GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Педагогика - наука (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Педагогика - наука (Педагогика)


ПЛАН



I.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................
.............3


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«ПЕДАГОГИКА – НАУКА»


1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ.......3

2. ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ.....................................................5

3. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
НАУК....................7

4. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ
НАУКАМИ.................................... 8



III.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................
.........8


IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ......................9



Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет
свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного
мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества.
Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается
многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает
воспитание как частный момент развития общества, его производительных
сил и производственных отношений; история – как частный момент
истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи
с изучением становления личности развивающегося человека.
Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием
особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета,
который специально не исследуется никакой другой научной
дисциплиной.
В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний»
педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом
воспитание человека.
Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов:
как возникла и развивалась эта наука и какие специфические
проблемы она исследует?
В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно
определённый аспект природных или общественных явлений, изучением
которых она занимается и знание которых имеет большое значение для
осмысления её теоретических основ.
Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны
к жизни растущими потребностями общества в создании специальных
учебно - воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и
обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания
подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование
и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность
общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.
Вот почему на определённой ступени развития человеческого
общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого
строя, когда производство и наука достигли значительного развития,
воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают
специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией
которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во
многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о
школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего
Востока и античной Греции.
Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные
деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль
воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого
человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг.
до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной
выучке своих сыновей в той или иной области труда. По мере
расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических
знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала
разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и
знания в других сферах жизни и производства, вначале
разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих
философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до
н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.),
Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало глубоких
мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё
происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве
названия науки о воспитании. Как же это произошло?



В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым
аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их
в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также
совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда –
ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем
педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые
занимались обучением и воспитанием детей и для которых
педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука
о воспитании стала называться – педагогикой.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение
и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа,
что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического
воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.
Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах
древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи,
например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан
(42-118 гг. до н.э.) и др.
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-
богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и
были пронизаны церковной догматикой.
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах
мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой
эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446),
испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский
мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др.
Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении,
выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности
от оков угнетения.
Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории,
педагогика про- должала оставаться частью философии. Как особая
наука педагогика впервые была выделена из системы философских
знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной
научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем
великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).
Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы
с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами
последующих научно-педагогических систем.
Неоценимое значение для становления научной педагогики имели
труды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро
(1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-
1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии,
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих
Гербарт (1776-1841) в Германии.
Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской
педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.
Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На
становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали
труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное,
систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было
дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие
советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В.
Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-
1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970).
То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных
педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным
развитием производства, науки и культуры требовало повышения
грамотности основных производителей.



Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество
образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных
школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные
учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться
педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой
толчок развитию педагогической теории.
Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика
по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных
факторов в жиз -ни общества всё более становятся наукой об общих
закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Основные понятия:
Непременным условием выделения и функционирования любой науки
является наличие в ней категориального аппарата. Каковы основные
понятия (категории) педагогической науки?
Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем,
что она исследует закономерности развития, формирования, воспитания,
образования и обучения личности.
Развитие человека – это процесс становления его личности под
влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых
социальных и природных факторов.
Согласно диалектико-материалистической концепции развитие
индивида (онтогенез) представляет собой процесс количественных и
качественных изменений, закономерно происходящих в анатомо-
физиологическом строении человеческого организма. Советская педагогика
не исключает влияния наследственности на развитие человека. Известно,
что наследственность отражает заложенные в генетической программе
человека особенности, которые передаются от родителей к детям. Это
и цвет кожи, глаз, волос, и телосложение, и особенности нервной
системы, а также задатки речи, мышления и др.
На наследственность детей существенно влияет состояние
психического здоровья и образ жизни родителей. Например, крайне
отрицательно влияют на умственные способности детей алкоголизм,
наркомания, токсикомания родителей.
Развитие есть поступательное движение, переход от низшего к
высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более
совершенному.
Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под
психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а
также потребностей, способностей и характера личности. Физическое
развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др.
Общее развитие – развитие психичес-ких, физических, нравственных и
других качеств личности.
Личность человека – результат действия и взаимодействия различных
факторов. Одни из них действуют более или менее независимо от
воли и сознания людей. К ним относятся биологическая природа
человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ
жизни, географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или
меньшей степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология,
деятельность государства, общественных учреждений. Третья группа
факторов предполагает организованное развитие. Все эти факторы в
совокупности обеспечивают формирование личности.
Значит, формирование личности человека – это процесс её
становления под влиянием многочисленных факторов, природных и
общественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно
определённым правилам, с применением определённых средств.
Воспитание - есть один из факторов формирования личности.
Оно заключается в том, что люди хотят теми или иными
средствами достигнуть определённой цели – развивать и образовывать у
воспитанника определённые качества. Качественное своеобразие
воспитания, в отличие от других факторов формирования личности,
состоит в том, что воспитатель сознательно ставит определённую цель
и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства, ведущие к её
осуществлению. Таким образом, воспитание есть такое общественное
отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях
направленного формирования личности.
Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития,
возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых.
Там, где есть воспитание, на полную мощность используются
положительные и ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там, где
есть воспитание, человек раньше оказывается способным к
самовоспитанию.
Процесс воспитания направлен на формирование социально важных
качеств личности, на создание и расширение круга её отношений к
окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире,
разнообразнее и глубже система отношений личности к различным
сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир.
К числу важнейших и наиболее общих педагогических понятий
относятся также образование и обучение.
Под образованием мы понимаем такую сторону воспитания, которая
состоит в овладении системой научных и культурных ценностей,
накопленных человечеством, в овладении системой познавательных умений
и навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали, поведения,
нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил
и способностей, подготовку к общественной жизни, к труду. В
содержание образования включаются все элементы социального опыта.
В зависимости от целей, характера и уровня подготовки
различают среднее, общее, политехническое, профессиональное и высшее
образование. Знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку,
даёт общеобразовательная школа. Знания, умения и навыки, необходимые
работнику определённой профессии, приобретаются им в специальных
учебных заведениях. Содержание и методика общего образования
обеспечивают формирование у школьников познавательных интересов и
навыков, необходимых для работы, дальнейшего обучения и
самообразования, служат основой политехнического и профессионального
образования и осуществляются с ними в тесной взаимосвязи.
Образование может быть достигнуто разными путями. Это может
быть самостоятельное чтение, радио - и телепередачи, курсы, лектории,
работа на производстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным путём
является планомерно организованное обучение, имеющее своей целью
обеспечить человеку нормальное и полноценное образование. Содержание
образования определяется государственными учебными планами, учебными
программами и учебниками по изучаемым предметам.
Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое
обучение, которое осуществляется в определённой организации под
руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя,
руководителя, инструктора). Обучение представляет собой целостный
педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования,
осуществляется воспитание и развитие учащихся.



Процесс этот, прежде всего двусторонний. С одной стороны, в
нём выступает обучающий (педагог), который излагает программный
материал и руководит этим процессом, а с другой – обучающиеся, для
которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым
материалом. Совместная их деятельность направлена на глубокое и
прочное усвоение научных знаний, вырабатывание умений и навыков,
применение их на практике, развитие творческих способностей,
формирование материалистического мировоззрения и нравственно-
эстетических взглядов и убеждений.
Обучение должно быть доступным данному классу, возрасту, уровню
развития. А доступным является всё то, что основано на имеющихся в
сознании ребёнка знаниях, полученных в процессе обучения, семейного
воспитания, непосредственного отражения природных и общественных
явлений, общения со взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных
передачах, кинофильмах.
Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них
отражаются, неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично
совпадают и взаимно связаны в едином и целостном педагогическом
процессе. Поэтому при их характеристике необходимо всегда видеть
главную функцию каждого понятия и именно на этой основе отличать
его от других категорий.
Система педагогических наук
Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется
новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований.
Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием
«педагогика» обозначается целая система педагогических наук. .
Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных
педагогических дисциплин:
1. общая педагогика, исследует основные закономерности
воспита -
ния человека; раскрывает сущность, цели, задачи и
закономерности
воспитания, его роль в жизни общества и развитии
личности, про-
цесс образования и обучения.
2. возрастная педагогика, изучающая особенности
воспитания людей на
различных этапах возрастного развития; она подразделяется
на пред-
лых (профессионально-технического, высшего образования и
др.);
3. специальная педагогика – дефектология, изучающая
особенности
развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая
в свою
очередь распадается на ряд отраслей: вопросами
воспитания и обуче-
ния глухонемых и глухих детей занимается
сурдопедагогика, слепых и
слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых –
олигофренопеда-
гогика, детей с расстройствами речи при нормальном
слухе – логопедия;
4.частная методика, исследующая специфику применения
общих
закономерностей обучения к преподаванию
определённого предмета
(иностранного языка, математики, биологии, физики,
химии и др.);
5. история педагогики, изучающая развитие
педагогических идей и
практики воспитания в различные исторические
эпохи.
Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли
педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика
высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика.
Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика
семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций,
педагогика культурно-просветительной работы.



Связь с другими науками
Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие
комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют
органической связи педагогики с другими науками. Педагогика
развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией,
социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией
человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др.
В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей,
возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает
закономерности психического развития людей в разные возрастные
периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и
воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации
познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита
связь педагогики с социальной психологией, которая изучает
взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и
особенности психического склада людей, находящихся в разных
социальных условиях.
Исключительно ценными знаниями о природе физического развития
человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология,
составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение
условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы
тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних
воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек.
Новые, дополнительные возможности для исследования процессов
обучения и воспитания перед педагогикой открывает быстро
развивающаяся область знания, которая получила название теории
управления. Возникнув в системе общественных наук, она использует
достижения кибернетики, которая раскрыла наиболее общие
закономерности управления сложными динамическими системами. При этом,
однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы
управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых
систем; воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой
качественной спецификой, своими специфическими закономерностями,
которые кибернетике недоступны.
Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она
или не пользуется данными других наук. Советская педагогика
использует материалы и данные смежных наук для решения своих
задач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения.
Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта
обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука –
это результат многолетних исследований закономерностей формирования
всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической
науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные
педагогические решения.
Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство,
разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно:
без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство
воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение
методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К
усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной
деятельности, на базе которой может и должно развиваться
педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической
деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен
быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что
это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений
необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного
труда.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ



I. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПЕД. ИН-ТОВ. / Ю. К. БАБАНСКИЙ, В. А. СЛАСТЕНИН,
Н. А. СОРОКИН И ДР.; ПОД РЕД. Ю. К.
БАБАНСКОГО. -
2-Е ИЗД., ДОП. И ПЕРЕРАБ. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,
1988. - 479 С.


II. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ФАК. ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧ. ОБУЧЕНИЯ
ПЕД. ИН-ТОВ. / ПОД РЕД. С. П. БАРАНОВА И ДР.
-
М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1976. – 352 С.


III. ХАРЛАМОВ И. Ф. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ
СТУДЕНТОВ УН-ТОВ И ПЕД. ИН-ТОВ. – 2-Е ИЗД.,
ПЕРЕРАБ.
И ДОП. – М.: ВЫСШ. ШК., 1990. – 576 С.







Реферат на тему: Педагогика 16 вопросов

1.Проблемы развития отечественной педагогики. История и современность
Предметом П является процесс формирования и развития личности в условиях ее
воспит, обуч, образ. Под личностью здесь понимается совокупность социально
значимых особенностей конкретного человека. Смысл восп — это формирование
такой личности, которая гармонично влилась бы в общество. Т.е. задачи и
проблемы ставятся перед П обществом. С изменением общества изменялась и
отечественная П и ее проблемы. Основные теорет проблемы П: 1.изучение
сущности и закономерности развития и формирования личности 2. определение
целей восп 3. разработка содержания восп 4. исследование методов восп.
Важной проблемой П является определение целей восп (т.е. прогнозируемых
результатов в подготовке подрастающих поколений к жизни). Знание целей даёт
педагогу чёткое представление о том, какого человека он должен формировать
и определяет задачи восп, которые в свою очередь определяют содержание и
методики восп работы. Например, если цель П— восп строителей коммунизма, то
задача и методы будет соответствующими требованию воспитать послушных, мало
самостоятельно размышляющих исполнителей. С отменой крепостного права в 19
в. в Р произошли огромные полит и соц преобразования, существенно
повлиявшие на нравственный климат общества. В результате просвещение стало
признаваться важнейшим средством развития личности. В 60-е годы 19в.
появились организации распространявшие знания среди народных масс. По
инициативе передовой интеллигенции возникли воскресные школы, первые
народные библиотеки и читальни, стали проводиться народные чтения. С этого
времени в стране началось развитие П и психологии. Появились первые педаг
журналы, в которых обсуждались проблемы восп и обучения, в том числе и
вопрос о психологических аспектах П. Мысль о психологическом обосновании
педаг процесса имела давнюю традицию, она была убедительно основана в
трудах Коменского. В то время наиболее актуальной считалась проблема
изучения внутреннего мира ребенка, возник первый русский журнал о
воспитании детей дошкольного возраста, где печатались знаменитые педагоги
Ушинский, Вессель, Каптерева. Шло быстрое развитие П, организовывались
педаг научные общества, курсы повышения квалификации учителей, высшие
женские курс, педаг факультеты университетов. Ушинский разработал план
подготовки учителей начальной школы. По этому плану строили работу все
земские учительские учреждения и школы. В отечественной П в различные
времена содержание воспитания менялось, приобретая то большую общественную,
то гос, то личностную направленность. После революции общим принципиальным
положением П стало преобладание общ направленности (воспитание должно
готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни).
Опираясь на этот принцип П во времена СССР успешно проводят в жизнь
идеологические установки. Воспитание было ориентировано на поддержку и
упрочение гос строя. П решала проблемы воспитания подрастающего поколения в
соответствии с гос стратегией формирования социально необходимого типа
личности, т.е. осуществляло гос заказ в сфере воспитания. Если гос и
общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными
интересами граждан, то это естественно. При рассогласовании целей гос,
общества и личности реализация этого принципа затрудняется, становится
невозможной, приводит к застою П. После начала реформ требования общества к
системе образования изменились, происходит реформирование, пересмотр многих
положений П. Для преодоления процесса огосударствливания образования в Р
создана сеть частных школ и высших учебн заведений. Современная П
освободилась от гос надзора, шагнула далеко вперед, стала использовать
достижения западной науки. П как наука о воспитании на текущий момент имеет
в своем арсенале четыре парадигмы, согласно которым осуществляется
воспитательный процесс: педагогическую, андрологическую, акмеологическую и
коммуникативную. Проблема современной П — какую парадигму взять за основу?
1.Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать
человека с использованием внешней системы принуждения, кнутом и пряником.
При этом считается, что воспитуемый не может осознать смысла воспитания,
оценить его необходимость в процессе воспитания, поэтому единственным
способом достижения поставленной задачи является принуждение. Преимущества
педагогической парадигмы являются продолжениями ее недостатков. Нет
необходимости глубоко учитывать индивидуальные особенности воспитуемых,
возможен формальный шаблонный подход, закрепленный соответствующими
нормативными документами. Смысл такого воспитания может быть разным – от
формирования узких специалистов, неспособных к творческому мышлению, до
поддержки существующего общественного устройства. Не способствует
формированию свободной творческой личности. 2.Согласно андрологической
парадигме, воспитуемый осознает процесс воспитания, ставит себе цели и
достигает их. Преподавателю в такой схеме отводится роль помощника, который
должен поддержать, подтолкнуть человека на этом пути воспитатель и
воспитуемый в более-менее равном положение. Данная парадигма применяется в
основном в высшем образовании, так что под воспитанием в данном случае
понимается получение образования. 3.Согласно акмеологической парадигме, в
процессе воспитания человеку следует предоставить максимальную помощь в
раскрытии его индивидуальности, реализации потенциальных возможностей,
помощь взобраться на собственную вершину (acme – вершина). Такой подход
имеет ярко выраженную творческую направленность, находит применение в
гуманитарных сферах, различных художественных и других школах и студиях. В
отношении к человеку проявляется максимальная индивидуальность. От
преподавателя в данном случае требуется быть Личностью с большой буквы.
Необходимо иметь не только специальную, но и психологическую подготовку,
хорошее знание людей 4.Концепция коммуникативной парадигмы предусматривает
общение и взаимное совершенствование группы людей из одной предметной
области, примерно одинаковых по уровню развития. В процессе взаимного
общения происходит обмен информацией, знаниями и умениями,
совершенствование людей. В научной сфере это реализуется разнообразными
симпозиумами, конференциями, семинарами и так далее. С развитием демократии
в Р происходят изменения и в П. Основные закономерности: 1.направленность
обучения на решение задач всестороннего и гармонического развития личности
2.активно-деятельностный характер обучения 3.единство потребностно-
мотивационной сферы и учебно-познавательной активности учащихся
4.проявление уважения и требовательности к уч-ся, укрепление их личного
достоинства в процессе обучения 4.обеспечение радости успехов уч-ся в
овладевании знаниями 5.раскрытие особенностей и творческих задатков уч-ся и
опора на их положительные качества и свойства в процессе обучения 6.учёт
возрастных и индивидуальных особенностей уч-ся в процессе обучения
7.осуществление обучения в коллективе и повышение влияния последнего на
активизации учебного процесса 8.согласованность и единство педагогических
усилий школы, семьи и общественности в организации обучения.

2. Философское, социальное, психолого-педагогическое обоснование.
Взаимосвязь воспитания обучения и развития личности.
В философии характеристикой личности человека является его субъективность,
индивидуальность, что означает уникальность и неповторимость человека во
всем богатстве его личностных качеств. В истории философии известен
индивидуализм - философско-этическая концепция, утверждающая приоритет
личности перед любой формой социальной общности. Взгляд на личностное в
человеке как проявление его субъективности не является прерогативой
философской мысли. Такое же представление о личности в психологии,
социологии, педагогике. Социология и П под личностью понимается
совокупность социально значимых особенностей конкретного человека, но
рассматривают человека не только как единичного представителя рода
человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Становление
личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных
ориентаций данного общества, что называют социализацией. Существуют
различные виды социализации личности: стихийные (подражание, внушение) и
целенаправленные (воспитание и обучение). Воспитание – одна из сторон
социализации личности, приобретение им человеческого жизненного опыта. Это
деятельность по передаче исторического опыта, подготовка к жизни и труду.
Личность — является результатом воспитания. Смысл воспитания это воспитание
такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество. Восп тесно
связано с обучением. Воспитание – работа с чувствами, мотивами, эмоциями.
Обучение – работа с умом человека. Центр внимания в обучении – становление
познавательных процессов человека, его способностей, приобретение знаний,
умений, навыков. Следует различать понятия – воспитание как процесс и
воспитание как результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо
воспитан, подразумевая под этим суммарный результат, полученный в
результате воспитательного процесса (тут воспитание смыкается с понятием
образования). Человек подвергается воспитанию с самого рождения и
практически до самой смерти. Хотя сила этого воспитательного воздействия,
естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и
статуса и так далее. Элементы структуры личности — установки, ценностные
ориентации, мотивы деятельности, отношение к другим людям. Человек
выступает сначала как особь, "случайный индивид" (Маркс — социолог), потом
как социальный индивид, и затем как личность. Первая грань Я – это так
называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как
воплощения Я, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы ощущаем
не столько личность, сколько её материальный субстрат – тело. Вторая грань
Я – это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или
иных социальных ролей и функций. Третья грань – психологическое Я. Она
включает в себя восприятие собственных черт, мотивов, потребностей и
способностей. Четвертая грань Я - это ощущения себя как источника
активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой
свободы или несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я. Наконец, пятая
грань Я - это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением
самоотношения выступает самооценка - общее "+" или "-" отношение к себе.
Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении представлено
всеобщих, общечеловеческих характеристик. Современные теории личности.
Личность — это прижизненно формирующаяся, индивидуально своеобразная
совокупность психофизиологических систем черт личности, которыми
определяется своеобразное для данного человека мышление и поведение. Виды
теорий: 1.Психодинамическая —поведение фактически выводится из внутренних
психологических свойств личности и полностью объясняется только на их
основе. 2.Социодинамическая, в которой главную роль в детерминации
поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения
внутренним свойствам личности.3.Интеракционистская. Теория, основанная на
принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении
актуальными действиями человека. 4.Экспериментальная, построенная на
анализе и обобщении собранных опытных путём фактов. 5.Структурная, для
которой главной проблемой является выяснение структуры личности и системы
понятий, с помощью которых она должна описываться. 6.Динамическая, основная
тема которой преобразование, изменение и развитие личности, т.е. её
динамики.
Гуманистические теории личности: (А. Маслоу, К. Роджерс). 1) МАСЛОУ — люди
все без исключения вовлечены в какое-то дело, оно является для них чем-то
очень ценным, т.е. люди такого типа стремятся к реализации высших
ценностей, эти ценности выступают для них как жизненно важные потребности.
Жизнь для них предстаёт как процесс постоянного выбора, как непрестанное
решение проблемы "быть или не быть". Самоактуализация предполагает опору на
собственные силы, наличие самостоятельного и независимого собственного
мнения по основным жизненным вопросам. Самоактуализация - это процесс
постоянного развития и практической реализации своих возможностей. 2)
РОДЖЕРС создавая свою теорию личности, он исходил из того, что каждый
человек обладает стремлением и имеет способность к личностному
самосовершенствованию. Будучи существом, наделённым сознанием, он сам для
себя определяет смысл жизни, её цели и ценности, является высшим экспертом
и верховным судьёй. Центральным понятием для его теории личности стало:
"Я", включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые
человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного
развития. Степень удовлетворённости человека жизнью, мера его счастья
непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его "реальное Я" и
"идеальное Я" согласуются между собой.

3. Проблема периодизации развития личности. Варианты решения социологией,
психологии, педагогики.
В социологии и педагогике под личностью понимается совокупность социально
значимых особенностей конкретного человека. Личность в психологии —-
системное социальное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и
общении. Социология, психология и П рассматривают человека не только как
единичного представителя рода человеческого, но и как члена социальной
группы, своеобразного «социальный атол». Становление личности происходит в
процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества,
что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные
роли, т.е. учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента,
мужа и т.д. Развитие личности идет всю жизнь и его можно условно поделить
на периоды. Варианты периодизации различны. В социологии периоды
рассматриваются с т.зр. включенности в общественную жизнь. (стадии
социализации): адаптация (маленькие дети), индивидуализация (подростковый
период), интеграция (совместный труд, желание найти свое место), трудовая
стадия (активное воздействие на общество), послетрудовая. В психологии
критерием определения личности является уровень психического развития.
Психологические периоды развития личности обусловлены различием в мышлении,
памяти, воображении и т.д. В психологии различают сенситивные периоды —
наиболее благоприятные для развития тех или иных функций (наиболее
чувствительные для формирования тех или иных черт характера): от 2–3 лет до
9–10 лет закладываются основы характера —доброта, общительность,
отзывчивость – в наиболее ранний период; дошкольный и школьный возраст —
трудолюбие, аккуратность, добросовестность; подростковый период – волевые и
нравственные черты характера. Леонтьев считал, что: 1-ое рождение личности
в 3 года, 2-ое рождение личности происходит в подростковый период (с 12
лет) – возникает необходимость удовлетворения своих новых потребностей.
Встречается и другая периодизация, например. периодизация, связанная с
возможностями логического мышления основывается на закономерности замены
мышления допонятийного (где выступают конкретные образы) мышлением
понятийным (абстрактным). Периоды: 1.Ребёнку 2-3 года — раннее детское
мышление. 2.Ребёнку 4-6 лет. Дети используют элементы объективного сходства
двух предметов. 3.Школьный возраст (7-10 лет). Дети могут объединить группу
предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки,
характеризующие эту группу. 4.Подростковый возраст 11-14 лет. Появляется
понятийное мышление, однако ещё не совершенное, поскольку первичные понятия
сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными.
5.Юношеский возраст. 6.Взрослый возраст. В П периодизация становления
личности связана с особенностями процессов воспитания, задачами и методами
П. Различают периоды: дошкольный, младший школьный, старший школьный
возраст. На вполне определенные периоды жизни человека накладываются (в
идеале) вполне определенные парадигмы современной П. Например,
|Период жизни |Парадигма |
|Детский сад, школа, |Педагогическ|
|ПТУ |ая |
|Высшие учебные |Андрологичес|
|заведения |кая |
|Профессиональная |Коммуникатив|
|деятельность |ная |

4. Типичные, особенные, индивидуальные хар-ки личности школьника.
Школьнику для успешного усвоения школьной программы необходимо обладать
определенными характеристиками: типичными, присущими всем; особенными и
индивидуальными.Типичные характеристики личности Ш должны отвечать системе
требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования к уровню
развития школьника, необходимом для ответственного отношения к учебе,
управления своим поведением, выполнение умственной работы, установление со
взрослыми и сверстниками взаимоотношений. Готовым к школе можно считать
ребенка с достаточно высоким уровнем развития физической, психологической,
нравственной и мыслительной деятельности. Соответствующий уровень
психологического и умственного развития, необходим для усвоения знаний,
участия в общей деятельности, умения принимать систему требований,
предъявляемых школой и учителем. Поэтому ребенок, поступая в школу, должен
уметь планомерно обследовать предметы, выделять их разнообразные свойства,
уметь связно, последовательно описывать предметы, картины, события;
передавать ход мысли, объяснять то или иное явление, правило. Физические
характеристики должны свидетельствовать о биологической зрелости ребенка
(т.е. все параметры его развития — развитие грудной клетки, мелкой
мускулатуры пальцев рук, ловкость, быстрота, точность и др.). Среди
психологических характеристик школьника должны быть: желание ребенка
учиться; умение преодолевать препятствия, управлять своим поведением;
трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, на-стойчивость. К особым
психологическим качествам относятся: наличие у него соответствующих мотивов
обучения — отношение к нему как к важному, общественно значимому делу,
стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.
Индивидуальные характеристики могут включать: различную степень
любознательности, умственной активности, управляемости поведения,
произвольность внешнего двигательного поведения обеспечивает ребенку
возможность выдерживать школьный режим, в частности организованно вести
себя на уроках. Зарубежные авторы считают признаками школьника: быть зрелым
в умственном, эмоциональном и соц отношениях. К умственной области авторы
относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному
вниманию, аналитическому мышлению и т.п. под эмоци зрелостью они понимают
эмоц устойчивость и почти полное отсутствие импульсивной реакции ребенка.
Соци зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми, со
способностью подчиняться интересам и принятым условностям детской группы, а
также со способностью взять на себя соц роль школьника.

5. Различные подходы к пониманию сущности воспитания обучения образования
как пед процессов.
Пед процесс — это процесс развития и формирования личности в условиях ее
обучения, образования, воспитания. Существуют различные взгляды на
следующие моменты воспитанию: идейно-политическую направленность
воспитания, роль уч-ся в процессе обучения, доступность обучения, связь
образовательных, развивающих и воспитательных процессов. Восп – одна из
сторон социализации личности, приобретение им человеческого жизненного
опыта. Восп тесно связано с обучением. Восп – работа с чувствами, мотивами,
эмоциями. Обуч – работа с умом человека, направленная на становление
познавательных процессов человека, его способностей, приобретение знаний,
умений, навыков. Следует различать понятия – восп как процесс и восп как
результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан,
подразумевая под этим суммарный результат, полученный в результате
воспитательного процесса (тут воспитание смыкается с понятием образования.
Смысл восп и образования— это формирование такой личности, которая
гармонично влилась бы в общество. Т.е. понимание сущности восп, обуч и
необходимого объема образования связано с состоянием и требованиями
общества. В отечественной П в различные времена содержание воспитания
менялось, приобретая то большую общественную, то гос, то личностную
направленность. После революции общим принципиальным положением П стало
преобладание общественной направленности (воспитание должно готовить
человека к активной общественной и счастливой личной жизни). Опираясь на
этот принцип П во времена СССР успешно проводят в жизнь идеологические
установки. Воспитание было ориентировано на поддержку и упрочение гос
строя. П решала проблемы воспитания подрастающего поколения в соответствии
с гос стратегией формирования социально необходимого типа личности, т.е.
осуществляло гос заказ в сфере воспитания. Если гос и общественные интересы
при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то
это естественно. При рассогласовании целей гос, общества и личности
реализация этого принципа затрудняется, становится невозможной, приводит к
застою П. После начала реформ требования общества к системе образования
изменились, происходит реформирование, пересмотр многих положений П. Для
преодоления процесса огосударствливания образования в Р создана сеть
частных школ и высших учебн заведений. Современная П освободилась от гос
надзора, шагнула далеко вперед, стала использовать достижения западной
науки. П как наука о воспитании на текущий момент имеет в своем арсенале
четыре парадигмы, согласно которым осуществляется воспитательный процесс:
педагогическую, андрологическую, акмеологическую и коммуникативную. (см
парадигмы) С изменением общества изменялась и понятия, особенно
относительно целей воспитания и объема образования (раньше — восьмилетнее
обязательное образов, сейчас — среднее, в Японии — переход на всеобщее
высшее). Существуют различные взгляды на следующие моменты воспитанию:
идейно-политическую направленность воспитания, роль уч-ся в процессе
обучения, доступность обучения, связь образовательных, развивающих и
воспитательных процессов. В настоящее время современная П считает основными
закономерностями воспитания и обучения: направленность на гармоническое
развитие личности, активно-деятельностный характер обучения, проявление
уважения к уч-ся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения,
раскрытие особенностей и творческих задатков. Основные принципы обучения
(дидактические принципы: а)обучение должно быть научным, б) наглядность
обучения; в)активность и сознательность обучения; д)доступность обучения;
е)систематичность и последовательность обучения; ж)прочность обучения;
з)единство обучения, развития и воспитания уч-ся.

6. Проблема целепологания. Цели и задачи современного воспитания и
образования отечественной системы.
Одна из важнейших проблем П — определение цели воспитания и
образование(т.е. прогнозируемых результатов в подготовке подрастающих
поколений к жизни). Цель, знание целей даёт педагогу чёткое представление о
том, какого человека он должен формировать. Задачи воспитания (имеют
непосредственное отношение к определению содержания и методики
воспитательной работы). Например, если цель школы - воспитать строителей
коммунизма, то и задача будет соответствующей, и наука будет использована
для воспитания послушных, мало самостоятельно размышляющих исполнителей.
Таким образом, между целями, содержанием и методами воспитания существует
органическое единство. Правильное определение целей и содержания
образования является одним из факторов экономического и социального
прогресса общества. С изменением общества изменялась и понятия, особенно
относительно целей воспитания и объема образования (раньше — восмилетнее
обязательное образов, сейчас — среднее, в Японии — переход на всеобщее
высшее). Существуют различные взгляды на следующие моменты воспитанию:
идейно-политическую направленность воспитания, роль уч-ся в процессе
обучения, доступность обучения, связь образовательных, развивающих и
воспитательных процессов. Целью современного восп и образ является:
формирование гармонично развитой личности имеющей професс подготовку
соответствующую современным требованиям общества. Задачами являются:
создание условий для самореализации личности; обеспечение уровня знаний
адекватного мировому уровню; интеграция личности в системы мировой и нац
культур; формирование человека-гражданина, интегрированного в современное
общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство
и развитие кадрового потенциала общества. Профессиональное образование
любого уровня должно обеспечивать получение профессии и соответствующей
квалификации. Содержание воспитания образования должно содействовать
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными
расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать
реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

7. Модернизация содержания образовательной отечеств системы
С изменением общества изменялась содержание отеч образ системы. Система
образования в Р — это: 1. совокупность образов программ и гос образов
стандартов; 2. различных образов учреждений; 3.системы органов управления
образованием. Образов программа определяет содержание образования. В Р
реализуются образов программы, которые подразделяются на:
а)общеобразовательные; б) профессиональные. Общеобразов программы
направлены на формирования общей культуры личности, адаптации к жизни в
обществе. К общеобразовательным относятся программы: а) дошкольного; б)
начального; в) основного общего образования; г) среднего (полного) общего
образования. Професс образов программы направлены на последовательного
повышение профессионального уровня, подготовку специалистов соответствующей
квалификации. К профессиональным относятся программы: а) начального професс
образования; б)среднего; в) высшего; г) послевузовского професс
образования. Обязательный минимум содержания каждой программы)
устанавливается соответствующим гос образовательным стандартом. В
результате модернизации появились новые формы получения образования,
допускается сочетание различных форм получения образования: с отрывом и без
отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования,
экстерната. Изменился и перечень учредителей образ учреждений могут быть:
а) органы гос власти и местного самоуправления; б) отечественные,
иностранные и зарубежные предприятия, учреждения всех форм собственности,;
в) отечественные, иностранные и зарубежные общественные и частные фонды; г)
общественные и религиозные организации; д) граждане Р и других государств.
Их деятельность регулируется законами РФ, в частности Законом об образов
92г, Уставами, гос стандартами образания. Моденризации подвергаются и
образовательные программы, особенно с т.зр. целей и объема образования
(раньше — восьмилетнее обязательное образов, сейчас — среднее, в Японии —
переход на всеобщее высшее). Существуют различные взгляды на следующие
моменты воспитанию: идейно-политическую направленность воспитания, роль уч-
ся в процессе обучения, доступность обучения, связь образовательных,
развивающих и воспитательных процессов. В настоящее время современные
программы имеют направленность на гармоническое развитие личности, активно-
деятельностный характер обучения, раскрытие особенностей и творческих
задатков. Основные принципы обучения (дидактические принципы: а)обучение
должно быть научным, б) наглядность обучения; в)активность и сознательность
обучения; д)доступность обучения; е)систематичность и последовательность
обучения; ж)прочность обучения; з)единство обучения, развития и воспитания
уч-ся.

8. Концепция о школе закон России об образовании.
Концепция школьного образования основывается на следующих принципах:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей,
жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Школьное
образование общедоступно, носит светский характер. Законодательство РФ в
области образования включает: федеральный Закон об образовании 92г,
законодательные и иные правовые акты субъектов Федерации. Под образованием
в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и
воспитания в интересах личности, общества. Общее образование включает три
ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее,
основное общее, среднее (полное) общее образование. Основное общее
образование и государственная аттестация по его завершении являются
обязательными. Гражданам гарантируется возможность получения образования
независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояние
здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального
происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной
принадлежности, наличия судимости — это конституционные права. Право
граждан на образование обеспечивается госу путем создания системы
образования. Госу гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной
основе бесплатного профессионального образования в гос, муниципальных
образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных
стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Образовательная программа в РФ подразделяются на: а) общеобразовательные;
б) профессиональные. Общеобразовательные программы направлены на решение
задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в
обществе. К общеобразовательным относятся программы: а) дошкольного
образования; б) начального общего образования; в) основного общего
образования; г) среднего (полного) общего образования. Професс
образовательные программы направлены на решение задач последовательного
повышения профессионального и общеобразов уровня, подготовку специалистов
соответствующей квалификации. К професс относятся программы: а) начального
профессионального образования; б) среднего профессионального образования;
в) высшего профессионального образования; г) послевузовского
профессионального образования. Обязательный минимум содержания каждой
основной общеобразовательной программы или основной професс образовательной
программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается
соответствующим государственным образовательным стандартом. С учетом
потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются
в следующих формах: с отрывом (преимущественно) и без отрыва от
производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм
получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или
основной профессиональной образовательной программы действует единый
государственный образовательный стандарт.
1) Дошкольный этап (от 2 до 5 лет) этот этап почти не отличается от
домашнего обучения
2) Этап начальной школы (от 5 до 12 лет) здесь делается упор на
приобретение общих знаний
3) Этап среднего образования (от 12 до 16 лет) особое внимание на этом
этапе уделяется приобретению специальных знаний, профессиональному
обучению.
4) Этап высшего образования, где придается значение изучению гуманитарных и
технических наук.
Такое разделение процесса образования отражает психологические и физические
возможности учащихся. Существует массовое и элитарное образование,
государственные и частные школы, техническое и общее образование.

9. Классический и новые формы организации обучения и воспитания.
Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит метод -
способ совместной деятельности учителя и обучаемого. Существует множество
подходов к классификации форм обучения. Формы обучения бывают конкретными
(урок, дом. работа, факультативные занятия, курсовые, консультации, доп.
занятия, формы контроля и т.п.) и общими. Урок - коллективная форма
обучения (типы —уроки-лекции, лабораторные (практические) занятия, уроки
проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);комбинированные уроки.
Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х -
Экскурсии - форма, при которой знакомятся с объектами изучения. Домашняя
работа - форма без непосредственного руководства учителя. Внеклассная
работа: олимпиады, кружки и т.п. Традиционная форма обучение —представляет
собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового -
закрепление - контроль - оценка. Новая форма обучения —дистанционное
обучение - это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с
помощью современных информационно-образовательных технологий и систем
телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET -
когда профессора крупнейших университетов выступают с лекциями и отвечают
на вопросы не привычной студенческой аудитории, а перед теми, кто в данный
момент подключен к их узлу сети. В эту систему входят: Лекции ДО на
дискетах и CD-ROM – дисках; Консультации ДО— используется телефон и
электронная почта; Лабораторные работы ДО; Контрольные работы ДО.
Классическими формами воспитания и обучения являются семейное воспитание,
воспитание в системе дошкольных и школьных гос учреждений, новые формы —
негос дошкольные и школьные учреждения, семейное образование, частное
репетиторство. Классическими формами обучения являются формы очного
обучения и заочного (с отрывом и без отрыва от производства. Сейчас
получают распространение новые формы — в форме семейного образования,
самообразования, экстерната. Основные принципы обучения (дидактические
принципы: а)обучение должно быть научным, б) наглядность обучения;
в)активность и сознательность обучения; д)доступность обучения;
е)систематичность и последовательность обучения; ж)прочность обучения;
з)единство обучения, развития и воспитания уч-ся. П как наука имеет в своем
арсенале четыре парадигмы, которые определяют формы восп и обуч:
педагогическую, андрологическую, акмеологическую и коммуникативную.
Проблема современной П — какую парадигму взять за основу? Классической
является —-1.Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы
воспитать человека с использованием внешней системы принуждения, кнутом и
пряником. При этом считается, что воспитуемый не может осознать смысла
воспитания, оценить его необходимость в процессе воспитания, поэтому
единственным способом достижения поставленной задачи является принуждение.
Формы в рамках этой концепции существуют и в современной школе (система
оценки знаний на уроках, домашних заданий).Эти формы не способствуют
формированию свободной творческой личности. 2. Согласно андрологической
парадигме, воспитуемый осознает процесс воспитания, ставит себе цели и
достигает их. Преподавателю в такой схеме отводится роль помощника, который
должен поддержать, подтолкнуть человека на этом пути воспитатель и
воспитуемый в более-менее равном положение. Формы могут быть различны,
реализуются, в высшем образовании, и образовании получаемом экстерном. 3.
Согласно акмеологической парадигме, в процессе воспитания человеку следует
предоставить максимальную помощь в раскрытии его индивидуальности,
реализации потенциальных возможностей. Такой подход имеет ярко выраженную
творческую направленность, находит применение в гуманитарных сферах,
различных художественных и других школах и студиях. Формы отличаются
максимальной индивидуальностью. 4.Концепция коммуникативной парадигмы
предусматривает общение и взаимное совершенствование группы людей из одной
предметной области, примерно одинаковых по уровню развития. В процессе
взаимного общения происходит обмен информацией, знаниями и умениями,
совершенствование людей. В научной сфере это реализуется в форме
разнообразными симпозиумами, конференциями, семинарами и так далее.

10. Методы и приемы средства и технологии обучения и воспитания.
—это совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы и
обучения. Существует два крайних типа технологий обучения, между которыми
расположен весь остальной спектр: знаниясуммирующие и интеллектразвивающие
технологии (в дальнейшем просто суммирующие и развивающие технологии).
Первый тип ориентирован на накопление суммы знаний, во втором конкретные
знания являются средством формирования системы знаний. В суммирующих
технологиях процесс формирования интеллекта не отслеживается. Наиболее
ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы
учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения,
самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов
обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом
выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или
печатное слово);б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые
предметы, явления, наглядные пособия);в) практические методы (учащиеся
получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Приемы, которые используются: 1. убеждение, 2.положительный пример,
3.упражнение (приучение), 4.одобрение-осуждение, 5.требование, контроль.
Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного
или практического действия, подразделяются на устные, письменные,
графические и учебно-трудовые. Лабораторные работы —это проведение
учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением
инструментов и других технических приспособлений. Практические работы
проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий
характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы
(измерения на местности, работа на пришкольном участке). Особый вид
практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с
машинами-тренажерами и репетиторами.
Средства воспитания —это конкретные мероприятия работы (беседы, вечера),
виды деятельности уч-ся (олимпиады, кружки, конкурсы), а также предметы
(картины, фильмы, спектакли), которые используются в процессе реализации
того или иного метода. Новые средства обучения — с помощью современных
информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких
как электронная почта, телевидение и INTERNET…

11. Проблемы воспитания личности в классном учительском коллективе.
В отечественной П в различные времена содержание воспитания менялось,
приобретая то большую общественную, то государственную, личностную
направленность. Сегодня на первый план выходит проблема воспитания личности
в школе, выработки социальнозначимых качеств. Школа — не госучреждение, а
социальный институт, общественно-гос система, призванная удовлетворять
образовательные запросы гос в той же мере, как и запросы общество и
личности. Для воспитания личности необходимо преодолеть отчуждённость
общества от школы и

Новинки рефератов ::

Реферат: Возможность интеграции теорий на примере РЭПТ (Психология)


Реферат: Периодизация истории развития административной юстиции в России (Административное право)


Реферат: Гражданско-правовые сделки, расторжение трудового договора по инициативе работодателя (Право)


Реферат: Шпаргалка по философии (Основные понятия. 4 страницы формата А4) (Философия)


Реферат: Анализ - философско-аналитическое понятие истины (Философия)


Реферат: Методика преподавание темы "Обыкновенные дроби" в школьном курсе математики (Педагогика)


Реферат: Языческие праздники Древней Руси (Культурология)


Реферат: Военная и экономическая помощь СССР Китаю в годы японо-китайской войны 1937–1945 (История)


Реферат: Некоммерческие организации (Гражданское право и процесс)


Реферат: Базовая аппаратная конфигурация персонального компьютера (Программирование)


Реферат: Труд (Социология)


Реферат: Разработка радиоприемного устройства импульсных сигналов (Радиоэлектроника)


Реферат: Банковская система Великобритании (Банковское дело)


Реферат: Организация и экономическая эффективность применения удобрений в учхозе «Михайловское»ГПЗ Подольского района Московской области (Сельское хозяйство)


Реферат: Башкирские шежере как исторический источник (История)


Реферат: Исполнительная власть РФ (Административное право)


Реферат: Деловая женщина: особенности имиджа, мышления и поведения (Психология)


Реферат: Возникновение казахских ханов (История)


Реферат: Автоматизация бухгалтерского учета в России (Программирование)


Реферат: Введение в догматическое богословие - лекция 3 (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист