (1900–1902), затем до 1905 работал агрономом в земстве (Клин,
Луга); выпустил несколько книг и статей по сельскому хозяйству. В годы
Первой мировой войны фронтовой корреспондент, после Октябрьского переворота
жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье; вел педагогическую деятельность,
занимался охотой и краеведением. В 1905 начал журналистскую деятельность.
Первый рассказ Сашок опубликовал в 1906. Увлекшись фольклором и
этнографией, много путешествовал. Впечатлениями от европейского Севера
(Олонец, Карелия, Норвегия) продиктованы первые книги Пришвина – путевые
записи-очерки В краю непуганых птиц (1907) и За волшебным колобком (1908),
которые помогли их автору оказаться в центре литературной жизни Петербурга.
Близость к символистски-декадентскому кругу писателей отразилась на
рассказах Крутоярский зверь, Птичье кладбище (оба 1911), повести-очерке У
стен града невидимого (Светлое озеро, 1909), посвященной легендарному
Китежу. Результатом поездок Пришвина в Крым и Казахстан стали очерки Адам и
Ева (1909), Черный Арал (1910), Славны бубны (1913) и др. «Родственным
вниманием» к природе, в которой писатель призывал узнавать «лицо самой
жизни», отмечены многочисленные натурописательные очерки, охотничьи и
детские рассказы, фенологические записки Пришвина, в т.ч. Родники Берендея
(1925), вышедшие с дополнениями в 1935 под названтем Календарь природы. От
научного знания и фольклора писатель идет к поэтической художественной
прозе (так, очерк об оленях Дорогие звери предварил одно из лучших
произведений Пришвина, повесть Женьшень (первоначальное название Корень
жизни, 1933). Сплав реалистического и романтического видения, правды и
сказки «бывалого» и «небывалого» определил специфику пришвинской прозы.
Переменчивый лик природы уловлен и в повести о Костромской и Ярославской
земле Неодетая весна, и в цикле лирико-философских миниатюр Лесная капель и
примыкающей к нему поэме в прозе Фацелия (все 1940).
Другая линия творчества Пришвина – автобиографический роман Кащеева цепь
(1923–1954; опубл. в 1960) и примыкающая к нему повесть о творчестве
Журавлиная родина (1929). В этих произведениях духовные искания героя
раскрываются на фоне реальных исторических событий в России 20 в.,
запечатленных критически и трезво. Точность наблюдения художника и
натуралиста, напряженность ищущей мысли, высокое нравственное чувство,
свежий, образный язык, питаемый соками народной речи, обусловили
непреходящий интерес читателя к сочинениям Пришвина, среди которых заметное
место занимают также сказка-быль Кладовая солнца (1945), сюжетно связанная
с ней повесть-сказка Корабельная чаща (1954), роман-сказка Осударева дорога
(опубл. в 1957). В годы Великой Отечественной войны написал Рассказы о
ленинградских детях (1943) и Повесть нашего времени (1945, полностью опубл.
в 1957).
Постоянная духовная работа Пришвина, путь писателя к внутренней свободе
особенно подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями
дневниках (Глаза земли, 1957; полностью опубл. в 1990-е годы), где, в
частности, дана правдивая картина процесса «раскрестьянивания» России и
сталинских репрессий, выражено гуманистическое стремление писателя
утвердить «святость жизни» как высшую ценность. Проблема «собирания
человека» ставится Пришвиным, которого во всей глубине только в конце 20 в.
стал узнавать отечественный читатель, и в повести Мирская чаша (другое
название Раб обезьяний, 1920; полностью опубл. в 1982), сопрягающей реформы
Петра I и большевистские преобразования и рассматривающей последние как
«новый крест» России и знак «тупика христианского мира».


Хронологическая таблица.

1873 (23 января ет, ст.) Рождение М. М. Пришвина в имении Хрущеве Елецкого
уезда Ордовской губернии, принадлежавшем его родителям: Михаилу Дмитриевичу
и Марии Ивановне (урожд. Игнатовой); оба — купеческого звания.
1880 Смерть отца.
1882 Окончил сельскую школу.
1883 Поступил в первый класс Елецкой классической гимназии.
1884 Остался на второй год в 1-м классе, побег в «Америку» на лодке с
товарищами . « В душе отчаянье, что Америки нет» (дневник 1918 г.).
1888 Исключен из 4-го класса гимназии за дерзость учителю В. В. Розанову.
«Побег в Америку, исключение из гимназии — два крупнейших события моего
детства, определяющие многое в будущем» (дневник 1918г.).
1889 Переезд М. М. Пришвина в Тюмень к дяде И. И. Игнатову, крупному
сибирскому промышленнику.
1892 Окончил шесть классов Тюменского реального училища.
1893 Уезжает один в Елабугу, где сдает экстерном экзамены за 7-й класс.
Осенью поступает в Рижский политехникум (химико-агрономическое отделение).
1894 Поездка на Кавказ в Гори для работ на виноградниках.
1896 Работа в марксистских кружках.
1897 Арест за революционную деятельность и одиночное заключение в Митавской
тюрьме.
1898—1900 Высылка на родину, в Елец.
1900 Поездка за границу. Германия. Поступление в Лейпцигский университет.
Летние семестры в Иенском университете. Увлечение музыкой Р. Вагнера.
1902 Окончил философский факультет. Поездка в Париж. Встреча с В. П.
Измалковой, имевшая определяющее влияние на жизнь и творчество писателя.
Возвращение в Россию: Хрущеве, Петербург, Москва. Работает агрономом на
хуторе графа Бобринского в Богородицком уезде Тульской губернии.
1903 Работает агрономом в Клинском уездном земстве Московской губернии.
Встреча с Е. П. Смогалевой и начало семейной жизни с нею и пасынком Яковом
(погиб во время Гражданской войны в рядах Красной Армии).
1904 Работает в вегетационной лаборатории профессора Д. Н. Прянишникова в
Петровской сельскохозяйственной академии. Переезд в Петербург. Работает
секретарем у крупного петербургского чиновника В. И. Филипьева. Первый (не
напечатан) рассказ «Домик в тумане».
1905 Работает агрономом в г. Луге на опытной станции «Заполье» и
одновременно в журнале «Опытная агрономия». Составляет сельскохозяйственные
книги: «Картофель в полевой и огородной культуре» и др. Увольнение с
опытной станции. Начало работы корреспондентом в газетах «Русские
ведомости», «Речь», «Утро России», «День» и др., продолжавшейся вплоть до
Октябрьской революции.
1906 Петербург, Малая Охта. Рождение сына Льва. Знакомство с этнографом Н.
Е. Ончуковым. Поездка в Олонецкую губернию за этнографическими материалами.
Первый напечатанный рассказ «Сашок» (в журнале «Родник»). Работа над книгой
«В краю непуганых птиц» (издана в 1907г., Петербург, изд-во Девриена).
1907 Поездки в Карелию и Норвегию. Зимой работа над книгой «За волшебным
колобком» (издана в 1908 г., Петербург, изд-во Девриена).
1908 Весна в Хрущеве. Поездка в Керженские леса Нижегородской губернии, на
Светлое озеро. Лето в деревне Шершнево Смоленской губернии. Зима в
Петербурге, работа над книгой «У стен града невидимого». Знакомство с
петербургскими писателями (А. А. Блоком, А. Н. Толстым и др.).
1909 Весна в Хрущеве. Лето в Петербурге. Поездка в степи за Иртышом.
Написаны «Адам и Ева» и «Черный араб». Рождение сына Петра.
1910 За книгу «В краю непуганых птиц» избран действительным членом
императорского Географического общества. Весна в Хрущеве. Лето в Брянских
лесах. Пожар, описанный в рассказе «Мои тетрадки». Петербург. Золотоношская
улица. Работа над рассказами «Крутоярский зверь», «Птичье кладбище» и др.
1911 Начало переписки с М. Горьким. Жизнь в Новгородской губернии (деревни
Лаптеве, Мшага, Песочки) до 1915 г. Охота в новгородских лесах. В
Петербурге жизнь наездами, на Ропшинской ул. Сочинения в трех томах в
издательстве «Знание» (последний том вышел в 1914 г.).
1913 Сборник «Заворошка». Поездка в Крым. Написана повесть «Славны бубны ».

1914 Смерть матери.
1915—1916 Петроград, Елец, Хрущеве. Поездка на фронт в качестве санитара и
военного корреспондента. Публикация корреспонденции с фронта в газетах.
1917 Петроград, Елец, Хрущево. В Петрограде работал секретарем в
министерстве торговли. В Хрущёве наравне с крестьянами имел надел земли и
единолично его обрабатывал. Окончательно уехал из Петрограда на родину в
начале 1918 г.
1918—1919 Елец, работает организатором краеведческого дела, преподавателем
русского языка в бывшей Елецкой гимназии (из которой был исключен в
детстве), инструктором народного образования.
1920, Уехал с семьей из Ельца на родину
18 июня жены в деревню Следово Смоленской губернии. Работал в селе Алек-
сино Дорогобужского района учителем и директором школы второй ступени.
Организовал музей усадебного быта в бывшем имении Барышникова и принимал
участие в организации музея в Дорогобуже. Работал на батищевской опытной
станции Энгельгардта.
1922—1924 Переселяется с семьей в Талдомский район под Москву (деревни
Дубровка и Костино). Работа над книгой «Башмаки». Начал о работы над
автобиографическим романом «Кащеева цепь», охотничьими рассказами и
новеллами о природе.
1925 Переезд в Переславль-Залесский, жизнь на «Ботике» (дворец Петра
Великого). Краеведческая работа. Книга «Родники Берендея».
1926 Переезд в Загорск Московской обл. Продолжение работы над «Кащее-вой
цепью». Начало работы над «Журавлиной родиной».
1927—1930 Публикация собрания сочинений в семи томах.
1931 Весна, поездка на Урал по командировке редакции журнала «Наши
достижения».
Осень Поездка на Дальний Восток по командировке редакции газеты «Известия».

1932 Работа над книгой «Золотой рог» и повестью. «Жень-шейъ».
1933 Книга «Мой очерк» с предисловием М. Горького. Поездка на Север:
Беломорский канал, Хибины, Соловки. По материалам этой поездки написаны
очерки «Отцы и дети». В журнале «Красная новь» (1933. № 3) опубликована
повесть «Корень жизни» («Жень-шень»).
1934 Поездка в Горький для изучения автомобильного дела. Работа над
киносценарием «Хижина старого Лу-вена».
1935 Поездка в северные леса: Вологда — Архангельск и по реке Пинеге. .
Очерки «Берендеева чаща». Сборник «Зверь-бурундук» для детей.
1936 Поездка в Кабарду по заданию редакции газеты «Известия». Работа по
материалам поездки: повесть «Счастливая гора» (не окончена).
1937 Весенняя и летняя работы на тему об охране леса (под Загорском),
нашедшие отражение в «Лесной капели».
1938 Поездка на автомашине («Дом на колесах») в Кострому на весенний разлив
за материалами к роману «Осударева дорога». Работа над первой частью романа
(«Падун») и над книгой «Серая Сова».
1939 Награждение орденом «Знак Почета». Написаны «Неодетая весна» и цикл
«Лисичкин хлеб».
1940 Женитьба на В. Д. Лебедевой. Лето в деревне Тяжино под Бронницами
Московской области. Написаны «Фацелия», «Лесная капель» и цикл «Дедушкин
валенок».
1941 Ранней весной поездка в Весьегон-ское военно-охотничье хозяйство по
командировке редакции газеты «Красная звезда».
Весна — начало лета В деревне Старая Руза Московской области. В августе
эвакуация из Москвы в деревню Усолье Ярославской области.
1942 Начало работы над третьей частью «Кащеевой цепи».
1943 Написаны «Рассказы о ленинградских детях». Награждение орденом
Трудового Красного Знамени в связи с семидесятилетием со дня рождения.
Возвращение из эвакуации в Москву.
1944 Закончена «Повесть нашего времени».
1945 Летом жизнь под Москвой в Пушкине, где написана «Кладовая солнца».
1946 Работа над «Осударевой дорогой». С марта жизнь в доме отдыха «Поречье»
Звенигородского района Московской области. В мае покупка дома в деревне
Дунино около «Поречья». Подготовка материалов к книге «Глаза земли» (издана
посмертно).
1947 Закончен сценарий «Серый помещик».
1948 Сборник «Золотой луг». Сборник «Моя страна» с новыми авторскими
текстами — предисловиями к разделам книги. Летняя поездка в деревни
Хмельники и Новоселки Пе-реславского района Ярославской области, где
произведены первые записи к «Корабельной чаще».
1950 Написан «Заполярный мед».
1952 Возобновлена начатая в 1942 г. работа над третьей частью «Кащеевой
цепи»: «Мы с тобой» (не закончена).
1953 Сборник «Весна света» с новыми авторскими вступлениями к разделам
книги и послесловием. Работа над незаконченной книгой «Искусство как образ
поведения», частично включенной в последнюю редакцию «Кащеевой цепи».
1954, 16 января М. М. Пришвин скончался в Москве.



Заключение.
Его судьба, его личность и написанные им книги вызывали
противоречивые оценки – от восхищения до полного неприятия. О нем писал
Бахтин, его высоко ставили Казаков, Виктор Боков, очень ценил его Кожинов,
говоривший о наступающем времени Пришвина. Резко отзывались о нем Платонов,
Соколов-Микитов, Твардовский.
Недооцененный за редким исключением своими современниками, он
верил и рассчитывал на понимание и любовь потомков, которые будут жить в
ином, просветленном и преображенном мире, и не столь велика его личная
вина, что история России пошла путем, не совпавшим с его предвидением, и
птиц распугали все-таки зря.
А читателей у него очень много. Выходят и моментально раскупаются
его книги, его помнят в родном Ельце, где в эти дни проходит научная
конференция, посвященная его творчеству, в Тюмени, где он учился, в
Карелии, по которой путешествовал, и не зарастает тропа к его дому в
Дунине, где он жил последние годы.



Список использованной литературы.
1. М.М. Пришвин. Дневники 1920, 1921, 1922г.г. Московский рабочий. 1995г.,
334с.
2. В.Д.Пришвина.Путь к Слову.М.Молодая гвардия. 1984г.
3. А.П.Черников.?Дахнуло на меня подлинной Россией .? ?Знамя?, 16 августа
2001г.
4. В.Курбатов.Михаил Пришвин. Очерк творчества.М.Советский писатель, 1986г.

5. Г.Ершов.Михаил Пришвин. Жизнь и творчество.М. Художественная литература
1973г.
6. М.Пришвин.Творить будущий мир.М. Молодая гвардия, 1989г.
7. Л.В.Калашникова. Земский врач А.М.Пришвин села Галкина Медынского уезда
Калужской

губернии. Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья.
Материалы IX

конференции.ч.2-Полиграф-информ. Калуга 2001г.







Новинки рефератов ::

Реферат: Социализация подростков (Социология)


Реферат: Гитлер (Исторические личности)


Реферат: Ислам (Религия)


Реферат: Общие сведения об организации радиосвязи (Авиация)


Реферат: Профессиональное мастерство социального педагога (Педагогика)


Реферат: Анализ системы безопасности Microsoft Windows 2000 Advanced Server и стратегий ее использования (Программирование)


Реферат: Вред курения (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Значение Московской битвы в Великой Отечественной войне (История)


Реферат: Древнерусское государство в V - начале XII вв. (История)


Реферат: Избирательные системы (Право)


Реферат: Культура Древнего Рима (Культурология)


Реферат: Грот Дианы в городе Пятигорске, историческая справка (Туризм)


Реферат: Гражданское и семейное право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Turbo Basic прикладной (Компьютеры)


Реферат: Особенности регионарного кровообращения (Биология)


Реферат: Жанр автобиографии на примере «Автобиографии» Бенджамина Франклина (Литература)


Реферат: Кандидатский минимум по философии (шпаргалки) (Философия)


Реферат: Политическая культура как состояние и условие развитие общества (Политология)


Реферат: Учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Вредные частицы (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист