GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Кое-что о цвето-звуковых ассоциациях (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Кое-что о цвето-звуковых ассоциациях (Психология)



[pic]


"Мы видим звук"

"Я взвесил звук,

измерил и
расчислил,
В загадку слова хитростью
проник.
И умное злодейство я
замыслил -
Предать железу
свой живой язык..."
(А. Журавлёв)


Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много
писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в
цвете. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом
свойстве звуков музыки.
Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже
могут восприниматься в цвете. А. Рембо написал даже сонет "Гласные", в
котором так раскрасил звуки:
А - черный; белый - Е; И -красный; У - зелёный;
О - синий : тайну их скажу я в свой черед...
Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета: он
считал И - синим, У - ярко желтым, А - красным. Немецкий лингвист А,
Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красный, О -
пурпурный. А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется
белым, Е - желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О - ярко-оранжевым. Если
продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук
окажется раскрашенным во все цвета радуги.
Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые
звукоцветовые соответствия? Не фантазии ли это? Или, может быть, случайно
возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А возможно, что
звуковые связи - следствие исключительно тонко устроенных механизмов
восприятия отдельных людей?
На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на
том, что связь "звук речи - цвет" - редкий сугубо индивидуальный феномен.
Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда оно
либо непосредственно наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в
экспериментах, либо строго вычисляется. Причем в любом случае последнее
слово остается за практикой: нужно, чтобы явление наблюдаемо
функционировало или обнаруживались бы следы его действия.
Но там, где речь идет о психике человека, все выглядит иначе. В эту
область наука, как в зону "пикника на обочине", проникает пока ещё редко и
с трудом, а проникнув, натыкается на непонятные "полные пустышки", которые
вскрыть своими инструментами не может. Психические явления чаще всего
непосредственно не наблюдаются, в экспериментах то проявляются, то нет,
вычислению поддаются плохо, а следы их функционирования неопределенны,
зыбки, нерегулярны. Особенно в области подсознания. Вот, скажем, интуиция.
Каждый может припомнить случаи, когда, как нам кажется, правильное решение
или поступок были подсказаны нам интуицией. Более того, как выяснилось в
процессе работ над искусственным интеллектом, человек в сложных ситуациях
принимает решение не путем перебора всех возможных вариантов, а
эвристически, подсознательно, интуитивно находит нужный путь. Но с другой
стороны, интуиция ведь и подводит нередко. Как же понять, когда интуиция
нашептывает нам правильное решение, а когда каверзно подталкивает нас в
тупик?
Вот так и со звукоцветовыми соответствиями. Если они существуют, то
кто прав - А. Рембо или А. Белый? Чья интуиция вернее?
Идея экспериментов проста: регистрируются реакции многих испытуемых
на определённый стимул, а затем следует статистическая обработка
полученного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Техника
регистрации разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки речи -
требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые
карточки - требуется написать на них звуки, либо даётся задание выстроить
звуки по цвету, скажем, от "самого красного" и до "наименее красного",
"самого синего" и до "наименее синего" и т.п.
Многие такие эксперименты с тысячами информантов показало, что в
подавляющем большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере гласные
вполне определённо. Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных -
А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А вполне согласованно называют красной
, Е - чётко зелёная, а И - определённо синяя. Звукобукву О все считают
светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых называют её жёлтой, всё же
довольно часто встречаются ответы: "белая". Получается, что она солнечная.
Заметьте, что лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными,
опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках. А
физики главными считают соответствующие этим гласным цвета, потому что их
комбинации дают все другие цвета и оттенки. Чем и пользуется цветная
фотография, цветное телевидение. Не удивительно ли, что и в языке
соответствия именно главным цветам оказались наиболее четкими?
Видимо, здесь проявляется "коллективная интуиция" людей: цветовое
устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия главных
цветов встречаются в речи наиболее часто, и звуки О, А, Е, И наиболее
частотны из гласных. А между названиями основных цветов и этими гласными, в
свою очередь, прослеживается связь: название определённого цвета содержит
соответственно "окрашенный" звук, причем он занимает в слове самую важную -
ударную позицию: красный, синий.
Остальные гласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с которыми
они связываются, к тому же связь эта прослеживается менее четко - здесь
больше разброс мнений испытуемых. Так, У - ассоциируется с тёмными
оттенками синего цвета: тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным,
тёмно-лиловым. Звукобуква Ю тоже связывается с оттенками синего цвета, но
со светлыми: голубым, светло-сиреневым.
Интересно ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е, а по
звучанию с О. И в цветовом отношении она вполне определённо располагается
между жёлтой О и зелёной ЕЖ примерно половина испытуемых называет её
желтой, а половина - зелёной. Так что Ё - светлая жёлто-зелёная.
А вот Я окраской почти не отличается от А, разве что воспринимается
как более светлая и яркая.
Что касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о
световой характеристике. Если О - звукобуква света, то Ы - звукобуква
мрака, тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно
дают самые тёмные характеристики - темно-коричневая, чёрная.
Любопытно, что на восприятие, строго говоря, согласного звука Й явно
повлияла графическая форма буквы Й, передающей этот звук. Сходство Й с И
привело и к сходным цветовым оценкам - Й воспринимается как синяя
звукобуква, хотя и с меньшей определенностью, чем И.
Букву Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти тот же
звук, который в большинстве случаев передаётся буквой Е, зелёной звукобуква
Э по ответам испытуемых не получается: буквенная форма другая. И вообще
никакой определённый цвет с Э не связывается. А поскольку и встречается Э в
текстах крайне редко (гораздо реже всех других гласных), то при дальнейшем
анализе текстов её решено было не учитывать.
Конечно, не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно
закреплены в подсознании. Есть испытуемые, которые во всех экспериментах
показывают чёткие и единообразные результаты, совпадающие с "коллективным
мнением" всех опрошенных, а есть и такие, чьи ответы в разных экспериментах
разноречивы, неустойчивы, и по их ответам никакой определённой окраски
звуков не прослеживается. Ну и что ж, ведь дальтоники не видят цвет
предметов, но это не значит, что окраски предметов не существует. Важно,
что большинство испытуемых в целом согласованно и достаточно единообразно
устанавливают вполне определённые связи между звуком и цветом, хотя почти
никто этого не осознаёт.
Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям

|Звукобукв|Цвета |
|ы | |
|А |густо-красный |
|Я |ярко-красный |
|О |светло-жёлтый или белый |
|Е |зелёный |
|Ё |жёлто-зелёный |
|И |синий |
|Й |синеватый |
|У |тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, |
| |тёмно-лиловый |
|Ю |голубоватый |
|Ы |мрачный тёмно-коричневый или чёрный |



Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть
даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-
то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления
звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна.
Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае, когда в
стихотворении создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных
стиха должен бы поддержать, "подсветить" эту картину звуками
соответствующего цвета.
Если это так, то естественно ожидать, что при описании, например,
красных предметов и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я;
они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных,
наиболее заметных позициях (скажем, в ударных). Описание чего-либо синего
будет сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю; зелёного - нагнетанием Е, Ё
и т.д.
Стоило начать проверку этой гипотезы, как в сухих статистических
подсчётах стала на глазах проявляется живая игра звукоцветовых ореолов
поэтического языка, поражающая своей неожиданностью, своим разнообразием и
точным соответствием понятийному смыслу и общему экспрессивно-образному
строю произведений. Судите сами.
У А. Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от
картины В. Васнецова "Гамаюн, птица вещая". Стихотворение о грозных
пророчествах передаёт трагический колорит картины - мрачно-багровый цвет
казней, пожаров, крови.

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облечённых...
......
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
........
И вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..

Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения
должны встречаться чаще, чем положено по норме, красные А, Я и тёмные,
мрачные У, Ы. Не так ли?
Поскольку и сама проблема звукоцвета, и анализ стихотворений с этой
точки зрения уж очень необычны, то одного утверждения, что это
действительно так, будет наверняка недостаточно. Обычная реакция любого,
кто впервые слышит о звукоцвете в поэзии: "Этого не может быть!" А на
машинные расчеты чаще всего смотрят с тайной уверенностью в подвохе.
Поэтому опишем хотя бы кратко методику компьютерного анализа этого и других
стихотворений, о которых здесь будет идти речь.
В тексте стихотворения (включая заголовок) подсчитывается количество
каждой из 10 звукобукв, перечисленных в таблице. Чтобы учесть особую роль
ударных гласных, они при счёте удваиваются. Так как Ё, Я, Ю, Й связываются
лишь с оттенками основных цветов и ещё потому, что встречаются они
сравнительно редко, самостоятельного значения в звукоцветовой картине стиха
они не имеют. Поэтому приплюсовываются к основным гласным. Поскольку
звукобуква Ё оказалась двухцветной, то её количество разделяется поровну
между О и Е. Синева Й выражена слабо, поэтому количество Й сокращается
наполовину и только затем приплюсовывается к И. Подсчитывается также
количество всех букв с удвоением ударных (величина N).
Затем определяются доля (частотность) каждой гласной в тексте
стихотворения ([pic]) и единицы размаха колебаний для данного текста:

[pic]

Полученные частности сопоставляются с нормальными
(среднестатистическими для языка), и вычисляются нормированные разности
этих частотностей, чтобы установить, случайно или нет наблюдаемые в
стихотворении частотности отличаются от нормальных и как именно отличаются:

[pic]

Звукоцвет в стихотворении "Гамаюн, птица вещая"

|Звукобуквы |n |[pic] |[pic] |[pic] |Z |Цвет |
|О+0.5Ё |28 |0.089 |0.126 |0.019 |-1.95 | |
|А+Я |50 |0.159 |0.116 |0.018 |2.39 |красный |
|Е+0.5Ё |31 |0.098 |0.102 |0.017 |-0.24 | |
|И+0.5Й |20.5 |0.065 |0.077 |0.015 |-0.80 | |
|У+Ю |16 |0.051 |0.040 |0.011 |1.00 |тёмный |
| | | | | | |сине-зелён|
| | | | | | |ый |
|Ы |11 |0.035 |0.024 |0.009 |1.22 |чёрный, |
| | | | | | |коричневый|
| | | | | | | |
|Всего звукобукв в стихотворении 315 | | | | | | |
| | | | | | | |

[pic]

Как видим, звуков А и Я в обычной речи должно было бы встретиться 116
на тысячу, а в стихотворении их гораздо больше ([pic]). При [pic] такое
отклонение частности (0.159 - 0.116 = 0.044) превышает случайное в 2.39
раза, то есть едва ли может быть случайным. Значит, поэт интуитивно
нагнетал красные А и Я, чаще обеспечивая им ударные позиции (вещает казней
ряд кровавых). Вторым по превышению нормы идет Ы, придавая красному тону
мрачное, трагическое звучание. Наконец, У (также с превышением частотности
над нормой) добавляет звукоцветовой картине тёмные сине-зелёные и лиловые
оттенки. Частотность всех остальных гласных ниже нормы.
Если теперь изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении
гласных, то получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме, кое-
где с тёмной прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова.
Остаётся только поражаться, насколько точно талант поэта подсказал ему
выбор и пропорции доминантных звуков.
Таким способом на компьютере "прочитано" много стихотворений. Для
некоторых из них в общей табличке приведены итоговые величины (Z), чтобы
можно было убедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответствия - не
парадокс статистики, не случайное совпадение цифр. Значимые превышения
частотностей отмечены полужирным шрифтом. В последнем, восьмом столбце
дана цветовая расшифровка результатов.

Звукоцвет в поэзии

|Стихотворения |Звукобуквы и величины | | | | | |Цвет |
| | | | | | | | |
| |О+0.5|А+Я |Е+0.5Ё|И+0.5Й|У+Ю |Ы | |
| |Ё | | | | | | |
| | | | | | | | |
|Александр Блок| | | | | | | |
| | | | | | | | |
|"Гамаюн, птица |-1.95|2.39 |-0.24 |-0.80 |1.00 |1.22 |тёмно-красный,|
|вещая" | | | | | | |тёмный |
| | | | | | | |сине-зелёный |
| | | | | | | | |
|Сергей Есенин | | | | | | | |
|"Отговорила |1.00 |-0.33 |0.82 |0.20 |-1.00|-0.17|желтый, |
|роща | | | | | | |зелёный |
|золотая..." | | | | | | | |
|"Выткался не |-0.75|1.56 |-0.40 |-2.00 |2.70 |0.35 |красный, |
|озере алый свет| | | | | | |тёмный |
|зари..." | | | | | | |сине-зелёный |
|"Воздух |-2.57|0.69 |-0.23 |1.18 |0.00 |0.00 |синий |
|прозрачный и | | | | | | | |
|синий" | | | | | | | |
|"Зелёная |-0.56|-2.00 |1.36 |-0.92 |1.22 |-0.29|зелёный, |
|причёска, | | | | | | |тёмный |
|девическая | | | | | | |сине-зелёный |
|грудь..." | | | | | | | |
| | | | | | | | |
|Арсений | | | | | | | |
|Тарковский | | | | | | | |
|"Перед |3.47 |1.93 |-1.43 |-0.83 |-3.33|0.14 |жёлтый, |
|листопадом" | | | | | | |красный |
|I строфа |2.80 |1.21 |-1.25 |-1.29 |-2.22|-0.50|жёлтый |
| | | | | | | | |
|II строфа |1.65 |-1.20 |-1.43 |1.88 |-0.28|2.71 |тёмно-синий |
| | | | | | | | |
|III строфа |0.45 |2.27 |0.43 |-1.84 |-1.72|-0.43|красный |
| | | | | | | | |
|"Синицы" |-0.68|0.17 |0.29 |1.33 |-0.55|0.11 |синий |
| | | | | | | | |
|"Сирени вы, |0.29 |-1.94 |0.40 |0.08 |0.40 |-0.12|сине-зелёный |
|сирени" | | | | | | | |
|"Дождь" |0.27 |-1.80 |0.36 |0.50 |1.78 |1.57 |тёмный |
| | | | | | | |сине-зелёный |
|"Петровские |-0.21|0.50 |-1.47 |0.13 |0.45 |2.33 |чёрный, |
|казни" | | | | | | |багровый |
|"Пускай простит|1.93 |0.14 |-1.92 |-0.82 |1.25 |0.00 |жёлтый, |
|меня Винсент | | | | | | |тёмно-синий |
|Ван Гог" | | | | | | | |
| | | | | | | | |
|А. Вознесенский| | | | | | | |
| | | | | | | | |
|"Васильки |-1.50|-1.13 |1.38 |4.14 |-0.60|0.25 |синий, |
|Шагала" | | | | | | |зеленоватый |
|"Пожар в |0.17 |2.08 |-4.36 |1.80 |-0.29|0.33 |красный, синий|
|архитектурном" | | | | | | | |
|"Сирень "Москва|-3.09|-0.08 |2.50 |-0.75 |2.70 |-2.60|сине-зелёный |
|- Варшава" | | | | | | | |
|"Очищение" |3.14 |-0.71 |-0.85 |-2.73 |4.36 |-1.83|тёмно-синий, |
| | | | | | | |бело-жёлтый |



Хорошо видно, как точно использует изобразительные возможности
звукоцветовх ореолов С. Есенин. При сравнении уже первых строчек его
стихотворений с цветами доминирующих гласных сразу обнаруживается явное
соответствие словесных и звукоцветовых картин. "Отговорила роща золотая..."
- доминирующий цвет жёлтый, слегка зеленоватый. "Выткался на озере алый
свет зари..." - звуки создают густо-красную и тёмно-синюю гамму. "Воздух
прозрачный и синий..." - звукоцвет синий, чуть розоватый. "Зелёная
причёска, девическая грудь..." - зелёная и тёмно-зелёная с синевой гамма
звукоцветовых соответствий. Как говорится, комментарии излишни. Да, поэты
могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук". Они его
действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол
и зажигают эту радугу в своих стихах.
Ну а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины, показывая
тем самым, что способен уловить и эту удивительную особенность поэтической
речи.

По книге А. Журавлёва "Диалог с компьютером". "Молодая гвардия", 1987
год.





Реферат на тему: Кожные ощущения


Кожная чувствительность подразделяется классической физиологией
органов чувств на четыре различных вида. Обычно различают рецепции: 1)
боли, 2) тепла, 3) холода и 4) прикосновения (и давления).
Предполагается, что каждый из этих видов чувствительности располагает
и специфическими рецепторами и особой афферентной системой.
Чувствительность разных участков кожи к каждому из этих видов раздражений
различна. Прикосновение больше всего ощущается на кончике языка и на
кончиках пальцев. Спина менее чувствительна к прикосновению. К воздействию
тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно
прикрыты одеждой.
Своеобразный вид кожных ощущений – вибрационные ощущения, возникающие
при воздействии на поверхность тела колебаний воздуха, производимых
движущимися или колеблющимися телами. У нормально слышащих людей этот вид
ощущений развит слабо. Однако, при потере слуха, особенно у слепоглухих,
этот вид ощущений заметно развивается и служит для ориентировки таких людей
в окружающем мире. Посредствам вибрационных ощущений они чувствуют музыку,
даже узнают знакомые мелодии, чувствуют стук в дверь, переговариваются,
выстукивая ногой азбуку Морзе и воспринимая сотрясения пола, на улице
узнают о приближающемся транспорте.

БОЛЬ

Боль является биологически очень важным защитным приспособлением.
Возникая под воздействием разрушительных по своему характеру и силе
раздражений, боль сигнализирует об опасности для организма.
Имеются участки мало чувствительные к боли и другие - значительно
более чувствительные. В среднем 1 см2 приходится 100 болевых точек.
Экспериментальные исследования дают основание считать, что
распределение болевых точек является динамическим, подвижным и что болевые
ощущение - результат определенной, превышающей известный предел
интенсивности, длительности и частоты импульсов, идущих от того или иного
раздражителя.
Для болевой чувствительности характерна малое возбудимость.
Импульсы, возникающие вслед за болевым раздражением, характеризуется
медленностью проведения. Адаптация для болевых импульсов поступает очень
медленно. Ощущение боли, как правило, связано с чувством неудовольствия или
страдания.
Боль относительно плохо, неточно локализуется, часто носит размытый
характер. Вследствие относительно размытого, нечетко очерченного характера
болевого ощущения оно оказывается очень подвижным и поддающимся воздействия
со стороны высших психических процессов, связанных с деятельностью коры, -
представлений, направленности мыслей и т.д. Так, преувеличенное
представление о силе ожидающего человека болевого раздражения способно
заметно повысить болевую чувствительность.

Кожные ощущения возникают при раздражении рецепторов, расположенных в
коже в виде окончаний нервных сплетений или в виде специальных образований
– телец Мейснера – расположенных на поверхности кожи, лишённой волос, и
телец Пачини, расположенных в глубоких слоях кожи.

ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Температурная (термическая) чувствительность дает нам ощущение тепла и
холода. Эта чувствительность имеет большое значение для рефлекторной
регуляции температуры тела.
Традиционная классическая физиология органов чувств рассматривает
чувствительность к теплу и холоду как два разных и независимых вида
чувствительности, каждый из которых имеет свои периферические рецепторные
аппараты. Анатомическими органами ощущения холода считают колбы Краузе, а
тепла - руффинивы тельца. Однако это лишь гипотеза.
При раздражении холодовых точек неадекватным раздражителем, например
горячим острием, они дают холодовое ощущение. Это так называемые
парадоксальное ощущение холода.
Не существует раз и навсегда твердо фиксированных точек тепла и холода
( а также давления и боли), поскольку, как оказалось, количество этих точек
изменяется в зависимости от интенсивности раздражителя. Этим объясняется
тот факт, что различные исследования находят различное количество
чувствительных точек на тех же участках кожи. В зависимости от
интенсивности раздражителя и структурного отношения раздражителя к
воспринимающему аппарату изменяется не только количество чувствительных
точек, но и качество получающегося ощущения: ощущения тепла сменяется с
ощущением боли, ощущение давления переходит в ощущение тепла и т.д.
Существенную роль в термических ощущениях играет способность кожи
довольно быстро адаптироваться к разным температурам.
Субъективным термическим нулем, который не дает никаких температурных
ощущений, являются средние температуры, приблизительно равные температуре
кожи. Более высокая температура объекта дает нам ощущение тепла, более
низкая - холода. Термические ощущения вызываются различием в температуре
или термическим обменом, который устанавливается между органом и внешним
объектом.

ПРИКОСНОВЕНИЕ, ДАВЛЕНИЕ

Ощущение прикосновения и давления тесно связаны между собой. Даже
классическая теория кожной чувствительности (основанная М. Бликсом и М.
Фреем), которая исходит из признания особых чувствительных точек для
каждого вида кожных ощущений, не предполагает особых чувствительных точек
для каждого вида кожных ощущений, не предполагает особых рецепторных точек
для давления и прикосновения. Давление ощущается как сильное прикосновение.
Характерной особенностью ощущений прикосновения и давления (в отличие,
например, от болевых ощущений) является относительно точная их локализация,
которая вырабатывается в результате опыта при участии зрения и мышечного
чувства. Характерной для рецепторов давления является их быстрая адаптация.
В силу этого мы обычно ощущаем не столько давление как таковое, сколько
изменения давления.
Чувствительность к давлению и прикосновению на различных участках кожи
различна.

ТАКТИЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Тактильная память – это способность запоминать ощущения от
прикосновения к различным предметам.
Для того, чтобы развить свою тактильную память или натренировать её,
можно использовать такой метод как игра. Для этого нужно желание обучаться.
1. Представить себе картинку: На столе и по столом лежит много вещей.
Все они разные наощупь: тёплые, холодные, гладкие, колючие, мягкие,
твёрдые. Нужно представить, что ты дотрагиваешься до каждого предмета.
Запомни их, какие были они наощупь и попробуй вспомнить вещи, которые
лежали на и под столом. Это будет легче сделать, если представить, что
вновь трогаешь их руками. Проверь себя и оцени.
2. Постарайся вспомнить вещи, до которых ты дотрагивался в течение
дня. Представь, что ты опять трогаешь из руками. Например, можно
почувствовать холод металлической дверной ручки, мягкую обивку дивана… Не
спеши. Нужно хорошенько представить, как ты дотрагиваешься до этих вещей.
3. Трогая различный материал, представляй своих знакомых или то, что
он тебе напоминает.
Представь, что ты трогаешь облако, печаль, смех, музыку. Попробуй
написать, что ты чувствуешь рукой, когда трогаешь.
4. Трогая дощечки с различным видом материала, попробуй составить свой
фильм, построенный на ощущении.



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Казиков В.Г., Кондратьева Л.Л. «Психология»
2. Немов Р.С. «Психология»
3. Радугина А.А. «Психология и педагогика»
4. Рубенштейн С.Л. «Основы общей психологии»
5. «Общая психология» под ред. Петровского.
6. Крутецкий В.А. «Психология»
7. Гамезо М.В., Домашенко И.А. «Атлас по психологии».



ГОУ КК «Ейский Медицинский Колледж»



РЕФЕРАТ
По психологии на тему:
«Кожные ощущения»



Подготовила:
студентка 201 группы
Мережко Наталия



2004 год




Новинки рефератов ::

Реферат: Разделение властей по Конституции Украины. Система сдержек и противовесов (Право)


Реферат: Русский Космизм (Авиация)


Реферат: Творческое воображение и фантазия (Искусство и культура)


Реферат: Государственная Дума РФ и ее полномочия (Политология)


Реферат: Программа по курсу "Общая социология для школьников" (Социология)


Реферат: Пражская наступательная операция Великой Отечественной войны (История)


Реферат: Ричард Львиное Сердце (Исторические личности)


Реферат: Решение дифференциального уравнения с последующей аппроксимацией (Компьютеры)


Реферат: Монополия на водку в России (История)


Реферат: Вексель и основы вексельного обращения в России (Деньги и кредит)


Реферат: Интеллектуальные процессы: мышление (Психология)


Реферат: Бизнес план на тему: Каким видом бизнеса вы хотели бы заниматься? (Банковское дело)


Реферат: Правовые системы в современном мире (Государство и право)


Реферат: Метадычныя рэкамендацыi i распрацоука урокау па тэме «Развiцце мовы у 5 класе» (Литература)


Реферат: Організаційні заходи що обезпечивають працівників під час роботи (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Становление Великой Русси (История)


Реферат: Досье ОАО "ВимБильДанн Продукты питания" (Маркетинг)


Реферат: Идеи раннего христианства (Религия)


Реферат: Производство по административным делам (Административное право)


Реферат: Биологическое и социальное в человеке (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист