GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Школа семейного типа (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Школа семейного типа (Педагогика)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
НИКОЛАЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ В.О. СУХОМЛИНСКОГО

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



Школа семейного типа



Творческая работа
Студентов 262 группы
Физико-математического факультета
Чернецкой Ольги
Андрейчука Ивана
Левченко Юрия
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент
Соколовская А.С.



Николаев 2003


Содержание
Вступление
I Общая информация о школе
1. Начальная школа
2. Школа II-III ступеней

II Устав школы
III Школьные предметы и их значение
IV Расписание уроков
V Педагогика принуждения
VI Школа семейного типа
Вывод

bagref@ukr.net



Вступление
Древнюю Грецию можно по праву назвать точкой отсчета зарождения Европейской
культуры. Цельное, необычайно гармоничное сплетение образования, культуры,
искусства во всех его проявлениях и сегодня можно считать одной из вершин
развития общества. Греки большое внимание уделяли обучению и воспитанию
подрастающего поколения. Наравне со знанием языков, математики, литературы,
стояли занятия музыкой, театральным искусством, рисованием. Отличная
физическая форма считалась обязательной нормой и здесь спортивные
упражнения переплетались с преподаванием основ правильного питания, ухода
за своим телом и рациональным использованием внутренних резервов. В
развитии физических, духовных и интеллектуальных способностей ничто не
выделялось как основное и второстепенное, и объединив это с осознанием
окружающего мира, себя в нем, и навыками разумного управления этой сложной
гармоничной системой, мы получаем ту идеальную модель, которой мы хотим
следовать.



Общая информация о школе
Начальная школа
Обучаются дети 6-9 лет в классах с 1-го по 4-й. Уроки по 35-45 минут ведут
учителя предметники.
Составные части учебной программы:

украинский, русский, английский и французский языки;

математика, логика, шахматы;

предмет "Мир вокруг нас", изобразительное искусство, художественный труд,
музыка, хореография, сценическая пластика;

общая физическая подготовка, оздоровительная гимнастика.

Все предметы в нашей школе делятся на четыре блока:

Словесный блок: украинский, русский, английский и французский языки.

Математический: математика, логика, шахматы.

Художественно-культурный блок. В этом блоке представлены основы всех
естественных наук: зоологии, географии, ботаники, анатомии в программе “Мир
вокруг нас”, а также основы истории, народоведения, музыки, этики,
изобразительного искусства, художественного труда, хореографии, основы
театрального искусства и элементы психотренинга.

Физкультурно-оздоровительный блок: оздоровительная гимнастика, акробатика,
занятия по общему физическому развитию и элементы валеологии.
Могут ли дети в столь юном возрасте усвоить такой объем информации? —
Могут. И не перегружаясь, если учиться, играя, если в классе не больше 10
человек, если преподаватель, помимо высокой квалификации, творчески
подходит к своему делу, если обязательными и важными считаются такие
предметы как хореография, акробатика, занятия по общей физической
подготовке. И еще этому способствует использование межпредметных связей, не
только внутри блока, но и гораздо шире, что втягивает в активную работу
школьную библиотеку, охватывает работу над созданием спектаклей.

Также функционирует Школа развития (группа подготовки к школе) для детей
пятилетнего возраста.


Школа II-III ступеней
Обучаются дети 9-16 лет в классах с 5-го по 11-й


Составные части учебной программы:

украинский, русский, английский и французский языки, украинская и
зарубежная литература; математика (с 7-го класса — алгебра и геометрия),
информатика (с 5-го класса), история, география, биология, физика, химия,
основы правоведения и экономики;

изобразительное искусство, музыка, художественный труд;

общая физическая подготовка, оздоровительная гимнастика УШУ;

хореография, сценическая пластика, основы веб-дизайна и журналистики.



Устав школы

Обе школы работают полный день с 8.00 до 18.00 (начальная школа — по
пятидневке). Кабинетная система, малые учебные группы (количество учеников
в классе — 10—12 человек). Школьное питание (трехразовое для старших и
малышей). Дневные прогулки. Дневной сон для учеников 1-х классов.
В расписания обоих школ входят обязательные занятия со школьными
психологами (индивидуальные и групповые). Проводится регулярный осмотр
детей врачом-педиатром. Работает музыкальная студия (гитара, фортепиано).
Дети (по их желанию и с согласия родителей) посещают зал акробатики,
бассейн и секцию скалолазания. При Школе организована утренняя и вечерняя
развозка детей по маршрутам в пределах города.
Как организовано обучение?
Мы начинаем с тех вещей, которые дети больше всего любят и лучше всего
делают. Из этой деятельности, когда задания усложняются, проявляются умения
и способности. Этот подход применяется на всех уровнях. Поэтому в нашей
школе нет предметов, "нелюбимых " детьми. Ключ к решению этой проблемы - в
том, чтобы представить каждый предмет в правильное время (период развития
ребенка) и правильным образом, чтобы он заинтересовал и стимулировал
ребенка.
Школьный день
Особенность подхода - в организации школьного дня. Академическая работа в
классах происходит в утренние часы, когда дети наиболее восприимчивы и
разбужены. Середина учебного дня отдана искусствам и иностранным языкам.
Предметы, требующие участия конечностей и физической активности падают на
третью, заключительную часть дня, когда энергии у ребят больше, а
способность к концентрации снижается. Некоторые предметы ведет сам
классный учитель, некоторые - другие учителя-специалисты. Разнообразие
предметов одного дня позволяет будить интерес ребенка и стимулировать его
способности.
Как обстоят дела с домашними заданиями, экзаменами и оценками?
Когда домашнее задание дается детям в начальной школе, это обычно делается
либо для родителей, либо для "репутации" школы как учебного заведения, но
это не отвечает нуждам детей этого возраста. Не существует письменной
работы, которую дети этого возраста способны сделать самостоятельно. Тем не
менее, если они переживают, свой школьный опыт с энтузиазмом, они придут
домой с желанием показать и поделиться тем, что они делали в школе. Задания
на дом начинаются в третьем или четвертом классах. Что бы ни было задано на
дом, это должно стоить потраченного времени и быть тем, чем можно
гордиться. Контрольные и самостоятельные работы по математике, иностранным
языкам даются по усмотрению учителя. Тем не менее, формальные экзамены и
контрольные работы не нужны. Учитель обязан знать каждого ребенка и его
работу настолько хорошо, что частые проверки знаний становятся лишними.
Кроме того, это дополнительные затраты драгоценного времени, которое может
быть потрачено с большей пользой. Конечно, дети сдают экзамены, которые
требует государство, но они не используются для внутренних целей школы.
Оценки не выставляются. Родительские собрания и детализированные
характеристики детей составляют расширенную и точную оценку прогресса
каждого учащегося, а также его проблем, содержат дополнительную информацию
для родителей о том, как обогатить жизнь ребенка дома. Оценки и контрольные
работы могут присутствовать в старшей школе, тогда, когда дети будут
готовиться к поступлению в высшие учебные заведения.



Школьные предметы и их значение
ВІТАЄМО, ЗДРАВСТВУЙТЕ, HELLO, BON JOUR!


Так исторически сложилось, что место, где мы живем — центр зарождения
славянской культуры, колыбель Киевской Руси. В Украине всегда был большой
процент русскоязычного населения. Многим из них и сейчас кажется нелегкой
проблема перехода на государственный украинский язык. Выучить еще можно, а
вот полюбить... В нашей школе этой проблемы нет. Уроки ведутся на
украинском языке, а в общении — тебе ответят на том языке, на котором ты
задал вопрос. Но красочные и интересные уроки народоведения, валеологии,
краеведения, знакомство с украинской литературой, музыкой и искусством,
“спілкування” с преподавателями-носителями литературного украинского языка
и конечно же спектакли — “Веснянка”, “Вечорниці”, “Свято Калити”, все это в
комплексе создает атмосферу, в которой общаться на украинском языке
становится естественным и необходимым.
Наша мечта, чтобы ребята между собой говорили на четырех языках. На это
направлены занятия английским и французским. Большой ассортимент обучающей
литературы, аудиозаписи, видеофильмы, компьютерные программы помогают
поддерживать интерес ребят к этим предметам. Но главный акцент делается на
разговорной речи, а cпектакли на этих языках — это наш творческий отчет и
праздник для всех.

ВСЯ НАША ЖИЗНЬ — ИГРА
Театр является связующим звеном между всеми предметами. За основу
спектаклей берутся произведения детской мировой литературы. Это “Снежная
королева”, ”Питер Пен”, “Золотой ключик”, “Дюймовочка”, “Старик Хоттабыч”,
“Карлсон, который живет на крыше”, "Пеппи Длинныйчулок", “Красная шапочка”,
“Алиса в Стране Чудес” на английском и французском языках.
Где по-настоящему: требовательный сценарист, строгий режиссер, декорации,
волнения перед спектаклем и... овации зала. Преподаватели играют вместе с
ребятами. Ничто так не сближает, как совместные тревоги и радости
творчества. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Видеокассета со
спектаклями и любимыми уроками, позволяет увидеть то же сто раз. Это наш
традиционный подарок в конце учебного года. Каждому спектаклю предшествует
серьезная подготовка. На уроках хореографии и сценической пластики ребята
вырабатывают “сценичный” голос, раскрепощаются. На уроках изобразительного
искусства и труда они на время подготовки к спектаклю, придумывают эскизы
костюмов, грима, декораций. Но это только на некоторых уроках, а на
остальных —
"ГОРОД МАСТЕРОВ"
Уроки труда имеют несколько направлений и читают эти занятия различные
преподаватели.
Вышивание, вязание, макраме, плетение из бисера, изготовление поделок из
кожи, мягкая игрушка, инкрустация соломкой, флористика и композиции из
искусственных цветов перемежаются с оригами, бумажной пластикой, искусством
аппликации, моделированием с элементами электродела.
При школе работает керамическая мастерская, где ребята учатся относится к
своему изделию профессионально: удовольствие — удовольствием, но качество и
художественная ценность в первую очередь.
Эти же требования и на уроках изобразительного искусства. Чтобы хорошо
рисовать, надо знать жанры, техники, приёмы. Когда и как они возникли,
какие секреты построения композиции использовали известные мастера. Ну а
результат этого — вернисажи, не менее 6—8 в год. Кроме того, стены классов
украшают картины и панно, созданные на уроках. Ребята с удовольствием
демонстрируют фотокаталог своих работ.

ЧТОБЫ ТЕЛО И ДУША БЫЛИ МОЛОДЫ —
надо научиться чувствовать, любить и развивать их. Поэтому в физкультурно-
оздоровительном блоке у нас представлены разные направления и занятия
проводят специалисты в этих областях.
Гимнастика не только развивает гибкость и пластичность, но и требует
терпения, осознания и чувствование каждого своего органа, умения правильно
распределять энергию, учит, что физическое развитие напрямую связано со
здоровьем и интеллектуальными возможностями человека. В цикл занятий помимо
упражнений входит массаж каждого ребенка, обучение приемам самомассажа для
профилактики остро-респираторных и других заболеваний.
Акробатика — название говорит само за себя, но чтобы достичь результатов в
этом виде спорта, надо уметь правильно регулировать дыхание , отлично
бегать, хорошо прыгать, быть ловким и выносливым. Это нелегко. Трудно в
этом возрасте требовать от ребенка сознательной готовности жертвовать
удовольствием просто пошалить, расслабиться, а то и полениться...
Поэтому третье направление — спортивные игры, эстафеты, веселые конкурсы.
ПРОФИЛАКТИКА ЧАСТО ИСКЛЮЧАЕТ ЛЕЧЕНИЕ
Наши медики считают, что можно предотвратить любое заболевание, используя
профилактические способы, сочетая восточную и европейскую медицину.
Регулярный осмотр, дыхательная гимнастика, обязательный массаж,
фототерапия, физиопроцедуры и ежедневная обработка помещений при помощи
бактерицидных облучателей, эфирных масел и других дезинфицирующих средств
значительно снижают заболеваемость детей, но главное, это нежелание самих
ребят болеть. Ведь тогда они пропустят что-то очень интересное, окажутся
вдали от друзей-ровесников.


ПЕДАГОГИКА ПРИНУЖДЕНИЯ
В процессе обучения ребенок не только постигает основы наук, но и формирует
свою самооценку, уровень притязаний, установки на жизненные успехи или
неудачи, свое отношение к людям. Учебные победы или поражения, — хотя это
трудно как-то измерить, — имеют не меньшее влияние на становление характера
ребенка, чем на его интеллект, эрудицию и познавательные интересы.
Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ
только 25 — 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы:
математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с
гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем. Как чувствуют
себя школьники, которые десять лет читают в глазах учителей и более
способных товарищей, что они люди второго сорта? Разумеется, по-разному — в
зависимости от характера, но одно можно сказать определенно: они защищаются
от сознания собственной неполноценности всеми доступными им способами.
Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет их
занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности,
исполнительности — словом, всего того, что связано с образом хорошего
ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется
независимость и различные признаки взросления: брутальность, курение,
демонстративный интерес к противоположному полу.
Всем известна школьная “субкультура сопротивления”, куда входят и
издевательские проделки над учителями, присвоения им прозвищ, всякие виды
обмана, неодобрительное отношение к “зубрежке”. Такая субкультура в штыки
встречается педагогами, что мотивирует “педагогику принуждения”, создает
обстановку взаимной недоброжелательности. Все это происходит в годы
становления характера и не проходит бесследно, формируя у детей на всю
жизнь определенные стереотипы поведения. Пожалуй, наиболее заметно это
проявляется в отношении ко всему тому, что связано с понятием “культура” и
“интеллигентность”: к классической литературе, музыке, театру, философии,
культуре речи; все это вызывает у многих людей явную или плохо скрываемую
антипатию, поскольку ассоциируется со школой, учителями, ханжеством и
начетничеством.
Создается великий парадокс, заключающийся в том, что получение образования
имеет “довесок” в виде психологического дискомфорта и негативного отношения
к культуре.
Каковы же причины массовой неспособности школьников качественно усваивать
важнейший учебный материал?
В педагогической теории и практике принято объяснять это недостаточной
методической квалификацией педагогов и, в еще большей степени, —
отсутствием полноценной помощи со стороны родителей. Однако назовем вещи
своими именами: далеко не все ученики в принципе способны в реальных
школьных условиях хорошо успевать по наиболее сложным предметам. (Речь идет
именно о реальных условиях с реальными, типичными учителями и родителями.)
В каких-нибудь особых, экспериментальных условиях, очевидно, можно добиться
от среднего ученика высоких результатов (развивал же психолог А.Н.Леонтьев
— в условиях эксперимента — музыкальный слух у людей, лишенных его от
природы), однако в массовой практике это бывает крайне редко. Вот и
возникает вопрос: не слишком ли велика та “психологическая цена”, которую
платят за среднее образование две трети наших учащихся?
Закономерно возникает и другой вопрос: а как сложилось такое парадоксальное
положение, существующее уже не один десяток лет? Пытаясь на него ответить,
мы наталкиваемся на одно интересное историческое явление. Еще в прошлом
столетии, в эпоху преобладающей неграмотности, образование казалось
неоспоримой ценностью, которой никогда не может быть достаточно и слишком
много, его чем больше, тем лучше. Отношение к образованию напоминало
отношение хронически голодающего к пище, когда кажется, что всегда будет
мало, всегда будет хотеться больше. Эта установка, складывавшаяся в течение
многих веков, в значительной мере, работает и сегодня. Однако на практике
потребность в знаниях и возможности каждого человека совсем не безграничны
и очень различны, их часто ограничивают его волевые и интеллектуальные
данные. Вот и получается, что многим дают образование вопреки их
способностям и воле, что, конечно же, способно вызвать только неприязнь к
нему.


В развитых странах побочный эффект всеобщего образования был осознан на
несколько десятилетий раньше. В США широкая дискуссия по этой проблеме
прошла еще в 1920—30 годах. Практическим результатом стало то, что в
большинстве школ учащиеся получили значительную свободу в выборе учебных
предметов, т.е. психологический комфорт учеников рассматривался как явно
приоритетная ценность по сравнению с массовой школьной успеваемостью.


Однако уже в 1970 годы слабые знания многих детей были оценены как угроза
научно-техническому могуществу страны, в результате чего последовали
реформы, направленные на достижение компромисса между усилением учебной
требовательности и учетом индивидуальных возможностей учащихся.
РАЗ-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ...
Очевидно, решение проблемы успеваемости связано, в основном, с
дифференциацией учебных программ в соответствии со способностями и
склонностями учащихся. Это уже в какой-то мере, хотя не всегда удачно,
пытаются делать в наших массовых школах. Однако разница в учебных успехах
школьников, будучи смягченной, все же остается, а, значит, нужно искать и
другие решения.


Во-первых, это, безусловно, повышение качества преподавания, придание ему
более занимательного и, где возможно, игрового характера, не утрачивая при
этом его содержательности и глубины.


Во-вторых, это выявление ведущих интересов и способностей каждого ребенка и
предоставление ему возможности развивать их на уроках, а также
факультативных занятиях по интересам, в процессе внеклассной работы.


В-третьих, это улучшение, гуманизация техники оценивания и стимулирования,
использование 12-бальной системы более гибкой, позволяющей избежать
обезличивания и негласных ярлыков, определяющих репутацию ученика.


В-четвертых, это проведение разнообразной внеклассной работы: постановка
спектаклей, занятия в музыкальных, хореографических, художественно-
прикладных, спортивных кружках и секциях, — работы, дающей возможность
проявить себя всем, позволяющей не ограничивать самоутверждения детей лишь
их успехами в учебе.


В-пятых, это дифференциация учебных программ в старших классах в
зависимости от интересов и склонностей учащихся, создание профильных
классов с ориентацией на определенные высшие учебные заведения или
профессии.



ШКОЛА СЕМЕЙНОГО ТИПА
Таким образом, мы приходим к представлению о школе новой формации, которую
мы условно назвали “школой семейного типа”.


В ее фундамент должны быть положены следующие четыре принципа (отнесенные
как к ученикам, так и к педагогам):


• учеба — удовольствие

• всестороннее развитие

• забота о здоровье

• психологический комфорт
Очень важно поставить и преподавателей, и учеников “по одну сторону
баррикады”. Как этого добиться?
Главную роль здесь призван играть школьный психолог. Именно он находится в
центре треугольника “родители-ребенок-учителя”. Приведем пример.
Знакомство со школой у ребенка начинается с “игры”.
Психолог предлагает яркие картинки, забавные шарады, загадки, определяет
уровень мотивации к обучению, виды памяти, устойчивость внимания и т.д. В
зависимости от результатов тестирования ребенок определяется в группу.
Педагоги внимательно прислушиваются к рекомендациям психолога: с этим
ребенком надо быть особенно осторожным — у него повышенная тревожность, не
контактен, а этот, хоть и развит не по годам, но неусидчив, его интерес
надо постоянно “подогревать” сменой и разнообразием форм заданий.
Для того, чтоб ребенок “раскрылся”, требуется контакт, полное доверие,
уверенность маленького человека, что его не обманут, не выдадут его тайну.
Психолог выслушает, подскажет, посоветует, но никогда не будет обнародовать
секрет. Рекомендации педагогам, родителям — только в такой форме он может
вмешаться в ситуацию.
Оценивание I классе
На каждом занятии за свою работу на уроке малыши получают не традиционные
баллы, а фишки — кружочек, квадратик или треугольник. Один кружочек
приравнивается к двум квадратикам и четырем треугольникам. Каждый блок
предметов имеет свой цвет фишек. Фишки можно обменивать “внутри” своего
цвета: 2 желтых квадратика на желтый кружок и т.д. Десять кружочков — и на
большой красочной картине, где изображены замки, корабли, а между ними
пунктиром вьется дорожка, — можно сделать шаг! Передвигаются фигурки ребят
— их фотографии. Тех, кто попадает в замок, ожидают интересные сюрпризы —
награды, конкурсы, где ведущим становится победитель. А в конце пути —
чудесный голубой корабль! — он повезет ребят на следующий год в новую игру,
в новое путешествие по стране знаний.
Но как быть, если “самые сильные” уже на корабле, а другие только на
подходе?
Для победителей — новая игра: кто первым построит свой домик, где каждому
предлагается его личная картина — дом, деревья, палисадник — и все
изображения имеют прозрачные окошечки — кассы. Дом строится из желтых и
красных кирпичей. Желтые кирпичи — это отличные оценки в словесном блоке.
Красные — в математическом, физкультурно-оздоровительный блок — это листья
на дереве: ушу — желтые, хореография — салатные, спортивные игра —
оранжевые, физкультура — темно-зеленые.


Успехи в природоведении превращаются в цветы перед домом, в изобразительном
искусстве — в стены домика, в музыке — в голубые колокольчики и т.д. А в
каждом окошке домика фотография владельца этой веселой усадьбы. Но
продвигаются по дорогам между замков и строят свои домики ребята один раз в
неделю, в условленный и долгожданный час. А где же хранить свои фишки все
это время? Для этого существуют маленькие паспорта — фотоальбомы. Каждый
день недели имеет свой цвет, и в эту страничку ребята вкладывают свои
фишки, отсюда их достают для обмена. В паспорте есть и необходимые
сведения, которые помогают ему в пути — имена преподавателей и кураторов,
режим дня, расписание занятий. Сюда можно вставить и фотографии после
участия в спектакле или музыкальном концерте.



Вывод
В жизни каждого человека образ школы нетленен и трепетен. Что бы ни
осталось за спиной: церковно-приходская школа или гимназия, советская школа
со шкрабами или элитный уголок знаний для избранных, с особым упоением и
нежностью произносится одухотворенная фраза: "Когда я учился в школе...".
Потому что у нас школа — это период осязаемого детства и романтического
юношества, когда делаются жизненные открытия и переживается первая любовь.
Школа же НАШЕГО детства, открывшая двери на стыке веков в мир одухотворения
и мечты, блестящих порывов и побед, утверждающих тебя в жизни.
Наша главная цель состоит в том, чтобы дать ребенку всестороннее
классическое образование при сохранении его здоровья. Мы поощряем развитие
талантов наших учеников, мы хотим видеть их независимыми, уверенными в себе
гражданами нашей страны
-----------------------
[pic]






Реферат на тему: Шпаргалка по методике естествознания

билет 1
МПЕ- как учебн предмет , имеет цель донести до уч-ся из раздела наук
–естест-я , в общих чертах она имеет цель орп-ть осн. мы и способы
передачи нач. ЗН., раскрыть мы передачи этих ЗН.
Такие общ. мы выявляют осн связи му шк. предметом ЕС-я и наукой ЕС-я .
МПЕ р6ализует задачи к-е ставит пд ней Пед-а дид-а. и опирается на
закономерности выяв-е П.
ПР-т исследования –образов-я обл.окр. мира.
Обьект-учебный процесс
Методологическая основа-диалектический материализми и философская теоория
познания. МПЕ должна основывваться на законах диалектики иследовательно
относиться к пр-у об-я и к Л-и ученика, как постоянно изм-ся и разв-ся.

Содержание-

1. Опр-е обр-х и восп-х значений Е. необ-о четко представлять
значение место данного предмета в щк. и связь его с др.
предметами и науками.
2. Из-е основ мв преподавания Е.
3. Знакомоство с осн. принципами подбора учебн. мат-ла.
4. Опр-е наиболее целесообразной группировки учебного материала.
его межпредметной связи и последовательности из-я.
5. Знакомство с оссн формами орг-ии уч про-са.
6. Знакомство с мат-ой базой учебн пособия и оборудоваания
кабинета.
Межпредметные связи
философия-методология ,пед-ка-осн фы и мы., психология, естесв-нааучн.
дисциплины, медицина.
Содержание и особенности курса окр.мир
Вбазисном плане на 1,2 кл. выделено 1 час в нед, 3,4- 2 часа.-нед.
Вед. цель курса-разв-ие личностных качеств мл. шк-а., что с одной стороны
признано ведущими методистами , а с др. стороны служит насущной need наш
вр.
В сод-е ЕС-я входит : ЕС-е и Обществоведение.
Задачи МПЕ
1. Исследует , опр-т цели об-я в соотв. с соц-м заказом общ-а, с
учетом сод-я перед-ой инф-ии и возрастных псих-х особенностей уч-
ся. Выдвинутые цели об-я опр-т его задачи , чтотакже явл.
Предметом иссл-я МПЕ.
2. МПЕ орп-т сод-е учебн. Процесса, сис. и стр-ру его изложения.
Источником его сод=я явл. Естеств. Науки.
3. Сод- е начального Ест-я явл. Важн ср-ом разв-я и восп-я
детей.(экологически культурным человеком( ответственно-
деятельностный) формируем коллектив.)
МПЕ как наука
1. Имеет особый объект исс-я –учебн воспит про-с , ознакомление мл
шк-в с природой.
2. имеет свое место и связи с др науками.
3. имеет методологич основы
4. имеет м-ы иссл-я общепед. И специф.
5. им открытые спец- е закономерности
6. обл. сис понятий и терминов
7. им опр материальную базу
Методы иссл-я МПЕ.
1. Импирич: эксперемент, наблюдение, анкетирование, лаб и естеств.
Эксп-т., мы обработки данных
2. теоритич, сравнение, классификация, протиаопостановление,
систематизация, обобщение.
3. мы матем статистики, Шкалирование, опр-е ср-х велечин.,
региструрующие


Билет 2

История МПЕ

После того как Петр ! преобразил матер. Мир гос-а, Ломоносов преобразил
умственную жизнь России.
В 1782 г начало 4-х годичной реформы школы. Естествознание как учебный
предмет впервые был введен в русскую общеобразовательную школу 1786 При
проведении реформы школьного образованшгтгра-вительством был опубликован
устав народных училищ. Открываемые училища были разделены на малые и
главные. Курс естественных предметов был включен только в программу главных
училищ и состоял из географии, физики и естественной истории. Естественная
история преподавалась в IV классе. В малых училищах, где обучение
продолжалось два года, ученики обучались только грамоте, счету и Закону
Божьему.
Первым и единственным русским методистом того време-ни,-автором первого
учебника по естествознанию был академик Василий Федорович Зуев,натуралист и
путешественник.Автор первого в мире учебника по Е.
Книга В.Ф.Зуева называлась «Начертания естественной истории» и состояла из
двух частей и трех" 6тдёлов:Г«Йс-копаемое царство», «Прозябаемое царство» и
«Животное царство». Первая часть была посвящена описанию земель, камней,
солей, горючих веществ, металлов, окаменелостей. Изучение неживой природы
начиналось с описания почвы, песка, глины. Второй отдел был посвящен
изучению жизни и строения растений, а третий отдел содержал зоологический
материал. Учебник Зуева был одновременно и первой программой по
естествознанию в школе, и первым методическим пособием для учителя. Здесь
автор предлагал использовать предметную наглядность, а в случае
невозможности показа натурального объекта использовать рисунок. Большое
внимание он уделял изучению местной природы и полезных для человека
ископаемых, растений и животных. Руководство В.Ф.Зуева четверть века
служило единственным и основным учебником естествознания.
Его достижения
1. Это одновременно и первая программа и учебник и первое
методическое пособие для учителя.
2. настойчиво проводил идею связи науки с практикой(mostly учились
дети крестьян)
3. в основе ег методики лежал принцип краеведения( начинать с
предметов знакомым детям)
4. пр-п наглядности
5. мд объяснительног чтения(читаем учебник, а потом обсуждаем)
6. при объяснении материала связь строения с функцией
По уставу в 1804 Е. преподается во 2-м классе(гос-о хотело лучше, но
война….)
1809 Терлиев «начальное основание ботанической Ф»(переплетено божественное
происхождение и ботаника)
Мартынов «Триботаника» (нап. Три классификации, (2000 видов растений,
сплошная сис-а)
1828 Е. отменено т.к. ничего не развивало
1852 восстановление , вызвано разв-ем наук о природе, в этот перод созд
теория Дарвина, открытия в обл. медецины, .
Врач Ястребцев доказывал дети 4-7 лет обл. конкретным мышлением и вынуждены
заниматься абстракт науками, а надо из-ть природу
1852 во 2-м Кл. вводиться Е. , здесь также повлияли взгляды Ушинского. ОН
ставит науку о природе на первое место.
Его достижения
1. Наглядность
2. дает рекомендации к наблюдению: «надо смотреть на пр-т замечая
особенности, видеть пр-т со всех сторон и видеть во всех отн=х в
к-е он поставлен»
3. бол роль сравнения
4. исп-ть пр-ы краеведения
5. уделять вн-е раб с текстом
Существенный вклад в развитие методики естествознания внес А. Я Герд.[Он
считал, что естествознание должно давать ученикам правильное миропонимание,
сформировать у них определенное мировоззрение, в соответствии с современным
состоянием науки.) B_1877r. он опубликовал план построения школьного курса
естествознания., По этому плану во II и III классах предлагалось изучать
неорганичсский мир природы. Сюда входили такие понятия, как свойства горных
пород, почвы, минералов, происхождение различных горных иород, вулканы и
землетрясения, использование руд и извлечение из ник металлов. Таким
образом, в начальной школе с трехлетним образованием предполагалось ввести
естествознание в виде связанной серии предметных уроков в течение двух лет.
Герд считал, что отдельным естественным наукам в начальной школе нет
места, необходим комплексный подход к изучению природы, в виде
одного~неразделенного предмета об окружающем мире./Таким образом, признавав
предметное преподавание в средней школе, для начальной школы Герд считал
предпочтительным естеетвениоисторичеекий подход. Его книга «Земля, воздух,
вода» и методическое рукояодатво к ней «ПРедметные уроки» на протяжении
многих лет являлись основными пособиями преподавателя при изучении курса
неживой природы. В своих методических сочинениях Герд высказал ряд идей.
1. Активная самодеятельность ребенка на практических занятиях и экскурсиях.
2. Связь школы с живо» природой.
5. Исследовательский подход к изучению природы.
4. Комплексный подход к изучению природы в начальных классах.
5. Формирование эволюционного мировоззрения учащихся.
Многие идеи Герда получили широкое применение в школьной практике много лет
спустя, лишь в наше время.

Герд считал
. необходимым введение Е. со 2кл, что в 1-м , ды науч писать ,
читать.
. Пр-т д-н б. интегрированным(впервые ввел это понятие)
. Орп-л стр-у Е.(нежив природа>растения>жив прирлда)
. Необходимым из-ть сначала пр-ты, тела , а потом явл-я
. Опр-л цели преподавания Е.:
1. форм науч мировоззрение
2. разв. Живой впечатлительности, патриотичности , любовь к
природе.
3. форм. Позноват интереса
. наблюдение важн мм . Дал рекомендации к Набл. .форме орг-ии. «Н
д.б. полным, не огр доним признаком, не отрывочным, н-о
руководить Н.»
. разработал полную методику Н.
. считал необ-м проведение опытов и экс-тов, беседа.
Герд официально основоположник МПЕ.


Билет №3

Е. как учебн пр-т в шк.

Зуев говорил «Нет почти ча , ку познания вещей естественных не было бы
нужно»
Вахтеров «Что же касается нач. обр-я, то нет другого пр-а ,к-й мог бы более
заинтересовать уч-ся , как Е.»
Ушинский «Считаю эти пр-ты самыми удобными , чтобы приучить детск. Ум к
логичности»
Райков «Ч-К незнающий основ Е. подобен слепцу к-й не может разобраться в
окружающем и бродитощупью»
Е. приобр-т нов аспекты: социокультурные и экологические, но сохраняет
истор аспект
У уч-ся при ознакомлении с природой накапливаются зн. , перв понятия,
представления о действующей природе, , форм. Практич, навыков, и У.
Цель об-я – общее и специфич развитие Л. Шк-а.
Принципы отбора сод-я
1. Опр-я соц заказом общ-ва
2. Уровнем развитияи соц значимости базовой науки.
3. Фундаментальными иссл-ми МПЕ.
ПР-ы интеграции
Пед-и целесоб-е объ-е и трансформация сведений из разн. Наук(Зуев, Гер
Пр-п научности Сод-е и стр-а нач Е. ды отвечать совр. Уровню разв-я наук
оприроде. Даже самое мин-е сод-е учеб мат-а до соотв необходимым и
достаточным, для того чтобы в ней нашли отражение целостное сод-е и стр-ры
кл теории. Это целостность в нач Е закл-я в Тео «разв-е природы идет
отпростых форм к сложным=>отбирается такая группа естественноведческих
понятий , законов, закономерностей,кя составила бы основу восприятия
данной теории.
Сод-е до б направлено не только на форм-е зн., но ина коррекцию ,
уточненение, уже имеющихся.
Дидактич .пр-ы
Теор основой его проявления служит разработанные дидактикой теория о
целесообразн отн-ми сознания и Дея-ти о необходимости деят-го подхода в об-
ии.
Сод-ие Е. отбирается с учетом преимущества его усвояемости в ходепрактич
Дея-ти : набл., распознание признаков, , эксп-тов, моделирования.(чтобы
предоставить уч-ся получать зн. На практике, но и использования их на
практике)
Пр-п краеведения
Пр-п экологич направленности.
Основные положения экологич. Обр-я мл шк-в
1. нео-о дать зн. , приводщие к пониманию нек-х фунд-х основ
экологии
2. прак меры по восстановлению нарушений в природе равновесия
(собирать в лесу мусор)
3. даем зн. О правилах поведения в природе
пр-п генерализации зн.
Реализация его требует решения проблемы преемственности му начальным и
последуещем этапе об-я (закладываем основу наук, представление)
Пр-п. Сод-ие нач обр-я до отвечать общественным целям восп-я и разв-я
подраст поколения.
Сод-ие и пр-ы отбора
время можно выделить два основных направления.
Первое направление включает в себя формирование знаний о природе и
окружающем мире. Естествознание - это интегрированный курс, в основу
которого положено диалектическое единство системы «природа - человек -
общество». Особенности и свойства каждого компонента этой системы
рассматриваются различными науками, такими, как география, геология,
биология, химия, физика, почвоведение, экология. Интеграция элементов
каждой науки созает условия для формирования у учащихся общих представлений
о природе, о взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов. Поэтому для
формирования знаний по первому направлению необходимо:
- обобщить имеющиеся у учащихся сведения, полученные до школы;
- сформировать основные природоведческие понятия и представления о живой и
неживой природе, о природных объектах (воде, воздухе, горных породах,
почве; живых организмах) и их свойствах;
- сформировать первоначальные географические представления о карте и
глобусе, познакомить с простейшими способами ориентирования на местности;
- дать элементарные сведения о планете Земля и Солнечной системе;
- познакомить с особенностями строения тела человека и сформировать на этой
базе некоторые навыки личной гигиены и основ безопасной жизнедеятельности.
В основу программ по природоведению положен также принцип краеведения -
изучение природы родного края. Это позволяет формировать понятия на основе
непосредственного изучения предметов и явлений, способствует развитию
наблюдательности, умения получать знания не только из учебников, но и из
окружающей среды.
Второе направление связано с экологическим образованием и природоохранным
воспитанием учащихся. Охрана природы - стержень всего курса естествознания,
вне зависимости от того, по какой программе идет изучение предмета.
Основное внимание должно быть направлено на создание условий для
непосредственного участия детей в природоохранных мероприятиях, для
понимания необходимости и важности такой работы. Учащиеся:
- получают представление о взаимосвязи и зависимости живых организмов и
неживой природой;
- знакомятся с основными природоохранными мероприятиями, которые
способствуют формированию навыков правильного поведения в природе.
У детей формируется гуманное отношение к окружающей среде, воспитывается
чувство ответственности за ее сохранение, вырабатываются определенные нормы
поведения в природе. Все это способствует формированию экологической
культуры личности.
Кроме того, изучение естествознания помогает раскрыть роль науки и научных
знаний для развития общества и сохранения окружающей природы. При изучении
курса в начальной школе учащиеся получают следующие знания:
- о Земле как планете, ее положении в Солнечной системе, о движении Земли и
связанных с этим изменениях в природе;
- о сферах Земли, их свойствах и взаимосвязях;
- о телах и веществах, их основных свойствах;
- о явлениях природы;
- о живых обитателях планеты, их связи с неживой природой и зависимости от
нее, о явлениях в живой природе;
- о человеке как обитателе планеты, его общности с другими живыми
обитателями, особенностями его организма;
- об экологических связях в природе и противоречиях между природой и
обществом;
- о хозяйственной деятельности человека и рациональном природопользовании,
о его ответственности за жизнь на планете и сохранение ее богатств.
При отборе учебного материала учитываются научность и доступность понятий.
В этой связи основные знания даются на уровне представлений и элементарных
понятий. К таким понятиям относятся знания о телах и веществах, о свойствах
и значении воды и воздуха, о минералах, горных породах и полезных
ископаемых, о многообразии живой природы; представления о процессах и
явлениях в природе. Эти первоначальные, пропедевтические понятия служат
основой для формирования научных знаний в средней школе при
дифференцированном изучении основ наук естественного цикла.
На каждом этапе обучения первоначальные представления углубляются,
насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которь!е, в свою
очередь, превращаются в знания. Таким образом, естественнонаучные знания
формируются по схеме «представления - понятия - знания». Такая
последовательность обеспечивает преемственность знании и углубление их
содержания. Изучая предмет, учащиеся обобщают свои наблюдения и полученные
ранее представления, на основе усвоенных знаний у них формируются новые
представления и понятия. Последовательное и систематическое наполнение
содержания позволяет закреплять иг совершенствовать знания учащихся.
Курс естествознания имеет тесные перспективные межпредметные связи с
предметами естественного блока. Меж-редметные связи обеспечивают
взаимосвязь учебных предметов и научность при формировании понятий. Многие
понятия, о воде, воздухе, горных породах^ почве, которые начинают
формироваться в этом курсе, можно считать межпредметными. Знания о
свойствах этих, веществ в дальнейшем используются при изучении биологии,
географии, физики и химии. Таким образом, межпредметиые понятия
обеспечивают преемственность знаний по всем естественно


Билет№4
Образовательная обл «Окружающий мир» и ее компоненты
Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе
глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в
последние годы переживает значительное обновление. Это связано прежде всего
с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости
данной сферы образования, ее особого вклада в становление основ
современного, экологически ориентированного мировоззрения школьников.
Одновременно происходит движение в сторону интеграции естественнонаучных и
обществоведческих знаний с целью формирования у детей более обобщенного,
целостного взгляда на окружающий мир и место в нем человека.
Начальная школа закладывает основы естественнонаучной грамотности ребенка.
Элементы знаний о живой и неживой природе, явлениях природы включены в
интегрированный курс и образуют блок «Природа». Этот блок включает в себя
элементарные представления и понятия из физики, химии, биологии, географии
и экологии.
Отличительной особенностью естественнонаучного образования в начальной
школе на современном этапе является вариативность программ. Своеобразие
каждой программы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее
приемлемый дам него вариант учебного курса. В зависимости от ирофиля школы,
уровня подготовки учащихся изучение естествознания может строиться по-
разному.
^Для определения обязательного минимума знаний по естествознанию разработан
образовательный стандарТ . Обучение по любой общеобразовательной~программе,
которая составлена на основе образовательного стандарта, обеспечивает
обучающимся необходимую обязательную естественнонаучную подготовку. Любое
среднее учебное заведение обязано исходить в обучении из базового
содержания предметной области образования, которое должно быть качественным
и полноценным. Все программы сориентированы на то, чтобы к концу обучения в
начальной школе обеспечить единый уровень минимальных достаточных
требований к подготовке учащихся по естествознанию.
На реализацию образовательного компонента «Окружающий мир» в четырехлетней
начальной школе базисным учебным планом общеобразовательных учреждений
России предусмотрено следующее количество часов в неделю: I и II классы -
один час, III и IV классы - два часа.
В настоящее время для начальной школы разработаны 4 основные
общеобразовательные программы по естествознанию: 1. «Зеленый дом», автор
А.А.Плешаков; 2. «Природа и люди», автор З.А.Клепинина; 3. «Окружающий
мир», авторы Н.Р.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов; 4. «Мир и
человек», авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан; Кроме того,
имеются специальные программы: программа «Естествознание», авторы Е.В.Чуди-
нова, Е.Н.Букварева, по методике Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова; программы
«Естествознание», «География», авторы Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец,
А.В.Казаков, по методике Л. В. Занкова.

Требования образовательного стандарта
Кроме знаний учащиеся должны овладеть и определенными умениями: '
- различать обьекты природы и предметы, созданные руками человека, объекты
живой и неживой природы; описывать объекты природы;
- различать основные группы растений и животных, изученных представителей
каждой группы; распознавать растения и животных из различных сообществ,
природных зон; определять сельскохозяйственные растения и животных края;
ухаживать за комнатными растениями, размножать их одним из изученных
способов;
- вести самостоятельные наблюдения в природе; пользоваться термометром;
выполнять несложные опыты, пользоваться простейшим лабораторным
оборудованием;
- ориентироваться на местности, определять стороны горизонта по компасу,
солнцу и другим признакам; определять стороны горизонта на глобусе и
географических картах; читать план и карту, находить географические объекты
на картах;
- различать основные полезные ископаемые родного края;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в быту и при
проведении опытов; оказывать простейшую помощь при повреждениях кожи;
- объяснять взаимосвязи в природе, выполнять правила поведения в ней,
выполнять посильную работу по охране природы и окружающей среды;
Для определения уровня достижения требований программы предлагается
проводить устную и письменную проверку знаний, практическую проверку
выработанных умений. Для объективной оценки знаний используются тестовые
задания. Методы проверки знаний учащихся в началъное школе рассмотрены в
соответствующей главе. Полученные знания и умения необходимы учащимся для
дальнейшего изучения дисциплин естествеинонаучного цикла в среднеи школе.


Межпредметные связи и приемственость общенаучн образования

Межпр. Св. по опр-ю Федорва пред-т –отражение в сод-е учебных дисциплин
взаим-ей , ке сущ-т объективно познаются совр науками.
Преемственность предполагает опр последовательность ЗУН , способов Дея-ти
ке предстоит овладеть ученику в пр-е об-я «по вертикали»
1. нео-о озаглавить свои соотношения му частями данной обр-ой обл.
на разных этапах об-я.
2. но продумать общие мы , приемы, обя,
3. но выд-ть опр-ие постепенно возрастающие требования к
результативности об-я ,вос-я, разв-я.



Методика, формирование и развитие начальных естественно-научных понятий
билет 5


Понятие как пед категория

он основополагающий, т.е. целью каждого урока явл формирование понятия и
представления.
Проблема форм и развития понятий, позволяет решать важн вопросы методики –
взаимоотношение между содержанием и м/м.
Понятие – это категория, кот рассматривается педагогикой, психолог,
философ.
Понятие (с т.з. Ф) – форма мышления, отражающая существенные св-ва, связи и
отн-е предметов и явл в их противоречии и развитии; мысль или система
мыслей, обощающая, выд-я пр-ты некот класса по определ-м общ-м и в
совокупности специф-м для них признаков.
Понятие (с т.з. пед-ки) – форма объед-го и научн мышления, результатом
обобщения св-в пред-в некот класса и мысленного выд-я этого класса по опред-
м совокупностям общих для предметов этого класса отличит-х признаков.
Вывод: П – есть обобщенное знание, отражающ. сущест. св-ва предметов и
явлений.
П. характеризуется содержанием, объемом, динамичностью.
I) по содержанию естест-н П. бывают:
Гр№1 – экологические
общие: природное общество, культурное сообщество, цепь питания, условия
жизни; охрана природы, экол., безопасности.
Гр№2 – физические
явл, тело, вещ-во, св-ва, газ, пар.
Гр№3 – биологические
Гр№4 – геологические
почва, песок, горн породы, рельефы
Гр№5 – с/х понятия
овощи, фрукты, удобрения
II) Классиф-я по объему
Объем П харак-ся кол-вом обобщенности включенных в него элементов знаний.
Простые – река, звезда, Солнце, спутник, Луна
Сложные (общие) – реки, города, горы
Собирательные – реки Московской области
В шк. использ. в основном простые понятия.
III) Динамика П м/т б. горизонтальной и вертикальной
кажд П. по отн-ю к др П м/т б либо единичным, либо собирательным.
Уральские горы – единичное по отношению к горам, но общее по отношению к
гори Народная.
Динамика П по вертикали хар-ся развитием П.

Стадии развития П.

Стадия №1 – необх. наличие чувст-го опыта, живого созерцания в рез-те форм-
я элементарн первонач-е П.
Стадия №2 – происходит расширение и абстрагирование
Стадия №3 – высш степень разв-я П., оно приобретает статус закона,
закономерности.

Образование естественно-научных понятий

Сначала формир. понятие
Каждое П, усв-е уч-ся при из-ии нач. естест-я, д/о хар-я таким числом
признаков, к-е было бы достаточно, чтобы трактовать его как первоначальное.
Вместе с тем оно до иметь объем эл-в зн необходимых для дальн. развития.
Кажд. П. было подтверждено опт. кол-вом фактов, ды б. расм-ы взаимосвязи
П., к. ук-т на связанную сис. П.
Т.о. П д.б. простым, включать много эл-в познания для дальн разв-я, д.б в
развитии.
Методика есть отражение в учебном пр-е философ теории познания – от живого
созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике > важный пед
принцип > вести детей к знанию общего ч-з из-ие единичного, особенного.

Общий ход образ-я П

1) восприятие
Исходный момент этого пра- восприятие пред-в и явл природы всеми органами
чувств > в рез форм-я ощущения.
В рез интегрированной дея-и мозга ощ-я складываются в единый образ и обр-я
восприятие.
Восприятие – всегда целостно, конкретно, явл чувственным отражением действ-
и, образом пр-а или явл-я его присутствия.
Чем богаче, разностороннее восприятие, тем выше кач-во основы пр-а
познания.
2) Возникновение представления
Представление – образ пр-та или явл в отсутствии такого
обл-т выс степенью обобщенности, главное в прест-и – взаимопроникновение
наглядного и обобщенного
связано с чув-м опытом (восприятие); с обобщением опыта в пр-е мышл-я, а
затем и в речи.

Важность представления

«Все д.б. представлено для воспр-я высш-м чув-м, а именно видимо зрению,
слышимо слуху, обоняемо обонянию, вкушаемо вкусу, осязаемо осязаемому. Если
что-н. м.б. воспринято несколькими чув-ми, то и представляя этот пр-т
нескольким чув-м.»
Вывод: представление явл необх предпосылкой для сознат-го усвоения данных
зн о природе; важным источником позн-х, нрав-х, культуролог-х кач-в Л., они
явл условием разв-я мышл и вообр-я шк-в.
Форм-е представлений обеспечивает у детей фактич-х образных зн.,
способствующих их умственному, нрав-му, эстетич-му и физич-му разв-ю.
3) Формирование представления
1 – необх. выявить наличие у уч-я к-л представления о данном предмете
2 – выявляем кач-во представлений
3 – орг-я непосредственной работы детей с явл-ми и предметами
наблюдение, эксперимент, прак или лаб раб, экскурсия
При отсутствии самого объекта исп изображение, но в этом случае обяз-о исп
прием сравнения с привлечением опыта уч-ся.
При отсутствии изображения исп слово .
4) Закрепление представления
в форме разл видов дея-ти: зарисовать, смоделировать (сложить гриб).
На основе сов-ти представлений форм. понятий.
В рез-е осмысления, обобщения предс-й выд-я общ, сущ-е признаки предметов и
явл. Рез-м этого пр-а и явл. понятие.
Напр.: у ребенка есть представление о березе, липе и др. С помощью мыслит
деят реб выд-т их сущ-е признаки: один толстый высокий ствол, крона > у реб
форм понятие «дерево»

Механизм обр-я понятия

1) наличие представлений об исследуемом объекте
2) с пом вопросов на выд-ие общих св-в, приз-в, взаимосв-и пр-в и явл-й,
выявляем его пре-я.
3) необх вычленить сущ-е признаки и отд-ть от несущ-х; добавить нов эл-ы
зн. и в рез-те абстрагирования сформ-ть понятие, для этого исп приемы
сравнения, противопоставления, классификация, беседа.

Развитие понятия

этот пр-с необх рассматривать как их движение от элементарных первонач зн к
более сложным по объему, т.е. как переход к нов высокому качеству понятия.
Пример: понятие «осень» для различных классов.



Классификация методов об-я. Билет6


Кл-я методистов-естествознателей Боровецкова Телюзина

1) методы из-я пред-ы преподаванием (рассказ, лекция, беседа)
2) методы ср у-я (наблюдение, опыт, трудовые действия, работа с учебником)

Классификация Райкова

Бинарная номенклатура методов
1) словесные методы (иллюстр; исследоват)
2) наглядные методы (иллюстр; исследоват)
3) моторные методы (иллюстр; исследоват))

Классификация по Верзимеру

1) словесные
2) наглядные
3) практич
Словесные методы:
рассказ – последоват изложение учебного материала. Используется, когда
необх сообщить что-то новое, когда тема не случалась ранее.
Отсутствие набл за описываемым объектом.
Требования к рассказу:
продолжительность к 4 кл – 5-7 мин.
Требования к речи уч-ля:
эмоциональность, четкая, ясная, выделение голосом, не использование
большого кол-ва терминов и фактов.
Наглядность исп по необходимости.
Происходит разв познават интереса, развитие умения слушать, внимание,
воображение, память.
Минусы: 1) передаются отвлеченные знания, не связанные с жизненной
практикой; 2) пассивность учащихся.
Беседа
Метод постановки целенаправленных вопросов, кот мобилизуют зн и прак опыт
уч-ся и приводят к новым знаниям.
Виды вопросов:
1) Группа вопросов, треб воспроизв фактич сведений
2) Кто это? Что это? Какой? Что делает? Направлены на осмысление сведений.
3) отработка знаний (давайте вспомним, повторим)
Беседа строится индуктивно (несколько сходных объектов, а в конце вывод) и
дедуктивно (даются общие положения, кот в дальнейшем подтверждаются и
развиваются нов фактами)
Наглядные методы
Демонстрация нат-х объектов:
натурал объекты – крупные коллекционные образцы, располаг на спец
подставках > учащимся видно.
Мелкие коллекции дают в руки уч-ся.
Любой демонстр образец нужно пустить по рядам.



Практические методы об-я ест-я. Билет 7.

Явл относит молод методом, нач представл словесных и наглядных.
Они позволяют в наиб степени реализовать пр-п дидактики – деятельный подход
и гуманизация пр-а об-я
Реб из объекта научения превр в субъект собств деят-ти.
Субъект позиция явл характерной чертой развивающего об-я.

Что разв-т

+ аналитико-синтетическая деятельность; логич мышление; творческие
способности; самостоят, набл –ть, речь, внимание.
- несовершенство матер условий

Этапы исп. прак метода

1) уч получ предмет для изучения (каждый уч получ в руки)
Пр-ы и методы бывают разные в завис от класса.
Вывод
1. В 1кл то одинаковые, во 2кл –мо разные
2. 2) уч получ задание, котор опред вид деят с предметом. Разные пр-ы –
разные задания.
3. 3) самостоятельная деятельность уч-ся
4. 4) обсуждение выводов. Выводы у всех м.б. разные.
5. 5) форм-м общий вывод.

Форма орг-ии деят-ти уч-я, где примен практ методы

1) экскурсия
2) предметные уроки (практ, лаб раб)
3)игра

Виды практ методов


Метод распознавания и определения признаков

Основа метода – анализ внешн морфолог и частично анатом особенностей
предметов.
Применяется при работе с раздаточ материалом, когда возникает необх
составить характеристику предметов, явл, выделить их признаки, опр-т место
дан пр-а, явл. При исп метода необходим инструктаж.
Например: изучение особенностей растений, изучение термометра

Метод Опыт, эксперимент

Эксп примен, когда в естеств. пр-с привносится искусственный элемент.
Виды:
кратковрем
длительн
Опыты на пришкольном опытном участке:
- длительные опыты, идущие весь вегетативный период
- необх вести спец тетради для набл, где все фиксируется
Выводы:
+ форм научно-исследоват деятельности
- материально-техническая база

Метод Моделирование

Виды:
материальные (глобус)
идеальные (умозрительные, мысленно построенные) – образные (строятся из
чувственно наглядных элементов) и знаковые (условные обозначения)
Т.о., ребенок на основе созданного образа сам делает модель.

Сочетание методов об-я

Способствует:
1) целостности орг-ции уч процесса
2) разностороннему развитию уч-ся
3) форм позитивный интерес

билет8

Метод Наблюдение

Непосредственное целенаправление восприятия предметов и явл окр мира всеми
органами чувств.
Проводится в классе или на природе.
Дети набл самостоятельно или под непосредственным контролем учителя.
Требования.
1) Конкретность
2) Систематичность
Набл – важный источник знаний об окр мире. Они дают основу, на кот в
дальнейшем строятся мыслит операции.
Набл явл средством развития мышления.
Любые набл начинаются с постановки цели, определения объекта.
Важн усл набл явл разумный отбор объектов.
Этапы наблюдения
1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление
об объекте)
2) Работа по рассмотрению частей объекта
3) Обобщение увиденного
Приемы закрепления Н.
1) Рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить.
2) Имитация.
3) Сравнение.
4) Работа с иллюстрацией.
5) Самостоятельное проведение Н.
Н. за изменениями погодых условий(календарь погоды и труда)

биоет 9
Словесные методы:
рассказ – последоват изложение учебного материала. Используется, когда
необх сообщить что-то новое, когда тема не случалась ранее.
Отсутствие набл за описываемым объектом.
Требования к рассказу:
продолжительность к 4 кл – 5-7 мин.
Требования к речи уч-ля:
эмоциональность, четкая, ясная, выделение голосом, не использование
большого кол-ва терминов и фактов.
Наглядность исп по необходимости.
Происходит разв познават интереса, развитие умения слушать, внимание,
воображение, память.
Минусы: 1) передаются отвлеченные знания, не связанные с жизненной
практикой; 2) пассивность учащихся.
Беседа
Метод постановки целенаправленных вопросов, кот мобилизуют зн и прак опыт
уч-ся и приводят к новым знаниям.
Виды вопросов:
1) Группа вопросов, треб воспроизв фактич сведений
2) Кто это? Что это? Какой? Что делает? Направлены на осмысление сведений.
3) отработка знаний (давайте вспомним, повторим)
Беседа строится индуктивно (несколько сходных объектов, а в конце вывод) и
дедуктивно (даются общие положения, кот в дальнейшем подтверждаются и
развиваются нов фактами)



Билет 10


Наглядные методы

Демонстрация нат-х объектов:
натурал объекты – крупные коллекционные образцы, располаг на спец
подставках > учащимся видно.
Мелкие коллекции дают в руки уч-ся.
Любой демонстр образец нужно пустить по рядам.

Значение демонстрации мат-х объектов

исп этого м-да позв исп оснон принцип – принцип наглядности
обеспеч полное представление о предмете или явл. (+ словесный метод)
способствует систематизации обогащенного зн уч-ся
актив-я зн
более глубокое запоминание изуч-го предмета
разв наблюдат-ти, произ-го внимания
разв речи
форм познават интерес к предмету
повышение самостоятельности

Метод демонстрации природных объектов и явлений

используется, когда отсутствует нат. объект или его дем-я противоречит
основ-м законам экологии.
Ценность метода в том, что дает воз-ть из-ть объ-ы природы в окр их среде и
взаимосвязи с этой средой
Основной принцип экологии
Использование этого метода не всегда форм-т точные представления у уч-ся >
необх исп доп методы и приемы, позв добиться более полных зн.

Метод демонстрации опытов

примен, когда пр-т или явл необх изучить в условиях, котор искусственно
измен или в них привносятся некотор искусственные элементы.
Позв наглядно из-ь объектявл, недоступные для набл в ест условиях
показать пр-с за очень кор время
разв нав исслед деятельности у детей

Опыты

кратковременные (за один урок)
длительные (опыт закладывается на уроке, либо дем-я конечный рез-т)



билет 11


Средства обучения

те или иные пред-ы с пом к-х уч-ль орг-т учебн деят-ть.
Ср. об. н. ест-я – естеств или искусст пр-ы, а также эксп-ы, вкл в уч пр-с
для реш обр-х задач.
Зуев о ср. обуч.: “При рассуждении о какой-л. вещи уч-ль пок-т оную в
натуре и по картинке.”
Голуб: “Ср обуч пред-т единую сис, звенья кот взаимосв-ы. Связи опр-я сед-
м, методикой преп-я, особ-мя усв-я пред-а, а также функциональными св-ми
отд-х ср обуч: такие связи порождают целостность, структурность и
относительность.”

Клас-я ср обуч

1) Вербальные – учебники, пособия на печат основе
2) Изображения пр-в и явл природы – плоскостные (таблицы, карты) и объемные
(макеты, муляжи).
3) Натур ср обуч
Аудиовизуальные


Вербальные

Учебник (Шоповаленко) ср-о для изучения основ наук для ученика.
Все учебники разрабатываются в соотв с прогр и их сод раскрывает вопросы
прог-ы, а структура отражает последоват в изуч материала.
Построение учебника определ методологией естествознания наук. Это выраж в
знакомстве детей с осн методами исследования в природе.
Структура строется согласно прогр образования. Структурные компоненты – это
необх элем-ы шк уч-ка, обладающ опред формой и осуществл лишь им присущ ср-
ми активную фунц-ю нагрузку и находящиеся в тесной взаимосвязи с др эл-ми
данного учебника.
натуральные
1) объекты живой природы: объекты уголка приоды (животные, растения),
фиксированные объекты (гербарий), таксодермические (чучела жив),
остеологические (костный материал человека запрещен), натуральные влажные
препараты (заспиртов запрещены), микропрепараты (смотрят в микроскоп),
сухие коллекции (насекомых), кол-я вредителя.
2) объекты нежив природы (полезн ископ, почва)



Билет 12


Вербальные

Учебник (Шоповаленко) ср-о для изучения основ наук для ученика.
Все учебники разрабатываются в соотв с прогр и их сод раскрывает вопросы
прог-ы, а структура отражает последоват в изуч материала.
Построение учебника определ методологией естествознания наук. Это выраж в
знакомстве детей с осн методами исследования в природе.
Структура строется согласно прогр образования. Структурные компоненты – это
необх элем-ы шк уч-ка, обладающ опред формой и осуществл лишь им присущ ср-
ми активную фунц-ю нагрузку и находящиеся в тесной взаимосвязи с др эл-ми
данного учебника.
1 – текстовый компонент, пред. н разл видами тестов
основной – передает гл инфо, излагаются факты, описания, понятия, раскрыв-
ся вз-зи пред. н, рассказом, деловой статьей, описательный, смешанный
(редко), объяснительный. Текст д.б. научным, доступным для понимания
дополнительный – необязат текст для понимания, конкретизирующий,
комментирующий, мб сложным. Виды – рассказы, загадки, сказки, научные
сведения, биографии, хрестоматийные материалы. Могут идти после параграфа –
комментарий. Имеют важную роль, расширяя зн уч-ся, увелич познават интерес.
пояснительные – словарь, выписка опр-й, вывод, обобщение. Содержит гл мысль
параграфа, идею.
2 – нетекстовый комп-т:
аппарат орг-ии усвоения – сист вопросов и заданий. Цель – обратная связь,
обобщить полученные связи. Группы вопросов: 1) требующие прак применения зн

Новинки рефератов ::

Реферат: "Демон" и "Мцыри" М.Ю. Лермонтова (сравнительная характеристика) (Литература)


Реферат: Двоякодышащие рыбы (Биология)


Реферат: Гражданская война в США в 1861-1865 (История)


Реферат: Философия свободы (Философия)


Реферат: Теория политических решений (Политология)


Реферат: Карибский кризис его уроки (История)


Реферат: Шпоры-сочинения (Литература)


Реферат: Контрольная работа по истории государства и права зарубежных стран (Право)


Реферат: Взаимоотношения мужчины и женщины в белорусских народных сказках (Психология)


Реферат: Анахарсис – один из семи мудрецов античного мира (История)


Реферат: Систематика современных приматов (Биология)


Реферат: Режим оподаткування капітального будівництва (Налоги)


Реферат: Петр Аркадьевич Столыпин - великий реформатор или провинциальный политик? (История)


Реферат: Монтаж щитов, пультов и стативов (автоматизация) (Технология)


Реферат: Рокоссовский Константин Константинович (Исторические личности)


Реферат: Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховена (Музыка)


Реферат: Есенин: стихи-письма (Литература)


Реферат: Типы биотических отношений (Биология)


Реферат: Введение в профессию (Психология)


Реферат: Бедность как социальный феномен (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист