GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Темперамент и характер (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Темперамент и характер (Психология)



Северо-Западная Академия Государственной Службы
Факультет переподготовки и повышения квалификации
государственных служащих.



РЕФЕРАТ


|по дисциплине : Психология и педагогика. |
|тема: Темперамент и характер|
| |
|слушателя 1 курса 3-х годичного отделения |
|специальности " Государственное и муниципальное |
|управление." |
|Лазаревой Наталии Александровны. |



Санкт-Петербург
1998 г.


ПЛАН-СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ


2. ТЕМПЕРАМЕНТ

2.1 Общее понятие о темпераменте.

2.2 Физиологическая основа темперамента.

2.3 Психологическая характеристика темпераментов.

2.4 Темперамент и личность.


3. ХАРАКТЕР

3.1 Общее понятие о характере.

3.2 Физиологические основы характера.

3.3 Типическое и индивидуальное в характере

3.4Черты характера

3.5 Формирование характера у детей и пути его воспитания


4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1 ВВЕДЕНИЕ



" Темперамент ", " характер ", " личность " -в этих понятиях исходно
содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения
человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех
остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем
в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая
классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы
смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека
отражает каждое из этих понятий? Слова "темперамент", "характер",
"личность" употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою
роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается
достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.



2 ТЕМПЕРАМЕНТ
2.1. Общее понятие о темпераменте
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие
динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой
понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических
процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние
особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или
замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность
личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не
является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее
возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами
характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты,
определяющие темперамент.
1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается
в различной степени стремления активно действовать, осваивать и
преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной
деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.
Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность,
пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и
стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются
представители различных темпераментов.
2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности
двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе,
резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней
подвижности ( или, наоборот, сдержанности ), говорливости ( или
молчаливости ).
3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (
восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям ), импульсивности,
эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и
прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и
поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым
признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах
темперамента.
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал
четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический
темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент,
меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло
дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только
исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные
И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента
являются сочетания основных свойств нервных процессов.

2.2. Физиологическая основа темперамента
Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения,
динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных
различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий
в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух
основных нервных процессов - возбуждения и торможения
Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:
1) сила процессов возбуждения и торможения,
2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,
3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток
переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное
возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость)
нервной клетки.
Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных
клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение.
При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в
состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной
системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия
быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой
чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую
реакцию.
Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность
нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и
торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а
у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс
торможения или возбуждения.
Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность
нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой
сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и
прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения
нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного
процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных
связей, выработки и изменения динамического стереотипа.
Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и
торможения были положены в основу определения типа высшей нервной
деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и
уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре
основных типа высшей нервной деятельности.
Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут
выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми
являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных
раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим
отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия
раздражителей.
Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он
характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов -
преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и
возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая
сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных
связей.
Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные
процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне
всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным,
это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе
могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе
жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в
этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и
есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении
человека.
Особенности психической деятельности человека, определяющие его
поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе
индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной
деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает
характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его
психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни
поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

2.3. Психологическая характеристика темпераментов
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами"
индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим
образом:
сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.
Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и
темпераментом.
Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом
|сила нервн. |уравновешенность|подвижность |темперамент|
|процессов |нерв. процессов |нерв. | |
| | |процессов | |
|сильный |уравновешенный |подвижный |сангвиник |
|сильный | |инертный |флегматик |
|сильный |неуравновешенный| |холерик |
|слабый | | |меланхолик |

Сангвинический темперамент.
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с
одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он
легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке,
активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая
и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент
характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро
меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у
сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя
как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны
и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и
сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука,
вялость.
У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и
недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не
отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же
быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение
сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее
настроение.
Флегматический темперамент.
Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В
деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как
правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика
протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо,
они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая
подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда
ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие
человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к
событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть
эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать
выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать
недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать,
чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность,
которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у
человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду,
к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Холерический темперамент.
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны,
возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно.
Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной
деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости,
вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика,
торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека
холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро
возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность,
свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с
увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом
порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая
трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии
может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий
спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко
падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность,
эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно
оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в
коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость
порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
Меланхолический темперамент.
У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом
реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает
у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение
ее В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь
заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и
эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают
медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью;
меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне
все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического
темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с
малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость
в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное
состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом
чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко
развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств,
повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
Психологи установили, что слабость нервной системы не является
отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется
с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система
- нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное
преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной
организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической
деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной
работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента
очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы
темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных
темпераментов.
"Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.
2.4. Темперамент и личность.
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств
личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека
качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические
исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент
несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент
может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может
изменить в определенную сторону свой темперамент. Известно, например, что
А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным. Но
вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О. Л. Книппер-
Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: "Ты пишешь, что
завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня
резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо
распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я
выделывал черт знает что". Интересно отметить, что некоторые люди, познав
особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают
определенные методы, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А. М.
Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого
он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С
людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А. М. Горький
старался быть бесстрастным и спокойным.



3. ХАРАКТЕР
3.1. Общее понятие о характере.
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В
психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных
психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и
выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.
Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности,
выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его
поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами
личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму
проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так,
настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в
сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно,
флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент
перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может
подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента,
контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и
способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами
характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом,
желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная
с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой
требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу.
Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не
падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять
инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что
формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность,
решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же
деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в
процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с
одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта
характера.
3.2. Физиологические основы характера.
Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной
деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в
результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы
временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы
можно сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых,
системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной
системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в
зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у
представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя
слабого типа. Но воспитываться она будет по-разному и проявляться будет по-
разному в зависимости от типа.

3.3. Типическое и индивидуальное в характере.
Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным
свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством.
Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды,
жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых,
общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях
определенного исторического строя, определенной социальной среды и
складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-
своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его
жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого
человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и
его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное
разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности
людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего,
поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие
общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет
собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-
историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и
общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение
людей, формируя черты характера.

3.4. Черты характера.
Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое,
как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных
проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях
личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе.
Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в
отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие
черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость,
бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность,
расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на
формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер
закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом
насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и
бесхарактерным человеком". Отношение к людям наглядно выступает в таких
чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т.
п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность,
недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три
характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе
приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". В целях
выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе
коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей
жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми,
насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к
самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка -
это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать
такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина.
Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение,
высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно
неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и
конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека:
недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в
отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться
с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании
действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в
труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных
качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты
характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который
вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля
является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться
поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как
целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты
характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и
антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого
поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении
другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и
храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему
делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами".
По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди
сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают
решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы.
Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них
отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное
проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые
хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе.
Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво
и решительно действовать.
Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов
подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать
сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться.
Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать
активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные
особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче
выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек
должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества,
как самообладание, активность, смелость.

3.5. Формирование характера у детей и пути его воспитания.
Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в
практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном
возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться
привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.
Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном
возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных
играх с правилами.
Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой
деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается
уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под
влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка
постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это
начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга,
дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному
поведению.
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера.
Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных
обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных
местах.
Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность,
систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность,
дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании
характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для
него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с
товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед
коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.
Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в
значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых,
к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и
общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться
мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед
коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не
существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым
нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже
как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.
Каковы же пути воспитания характера?
Необходимым условием воспитания характера является формирование
мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется
направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения
вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих
поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в
единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы
воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для
воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация
игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог
накопить опыт правильного поведения.
В процессе формирования характера надо закреплять не только
определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения,
но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия,
чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию,
чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если
условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него,
например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты
характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни
прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не
поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить
мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка,
никогда не может создать сильного характера.
Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и
общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей,
воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм,
настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных
мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с
соответствующими влияниями семьи.
На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы
литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным
образцом, с которым он сравнивает свое поведение.
На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то
родите ли или педагоги. То что делают воспитатели, часто гораздо больше
влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится
к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и
своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение
для воспитания характера детей.
Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя,
воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место
занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель -
формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более
старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание.
Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить
у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные
привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании
характера
Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных
мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и
состоянию, в котором он в данное время находится.
Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как
различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях,
которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок
учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже
есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к
отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные
черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться
преодоления отрицательных черт характера у детей.
Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его
индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и
глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно
длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить
индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию
и приведет к желаемым результатам.
Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения,
учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об
условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его
характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить
определенную программу формирования характера ребенка с учетом его
индивидуальных особенностей.



4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Левитов Н. Д. Психология характера, изд. 3. М., "Просвещение", 1969

2. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970.

3. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, "Народная
асвета", 1966.

4. Шепель В. М. Управленческая психология. Москва, "Экономика", 1984.

5. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М.,
"Наука", 1984.

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М,
"Просвещение", 1968.




Реферат на тему: Теоретическая психология (ответы на экзамене)

Ответы на экзамен:
Версия 6.06.02

РАЗДЕЛ теоретическая ПСИХОЛОГИЯ:

1. Методы психологического исследования, их взаимодополняющий характер.
2. Общая характеристика ощущений как психологического процесса.
3. Основные психологические направления (школы) в понимании и изучении
психики человека.
4. Общая характеристика психических процессов, их взаимосвязь и
целостность функционирования. Приведите пример.
5. Память. Её основные характеристики. Виды памяти.
6. Общая характеристика восприятия как психологического процесса.
7. Способы управления процессами запоминания.
8. Способы управления эмоциональными состояниями.
9. Способы активизации мыслительной деятельности.
10. Эмоции и чувства человека. Проблема эмоций в психологии. Формы
проявления эмоций человека.
11. Проблема сознания и самосознания человека.
12. Предмет психологии. Причины сложности в определении предмета
психологии. Связь психологической науки с другими.
13. Рефлексия как психологический механизм развития самосознания.
14. Мышление. Основные характеристики. Виды мышления.



©Автор: Григорьев П.В.

Вопрос № 1
Методы психологического исследования, их взаимодополняющий характер.

Основными методами получения фактов в психологии являются:
> Наблюдение
> Опрос
> Эксперимент.
Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не
изменяют сущность.
Метод Наблюдения – является одним из древнейших. Его примитивной формой –
житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной
практике. В научном исследовании этот метод приобретает особые
характеристики и ценится тем, что объект наблюдения предстает перед
исследователем целостно.
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
1. Определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
3. Выбор способа наблюдения (как наблюдать?);
4. Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Недостатками метода наблюдения является субъективность, полученной
информации. Вследствие чего, в психологии разработаны специальные приемы,
снижающие этот недостаток. Большинство из них сводится к тому, что
объективная оценка может быть достигнута не одним наблюдателем, а
несколькими (минимум 2,3)
Наблюдение входит составной частью в опросные методы и эксперимент.
Опросные методы - очень сложная группа методов, включающая в себя
математический, статистический и философский аспекты. Опросные методы, как
правило, реализуется в форме беседы. Она предусматривает прямое или
косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений, в
которых отражаются свойственные ему психологические явления.
Виды опросных методов (бесед):
. Интервью
. Вопросники
. Психологические анкеты
. Тесты
К беседе существует ряд требований: наибольший результат приносит беседа в
случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком.
Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме
конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы
предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая
двусторонняя беседа может дать больше информации по исследуемой проблеме,
чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.
Эксперимент – выступает доминирующим методом в психологии – это активное
вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания
условий, в которых выявляется психологический факт. Эксперимент проводится
многократно, с большим количеством участников, что позволяет устанавливать
общие математико-статистически закономерности развития психических явлений



Вопрос № 2
Общая характеристика ощущений, как психологического процесса

Ощущение - это элементарный психический процесс отражения отдельных свойств
окружающей действительности и внутренних состояний организма при
непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Отличие ощущения от восприятия:
1. В ощущениях отражаются отдельные свойства, а не явления и не
предметы, как в восприятии
2. Ощущение - это отражение не только свойств из внешней среды, но и
состояний из внутренней среды, а восприятие - отражает свойства
только внешне окружающего нас мира.
Таким образом внешние явления, воздействуя на наши органы чувств,
вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было
встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию.
Способность ощущать дана всем живым существам, обладающим нервной системой,
с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только
человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в
жизненном опыте.
Функции ощущения:
1. Познавательная - т.е. ощущения выступают в роли каналов, с помощью
которых мы связаны с окружающим миром
2. Энергетическая - состоит в том, что благодаря ощущениям
поддерживается необходимый уровень бодрствования.
3. Развивающая - тесно сопряжена с познавательной функцией и состоит в
том, что приток ощущений обязательно необходим для нормального
психического развития, особенно опасно если ощущения не поступают в
сензитивные периоды жизни (периоды, благоприятные для развития той
или иной психической функции - в 1 год, 3 года, 13-14 лет).
Диапазон ощущений человека сильно связан с образом жизни и состоянием
организма.

Классификация ощущений (по Шеррингтону):
Деление ощущений на виды в зависимости от того, где находится действующий
раздражитель:
1. Экстероцептивные - ощущения из вне, контактные и дистантные.
2. Интероцептивные - раздражители из внутренней среды, которые мы даже
порой не осознаем.
3. Проприоцептивные - ощущения от нашего опорно-двигательного аппарата.
Общие закономерности ощущений:
Ощущения не возникают моментально после начала действия раздражителя:
существует очень короткий период времени, когда раздражитель действует, а
ощущений нет.
Ощущение всегда имеет пространственную локализацию
Адаптация к ощущениям
Взаимодействие ощущений, возникает когда наличие одного ощущения влияет на
другое.
Особая форма взаимодействия ощущений - синестезия, т.е. под воздействием
ощущений одной модальности, появляются ощущения другой модальности.

Вопрос №3
Основные психологические направления (школы) в понимании и изучении психики
человека

Традиционно принято выделять 3 основные психологические школы:
Бихеовиаризм
Психоанализ
Гуманистическая психология
Особняком выделяют также отечественное психологическое направление в
понимании и изучении психики человека.
Бихеовиаризм - (наука о поведении). С точки зрения данного подхода
подлинным предметом психологии является поведение человека. Это
противопоставляется психологии сознания. Бихеовиаризм исключает сознание из
психологии, хотя и не отрицает его наличие. Основным тезисом здесь
является: «ничего кроме поведения наблюдать нельзя».

Модель стимул-реакция, представляет собой по сути то, что психологи может
исследовать и то, чем он может управлять. Отсюда бихеовиаристами делается
вывод, что задача психологии и заключается в выявлении закономерностей
стимул - реакции, т.е. на какие стимулы и каким образом отвечает человек.
(Данный подход является несколько упрощенным, поскольку даже один и тот же
стимул на различных людей действует не одинаково, кроме того бихеовиаризм
не учитывает бессознательные явления человеческой психики).
Психоанализ (Фрейд) - во главу угла ставит бессознательную сферу, которая
является мощным и сильным пластом психики. Сознание данной школой
рассматривается как вершина айсберга. Психоанализ отталкивается от того,
что бессознательное в большей степени определяет сознательное, т.е.
действие, поведение индивида и т.п. Ярким примером проведения
бессознательного в человеческой жизни - являются сновидения, оговорки,
забывания, свободные ассоциации и т.п.
Гуманистическая психология - активно развивается с 60-х гг. XX века. В
основе своей противостоит и бихеовиаризму и психоанализу, как не гуманным
подходам к изучению психики человека. Видными представителями данного
направления были (Роджерс, Маслоу, Батракова и др.). Они видят в качестве
предмета психологии уникальную личность, постоянно созидающую себя и
осознающую свое назначение. «Человек - потенциально склонен к непрерывному
развитию. Он способен управлять им». Приоритет в гуманистической психологии
отдается собственным движениям учащегося в знании, радости открытия нового
знания. Этот подход относится к человеку как к целостности,
индивидуальности и неповторимости.
Отечественная школа - представила свое видение предмета психологии.
Исходной позицией ее является общественно-историческая и социальная
сущность человека. Человек присваивает общественный опыт и превращается в
личность («Личностью не рождаются, а личностью становятся»). Признается
деятельный способ ее существования, т.к. личность формируется и проявляется
в деятельности. Исходя из деятельной концепции отечественная школа и
объясняет становление психики человека, включение его в систему
общественных связей и отношений. Психологическое развитие приравнивается
процессу развития деятельности и сознания личности. В возрастном плане этот
подход проявляется в игре- в общении - в труде.
Вопрос № 4
Общая характеристика психических процессов, их взаимосвязь и целостность
функционирования. (Привести пример).

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей
среды, а также образы внутренней среды самого организма – называются
познавательными психическими процессами. Именно они обеспечивают получение
человеком знаний об окружающем мире и о самом себе.
Все психические процессы условно принято делить на 3 большие группы:
1. Познавательные, направленные на отражение окружающей действительности
( К ним относятся: ощущения, восприятие, мышление, память,
воображение).
2. Регулятивные, направленные на регуляцию и организацию поведения ( К
ним относятся: речь, воля, внимание.
3. Эмоциональные (эмоции, чувства).
Каждый из этих процессов, независимо от классификации, имеет свои
собственные характеристики и вносит свой особый вклад в формирование
внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира.
Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют настолько слаженно и
настолько незаметно для нас, что мы воспринимаем мир не как нагромождение
форм, цветов, запахов и т.п., а именно как мир, находящийся вне нас,
целостно наполненный светом, звуками, запахами, предметами, представляющий
своеобразное органическое единство.
Психические процессы – выступают как важнейшие компоненты любой
деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться,
играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать
внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять
то, что ему нужно сделать, увидеть, запомнить, обдумать. Следовательно, без
участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они
выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в
деятельности, а они в ней развиваются. В результате практического
манипулирования с объемными, близлежащими и удаленными предметами, человек
обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза,
сопровождаемые скоординированными сокращениями определенных групп мышц,
способствуют становлению восприятия движения и его направления.
Воображение также как и восприятие связано с деятельностью. Во-первых,
человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не
выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом
какой-либо деятельности. Фактура воображения есть ,хотя и не буквальное,
отражение опыта практической деятельности.
Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным
процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание
осуществляется в деятельности. Это – структурирование, осмысление,
ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных
предметов и движений в процесс запоминания и т.д. Припоминание также
предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы
вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал.
Мышление - это высшая ступень познания человеком действительности.
Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления.
Через органы чувств в мозг поступает информация. Содержание информации
перерабатывается им. Этот переход от ощущения к мысли - сложный процесс,
осуществление его было бы невозможно без целостного взаимодействия всех
психических процессов.
Вопрос №5
Память. Ее основные характеристики. Виды памяти.

Существует несколько определений памяти:
1. Память - это психическое свойство человека, способность, к
накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и
информации.
2. Память - это способность вспоминать отдельные переживания из
прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории
нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.
Итак, память – это очень сложный механизм, который хранит, и
восстанавливает разные элементы нашего опыта. Наиболее важные черты,
неотъемлемые характеристики памяти, от которых зависит ее продуктивность
это:



Память нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности.
Важно понимать, что у разных людей память развита неодинаково.
Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о процессах, через
которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а
впоследствие ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание,
сохранение, воспроизведение и забывание.
12. Запоминание - главный процесс памяти. От него зависит полнота,
точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д.
13. Сохранение - процесс при котором следы памяти не исчезают, а
фиксируются, даже после того как исчезают возбудители, которые их
вызвали. Благодаря этому "банк информации" постоянно возрастает.
14. Воспроизведение - этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе
познавательных процессов. Благодаря этой фазе информация извлекается из
"огромной" библиотеки" памяти.
15. Забывание - процесс противоположный сохранению. Когда мы видим
значительное различие между оригинальным материалом и тем что удается
воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Забывание может быть
как полезным так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и
деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает
громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает
перенагрузки памяти. Негативным забывание становится когда память стирает
целые блоки информации, которые необходимы для нормальной плодотворной
жизни.

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
1. Классификация по участию воли в процессе запоминания;
2. Класификация по психической активности, которая преобладает в
деятельности.
3. По продолжительности сохранения информации;
По характеру участи воли память делят на непроизвольную и произвольную.
1) Непроизвольная память - запоминание происходит без всяких усилий,
«автоматический».
2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует
конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
По характеру психической деятельности с помощью которой человек запоминает
информацию, память делять на двигательную, эмоциональную, словестно-
логическую и образную.
1) Двигательная память – запоминание и сохранение, а при необходимости
воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно
участвует в развитии двигательных умений и навыков. Все ручные
движения человека связаны с этим видом памяти.

Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима
для нормального развития ребенка.
2) Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид
памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то
что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им
без особого труда и на длительный срок.
3) Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда
большую роль в процессе запоминания играет слово и логика. В данном
случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить
терминологию, установить все смысловые связи, и только после этого
запомнить материал.
4) Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением
чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между
ними.
1. Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением
зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно
имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть»
информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств.

2. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное
воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.
3. Осязательная, обонятельная и вкусовая память
По продолжительности сохранения информации:
1). Мгновенная память - удерживает материал, который был только что
получен органами чувств, без како-либо переработки информации. Часто
в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий,
даже против своей воли. Это память- образ.
2). Кратко временная память - хранение информации в течении короткого
промежутка времени. Этот вид запоминания может происходить после
однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает
без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее
воспроизведение. В
3). Оперативная память - рассчитана на сохранение информации в течении
определенного, зараннее заданного срока. После решения поставленной
задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти.
4). Долговременная память - способна хранить информацию в течении
неограниченного срока.



Вопрос № 6

Общая характеристика восприятия как психологического процесса.



Восприятие – это целостное отражение в сознании человека
непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в
целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Предметность, целостность, и обобщенность – это основные свойства
образа, складывающиеся в процессе восприятия. Эти свойства восприятия не
присущи человеку с рождения; они постепенно складываются в ходе развития
жизненного опыта, частично являясь естественным следствием работы
анализаторов, синтетической деятельности мозга. Восприятие, т.о. выступает
как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с
речью) синтез разнообразных ощущений, которые получаются от целостных
предметов и явлений. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме
ощущений, хотя и включает их в свой состав.
Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное
обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам.
Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого
восприятия.
Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации,
поступающей из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в
дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции.
Исследования показывают, что восприятие является очень сложным
процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде
всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего мира
ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств
и доведения до коры мозга возбуждения от воспринимающих органов. В процесс
восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и
движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или
проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Результатом
этой воспринимающей деятельности является целостное представление о
предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.
Этапы восприятия:
1 этап - целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса
воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.) основных ведущих с
одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Скорее всего, на
данном этапе восприятия в формировании образа может принимать участие
мышление.
2 этап восприятия требует объединения группы основных существенных
признаков и сопоставления их с прежними знаниями о предмете, т.е. в
процессе восприятия участвует память.
3 этап - воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое.
Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом
определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно (т.е.
насколько активно идет отражение этого объекта).
Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или
иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его,
волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия,
настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в
восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность
(в данном случае желание).
С практической точки зрения главная функция восприятия заключается в
обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесение их к той или иной
категории.
Можно выделить несколько подходов к классификации восприятия.
1. В соответствии с тем, какой анализатор играет преобладающую роль
восприятие делят на: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и
вкусовое восприятие.
2. По форме существования материи выделяют восприятие пространства,
восприятие времени и восприятие движения.

Вопрос № 7
Способы управления процессами запоминания.

Память - представляет собой систему процессов и состояний, где информация
организуется, обобщается и сохраняется определенное время. Важно
подчеркнуть, что хранение неразрывно связано с преобразованием информации -
ее упорядочиванием и классификацией по различным основаниям. Поэтому
обращаясь к своей памяти, нельзя рассчитывать найти в ней нечто в том же
состоянии, в каком оно было в момент запоминания.
Запоминание - процесс активный: новые сведения, взаимодействуя со всем
остальным багажом памяти, приводят к изменению установок и мотивов и тем
самым перестраивают все последующее поведение человека.
Умение организовать материал, знание разнообразных способов и приемов
запоминания делают человека сознательным властелином безграничных резервов
своей памяти.
Приемы запоминания можно разделить на две группы:
1) основанные на выявлении внутренних связей, существующих в самом
запоминаемом материале,
2) основанные на привнесении из вне искусственных связей в
запоминаемый материал.
Последние приемы носят название мнемонических, и применяются в тех случаях,
когда нет содержательных знаний о внутренней структуре материала.
Мнемонические способы управления памятью делятся на 3 вида:
Локальная привязка
Словесные посредники
Разбивание на группы
Ассоциации
1. Локальная привязка (метод мест). Состоит в построении для запоминания
ряда объектов другого ряда - опорного, состоящего из хорошо знакомых
объектов. На практике таким опорным рядом может служить последовательность
комнат , домов на своей улице и т.д. Человек сначала заучивает опорный ряд,
затем использует его элементы, чтобы сопоставить с ними элементы
запоминаемого ряда.
2. Метод словесных посредников (близок к методу мест) - он основан на
соотнесении двух рядов объектов , предназначенного для запоминания опорного
ряда слов, организованных в осмысленную фразу. Посредником может служить
например ритмический ряд (стихотворение - ритм и рифма придают ему
словесную организацию). Удобным приемом является запоминание опорных слов,
дат с которыми увязывается вновь заучиваемое.
3. Облегчает запоминание метод группировки. Он основан на разбиении ряда
объектов на части и объединении частей в ритмичную структуру (пример с
телефонными номерами).
4. Метод ассоциации предполагает создание связей между каждым элементом
запоминаемого ряда и зрительным образом. Чем необычнее ассоциация, тем
прочнее запоминание.

Обратимся теперь к приемам запоминания, которые опираются либо на выявление
или усиление внутренних связей в запоминаемом материале, либо на связи
этого материала с интересами человека.
1. Метод, основанный на создании нужной установки. Установка на запоминание
создается с помощью самоинструкции. Она влияет не только на сам факт
запоминания, но и на длительность сохранения. Нужно четко дифференцировать
материал, указывая, что следует запомнить на время, а что и на всегда.
2. Запоминание объекта в деятельном аспекте. Материал легче запомнить если
четко сформулирована цель деятельности. (Пересказ текста своими словами
приводит к лучшему его з

Новинки рефератов ::

Реферат: Сельское хозяйство (Сельское хозяйство)


Реферат: Третьяковская Галерея (Искусство и культура)


Реферат: Введение в физику твердого тела. Начало квантовой механики (Физика)


Реферат: Васнецов Виктор Михайлович (Искусство и культура)


Реферат: Приватизация в РФ (Финансы)


Реферат: Ефективність управлінської діяльності і шляхи її формування (Менеджмент)


Реферат: Культурное строительство в годы семилетки (История)


Реферат: Принцип работы лазера и его применение (Естествознание)


Реферат: Государство: общая характеристика (Теория государства и права)


Реферат: Контрольное задание по социологии (Социология)


Реферат: Основные права человека (Право)


Реферат: Принцип работы CD-ROM (Программирование)


Реферат: Медь (Химия)


Реферат: Юридические лица в Республике Беларусь (Гражданское право и процесс)


Реферат: Империя Карла Великого (История)


Реферат: Казахстан в средневековье (История)


Реферат: Петр Толстой (История)


Реферат: Шифрование по методу UUE (Компьютеры)


Реферат: Пар и Броня (История)


Реферат: Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России (Военная кафедра)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист