|
Реферат: Изучение готовности к риску (Психология)
Московский Гуманитарно-Экономический Институт Калужский Филиал
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине “УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ” на тему:
«ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К РИСКУ»
Составил студент гр. МЗПС-02 факультета менеджмента и психологии Захаров Д.
Приняла: Харламова С. В.
2003 Оглавление.
ВВЕДЕНИЕ. 3
Теоретическая часть Глава I. РИСК И ЕГО ВИДЫ. 5 Глава II. УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ. 10 Практическая часть Глава III. ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К РИСКУ. 12 3.1. Тест «Готовность к риску» (тест Шуберта). 12 3.2. Методика диагностики личности на мотивацию к избежанию неудач (тест Элерса). 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 19 ПРИЛОЖЕНИЯ. 20 Введение.
Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск - это историческая и экономическая категория. Как историческая категория, риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Она свидетельствует о том, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития. Развитие общества согласно культурно-исторической периодизации, разработанной Л. Морганом и Ф. Энгельсом. Прошло три эпохи: дикость, варварство, цивилизация, каждая из которых, в свою очередь, состоит из трех ступеней: низшая, средняя, высшая. Риск как историческая категория возник на низшей ступени цивилизации с появлением у человека чувства страха перед смертью. По мере развития цивилизации появляются товарно-денежные отношения, и риск становится экономической категорией. Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль). Мы привыкли сталкиваться с риском в жизни ежедневно. И мы его не замечаем, так как автоматически, на уровне подсознания оцениваем его целесообразность. Иногда нет никакой возможности его избежать, но мы прекрасно знаем, как их минимизировать, хоть и никогда не пользовались такими терминами, решая, например, где и как переходить дорогу – всегда есть риск, но достаточно знать несложные правила и вот вы уже не обращаете внимания на такую мелочь, как переход дороги. Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно- денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска. Риск составляет объективно неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность — неизбежная характеристика условий хозяйствования. В экономической литературе часто не делается различий между понятиями «риск» и «неопределенность». Тем не менее, их следует разграничивать. В действительности первое характеризует такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий весьма вероятно и может быть оценено количественно, а второе — когда вероятность наступления таких событий оценить заранее невозможно. Риском можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.
Теоретическая часть
Глава I Риск и его виды.
Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска. Под классификацией риска следует понимать распределение риска на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Научно обоснованная классификация риска позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответствующих методов, приемов управления риском. Каждому риску соответствует своя система приемов управления риском. Квалификационная система рисков включает группу, категории, виды, подвиды и разновидности риск (рис. 1). В зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно поделить на две большие группы: чистые и спекулятивные. Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К этим рискам относятся следующие риски: природно- естественные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые). Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. К этим рискам относятся финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков. В зависимости от основной причины возникновения рисков (базисный или природный риск) они делятся на следующие категории: природно-естественные риски, экологические, политические, транспортные, коммерческие риски. К природно-естественным рискам относятся риски, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясение, наводнение, буря, пожар, эпидемия и т.п. Экологические риски - это риски, связанные с загрязнением окружающей среды. Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. Политические риски возникают при нарушении условий производственно-торгового процесса по причинам, непосредственно не зависящим от хозяйствующего субъекта. К политическим рискам относятся: невозможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных действий; введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств; неблагоприятное изменение налогового законодательства; запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа. В этом случае обязательство перед экспортерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения. Транспортные риски - это риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским, речным, железнодорожным, самолетами и т.д. Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результатов от данной коммерческой сделки. По структурному признаку коммерческие риски делятся на имущественные, производственные, торговые, финансовые. Имущественные риски - это риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем и т.п. Производственные риски - риски, связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов и, прежде всего с гибелью или повреждением основных и оборотных фондов (оборудование, сырье, транспорт и т.п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии. Торговые риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, не поставки товара и т.п. Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (то есть денежных средств). Финансовые риски подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью денег, и риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски). К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности рисков: инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности. Инфляция означает обесценивание денег и, естественно, рост цен. Дефляция - это процесс, обратный инфляции, выражается в снижении цен и соответственно в увеличении покупательной способности денег. Инфляционный риск - это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реальные потери. Дефляционный риск - это риск того, что при росте дефляции происходят падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов. Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций. Риски ликвидности - это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости. Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь. Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхование, хеджирование, инвестирование и т.п.). Риск снижение доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам. Портфельные инвестиции связаны с формированием инвестиционного портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов. Термин "портфельный" происходит от итальянского "portfolio", означает совокупность ценных бумаг, которые имеются у инвестора. Риск снижения доходности включает следующие разновидности: процентные риски и кредитные риски. К процентным рискам относится опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами, селинговыми компаниями в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам. Рост рыночной ставки процента ведет к понижению курсовой стоимости ценных бумаг, особенно облигаций с фиксированным процентом. При повышении процента может начаться также массовый сброс ценных бумаг, эмитированных под более низкие фиксированные проценты и по условиям выпуска, досрочно принимаемых обратно эмитентом. Процентный риск несет инвестор, вложивший средства в среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем повышении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иными словами, инвестор мог бы получить прирост доходов за счет повышения процента, но не может высвободить свои средства, вложенные на указанных выше условиях. Процентный риск несет эмитент, выпускающий в обращение среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем понижении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иначе говоря, эмитент мог бы привлекать средства с рынка под более низкий процент. Риск банкротства представляет собой опасность в результате неправильного выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитаться по взятым на себя обязательствам.
Наглядно классификацию рисков можно представить в схеме (см. приложение №1). Глава II Управление риском
Процесс минимизации потерь, который может понести физическое или юридическое лицо из-за неконтролируемых событий называется управлением риском. Те сферы риска, в которых существует потенциальная вероятность понести убытки, называются зонами возможных потерь. Они делятся на четыре категории: 1) потеря собственности (из-за уничтожения или хищения как вещественных, так и невещественных активов); 2) потеря дохода (из-за уменьшения поступлений или увеличения расходов вследствие несчастного случая); 3) юридическая ответственность перед другими лицами включая служащих какой- либо компании; 4) потеря ведущих работников компании (из-за несчастных случаев или смерти). Одно событие может повлечь за собой несколько видов потерь. Программа управления риском призвана обеспечить максимальную защиту от риска при минимальных издержках. Она включает в себя: 1) оценку риска; 2) выбор таких мер управления риском, которые сочетали бы страхование и методы предотвращения убытков; 3) претворение этих мер в жизнь и контроль их выполнения.
Совокупность методов борьбы с различного рода рисками принято подразделять на три группы: превентивные, репрессивные и компенсационные. Под превентивными методами понимается проведение мероприятий, направленных на предупреждение непредвиденных разрушительных событий с целью снижения вероятности и величины ущерба (например, противопожарные мероприятия, предупреждение инфекционных заболеваний и т.д.). Превентивные мероприятия основываются на контроле над риском как методе минимизации убытков. В процессе контроля над риском используются следующие приемы: 1.Уклонение от риска - осуществление попытки полностью устранить возможность данного вида убытков. За редким исключением, уклонение от риска чрезвычайно затруднено. 2.Предотвращение убытков - можно попытаться уменьшить (но не полностью) конкретные убытки. 3.Минимизация потерь - за счет соблюдения всех правил, которые установлены законодательно правительством. Так можно избежать каких-либо штрафных санкций в случае какого-то инцидента. 4.Передача контроля за риском - способ избежания риска за счет передачи другому лицу или группе лиц: а)реальной собственности или деятельности; б)ответственности за риск. Репрессивные методы управления риском, в основном, направлены на подавление уже происходящего стихийного бедствия (например, борьба с пожаром, наводнением) или какими-либо другими ущербами. Поскольку не допустить ущерб всегда выгоднее, чем возмещать его, общество заинтересовано, прежде всего, в предупредительной деятельности. Практическая часть
Глава III Изучение готовности к риску
3.1. Тест «Готовность к риску» (тест Шуберта).
Данный тест позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход, или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.
Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме: 2 балла - полностью согласен, уверенное «ДА»; 1 балл - больше «ДА», чем «НЕТ»; 0 баллов - ни «ДА», ни «НЕТ», нечто среднее; -1 балл - больше «НЕТ», чем «ДА» -2 балла - уверенное «НЕТ».
1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку? 2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции? 3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика? 4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч? 5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать? 6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку? 7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги? 8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно? 9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу? 10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой? 11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь? 12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде? 13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом? 14. Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Таллинна до Москвы? 15. Могли бы Вы совершить авто турне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии? 16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды? 17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию? 18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/ч? 19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться в лифте, рассчитанном только на шесть человек? 20. Могла бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток? 21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили? 22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять проценты? 23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен? 24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом? 25. Могли бы Вы, имея билет, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?
Подсчитайте сумму набранных Вами баллов в соответствии с инструкцией. Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску.
Результат теста
Меньше -30 баллов: слишком осторожны; от -10 до +10 баллов: средние значения; свыше +20 баллов: склонны к риску. Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избежанию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.
Исследования на основе данного теста дают следующие результаты: o с возрастом готовность к риску падает; o у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных; o у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин; o у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов; o с ростом отверженности личности, в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску; o в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий. 3.2. Методика диагностики личности на мотивацию к избежанию неудач (тест Элерса)
|Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В | |каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас | |характеризует, и пометьте его. | |1 | |2 | |3 | | | |1. Смелый | |бдительный | |предприимчивый | | | |2. Кроткий | |робкий | |упрямый | | | |3. Осторожный | |решительный | |пессимистичный | | | |4. Непостоянный | |бесцеремонный | |внимательный | | | |5. Неумный | |трусливый | |не думающий | | | |6. Ловкий | |бойкий | |предусмотрительный | | | |7. Хладнокровный | |колеблющийся | |удалой | | | |8. Стремительный | |легкомысленный | |боязливый | | | |9. Не задумывающийся | |жеманный | |непредусмотрительный | | | |10. Оптимистичный | |добросовестный | |чуткий | | | |11. Меланхоличный | |сомневающийся | |неустойчивый | | | |12. Трусливый | |небрежный | |взволнованный | | | |13. Опрометчивый | |тихий | |боязливый | | | |14. Внимательный | |неблагоразумный | |смелый | | | |15. Рассудительный | |быстрый | |мужественный | | | |16. Предприимчивый | |осторожный | |предусмотрительный | | | |17. Взволнованный | |рассеянный | |робкий | | | |18. Малодушный | |неосторожный | |бесцеремонный | | | |19. Пугливый | |нерешительный | |нервный | | | |20. Исполнительный | |преданный | |авантюрный | | | |21.Предусмотрительный | |бойкий | |отчаянный | | | |22. Укрощенный | |безразличный | |небрежный | | | |23. Осторожный | |беззаботный | |терпеливый | | | |24. Разумный | |заботливый | |храбрый | | | |25. Предвидящий | |неустрашимый | |добросовестный | | | |26. Поспешный | |пугливый | |беззаботный | | | |27. Рассеянный | |опрометчивый | |пессимистичный | | | |28. Осмотрительный | |рассудительный | |предприимчивый | | | |29. Тихий | |неорганизованный | |боязливый | | | |30. Оптимистичный | |бдительный | |беззаботный | | |
Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1 /2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – “бдительный”). Другие выборы баллов не получают. Ключ подсчета: 1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2. Результат Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избежанию неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избежанию неудач, защите. Анализ результата Результат анализируется вместе с тестами “Мотивация к успеху” и “Готовность к риску”. Исследования Д. Мак-Клемавда на основе данного теста показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Исследования также показали, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов: • степени предполагаемого риска; • преобладающей мотивации; • опыта неудач на работе. Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое - когда без риска удается получить желаемый результат; второе - когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избежанию неудач. Заключение
Подводя итог, можно сделать вывод: риском можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска, минимизации потерь, связанных с ним. В условиях хозяйствования ущерб от рисков любого характера так или иначе влияет на социально-экономический потенциал страны. В связи с этим «набор» рисков учитывается различными субъектами в своей жизнедеятельности. Особенно важен процесс определения и минимизации риска в управленческой деятельности, которая является основой для достижения качественных сдвигов, в частности в экономике России. Библиографический список
1. И. Т. Балабанов «Риск-менеджмент». М., 1996 2. Котлер Ф. «Основы маркетинга» 3. Мескон М.Х., Альберт М. «Основы менеджмента». 4. Глущенко В.В. «Управление рисками» 1999 г. 5. Грабовый С. «Риски в современном бизнесе». - ЮНИТИ, 1995. 6. Демин В.Ф., Шевелев Я.В. «Развитие основ анализа риска и управления безопасностью». М., 1989. Приложения Приложение №1.
Схема «Виды рисков»
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Студент_____________________________________________________________ Факультет___________________________________Курс_____Группа________ Тема курсовой работы:________________________________________________ ____________________________________________________________________ Дата представления работы “____” _____________2003г. Кто зарегистрировал__________________________________________________ Руководитель-консультант_____________________________________________
ОТЗЫВ Полнота изложения материала, аргументированность, самостоятельность_____ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________ Соблюдение правил оформления________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ Дополнительные вопросы и рекомендации по письменной работе____________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ Решение о допуске к защите____________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________
Подпись преподавателя_______________ Дата проверки___________________________ ----------------------- [pic]
Реферат на тему: Изучение зрительных иллюзий
Пс 3
СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
По предмету: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
На тему: ИЗУЧЕНИЕ ИЛЛЮЗИЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Выполнил: Санакина Ольга Владимировна
Проверил:
Омск 2000/2001
ПЛАН
1.Тема данной работы. 2 2.Теоретическое обоснование данной работы: 2 Общая характеристика восприятия. 2 Физиологические основы восприятия. 3 Основные свойства и виды восприятия. 3 3. Практическая работа. 5 4.Обработка результатов. 7 5. Анализ результатов. 8 6.Выводы. 8 7.Стимульный материал. 9 8.Используемая литература. 10
1.Тема данной работы.
Изучение иллюзий зрительного восприятия. Цель: Исследование иллюзий зрительного восприятия. Участники: Данная работа была проведена с 10-тью испытуемыми, среди которых: . 8 женщин и 2-е мужчин; . 6 испытуемых с высшим образованием и 4 испытуемых со средним образованием; . 3-е испытуемых в возрасте 34 лет; 1 испытуемый в возрасте 33 лет; 1 испытуемый в возрасте 60-ти лет; 1 испытуемый в возрасте 38 лет; 1 испытуемый в возрасте 28 лет; 1 испытуемый в возрасте 24-х лет; 1 испытуемый в возрасте 17-ти лет ; 1 испытуемый в возрасте 15-ти лет.
2.Теоретическое обоснование данной работы:
Общая характеристика восприятия.
Восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем – единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (например, зрительные восприятия), так и в пределах нескольких модальностей (слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Помимо ощущений в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память, мышление, предыдущий опыт. Большое значение в восприятии имеет внимание и направленность (или желание). В процесс восприятия также включены двигательные компоненты органов чувств. Поэтому восприятие обозначают как перцептивную деятельность субъекта. В настоящее время принято выделять в процессе распознавания объектов несколько этапов, одни из которых предварительные, другие – завершающие. На предварительных этапах перцептивная система использует информацию с сетчатки глаза и описывает объект на языке элементарных составляющих. На завершающих этапах система сравнивает это описание с описаниями форм разного рода объектов, хранящихся в зрительной памяти, и выбирает наилучшее ему соответствие.( (2) стр.200 – 202).
Физиологические основы восприятия.
Структурным элементом процесса восприятия являются ощущения. Механизм возникновения ощущений заключается в следующем: под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация. Физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. ((2) стр. 202 – 207).
Основные свойства и виды восприятия.
Зрительные иллюзии – это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т.д., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др. ( (3) стр. 86 – 91 ; (2) стр. 212).
3. Практическая работа.
Опыт N1: На зрительное восприятие большое влияние оказывает избирательность. Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности. Опыт направлен на изучение установки восприятия. Ход работы: Испытуемому показывается и называется карточка N1 под названием “Портрет молодой девушки”. Требуется назвать изображение, подтвердив несколькими признаками. Опыт N2: Одним из свойств восприятия является предметность. Предметность восприятия – способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом различается предмет, фон и контур их восприятия. Фигурой (предметом) принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон. Соотношение предмета и фона – соотношение динамическое. Предмет и фон могут меняться местами. Ход работы: Испытуемому предлагается для изучения карточка N2а. Требуется назвать увиденный предмет, а также охарактеризовать фон. После этого, испытуемому предлагается карточка N2б, на которой предмет и фон поменялись местами. Требования те же. Опыт N3: Опыт направлен на изучение следующего свойства восприятия – целостности. Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются. Восприятие целого предмета обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие. Каждый предмет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем. Ход работы: Испытуемому предлагается карточка N3, на которой в вариантах А, Б, В – присутствуют опознавательные признаки изображенных предметов, а в вариантах Г, Д, Е, Ж, З, И – отсутствуют. Требуется назвать изображения. Опыт N4: Следующее свойство восприятия – апперцепция (или влияние прошлого опыта). Ход работы: Испытуемому показывается и называется либо карточка N4а, либо карточка N4б. Требуется назвать и охарактеризовать изображение. После этого, предоставляется карточка N1. Требования те же. Опыт N5: Особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов. Окружение, в котором находится воспринимаемый нами предмет, оказывает заметное влияние на его восприятие. Ход работы: Испытуемому дается для изучения карточка N5. Требуется сравнить средние кружочки в рисунках. Опыт N6: Важным свойством восприятия является константность. Константность восприятия – это постоянство в восприятии, которое обуславливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности. Ход работы: Испытуемому предлагается для сравнения два, примерно похожие, предмета, различные по размеру. Причем, меньший предмет расположен ближе, чем больший. Соотношение расстояний от испытуемого до меньшего предмета и от меньшего предмета до большего предмета – пропорционально соотношению размеров предлагаемых предметов. Опыт N7: Осмысленность – одно из свойств восприятия. Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Ход работы: Испытуемому для изучения предлагается предмет, часто используемый в обиходе. Требуется определить назначение предмета, сделать вывод о целенаправленном использовании.
4.Обработка результатов.
В опыте N1 “Портрет молодой женщины “ увидели 8 из 10 испытуемых. В опыте N2 вар. А: - 3 испытуемых из 10 увидели светлый предмет на темном фоне. - 6 испытуемых из 10 увидели темные лица на светлом фоне. - 1 испытуемый увидел оба варианта. В опыте N2 вар. Б: - 8 испытуемых из 10 увидели белые лица на темном фоне. - 1 испытуемый увидел темный предмет на светлом фоне. - 1 испытуемый увидел оба варианта. В опыте N3: вар. А - “портрет” увидели 9 испытуемых из 10. вар. Б – “собака” увидели все 10 испытуемых. вар. В – “животное” увидели все 10 испытуемых.
В опыте N4: вар. А: “Портрет старухи” увидели 9 испытуемых из 10. вар. Б: - “ Портрет молодой женщины” увидели 6 испытуемых из 10. - “ Портрет старухи” увидели 2 испытуемых из 10. - оба варианта увидели 2 испытуемых из 10. В опыте N5: - 7 испытуемых из 10 решили, что средние кружочки в варианте А меньше средних кружочков в варианте Б. - 3 испытуемых из 10 решили, что средние кружочки равны в обоих вариантах. В опыте N6: - 8 испытуемых из 10 решили, что предмет, расположенный ближе, меньше размером, чем предмет, расположенный дальше. - 2 испытуемых из 10 решили, что предметы одинаковы по размеру. В опыте N7 каждый испытуемый дал определение смысла, сущности и назначения предложенного предмета.
5. Анализ результатов.
Эта экспериментальная работа направлена на изучение зрительных иллюзий человека. Проведенные опыты показывают, что установка, как свойство восприятия, оказывает большое влияние на иллюзорное восприятие предмета ( 80% от общего числа испытуемых поддалось этому влиянию, хотя на рисунке изображено два варианта). Целостность восприятия зависит от присутствия или отсутствия опознавательных признаков ( наличие опознавательных признаков в вариантах А, Б, В – дало возможность 97% от общего числа испытуемых узнать в изображениях предполагаемые предметы, но отсутствие опознавательных признаков в вариантах Г, Д, Е, Ж, З, И – давало испытуемым возможность различных вариантов ответов). Влияние прошлого опыта играет значимую роль в жизни человечества. Без него невозможно дальнейшее развитие, движение вперед. В работе над опытом N4 сыграл значимую роль прошлый опыт, полученный в самой первой работе ( 60% от общего числа испытуемых вспомнило восприятия, связанные с опытом N1). Иллюзия величины воздействовала на 70% от общего числа испытуемых, кроме тех, которые по роду занятий знакомы с характеристиками величин (они правильно определили, что серединки кружочков совершенно одинаковы). Константность восприятия основывается на знании прошлого опыта, что и подтвердило 80% от общего числа испытуемых (они сравнивали не зрительные восприятия предметов, а их характеристики, знание которых основано на прошлом опыте). Исключение составляют испытуемые, знакомые с правилами восприятия пространства, это 20% от общего числа испытуемых. В работе над осмысленностью предметов, у испытуемых включались в работу мышление, память, эмоции, прошлый опыт и т.д. Однако в одном из опытов результаты испытаний не оказались закономерными по правилам восприятия. В опыте N2а 60% от общего числа испытуемых не подтвердили общепринятую характеристику предмета, а выделили в виде предмета другой объект исследования (т. е. испытуемые не увидели замкнутую, выступающую вперед светлую часть поля, а охарактеризовали изображение как два темных лица, обращенных друг к другу).
6.Выводы.
На основе проведенной работы, можно сделать вывод о том, что зрительные восприятия играют большую роль в любых аспектах человеческой жизнедеятельности. Во всех видах восприятия существуют иллюзии, основанные на определенном механизме мышления, памяти, логики и др. и их взаимосвязи. Каждый человек, как субъект общества, интуитивно применяет и использует эти правила. Однако правила восприятия, а также их иллюзии, могут меняться в зависимости от накопленного опыта. Чем больше опыта деятельности в какой- либо или нескольких областях, тем больше возможности человека отличать иллюзии от истинного восприятия. В данной работе с большей вероятностью проявились такие свойства восприятия как : установка (80% ответов), предметность (опыт N2б – 80% ответов), целостность (97% ответов), апперцепция (или влияние прошлого опыта) (опыт N4а – 60% ответов), контраст (70% ответов), константность (80% ответов), осмысленность (100% ответов). Соответственно, с меньшей степенью вероятности проявились такие свойства восприятия как: предметность в опыте N2а (30% ответов).
7.Стимульный материал.
8.Используемая литература.
1.Р.М.Грановская “Элементы практической психологии” СПб. Изд. “Свет” – 2000. 2.А.Г.Маклаков “Общая психология” СПб.: Питер, 2000. 3.В.Г.Крысько “Психология и педагогика в схемах и таблицах” Мн.: Харвест, 1999. ----------------------- ОБОНЯТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ОСЯЗАТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ПО ФОРМЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ
ПО ОСНОВНОЙ МОДАЛЬНОСТИ
ВКУСОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ВОСПРИЯТИЕ ПРСТРАНСТВА
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ
ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЙ
СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЙ
ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПРИЯТИЙ
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ
ПРЕДМЕТНОСТЬ
АППЕРЦЕПЦИЯ
ОСМЫСЛЕННОСТЬ
КОНСТАНТНОСТЬ
ЦЕЛОСТНОСТЬ
КЛАССИФИКАЦИЯ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ
ВОСПРИЯТИЯ
ПРОСТРАНСТВО
ФОРМА
ОБЪЕМНОСТЬ
ВЕЛИЧИНА
ГЛУБИНА
УДАЛЕННОСТЬ
ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
ОБЪЕМНОСТЬ
ВЕЛИЧИНА
ГЛУБИНА
УДАЛЕННОСТЬ
ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
| |