GeoSELECT.ru



История / Реферат: Война в Афганистане (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Война в Афганистане (История)


Департамент общего и профессионального образования.
Лицей N 2 Кировский район г. Астрахани.
Астраханский государственный педагогический университет



РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ



ВОЙНА В АФГАНИСТАНЕ



Научный руководитель


Выполнил
ученик 11-2
Резаков
Максим Равильевич.



Астрахань 99



ПЛАН:

I Введение

II История вопроса

III Советские боевые действия в Афганистане.

IV "Советский Вьетнам"

V Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан



VI Изменения внешнеполитического курса США после
декабря 1979 года

VII ООН и ситуация вокруг Афганистана

VIII Международно-правовое урегулирование кризиса

IX Положение в Афганистане после вывода
советских войск



“…ждет своих исследователей политическая предыстория
ввода советских войск в Афганистан,равно как и собственно история военных
действий в этой стране”.


Александр Бовин. Лед тронулся…
“Московские новости” 12.06.1988.



ВВЕДЕНИЕ

Афганская война… Несмотря на то, что внимание мирового сообщества в
большей степени обращено к другим региональным вооруженным конфликтам,
афганская проблема до сих пор остается одной из наиболее острых во всем
мире. Конфликты на территории бывшей Югославии, Ирландии, столкновения на
национальной почве в бывшем СССР, по сравнению с которыми война в
Афганистане вызывает меньший интерес, - из-за того, что они возникли на
территории Европейского континента или из-за того, что в их скорейшем
урегулировании очень заинтересованы США, другие ведущие державы или даже
весь мир в целом. При более глубоком рассмотрении, афганская проблема
затрагивает интересы не только жителей этой страны, но и России и всех
стран Содружества Независимых Государств и, возможно, всего мира в целом.
Пока не будет урегулирован этот кризис, СНГ, видимо, не сможет полностью
отгородиться от Афганистана. Проблемность ситуации вокруг Афганистана для
государств-членов Содружества сводится в основном к трем моментам. Во-
первых, на территории этой страны проживает большое количество туркменов,
узбеков и таджиков, что весьма тревожит бывшие среднеазиатские республики
СССР. Во-вторых, это проблема военнопленных. Лидеры афганской оппозиции
неоднократно заявляли, что проблема военнопленных будет решена сразу и
только после того, как СССР прекратит поставку вооружений в Кабул. Но,
естественно, эти обязательства не были выполнены, так как, продолжая
удерживать военнопленных, моджахеды будут и в дальнейшем обладать рычагами
давления на страны Содружества, особенно в области выделения средств на
восстановление разрушенной советско-афганской войной экономики. Претензии
Афганистана на возмещение правопреемниками СССР убытков войны - еще одно
больное место в российско-афганских отношениях. В ответ на многочисленные
заявления подобного содержания руководство России приняло заявление от 15
ноября 1992 года, в котором, в частности, говорится о том, что Россия будет
участвовать в восстановлении разрушенного хозяйства Афганистана, что
поставки мирных товаров не прекратятся и что Россия будет всячески помогать
многострадальному афганскому народу гуманитарной помощью и другими
возможными средствами. Все это, безусловно, говорит о важности и
актуальности афганской проблемы сейчас и, по крайней мере, в ближайшем
будущем. Но, выбирая советско-афганскую войну темой для своего реферата, я
руководствовался не только этими соображениями, а во многом и даже в
основном желанием посмотреть на эту войну как на часть исторического
прошлого, пусть недалекого. Также я хотел выяснить для себя что это было
“война” или “действия ограниченного контингента войск”.Если вспомнить…
сначала ее замалчивали,потом стыдливо изображали как незначительные
операции”ограниченного контингента ” против отдельных банд в отдельных
районах Афганистана.Долго избегали слово “война”. Когда же “выполнение
интернационального долга” затянулось на годы и превратилось в самую
длительную в этом веке для нашей страны войну,стали наконец говорить о
войне, о жертвах войны, о ветеранах и инвалидах Афганской войны. Только на
восьмом году войны начали хоронить наших солдат по-человечески, с указанием
места гибели…
Исторический и современный аспекты, в которых я хотел представить свою
работу, однако, не исключают друг друга - ведь из любого урока истории, а
особенно такого кровавого, можно при желании сделать очень полезные выводы.
Главное, это чтобы такое желание возникло у тех, кто сейчас стреляет друг в
друга в Югославии и в других "горячих точках планеты",не исключая и
современный Афганистан.



История вопроса


После завоевания Россией центрально – азиатских ханатов в середине
XIX столетия Великобритания в целях защиты Индии расширила на северо –
западе границы своего господства до Гиндукуша. Для обеспечения англо –
индийской территории решающим было сохранение позиций в регионе Кабула и
Герата. Так как исторический путь в Индию проходил через Афганистан,
Великобритания пыталась создать, проведя для этой цели две войны (1839-
42гг. и 1878-80гг.), из афганских племен марионеточное государство. После
второй войны это частично удалось: между границами Британской и Российской
империй возник Афганистан, границы которого были установлены в 1896 году.
Для того, чтобы Афганистан мог выполнять роль буферного государства вплоть,
до Памира, эмир Афганистана получил на владение район Вахан, граничивший
Синьцзян. Внешнюю политику Афганистана определяла Великобритания, но внутри
страны господствовал эмир Абдул Рахман Хан, создавший прочную
государственную структуру и сильную армию.
По окончании первой мировой войны король Афганистана Аманулла Хан
попытался сбросить британскую опеку и начал третью англо – афганскую войну.
В результате ее (1919г.) англичане ушли из Афганистана и прекратили
контроль над афганской внешней политикой, но одновременно остановили и
регулярные субсидии афганскому эмиру.
Образование Пакистана после ухода англичан из Индии привело к сложным
внешнеполитическим конфликтам. В новое государство вошли относившиеся к
Афганистану пуштунские области западнее Инда. В пятидесятых годах
Афганистан лавировал во внешней политике между СССР и США. Из – за
конфликтной ситуации между Пакистаном и Афганистаном по поводу пуштунских
областей США постепенно прекратили свою экономическую помощь Афганистану. В
это же время СССР полностью стал на сторону Афганистана в вопросе его
территориальных притязаний. Благодаря экономической поддержке США и СССР –
в Афганистане была отстроена сеть дорог. Советский Союз отстраивал обе оси
Кушка – Герат – Кандагар и Термез – Мазари – Шариф – Кабул – Джелалабад, до
пакистанской границы (с бетонным покрытием для нагрузок до 60 тонн), а США
провели линию Кабул – Кандагар.
В шестидесятых годах в Афганистане была создана коммунистическая
партия под руководством Нур Мухаммед Тараки с названием Халк (народ.). В
1967 году партия раскололась на две части Халк и Парчам (знамя.).
Просоветской фракцией Парчам руководил генеральский сын Бабрак Кармаль.
17 июня 1973г. монархия была ликвидирована: государственный переворот
совершил Мухаммед Дауд Хан, двоюродный брат короля. 27 апреля 1978г. Дауд
был свергнут в результате в результате военного путча, проведенного
фракциями коммунистической партии, объединившимися под названием
«Демократическая Народная Партия Афганистана». Дауд и 30 членов его семьи
были казнены. В результате этой «апрельской революции» президент стал
коммунист Тараки. Бабрак Кармаль стал вице – президентом. В том же году обе
фракции снова разделились. Бабрак Кармаль был отправлен послом в
Чехословакию. Тараки получил экономическую и финансовую помощь от СССР.
Тысячи советских «советников» прибыли в Афганистан. Коммунистическое
правительство хотело быстро превратить Афганистан в современное
социалистическое государство. Декретами были проведены земельная,
социальные и образовательные реформы. Но эта ускоренная программа не была
осуществлена. Ни фракции Халк, ни фракции Парчам не удалось создать себе
базу среди верующего мусульманского населения. Члены партии вместе
симпатизирующими составляли менее половины процента населения Афганистана.
В апреле 1979 года, через год после «апрельской революции»,
одновременно во всех провинциях началось восстание против коммунистического
режима. Правительство со своей в 90.000 человек контролировало только
города, но потеряло власть над труднодоступной центральной частью страны.
В мае 1979 года премьер – министром стал Хафизулла Амин. Он жестоко
подавлял восстание. Тюрьмы были переполнены, но восстание расширялось.
Можно было ожидать скорого падения коммунистического режима в Афганистане.
В то время как на Западе никто на это не реагировал, советское
правительство обеспокоилось такой перспективой. Падение Кабула и приход к
власти исламских фундаменталистов могли привести к беспорядкам среди
мусульманского населения советских центрально – азиатских республик.
Узбеки, туркмены и таджики географически и по вере близки афганцам. Кроме
того, у них еще со времен басмаческого движения двадцатых годов продолжают
существовать родственные связи с афганцами.



СОВЕТСКИЕ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В АФГАНИСТАНЕ



… Первой реакцией советского руководства была отправка нескольких
тысяч военных советников в Афганистан. Одновременно Тараки было предложено
убрать ненавистного народу, но национально настроенного Амина. Но Амин
реагировал быстрее. 14 сентября 1979г. он штурмовал дворец. Тараки был
тяжело ранен и умер 17 сентября. Начались приготовления к советскому
вторжению в Афганистан. Расположенные в среднеазиатских республиках дивизии
были пополнены и усилены, в основном, узбеками и туркменами. В то же время
советское руководство пыталось убедить Амина ко дню вступления советских
войск уступить власть Бабраку Кармалю. С этой миссией 2 декабря 1979г. в
Кабул отправился генерал – лейтенант МВД Виктор Папутин.
Советское вторжение было проведено по образцу вторжения в
Чехословакию в 1968г. Первыми высадились 24 декабря 1979г. на аэродроме
Баграм, в 50 км к северу от Кабула, части 105-ой гвардейской воздушно –
десантной дивизии. Одновременно советские «советники» нейтрализовали
афганские части: под предлогом замены вооружения были приведены в
небоеспособное состояния афганские танки, блокированы линии связи, а
руководящий состав афганской армии собран на праздник с угощением и
напитками. 25 и 26 декабря вся 105-я Баграм при помощи транспортных
самолетов Ил – 76, Ан – 22, и Ан – 12.
Критическим днем было 27 декабря 1979г. В то время как части
высадившейся 105-й дивизии въезжали на своих БМД в Кабул и занимали
узловые стратегические точки, другие части на танках АСУ – 85, окружили
дворец Даруломан южнее Кабула. За несколько дней до этого Папутин под
предлогом безопасности посоветовал Амину переехать туда. Папутин пытался
уговорить Амина официально обратиться к СССР за военной помощью на
основании заключенного в декабре 1978г. договора и подать в отставку в
пользу Кармаля. Амин воспротивился этому. Папутин был убит телохранителем
Амина. После этого советские десантники штурмовали дворец и убили Амина.
Таким образом, официальный призыв о помощи так и не состоялся. С этого
момента сценарий стал все резче отличаться от чешского. Кермаль во всех
отношениях был просто советской марионеткой. Несмотря на реформы и на
освобождение большого числа заключенных, население не поддерживало Б.
Кармаля. Наоборот, привыкшие бороться против захватчиков, стало ненавидеть
его.
Одновременно с высадкой 108-й воздушно – десантной дивизии в
Афганистан вступили через Кушку и через другие пограничные пункты 357-ая и
66-ая моторизованные стрелковые дивизии. Они заняли Герат и Фарах на
западе. В то же время 360-ая и 201-ая мотострелковые дивизии, наступая на
Термез, переправились через Аму – Дарью и продвигались дальше, т.к.
парашютисты захватили туннель Саланг. Танки этих дивизий перевозились на
седельных тягачах. Афганская армия оказывала интервентам упорное
сопротивление. В феврале 1980 г. контингент советских войск в Афганистане
достиг 58.000 человек, а в середине 1980г. в Афганистан были введены
дополнительно 16-ая и 54-ая мотострелковые дивизии. В 1981г. 357-ая дивизия
была заменена 346-ой дивизией и дополнительно была введена в Афганистан 5-
ая мотострелковая дивизия. В 1984г. число советских войск в Афганистане
достигло 135.000 – 150.000 человек. Кроме того, в азиатских республиках
стояли еще 40.000 солдат, предназначенных для специальных операций в
Афганистане или для обеспечения тыловых задач.
Командование 40-ой советской армии, оперировавшей в Афганистане,
находилось долгое время вблизи аэродрома Баграм, в 50 км к северу от
Кабула. В 1983г. командный пункт был переведен в окрестности Кабула, а в
1984г., из – за угрозы обстрела и нападения, - к советской границе и в
Термез. Семь советских мотострелковых дивизий располагались вдоль важной
кольцевой афганской дороги и на дороге к перевалу Кибер. 105-ая
гвардейская воздушно – десантная дивизия находилась в районе Баграма –
Кабула. Одна из пяти воздушно – десантных бригад, входящих в эту дивизию,
была размещена в Джалалабаде. Основные склады снабжения находились на
советской территории, в Кушке и Термезе. В самом Афганистане базами
снабжения являлись: военно – воздушная база Шинданд между Гератом и
Фарахом, Баграм возле Кабула, Абдалмир - алам у Кундуза и Келагай на
дороге Саланг. До Келагая от советской границы доходит трубопровод для
горючего. У Термеза был построен через Аму – Дарью комбинированный дорожный
и железнодорожный мост. Вооружение соответствовало вооружению обычных
мотострелковых дивизий. ВМП – 81 с 30мм орудием. На вооружении имелись
также гранатометы АГС – 17. В Афганистане находились 600 вертолетов, из них
250 – Ми–24. Для участия в наземных боевых операциях привлекались также
самолеты Су – 25.


Вторжение советских войск в Афганистан в конце декабря 1979 года потрясло
мировое сообщество. Президент США Картер в одном из своих первых заявлений
по этому поводу сказал: "...оно изменило мое отношение к внешней политике
СССР больше, чем что-либо другое за годы моего пребывания в должности."
Западная пресса историки политики и более широкие слои общественности имели
свою, почти никем не оспариваемую за пределами социалистического лагеря
точку зрения на произошедшие события: в 1978 году в Афганистане произошел
государственный переворот под руководством коммунистической партии при
несомненном пособничестве СССР. В результате к власти пришел просоветский
режим во главе с Нуром Мухамедом Тараки и, позже, Хаджимуллой Амином.
Советский Союз снабжал новых правителей
технической и военной помощью и советниками для борьбы с приобретающим все
большую силу оппозиционным движением.
Американские и европейские историки-аналитики причины возникновение кризиса
в Афганистане относили к Апрельской революции 1978 года, и большинство из
них отрицало существование реальных социально-экономических предпосылок и
революционной ситуации, а произошедшие события связывало с советским
влиянием и с деятельностью Народной Демократической партией Афганистана
(НДПА), которой один из американских журналов предписывал "...неопытность,
разобщенность и радикализм, предопределившие столь быструю катастрофу в
Афганистане".
Народная Демократическая партия Афганистана была создана в середине 1960-х
годов и вскоре после своего создания распалась на две группы - Хальк, к
которой принадлежали Тараки и Амин, и Паргам, одним из видных деятелей
которой был Кармаль. Первые узурпировали власть и не хотели делиться ею со
своими политическими оппонентами, сослали Кармаля в политическую ссылку
дипломатическим представителем Афганистана в Чехословакии. Советский Союз
пытался воссоединить НДПА, но воссозданная извне политическая коалиция,
раздираемая внутренними распрями и феодальными интригами, не могла долго
существовать.
Летом 1980 года, после убийства Амина, Кармаль вернулся на родину и изгнал
многих своих бывших врагов из правительства и ведущих министерств.
Сразу после своего прихода к власти после апрельской революции 1978 года
Тараки и Амин, а позже и Кармаль, пытались насодить коммунистическую
идеологию, развернуть атеистическую кампанию и построить социализм в
отсталой, племенной и частично феодальной, многонациональной мусульманской
стране. Такая внутренняя политика, обусловленная исключительно догмами
марксизма (в том виде, каком они преподносились советским руководством), а
не на реальными и объективными законами, управляющими афганским обществом и
экономикой, неизбежно должна была привести Афганистан к усугублению и без
того кризисной ситуации. Почти не успев начаться, процесс интеграции
феодально-раздробленного общества на основе возникновения экономических
связей между отдельными провинциями был насильственно прерван.
Таким образом, по мнению западных специалистов кризис был вызван, с одной
стороны, внутренним фактором - непродуманной и подогнанной под марксистские
догматы модернизацией афганских социально-политической и экономической
структур, и, с другой, внешним и наиболее важным фактором - вводом
советских войск в декабре 1979 года.



“Советский Вьетнам.”


В западной, а позже и в отечественной прессе с легкой руки журналистов эта
война часто называлась "советским Вьетнамом". Никто не сомневался, что
"русские" на своих боевых вертолетах могли достичь даже самых отдаленных
районов этой изолированной от всего мира страны. Но даже самые объективные
прогнозы сводились к одному: если советские войска хотят получить выгодные
для себя долгосрочные последствия, им надо "сойти на землю". Иначе им
никогда не справиться с вооруженными повстанцами у себя в тылу. Моджахеды
не были едины в своей борьбе. Но, как это ни может показаться
парадоксальным, опыт не только советско-афганской войны показывает, что
сила не всегда в единстве. Одно племя или аул могли, увидев для себя в этом
выгоду, или под давлением силы заключить союз с завоевателями, но другие
продолжали борьбу, так как в этой
стране на протяжении многих столетий каждый сам обеспечивал себе выживание.
В отсталом Афганистане было мало индустриальных центров, в городах
промышленное производство было развито слабо, не было сколько-нибудь
сильного рабочего класса и, вследствие этого, рабочей организации, на
которую, согласно традиции, могла бы опереться марксистская партия. Проводя
иногда довольно продуманную колониальную политику, советские оккупанты и их
афганские союзники наделяли властными дополнительными полномочиями многих
местных князьков, что еще больше усиливало пульверизацию общества, начатую
Амином и Тараки, и создавало опасную основу для сохранения раздробленности
и междоусобной войны в Афганистане на многие годы вперед. С первых дней
войны даже оптимисты считали, что для реинтегрирования страны потребовалась
бы смена по крайней мере одного поколения и гораздо больше при условии, что
русские, не смотря на противодействие мирового сообщества, в ближайшем
будущем не отказались бы от своего эксперимента - и это пророчество
сбывается.
В силу этих причин за пределами стран социалистического содружества почти
никто не сомневался в том, что коммунистический режим в Афганистане не
способен к самостоятельному существованию, и после вывода оттуда
подразделений советской армии от него ничего не останется, кроме ненависти
к русским, страна же впадет в продолжительный период хаоса и гражданской
войны. Даже высшее советское руководство и верхи генералитета во многом
разделяли это бытовавшее на Западе мнение, и именно поэтому продолжали
настаивать на дальнейшем военном вмешательстве. Советские лидеры просто не
имели другого выхода - ведь они не могли допустить падение марксистского
правительства.
Однако, афганские повстанцы, располагая лишь ограниченным арсеналом оружия,
которое доставалось им преимущественно от распадавшейся афганской армии (к
концу 1980 года она составляла 30% от своей и без того ранее сокращенной
численности), а также не очень значительной военной помощью извне
(преимущественно ракеты земля-воздух), оказывали агрессору отчаянное
сопротивление. Не смотря на то, что советское военное присутствие в
Афганистане было обеспеченно огромными техническими и людскими резервами,
даже по самым оптимистичным оценкам умиротворение должно было бы занять
многие годы. Многие прекрасно помнили о том, как России в конце XIX века
пришлось потратить целых 25 лет на завоевание гораздо меньшей по площади
страны на Кавказе - Дагестана.


Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан.


Положение в Афганистане по оценке западной прессы "резко обострило
отношения между Востоком и Западом и привело к переоценке международной
ситуации в целом в связи с новым и более трезвым взглядом на ту опасность,
которую политика СССР представляет для глобальной стабильности и
международного мира". Сразу и надолго ухудшились, на пример, отношения
между двумя ядерными сверхдержавами в области двусторонних соглашений по
ограничению вооружений.
Особенную панику в Западном мире вызвало начало кризиса, так как
расценивалось как переломный момент в советской внешней политике и новый
этап международных отношений во всем мире. Впервые Советский Союз применил
организованную вооруженную силу за пределами своих границ и стран всеми
признанного просоветского блока в Восточной Европе. Введение ограниченного
контингента советских войск в Афганистан было, несомненно, ничем не
прикрытой попыткой грубой силой решать судьбу суверенной и формально
несоюзной страны, которой приписывались далеко идущие последствия.
Естественной реакцией Западного мира было противодействие советской
агрессии, что толкало капиталистические страны на сближение. Исключительное
место в этом формальном (в рамках ООН и НАТО) и неформальном союзе занимали
США, еще более утвердившиеся в своем положении сверхдержавы. После
нескольких раундов совещаний со своими европейскими союзниками, которые все-
таки не хотели просто выполнять то, что им скажут американцы, администрации
Картера удалось выработать основные направления совместной политики,
направленной на усмирение агрессора и стабилизацию положения в регионе и во
всем мире в целом. Предполагалось, во-первых, оказывать всемерную военную и
экономическую помощь Пакистану. Во-вторых, поставить Советский Союз перед
выбором: либо продолжать свою агрессивную политику в Афганистане и
поплатиться за это своими едва наладившимися отношениями с Западом, либо
сохранить доброе имя в системе международных отношений. В-третьих, как
более отдаленную перспективу США уже без своих союзников планировали
усилить свое военное присутствие и развить сеть оборонных систем и военных
институтов в регионе
Еще один удар по СССР нанесли страны третьего мира. На пример, конференция
исламских стран в Исламабаде большинством голосов осудила действия
Советского Союза как агрессивные, не смотря на оказанную им длительную
помощь многим из этих стран. Единство мусульманских государств, однако,
было существенно нарушено недавней Ирано-Иракской войной, и поэтому они не
могли в сколь либо значительной степени влиять на внешнюю политику СССР.
Лидирующую роль в подталкивании СССР к переговорам о выводе войск из
Афганистана играли Западные страны. Предусматривалась даже возможность
сохранения части контингента в столице и некоторых крупных центрах страны
для поддержания коммунистического режима. Президент Франции Вальри Гискар
д`Естан и канцлер ФРГ Гельмут Шмидт лично говорили с Брежневым о
возможности таких переговоров, но тщетно. Причины этого были ясны:
афганский коммунистический режим очевидно вынашивался в СССР и не имел
почти никаких шансов выжить без военной поддержки своего покровителя. "Вряд
ли что-либо заставит русских бросить свой режим в Афганистане на произвол
судьбы так не без основания считало большинство политиков на Западе.
Сейчас, после распада Советского Союза и исчезновения "красной угрозы",
значение афганского кризиса оценивается несколько иначе. Военное
вмешательство во внутренние дела Демократической Республики Афганистан
вызвало резкое обострение международной обстановки и на некоторое время
затормозила переговоры по сокращению вооружений. Советско-афганская война
унесла около 19 000 жизней советских солдат и насчитанное количество
афганских повстанцев и мирных жителей. Кроме того, эта война на много лет
приблизила глубочайший экономический и политический кризис в СССР, распад
Союза и крах коммунистического режима.


Изменения внешнеполитического курса США после событий декабря 1979 года.


После ввода ограниченного контингента в Афганистан "четвертая власть" США
развернула кампанию активной критики высшего руководства страны.
Признавалось по крайней мере странным, что для Президента и его
администрации готовность русских пойти на любые необходимые меры для
поддержки режима-клиента оказалась полной неожиданностью. Ведь американская
разведка должна была знать о предстоящем вторжении по крайней мере уже с
начала декабря 1979 года! Возможно, администрация была слишком занята
экономическим кризисом у себя дома, и о вторжении узнала лишь когда
"ограниченный контингент" советских солдат количеством в 50 000 человек
оказалось в Афганистане (причем он сразу же получил тенденцию увеличиться
вдвое) - слишком большая ошибка президента, по мнению американских
журналистов.
В средствах массовой информации, особенно в США, широкую поддержку получило
вызванное этим конфликтом наращивание американского военного присутствия в
третьем мире и разработанная администрацией США во главе с Президентом
Картером так называемая "доктрина Картера", состоящая из ряда мер
политического и экономического воздействия на Советский Союз и его внешнюю
политику. Во-первых, предлагалось установить эмбарго на поставки зерна в
СССР; во-вторых, сокращался находившийся только на стадии становления обмен
в культурной, научной и технической областях. В-третьих, большинство
западных держав бойкотировали Олимпийские игры в Москве 1980 года. В-
четвертых, США оказывали давление на европейские страны и Японию, требуя
сократить предоставление кредитов Советскому Союзу. Массовому читателю
внушалось, что на Советский Союз и на большинство стран третьего мира
действует только силовое воздействие.
"Доктрина Картера" объявляла зону Персидского залива жизненно важной для
экономики США, в силу чего американцы готовы были пойти на любые меры
вплоть до применения оружия для обеспечения своих интересов в регионе.
Однако, предусмотренные доктриной меры не могли сработать полностью
вследствие того, что стабильное положение экономики некоторых европейских
держав, в частности Франции и ФРГ, во многом зависела от экспорта продукции
тяжелой индустрии в СССР; во всяком случае отказ от торговли с Советским
Союзом принес бы ощутимые внутренние экономические потрясения - очень
весомый фактор в политике европейских правительств. Эмбарго на поставки
зерна нанесло удар по экономике стран Северной Америки - самих США и,
особенно, Канады. Олимпийские игры все-таки состоялись, так как основная
масса африканских и многие азиатские страны не присоединились к бойкоту.
Все эти факторы сорвали применение сильного политического и экономического
давления на СССР в полной их степени и сказались на внутреннем положении
стран Запада, и Администрация Рейгана вынуждена была отказаться от
"доктрины Картера" и выдвинуть свою.
В результате агрессии СССР отношения между США и Пакистаном к большому
удовольствию администрации и самого Президента резко улучшились, поднявшись
с самого низкого уровня за весь послевоенный период (в ноябре 1979 года
толпа, разъяренная сведениями о вторжении американцев в Гренаду, сожгла
посольство США в Пакистане, а правительство предприняло лишь слабые попытки
остановить беспорядки.) Воспользовавшись новым кризисом, правительство США
немедленно пригласила министра иностранных дел Пакистана в Вашингтон и
предложило 400 млн. долларов в качестве экономической и военной помощи. Но
президент Пакистана заявил, что его стране необходимо 2-3 млрд. долларов
для восстановления экономики и вооруженных сил, после отказа в
предоставлении помощи в таких размерах назвал 400 млн. смешной суммой,
особенно если учесть, что за нее он может поплатиться вторжением русских,
выполняющих свой интернациональный долг и защищающих свои южные рубежи от
мирового капитала.
Все дороги, по которым вооружение могло попадать к моджахедам в Афганистан,
лежали на территории Пакистана, и правительство генерала Зиа неохотно
предоставляло услуги по его транзиту, так как боялось за свою собственную
безопасность. Со стороны правительства СССР прозвучало несколько
предупреждений Пакистану о возможности очищения и этой страны от
американских империалистов, и по крайней мере один раз советскими войсками
был совершен рейд в северные приграничные территории Пакистана, где были
расположены лагеря повстанцев. Если бы Пакистан стал настоящей опорной
базой афганских моджахедов, Советский Союз вряд ли бы остановился на
Хиберском перевале, что вызвало бы непременно падение шаткого режима
генерала Зиа, и без того переживавшего большие экономические и социальные
потрясения.
Новая внешнеполитическая концепция США - "неоглобализм", как называли ее
многие советские (и не только) журналисты, политики и историки -
предусматривала наращивание военного присутствия американцев во всем мире и
особенно в зонах, объявленных жизненно важными для интересов США.
Активизировалось военное сотрудничество со многими странами третьего мира,
совершенствовались силы быстрого развертывания и оснащались крылатыми
ракетами и ракетами "Трейдент", наращивались и модернизировались ВВС и ВМС.
США постоянно держали в районе Персидского залива 1-2 авианосных
соединения.
В целом, являясь ответом на агрессию СССР в Афганистане, новая
внешнеполитическая стратегия США вызвала резкое обострение международной
обстановки, взвинтила гонку вооружений и на некоторое время затормозила
переговоры по сокращению вооружений. В результате такой внешней политики
США СССР ввязался в губительную для его экстенсивного хозяйства гонку
вооружения, на много лет приблизившую глубочайший экономический и
политический кризис, распад Союза и крах коммунистического режима. В
конечном итоге этими внешними и внутренними причинами и был вызван вывод
советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 года.



ООН и ситуация вокруг Афганистана.

В начале января 1980 года США взяли на себя инициативу выступления перед
Советом Безопасности ООН, который квалифицировал акцию Советского Союза как
открытое применение вооруженной силы за пределами своих границ и военную
интервенцию. СССР наложил вето на резолюцию Совета Безопасности; его
поддержали пять государств-членов Совета из третьего мира. 14 января 1980
года Генеральная Ассамблея ООН на своей Чрезвычайной сессии подтвердила
резолюцию Совета Безопасности 108 голосами против 14 *) - явное и полное
дипломатическое поражение СССР. Страну Советов поддержали только
полуколониальные и откровенно симпатизирующие ей страны. Образовался почти
единый фронт западных держав и государств третьего мира, в том числе
арабских и мусульманских, проголосовавших за такую резолюцию. Даже Ирак,
долгое время
получавший военную и техническую помощь из России, отвернулся от своего
бывшего покровителя.
Советско-американское заявление от 13 сентября 1991 года провозгласило
право афганского народа определять свою судьбу без вмешательства извне,
подчеркнуло необходимость прекращения военных действий, немедленного
проведения свободных выборов и создание переходного механизма под эгидой
ООН. В тот же день были взаимно прекращены поставки оружия в Афганистан. 15
ноября 1991 на переговорах между делегациями от моджахедов и от СССР и
РСФСР представители афганской оппозиции в принятом совместном заявлении
заявили о своем согласии с перечисленными в советско-американском документе
мерами по урегулированию ситуации в регионе. Но, к сожалению, кровопролитие
в стране продолжается.
На путях политического урегулирования афганской проблемы и создания в
Афганистане неагрессивного государства в дальнейшем необходимо
сосредоточить основные внешнеполитические усилия всех заинтересованных в
этом государств во взаимодействии со всем международным сообществом в
целом. Видимо, это сотрудничество большей частью будет проходить в рамках
ООН, поэтому повышение роли этой международной организации в регионе,
несомненно, будет весьма плодотворным для разрешения афганского кризиса.

Международно-правовое урегулирование кризиса.

Западные страны играли лидирующую роль в подталкивании СССР к переговорам о
выводе войск из Афганистана. Но советское руководство пошло на них лишь
после долгих лет войны, когда ее бесперспективность и безнадежность стала
очевидной. 14 апреля 1988 года было принято совместное советско-
американское соглашение "О взаимосвязи для урегулирования положения,
относящегося к Афганистану". Соглашение устанавливало крайние сроки вывода
советских войск из страны: половина ограниченного контингента выводилась к
15 августа 1988 года и все подразделения еще через шесть месяцев, то есть к
15 февраля Это соглашение было в точности выполнено советской стороной.
Было также принято "Двустороннее соглашение между Республикой Афганистан и
Исламской Республикой Пакистан о принципах взаимоотношений и, в частности,
о невмешательстве и об отказе от интервенции". Соглашение подчеркивало
необходимость "уважать суверенитет, политическую независимость и
территориальную целостность РА и ИРП", "обеспечивать, чтобы территория не
использовалась каким-либо образом для нарушения суверенитета, политической
независимости, территориальной целостности и национального единства или для
подрыва политической, экономической и общественной стабильности другого
государства" и " не допускать на своей территории обучения, снаряжения,
финансирования и рекрутирования наемников какого бы то ни было
происхождения". Необходимость соблюдения провозглашенных в этом соглашении
принципов взаимоотношения между РА и ИРП была зафиксирована в "Декларации о
международных гарантиях", принятая совместно СССР и США. После подписания
Женевских соглашений часть советских и большинство афганских руководителей
настаивало на том, чтобы сохранить присутствие в Афганистане 25%
находившихся там войск
для охраны коммуникаций (преимущественно на трассе Хайратон - Кабул) до
полного прекращения военных действий. Подобное половинчатое решение сводило
бы на нет все Женевские соглашения, хотя бы потому что для подержания
остававшегося контингента пришлось бы снова вводить дополнительные
формирования. Не смотря на определенный военный риск, советское руководство
в точности соблюло соглашения и вывело все войска к 15 февраля 1989 года.

Положение в Афганистане после вывода советских войск.

Прогнозы Запада о том, что кабульский режим сразу после прекращения
советского военного присутствия падет по причине своей полной
нежизнеспособности, а коалиционное правительство группировок моджахедов
приведет страну к миру после изгнания "коммунистической чумы", оказались
несостоятельными. Это свидетельствует о некоторой необъективности в их
подходе к афганской проблеме - пожалуй, единственное, в чем я могу не
согласиться с тогдашней точкой зрения Запада на афганскую проблему. Но, к
их оправданию, нужно сказать, что эта точка зрения также претерпела
изменения и была откорректирована временем. Действительно, вывод войск 15
февраля 1989 года не вызвал, как ожидалось, начала процесса умиротворения в
Афганистане, а, наоборот, побудил оппозицию к активизации военных действий.
Непосредственно за этим событием последовали крупнейшие наступательные
операции моджахедов под Джелалабадом, Хостом, Кандагаром, Кабулом,
Салангом. Однако, правительственные войска успешно отразили эти наступления
и в ряде районов перешли в контрнаступление, в результате чего восстановили
свое оперативное положение и смогли его удерживать еще три года. Оппозиция
была ослаблена, и в этом сыграли роль несколько факторов: во-первых, с
уходом подразделений советских оккупационных войск она была лишена своей
идеологической базы, побуждавшей афганцев к борьбе против завоевателей и
неверных; во-вторых, агрессивные тенденции Пакистана вызвали некоторые
патриотические настроения и оттолкнули часть повстанцев от борьбы с
правительством; в-третьих, СССР продолжал поставку оружия, хотя и в
сокращенном размере (что, между прочим, не противоречило Женевским
соглашениям и международному праву). С определенной степенью точности можно
говорить о том, что марксистский режим в Афганистане держался не только на
иностранных штыках, но и, по крайней мере, получил за время присутствия
контингента советских войск определенную опору внутри страны - на одном
только этом он не продержался бы три года.
Однако, пассивность РА в военных действиях, надежды на решение проблемы
силой, активная подрывная работа оппозиции в армии РА, связь в психологии
населения всех бед с Апрельской революцией и общая усталость и, главное,
отсутствие реальных действий для улучшения прежде всего экономической
ситуации в районах, контролируемых правительством, привели в конце концов к
падению режима Наджибулы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как я говорил в начале своей работы, я старался подойти к изучению
афганской проблемы прежде всего с точки зрения истории, в частности,
попытался понять истоки этой уже 20 лет не прекращающейся трагедии и
рассмотреть уже имеющийся международный опыт попыток умиротворения. Делать
прогнозы на будущее очень трудно, да это и не входит в мои задачи. Можно
лишь в наиболее общих чертах предсказать, что мир придет в эту страну еще
не скоро и что важнейшую роль в разрешении этого конфликта будут играть
международные организации, в том числе ООН. Не имеющая исторических
аналогий практика единодушия и согласованных действий всех наций мирового
сообщества по ликвидации вооруженных конфликтов (столкновение между Ираком
и Кувейтом, гражданские войны в Сомали и в Югославии), хотя сделаны пока
только первые шаги, имеет неограниченное поле применения в будущем и дает
возможность надеяться, что мы все-таки вступим в эпоху мира и согласия и
навсегда сможем уберечься от ужасов войны.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1.”США и региональные конфликты.” - М.:Наука,1990 г.



2. Гареев. М ” Афганская проблема - три года без советских войск”-
//Международная жизнь N2,1992 г.



3. Георгий Брудерер.”Афганская война” –Possev-Verlag, V.Gorachek KG, 1985.







Реферат на тему: Война в Чечне


Введение 2


1. Ход боевых действий 6

1. Федеральных войск 6
2. Буденновск, Первомайск, Кизляр 17

2. Политическая реакция в стране и в мире 18


Список литературы 35



Введение

Территория Чечни была заселена ещё в эпоху палеолита. От эпохи бронзы
(2-ое тыс. до н. э.) сохранились в основном погребальные памятники. Основой
хозяйства было пастушеское скотоводство и земледелие. Общественный строй –
первобытнообщинный. В раннем средневековье большинство равнинных и часть
предгорных районов Чечни входили в раннефеодальное государственное
объединение – Аланию. В горах обитали прямые предки Чеченцев, у которых
происходило интенсивное разложение первобытнообщинного строя. В 13 веке
Чечня подверглась опустошительным набегам монголо-татар. Низкий уровень
развития производительных сил способствовал сохранению в течение
длительного времени пережитков первобытнообщинного строя. На территории
Чечни существовали отдельные роды и общества, иногда враждовали между
собой. До начала 20 века существовала кровная месть. С конца 16 века из
Дагестана начал распространяться ислам, который в первой половине 19 века
стал государственной религией. В 16 веке в Чечне зарождаются феодальные
отношения. В начале 18 века за племенем нахчо утверждается этническое
название чеченцы (от аула Чечен).
Чеченская республика расположена на Северном Кавказе, территориально
граничит со Ставропольским краем, Дагестаном, Грузией, Осетией, Ингушетией.
Две трети республики - предгорье Большого Кавказа (средние высоты от 2500
до 3000 метров). Преобладающая область промышленности- нефтедобыча,
нефтепереработка. Чеченцы (самоназвание - нахчо), общая численность в Чечне
по переписи населения 1970 года- 508,9 тысяч человек. Говорят на чеченском
языке. Верующие - мусульмане-сунниты. Они относятся к коренному населению
Северного Кавказа. Первоначально чеченцы жили в горах, а в 15-16 веках они
начали переселяться на равнину в долину Терека. До 1917 года по месту
жительства чеченцы делились на две чести: Большую и малую Чечню. На
равнинах основное занятие- земледелие, в горах- скотоводство; развиты
домашние промыслы. за годы Советской власти коренным образом изменилась
культура чеченцев. Ликвидирована неграмотность, создана письменность,
выросла интеллигенция, широкое развитие получили различные виды искусства и
литература.
История "независимой Чечни" начиналась как фарс. Летом 1991 года мир
узнал о том, что некая, не вполне определенная, часть Чечено-Ингушетии
выходит из состава РСФСР и СССР и объявляет себя независимым государством
под названием Чеченская республика.
Так решил Общенациональный съезд чеченского народа, постановивший, что
высшим органом власти в этом, не имеющем границ, государстве является
исполнительный комитет во главе с его председателем, генералом в отставке
Д. Дудаевым.
В начале сентября 1991 года вооруженные национальные гвардейцы Дудаева
силой захватили здание Совмина, радио и телецентра, а затем, 6 сентября,
ворвались в помещение, где шло заседание Верховного Совета, и, как и
положено революционерам, взяли его штурмом.
Таким образом, в Чечне был совершен государственный переворот. Был
распущен ее Верховный Совет, и, в нарушение ряда статей Конституции РСФСР,
27 октября 1991 года были проведены незаконные выборы президента Чеченской
Республики и депутатов Верховного Совета.
За три года нахождения у власти правительства Дудаева республика
превратилась в криминальную зону. Развал милиции, прокуратуры, судов
способствовал росту преступности. В 1992-1993 г.г. на территории Чечни
совершалось ежегодно до 600 умышленных убийств, что в 7 раз превышало
показатели 1990 года. В 1993 году на Грозненском отделении железной дороги
нападению подверглось 559 поездов, разграблено около 4000 вагонов. За 8
месяцев 1994 года было совершено 120 вооруженных нападений на поезда, в
результате чего разграблению подверглись 1156 вагонов и 527 контейнеров[1].

Убытки составили десятки миллиардов рублей. Постепенно Чечня
становилась не только рассадником, но и экспортером преступности во все
регионы страны. На 1 декабря 1994 года объявлены в федеральный розыск за
совершение преступлений 1901 человек чеченской национальности.
Огромный ущерб российской экономике нанесла афёра с чеченскими авизо,
т. е. с фальшивыми платёжными поручениями чеченских банков, по которым
преступники получали наличными деньги. Таким образом, ущерб государству с
мая 1992 года составили 4 триллионов рублей[2].
Всего же в первой половине 1994 года в кредитно-финансовой сфере
выявлено три тысячи хищений, ущерб составил 900 миллиардов рублей. Из числа
преступников - 42 % являются жителями Чеченской Республики, более 60 % из
них находятся в розыске[3].
В Чечне процветало фальшивомонетничество. Всего изъято более 3,7
миллиардов рублей фальшивых денежных знаков[4].
Разгул преступности и бандитизма приводил к нарушению элементарных
прав человека. Люди были лишены защиты со стороны государства от преступных
посягательств. Не было ни работы, ни зарплаты, не выплачивались пенсии и
пособия.
В результате за три года нахождения Дудаева у власти из Чечни бежали
около 200 тысяч человек, т.е. до 20% населения. Около половины проживающих
здесь до 1991 года русских также бежали и нашли пристанище в различных
регионах России.
Дудаев управлял ситуацией только в Грозном и в пяти километрах от
него. Вся остальная территория управлялась кланами. И они творили по
отношению к местному населению всё, что хотели.
15 октября в Чечне начались бессудные расправы и аресты. А после 26
ноября - настоящие массовые репрессии, форменный геноцид по отношению к
русским в Чечне, массовые депортации, отъем квартир, ограбления, убийства.
В отчаянии русские были вынуждены свои дома, стоимостью не менее 100
миллионов рублей, отдавать даром тем, кто соглашался перевезти их имущество
в избёнку какой-нибудь русской деревушки.
Возросшее влияние национал-сепаратизма в Чечне угрожало ещё не
устоявшейся Российской государственности. Воспользовавшись противоречиями,
переросшими в открытое противостояние между высшими федеральными органами
страны, Дудаев провозгласил и стал осуществлять идею выхода Чечни из
состава Российской Федерации.
Федеральные власти пытались упорядочить обстановку в Чеченской
республике, разрешить кризисную ситуацию политическими средствами. Однако
их шаги не были решительными, постановления и заявления носили
уговаривающий характер.
Президент России Б. Ельцин в феврале 1995 г. сказал: "Мы ... тешили
себя надеждой, что ситуация может разрешиться сама собой, что здесь
возможен компромисс"[5]. Однако эти надежды не оправдались.
В этих условиях оставался единственный путь восстановления
конституционного порядка в Чечне - разоружить бандформированя. Возникла
необходимость ввода частей вооружённых сил Российской Федерации на
территорию Чечни.
В 1991 году в Чечне насчитывалось более 120 промышленных и 140
сельскохозяйственных предприятий. Добывалось свыше 3,5 млн. тонн нефти,
производилось 6% автомобильного бензина и дизельного топлива России. Более
того, практически все общенациональное производство авиационных масел (92%)
было сосредоточено в Грозном. Чечня была могучим перерабатывающим узлом
нефтехимического комплекса России.
К концу 1994 года валовой национальный продукт республики сократился
более чем на 70%, производство продовольственных товаров - более чем вдвое.
Наполовину сократилась добыча нефти, а объем её переработки упал с 18 млн.
тонн до минимума[6].
В то же время через Чечню шёл поток не законного экспорта нефти.
Миллионы долларов пополнили состояния главарей кланов, пошли на закупку
оружия.
Большие потери несла Россия от того, что товаропотоки приходилось
направлять в обход Чечни, что значительно удорожало перевозки. Как видно,
федеральная власть не признавала законность правительства Дудаева, однако
силовых мер не применяла до самого последнего времени. Тем не менее
становилось ясно, что ждать больше нельзя. И решение на применение воинских
частей и подразделений было принято.

1. Ход боевых действий


1. Федеральных войск

Боевые действия в Чеченской республике протекали в очень сложных
условиях. Большое влияние на ход боевых действий оказывали физико-
географические и природно-климатические условия. Дорожная часть развита не
достаточно, особенно в горных районах. Речная сеть развита не равномерно.
Преобладает сеть не больших рек и каналов. Местность местами болотистая.
Источники воды имеют большую бактериологическую зараженность. Воду в пищу
использовать нельзя из-за возникновения вероятности массовых желудочно-
кишечных заболеваний. Кипячение воды не дает положительных результатов,
особенно в горах из-за больших высот (вода закипает при температуре ниже
100 градусов по Цельсию). Летом температура воздуха достигает +40 градусов
по Цельсию, зимой -20 градусов по Цельсию. Характерны частые туманы и
дожди. В горах глубина снежного покрова достигает 1 метра, возможны частые
сходы лавин. Наблюдается резкое колебание суточной температуры в горах и на
равнине.
26 ноября 1994 г. сфоpмиpованное на скорую руку ополчение
антидудаевской оппозиции начало поход на столицу мятежной республики
Гpозный. Антидудаевский поход готовился Федеральной службой контрразведки и
лично ее руководителем Сергеем Степашиным на протяжении почти целого года.
Для поддержки чеченской оппозиции ФСК (впоследствии ФСБ) завербовала немало
российских военнослужащих, пообещав им легкую и молниеносную победу, а
главное - хорошее вознаграждение. Роль ударного отряда отводилась
полууголовным чеченским формированиям Руслана Лабазанова и Беслана
Гантемиpова, поссорившихся с Дудаевым его бывших сподвижников.
Предполагалось, что после взятия Грозного будет сформировано марионеточное
правительство, которое задним числом легализирует ввод российских войск в
Чечню. Однако московские стратеги не представляли, с чем им придется
столкнуться. Верные Дудаеву чеченские войска без особого труда разгромили
разношерстное ополчение. Провал операции ФСК послужил началом драматических
событий. Очевидно, победу Дудаева Ельцин расценил как пощечину. 29 ноября
1994 г. президент обратился к чеченским лидерам с требованием распустить
вооруженные формирования, угрожая в противном случае ввести чрезвычайное
положение. Одновременно Ельцин издал указ, предписывающий чеченцам сдать
оружие к 15 декабря, что было практически нереально. Но о реальности и
осуществимости сроков в Москве никто не беспокоился. Собравшийся 29 ноября
под руководством Ельцина Совет безопасности почти автоматически одобрил
подготовленный в недрах президентского аппарата план использования армии
против мятежной республики. Только министр юстиции Юрий Калмыков голосовал
против ввода войск. После заседания он подал в отставку - это был честный и
мужественный шаг. Кстати, будущий секретарь Совета безопасности Иван
Рыбкин, который в 1996-1997 гг. вел переговоры с Чечней, в тот момент
поддержал ввод войск. Дальше события развивались молниеносно. Уже 2 декабря
начались авианалеты на военные объекты на территории Чечни. Это говорило о
том, что московские лидеры вовсе не желали переговоров, они хотели
продемонстрировать силу и чеченцам, и другим фрондирующим республикам. 11
декабря, за четыре дня до истечения срока ультиматума, российская армия
тремя колоннами двинулась в Чечню. До сих пор идут споры о том, кто явился
инициатором войны на Северном Кавказе, как принималось это решение, какие
мотивы лежали в его основе. Еще до начала военных действий президентские
советники предложили Ельцину вариант создания антидудаевской оппозиции во
главе с провинциальным милиционером Умаром Автурхановым и союзным министром
Саламбеком Хаджиевым. Думаю, сценарий с искусственным формированием
антидудаевской оппозиции уже создавал предпосылки для силовых решений, ибо
было бы наивно полагать, что Дудаев легко откажется от власти. Кроме того,
Москва совершила ошибку, сделав ставку на ничем не примечательные и не
пользовавшиеся в Чечне уважением фигуры, которые явно не могли стать
центром консолидации сопротивления Дудаеву. Вообще нельзя было рассчитывать
на то, что чеченское население в массовом порядке поддержит выдвинутого
Москвой ставленника. Вся эта интрига отражала чисто советский подход к
усмирению строптивой республики, удивительно напоминавший попытку усмирения
Горбачевым Литвы в январе 1991 г. И в том, и в другом случаях почерк был
совершенно идентичен - вначале подготовка "оппозиции" (в Литве это были
"комитеты национального спасения"), провоцирование беспорядков, а затем
ввод войск во имя "защиты территориальной целостности". Силовой сценарий в
Литве дал толчок к распаду СССР и явился началом падения Горбачева.
Чеченское усмирение явно усилило враждебное отношение к Москве
северокавказских народов. Помимо этого чеченская война ускорила процесс
перерождения режима и заблокировала дальнейшие демократические
преобразования в России. Разумеется, сам Дудаев и его окружение отнюдь не
были ангелами. Дудаевская Чечня действительно превратилась в криминальную
зону, напичканную оружием и наркотиками. Однако Москва не только терпела
этот режим с 1991 г. - различные московские группировки тесно сотрудничали
с Дудаевым. Более того, ни одна махинация дудаевского pежима не удалась бы
без содействия влиятельных сил в Москве. Председатель думского комитета по
обороне Сергей Юшенков на вопрос, кто же подготавливал решение о чеченской
войне, дал такую версию случившегося: "Я думаю, что это были Лобов, Шахрай
и Егоров. Последний, несомненно, был мотором операции. И, конечно, Грачев,
Степашин"[7]. Любопытны были в версии Юшенкова мотивы, которые толкнули
российскую верхушку на чеченскую авантюру. "Мне Олег Лобов говорил: почему
бы нам тоже не провести такую операцию, которую США провели в Гаити? -
рассказывал Юшенков. - И престиж президента поднимется. И пришло время
показать власть"[8]. А вот что говорил Лев Пономарев о тех, кто составил в
окружении президента "партию войны": "Это силовые министры и руководители
аппарата президента. Те же люди, что в свое время сформировали ГКЧП. Особые
черты им придают роли, выполняемые руководителями президентских служб
безопасности - Коржаковым и Барсуковым"[9]. Коржаков в одном из интервью
расширил круг инициаторов чеченской войны: "Что касается истоков войны в
Чечне... спросите президентских советников, главу его администрации,
бывшего заместителя главы ФСК, который провел так много времени в этом
регионе, а также членов Совета Безопасности, в сферу ответственности
которых входит выработка рекомендаций по этому вопросу"[10]. В Москве много
говорили о том, что свою роль в провоцировании чеченской войны сыграл новый
министр по делам национальностей, заменивший на этом посту Шахрая Николай
Егоров, сделавший за короткое время молниеносную карьеру. Как и многие
другие представители южнороссийской элиты, он явно был настроен в пользу
силового давления на Чечню. Впоследствии обнаружилось, что все лидеры
северокавказских республик (кроме президента Ингушетии Руслана Аушева)
подписали письмо Ельцину с требованием навести "конституционный порядок" в
Чечне, что скорее всего тоже повлияло на принятие окончательного решения
Москвы.
Решение на ввод войск в г. Грозный было принято на заседании Совета
Безопасности Российской Федерации 26 декабря 1994 года.
Это было вызвано тем, что основной состав группировки незаконных
вооруженных формирований, значительное количество вооружения и боевой
техники к этому времени были сосредоточены в Грозном. Здесь же находились
и основные запасы оружия и боеприпасов. Незаконные вооруженные
формирования, несмотря на неоднократные обращения к ним о прекращении
сопротивления, продолжали упорные боевые действия, осуществляя частичный
организованный вывод своих подразделений на заранее подготовленные базы
на юге республики.
Особое внимание сторонниками Д.Дудаева было уделено обороне
Грозного, где с учетом отходящих сил и средств вооруженное сопротивление
оказывала группировка общей численностью около 9-10 тыс. человек (без
учета сил народного ополчения). На ее вооружении находилось до 25 танков,
35 единиц БМП и БТР, до 80 орудий наземной артиллерии (в основном 122-мм
гаубицы Д-30).
Для обороны Грозного чеченским командованием было подготовлено три
оборонительных рубежа:
внутренний - радиусом от 1 до 1,5 км вокруг президентского дворца;
средний - на удалении до 1 км от границы внутреннего рубежа в северо-
западной части города и до 5 км в его юго-западной и юго-восточной
частях;
внешний рубеж проходил в основном по окраинам города и был вытянут в
сторону Долинского.
На внутреннем рубеже 0 оборона чеченских формирований основывалась на
созданных сплошных узлах сопротивления вокруг президентского дворца с
использованием капитальных каменных строений. Нижние и верхние этажи
зданий были приспособлены для ведения огня из стрелкового оружия и
противотанковых средств. Вдоль проспектов Орджоникидзе, Победы и улицы
Первомайская были подготовлены позиции для ведения огня артиллерии и танков
прямой наводкой.
Основу среднего рубежа обороны составляли опорные пункты в начале
Старопромысловского шоссе, узлы сопротивления у мостов через р.Сунжа, в
микрорайоне "Минутка", на улице Сайханова и подготовленные к подрыву или
поджогу нефтепромыслы, нефтеперерабатывающие заводы им. Ленина и Шерипова,
а также химический завод.
Внешний рубеж обороны состоял из опорных пунктов на автомагистралях
Грозный, Моздок; Долинский, Катаяма, Ташкала; в пригородах г. Грозный:
Нефтянка, Ханкала и Старая Сунжа - на востоке и Черноречье - на юге.
Таким образом, характер подготовки Грозного к обороне позволял сделать
вывод о том, что Д.Дудаев и его сторонники не пойдут на добровольную
сдачу оружия и роспуск незаконных вооруженных формирований. В связи с
этим, в целях выполнения требований указов Президента, постановлений
Правительства и решений Совета Безопасности, у командования Объединенной
группировкой федеральных войск оставался единственный путь - овладение
Грозным и разоружение незаконных вооруженных формирований Д.Дудаева и
иностранных наемников прежде всего в столице Чеченской Республики.
С принятием решения на овладение г. Грозный началась тщательная
подготовка операции. Осуществлено ее планирование, проведены мероприятия
по организации взаимодействия и практической подготовке войск.
В результате перегруппировки и усиления войск, проведения ими
демонстративных действий, захвата господствующих высот и важнейших
рубежей, перекрывающих подходы резервов противника, город к 30 декабря был
блокирован с северного, западного и восточного направлений.
К исходу 30 декабря войска Объединенной группировки заняли исходные
районы для овладения г. Грозный.
Боевые действия за овладение городом начались 31 декабря 1994 года.
В 6.00 на 2 северном направлении 0 начали выдвижение к городу два
штурмовых отряда группировки войск "Север" (1 и 2 мсб 81 мсп 90 тд) и один
штурмовой отряд группировки войск "Северо-Восток" (мсб 255 мсп 20 мсд).
К 13.00 1/81 мсп вышел к железнодорожному вокзалу и занял его, а в 15.00
2 мсб этого полка блокировал президентский дворец. Практически без
сопротивления со стороны боевиков штурмовые отряды от 255 мсп и 68 орб 20
мсд, наступая вдоль р.Сунжа, вышли к мосту через нее восточнее площади
Орджоникидзе и блокировали этот район.
Решением командующего группировкой войск "Север" с целью наращивания
усилий на направлении в город была введена 131 омсбр - резерв командующего
группировки "Север". Не встретив организованного сопротивления со
стороны боевиков Дудаева, 1 и 2 мсб 131 омсбр вышли в район
железнодорожного вокзала и также заняли его.
На западном направлении штурмовой отряд от 693 мсп 19 мсд
группировки войск "Запад" в 7.30 начал выдвижение. В 16.00 подразделения
полка вместе с орб дивизии с боем ворвались в город, в последующем,
наступая в направлении президентского дворца, к 18.00 вышли в район
центрального рынка города, где были блокированы боевиками со всех сторон.
Связь с полком к этому времени была утеряна, под огнем боевиков полк начал
выход из города и к 24.00 занял круговую оборону в парке им. Ленина. В
течение ночи 1 января 693 мсп под артиллерийским обстрелом отражал атаки
боевиков, в одной из них утром принимал участие полк особого назначения МВД
ЧР.
Сводный пдп 76 вдд и сводный пдб 21 овдбр 31 декабря наступали в
направлении Андреевская Долина и к 13.00 вышли на рубеж по южной опушке
Андреевская Долина, где под воздействием огня НВФ перешли к обороне.
Таким образом, 31 декабря в центр города вошли подразделения только
группировок войск "Север" и "Северо-Восток". Именно это обстоятельство
позволило боевикам сконцентрировать основные усилия против 131 омсбр и
81 мсп. Учитывая оперативное положение и значимость потери ключевых
позиций в городе, на восстановление утраченного положения Д.Дудаев бросил
самые лучшие свои силы - "абхазский" и "мусульманский" батальоны, бригаду
специального назначения, боевики которых в течение суток атаковали 131
омсбр и 81 мсп, огнем артиллерии, минометов и ПТС пытались уничтожить
подразделения наших войск. Наши солдаты и офицеры выдержали этот шквал
огня и атак и нанесли значительный урон боевикам.
Причинами первоначальных неудач в боях за город явились:
нерешительность командного состава западной и восточной группировок
войск, низкая морально-психологическая подготовка и слабая обученность
личного состава, которому не просто было перебороть себя, столкнувшись
с ожесточенным сопротивлением, основанном на национальном фанатизме
чеченских боевиков.
Нельзя забывать и о "психологическом прессинге", который
противодействующая сторона активно оказывала на наших военнослужащих.
Входя в радиосети частей и

Новинки рефератов ::

Реферат: Кибернетика и синергетика наука о самоорганизующихся системах (Естествознание)


Реферат: Учреждения лишения свободы по новому уголовно-исполнительному законодательству (Уголовное право и процесс)


Реферат: Шпора по истории и культурологии (История)


Реферат: Перестройка и развал СССР (История)


Реферат: Мсфо28 (Бухгалтерский учет)


Реферат: Биология и глобальные проблемы современности (Философия)


Реферат: Идеалистическая философия (Философия)


Реферат: Первобытные верования (Религия)


Реферат: Устранение неполадок Windows 98 на аппаратном уровне. (Компьютеры)


Реферат: Реформа Петра Первого (История)


Реферат: Социальное призрение детей в России (Социология)


Реферат: Инвестиционная деятельность в Тюменской области (Инвестиции)


Реферат: Подготовка к школьному обучению детей с ЗПР (Педагогика)


Реферат: Конспект традиционного урока (Педагогика)


Реферат: Архитектура Москвы (Педагогика)


Реферат: Статья: "пойду ли я на дискотеку" (Культурология)


Реферат: Возникновение и эволюция Вселенной (Астрономия)


Реферат: Место истории Древнего Египта в мировой истории (История)


Реферат: Выбор инновационной стратегии (Менеджмент)


Реферат: Легитимность власти (Политология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист