GeoSELECT.ru



Музыка / Реферат: Ария (Музыка)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Ария (Музыка)



Группа АРИЯ официально заявила о себе осенью 1985 года выходом своего
первого альбома - очень профессионально сыгранного и очень не похожего на
всю рок - музыку, исполняемую в то время в СССР. Альбом назвали скромненько
и со вкусом - "Мания величия". А началось все в 1984 году, когда Владимир
Холстинин уходит из группы АЛЬФА, музыка которой была, на его взгляд,
недостаточно радикальна для того, чтобы собрать новую команду. Через
некоторое время к нему присоединяется Алик Грановский, а в начале 1985 года
ребята знакомятся с Виктором Векштейном - руководителем ВИА "ПОЮЩИЕ
СЕРДЦА". Услышав первые "металлические" аккорды, он решается стать
менеджером новой группы. Поиски вокалиста не заняли много времени. Первый
же претендент всем понравился, звали его Валерий Кипелов. После некоторых
раздумий Холстинин предлагает название АРИЯ, которое содержит в себе
скрытый смысл, поскольку и музыкантов, и фэнов группы все сразу начинают
называть "арийцами".В записи первого альбома также участвовали: Александр
Львов - барабаны и Кирилл Покровский - клавишные инструменты. Почти все
композиции были написаны Холстининым и Грановским, а тексты песен -
Александром Елиным. Все гитарные партии на альбоме "Мания Величия" записал
Холстинин, но, поскольку для концертной работы одной гитары было
недостаточно, группа приглашает второго гитариста - Андрея Большакова, а
Игорь Молчанов сменяет Александра Львова за барабанами.Дебютный альбом АРИИ
вызвал в стране сильный резонанс, несмотря на отсутствие какой бы то ни
было рекламы по TV или в прессе, так как коммунисты запрещали даже на
афишах писать название группы, грозя административным и уголовным
преследованием. В воздухе пахло скандалом, и он разразился в феврале 1986
года на первом же концерте группы, который был организован газетой
"Московский Комсомолец" в лице Дмитрия Шавырина, ведущего "Звуковой
дорожки". Зал разделился на две части: одни говорили, что это преступление
против искусства, другие утверждали, что это то, что надо. В результате
сорок человек попали в милицию. Скандал продолжал набирать обороты. На
фестивале "Рок - панорама - 86", во время выступления АРИИ, злоумышленники
вылили на силовые кабели ведро воды, что вызвало короткое замыкание всей
коммутации на сцене. Концерт был прерван на 40 минут, но цель теракта не
была достигнута: из зала никто не ушел, зрители терпеливо ждали, и
музыканты все же доиграли до конца. И хотя звук после "диверсии" оставлял
желать лучшего, АРИЯ становится лауреатом "Рок - панорамы - 86". Позднее
фирма "Мелодия" выпустила две пластинки с записью фестиваля, но АРИИ там не
оказалось, а некоторые музыканты, участвовавшие в этих концертах, стали
утверждать, что такие группы, как АРИЯ, дискредитируют рок - музыку.
Появились совсем уж неожиданные проблемы. Известные поэты отказывались
сотрудничать с группой. "Это работа "в корзину", все, что мы вам напишем,
никуда не пойдет. Будете играть только для себя и своих друзей", - говорили
они. Тем временем АРИЯ стремительно шла вверх. Сразу после "Рок - панорамы
- 86" группа отправляется в Вильнюс, на фестиваль "Литуаника - 86", где
получает приз за профессионализм. О популярности группы в это время можно
судить по тому, что в залах не бывает свободных мест, а концерты
сопровождаются массовыми беспорядками, разгромленными залами, разбитыми
стеклами и поломанными креслами. Чиновников от искусства бросает в дрожь,
когда они узнают о готовящихся гастролях АРИИ, а в некоторых регионах
власти запрещают проводить концерты группы. Все это доставляет массу хлопот
менеджеру, которому приходится улаживать конфликты. Но, несмотря на все его
усилия, средства массовой информации продолжают обходить молчанием все
происходящее, и только газета "МК" регулярно печатает хит - парады, в
которых АРИЯ неизменно присутствует почти во всех номинациях.При записи
второго альбома - "С кем ты?" - в группе начались музыкальные разногласия.
Большаков и Грановский предлагают курс на более жесткую музыку, но
Холстинин и Кипелов остаются верны прежнему стилю группы, что вскоре
приводит к разрыву. В январе следующего года, после очень удачных
выступлений в концертном зале "Дружба", четырем музыкантам, во главе с
Андреем Большаковым, приходится покинуть АРИЮ. Их места занимают: гитарист
Сергей Маврин, барабанщик Максим Удалов и басист Виталий Дубинин.Смена
состава пошла АРИИ явно на пользу, так как через полгода упорных репетиций
группа записывает один из лучших своих дисков "Герой асфальта", в который
вошли такие известные композиции, как "Улица роз" и "Баллада о
древнерусском воине". В отличие от первых двух альбомов, распространявшихся
на компакт - кассетах, "Герой асфальта" выпускает на виниле фирма
"Мелодия", правда, только через год. Тут тоже не обошлось без
неприятностей. Альбом первоначально назывался по первой песне "На службе
Силы Зла", но фирма "Мелодия" убоялась такого "грозного" названия и
перекрестила альбом с молчаливого согласия Векштейна, даже не предупредив
музыкантов, в "Герой асфальта", а рядом почему -то написала по - английски
"Герой спидвея". Заодно на обложке были переименованы и музыканты: так,
Холстинина назвали Валерием, а Удалова - Михаилом и ударником (правда,
неизвестно чего). По качеству записи диск также сильно отличался от
магнитоальбома, разумеется, в худшую сторону. Альбом разошелся тиражом
более одного миллиона, но на прилавках так и не лежал, и уже через год
купить его было практически невозможно. Тексты песен писала Маргарита
Пушкина. Надо отметить, что денег за этот альбом группа не получила, так
как коммунисты почитали за честь музыкантам денег не платить.Сразу после
записи АРИЯ начинает гастрольное турне, которое продолжается два года почти
без перерыва и сопровождается повсеместными аншлагами, массовыми
беспорядками и шумными попойками. А в г.Вологда произошел совсем уж
вопиющий случай. Во время исполнения "Баллады о древнерусском воине" из
зала на сцену прилетает метко пущенная кем - то ножка от стула и попадает
вокалисту прямо в лоб. И Кипелов, вместо слова "Стой", заорал на весь зал
нечто совсем уж непечатное.В начале 1988 года АРИЯ получает приглашение на
фестиваль Capital Radio в Лондон. С Лондоном тоже вышла пренеприятная
история. На все официальные запросы из Англии Госконцерт отвечал, что
группа "выехать не может", хотя АРИЯ регулярно выезжала на гастроли по
стране и продолжала собирать стадионы. А тем временем Дмитрий Маматов и
Сергей Комаров снимают клипк песне "Улица роз", который появляется на TV в
передаче "Музыкальный лифт". Съемки этого клипа были отмечены массовым
столпотворением, поскольку и участники, и организаторы съемки недооценили
популярностьгруппы. Вместо ожидаемых двух - трех сотен, на месте съемок
собралосьболее семи тысяч человек, а так как охрана не была предусмотрена,
то музыканты и съемочная группа выбрались из этой толпы часа через два с
большими потерями различных частей одежды и деталей машин. Но жертвы были
принесены не зря, по итогам хит - парада "МЛ" клип вышел на первое место.
Этой же зимой АРИЯ отправляется в свое первое зарубежное турне, в Берлин,
дает там три успешных концерта и получает приглашение на фестиваль "Дни
стены" летом 1988 года, где выступает перед аудиторией в 120.000 человек.
Непосредственно перед выходом АРИИ на сцену ведущий программы объявил:"А
теперь - группа АРИЯ, "хэви - метал" из Москвы!". И народ начал дружно
хохотать. Поскольку незадолго до АРИИ в Берлине выступали "АВТОГРАФ" и
"МАШИНА ВРЕМЕНИ", немцы, видимо, ожидали услышать нечто подобное, тем более
что и название группы, и вступительная фонограмма "Санта Лючия", в
исполнении Робертино Лоретти, не предвещали ничего "металлического". Но
после первой же песни настроение публики резко изменилось. После концерта к
музыкантам подбежал начальник охраны сцены и сказал: "Вчера по телевизору я
видел подписание договора о ликвидации ракет средней дальности, а сегодня -
советский IRON MAIDEN. Похоже, в вашей стране действительно началась
перестройка". Этой ночью за дружбу между народами было выпито столько, что
никто не мог прийти в себя до самой Москвы. В результате группу чуть не
задержали в Польше, поскольку на вопрос польского пограничника "Вы кто?" -
с трудом был дан ответ: "Мы - арийцы!".
Интересно, что эти, а также последующие гастроли в Германии были
организованы силами самих музыкантов, при полном отсутствии поддержки со
стороны менеджера. Назревал конфликт. Виктор Векштейн, благодаря которому
группа успешно преодолевала преграды, вдруг занял весьма странную позицию.
Он начал утверждать, что музыка группы устарела, жить ей осталось недолго,
а потому надо успеть сыграть как можно больше концертов, а работать над
новым альбомом нет смысла - "надо музыку менять". Первым не выдержал Максим
Удалов, самый молодой из "арийцев". Летом 1988 года он уходит из группы,
сразу после гастролей в Болгарии. Его место занимает Александр Манякин,
который поразил всех тем, что пришел и сразу же сыграл все песни АРИИ, чем
избавил своих новых коллег от бесконечных репетиций.В ноябре 1988 года АРИЯ
расстается со своим менеджером Виктором Векштейном и сразу же приступает к
записи четвертого альбома - "Игра с Огнем", материал к которому готовился
уже давно. Менеджером становится Юрий Фишкин, старый приятель Холстинина и
Дубинина по группе ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ. Альбом выходит весной 1989 года.
Музыка группы становится более агрессивной и динамичной. Все песни были
написаны Виталием Дубининым и Владимиром Холстининым, тексты - Маргаритой
Пушкиной.После выхода альбома снимается клип к песне "Дай жару!" режиссером
Евгением Пахоменковым, и АРИЯ отправляется в длительное тур'не по России и
по Германии. Интересный случай произошел с группой во время выступления в
Берлине, на фестивале "Rock Summer". Немецкое телевидение решило заснять
выступление АРИИ и, как это принято в цивилизованном мире, за это
заплатить. Но, когда музыканты принялись делить 12.000 марок, откуда ни
возьмись появился представитель Госконцерта и забрал все деньги себе, что
несколько омрачило впечатление от фестиваля. Несмотря на это, поездка в
Германию оказалась очень удачной, АРИЯ дала концерты в четырех городах с
неизменным успехом. Гастрольная жизнь продолжается до весны 1990 года,
когда Дубинин и Маврин неожиданно подписывают контракт на запись пластинки
с немецкой певицей и покидают группу. На место гитариста приглашается
Дмитрий Горбатиков (экс - ГАЛАКТИКАи КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ), а басистом
становится Алексей Булкин, с которым музыканты познакомились на гастролях в
г.Саранске еще в 1986 году. Проведя месяц на репетиционной базе, АРИЯ в
обновленном составе вновь отправляется на гастроли, где продолжает, по
своему обыкновению, пьянствовать и играть в "Эрудит" на деньги, а
Горбатиков все время попадает в дурацкие ситуации с женщинами, оправдывая
прозвище "ловербой".В августе 1990 года, не выдержав разлуки и сбежав от
певицы, в группу возвращаются Дубинин с Мавриным, и АРИЯ, отметив свой
пятилетний юбилей концертами в ДК ЗИЛ в октябре 1990 года, начинает
готовить к записи свой пятый альбом. "Кровь за кровь" выходит осенью 1991
года и демонстрирует новое звучание группы, благодаря использованию
гитарного синтезатора и акустических гитар. На этом альбоме АРИЯ, вместе с
Маргаритой Пушкиной, продолжает исследовать свою излюбленную тему борьбы
Добра и Зла. Альбом выходит на фирме "Синтез рекордс", но, несмотря на
смену издателя, неприятности продолжают преследовать группу, поскольку
качество печати и записи оказывается даже хуже, чем раньше.С 1991 по 1993
год АРИЯ продолжает активно гастролировать по стране и устраивать жуткие
беспорядки в гостиницах, а в г.Томске даже перекрывает достижение ROLLING
STONES, выбросив телевизор из окна дважды. В 1993 году АРИЯ значительно
сокращает концертную деятельность, поскольку техническое обеспечение
концертов, да и сама их организация в условиях повсеместного хаоса в
стране, оставляют желать лучшего. Группа решает пойти по известному пути -
созданию собственной студии АРИЯ Рекордс.В том же году АРИЯ заключает
пятилетний контракт с фирмой MOROZ Records. Результаты этого
"исторического" события не заставили себя ждать. Летом 1994 года выходит
коллекция из пяти CD АРИИ, включая ранее не издававшиеся "Манию Величия" и
"С кем ты?", а группа приступает к записи шестого альбома. В сентябре,
записав партии ударных, АРИЯ в четвертый раз отправляется на двухнедельные
гастроли по Германии, дав концерты в семи городах и в легендарном
берлинском Hard Rock Cafe. После этого концерта музыкантов ожидало страшное
известие: денег они не получат. Организатор отказался заплатить группе
гонорар за выступления, мотивируя это тем, что все деньги ушли на
организацию гастролей. Это и послужило поводом для скандала, в результате
которого Валерий Кипелов, проработавший в АРИИ десять лет, приехав в
Москву, ни разу не появился на студии, где полным ходом шла работа над
альбомом. Через месяц стало известно, что он выступает с группой МАСТЕР.
Тяжело переживая случившееся, "арийцы" занялись поисками нового вокалиста,
продолжая записывать инструментальные партии к новому альбому. Но на этом
испытания не кончились. Маврин неожиданно заявил, что он не верит в успех,
и ушел, не записав ни одной ноты. Все это поставило группу на грань срыва
контракта с издателем. Помощь пришла в лице гитариста Сергея Терентьева,
который записал летом 1994 года на студии АРИЯ Рекордс свой сольный альбом
да так в ней и остался, попивая пиво и наблюдая за мытарствами оставшихся
"арийцев". Насмотревшись вдоволь, Сергей предложил себя как сессионного
музыканта, сыграл свои сольные партии и продолжил пить пиво, став
полноправным членом группы. Итак, инструментальный материал был записан, но
проблема с вокалистом оставалась открытой. И тут свое веское слово сказал
Александр Морозов, президент фирмы MOROZ.Records, пригрозив штрафными
санкциями за срыв контракта. В результате Кипелов вернулся в группу и
записал вокальные партии к альбому "Ночь короче дня", который увидел свет в
конце 1995 года.Хотя на альбоме присутствуют традиционные для АРИИ номера,
такие как "Дух войны" и "Ангельская пыль", в музыке появилось больше
мажорных интонаций. Тексты песен, написанные Маргаритой Пушкиной, заметно
отличаются от предыдущих. Они стали менее патетичными и появились даже
совершенно не характерные для АРИИ, например "Уходи и не возвращайся".Для
раскрутки нового альбома снимается клип к песне "Возьми мое сердце"
(режиссер Дмитрий Великанов). В это же время менеджером АРИИ становится
Сергей Задора, который, собрав мощную административную группу, организует
серию концертов в Москве и других городах. Во время этого тура группа
празднует свое десятилетие в декабре 1995 года и записывает двойной
концертный альбом "Сделано в России", который неожиданно занимает в хит -
парадах довольно высокие места.В начале 1997 г. фирма "MOROZ Records"
предлагает музыкантам издать лучшие песни за всю историю группы в серии
"Легенды Русского Рока", выпускаемой этой фирмой. В альбом вошли такие
песни, как "Улица Роз", "Герой Асфальта" и т.д. Бонус-треком этого альбома
стала песня "Дай Руку Мне", ранее издававшаяся исключительно на магнитной
версии альбома "Герой Асфальта". Также альбом был снабжен буклетом с
подробнейшей историей группы, приправлен ранее не публиковавшимися
фотографиями, тщательно ремастирован и помещен в золотую обложку.Летом 1997
года "арийцы" разбежались по студиям и "автономно" друг от друга сотворили
несколько, а точнее два сольных проекта. В одном из них принимали участие
Витвлий Дубинин и Владимир Холстинин, другой же записывали Валерий Кипелов
с экс-гитаристом "Арии" Сергеем Мавриным. "Авария" и "Смутное Время", как
назвали эти проекты, появились в продаже зимой этого же года и показали
многогранность и разноплановость взглядов музыкантов группы "Ария", но тем
временем продолжалась и совместная работа "арийцев" и на протяжении
полугода с лета 1997 г. на студии "ARIA.Records" варился новый студийный
шедевр "Арии". Долгие мучения с названием закончились термином "Генератор
Зла". Перед выходом этого альбома группа планирует посетить большое
количество городов в нашей стране и в Ближнем Зарубежье, после чего
планирует дать большую презентацию в Москве.





Реферат на тему: Балет Прокофьева "Ромео и Джульетта"
“Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того
убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить
человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём
искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому
будущему…”
В этих словах гениального композитора Сергея Сергеевича Прокофьева
раскрывается смысл и значение его творчества, всей его жизни, подчинённой
непрерывному дерзанию поискам, завоеванию всё новых высот на пути создания
музыки выражающей помыслы народа.
Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка
на Украине. Его отец служил управляющим в имении. С самых ранних лет Серёжа
полюбил серьёзную музыку благодаря своей матери, которая хорошо играла на
рояле. В детстве талантливый ребёнок уже сочинял музыку. Прокофьев получил
хорошее образование и знал три иностранных языка. Очень рано у него
появились независимость суждений о музыке и строгое отношение к своему
труду. В 1904 году 13 летний Прокофьев поступил в Петербургскую
консерваторию. Он провёл в её стенах десять лет. Репутация Петербургской
консерватории в годы обучения в ней Прокофьева была очень высокой. В числе
её профессоров находились первоклассные музыканты такие как: Н.А. Римский-
Корсаков, А.К. Глазунов, А.К. Лядов, а в исполнительских классах - А.Н.
Есипова и Л.С.Ауэр. К 1908 году относится первое публичное выступление
Прокофьева, исполнившее свои произведения на вечере современной музыки.
Исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром (1912 год) в Москве
принесло Сергею Прокофьеву громадную славу. Музыка поразила своей
необычайной энергией, смелостью. Настоящий смелый и жизнерадостный голос
слышится в бунтующих дерзостях молодого Прокофьева. Асафьев писал: “Вот –
дивное дарование! Огненное, живительное, брызжущее силой, бодростью,
мужественной волей и увлекающей непосредственностью творчества. Прокофьев
иногда жесток, порой неуравновешен, но всегда интересен и убедителен”.
Новые образы динамичной, ослепительно светлой, музыки Прокофьева
рождены новым мироощущением, эпохой современности , ХХ веком. После
окончания консерватории молодой композитор ездил за границу – в Лондон, где
проходили в то время гастроли русской балетной труппы организованной
С.Дягилевым.

Появление балета “Ромео и Джульетта” составляет важную переломную веху
в творчестве Сергея Прокофьева. Он был написан в 1935-1936 годах. Либретто
разработано композитором совместно с режиссёром С. Радловым и
балетмейстером Л. Лавровским (Л. Лавровский и осуществил первую постановку
балета в 1940 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М.
Кирова). Убедившись в бесперспективности формального экспериментаторства,
Прокофьев стремится к воплощению живых человеческих эмоций, утверждению
реализма. Музыка Прокофьева ярко раскрывает основной конфликт шекспировской
трагедии – столкновение светлой любви с родовой враждой старшего поколения,
характеризующий дикость средневекового уклада жизни. Музыка воспроизводит
живые образы шекспировских героев, их страсти, порывы, их драматические
столкновения. Форма их свежа и самозабытна, драматургические и музыкально-
стилистические образы подчинены содержанию.
К сюжету “Ромео и Джульетта” обращались часто: “Ромео и Джульетта” –
увертюра-фантазия Чайковского, драматическая симфония с хором Берлиоза, а
также - 14 опер.
“Ромео и Джульетта” Прокофьева – это богато развитая хореографическая
драма со сложной мотивировкой психологических состояний, обилием чётких
музыкальных портретов-характеристик. Либретто сжато и убедительно
показывает основу шекспировской трагедии. В нём сохранена основная
последовательность сцен (сокращены лишь немногие сцены – 5 актов трагедии
сгруппированы в 3 больших акта).

В музыке Прокофьев стремится дать современные представления о старине
(эпоха описываемых событий – XV век). Менуэт и гавот характеризуют
некоторую чопорность и условную грацию (“церемонность” эпохи) в сцене бала
у Капулетти. Прокофьев ярко воплощает в музыке шекспировские контрасты
трагичного и комического, возвышенного и шутовского. Рядом с драматическими
сценами – весёлые чудачества Меркуцио. Грубоватые шутки кормилицы. Ярко
звучит линия скерцозности в картинах ??????????? веронской улицы, в
скоморошьем “Танце масок”, в шалостях Джульетты, в смешной старушечьей теме
Кормилицы. Типичное олицетворение юмора – весельчак Меркуцио.
Одним из важнейших драматических средств в балете “Ромео и Джульетта”
является лейтмотив – это не краткие мотивы, а развёрнутые эпизоды (например
тема смерти, тема обреченности). Обычно музыкальные портреты героев у
Прокофьева сплетаются из нескольких тем, характеризующих разные стороны
образа – появление новых качеств образа вызывает и появление новой темы.
Ярчайший пример 3 темы любви, как 3 ступени развития чувства:
1 тема – его зарождение;
2 тема – расцвет;
3 тема – его трагический накал.
Центральное место занимает в музыке лирическая струя – тема любви,
побеждающая смерть.
С необычайной щедростью обрисовал композитор мир душевных состояний
Ромео и Джульетты (более 10 тем) особенно многогранно охарактеризована
Джульетта, превращающаяся из беззаботной девочки в сильную любящую женщину.
В соответствии с замыслом Шекспира дан образ Ромео: вначале он охватывает
романтические томления, затем проявляет пламенную пылкость влюблённого и
отвагу бойца.
Музыкальные темы, намечающие зарождение чувства любви, прозрачны,
нежны; характеризующие зрелое чувство влюбленных наполнены сочными,
гармоничными красками, остро хроматированы. Резкий контраст к миру любви и
юношеских шалостей представляет вторая линия – “линия вражды” – стихия
слепой ненависти и средневековой ???????? – причина гибели Ромео и
Джульетты. Тема распрей в резком лейтмотиве вражды – грозный унисон басов в
“Танце рыцарей” и в сценическом портрете Тибальда – олицетворение злобы,
надменности и сословной спеси, в эпизодах боевых схваток в грозном звучании
темы герцога. Тонко раскрыт образ Патера Лоренцо – ученого-гуманиста,
покровителя влюблённых, надеющегося, что их любовь и брачный союз примирит
враждующие семьи. В его музыке нет церковной святости, отрешённости. Она
подчёркивает мудрость, величие духа, доброту, любовь к людям.

Разбор балета

В балете три акта (четвёртый акт – эпилог), два номера и девять
картин
I действие – экспозиция образов, знакомство Ромео и Джульетты на балу.
II действие. 4 картина – светлый мир любви, венчание. 5 картина – ужасная
сцена вражды и смерти.
III действие. 6 картина – прощание. 7, 8 картины – решение Джульетты
принять снотворное зелье.
Эпилог. 9 картина – смерть Ромео и Джульетты.

I акт
№1 Вступление начинается с 3 темы любви – светлой и скорбной;
знакомство с основными образами:
2 тема – с образом целомудренной Джульетты-девочки – грациозной и лукавой;
3 тема – с образом пылкого Ромео (сопровождение показывает пружинистую
походку юноши).



1 картина
№2 “Ромео” (Ромео бродит по предрассветному городу) – начинается с
показа лёгкой походки юноши – задумчивая тема характеризует его
романтический облик.
№3“Улица просыпается” – скерцо – на мелодии танцевального склада,
секундные синкопы, различные тональные сопоставления придают остроту,
озорство, как символ здоровья, оптимизма – тема звучит в разных
тональностях.
№4 “Утренний танец” – характеризует пробуждающуюся улицу, утреннюю
сутолоку, остроту шуток, бойких словесных поединков – музыка скерцозна,
шутлива, мелодия упругая по ритму, приплясывающая и мчащаяся –
характеризует тип движения.
№5 и 6 “Ссора слуг Монтекки и Капулетти”, “Бой” – нет ещё яростной
злобы, темы звучат задиристо, но задорно, продолжают настроение “Утреннего
танца”. “Бой” – как “этюд” – моторное движение, бряцание оружия, стук
мячей. Здесь впервые появляется тема вражды, проходит полифонически.
№7 “Приказ Герцога” – яркие изобразительные средства (театральные
эффекты) – угрожающе медленная “поступь”, острый диссонант звучания (ff) и
наоборот разряжён, пустые тонические трезвучия (pp) – резкие динамические
контрасты.
№8 Интерлюдия – разрядка напряженной атмосферы ссоры.
2 картина
В центре 2 картины “портрет” Джульетты-девочки, резвой, шаловливой.
№9 “Приготовления к балу” (Джульетта и Кормилица) звучат тема улицы и
тема Кормилицы, отражающая её шаркающую походку.
№10 “Джульетта-девочка”. Разные стороны образа проявляются резко и
неожиданно. Музыка написана в форме Rondo:
1 тема – Лёгкость и живость темы выражена в простой гаммаобразной “бегущей”
мелодии, и, что подчёркивает её ритм, остроту и подвижность, завершается
сверкающим кадансом T-S-D-T, выраженными родственными тоническими
трезвучиями – As, E, C движущимися вниз по терциям;
2 тема – Изящество 2 темы передано в ритме гавота ( нежный образ
Джульетты-девушки) – кларнет звучит игриво и насмешливо;
3 тема – отражает тонкий, чистый лиризм – как самую значительную
“грань” её образа (изменение темпа, фактуры, тембра – флейты, виолончели) –
звучит очень прозрачно;
4 тема (coda) – в самом конце (звучит в №50 – Джульетта выпивает
напиток) предвещает трагическую судьбу девушки. Драматическое действие
разворачивается на праздничном фоне бала в доме Капулетти – каждый танец
несёт драматическую функцию.
№11 Под звуки “Менуэта” официально и торжественно собираются гости. В
средней части, мелодичной и грациозной, появляются юные подруги Джульетты.
№12 “Маски” – Ромео, Меркуцио, Бенволио в масках – веселятся на балу –
мелодия близкая характеру Меркуцио-весельчака: причудливый марш сменяется
насмешливой, шуточной серенадой.
№13 “Танец рыцарей” – развёрнутая сцена, написанная в форме Rondo,
групповой портрет – обобщающая характеристика феодалов (как характеристика
семейства Капулетти и Тибальда).
Refren – скачущий пунктирный ритм в арпеджио, в сочетании с мерной тяжёлой
поступью баса создаёт образ мстительности, тупости, заносчивости – образ
жестокий и неумолимый;
1 эпизод – тема вражды;
2 эпизод – танец подруг Джульетты;
3 эпизод – Джульетта танцует с Парисом – хрупкая, утончённая мелодия, но
застывшая, характеризующая смущение и трепет Джульетты. В середине звучит 2
тема Джульетты-девушки.
№14 “Вариация Джульетты”. 1 тема – звучат отголоски танца с женихом –
смущение, скованность. 2 тема – тема Джульетты-девочки – звучит грациозно,
поэтично. Во 2 половине звучит тема Ромео, который впервые видит Джульетту
(из вступления) – в ритме Менуэта (видит её танцуя), а второй раз с
характерным для Ромео сопровождением (пружинистая походка).
№15 “Меркуцио” – портрет весельчака острослова – скерцозное движение
полное фактуры, гармонии и ритмических неожиданностей, воплощающих блеск,
остроумие, иронию Меркуцио (как бы вприпрыжку).
№16 “Мадригал”. Ромео обращается к Джульетте – звучит 1 тема
“Мадригала”, отражающая традиционные церемонные движения танца и взаимное
ожидание. Прорывается 2 тема – шаловливая тема Джульетты-девушки (звучит
живо, весело), впервые появляется 1 тема любви – зарождение.
№17 “Тибальд узнаёт Ромео” – зловеще звучат темы вражды и тема
рыцарей.
№18 “Гавот” – разъезд гостей – традиционный танец.
Широко развиваются темы любви в большом дуэте героев, “Сцене у
балкона”, №19-21, завершающей I акт.
№19. начинается с темы Ромео, далее тема Мадригала, 2 тема Джульетты.
1 тема любви (из Мадригала) – звучит эмоционально-возбуждённо (у виолончели
и английского рожка). Вся эта большая сцена(№19 “Сцена у балкона”, №29
“Вариация Ромео”, №21 “Любовный танец”) подчинена единому музыкальному
развитию – сплетаются несколько лейттем, которые постепенно приобретают всё
большую напряжённость – в №21, “Любовном танце”, звучит восторженная,
экстатичная и торжественная 2 тема любви (безграничный диапазон) – певучая
и плавная. В Code №21 – тема “Ромео впервые видит Джульетту”.
II акт
3 картина
II акт изобилует контрастами – народные пляски обрамляют сцену
венчания, во 2 половине(5 картина) атмосфера празднества сменяется
трагической картиной поединка Меркуцио и Тибальда, и смертью Меркуцио.
Траурное шествие с телом Тибальда – кульминация II акта.
4 картина
№28 “Ромео у патера Лоренцо “ – сцена венчания – портрет патера
Лоренцо – человека мудрого, благородного, охарактеризованного хорального
склада темой, отличающейся мягкостью и теплотой интонаций.
№29 “Джульетта у патера Лоренцо” – появление новой темы у флейты(лейт-
тембр Джульетты) – дуэт виолончели и скрипки – страстная мелодия, полная
говорящих интонаций – близка человеческому голосу, как бы воспроизводит
диалог Ромео и Джульетты. Хоральная музыка, сопровождающая обряд венчания,
завершает сцену.
5 картина
В 5 картине трагический поворот сюжета. Прокофьев мастерски
перевоплощает самую весёлую тему – “Улица просыпается”, которая в 5 картине
звучит мрачно, зловеще.
№32 “Встреча Тибальда и Меркуцио” – тема улицы искажена, её цельность
разрушена – минор, острые хроматические подголоски, “завывающий” тембр
саксофона.
№33 “Тибальд бьётся с Меркуцио” темы характеризуют Меркуцио, который
бьётся лихо, весело, задиристо, но без злобы.
№34 “Меркуцио умирает” – сцена, написанная Прокофьевым с огромной
психологической глубиной, основана на постоянно возвышающейся теме
страдания (проявившейся в минорном варианте темы улицы) – вместе с
выражением боли показан рисунок движений слабеющего человека – усилием воли
Меркуцио заставляет себя улыбаться (в оркестре обрывки прежних тем, но в
далёком верхнем регистре у деревянных – гобоя и флейты – возвращения тем
прерывают паузы, необычность подчёркивают чужие заключительные аккорды:
после d moll – h и es moll).
№35 “Ромео решает мстить за смерть Меркуцио” – тема боя из 1 картины –
Ромео убивает Тибальда.
№36 “Финал” – грандиозное ревущая медь, плотность фактуры,
однообразный ритм – приближающие к теме вражды.
III акт
III акт основан на развитии образов Ромео и Джульетты, героически
отстаивающих свою любовь – особое внимание образу Джульетты(глубокая
характеристика Ромео дана в сцене “В Мантуе”, куда сослан Ромео – эта сцена
введена при постановке балета, в ней звучат темы любовных сцен). На
протяжении III акта развиваются темы портрета Джульетты, темы любви,
приобретающие драматический и скорбный облик и новые трагически звучащие
мелодии. III акт отличается от предыдущих большей непрерывностью сквозного
действия.
6 картина
№37 “Вступление“ воспроизводит музыку грозного “приказа Герцога”.
№38 Комната Джульетты – тончайшими приёмами воссоздаётся атмосфера
тишины, ночи – прощание Ромео и Джульетты(у флейты и челесты проходит тема
из сцены венчания)
№39 “Прощание” – небольшой дуэт полон сдержанного трагизма – новая
мелодия. Звучит тема прощания, выражающая и роковую обречённость и живой
порыв.
№40 “Кормилица” – тема Кормилицы, тема Менуэта, тема подруг Джульетты
– характеризуют дом Капулетти.
№41 “Джульетта отказывается выйти за Париса” – 1 тема Джульетты-
девочки – звучит драматично, испуганно. 3 тема Джульетты – звучит скорбно,
застыло, ответом ей служит речь Капулетти – тема рыцарей и тема вражды.
№42“Джульетта одна”– в нерешительности – звучат 3 и 2 тема любви.
№43 “Интерлюдия “ – тема прощания приобретает характер страстного
призыва, трагической решимости – Джульетта готова умереть во имя любви.



7 картина
№44 “У Лоренцо” – сопоставляются темы Лоренцо и Джульетты, а в момент,
когда монах даёт снотворное Джульетте, впервые звучит тема смерти –
музыкальный образ, точно соответствующий шекспировскому: “Холодный томный
страх сверлит мне вены. Он замораживает жизни жар”,-
автоматически пульсирующее движение ???? передаёт оцепенение, глухо
вздымающиеся басы – растущий “томный страх”.
№45 “Интерлюдия” – рисует сложную внутреннюю борьбу Джульетты –
звучит 3 тема любви и в ответ ей тема рыцарей и тема вражды.
8 картина
№46 “Снова у Джульетты” - продолжение сцены – страх и смятение
Джульетты выражены в застылой теме Джульетты из вариаций и 3 тема Джульетты-
девушки.
№47 “Джульетта одна (решается)” – чередуются тема напитка и 3 тема
Джульетты, её роковой судьбы.
№48 “Утренняя серенада”. В III акте жанровые элементы характеризуют
обстановку действия и использоются очень скудно. Две изящные миниатюры –
“Утренняя серенада” и “Танец девушек с лилиями” введены для создания
тончайшего драматического контраста.
№50 “У постели Джульетты” – начинается с 4 темы Джульетты
(трагической). Мать и Кормилица идут будить Джульетту, но она мертва – в
самом высоком регистре скрипок печально и невесомо проходит 3 тема
Джульетты.
IV акт – Эпилог
9 картина
№51 “Похороны Джульетты” – этой сценой открывается Эпилог –
замечательная музыка траурного шествия. Тема смерти (у скрипок) приобретает
скорбный характер. Появление Ромео сопровождает 3 тема любви. Смерть Ромео.
№52 “Смерть Джульетты”. Пробуждение Джульетты, её гибель, примирение
Монтекки и Капулетти.
Финал балета – светлый гимн любви, основанный на постепенно
возрастающем, ослепительном звучании 3 темы Джульетты.

Произведение Прокофьева продолжило классические традиции русского балета.
Это выразилось в большой этической значимости избранной темы, в отражении
глубоких человеческих чувств в развитой симфонической драматургии балетного
спектакля. И вместе с тем балетная партитура “Ромео и Джульетты” была такой
необычной, что потребовалось время для “вживания” в неё. Возникла даже
ироническая поговорка: “Нет повести печальнее на свете, чем музыка
Прокофьева в балете”. Лишь постепенно всё это сменилось восторженным
отношением артистов, а затем и публики к музыке. Необычным прежде всего
явился сюжет. Обращение к Шекспиру было смелым шагом советской хореографии,
так как по общему мнению считалось, что воплощение столь сложных
философских и драматических тем невозможно средствами балета. Прокофьевская
музыка и спектакль Лавровского проникнуты шекспировским духом.



Список литературы.
1) Советская музыкальная литература под редакцией М.С. Пекелиса;
2) И. Марьянов “Сергей Прокофьев жизнь и творчество”;
3) Л. Далько “Сергей Прокофьев популярная монография”;
4) Советская музыкальная энциклопедия под редакцией И.А.Прохоровой и
Г.С. Скудиной.




Новинки рефератов ::

Реферат: Необычные свойства обычной воды (Химия)


Реферат: Рослина в житті людини (Биология)


Реферат: Фашизм (Политология)


Реферат: Наследственность и среда (Биология)


Реферат: Организационно-правовое обеспечение деятельности комитета по международным делам ГД ФС РФ (Международное публичное право)


Реферат: Кондомиимум - как форма собственности (Гражданское право и процесс)


Реферат: Жизнь и творчество Рафаэля (Культурология)


Реферат: Философия (Философия)


Реферат: Основание прекращения трудового договора (Трудовое право)


Реферат: Редкие и исчезающие птицы Ставропольского края (Биология)


Реферат: Биохимия простагландины (Химия)


Реферат: Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека (Культурология)


Реферат: Коста Леванович Хетагуров: Жизнь и творчество (Литература)


Реферат: Биография Будды (Философия)


Реферат: Рынок ценных бумаг (Финансы)


Реферат: "Страшный Мир" в лирике А. Блока (Литература : русская)


Реферат: Трудовая деятельность (Психология)


Реферат: Экологическая тропа (Педагогика)


Реферат: История экономики (История)


Реферат: Жаростойкие и жаропрочные никелевые сплавы, применяемые в авиационных двигателях, и их термическая обработка (Металлургия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист