GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Обобщающий урок по природоведению (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Обобщающий урок по природоведению (Педагогика)




Оглавление

Обобщающий урок: понятие, цель, организация 3
Примеры разработок обобщающих уроков 5
1-ый класс: «Домашние животные» 5
2-ой класс: «Город и деревня» 6
3-ий класс: «Домашние животные» 8
4-ый класс: «Растительный и животный мир нашей местности» 9
Дидактическая игра «Цветочный аукцион» как нетрадиционная форма обобщающего
урока по теме «Комнатные растения» 10
Заключение 14
Литература 15



Обобщающий урок: понятие, цель, организация

Урок - форма организации обучения, при которой учебные занятия
проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового
возраста и уровня подготовки в течение определенного времени по
установленному расписанию для достижения учебно-воспитательных целей.

Каждый урок посвящается изучению определенного вопроса программы и
поэтому представляет собой нечто законченное и вместе с тем является
продолжением предшествующих уроков и опорой для последующих.
В конце изучения темы, как правило, проводятся обобщающие уроки. Они
могут проводиться по материалу двух или нескольких тем, близких по
содержанию.
Основная дидактическая цель такого типа уроков — систематизация
знаний, полученных при изучении всей темы, закрепление ее наиболее важных
положений. Таким образом, обобщающие уроки способствуют прочному и
сознательному усвоению знаний, а также оказывают существенное влияние на
развитие памяти, речи, мышления учащихся.
Под обобщением понимают выделение каких-либо свойств, качеств,
присущих целой группе предметов, и формулирование такого вывода, который
будет верен в отношении любого ,отдельного предмета данной группы. Учащихся
нужно научить обобщать материал. Сделать это можно по следующему плану:
а) выделять главное, основное содержание в обобщаемом материале;
б) выделять основные характеристики предметов, отношения между ними;

в) сравнивать предметы между собой, выделять общие, фундаментальные
особенности, которые могут лечь в основу обобщения;
г) формулировать на основе обобщения вывод (общую тенденцию,
закономерность и т. д.).
При правильной организации урока эффективным методом обобщения и
систематизации знаний может быть беседа, основным условием ее эффективности
является уровень или степень подготовки учащихся по теме. Учащихся надо
готовить к такой работе: они должны владеть фактическим материалом,
навыками сравнения, знать свойства предметов, их основные характеристики.
При недостаточной подготовке учащихся беседа может превратиться в монолог
учителя.
Для обобщения и систематизации знаний нужно составить такие вопросы,
ответы на которые позволили бы получить обобщение знаний по этой теме. В
вопросах должен быть отражен определенный фактический материал, который
играет важную роль при выделении основных понятий темы.
На обобщающем уроке желательно использовать наглядные пособия,
которыми учащиеся пользовались в ходе изучения материала.
В структуре обобщающего урока можно выделить следующие элементы:
а) организация учащихся, в ходе которой выясняется их подготовка к
уроку, проверяется наличие необходимых наглядных пособий, сообщаются тема,
цели и задачи предстоящего урока;
б) проверка знаний, умений и навыков по изученной теме. Как правило,
отдельные учащиеся получают задания, выполняют их, а класс проверяет,
исправляет, дополняет по мере необходимости;
в) обобщающая беседа по теме;
г) заключение учителя, в ходе которого отмечается, какой материал темы
и как усвоен учащимися.
В некоторых случаях, проводя обобщающий урок, учитель совмещает
проверку знаний, умений, навыков и обобщающую беседу вместе. Это можно
делать в тех случаях, когда тема невелика по объему материала и понятия ее
простые.
Для проверки усвоения материала учащимися всего класса, а также
степени сформированности умений и навыков в конце обобщающего урока можно
провести небольшую самостоятельную работу учащихся, носящую контрольный
характер и способствующую выявлению уровня сформированных знаний и умений.


Примеры разработок обобщающих уроков


1-ый класс: «Домашние животные»

Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся, полученные при
изучении темы «Домашние животные».
Оборудование: все картины, которые использовались на предыдущих
уроках, и кинофильм «Наши домашние животные».
Ход урока.
Урок начинается с беседы по картинам «Утка» и «Куры» по следующим
вопросам.
- Какая птица изображена на первой картине?
- Что вы знаете об утке?
- Какие птицы нарисованы на второй картине?
- Чем куры отличаются от утки?
- Какая голова у курицы? Какой клюв? Какие крылья? Какого цвета
перья? Какие у нее ноги? Есть ли на них перепонки, как у утки?
Почему их нет?
Учитель показывает детям кинофильм «Наши домашние животные». После
просмотра фильма ставит вопросы:
- Каких животных называют домашними?
- Каких домашних животных вы знаете?
- Что нового вы узнали из фильма?
По картинам «Кошка», «Собака», «Курица», «Утка», «Гусь» дети отвечают
на вопросы:
- Какая шерсть у кошки?
- Какие у нее лапки? Какие усы? Какие зубы? Какой хвост? Какие глаза?

- Что ест кошка?
- Какую пользу приносит кошка?
- Какой величины бывают собаки?
- Какая у собаки голова? Какие у нее зубы, уши, лапы, хвост?
- Какого цвета шерсть?
- Что едят собаки?
- Какую пользу они приносят?
- Как можно называть всех этих птиц? (Домашние.) Почему их называют
домашними?
- Чем курица не похожа на гуся и утку?
- Какую пользу приносят домашние птицы?
Итог урока: домашние животные приносят нам большую пользу и поэтому мы
должны любить их, заботиться о них и не обижать.


2-ой класс: «Город и деревня»

Цель урока: обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы
«Город и деревня».
Оборудование: стенные картины, изображающие город и село.
Ход урока.
Данный урок целесообразнее проводить в форме беседы.
Вопросы для проведения беседы:
- Где мы живем?
- Как называется наш город?
- Как называется улица, на которой стоит школа?
- Какие дома стоят на улице?
- Для чего предназначены дома, которые находятся на нашей улице?
(жилые, магазины, ателье и т.п.)
- Как освещается наша улица?
- Какие растения есть на нашей улице?
- Чем улица отличается от проспекта? от переулка? от площади?
- Какие проспекты есть в нашем городе?
- Как называется центральная площадь нашего города?
- Чем занимаются люди в городах?
- Что город дает деревне? А деревня городу?
- Чем город отличается от деревни?
- Чем занимаются люди в деревне?
Беседа сопровождается повторным рассмотрением картины.
В заключение урока – творческое задание: нарисовать ответ на один из
вопросов, записанных на доске.
На доске записаны следующие вопросы:
- Что люди делают в деревне?
- Чем занимаются в городе?
- Что город дает деревне?
- Что дает деревня городу?
Итог урока: еще раз акцентировать внимание на том, что город не сможет
выжить без села, а село – без города.


3-ий класс: «Домашние животные»

Цель урока: обобщить знания детей о домашних животных, живущих в
разных природных условиях.
Оборудование: таблицы, картины, чучела, гербарий, которые были
использованы в процессе работы над темой; а так же то, что было сделано
детьми в этот период: таблицы, рисунки, записи в тетрадях и т.д.; кинофильм
(видеофильм, диафильм) «Домашние животные».
Домашнее задание к уроку: найти материал о том, как и чем кормят
домашних животных.
Ход урока.
В начале урока проводится беседа по следующим вопросам:
- Каких вы знаете домашних животных?
- Почему корова, лошадь, свинья, овца, верблюд, олень, кролик
называются домашними животными?
Задание: напишите на доске и покажите на картинах и чучелах, каких еще
домашних животных вы знаете.
- Как ухаживают за домашними животными на селе? в городе?
- Какие машины помогают в уходе за животными?
- Кто из вас сам ухаживал или помогал ухаживать за домашними
животными? Как вы это делали?
Демонстрация фильма. После фильма – беседа.
- Какие породы домашних животных (лошадей, кур, коров и т.д.) вы
знаете?
- Какую домашнюю рыбу вы знаете и от какой рыбы она выведена?
- Почему кролика называют грызуном?
- Каких еще грызунов вы знаете?
- Как приспособлен северный олень к условиям жизни на севере?
- Как приспособляется верблюд к условиям жизни в пустыне?
Далее проводится беседа по домашнему заданию.
- А чем и как кормят домашних животных?
- А что дают нам домашние животные за то, что мы за ними ухаживаем и
кормим их?
Итог урока: еще раз указать на то, какое значение имеют для нас
домашние животные и развитие животноводства.


4-ый класс: «Растительный и животный мир нашей местности»

Цели: обобщить, конкретизировать, углубить и систематизировать знания
о природе; показать значение разнообразия природы для развития народного
хозяйства; установить взаимосвязь между природой и трудовой деятельностью
человека.
Оборудование: глобус, физическая карта СССР, карта полушарий и карта
природных зон СССР, гербарии растений своей местности.
Ход урока.
Урок можно начать со следующего задания классу: определите
местоположение своей области на глобусе и карте и ответьте, где находится
ваша область (край). Затем в ходе беседы выясняется, что характерно для
природы данной местности, в какой природной зоне она находится, какие в ней
преобладают растения и животные и т. д. Затем учащимся задается вопрос,
требующий обобщенного ответа: какие сезонные изменения в жизни растений и
животных характерны для данной местности?
В ответе на него должно быть отмечено, что сезонные изменения зависят
от расположения природной зоны по отношению к экватору.
Далее учащиеся вспоминают названия растений и животных своей
местности, уточняют характерные особенности их строения и
жизнедеятельности. Выяснение характерных особенностей растений и животных
своей местности и сравнение их с другими позволяют установить зависимость
между основными факторами неживой и живой природы. Беседа сопровождается
демонстрацией гербарных образцов растений, таблиц, картин, соответствующих
диапозитивов.
Учащиеся делают вывод о природе своей местности. Далее задаются
вопросы: как изменяется труд людей в зависимости от природных условий? от
времени года?
Итог урока: растительный и животный мир разнообразен; человек
использует богатства природы в своей хозяйственной деятельности, но должен
бережно относиться к ним и охранять их.


Дидактическая игра «Цветочный аукцион» как нетрадиционная форма
обобщающего урока по теме «Комнатные растения»

В последнее время стало популярно проводить обобщающие уроки в
нестандартной форме: викторины, игры, лото и т.п. Это позволяет
разнообразить учебный процесс, расширить мотивацию усвоения учащимися
знаний, повысить степень усвоения предмета. Ниже приведен обобщающий урок
по теме «Комнатные растения» в виде дидактической игры «Цветочный аукцион».
Цель игры: обобщить знания о комнатных растениях, закрепить знание их
названий, проверить сформированность умения различать комнатные растения по
названию и описанию. Воспитывать любовь к природе, интерес к нашим "зеленым
друзьям".
Оборудование игры: комнатные растения, подставка для растений, жетоны,
призы.
Правила игры: участвуют три команды. Участнику, давшему правильный
ответ, вручается жетон (образцы жетонов — комнатный цветок в горшочке).
Побеждает та команда, которая наберет больше жетонов, и тот участник, у
которого окажется наибольшее количество жетонов.
Выбирается жюри, которое следит за ходом игры, вручает жетоны и
подводит итоги.
Ход игры.
1. "Аукцион —разминка".
Команды по очереди называют по 1 комнатному растению. Побеждает та
команда, которая назовет последнее растение. (1 жетон дается участнику,
назвавшему последнее растение).
2 "Найдите, что опишу".
На подставку ставят комнатные растения одного рода, но разных видов:
Пеларгония душистая и зональная.
Бегония королевская и всегда цветущая
Традесканция зебровидная и белоцветковая.
Задание командам: найти растение по описанию (подойти, показать):
Пеларгония, или Герань, — распространенное комнатное растение. Его
родина — Южная Африка. Листья пеларгоний покрыты волосками, испаряющими
эфирное масло. Растение можно отличить по своеобразному запаху.
Пеларгония зональная — с махровыми красными цветками. Пеларгония
душистая — с мелкими розовыми цветками.
Родина Бегонии — тропики Азии и Африки. Это растение с одревесневающим
стеблем, красивыми листьями.
Бегония королевская — с крупными пестроокрашенными. покрытыми редкими
волосками листьями.
Бегония всегда цветущая — небольшой кустик с сочными стеблями, густо
покрытыми некрупными листьями и мелкими розовыми цветками.
Родина Традесканции — Америка. Это красивое растение со свешивающимся
стеблем.
Традесканция зебровидная — с полосатыми листьями.
Традесканция белоцветковая — с зелеными листьями.
3. Домашнее задание.
Дети рассказывают и показывают, как надо ухаживать за комнатными
цветами (за каждое выступление 1 жетон).
4. Отгадай, что за растение.
На подставку выставляются растения: фикус, хлорофитум, аспарагус,
бальзамин, колеус, алоэ, камнеломка, зигокактус, плющ.
Задание командам: составить рассказы о 3-х растениях. Оставшиеся
команды определяют, о каком растении идет речь, называют его и показывают.
Примечание: в рассказе не должно упоминаться название растения. По 1
жетону дается участнику, который загадал "загадку" и который ее отгадал.
5. Игра на внимание.
На подставке стоят цветы в один ряд: алоэ, фикус, бегония, бальзамин,
колеус, пеларгония.
Дети рассматривают и запоминают растения, а затем закрывают глаза. В
это время педагог меняет местами растения или убирает одно из них, заменяет
другим растением. После этого дети открывают глаза и рассказывают о том,
что изменилось.
6. "Узнай растение".
На подставке расположены растения: хлорофитум, фикус, опунция,
аспарагус, пеларгония, бальзамин, бегония, колеус, плющ, апидистра,
камнеломка, зигокактус, традесканция и другие.
Задание командам: найти растение по названию или характерному
признаку. Игpa по типу соревнования: кто быстрее?
Найдите:
— бальзамин
— растение — очиститель воздуха (хлорофитум)
— колеус
— традесканцию
— растение, которое называют "дружная семейка" (аспидистра)
— камнеломку
— самое известное лекарственное растение (алоэ)
— зигокактус
— бегонию
— растение с "фальшивыми листочками" (аспарагус)
— плющ
— "резиновое дерево" (фикус)
— растение, выделяющее эфирное масло (пеларгония)
— каланхоэ.
7. Домашнее задание.
Сообщение о любимом растении, которое живет в доме.
8. Подведение итогов.
Участнику игры-аукциона, набравшему наибольшее число жетонов,
присваивается звание «Знаток природы» и выдается открытка с подписями жюри
«Лучшему знатоку природы».
Команда, набравшая наибольшее количество жетонов, награждается
медалями «Победитель в игре-аукционе «Комнатные растения».

Заключение

Обобщающие уроки обычно строятся на материале отдельных тем или
учебного предмета в целом. Такие уроки имеют большое значение в закреплении
и систематизации знаний.
На обобщающих уроках следует повторить пройденное, и, опираясь на
знания, полученные детьми при изучении темы, расширить детские
представления, установить простейшие взаимосвязи и взаимозависимости
явлений в живой и неживой природе.
Такое повторение и обобщение программного материала делает знания
детей более сознанными и прочными, развивает навыки логического мышления.
На обобщающих уроках, как и на уроках других типов, следует применять
разнообразные методы и приемы работы, но исключительная роль здесь
принадлежит беседе, которая должна умело чередоваться с работой по
настенным картинам, схемам, учебнику. В то же время в последние годы стали
популярны обобщающие уроки, проводимые в виде викторин, дидактических игр,
соревнований и т.д. Это необходимо в первую очередь потому, что младшие
школьники быстро утомляются, внимание у них рассеивается и они отключаются
от работы.
По методике проведения обобщающие уроки очень сложны. Успешно они
проходят в том случае, если учитель с первого урока изучения раздела или
темы начинает готовиться к ним: продумает систему формирования знаний;
установит строгую последовательность объяснения основных и дополнительных
понятий; выберет методы и приемы, средства работы, способствующие
организации такой мыслительной деятельности учащихся, которая ведет к
самостоятельным выводам.


Литература

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения:
Учебник для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1990
2. Методика изучения природы в начальных классах: пособие для учителей. –
М.: Просвещение, 1965
3. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения:
Учебник для студентов педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1984
4. Верзилин Н. М. Путешествие с домашними растениями. — М.: Детиздат, 1951
5. Горышина Т. К. Растения в городе — Л.: Лениздат, 1991
6. Дрязгунова В А Дидактические игры для ознакомления дошкольников с
растениями. — М.: Просвещение, 1981
7. Клинковская Н. Н. Комнатные растения в школе — М.: Просвещение, 1986




Реферат на тему: Образование в Англии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по основам управления педагогическими системами



по теме: Образование в Англии
студентки группы ПК-3
Мурманского педагогического института
Раковой Татьяны



2000 г.
ПЛАН

Введение.
1. Органы управления образованием в Англии.

2. Краткая характеристика современного состояния системы образования в
Англии.

3. Система обязательного образования в Англии.
3.1. Начальное образование.
3.2. Среднее образование.

4. Система дальнейшего образования.

5. Система высшего образования в Англии.
5.1. Проблематика, реформы и общая характеристика.
5.2. Характеристика и виды университетов и политехнических вузов.
5.3. Реформы высшей школы.

6. Система педагогического образования в Англии.

Вывод.

Приложение.



Литература.



ВВЕДЕНИЕ


В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из
наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне
зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие
решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом
высоком уровне в иерархической структуре управления — парламентом,
правительством.
Первым актом общенационального значения считают Закон об образовании
1944г., который, хотя и был в основном, посвящен школьному Образованию, в
значительной мере упорядочил систему образования в целом и определил органы
ее управления. Затем принятые акты пересматривались и дополнялись. Но к 60-
м годам возникла необходимость пересмотра и повышения качества образования,
она имеет тенденцию существовать и в современной Англии. Так, Национальная
комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с
красноречивым названием «Учимся преуспевать. Радикальный взгляд на
образование сегодня и стратегия на будущее». Рекомендации, как добиться
положительных перемен, сформулированы в виде нескольких целей: Сокращение
объема обязательного образования, совершенствование системы повышения
квалификации преподавателей, сосредоточение управления образованием и
подготовки кадров преподавателей в руках одного органа, увеличение
инвестиций в образование, расширение участия общественности в деятельности
школы.

1. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В АНГЛИИ

Центральным органам управления образования в Англии являются:
Департамент образования и науки.
Департамент образования и науки принимает непосредственное участие в
выработке общей стратегии развития всех видов и уровней образования,
оказывает посредством финансовых операций влияние на большинство учебных
заведений, включая и университеты.
Следует отметить, что департаменты образования не контролируют
деятельность отдельных учебных заведений. Такой контроль возложен на
Королевскую инспекцию и местные органы образования. Королевская инспекция
осуществляет общий надзор, который распространяется на все виды
образования, кроме университетского, хотя в последнее время
правительственные круги все чаще выступают с предложением о работе
инспекторов и в университетах.
Непосредственный контроль за деятельностью учебных заведений систем
школьного и дальнейшего образования осуществляется местными органами
образования.
Характерной особенностью системы образования в Англии является
преобладание государственного сектора. Процесс «огосударствления» системы
образования начался значительно позже, чем в других странах Западной
Европы.
В последние десятилетия влияние государства на развитие образования
еще более возросло, что связано с необходимостью его финансирования. В
настоящее время государство оплачивает 80% текущих и 90% капитальных
расходов университетов.
Системой образования руководит Министерство образования, которое
вырабатывает общенациональные стандарты, рекомендации, инспектирует учебные
заведения, субсидирует до 60% школьного бюджета. Каждая школа сама
определяет свой учебный план, руководствуясь рекомендациями Министерства.
Значительные права имеют муниципалитеты. Они финансируют остальные 40%
общественных затрат на школы. Министерские субсидии распределяются в
зависимости от того, руководствуется ли учебное заведение рекомендациями
центра, а также от успешности работы заведения.

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В соответствии с административным делением и сложившимися традициями
система образования Великобритании подразделяется на три подсистемы: 1)
Англия и Уэльс, 2) Северная Ирландия, 3) Шотландия. Системы образования
Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются
незначительно, в системе образования Шотландии имеются свои традиционные
особенности.
Современная система образования Великобритании включает в себя:
. дошкольное воспитание;
. начальное образование;
. общее среднее образование;
. систему дальнейшего образования;
. высшее образование.
В Великобритании около 50% трех-четырехлетних детей воспитываются в
детских садах или Малышевых центрах. Кроме этого, многие дети посещают
игровые группы дошкольной подготовки, учреждаемые добровольными
организациями и родителями.
С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу
для малышей. С 7 лет они переходят в младшую школу, а с 11 лет — из
начальной в среднюю. Система среднего образования страны включает
объединенные, грамматические, технические, современные, специальные и
частные школы, среди которых особо выделяются элитарные «паблик скулз».
Наиболее массовым видом школ являются объединенные (в них обучается
около 90% учащихся средних школ Англии и Уэльса). Объединенные школы были
организованы с целью создания равных возможностей для получения
образования, но в действительности во многих объединенных школах
сохранились потоки или отделения, основанные на селективном отборе
учеников.
Большинство остальных детей обучаются в грамматических школах,
отличающихся значительной степенью дифференциации и дающих общее полное
среднее образование.
Основной их целью является подготовка учащихся к обучению в высших
учебных заведениях.
Уровень «первого профессионального образования», аналогичный
российской схеме, в Великобритании не выделяется, поскольку рабочие
готовятся путем ученичества и непосредственно на производстве.
К системе дальнейшего образования (в нашем понимании «среднее
профессиональное образование») относится большое разнообразие колледжей,
институтов, специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку на
различных уровнях — от профессионально-технического до высшего.
К системе высшего образования в Великобритании относятся традиционно
академические университеты и профессионально-ориентированные
политехнические колледжи.

3. СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В стране действует система бесплатного общего образования для всех
детей, независимо от социального положения, национального происхождения.
Существуют школы муниципальные и частные. Обучение в первых бесплатное.
Частные учебные заведения платные.
Система обязательного образования охватывает детей и подростков с 5
до 16 лет. Продолжительность учебного года — 38 недель. Год разделен на
триместры, которые перемежаются каникулами: летние (6 недель),
рождественские и пасхальные (2-3 недели). В середине триместров
предусмотрен недельный перерыв. Учебная неделя обычно 5-дневная. Учебный
день длится с 9.00 до 15 ч. 30 мин. с перерывом на обед и утреннюю молитву.
Предусмотрено минимальное количество академических часов в неделю; школы
вправе по своему усмотрению увеличивать учебную недельную нагрузку.
В соответствии с Актом о реформе образования (1988) период
обязательного образования подразделен на четыре «ключевые стадии»: с 5 до 7
лет, с 7 до 11 лет, с 11 до 14 лет, с 14 до 16 лет.

3.1 Начальное образование
Начальное образование охватывает первые две стадии. Дети обычно
группируются по возрастным классам. Все предметы преподает один учитель.
Урок длится от 15 до 45 мин. После окончания учебы дети не сдают экзамены и
не получают свидетельств об окончании учебного заведения.
В начальной школе основное время посвящено изучению английского языка
(40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% —
ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками
арифметики, истории, географии, природоведения и религии.

3.2 Среднее образование
В системе среднего образования Великобритании выделяются два основных
вида школ: грамматические и объединенные (кроме них функционируют также
технические и современные средние школы). Наиболее массовым видом школ
являются объединенные, В них обучается около 90% учащихся Англии. В
объединенную школу принимают выпускников начальных школ с различным уровнем
умственных способностей и возможностей.
Средние объединенные школы могут быть организованы различным образом:
объединенные полные средние школы для детей от 11 до 18 лет; промежуточные
школы, где ученики переходят в старшую объединенную школу в возрасте 12, 13
или 14 лет, заканчивая ее в 16 или 18 лет; школы для возрастной группы от
11 или 12 лет до 16 лет, комбинированные с так называемым «шестым классом».
Объединенные школы были организованы с целью создания равных
возможностей для получения образования. Они должны были обеспечить
совместное обучение учеников с различными способностями, интересами и
возможностями. Однако в действительности во многих объединенных школах
сохранились потоки или отделения, основанные на селективном отборе
учеников.
В грамматических школах дается общее полное среднее образование и
осуществляется подготовка учащихся к обучению в высших учебных заведениях.
Учебная работа в грамматических школах строится по принципу
дифференцированного учебного плана. После окончания 5-го класса примерно
60% учащихся, сдавших экзамены и получивших общее свидетельство об
образовании на обычном уровне, уходят из школы. Остальные 40% продолжают
обучение по индивидуальным учебным планам в двухгодичном 6-ом классе,
который является выпускным.
Среди многочисленной группы общеобразовательных школ в Англии
выделяется небольшая группа школ прямого субсидирования департаментом
образования и науки и частных школ. Среди последних особое значение имеют
так называемые «паблик скулз», выпускники, которых поступают в наиболее
престижные университеты и впоследствии занимают высокие посты в
политической и экономической иерархии британского общества.
Учебный год начинается в сентябре и заканчивается в конце июля. Его
продолжительность — 40 недель. Он разделен на триместры, учебная неделя —
пятидневная.
До настоящего времени в Великобритании не существовало единых
школьных программ и учебников. Разработка учебных программ являлась
прерогативой директоров и старших преподавателей школ. Однако в
соответствии с Законом об образовании (1986 г.) преподаватели должны
согласовывать учебные программы с местными органами образования.
Но на сегодняшний день, реформы в образовательной политике коснулись
все-таки школьных программ. Это относится прежде всего к объединенным
школам. Примерно половина учебного времени в этом учебном заведении
отводится на так называемое ядро – обязательные для всех базовые дисциплины
Другая половина учебного времени занята обязательными предметами по выбору,
которые предлагаются в виде «пакетов», каждый из которых содержит несколько
курсов гуманитарного, естественно-научного или математического содержания.
Выпускные экзамены в средней школе проводятся в два этапа: по
достижении обязательного школьного возрастного минимума — 16 лет и в 18
лет.
Общее свидетельство об образовании, получаемое выпускниками школ,
рассчитано в основном на учеников, предполагающих продолжить свое
образование в высших учебных заведениях. Большинство выпускников получают
свидетельство о среднем образовании, Общее свидетельство об образовании
имеет два уровня — обычный (О) и повышенный (А).

4. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система дальнейшего образования представляет собой конгломерат
большого количества разнообразных колледжей, учебных центров, институтов, в
которых осуществляется подготовка на различных уровнях — от профессионально-
технического до высшего. В общей сложности в системе дальнейшего
образования насчитывается около 700 специализированных учебных заведений —
от местных колледжей, в которых обучается без отрыва от работы на
производстве молодежь в возрасте 16—18 лет, до политехнических, комплексных
учебных заведений, в которых осуществляется подготовка на различных
уровнях, включая и высший. Помимо указанных заведений, в системе
дальнейшего образования работает более 7 тыс. вечерних институтов и центров
по обучению взрослых. Эти учебные заведения ведут подготовку по различным
специальностям или обеспечивают повышение образовательного и культурного
уровня взрослого населения.
Все заведения системы дальнейшего образования находятся под контролем
местных органов. Исключение составляют учебные заведения, имеющие
королевские хартии.
По сравнению с предыдущими годами в общем студенческом контингенте
растет численность учащихся дневного обучения.
С 60-х годов в системе дальнейшего образования произошли значительные
изменения — ее учебным заведениям было дано право присуждать академические
степени, т.е. появилась возможность получить высшее образование не только в
университетах, но и в политехнических учебных заведениях, открытых на базе
наиболее крупных технических и коммерческих колледжей.
В настоящее время политехнические колледжи являются основными
заведениями системы дальнейшего образования, в которых сосредоточена
подготовка специалистов с высшим образованием. Но следует отметить, что они
представляют собой комплексные учебные заведения, осуществляющие подготовку
как по обычному, так и по продвинутому курсу (с целью получения высшего
образования), и доля студентов, занимающихся по программам высшего
образования, составляет в них немногим более 30% общего контингента.
Отсутствие единых учебных планов и программ (обучение ведется по
программам, одобренным местными органами образования и профессиональными
обществами) приводит к значительным различиям в уровне подготовки
выпускников учебных заведений системы дальнейшего образования.


5. СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИИ

5.1. Проблематика, реформы и общая характеристика

Высшее образование в Великобритании представлено университетами и
политехническими колледжами. До 60-х гг. оно осуществлялось исключительно в
университетах. Но в 50—60-х гг. в Великобритании начинают резко обостряться
противоречия между возможностями системы образования на всех ее уровнях и
общественными потребностями социально-экономического характера. Реформы
образования в Великобритании начались с высшей школы. В начале 60-х годов в
стране стал ощущаться острый дефицит высококвалифицированных кадров.
60-е годы знаменуются бурным ростом университетского образования. За
этот период в стране было создано 23 университета или половина существующих
в настоящее время.
В 1964—1977 гг. был создан новый тип высшего учебного заведения для
Великобритании — технологический университет. Технологическими
университетами стали 10 бывших ' колледжей передовой технологии.
В 1969 г. был создан первый в мире университет дистантного обучения —
Открытый университет. За период 60—70-х годов численность студентов
университетов более чем удвоилась (в 1970 г. в университетах Великобритании
обучалось 259 тыс. студентов), а общее число университетов возросло до 45.
Параллельно развитию университетского образования происходит
становление и расширение общественного сектора высшего образования,
профессионально-ориентированного и рассчитанного на удовлетворение местных
потребностей. Его основу составили 30 политехнических колледжей, созданных
в 1969—1970 гг. в результате слияния ряда технических, коммерческих
колледжей и колледжей искусств. Значение альтернативного сектора высшего
образования непрерывно возрастает.
Таким образом, в 60-е — начале 70-х годов в Великобритании
формируется бинарная система высшего образования, представленная, с одной
стороны, университетами, с другой — политехническими колледжами и другими
учебными заведениями общественного сектора высшего образования.
Пришедшее к власти в 1979 г. консервативное правительство начало
проводить тактику сближения двух секторов высшего образования, выравнивания
правовой основы деятельности всех высших учебных заведений вне зависимости
от их статуса. Основные мероприятия этого периода были направлены на
поощрение деятельности высших учебных заведений по совершенствованию
механизмов управления и финансирования в целях удовлетворения социально-
экономических потребностей страны.
Основным рычагом воздействия на систему высшего образования стало
финансирование. В начале 1980-х гг. правительство проводит ряд мероприятий
по сокращению расходов на университетское образование с целью более
рационального их использования. В основном развиваются естественнонаучные и
инженерно-технические направления подготовки, поощряется коммерческая
деятельность университетов, расширение их контактов с промышленными и
коммерческими сферами. Автономия университетов резко ограничивается,
поскольку правительство требует отчетности по расходной части бюджета, что
было новым в университетской жизни, а также вводит контроль за
регулированием численности и распределением их по направлениям подготовки
студентов, формированием содержания обучения, направлений научных
исследований. Осуществляется и прямой контроль за деятельностью
университетов со стороны Королевской инспекции. В первую очередь это
относится к постановке педагогического образования в университетах.
Если для университетов основной проблемой стала профессионализация
образования, то для политехнических колледжей — усиление общенаучной и
общепрофессиональной подготовки. Последние с самого начала имели прочные
связи с промышленными и коммерческими предприятиями, фирмами. Однако они в
значительной мере зависели от местных органов образования как в финансовом,
административном, так и учебном отношении. Поэтому основной задачей этих
колледжей стало ограничение «мелочной» опеки местных властей и переход под
юрисдикцию центральных органов образования. В этом отношении цели
университетов и политехнических колледжей имели противоположный характер.

5.2 Характеристика и виды университетов и политехнических вузов.

По структуре университеты подразделяются на коллегиальные и
унитарные. Наиболее яркий пример коллегиальных университетов — Оксфордский
и Кембриджский, в состав которых соответственно входят 39 и 29 колледжей. В
состав унитарных университетов входят факультеты и учебные отделения.
Деятельность университетов регулируется их королевскими хартиями или
уставами.
Формально университет возглавляет канцлер, назначаемый королевой и
являющийся, как правило, церемониальной фигурой. Реально главой
администрации университета является вице-канцлер или ректор (Шотландия).
Руководящие органы университетов — совет и сенат. Совет — высший
административный орган, который формирует преподавательский и
вспомогательный состав, решает финансовые вопросы. Сенат — академический
орган. Председателем совета и сената является вице-канцлер, который
выбирается. Состав органов управления также избирается. В органы управления
в последнее время стали входить на паритетных началах представители
профессорско-преподавательского состава, студентов и внешних организаций,
заинтересованных в подготовке специалистов.
Учебный год в вузах Великобритании начинается в октябре и делится,
как правило, на триместры по 8—10 недель каждый. Продолжительность летних
каникул четыре месяца — с 1 июня по 30 сентября.
Основными видами занятий в вузах Великобритании являются лекции,
семинары, лабораторные работы, а также тьюториалы (индивидуально-групповой
метод обучения, предполагающий занятия с 2—10 студентами, которые
проводятся тьютором не реже одного раза в неделю). Большое внимание
уделяется самостоятельной работе студентов. Практические занятия вынесены
за рамки учебного плана и не учитываются при расчете баланса учебного
времени. Традиционный академизм университетов привел к тому, что
производственная практика либо совсем не включается в программу подготовки,
либо занимает в ней незначительное место, хотя многие университеты требуют
от студентов самостоятельного приобретения практического опыта. В некоторой
степени решению этой проблемы способствует обучение по системе сэндвич-
курсов, в соответствии с которой работа на производстве является
неотъемлемой частью учебного процесса и чередуется с теоретическим
обучением. Такая форма стала применяться и в университетах, но наиболее
широкое распространение она получила в системе дальнейшего образования и, в
частности, в политехнических колледжах.
Создание Открытого университета явилось началом развития в стране
высшего заочного образования. Университет ведет подготовку по следующим
направлениям: гуманитарному, естественному, социальным наукам, математике,
педагогике и технологии производственных процессов. Обучение строится на
основе самостоятельного изучения учебников, методических материалов,
рекомендованной литературы (60% учебного времени), учебных теле- и
радиопрограмм (10%), работы с тьютором или преподавателем (15%), выполнения
практических работ, контрольных письменных заданий (15%).
Система экзаменов в университетах определяется хартиями, однако в
большинстве случаев проводится два основных экзамена — в конце 1-го и 3-го
годов обучения; по результатам экзаменов обычно устанавливается вид и
уровень присваиваемой степени. Выпускникам высших учебных заведений
присваиваются академические степени; университетские и Совета по
национальным академическим квалификациям.
По своему образовательному уровню степени, присуждаемые в
университетах, разделены на первые и высшие. В большинстве университетов
первая степень по гуманитарным и естественным наукам — бакалавр. Курс
обучения для получения первой степени обычно составляет 3 или 4 года (в
медицине — 6 лет).
Первые академические степени бывают двух видов — почетные и обычные.
Учебный курс, рассчитанный на получение почетной степени, предполагает
глубокое изучение ограниченного числа предметов (в большинстве случаев
основного и одного-двух вспомогательных). Курс, ведущий к получению обычной
степени, рассчитан на изучение более широкого круга дисциплин.
Высшими степенями, присуждаемыми в вузах, являются степени магистров
наук, искусств и философии; докторов философии, литературы, права. Степени
магистра наук или искусств присваиваются после получения степени бакалавра
и дальнейшего обучения (1—2 года) или выполнения научно-исследовательской
работы. В последнее время введена степень магистра философии, которая в
основном присуждается за научно-исследовательскую работу, проведенную в
течение 2-х лет и более. Следует отметить, что степень магистра вообще мало
распространена в стране, и ее часто присуждают лицам, которые не смогли
пройти полный курс докторской подготовки.
Степень доктора философии можно рассматривать как первую ученую
степень в Англии. Она присваивается после подготовки и успешной защиты
диссертации, которая является результатом научных исследований. Обычно
такая работа требует не менее 3 лет.
За выдающийся вклад в науку или практику университеты присваивают
высшие степени доктора наук или литературы.
Процедура приема в вузы Англии обусловлена наличием двух секторов
высшего образования. В университеты принимаются лица, имеющие общее
свидетельство об образовании (General Certificate of Education), включающее
не менее двух предметов, соответствующих избранному виду специальности,
которые сданы на повышенном уровне. Прием в университеты осуществляется в
централизованном порядке. Более 90% абитуриентов поступают в эти вузы через
Центральный совет по приему. В адрес совета направляется заявление, в
котором абитуриент указывает избираемую специальность и название не более 5
университетов, где он хотел бы заниматься. Совет рассматривает, заявление и
направляет его в одно из учебных заведений, которое на основании конкурса
документов принимает окончательное решение о зачислении. В ряде случаев при
поступлении требуется школьная характеристика, иногда абитуриент вызывается
для собеседования или тестирования. В некоторых университетских колледжах
Оксфорда и Кембриджа проводятся конкурсные вступительные экзамены.
Прием в политехнические колледжи до настоящего времени проводится на
индивидуальной основе: абитуриенты сами подают заявления в выбранный вуз.
Вопрос о приеме также решается на основе конкурса документов об
образовании. Требования в целом несколько ниже, чем в университеты:
достаточно иметь один предмет в общем свидетельстве об образовании, сданный
на повышенном уровне.
Система образования Англии в основном финансируется из
государственных источников. Частные вложения не превышают 4% общих расходов
на образование.

5.3. Реформы высшей школы

Реформа высшего образования, проводимая в настоящее время в
Великобритании в соответствии с Законом о дальнейшем и высшем образовании,
предполагает:
. создание единой структуры финансирования университетов, политехнических
институтов и колледжей системы высшего образования;
. дальнейшее совершенствование качества подготовки специалистов и с этой
целью организацию внешнего контроля за качеством подготовки с помощью
общенационального аудиторского органа, созданного вузами;
. установление более тесных связей вузов с промышленными предприятиями и
коммерческими структурами для дальнейшего экономического развития
страны;
. расширение доступа к высшему образованию взрослого населения страны
В соответствии с прогнозами будет расширено обучение по форме неполного
учебного дня в системе образования взрослых. Возрастет доля частного
финансирования высшей школы за счет промышленных и коммерческих структур,
пожертвований от частных лиц и выпускников вузов, оплаты за обучение, что
предопределит, в свою очередь, более независимую деятельность высших
учебных заведений. Однако определяющим по-прежнему останется
государственное финансирование высшей школы.
Закон о дальнейшем и высшем образовании, принятый в 1992 г., упраздняет
бинарную систему (противопоставляющую университетам политехнические
институты и колледжи), учреждает единую модель высшего образования,
предоставляя политехническим колледжам и эквивалентным учебным заведениям
статус университета.
В реформе высшего образования особое место отводится Открытому
университету. Подчеркивается, что Открытый университет является
единственным в своем роде высшим учебным заведением, осуществляющим
подготовку высококвалифицированных специалистов по форме неполного учебного
дня через дистанционное (дистантное) обучение.
Модернизация высшего образования предполагает дальнейшую
компьютеризацию высшей школы в новых условиях, целесообразность
субсидирования научно-исследовательских работ по этой проблеме.
В целях оказания помощи в проведении реформы правительство создает
специальную консультационную службу для разъяснения новой структуры и
механизма ее внедрения.
Таким образом, совершенствование системы образования Великобритании в
последние десятилетия является одним из заметных процессов общественной и
культурной жизни страны, надежным инструментом решения социально-
экономических проблем государства.

6. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИИ

Школьных учителей готовят общие и педагогические колледжи, а также
педагогические отделения университетов. Имеются частные и государственные
высшие педагогические учебные заведения. В университетах годичную
педагогическую подготовку проходят после 3 лет обучения на каком-либо
факультете, т.е. освоив определенный академический курс и получив
специализацию по 1-3 дисциплинам.
Педагогические колледжи не имеют единого учебного плана. Обычно в
учебный план 3-летнего педагогического колледжа входят курс по основному
предмету, профессиональный курс, педагогический курс, практика в школе.
Особое внимание уделяется курсу по тому основному предмету, который в
будущем станет преподавать студент: английский язык и литература,
математика, религия, домоводство и пр. (на это отводится до 25% учебного
времени). Свыше 40% учебного времени отводится на профессиональный курс,
который изучается в течение 1 года или 2 лет. Как правило, профессиональный
курс включает дисциплины общеакадемического профиля: английский язык,
математика, география, история — всего до 8 дисциплин. Четверть учебных
часов отводится на педагогический курс, который состоит из таких дисциплин,
как философия педагогики, психология, педагогическая социология, методика
обучения, история педагогики, сравнительная педагогика, школьная гигиена,
школоведение и др.
Основными видами аудиторных занятий остаются лекции и семинары. В
последнее время при обучении чаще применяются технические средства, ролевые
игры, микропреподавание и др. Традиционно важны занятия студентов с
тьюторами. Такие занятия создают прочный контакт между учащимися и
преподавателями. Персонально прикрепленный к студенту преподаватель
(тьютор) не только передает знания, но и учит своего подопечного
самостоятельно действовать и мыслить.
Педагогическую практику в школе студенты обычно проходят в течение 14
недель. Она состоит из наблюдений педагогического процесса и нескольких
уроков под руководством преподавателей. После окончания педагогического
колледжа студентам для завершения образования необходимо пройти годичную '
стажировку по месту работы.

ВЫВОД:

Таким образом система образования Англии включает в себя:
. дошкольное воспитание;
. начальное образование;
. общее среднее образование;
. систему дальнейшего образования;
. высшее образование.
Каждая из ступеней имеет свои специфические особенности. Система имеет
строгий порядок, предоставляя широкие возможности в выборе специальности и
получении высшего образования.



ЛИТЕРАТУРА

1. Джуринский А.Н Развитие образования в современном мире: Учеб. Пособие.
– М.: ВДАДОС, 1999.

2. Поздеев М.М Обзор исследований по педагогическому образованию в
Великобритании.// Педагогика №1, 1994 г. с. 113-117

3. Тарасюк Л.Н., Цейкович К.Н. Образование в Великобритании.// Социально-
политический журнал, №3, 1997 г.



[pic]




Новинки рефератов ::

Реферат: Спортивные сооружения столицы (Физкультура)


Реферат: Реляционное исчисление (Программирование)


Реферат: Трансактный анализ (Психология)


Реферат: Отчет по практике в ТОО "Титан" (Предпринимательство)


Реферат: Технология производства полупроводниковых материалов типа А2В6 (Технология)


Реферат: Власть и социальные нормы в первобытных обществах (Социология)


Реферат: Организация "Мiжнародна рада компютерноi комунiкацii" (Компьютеры)


Реферат: Проведение выборочных исследований в аудите, аудит расходов предприятий (Бухгалтерский учет)


Реферат: Сжатие речевого сигнала на основе линейного предсказания (Радиоэлектроника)


Реферат: Бухгалтерский учет на малых предприятиях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Аудит (Бухгалтерский учет)


Реферат: Учет материальных запасов в соответствии с российскими стандартами (Бухгалтерский учет)


Реферат: I MUST TO DO MY DUTY (Физика)


Реферат: Получение серной кислоты из железного колчедана (Химия)


Реферат: Лизинг (Бухгалтерский учет)


Реферат: Алгебра логики (Программирование)


Реферат: Социально-психологический аспект причин девиантного и делинквентного поведения подростков (Социология)


Реферат: Теоретические основы активизации познавательней деятельности младших школьников (Педагогика)


Реферат: Крутая шпора (Экологическое право)


Реферат: Проблемы генезиса капитализма в России (Политология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист