GeoSELECT.ru



Международные отношения / Реферат: Интеграционные процессы в Западной Европе (Международные отношения)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Интеграционные процессы в Западной Европе (Международные отношения)



МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)



по международным экономическим отношениям



ТЕМА: «Интеграционные процессы в Европе»



Выполнила:


студентка 2 ВЭД


Ермоленко Ю. А.


№ ВДС – 01009


Проверил:

Фёдоров Б. П.



САРАТОВ, 2002



Содержание


Введение……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Международная экономическая интеграция ……………………6

1. Объективные основы и этапы экономической интеграции …………6
2. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции
……………………………………………………………..10
3. Европейская ассоциация свободной торговли………………………..15

ГЛАВА 2. Особенности развития Западноевропейской
экономической интеграции……………………………………….19

2.1. Институциональное оформление западноевропейской интеграции..19

2. Единый внутренний рынок ЕС в условиях новой валюты………….22

ГЛАВА 3. Экономические отношения России с ЕС………………………..27
1. Экономическая и финансовая политика руководства ЕС………….27
2. Политика экономического сотрудничества ЕС
со странами Восточной Европы и Россией……………………….....29

Заключение…………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………….…...36



Введение


Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой
современного мирового хозяйства. Процессы международной экономической
интеграции заметно активизировались во второй половине XX века в различных
регионах земного шара.
Международную экономическую интеграцию (МЭИ) можно определить как
процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития
глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными
хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных
уровнях и в различных формах.
Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века
стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Одна из
основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства как
результата развития международного разделения труда и международной
кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той
или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы
государств становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг
которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в
океане мирохозяйственных связей.
На рубеже 1999 г. в условиях хозяйственной деятельности в
большинстве стран Европейского союза (ЕС) произошли кардинальные изменения.
На место множества национальных валют пришла единая европейская денежная
единица (евро), заменяющая эти валюты во всех современных функциях денег и
во всех деловых операций.
1 января 1999 года вошло в историю как день рождения новой валюты –
евро. В течение первых трёх лет она существовала лишь в осязаемой,
электронной форме. Но затем в обращении появились новые банкноты и монеты,
а знакомые в течение многих десятилетий германская марка, французский
франк, итальянская лира, голландский гульден, бельгийский (и
люксембургский) франк, испанская песета, португальский эскудо, ирландский
фунт, австрийский шиллинг, и финская марка бесследно исчезнут, оставшись
лишь анналах экономической истории.
Создание одиннадцатью государствами европейского Союза единой
коллективной валюты – это не одномоментная техническая операция, подобная,
скажем, пережитому нами в 1998 году обмену старых рублей на новые. В
отличие от российской деноминации введение евро имеет три глубоких
измерения – прошлое, настоящее и будущее.
Единая валюта – это высший из достигнутых к настоящему времени этапов
европейской интеграции. Интеграция, в свою очередь, представляет собой
апогей длительной исторической эволюции Западной Европы - её экономики,
социальных отношений, политического устройства, Европа шла к евро почти две
тысячи лет. На рубеже 1999 г. в условиях хозяйственной деятельности в
большинстве стран Европейского союза (УС) произошли кардинальные изменения.
На место множества национальных валют пришла единая европейская денежная
единица (евро), заменяющая эти валюты во всех современных функциях денег и
во всех деловых операций.
Такой шаг существенно продвигает вперёд процесс интеграции, ибо
складывающийся единый внутренний рынок ЕС уже не мог опираться на различные
денежные системы, остающиеся в национальном подчинении. Это сохраняло бы
внутри ЕС очевидные различия в организации кредитов, расчётов, курсовой
политики, а следовательно, и связанные с этим валютные риски, задержки
платежей, различия в налогах и ценах и разнобои во внешней валютной
политике. С переходом к евро ЕС превращается в мощную и консолидированную
валютную зону, способную дополнительно стимулировать экономический рост,
заметно снизить операционные расходы предприятий и на равных соперничать с
американским долларом и йеной. Именно поэтому европейский бизнес, особенно
крупный, с самого начала активно поддержал переход к новой валюте. А
впрочем, её позитивно приняло и общественное мнение стран-участниц.



ГЛАВА 1. Международная экономическая интеграция

1. Объективные основы и этапы экономической интеграции

Экономическая интеграция создает условия для ускорения
интернационализации производства стран — участниц этого процесса,
выравнивания их основных социально-экономических параметров. Схематично
процессы, ведущие к экономической интеграции, можно выразить следующей
взаимосвязанной (с обратной связью) цепочкой: развитие производительных сил
международное разделение труда интернационализация производства и
капитала , рассчитанная с учетом
стандарта покупательной способности, где за базу принята средняя величина
для 15 стран ЕС, распределяется следующим образом. Выше средней находятся
Люксембург - 169, Дания - 116, Германия - 111, Австрия - 108, Франция -
108, Нидерланды - 107, Италия - 103, Швеция - 101. Ниже: Финляндия и
Великобритания - 96, Ирландия - 93, Испания - 77, Португалия -67, Греция -
66.
Бюджет ЕС имеет специальные шесть статей, предназначенные для
финансирования экономической политики Сообщества, в том числе две из них -
непосредственно по обеспечению развития промышленности через
соответствующие фонды. Например, по статье "Структурные действия"
финансируются фонды социального, регионального развития, сельского
хозяйства и фонд сплочения (выравнивания социально-экономических
показателей). Последний предусмотрен для тех стран - членов ЕС, в которых
величина ВНП на душу населения не превышает 90% среднего показателя по
Сообществу. В списках получателей поддержки числятся Греция, Испания,
Ирландия и Португалия. По статье "Внутренняя политика" финансируются
мероприятия по улучшению конкурентоспособности европейской промышленности,
где от 50 до 70% средств выделяется на научные исследования. ( Известно,
что конец 80-х и начало 90-х гг. характеризуются определенной экономической
стабилизацией (и даже ростом) в условиях усиления западноевропейской
интеграции. Прежде всего наметилась тенденция роста капиталовложений в
промышленное производство. При снижении инфляции сокращаются показатели
дисперсии цен (степень отклонения от среднего уровня цены в Сообществе) и
роста денежной массы. Так, в начале 80-х гг. дисперсия цен оставляла около
8% в ЕЭС, а к 1990 г. снизилась до 3%. Рост денежной массы не только
замедлился и сблизился с темпами экономического роста, но и стал более
единообразным, т.е. с меньшей дисперсией. Если в начале 80-х гг. разрыв в
росте денежной массы составлял 4,1%, то в 1989 г. - около 3%. Это стало
решающим условием для становления «общеэкономического экономического
пространства» и подписания Маастрихтского договора в декабре 1991 г. Таким
образом, в Западной Европе делаются реальные шаги по решению главной задачи
её объединения – созданию единого Европейского внутреннего рынка при
условии обеспечения военной безопасности в Европе и коллективного лидерства
(при партнёрстве с США в мире)


2. Политика экономического сотрудничества ЕС со странами Восточной
Европы и Россией.
Длительный период идеологического, экономического и военно-
политического противостояния двух общественных систем на европейском
континенте предопределил и различный подход, теоретическое понимание и саму
практику обеспечения организационно-структурных и экономических систем
хозяйствования, в том числе и в условиях интеграционных процессов.
Некогда экономически развитые страны бывшего социалистического лагеря
(ГДР, Чехословакия, Венгрия), входившие в первую десятку по уровню жизни
населения, оказались перед лицом сложных социально-экономических и
политических проблем. Однако вместо объединения усилий с другими странами
Восточной Европы по преодолению кризиса они пошли на свертывание
экономических отношений с Россией и стремятся в состав западноевропейского
экономического и военно-политического Сообщества.
Вместе с тем политика руководства западноевропейского Союза
относительно принятия стран Восточной Европы в Сообщество вызывает много
вопросов. Речь, в частности, идет о перенесении всех социально-
экономических проблем и последствий для вновь вступающих стран из Восточной
Европы на плечи заинтересованной стороны. С распадом СССР и в связи с
политической нестабильностью в в ряде стран Восточной Европы намерения
руководства ЕС форсировать вступление их в Сообщество сменились курсом на
поддержку реформ (прежде всего в Чехии, Венгрии, Польше, Словакии) через
механизмы предоставления гуманитарной и техническом помощи, различного рода
кредитов,» Одновременно была принята программа технической помощи "ФАРЕ".
По инициативе ЕС в 1991 г. был создан Европейский банк реконструкции и
развития с уставным капиталом в 10 млрд. экю, главной задачей которого
стало финансовое содействие реформам. На страны Восточной Европы
распространялись льготные таможенные пошлины по значительному списку
товаров. При этом руководство Евросоюза проводит экономическую политику со
странами Восточной Европы с расчетом в перспективе принять их в ЕС и на
этой основе создать "большую Европу". Основными условиями для вступления
стали: отказ от государственной монополии внешней торговли, разрешение
осуществлять внешнеэкономические операции всем заинтересованным юридическим
и физическим лицам, введение внутренней конвертируемости национальной
валюты, переход к рыночным методам регулирования внешнеэкономических связей
посредством лицензий, таможенных тарифов, меры, способствовавшие "открытию"
их экономик (внутреннего рынка) для доступа иностранного частного капитала
и поощрения экспорта.
Ориентация на развитие экспорта и импорта обеспечили рост оборота
внешней торговли. Экспорт в 1995 г. на 56% превышал низший уровень 1991 г.
Особенно заметных результатов добились Польша, Чехия и Словакия. В то же
время импорт по темпам роста за этот же период опередил экспорт, и
обозначилась тенденция резкого (23%) превышения импорта над экспортом. Из
всех источников западноевропейских инвестиций в эти страны наиболее высокий
приток был в экономику Польши, Чехии и Венгрии (11,3, 26,1 и 16,9 млрд.
долл. в 1995 г.) и значительно ниже в Румынию (3,4), Словакию (4) и
Болгарию (3,4 млрд. долл.).
Основной формой экономического, в том числе и финансового,
сотрудничества стран Восточной Европы и Евросоюза стали ассоциативные
отношения, предусматривающие создание между сторонами в течение 10 лет зоны
свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены
таможенных пошлин и других барьеров. На протяжении 1991-1992 гг. каждой
страной Восточной Европы было подписано об этом соглашение с ЕС. Оно
предусматривает политику наибольшего благоприятствования для
восточноевропейских стран с их менее конкурентоспособной промышленностью. В
частности, ЕС приняло обязательство в одностороннем порядке отменить свои
таможенные барьеры для товаров из этих страд на протяжении первых 5 лет (из
10 отведенных по соглашениям). Во втором пятилетии восточноевропейские
страны сами будут обязаны принять аналогичные решения. С 1 января 1995 г.
со стороны ЕС таможенные и другие барьеры были устранены. Однако политика
протекционизма для продукции гсх отраслей, в приоритетности которых
заинтересованы страны Западной Европы, останется в силе, что воздействует
на экономическое и социальное благополучие восточноевропейских стран.
Складывающиеся экономические отношения между странами Восточной Европы
(и, прежде всего Центральной Европы) и Евросоюза, прогнозируемые
перспективы и последствия их включения в интеграционное Сообщество
поставили руководство ЕС перед необходимостью выделения в будущем
значительных финансовых средств на реформирование экономики и социальную
поддержку этих стран. Так, распространение единой сельскохозяйственной
политики ЕС на восточноевропейские государства, с их крупным, но
недостаточно развитым аграрным сектором, может потребовать увеличения
вложения средств в его отрасли, по некоторым расчетам, около 60 млрд. экю.
Между тем объем ассигнований по статье "Развитие аграрного сектора
Евросоюза" в 1994 г. составлял 35 млрд. экю, или 49% всех ассигнований.
Еще более значительного увеличения (с 25 до 60 млрд. экю) потребовала
бы поддержка отсталых регионов и стран с более низким уровнем среднедушевых
доходов (доход на душу населения в странах Восточной Европы сегодня
составляет в среднем около трети среднего по ЕС). Такое бюджетное бремя
является препятствием для членства стран Центральной и Восточной Европы в
ЕС. Проблема обострилась, когда перед странами Евросоюза обозначилась
перспектива резкого сокращения бюджетных расходов, с тем чтобы уменьшить
дефицит государственных бюджетов и показатели внутреннего долга по
отношению к ВВП до уровней, предусмотренных Маастрихтским договором.
Реально это стало проявляться в противоречии желания с возможностями ЕС
включить страны Восточной Европы в свою орбиту. Оттуда, очевидно, критерии
"европейское™" стран, желающих вступить в Евросоюз, появление в 1995 г.
"Белой книги", посвященной условиям, подготовки стран Центральной и
Восточной Европы к интеграции во внутренний рынок Сообщества. В книге дана
система законодательства, с помощью которой в странах-претендентах должны
быть созданы внутренние рынки, аналогичные западноевропейским странам.

Представители восточноевропейских стран приглашаются на заседания
рабочих органов ЕС для информации или совместного обсуждения вопросов
общеевропейской значимости (транспорт, экология, миграция населения и др.).
Другим привлекательным для стран Восточной Европы решением ЕС стала
запланированная финансовая поддержка Евросоюза на 1995-1999 гг. в объеме 9
млрд. долл. Примерно по такой же схеме экономического сотрудничества
руководство ЕС создает благоприятные условия и для прибалтийских
государств.
Создаваемые механизмы вхождения стран Центральной и Восточной Европы в
общий рынок ЕС, с одной стороны, практически блокируют торговые интересы
России на рынках, с другой - создают реальные предпосылки сворачивания
интересов этих стран в сфере торговли, и тем более совместного
производства.
После распада СЭВ экспорт и импорт России и стран Восточной Европы
перестали играть ощутимую роль в экономики нашей страны. Доля их в общем
объеме торговли России со странами дальнего зарубежья составила в 1996 г.
13,6-13,8% общего объема. Практически прекращены производственно-
технологические и инвестиционные связи, за исключением энергетики, частично
машиностроения и автомобилестроения. При этом страны Восточной Европы
активизируют торговлю с высокоразвитыми странами.
Так, Чехия в 1996 г. закупила на Западе машин и оборудования на сумму в
100 раз большую в сравнении с импортом их из России.
Таким образом, закладывается противоречие между Россией как партнером
каждой восточноевропейской страны и странами - членами ЕС с их правами и
обязательствами по "защите" интересов Сообщества, при одновременном
поддержании умеренного курса экономического сотрудничества с третьими
странами, в том числе и с Россией.
В основе этого "особого" курса лежит все та же геополитическая задача:
устранить Россию как главного конкурента из всех жизненно важных
(политических, экономических и военных) сфер общеевропейского развития,
превратив ее в аграрно-сырьевую периферию международного европейского
интеграционного Сообщества.
Несмотря на совместно (ЕС и Россия) провозглашенные цели, намерения и
декларации, а также заявления руководства ЕС и лидеров ведущих стран -
членов Евросоюза об их стратегии на установление равноправного
экономического партнерства с Россией, реальная практика свидетельствует об
обратном. Общий рынок ЕС для российских товаров остается закрытым.
Парадоксальная ситуация: страны ЕС за последние годы резко увеличили
свои экспортные поставки в Россию, особенно машин, оборудования,
продовольствия и текстильных товаров. Однако доля России в товарообороте в
целом по Евросоюзу в 1995 г. составляла всего лишь 3%, а среди внешних
партнеров ЕС Россия занимала восьмое место. К середине 90-х гг. доля
импортного продовольствия, в том числе из ЕС, превысила две пятых
потребления в России, что негативно сказалось на развитии российского
сельскохозяйственного производства и продовольственном внутреннем рынке.
Таковы же и последствия импорта текстильных товаров.
Практика торговли продукцией высокотехнологических отраслей показывает
сдержанность, а порой и откровенное давление на соответствующие организации
России со стороны международных организаций, патронируемых- ЕС или США, по
поводу проникновения наукоемких отечественных изделий на рынки ЕС или
рынки, контролируемые США и Японией. Речь идет о продаже атомных реакторов,
запуске коммерческих спутников российскими ракетами, ядерном топливе для
атомных электростанций в ЕС, а также о российском оружии.
Политика ЕС дестабилизирует внешнеэкономическую и торговую деятельность
России со странами Восточной Европы в связи с проведением курса на отмену
таможенных и других барьеров, сдерживающих выход на рынки Евросоюза. А ведь
именно рынки стран Восточной Европы в недавнем прошлом имели первостепенное
значение для российской промышленности. Обстановка для российских товаров в
Европе еще более тяжелая и в связи с появлением обособленных зон свободной
торговли, создаваемых странами, входящими в ЕАСТ и ЕС, а также ЕАСТ и
странами Восточной Европы и Балтии и др.
Принятый в мае 1996 г. План действий ЕС для России (на уровне министров
иностранных дел), за исключением пункта о "возможности введения зоны
свободной торговли между ЕС и Россией", выдаваемый как новый,
конструктивный подход к экономическому сотрудничеству, остается пока
декларацией о намерениях. Конечно, эти затянувшиеся- "намерения"
перекрываются, в частности, деятельностью международных банковских кругов
по выделению кредитов и перенесению сроков уплаты долгов кредиторам,
реальными мерами относительно вступления России в ВТО. России предстоит
тщательно взвесить ситуацию и выработать стратегическую линию своего
поведения.


Заключение

Несмотря на все проблемы и опасности, решение о создании ЭВС является
бесповоротным. Возможные трудности в его дальнейшем развитии будут решаться
любыми путями, кроме роспуска ЭВС, так как это чревато самыми
драматическими последствиями для Европы в целом.
Будущая международная роль евро будет определяться тем, насколько
успешно участникам экономического и валютного союза удастся провести
необходимые реформы их финансовых и социально-экономических систем. Многое
зависит также от дальнейшего развития их экономики и её международной
конкурентоспособности. Возникновение евро ни в коей мере не противоречит
интересам России. Как партнер Европейского союза, имеющий обширные и тесные
экономические связи с ним, наша страна заинтересована в успехе
предпринятого нашими западноевропейскими соседями смелого шага.
Сотрудничество с экономическим и валютным союзом послужит ещё одним
стимулом успешного завершения реформ в России, особенно в области кредитно-
денежного обращения. Дополнительные возможности открывает перед ней и
возникновение биполярности в международной валютной системе.
Итак, наши экономические отношения со странами ЕС получили хороший
импульс к развитию после ратификации в 1997 г. Соглашения о партнёрстве и
сотрудничестве между Россией и ЕС. Существующая договорно-правовая база
этих отношений, думается, уже может быть признана в целом достаточной для
того, чтобы основное внимание партнёров было сосредоточено на решении
конкретных практических задач взаимодействия. В заключении хотелось бы
подчеркнуть: перспективы дальнейшего сближения России с ЕС, создания зоны
свободной торговли между ними и превращение РФ в органическую часть
общеевропейского экономического пространства зависят не только от
эффективности внешнеэкономической политики, но и в наибольшей мере – от
успешности решения внутренних антикризисно-реформационных проблем.

Список литературы


1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения, 2000 г., С.
253 - 264.
2. Колесов В. П., М. Н. Осьмова // Мировая экономика. Экономика
зарубежных стран / М, 2000 г.
3. Рыбин В. И. // Новая единая европейская валюта евро / М, 1998 г.
4. Шемятников В. Г. // ЕВРО «Две стороны одной медали» / 1998 г.
5. Лесняков Г. Стратегия западноевропейской интеграции и отношение к
России // Экономист / 1998, 1.
6. Менаев В., Шмелёв Н. Экономические отношения России и ЕС, заглядывая
в XXI век // РЭЖ / 1999, 8
7. КОРИНФ / 2000, 39
8. КОРИНФ /2002, 6
9. КОРИНФ /2002, 7




Реферат на тему: Интеграционные процессы в мировой экономике

Интернационализация производства и пути ее осуществления.


Интернационализация производства – это международное обобществление
производства. Сначала процесс обобществления производства развивался внутри
отдельных государств. Он представлял не что иное, как развитие
общественного характера труда, т. е. развитие совместной производственной
деятельности многих людей, работавших на одном или на разных предприятиях.

Обобществление производства не ограничивается рамками отдельных стран,
выходит за их пределы и приобретает международный характер. В отличии от
внутригосударственного обобществление производства международном масштабе
представляет собой развитие общественного характера труда на международном
уровне, т.е. становление совместной производственной деятельности двух или
множества стран, слияние ранее разрозненных производственных процессов
различных стран в один международный взаимосвязанный процесс.
Обобществление производства – это сложный процесс, выражающий
отношение людей как к силам природы, так и связи между людьми в процессе
производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Чтобы понять всю глубину процесса международного обобществления
производства, необходимо, конечно, изучать обе стороны обобществления – и
со стороны производительных сил, и со стороны собственнических отношений.
Остановимся лишь на характеристике процесса вещественного содержания
международного обобществления производства, или интернационализации
производительных сил.
Следует отметить, что исследование процесса обобществления
производительных сил на внутреннем или международном уровнях – это не
изучение технического или технологического процесса. Хотя развитие
материально-вещественного содержания обобществления производства и связано
с развитием техники и технологии, но оно вовсе не технический, не
технологический, а социальный процесс. Социальный, поскольку в этом
процессе участвуют люди, происходит развитие отношений людей, развитие их
совместной деятельности в производстве, развитие их общественного характера
труда.
Какими же путями идет процесс международного обобществления
производства? История развития всех стран показывает, что хозяйственная
связь между производителями всегда осуществляется по двум основным
направлениям.
Во-первых, рост общественного характера труда происходит путем
совершенствования отдельных производственных единиц. По мере развития
производительных сил индивидуальные производственные единицы, основанные на
использовании труда собственников, уступают место кооперации. Размеры
которой постоянно возрастают. Вместе с тем умножается и число людей, тесно
связанных между собой совместной деятельностью в пределах увеличивающихся
производственных предприятий.
Во-вторых, усиление общественного характера производства происходит
под воздействием разделения труда, которое обеспечивает становление связей
между производителями, способствует формированию их совместной трудовой
деятельности в масштабах общества, сплачивает многочисленных производителей
в одно целое.
Кооперация и разделение труда как направления развития общественного
характера производства не только не исключают, а, напротив, предполагают
друг друга. В каждой стране кооперация в своем развитии проходит несколько
ступеней. Все ее виды, помимо простой, основаны на развитии разделения
труда внутри предприятия. Чем более дробным и специализированным становится
труд на предприятиях, тем больше растут масштабы обобществления труда в
рамках предприятий, тем больше становятся сами предприятия. С другой
стороны, развитие кооперации от мануфактуры до многозаводских предприятий
придает разделению труда более массовый и прочный характер, расширяет
локальные границы разделения труда в рамках общества сначала до уровня
национального, а затем и интернационального.
Кооперация и разделение труда являются основными направлениями
обобществления производства и на международной арене. Но в международном
масштабе в настоящее время разделение труда – один из наиболее важных путей
интернационализации производства. Первенствующая роль МРТ определяется
прежде всего тем обстоятельством, что разные ступени кооперации как
специфические пути международного обобществления производства так или иначе
связаны с ним. Например, формирование международных капиталистических
корпораций очень часто предполагает предварительное обособленное
существование разнородных предприятий, наладивших прочные экономические
отношения.
В отечественной экономической литературе иногда выдвигается и третье
направление развития международного обобществления производства. Так,
касаясь организационных особенностей процесса международного регионального
обобществления производства, С.И. Нижняя пишет, что будто бы «он
реализуется в общественном разделении труда, кооперации труда и
концентрации производства». Разделение труда и кооперация труда
действительно являются направлениями международного обобществления
производства. В практике развития международного экономического
сотрудничества существуют два направления развития совместной
производственной деятельности любых стран – международная производственная
кооперация труда и международное разделение труда.
Что касается концентрации производства, то она не представляет собой
самостоятельного направления обобществления производства. Коротко говоря,
концентрация производства это расширение производства на основе накопления.
Это увеличение масштабов производства в рамках отдельных предприятий. Но
увеличение размеров предприятия, в частности, рост выпуска продукции на нем
может произойти как за счет повышения доли оборудования и численности
рабочей силы, так и посредством применения более совершенных машин и роста
производительности труда занятых рабочих. Но все эти изменения происходят в
рамках предприятия, т.е. в пределах производственной кооперации.
Следовательно, концентрация производства не является самостоятельным
направлением обобществления производства, а лишь обслуживает развитие
кооперации.

Формальный и реальный этапы интернационализации производства.

Интернационализация производства весьма многоплановое явление. В
отдельные периоды своего развития это экономическое явление может носить
совершенно специфические качественные свойства и иметь разные масштабы.
Так, на одном отрезке времени международное обобществление производства
имеет формальный характер, а на другом – реальный, в одно время оно
осуществляется в полном международном масштабе, в другое - в региональном.
С учетом этих замечаний и надо рассматривать историю участия всех стран в
международном экономическом сотрудничестве и развитие процесса
интернационализации производства.
Как известно, страны вступают в международное разделение труда,
достигнув самого разного уровня развития производительных сил. Если не
касаться ранних периодов, а взять только послевоенную эпоху, то и в это
время по многим показателям страны мирового сообщества занимали очень
разные экономические позиции. Но при дифференцированном уровне развития
производительных сил в странах в одних и тех же отраслях существуют
предприятия разных параметров. Они производят одну и ту же продукцию с
неодинаковыми затратами материальных и трудовых ресурсов. Например, в одной
стране один рабочий за один день производит одну автомашину, а, в другой
стране один рабочий за один день производит две автомашины. В результате
участия в МРТ заметно отличающихся по уровню развития производительных сил
отдельных стран постепенно складывается специфическая структура мирового
хозяйства, особенность которого заключается в том, что любая его отрасль
представляет сумму неравнозначных национальных предприятий. Это и означает,
что развитие процесса обобществления производства разных стран носит
формальный характер.
Формальное международное обобществление производства, или формальная
интернационализация производства, - это такое международное обобществление,
когда страны участвуют в международном разделении труда, когда они трудятся
друг на друга, но затраты на производство одних и тех же товаров в
отдельных странах неодинаковые, а иногда и очень разные. Это происходит в
том случае, когда границы между ними закрыты для свободного передвижения
товаров, рабочей силы и капиталов. Иными словами, формальная
интернационализация производства происходит в результате установления между
странами постоянных экономических связей, но при сохранении между ними
различных барьеров – таможенных и прочих.
Следует сказать, что все страны мира в течении долгих лет развивали
экономическое сотрудничество на основе формального международного
обобществления производства. В этот период многие страны мира стали
переходить от формального к новому периоду международного обобществления
производства, который получил название интеграционного этапа. Необходимость
этого шага была подготовлена всем ходом экономического развития. Дело в
том, что формальная интернационализация производства не всегда носит
достаточно эффективный характер, а между тем вопросы экономической выгоды
при вступлении стран в процесс международного разделения труда являются
решающими. Так, в поисках повышения эффективности национального
производства несколько стран Западной Европы организовали Европейское
экономическое сообщество (ЕЭС). В январе 1957 г. ФРГ, Франция, Италия,
Бельгия, Нидерланды, Люксембург подписали Римский договор, согласно
которому между ними снижались постепенно таможенные пошлины на ввоз товаров
и предусматривалось создание условий для перелива капиталов и рабочей силы.
Ныне в группировку Европейского Союза входят 15 стран – Англия, Ирландия,
Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Бельгия, Нидерланды,
Люксембург, Греция, Дания, Австрия, Швеция и Финляндия.
Курс на интеграцию был порожден рядом актуальных экономических
проблем, которые не могли быть решены странами ни в одиночку. Ни на основе
старой системы международного разделения труда. Если же выделить наиболее
важный императивный фактор, побудивший страны Западной Европы объединить
свои усилия, то следует сказать, что экономическая интеграция
рассматривалась ими в качестве средства преодоления противоречия между
необходимостью эффективного развития экономики каждой страны, участвующей
во взаимном международном разделении труда, и ограниченными возможностями,
которыми располагали отдельные страны региона для реализации этой
неотложной экономической задачи.
Что же представляет собой экономическая интеграция? Почему именно с
ней отдельные страны связывают возможность повышения эффективности
национального производства? При выяснении сущности интеграции, видимо,
целесообразно напомнить, что латинское слово integratio в переводе на
русский язык буквально означает объединение разрозненных частей в нечто
общее, единое, целое. Это слово употребляется в разных сферах жизни –
политике, биологии, математике и, конечно, в экономике. Но всюду под
интеграцией понимают, по существу, всякого рода объединения. Что касается
экономики, то здесь речь идет о дальнейшем развитии общественного характера
международного развития производства, т.е. об объединении общественных и
научных потенциалов нескольких стран с целью решения не отдельных каких-
либо временных задач экономического или социального порядка, а о выводе
стран на принципиально новые производственно-технические и социально-
экономические рубежи, о таком движении вперед, какое поднимает их
экономическое сотрудничество на более высокий уровень развития. Так, в
результате курса стран Западной Европы на интеграцию должно произойти
постепенное тесное сближение их национальных хозяйств, осуществится
совместное международное производство. Развитие же совместной
производственной деятельности означает дальнейший рост интернационализации
производства. Она происходила и до 1957 г., но тогда носила формальный
характер. Теперь же интернационализация производства западноевропейских
стран приобрела реальное значение.
Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран
путем участия во взаимном разделении труда – это такое международное
обобществление производства, когда страны объединяют свои усилия с целью
повышения эффективности производства всех участников этого процесса.
Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть достигнут и
каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. При
переходе же на интеграционный этап развития международного разделения труда
речь идет о том, что этот шаг будет содействовать повышению эффективности
производства каждой страны на примерно усредненный высокий уровень в
масштабах определенного регионального сообщества государств.
Содействие повышению эффективности общественного производства в
отдельных странах и во всем интегрирующимся сообществе в результате
целенаправленного развития международного разделения труда может быть
обеспечено только в том случае, если эти страны согласованно будут
создавать наиболее совершенные по техническим и экономическим параметрам
предприятия во всех сферах экономики. При этом в одних и тех же отраслях
национальной экономики интегрирующихся стран одинаковые по технико-
экономическим параметрам предприятия должны тратить на производство
однородных товаров примерно одно и тоже количество необходимых ресурсов.
Или если страны имеют разные отрасли и производят различные товары, то они
должны расходовать на их изготовление меньше живого и овеществленного
труда, чем тратили до вступления в интеграционный этап. В условиях
капитализма конкуренция побуждает предпринимателей разных стран наращивать
техническую мощь своих предприятий в борьбе за рынки сбыта со своими
соперниками и обеспечивать по крайней мере хотя бы среднюю норму прибыли.
Хозяйствующие субъекты, которые в данный период времени затрачивают на
выпуск продукции наименьшее количество разных факторов производства, во
всех странах мира принято называть предприятиями оптимальных размеров. Их
могут создавать как крупные экономические державы, так и малые страны. И
для первых, и для вторых они являются основным путем экономии ресурсов
посредством участия страны в международном разделении труда. Разумеется,
слово «оптимальный» – не синоним словосочетания «самое крупное
предприятие». Оптимальными следует считать те из них, которые являются
наиболее производительными в данный период времени.
Систематический обмен товарами, производимыми предприятиями
оптимальных размеров, создает у стран уверенность в целесообразности
увеличения их числа для совершенствования всей структуры национальных
хозяйств. В каждой отрасли, участвующей в период интеграции в системе
международного разделения труда, должны создаваться материальные условия
для закрытия неэффективных производственных звеньев и концентрации
производства на предприятиях оптимальных размеров. Эта политика
обеспечивает сбережение материальных и трудовых ресурсов в рамках отдельных
отраслей, а сумма этих величин дает экономию в масштабах всей страны.
Короче говоря, в стране возникает оптимальная структура национальной
экономики.
Многочисленные поиски критерия оптимальности народного хозяйства
привели экономистов разных стран к выводу, что искомым показателем является
такая структура экономики, которая создает наилучшие условия для
экономического роста. Иными словами, оптимальная структура национальной
экономики страны представляет собой такую совокупность отраслей, в каждой
из которых решающую роль играют предприятия оптимальных размеров. По идее
эти хозяйствующие субъекты должны производить основную массу продукции
данной отрасли. И независимо от того, предназначена ли она для внутреннего
или для внешнего потребления, эта продукция будет производится при
наименьших затратах капитальных, материальных и трудовых ресурсов. Развитию
во всех интегрирующихся странах предприятий оптимальных размеров может
способствовать экономическая политика их правительств. Они должны исходить
из принципа: чем больше в экономике каждой сотрудничающей страны
оптимизации, тем больше во всем обществе интеграции. Создать
конкурентоспособные предприятия – это конечная задача оптимизации
производства и всей структурной политики интегрирующихся стран.
Реальная интернационализация производства стихийно осуществляться не
может. Жизнь убедительно показала, что для того, чтобы между любыми
странами происходило реальное обобществление производства, необходимо
сознательно реализовать процесс развития международного регионального
разделения труда и международной производственной кооперации,
руководствуясь при этом определенными экономическими ориентирами. Поэтому
самая важная основополагающая особенность интеграционного этапа развития
экономического сотрудничества европейских стран состояла в том, что оно
обязательно предполагало политическое решение сторон о переводе взаимного
разделения труда на новый уровень и широкого развития международной
производственной кооперации. Без политических акций такой переход был бы
невозможен. Чтобы МРТ действительно поднялось на интеграционную ступень,
необходимо решение правительства заинтересованных стран, участвующих в этом
процессе, о преодолении всех экономических преград на этом пути –
производственных, торговых, валютных, таможенных и др. Нельзя добиться
реального обобществления производства в международном масштабе, если не
будет принято политическое решение о таможенной политике заинтересованных
стран, о размерах производства той или иной продукции в каждой
интегрирующейся стране, если не будут затронуты вопросы о квотах экспорта,
о ценах на продукцию и другие экономические проблемы. Короче говоря,
переход международного регионального разделения труда на интеграционный
этап обязательно предполагает сознательное совместное регулирование
правительствами заинтересованных стран многих внешнеэкономических акций и
изменение национальных процессов воспроизводства в соответствии с этими
акциями.
Исходя из того, что курс на интеграцию предполагал развитие реального
обобществления производства, можно дать и определение самой интеграции.
Экономическая интеграция представляет собой обобществление производства на
международном уровне посредством сознательного регулирования
правительствами участвующих в ней стран взаимного разделения труда и
международной производственной кооперации. Такого рода обобществление
находит свое выражение в повышении эффективности производства каждой страны
до примерно усредненного уровня в масштабах регионального сообщества
государств и формировании оптимальной структуры их национальной экономики.
В проблеме интеграции интерес представляет и вопрос об отношении
интегрирующихся стран к третьим странам. Если рассматривать экономическую
интеграцию стран Западной Европы, то она задумывалась именно как
региональное обобществление производства. Тем не менее очень часто в
экономической литературе и особенно в периодической печати бытует
утверждение, что эта интеграция не изолируется от стран с иным социальным
строем, не отгораживается от них непреодолимыми барьерами. Конечно, полной
изоляции интегрирующихся партнеров от третьих стран не было. Например, с
западноевропейскими странами достаточно тесно сотрудничают другие
государства мира. Но все же обычные экономические связи нельзя
отождествлять с интеграцией, так как у любой интеграции есть какая-то
экономическая грань, отгораживающая ее участников от третьих стран.
Принципиальная разница между участниками экономической интеграции и
неинтегрирующимися, но сотрудничающими с ними государствами состоит в том,
что первые ставят задачу повышения эффективности функционирующих
предприятий до высокого уровня как на всей территории, так и во всем
интегрирующемся содружестве, в то время как вторые заботятся о своих
индивидуальных интересах и не являются союзными или договорными партнерами
по повышению эффективности во всей группе сотрудничающих государств.
Аутсайдеры не берут на себя никаких обязательств по перестройке всей
структуры своей экономики, по доведению затрат ресурсов до определенного
установленного уровня и других экономических показателей, которые являются
признаком интегрирующегося коллектива государств. Вот почему, хотя страны
Западной Европы и не представляют изолированной организации, но, вступив на
путь интеграции, они должны действовать обособленно в определенном смысле
слова. Предполагается, что эти государства будут сотрудничать не просто на
основе развития международного разделения труда и международной
производственной кооперации, но на базе развития этих кардинальных путей
обобществления международного производства в направлении скорейшего
повышения производительности труда, роста эффективности производства во
всех странах сообщества. Изоляции от мира не было, но определенное
экономическое обособление налицо.

Виды международной экономической интеграции.

Региональная интеграция, или реальная интернационализация,
производства в своем развитии проходит ряд ступеней – зону свободной
торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический
союз. У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная
особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или
иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры.
Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое
рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под
действием рыночных регуляторов – цен, процентов и т.д. – на этом едином
пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая
структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении
производительности труда, а так же на экономии расходов на таможенный
контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или
вид, интеграции имеет специфические черты.
В условиях Зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от
защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами
по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не
коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический
суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли
устанавливает собственные тарифы. Такой вид интеграции применяется странами
ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группировками.
Специфическим видом региональной интеграции выступает Таможенный союз.
В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов
с третьими странами определяются коллективно. Так, участники Союза возводят
совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность
более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное
пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного
торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения
теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант
интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского Союза
западноевропейских стран.
Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий
рынок. Здесь все характеристики Таможенного союза сохраняют свое значение.
Кроме того, в рамках Общего рынка устраняются ограничения на перемещение
различных факторов производства, что усиливает экономическую
взаимозависимость стран – членов данного вида интеграционного объединения.
Общий рынок ЕС был в основном создан в конце 60-х годов. Но свободы
передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей
силы оказалось мало для формирования единого зрелого рыночного
пространства. По мнению европейских экспертов, для этого надо осуществить
следующие мероприятия:
- выровнять уровни налогов
- устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и тем более
целым отраслям
- преодолеть различия в национальных трудовых и хозяйственных
законодательствах
- унифицировать национальные технические и санитарные стандарты
- скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и
системы социальной защиты
Осуществление этих мероприятий и дальнейшая координация
национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной,
сельскохозяйственной и социальной политики участников данного
интеграционного объединения приведет к созданию зрелого единого внутреннего
рынка стран ЕС. Эту ступень интеграции принято называть Экономическим
союзом. Практика ЕС показала, что Экономический союз, который
предполагалось построить к концу 70-х гг, не удалось создать до сих пор. С
целью ускорения формирования этого союза страны ЕС в декабре 1991 г в
городе Маастрихте приняли решение ускорить выполнение указанных выше
мероприятий, а так же с 1 января 1999 г ввести единую европейскую валюту,
создать к этому времени единый Европейский банк, ввести единые паспорта,
дипломы и другие официальные документы.
Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем
Таможенного союза или Общего рынка. Но оно идет. По мере развития
Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени
региональной интеграции – Политического союза. Этот вид региональной
интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства
в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от
Экономического союза к Политическому взаимные внешнеэкономические связи
участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные экономические
отношения и проблема международных экономических отношений в рамках данного
региона перестает существовать.
Институциональная структура возможного политического союза пока
недостаточно ясна. Вероятно, она будет иметь много разновидностей в
зависимости от исторических и социопсихологических условий того или иного
региона. Однако в самых общих чертах речь идет о возникновении нового
многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических
отношений, который выступит с единой экономической и внешнеполитической
позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этого
союза. Фактически готовится создание нового огромного государства.
Развитие интеграционных процессов намечается и на постсоветском
пространстве. Здесь существуют объективные условия для укрепления
хозяйственных связей государств СНГ, для развития между ними экономической
интеграции. Назовем лишь некоторые из этих условий. Во-первых, на Россию
все еще приходится значительная внешнеэкономических связей бывших советских
республик. Во-вторых, прошедшие годы показали, что их быстрая
переориентация на Запад невозможна. В-третьих, между странами СНГ
сохранилась производственно-технологическая, культурная, языковая общность,
единая система образования, информационная система, научно-
исследовательская сфера. С другой стороны, существует немало факторов,
препятствующих развитию интеграции. В частности, в странах Содружества
имеют место различия в степени проведения реформ, что создает качественно
разнородную экономическую среду. Имеет место и политическая
разнонаправленность отдельных бывших советских республик. И все же,
несмотря на это. Интеграционные программы разрабатываются в нескольких
странах СНГ, и не исключено, что в недалеком будущем этот процесс наберет
полную силу и завершится созданием их Экономического союза.

Субординация категорий МРТ, МКП, интернационализация и интеграция.

В экономической литературе часто можно встретить утверждение, что
«экономическая интеграция основана на интернационализации хозяйственной
жизни». Но из тезиса, высказанного в такой форме, мало что можно уяснить.
Чтобы понять закономерности развития МЭО, необходимо сопоставить содержание
таких категорий, как международное разделение труда, международная
кооперация производства, интернационализация производства и экономическая
интеграция.
Начнем с международного разделения труда. МРТ – это система или способ
организации производства, при которой страны специализируются на
изготовлении определенных товаров и обмениваются ими. Результатом
международного разделения труда является развитие общественного характера
производства в международном масштабе, международного обобществления
производства, т.е. интернационализации производства. При этом
интернационализация может идти между двумя – тремя – пятью или всеми
странами мировой экономики.
Что касается международной кооперации производства, то она, как
отмечалось выше, представляет собой такую форму организации производства, в
которой люди совместно трудятся в одном и том же или разных процессах
производства, связанных между собой. По мере развития МКП усиливается
общественный характер производства в международном масштабе через развитие
самих международных предприятий – фирм, компаний, международных и
транснациональных корпораций, т.е. усугубляется интернационализация
производства.
Как видим, интернационализация производства есть закономерный
результат развития МРТ и МКП. При этом интернационализация производства
может иметь формальный и реальный характер. Формальная интернационализация
представляет собой такое международное обобществление производства, когда
экономические связи между странами устанавливаются на основе международного
разделения труда или международной кооперации производства, не
обусловленных при этом какими-либо параметрами по развитию производственных
предприятий. В этом случае страны трудятся друг на друга, но результаты в
аналогичных отраслях разные.
В противоположность формальной реальная интернационализация
предполагает выравнивание экономических параметров стран – участниц МЭО. В
настоящее время реальная интернационализация осуществилась только в
региональном масштабе в виде интеграции группы стран. Интеграция
представляет более высокий уровень международного обобществления
производства, чем формальная интернационализация. Интеграцию может по
экономическим показателям превзойти только реальная интернационализация. Но
реальной интернационализации в мире пока не существует. Ее производственные
предпосылки создаются развитием таких сообществ, как ЕС, ЕАСТ, НАФТА, общие
рынки в Латинской Америке, в Африке и других местах. Но это лишь
производственные предпосылки. Слияние всех этих сообществ в единую мировую
экономику дело весьма отдаленного будущего, так как оно может произойти
лишь при формировании единых социально-экономических систем во всех странах
мира и при принятии ими соответствующего политического решения.



Литература: К.А. Семёнов «Международные экономические отношения» Москва
1998 г.



Центросоюз Российской Федерации
Белгородский Университет Потребительской Кооперации

Ставропольский Кооперативный Институт


Реферат


на тему: «Интеграционные процессы в мировой экономике»
по предмету: Международные экономические отношения



г. Ставрополь г.

|Содержание: |№ страницы |
|1. Интернационализация производства и пути ее |1 |
|осуществления | |
|2. Формальный и реальный этапы интернационализации |3 |
|производства | |
|3. Виды международной экономической интеграции |9 |
|4. Субординация категорий МРТ, МКП, интернационализация |12 |
|и интеграция | |





Новинки рефератов ::

Реферат: Залог, как способ обеспечения обязательств (Гражданское право и процесс)


Реферат: Эпоха Нового времени (Культурология)


Реферат: Иоганн Вольфганг Гете (Исторические личности)


Реферат: Искусство Москвы 17 века (Искусство и культура)


Реферат: Семья в иудаизме (Социология)


Реферат: Гражданство РФ (Право)


Реферат: Исследование работы РПЗУ (Программирование)


Реферат: Белогривка (История)


Реферат: СВАРКА МЕТАЛЛОВ (Металлургия)


Реферат: Водород (Химия)


Реферат: Статистические величины (Математика)


Реферат: Русская Правда - кодекс древнерусского права (История)


Реферат: Динозавры, факты и теории (Биология)


Реферат: Защита информации от несанкционированного доступа методом криптопреобразования ГОСТ (Программирование)


Реферат: Культура одягу та зовнішність українців (Искусство и культура)


Реферат: Автоматизация горно-шахтного оборудования (Технология)


Реферат: Урбанизация (Социология)


Реферат: Синтетические волокна (Химия)


Реферат: Государство, его основные признаки и формы правления (Теория государства и права)


Реферат: Генеральный план порта (Транспорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист