GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Культура (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура (Искусство и культура)




Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает
культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало
обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник
термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его
стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек
отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда
этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от
“некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало
высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все
еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим
воспитанием.
Современное научное определение культуры отбросило аристократические
оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и
выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве) , которые
являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и
регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы
часто называют субкультурой.
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура
создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая
биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает
следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В
результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят
формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы
процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к
гибели культуры.
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в
значительной степени регулирует их поведение.
О том, насколько важна культура для функционирования индивида и
общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.
Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей
джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми,
свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить
упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к
существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не
проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые
ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”,
шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются
представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких
детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с
людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление
их “человеческих” личностей.
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко,
чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет
побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее
определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры
управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде
всего небеспредельны биологические возможности человеческого организма.
Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже
если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел
знаний, который может усвоить человеческий мозг.
Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры.
Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ
земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию
некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических
джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени
возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго
получать высокие урожаи зерновых.
Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает
влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения
таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки
получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между
людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания,
обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.
Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности
формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество
с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными
делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой
они окакзывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к
технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах,
необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно
совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое
общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю
жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.
В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно
различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной
деятельностью человека. В других ее ненавидели ,а представители третьих не
имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина
имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры
это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом
психического заболевания. Другие общества расценивают ”мистические видения”
как высшую форму сознания. Короче говоря, существует великое множество
различии между культурами.
Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами
убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разным
сторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое
поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной
жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем
культурам, - культурные универсалии.
Социологи выделяют более 60 культурных универсалей. К ним относятся
спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные
ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения,
шутки, язык религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять
на погоду.
Однако для разных культур могут быть характерно разные виды спорта,
украшений и т.д. Окружающая Среда является одним из факторов, вызывающие
эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловленны историей
определенного общества и формируется в результате уникального развития
событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта,
запреты на кровные браки и языки, но главное - в той или иной форме они
имеются в каждой культуре.
Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи
считают, что они формируются на основе биологических факторов. К ним
относятся наличие двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище и
тепле; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи с
этим возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры.
Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В
каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не
одобряется страдание. Все культуры должны способствовать удовлетворению
определенных физиологических, социальных и психологических потребностей,
хотя в частности возможны разные варианты.
В обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции
превосходства своей собственной. Эта тенденция называется - энтоцентризмом.
Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности
миссионеров, которые стремятся обратить, “варваров” в свою веру.
Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и
обычаям.
Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были
склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой .
По мнению американского социолога Уильяма Грем Самнера культуру можно
понять только на основе анализа ее собственных ценностей , в ее собственном
контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели
книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели
смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи.
Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между
близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно
закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие
отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты.
Американцы , которые работают в Германии, часто жаловались, что закрытые
двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство
отчуждения. Закрытая дверь для американца имеет совсем не тот смысл, что
для немца.

Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что
она передается от одного человека к другому в процессе социализации и
контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей
чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены
одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют
и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в
сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.
Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является
причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать
на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность
общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык
объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на
этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании
представители различных общественных классов употребляют несколько
отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют “английским языком”,
некоторые группы употребляют
“ более правильный” английский, чем другие. В Америке имеется буквально
тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные
группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и
культурных ценностей. Все это может стать причиной конфликтов между
группами.
По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.
1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им
становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем
форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир
организован по разному.



В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть
различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры
матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына
сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова,
обозначающие четырех последних родственников.
Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей
Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к
которым принято относиться особым почтением. В английском и американском
обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у
англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних
родственников.
Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в
окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.
2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью
понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в
пространстве и времени, по значению ( например, черное противоположно
белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить
ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы
уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили,
что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают
взаимосвязи.
Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях
между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере
сверхъестественного.
3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к
которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных
принципов.
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям ( героизму
на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный
строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
4.Правила. Эти элементы ( в том числе и нормы ) регулируют поведение людей
в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша
законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать,
ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко
мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют
десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества,
порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной
собственности.
Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь,
сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и
стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.
Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди
склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во
время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится
получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживаемых
факторов. Социальные поощрения ( например, уважение ) стимулируют
соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания
или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями.
Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются
негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор
и др. Позитивными санкциями ( например, денежное вознаграждение, наделение
властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм.
В теориях культуры всегда важное место отводилось языку.
Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью
звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную
структуру.
Язык - явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального
взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс
социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков,
манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи
культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке
практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный
запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет,
хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты. Это
свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям
человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно
примитивнее.
Язык включает правила Вам, конечно, известно, что существует правильная
и неправильная речь. В языке имеется множество подразумеваемых и формальных
правил, определяющих способы сочетания слов для выражения нужного смысла.
Грамматикой называется система общепринятых правил, на основе которых
используется и развивается стандартный язык. Вместе с тем часто наблюдаются
отклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различных
диалектов и жизненных ситуаций.
Язык участвует также в процессе приобретения у организации опыта
людей. Антрополог Бннджамин Ли Уорф показал, что многие понятия кажутся нам
“само собой разумеющимися” только потому, что они укоренились в нашем
языке. “Язык делит природу на части, формирует понятия о них и придает им
значения главным образом потому, что мы пришли к соглашению организовать их
именно таким образом. Это соглашение ... закодировано в моделях нашего
языка”. Оно обнаруживается особенно явственно при сравнительном анализе
языков. Мы уже знаем, что цвета и родственные отношения в различных языках
обозначаются по-разному. Иногда в одном языке имеется слово, которое
полностью отсутствует в другом.
При употреблении языка требуется соблюдение его основных грамматических
правил. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он
вырабатывает общепринятые значения. Коммуникация возможна только лишь при
налипчии значений, которые принимаются, используются ее участниками и
поняты им. В самом деле, наше общение между собой в повседневной жизни во
многом обусловленно нашей уверенностью , что мы понимаем друг друга.
Трагедия умственных расстройств типа шизофрении состоит прежде всего в
том, что больные не могут общаться с другими людьми и оказываются
оторванными от общества.
Общий язык также поддерживает сплоченность общества. Он помогает людям
координировать свои действия благодаря убеждению или осуждению друг друга.
Кроме того, между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически
возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие
знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях.
Короче говоря, он способствует формированию чувства группового единства,
групповой идентичности. Руководители развивающихся стран, где существуют
племенные диалекты, стремятся к тому, чтобы был принят единый национальный
язык, чтобы он распространялся среди групп, не говорящих на нем, понимая
значение данного фактора для сплочения всей нации и борьбы с племенной
разобщенностью.
Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он
способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает всех,
говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или
диалектах, - чужими.
Язык - главный символ антагонизма между англичанами и французами,
проживающими в Канаде. Борьба между сторонниками и противниками системы
преподавания на двух языках (английском и испанском) в некоторых районах
США свидетельствует, что язык может быть важной политической проблемой.

Антропологи конца XIX в. были склонны сравнивать культуру с огромной
коллекцией “обрезков и лоскутков”, не имеющих между собой особых связей и
собранных по воле случая. Бенедикт (1934) и другие антропологи XX в.
утверждают, что формирование различных моделей одной культуры
осуществляется на основе единых принципов.
Истина, наверное, где-то посередине. культуры действительно имеют
преобладающие черты, но ими не исчерпывается ни одна культура, есть еще и
многообразие, и конфликты.
Можно выделить по крайней мере три вида конфликтов, связанных с
развитием культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние.
Термин “аномия”, обозначающий нарушение единства культуры в связи с
отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен
Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы прошлого столетия. В то время аномия была
вызвана ослаблением влияния религии и политики о повышением роли торгово-
промышленных кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы
нравственных ценностей, которая в прошлом отличалась устойчивостью. С тех
пор обществоведы неоднократно отмечали, что рост преступности, увеличение
числа разводов происходили в результате нарушения единства и культуры,
особенно в связи с неустойчивостью религиозных и семейных ценностей.
В начале века Уильям Филдинг Огборн (1922) ввел понятие культурного
запаздывания. Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества
опережают трансформацию нематериальной культуры ( обычаи, убеждения,
философские системы, законы и формы правления). Это приводит к постоянному
несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры, и в
результате возникает множество нерешенных социальных проблем. Например,
прогресс в деревообрабатывающей промышленности связан с уничтожением
обширных лесных массивов. Но постепенно общество осознает жизненную
необходимость их сохранения. Точно также изобретение современных машин
привело к значительному росту несчастных случаев на производстве. Прошло
много времени, прежде чем было введено законодательство, предусматривающее
компенсацию за производственную травму.
Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чужой
культуры, наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись
колонизации со стороны народов Европы.



Согласно исследованиям Б.К.
Малиновского (1945), множество противоположных элементов культуры тормозило
процесс национальной интеграции в этих обществах. Изучая общества Южной
Африки, Маниловский выявил конфликт между двумя культурами, сформированными
в совершенно различных условиях.
Социальная жизнь туземцев до колонизации составляла единое целое. На основе
племенной организации общества одновременно сформировались система
родственных связей, экономический и политический уклад и даже приемы
ведения войны. Культура колониальных держав, главным образом
Великобритании, возникла в других условиях. Но когда европейские ценности
были навязаны туземцам, произошло не объединение двух культур, а их
неестественное, чреватое напряженностью смешение. По мнению Малиновского
эта смесь оказалась неустойчивой. Он правильно предсказал, что предстоит
длительная борьба между этими двумя культурами, которая не прекратится и
после того, как колонии обретут независимость. Она будет поддерживаться
стремлением африканцев преодолеть напряженность в своей культуре. В то же
время Малиловский верил, что в конечном итоге победят западные ценности.
Таким образом, модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы
между противоположными тенденциями - к объединению и разъединению.
В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы
культуры.
Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература
- создавалась и воспринималась элитой.
Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы,
принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для
определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств
массовой информации ( радио, массовых печатных изданий, телевидения,
грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и
народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с
религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и
массовая культура неразрывно связаны между собой.
Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и
распространяют среди широкой публики.
Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные
культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу
от большинства общества, называют субкультурой.
Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный
класс, этническое происхождение, религия и место жительства.
Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов
группы.
Некоторые из наиболее интересных исследований субкультур посвящены
языку. Например, Уильям Лабов (1970) старался доказать, что употребление
нестандартного английского языка детьми из негритянской гетто не
свидетельствует об их “языковой неполноценности”. Лабов считает, что
негритянские дети не лишены способности общаться, как белые, просто они
употребляют несколько иную систему грамматических правил; за многие годы
эти правила укоренились в субкультуре негров.
Лабов доказал, что в соответствующих ситуациях и черные и белые дети
говорят одно и то же, хотя употребляют различные слова.
Тем не менее употребление нестандартного английского языка неизбежно
вызывает проблему - неодобрительную реакцию большинства на так называемое
нарушение общепринятых правил. Учителя часто считают использование
негритянского диалекта нарушением правил английского языка. Поэтому
негритянские дети незаслуженно подвергаются критике и наказаниям.
Термин “субкультура” не означает, что та или иная группа выступает
против культуры , господствующей в обществе. Однако во многих случаях
большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам
врачей или военных. Но иногда группа активно стремиться выработать нормы
или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей
культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.
Известная контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий
пример в ней - хиппи 60-х годов.
Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых
конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую
культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление
наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в
американском обществе, где главным образом через средства массовой
информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому
привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для
культуры господствующей.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура
организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере
осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически
запрограммированное поведение.







Реферат на тему: Культура Белоруссии и России 19-20 века
Содержание


1. Введение
2. Материальная и духовная культура
3. Школьная реформа
4. Профессиональное обучение
5. Научные исследования истории Белоруссии, быта и культуры ее населения
6. Книжная и периодическая печать
7. Искусство и архитектура
. Развитие белоруской литературы
. Становление национального профессионального театра, музыкальная
жизнь
. Изобразительное искусство
. Архитектура
12. Заключение
13. Литература
14. Рисунки



Введение


При изучении Белоруссии нового и новейшего времени особенно большое
значение имеют статистические источники, к которым относятся земельные
исследования, военно-коньские переписи, списки фабрик и заводов, адрес-
календари и т.д. Среди них наиболее наиболее известными являются: “Первая
всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года”, “Ведомости
фабрик и заводов”, материалы переписи промышленных предприятий начала 20в.,
всесоюзные переписи населения 1923, 1926, 1937, 1939 и др.
Одним из наиболее важных исторических источников по истории древней
Белоруссии являются русские летописи, в основе которых лежит “Повесть
прошедших времен”(12в.). Частично дополняют “Повесть прошедших времен”
Лаврентьевский, Ипатовский, а также Радзивиловский летописи, в которых
имеются данные о городах, скульптуре, княжеских династиях и т.д.
Мемуаристика новейшего времени представлена многочисленными
воспоминаниями участников Октябрьской революции, гражданской войны,
коллективизации, второй мировой войны и т.д.
Многочисленную группу исторических источников складывают литературные
произведения. Развиваясь в тесной связи с гражданской жизнью, чувствовав
влияние времени, они являются специфической формой выявления духовной жизни
народа.
В 20в. начался переход к белорусской литературе нового времени,
который нашел отпечаток в творчестве В.Дунина-Мартинкевича, Ф.Багушевича,
М.Лучина и др. Произведения Я.Купалы, Я.Колоса, М.Багдановича, Тетки и др.
белорусских писателей начался в 20в. – свидетельство бурного революционного
времени, который и возвысил широкие колеса белорусской народности к
активной политической деятельности.
Белорусская культура 20-80г.20в. ярко отобразила всю сложную,
временем трагическую историю советской действительности. В период нового и
новейшего времени белорусской истории важная значение имела периодическая
печать, которая стала сильным средством информации и организации народного
сознания. Согласно политическим позициям она делится на несколько групп:
Правительственная (“Губернские ведомости”); Консервативная (“Епархиальные
ведомости”); Демократическая (“Минский листок”, “Наша нива”) и т.д. С
1863г. на Белоруссии началась история нелегальной печати. Она связана с
именем К.Калиновского, который в ходе восстания 1863-1864г. выдавал первую
белорусскую нецензурную газету “Мужицкая правда””.
Периодическая печать Белоруссии новейшего времени отличается большим
разнообразным политическим спектром и распространением правдивой и
альтернативной информацией о событиях и фактах в жизни нашей республики и
за границей.



Материальная и духовная культура


В связи со слабым развитием профессионального искусства главную среду
духовной культуры белорусской нации периода формирования капитализма и
складывали народные формы искусства, традические обряды и обычаи.
Продолжали существовать такие виды фольклора, как обрядовая поэзия
календарно-рабочего и семейно-обрядового циклов, повествовательный жанр,
лирическая поэзия. Постепенно утрачивали свое значение былины, баллады
разного вида заговоров и магических действий. Фольклор отображал и
положение в обществе, дающую социальную остроту частушкам, песням, сказкам
и повестям. Возник так называемый рабочий революционный фольклор.
Развивалось народное театральное искусство, сохраняя традиции вертепа
-–народного кукольного театра. Рабочая деятельность народа нашла свое
отражение в танцах “Лянок”, “Бульба”, “Бычок”, “Крыжачок” и др. В
театральных представлениях и на обрядовых праздниках народной музыки на
дудках, свирелях, скрипках, цымбалах, бубнах исполняются многие песни и
частушки.
Отличие белорусского этноса отражается в своеобразном народном
изобразительном и декоративно прикладном искусстве. Искусстно украшенные
вещи из глубокого прошлого широко вросли в быт народа. Имели
распространение узорчатое ткачество, вышивка, вязание, плетение из лозы,
соломки и корней. Отличительной чертой белорусских тканей было употребление
в орнаменте преимущественно геометрических форм – четырехугольника, ромба,
квадрата и других частей. Великолепные узоры белорусского художественного
ткачества преимущественно представляли пояса. В оформлении помещений также
использовались искусные украшения: приобрели распространение резьбовые и
разрисованные планки, фризы, конки.



Школьная реформа


Требования капиталистического развития, усиление общественно
политического движения вынудили царизм провести школьную реформу, которая
способствовала расширению сетки начальных школ и отменяла основные границы
для поступающих в высшие и средние учебные заведения. Положение о начальных
народных училищах 1864г. было разрешено государственным заведениям и
частным особам открывать начальные школы “для усиления среди народа
религиозных и моральных понятий и распространении первоначальных полезных
знаний”. В этих школах детей учили письму и четырем действиям арифметики,
большое внимание уделялось божьему закону и церковным пениям. Для усиления
административного контроля в 1869г. вводилась должность инспектора народных
училищ, а в 1874г. – директора народных училищ.
Устав гимназий и прогимназий (неполная гимназия в составе 4,5,6-х
классов) 1864г. вводится всесоюзный принцип, однако высокая плата за учение
фактически закрывала доступ к среднему образованию представителей широких
слоев населения. Мужитские гимназии делились на классические и реальные.
Выпускники классических гимназий могли поступить в университет без
экзаменов, а выпускники реальных гимназий – по конкурсу в технические
учебные заведения. В 1871г. был подтвержден новый устав гимназий, который
предусматривал открытие только классических гимназий. Период учения в них
увеличивался с 7 до 8 лет. Реальные были переделаны в реальные училища, где
термин учения укорачивался с 7 до 6 лет. Право поступить в технические
высшие учебные заведения могли только те, кто окончил седьмой
(дополнительный) класс училища. По-прежнему существовали средние учебные
заведения церковного ведомства – духовные семинарии.
В ходе реформы учебные заведения разных ведомств перешли в подчинение
Министерства народного просвещения. В деревнях были ликвидированы школы
Министерства государственных имуществ, участвующих контор, школы помещиков,
православного и католического духовенства. Были закрыты дворянские частные
училища, которые существовали в западных губерниях. Начальными школами в
деревнях стали народные училища. По положению 1872г. создавались городские
училища, выпускники которых не могли поступать в средние учебные заведения.
При церковных приходах существовали частные приходские одно и двухклассные
школы дореформенного типа, а также двух, трех, четырехклассные мужские и
женские училища церковного ведомства.
Вместе с тем осуществление школьной реформы на Белоруссии совпала с
проведением жесткого курса в политике царизма после подавления восстания
1863-1864г. За участие преподавателей, студентов и учащихся в востании были
закрыты Горе-Горетский земледельческий институт, Новогрудская гимназия,
Свислочская и Молодеченская прогимназии. Были ликвидированы польские школы
и почти все частные училища как “рассадники полонизации”. В школах
запрещалось преподавание польского языка. Всем преподавателям и учителям
было приказано заботится о том, чтобы в стенах учебных заведений
разговорным языком был русский.
Несмотря на жестокий курс политики российского правительства в
области образования, а так же материальные трудности (одна школа
приходилась на 8-10 деревень, большая часть размещалась в непригодных для
занятий крестьянских домах, парт на всех учеников не хватало, учебных
пособий было мало, тетрадей ученики сельских школ не имели и т.д.),
выносливость белорусского населения к учению детей была большая.
В 1881-1889г. количество народных училищ в Белоруссии сократилось с
1198 до 999, одновременно было открыто 5814 церковно-приходских школ и школ
грамоты.1


1. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,
стр.392
Были приняты меры для ограничения доступа в среднюю школу выходцам из
нижних слоев. Летом 1887г. выпущен циркуляр, который в среде прогрессивной
общественности получил название циркуляра “о кухарских детях”.
Средние учебные заведения находились в больших городах Белоруссии, в
них учились дети в основном представителей привилегированных слоев. В
1868г. на территории Белоруссии работали 6 мужских и 4 женских гимназии, 2
прогимназии, 4 духовных семинарии и Полотский кадетский корпус1. В них
насчитывалось 3265 учасщихся2 . Из всех средних учебных заведений только
мужские классические и реальные гимназии давали право поступления в высшие
учебные заведения. Остальные учебные заведения таких прав не имели, их
выпускники занимали служебные должности.
В 70-е г. были открыты реальные училища в Пинске и Минске, в 1885г. –
в Могилеве. В 1898г. количество средних учебных заведений в Белоруссии
увеличилось до 20, в них училось 5000 человек3.
В начале 20в. в системе школьного образования Белоруссии произошли
новые изменения. Уменьшилось количество школ церковного ведомства и вместо
церковно-приходских школ открывались народные училища. В начальных школах в
1911г. училось только 18,4% детей школьного возраста4. Городские училища
были переделаны в высшие начальные училища – 4-х классные образовательные
школы повышенного типа. Увеличилось количество средних учебных заведений
(полных и не полных): в 1914г. их насчитывалось 88133 государственных и 55
частных из 31,5 тысяч учащихся5.



1 “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,
стр.392
2. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,
стр.392
3. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,
стр.392
4. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,
стр.392
5. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.,
стр.392



Профессиональное обучение

Возникновение средних и низших технических училищ относится к 60-м г 19в. В
1889г были выработаны уставы трех основных типов промышленных училищ:
средних и низших технических и ремесленных училищ. К разряду низших
технических училищ относились железнодорожные училища. в 1893г возник новый
тип промышленных -технических учебных заведений – школа ремесленных
учеников, а в 1895г был выработан тип нижней ремесленной школы.
Нижние сельскохозяйственные школы разделились на общие и специальные.
К профессиональным учебным заведения относились медицинские училища,
художественные классы, вечерние профессиональные курсы, музыкальные
училища. С 1865г. начал свое существование и такой тип профессиональной
подготовки, как ремесленные классы и отделения при всеобщей образовательной
школе.
Эти разнообразные типы профессиональных школ подчинялись разным
государственным учреждениям. Большинство из них принадлежало Министерству
народного образования. Министерство земледелия контролировало
сельскохозяйственные и лесные щколы, Министерство финансов – коммерческие,
художественно промышленные заведения, Министерство путей сообщений –
технические железнодорожные училища, Министерство юстиции –
земледельческие.
Все отмеченные типы профессиональных школ существовали на территории
Белоруссии одним из первых профессионально-техническим учебным заведением
было Горатское ремесленное училище, открытое в 1872г. на базе Горатского
механического завода.
Большинство промышленных школ Белоруссии было открыто в конце 80-х
начале 90-х годов, что вызвано широким строительством лесопильных и
кирпичных заводов, спичечных и фанерных фабрик. В 1890г. начало свое
существование Александровское ремесленное училище в Гродно для подготовки
столяров, слесарей, кузнецов.
В связи с развитием железнодорожного транспорта в 1878г. открыто
Гомельское техническое железнодорожное училище. Срок обучения длится до
пяти лет. Получив квалификацию рабочие направлялись в ремонтные мастерские
Либово-Роменской железной дороги.
Продолжало Горатское земледельческое училище, среднее
сельскохозяйственное учебное заведение открытое еще в 1840г. Обучение здесь
включало общеобразовательные и специальные предметы, а также множество
практических занятий по ботанике, метеорологии, геодезии, зоологии,
анатомии, цветоводству. Училище имело свою библиотеку, ботанический сад,
пасеку, животноводческую ферму. При училище действуют землемерные классы.
Переделанные в 1909г. в средние землемерно-аграрные училища.
В 1878г. была открыта Марьиногорская казенная сельскохозяйственная
школа. Она относилась к общим низшим сельскохозяйственным школам первого
разряда. При школе имелась ферма в размере 150 десятин земли. В
животноводческом хозяйстве разводились племенные животные. Одной из целей
существования школы, вместе с подготовкой специалистов. Было
распространение среди крестьян передовых методов ведения сельского
хозяйства. За участие в сельскохозяйственной выставке, организованной
Минским сельскохозяйственным товариществом, Марьиногорская школа была
награждена золотой медалью.
В Белоруссии существовал ряд специальных сельскохозяйственных школ:
Зеновьевская школа садовых рабочих (Могилевский уезд), Практическая школа
скотоводов в поместье Лявки, Ждановичевская женская школа молочного
хозяйства, Бобруйская школа садоводства, огородничества и хмелеводчества,
Полодская низшая лестна школа и др.
Сельскохозяйственное образование осуществлялось и путем организации
курсов, классов, лекций для желающих получить некоторые сведения по разным
отраслям сельского хозяйства.
В Белоруссии были распространены женские профессиональные учебные
заведения. Преобладали школы кройки и шитья и рукодельные классы.
Выпускницы получали аттестаты, которые давали право открывать частные школы
и курсы швейного мастерства.
Подготовка среднего медицинского персонала происходила в ветеринарно-
фельдшерских школах. С 70-х годов 19в. существовали Могилевская, Витебская,
Гродненская повивальные школы, Могилевская центральная фельдшерская школа.
В начале 20в. возникла в ветеринарно-фельдшерских школа Минского
губернского уезда, фельдшерско-акушерские школы в Витебске и Минске,
повивальная школа в Гомеле, частная зубоврачебная школа в Минске.
Во второй половине 19в. в Белоруссии была положена основа
педагогическому образованию. В итоге проведения школьных реформ 60-х г.
увеличилась сеть начальных народных училищ, что вызвало необходимость в
педагогических кадрах. Для их подготовки сделаны педагогические учебные
заведения – учительские семинарии. Молодеченская педагогическая семинария,
первая в Белоруссии и вообще в Российской империи, начала свою деятельность
осенью 1864г. В 1872г.была открыта Молодская учительская семинария, 1874г.
Несвижская, 1876г. Свислогическая семинария. В начале 20в. открыта также
Борисовская, Бобруйская, Гомельская, Оршанская, Рогачевская, Мстиславская и
Городская учительские семинарии.
Проблему подготовки учителей должно было решить и создание
педагогических институтов. Первый педагогический институт на территории
Белоруссии был открыт в 1910г. в Витебске. В 1913г. начались занятия в
Могилевском, а в 1914г. в Минском педагогическом институтах.
Общеобразовательная подготовка выпускников педагогических институтов
была ниже, чем учащихся гимназий и реальных училищ. Поэтому пединституты не
только не являлись высшим учебным заведением, но и не пользовались правами
средней школы: их выпускники не имели права поступать в высшие учебные
заведения.
Для скорейшей подготовки учителей Министерство народного образования
создавали при высших частных училищах двулетние педагогические курсы.
Учителей для церковно приходских школ готовили церковные-педагогические и
второкурсные педагогические школы, духовные семинарии и женские
епархиальные училища, что принадлежали духовному уезду.
Высших учебных заведений на территории Беларуси не было. Официальные
власти неоднократно уклоняли ходатайство общественности о закрытии в
Беларуси университета или политехнического института.
Таким образом, профессиональное образование на территории Беларуси
развивалось быстрыми темпами. Первые низшие профессиональные школы,
ремесленные классы и отделения при общеобразовательных школах.
Разнопрофильные и разнотипные профессиональные учебные заведения готовили
квалифицированных специалистов в области промышленности, сельского
хозяйства, торговли, медицины, просвещения, что соответствовало требованиям
социльно-экономического и культурного развития страны.



Научные исследования истории Беларуси, быта и культуры ее населения.

После восстания 1863-1864 г.г. возрос интерес прогрессивной
интеллигенции к истории, быту и культуре населения Беларуси.
По-прежнему значительный вклад в изучение края вносили ведущие научные
центры России – Академия наук, Московский и Петербургский университеты, в
которых работали известные знатоки культуры и быта белорусов – А.А.
Шахматов, А.И.Соболевский, М.А.Янчук.
В 60-70 г.г. 19 в. изучение Беларуси постепенно стало делом местной
интеллигенции, начали формироваться регионные этнографические центры. Одним
из таких центров – Юго-Западное отделение Русского географического общества
– находился в Вилне. Оно имело в своем составе более трехсот членов. Они
осуществляли экспедиционную работу по изучению Беларуси и собирали
фольклорно-этнографические и археологические материалы. За время
существования отделения вышли из печати 4 книги “Записок”, в которых
опубликовано 12 работ, посвященных быту, культуре и устно-народному
творчеству белорусов.
В 1902 г. по инициативе Е.Р.Романова в Могилеве было образовано
общество по изучению белорусского края (в 1913 г. переименовано в общество
по изучению Могилевского уезда) и Историко-этнографический музей. В 1908 г.
в Минске был организован церковный историко-археологический комитет,
который выдавал работы под названием “Минская старина”. В 1909 г была
образована Витебская комиссия, деятельность которой была направлена на
изучение и публикацию древних актов и документов по истории Витебского
края. Члены комиссии опубликовали ряд книг. В связи со столетием войны 1812
года комиссия организовала сбор средств на памятник воинам, которые погибли
на витебской земле. Памятник был поставлен в Витебске на берегу Западной
Двины.
Основаное в Минске в 1919г. Общество любителей природоведения ,
этнографии и археологии изучала Минскую обл., проводила исследования рек на
Полесье.
Одним из первых крупных исследователей Беларуси был учитель
И.И.Носович. В 1852-1869 г.г. он напечатал несколько сборников белорусских
поговорок и загадок, а в 1873 – собранные им “Белорусские песни”. Основная
работа И.И.Носовича, которой он отдал 16 лет, - “Словарь белорусского
наречия”, выпущенная в 1740 г. в Санкт-Петербурге.
Прекрасным исследователем бел. этнографии и фольклора является учитель
народных школ Витебска М.Я.Никифорский. Первая его работа была “Очерки
Витебской Беларуси”, которые давали характеристику общественного быта
белорусов. М.Я.Никифорский является автором самой большой работы по
материальной культуре белорусов 19 в. – “Очерки просто народного жития-
бытия в Витебской Беларуси и описание предметов обихода” (этнографические
вести). Он собирал и записывал фольклорные произведения, исследовал обряды,
привычки и веру.
Плодотворной была деятельность этнографа, фольклориста и археолога
Е.Р.Романова, учителя и инспектора народных училищ. Он опубликовал около
200 научных работ. Под его руководством было осуществлено несколько
этнографических экспедиций по Беларуси, во время которых собирались
материалы для “Белорусского сборника” - отдельной экспедиции материальной
культуры белорусов дореволюционного времени.
Значительный вклад в изучение бел. этнографии и фольклора внесли
учителя русского языка Новогрудского дворянского училища М.А.Дмитриева,
педагога Ю.Ф.Крачковского, сотрудника Витебского статистического комитета
А.М.Семянтевского, П.Ф.Шейна, М.Федоровского, А.Я.Богдановича и др.
В начале 20 в. новым вопросом в бел. этнографии стало изучение
материальной культуры и производительной деятельности населения. Делались
первые попытки научного анализа собранных материалов. Выводы своей
многолетней работы в области бел.лингвистики, этнографии и фольклористики
были опубликованы в 1905-1922 г.г. в трехтомнике (7 книг) “Белорус”, к
которому и сегодня обращаются научные и политические деятели.
Для изучения природных богатств Беларуси в 1910 г. была открыта
Беняковская сельскохозяйственная станция (Гродненская область), в 1913 г. –
Минская болотная станция.


Книжная и периодическая печать.


Буржуазная реформа 60-х годов 19 в. не изменили коренного положения в
отрасли печати. Временные правила (6 апреля 1865 г.) от предыдущей цензуры
освобождали только столичные ежедневные газеты и журналы, а также книги
объемом более 100 печатных листов. Все иллюстрированные сатирические
выпуски и вся провинциальная печать оставались по-прежнему под цензурой. В
1882 г. был принят закон, согласно которому пресса становилась в полную
зависимость от самовладения чиновников.
В 60-80 г.г. 19 в. в местных изданиях Беларуси выходили исключительно
религиозная и богословная литература, грамматики и азбуки, небольшие
сборники стихов. Книги выпускались главным образом на русском, еврейском и
польском языках, несколько книг в год выходило на литовском языке. На бел.
языке за эти года в стране не было выпущено ни одной книги.
Периодическая печать в Беларуси была представлена только официальными
органами. Среди них “Губернские ведомости”, которые выдавались за казенную
плату губернскими управлениями пол присмотром вице-губернаторов.
“Губернские ведомости” не имели широкой признательности у читателей среди
местного населения. “Епархиальные ведомости” предназначались для
православных праздников, преподавателей и учащихся духовных училищ и
семинарий. Их издание было вызвано борьбой православной церкви с
католической, после восстания 1863-1864 г.г.
В стране также выходила газета “Виленский вестник”, редактором которой
являлся известный этнограф А. Киркор. Газета выражала интерес той части
партии “белых”, которая надеялась достигнуть своих целей мирными средствами
– путем разговора с царизмом. Такая позиция газеты устраивала большинство
местных помещиков, которые и сложили основную массу ее подписчиков.
На страницах журнала “Вестник Зап.России” (редактор-издатель К. Говорский),
как и др. официальных периодических изданий, восхваляли царизм и
православную церковь, защищали шовинизм местной администрации и все ее
мероприятия по расширению русского влияния в стране, осуждалось восстание
1263-1264 г., искажались его идеи и действующие силы. Экскурсы в историю,
материалы по этнографии и культуре Беларуси, которые размещались на
страницах официальных органов, в своем большинстве утверждали, что Беларусь
и белорусы не имеют права на самостоятельное политическое и культурное
развитие.
В 1886 г. началось издание в Беларуси первой легальной, не зависимой
от правительства, литературно-политической газеты “Минский листок”. С 1902
г. она выходила под названием “Северо-Западный край”. В “Минском листке”
сотрудничали поэт Я.Лучина, историки и этнографы А.Я.Богданович, М.Я.Янчук,
М.В.Довнар-Запольский и др. На страницах газеты печатались материалы и
исследования по этнографии, фольклору и истории Беларуси, стихи белорусских
поэтов на родном языке, критические взгляды на произведения литературы и
искусства 19 века.
В 90-е г. 19 века началось некоторое оживление подцензурной
белорусской печати. Поэма “Тарас на Парнасе”, например, трижды
переиздавалась в Витебске, дважды в Гродно и Могилеве. В 1900-1905 гг.
вышли из печати маленькие книжечки: “Вязанка” Я.Лучины, “Калядное писание
1904г.”, “Великодное писание” и “Переложение некоторых басен Крылова на
белорусское наречие” М.Косиля.
В 1906 г. в Петербургском издании “ Заглянет солнце в наше оконце”
были выпущены: “Белорусский букварь, или Первое научное читание” и “Первое
читание для детей – белорусов”, напечатанные кириллицей и латиницей. Затем
издательство начоло выпуск серии книжек “Белорусские песняры”, за изданием
которой вышел сборник стихов “Дудка белорусская” и “Смут белорусский”
Ф.Богушевича, “Жалейка” Я.Купалы. Петербургский комитет по делам печати
начал криминальное превледование издательства.
В 1908-1914 гг. на книжный рынок поступили белорусские издания
семидесяти названий общим тиражом 226.000 экземпляров1.
Революция 1905-1907 гг. вызвала оживление периодической печати.
Появилось множество новых газет и журналов разных политических направлений.
Наиболее значительными местными буржуазно-либеральными изданиями были
“Северо-Западный голос”, “Свободное слово”, “Голос провинции”, “Окраина” и
др.
Октябрьско-черносотенная печать Беларуси была представлена
“Белорусским вестником”, “Минским словом”, “Крестьянином”, “Северо-Западной
жизнью” и др. изданиями. Характерным отличием права и прессы являлись
антипольские и антиеврейские выступления, непризнание белорусской нации.
В годы революции местные социал-демократические организации издавали
нелегальные газеты “Листок полесского комитета РСДРП”, “Листок Северо-
Западного союза РСДРП”, “Минский летучий листок”, “Солдатская жизнь” и др.
Для пропаганды своих идей Минская большевистская группа использовала газету
“Северо-Западный край”.
1 сентября в Вильно вышел первый номер еженедельной газеты на
белорусском языке “Наша доля”, которая издавалась группой деятелей
Белорусского социалистического общества. Пять из шести номеров этой газеты
были конфискованы, на шестом номере ее издание остановлено. Решением
судовой палаты в январе 1907 г. издание “Нашей доли” окончательно
запрещено.
3 сентября 1906 г. в Вильно начала выходить газета “Наша нива”.



1. “История Беларуси” Я.К.Новика и Г.С.Марцуля, ч.1,Мн1998,стр.401.



Развитие белорусской литературы.

В другой половине 19 века начался новый этап в развитии белорусской
литературы, обусловленный новыми явлениями в социально-экономической и
политической жизни. Заканчивался период исключительно полуанонимного
нелегального развития литературы. Писатели постепенно преодолевали узкое
фольклорное описание, становились на путь создания развитой литературы. Шел
процесс ее жанрового обогащения, усовершенствование стихописания.
Значительный след в развитии белорусской литературы оставило восстание
1863-1964 гг. Широко распространялись ананимные “разговоры”, сложенные
деятелями польского национально-вызволительного движения, адресованные
белорусским крестьянам, и посвященные критике социальных порядков в царской
России. Ярким примером художественной революционной публицистики является
газета К.Калиновского “Мужыцкая правда” и “Письмо из-под виселицы”.
Используя фольклорную символику и традиционную форму народных “разговоров”,
автор “Мужыцкой правды” призывал крестьян к борьбе за лучшую долю.В “Письме
из-под виселицы” К.Калиновский прощается со своим народом перед наказанием
смертью и высказывает веру в то, что народ еще поднимется на борьбу.
Белорусская литература демократического направления в это время
обогатилась рядом новых ананимных произведений-стихов, “разговоров”,
которые ярко отображают революционно-демократическое настроение нироких
масс белорусского крестьянства. Примером является “Дядя Антон, или Разговор
обо всем, что болит, а почему болит – не знаем”. Она написана живым родным
языком, в реалистической манере.
Традиции начала 60-х гг. продолжили Ф.Богушевич, А.Гуринович,
Я.Лучина, которые пришли в литературу в конце 80-х – начале 90-х гг.
Пиком развития белорусской литературы другой половины 19 века стало
творчество Ф.Богушевича. В 1891 г. в Кракове выдан его первый сборник
“Дудка белорусская” под псевдонимом Мацей Бурачок. В 1896 г. за границей
под псевдонимом Сымон Ровка и-под Борисова появился сборник “Смык
белорусский”, К этим сборникам Ф.Богушевич писал предисловия, где старался
пробудить национальную сознательностьбелорусского народа. Он первый из
белорусских писателей обвестил существование белорусского этноса и выделили
самостоятельность белорусского языка. Центральная тема творчества
Ф.Богушевича – жизнь зависимых крестьян, их поиски справедливости и выхода
из социального беспредела. Начинальник критического реализма в белорусской
литературе, Ф.Богушевич через демократическую поэзию и публицистику
положительно влиял на своих современников – Я.Лучину и А.Гуриновича.
В творчестве Я.Лучины нашди отражение любовь к белорусскому
крестьянству, стремление видеть его образованным и счастливым. Лирическое
стихотворение является основным жанром его творчества на белорусском языке.
Стихи Я.Лучины были посмертно собраны в сборнике “Вязанка”, вышедшем в 1903
г.
Литературных произведений А.Гуриновича сохранилось очень мало. За
революционную деятельность поэт был арестован царскими властями. В своих
лирических и ситирических стихах он основное внимание уделял показу жизни
белорусского крестьянства, призывал его к борьбе. Произведения А.Гуриновича
были выпущены только посмертно.
На лучшие достижения литературы второй половины 19 века, на традиции,
заложенные К.Калиновским, Ф.Богушевичем, Я.Лучиной, А.Гуриновичем,
опиралась новая белорусская литература начала 20 века. Развивалась она
также и под влиянием русской, польской и украинской литературы. Именно в
начале 20 века белорусская литература приобрела черты развитой литературы с
разнообразными жанрами и стильными направлениями.
Новые темы, мотивы и образы принесла в белорусскую литературу Тетка.
Ее книги революционных стихов “Скрипка белорусская” и “Крест на свободу”
стали первыми оригинельными сборниками белорусской поэзии 20 века. Тетка
оказалась одной из начинателей повествовательного жанра. Она писала
хрестоматию “Первая хрестоматия для детей-белорусов”, выступала как
публицист, исследователь истории белорусского народного театра.
Как народный поэт, один из основателей белорусской литературы и
белорусского литературного языка, национальной школы перевода вошел в
историю Я.Купала. Первое его стихотворение “Мужик” было опубликовано в мае
1905г., а первый сборник стихов Я.Купалы дореволюционной поры – “Путем
жизни” – был выпущен в 1913г.
Героико-романтические поэмы Я.Купалы “Курган”, “Бондаровна” выделили
его как создателя классического национального эпоса. Пьесы Я.Купалы
“Павлинка”, “Раскиданное гнездо” представляют собой самое высокое
достижение славянских литератур. Он сделал перевод произведений
Н.Некрасова, И.Крылова, А.Мицкевича, Т.Шевченки. Значение творчества
Я.Купалы заключается в том, что он поднял белорусскую литературу на
сравнительно высокий уровень и своим творчеством и общественной
деятельностью влиял на формирование и развитие белорусского литературного
языка.
Вместе с Я.Купалой основателем новой белорусской литературы и
литературного языка стал Я.Колас. Первое стихотворение “Песни-жалобы” было
опубликовано в 1910 г. В своей общественной лирике Я.Колас часто
возвращается к крестьянину, старается пробудить его сознание. В 1912 г.
вышел первый сборник его прозаических произведений “Рассказы”, а в 1914г. –
“Родные явления”, куда вошли хрестоматические сегодня рассказы “Неманов
дар” и “Молодой дубок”, Я.Колас начал создание своих классических поэм
“Новая земля” и “Сымон-музыка”. Дооктябрьское творчество поэта – настоящая
художественная летопись жизни белорусского народа.
Единственный поэтический сборник “Венок” принадлежим М.Богдановичу,
однако он дал поэту занять значимое место в белорусской литературе.
М.Богданович обогатил белорусскую лирику новыми темами, образами и формами.
Для его лирики было характерно углубление во внутренний мир героя,
философские раздумья. Кроме стихов, М.Богданович писал прозаические
произведения, литературоведческие и публицистические статьи.
В белорусской литературе 20 века раскрылись творческие способности
М.Горецкого, З.Бедули, Т.Гартного, К.Каганца и др. Новая белорусская
литература начала находить признание в соседних, прежде всего, славянских
народах, стала постепенно включаться во всемирный историко-литературный
процесс.


Становление национального профессионального театра. Музыкальная жизнь.

В формировании белорусского профессионального театра большую роль
сыграла театральная культура русского, украинского и польского народов. В
белорусских городах действовали местные русские драматические труппы, а
также гастролировали актеры столичных театров. Белорусские зрители имели
возможность познакомиться с прекрасной игрой известных русских артистов
М.Савиной, П.Арленева, М.Ходотова, В.Комиссаржевской. Разнообразный
репертуар русских драматических коллективов складывали не только пьесы
развлекательного характера, но и лучшие произведения всемирной и
отечественной драматургической классики. Неизменным успехом пользовались
произведения Н.Гоголя, А.Грибоедова, А.Островского, А.Чехова и др. русских
драматургов. Успешно гастролировали по Беларуси украинские театры
Н.Старицкого, Н.Крапивницкого. Приезжали также польские театральные
коллективы.
Под воздействием выступлений профессиональных театров в белорусских
городах и местечках образовывались любительские театральные коллективы. В
Минске на сцене Дворянского собрания профессионалы и любители ставили
произведения русской, украинской и зарубежной драматургии. 5 июня 1890 г. в
городе был открыт постоянный театр (теперь помещение театра имени Янки
Купалы). В этом же году в Минске было образовано Общество любителей
искусства. В среде белорусской интеллигенции постепенно формировалась идея
о необходимости образования белорусского национального театра
профессионального типа.
Подъем белорусского националь

Новинки рефератов ::

Реферат: Культурологическая и сексуальная теория Фрейда (Психология)


Реферат: АПК Республики Беларусь (Право)


Реферат: Формы права (Теория государства и права)


Реферат: Парадоксы правосубъектности предприятий (Гражданское право и процесс)


Реферат: техника (Сельское хозяйство)


Реферат: Аудит (Контрольная) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Быстрые алгоритмы сортировки (Программирование)


Реферат: Банковская конкуренция (Банковское дело)


Реферат: Статистика компьютерного рынка 2001-2002 (Статистика)


Реферат: Инвестиционная политика фирмы (Менеджмент)


Реферат: Наказание (Уголовное право и процесс)


Реферат: Налоговое регулирование предпринимательства на Украине (Государство и право)


Реферат: Витте, денежная реформа (Право)


Реферат: Изучение EXCEL (Компьютеры)


Реферат: Система ценностей современного студента (Социология)


Реферат: Свадебный этикет и ритуал адыгов (Искусство и культура)


Реферат: Винсент Ван Гог (Искусство и культура)


Реферат: Теория элит (Социология)


Реферат: Основные средства: бухучет и налогообложение (по состоянию на февраль 2002г.) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Сирия (География)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист