GeoSELECT.ru



Международное публичное право / Реферат: Территории в международном праве (Международное публичное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Территории в международном праве (Международное публичное право)


Министерство общего и профессионального
Образования Российской Федерации

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Факультет Защиты Информации
Студент 3 курса д/о


Борисов Сергей


Реферат по предмету “Международное Право”

На тему:


Территории в Международном Праве



Москва 2000



ПЛАН

1. Введение.
2. Государственная территория
3. Граница
4. Международное морское право
5. Внутренние воды – вид морских пространств.

1.1 Классификация морских пространств.


1.2 Понятие внутренних морских вод.

6. Порядок захода иностранных судов в морские порты.
7. Арктика и Антарктика
8. Список Литературы



Введение

В своем реферате я хочу уделить внимание территориям в
международном праве, международно-правовому режиму Мирового океана,
проблемам Арктики и Антарктики, но не затрагивать космическое право, т.к.
оно не является частью моего доклада.
Под территорией в международном праве понимается пространство с
определенным правовым режимом – часть земного шара (сухопутная, водная
территории, недра и т.д ), а также космическое пространство и небесные
тела. Правовой статус территорий определяется нормами
внутригосударственного законодательства и международного права.
По правовому режиму территории подразделяются на государственные,
территории со смешанным режимом и территории с международным режимом.
Государственные территории являются материальной базой
существования соответствующего государства и находятся под его
суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий
составляют норма национального права.
Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и
экономическая зона) не входят в состав государственных территорий.
Территории с международным режимом (открытое море за пределами
территориальных вод, международный район морского дна, реки, проливы и
т.д.). Правовой режим этих территорий определяется международными
договорами.


Государственная территория

Государственная территория- это часть земного шара, находящаяся под
суверенитетом соответствующего государства. Государственную территорию
образуют: сухопутная территория, водная территория, воздушная
территория,
недра. Условной государственной территорией принято считать морские,
воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной
территории, а также трубопроводы, другие сооружения.
В пределах государственной территории государство осуществляет свое
территориальное верховенство и национальную юрисдикцию.
Современное международное право запрещает насильственное изменение
государственной территории. Территория государства может изменяться в
результате:
1. Разделения существующего государства, выхода части территории из
состава государств, объединения двух или нескольких государств.
2. Национально освободительной борьбы и реализации права на
самоопределения.
3. Обмена государственными территориями по соглашению сторон.
4. Применения мер ответственности за агрессию.
5. Цессии-уступки права на территорию.



Граница

Государственная граница - линия и проходящая по этой линии вертикальная
поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный
предел государственного суверенитета.
Прохождение границы устанавливается:
- на суше – по характерным точкам, линиям рельефа или ориентирам.
- на море – по внешнему пределу территориальных вод
- на реках – по середине главного форватера либо по их середине.
Государственные границы устанавливаются в договорном порядке. При
этом вначале решается вопрос о делемитации, т.е. юридической
принадлежности определенной территории. Делимитация предполагает
определение в договорном порядке общего направления прохождения
государственной границы с обозначением ее на карте. Далее осуществляется
демаркация – проведение линии границы на местности с одновременным
обозначением ее пограничными знаками- столбами, пирамидами и т.п., на
воде- створами, вехами и т.п.
Режим государственной границы устанавливается национальным
законодательством и международными договорами и включает правила:
содержания границы;
пересечения границы лицами и транспортными средствами;
пропуска через границу лиц и товаров;
ведения на границе хозяйственной и иной деятельности;
разрешения пограничных инцидентов;
От режима государственной границы следует отличать пограничный режим –
режим пограничной зоны, территориальных и внутренних вод. Пограничный
режим нацелен на создание необходимых условий для охраны границы. Ширина
пограничной зоны не превышает, как правило, пяти километров.
Порядок отсчета территориального моря:
1. От линии наибольшего отлива – 12 миль
2. От прямых исходных линий, соединяющих выступающие в море точки
побережья, если береговая линия глубоко изрезана и извилиста – 12 миль
3. От внутренних морских вод – 24 мили
Пространство со смешанным правовым режимом:
Шельф – поверхность и недра морского дна, простирающееся от внешней
границы территориального моря.
1. до глубины покрывающих вод 200м.
2. Или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих
вод позволяет разработку естественных богатств этих районов.


Международное морское право

Международное морское право является одной из наиболее древних частей
международного права, уходящей своими корнями в эпоху античного мира. Но
его кодификация впервые была осуществлена лишь в 1958 году в Женеве І
Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции: о
территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о
континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти
конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них
государств. Положения этих конвенций в той степени, в которой они
декларируют общепризнанные нормы международного права, в частности
международные обычаи, должны уважаться и другими государствами. Но при
этом надо иметь в виду, что вскоре после принятия Женевских конвенций по
морскому праву 1958 года новые факторы исторического развития, в
частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых
развивающихся государств, потребовавших создания нового морского права,
отвечающего интересам этих государств, равно как возникновение в
результате научно-технической революции новых возможностей освоения
Мирового океана и его ресурсов, привели к глубоким изменениям
международного морского права. Эти изменения и нашли отражение в
Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которую подписали 157
государств, а также ЕЭС и от имени Намибии Совет ООН по Намибии.
Некоторые подсчеты показывают, что в целом в Конвенции содержится
примерно 1500 норм и положений, создающих конкретные обязательства для
государств по их выполнению и соблюдению. Из этого числа сотни норм
совершенно новых.
Принятия такого рода норм привело к существенному изменению правового
режима морских пространств, к установлению новых правоотношений между
государствами при пользовании морями и океанами, их ресурсами.
Новые нормы относятся как к режимам открытого моря, территориального
моря, приливов, архипелажных вод государств-архипелагов, исключительных
экономических зон и континентального шельфа, режиму островов, замкнутых и
полузамкнутых морей, так и к правам внутриконтинентальных государств на
доступ к морю, мерам по предотвращению загрязнения морской среды и т.д.
Особое место в Конвенции занимают нормы, направленные на регламентацию
использования морских пространств.
Помимо указанных выше конвенций международное морское право включает
значительное число других международных соглашений и международных
обычаев, которые определяют правовой режим морских пространств. На
правовом режиме внутренних вод я хочу подробнее остановиться в своей
курсовой.

Внутренние воды – вид морских пространств.

1.1 Классификация морских пространств.

Пространства морей и океанов на нашей планете с международно-правовой
точки зрения подразделяются на:
1) пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и
составляющие территорию каждого из них;
2) пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного
из них.
Принадлежность части Мирового океана к одному из указанных видов
морских пространств определяет, таким образом, правовое положение, или
правовой статус, этой части моря. Правовой же статус какого-либо морского
пространства оказывает большое воздействие на порядок установления и
содержания правового режима, регулирующего деятельность в данном
пространстве. При этом, естественно, учитываются и иные обстоятельства, в
частности значение соответствующего морского пространства для
коммуникаций и различных видов сотрудничества между государствами.
В состав территории страны, имеющей морское побережье, входят части
моря, расположенные вдоль его берегов и именуемые внутренними морскими
водами и территориальным морем (или территориальными водами — оба термина
равнозначны). В состав территории государств, состоящих полностью из
одного и более архипелагов, входят архипелажные воды, расположенные между
островами внутри архипелага.
Внутренние морские воды, территориальное море и архипелажные воды —
лишь небольшая часть Мирового, океана. Огромные пространства морей и
океанов за их пределами не входят в состав территории и не подчинены
суверенитету ни одного из государств, то есть имеют иной правовой статус.
Однако классификация морских пространств только на основании их правового
статуса не носит исчерпывающего характера. Как показывает практика, два,
а иногда и более, морских пространства, имеющих одинаковый правовой
статус, тем не менее имеют различные правовые режимы, которые регулируют
в каждом из них соответствующую деятельность. Правовой режим внутренних
морских вод в некоторых важных аспектах отличается от правового режима
территориального моря, а правовой режим архипелажных вод не совпадает с
правовым режимом ни внутренних вод, ни территориального моря, хотя все
эти три части морских вод считаются соответственно водами прибрежного
государства, то есть имеют единообразный правовой статус. Еще более
пеструю картину можно наблюдать в рамках морских пространств, не
подпадающих под суверенитет ни одного из государств и находящихся за
пределами территориальных вод. Они состоят из районов, отличающихся друг
от друга специфическим правовым режимом (прилежащая зона, исключительная
экономическая зона, континентальный шельф и т. д.).
Указанные обстоятельства учитываются при классификации морских
пространств.
Отдельный вид морских пространств составляют проливы, используемые для
международного судоходства. В их пределах находятся воды, имеющие не
только различные правовые режимы, но и различный правовой статус. Поэтому
сами эти проливы делятся на ряд категорий.
Своеобразна ситуация с некоторыми важнейшими морскими каналами. Они,
будучи искусственными сооружениями прибрежного государства и его
внутренними водами, ввиду большого значения для международного
судоходства подчинены специфическому международно-правовому режиму.
Таким образом, правовая классификация морских пространств должна
осуществляться с учетом правового статуса и особенностей правового режима
конкретного морского пространства. Этот подход соответствует исторически
сложившейся традиции и в своей основе опирается также на Конвенцию по
морскому праву 1982 года.



1.2 Понятие внутренних морских вод.

В состав территории каждого государства, имеющего морское побережье,
входят внутренние морские воды. Международные соглашения и национальные
законы различных государств относят к ним воды, находящиеся между берегом
государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины
территориального моря. Внутренними морскими водами прибрежного
государства считаются также:
1) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее
удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других
сооружений портов;
2) моря, полностью окруженные сушей одного и того же государства
(например, Аральское море), а также моря, все побережье которых и
оба берега соединения с другим морем (или океаном) принадлежат
одному и тому же государству (например, Азовское море. Белое
море);
3) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат
одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает
24 морских миль.
Если ширина входа в залив больше 24 морских миль, то для отсчета
внутренних вод в этом заливе проводится прямая исходная линия в 24
морские мили внутри залива от берега к берегу, но таким образом, чтобы ею
было отграничено возможно большее водное пространство. Это же правило
применяется к морским бухтам, губам и лиманам.
В состав государственной территории некоторых морских государств
входят также исторические воды. В частности, Конвенция о территориальном
море и прилежащей зоне и Конвенция ООН по морскому праву подтвердили
международную практику, согласно которой некоторые заливы, независимо от
ширины входа, считаются внутренними водами прибрежного государства в силу
исторической традиции. Такие заливы называются „историческими". К ним,
например, относится на Дальнем Востоке залив Петра Великого до линии,
соединяющей устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотный (ширина входа 102
морские мили). Его статус как исторического залива был определен Россией
в 1901 году в правилах морского рыбного промысла в территориальных водах
Приамурского генерал-губернаторства, а также в соглашениях с Японией по
вопросам рыболовства 1907, 1928, 1944 годов. Этот статус залива Петра
Великого был подтвержден изданным в 1957 году Постановлением Совета
Министров СССР. Историческим заливом СССР является также Чешская губа в
Баренцевом море, которая глубоко вдается в сушу и окружена ею.
Канада считает историческими водами Гудзонов залив (ширина входа около
50 морских миль), Норвегия - Варангерфьорд (ширина входа 30 морских
миль), Тунис - Габесский залив (ширина входа 50 морских миль).
Доктрина международного права также не ставит под сомнение право
государств объявлять некоторые заливы, окруженные сушей одного
государства, но имеющие ширину входа более 24 морских миль, историческими
заливами. Так, Д. Коломбос полагает: „В силу исторических или освященных
давностью оснований, либо оснований, покоящихся на особенностях залива,
прибрежное государство вправе притязать на более широкий пояс береговых
вод, если оно может доказать, что оно длительное время осуществляло
верховенство над данным заливом и что такое притязание прямо или
молчаливо признано подавляющим большинством других государств".
Следовательно, по мнению Д. Коломбоса, для объявления государством какого-
либо залива историческим необходимо прежде всего выдвинуть либо
исторические основания, либо основания, вытекающие из особенностей
залива. Подобная позиция характерна и для значительного числа других
авторов — специалистов международного права.
Международное договорное право до сих пор не содержит определений
понятий „исторические воды" или „исторический залив" и не предусматривает
оснований для объявления государствами своих прав на такие морские воды.
Генеральная Ассамблея ООН еще в 1959 году (резолюция 1453 (XIV) от 7
декабря 1959 г.) поручила Комиссии международного права изучить данный
вопрос и направить полученные результаты государствам — членам ООН. Эта
работа не завершена.
Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежным
государством по его усмотрению. В частности, судоходство и рыболовство во
внутренних морских водах, а также научная и изыскательская деятельность
регулируются исключительно законами и правилами прибрежного государства.
В этих водах иностранцам обычно запрещено заниматься любыми промыслами и
исследовательской деятельностью без специального разрешения. Как правило,
любые иностранные суда могут заходить во внутренние воды другого
государства с разрешения последнего. Исключением являются случаи
вынужденного захода судов ввиду стихийного бедствия, а также воды
открытых портов.
Военные корабли, находящиеся в иностранных внутренних водах с согласия
прибрежного государства, пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного
государства. Однако они обязаны соблюдать законы и правила последнего, а
также соответствующие принципы и нормы международного права (запрещение
угрозы силой или ее применение, уважение территориальной
неприкосновенности, невмешательство и др.).

Порядок захода иностранных судов в морские порты.

Воды морских портов — часть внутренних морских вод прибрежного
государства. Как сказано в ст. 11 Конвенции ООН по морскому нраву,
«наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые
являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как
часть берега». Ввиду этого акватория морского порта оказывается как бы
окруженной берегами прибрежного государства.
Прибрежное государство вправе само определять порядок доступа в свои
порты судов других стран, а также правовой режим их пребывания там. Оно
решает, открывать или нет те или иные из своих портов для захода
иностранных судов. Это положение получило отражение в заключенной в 1923
году в Женеве Конвенции о режиме морских портов.
В некоторых доктринах иногда встречается мнение о том, что морские
торговые порты должны оставаться открытыми для всех государств, и
торговые суда всех стран имеют право захода в любой морской порт,
служащий для внешней торговли. Однако эта точка зрения не соответствует
современному состоянию международного морского права. Практика государств
основана на уважении полного суверенитета прибрежного государства над его
внутренними морскими водами, включая морские порты. Именно этим
объясняется то обстоятельство, что ни Конвенция о территориальном море и
прилежащей зоне, ни Конвенция ООН по морскому праву, участники которой
сознают, как отмечено в ее преамбуле, «тесную взаимосвязь проблем
морского пространства и необходимость рассматривать их как единое целое»,
не устанавливают тем не менее правового режима внутренних морских вод в
целом или какой-либо их части. Установление указанного правового режима
является суверенной прерогативой прибрежного государства.
Такой же прерогативой является право прибрежного государства объявлять
любой свой порт открытым или закрытым для захода иностранных судов.
Однако в интересах поддержания и развития международных экономических и
иных отношений прибрежные государства обычно открывают многие из своих
портов для свободного захода иностранных невоенных судов без различия их
флагов и дискриминации, а также заключают по некоторым вопросам,
касающимся пребывания иностранных судов в них, международные соглашения.
Как правило, для посещения открытых портов не требуется запрашивать у
властей прибрежного государства разрешение на заход или направлять им
уведомление об этом.
В морские порты, не объявленные открытыми, заход иностранных судов
допускается только с разрешения властей прибрежного государства,
полученного в порядке, установленном этим государством. Исключение
допускается, как показывает всеобщая практика и, следовательно,
международный обычай, только в случаях вынужденного захода судна (авария,
необходимость в медицинской помощи и др.). О таком заходе судно должно
сообщить властям соответствующего морского порта.
В последние годы в связи с возникшей угрозой загрязнения морской
среды, появлением судов с ядерными двигателями, возросшей интенсивностью
морского судоходства и по некоторым другим соображениям прибрежные
государства стали принимать правила, которые или ограничивают заход в
открытые порты некоторых категорий иностранных судов, или же
устанавливают определенные условия, без выполнения которых иностранное
судно может быть не допущено в открытый морской порт. Так,
законодательством Швеции, Дании, Финляндии, Марокко и других стран введен
разрешительный порядок для захода в их порты государственных
некоммерческих судов.
Естественно, международное право не может вопреки согласию государств
ограничивать законные проявления суверенной воли государств, включая их
право на регулирование допуска иностранных судов в свои порты. В. А.
Киселев справедливо заметил, что право прибрежного государства
предъявлять к иностранным судам определенные требования в качестве
условия допуска в порты вытекает из его суверенитета над внутренними
морскими водами и что это право должным образом учтено как в Конвенции о
территориальном море и прилежащей зоне (и. 2 ст. 16), так и в Конвенции
ООН по морскому праву (и. 2 ст. 25). Указанные нормы конвенций, пишет В.
А. Киселев, означают, что прибрежное государство не только может
предъявлять национальные требования в качестве условия допуска
иностранных судов в порты, но даже препятствовать заходу в
территориальные воды направляющихся в его порты судов, которые не
отвечают таким требованиям. Вместе с тем следует уточнить, что
прибрежное государство может в данном случае воспрепятствовать заходу
иностранного судна, направляющегося, как гласят положения конвенций, во
внутренние воды, а не в территориальное море или территориальные воды.
Столь же определенно такое правомочие вытекает также из п. 3 ст. 211
Конвенции ООН по морскому праву, который предусматривает право государств
устанавливать «особые требования для предотвращения, сокращения и
сохранения под контролем загрязнения морской среды в качестве условия для
захода иностранных судов в их порты или внутренние воды и для остановки у
их прибрежных терминалов». Это право закреплено также в ряде других
международных соглашений, в частности в Международной конвенции по охране
человеческой жизни на море 1974 года, гл. VIII которой требует, чтобы
иностранные ядерные суда перед заходом в порт представляли прибрежному
государству информацию о безопасности такого захода. Если прибрежное
государство сочтет, что заход атомного судна представляет угрозу для
водных путей или окружающей морской среды и т. д., то оно может не
допустить такое судно в свой порт.
Однако, характеризуя суверенное право прибрежного государства не
допускать захода иностранных судов в его морские порты в порядке
предупреждения любого нарушения условий, на которых эти суда допускаются
им в свои порты и внутренние воды, нужно иметь в виду, что это право не
осуществляется произвольно. Условия допуска иностранных судов в порты
формулируются в соответствующих законах и правилах прибрежного
государства, публикуемых им в «Извещениях мореплавателям» или иным
должным образом. Естественно, что прибрежное государство не может
выходить за рамки установленных им самим предписаний. Вместе с тем
поскольку прибрежное государство открывает свои порты для международного
общения и в интересах развития международного сотрудничества, указанные
законы и правила должны приниматься с учетом как общепринятых
международных стандартов и практики, так и интересов международного
сотрудничества, в том числе и в отношении регулирования допуска
иностранных судов в порты и обращения с ними там без какой-либо
дискриминации. В противном случае такие законы и правила не только не
будут соответствовать интересам равноправного международного
сотрудничества, но и способны причинить ему ущерб.
Совершенно очевидно, что «выборочные» запреты на заходы иностранных
судов в открытые для международного судоходства порты по политическим
мотивам ведут к подрыву принципа международного сотрудничества и являются
актами дискриминации, противоречащими принципу суверенного равенства и
равноправия государств. На этом поприще, как известно, систематически
проявляют себя США и некоторые из их союзников. На протяжении многих лет
американские власти заносили в «черные списки» морские суда, посещавшие
порты Кубы, и на этом основании не допускали их в порты США. В настоящее
время в порты США запрещен доступ судов, плавающих под флагом Албании,
Кубы, Кампучии, КНДР и Вьетнама, а для судов, имеющих национальность
государств — участников Варшавского Договора, заход запрещен в 11
американских портов. При этом для судов ряда социалистических стран
установлено требование заблаговременного запроса о разрешении на заход
даже в открытые для них порты.
Некоторые государства требуют получения предварительного разрешения
для захода в свои порты научно-исследовательских или ледокольных судов.
Вряд ли такого рода требования соответствуют общим принципам мореплавания
и поощрения научных исследований. Указанные требования явно расходятся с
положениями Конвенции ООН по морскому праву, которая устанавливает, что
прибрежные государства принимают меры для облегчения .доступа в свои
гавани и содействия в предоставлении помощи морским исследовательским
судам, соблюдающим положения конвенции (ст. 255).
Что касается военных кораблей, то, как и в любую часть внутренних
морских вод, в морские порты, в том числе открытые, указанные корабли
могут заходить по получении предварительного разрешения или приглашения
(например, нанести визит вежливости) прибрежного государства либо, если
законодательство прибрежного государства это допускает, после
предварительного уведомления. Прибрежное государство может устанавливать
число и класс (равно как порядок и срок пребывания) иностранных военных
кораблей, допускаемых в его порты.



Арктика и Антарктика



Арктика – часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и
включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также
Северный Ледовитый Океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой,
Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора. Согласно концепции
полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от
арктического побережья соответствующего приполярного государства в
пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимся в точке
Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного
государства. Нужно заметить, что боковые границы полярных секторов не
являются государственными границами. СССР закрепил свои права в полярном
секторе постановлением ЦИК СССР 1926г. Исключения составляют острова
архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии.
Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60
градусов южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые
ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарктиды определен
Договором об Антарктиде 1959г., в котором участвует около 40 государств.
Это соглашение государств-участников Договора в 1995г. признано
бессрочным.
В соответствии с положением Договора 1959г. все территориальные
претензии государств в Антарктике «замораживаются».
Договором установлено, что Антарктика может использоваться только в
мирных целях. В Антарктике запрещается:
1. создание военных баз и укреплений
2. проведение военных маневров
3. испытания любых видов оружия
4. проведение ядерных взрывов
5. сброс радиоактивных отходов
За соблюдением Договора установлен строгий контроль. Каждое
государство-участник Договора может назначать своих наблюдателей, которые
имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Наблюдатели и
научный персонал станций в Антарктике находятся под юрисдикцией
государства, чьими гражданами они являются.
Правовой режим живых и минеральных ресурсов Антарктики
регламентируется Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов
Антарктики 1980г., Конвенцией по регулированию освоения минеральных
ресурсов Антарктики 1988г.
Последним ограничительным документом стал Мадридский протокол 1991г.,
предусматривающий 50-летний мораторий на ведение в Антарктиде геолого-
разведочных и горно-добывающих работ. Считается, что подписание этого
документа, вместо подготовленной конвенции о минеральных ресурсах
«шестого континента», связано с опасением ряда стран опоздать с созданием
соответствующей техники к разделу антарктического «пирога».
То есть можно говорить о проблемах, с которыми столкнулась Россия в
Антарктике. Если не будет финансирования наших станций, то мы будем
вынуждены уйти оттуда, а уйдя один раз, мы потеряем Антарктику навсегда.

И под конец я хочу сказать, что у России есть еще одна проблема с
территорией -эта проблема - Каспийское море. После развала СССР сразу
несколько стран стали претендовать на ресурсы Каспия, но так как до сих
пор не определено, что есть Каспий-море или озеро-проблема разделения его
на участки очень затруднена. То есть в срочном порядке необходимо
принимать какие-нибудь резолюции.

Список литературы.

1) Бабурин С.Н. «Территория государства: правовые и геополитические
проблемы», М., 1997 г.
2) Ильин Ю.Д. «Лекции по международному публичному праву», г.Харьков,
изд-во Консум, 1996 г.
3) Лукашук И.И. «Международное право. Общая часть», М., 1997 г.
4) «Международное морское, воздушное и космическое право: общее и
особенное», М., 1992 г.
5) «Международное право», под ред. Колосова Ю.М. и Кузнецова В.И., М., 1995
г.
6) «Мировой океан и международное право. Основа современного правопорядка в
мировом океане», М., 1986 г.







Реферат на тему: Территория в международном праве

Введение

В различных правовых системах и международном праве в целом уже вполне
четко сложились общепризнанные понятия, относящиеся к территории. Значение
общепланетарной территории как общего достояния всего человечества
постоянно возрастает. С физической точки зрения ее отдельные составные
части- водное и воздушное пространства- не признают юридических границ,
устанавливаемых государствами, а сохранение этого общего достояния для
грядущих поколений и экологического равновесия на планете, равно как и
самой природы с ее фауной и флорой, является ныне важнейшей глобальной
проблемой.
После распада СССР вопрос территории, государственной границы был
очень актуален. Как современницу этих событий меня интересует эта тема,
поэтому для своего реферата я выбрала тему «Территория в международном
праве».



Понятие и виды территорий


Планету Земля - ее сушу, воздушное пространство, Мировой океан, а
также космическое пространство, Луну и другие небесные тела- с точки зрения
правового режима можно разделить на три вида:
1) территория государств;
2) международная территория (пространства с международным режимом);
3) территория со смешанным режимом.
Территория государств, представляет собой пространство, в пределах
которого государство осуществляет верховную власть (суверенитет).
Международная территория- это пространство с международным режимом, на
которое не распространяется суверенитет какого-либо государства и которое
открыто для использования всеми государствами в соответствии с международно-
правовыми нормами. Такой режим имеют открытое море, воздушное пространство
над ним, а также над исключительной экономической зоной, дно морей и
океанов за пределами национальной юрисдикции, космическое пространство,
включая Луну и другие небесные тела, Антарктика и воздушное пространство
над ней.[1.,466].
Территории со смешанным режимом - это территории, на которых действуют
одновременно и нормы международного права и нормы национального
законодательства прибрежных государств.
Территории со смешанным режимом условно можно разделить на две группы.
Первая группа: прилежащие и исключительные экономические зоны и
континентальный шельф прибрежных государств, которые не входят в состав
государственной территории прибрежных государств. Вторая группа:
международные реки, международные проливы, перекрываемые территориальными
водами прибрежных государств, и международные каналы, входящие в состав
территорий прибрежных государств.
Авторы учебника МГИМО МИД РФ признают также существование и территорий
с особым международным режимом - это демилитаризованные и нейтрализованные
зоны и зоны мира (в случае их установления). В состав этих территорий могут
входить территории первой категории или территории первых трех категорий
одновременно: арх. Шпицберген, Аландские острова, Додеканезские острова,
остров Пантеллерия, Панамский и Суэцкий каналы, Луна и другие небесные
тела, а также иные территории. [3.,382].
Рассмотрим более подробно государственную территорию. Государственная
территория – это:
- национальное достояние и среда обитания народа в рамках
государственных границ каждого конкретного государства, который является
полноправным и единственным ее собственником, что предусматривает право
народа на владение, пользование и распоряжение, как самой территорией, так
и всеми ее естественными ресурсами и богатствами без ущерба для каких-либо
обязательств, вытекающих из международного сотрудничества государств на
принципе взаимной выгоды и международного права;
- материальная база и экологическая среда существования народа и его
государства (ни один народ ни в коем случае не может быть лишен
принадлежащих ему средств существования);
- часть земного шара, в пределах которой государство от имени своего
народа осуществляет территориальное верховенство, составляющее неотъемлемую
часть государственного суверенитета.
В состав государственной территории входят: сухопутная территория в
пределах государственных границ, острова и анклавы независимо от их
местонахождения; водная территория, включающая в себя водные пространства,
находящиеся на сухопутной территории и островах (озера, реки, каналы,
водохранилища), и водные пространства внутренних морских вод и
территориального моря (прибрежная морская полоса шириной до 12 морских
миль); воздушная территория, включающая все воздушное пространство над
сухопутной и водной территорией государства; недра, расположенные под
сухопутной и водной территорией государства[3.,382].
Иногда применяется термин «условная территория», к которой относят
расположенные вне пределов государственной территории объекты: воздушные,
морские, речные суда, космические корабли, станции и другие космические
объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в
Антарктике, помещения дипломатических и консульских представительств.
Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей
территории. Оно может на основе специальных международных договоров
предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей
территории иностранным государствам, их юридическим или физическим лицам.
Это договоры относительно международных воздушных сообщений через воздушное
пространство государства, аренды (например, Договор между СССР и Финляндией
о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского
канала и острова Малый Высоцкий от 27 сентября 1962 года), транзита через
государственную территорию, регулирования передвижения иностранных граждан
по территории государства и посещения определенных районов и др.[1.,468].
В пределах своей территории государство осуществляет верховенство. В
современном международном праве территориальное верховенство в основном
сводится к следующему:
- власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и
юридическим лицам, находящимся на его территории;
- государство не может быть насильно лишено принадлежащей ему
территории, его границы нерушимы и неприкосновенны;
- в пределах государственной территории исключается публичная власть
любого другого государства;
- высшая власть государства осуществляется системой государственных
органов в законодательной, исполнительной, судебной, административной
сферах;
- юрисдикция государства в отдельных случаях может распространяться за
пределы его территории (например, юрисдикция над морскими и воздушными
судами и их экипажами);
- земля и природные ресурсы государства не могут использоваться
другими государствами без ясно выраженного согласия территориального
суверена.[2.,92].
Осуществление территориального верховенства государством не означает,
что не может быть каких-либо ограничений или запретов. Так, действия
государства, позволяющего другому государству со своей территории совершать
акты агрессии против третьего государства, квалифицируются как акт
агрессии, совершенный государством, предоставившим свою территорию (п. «f»
ст.3 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974
г.).[1.,468]
Изменение государственной территории также может быть произведено на
основе определенно выраженного согласия государств и в соответствии с
нормами и принципами международного права. Правовым основанием такого
изменения становится межгосударственный договор о передаче определенной
части территории или об обмене ее участками.[1.,469].



Государственные границы


Государственная граница – это линия, обозначающая на картах и на
местности пределы государственной территории на суше, на воде, в воздухе и
в недрах, т.е. пространственный предел действия государственного
суверенитета конкретного государства.
В зависимости от места прохождения различают сухопутные, водные и
воздушные границы.
Сухопутная граница отделяет сухопутную территорию одного государства
от аналогичной территории другого государства и устанавливается, как
правило, в договорном порядке между сопредельными государствами с учетом
рельефа местности (орографические границы). При невозможности учета рельефа
(горные хребты, водоразделы, реки и т.п.) могут устанавливаться
геометрические (прямые линии, соединяющие естественные или искусственные
ориентиры или характерные точки вне населенных пунктов) или астрономические
(по параллелям и меридианам) границы.
Водная граница может проходить:
на озере – по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к
противоположным берегам озера, независимо от изменяющегося уровня воды и
изменения очертания его берегов;
на судоходной реке – по главному фарватеру (тальвегу – линии
наибольших глубин). В случае естественного изменения фарватера под
действием денудации (текущего водного потока) граница также может
соответственно изменяться (так называемые подвижные границы);
на несудоходной реке – как правило, по середине реки или ее главного
рукава;
на водохранилищах – гидроузлов и других искусственных сооружений – по
линии государственной границы до их заполнения водой, если иное не
установлено международным договором между заинтересованными сопредельными
государствами;
на море – по внешней границе территориального моря в соответствии с
национальным законодательством или соглашениями с сопредельными
государствами.
Воздушная граница (боковая) представляет собой вертикальную плоскость,
восстановленную по линии прохождения сухопутной и водной государственной
границы. Верхний высотный предел воздушного пространства, отделяющий его от
космического пространства, международным правом не установлен. По
утверждающемуся в международной практике мнению высотный предел воздушного
пространства составляет примерно 110 км от поверхности Земли – наименьшая
устойчивая высота орбиты искусственных спутников Земли.
Государственная граница между сопредельными государствами определяется
и устанавливается путем делимитации и демаркации, которые осуществляются
смешанными комиссиями, образованными заинтересованными государствами на
паритетных началах.
Делимитация- это определение в договорном порядке общего направления
прохождения линии государственной границы с обозначением ее на картах,
схемах и планах. При делимитации составляется подробное описание
прохождения линии границы, исключающее двоякое толкование, с нанесением ее
на карты и схемы по специально выбранным и согласованным естественным или
искусственным точкам или ориентирам (рекам, ручьям, горным вершинам,
хребтам и т.д.).
Демаркация – это проведение линии государственной границы на местности
с обозначением ее специальными пограничными знаками (пирамидами, столбами,
буями, створными знаками, маяками и т.п.). При демаркации составляется
протокол – подробное описание прохождения линии границы на местности со
схемами, фотографиями и описанием каждого пограничного знака и его
отличительных характеристик (размеры, цвет, характеристики огней и т.д.).
При обозначении линии границы на местности возможны небольшие
отклонения от делимитационного описания (особенно вблизи населенных
пунктов), возникающие разногласия разрешаются смешанными комиссиями, а в
особых случаях – на дипломатических переговорах. Все документы по
делимитации и демаркации являются составными частями договоров о
территориальном разграничении, уступке, обмене, продаже территорий и
подлежат утверждению высшими органами государственной власти сопредельных
договаривающихся государств.
Редемаркация – это проверка ранее демаркированной границы с
восстановлением, ремонтом (заменой) ранее выставленных пограничных знаков.
[3.,388].
Взаимное уважение границ – необходимое условие мира. Международное
право обязывает воздерживаться от любых посягательств на границы других
государств, от любых требований или действий, направленных на захват части
или всей территории любого государства.[4.,7].
В современном международном праве в отношении государственных границ
утвердились два принципа – неприкосновенности и нерушимости границ.
Последний относится к случаю установления границ в Европе после второй
мировой войны. В соответствии с хельсинским Заключительным актом 1975 года
«государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга,
как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться
сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».[2.,99].
Принцип нерушимости границ получил также договорное подтверждение в
Заключительном акте СБСЕ 1975 г.: государственные границы « могут
изменяться в соответствии с международным правом, мирным путем и по
договоренности». Любое посягательство на неприкосновенность и нерушимость
государственных границ может пресекаться всеми имеющимися законными
средствами, в том числе при необходимости и силой оружия.[3.,388].
В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны
и содержания внутренним законодательством и международными договорами
сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим,
который предусматривает:
Порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, на море
и в воздухе, размещение и регламентацию деятельности контрольно-пропускных
пунктов (КПП) и таможенных учреждений, воздушные коридоры над границей и
порядок пролета в них летательных аппаратов;
Ведение сельскохозяйственной, производственной, транспортной,
промысловой и иной деятельности в районе государственной границы, в том
числе в пределах территориального моря; специальные правила проживания,
перемещения и деятельности населения в пограничной зоне и въезда в нее;
порядок расследования и урегулирования пограничных инцидентов и
др.[3.,389].
Пограничная полоса – это расположенная непосредственно на границе
полоса местности небольшой ширины, на которой могут быть установлены
контрольно-следовая полоса (КСП) и оборудованы инженерные сооружения,
препятствующие несанкционированному переходу (пересечению) государственной
границы.
Пограничная зона – это местность шириной до 5 км вдоль государственной
границы на суше, морское побережье, выходящее к открытому морю, берега
пограничных рек и озер, водоемов и водохранилищ и расположенные на них
острова. Исходя из характера отношений между сопредельными государствами,
пограничная зона может не устанавливаться (например, между Швейцарией и
Италией), между странами – членами СНГ государственные границы
«прозрачные», номинальные.[3.,389].


Международные реки и каналы


Международными реками следует считать те, что протекают по территории
двух или более государств и неизбежно являются предметом международно-
правовых отношений прибрежных государств.
Международное судоходство не является в настоящее время единственным
критерием международной реки, поскольку развилось использование вод этих
рек в промышленных и сельскохозяйственных целях. Пересечение или разделение
международной рекой территории нескольких государств создает взаимосвязь
интересов прибрежных государств, что и обусловливает их взаимные права и
обязанности относительно данной реки. Основным здесь является правило о
том, что любое прибрежное государство должно использовать воды
международной реки таким образом, чтобы при этом не наносить существенного
ущерба правам какого-либо другого прибрежного государства на использование
вод этой же реки.
Международные реки могут подразделяться на открытые для международного
судоходства, которые, как правило, пересекают территории нескольких
государств, и пограничные реки, которые, как правило, разделяют территории
нескольких государств. Однако эта классификация условна, так как одна и та
же река может на одном участке пересекать территории нескольких государств,
а на другом – разделять. [5.,86].
Судоходство по международным рекам. Ре6жим судоходства по
международной реке должен устанавливаться самими прибрежными государствами.
Только прибрежное государство имеет право на проход своих судов через
речные воды, входящие в состав территории другого государства, и то на
основании соглашения, заключенного между прибрежными странами, и в
соответствии с его условиями. В то же время в интересах своей торговли
прибрежные государства часто предоставляют свободу судоходства для торговых
судов всех стран. Однако это их право, но не обязанность. Поэтому суда
неприбрежных стран не имеют права прохода по международным рекам, если иное
не установлено в международном договоре.
Международными реками являются Дунай, Рейн, Нигер, Конго, Амазонка и
др.[5.,87].
Несудоходное использование международных рек. К несудоходному
использованию международных рек относятся строительство плотин для
гидроэлектростанций и ирригации, сброс промышленных вод, рыболовство,
лесосплав и т.п. В последнее время подобные виды использования
международных рек в целом имеют большее распространение, чем традиционное
судоходство. Все вопросы несудоходного использования решаются или должны
решаться на основе соглашения между прибрежными государствами. Единственным
общим документом в этом отношении являются Хельсинские правила 1966 года,
которые содержат детально разработанные статьи по таким видам
использования, как распределение вод, предотвращение загрязнения, лесосплав
и др.
Общие правила относительно урегулирования вопросов, возникающих при
строительстве гидроэлектростанций на международных реках, содержатся в
Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для
нескольких государств, 1923 года. В частности, все работы по использованию
гидроэнергии, которые могут привести к физическому изменению местности на
территории другого государства или могут причинить ему существенный ущерб,
должны проводиться на основании соглашения заинтересованных государств. По
этому пути и идет международная практика.[2.,105-106].
Международные каналы – гидротехнические сооружения, соединяющие моря и
океаны и используемые для международного судоходства (Суэцкий, Панамский,
Кильский).
Они прокладываются по территории, на которую распространяется власть
определенного государства. Принимая решение о прокладке канала, который
будет использоваться для международного морского судоходства, государство
соглашается на изменение не только состояния части своей территории
(сухопутная территория становится водной), но и ее статуса, предоставляя
право на использование ими морского судоходства. Являясь собственником
канала, государство обязано обеспечить судоходство по каналу, а другие
государства обязаны уважать права и законы государства, по территории
которого проложен канал, включая правила, касающиеся взимаемых без какой-
либо дискриминации сборов. Такой режим фиксируется в соответствующих
международных договорах.
К их числу относится Конвенция относительно обеспечения свободного
плавания по Суэцкому каналу 1888 г., которая провозгласила свободное
пользование морским Суэцким каналом «на все времена и для всех государств»
(преамбула).



Заключение



Для Латвии также продолжает оставаться актуальным вопрос территории
в связи с Абренской волостью. Также после восстановления независимости
Латвийской Республики много внимания уделяется государственной границе, ее
техническому оснащению, построению контрольно-пропускных пунктов и т.п.
Вопрос территории можно рассматривать и более детально на примере
отдельно взятых государств. Возможно это будет темой дальнейших работ.



Литература

1. Ответственные редакторы Игнатенко Г.,Тиунов О., Международное право.
Учебник для вузов.-Москва,Норма-Инфра М,1999.-569 стр.
2. Ответственные редакторы Колосов Ю.,Кузнецов В., Международное
право.Учебник.-Москва,Международные отношения,1998.-618 стр.
3. Под редакцией Бекяшева К., Международное публичное право.Учебник.-
Москва,Проспект,1998.-608 стр.
4. Лукашук И.,Международное право.Учебник Особенная часть.-
Москва,Издательство БЕК,1997.-390 стр.
5. Ответственные редакторы Кузнецов В.,Колосов Ю.,Международное право
Учебник.-Москва,Международные отношения,1994.-606 стр.






Новинки рефератов ::

Реферат: Мировая политика и международные отношения (Политология)


Реферат: Развитие транспорта и торговли в первой половине XIX века (История)


Реферат: Культура та побут населення України (Естествознание)


Реферат: ДЫХАНИЕ - реферат за 9-й класс (Биология)


Реферат: Глобализация: миф или реальность? (Политология)


Реферат: Модели принятия решений (Менеджмент)


Реферат: Брестская крепость (История)


Реферат: Роль религии в образовании государства (Государство и право)


Реферат: Комический образ героя-обывателя в сатирических рассказах М.М.Зощенко (Литература)


Реферат: Договор долевого участия в строительстве (Гражданское право и процесс)


Реферат: Вексель в кредитовании предприятий (Деньги и кредит)


Реферат: Значение логики (Философия)


Реферат: Рынок ценных бумаг (Деньги и кредит)


Реферат: В.И. Ленин – политический деятель и человек (Исторические личности)


Реферат: Бухгалтерский учет финансовых результатов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Эволюция звезд (Астрономия)


Реферат: Методика использования электронного учебника на уроках физики (Педагогика)


Реферат: Рабочая книга социолога (Социология)


Реферат: Организация финансов на коммерческих предприятиях. Экономико-статистический анализ производительности труда в хозяйствах центральной зоны Кировской области (Сельское хозяйство)


Реферат: Гадание (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист