GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Воспитание толерантности (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Воспитание толерантности (Педагогика)



«Теория и методика воспитания толерантности в начальном, среднем и
профессиональном образовании и образовательной области технологии»
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на
первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего
выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею
терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и
взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет
от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов
толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным,
политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание
возможности равноправного существования «другого»
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире
разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не
нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не
уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на
основе признания иного.
2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо,
ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических,
религиозных конфликтов, расовой дискриминации.
Президентом России В.В. Путиным разработана программа «Воспитание
молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на
формирование толерантного сознания и профилактики национального
экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной
проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в
обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо
воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя
корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что
очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия,
без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Действительно, образовательная деятельность является главным
средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации
принципов толерантности UNESCO, 1995». Основой, фундаментом толерантности в
самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта
индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия
толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).
На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком
другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания
толерантности.
Признание - это способность видеть в другом именно другого, как
носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание -
это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир
одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя
и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые
создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры
достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного
ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества,
условие гармоничных отношений в обществе.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры
толерантности с самых первых дней обучения.
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама
по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между
20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным
опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для
плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в
процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное,
уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание
толерантности способствуют развитию сотрудничества.
На мой взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях
авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий
воспитания толерантности является освоение учителем определенных
демократических механизмов в организации учебного процесса и общения
учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить
ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с
другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей
означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи
понимания ребенка.
Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться
по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим
примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и
семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на
воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный
труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения
самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и
живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь,
важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а
путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно
апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет,
сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через со-мышление
– В.Ф. Гумбольдт, что ведет к со-действию.
Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен.
Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставникаю.
Можно выделит две группы методов понимания:

1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка
исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости»,
индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого
субъективный, аутентичный смысл.

2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его
своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь
на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом
развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что
предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на
основе диалога.
Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни,
мнению, поведению, ценностям.
Представленная ниже система классных часов и коллективно-творческих
дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам
успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.
Программа "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного
возраста" предназначена для реализации в 1 - 4 классах и предусматривает
следующие направления обучения толерантности:
1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех
без исключения людей.
2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение
различий между людьми.
3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий.
Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие
друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий.
Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению
труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает
каждый при решении проблем через сотрудничество.
5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике
познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим
получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.
Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса,
школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества
взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.
Основной целью программы является формирование у детей навыков толерантных
отношений. Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:
. ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;
. ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;
. социально адаптированный ребенок.
Можно предложить следующую последовательность мероприятий, направленных на
воспитание толерантности:
1-5 классы: воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания
посредством вовлечения учащихся в открытое детское движение «Муравьиное
братство»
7-9 классы: обучение учащихся пониманию друг друга, умению
признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации,
раскрытие интереса к другим народам, нациям посредством музейой педагогики,
педагогики поддержки «Островок общения», работы учащихся по сохранению
школьных традиций («Министерство школьных традиций», «Триумфальная арка»)
10-11 классы: формирование активной жизненной позиции, развитие
способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и
признание права другого человека на такие же права посредством
самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся («Клуб
старшеклассников»).
В средних классах рекомендуется использовать интерактивные методы
обучения - это модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение
спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.
Интерактивное обучение - обучение, погруженное в процесс общения,
основанное на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими
учащимися и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в
зависимости от того, кто включен в работу).
Цели методики
- развитие эмпатических способностей у педагогов, детей и родителей;

воспитание терпимости к инакомыслию;

- развитие коммуникативных способностей как основного признака личности,
обладающей толерантным сознанием;

- воспитание у детей среднего школьного возраста неприятия к проявлению
жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру.
Цель урока-тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся)
условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:
- снимается страх перед самостоятельным высказыванием; - развивается
готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
- развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события,
осознавать свое отношение к миру;
- формируется умение ценить свою и чужую работу;
- закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.
Занятия строятся таким образом, что каждый участник "проживает"
различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к
творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать
свою позицию, а также понимать и принимать другого и т.д. Так, каждый
узнает себя как партнера по общению, открывает в себе самые разнообразные
стороны личности: те, которые помогают установить контакт и те, которые
мешают этому.
Занятия строятся в игровой форме. К такому виду работы оказываются
готовы участники и руководитель, которые более свободно чувствуют себя в
условно-импровизационной ситуации, где общение строится по предложенным
блокам: информационному, интерактивному, перцептивному. В каждой
предложенной ситуации как обязательные элементы присутствуют все стороны
общения. Блочная структура тренинга - информация-взаимодействие-восприятие
- позволяет последовательно выработать у каждого участника умение находить
свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую
роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным
членам группы.
Перцептивная сторона общения построена на формировании образа другого
человека. Это достигается умением понять через внешние действия человека
его внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо
отражаются в поведении. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не
только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию,
открыть для себя некоторые причины их поведения.
В задачи игр этого блока входит: развивать уважение и самоуважение,
преодолевать внутреннее беспокойство, учиться поддерживать друг друга,
уметь доверять и доверяться, преуспевать без соперничества, верить, что все
это необходимо и в школе.
Обучение через общение основано на умении принять чужую точку зрения и
поддержке; атмосфере, способствующей честности и открытости; на поощрении и
руководстве; на полном согласии и доверии учеников. Учитель и ученик -
часть одной команды, они работают над достижением общей цели.
В старших классах можно предложить следующую методику воспитания
толерантности:
1. Слово педагога о толерантности
o Игра "Ассоциации" (терпение; терпимость).
o Обсуждение ассоциативных понятий: сходство и различия -
определение понятий "Терпение, терпимость, толерантность".
2. Способы воспитания терпимости (толерантности); развитие восприимчивости
ко всему новому, необычному.
o Воспитание способности видеть Другого
o Игра "Смотрящий и видящий" .
o Обсуждение поведенческих характеристик, этических умений
"видеть Другого". Тест "Изменить себя или другого".
o Причины конфликтности людей (нетерпимости). Упражнение
"Эгоцентрик". Упражнение "Дружеский шарж".
o Способность "не видеть", "не замечать".
o Игра "Почта комплиментов".
o Рефлексия.
3. Воспитание способности "слышать Другого".
o Упражнение "психология восприятия информации".
o Упражнение "Поза и интонация".
o Упражнение "Заговори, чтобы я увидел".
o Рефлексия.
4. Воспитание способности "принимать Другого".
o Игра-эксперимент "Ракурс. Аспект. Позиция".
o Упражнение "А не странен ли кто?". "Что такое патагенное
мышление?"
o Упражнение "Аттракция".
o Рефлексия.
5. Тренинг. Техника повышения социо-культурной толерантности и эмпатии.
Планируемые результаты
- Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.

- Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных,
политических и т.п. разногласий.

- Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ» , под которым
подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.
Диагностика толерантности проводится путем психолого-педагогического
мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии
(Айзенка, Веймера и др.)


Предложения, сформулированные нами по воспитанию толерантности, вполне
применимы в воспитательном процессе и, на наш взгляд, соответствуют
теоретическим закономерностям воспитания толерантности.
Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве
безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы
систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие
культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники
нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в
области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания,
укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными
людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и
языковыми группами, а также нациями.
Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие
влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно
должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого
мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на
моральных ценностях.

Список использованной литературы
1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности //
Мемориал. 2001., №24, с.61-63.
2. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. //
Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.
3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001
№ 9, 2002 № 1.
4. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг
социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
5. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.
6. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование,
2001, № 9; 2002, № 9.
7. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы
"Формирование установок толерантного сознания и профилактика
экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ
Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования
2001, № 20.







Реферат на тему: Воспитание трудовых навыков в уголке природы


Содержание



Введение 1

Труд детей в уголке природы в младших группах 2

Труд детей в уголке природы в средних группах 3

Труд детей в уголке природы в старших группах 5

Труд детей в уголке природы в подготовительных группах 10

Заключение 23

Список литературы 25



Введение

Восприятие природы помогает развивать такие качества, как
жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему
живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы,
разорять гнезда, обижать животных.
Природа способствует умственному развитию детей, их логическому
мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при
закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок,
полетом ласточки, у ребенка развевается художественный вкус, он сможет
глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими
руками.
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется,
поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном,
виденном.
Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство
с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно
нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности,
волевых качеств.
Посильный «добрый» и «умный» труд, труд, нередко связанный с игрой, -
именно та необходимая деятельность ребенка-дошкольника (помимо собственно
игры), которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое
включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания в семье и
детском саду неизмеримо повышает самоценность периода дошкольного детства,
а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.
Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания
невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый
человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со
своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.
Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие
представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего
возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой,
организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать рыб,
птиц, растения, видеть заботу воспитателя о них, получают первые
элементарные трудовые навыки.

Труд детей в уголке природы в младших группах

Во второй младшей группе полученные в предшествующих группах
представления о природе расширяются. Прививаются трудовые навыки по уходу
за растениями и животными: с помощью воспитателя дети кормят рыб, птиц,
поливают комнатные растения, вытирают большие листья, сеют крупные семена
цветов, сажают лук, поливают растения на грядках и др.
Уход за комнатными растениями малышам еще недоступен: воспитатель
делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание
к своим действиям, предлагает посмотреть, как льется вода из лейки, как она
впитывается в землю; некоторые дети могут и немного помочь взрослому:
подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой
и т.д. В процессе работы необходимо объяснять детям, что поливают растения
и вытирают пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.
Ухаживая в присутствии детей за комнатными растениями, необходимо
привлекать внимание детей к растениям уголка, все чаще и чаще привлекать их
к посильной помощи и к наблюдениям, используя для этого разные приемы:
предлагать погладить плотные гладкие листья растений, понюхать,
полюбоваться цветками герани, фуксии, вспомнить, как называется данное
комнатное растение, и т.д. В конце зимы малыши сажают лук. Каждый ребенок
сажает свою луковицу в наполненный землей ящик (луковицу можно сажать почти
вплотную).
Предлагается детям сначала потрогать землю: она мягкая, рыхлая,
рассмотреть свою луковицу. Потом каждый ребенок по указанию делает
неглубокую ямку, кладет в нее свою луковицу (ростком вверх), а затем
вдавливает ее в землю- луковица должна плотно сидеть в земле.
В конце апреля в начале мая проводится посев крупных семян бобов,
фасоли, настурции.
В уголке природы помещают цветы, принесенные с прогулки, пойманных
жуков, бабочек и т.д. Приучать детей ставить цветы в вазочки, банки,
составляя из них букеты.
Красиво оформленный аквариум в группе сразу привлечет внимание детей.
Наблюдая за плавающими рыбками, объясняется, как рыбки плавают- двигая
хвостом и плавником, спрашивается, есть ли у них глаза, рот. При кормлении
рыб, дети наблюдают, как рыбы быстро подплывают к корму и схватывают его.
В дальнейшем при кормлении рыб малыши всегда приглашаются посмотреть,
как это делается, а затем предлагается некоторым помочь покормить рыбок.
Конечно, дети делают это под присмотром, так как сами они не скоро усвоят,
сколько корма можно давать рыбкам.
Уход за птицами намного сложнее, чем за рыбками. Птицу необходимо
кормить регулярно, и не один раз в день, иначе она погибнет. В клетке
всегда должно быть очень чисто. Воду в поилке нужно менять не реже двух раз
в день, ежедневно менять песок на дне клетки, чистить жердочки.

Труд детей в уголке природы в средних группах

В средней группе дети более самостоятельные. Они приобрели некоторые
знания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке природы. Теперь
они уже могут под присмотром ежедневно выполнять поручения: полить
растения, накормить рыбок, птиц, нарвать свежей травы кролику и др. Теперь
стоит задача- продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе,
приучать их заботится о животных и растениях.
Комнатные растения- постоянные обитатели уголка природы во всех
группах детского сада. Это дает возможность учить детей ухаживать за
растениями.
Уход за растениями в начале года осуществляется в присутствие детей.
Постепенно привлекая их к посильной помощи, показывая, как наливать воду,
как держать лейку, поливать, обтирать листья, называя предметы ухода,
приучая детей класть все на свои места.
Вначале под наблюдением, а затем самостоятельно дети выполняют
поручения по уходу за растениями: вытирают крупные листья, поливают. В
средине зимы уже можно проводить совместное мытье комнатных растений с
небольшими подгруппами детей.
Поручается двум-трем детям обтирать растения, остальным поиграть,
объяснив, что в следующий раз эту работу будут делать другие. Горшки с
растениями ставятся на скамеечки или на пол, если растения высокие.
В начале предлагается посмотреть, как обтирать листья, показывая, как
проводить тряпочкой по листу в одном направлении от черешка к концу, иначе
лист может сломаться. Затем дети закатывают рукава, чтобы не испачкать их.
Каждому предлагается намочить тряпочку в тазу, выжать ее, положить лист на
ладонь левой руки, а если лист большой, положить лист на всю ручку, до
локтя, и осторожно вытирать, Во время работы необходимо наблюдать за каждым
ребенком. Двум-трем детям можно поручить вымыть поддоны в другом тазу с
теплой водой.
После работы вытирают пол, ополаскивают тряпочки ,выжимают их и
развешивают для просушки, затем растения ставят на место
Осматривая растения после работы, необходимо спросить детей: «Какие
стали растения после того, как их вымыли?» Подвести детей к выводу:
растениям необходим уход, тогда они будут лучше расти и развиваться.
Продолжается знакомство детей с рыбками, птицами ,мелкими животными
уголка природы.
Ребенок пятого года жизни может оказать помощь в уходе за птицами:
помыть поилку, налить воду, насыпать корм. Поставить поилку и кормушку на
определенное место. В процессе этого труда дети наблюдают, как клюют птицы,
как пьют, купаются, разбрызгивая воду, ставят лакомства-всходы овса в
горшочке, которые сами для них вырастили.
Участие ребенка в уходе за птицами способствует воспитанию заботливого
отношения к живым существам, умения внимательно за ними наблюдать,
узнавать(мелкие птицы даже взрослым часто кажутся очень похожими).
В уголке природы средней группы можно содержать морскую свинку или
кролика (если есть соответствующие условия). Теперь наблюдения за этими
животными могут быть не только кротковременными на занятиях, но и во время
ухода за ними. (Кролика нельзя держать в групповой комнате.)
Следует помнить, что пример взрослых является главным условием
воспитания у детей интереса и бережного отношения к природе.
В течении зимы дети сеют овес для кроликов и птиц (им необходим
зеленый корм), как и малыши сажают лук, следят за его ростом, осторожно
поливают (не заливая луковицы).
Весной уголок, да и всю групповую комнату, украшают первые весенние
цветы: мать-и-мачеха, голубая и белая перелески, сон-трава, хохлатка,
гусиный лук или др.
Летом в уголок природы дети приносят растения поля, луга и леса.
Уголок природы в старшей группе отличается большим разнообразием
растений и животных. Организация труда и наблюдений здесь тоже иная, так
как дети уже имеют представления о растениях и животных и навыки ухода за
ними. Поэтому уход за объектами в уголке природы осуществляют уже дежурные
под руководством воспитателя.
В этой группе большое место занимают длительные наблюдения детей за
ростом и развитием растений и животных. В этом большую роль играет
систематическая и правильно организованная воспитательная работа с детьми в
уголке природы.
Как и во всех группах детского сада, постоянными и обязательными
растениями уголка природы являются комнатные растения.
Уход за растениями в уголке природы осуществляют дежурные под
руководством воспитателя (дежурства организуются в начале года). Они
поливают растения .Поливка растений является для детей трудным видом ухода.
Увлекаясь самим процессом поливки, они могут поливать одно и тоже растение
несколько раз в день. Поэтому эта работа выполняется детьми под контролем
воспитателя. Привлекая все ребят поочередно к поливке, необходимо учить
каждого ребенка, как нужно правильно держать лейку (прикладывая ее носик к
краю горшка), приучать лить воду понемногу, не торопясь, лить воду нужно до
тех пор, пока вся земля в горшке не будет влажной и на поддоне не покажется
вода.
При уходе за луковичными растениями поливают только землю и ни в коем
случае не заливают луковицу. Необходимо объяснить детям, что поливать
растения надо водой, которая уже стояла в комнате. Необходимо также
напомнить, что листья растений нужно содержать в чистоте, обмывать теплой
водой: холодная вода им вредна. Растения с мелкими листьями (например,
традесканцию, бегонию вечноцветущию) поливают из лейки с ситечком, ставя
растения в таз.
Необходимо показать, как рыхлить палочкой землю в горшках, постепенно
приучая к этому уходу и детей.
В течение весенне-летнего периода, когда растениям нужно больше
питания, необходимо при детях подкармливать растения органическими или
минеральными удобрениями, привлекая детей к работе (полить растения водой
до и после подкормки), объясняя им цель подкормки.

Труд детей в уголке природы в старших группах

В старшей группе детей знакомят с некоторыми способами размножения
растений. Для этого пересаживают и размножают два-три растения. В этой
работе принимают участие и дети.
Хорошо, если каждый ребенок будет вести наблюдение за ростом и
развитием своего черенка и все интересное (по своему желанию) зарисовывать
в индивидуальный альбом. Такие альбомы могут быть использованы как
иллюстрации к беседе о комнатных растениях.
Выращенные растения дети могут подарить малышам либо пополнить уголок
природы дома.
В уголке природы старшей группы могут быть те же животные, что и в
подготовительной к школе группе. Разница лишь в объеме знаний, которые
получают дети о том или ином животном, менее самостоятельном уходе за ним
(осуществляется он всегда под контролем и при непосредственном участии
воспитателя), более ограниченном сроке пребывания некоторых животных в
уголке природы.
Основное требование, которое необходимо выполнять при содержании
животных в уголке природы, — создание нормальных условий для их жизни.
Прежде чем приобретать животных, необходимо приготовить помещение для них,
стараясь приблизить условия пребывания животного в неволе к естественным и
заранее заготовить корм. Животных нельзя держать в маленьких, узких,
низких, не подходящих для них клетках, стесняющих естественные движения.
Белок и большинство птиц лучше содержать не в клетках, а в просторных
вольерах (от пола до потолка), сделанных из деревянных рам с натянутой
металлической сеткой.
Для таких животных, как кролик, морская свинка, еж, нужны деревянные
клетки - невысокие, но просторные, дающие возможность животным свободно
двигаться.
При недостатке места в большой вольере для птиц можно выделить место
для содержания морской свинки. В этом случае в вольере выгораживается
помещение достаточного объема с потолком из фанеры, чтобы животные не
беспокоили друг друга.
Мелких птиц можно держать в небольших клетках. Их лучше вешать на
стенку вблизи окна на высоте 1,5 м от пола.
Для ухода за животными нужен специальный инвентарь. Все предметы ухода
за животными размещаются вместе с инвентарем по уходу за растениями.
Некоторые предметы, например щетку, сметку и др., удобно держать
непосредственно в вольерах.
Следует помнить взрослым и дать понять детям, что содержанию птиц,
зверьков в уголке природы надо уделять самое серьезное внимание. Живое
существо — это не игрушка, оно требует большого внимания и тщательного
ухода: ежедневно в одно и то же время два три раза кормить, менять воду по
мере загрязнения. (Не забывать на выходной день оставлять корм, воду!)
Очень важно ежедневно убирать клетку. Один раз в месяц производить
тщательную уборку: все ее части вымыть теплой водой с мылом.
Нельзя допускать, чтобы животные гибли от недосмотра. Поэтому,
выпуская их иногда из клетки, надо принять меры предосторожности: закрыть
окно и форточку, чтобы не вылетела птица, не выскочила белка. Нельзя
оставлять без присмотра на длительное время ни одно животное.
Рыбы являются обязательными и постоянными обитателями уголка природы
во всех группах детского сада.
Для содержания рыб можно использовать различные аквариумы. Однако
следует учесть, что в круглых аквариумах несколько искажается форма тела
рыб и растений.
Лучшими аквариумами во всех отношениях являются широкие
четырехугольные в металлической оправе (каркасе). Новый аквариум надо
проверить, не протекает ли он, затем тщательно вымыть, насухо вытереть и
поставить на определенное место, лучше всего на специальный столик на
небольшом расстояний от окна.
Установив аквариум, надо подготовить грунт - тщательно промытый и
прокаленный крупнозернистый речной песок. Его нужно класть неровным слоем —
с наклоном к середине аквариума и к одному его краю, тогда грязь будет
скапливаться в одном месте, и ее легко удалить с помощью стеклянной или
резиновой трубочки. Поверх песка положить камешки, ракушки, посадить
растения, чтобы придать аквариуму сходство с естественным водоемом.
Особенно важно посадить растения. Только при этом условии можно
поддерживать биологическое равновесие в аквариуме. Растения обогащают воду
кислородом, который необходим для дыхания рыб, и поглощают углекислоту.
Кроме этого, икромечущие рыбы откладывают икру на листья растений, листья
служат убежищем для мальков, для некоторых рыб они являются добавочным
питанием.
После того как грунт подготовлен, посажены растения, можно наполнить
аквариум водой. Воду из крана следует предварительно выдержать несколько
дней в другой посуде к ни в коем случае ее не подогревать, так как в
подогретой воде меньше воздуха. Наливать воду надо осторожно, чтобы не
вымыть посаженные растения. Можно это делать по-разному: пользоваться
шлангом, положив его на грунт, специальной воронкой для наливания воды или
лить воду на лист писчей бумаги на блюдце, поставленное на дно, или
направлять струю воды на свою руку, опущенную в аквариум.
В аквариум желательно поместить несколько пресноводных улиток; они
своего рода санитары — очищают стенки аквариума и съедают остаток корма.
Пополнять аквариум рыбами нужно постепенно, рассматривая и сравнивая
новых рыб с помещенными раньше.
В уголке природы старшей группы рыбы должны быть разные: неприхотливые
аквариумные рыбки — золотая рыбка и ее разновидности— и рыбы пресноводных
водоемов, например маленький карп. При хорошем уходе он быстро растет, и
дети, начав за ним наблюдать в старшей группе, продолжат это наблюдение в
подготовительной к школе группе.
Важное условие содержания рыб в аквариуме — правильное их кормление.
Лучшим кормом для всех рыб является живой корм: мотыль-личинка комара-
дергуна. Каждой рыбе в день нужно давать два — четыре червячка. Хранят
мотыль во влажной тряпочке в прохладном месте, так он сохраняется в течение
недели. Из сухих кормов в основном употребляют дафний. Сухого корма рыбам
также дается определенная норма.
Хорошо чередовать сухой корм с живым мотылем, при кормлении только
сухим кормом рыбы плохо растут, а тепловодные не размножаются. Кормить
хлебом или сухарями не следует, так как от них закисает вода и загрязняется
песок, приходится часто менять воду.
Кормить рыб надо в одно и то же время (один-два раза в день), бросать
корм лучше в стеклянную рамочку-кормушку, чтобы он не расплывался по всему
аквариуму. Нетрудно приучить рыбок подниматься за пищей на звук
колокольчика или на звук, получающийся при постукивании чем-нибудь о стенку
аквариума. Это повышает интерес детей к уходу за рыбами. Остатки пищи,
опустившиеся на дно, надо обязательно выловить стеклянной трубочкой.
Это делается так: трубочку, прикрытую сверху пальцем, опускают на
остатки корма, на дно, затем снимают палец, и корм вместе с водой
поднимается в трубочку; трубочку опять закрывают пальцем и вынимают из
воды. Так повторяют до тех пор, пока на дне совершенно не останется корма.
Для резиновой трубки нужно иметь всасывающий баллон (обыкновенный
детский резиновый баллончик).
Если кормят рыб правильно, грязь из аквариума удаляется и в нем есть
достаточное количество растений, воду можно не менять месяцами. Но если эти
правила не соблюдаются, рыбы чувствуют себя плохо, приходится менять воду
часто.
В загрязненной воде с малым количеством кислорода рыбы задыхаются и,
стоя почти вертикально у поверхности воды, заглатывают атмосферный воздух,
что очень обессиливает их. Нужно также избегать и перенаселения аквариума.
Следует исходить из того, что для каждой рыбы длиной 10 см требуется не
меньше 2 л воды.
Менять воду в аквариуме и мыть его лучше всего в присутствии детей,
привлекая их к помощи, воду выливать шлангом. Перед этим рыб вынимают
специальным сачком. Ни в коем случае нельзя разрешать детям брать рыб
руками: рыбы могут заболеть.
Двое-трое детей моют камешки, песок и растения промывает воспитатель
несколько раз при детях.
Воду не обязательно всегда менять полностью, можно вылить ѕ ее в
аквариуме, протереть его стенки и долить свежей воды, при этом рыб не
удаляют и не вынимают растения.
В старшей группе дети продолжают наблюдать и за насекомыми — жуком
плавунцом, если он остался жить в группе с лета,
После переезда с дачи в город воспитатель выясняет, что осталось у
детей в памяти об этом жуке, предлагает сравнить его с рыбками, спрашивает,
почему он в отдельной банке, а не вместе с рыбками. Дети рассматривают
плавающего жука, кормят его, наблюдают, как жук схватывает мясо своими
сильными челюстями; некоторые дети вспоминают, как он ползает. В процессе
ухода за обитателями уголка дети заметят, что жук время от времени
поднимается к поверхности воды и выставляет задний конец своего тела (он
дышит, захватывая атмосферный воздух). Иногда дети замечают на заднем конце
тела жука пузырек воздуха. Воспитатель объясняет, что во время дыхания жук
забирает под крылья воздух и потом долго находится под водой.
Надо помнить, что на дно банки, в которой находится жук-плавунец,
необходимо положить камешек покрупнее, чтобы жук под ним мог задержаться на
дне, иначе его тело сравнительно легко выталкивается водой, и ему
приходится делать усилия, чтобы не всплыть.
Как и в средней группе, в старшей лучше всего иметь какую-нибудь
зерноядную птицу — чижа, снегиря, щегла, чечетку. Все они радуют детей
песенками, повадками (например, чиж забавно купается), привлекают окраской
перьев.
В дополнение к тем птицам, которые рекомендуются для средней группы, в
старшей группе можно иметь синицу. Она питается насекомыми, их личинками и
яйцами (даже зимой), в поисках их она в разнообразных позах держится иногда
на самых тонких ветвях дерева.
Синицы прилетают и на кормушку, если положить семена конопли,
дробленые семена подсолнечника, кусочки сала. На кормушке синица ведет себя
как настоящий хозяин: отгоняет других птиц и даже постоянных посетителей —
воробьев.
В уголке природы дети могут познакомиться с синицей еще ближе: заметят
ее подвижность, рассмотрят тонкий и вместе с тем сильный клюв, увидят,
какое у синицы (имеется несколько видов) яркое оперение: черная головка,
белые щеки, черная полоска на лимонно-желтом фоне груди (черная полоска
ярче выражена у самца). Прирученную синицу можно выпускать, но кормить
необходимо в клетке, тогда она будет сама в нее залетать. Когда синица вне
клетки, за ней необходимо следить, так как она может забиться в игрушки и
погибнуть или упасть в аквариум, в ведро с водой.
Кормом для синиц является смесь муравьиных яиц с тертой морковью,
семена конопли. Кроме того, добавляются почки ивы и фруктовых деревьев,
кусочки сала. Синицу большую нельзя держать с другими мелкими птицами, так
как она может забить их до смерти.
Ежедневный уход за птицами в старшей группе заключается в следующем:
подготовке корма, мытье кормушек, поилок, ванночек для купания, засыпке
корма в кормушки, наполнении водой поилок и ванночек, чистке клеток с
выдвижным дном (перемена песка, чистка жердочек), расстановке кормушек (не
по жердочкам), поилок, ванночек в клетках. В зимнее время дети
подготавливают птичкам лакомый корм — зеленые всходы овса.
Весь уход за птицами осуществляется под контролем и при
непосредственном участии воспитателя.
Бывают случаи, когда из гнезда выпадает грачонок. Его можно взять и
выкормить кусочками мяса, булкой, размоченной в молоке, земляными червями.
Такой грачонок может вырасти, привыкнуть и даже осенью не улететь. Особенно
часто это случается с грачом, у которого были повреждены крылья. Помещение
для него можно сделать, отгородив в конце коридора или в другом месте
проволочной сеткой небольшое пространство. В не морозную зиму ему можно
устроить жилье и на дворе. Летом он будет жить на участке. Грач быстро
становится ручным и ходит за детьми, доставляя им большое удовольствие.
Дети знакомятся с повадками и жизнью птиц.
Уход за живыми объектами в уголке природы осуществляют дежурные под
руководством воспитателя. Эта работа приучает ребенка к ответственности и
аккуратному выполнению своих обязанностей и вместе с тем дает возможность
накапливать знания и трудовые навыки.
Дежурства в старшей группе вводятся в начале учебного года. Работа
дежурных в уголке природы, где дети имеют дело с живыми организмами,
является более сложной, чем другие виды дежурств.
В уголке природы не бывает буквального повторения одних и тех же
действий, поэтому дети должны постоянно проявлять инициативу, смекалку.
Рыбы требуют одного ухода, жук-плавунец — другого (хотя, и не сложного),
для птиц нужно создать совсем иные условия, чем для рыб, и т. д. Да и
комнатные растения, как уже было сказано, нуждаются в различном уходе: одни
любят солнце, других, наоборот, нужно убрать в тень, одни нуждаются в
обильной поливке, другие боятся излишней влаги. Все это обязывает
воспитателя тщательно планировать работу детей по уходу за обитателями
уголка.
Перед назначением первых дежурных по уголку природы проводится беседа:
воспитатель показывает и рассказывает, в чем заключаются обязанности
каждого дежурного, знакомит с содержанием шкафчика, в котором хранятся
предметы, нужные для дежурных, показывает, где висят фартуки, где стоят
половые щетки и т. п., объясняет, в каком порядке их нужно оставлять после
дежурства.
В уголке природы каждый день дежурят несколько человек: один или. двое
ухаживают за растениями (в зависимости от количества растений и навыков
детей), один кормит рыбок и плавунца, двое ухаживают за птичкой, один
готовит и ставит корм, воду, другой в это время следит, чтобы птичка не
вылетела из клетки, затем он вынимает из клетки дно, высыпает грязный и
насыпает чистый песок.
По окончании дежурства воспитатель проверяет, все ли сделано
правильно: не стоят ли кормушки и поилки под жердочками, чистые ли
жердочки, дает оценку работе и указывает, как нужно исправить ошибки,
которые были допущены. Дежурных к концу года лучше назначать, на два-три
дня.
Периодически проводится уборка уголка природы с участием всей группы.
При правильной организации уборка проходит спокойно и весело. Все предметы,
которыми дети пользовались во время уборки, должны быть оставлены чистыми и
сложены в порядка на определенные места. По окончании работы воспитатель
проводит беседу с детьми о том, как проявил себя каждый участник уборки,
какое значение имеет общая уборка и как дежурные должны поддерживать
чистоту и. порядок в уголке.

Труд детей в уголке природы в подготовительных группах

Уголок природы в подготовительной к школе группе должен отличаться от
уголка в старшей группе, как по количеству, так и разнообразию обитателей.
Значительно расширяется объем знаний, которые получают дети 6—7 лет,
благодаря более глубокому знакомству с жизнью разнообразных видов растений
и животных, а также в результате привлечения детей к более сложным видам
ухода за ними.
Учитывая возможности детей и требования программы, в уголке природы
подготовительной к школе группы, помимо растений, рекомендованных для
старшей группы, нужно вносить такие растения, которые требуют разного ухода
в зависимости от условий их жизни на родине. Например, кактусы (филокактус,
зигокактус) или другие, родиной которых являются безводные пустыни, где 3/4
года почти не бывает дождей, в комнатных условиях также требуют редкой
поливки и более солнечного места. Наоборот, растения тропических болот, как
например циперус и др., которые на родине привыкли к большому количеству
влаги, требуют более настой поливки, дм вреден прямой солнечный свет. А
такие растения, как кринум, амариллис, надо не только поливать с поддона,
как все луковичные, но и создать им условия покоя в холодное время года.
Амариллис интересен еще тем, что его можно заставить цвести в разные сроки.
Воспитателям очень важно знать о жизни каждого растения на родине,
чтобы обеспечить правильный уход за обитателями уголка природы.


Кливия Бегония рекс
Амараллис

Интересно иметь и такие растения, на которых можно показать детям
разные способы размножения: не толь стеблевыми черенками и живыми
кустиками, но и луковицами-детками, отпрысками селением куста, а также
листовыми черенками (бегония рекс, узамбарская фиалка).
Вносятся также разновидности некоторых растений, например разные
бегонии, герани или др. Это дает возможность воспитателю учить детей
находить сходство и различия между растениями. Желательно иметь в уголке
природы растения, выращенные самими детьми из косточек (например, лимон) и
черенков. Хорошо иметь какое-либо растение разного возраста, например
кринум молодой, кринум с большой кроной и цветущий или другое растение.
Не надо гнаться за большим количеством растений — важно, чтобы они
всегда были в хорошем состоянии.
Выбор растений для уголка природы во многом зависит от конкретных
условий каждой групповой комнаты - ее освещения, температуры.
Уход за растениями. С некоторыми видами ухода за растениями —
поливкой, мытьем листьев, удалением сухих листьев — дети знакомились в
предыдущих группах. В подготовительной к школе группе детей учат новым
приемам ухода: рыхлению, опрыскиванию, разным способам очистки листьев от
пыли, весной — подкормке, пересадке, размножению растений. Они должны
понимать значение того или иного вида ухода за растениями.
Одним из наиболее важных и трудных по освоению видов ухода за
растениями является поливка. Детей нужно научить не только правильно
поливать, но и определять недостаток влаги в горшке по сухости верхнего
слоя земли.
В начале учебного года при возобновлении дежурств по уголку природы
надо повторить прием правильной поливки растений.
Следует обратить внимание детей на поддонник и на водосточное
отверстие на дне горшка, через которое стекает лишняя вода. Ее сливать не
надо, так как вместе с водой вымывается из земли некоторое количество
нужных растению питательных веществ, поэтому лучше, чтобы она снова
впиталась в землю.
Ничто так не увлекает детей, как поливка. Иногда один дежурный польет
растение и другой поливает его же. Наблюдается и другая крайность: дети,
боясь залить растение, поливают его недостаточно или вовсе забывают полить.
Растение начнет засыхать от недостатка влаги. Поэтому очень важно, особенно
на первых порах, следить за работой детей.
В процессе ухода воспитатель объясняет, что одни растения, например
примулу, традесканцию, надо поливать часто, чтобы земля всегда была сырая,
другие же, например алоэ, кактусы, наоборот, — только тогда, когда земля в
горшке совсем высохнет; у некоторых растений (циперус) вода всегда должна
быть на поддоне.
Можно объяснить детям, что есть растения, которые зимой почти не надо
поливать, например кринум, амариллис, только изредка наливать воду в
поддонник: они в это время не растут, а отдыхают.
Все знания, умения усваиваются детьми не сразу, а постепенно.
При поливке растений необходимо учитывать период развития (время
года), погоду, степень сухости помещения. В период роста (весной и летом)
растения требуют обильной поливки, т. е. более частой, в период покоя
(осенью и зимой) — умеренной, более редкой. Но в жарко натопленных
комнатах, особенно при паровом отоплении, когда земля в горшках быстро
высыхает, надо и зимой поливать растения часто. Больше надо поливать
растения во время цветения. В летнее время полезно выносить растения под
дождь.
Растениям обычно вредна как чрезмерная поливка, так и пересыхание
земли. В первом случае земля закисает, листья желтеют и отваливаются. Тогда
следует пересадить растения в меньший горшок, обрезать загнившие корни и
места среза присыпать древесным углем. При сильном пересыхании вода не
впитывается пересохшим комом, а скатывается по стенкам горшка. В этих
случаях надо растение поставить в таз с водой, чтобы вода доходила до краев
горшка, и держать до тех пор, пока земля не пропитается водой через
водосточное отверстие (часов пять-шесть).
Опрыскивание. Для лучшего роста растений весной и летом нужно их не
только поливать, но и ежедневно опрыскивать водой комнатной температуры.
Детей можно научить опрыскивать растения из пульверизатора или с помощью
пробки-распылителя, вставленной в бутылку. Первое время воспитатель
опрыскивает растения сам в присутствии детей и постепенно привлекает к этой
работе дежурных, Надо следить, чтобы дети опрыскивали растения аккуратно:
рекомендуется поставить растения в таз, в противень или на клеенку,
положенную на пол.
Летом, в жару, хорошо опрыскивать растения по два раза в день. Надо
объяснить ребятам, что на солнце опрыскивать растения нельзя: на листьях
появляются ожоги. Некоторые- растения, листья которых покрыты волосками
(бегония реке, герань), нельзя опрыскивать.
В сухих помещениях для увлажнения воздуха полезно и летом и зимой
ставить между растениями сосуды с водой: банки, плошки, глубокие блюдца,
кувшины.
Содержание растений в чистоте. Следует объяснить детям, что пыль,
оседающая на листьях, не пропускает солнечный свет и воздух. Поэтому очень
важно содержать растение в чистоте.
Воспитатель обучает детей приемам ухода за разными растениями. Вначале
напоминает, как мыть крупные плотные листья таких растений, как «дружная
семейка», фикус, кливия, филодендрон и др.
Затем можно показать, как мыть с помощью кисточки листья алоэ,
складчатые, «заглаженные» листья куркулиго, как очищать от пыли мягкой
сухой щеточкой хрупкие, опушенные листья герани, бегонии реке, которые ни
мыть, ни опрыскивать нельзя.
Можно предложить ребятам самим подумать, как мыть маленькие листочки
традесканции, фуксии, вечноцветущей бегонии, объяснить и показать, что
мелкие листочки обмываются из лейки (игрушечной).
При мытье растений под душем дети только наблюдают работу взрослых (в
этом случае необходимо покрывать землю в горшке клеенчатым кружком, а
сверху кружка класть тряпку или полотенце, чтобы вода не размывала землю).
Следует научить детей мыть не только листья растений, но и горшки.
Поддонники и горшки надо мыть с мылом теплой водой не реже двух раз в
месяц. Горшок с растением нужно поставить в таз на решетку или скамеечку,
чтобы мыльная вода не попала через водосточное отверстие к корням растений.
После мытья горшок и поддонник ополаскивают теплой водой. (Обычно эту
работу дети делают во время коллективной уборки под контролем и при помощи
воспитателя.)
Рыхление. Важным видом ухода за комнатными растениями является
рыхление земли в горшках. Надо объяснить, что уплотненная земля плохо
пропускает воздух и воду к корням растений, поэтому растения хуже растут.
Рыхлить землю надо очень осторожно, чтобы не повредить корней. Первое
время рыхлит землю воспитатель в присутствии детей, в дальнейшем он
привлекает детей к помощи и, дав им тупые палочки, предлагает взрыхлить
землю в горшках тех растений, у которых корни не находятся на поверхности
земли. (Земля в горшках должна быть всегда рыхлой.)
Подкормка растений. Весной и летом, когда растения растут, дают много
листьев и цветков, им нужно больше питания.
[pic]
Обмывание листьев перестой пальмы Чистка желобчатых листочков пальмы кистью

Детям подготовительной к школе группы следует в доступной форме
рассказать о значении подкормки и после показа воспитателем приема
подкормки, сходного с поливкой, поручать эту работу детям (удобрительные
растворы готовит педагог). Надо научить детей поливать раствором из леечки
без сетки, осторожно, чтобы капли его не попали на листья и стебель; перед
подкормкой и после нее растения поливают простой водой. Подкормку
удобрительными смесями дети выполняют только под контролем воспитателя.
Для подкормки употребляют органические и минеральные удобрения.
Минеральные смеси продаются в химических магазинах в пакетах, на которых
указан способ их применения, доза — 25 г на 5 л воды.
Подкормку из органических удобрении приготовляют так: любую посуду до
половины наполняют навозом и доверху наливают водой, дают постоять неделю,
время от времени помешивая палкой. При поливке раствор разбавляют водой:
одну часть раствора навоза разбавляют семью-восемью частями, а раствор
птичьего помета — десятью частями воды.
Полезно смешивать органические удобрения с минеральными (на 5 л настоя
25 а минеральных удобрений).
Подкормку применяют один раз в семь—десять дней, начиная с апреля по
август. Нельзя подкармливать растения после пересадки (неделю-две), а также
растения, больные и находящиеся в состоянии покоя.
Пересадка комнатных растений. Весной осматривают все растения,
выбирают те, у которых в донном отверстии горшка видны корни. Предлагают
детям подумать, почему это произошло. Если ребята не сумеют объяснить, надо
рассказать им, что корни растения не помещаются в горшке» им уже стало в
нем. тесно, поэтому растение необходимо пересадить в более просторный
горшок.
Отобрав растения, требующие пересадки, воспитатель вместе с детьми
перечисляет, что нужно приготовить для пересадки: горшки разных размеров,
землю, песок, черепки, совки, палочки. Накануне дети могут просеять землю
или просто очистить ее от мусора.
Для того чтобы все дети имели представление о пересадке растений,
нужно одно-два растения весной пересадить на занятии. Воспитатель в
присутствии детей вынимает одно растение из горшка» дети осматривают плотно
оплетенный корнями ком земли. При помощи палочки освобождают корни от
старой земли и распутывают их. Длинные, расправившиеся корни растения еще
больше удивляют детей. Необходимость в пересадке становится для них более
очевидной.



Пересадка растений:

1 - выбивание кома из горшка;

2 - разрыхление поверхности кома;

3 - подрезка корней.



Пересаживая растения, воспитатель объясняет все свои действия и
привлекает к помощи ребят. Очень хорошо провести с детьми пересадку кливии
- растения с мощно развитой корневой системой (остальные растения можно
пересадить без детей).
Растения следует пересаживать, если им тесно в горшке или если они
заболевают (наблюдается приостановка в росте, пожелтение листьев или их
опадание, образование недоразвившихся побегов или листьев).
Пересадку надо проводить, как правило, в новый горшок. Разница в
диаметре старого и нового горшка должна быть не более 1-2 см (старый горшок
должен войти в новый), иначе земля в слишком просторном горшке может
закиснуть, прежде чем разрастутся корни. Новые горшки надо вымочить в воде,
чтобы вытеснить воздух из их пор. Старые горшки надо тщательно вымыть
горячей водой с мылом и содой, хорошенько ополоснуть и просушить. Это можно
сделать с помощью детей. Лучше всего сажать растения в матовые глиняные
горшки, так как их стенки пронизаны мельчайшими отверстиями, которые
свободно пропускают воздух к корням. Нельзя сажать растения в горшки,
окрашенные масляной краской или покрытые глазурью, в эмалированные или
алюминиевые кастрюли, в фаянсовую посуду, в жестяные банки. Эта посуда не
пропускает воздух через стенки, поэтому растения в них плохо развиваются и
гибнут.
Техника пересадки. В горшок, приготовленный для пересадки, на сточное
отверстие кладут горбом кверху глиняный черенок, чтобы под ним оставались
свободные щели, через которые лишняя вода может стекать на поддонник. Затем
насыпают слой крупнозернистого песка в 2—3 см, который необходим для
лучшего проникновения воздуха и воды к корням снизу: песок является
дренажем. Сверху дренажа насыпают немного земли.
Прежде чем помещать растение в новый горшок, надо внимательно
осмотреть его земляной ком: подгнившие, обломанные или поврежденные корни
отрезать острым ножом. Порезы посыпать толченым древесным углем.
Подготовленное растение опускают в середину горшка так, чтобы корни
равномерно распределились по всему горшку, а корневая шейка стебля (место
перехода в корень) находилась на уровне 1—2 см ниже краев горшка. Левой
рукой поддерживают растение, а правой насыпают землю и проталкивают ее
деревянной тупой палочкой между корнями; время от времени постукивают
горшком об стол или встряхивают его, чтобы земля осела; землю обжимают
вокруг растения большим и указательным пальцами обеих рук, пока корневая
шейка не будет на требуемом уровне.
После пересадки растение обильно поливают и ставят на пять-шесть дней
в затененное место до укоренения. Поливку на это время заменяют ежедневным
опрыскиванием. Если земля в горшке начнет высыхать, значит, корневая
система растения начала работать.
Иногда бывает необходимо пересадить быстро развивающееся растение в
более просторный горшок, не нарушая земляного кома. Такая пересадка
называется перевалкой.
Посевы и посадки. Уже во второй младшей и средней группах дети видели,
каким лакомством для птиц, крольчонка являются нежные молодые всходы овса,
и принимали участие в его посеве. В старшей группе дети на занятии
самостоятельно сеют семена овса, салата, сажают корнеплоды — свеклу,
морковь, брюкву — и выращивают свежую зелень на корм животным (кролику,
морской свинке).
Овес можно сеять в коробочки, в бумажные стаканчики, поставив их после
посева в общий ящик, плотно друг к другу.
Следует предоставить возможность каждому ребенку самому проделать весь
несложный процесс посева, после чего предложить поставить свою коробку в
один общий ящик поверх насыпанного в него неглубокого слоя земли (на 2—3
см). Возле ящика нужно поставить ведерко с водой, и каждый ребенок
осторожно польет свой посев из ложки. (Если поливать из лейки, нальется
слишком много воды.)
Перед посадкой корнеплоды рассматривают. Детям дается задание сделать
в земле (в горшке или в ящике) ямку и так посадить свеклу или морковку,
чтобы весь корнеплод был в земле, а над землей торчала только верхушка.
В подготовительной к школе группе в связи с большим количеством
животных и птиц, для которых необходим зеленый корм в течение всей зимы, а
также в связи с возросшей самостоятельностью детей посевы и посадки в
уголке природы занимают большее место, чем в старшей группе.
Детей следует привлекать к подготовке земли: выбрать камешки, палочки,
разрыхлить, посеять, полить землю, чтобы она была влажная, но не слишком
сырая и не прилипала к рукам.
Дети 6 - 7 лет уже по мере надобности самостоятельно сеют семена:
овес, салат, пшеницу, ячмень; сажают корнеплоды для получения молодой
зелени. Они могут также вырастить из кочерыжки капустные листья для
черепахи.
В некоторых детских садах с успехом используют для комнатных огородов
большие оцинкованные противни размером по длине и ширине подоконника,
высотой 12 см. Преимущество оцинкованных ящиков-противней в том, что их
можно использовать в течение ряда лет не только для посадок в зимнее время,
но и для выращивания рассады цветов, овощей, а также для мытья растений во
время коллективных уборок.
Кроме зеленого корма, дета могут подготовить некоторое количество
рассады для своего цветника и огорода.
Посев цветочных семян на рассаду проводится на занятии (примерно в
начале мая, чтобы рассада не переросла). Перед посевом семена следует
рассмотреть, сравнить, вспомнить, с каких растений их собрали, показать
ранее засушенные цветки или иллюстрации, чтобы повысить интерес ребят к
выращиванию этих растений. Для выращивания рассады можно использовать те же
ящики и горшки, в которых находились комнатные огороды.
В старшей группе можно посеять семена ноготков и настурции, огурцов
или тыквы.
Занятия организуются так

Новинки рефератов ::

Реферат: Трионика. Христианская самооценка личности (Психология)


Реферат: Семейные праздники (Педагогика)


Реферат: Инквизиция (Мифология)


Реферат: Гражданский иск в уголовном процессе (Гражданское право и процесс)


Реферат: Организация совершенствования обучения детей математике и вниманию в процессе подготовки ребенка к школе в детском саду (Педагогика)


Реферат: Выбор оптимального варианта повышения мощности турбообводом в составе энергоблока ВВЭР-640 (Технология)


Реферат: Экзаменационные вопросы по гражданскому процессуальному праву (Гражданское право и процесс)


Реферат: Накопитель на гибких магнитных дисках (Компьютеры)


Реферат: Внешняя политика Японии в 30-40 гг. XX века (История)


Реферат: Идеи правового государства и его основные признаки (Политология)


Реферат: Разработка научно обоснованной системы применения удобрений для полевого севооборота Прикубанского района учхоза Кубань (Ботаника)


Реферат: Использование метафор и историй с целью наведения транса (Психология)


Реферат: Анализ состояния учета и качества на примере финансово-хозяйственной деятельности ОАО КЭПСП ВФСО "Динамо" Киров (Бухгалтерский учет)


Реферат: Буддизм (Контрольная) (Религия)


Реферат: Политические права и свободы граждан Республики Беларусь (Право)


Реферат: Алгоритмы (Программирование)


Реферат: Институт семьи и брака (Социология)


Реферат: Тотем и табу в первобытном обществе (Культурология)


Реферат: Инновационный менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Отряд "китообразные" (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист