|
Реферат: Библиотека колледжа (Программирование)
Содержание
1. Введение 2 2. Основные понятия баз данных 3 2.1 Базы данных и системы управления базами данных 3 2.2 Структура простейшей базы данных 4 2.3 Свойства полей базы данных 4 2.4 Типы данных 6 2.5 Безопасность баз данных 7 3. Разработка базы данных 8 3.1 Разработка технического задания 8 3.2 Разработка структуры базы данных 8 4. Проектирование баз данных 10 4.1 Режимы работы с базами данных 10 4.2 Объекты базы данных 11 4.2.1 Таблицы 11 4.2.2 Запросы 14 4.2.3 Формы 15 5. Заключение 18 6. Список использованной литературы 19
1. Введение
Для принятия обоснованных и эффективных решений в производственной деятельности, в управлении экономикой и в политике современный специалист должен уметь с помощью компьютеров и средств связи получать, накапливать, хранить и обрабатывать данные, представляя результат в виде наглядных документов. В современном обществе информационные технологии развиваются очень стремительно, они проникают во все сферы человеческой деятельности. В данной курсовой работе мы представим вам электронный вариант, наглядное пособие книжной библиотеки, в которой не соблюдены точные названия разделов литературы, авторов и их изданий. Разработка проекта проводилась на приложении Microsoft Access, предназначенном для управления, проектирования и разработки баз данных. База предназначена для хранения данных о приобретенных библиотекой изданиях (справочниках, сборниках и т.п.), сведений о читателях. Для начала хотелось бы ознакомить вас с основными понятиями о базах данных и о системах управления базами данных(СУБД).
2. Основные понятия баз данных
2.1 Базы данных и системы управления базами данных
База данных – это организованная структура, предназначенная для хранения информации. В современных базах данных хранятся не только данные, но и информация. Это утверждение легко пояснить, если, например, рассмотреть базу данных библиотеки. В ней есть все необходимые сведения об авторах, книгах, читателях и т.д. Доступ к этой базе могут иметь как работники библиотеки, так и читатели, которым необходимо найти какое-либо издание. Но среди них вряд ли найдется такое лицо, которое имеет доступ ко всей базе полностью и при этом способно единолично вносить в нее произвольные изменения. Кроме данных, база содержит методы и средства, позволяющие каждому из сотрудников оперировать только с теми данными, которые входят в его компетенцию. В результате взаимодействия данных, содержащихся в базе, с методами, доступными конкретным сотрудникам, образуется информация, которую они потребляют и на основании которой в пределах собственной компетенции производят ввод и редактирование данных. С понятием базы данных тесно связано понятие системы управления базой данных. Это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, наполнение ее содержимым, редактирование содержимого и визуализации информации. Под визуализацией информации базы понимается отбор отображаемых данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройства вывода или передачи по каналам связи. В мире существует множество систем управления базами данных. Несмотря на то что они могут по-разному работать с разными объектами и предоставляют пользователю различные функции и средства, большинство СУБД опираются на единый устоявшийся комплекс основных понятий. Это дает нам возможность рассмотреть одну систему и обобщить ее понятия, приемы и методы на весь класс СУБД. В качестве такого учебного объекта мы выберем СУБД Microsoft Access, входящую в пакет Microsoft Office.
2.2 Структура простейшей базы данных
Сразу поясним, что если в базе нет никаких данных (пустая база), то это все равно полноценная база данных. Этот факт имеет методическое значение. Хотя данных в базе и нет, но информация в ней все-таки есть – это структура базы. Она определяет методы занесения данных и хранения их в базе. Простейший «некомпьютерный» вариант базы данных – деловой ежедневник, в котором каждому календарному дню выделено по странице. Даже если в нем не записано ни строки, он не перестает быть ежедневником, поскольку имеет структуру, четко отличающую его от записных книжек, рабочих тетрадей и прочей писчебумажной продукции. Базы данных могут содержать различные объекты. Основными объектами любой базы данных являются ее таблицы. Простейшая база данных имеет хотя бы одну таблицу. Соответственно, структура простейшей базы данных тождественно равна структуре ее таблицы. Структуру двумерной таблицы образуют столбцы и строки. Их аналогами в простейшей базе данных являются поля и записи. Если записей в таблице пока нет, значит, ее структура образована только набором полей. Изменив состав полей базовой таблицы (или их свойства), мы изменяем структуру базы данных и, соответственно, получаем новую базу данных.
2.3 Свойства полей базы данных
Поля базы данных не просто определяют структуру базы – они еще определяют групповые свойства данных, записываемых в ячейки, принадлежащие каждому из полей. Ниже перечислены основные свойства полей таблиц баз данных на примере СУБД Microsoft Access. Имя поля – определяет, как следует обращаться к данным этого поля при автоматических операциях с базой (по умолчанию имена полей используются в качестве заголовков столбцов таблиц). Тип поля – определяет тип данных, которые могут содержаться в данном поле. Размер поля – определяет предельную длину (в символах) данных, которые могут размещаться в данном поле. Формат поля – определяет способ форматирования данных в ячейках, принадлежащих полю. Маска ввода – определяет форму, в которой вводятся данные а поле (средство автоматизации ввода данных). Подпись – определяет заголовок столбца таблицы для данного поля (если подпись не указана, то в качестве заголовка столбца используется свойство Имя поля). Значение по умолчанию – то значение, которое вводится в ячейки поля автоматически (средство автоматизации ввода данных). Условие на значение – ограничение, используемое для проверки правильности ввода данных (средство автоматизации ввода, которое используется, как правило, для данных, имеющих числовой тип, денежный тип или тип даты). Сообщение об ошибке – текстовое сообщение, которое выдается автоматически при попытке ввода в поле ошибочных данных. Обязательное поле – свойство, определяющее обязательность заполнения данного поля при наполнении базы. Пустые строки – свойство, разрешающее ввод пустых строковых данных (от свойства Обязательное поле отличается тем, что относится не ко всем типам данных, а лишь к некоторым, например к текстовым). 12. Индексированное поле – если поле обладает этим свойством, все операции, связанные с поиском или сортировкой записей по значению, хранящемуся в данном поле, существенно ускоряются. Кроме того, для индексированных полей можно сделать так, что значение в записях будут проверяться по этому полю на наличие повторов, что позволяет автоматически исключить дублирование данных.
Поскольку в разных полях могут содержаться данные разного типа, то и свойства у полей могут различаться в зависимости от типа данных. Так, например, список вышеуказанных свойств полей относится в основном к полям текстового типа. Поля других типов могут иметь или не иметь эти свойства, но могут добавлять к ним и свои. Например, для данных, представляющих действительные числа, важным свойством является количество знаков после десятичной запятой. С другой стороны, для полей, используемых для хранения рисунков, звукозаписей, видео клипов и других объектов OLE, большинство вышеуказанных свойств не имеют смысла.
2.4 Типы данных
Таблицы баз данных, как правило, допускают работу с гораздо большим количеством разных типов данных. Так, например, базы данных Microsoft Access работают со следующими типами данных. 13. Текстовый – тип данных, используемый для хранения обычного неформатированного текста ограниченного размера (до 255 символов). 14. Числовой – тип данных для хранения действительных чисел. 15. Поле Мемо – специальный тип данных для хранения больших объемов текста (до 65 535 символов). Физически текст не хранится в поле. Он храниться в другом месте базы данных, а в поле храниться указатель на него, но для пользователя такое разделение заметно не всегда. 16. Дата/время – тип данных для хранения календарных дат и текущего времени. 17. Денежный - тип данных для хранения денежных сумм. Теоретически, для их записи можно было бы пользоваться и полями числового типа, но для денежных сумм есть некоторые особенности (например, связанные с правилами округления), которые делают более удобным использование специального типа данных, а не настройку числового типа. 18. Счетчик – специальный тип данных для уникальных (не повторяющихся в поле) натуральных чисел с автоматическим наращиванием. Естественное использование – для порядковой нумерации записей. 19. Логический - тип для хранения логических данных (могут принимать только два значения, например Да или Нет). 20. Гиперссылка – специальное поле для хранения адресов URL Web-объектов Интернета. При щелчке на ссылке автоматически происходит запуск броузера и воспроизведение объекта в его окне. 21. Мастер подстановок – это не специальный тип данных. Это объект, настройкой которого можно автоматизировать ввод данных в поле так, чтобы не вводить их вручную, а выбирать их из раскрывающегося списка.
2.5 Безопасность баз данных
Базы данных – это тоже файлы, но работа с ними отличается от работы с файлами других типов, создаваемых прочими приложениями. Выше мы видели, что всю работу по обслуживанию файловой структуры берет на себя операционная система. Для базы данных предъявляются особые требования с точки зрения безопасности, поэтому в них реализован другой подход к сохранению данных. Базы данных – это особые структуры. Информация, которая в них содержится, очень часто имеет общественную ценность. Нередко с одной и той же базой работают тысячи людей по всей стране. От информации, которая содержится в некоторых базах, может зависеть благополучие множества людей. Поэтому целостность содержимого базы не может и не должна зависеть ни от конкретных действий некоего пользователя, забывшего сохранить файлы перед выключением компьютера, ни от перебоев в электросети. Проблема безопасности баз данных решается тем, что в СУБД для сохранения информации используется двойной подход. В части операций, как обычно, участвует операционная система компьютера, но некоторые операции сохранения происходят в обход операционной системы.
3. Разработка базы данных
Методически правильно начинать работу с карандашом и листом бумаги в руках, не используя компьютер. На данном этапе он просто не нужен. Неоптимальные решения и прямые ошибки, заложенные на этапе проектирования, впоследствии очень трудно устраняются, поэтому этот этап является основополагающим.
3.1 Разработка технического задания
Техническое задание на проектирование базы данных должен предоставить заказчик. Однако для этого он должен владеть соответствующей терминологией и знать, хотя бы в общих чертах, технические возможности основных СУБД. К сожалению, на практике такое положение встречается не всегда.
3.2 Разработка структуры базы данных
Выяснив основную часть данных можно приступать к созданию структуры базы, то есть структуры ее основных таблиц.
1. Работа начинается с составления основного списка полей – он может насчитывать десятки и даже сотни позиций. 1. В соответствии с типом данных, размещаемых в каждом поле, определяют наиболее подходящий тип для каждого поля. 1. Далее распределяют поля основного списка по базовым таблицам. На первом этапе распределение производят по функциональному признаку. Цель – обеспечить, чтобы ввод данных в одну таблицу производился, по возможности на одном рабочем месте. 1. В каждой из таблиц задается ключевое поле. В качестве такого выбирают поле, данные в котором повторяться не могут. Например, для таблицы данных о книгах таким полем может служить инвентарный номер книги. Для таблицы, в которой содержаться авторы, такого поля можно и не найти, но его можно создать искусственным комбинированием полей. Если в таблице вообще нет ни каких полей, которые можно было бы использовать как ключевые, всегда можно ввести дополнительное поле типа Счетчик – оно не может содержать повторяющихся данных по определению. 1. С помощью карандаша и бумаги расчерчивают связи между таблицами. Такой чертеж называется схемой данных. Существует несколько типов возможных связей между таблицами. Наиболее распространенными являются связи «один ко многим» и «один к одному». Связь между таблицами организуется на основе общего поля, причем в одной из таблиц оно обязательно должно быть ключевым, то есть на стороне «один» должно выступать ключевое поле, содержащее уникальные, неповторяющиеся значения. Значения на стороне «многие» могут повторяться. 1. Разработкой схемы данных заканчивается «бумажный» этап работы над техническим предложением, после чего приступать к непосредственному созданию базы данных.
Следует помнить, что по ходу разработки проекта заказчику непременно будут приходить в голову новые идеи. На всех этапах проектирования он стремится охватить единой системой все новые и новые подразделения и службы предприятия. Возможность гибкого использования его пожеланий во многом определяется квалификацией разработчика базы данных. Если схема данных составлена правильно, подключать к базе новые таблицы нетрудно. Если структура базы нерациональна, разработчик может испытать серьезные трудности и войти в противоречие с заказчиком. Противоречия исполнителя с заказчиком всегда свидетельствуют о недостаточной квалификации исполнителя. Именно по этому этап предварительного проектирования базы данных следует считать основным. От его успеха зависит, насколько база данных станет удобной, и будут ли с ней работать пользователи. Если отмечается, что пользователи базы «саботируют» ее эксплуатацию и предпочитают работать традиционными методами, это говорит не о низкой квалификации пользователей, а о недостаточной квалификации разработчика базы. На этом этапе завершается разработка базы данных, и на следующем этапе начинается ее основное проектирование. С этого момента следует начать работу с СУБД.
4. Проектирование баз данных
4.1 Режимы работы с базами данных
Обычно с базами данных работают две категории пользователей. Первая категория – проектировщики. Их задача состоит в разработке структуры таблиц базы данных и согласование ее с заказчиком. Кроме таблиц проектировщики разрабатывают и другие объекты базы данных, предназначенные, с одной стороны, для автоматизации работы с базой, а с другой стороны – для ограничения функциональных возможностей работы с базой (если это необходимо из соображений безопасности). Проектировщики не наполняют базу конкретными данными, (заказчик может считать их конфиденциальными и не предоставлять посторонним лицам). Исключение составляет экспериментальное наполнение модельными данными на этапе отладки объектов базы. Вторая категория исполнителей, работающих с базами данных, - пользователи в данном случае ими являются библиотекари и читатели, приходящие в библиотеку. Они получают исходную базу данных от проектировщиков и занимаются ее наполнением и обслуживанием. В общем случае пользователи не имеют средств доступа к управлению структурой базы – только к данным, да и то не ко всем, а к тем, работа с которыми предусмотрена на конкретном рабочем месте. Соответственно СУБД имеет два режима работы: проектировочный и пользовательский. Первый режим предназначен для создания или изменения структуры базы и создание ее объектов. Во втором режиме происходит использование ранее подготовленных объектов для наполнения базы или получения данных из нее.
4.2 Объекты базы данных
4.2.1 Таблицы
Таблицы – это основные объекты любой базы данных. Во-первых, в таблицах хранятся все данные, имеющиеся в базе, а во-вторых, таблицы хранят и структуру базы (поля, их типы и свойства). В примере нашей базы можно показать список таблиц:
Таблица «Авторы» состоит из следующих полей: 22. Код автора 23. Имя автора Эта сущность отводится для хранения сведений об основных людях, принимавших участие в подготовке рукописи издания (авторах, составителях, титульных редакторах, переводчиках и художниках). Такое объединение допустимо, так как данные о разных создателях выбираются из одного домена (фамилия и имена) и исключает дублирование данных Так как фамилия и имена (инициалы) создателя могут быть достаточно громоздкими (М.Е. Салтыков- Щедрин, Франсуа Рене де Шатобриан, Остен Жюль Жан-Батист Ипполит и т.п.) и будут многократно встречаться в разных изданиях, то их целесообразно нумеровать и ссылаться на эти номера. Для этого вводится целочисленный атрибут "Код_автора" – это ключевое поле, которое будет автоматически наращиваться на единицу при вводе в базу данных нового автора. Поле «Имя автора» является текстовым типом данных. Таблица «Выдача» состоит из следующих полей: 24. Код формуляра 25. Дата выдачи (книги) 26. Срок 27. Дата возврата 28. Инвентарный номер (который индивидуален для каждой книги) Поле «код формуляра» предназначено для присвоения каждому формуляру индивидуального номера, оно имеет тип данных «счетчик». В поле «дата выдачи» указывается дата выдачи определенного экземпляра. Тип данных – «дата/время». В поле «Срок» указывается срок на который выдается книга. В случае задержки книги, налагается штраф, который определяется библиотекой. Тип данных – «числовой». В поле «Дата возврата» ставится дата возвращения экземпляра. Если поле не заполнено, значит книга не возвращена т.е. на руках. Тип данных – «дата/время». Поле «Инвентарный номер» необходимо для присвоения каждой книге индивидуального номера. Это поле является ключевым, тип данных – «числовой». Таблица «Заглавие» состоит из следующих полей: 29. Код заглавия 30. Заглавие Поле «Код заглавия» - ключевое поле с типом данных «счетчик». Оно позволяет сократить объем данных и снизить вероятность возникновения противоречивости (исключается необходимость ввода длинных текстовых названий для различных томов собраний сочинений, повторных изданий, учебников и т.п.). В поле «Заглавие» пишутся заглавия книг, тип данных поля – «текстовый». Таблица «Книги» состоит из следующих полей: 31. Инвентарный номер 32. Код заглавия 33. Код раздела 34. Код автора Данная таблица является главной. С ее помощью все основные таблицы связаны друг с другом. В случае добавление в базу данных новых таблиц (например о цене книг) нет необходимости изменять всю структуру. Нужно всего лишь добавить ключевое поле новой таблицы в таблицу «Книги» и установить между ними связь. Таблица «Разделы» состоит из следующих полей: 35. Код раздела 36. Название раздела В данной таблице содержатся четыре раздела, названия которых не соответствуют общепринятому стандарту. Таблица «Читатели» состоит из следующих полей: 37. Код формуляра 38. Фио (инициалы читателя) Эта таблица содержит сведения о читателях, записанных в данной библиотеке.
4.2.2 Запросы
Эти объекты служат для извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде. С помощью запросов выполняют такие операции как отбор данных, их сортировку и фильтрацию. С помощью запросов можно выполнять преобразования данных по заданному алгоритму, создавать новые таблицы, выполнять автоматическое наполнения таблиц данными, импортированными из других источников, выполнять простейшие вычисления в таблицах и многое другое. В нашей таблице представлены три запроса:
Для запроса «Авторы запрос» были использованы таблицы: 39. Авторы (поле «Имя автора») 40. Книги (использовалось для связки таблиц) 41. Заглавие (поле «Заглавие») Этот запрос необходим для того, чтобы пользователь мог узнать есть ли необходимый ему автор в базе библиотеки. Поиск осуществляется по введенному имени автора. В итоге запроса выводится запрашиваемый автор, книги написанные им и количество экземпляров.
Запрос «Заглавие запрос» состоит из таблиц: 42. Заглавие (поле «Заглавие») 43. Книги (использовалась для связки таблиц) 44. Авторы (поле «Имя автора») Запрос предназначен для поиска необходимой книги по ее названию. В результате запроса на экран выводится форма содержащая запрашиваемую книгу (если таковая имеется), автора этой книги и количество экземпляров.
Для запроса «Выдача книг» были использованы таблицы: 45. Заглавие (поле «Заглавие») 46. Книги (для связки таблиц) 47. Выдача (поля: «Дата выдачи», «Срок», «Дата возврата») 48. Читатели (поле «Фио») Запрос показывает список читателей, у которых находятся книги из библиотеки. Также в нем представлены сведения о том какие книги и когда были взяты, на какой срок и дата их возврата.
4.2.3 Формы
Если запросы – это специальные средства для отбора и анализа данных, то формы – это средства для ввода данных. Смысл их тот же – предоставить пользователю средства для заполнения только тех полей, которые ему заполнять положено. Одновременно с этим в форме можно разместить специальные элементы управления (счетчики, раскрывающиеся списки, переключатели, флажки и прочее) для автоматизации ввода. Преимущества форм раскрываются особенно наглядно, когда происходит ввод данных с заполненных бланков. В этом случае форму делают графическими средствами так, чтобы она повторяла оформление бланка – это заметно упрощает работу наборщика, снижает его утомление и предотвращает появление печатных ошибок. Для базы данных библиотеки были созданы восемь форм: 1. Авторы 2. Выдача книг1 3. Заглавия книг 4. Запрос авторов 5. Запрос книг 6. Книги 7. Кнопочная форма (Главная кнопочная форма) 8. Разделы Форма «Авторы» создана из таблицы «Авторы». Она выдает весь список авторов имеющихся в базе. По своей сути она является аналогом алфавитного каталога «неэлектронной библиотеки». Форма «Выдача книг1» основана на запросе «Выдача книг», она необходима для учета книг, которые находятся на руках у читателей. Форма имеет следующие поля: . Заглавие . Дата выдачи . Срок . Дата возврата . Фио В поле «заглавие» указывается название книги, которая находится на руках. Поле «Дата выдачи» показывает когда была взята книга. В поле «Срок» указывается срок на который выдается экземпляр. Поле «Дата возврата» показывает когда книга была возвращена. Если поле пустое, то это значит, что книгу еще не вернули. В поле «Фио» указываются инициалы читателя. Форма «Заглавия книг» содержит список названий всех книг, находящихся в базе библиотеки. Следующие две формы – «Запрос авторов» и «Запрос книг» основаны на запросах «Авторы запрос» и «Заглавие запрос». Форма «Книги» создана на основе таблицы «Книги», ее функции полностью идентичны этой таблице. Форма «Разделы» содержит список всех разделов библиотеки. «Главная кнопочная форма» (в нашей базе просто «кнопочная форма») предназначена для удобства работы с базой.
В ней собраны все необходимые запросы, формы и таблицы. Именно с ней пользователь (читатель, библиотекарь) работает, когда необходимо выполнить запрос, посмотреть список авторов и т.п.
5. Заключение
Использование баз данных и информационных систем становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования преуспевающих организаций. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципа построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов. В настоящее время базы данных проникают во многие сферы человеческой деятельности, в том числе и в библиотеки. С помощью электронных баз данных работа библиотекаря значительно облегчается. В результате нашей работы была создана база данных библиотеки колледжа, при помощи которой можно легко найти необходимую книгу, учесть поступление новых книг и списание старых, а также осуществлять контроль за выдачей и возвратом книг имеющихся в фонде библиотеки.
6. Список использованной литературы
1. Информатика. Базовый курс /Симонович С.В. и др. - СПб: Издательство «Питер», 2000. – 640с. 2. Информатика. Учебное пособие /Под ред. В.Г. Кирия. – Иркутск: ИрГТУ,1998 часть 2. – 382с. 3. Информатика. Учебное пособие /Ломтадзе В.В., Шишкина Л.П. – Иркутск: ИрГТУ, 1999. – 116с.
----------------------- [pic]
[pic]
[pic]
Реферат на тему: Бизнес-план "Создание фирмы по производству узлов для ЭВМ"
Исходные данные для выполнения курсовой работы.
В результате реорганизации машиностроительного завода выделяется одно производство (филиал) в самостоятельное предприятие. В соответствии со специализацией производства и изучением рынка планируется организовать выпуск узлов, идущих для комплектации производственной и бытовой вычислительной техники, радиоэлектронной и телевизионной аппаратуры. В учебных целях товарный ассортимент создаваемой фирмы будет состоять из двух изделий (условные шифры А и Б). Планируемый годовой объём выпуска узлов на основе проведенных маркетинговых исследований головным заводом, полученных предварительных заказов и другой информации составит: - по узлу А - 5400 шт. - по узлу Б - 7200 шт. Укрупнённый технологический процесс и трудоёмкость изготовления узлов приведены в табл.1.
Таблица1 |Наименование |Средний тарифный|Трудоёмкость |Коэффициент | |укрупнённых |разряд |изготовления |выполнения норм | |операций |выполнения работ|узлов, в час |времени | |изготовления |по ЕТС производ.| | | |узлов |среды. | | | | | |узел А |узел Б | | |Станочные |4 |1,8 |2,5 |1,05 | |Слесарные |4 |2,4 |2,9 |1,03 | |Монтажно- |3 |4,3 |5,2 |1,02 | |сборочные | | | | | |Наладочные, |5 |6,6 |9,5 |1,00 | |регулировочные, | | | | | |испытательные | | | | | |Технический |3 |0,5 |0,7 |1,00 | |контроль | | | | | |качества | | | | |
- Коэффициент выборочности технического контроля качества узлов 0,5. - Затраты на материалы и комплектующие детали: узел А - 65 руб/ шт узел Б - 75 руб/ шт Размер площади, которая передана создаваемой фирме бесплатно при разделе предприятия - 1000 кв.м.
I. Обоснование выбора организационно-правовой формы предприятия, определение величины его уставного и резервного капитала, единовременных затрат на создание фирмы.
Учитывая все достоинства и недостатки организационно-правовых форм предприятий, для выделенного производства (филиала) была выбрана в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ч.I) организационно-правовая форма - открытое акционерное общество (ОАО). Это хозяйственное общество, уставный капитал которого делится на определённое число акций. Участники ОАО могут продавать или передавать свои акции без согласия других акционеров этого общества. Главная особенность ОАО состоит в том, что его имущественный и денежный капитал формируется путём открытой, свободной продажи своих акций. Акции продаются либо на первичном рынке по нарицательной стоимости после их выпуска, либо на вторичном рынке посредством перепродажи по рыночной цене. ОАО представляет одну из наиболее распространённых и цивилизованных современных форм организации коллективного бизнеса. Эта форма даёт реальную возможность приобщиться к собственности предприятия миллионам рядовых граждан. В форме акционерного общества могут существовать крупные, средние и малые предприятия. Создание акционерного общества обычно предполагает привлечение значительного числа участников. ОАО отвечает по его обязательствам, несёт возможные убытки, рискует в ограниченных пределах не превышающих стоимости принадлежащего им пакета акций. В то же самое время само общество не отвечает по имущественным обязательствам отдельных акционеров, принятых ими частным образом. Акционерное общество является единственным полновластным собственником принадлежащего ему имущественного комплекса. Акционеры являются собственниками только ценных бумаг, которые дают им право получения определённой доли дохода общества в виде процентов, именуемых дивидендами. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счёт прибылей и убытков. При образовании акционерного общества учредители заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные законом об акционерных обществах. Договор о создании акционерного общества заключается в письменной форме. Учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества. Общество несёт ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров. Учредительным документом акционерного общества является его устав, утверждённый учредителями. Устав должен содержать: - наименование юридического лица; - место его нахождения; - порядок управления деятельностью юридического лица; - предмет и цели деятельности; - условия о категориях выпускаемых обществом акций; - номинальную стоимость акций и их количество; - размер уставного капитала общества; - права акционеров; - состав и компетенции органов управления обществом; - порядок принятия решений - вопросы, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; - другие сведения, предусмотренные законом об акционерных обществах. Уставный капитал акционерного общества представляет собой общую денежную оценку средств предприятия. Этот показатель свидетельствует об имидже фирмы, в некоторой степени о размахе предпринимательской деятельности. Размер уставного капитала акционерного общества не должен быть менее суммы, равной 1000 кратному размеру минимальной месячной оплаты труда установленному законодательством РФ на дату представления учредительных документов для регистрации. Таким образом, размер уставного капитала не должен быть менее 83490 рублей. В данной курсовой работе уставный капитал принимается в размере 1 000 000 рублей. Первоначальный уставный капитал формируется за счёт вкладов учредителей. Состав учредителей фирмы и их пай в её создании приведён в табл. 2
Таблица 2. |Учредители |Вид вклада |Величина |Взносы, руб. | | | |вклада | | | | |Руб. |% |до |после | | | | | |реги-стр|регистра| | | | | |ации |-ции | |1.Муниципальная |Оборудование |250000 |25,0|187500 |62500 | |власть |Денежный |300000 | |225000 |75000 | |2.Банк «Империал» |-«- |300000 |30,0|225000 |75000 | |3.РНКБ |-«- |25000 | |18750 |6250 | |4.Миронов Г.И. |-«- |25000 |30,0|18750 |6250 | |5.Чебаков И.П. |-«- |10000 | |7500 |2500 | |6.Огнев И.А. |-«- |40000 |2,5 |30000 |10000 | |7.Орлов Е.В. |-«- |20000 |2,5 |15000 |5000 | |8.Горшков Р.Л. |-«- |15000 |1,0 |11250 |3750 | |9.Шишкин В.А. |-«- |5000 |4,0 |3750 |1250 | |10.Козлов В.В. |-«- |10000 |2,0 |7500 |2500 | |11.Ковалёв Д.К. | | |1,5 | | | | | | |0,5 | | | | | | |1,0 | | | |Итого: | |1000000|100,|750000 |250000 | | | | |0 | | |
К моменту регистрации предприятия не менее 50 % уставного капитала должно быть оплачено в виде перечисления на счёт в банке. Вторая часть уставного капитала оплачивается в течение первого года предпринимательской деятельности. На величину уставного капитала выпускаются первоначальные простые акции и распределяются между учредителями пропорционально их индивидуальному вкладу, выраженному в денежной форме (согласно закону об акционерных обществах). Будет выпущено 10 000 штук акций стоимостью 100 рублей каждая на величину уставного капитала 1 000 000 рублей. Акции будут распределены между учредителями следующим образом: Таблица 3 |Учредители |Общая сумма |Стоимость |Число акций,| | |индивидуального |акции, руб. |шт. | | |вклада, руб. | | | |1.Муниципальная власть |250000 |100 |2500 | |2.Банк «Империал» |300000 |100 |3000 | |3.РНКБ |300000 |100 |3000 | |4.Миронов Г.И. |25000 |100 |250 | |5.Чебаков И.П. |25000 |100 |250 | |6.Огнев И.А. |10000 |100 |100 | |7.Орлов Е.В. |40000 |100 |400 | |8.Горшков Р.Л. |20000 |100 |200 | |9.Шишкин В.А. |15000 |100 |150 | |10.Козлов В.В. |5000 |100 |50 | |11.Ковалёв Д.К. |10000 |100 |100 | |Итого: |1000000 |100 |10000 |
Помимо уставного капитала при создании предприятия определяется величина резервного капитала. Размер резервного капитала предусмотрен в размере 20 % от уставного капитала, что составит 200 000 рублей. Резервный капитал будет создаваться в течение нескольких лет путём перечисления в него денежных средств от балансовой прибыли. Единовременные затраты при создании предприятия следующие: 1.Подготовка учредительных документов, оплата консультаций специалистов по созданию фирмы (15 минимальных зарплат (МЗП = 83,49руб.) - 1252 руб. 2.Государственная регистрация фирмы (5 МЗП) - 418 руб. 3.Прочие затраты, связанные с регистрацией предприятия: госпошлина, изготовление печатей и штампов и др. (3 МЗП) - 251 руб. 4.Закупка дополнительного оборудования, приборов, ПЭВМ, стендов (20000 МЗП) - 1669800 руб. 5.Закупка дополнительного производственного и хозяйственного инвентаря (1200 МЗП) - 100188 руб. 6.Закупка дополнительных транспортных средств (1300 МЗП) - 108537 руб. 7.Расходы на приобретение недостающей площади: Определяются по следующей формуле : Зн.пл. = (Sоб - Sраз) ( Спл, (1) где Зн.пл. - затраты на покупку недостающей площади; Sоб - общая потребность в площадях, необходимых для нормальной работы персонала фирмы(см. расчёт в разделе 3); Sраз - площадь, полученная при разделе предприятия(1000кв.м); Cпл - рыночная стоимость 1 кв.м. площади (15 МЗП) - 1252 руб. Зн.пл. = (1934 - 1000) ( 1252 = 1169695 (руб.) 8.Прочие производственные затраты (ремонт, пере-планировка и др.) (220 МЗП) - 18368 руб. Общая сумма единовременных затрат составит 3068508 руб. Источниками финансирования капитальных затрат являются уставный капитал, долгосрочные кредиты банков.
II. Описание предполагаемых рынков сбыта. В результате маркетинговых исследований, хозяйственных договоров с предприятиями определены предполагаемые (потенциальные) покупатели выпускаемых товаров. Ими будут являться головные фирмы производящие вычислительную технику и радиоэлектронные приборы, фирмы по ремонту радиоэлектронной, телевизионной и вычислительной аппаратуры. При выборе покупателей руководствовались следующими критериями: - кто согласен дороже и своевременно заплатить за покупаемый товар; - кто согласен на установление длительных хозяйственных связей. Товар планируется реализовывать через сеть посредников и непосредственно самим производителем.
III. Обоснование выбора метода организации производства и труда, которые предполагается использовать в процессе работы, его организационной и производственной структуры.
На предприятии будет использоваться бригадная форма организации труда рабочих. Зарплата между членами бригадами будет распределяться пропорционально отработанному времени каждого члена бригады и разряду. В целях более рационального использования площадей и увеличения использования основных фондов применяется 2-х сменная рабочая неделя. Состав участников производства, отделов, служб, т.е. производственная и организационная структура фирмы приведена в штатном расписании (см. раздел 4). Определяем потребную площадь необходимую для функционирования предприятия по формуле: Sоб = Рi ( Hплi + Sвс, (2) где Pi - численность персонала по категориям (см. расчёт в разделе 4); Hплi - минимальная средняя норма производственной площади по категориям персонала: - на 1-го основного рабочего - 9кв.м - на 1-го вспомогательного рабочего - 7кв.м - на 1-го работника обслуживающего персонала - 5кв.м - на 1-го специалиста - 8кв.м - на 1-го управленца - 20кв.м Sвс - потребная вспомогательная площадь (коридоры, душевые, гардероб, туалеты и т.д.). В расчёте на 1-го работника (в одну смену) в среднем принимаем 6кв.м. Sоб = 9 ( 62 + 7 ( 25 + 5 ( 15 + 8 ( 20 + 20 ( 9 + 6 ( (62 + 25 + 15 + 20 + 9) = 1934 кв.м
IV. Определение персонала фирмы и организация оплаты его труда.
4.1.Состав персонала фирмы и определение его потребного количества в целом и по категориям. В состав персонала фирмы входят основные и вспомогательные рабочие, специалисты, управленческий и обслуживающий персонал. Потребное количество основных рабочих по каждой профессии, занятых на нормируемых работах определяется по формуле: n ( ( Впi ( (ti / Кн )) P = ------------------------ , (3) Fэф где n - число наименований изделий, выпускаемых фирмой (товарный ассортимент); Впi - годовой объём выпуска i-го изделия, шт. ti - трудоёмкость изготовления i-го изделия по опреде- лённому виду технологической операции (виду работ); Кн - планируемый коэффициент выполнения норм рабочим i-ой профессии; Fэф - эффективный фонд времени работы одного рабочего за год, в час. Он рассчитывается следующим образом: Fэф = Fн ( ( 1 - Нраб ), (4) где Fн - годовой номинальный фонд времени работы одного рабочего (принят в размере 2040 часов); Нраб - коэффициент, характеризующий величину невыходов на работу в соответствии с действующим законодательством (принят 0,1). Fэф = 2040 ( ( 1 - 0,1 ) = 1836 (час) Определяем численность основных рабочих: 5400 ( ( 1,8 / 1,05 ) + 7200 ( ( 2,5 / 1,05 ) Станочников - Р = ------------------------------------------------- ~ 14чел 1836 5400 ( ( 2,4 / 1,03 ) + 7200 ( ( 2,9 / 1,03 ) Слесарей - Р = ------------------------------------------------- ~ 18 чел. 1836 5400 ( ( 4,3 / 1,02 ) + 7200 ( ( 5,2 / 1,02 ) Сборщиков - Р = ------------------------------------------------ ~ 32 чел. 1836 5400 ( ( 6,6 / 1,0 ) + 7200 ( ( 9,5 / 1,0 ) Наладчиков - Р = ---------------------------------------------- ~ 57 чел. 1836
Численность контролёров, которые входят в состав основных рабочих определяется по формуле: n ( ( Впi ( ti ( Kв ) Р = -----------------------, (5) Fэф где tk - трудоёмкость выполнения контрольных операций; Кв - коэффициент выборочности контроля качества продукции Численность контролёров: 5400 ( 0,5 ( 0,5 + 7200 ( 0,7 ( 0,5 Р = ---------------------------------------- ~ 2 чел. 1836 Потребное количество основных рабочих в целом составляет: Р = 14 + 18 + 32 + 57 + 2 = 123 чел. Из них в первую смену работает 62 человека, во вторую - 61 человек. Численность вспомогательных рабочих принимается в размере 40% от расчётной численности основных рабочих. Рвсп = 0,4 ( Росн = 0,4 ( 123 = 49,2 ~ 49 чел. Из них в первую смену работает 25 человек, во вторую - 24 человека. Число специалистов рекомендуется принять не более 20 - 30 % от численности основных и вспомогательных рабочих. Принимаем 12 %. Рспец = ( Росн + Рвсп ) ( 0,12 = ( 123 + 49 ) ( 0,12 = 20,64 ~ 20 (чел.) Для них установлен односменный рабочий день. Обслуживающий персонал принимаем в размере 9% от числа всех рабочих и специалистов: Робс.п. = (Росн + Рвсп + Рспец) ( 0,09 = = ( 123 + 49 + 20 ) ( 0,09 = 17,28 ~ 17 чел. Из них в первую смену работает 15 человек, во вторую - 2 человека (охрана). Управленческий персонал следует принять в размере не более 10% от числа всех рабочих, обслуживающего персонала и специалистов. Принимаем 5%. Рупр = (Росн + Рвсп + Рспец + Робс.п ) ( 0,05 = = ( 123 + 49 + 20 + 17 ) ( 0,05 = 10,45 ~ 11 чел. Из них в первую смену работает 9 человек, во вторую смену - 2 человека (мастера). Порядок подбора персонала отражён в таблице 4 Способ подбора персонала фирмы Таблица 4 |Способ подбора |Категории | |персонала | | | |рабочие|управ. |Специалисты |Обслуж-щий | | | |персонал | |персонал | |Конкурс, выборы, | |х |х | | |тестирование, | | | | | |собеседование | | | | | |Анкетные данные | | | |х | |По рекомендации | | |х | | |По заявкам в учебные|х | |х | | |заведения | | | | | |Через службу |х | | | | |занятости | | | | |
После определения потребного количества работников фирмы составляем штатное расписание. Штатное расписание. Таблица 5 |Наименвание должности и |Количество |Тарифный |Месячный | |профессии |штатных единиц |разряд |оклад,руб| | | | |.; | | | | |тарифная | | | | |ставка, | | | | |руб./час | |1. Управленческий персонал | | | | |1.1.Директор |1 | |5500 | |1.2.Зам.директора по |1 | |4125 | |маркетингу 1.3.Зам.директора|1 | |4125 | |по фин. и экон. |1 | |4125 | |1.4.Зам.директора по | | | | |производ-ву 1.5.Зам.директора |1 | |4125 | |по труду и соц. вопросам |2 | |3575 | |1.6.Начальник участка |4 | |1350 | |1.7.Мастер | | | | |2.Специалисты | | | | |2.1.Налальник отдела |2 | |3220 | |2.2.Конструктор |1 | |2200 | | |1 | |1600 | | |1 | |2200 | |2.3.Технолог |1 | |1980 | | |1 | |2200 | |2.4.Программист |1 | |1980 | |2.5.Экономист |1 | |1800 | |2.6.Бухгалтер |1 | |1175 | | |1 | |1800 | |2.7.Товаровед |1 | |1800 | |2.8.Снабженец |1 | |1600 | | |1 | |3575 | |2.9.Гл.бухгалтер |1 | |1980 | |2.10.Юрист |1 | |1980 | |2.11.Маркетолог |1 | |1600 | |2.12.Референт |1 | |1800 | |2.13.Торговый агент |1 | |1450 | | |1 | |1450 | |2.14.Инспектор по кадрам | | | | |3.Рабочие. | | | | |3.1.Основные рабочие: | | | | |3.1.1.Станочник |14 |4 |1,97 | |3.1.2.Слесарь |18 |4 |1,97 | |3.1.3.Сборщик |32 |3 |1,75 | |3.1.4.Наладчик |57 |5 |2,26 | |3.1.5.Контролёр |2 |3 |1,75 | |3.2.Вспомогательные рабочие: | | | | |3.2.1.Слесарь-ремонтник |4 |5 |2,26 | | |6 |4 |1,97 | |3.2.2.Наладчик |3 |5 |2,26 | | |6 |4 |1,97 | |3.2.3.Уборщица участка |8 |1 |1,47 | |3.2.4.Дежурный электрик |8 |3 |1,75 | |3.2.5.Комплектовщик |2 |3 |1,75 | | |2 |2 |1,59 | |3.2.6.Транспортный рабочий |2 |3 | | | |6 |2 |1,75 | |3.2.7.Кладовщик |2 |3 |1,59 | | | | |1,75 | |4.Обслуживающий персонал | | | | |4.1.Лаборант |1 | |385 | | |1 | |340 | |4.2.Оператор ЭВМ |1 | |340 | | |1 | |300 | |4.3.Шофёр |2 | |340 | | |1 | |300 | |4.4.Охранник |4 | |300 | |4.5.Кассир |1 | |300 | |4.6.Машинистка |1 | |265 | |4.7.Секретарь |1 | |300 | | |1 | |265 | |4.8.Уборщица офиса |1 | |205 | |4.9.Курьер |1 | |230 |
Рассчитываем структуру работающих и данные расчёта заносим в таблицу 6. Структура работающих фирмы. Таблица 6 |Категории работников |Количество человек |% | |Управленческий |11 |5,0 | |персонал |20 |9,0 | |Специалисты |172 |78,2 | |Рабочие |17 |7,8 | |Обслуживающий персонал| | | |Всего: |220 |100 |
2 Обоснование выбора системы оплаты труда для каждой категории персонала и расчёт фонда оплаты труда по группам работников и в целом по фирме. В практике применяется две системы оплаты труда: тарифная и бестарифная. На производственных фирмах чаще используется тарифная система оплаты труда, особенно для рабочих. При этой системе для основных рабочих (кроме контролёров) применяется сдельно-премиальная форма оплаты труда. В этом случае фонд оплаты труда основных рабочих определяется по формуле: ФОТос = ЗПос + ЗПд + Врк, (6) где ЗПос - основная заработная плата рабочих; ЗПд - дополнительная заработная плата (оплата отпусков, доплата за сокращённый рабочий день подросткам, принимаем в размере 10% от ЗПос); Врк - выплаты по районному коэффициенту (15% от (ЗПос + ЗПд)). Основная зарплата определяется следующим образом: ЗПос = ЗПт + П, (7) где ЗПт - тарифная заработная плата; П - премия (принимаю в размере 40% от ЗПт). Тарифная заработная плата рассчитывается по формуле: n ЗПт = ( tвпвсех ( ТСi, (8) где n - число видов технологических операций (видов работ); tвпвсех - трудоёмкость выпуска всех изделий по видам работ, в час tвпвсех = tвпi ( m, где m - количество штук изделий. Тсi - часовая тарифная ставка, соответствующая разряду работ. Её можно определить следующим образом: ЗПмес1 ( kт Tci = -----------------, (9) Др ( ds где ЗПмес1 - месячная заработная плата, соответствующая 1-му разряду ЕТС производственной сферы (принимаем на уровне 3 МЗП); Др - среднее число рабочих дней в месяце (принято 21,5); ds - длительность смены (принято 8 часов); Кт - тарифный коэффициент, соответствующий разряду работ. ЗПмес1 = 3 ( ЗПmin = 3 ( 83,49 = 250,47 руб. Например, часовая тарифная ставка, соответствующая 4-му разряду составляет:
250,47 ( 1,35 ТСстан = ---------------- = 1,97 руб./час 21,5 ( 8 Труд контролёров и вспомогательных рабочих оплачивается по повременно- премиальной форме. При этой форме фонд оплаты труда за год рассчитывается следующим образом: ФОТвс = Fэф ( Тс ( Рвс + П + ЗПд + Врк, (10) где Тс - часовая тарифная ставка, соответствующая разряду рабочего; Рвс - число контролёров (или вспомогательных рабочих) определённого разряда. Годовой фонд оплаты труда специалистов, управленческого и обслуживающего персонала следует определить по формуле: ФОТсп = Ом ( 12 ( Рсп + П + Врк, (11) где Ом - месячный оклад: -директор фирмы в 10 раз выше средней месячной заработной платы всех рабочих; -зам. директора - 75% от оклада директора; -начальники участков, отделов, главные специалисты 60 - 65% от оклада директора; -специалисты - 40 - 50 % от оклада директора; -обслуживающий персонал 4 - 7% от оклада директора; -мастер - в 2,5 раза выше средней месячной зарплаты всех рабочих. Месячные оклады приведены в штатном расписании. Рсп - число специалистов (управленческого или обслуживающего персонала) с соответствующим месячным окладом. Расчёт фонда оплаты труда основных, вспомогательных рабочих, специалистов, управленческого и обслуживающего персонала приведён в табл.7,8,9,10.
Расчёт ФОТ основных рабочих Таблица 7 |Наимен|Ра|Трудоёмкость |ТСi |ЗПт |П |ЗПос |ЗПд |Врк |ФОТосн| |ование|зр|выпуска |руб/| | | | | | | |укрупн|яд|изделий в час|час | | | | | | | |ённых | | | | | | | | | | |операц| | | | | | | | | | |ий | | | | | | | | | | | | |Одно|Всех | | | | | | | | | | |го |изделий| | | | | | | | | | |изде| | | | | | | | | | | |лия | | | | | | | | | |Станоч|4 |1,8 |9720 |1,97|54608 |21843 |76452 |7645 |12615 |96711 | |ные | |2,5 |18000 | | | | | | | | |Слесар|4 |2,4 |12960 |1,97|66665 |26666 |93331 |9333 |15400 |118063| |ные | |2,9 |20880 | | | | | | | | |Монтаж|3 |4,3 |23220 |1,75|106155|42462 |148617 |14862 |24522 |188001| |но-сбо| |5,2 |37440 | | | | | | | | |рочные| | | | | | | | | | | |Наладо|5 |6,6 |35640 |2,26|235130|94052 |329183 |32918 |54315 |416416| |чные | |9,5 |68400 | | | | | | | | |Контр.|3 |- |- |1,75|6426 |2570 |8996 |900 |1484 |11380 | |кач-ва| | | | | | | | | | | |Итого:| | | | |468985|187594|656578 |65658 |108335 |830572|
Расчёт ФОТ вспомогательных рабочих Таблица 8 |Наименование |Раз-|ТСi |Fэф |Рвс|ЗПт |П |ЗПос |ЗПд |Врк |ФОТвсп| |профессии |ряд | | |п | | | | | | | |Слесарь-ремон|5 |2,26|1836|4 |16597 |6639 |23236 |2324 |3834 |29394 | |тник |4 | | |6 |21702 |8681 |30382 |3038 |5013 |38433 | | | |1,97| | | | | | | | | |Наладчик |5 |2,26|1836|3 |12448 |4979 |17427 |1743 |2876 |22046 | | |4 | | |6 |21702 |8681 |30382 |3038 |5013 |38433 | | | |1,97| | | | | | | | | |Уборщица уч. |1 |1,47|1836|8 |21591 |8637 |30228 |3023 |4988 |38238 | |Деж.электрик |3 |1,75|1836|8 |25704 |10282|35986 |3599 |5938 |45522 | |Комплект-ик |3 |1,75|1836|2 |6426 |2570 |8996 |900 |1484 |11380 | | |2 | | |2 |5838 |2335 |8174 |817 |1349 |10340 | | | |1,59| | | | | | | | | |Транс.рабочий|3 |1,75|1836|2 |6426 |2570 |8996 |900 |1484 |11380 | | |2 | | |6 |17515 |7006 |24522 |2452 |4046 |31020 | | | |1,59| | | | | | | | | |Кладовщик |3 |1,75|1836|2 |6426 |2570 |8996 |900 |1484 |11380 | |Итого: | | | | | | | | | |287568|
Расчёт ФОТ управленческого персонала Таблица 9
|Наименование |Месячный |Рупр |ЗПокл |П |ЗП |Врк |ФОТупр | |профессии |оклад | | | | | | | |Директор |5500 |1 |66000 |26400 |92400 |13360|106260 | |Зам.директора | | | | | | | | |-по маркетингу |4125 |1 |49500 |19800 |69300 | |79695 | |-по финансам и |4125 |1 |49500 |19800 |69300 |10395|79695 | |экон. |4125 |1 |49500 |19800 |69300 | |79695 | |-по производству | | | | | |10395| | |-по труду и |4125 |1 |49500 |19800 |69300 | |79695 | |соц.вопросам |3575 |2 |85800 |34320 |120120|10395|138138 | |Начальник участка |1350 |4 |64800 |25920 | | |104328 | |Мастер | | | | |90720 | | | | | | | | | |10395| | | | | | | | | | | | | | | | | |18018| | | | | | | | | | | | | | | | | |13608| | |Итого: | | | | | | |667506 |
Расчёт ФОТ обслуживающего персонала Таблица 10 |Наименовани|Разряд|Месячн|Роб.п |ЗПокл |П |ЗП |Врк |ФОТоб.п | |е профессии| |ый | | | | | | | | | |оклад | | | | | | | |Лаборант |7 |385 |1 |4620 |1848 |6468 |970 |7438 | | |6 |340 |1 |4080 |1632 |5712 |857 |6569 | |Опер | |