GeoSELECT.ru



Налоги / Реферат: Налоговая система (Налоги)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Налоговая система (Налоги)



Введение 2
1. Роль государственного регулирования экономики 2
2. Налоги как инструмент регулирования. 5
3. Распределение налогового бремени 9
Элементы налога и виды ставок 10
Анализ основных видов налогов 11
Переложение налогового бремени 13
4. Налоговое законодательство зарубежных стран 14
Налог на индивидуальные доходы 18
Налоги с предприятий 18
Система налогов на добавленную стоимость 19
Уровни налоговой компетенции 20
Правила определения налоговой юрисдикции 20
Налоговые права государств в отношении обложения коммерческой
деятельности 21
Правила исчисления облагаемого дохода (прибыли) 22
Учет расходов на сырье и материалы 23
Финансовые расходы 25
Отчисления в амортизационные фонды 26
Другие налоговые льготы 28
Отчетность и права налоговых органов 29
Налогообложение в экономике США 30
5. Налоги Российской Федерации 32
Основы налоговой системы 32
Налог на прибыль 35
Налог на добавленную стоимость 43
Акцизы 47
Подоходный налог 48
Прочие федеральные налоги 54
Налогообложение иностранного капитала 55
Анализ действующей налоговой системы 63
Направления налоговой реформы 64

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе
с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм
государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой
системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма
доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый
механизм используется для экономического воздействия государства на
общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-
технического прогресса.
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их
появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных
этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков
государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов.
Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор
налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи
откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть
государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет
часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за
процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими
рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И,
наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все
функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели
выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль
помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.



1. Роль государственного регулирования экономики

Когда распалась система тотального планового хозяйства и всеобщего
огосударствления экономики, естественно, возник вопрос о целесообразности,
степени и границах ее регулирования. Среди экономистов появились адепты
свободных, ничем не сдерживаемых рыночных отношений, теоретики,
утверждавшие, что рынок сам отрегулирует все, что требуется, и добьется
сбалансирования хозяйства. Впрочем, бросаться из крайности в крайность
свойственно экономической науке, по принципу: плохо получается так —
сделаем наоборот.
Отсутствие собственного опыта государственного вмешательства именно в
рыночную экономику заставляет нас обратиться к опыту соседних стран.
Нетрудно увидеть, что рыночно ориентированная экономика и свободный рынок
имеют мало общего между собой. Более того, состояние дел таково, что само
понятие "свободный рынок" для последней четверти XX столетия, пожалуй,
можно назвать анахронизмом. Вмешательство государства в экономические
отношения имело место практически при всех способах производства. И уж,
конечно, оно явственно ощущалось тогда, когда таможенные пошлины стали
устанавливать и взимать не только с фискальной целью, но и с целью защиты
интересов своего производителя, когда правительства стали проводить
протекционистскую таможенную политику. А в начальные периоды развития
промышленности Великобритания, США, Япония, другие страны широко
пользовались политикой протекционизма, в первую очередь, чтобы защитить
наиболее слабые отрасли. Еще при великих князьях применяла эту политику и
Россия.
В начале прошлого века английское правительство регулировало уровень
заработной платы, цены, условия работы, тарифы, защищающие сельское
хозяйство и промышленность, устанавливало запреты на экспорт оборудования и
выезд за пределы страны квалифицированных рабочих. Законы Великобритании
регулировали колониальную торговлю, морские перевозки, многочисленные
налоги определяли внутреннее развитие экономики. Американские экономисты
Джексон Грейсон - младший и Карла 0'Делл в своей книге утверждают, что "в
1815 г. Англия была антиподом свободной экономики"[1]. Напомним, что страна
в этот момент была мировым лидером и продолжала укреплять свои позиции
после сокрушения Наполеона Бонапарта. Впоследствии развивающееся
экономическое могущество позволило отказаться от целого ряда регулирующих
мер и ограничений. Но так продолжалось лишь до тех пор, пока на мировой
рынок не вышли новые могучие конкуренты Великобритании в лице Германии и
США.
Наиболее активное вмешательство государства в экономику относится к
периоду Первой мировой войны. Именно тогда начали создаваться военные
предприятия за счет государственного бюджета, осуществляться контроль над
производством и потреблением, было взято под правительственный контроль
распределение дефицитного сырья. Значительно выросла государственная
собственность в Великобритании и в Германии.
После войны многие из указанных мер были отменены как мероприятия
чрезвычайного порядка. Но всеобщий экономический кризис 1929—1933 гг. вновь
заставил вернуться к использованию финансовых и экономических ресурсов
государства для поддержания хозяйственной жизни. В США был пущен в ход
государственный кредит, а позднее — правительственные капиталовложения в
промышленность. В Германии был установлен контроль над хозяйством,
включающий принудительное создание картелей. Великобритания провела ряд
государственных мероприятий, способствующих концентрации производства на
технически более совершенных предприятиях. Во Франции в период кризиса
1929—1933 гг. государство начало вкладывать капитал в убыточные
предприятия. Появились смешанные акционерные компании, как, например,
Французская нефтяная компания, Генеральная трансатлантическая компания и
др. В Италии возникла система государственного участия в основных отраслях
экономики и в крупных банках. Были огосударствлены железнодорожный
транспорт, автомобильные дороги, большинство военных заводов,
электроэнергетика.
Во всех этих странах государство приняло на себя функции
экономического исследования конъюнктуры, что дало качественно новые
возможности учета размеров рынка в пределах не только отдельных отраслей,
но и в национальном и в международном масштабах, особенно после внедрения
электронных счетно-решающих устройств.
Еще больше возросла роль государства во время Второй мировой войны. В
гитлеровской Германии были образованы военные акционерные общества, которые
затем превратились в имперские хозяйственные группы, объединявшие под
государственным контролем целые отрасли производства. В США создался
комитет по управлению промышленностью, который распределял сырье и
продукцию, определял в необходимых случаях производственную программу
предприятий и фирм.
После войны меры по государственному регулированию экономики
продолжались и стали постоянными. Послевоенное восстановление и
реконструкция наиболее капиталоемких отраслей западноевропейской
промышленности были осуществлены путем вложения государственных средств. В
Великобритании доля инвестиций в огосударствленные отрасли экономики
составляла 30—40% всей суммы вложений в хозяйство: во Франции и в Австрии —
30, в Италии — 25, в Бельгии, Нидерландах — 10—15%. Для послевоенного
периода характерно огосударствление крупных кредитных учреждений.
В руках государства обычно сосредоточиваются военная промышленность,
атомная промышленность, комплексные предприятия, организации и учреждения,
связанные с развитием фундаментальной науки, исследованиями космоса и т. д.
Нередко в руки государства переходят сырьевые отрасли: угольная,
металлургия и инфраструктура, транспорт, связь.
С помощью государства происходит межотраслевой перелив капитала в
размерах, немыслимых при свободных рыночных отношениях.
Рост государственного участия вплоть до национализации отдельных
отраслей отнюдь не является самоцелью. Это лишь средство, инструмент
проведения экономической политики на конкретном историческом этапе. В
странах с рыночно ориентированной экономикой неоднократно проводилась
приватизация, т.е. передача государственных предприятий частным компаниям.
Регулирование экономики осуществляется и путем роста государственного
потребления. Оно включает в себя прямые государственные заказы и заказы
государственных предприятий, осуществляемые путем обычных
предпринимательских сделок. В Швеции крупнейшими клиентами промышленности
являются правительственные управления: железнодорожное, телеграфное,
гидроресурсов, строительства дорог и гидросооружений. Их заказы доходят до
85% от общего объема заказов металлообрабатывающей промышленности.
Государственные заказы обеспечивают надежный, доходный, имеющий тенденцию к
увеличению рынок, поскольку это крупные концентрированные закупки, не
зависящие от колебаний конъюнктуры, так как государство берет на себя
производственный и торговый риски.
Государственное регулирование экономики привело к подавлению
циклического развития, прежде всего модификации кризисов перепроизводства.
Итак, для современных государств характерно расширяющееся
вмешательство в различные сферы экономической жизни. Разница лишь в степени
этого вмешательства. В США оно меньше, в Швеции больше. Германия и Япония
находятся в этом отношении где-то посередине. О США, где государственное
регулирование экономики ощущается слабее, чем в европейских странах, авторы
книги "США: государство и рынок" пишут:
Государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой составной
частью американского хозяйственного механизма"[2].
Научное обоснование вмешательства государства в экономику дал
выдающийся английский экономист Д. Кейнс. В 1935 г. вышла его книга "Общая
теория занятости, процента и денег". Он предлагал стимулировать деловую
активность, особенно в периоды спада, путем снижения ссудного процента,
увеличения государственных инвестиций в хозяйство, роста объема
общественных работ, регулирования военных расходов. Концепция Д. Кейнса
предполагает расширение емкости рынка, увеличение массового потребления,
смягчение циклических колебаний и в конечном итоге обеспечение стабильно
высоких темпов роста экономики. Регулирование хозяйства осуществлялось
посредством манипулирования спросом с помощью фискальной и кредитно-
денежной политики. Считалось, что государственные расходы служат
действенным рычагом, поскольку сильно влияют на увеличение спроса и
производства.
Несколько позже возникла бюджетная концепция А. Лэффера, также
позволяющая государству регулировать хозяйственную деятельность свободных и
независимых производителей и коммерсантов.
Осуществляя воздействие на экономику, государство, как правило,
преследует следующие основные цели:
• достижение постоянного устойчивого экономического роста;
• обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
• обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
• обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;
• создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь
пенсионеров, инвалидов, многодетных;
• равновесие во внешнеэкономической деятельности.
Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Найти
сбалансированное соотношение — это и есть главное в экономической политике
государства.
Выше мы сказали о государственном участии в предприятиях и
государственном потреблении. Но основным инструментом государственного
регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на
частное предпринимательство.
При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному
хозяйству: налогообложения, кредитования, инвестирования, государство
побуждает принимать желаемые варианты хозяйственной деятельности,
удовлетворяющие общественные потребности.


2. Налоги как инструмент регулирования.

Кроме чисто фискальной функции, система налогов и сборов служит
механизмом экономического воздействия на общественное производство, его
структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса.
Основные направления воздействия финансово-бюджетного механизма
государства на процесс расширенного воспроизводства следующие:
• бюджетное субсидирование, например, на закупки излишков
сельскохозяйственной продукции, на поддержание розничных цен;
• государственные инвестиции в экономику;
• прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных
ссуд, кредитная политика. Получение государственных кредитов избавляет от
риска и высвобождает собственные средства компаний;
• введение при необходимости денежно-кредитных ограничений. Сюда
относится регулирование цен, условий потребительского кредита, ограничение
кредита, валютный контроль;
• лицензирование. Правительство США в военное время выдавало лицензии
на закупку дефицитного сырья, такого, как легированные стали, медь,
алюминий;
• законодательство о частной торговле: стандартизация продукции,
государственный арбитраж, антитрестовское законодательство;
• финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ;
• налоговая политика.
Помимо этого, в период кризисов перепроизводства государство проводит
рестрикционную политику, суть которой — в ограничении выпуска товаров.
Одновременно государство берет на себя организацию общественных работ,
предоставление субсидий и дешевого кредита, увеличивает закупки.
В современный период развивается экономическое программирование. Оно
предполагает постановку хозяйственных задач и выработку системы мер по их
решению. Основная цель при этом — координация государственных мероприятий:
регулирование инвестиций, распределение кредита, определение направленности
бюджета, управление денежным рынком посредством изменений процентной ставки
и правил кредитования, политика в области заработной платы и социальных
нужд и т. д. Экономическое программирование приводит к дальнейшему
повышению роли государства. Сколько-нибудь заметная переориентация
национальной экономики в заданном направлении невозможна без вмешательства
государства в инвестиционную политику.
Диктуемые правительством условия финансовых привилегий позволяют ему
ориентировать развитие отдельных отраслей хозяйства в соответствии с
необходимостью решения поставленных первоочередных задач. Первым этапом
экономического программирования является прогнозирование, т.е. получение
объективной оценки будущего развития экономики без попыток воздействовать
на него.
В регулирование экономики активно вовлекаются местные органы
управления. В 80-х годах был проведен опрос мэров 326 крупнейших городов
США. Среди наиважнейших проблем около 90% мэров выделили экономическое
развитие и обеспечение безопасности граждан. При этом каждый четвертый мэр
поставил задачу увеличения занятости на первое место по значению и
важности, а 70% назвали ее в качестве одной из трех первоочередных задач.
Если исходить из этого опроса, приоритеты примерно таковы:
• рост доходной базы городов (под этим подразумевается укрепление
налоговой базы);
• сохранение существующих предприятий и имеющихся рабочих мест;
• достижение сбалансированного качественного роста экономики;
• развитие индустриальной и коммерческой базы;
• уничтожение трущоб и развалин;
• помощь беднейшим районам.
Местные органы управления заинтересованы в привлечении на свою
территорию частных капиталов и готовы оказывать инвесторам косвенную
помощь. Сюда относятся скидки с продажной цены или арендной платы при
покупке или найме земельных участков и зданий, обеспечение займов, участие
в гарантийных фондах, создание промышленных зон. Территории и здания в
промышленных зонах зачастую предоставляются предприятиям на благоприятных
финансовых условиях. Нередко за муниципальный счет осуществляется
строительство специальных производственных помещений, позволяющих развить
новые виды хозяйственной деятельности. И конечно, к стимулирующим мерам
относится постоянное или временное освобождение от местных налогов.
Государственными и муниципальными властями осуществляется значительная
часть капитальных вложений в экономическую инфраструктуру. Эти вложения не
рассчитаны на получение прибыли, но косвенным путем обеспечивают повышение
прибыли частному капиталу. Прежде всего, это расходы на строительство и
содержание транспортных коммуникаций, линий связи, систем промышленного
водоснабжения, очистных сооружений, на подготовку земельных участков к
промышленной застройке и т. д.
В ряде стран практикуется стимулирование инвестиций в определенные
регионы, например, вложения на территориях, находящихся на окраинах
городов. В экономически отсталых районах стимулируются капитальные вложения
на реконструкцию и модернизацию производства. В некоторых случаях
выплачивается надбавка к инвестициям, не подлежащая налогообложению. Эта
надбавка может доходить до 10% общего объема капиталовложений. Независимо
от надбавки или в дополнение к ней из бюджета может выплачиваться прямая
субсидия на капитальные вложения. Но субсидия облагается налогом. Это
широко практикуется, например, в Германии.
Начиная со второй половины 80-х годов во многих странах применяются
методы стимулирования создания новых высокотехнологичных производств.
Старые промышленные районы зачастую имеют устаревшую индустриальную
структуру хозяйства. В прошлые годы они относились к числу высокоразвитых,
но под воздействием научно-технической революции бывшие ранее передовыми
отрасли пришли в упадок и не могут более определять экономический рост
регионов.
Для оживления экономической деятельности используются такие формы
финансового воздействия, как субсидирование капитальных вложений в
промышленность, субсидирование цен в виде льготных тарифов на
электроэнергию и воду для отдельных районов, льготные условия кредитования
— займы под низкий процент, долгосрочные займы, дотации по кредитам.
В некоторых странах, например, в Германии, во Франции, на территориях
ряда муниципалитетов введена специальная бюджетная надбавка за каждое вновь
созданное рабочее место наряду с применением налоговых льгот. Местные
органы управления несут немалую долю расходов по подготовке рабочей силы
для новых отраслей хозяйства. Кроме того, предприятия, самостоятельно
организующие подготовку и переподготовку своих рабочих, служащих и
специалистов, пользуются налоговыми льготами.
Финансовое воздействие на развитие экономики может быть не только
стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходимость возникает прежде всего
для регулирования развития районов с высокой концентрацией производства и
населения. Чрезмерная концентрация населения и хозяйственной активности
ведет к обострению проблем окружающей природной среды, народонаселения,
ресурсообеспечения и др. Задача ограничения возникла раньше всего в
Великобритании и во Франции. Здесь сказалась моноцентрическая структура,
где доминирует один город (или район) во главе иерархии городов и
агломераций. В Японии сильно перенаселен район Токайдо, где расположены три
крупнейших муниципалитета: Токио, Нагоя, Осака.
В основе сдерживающих мер со стороны государства и местных органов
управления лежит дополнительное налогообложение или лицензирование
предпринимательской деятельности. Дополнительное налогообложение в таких
случаях практикуется в Нидерландах, Японии. Введение стабилизационных
налогов применяется в Германии. Упор на лицензирование делается в
Великобритании, Франции, Италии. При этом лицензирование также следует
рассматривать в виде дополнительного местного налога — лицензионного сбора.
В Японии проблема решается главным образом манипулированием ставками
земельного налога.
Повышение налогов в той или иной форме оказывается наиболее
эффективным и надежным средством, когда нужно сдержать слишком "горячую"
конъюнктуру. Еще один метод — отмена налоговых льгот.
Иногда введение новых налогов преследует чисто регулирующие цели.
Классическим примером может служить введенный в начале века в Германии и
сохранившийся там до сих пор налог на уксусную кислоту. Его породила
необходимость создать искусственную уксусную кислоту и прекратить
расходовать на эти цели вино. Денежные поступления от данного налога едва-
едва покрывали расходы на его взимание. Но техническая задача была решена и
регулирующая экономическая цель достигнута. Налог сохраняется как
историческая реликвия, принося сегодня бюджету Германии лишь несколько
миллионов марок.
А вот более современный пример по той же Германии — решение с помощью
роста налога уже не экономической, а социальной задачи. После резкого
увеличения акциза на табак некурящих стало значительно больше, чем в ходе
длительной пропагандистской кампании о вреде курения.
Дифференцированные налоги на автотранспорт, учитывающие экологическую
чистоту двигателя, применяются еще с 70-х годов в США, а теперь практически
повсеместно.
Государство осуществляет финансовое воздействие на развитие экономики
и через ценообразование. Например, в странах Европейского Союза закупочные
цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются отнюдь не только
рыночными методами, а зачастую директивно руководящими органами ЕС,
расположенными в Брюсселе. Причем поддерживается достаточно высокий уровень
цен, значительно превышающий фактическую себестоимость производства
продукции. Этим достигаются две цели: поддержка фермеров и эффективность
использования продовольственных продуктов. Благодаря искусственно
поддерживаемым высоким ценам они расходуются экономно, спрос не превышает
реальной потребности, что позволяет образовать даже некоторые излишки, во
всяком случае не допустить дефицита.
Во многих странах местные органы управления регулируют цены и
продукцию отраслей общественного пользования. Необходимость регулирования
цен даже при свободе рынка обусловливается потребностями общественного
производства, нуждающегося в данной продукции по умеренным тарифам.
Основной принцип регулирования заключается в ограничении нормы прибыли
предприятий отраслей общественного пользования до 5— 7% на основной
капитал. В США, например, комиссии штатов могут вводить новые тарифы на
подобную продукцию, куда, в частности, входят вода, электроэнергия и пр.,
если норма прибыли компании превышает установленный уровень. Аналогичное
положение в Германии и Японии. Местные органы управления регулируют цены на
коммунальные услуги, устанавливая их предельный размер по отдельным
регионам.
Следует упомянуть еще об одном обстоятельстве. Экономика развитых
стран основывается на свободе предпринимательской деятельности. Конкурентно-
рыночный механизм регулирует распределение ресурсов и обеспечивает
установление равновесных цен на уровне, отражающем затраты на производство
товаров и с учетом средней нормы прибыли. Как это происходит? В условиях
конкуренции на рынке компании не могут устанавливать произвольные цены на
свои товары и услуги. Они должны учитывать цены, назначаемые другими
фирмами и предприятиями, предлагающими аналогичную продукцию или услуги.
Конкурентный рынок дает потребителю возможность выбора и это его главнейшее
свойство. В ходе борьбы за покупателя цены начинают снижаться до уровня,
приближающегося к издержкам производства.
Однако при возникновении монополий рыночный механизм не срабатывает,
что может приводить к неэффективному распределению и использованию ресурсов
и росту цен. Например, Германия до окончания Второй мировой воины была
страной крупных картелей, обладающих огромной экономической и политической
мощью. Монополии ощутимо чувствовались и в хозяйственной жизни США.
Теоретически монополия возникает в том случае, если на рынке
оказывается один поставщик товара. На таком рынке конкуренция отсутствует,
поскольку конкурентов попросту нет. Монополист обеспечивает рынок
полностью, он может назначать любую цену за свой товар или поставлять его в
любом количестве. Сделать и то, и другое одновременно не получится,
поскольку будет сказываться ограничительное действие спроса при повышении
цен.
Образование монополий может происходить в силу различных причин.
Например, жесткая конкуренция вытесняет с рынка более слабые и менее
эффективно работающие фирмы и этот процесс идет до тех пор, пока в отрасли
не станет доминировать одна компания. Другой путь — последовательные
слияния и поглощения нескольких крупных компаний в данной отрасли.
Монополия может быть создана, как широко практиковалось в довоенной
Германии, созданием картеля. Картель создается независимыми ранее
компаниями соглашением о цене и квотах на производимую продукцию. Одним из
видов мирового картеля является Организация стран—экспортеров нефти (ОПЕК).
В Великобритании в настоящее время существует Совет продавцов молока.
Монопольное положение на рынке могут занимать владельцы месторождений
редких природных ресурсов.
В некоторых случаях монополия может быть установлена и государством. В
отдельных отраслях конкуренция приведет только к дублированию затрат на
дорогостоящее оборудование и общему снижению эффективности хозяйства.
Например, в электроэнергетике, водоснабжении городов, телефонной связи,
газовой промышленности, железнодорожном транспорте конкуренция потребовала
бы прокладки нескольких сетей кабелей, трубопроводов, железных дорог и т.
д. Монополистом может стать государственная военная промышленность. Но и
при государственном допущении и даже создании монополий необходимо бороться
с их негативными последствиями.
В США понятие "монополия" применяется к фирме или к группе фирм,
обладающих таким влиянием на конкретном рынке, которое позволяет подавлять
конкуренцию, регулировать объем и условия поставок и фиксировать цены,
нанося ущерб потребителю. При этом абсолютный размер хозяйственной единицы
не предопределяет ее монопольные позиции в отрасли или на рынке. Фирма
независимо от ее величины является монополией, если ей принадлежит
подавляющая часть продаж на конкретном товарном или географическом рынке.
Ограничение негативных последствий деятельности монополий ведется по
нескольким направлениям. Среди них — прогрессивное налогообложение доходов
фирм, налоги на сверхприбыль. Во всех практически странах действует
антитрестовское законодательство. Например, законы Германии устанавливают
правила конкуренции и создают благоприятные условия для развития свободной
конкуренции. Так, законодательно запрещены договоры о ценах между
предпринимателями. Правомочность слияния различных предприятий определяется
федеральным ведомством по картелям на основании заключения независимой
комиссии из ученых и экономистов, ибо в основе рыночных отношений должна
лежать свободная конкуренция. К этим же мерам относится повсеместная
поддержка предприятий малого бизнеса.
Жесткое антитрестовское законодательство действует в США, Японии. Но
при этом законы о конкуренции, как правило, не распространяются на
инфраструктурные отрасли: транспорт, банковское дело, коммунальные службы
(снабжение водой и энергией). Зачастую не затрагивают они и добывающую
промышленность — добычу угля, производство стали, в определенной мере
сельское хозяйство (Германия). В этих отраслях государство регулирует
объемы, цены, доступ на рынок. Считается, что здесь конкуренция не может
обеспечить успешного выполнения возложенных на данные отрасли функций. В
этих отраслях велик удельный вес государственных предприятий, поскольку
главное для них не прибыль, а удовлетворение потребности общества.


3. Распределение налогового бремени

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших
классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе
экономики:
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства
соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой
государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так
называемому равенству или неравенству налогообложения.
2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен
быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда
плательщику удобнее всего оплатить его.
4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и
удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит
казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа
гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует
такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную
часть суммы, которую приносит налог.)
На основе четырех принципов Адама Смита налогообложения к настоящему
времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.
Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги,
пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично,
что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и
услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства
этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется
главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно
предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог.
Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на
поддержание и ремонт этих дорог.
Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными
трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную
выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов
государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в
поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы
обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы
автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой
степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели,
безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением
хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы
облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для
финансирования пособий, которые они получают.
Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого
дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы,
выплачивают и большие налоги и наоборот.
Рациональность данного принципа заключается в том, что существует,
естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на
потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой
степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать
ежемесячно по 500000 руб. у лица получающего 5 млн. руб. дохода вовсе не
значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств
жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 5 000 руб. у
человека с доходом в 50 000 руб. Жертва последнего не только больше, но и
вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители
действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы
на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые
товары и т.д.
Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако
проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в
измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика
правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью
государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии,
требований момента и потребности правительства в доходах.
Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения,
в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

Элементы налога и виды ставок

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах
государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и
взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.
К ним относятся:
а) субъект налога или налогоплательщик - лицо, на которое законом
возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен
налоговое бремя может перекладываться на другое лицо поэтому
рассматривают и
б) носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;
в) объект налога - доход или имуществ, с которого начисляется налог
(заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары
и т.д.);
г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;
д) ставка налога - важный элемент налога, который определяет
величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица
земельной площади, единица измерения товара и т.д.).
Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные
налоговые ставки.
1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу
обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или
газа).
2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к
объекту налога без учета дифференциации его величины (например,
действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере
13 %) .
3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по
мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения
налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но
и большую его долю.
4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по
мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную
сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при
увеличении доходов.
В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя
которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные
налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам,
обладающим незначительными доходами.
По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.
Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с
населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги
в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны
платежеспособности.
Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги.
Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов:
налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции),
акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров),
таможенные пошлины.

Анализ основных видов налогов

Подоходные налоги. Практика подоходного налогообложения различает
валовой доход, вычеты и облагаемый доход. Валовой доход - это общая сумма
доходов, полученных из различных источников. Законодательно из валового
дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные,
рекламные издержки. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые
льготы - необлагаемый минимум (определенная величина дохода, свободная от
налога), скидка с дохода лиц, имеющих на иждивении детей (в РФ - каждому из
родителей на всех детей, находящихся на иждивении), для инвалидов, льготы
предприятиям, фирмам в виде ускоренной амортизации, освобождения от налогов
сумм, направленных на благотворительные цели и т.п.
Таким образом,
Облагаемый доход = Валовой доход - Вычеты
При подоходном налогообложении чрезвычайно важно рассчитать
оптимальные ставки налогов. Если ставки чрезмерно высоки, то подрывается
стимул к нововведениям, рискованным проектам, в высоких ставках налога
таится опасность снижения трудовой активности людей.
Американские эксперты во главе с профессором Лаффером теоретически
доказали, что при ставке подоходного налога более 50% резко снижается
деловая активность фирм и населения в целом.
Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную
шкалу налогообложения доходов. Она должна быть откорректирована на
практике. Немаловажное значение в оценке её справедливости имеют
национальные, психологические и культурные факторы. Американцы, например,
считают, что при такой шкале налогообложения, которая существует в Швеции -
75% , в США никто не стал бы вкладывать капитал в производство. Так, рост
производственной активности в США после налоговой реформы 1986 года в
значительной степени был связан со снижением предельных ставок
налогообложения.
Высшая ставка налога должна находиться в пределах 50 - 70% налога.
В подоходном налогообложении различают подоходный налог с населения и
подоходный налог с предприятий, организаций корпораций.
Подоходный налог с населения относится к прямым, в большинстве стран
прогрессивным налогом.
Действующие системы личного подоходного налогообложения несколько
сглаживают неравенство в доходах после вычета налогов. График в несколько
преувеличенном виде показывает, в какой мере прогрессивные ставки налога
могут повлиять на неравенство доходов. Это видно потому, как сужается
площадь, отображающая неравенство доходов: прогрессивное налогообложение
перемещает сплошную линию влево (до пунктирной линии), ближе к линии
равномерного распределения доходов, идущей под углом в 45 градусов.
Линия А отображает неравенство в распределении доходов до уплаты
налогов. Линия Б показывает, что прогрессивные налоги приводят к более
равномерному распределению доходов, остающихся после уплаты налогов.
Влияние их представлено на рисунке, естественно, в преувеличенном виде,
чтобы лучше выявить суть вопроса.
[pic]
Подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, объединений,
организаций, корпораций и т.д. Подоходным налогом облагается балансовая
прибыль. Ставки налогообложения устанавливаются законодательным путем.
В США налогообложение прибыли корпораций регулируется Законом о
налоговой реформе 1986 г. В соответствии с этим законом существенно снижена
максимальная ставка налога на прибыль корпораций и уменьшена степень
прогрессивности налогообложения. Максимальная ставка понизилась с июля 1987
г. с 46% до 40%, а с июля 1988 г. - до 34%. Об изменениях в шкале обложения
подоходным налогом свидетельствует следующая таблица:
|Облагаемый налогом Ставки налогообложения |
|годовой доход до реформы 1986 г. введены в |
|1988г. |
| первые $25000 15 |
|15 |
| $25001-$50000 18 |
|15 |
| $50001-$75000 30 |
|25 |
| $75001-$100000 40 |
|34 |
| свыше $100000 46 |
|34 |


Вместо четырехразрядной шкалы ставок на доходы до 100 тыс. долл.,
действовавшей ранее, с 1988 г. вводятся лишь две ставки - в 15% на первые
50 тыс. долл. и 25% на следующие 25 тыс. долл. Сверх этой суммы действует
максимальная ставка - 34%. Эти изменения уменьшили объем выплачиваемых
корпорациями налогов за 1987-1991 гг. на 116.7 млрд. долл.
Реформой 1986 г. сохранен ряд важных налоговых преференций
корпорациям, но отменена, например, социальная налоговая льгота на новые
инвестиции, действующая в той или иной форме почти во всех развитых
капиталистических странах.
В других странах ставка налога на прибыль предприятий следующие:
| | Ставка налога (в %) на уровне центрального |
|Страна |правительства |
|Аргентина | 33 |
|Бразилия | 35 |
| Великобритания | 35 (для малых компаний - 25) |
|Греция | 40 (по торговым корпорациям - 46) |
|Нидерланды | 42 |
|Египет | 40 |
|Ирландия | 50 (для малых компаний - 40) |
|Португалия | 30 - 35 |
|Франция | 42 |
|ЮАР | 50 (в пром - ти по добыче алмазов - |
| |56) |
|Япония | 35 - 40 |


Акцизы - вид косвенных налогов, аналогичный налогу с продаж, но
распространяется на избранные товары (сигареты, спиртные напитки,
косметика, услуги по путешествиям, на театральные билеты и т.д.).
Налог на добавленную стоимость. Впервые введен во Франции в 1954 г.
Используется в США, Великобритании и др. Налог на добавленную стоимость
взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до
данной стадии движения товара, таким образом, в исчислении продажной цены
исключается так называемый “двойной счет”. Добавленная стоимость включает
заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль,
расходы на электроэнергию, рекламу, транспорт.
Многие страны используют НДС в качестве важного источника дохода.
Следует отметить, что НДС сдерживает потребление. Можно избежать уплаты
НДС, направляя большую часть средств в сбережения, а не на потребление.
Известно также, что сбережения (средства высвобождаемые из потребления)
будут высвобождать ресурсы из производства потребительских товаров и, таким
образом, сделают их доступными для производства товаров производственного
назначения.
С 1992 года в РФ, вместо налога с оборота, введен налог на добавленную
стоимость, который составлял 28% , а с 1993 года он равен 20% от стоимости
реализованных товаров и услуг.
В 1994 году, кроме налога на добавленную стоимость, введен специальный
налог с предприятий, учреждений, организаций для финансовой поддержки и
обеспечения устойчивой работы предприятий важнейших отраслей в размере 3%
от налогооблагаемой базы, установленной для налога на добавленную
стоимость.

Переложение налогового бремени

Налоги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат
налогообложению согласно государственному законодательству, т.е. субъект
налога и носитель налога могут не совпадать. Налогоплательщик может
стремиться к тому, чтобы переложить налог либо “вперед” - на покупателей
своих товаров, повышая цену товаров в соответствии с размером налога, либо
- “назад” - на людей, у которых он сам покупает товары, уплачивая им
меньше, чем если бы налога не существовало. Некоторые налоги могут быть
переложены на различные части национальной экономики. Так или иначе, это
сказывается в первую очередь на субъектах финансовой системы государства.
Поэтому необходимо точно определить сферу переложения основных видов
налогов и выявить конечные пункты, куда налоги перемещаются.
Личный подоходный налог. Сфера применения личного подоходного налога,
как правило, фокусируется на отдельных лицах, чьи доходы облагаются
налогом. Возможность переложения этих доходов незначительна. Но здесь могут
быть исключения. Отдельные лица или группы лиц, которые могут эффективно
контролировать цену предоставляемых ими услуг, оказываются в состоянии
переложить часть своих налогов. Например, врачи, юристы, и другие
специалисты могут поднять ставки за услуги, чтобы компенсировать налоги.
Профсоюзы могут рассматривать налоги, как составную часть стоимости жизни
и, вследствие этого, вести переговоры о более высоком уровне заработной
платы. Если они будут успешными, появляется возможность переложения части
налогов от работающих к работодателям, которые путем последующего повышения
цен перекладывают повышение заработной платы на народ. В целом, однако,
большинство экспертов сходятся во мнении, что именно те лица, первоначально
обложенные налогом, и несут бремя личного подоходного налога. То же самое
правомерно в отношении налогов на заработную плату и налогов на наследство.
Налог на прибыль корпораций и т.п. Сфера действия этого налога
гораздо менее определена. Традиционная точка зрения состоит в том, что
фирма, которая устанавливает на свою продукцию цены, обеспечивающие
максимальную прибыль, не имеет оснований менять цену или объем выпуска,
когда вводится налог на прибыль корпораций. Такое соотношение цены и объема
производства, которое приносит наибольшую прибыль перед вычетом налога, так
и останется наиболее прибыльным и после того, как правительство изымет
определенный процент из прибыли фирмы в виде налога. В соответствии с этой
точкой зрения владельцы акций компаний (то есть собственники) вынуждены
потерпеть тяжесть налогообложения в форме более низких дивидендов или
меньшей суммы нераспределенной прибыли. С другой стороны, некоторые
экономисты утверждают, что налог на прибыль корпораций частично переносится
на потребителей через более высокие цены и на поставщиков ресурсов через
более низкие цены. Обе эти ситуации вполне вероятны. Действительно, тяжесть
налога на прибыль корпораций может быть благополучно разделена между
владельцами акций, клиентами фирмы и поставщиками ресурсов.
Акцизный налог. Поскольку диапазон действия акцизов невелик, то у
потребителя появляется относительная возможность переориентации на
замещающие товары и услуги и “ухода” таким образом от уплаты этих налогов.
К примеру, акцизный налог на театральные билеты, не распространяющийся на
другие виды зрелищ, очень сложно переложить на потребителя через повышение
цены, потому что подъем цен повлечет за собой использование потребителями
альтернативных видов развлечений. Более высокие цены вызовут столь заметное
сокращение продаж, что продавец предпочтет скорее нести на себе тяжесть
значительной доли акцизного налога, чем допустит резкое падение продаж. Тем
не менее в случае многих акцизов умеренное повышение цен оказывает
незначительное воздействие на объем продаж или вовсе не отражается на
продажах. Это относится к акцизам на бензин, сигареты, алкогольные напитки.
В этих случаях имеется мало хороших товаров-заменителей, к которым могут
обратиться потребители при повышении цен. Продавец этих товаров находится
в лучшей ситуации в отношении перекладывания налоговых издержек на
потребителя.
В общем, можно утверждать, что основная масса акцизов обычно
перекладывается на потребителей через повышение цен.
Поимущественные налоги. Бремя большей части поимущественных налогов
ложится на владельцев этого имущества по той простой причине, что эти
налоги не на кого переложить. Это относится к налогам на землю, личную
собственность и на собственный дом или квартиру. Например, даже если земля
продается, нет возможности переложить на кого-либо бремя поимущественного
налога. Покупатель будет стремиться снизить стоимость земли, принимая во
внимание размер налога, который придется платить за эту землю, и это
ожидаемое налогообложение будет отражено в цене, которую покупатель готов
предложить за землю.
По-другому обстоит дело с налогами на арендуемую или
предпринимательскую собственность. Налоги на арендуемую собственность могут
быть переложены полностью или частично с собственника на арендатора просто
путем повышения рентной платы. Налоги на предпринимательскую собственность
рассматриваются как производственные издержки и, следовательно, учитываются
в установлении цены продукции; таким образом, подобные налоги обычно
перекладываются на клиентов фирмы.



4. Налоговое законодательство зарубежных стран

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в
финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок
неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к
весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство
предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных
налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только
сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности
финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии
на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
При налоговом планировании не следует ориентироваться только на
размеры налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения
обложения налоговой деятельности имеют второстепенное значение. Иначе
трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капиталов
компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного налога
в 4%-50% и не перебираются в "налоговые гавани", где ставки этого налога 2-
5% или он вовсе не применяется.
На самом деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками
налогов компании с хорошо поставленным налоговым правительством платят
налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20-25%. А эти ставки уже
сравнимы с уровнем налогообложения в странах - "налоговых гаванях".
Поэтому выбор между странами с нормальными налоговыми ставками и
"налоговыми гаванями" далеко не всегда предопределен в пользу
последних; во многих ситуациях и те и другие играют на равных.
Снижение высоких нормальных налоговых ставок до пониженных
эффективных в западных странах в принципе доступно для всех компаний, хотя
и носит избирательный характер. Практически во всех этих странах
существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и
компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые
промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий,
создаваемых в относительно менее развитых районах и т.д. Поэтому в
отношении реальной производственной и коммерческой деятельности налоговые
режимы развитых стран вполне конкурентоспособны с режимами стран -
"налоговых гаваней", особенно если учесть, что для реальной деятельности
важны состояние инфраструктуры, доступности источников сырья, близость
рынков сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы, в чем "налоговые
гавани", очевидно, уступают развитым странам.
Но даже и для "базовых" компаний, не осуществляющих никакой
деятельности в стране своего местонахождения, а только управляющих
активами, обслуживающих или контролирующих деятельность в других странах,
размещение в стране с нормальным уровнем налогообложения может оказаться
не менее выгодным, чем в стране - "налоговой гавани". Дело в том, что
многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим
компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом до
тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая
отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном
уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна
полному освобождению от налога.
Компании с международным масштабом деятельности могут даже
пользоваться весьма существенными льготами, предусмотренными
международными налоговыми соглашениями; страны - "налоговые гавани" таких
соглашений не имеют.
Наконец, некоторые развитые страны (США, Франция, ФРГ, Япония и т. д.)
в последние годы приняли специальные законы, направленные за перемещением
капиталов из этих стран в «налоговые убежища», которые на деятельность их
граждан и компаний не распространяются. Это также служит сдерживающим
фактором при выборе страны размещения капитала.
При всем этом давление развитых стран Запада на страны - «налоговые
гавани» никогда не было особенно сильным. Точнее было бы сказать, что
отношение налоговых властей западных стран к «налоговым гаваням», при
всей остроте официальной критики, остается в рамках «резервируемой
благосклонности». Большинство из стран - «налоговых гаваней» при желании
могли бы быть сокрушены простыми политическими экономическими мерами
буквально в несколько дней. Но на самом деле капиталы только «базируются» в
налоговых гаванях», а реально они вкладываются и функционируют в тех же
западных странах. Туда же переводятся и доходы с этих капиталов, поскольку
их владельцы проживают в этих странах. Более жесткая позиция по отношению
к «налоговым гаваням» могла бы побудить инвесторов и компании окончательно
покинуть свою страну. Наконец, страны - «налоговые убежища» играют важную
роль для смягчения остроты конкурентных противоречий между развитыми
странами в борьбе за привлечение капиталов и дают важный аргумент для
внутриполитической борьбы в этих странах, позволяя властям защищать
предоставление существенных налоговых льгот капиталам ссылками как раз на
наличие этих «налоговых убежищ» за рубежом.
Таким образом, уплата предприятием налога по стандартной,
установленной законом ставке является необычным, редким явлением и
свидетельствует о плохой постановке налогового планирования на данном
предприятии.
Для целей налогового планирования все множество налогов, уплачиваемых
предприятиями в ходе его деятельности, целесообразно подразделить на
налоги, оплачиваемые по счетам издержек, и налоги, уплачиваемые по счетам
прибылей и убытков. При этом в первой группе налогов можно выделить
налоги, уплачиваемые предприятием от имени других лиц, и налоги,
подлежащие делению между предприятием и другими лицами. Однако это деление,
хотя и основано на законодательно утвержденных формах налогов, на практике
оказывается весьма расплывчатым. Действительно, то, в какой доле эти налоги
приняты на собственные издержки, зависит не от налогового
законодательства, а от конкретных условий взаимоотношения данного
предприятия со своими контрагентами.
Например, налоги с оборота, акцизы и т.д., хотя и уплачиваются
предприятием от своего имени, но фактически при благоприятных
обстоятельствах могут через цены полностью перекладываться на потребителей,
т.е. номинальное увеличение издержек на сумму этих налогов автоматически
сбалансируется соответствующим увеличением выручки.
Среди налогов, уплачиваемых предприятием от имени других лиц, можно
выделить налоги на заработную плату.
Налоговое планирование является компонентом (и одним из важнейших)
внутреннего планирования предприятия, показатели и общие цели которого
принципиально отличаются от публикуемых в официальных отчетах и балансах.
Публикуемые размеры балансовой прибыли (и даже прибыли после уплаты
налогов) не являются и не могут являться целью деятельности предприятия. В
действительности цифры, публикуемые в балансах предприятий, представляют
собой лишь ту долю реальных накоплений, которую предприятие готово
предоставить для распределения между государством (в виде налогов с
прибыли) и акционерами (в виде дивидендов, остаток прибыли может
использоваться на создание некоторых видов резервов). Причем если говорить
об акционерах, то балансовая прибыль является средством удовлетворения в
основном мелких акционеров, а крупные пайщики предприятий реализуют свою
долю накоплений другими более выгодными для них способами.
В своем внутреннем планировании предприятия ориентируются не на
балансовую прибыль, а на некий сводный показатель накопления (который на
разных предприятиях рассчитывается по разной методике), охватывающий, кроме
балансовой прибыли, целый ряд других форм, под которыми маскируется
реальная прибавочная стоимость, произведенная на данном предприятии.
Это, во-первых, часть реальных денежных накоплений, которые в балансе
показываются как издержки: отчисления в амортизационные фонды (точнее, их
избыточная часть по сравнению с реальным износом оборудования), различного
рода резервы, формируемые за счет начисления на издержки, и т.д. Во
вторых, это нереализованный прирост стоимости принадлежащих предприятию
активов: недвижимого имущества, товарных запасов, пакетов акций и т.д. В
третьих, это находящиеся в обороте предприятия средства, передача которых
в пользу других лиц может быть задержана на более или менее длительное
время: суммы налогов, по которым государством предоставлена отсрочка;
пенсионные фонды и фонды привлечения к участию в капитале предприятия
наемных работников, образуемого путем начислений на них заработную плату;
временно освобождаемые от налогов фонды накопления средств на
капиталовложения и т.д. Не все эти фонды в одинаковой степени выражают
накопление предприятия; поэтому фонды и суммы, перечисленные в двух
последних группах, должны учитываться с соответствующими поправочными
коэффициентами.
С точки зрения такого внутреннего планирования все налоги,
уплачиваемые предприятием, рассматриваются как его собственные издержки;
разница лишь в возможностях и методах их учета. Так, налоги, уплачиваемые с
имущества или капитала предприятия, могут быть точно определены заранее;
конечное бремя налогов с оборотов таможенных пошлин и других налогов,
рассчитываемых на базе цен продаваемых товаров и услуг, может быть
определено лишь с учетом возможности переложения этих налогов на
потребителей (путем изменения цен); размер корпорационного налога зависит
от целого ряда компонентов, влияющих на величину балансовой прибыли, из
которых только часть может регулироваться самим предприятием, а остальные
определяются внешними причинами, поэтому в отношении этого налога
может быть лишь более или менее точный прогнозный расчет. Кроме того,
предприятие должно планировать возможную экономию на уплату налогов
вследствие использования льгот, предусмотренных для тех или иных форм
расходования его накоплений, отсрочек в уплате налога и т.д. Таким образом,
часть налогов представляет собой постоянную, заранее известную долю общих
издержек, другие налоги являются переменной величиной, зависящей от
факторов, в разной

Новинки рефератов ::

Реферат: Разработка системы обучения фирмы Связь (Педагогика)


Реферат: Конспект лекций по "Основам психотерапии" (Психология)


Реферат: Возделывание картофеля (Сельское хозяйство)


Реферат: Повышение качества стали (Технология)


Реферат: Компьютерная психодиагностика (Психология)


Реферат: Исследование психолого-педагогических причин неуспеваемости младшего школьника в учебной деятельности и путей их преодоления (Психология)


Реферат: Москва Патриаршая. Советское время (История)


Реферат: Коммуникационные каналы и их влияние на эффективность работы организации (Психология)


Реферат: Массовые репрессии и политические процессы 20-х 30-х годов (История)


Реферат: Организация и планирование воспроизводства кадров высшей квалификации в Восточном Оренбуржье (Менеджмент)


Реферат: Силос (Сельское хозяйство)


Реферат: Шукшин - "деревенский" писатель (Литература : русская)


Реферат: Русские и советские композиторы. Жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки (1804 – 1857 гг.) (Музыка)


Реферат: Эколого-экономические проблемы организаций (Предпринимательство)


Реферат: Сущность и функции религии (Религия)


Реферат: Генетика и естественный отбор (Биология)


Реферат: Договор купли-продажи (Международное частное право)


Реферат: А.А. Фет (Литература : русская)


Реферат: Объекты гражданских прав (Государство и право)


Реферат: WinWord (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист