GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского "Гроза" (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского "Гроза" (Литература : русская)



«Отчего люди не летают?» (Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского
«Гроза».)


В январе тысяча восемьсот шестидесятого года впервые выходит в свет
грандиозное произведение А. Н. Островского «Гроза». Оно поражает читателей
своим сюжетом и трагическим концом. Но наиболее обширным предметом для
обсуждения становится Катерина – «русский сильный характер», для которого
правда и глубокое чувство долга превыше всего.
Сначала давайте обратимся к детским годам главной героини, о которых
мы узнаем из ее монологов. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину
прежде всего окружала красота и гармония, она «жила, точно птичка на воле»
среди, материнской любви и благоухающей природы.
Молодая девушка ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом
садилась за какую-нибудь работу, и так проходил весь день. Она еще не
знала горькой жизни в «заточеньи», но все у нее впереди, впереди жизнь в
«темном царстве».
Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не
получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне.
Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней "души не
чаяла", не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно:
вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с
матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала
странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине
снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как
сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок
шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала
вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от
берега!...
Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но
ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно
любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце,
церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но
самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно
от
остального мира. Из всего существующего она выбирала только то,
что
не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не
замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее
церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где
можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и
доброй,, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она
встречала на своем пути то, что. противоречило ее идеалам, то
превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того
постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так
было и в случае с лодкой. После замужества жизнь Кати сильно
изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в
котором она чувствовала свое
слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана,
жестокости и опущенности. Дело даже не в том, что Катерина вышла
за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было
все равно за кого выходить.
Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она
создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от
посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами.
Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться
природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она
уже
не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность
возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина
пытается найти свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа любить.
Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю". Но искренние
проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на
шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься". В
Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и
заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за
самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему,
хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает
Катю,
чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем
одинокой. Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял
свои
мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней.
Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в
душной
атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не
давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя
человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт
против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что
совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему
нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и
Борису.
По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся
конец и, наверное, думала: "Сейчас или никогда". Она хотела
насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом
свидании Катерина сказала Борису: "Ты меня загубил". Борис -
причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели.
Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится
надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина
боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой
души даже мысль о любви к постороннему
человеку - грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и
единственным способом
хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она
признается
во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень
странным, наивным. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не
могу" - такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она
сама
себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в
ней, бог - ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она
вернется
домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она
будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой
ситуации Катерина видит смерть: "Нет, мне что домой, что в могилу
-
все равно...В могиле лучше...Опять жить? Нет, нет, не надо...
нехорошо"
Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти
свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как
"решительный, цельный,
русский". Решительный, потому что она решилась на последний шаг,
на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести.
Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто
не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с
природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский
человек, способен так любить,
способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все
лишения,
оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.
Хотя и изменилась жизнь Катерины, она не утратила своей поэтической
натуры: ее по-прежнему очаровывает природа, она видит блаженство в
гармонии с ней. Ей хочется взлететь высоко-высоко, коснуться небесной
синевы и оттуда, с высоты, послать всем большой привет. Поэтическая натура
героини требует иной жизни, чем той, которую она имеет. Катерина рвется на
«свободу», но не на свободу ее плоти, а свободу души. Поэтому она строит
иной мир, свой в котором нет лжи, бесправия, несправедливости, жестокости.
В этом мире, в отличие от действительности, все идеально: здесь живут
ангелы, «поют невинные голоса, пахнет кипарисом, и горы и деревья, будто
не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся».
Но несмотря на это, ей все же приходится возвращаться в реальный мир,
полный эгоистов и самодуров. И среди них она пытается найти родственную
душу. Катерина в толпе «пустых» лиц ищет того, кто смог бы ее понять,
заглянуть в ее душу и принять такой, какая она есть, а не такой, какой ее
хотят сделать. Героиня ищет и никого не может найти. Ее глаза «режет»
темнота и убогость этого «царства», разуму приходится смириться, но сердце
ее верит и ждет того единственного, который поможет ей выжить и бороться
за правду в этом мире лжи и лукавства. Катерина встречает Бориса, и ее
затуманенное сердце говорит, что это тот, кого она так долго искала. Но
так ли это? Нет, Борис далеко не идеал, он не может дать Катерине того,
что она просит, а именно: понимания и защиты. Она не может
чувствовать себя с Борисом «как за каменной стеной». И справедливость
этого подтверждает подлый, полный трусости и нерешительности поступок
Бориса: он оставляет Катерину одну, бросает «на съеденье волкам».
Страшны эти «волки», но не могут они устрашить «русской души» Катерины. А
душа у нее истинно русская. И объединяет Катерину с народом не только
общение, но и приобщенность к христианству. Катерина так верит в Бога,
что каждый вечер молится в своей комнатке. Ей нравится ходить в церковь,
смотреть на иконы, слушать звон колокола.
Она, как и русские люди, любит свободу. И именно это свободолюбие не дает
ей смириться со сложившейся ситуацией. Наша героиня не привыкла врать, и
поэтому она рассказывает о любви к Борису своему мужу. Но вместо
понимания Катерина встречает лишь прямой укор. Теперь ее ничего не держит
на этом свете: Борис оказался не таким, каким «рисовала» его себе
Катерина, а жизнь в доме Кабанихи стала еще невыносимей. Бедная, невинная
«птичка, заточенная в клетку», не смогла выдержать неволи – Катерина
покончила жизнь самоубийством. Девушке все-таки удалось, «взлететь», она
шагнула с высокого берега в Волгу, «расправила крылья» и смело пошла ко
дну.
Своим поступком Катерина оказывает сопротивление «темному царству». Но
Добролюбов называет ее «лучом» в нем, не потому только, что ее трагическая
гибель выявила весь ужас «темного царства» и показала неизбежность гибели
для тех, кто не может примириться с гнетом, но и потому, что смерть
Катерины не пройдет и не может пройти бесследно для «жестоких нравов».
Ведь уже зарождается гнев на этих самодуров. Кулигин – и тот упрекнул
Кабаниху в отсутствии милосердия, даже безропотный исполнитель желаний
матери, Тихон, публично осмелился бросить в лицо ей обвинение в смерти
Катерины. Уже сейчас назревает над всем этим «царством» зловещая гроза,
способная разрушить, его «в пух и прах». И этот светлый луч, пробудивший –
пусть на один миг – сознание обездоленных, безответных людей, находящихся
в материальной зависимости от богатеев, убедительно показал, что должен
наступить конец безудержному грабежу и самодовольству Диких и гнетущему
властолюбию и ханжеству Кабаних.
Немаловажно значение образа Катерины и в наши дни. Да, может, многие
считают Катерину безнравственной, бесстыжей изменщицей, но разве она
виновата в этом?! Виноват скорее всего Тихон, который не уделял должного
внимания и ласки жене, а лишь следовал советам его «маменьки». Катерина же
виновата лишь в том, что вышла замуж за такого безвольного человека. Ее
жизнь была разрушена, но она пыталась из останков «построить» новую.
Катерина смело шла вперед до тех пор, пока не поняла, что идти больше
некуда. Но и тогда она сделала отважный шаг, последний шаг над пропастью,
ведущей в другой мир, возможно, и лучший, а, возможно, и худший.
И этот мужество, жажда правды и свободы заставляют преклониться перед
Катериной. Да, вероятно, она не столь идеальна, у нее есть свои
недостатки, но смелость делает героиню предметом для подражания, достойным
похвалы.






Реферат на тему: Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание"



Петербург в романе Достоевского
«Преступление и наказание»



.



Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже
бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки “под самой кровлей высокого
пятиэтажного дома” выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион
Раскольников. Так начинается роман Ф.М.Достоевского “Преступление и
наказание”. Уже в самом начале произведения автор показывает нам гнетущую
обстановку, которая будет окружать героев на протяжении всего действия. С
этого момента - без передышки, без покоя и отдыха, в исступлении и в
задумчивости, в бреду и страхе - мечется по петербургским улицам ,
останавливается на мостах, заходит в грязные распивочные герой Достоевского
Родион Раскольников. И все это время мы не перестаем ощущать присутствие
рядом с ним некоего неживого персонажа - огромного города.
Действие романа погружено в эпоху, эпоху, прозванную “железным веком”.
И не случайно Петербург у Достоевского становится ее олицетворением.
Ведь было два Петербурга. Один - город, созданный руками гениальных
архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург
дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург - символ величия и
расцвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и по сей
день. Но был и другой, далекий и неизвестный нам , теперешним людям,
Петербург - город, в котором люди живут в “клетушках”, в желтых грязных
домах с грязными темными лестницами, проводят время в маленьких душных
мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как
и большинство знакомых нам героев Достоевского.
Первый Петербург был воспет многими поэтами-лириками. Вот, например,
бессмертные слова Пушкина о нем:
“Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых сводов
Прозрачный сумрак, блеск бездонный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла...”
А вот как описан Петербург второй, увиденный Достоевским: “ На улице
жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса,
кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому
петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, - все это разом неприятно
потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши”.
Образ жизни людей из высшего света, “высшего” и роскошного Петербурга
характеризуется только одной строкой из пушкинского “Евгения Онегина”:
“Полусонный в постелю с бала едет он”. А людям Петербурга “низшего”
приходится добывать свой кусок хлеба трудом тяжким, имея одну только
радость - горько напиться под вечер.
Если верить, что все на Земле получает энергию из космоса, то тогда
то, как распределил свою долю Петербург между своими обитателями, нельзя
сравнить даже с тем, как делится добычей лев с гиенами: Петербург трущоб
как-будто выжат весь в пользу Петербурга дворцов. И это та цена, которую
должен заплатить город за свое видимое процветание. Ведь не будь этого
несправедливого деления, в среднем, мы получили бы посредственный, серый
город, который не смог бы вдохновлять собой писателе и поэтов, окутывая их
своей магической философией “двуличности”
При всем этом Петербург еще и поразительно замкнут. Живущий в нем
“закрыт от солнца” и от других людей, каждый - своем “шкафу”-каморке.
Город болен, и чудовищно больны его обитатели. Сама окружающая обстановка
создает у человека чувство безвыходности и озлобления. Она стимулирует
возникновение самых невероятных и фантастических теорий: “ Я тогда, как
паук, к себе в угол забился. Я любил лежать и думать”. Город - прекрасный
материал для раздумий, подталкивает мысль в определенном направлении, и в
конце концов заражает человека идеями, больше похожими на бред. Чертой, по
которой мы узнаем зараженного “болезнь большого города”, является
навязчивый желтый цвет. Желтые обои и мебель в комнате у старухи, желтое от
постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая,”похожая на шкаф или на
сундук”, каморка Раскольникова, желтоватые обои в комнате у Сони, “мебель
из желтого отполированного дерева” в кабинете Порфирия Петровича. Эти
детали подчеркивают безысходную атмосферу существования главных действующих
лиц романа, являются предвестниками недобрых событий. Город, как зловещий
демон, ищущий грешные души, опутал все вокруг своими черными сетями, в
которые попадают его обитатели. Он как бы отыгрывается на своих жертвах,
высасывая из них недостающую ему энергию. И в эти мастерски расставленные
ловушки попадают герои романа. Мармеладов испивается в грязной распивочной,
Раскольников привязан нуждой к старухе-процентщице, Сонечка попала в
“когти” Дарьи Францевны,” женщины злонамеренной и полиции многократно
известной”. Раскольников, совершив свое преступление, пошел не только
против человеческой морали и своей совести, он невольно нанес рану и
городу, обрубив одно из его щупалец. И город отомстил ему. задавив свой
громадой, заставив страдать во много раз сильнее. Но события помогают
Раскольникову, выхватив его из этого озлобленного мира. Он, дитя огромного
мрачного города, попав в Сибирь, оказывается в новом для себя мире,
вырванным из той искусственной почвы, на которой взросла его страшная идея.
Это - иной, доселе неведомый Раскольникову мир, мир вечно обновляющейся
Природы. И здесь, вместе с весною, охватывает его “необъятное ощущение
полной и могучей жизни”. Начинается его новый путь, свободный от своеволия
и бунта, путь любви и человеколюбия. И тут мы видим, что каторга - место,
предназначенное по своей сути для ограничения человеческой свободы ,
оказывается местом более пригодным для свободного проявления человеческой
личности, нежели реальная “воля” большого города.
Итак, Достоевский показал нам , что появление его героя во многом
предопределила эпоха. И именно такой, неразрывно связанный с окружающим его
миром герой интересен и автору, и бесконечной череде благодарных ему
читателей.






Новинки рефератов ::

Реферат: Культура Древней Греции (Культурология)


Реферат: Память и её виды (Психология)


Реферат: В.И. Ленин – политический деятель и человек (Исторические личности)


Реферат: Кыргызстан в годы Советской власти (1917-1991) (История)


Реферат: Общение (Социология)


Реферат: Полуфабрикаты из слоеного теста (Кулинария)


Реферат: Аутогенная тренировка (Психология)


Реферат: RlinC (Литература : русская)


Реферат: Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы в очагах поражения (Технология)


Реферат: Microsoft Word 97 (Программирование)


Реферат: Социология конфликта (Социология)


Реферат: Политическая система общества (Социология)


Реферат: Восток и Запад в Средневековой Японии (История)


Реферат: Экспериментальный метод в психологии (Психология)


Реферат: Цивилизация, как философская категория (Философия)


Реферат: Методы сбора социологической информации (Социология)


Реферат: Генетика: современный подход (Биология)


Реферат: Информационная система и организация (Менеджмент)


Реферат: Билеты по литературе 11 класс (Литература : русская)


Реферат: Будущее науки (Естествознание)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист