GeoSELECT.ru



Международные отношения / Реферат: Внешнеэкономическая деятельность в Украине (Международные отношения)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Внешнеэкономическая деятельность в Украине (Международные отношения)


1.Внешнеэкономическая деятельность - этап в развитии Украины.
1.1. Понятие и суть внешнеэкономической деятельности
Понятие внешнеэкономической деятельности появилось в 1987 г. с
переходом на новую систему управления и началом осуществления
внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней
торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей
к внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий. В результате
в процессе внешнеэкономических реформ сложились два понятия:
внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, последнее
из которых изменило существующее ранее значение и характер
внешнеэкономических связей.
Внешнеэкономическая деятельность в отличие от внешнеэкономических
связей осуществляется на уровне производственных структур (фирм,
организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе
иностранного партнёра, номенклатуры товара для экспортно-импортной
сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков
поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности
как с внутренними, так и с зарубежными партнерами. Таким образом,
внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность
производственно-хозяйственных, организационно-экономических и
коммерческих функций. Обязательными сопутствующими условиями
внешнеэкономической деятельности являются выполнение определенных
операций по обеспечению продвижения товара от продавца к покупателю; по
своевременному предоставлению различного рода внешнеторговых услуг -
транспортных, страховых, экспедиторских, банковских; по осуществлению
платежно-расчетных операций, а также наличие коммерческой и валютно-
финансовой информации о конъюнктуре внешних товарных и денежных рынков.
Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах
международной купли-продажи, международной (или внешнеторговой)
считается сделка, заключаемая между контрагентами, то есть торговыми
партнерами, коммерческие предприятия которых находятся в разных
странах, или, иными словами, в юридическом адресе которых указаны
разные государства.
Исходным принципом внешнеэкономической деятельности предприятий
служит коммерческий расчет на основе принципов хозяйственной и
финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных
валютно-финансовых и материально-технических возможностей.
Ответственность за результаты внешнеэкономической деятельности лежит на
самом предприятии не только в части экспортных поставок, но и импортных
закупок для развития экспортного и импортозамещающего производства,
технической реконструкции.
Внешнеэкономическую деятельность и внешнеэкономические связи не
следует рассматривать как две раздельных сферы функционирования и
государственного регулирования. Основные задачи внешнеэкономической
деятельности государства, такие как:
таможенный контроль товаров, перемещаемых через государственную границу;
нетарифное регулирование экспорта и импорта отдельных товаров
общегосударственного значения (лицензирование и квотирование);
меры оперативного регулирования внешних экономических связей, включая
тарифное регулирование (налоги, пошлины и сборы).
существенно влияют на определение стратегии внешнеэкономической
деятельности отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и
объединений.

1.2.Виды внешнеэкономической деятельности.
Виды внешнеэкономической деятельности, осуществляемые на
Украине, определены Законом «О внешнеэкономической деятельности». К ним
относятся:
экспорт и импорт товаров (продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной
собственности, капиталов, рабочей силы);
оказание субъектами внешнеэкономической деятельности Украины услуг
иностранным субъектам хозяйственной деятельности, в том числе
производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных,
маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских, аудиторских,
юридических и других не запрещенных законами Украины;
оказание вышеуказанных услуг иностранными субъектами хозяйственной
деятельности субъектам внешнеэкономической деятельности Украины;
научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная,
учебная и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной
деятельности, обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе;
международные финансовые операции и операции с ценными бумагами в случаях,
предусмотренных законами Украины;
кредитные и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической
деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, создание
субъектами внешнеэкономической деятельности банковских, кредитных и
страховых учреждений за пределами Украины;
совместная предпринимательская деятельность между субъектами хозяйственной
деятельности, включающая создание совместных предприятий различных видов и
форм, проведение совместных хозяйственных операций и совместное владение
имуществом на территории Украины и за ее пределами;
предпринимательская деятельность на территории Украины, связанная с
предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и других
нематериальных объектов собственности со стороны иностранных субъектов
хозяйственной деятельности, аналогичная деятельность субъектов
внешнеэкономической деятельности за пределами Украины;
организация и осуществление деятельности в области проведения выставок,
симпозиумов, аукционов, торгов, конференций, семинаров и других подобных
мероприятий с участием субъектов внешнеэкономической деятельности;
организация и осуществление оптовой, консигнационной и розничной торговли
на территории Украины за иностранную валюту;
товарообменные (бартерные) операции и иная деятельность, построенная на
формах встречной торговли;
арендные, в том числе лизинговые операции;
операции по приобретению, продаже и обмену валюты на валютных аукционах,
биржах и на межбанковском валютном рынке;
работы на контрактной основе физических лиц Украины с иностранными
субъектами хозяйственной деятельности;
другие виды внешнеэкономической деятельности не запрещенные законами
Украины.
Приведенный в Законе «О внешнеэкономической деятельности»
перечень видов и форм внешнеэкономической деятельности является весьма
полным и охватывает практически все известные в мировой практике виды.
Однако следует отметить, что ведущую роль среди них играет такая форма
внешнеэкономических связей как международная торговля, с помощью
которой страны могут развивать специализацию, повышать
производительность своих ресурсов, увеличивать общий объем
производства, а также обеспечивать удовлетворение потребности в тех
продуктах, производство которых внутри страны крайне не эффективно или
невозможно вообще.

2.Украина и СНГ - «навiки разом».

2.1. Украинский импорт.
В перспективе на ближайшие 10-15 лет ключевое значение для
Украины будут иметь экономические отношения со странами СНГ, которые в
1993 году подписали соглашение о создании Экономического союза (Украина
является его ассоциированным членом). Главными целями Экономического
союза являются: формирование условий стабильного развития экономик
стран-участниц; поэтапное создание общего (совместного) экономического
пространства на основе рыночных отношений; обеспечение равных
возможностей для всех хозяйственных субъектов; реализация совместных
экономических проектов. Договоренности стран в рамках Экономического
союза СНГ ориентированны на поэтапное обеспечение свободного движения
товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Однако следует отметить, что
особое место во внешнеэкономической политике Украины в отношении стран
СНГ занимает Россия.
Таможенная статистика фиксирует пре неприятнейшую тенденцию - в
первые шесть месяцев 1997 года импорт украинских товаров в Россию
составил $1,761 млрд. ,что на 40,3% меньше, чем в аналогичный период
1996 года.
Экспорт российских товаров в Украину в течение первых шести
месяцев 1997 года составил $4,251 млрд. , что на 8,5% ниже чем в 1996
году. Отрицательное сальдо баланса торговли товарами в течение этого
периода выросло на $795 млн. И составило $2,489 млрд. Благодаря высокой
доле услуг в суммарном экспорте общее сальдо внешнеторгового оборота
оказалось меньше - $1,037 млрд. Тем не менее по сравнению с первыми
шестью месяцами 1996 года рост отрицательного сальдо оказался почти
шестикратным - тогда эта величина составляла $176,6 млн.
[pic]
Резкое падение импорта украинских товаров в Россию началось с
августа 1996 года, когда вышел печально известный Указ президента
Российской Федерации №1216 «Об обложении налогом на добавленную
стоимость товаров, происходящих с территории Украины и ввозимых на
таможенную территорию Российской Федерации». Этим документом было
введено с 1 сентября 1996 года взимание НДС с импортируемых в Россию
украинских товаров. В последствии срок был перенесен на 1 октября. С
этого дня украинский товарный экспорт в Россию упал почти в полтора
раза.
[pic]
Если с января по сентябрь 1996 года среднемесячный объем экспорта
товаров из Украины в Россию составлял $495,9 млн. , то с октября по
декабрь эта величина упала до $306,5 млн. В первом полугодии 1997 года
среднемесячный объем экспорта украинских товаров снизился до $271,5
млн. И вряд ли эту цифру можно считать новой площадкой стабилизации -
на украинско-российском торговом фронте назревают новые столкновения
интересов.
Среднемесячные объемы экспорта из Украины в Россию, млн. USD.
|месяц |1995г. |1996г. |1997г. |Падение в 1997 по сравнению|
| | | | |с 1996 ,% |
|январь |215,5 |398,9 |299,5 |24,9 |
|Февраль |336,1 |447,8 |248,4 |44,5 |
|Март |390 |489,4 |301,1 |38,5 |
|Апрель |379,5 |561,5 |266,1 |52,6 |
|Май |356,7 |517,5 |227,7 |56 |
|Июнь |471,2 |536,9 |286,2 |46,7 |
|Июль |580,4 |530,1 | | |
|Август |551,9 |505,3 | | |
|сентябрь |552,8 |475,5 | | |
|октябрь |619,7 |295,6 | | |
|ноябрь |574 |331,1 | | |
|декабрь |441,5 |358,5 | | |

Следует заметить, что российский импорт в Украину снизился в
гораздо меньшей мере, что объяснимо различиями в структуре товарных
потоков. Как известно, около 90% товаров, ввозимых из России в Украину
приходится на энергоносители, сырье и полуфабрикаты. А вот в структуре
экспорта товаров и услуг из Украины в Россию собственно услуги и работы
составляют около 47%, причем основная их доля приходится на транзит
нефти и газа. Правда, за это надо сказать «спасибо» географии и «лично
Леониду Ильичу», некогда давшему добро на строительство целого пучка
экспортных газопроводов.
Структура экспорта украинских товаров в Россию выглядит так: 15%
- металлургическая продукция; 14,3% - машиностроительная; 13% -
продовольствие; 5,5% - химические товары, что довольно таки не плохо.
Удельный вес этих товаров в российском импорте в Украину составляет
соответственно 4,2%; 9%; 0,3% и 4,5%. На долю российских
энергоносителей приходится 73,8% импорта.
Введя НДС на импортируемые из Украины товары (как принято в
торговле со странами «дальнего зарубежья»), Россия не начала возврат
НДС при экспорте товаров в Украину. Таким образом Украина подвергается
жестокой и беспрецедентной дискриминации.
Описанные диспропорции в структуре экспорта и импорта привели к
тому, что сложившаяся в России система взимания НДС при товарообороте с
Украиной наибольший ущерб нанесла последней. Как известно, практика
взимания НДС с импортируемых товаров является общепринятой, тогда как
не возврат НДС при экспорте является сугубо СНГэшным изобретением, от
которого Киев уже давно отказался. Поэтому, не настаивая на отмене
«импортного» НДС, Украина уже год сражается за отмену Россией НДС
«экспортного». Правда не следует думать, что отмена взимания НДС с
российских энергоносителей вызовет удешевление последних. Скорее, дело
закончится повышением прибылей газо- и нефтеэкспортеров, поскольку цена
продаж в обоих случаях ориентируется на соответствующие мировые цены.
Во время визита в Украину в мае 1997 года президент Российской
Федерации Борис Ельцин был «удивлен» дискриминацией украинских братьев
и пообещал разобраться в происходящем. Все к тому и шло: практически
одновременно с визитом Бориса Ельцина во время второго заседания
смешанной украинско-российской комиссии по сотрудничеству был подписан
протокол, в котором соответствующим ведомствам обеих сторон было
поручено до 1 сентября 1997 года завершить рассмотрение проблем
унификации налогообложения товаров, поставляемых из Украины в Россию, а
также в обратном направлении.
В протоколе не было указано конкретных сроков решения данной
проблемы - возможно потому, что соответствующие поступления в размере
$1,4 млрд. от обложения НДС российского экспорта российский Минфин уже
учел в доходных статьях федерального бюджета. По-видимому именно по
этой причине протокольное поручение осталось на бумаге - отмена
«экспортного» НДС при вывозе российских товаров в Украину до 1 января
1998 года невозможна.
Ударный эффект от введения Россией «импортного» НДС на украинские
товары был усилен тем обстоятельством, что себестоимость украинских
товаров уже достигла такого уровня, что добавление еще 20% (10% - для
продовольствия) делает их неконкурентоспособными. Иногда виноваты и
сами украинские продавцы, задирающие цены «до небес». Кроме того сыграл
свою роль и психологический фактор: редкий продавец рискнет заключать
даже краткосрочный контракт, зная, что вот-вот изменятся правила игры.
Для отчаянной смелости нужно иметь одно из двух: или мощное властное
прикрытие, или ценовой зазор изрядных размеров. Но о последнем уже года
три продавцам остается только мечтать.
Наиболее жесткий удар был нанесен по группе товаров традиционного
украинского экспорта: зерну и зернопродуктам, сахару, растительному
маслу, пищевому спирту, водке, пневматическим шинам, ферросплавам,
прокату, авиадвигателям, электротрансформаторам и некоторым иным видам
машиностроительной продукции.
Правда, производство ряда «пострадавших» товаров в Украине в
первом полугодии 1997 года сократилось, так что снижение их экспорта в
Россию можно отнести и на счет общего экономического спада. Но если
вспомнить, что в Украине хоть сколько-нибудь дышат именно отрасли
ориентированные на экспорт, то причины и следствия выстроятся в
правильной последовательности.
Впрочем, кроме проигравших, есть и победители экспортного
соревнования. К ним относятся: мясные консервы и колбасы (с $18,8 млн.
до $46,2 млн.); фармацевтическая продукция (с $14,9 млн. до $17,4
млн.); литые чугунные трубы (с $220,1 млн. до $273,7 млн.); изделия из
бумаги (с $27,7 млн. до $31,9 млн.). И это свидетельствует о том, что
некоторые ниши на российском рынке украинским товарам «импортный» НДС
закрыть все же не сумел. И возможность экспортировать свои товары в
Россию, хотя бы потенциальная, еще существует. К сожалению, украинские
предприятия не располагают инвестиционными ресурсами, значит, не могут
рассчитывать на снижение производственных издержек. Между тем износ
основных фондов украинских предприятий продолжается, а стало быть,
текущие затраты будут расти, а качество - падать. Собственной программы
поддержки экспорта в Украине не существует, а рассчитывать на приток
инвестиций в отрасли ориентированные на экспорт, не сырьевого
характера, опрометчиво - вряд ли найдутся желающие взращивать
конкурентов.
Объем товаров, за первое полугодие, экспорт которых в Россию
снизился в наибольшей степени в млн. USD.
|Товар |1996 г. |1997г. |Снижение % |
|зерно |92 |22,2 |75,9 |
|масло подсолн. |39,4 |8,0 |79,7 |
|масло сливочн. |31,3 |7 |77,6 |
|сахар |305,3 |140,5 |53,9 |
|спирт |48,5 |3,6 |92,6 |
|водка |25,5 |0 |100 |
|шины пневмат. |99,9 |51,2 |48,7 |
|ферросплавы |98,9 |66,6 |32,7 |
|прокат |218,5 |116,9 |46,5 |
|двигатели |34,3 |13,5 |60,6 |
|автобусы |63,2 |25,6 |59,5 |
|тракторы |7 |2,1 |70 |
|локомотивы |44,9 |9,0 |80 |

Итак, по всем признакам, между Украиной и Россией полыхает
торговая война. Эскалация напряженности пока не достигла критической
отметки, хотя дело к этому идет стремительными шагами. Практически
закрыта дорога для импорта украинских спирта и водки. Вопреки
соглашению о режиме свободной торговли введена таможенная пошлина на
украинский сахар размером в 25%. Правда, на межправительственном уровне
есть договоренность о поставках в Россию 600 тыс. тонн украинского
сахара на льготных условиях (без уплаты НДС), но она зависла в воздухе.
На подходе продукция черной металлургии, а также пресловутые
электролампочки, в отношении которых Россия уже предпринимала в прошлом
году расследование, к счастью, неудавшееся. В Москве всерьез ведутся
разговоры о введении защитных мер в отношении импорта электронных
контрольно-кассовых аппаратов. Причем все перечисленное
предпринимается, как правило, с нарушением не только международных
обязательств России, на и ее внутреннего законодательства.
В 1998 году российские эксперты прогнозируют стабилизацию и
начало экономического роста в собственной стране, поэтому помощь
международных финансовых организаций Москве будет нужна во все меньшей
степени. Стало быть, единственная реальная сдерживающая сила,
усмирявшая Россию, окажется не у дел. Вступление России во Всемирную
торговую организацию (WTO) может урезонить соседей, но пока это
произойдет, будет немало дров наломано.
Защитные акции украинской стороны до сей поры выглядели
чрезвычайно деликатно. Единственной громкой мерой оказалось введение
запрета на импорт автомобилей, лишенных каталитических нейтрализаторов
выхлопа, вскоре отмененное. В России же осада ведется по всем правилам:
только в последней декаде августа, когда в Москве зондировалась почва
относительно соглашения о ввозе украинского сахара, в российских
газетах прошла серия публикаций, торпедирующих идею достижения
компромисса. В них за чрезмерную уступчивость Киеву был подвергнут
истеричной критике вице-премьер-министр российского правительства
Валерий Серов, который курирует вопросы сотрудничества со странами СНГ
и до сих пор в забвении российских интересов замечен не был. Его
жесткая позиция в отношении Украины известна по крайней мере третий
год, но сейчас и этого оказалось мало. Между тем Валерий Серов похоже
знает о том, что торговые войны до победного конца не ведутся.
Практически всегда торговые конфликты завершаются достижением
некоторого компромисса, как правило, фиксирующего сохранение некоего
уже достигнутого равновесия. А победа всегда лишает победителя
инструментов влияния на побежденного. В конечном счете ликвидация
присутствия торгового партнера в том или ином секторе «успешно»
защищенного рынка приводит к ослаблению рычагов влияния на повергнутого
экспортера - тому попросту более нечего терять. Причем такого рода
рычаги действуют отнюдь не только в экономической области. Кстати, и в
экономической сфере в данном случае тоже не все аргументы исчерпаны:
пока украинское присутствие на российском товарном рынке сохраняется,
Москва может не опасаться чрезмерно резкого тона Киева на переговорах
по поводу условий транзита газа в Европу.
Выталкивая украинские товары со своего рынка, Россия жестко
стимулирует украинских экспортеров к поиску новых сфер приложения своих
интересов, а одновременно и диверсификации украинской внешней торговли.
Правда, такая принудительная диверсификация обходится Украине дорого.
Совершенно очевидно, что новые рынки сбыта не позволяют украинским
экспортерам достичь прежней рентабельности (иначе были бы уже освоены).
Тем не менее украинские товары, столь не ласково принимаемые в
России, все активнее продвигаются в иных направлениях. Доля российского
направления в украинском экспорте товаров снизилась с 41,6% в первые
шесть месяцев 1996 года до 27,5% в аналогичный период 1997 года. Увы,
но даже такая резкая переориентация товарных потоков не смогла
компенсировать потерянные на российском рынке позиции: прирост экспорта
в дальнее зарубежье ($619,8 млн.) почти вдвое отстал от снижения
экспорта товаров в Россию ($1191 млн.).
Некоторый рост экспорта товаров отмечен и в торговле со странами
ранее входившими в СССР: с Белоруссией - на $136,1 млн. (положительное
сальдо в $248,6 млн.); с Молдавией - на $24,4 млн. ($96,8 млн.); с
Таджикистаном - на $36,6 млн. ($44,6 млн.); с Узбекистаном - на $8,1
млн. ($41,5 млн.). Анализ показывает, что в целом отрицательное сальдо
внешнеторгового оборота Украины в первом полугодии 1997 года даже
уменьшилось. Однако радоваться рано - тенденция падения экспорта
украинских товаров в Россию все еще не преодолена.
Слишком бурный рост украинского экспорта в прочие страны может
вызвать в ближайшем будущем не слишком приятные последствия -
антидемпинговые расследования, которые способны так же бурно этот
экспорт обрушить. Таким образом, лихорадочно перегруппировывая свои
товарные потоки, Украина создает новые очаги торговых конфликтов.





Реферат на тему: Внешняя задолженность России и пути ее урегулирования
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет экономики и управления
Кафедра мировой экономики и международных экономических отношений



Курсовая работа на тему
«Внешняя задолженность России и пути ее урегулирования»



Москва 2003
Содержание
1. Введение……………………………………………………………стр.3
2. Теоретический аспект влияния внешней задолженности на различные сферы
экономики страны…………………………..стр.4
3. Статистическая информация:
1. Внешняя задолженность СССР………………………..стр.7
2. Внешняя задолженность России……………………..стр.10
3. Кредиторы России:
1. Парижский клуб………………………………….стр.13
2. Лондонский клуб…………………………………стр.15
3. Международный валютный фонд………………стр.17
4. Коммерческие кредиторы……………………….стр.19
5. Всемирный Банк………………………………….стр.21
6. Структура государственного внешнего долга
России………………………………………………………стр.22
4. Оценка влияния внешней задолженности на российскую
экономику…………………………………………………………стр.23
5. Обслуживание и урегулирование внешнего долга: меры и
способы……………………………………………………………стр.29
6. Федеральный законопроект С. Глазьева и В. Никитина «О государственном
внешнем долге и внешних активах бывшего СССР, полученными Российской
Федерацией в качестве государства-правопреемника СССР»…………………………стр.33
7. Заключение……………………………………………………….стр.37
8. Список литературы………………………………………………стр.39
9. Приложения……………………………………………………….стр.40



1. Введение
В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный
характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время
являются свыше 140 государств мира. По данным МБРР общая задолженность этих
стран в 2002 г. превысила 3 трил. долларов, из которых 89% приходилось на
развивающиеся страны и 11% на бывшие социалистические государства.
Проблема обслуживания государственного внешнего долга – один из
ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера
решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России,
состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной
валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер
поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.
Практически все страны мира, проводя экономические преобразования,
прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование
иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического
развития, решению социально-экономических проблем.
Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и
использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней
задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути
экономических преобразований.
Цель курсовой работы: показать проблематику внешней задолженности
России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.

2. Теоретический аспект влияния внешней задолженности на различные
сферы экономики страны
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные
периоды для экономики: войны, спады и т.д. В эти периоды, когда
национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые
поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

Еще один источник государственного долга - политические интересы,
приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно,
увеличению бюджетного дефицита.

Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей
мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием
всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований с
соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер
опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного
бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности
страны. Для государственного бюджета в 3-х звенном кредитном цикле
(привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия
чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его
погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят
возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные
источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного
процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей
по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия
зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего
долга.

У платежного баланса аналогичный характер взаимодействия с долговым
циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит
период расплаты по долгу. Здесь в целом высокая степень взаимодействия,
поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может
выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении
инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах - даже диктовать
необходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительного
внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к
национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми
валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом
занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае
чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее
реального курса. Увеличение в подобных условиях реального бремени платежей
по внешнему долгу подтверждается практикой ряда стран.

Управление долгом
Управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает
контроль за двумя важнейшими показателями - величиной государственного
долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны
не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП (или в
Экспорте) и соотношение реального процента и темпа экономического роста.
Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно
утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдерживать
государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

Необходимо учитывать, что для России, как и для других стран с большой
территорией, объективно закономерен относительно низкий удельный вес
экспорта в национальном продукте. Именно по этой причине, а также из-за
неполной еще интеграции в мировую экономику нам, видимо, следует отдавать
предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы для индикатора уровня
долговой зависимости.

Для оценки остроты долговой проблемы существуют разные критерии.
Наиболее типичные из них связывают размер долга и потребности его погашения
и выплаты процентов с величиной экспорта, от которого зависят потенциальные
возможности обслуживания кредитов.

Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит именно в
необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как
результат государственного долга. При достижении определенного уровня
платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП
государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно
важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами
правительства.

Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с
экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. Границей опасности для
процентных платежей считается отношение к экспорту 15-20%, границей
повышенной опасности: 25-30%.

С точки зрения долгосрочной стратегии управления государственным долгом
можно применить временную структуру процентных ставок. Это означает, что
государство, используя свои возможности, репутацию, благоприятные условия и
т.д., создает наиболее привлекательную временную структуру долга, беря за
отправную точку облигации максимально возможной длительности. Минимизация
текущей стоимости обслуживания государственного долга предполагает, что
доходности качественно однородных обязательств не должны значительно
различаться. Если какая-то бумага обеспечивает относительную экономию для
бюджета, то следует расширять ее эмиссию, и наоборот, изымать из обращения
невыгодные выпуски.

Политика сокращения государственного долга путем недофинансирования
бюджетной сферы сопряжена с неоправданно высокими социальными издержками. В
условиях же начинающегося экономического подъема можно осторожно
корректировать политику накопления государственного долга с учетом
необходимости финансирования ключевых социальных направлений.

3. Статистическая информация
3.1 Внешняя задолженность СССР
До первой мировой войны Россия по объему внешнего долга занимала
первое место в мире, а по общей сумме государственного долга занимала
второе место в мире после Франции. В 1917 г. накануне Октябрьской революции
государственный долг России составлял 41.6 млрд. руб., в том числе внешний
долг – 14.9 млрд. руб.[1]
Пришедшее к власти в России в феврале 1917 г. Временное правительство
поступило весьма цивилизованно, признав царские долги. Уже в марте было
принято специальное постановление, по которому правительство «приняло к
непременному исполнению все возложенные на государственную казну при
прежнем правительстве денежные обязательства». До 1983 года внешний долг
России (доля России в обязательствах СССР) не превышал $5 млрд. (1-1.5 %
ВНП страны)

Союз ССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в
полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем, суммы
займов были не в пример современным.
Однако в 1984 году произошел резкий скачок задолженности. На внешнем
рынке заняли более $15 млрд. (внешний долг составил уже 5% ВНП) В 1986
сумма внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта), а в 1989 году
внешний долг достиг $50 млрд. (8% ВНП). Среди факторов, способствовавших
нарастанию задолженности СССР можно выделить: нарастание кризисных
тенденций в экономике страны, сокращение темпов добычи сырья и его
стоимости на мировых рынках, либерализация внешнеэкономической
деятельности, применение плавающих процентных ставок по кредитам,
привлечение в больших объемах, так называемых, "кредитов перестройки",
дисбаланс в торговых отношениях со странами СЭВ.
Еще $30 млрд. задолженности было накоплено Союзом в 1988 - 1991 годах,
- когда западные государства предоставили СССР ряд многомиллиардных
кредитов. Следует напомнить, что лидеры ведущих государств Западной Европы
пошли на предоставление Союзу ССР кредитов, не обнаруживая своих подлинных
целей, и перед руководством Союза ССР не ставилась задача провести
радикальные экономические реформы в Союзе ССР, что сегодня называется
настоящей причиной предоставления этих кредитов. Западные государства,
предоставляя Союзу ССР, а затем Российской Федерации кредиты, по сути,
оплачивали этими средствами определенные политические решения руководства
Союза ССР, а затем и руководства Российской Федерации.

Так, именно кредиты, полученные Союзом ССР у государств, являющихся
членами Парижского клуба кредиторов, обеспечили решимость руководства Союза
ССР в 1988 - 1991 годах принять последовательные политические решения о
выводе советских войск из Германии и способствовать ее объединению,
поддерживать резолюции Совета Безопасности ООН о введении санкций в
отношении Ирака и Ливии, вывести советские войска из Кубы, Афганистана,
африканских стран, заключить Договор СНВ - 1 и Договор СНВ - 2, отказаться
от поддержки антиамериканского движения в Латинской Америке.
К концу 1991 года внешний долг России составил $93 млрд.(10% ВНП)
Именно с этой суммы начинались переговоры с зарубежными кредиторами о
правопреемстве Советских долгов. 28 октября 1991 года 12 советских
республик (кроме прибалтийских) подписали Меморандум "О взаимопонимании
относительно долга иностранным кредиторам СССР", взяв на себя солидарную
ответственность за советский долг.
Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов Союза
ССР, был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря 1991 г.
Предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю
ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в
активах бывшего СССР. России тогда перешло 61,3 % Советской задолженности,
т.е. примерно $57 млрд. (7 стран бывшего СССР не поставили свои подписи под
Договором).
Однако, спустя 16 месяцев (2 апреля 1993 года) Правительство
Российской Федерации заявило о взятии на себя всех обязательств бывших
Советских республик по погашению внешнего долга СССР взамен на их отказ от
доли в зарубежных активах СССР (так называемый нулевой вариант) - таким
образом, весь государственный внешний долг бывшего СССР ($93 млрд.) перешел
к России. Однозначной трактовки данного факта в России не существует до сих
пор, одни считают, что это была громадная ошибка, которая стоила стране $36
млрд. (именно на такую сумму увеличился внешний долг России, и это без
учета процентных платежей), другие утверждают, что только подобное решение
могло позволить России сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках,
зарубежную инфраструктуру.
3.2 Внешняя задолженность России
В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских
республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России,
составлявший на начало 1992 года $57 млрд. достиг в начале 1993 $96.6 млрд.
и сравнялся со всем годовым ВНП страны.

К концу 1993 года обязательства России составили уже более $110 млрд.,
увеличившись по сравнению с предыдущим годом на $15 млрд. (в первую очередь
за счет привлечения займов международных финансовых организаций) Причинами
стремительного роста задолженности стали: дефицитность государственного
бюджета и заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли в
совокупности с сокращением экспорта. Несмотря на это, в 1993 году
соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65 %. Для оценки остроты
долговой проблемы существуют 2 базовых критерия. Первый, - на основе
сопоставления задолженности и долговых платежей с экспортом, второй, - на
основе их сопоставления с ВВП.

В действительности, именно от экспорта зависит поступление валюты в
страну, а значит и возможности по обслуживанию кредитов, номинированных в
иностранной валюте. Границей опасности считается превышение суммы долга по
сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. Также
границей опасности считается отношение процентных платежей к экспорту 15-
20%, границей повышенной опасности: 25-30%.

Отношение размера государственного долга к валовому внутреннему
продукту (ВВП) - основной показатель финансовой устойчивости государства. В
2000 году внешний долг России сравнялся с ВВП (на тот момент Россия по
этому показателю стояла в одном ряду с Мозамбиком и Эфиопией, пожалуй,
самыми проблемными странами третьего Мира).

Сегодня Россия занимает десятое место в мире (шестое место среди
развивающихся стран) по размерам внешней задолженности после США, Бразилии,
Канады, Мексики, Китая, Австралии, Южной Кореи, Индонезии и Аргентины. На
начало 1994 года, по официальным данным, общая внешняя задолженность страны
составляла $112,8 млрд. Задолженность бывшего СССР за счет капитализации
невыплачивавшихся процентов выросла до 104 млрд. долларов (92.2% общей
внешней задолженности), а вновь образованная российская задолженность
составляла - 8,8 млрд. долларов.
Затем, в 94-97 годах задолженность росла меньшими темпами (1994 - $119
млрд., 1995 год - $120.4 млрд., 1996 - $121 млрд.), отношение же
задолженности к ВНП и экспорту постепенно сокращалось (с 55% в 1994г. до
30% ВНП в 1996г., с 260% экспорта страны в 1994г. до 190% в 1996г.).
По официальным данным Минфина на 31 декабря 1997 г. внешний долг
России составлял $123.5 млрд., из которых $91,4 млрд. - составляли долги,
доставшиеся в наследство от Советского Союза. Однако в 1998 году вновь были
сделаны масштабные заимствования. К 1 июля внешний долг вырос до $129 млрд.
(рост задолженности был связан, в первую очередь, с попытками предотвратить
дефолт по внутреннему долгу). Во второй половине 1998г. произошла
конвертация части внутреннего долга во внешний - объем задолженности на
конец 1998 года составил уже - $143,9 млрд., а в 1999 году достиг своего
исторического пика - $167 млрд. (более 90% ВНП в долларовом исчислении) В
1997-98 годах затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных
расходов.
С 2000 года благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств
без осуществления новых заимствований происходит постепенное (до $10 млрд.
в год) сокращение внешнего долга России. В 2000 году благодаря списанию
части задолженности бывшего СССР долг сократился до $148.7 млрд., в 2001
году за счет проведенных выплат долг сократился до $138 млрд. По оценкам
Министерства Финансов к концу 2002 года внешний долг страны сократился до
$130 млрд. В последние годы также наблюдается тенденция к сокращению
внешнего долга по отношению к ВНП страны (2000г. - 62%, 2001г. - 50%, 2002
- 48 %). По состоянию на 01 января 2003 года внешняя задолженность России
составляла 122,1 млрд. долларов.[2]
3.3 Кредиторы России
3.3.1 Парижский клуб
Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов
(Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия,
Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия,
Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и
урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным
или имеющим государственную гарантию кредитам; Россия - член Парижского
клуба с 1997 года.
Долг СССР Парижскому Клубу кредиторов на конец 1991 года составлял
$37.6 млрд. В январе 1992 г. правительство РФ заключило рамочное соглашение
о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому
клубу кредиторов. Далее в 1993, 1994, 1995 годах последовали три его
пересмотра (многосторонние меморандумы от 2 апреля 1993г., от 4 июня
1994г., от 3 июня 1995г.), связанные с обслуживанием долга в период с
декабря 1991 г. по конец 1995 г.
Вслед за этими соглашениями в апреле 1996 г. правительство РФ
подписало Меморандум (многосторонний меморандум от 29 апреля 1996г) об
условиях всеобъемлющей реструктуризации внешнего долга СССР со странами -
членами Парижского клуба кредиторов. Россия стала должна Клубу $38 млрд.
«Самое интересное в этой истории заключается в том, что если долги перед
Парижским Клубом были признаны полностью, то с активами было иначе. В
сентябре 1997 г. в Гонконге первый вице-премьер России А. Чубайс подписал
"Меморандум о взаимопонимании...", определяющий условия присоединения
России к Парижскому клубу кредиторов. ПКК принял Российскую Федерацию в
качестве "равноправного партнера", что расценивалось как "большое
достижение новой российской дипломатии". По Меморандуму он от имени России
добровольно отказался от половины финансовых активов, простив их
великодушно российским должникам по предложению Парижского клуба. Они были
пересчитаны по финансовой методике Международного валютного фонда, которая
учитывает средний уровень доходов государств, их валовой внутренний продукт
на душу населения и другие критерии. Исходя из такой методики, России
навязали списание активов на 60 млрд. долларов. Это первый итог.

Упросив кредиторов пойти на отсрочку оплаты и реструктуризацию внешнего
долга, Правительство России взяло на себя обязательства обслуживать долг по
процентной ставке 7% годовых, что составляло около 2,7 млрд. долларов
ежегодных выплат Парижскому клубу. (Заметим, что даже Советскому Союзу -
"империи зла" - США, Франция и другие страны-кредиторы предоставляли
внешние займы по ставке 1,5 - 2% годовых.) Другим ущемляющим интересы
России условием Соглашений стало обязательство о первоочередности оплаты
процентов и штрафов за просрочку процентных платежей. И, наконец, в
соответствии со статьями "о равном подходе", включенными во все Соглашения
с кредиторами ПКК, наша страна фактически была лишена возможности ведения
самостоятельных переговоров с любым из кредиторов о досрочном погашении или
списании долга, в том числе путем денежных или товарных взаиморасчетов. Это
ограничение закрыло для России "двери" по урегулированию долга и
автоматически обязало выплачивать высокую процентную ставку по кредитам
СССР до 2020 года. Это второй итог вступления России в Парижский клуб
кредиторов».[3]
3.3.2 Лондонский клуб
Лондонский клуб - международное объединение частных коммерческих
банков, сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за
неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно
обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб
занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками,
кредиты которых не находятся под защитой гос. гарантий или страхования. В
клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых
стран мира.
В составе Лондонского Клуба, 430 банков кредиторов, связанных с
Россией (Внешэкономбанком). Альянс этих банков возглавляет Банковский
консультативный комитет (БКК). БКК является органом выработки общих
принципов по урегулированию задолженности России перед коммерческим банками
- кредиторами СССР. Председатель БКК - Deutshe Bank AG. Предметом
соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего СССР частным
банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными
компаниями, заключенным до 31 декабря 1991 года. На тот момент эти долги
составляли - $32.3 млрд.
Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов
СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года.
Осенью 1994 года на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс,
договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать
Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли
Внешэкономбанку отсрочки платежей (так называемые ролл-оверы). Всего в
рамках Лондонского клуба был предоставлен 21 ролл-овер.
В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены
Банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали
Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга
бывшего СССР клубу на общую сумму $32,3 млрд., включая проценты сроком на
25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются
лишь проценты (ставка LIBOR + 13/16). С деталями предложенной
реструктуризации (предполагалось частичное списание долга) кредиторы банка
были ознакомлены в июне 1996 г.
6 октября 1997 г. Внешэкономбанк и Лондонский клуб банков-кредиторов
подписали в Москве соглашение о реструктуризации внешней задолженности СССР
зарубежным коммерческим банкам. 10, 4 % долга было списано, а оставшаяся
сумма была разбита на две части - основной долг - $24 млрд. (облигации -
Principal Loan - PRIN), проценты по нему - $8,3 млрд. (облигации - Interest
Accrual Notes - IAN). Эмитентом облигаций выступал Внешэкономбанк, но
согласно постановлению правительства от 15 сентября 1997 года эти
обязательства по статусу были приравнены к долговым обязательствам
государства. Часть каждого платежа по облигациям должна была осуществляться
деньгами, другая часть выплачивалась процентными облигациями (IANs). С
течением времени денежная часть выплат должна была возрастать.
В 2001 году долг по облигациям Внешэкономбанка Парижскому Клубу был
переоформлен в обязательства Российской Федерации, 30% основной суммы долга
было списано. По условиям обмена соответствующая задолженность была
обменена на пакет номинированных в долларах США новых еврооблигаций
Российской Федерации с окончательными сроками погашения в 2010-2030 гг. 17
мая 2001г. состоялся очередной, IV этап обмена требований по
реструктуризированному кредиту (PRINs) и процентным облигациям (IANs).
Операция обмена на еврооблигации проводится в несколько этапов ввиду того,
что некоторые кредиторы по ряду причин (ограниченность времени для
согласования и направления заявок на обмен, вовлечение инструментов в какие-
либо собственные коммерческие и иные операции) не успели обменять
принадлежащие им инструменты в первоначально установленные сроки. По итогам
четырёх этапов операций объём обмененных PRINs составил 99,98%, а IANs -
99,33%. Суммы выпуска новых российских еврооблигаций со сроками погашения в
2010 и 2030гг. равнялись 18,3 млрд. долл. США и 2,8 млрд. долл. США
соответственно.

В соответствии с условиями обслуживания еврооблигаций, Россия
ежемесячно осуществляет платежи, представляющие собой оплату купонов по
облигациям.

3.3.3 Международный валютный фонд
Международный валютный фонд (МВФ) - ведущая международная валютно-
финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-
Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной
системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами.
МВФ сегодня: координирует международное сотрудничество в валютно-
финансовой сфере, оказывает финансовую поддержку странам, являющимся его
членами, для преодоления временных трудностей с платежным балансом,
консультирует их по различным экономическим вопросам; ресурсы МВФ состоят
из взносов стран-членов и рыночных заимствований. МВФ использует несколько
механизмов финансовой помощи. Это программы обычного кредитования stand-by,
программы расширенного кредитования EFF, программы льготного кредитования
(механизм расширенного финансирования структурной перестройки ESAF и
механизм финансирования системных преобразований STF). Существует также
компенсационное и чрезвычайное кредитование CCFF; дополнительное резервное
кредитование SRF.
Кредиты МВФ могут быть получены лишь после того, как вторая сторона
согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике (на
воплощение программы структурной перестройки, разработанной МВФ)

Примечание: Россия уже использовала часть механизмов финансовой помощи
МВФ: stand-by в 1992 году на сумму $1 млрд. сроком на 5 лет и в 1995 году
на сумму $6 млрд. сроком на 5 лет с отсрочкой на 3 года и 3 месяца. На
системные преобразования в 1993 г. был получен транш STF в размере $1,54
млрд. сроком на 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года и в 1994 г.
- $1,5 млрд. (на тех же условиях). В 1996-1998 гг. был предоставлен кредит
по программе расширенного кредитования EFF в размере $9,2 млрд. (на 10 лет
с отсрочкой на 4,5 года).
Задолженность России МВФ на 1 января 2003 г. составила 6,5 млрд.
долларов.
3.3.4 Коммерческие кредиторы
Коммерческая задолженность бывшего СССР, образовавшаяся в результате
неоплаты поставок товаров и оказанных услуг по контрактам советских
внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками
до 04.01.92г., оценивается примерно в 4 млрд. долларов США (без учета
просроченных процентов), в том числе на учете во Внешэкономбанке - около
1,8 млрд. долларов США. Проблема затрагивает интересы порядка 3 тысяч
кредиторов. Основную часть из них составляют компании и предприятия из
большинства развитых стран мира, на долю которых приходится 2/3 суммы
задолженности (оставшаяся часть долга выкуплена банками и финансовыми
институтами, в т.ч. входящими в Лондонский клуб).
В рамках выполнения агентских функций Внешэкономбанком продолжается работа
по определению объемов коммерческих обязательств бывшего СССР, подлежащих
переоформлению, а также оценке соответствия требований кредиторов критериям
Заявления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994г. В
настоящее время выверка задолженности осуществляется при посредничестве 14
действующих в различных странах клубов кредиторов, наиболее крупными из
которых являются UBS AG/Zurich, HERMES/Hamburg, GML Ltd/London,
Eurobank/Paris, EKF/Copenhagen, FIMET/Helsinki, VOSTOK/Praha, Mediocredito
Centrale/Rome, Trade Creditors Group in Japan/Tokyo.
По состоянию на 1 февраля 2001г. из общей суммы требований (свыше 1
млрд. долл. США), заявленных кредиторами как через страновые клубы, так и в
индивидуальном порядке по обязательствам, находящимся на учете во
Внешэкономбанке (аккредитивы, инкассо и коммерческие кредиты), около 86%
выверено банком и подготовлено к проведению реструктуризации. В стадии
рассмотрения находится 11,3% предъявленной задолженности, не вполне
отвечающей критериям упомянутого Заявления Правительства Российской
Федерации (децентрализованный импорт, страховые премии, компенсационные
сделки и т.д.). Одновременно по линии Министерства экономического развития
и торговли Российской Федерации осуществляется выверка требований по
контрактам с платежами в форме открытого счета. Переоформление данной
задолженности предполагается осуществить на условиях, аналогичных
параметрам урегулирования долга бывшего СССР перед иностранными банками и
финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб. Возможность
урегулирования коммерческих обязательств по этой схеме зафиксирована в
Циркуляре об обмене задолженности (Offering Circular) по Лондонскому клубу.

12.04.2001 в Лондоне на Форуме коммерческих кредиторов бывшего СССР
состоялись переговоры делегации Российской федерации с ведущими страновыми
клубами, на которых были согласованы ключевые финансовые условия
реструктуризации коммерческой задолженности, подлежащей дальнейшему
утверждению Правительством Российской Федерации. В настоящее время
заинтересованными ведомствами завершается согласование проектов нормативных
документов, необходимых для регистрации достигнутых договорённостей.
По данным Министерства Финансов РФ, задолженность России коммерческим
кредиторам на 1.01.2003 составила 3.4 млрд. долларов, что на 2.7 млрд.
долларов меньше, чем в 2002 г. Это позволяет сделать вывод о том, что
Россия регулярно погашает задолженность коммерческим кредиторам и, как
утверждают многие экономисты, данная тенденция сохранится на ближайшие
несколько лет.

3.3.5 Всемирный Банк
Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) -
международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-
Вудской конференции в 1944 г.
Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран
Западной Европы, а сегодня, предоставляет займы или гарантии кредитов 177
странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует
развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные
гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных
облигаций.
Кроме финансирования таких проектов, как строительство дорог,
электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды на реструктуризацию
экономической системы страны, финансируя так называемые программы
структурной перестройки. В распоряжении Банка имеется портфель займов общей
суммой, превышающей $250 млрд.
Наряду с Всемирным Банком группа MБРР включает в себя Международную
финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее
агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые
организации.

Примечание: В 1996-1998 годах Россия получила от Всемирного банка $9,8
млрд. на реструктуризацию угольной отрасли. Из них $5,4 млрд. было
направлено в бюджет и исчезло.
Кто принимает решения во Всемирном Банке и МВФ? Решения во Всемирном
Банке и МВФ принимаются голосованием Правления Исполнительных Директоров,
представляющего страны-члены этих организаций.

В отличие от ООН, где голоса стран-членов равны, количество голосов во
Всемирном Банке и МВФ определяется уровнем финансового вклада страны. Таким
образом, Соединенные Штаты имеют примерно 17% голосов, а семь крупнейших
индустриальных стран ("Большая семерка") в целом - 45%. Из-за уровня своего
вклада, голос США всегда был наиболее влиятельным - и они всегда активно
использовали право вето.

В то же время, развивающиеся страны располагают незначительной властью
внутри этих институтов, хотя последние посредством финансируемых ими
программ и стратегий оказывают огромное воздействие на общество и экономику
Третьего Мира.

Примечание: Президент Всемирного Банка традиционно - американец, а
президент МВФ - европеец.
Данные Министерства Финансов по долговым обязательствам Всемирному
банку:
На 1 октября 2001 г. – 7,0 млрд. долларов
На 1 января 2002 г. – 7.2 млрд. долларов
На 1 января 2003 г. – 7.0 млрд. долларов

3.3.6 Структура государственного внешнего долга РФ
|Структура государственного внешнего долга |
|(миллиарды долларов США) |
|Наименование |01.01.0|01.01.0|01.10.0|
| |3 |2 |1 |
|Государственный внешний долг России |122,1 |130,1 |138,9 |
|(включая обязательства бывшего Союза ССР, | | | |
|принятые Российской Федерации) | | | |
|Обязательства СССР, принятые Российской |55,8 |63,2 |70,2 |
|Федерацией | | | |
|Задолженность странам - участницам Парижского |44,7 |42,3 |43,9 |
|клуба | | | |
|Задолженность странам, не вошедшим в Парижский|7,7 |14,8 |19,8 |
|клуб | | | |
|Коммерческая задолженность |3,4 |6,1 |6,5 |
|Обязательства Российской Федерации |66.3 |66,9 |68.7 |
|Задолженность перед международными финансовыми|13,9 |15,2 |15,1 |
|организациями | | | |
|МВФ |6,5 |7,7 |7,9 |
|Мировой банк |7,0 |7,2 |7,0 |
|ЕБРР |0,3 |0,2 |0,2 |
|Еврооблигационные займы |36,9 |35,3 |36,4 |
|ОВГВЗ и ОГВЗ |9,3 |10,0 |10,8 |
|Задолженность по кредитам Банка России |6,2 |6,4 |6,4 |

Таблица построена по материалам Министерства Финансов России.


Внешний долг России официально подразделен на - Долг бывшего СССР[4] и
Долги России, накопленные после 1992 года. На 1 января 2003 г. долги
бывшего СССР составляли $55,8 млрд., а долг новой России - $66,3 млрд.

1. Оценка влияния внешней задолженности на российскую экономику
Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектов
хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор
экономического развития России в XXI в. Эта ситуация соответствует
современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая
экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Подавляющее
число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для
осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного
бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения
обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах
соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако
практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система,
во многом основанная на внешних заимствованиях.
Финансовая неустойчивость мировой экономики приобретает системный
характер и принуждает отдельные страны и регионы к поиску новых
экономических моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией
национальных интересов и прагматичным участием в международных
экономических отношениях. Составной частью такой экономической модели
является система управления государственным долгом.
До 2001 г. внешняя задолженность России оказывала негативное
воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким
направлениям:

- усиливалась зависимость РФ от иностранных государств, предоставлявших
кредиты, при принятии решений в области экономической политики;

- происходило сокращение объёма средств, которые могли быть направлены на
инвестирование, что серьёзно ограничивало экономический рост;

- ослаблялась мотивация к достижению наилучших макроэкономических
показателей, которые повлекли бы за собой требования о своевременном
погашении долга в полном объёме;

- сокращался объём средств, которые могли быть направлены на развитие
социальной сферы, усиливалась социальная напряженность;

- дестабилизировалась денежно-кредитная ситуация;

происходило ослабление позиций России на мировых рынках товаров и
капиталов.
Совокупность этих качественных показателей дала основания
характеризовать экономическую систему страны в начале нового тысячелетия
как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений
на государственном уровне было тесно связано, или даже зависило, от
возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому
построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления
внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической
политики государства являлось на современном этапе задачей исключительной
важности. Внешние заимствования представляли собой источник финансовых
ресурсов для органов власти. Их особенность заключалась в том, что, хотя
всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов
обладали органы исполнительной и законодательной власти, бремя
ответственности за ошибочное решение ложилось на граждан страны, которые
через систему налогов передавали субъектам власти средства, необходимые для
погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывал
серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.
Привлечение внешних заимствований на уровне государства, очевидно,
носит неоднозначный характер. В том случае, если они представляют собой
наиболее дешёвый источник финансовых ресурсов, необходимых для выполнения
первоочередных задач социально-экономического развития, их применение
вполне оправданно. Однако для принятия решения о внешнем займе должны быть
учтены, как минимум, четыре фактора:

- финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем;

- возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех задач, для
которых привлекаются средства из-

Новинки рефератов ::

Реферат: Алгоритмы трассировки (Радиоэлектроника)


Реферат: Правовой режим военного мореплавания (Международное публичное право)


Реферат: Освоение человеком труднодоступных территорий земли. Горы (География)


Реферат: Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов (Педагогика)


Реферат: Аристотель об этике (Философия)


Реферат: Шпоры по Гражданскому праву (часть 1 и 2) (Право)


Реферат: Общие свойства приложений Office Pro 2000 (Компьютеры)


Реферат: Жук-олень (Биология)


Реферат: Социология. Социология Эмиля Дюркгейма (Социология)


Реферат: Философия и этикет танца (Культурология)


Реферат: Демократия как идеал общественного строя (Политология)


Реферат: Как становятся политиками (Политология)


Реферат: Билеты по предмету ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ за весенний семестр 2001 года (Психология)


Реферат: Александр Невский (История)


Реферат: Социальный портрет женщины-военнослужащей (Социология)


Реферат: Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы (Литература)


Реферат: Эстетика романтизма о предназначении художника (Искусство и культура)


Реферат: Геометрические построения на местности (Геодезия)


Реферат: АВР секционного выключателя (Технология)


Реферат: Разработка технологии плавки стали в электродуговой печи ДСП-80 и расчет ее механизма (Металлургия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист