GeoSELECT.ru



Биология / Реферат: Гормональная регуляция обмена углеводов при мышечной деятельности (Биология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Гормональная регуляция обмена углеводов при мышечной деятельности (Биология)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



КАФЕДРА: «БИОХИМИЯ»



РЕФЕРАТ


ТЕМА: «ГОРМОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОБМЕНА УГЛЕВОДОВ ПРИ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»



ВЫПОЛНИЛА:

КОВАЛЕВИЧ
ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА
СТУДЕНТКА 1 КУРСА ГРУППА № 112
ФАКУЛЬТЕТ СИ и Е



МИНСК 2002
Понятие о гормонах, их биологическая роль.

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА – система желез, вырабатывающих гормоны, и выделяющих
их непосредственно в кровь. Эти железы, называемые эндокринными или
железами внутренней секреции, не имеют выводных протоков; они расположены в
разных частях тела, но функционально тесно взаимосвязаны. На рисунке
показано расположение основных эндокринных желез в организме человека.
Отсутствующая на рисунке шишковидная железа (эпифиз), изучена недостаточно,
но в настоящее время ее относят к эндокринной системе. Данная железа –
небольшое образование в среднем мозге, и у млекопитающих она играет роль
нейроэндокринного преобразователя, в котором идущие от глаз через мозг
нервные импульсы превращаются в гормональный сигнал, вызывая секрецию
гормона мелатонина. Мелатонин влияет на биологические ритмы, в том числе на
суточные колебания физиологических функций и сезонные половые циклы. У
низших позвоночных эпифиз может непосредственно воспринимать свет («третий
глаз»).

[pic]
ГОРМОНЫ, органические соединения, вырабатываемые определенными клетками и
предназначенные для управления функциями организма, их регуляции и
координации. У высших животных есть две регуляторных системы, с помощью
которых организм приспосабливается к постоянным внутренним и внешним
изменениям. Одна из них – нервная система, быстро передающая сигналы (в
виде импульсов) через сеть нервов и нервных клеток; другая – эндокринная,
осуществляющая химическую регуляцию с помощью гормонов, которые переносятся
кровью и оказывают эффект на отдаленные от места их выделения ткани и
органы. Химическая система связи взаимодействует с нервной системой; так,
некоторые гормоны функционируют в качестве медиаторов (посредников) между
нервной системой и органами, отвечающими на воздействие. Таким образом,
различие между нервной и химической координацией не является абсолютным.

Гормоны есть у всех млекопитающих, включая человека; они обнаружены и у
других живых организмов. Физиологическое действие гормонов направлено на:
1) обеспечение гуморальной, т.е. осуществляемой через кровь, регуляции
биологических процессов;
2) поддержание целостности и постоянства внутренней среды, гармоничного
взаимодействия между клеточными компонентами тела;
3) регуляцию процессов роста, созревания и репродукции.

Гипофиз является главной железой внутренней секреции, от деятельности
которой зависит деятельность других желез. Гипофиз расположен в черепной
коробке под головным мозгом, поэтому еще называется нижним мозговым
придатком. И по расположению, и по строению, и по происхождению гипофиз
тесто связан с нервной системой, которая оказывает не него влияния,
усиливая или тормозя выработку его гормонов.

Не смотря на малые размеры и массу всего около полуграмма, гипофиз по сути
представляет собой две железы, объединенные в одном органе (передняя доля -
одна железа, а задняя и промежуточная доля - вторая железа).

Гипофиз состоит из трех долей - передней, состоящей из клеток железистой
ткани, задней, состоящей из клеток нервной ткани, и промежуточной, тесно
связанной с задней долей. Каждая из долей гипофиза вырабатывает собственные
гормоны.

Гормоны регулируют активность всех клеток организма. Они влияют на остроту
мышления и физическую подвижность, телосложение и рост, определяют рост
волос, тональность голоса, половое влечение и поведение. Благодаря
эндокринной системе человек может приспосабливаться к сильным температурным
колебаниям, излишку или недостатку пищи, к физическим и эмоциональным
стрессам. Изучение физиологического действия эндокринных желез позволило
раскрыть секреты половой функции и чудо рождения детей, а также ответить на
вопрос, почему одни люди высокого роста, а другие низкого, одни полные,
другие худые, одни медлительные, другие проворные, одни сильные, другие
слабые.

В нормальном состоянии существует гармоничный баланс между активностью
эндокринных желез, состоянием нервной системы и ответом тканей-мишеней
(тканей, на которые направлено воздействие). Любое нарушение в каждом из
этих звеньев быстро приводит к отклонениям от нормы. Избыточная или
недостаточная продукция гормонов служит причиной различных заболеваний,
сопровождающихся глубокими химическими изменениями в организме.

Что такое гормоны? Согласно классическому определению, гормоны – продукты
секреции эндокринных желез, выделяющиеся прямо в кровоток и обладающие
высокой физиологической активностью. Главные эндокринные железы
млекопитающих – гипофиз, щитовидная и паращитовидные железы, кора
надпочечников, мозговое вещество надпочечников, островковая ткань
поджелудочной железы, половые железы (семенники и яичники), плацента и
гормон- продуцирующие участки желудочно-кишечного тракта. В организме
синтезируются и некоторые соединения гормоноподобного действия. Например,
исследования гипоталамуса показали, что ряд секретируемых им веществ
необходим для высвобождения гормонов гипофиза. Эти «рилизинг-факторы», или
либерины, были выделены из различных участков гипоталамуса. Они поступают в
гипофиз через систему кровеносных сосудов, соединяющих обе структуры.
Поскольку гипоталамус по своему строению не является железой, а рилизинг-
факторы поступают, по-видимому, только в очень близко расположенный
гипофиз, эти выделяемые гипоталамусом вещества могут считаться гормонами
лишь при расширительном понимании данного термина.

Другие вопросы еще более трудны. Почки секретируют в кровоток фермент
ренин, который через активацию ангиотензиновой системы (эта система
вызывает расширение кровеносных сосудов) стимулирует продукцию гормона
надпочечников – альдостерона. Регуляция выделения альдостерона этой
системой весьма схожа с тем, как гипоталамус стимулирует высвобождение
гипофизарного гормона АКТГ (адренокортикотропного гормона, или
кортикотропина), регулирующего функцию надпочечников. Почки секретируют
также эритропоэтин – гормональное вещество, стимулирующее продукцию
эритроцитов. Можно ли отнести почку к эндокринным органам? Все эти примеры
доказывают, что классическое определение гормонов и эндокринных желез не
является достаточно исчерпывающим.

|Гормон |Действие гормона |Изменение секреции |
| | |гормона при мышечной |
| | |деятельности средней |
| | |тяжести |
|Гормон роста или |У детей стимулирует |Увеличивается, |
|соматотропный гормон |рост организма. |обеспечивая распад |
| |Увеличивает синтез |жиров в жировой ткани и|
| |белков, помогает |их использование как |
| |клеткам усваивать |источник энергии для |
| |питательные вещества, |мышечного сокращения. |
| |усиливает распад жиров | |
| |в жировой ткани. | |
|Гормон, регулирующий |Усиливает выделение |Увеличивается, так как |
|деятельность коры |гормонов коры |деятельность |
|надпочечников или |надпочечников. |надпочечников |
|адренокортикотропный | |необходима для мышечной|
|гормон или | |работы. |
|андренокортикотропин | | |
|Гормон, регулирующий |Усиливает выделение |Вероятно, |
|деятельность щитовидной|гормонов щитовидной |увеличивается. |
|железы или тиреотропный|железы. | |
|гормон или тиреотропин | | |
|Группа гормонов, |Стимулируют функции |Снижается, так как |
|регулирующих |половых желез. |специфическая |
|деятельность половых | |деятельность половых |
|желез, или | |желез не требуется для |
|гонадотропные гормоны | |выполнения мышечной |
|или гонадотропины | |работы. |
|Гормон, регулирующий |Стимулирует развитие |Снижается, так как |
|деятельность молочных |желтого тела (женской |изменения, вызываемые |
|желез или лютеотропный |железы внутренней |гормоном, не требуются |
|гормон или пролактин |секреции, образующейся |для выполнения мышечной|
|(часто причисляется к |на месте созревшего |работы. |
|группе гонадотропных |фолликула) у женщин и | |
|гормонов) |выделение тестостерона | |
| |(мужского полового | |
| |гормона) у мужчин. | |
| |Обуславливает | |
| |проявление материнского| |
| |инстинкта. Во время | |
| |беременности и | |
| |кормления стимулирует | |
| |выработку молока | |
| |молочными железами. | |


Роль гормонов надпочечников, поджелудочной и щитовидной железы в регуляции
обмена углеводов.


НАДПОЧЕЧНИКИ, маленькие уплощенные парные железы желтоватого цвета,
расположенные над верхними полюсами обеих почек. Правый и левый
надпочечники различаются по форме: правый треугольный, а левый в форме
полумесяца. Это эндокринные железы, т.е. выделяемые ими вещества (гормоны)
поступают непосредственно в кровоток и участвуют в регуляции
жизнедеятельности организма. Средний вес одной железы от 3,5 до 5 г. Каждая
железа состоит из двух анатомически и функционально различных частей:
внешнего коркового и внутреннего мозгового слоев.

[pic]
Корковый слой происходит из мезодермы (среднего зародышевого листка)
эмбриона. Из того же листка развиваются и половые железы – гонады. Как и
гонады, клетки коры надпочечников секретируют (выделяют) половые стероиды –
гормоны, по химическому строению и биологическому действию аналогичные
гормонам половых желез. Кроме половых, клетки коры производят еще две очень
важные группы гормонов: минералокортикоиды (альдостерон и
дезоксикортикостерон) и глюкокортикоиды (кортизол, кортикостерон и др.).

[pic]
Сниженная секреция гормонов коры надпочечников приводит к состоянию,
известному как аддисонова болезнь. Таким больным показана заместительная
терапия.

Избыточная продукция корковых гормонов лежит в основе т.н. синдрома
Кушинга. В этом случае иногда производится хирургическое удаление
обладающей избыточной активностью ткани надпочечников с последующим
назначением заместительных доз гормонов.

Повышенная секреция мужских половых стероидов (андрогенов) является
причиной вирилизма – появления мужских черт у женщин. Обычно это следствие
опухоли коры надпочечников, поэтому лучшее лечение – удаление опухоли.

Мозговой слой происходит из симпатических ганглиев нервной системы
эмбриона. Основные гормоны мозгового слоя – адреналин и норадреналин.
Адреналин был выделен Дж.Абелем в 1899; это был первый гормон, полученный в
химически чистом виде. Он является производным аминокислот тирозина и
фенилаланина. Норадреналин, предшественник адреналина в организме, имеет
сходное строение и отличается от последнего лишь отсутствием одной
метильной группы. Роль адреналина и норадреналина сводится к усилению
эффектов симпатической нервной системы; они повышают частоту сердечных
сокращений и дыхания, кровяное давление, а также влияют на сложные функции
самой нервной системы.

Гормоны коркового вещества надпочечников

|Гормон |Действие гормона |Изменение секреции |
| | |гормона при мышечной |
| | |деятельности средней |
| | |тяжести |
|Минералокортикоиды|Регулируют обмен воды и |Увеличив |
|(группа гормонов) |минеральных веществ в | |
| |организме - задерживает воду и| |
| |натрий в организме, | |
| |увеличивает выделение калия из| |
| |организма. | |

Биология. Нервная система реагирует на многие внешние воздействия (в том
числе стрессовые), посылая нервные импульсы в особый отдел мозга –
гипоталамус. В ответ на эти сигналы гипоталамус секретирует кортиколиберин,
который переносится кровью по т.н. воротной системе прямо в гипофиз
(расположенный в основании мозга) и стимулирует секрецию им кортикотропина
(адренокортикотропного гормона, АКТГ). Последний поступает в общий кровоток
и, попав в надпочечники, стимулирует в свою очередь выработку и секрецию
корой надпочечников кортизола.

ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА, пищеварительная и эндокринная железа. Имеется у всех
позвоночных за исключением миног, миксин и других примитивных позвоночных.
Вытянутой формы, по очертаниям напоминает кисть винограда.

Строение. У человека поджелудочная железа весит от 80 до 90 г, расположена
вдоль задней стенки брюшной полости и состоит из нескольких отделов:
головки, шейки, тела и хвоста. Головка находится справа, в изгибе
двенадцатиперстной кишки – части тонкого кишечника – и направлена вниз,
тогда как остальная часть железы лежит горизонтально и заканчивается рядом
с селезенкой. Поджелудочная железа состоит из двух типов ткани, выполняющих
совершенно разные функции. Собственно ткань поджелудочной железы составляют
мелкие дольки – ацинусы, каждый из которых снабжен своим выводным протоком.
Эти мелкие протоки сливаются в более крупные, в свою очередь впадающие в
вирсунгиев проток – главный выводной проток поджелудочной железы. Дольки
почти целиком состоят из клеток, секретирующих сок поджелудочной железы
(панкреатический сок, от лат. pancreas – поджелудочная железа).
Панкреатический сок содержит пищеварительные ферменты. Из долек по мелким
выводным протокам он поступает в главный проток, который впадает в
двенадцатиперстную кишку. Главный проток поджелудочной железы расположен
вблизи общего желчного протока и соединяется с ним перед впадением в
двенадцатиперстную кишку. Между дольками вкраплены многочисленные группы
клеток, не имеющие выводных протоков, – т.н. островки Лангерганса.
Островковые клетки выделяют гормоны инсулин и глюкагон.

Функции. Поджелудочная железа имеет одновременно эндокринную и экзокринную
функции, т.е. осуществляет внутреннюю и внешнюю секрецию. Экзокринная
функция железы – участие в пищеварении.

Пищеварение. Часть железы, участвующая в пищеварении, через главный проток
секретирует панкреатический сок прямо в двенадцатиперстную кишку. Он
содержит 4 необходимых для пищеварения фермента: амилазу, превращающую
крахмал в сахар; трипсин и химотрипсин – протеолитические (расщепляющие
белок) ферменты; липазу, которая расщепляет жиры; и реннин, створаживающий
молоко. Таким образом, сок поджелудочной железы играет важную роль в
переваривании основных питательных веществ.

Эндокринные функции. Островки Лангерганса функционируют как железы
внутренней секреции (эндокринные железы), выделяя непосредственно в
кровоток глюкагон и инсулин – гормоны, регулирующие метаболизм углеводов.
Эти гормоны обладают противоположным действием: глюкагон повышает, а
инсулин понижает уровень сахара в крови.

Заболевания. К заболеваниям поджелудочной железы относятся острое или
хроническое воспаление (панкреатит), атрофия, опухоли, жировой некроз,
кисты, склероз и абсцессы. Недостаточная секреция инсулина приводит к
снижению способности клеток усваивать углеводы, т.е. к сахарному диабету.
Болезни, связанные с нарушениями питания, вызывают атрофию или фиброз
поджелудочной железы. Причина острого панкреатита – действие выделяемых
ферментов на ткань самой железы



|Гормон |Действие гормона |Изменение секреции |
| | |гормона при мышечной |
| | |деятельности средней |
| | |тяжести |
|Тироксин или |Усиливает процессы окисления |Практически не |
|тетрайодтиронин |жиров, углеводов и белков в |меняется. |
| |клетках, ускоряя, таким | |
| |образом, обмен веществ в | |
| |организме. Повышает | |
| |возбудимость центральной | |
| |нервной системы. | |
|Инсулин |Облегчает проникание сахара из |В начале работы - |
| |крови в клетки мышц и жировой |увеличивается, облегчая|
| |ткани, облегчает проникновение |проникновение глюкозы в|
| |аминокислот из крови в клетки, |клетки, а затем - |
| |способствует синтезу белка и |снижается, так как |
| |жиров. Способствует отложению |вызывает изменения, |
| |глюкозы в запас (в печени). |противоположные тем, |
| | |которые необходимы для |
| | |эффективной мышечной |
| | |деятельности. |
|Глюкагон |Оказывает действие, во многом |Увеличивается, |
| |противоположное инсулину. |обеспечивая распад и |
| |Усиливает распад цепочек |выход в кровь углеводов|
| |глюкозы в клетках и выход |и жиров, дающих энергию|
| |глюкозы из мест ее хранения в |для мышечного |
| |кровь. Стимулирует распад жира |сокращения. |
| |в жировой ткани. | |

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА, эндокринная железа у позвоночных животных и человека.
Вырабатываемые ею гормоны (тиреоидные гормоны) влияют на размножение, рост,
дифференцировку тканей и обмен веществ; считается также, что они активируют
процессы миграции у лососевых рыб. Основная функция щитовидной железы у
человека – регуляция процессов обмена веществ, в том числе потребления
кислорода и использования энергетических ресурсов в клетках. Повышение
количества тиреоидных гормонов ускоряет обмен веществ; недостаток приводит
к его замедлению.

Строение щитовидной железы у разных позвоночных различно. У птиц, например,
она состоит из двух небольших образований в области шеи, тогда как у
большинства рыб она представлена мелкими скоплениями клеток (фолликулами) в
области глотки. У человека щитовидная железа – плотное, похожее на бабочку
образование, расположенное прямо под гортанью (голосовой щелью). Два
«крыла» этой «бабочки», доли щитовидной железы, размером обычно с
уплощенную персиковую косточку, тянутся вверх по обеим сторонам трахеи.
Доли соединены узкой полоской ткани (перешейком), которая проходит по
передней поверхности трахеи.

Выработка гормонов. Щитовидная железа активно поглощает из крови йод, а
также синтезирует специфический белок – тиреоглобулин, который содержит
множество остатков аминокислоты тирозина и является предшественником
гормонов железы. Йод связывается с тирозином в составе этого белка, а
последующее попарное объединение (окислительная конденсация) йодированных
остатков тирозина приводит в конце концов к образованию тиреоидных гормонов
– трийодтиронина (Т3) или тетрайодтиронина (Т4). Последний обычно называют
тироксином. Под действием тканевых ферментов тиреоглобулин распадается, и
свободные тиреоидные гормоны попадают в кровь. Основной их формой в крови
является Т4. Он на две трети (по весу) состоит из йода и вырабатывается
только в щитовидной железе. Т3 содержит на один атом йода меньше, но в 10
раз активнее, чем Т4. Хотя некоторое его количество секретируется
щитовидной железой, в основном он образуется из Т4 (путем отщепления одного
атома йода) в других тканях организма, главным образом в печени и почках.

Количество гормонов, вырабатываемых щитовидной железой, в норме
регулируется системой обратной связи, звеньями которой являются
тиреотропный гормон (ТТГ) гипофиза и сами тиреоидные гормоны. При повышении
уровня ТТГ щитовидная железа производит и выделяет больше гормонов, а
повышение их уровня подавляет продукцию и секрецию гипофизарного ТТГ.

Третий гормон щитовидной железы, кальцитонин, принимает участие в регуляции
уровня кальция в крови.

|Гормон |Действие гормона |Изменение секреции |
| | |гормона при мышечной |
| | |деятельности средней |
| | |тяжести |
|Тироксин или |Усиливает процессы окисления |Практически не |
|тетрайодтиронин |жиров, углеводов и белков в |меняется. |
| |клетках, ускоряя, таким | |
| |образом, обмен веществ в | |
| |организме. Повышает | |
| |возбудимость центральной | |
| |нервной системы. | |
|Трийодтиронин |Действие во многом аналогично |Практически не |
| |тироксину. |меняется. |
|Тирокальцитонин |Регулирует обмен кальция в |Повышается при |
| |организме, снижая его |значительном утомлении,|
| |содержание в крови, и |наступающем при |
| |увеличивая его содержание в |выполнении длительной |
| |костной ткани (оказывает |мышечной деятельности. |
| |действие, обратное паратгормону| |
| |паращитовидных желез). Снижение| |
| |уровня кальция в крови | |
| |уменьшает возбудимость | |
| |центральной нервной системы. | |

Клинические нарушения. В большинстве регионов мира обычная пища
обеспечивает поступление в организм йода в количестве, достаточном для
нормальной продукции тиреоидных гормонов. Однако в тех районах, где
наблюдается дефицит йода в почве и, естественно, продуктах питания,
применение йодированной соли позволяет решить эту проблему.

Недостаточная продукция тиреоидных гормонов приводит к гипотиреозу, или
микседеме. При гипотиреозе щитовидная железа может быть увеличенной (зоб),
но может и полностью исчезать. Это состояние чаще встречается у женщин, чем
у мужчин, и нередко является следствием повреждения щитовидной железы
собственной иммунной системой организма (аутоантителами). Обычно отмечают
сонливость и непереносимость холода. В тяжелых случаях иногда развивается
кома и может наступить смерть. Для лечения гипотиреоза используют препараты
высушенной щитовидной железы животных, а в последнее время – таблетки
синтетического Т4.

Избыточная секреция тиреоидных гормонов приводит к гипертиреозу, или
тиреотоксикозу. Наиболее распространенная форма гипертиреоза – диффузный
токсический зоб, или базедова болезнь, описание которой см. в статье ЗОБ.


Рак щитовидной железы обычно требует хирургического лечения, иногда в
сочетании с введением радиоактивного йода. Этот вид рака чаще встречается у
лиц, перенесших облучение головы и шеи.


Особенности гормональной регуляции обмена углеводов при мышечной
деятельности.


На любой процесс жизнедеятельности организма расходуется энергия. Эта
энергия образуется в результате распада различных химических веществ -
углеводов, жиров (реже - белков), поступающих в организм вместе с пищей.

Углеводы поступают в организм с растительной и в меньшем количестве с
животной пищей. Кроме того, они синтезируются в нем из продуктов
расщепления аминокислот и жиров. Углеводы - важная составная часть живого
организма, хотя количество их в организме значительно меньше, чем белков и
жиров, - всего около 2% сухого вещества тела.

Если энергия, запасенная в химических связях поступающих с пищей веществ,
больше, чем энергетический расход организма на процессы жизнедеятельности,
часть энергии откладывается в запас. В организме млекопитающих запасным
источником энергии является жировая ткань. Любое вещество, количество
которого в организме превышает необходимый уровень, превращается в жиры и
откладывается в запас в жировой ткани. Иными словами, если человек
потребляет пищи больше, чем расходует энергии, то он толстеет. Если
количество поступающей с пищей энергии меньше, чем энергетические траты
организма, то организм вынужден брать недостающую энергию из запасов.
Вначале организм тратит имеющиеся в клетках и в крови углеводы. Процесс
распада углеводов достаточно легкий и быстрый в отличие от сложного и
длительного процесса расщепления жиров. Когда количество углеводов
достигает определенного минимума, организм начинает расщеплять жиры. Таким
образом, если человек ест меньше, чем расходует энергии, он худеет.

В некоторых случаях, когда с пищей поступает чрезвычайно мало энергии либо
не поступает ее вовсе (голодание), а энергетические запросы организма
велики (более или менее интенсивная мышечная деятельность), организм не
тратит силы на сложный процесс расщепление жиров. В этих случаях организму
легче расщепить некоторые виды низкомолекулярных белков. К таким белкам
относятся, прежде всего, иммунные белки. Расщепление иммунных белков плазмы
крови существенно снижает иммунную защиту организма. Поэтому при активном
образе жизни голодание может быть очень опасным.

|основной |< =|Энергетические траты|= >|добавочные расходы |
|обмен | |в организме можно | |энергии |
| | |разделить на две | | |
| | |группы | | |

Влияние центральной нервной системы на углеводный обмен осуществляется
главным образом посредством симпатической иннервации. Раздражение
симпатических нервов усиливает образование адреналина в надпочечниках. Он
вызывает расщепление гликогена в печени и скелетных мышцах и повышение в
связи с этим концентрации глюкозы в крови. Гормон поджелудочной железы
глюкагон так же стимулирует эти процессы. Гормон поджелудочной железы
инсулин является антагонистом адреналина и глюкагона. Он непосредственно
влияет на углеводный обмен печеночных клеток, активизирует синтез гликогена
и тем самым способствует его депонированию. В регуляции углеводного обмена
участвуют гормоны надпочечников, щитовидной железы и гипофиза.

Энергетические траты принято оценивать в килокалориях (ккал). Существуют и
другие величины оценки энергозатрат.

Углеводы служат в организме основным источником энергии. При окислении 1 г
углеводов освобождается 4.1 ккал энергии. Для окисления углеводов требуется
значительно меньше кислорода, чем для окисления жиров. Это особенно
повышает роль углеводов при мышечной деятельности. Значение их как
источника энергии подтверждается тем, что при уменьшении концентрации
глюкозы в крови резко снижается физическая работоспособность. Большое
значение углеводы имеют для нормальной деятельности нервной системы.

Основной обмен - это энергетические траты организма, связанные с
поддержанием минимального уровня жизнедеятельности в стандартных условиях
во время бодрствования.

Даже в состоянии абсолютного покоя, глубокого сна, наркоза или комы
организм расходует энергию на следующие жизненно важные процессы:

. деятельность постоянно работающих органов - дыхательных мышц, сердца,
почек, печени, мозга
. поддержание жизненно необходимого биохимического неравновесия между
внутренним составом клетки и составом межклеточной жидкости
. обеспечение внутриклеточных процессов дыхания, постоянно
осуществляющегося синтеза жизненноважных веществ
. поддержание минимального уровня мышечного тонуса
. обеспечение постоянно осуществляющегося процесса деления клеток
. другие процессы

Величину основного обмена определяют утром натощак в покое после сна при
температуре окружающего воздуха 18-200 C.

Основные факторы, от которых зависит уровень основного обмена


. Возраст. Относительный основной обмен (в пересчете на массу тела) у
детей выше, чем у взрослых, у людей среднего возраста выше, чем у
стариков.
. Рост. Чем больше рост, тем выше основной обмен.
. Масса тела. Чем больше масса, чем выше основной обмен.
. Пол. У мужчин основной обмен выше, чем у женщин даже при одинаковых
величинах роста, массы и возраста.

У мужчины среднего возраста - 35 лет, средней массы - 70 кг, среднего роста
- 165 см основной обмен равен примерно 1 700 килокалорий (ккал) в сутки. У
женщины при тех же условиях основной обмен примерно на 5-10 % ниже (1 530
ккал).

На величину основного обмена в существенной степени влияет и деятельность
щитовидной железы. В случаях заболеваний, связанных с увеличением ее
функции - Базедова болезнь, гипертиреоз - основной обмен несоразмерно
увеличивается. При заболеваниях, связанных с угнетением деятельности
щитовидной железы - микседема, гипотиреоз - основной обмен несоразмерно
снижается. Аналогичным образом на уровень основного обмена влияет
деятельность гипофиза (в существенной мере) и половых желез ( в значительно
меньшей степени).

Пища содержит главным образом сложные углеводы, которые расщепляются в
кишечнике и всасываются в кровь, преимущественно в виде глюкозы. В
небольших количествах глюкоза содержится во всех тканях. Концентрация ее в
крови колеблется от 0.08 до 0.12%. Поступая в печень и мышцы, глюкоза
используется там для окислительных процессов, а так же превращается в
гликоген и откладывается в виде запасов.

При голодании запасы гликогена в печени и концентрация глюкозы в крови
уменьшаются. То же самое происходит и при длительной и напряженной
физической работе без дополнительного приема углеводов. Уменьшение
концентрации глюкозы в крови ниже 0.07% называется гипогликемией, а
увеличение выше 0.12% - гипергликемией.

При гипогликемии появляется мышечная слабость, чувство голода, падает
температура тела. Нарушение деятельности нервной системы проявляется при
этом в возникновении судорог, помрачении и потере сознания.

Гипергликемия может возникать после приема пищи, богатой легко усваиваемыми
углеводами, при эмоциональном возбуждении, а так же при заболеваниях
поджелудочной железы или при ее удалении у животных с экспериментальной
целью. Избыток глюкозы выводится из крови почками (гликозурия). У здорового
человека это можно наблюдать после приема натощак 150-200 г сахара.

В печени содержится около 10% гликогена, в скелетных мышцах не более 2%.
Общие запасы его в организме составляют в среднем 350 г. При уменьшении
концентрации глюкозы в крови происходит интенсивное расщепление гликогена
печени и выход глюкозы в кровь. Благодаря этому поддерживается постоянный
уровень глюкозы в крови и удовлетворяется потребность в ней других органов.

В организме происходит постоянный обмен глюкозой между печенью, кровью,
мышцами, мозгами и другими органами. Главный потребитель глюкозы -
скелетные мышцы. Расщепление в них углеводов осуществляется по типу
анаэробных и аэробных реакций. Одним из продуктов расщепления углеводов
является молочная кислота.

Запасы углеводов особенно интенсивно используются при физической работе.
Однако полностью они никогда не исчерпываются. При уменьшении запасов
гликогена в печени его дальнейшее расщепление прекращается, что ведет к
снижению концентрации глюкозы в крови до 0.05-0.06%, а в некоторых случаях
до 0.04-0.038%. В последнем случае мышечная деятельность продолжаться не
может. Таким образом, уменьшение содержания глюкозы в крови - один из
факторов, снижающих работоспособность организма при длительной и
напряженной мышечной деятельности. При такой работе необходимо пополнять
углеводные запасы в организме, что достигается увеличением углеводов в
пищевом рационе, дополнительным введением их перед началом работы и
непосредственно при ее выполнении. Насыщение организма углеводами
способствует сохранению постоянной концентрации глюкозы в крови, что
необходимо для поддержания высокой работоспособности человека.

Влияние приема углеводов на работоспособность установлено лабораторными
экспериментами и наблюдениями при спортивной деятельности. Эффект от
принимаемых до работы углеводов при прочих равных условиях зависит от
количества и времени приема.

Уровень основного обмена регулируется нервной системой и системой желез
внутренней секреции.

Добавочные расходы энергии - энергетические расходы организма на выполнение
любых актов жизнедеятельности сверх основного обмена.

Добавочные расходы энергии увеличиваются после приема пищи - это энергия,
затрачиваемая организмом не процессы пищеварения.

При приеме углеводной пищи энергетические траты повышаются на 5-10 %,
жировой - на 10-15 %, при приеме белковой пищи - на 20-30 %.

В небольшой степени расход энергии увеличивается при умственной
деятельности. Даже чрезвычайно напряженная умственная работа вызывает
прибавку в расходе энергии всего на 2-3 %. Чувство голода, которое может
испытывать человек при этом связано с тем, что головному мозгу в условиях
напряженной умственной деятельности требуется большое количество чистой
глюкозы. Прием чашки сладкого чая полностью удовлетворяет потребности мозга
в глюкозе в этих условиях. Добавочные расходы энергии увеличиваются под
влиянием эмоциональных переживаний (в среднем на 11-19 %).

Увеличение энергетических трат организма регистрируется при понижении
температуры окружающей среды. В этих условиях организм в несколько раз
увеличивает интенсивность процессов распада для освобождения энергии,
используемой на поддержание постоянной температуры тела.

Наиболее существенно увеличиваются энергетические траты организма при
мышечной деятельности. Расходы энергии тем выше, чем интенсивнее
совершаемая организмом мышечная работа. Например, бег с максимальной
скоростью вызывает энергетические траты организма до 3-4 ккал в секунду. Но
поскольку такая деятельность может продолжаться всего несколько секунд,
суммарный расход энергии незначителен (примерно 20-30 ккал). В то же время
малоинтенсивный бег в течение нескольких десятков минут с относительными
энерготратами 0.4-0.3 ккал в секунду вызовет потери организмом от 500 ккал
до 2000 ккал и выше в зависимости от длительности бега.

По мнению современных специалистов (Верещагин Л.И., 1990), для сохранения
своего здоровья человек в течение суток должен затрачивать на мышечную
работу не менее 1200 ккал энергии.

При выполнение мышечной деятельности в условиях эмоциональных переживаний
(игровая деятельность, единоборства, деятельность, связанная с риском,
выступления на соревнованиях) организм расходует энергию как на выполнение
самой деятельности, так и на обеспечение эмоциональных переживаний. Поэтому
пробегание дистанции на тренировке вызовет меньший расход энергии, чем та
же деятельность на соревнованиях.



Добавочные расходы энергии при выполнении некоторых видов физических
упражнений

|Упражнение |Добавочный расход энергии (ккал) |
|Бег: |
|100 м |18 |
|200 м |25 |
|400 м |40 |
|800 м |60 |
|1 500 м |100 |
|3 000 м |210 |
|5 000 м |310 |
|10 000 м |590 |
|42 км 195 м |2300 |
|Лыжные гонки: |
|10 км |550 |
|30 км |1800 |
|50 км |3600 |
|Бег на коньках: |
|500 м |35 |
|1 500м |65 |
|5 000м |200 |
|Плавание: |
|100 м |50 |
|200 м |80 |
|400 м |150 |
|1 500 м |500 |

Добавочные расходы энергии организма (сверх основного обмена)

|умственная |эмоции |процессы |поддержание |физическая |
|работа | |пищеварения |температуры |работа |
| | | |тела в | |
| | | |условиях | |
| | | |холода | |
|2-3 % |11-19 % |5-30 % |до 300 % и |до 1500 % и выше|
| | | |выше | |
|[pic] |[pic] |[pic] |[pic] |[pic] |


ЛИТЕРАТУРА


1. Н.Н. Яковлев. «Биохимия»: учебник для ИФК. Мн. ФИС 1974.
2. Н.И. Волков, Н.И. Ненсин. «Биохимия мышечной деятельности» учебник для
вузов. Киев 2000.
3. Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костили. «Физиология спорта и двигательной
активности». Киев: Олимпийская литература 1997.
4. Н.И Яковлев «Химия движения». Ленинград: Наука 1983.
5. В.В. Васильева «Обмен углеводов и его регуляция».







Реферат на тему: Государственный экзамен по Биологии
ЭКЗАМЕН ПО БИОЛОГИИ
Структура работы.

На выполнение экзаменационной работы по биологии дается З часа (180
минут). Работа состоит из З частей, включающих 55 заданий.

Часть 1 включает 42 задания (А1 - А42). К каждому заданию приводится 4
ответа, один из которых верный.

Часть 2 содержит 8 заданий (В1 - В8): 4 - с выбором трех верных
ответов из шести, 2 – на соответствие, 2 - на последовательность
биологических процессов, явлений, объектов.

Часть З содержит 5 заданий со свободным ответом (С1 - С5). При
выполнении заданий С1 - СЗ надо дать ответ из одного - двух предложений, а
заданий С4, С5 - полный развернутый ответ. Ответы на задания С1 - С5 надо
записать на специальном бланке для записи ответов в свободной форме.

Общие рекомендации.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа,
если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и
проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то
задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить
те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет
вернуться, если у Вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более
баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.



РS: Вы можете разорвать Internet-соединение после полной загрузки
данной страницы и возобновить его, когда будете готовы передать на сервер
ваш результат для обработки.

Ваше Имя: Ваш Класс: Ваш E-mail:



ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот
ответ, который. по Вашему мнению, является правильным.

А1. Какая наука использует близнецовый метод исследования?

° цитология

Ответ: ° генетика

° селекция

° систематика



А2. Укажите формулировку одного из положений клеточной теории.



° Клетки растений отличаются от клеток животных наличием
хлоропластов

Ответ: ° Клетка — единица строения, жизнедеятельности и развития
организмов.

° Клетки прокариот не имеют оформленного ядра.

° Вирусы не имеют клеточного строения.

А3. Изображённый на рисунке органоид, обеспечивающий быстрое
продвижение веществ в клетке, представляет собой



° комплекс Гольджи [pic]

Ответ: ° плазматическую мембрану

° эндоплазматическую сеть

° микротрубочки цитоплазмы

А4. В состав каких молекул входит фосфор, необходимый всем живым
организмам?



° жиров

° моносахаридов

Ответ: ° полисахаридов

° Нуклеиновых кислот

А5. Чем обеспечивается точная последовательность расположения
аминокислот в молекуле белка в процессе его биосинтеза?



° матричным характером реакций в клетке

° высокой скоростью химических реакций в клетке

Ответ: ° окислительным характером реакций в клетке

° восстановите характером реакций в клетке

А6. Какие клетки человека наиболее существенно различаются по
набору хромосом?



° соединительной и эпителиальной тканей половые мужские и
женские

Ответ: ° половые и соматические

° мышечной и нервной тканей

° половые мужские и женские

А7. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?

° полиомиелита

° оспы

Ответ: ° гриппа

° ВИЧ



А8. Определите организм, у которого в процессе онтогенеза

происходит дифференциация клеток?



° обыкновенная амеба

Ответ: ° инфузория туфелька

° многоклеточная водоросль

° пресноводная гидра



А9. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?



° аллельные

° доминантные

Ответ: ° рецессивные

° сцепленные

А10. При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное
поколение единообразно. Чем это объясняется?



° все особи имеют одинаковый генотип

Ответ: ° все особи имеют одинаковый фенотип

° все особи имеют сходство с одним из родителей

° все особи живут в одинаковых условиях

А11. Каковы особённости модификационной изменчивости?



° проявляется у каждой особи индивидуально, так как изменяется

генотип

° носит приспособительный характер, генотип при этом не

изменяется

Ответ: ° не имеет приспособительного характера, вызвана изменением
генотипа

° подчиняется законам наследственности, генотип при этом не

изменяется

А12. Какие методы использовали селекционеры при выведении черно- пестрой
породы крупного рогатого скота?



° мутагенеза

° полиплоидии

Ответ: ° гибридизации и отбора

° гетерозиса и искусственного оплодотворения

А13. Сходство и родство организмов, обусловленное общностью их
происхождения, лежит в основе



° формирования между ними пищевых связей

Ответ: ° их участия в круговороте веществ

° их совместного обитания в экосистеме

° их классификации, объединения в группы

А14. Почему посев кукурузы после бобовых, у которых на корнях развиваются
клубеньковые бактерии, ведет к повышению урожая?



° семена бобовых содержат много белка.

Ответ: ° поле освобождается от сорняков.

° почва обогащается азотными солями.

° почва становится более рыхлой.

А15. К какому семейству относят картофель, томаты, у которых цветок
пятичленного типа со сросшимся околоцветником и плод — ягода?



° пасленовых

° бобовых

Ответ: ° крестоцветных

° лютиковых

А16. Какая система органов млекопитающих доставляет к клеткам тела
кислород и питательные вещества и освобождает их от продуктов обмена



° эндокринная система

° кровеносная система

Ответ: ° пищеварительная система

° опорно-двигательная система

А17. Почему китов относят к классу млекопитающих?



° имеют развитую кору головного мозга, постоянную температуру

тела, выкармливают детенышей молоком

° имеют обтекаемую форму тела, выкармливают детенышей

Ответ: молоком

° передвигаются с помощью хвостового плавника и передних

конечностей, превратившихся в ласты

° размножаются в воде, рождают крупных детенышей

А18. Почему человеку важно сохранять почки здоровыми?



° через них удаляется не переваренная пища.

Ответ: ° через них удаляются жидкие продукты обмена.

° в них образуются пищеварительные ферменты.

° они регулируют содержание гормонов в крови.



А19. Почему пища должна содержать витамины?



° они входят в состав ферментов

° они входят в состав гормонов

Ответ: ° они содержат богатые энергией связи

° они являются хранителями наследственной информации



А20. Дыхательный центр расположен в отделе головного мозга, обозначенном
на рисунке буквой



° а ° в

Ответ: ° б ° г

[pic]

А21. Почему опасно гладить бездомных собак?



° можно заразиться детскими остритами

° можно заразиться эхинококком

Ответ: ° можно заразиться печеночным сосальщиком

° в организм могут попасть финны бычьего цепня

А22. Что является структурной единицей вида?



° особь

° колония

Ответ: ° стая

° популяция

А23. В чем проявляется роль наследственной изменчивости в эволюции?



° В повышении жизнеспособности популяции

° В увеличении генетического разнообразия особей в популяции и
повышении эффективности отбора

Ответ: ° В уменьшении генетического разнообразия особей в популяции и

повышении эффективности отбора

° В увеличении неоднородности особей в популяции и снижении

эффективности отбора

А24. Каковы последствия действия движущего отбора?



° сохранение старых видов

° поддержание нормы реакции

° появление новых видов

° устранение особей с новыми мутациями

А25. О чем свидетельствует сходство человека с современными
человекообразными обезьянами?



° об их родстве, происхождении от общего предка

° о развитии их по пути идиоадаптации

Ответ: ° о возможности превращения современных человекообразных
обезьян в человека

° о возможности возникновения речи у человекообразных обезьян

А26. Действие антропогенного фактора не носит закономерного характера,
поэтому у особей популяции



° формируются к нему приспособления

Ответ: ° не могут сформироваться к нему приспособления

° возникают полезные для особи мутации

° возникают полезные для особи модификации

А27. Какую закономерность отображает рисунок?

[pic]



° пищевую цепь

Ответ: ° экологическую пирамиду

° колебания численности популяций

° процесс саморегуляции

А28. Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями
одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы?



° корневое давление

° фотосинтез

Ответ: ° саморегуляция

° круговорот веществ

А29. В преобразовании биосферы главную роль играют



° живые организмы

Ответ: ° химические процессы

° физические процессы

° механические явления

А30. Какова причина глобального изменения в биосфере — возникновения
парникового эффекта?

° уменьшение толщины озонового слоя

° уменьшение содержания азота в атмосфере

Ответ: ° увеличение содержания окислов серы в атмосфере

° увеличение содержания углекислого газа и задымление

атмосферы



А31. В митохондриях в отличие от хлоропластов не происходит синтез молекул



° АТФ

° глюкозы

Ответ: ° иРНК

° белка

А32. Энергетический обмен не может идти без пластического, так как
пластический обмен поставляет для энергетического



° богатые энергией молекулы АТФ

Ответ: ° ферменты для ускорения реакций

° кислород для реакций расщепления

° неорганические соли и кислоты

А33. В чем состоит сходство молекул ДНК и РНК?



° состоят из двух полинуклеотидных цепей

Ответ: ° имеют форму спирали

° это биополимеры, состоящие из мономеров-нуклеотидов

° обе содержат по нескольку тысяч генов

А34. На какой стадии эмбрионального развития объем
многоклеточного зародыша не превышает объема зиготы?



° оплодотворения

° бластулы

Ответ: ° гаструлы

° органогенеза

А35. При скрещивании томатов с красными и желтыми плодами получено
потомство, у которого половина плодов была красная, а половина желтая.
Каковы генотипы родителей?

° АА х аа

°Аа х АА

Ответ: ° АА х АА

° Аа х аа

А36. Почему грибы, собранные возле автомобильной трассы, опасно
употреблять в пищу?



° в них мало питательных веществ.

Ответ: ° они очень медленно растут и невкусные.

° в них накапливается много вредных, токсичных веществ.

° в них накапливается много нитратов.

А37. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами?



° в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из

неорганических.

Ответ: ° не нуждаются в воде при оплодотворении

° относятся к высшим споровым растениям

° имеют корни и хорошо развитые проводящие ткани

А38. Грудное вскармливание предохраняет грудных детей от инфекционных
болезней, так как в молоке матери содержатся



° питательные вещества

° ферменты

Ответ: ° гормоны

° антитела

А39. Что происходит в организме человека после предохранительной прививки?



° вырабатываются ферменты

Ответ: ° кровь свертывается, образуется тромб

° образуются антитела

° нарушается постоянство внутренней среды

А40. Человек в состоянии опьянения слабо координирует свои действия, так
как у него нарушается деятельность



° вегетативной нервной системы

° мозжечка

Ответ: ° спинного мозга

° продолговатого мозга

А41. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора?



° сохранение старых видов

Ответ: ° сохранение нормы реакции

° появление новых видов

° сохранение особей с неизмененными признаками

А42. Почему для агроэкосистемы не характерен сбалансированный круговорот
веществ?



° в ее состав входит небольшое разнообразие видов

Ответ: ° для нее характерно большое разнообразие видов

° она имеет длинные цепи питания

° численность небольшого числа видов в ней высокая



ЧАСТЬ 2

При выполнении заданий этой части запишите в порядке возрастания, без
знаков препинания и через пробел, номера трех элементов, относящихся к
правильному ответу.



В1. Какие особенности органов кровообращения и дыхания характерны для
земноводных?

1) сердце трехкамерное без перегородки в желудочке

2) сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке

З) один круг кровообращения

4) два круга кровообращения

5) на всех стадиях развития дышат с помощью легких

6) на стадии взрослого животного дышат с помощью легких и кожи

Ответ:

В2. Деятельность каких органов регулирует вегетативная нервная система
человека?

1) мышц верхних и нижних конечностей

2) сердца и кровеносных сосудов

З) органов пищеварительного канала

4) мимических мышц

5) почек и мочевого пузыря

6) диафрагмы и межреберных мышц

Ответ:

В3. Какие функции выполняет в клетке ядро?

1) обеспечивает поступление веществ в клетку

2) служит местом локализации носителей наследственной информации
— хромосом

3) с помощью молекул посредников участвует в синтезе молекул
белка

4) участвует в процессе фотосинтеза

5) в нем органические вещества окисляются до неорганических

6) участвует в образовании хроматид

Ответ:

В4. Появление каких изменений у растений в процессе эволюции не
способствовало общему подъему их организации?

1) Появление корней у древних папоротников.

2) Появление хлорофилла у мхов.

3) Возникновение тканей у хвойных.

4) Возникновение семени у голосеменных.

5) Появление цветка и плода у покрытосеменных.

6) Возникновение проводящих тканей у цветковых.

Ответ:



При выполнении заданий В5 – В6 установите соответствие между объектами
или процессами и описанием их свойств и признаков.

В5. Установите соответствие между отдельными функциями нейронов и типами
нейронов, которые эти функции выполняют: к каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ НЕЙРОНОВ ТИПЫ НЕЙРОНОВ

осуществляют в головном мозге

1) передачу нервных импульсов с А) чувствительные

одного нейрона на другой



передают нервные импульсы от

2) органов чувств и внутренних Б) вставочные

органов в мозг

3)

передают нервные импульсы

мышцам



передают нервные импульсы от В) двигательные

4) внутренних органов в мозг



5) передают нервные импульсы к

железам

Ответ:

В6. Установите соответствие между строением и функциями
эндоплазматической сети и комплекса Гольджи: к каждой позиции, данной
в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОИДЫ

ОРГАНОИДОВ

1) состоит из группы полостей с А) эндоплазматическая
сеть

пузырьками на концах



2) состоит из системы связанных

между собой канальцев



3) участвует в биосинтезе белка



4) участвует в образовании лизосом Б) комплекс Гольджи



5) участвует в образовании

клеточной оболочки



6) осуществляет транспорт

органических веществ в разные

части клетки

Ответ:



При выполнении заданий В7 - В8 определите последовательность
биологических процессов и явлений.

В7. Установите, в какой последовательности звуковые колебания должны
передаваться к рецепторам органа слуха.

А) наружное ухо

Б) перепонка овального окна

В) слуховые косточки

Г) барабанная перепонка

Д) жидкость в улитке

Е) слуховые рецепторы

Ответ:

В8. Установите последовательность этапов энергетического обмена.

А) расщепление биополимеров до мономеров

Б) поступление органических веществ в клетку

В) окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды

Г) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты

Д) синтез двух молекул АТФ

Е) синтез 36 молекул АТФ

Ответ:

ЧАСТЬ З

На задания С1 - С2 дайте краткий ответ из одного-двух предложений, а
на задания С3, С4, С5 - полный развернутый ответ.

С1. С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых
деревьев?

Ответ:



С2. В чем состоит роль ДНК в синтезе белка?

Ответ:



С3. Какие признаки характерны для царства растений?

Ответ:



С4. Почему достижения молекулярной биологии имели большое значение для
развития генной инженерии?

Ответ:



С5. Почему повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

Ответ:



Единый государственный экзамен по БИОЛОГИИ



Вариант 1

Инструкция для учащегося

Прежде чем приступать к выполнению работы, внимательно прочитайте
данную инструкцию. Она поможет вам правильно организовать свое время и
успешно выполнить работу.

Экзаменационная работа по биологии состоит из 57 заданий, которые
разделены на две части. Часть 1 содержит 30 несложных заданий с выбором
ответа (А1 — АЗ0). Часть 2 состоит из 27 более сложных заданий трех типов:
20 заданий - с выбором ответа (АЗ1 — А50), 5 заданий (С1 — С5)- с кратким
ответом (из 1-2 слов или предложений) и двух заданий (С6 — С7) с
развернутом ответом. Ответы на задания С1 — С7 надо записать на специальном
бланке для записи ответов в свободной форме.

К каждому заданию А1 — А50 даны 4 варианта ответа, из которых один
верный. В бланке ответов под номером задания поставьте крестик (Х) в
клеточке, номер которой равен номеру выбранного Вами ответа.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые к нему варианты
ответа, если они даны. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и
проанализировали все варианты ответа.

На выполнение работы отводится З часа (180 минут). Рекомендуем
выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание
вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в
которых вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у
вас останется время.

Проверьте, заполнили ли вы все поля «бланка ответов», которые должны
были заполнить ДО начала выполнения работы.

Приступайте к выполнению работы

Желаем успеха!



© 2001 Министерство образования Российской Федерации

Копирование, распространение и использование без письменного разрешения
Минобразования РФ

не допускается



Часть 1

Эта часть состоит из 30-ти несложных заданий. К каждому заданию даны 4
варианта ответов, из которых только один верный. В бланке ответов под
номером задания поставьте крестик (х) в клеточке, номер которой равен
номеру выбранного Вами правильного ответа.

А1. Определите, какой органоид клетки изображён

на рисунке.

1) клеточный центр

2) комплекс Гольджи

3) хлоропласт

4) митохондрия

А2. Назовите молекулу, входящую в состав клетки, которая изображена на

рисунке.

1) Белок

2)ДНК

3) Аминокислота

4) Клетчатка

АЗ. На рисунке изображена рибосома, об этом свидетельствуют входящие в её

состав

1) многочисленные кристы

2) системы гран

3) цистерны и полости

4) большая и малая частицы

А4. 38 молекул АТФ синтезируются в клетке в процессе

1) окисления молекулы глюкозы

2) брожения

3) фотосинтеза

4) хемосинтеза

А5. Конъюгация хромосом — это соединение двух гомологичных хромосом в
процессе


Новинки рефератов ::

Реферат: Комплексная механизация и автоматизация (Транспорт)


Реферат: Статистические величины (Математика)


Реферат: Сетевые карты (Программирование)


Реферат: Роль общения в развитии ребёнка (Психология)


Реферат: Производство анодной массы (Металлургия)


Реферат: Битва за Днепр (История)


Реферат: Соучастие (Уголовное право и процесс)


Реферат: Защита информации (Программирование)


Реферат: Князь Ярослав Мудрый (Исторические личности)


Реферат: История (Шпаргалка) (История)


Реферат: Анализ суицида в России (Социология)


Реферат: Содержание искусства Древнего Египта: сюжетный круг, религия, культ, мифология, магия (Искусство и культура)


Реферат: Билеты (Международное публичное право)


Реферат: Молитва и святые таинства - средства для стяжания благодатных даров Святого Духа (Религия)


Реферат: Экономическая эффективность использования земельных угодий в ОГУСП «Пригородный» (Сельское хозяйство)


Реферат: Экологическая безопасность через экологическое страхование (Страхование)


Реферат: Бухгалтерский учет прибылей и убытков предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Европейский Союз как элемент международных отношений (История)


Реферат: Дидактические возможности отдельных методов обучения на уроках литературы в старших классах (Литература)


Реферат: Договор на оказание аудиторских услуг (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист