GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Программа по Технологии (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Программа по Технологии (Педагогика)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОГРАММЫ
средних общеобразовательных учреждений

Трудовое обучение


ТЕХНОЛОГИЯ


1—4 классы
5—11 классы

Рекомендовано


Главным управлением

развития общего среднего образования

Министерства образования

Российской Федерации

Москва "Просвещение" 1996


Экспериментальная программа подготовлена
временным научным коллективом «Технология».
Научные руководители:
Ю. Л. Хотунцев – докт. физ. - мат. наук, проф. МПГУ; В. Д. Симоменко — член-

корр. РАО, докт. пед. наук, проф. Брянского ГПИ.



4104010000-395
П ——————— инф. п. мо рф
103 (03)—96
Министерство образования РФ, 1996



СОДЕРЖАНИЕ

Общая пояснительная записка 4
Разделы программы -
Культура дома, технология обработки материалов и элементы
техники в начальных классах (И. И. Колесниченко,
И. А. Буденная, Е. А. Лутцева, Л. В. Степанова) 15
Технология обработки конструкционных материалов с
элементами машиноведения (Б. И. Орлов) 49
Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых
продуктов. (О. А. Кожина) 78
Художественная обработка материалов (Б. И. Орлов,
К. А. Скворцов. О. А. Кожина) 131
Строительные ремонтно-отделочные работы (А. Л. Рубач) 150
Электрорадиотехнология (М. А. Ушаков, Ю. Л. Хотунцев,
Б. В. Калинин) 154
Информационные технологии (А. Н. Аблин, А. О. Богданов.
Г. С. Гринберг, Ю. Л. Хотунцев) 174
Графика (А. А. Павлова. В. Д. Симоненко) 186
Техническое творчество (В. П. Овечкин) 207
Введение в художественное конструирование
(К. А. Скворцов) 217
Отрасли общественного производства и профессиональное
самоопределение (В. Д. Симоненко) 222
Производство и окружающая среда (Ю. Л. Хотунцев) 226
Элементы домашней экономики и основы предпринима-
тельства (В. Д. Симоненко) 230
Проект в школьном курсе «Технология» (Ю. Л. Хотунцев,
В. Д. Симоненко. О. А. Кожина. Б. И. Орлов) 237

Общая пояснительная записка

Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время
признается во всем мире. ЮНЕСКО разработана программа «2000+»
(Международный проект по научной и технологической грамотности для всех).
В связи с этим в базисный учебный план (в инвариантную часть)
общеобразовательных учебных заведений России, утвержденный Министерством
образования Российской Федерации в 1993 г., включена новая образовательная
область «Технология».
Как известно, технология определяется как наука о преобразовании и
использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану
человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника)
преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» –
интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из
математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в
промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других,
направлениях деятельности человека. Предусматривается изучение этой области
с 1 по XI класс (см. учебный план) в объеме 808 ч.
Структурная модель обучения включает в себя базовое (инвариантное)
содержание и дополнительные курсы допрофессиональной и профессиональной
подготовки. Под базовым содержанием понимается минимальный объем знаний и
умений, которые должны быть сформированы у всех учащихся
общеобразовательных учебных заведений всех типов в пределах времени,
отводимого на изучение образовательной области «Технология» в инвариантной
части базисного учебного плана. Углубленное изучение разделов «Технологии»
и профессиональная подготовка школьников могут осуществляться в рамках
часов вариативной и факультативной частей учебного плана.
Изучение новой интегративной образовательной области «Технология»,
включающей базовые (т. е. наиболее распространенные и перспективные)
технологии и предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках
системы проектов под руководством специально подготовленных учителей и при
наличии адекватной учебно-материальной базы, позволит молодежи приобрести
общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей
интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию
к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты,
если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому
и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и
высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к
самообразованию, восстановлению и сохранению традиций семьи, национальных и
региональных традиций и общечеловеческих ценностей.


Цель нового учебного предмета

Главная цель образовательной области «Технология» – подготовка учащихся к
самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно
действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для
деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от
определения потребностей в продукции до ее реализации.
Для этого учащиеся должны быть способны:
а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего
участия в ее производстве;
б) находить и использовать необходимую информацию;
в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и
выбор технологии);
г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования,
операторская деятельность);
д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою
деятельность и выявлять условия реализации продукции.
II. Формирование знаний и умений использовать средства и пути
преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский
продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
III. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению
в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных
целей.
IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению
трудовой деятельности.
V. Развитие разносторонних качеств личности и способности
профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.



Задачи нового учебного предмета

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены
следующие задачи
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры,
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и
расчету бюджета семьи,
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг.
г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и
изобретательские задачи;
д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира
профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального
самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и
милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности,
патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и
маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и
услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и
оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного
искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие
эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Базовое содержание нового учебного предмета учитывает имеющийся в нашей
стране опыт, материальное и кадровое обеспечение трудового обучения в
школе, зарубежный опыт преподавания предмета «Технология» и других
родственных дисциплин, а также достижения научно-технической революции.
Для решения этих задач в содержании предмета «Технология» можно выделить
10 основных разделов:
1. Технология обработки конструкционных материалов и элементы
машиноведения.
2.Электрорадиотехнология (электротехника, радиоэлектроника, автоматика,
цифровая электроника, робототехника, высокие технологии – использование ЭВМ
в управлении технологическими процессами).
3.Информационные технологии – использование ПЭВМ для решения практических
задач.
4.Графика (технический рисунок, черчение, оформительско-дизайнерские
работы).
5. Культура дома*, технологии обработки ткани и пищевых продуктов.
6. Строительные ремонтно-отделочные работы.
7. Художественная обработка материалов, техническое творчество, основы
художественного конструирования.
8. Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение.
9. Производство и окружающая среда.
10 Элементы домашней экономики и основы предпринимательства.
При изучении всех разделов следует подчеркивать, что человек в своей
деятельности постоянно собирает, анализирует, хранит и использует различную
информацию, которую он получает из бесед, опросов, книг, газет,
справочников, журналов, с помощью вычислительной техники.
Помимо выделения вопросов графики, дизайна, экологии, экономики,
информационных технологий и профориентации в самостоятельные разделы, они
должны рассматриваться и при изучении каждого отдельного раздела.
Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую
деятельность – овладение общетрудовыми умениями и навыками.
Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод
проектов и кооперированную деятельность учащихся.
В течение всего периода обучения «Технологии» каждый; учащийся выполняет
10 проектов (по одному в год, начиная со II класса). Под проектом
понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным
возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная c
младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи,
школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся
технических возможностей и экономической целесообразности выдвижении идей
разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), ее
осуществлении и оценки, в том числе возможностей реализации.
Большое внимание в программе уделяется информационным технологиям. На их
изучение с использованием персональных ЭВМ как инструмента при решении
практических задач выделяются учебные четверти во II, VIII, X, XI классах;
а также 6 ч в V классе. Эти занятия должны проводиться в дисплейном классе.
В V классе овладение информационными технологиями и ПЭВМ осуществляется в
начале учебного года либо в течение всего года. С помощью ПЭВМ
целесообразно проводить изучение разделов «Технология обработки
конструкционных материалов с элементами машиноведения», «Культура дома,
технологии обработки ткани и пищевых продуктов», а также профориентационное
тестирование учащихся, деловые игры по экономике, моделировать
экологические ситуации.
При отсутствии в школе необходимой вычислительной техники изучение
информационных технологий можно заменить художественной обработкой
материалов или выполнением учебных проектов.
Приведенные далее программы различных разделов образовательной области
«Технология» рассчитаны на городские школы. Рассмотренное в данной работе
базовое содержание предмета «Технология» содержит федеральный компонент,
который необходимо изучать в инвариантной части базисного учебного плана.
Выбор практических работ должен учитывать региональный фактор и имеющиеся
для обработки материалы.
В вариативной и факультативной частях учебного плана ряд часов может быть
выделен на изучение других жизненно важных направлений допрофессиональной и
профессиональной подготовки (табл. 1).
Для реализации дифференцированного обучения и обеспечения возможности
самореализации учащихся предусмотрены два варианта примерного планирования
часов: вариант I – с преобладанием технологии обработки конструкционных
материалов и электрорадиотехнологии; вариант II – с преобладанием разделов
«Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов».
Предполагается, что занятия по новому предмету «Технология» будут вести
как минимум два учителя: один по технологии обработки конструкционных
материалов, электрорадиотехнологии, техническому творчеству, строительным
ремонтно-отделочным работам, другой – по культуре дома, технологии
обработки ткани и пищевых продуктов, технологии для начальных классов. Оба
учителя могут вести занятия по графике. информационным технологиям,
элементам домашней, экономики, и основам предпринимательства, по разделу
«Производство и окружающая среда» основам художественного, конструирования
и профессиональному самоопределению.
С 1995г. в соответствии с новыми программами возможна реализация.
следующих разделов- на имеющейся в школах материальной базе:
в начальной школе: технология обработки материалов (природных, бумаги,
проволоки...), культура дома (правила поведения, сервировка стола), уход за
домом (уборка, мытье посуды, уход за домашними растениями и. т. д.),
информационные технологии, (обучающие, игры на ПЭВМ при наличии дисплейного
класса), выполнение творческих работ – проектов. Для реализации, модуля
«электротехника» нужны простейшие электроконструкторы, для модуля «элементы
техники – механические, конструкторы;
в средней школе: технология обработки конструкционных материалов и
элементы машиноведения, культура дома, технологии обработки ткани и пищевых
продуктов, художественная обработка материалов, строительные и ремонтно-
отделочные работы, информационные технологии (при наличии дисплейного
класса), выполнение проектов;
в старших классах: домашняя экономика и основы предпринимательства,
производство и окружающая среда, общественное производство и
профессиональное самоопределение, информационные технологии (при наличии
дисплейного класса, художественная обработка материалов, техническое
творчество, введение в художественное конструирование (по выбору),
выполнение проектов.
Специальная материальная база нужна для изучения радиоэлектроники в IV и
IX классах, электротехники в VIII классе, автоматики и цифровой электроники
в IX классе. Для преподавания этих модулей целесообразно использовать
оборудование школьного физического кабинета.
Таблица 1

Структурная модель изучения учащимися I—XI классов
общеобразовательных школ образовательной области «Технология»

|Базовый инвариантный |Дополнительные |
|курс — минимальный |вариативные курсы |
|стандарт |допрофессиональной и |
| |профессиональной |
| |подготовки |
|Технология обработки |Художественный труд |
|конструкционных |Домоводство (для |
|материалов и элементы |девушек) Домоводство |
|машиноведения; |(для юношей) |
|электрорадиотехнология; |Хозяйка дома |
|информационные |Хозяин дома |
|технологии; |Технология |
|графика; |деревообработки |
|культура дома, |Технология обработки |
|технологии обработки |ткани Технология |
|ткани и пищевых |обработки пищевых |
|продуктов; строительные |продуктов |
|ремонтно-отделочные |Технология обработки, |
|работы; |металлов |
|общественное |Электромонтажные работы|
|производство и | |
|профессиональное |Ремонтно-строительные |
|самоопределение; |работы Художественное |
|производство и |конструирование |
|окружающая среда; |Художественно-оформител|
|домашняя экономика и |ьские работы |
|основы |Технология изготовления|
|предпринимательства; |продуктов |
|техническое творчество; |растениеводства |
|художественная обработка|Технология изготовления|
|материалов; введение в |продуктов |
|художественное |животноводства |
|конструирование. |Строительные работы |
|Теоретическое изучение —|Робототехника |
|до 30% учебного времени;|Техника в быту |
| |Радиотехника |
|практические и |Предпринимательство |
|лабораторные работы — |Автомобиль |
|70%, индивидуальные |Техника в фермерском |
|творческие проекты (10, |хозяйстве Домашняя |
|начиная со II класса) |экономика |
| |Народные ремесла и |
| |промыслы |
| |Декоративно-прикладное |
| |и техническое |
| |творчество |
| |Курсы профессиональной |
| |подготовки и др. |

Таблица
2

Примерное планирование часов

|Класс |Часов |Недель |Часы |Содержание раздела |Часы в четверти |
| |в |в |в год |. | |
| |неделю|четверт| | | |
| | |и | | | |
| | | | | | |
| | | | | |общие |варианты |
| | | | | | |I |II |
|1 |2 |9 | |Культура дома |18 | | |
| |2 |7 |66 | | | | |
| |2 |10 | |Технология обработки |48 | | |
| | | | |материалов и элементы | | | |
| |2 |7 | |машиноведения | | | |
|2 |2 |9 | |Культура дома |18 | | |
| |2 |7 |66 |Информационные |14 | | |
| |2 |10 | |технологии Обработка |20 | | |
| | | | |материалов и элементы | | | |
| |2 |7 | |техники |14 | | |
| | | | |Проект | | | |
|3 |2 |9 | |Культура дома |18 | | |
| |2 |7 |66 |Электротехника |14 | | |
| |2 |10 | |Обработка материалов и|20 | | |
| | | | |элементы техники | | | |
| |2 |7 | |Проект |14 | | |
|4 |2 |9 | |Культура дома |18 | | |
| |2 |7 |66 |Радиоэлектроника |14 | | |
| |2 |10 | |Обработка материалов и|20 | | |
| | | | |элементы техники | | | |
| |2 |7 | |Проект |14 | | |


|5 |2 |9 | |Информационные |6 | | |
| | | | |технологии | |12 |12 |
| |2 |7 |68 |Культура дома | |34 | |
| | | | |Технология обработки | | | |
| | | | |конструкционных | | | |
| | | | |материалов с | | | |
| |2 |10 | |элементами | | |34 |
| | | | |машиноведения (2, 3 | | | |
| |2 |8 | |четв.) | |16 |16 |
| | | | |Культура дома, | | | |
| | | | |технология обработки | | | |
| | | | |ткани и пищевых | | | |
| | | | |продуктов | | | |
| | | | |Проект | | | |
|6 |2 |9 |68 |Строительные | |18 | |
| | | | |ремонтно-отделочные, | | | |
| |2 |7 | |работы* | |34 | |
| | | | |Технология обработки | | | |
| | | | |конструкционных | | | |
| | | | |материалов с | | | |
| |2 |10 | |элементами | | |52 |
| | | | |машиноведения (2, 3 | | | |
| | | | |четв.) | | | |
| |2 |8 | |Культура дома. | |16 |16 |
| | | | |технологии обработки | | | |
| | | | |ткани и пищевых | | | |
| | | | |продуктов (1,2. 3 | | | |
| | | | |четв.) | | | |
| | | | |Проект | | | |
|7 |2 |7 |68 |Технология обработки | |34 | |
| | | | |конструкционных | | | |
| | | | |материалов с | | | |
| |2 |7 |68 |элементами | | |52 |
| | | | |машиноведения (1,2 | | | |
| |2 |10 | |четв.) | |18 | |
| | | | |Культура дома, | | | |
| |2 |8 | |технологий обработки | |16 |16 |
| | | | |ткани и пищевых | | | |
| | | | |продуктов | | | |
| | | | |Художественная | | | |
| | | | |обработка материалов | | | |
| | | | |Проект | | | |

Пр
од
ол
же
ни
е
|Класс |Часов |Недель |Часы в |Содержание раздела |Часы в четверти |
| |в |в |год | | |
| |неделю|четверт| | | |
| | |и | | | |
| | | | | |общие |Варианты |
| | | | | | |1 |II |
|8 |2 |9 | |Домашняя экономика и |18 | | |
| | | | |основы | | | |
| |2 |7 |68 |предпринимательства |14 | | |
| | | | |Информационные | | | |
| |2 |10 | |технологии (игра | |20 | |
| | | | |«Предприятие») | | |20 |
| |2 |8 | |Электротехника | |16 |16 |
| |1 | |34 |Художественная |34 | | |
| | | | |обработка материалов | | | |
| | | | |Проект | | | |
| | | | |Графика | | | |
|9 |2 |9 | |Радиоэлектроника | |18 | |
| | | | |Электротехник», | | |18 |
| |2 |7 |68 |радиоэлектроника | |14 |14 |
| |2 |10 | |Автоматика, цифровая |20 | | |
| |2 |8 | |электроника | |16 |16 |
| |1 | |34 |Профессиональное |34 | | |
| | | | |самоопределение Проект| | | |
| | | | | | | | |
| | | | |Графика, | | | |

|10 |2 |9 |68 |Основы |18 | | |
| |2 |7 | |предпринимательства |14 | | |
| | | | |Информационные | | | |
| |2 |10 | |технологии (машинное |20 | | |
| | | | |делопроизводство) | | | |
| | | | |Техническое творчество,| | | |
| |2 |8 | |основы художественного |16 | | |
| | | | |конструирования (по | | | |
| | | | |выбору) | | | |
| | | | |Проект | | | |
|11 |2 |9 |68 |Производство я |18 | | |
| |2 |7 | |окружающая среда |14 | | |
| | | | |Информационные | | | |
| |2 |10 | |технологии (компьютеры |20 | | |
| | | | |в современном мире) | | | |
| | | | |Техническое творчества,| | | |
| |2 |8 | |основы художественного |16 | | |
| | | | |конструирования (по | | | |
| | | | |выбору). | | | |
| | | | |Проект | | | |
|Итого |808 | |

Примечание.
Предлагается два варианта изучения элементов техники: а) как в таблице –
для школ, где есть условия для изучения модуля «Электротехника»,
«Радиоэлектроника», «Информационные технологии»; б) традиционно, как
раскрыто содержание раздела «Элементы техники».
КУЛЬТУРА ДОМА, ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ И

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В I—IV классах осуществляется начальный этап профессионального
самоопределения учащихся, в ходе которого они знакомятся с миром труда и
профессий, получают первоначальную общетрудовую подготовку и элементарные
навыки труда и быту. На этом этапе закладывается база для изучения на
следующей ступени трудового обучения общих основ производства и будущего
выбора профессиональной карьеры в условиях рынка труда.
Программа раздела направлена на решение следующих задач:
формирование элементов обобщенных технико-технологических и
организационно-экономических знаний;
формирование начальных общетрудовых и специальных умений (преимущественно
ручного труда), основ трудовой и экологической культуры, умений кооперации
и сотрудничества в трудовом процессе;
развитие творческих возможностей учащихся, элементов технического
мышления, конструкторских способностей;
формирование позитивного эмоционально окрашенного отношения к труду как
личной и общественной ценности, воспитание честности, порядочности,
ответственности, самостоятельности, инициативности, деловитости и
предприимчивости.
Перечисленные задачи решаются в комплексе во время бесед, наблюдений,
опытов, упражнений, выполнения практических заданий по изготовлению
изделий.
Программа включает в себя вариативный набор содержания и форм подготовки
младших школьников к труду и строится по модульному принципу, благодаря
чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых
для достижения учащимися целей обучения. Каждый из предложенных модулей,
как независимая единица содержания, представляет собой технологический
процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые
объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижение
комплексов дидактической цели.
В структуре модуля представлены все элементы содержания обучения (знания,
умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного
отношения к миру) по взаимосвязи со средствами их реализации Модулем
охвачены основные стороны современного производства (техника, технология,
экономика и организация) во взаимосвязи с природными (экологическими) и
социальными факторами трудовой деятельности.
При изучении всех модулей особой внимание уделяется их политехническому
содержанию.
Содержательной основой программы являются первоначальные знания о
технологии ручной обработки материалов, простейших технических устройствах,
выращивании растений, санитарном состоянии современного жилища.
Один из важнейших модулей программы – раздел «Культура дома». С I класса
предполагается ввести в этот раздел сведения об этикете: правила поведения
в семье, отношения с родственниками различного возраста, поведение за
столом (назначение и использование по назначению посуды и приборов),
сервировка стола для чая, кофе, завтрака и т. п., простейшая уборка своей
комнаты, кухни. Изучение этого раздела предполагается осуществлять,
организуя игровую деятельность детей (игровые ситуации, игры-драматизации,
сюжетно-ролевые игры), проведение которых может быть запланировано как на
уроке, так и во внеурочное время, а оборудование изготовлено на уроке. В
рамках именно этого модуля предполагается изучение простейших приемов
выращивания растений для дома, которое направлено на развитие чувства
прекрасного, способствует ознакомлению с элементами дизайна в оформлении
дома и квартиры.
При изучении элементов техники осуществляется формирование у учащихся
представлений о назначении, видах и общем устройстве различных
инструментов, технических объектов, изделий, о принципах их работы,
областях применения, овладение элементами графической грамоты – «языком
техники», умением анализа и совершенствования конструкции в зависимости от
назначения и принципа работы, развитие конструкторских, умений. В процессе
создания макетов и моделей из различных наборов деталей, при их
использовании в играх-драматизациях, различных игровых ситуациях и т. п.
происходит ознакомление учащихся с многообразием современного мира техники
и развитие их технических способностей.
В III и IV классах учащиеся, если позволяют условия школы, изучают основы
электротехники, радиоэлектроники, информационных технологий, которые вводят
их в современный мир и помогают адаптироваться в нем.
Изучение элементов технологии направлено на выявление общих
закономерностей изготовления изделий из различных материалов. Любой
технологический процесс включает в себя следующие этапы: получение
заготовки, ее обработка с целью получения деталей (формирование), сборка
деталей, отделка изделия. На первом этапе учащиеся выбирают материалы и
выполняют обработочные операции: разметку, сгибание, резание, строгание,
шлифование и т. д. Сборочный этап предусматривает соединение отдельных
деталей изделия различными способами: склеиванием, сшиванием, «замками»
(щелевой, клапаны), с помощью винтов и гаек и др. Изделия отделывают
аппликацией, окрашиванием, вышивкой, выжиганием и т. д. Особое внимание
уделяется формированию умений анализа технологии и выполнения
технологические операций при изготовлении изделий.
Ознакомление с элементами организации и экономики призвано раскрыть
учащимся организационно-экономические закономерности производственной
деятельности, позволяющие создать наиболее рациональные условия труда. Сюда
входят организация рабочего места и трудового процесса, распределение
трудовых функций в группе, умение планировать предстоящую работу, расчет
необходимых материалов и времени, выбор инструментов, приспособлений,
рациональных приемов работы, умение контролировать, учитывать и оценивать
проделанную работу по Количеству и качеству и т. д.
Программа предусматривает включение детей в простейшие производственные
отношения при групповых формах организации труда, что обеспечивает
возможность моделирования реальной экономической деятельности, элементов
управления. На уроках, в процессе экскурсий, просмотра диафильмов младшие
школьники узнают о различных профессиях. Учитель последовательно знакомит
учащихся с правилами безопасной работы инструментами и санитарно-
гигиеническими требованиями к организации труда.
В каждом из классов запланировано время на выполнение проекта (4-я
четверть), позволяющего на практике реализовать полученные знания и умения.
Это могут быть коллективные проекты («Город будущего», «Улица моей мечты»,
«Город мастеров», «В гостях у сказки» и т. п.) или индивидуальные. В ходе
реализации проекта надо самостоятельно разрабатывать тему (выбирать тему,
собирать информацию, планировать трудовую и организационно-игровую
деятельность, оформлять игровую среду) и защищать ее в виде игры-
драматизации. В классе может проводиться работа как над одним, так и над
двумя-тремя проектам» (по усмотрению учителя).
В основу содержания каждого модуля положена определенная
последовательность практических заданий, которые объединяют группы изделий
(игрушки, сувениры, дидактический материал, простейшие наглядные пособия и
т. д.), сходные по конструктивным особенностям и технологическим операциям.
Это обеспечивает учителю возможность дифференциации трудовых заданий, а
учащимся – ситуацию выбора
В программу включены также наблюдения с последующим обобщением опытов,
решение технико-технологических и организационно-экономических задач.
Полнота реализации задач трудового обучения на этом этапе возможна без
формирования у детей адекватной мотивации учебной и трудовой деятельности –
важнейшей составляющей готовности к труду. В решении этой и других задач
трудового обучения учителю помогут игровые формы организации учебной и
трудовой деятельности учащихся (дидактические игры, воображаемые
путешествия, ролевые игры и др. ).
Набор модулей не является строго обязательным, отдельное модули могут
быта исключены, введены новые модули, изменена последовательности их
прохождения с тем, чтобы максимально учитывались индивидуальные потребности
и возможности учащихся, местные производственно-трудовые традиции,
подготовленность учителя к проведению отдельных видов работ. материально-
техническое, обеспечение школ.
Контроль выполнения рассматриваемой программы осуществляется по следующим
параметрам качества:
степень самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;
характер деятельности (репродуктивная, творческая);
качество выполняемых работ и итогового продукта.
При оценке выполнения практических заданий учитель может
руководствоваться следующими критериями:
«5» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
технологической последовательности, при выполнении отдельных операций
допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«З» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением
технологической последовательности, отдельные операции выполнены с
отклонением отобразив (если не было .на то установки), изделие оформлено
небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая
последовательность нарушена, при выполнении, операций допущены большие
отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,

ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ


1 класс
Учащиеся должны знать.
Общетрудовые сведения: об организации трудового процесса, о конструкции
изделий, о разделении труда, его качестве, ритмичности.
По элементам технологии виды материалов, обозначенных в программе, их
свойства, название, назначение и приемы безопасной работы инструментами и
приспособлениями, обозначенными в программе;
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание,
сборка, оформление;
приемы разметки заготовок сгибанием, по шаблону, трафарету
способы соединения деталей: клеем, нитками;
способ контроля – по шаблону;
о массовых профессиях (общие сведения);
части растений, условия жизни и правила ухода за комнатными растениями;
о семенном размножении растений (общее представление).
По элементам техники: устройство простейших макетов и моделей окружающего
мира; типовые детали набора типа «Конструктор», «Механик», «Строитель» и
др.;
виды соединения деталей;
последовательность сборки технических устройств
По элементам социального опыта: основы культурного поведения.
Учащиеся должны уметь.
Общетрудовые умения: организовать рабочее место в соответствии с
используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
под руководством учителя проводить анализ изделия, планирование
последовательности его изготовления и осуществлять контроль результата
практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку;
работать индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков,
инструктажа. Осуществлять контроль качества работы друг друга;
соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в
программе.
По элементам технологии: экономно выполнять разметку заготовок; размечать
по шаблону с опорой на образец изделия и его рисунок;
резать ножницами;
соединять детали клеем, нитками;
эстетично оформлять изделие аппликацией, прямыми стежками и их
вариантами, проявлять элементы творчества;
использовать для сушки готового изделия пресс;
ухаживать за комнатными растениями;
проращивать крупные семена растений;
По элементам техники: подбирать детали для работы;
собирать модель или макет из деталей набора по образцу фотографии;
проверять модель в действии.
По элементам социального опыта: обслуживать себя (гигиена тела и одежды),
выполнять правила поведения за столом и в общественных местах
II класс
Учащиеся II класса должны знать.
По элементам технологии: название, назначение и приемы работы
измерительными инструментами (линейка, угольник, циркуль);
последовательность технологических операций: разметка, резание,
формообразование, сборка, оформление;
приемы построения прямоугольника с помощью измерительных инструментов;
способ контроля – линейкой, угольником, циркулем;
названия профессий людей, связанных с обработкой материалов, с которыми
работают учащиеся;
основные виды работ по выращиванию растений: обработка почвы, посев
(посадка), уход за растениями (сбор урожая); отличительные признаки семян;
общее понятие о размножении растений черенками.
По элементам техники: рабочие машины;
принцип действия и устройство простейших моделей транспортных,
транспортирующих и технологических машин;
применение этих машин в народном хозяйстве, профессии людей,
обслуживающих эти машины.
По элементам социального опыта: культурные и трудовые традиции своей
семьи.
Учащиеся должны уметь.
Общетрудовые умения: самостоятельно выполнять всю работу по составленному
вместе с учителем плану с опорой на технический рисунок, эскиз, чертеж,
инструкционную карту;
работать парами, осуществлять попеременно функции контролера и бригадира;
осуществлять контроль результатов практической работы с помощью линейки,
угольника, циркуля.
По элементам технологии: читать простейший чертеж (эскиз);
выполнять разметку с помощью измерительных инструментов;
соединять детали различными видами «замков» (щелевым, клапанами,
полосками бумаги), тонкой проволокой; ,
оформлять изделия и соединять детали прямыми и петлеобразными стежками и
их вариантами;
решать несложные технологические задачи;
выполнять простейшие работы по выращиванию растений из семян и черенков.
По элементам техники: осуществлять простейшую классификацию рабочих
машин;
собирать модели транспортных, транспортирующих и технологических машин по
образцу, технологическому рисунку, условиям.
По элементам социального опыта: обслуживать себя (чистка одежды).
III класс
Учащиеся III класса должны знать.
Общетрудовые знания: обязанности членов бригады.
По элементам технологии: последовательность технологические операций:
выбор заготовок, разметка, разделение заготовок на ости, формообразование,
сборка, оформление;
приемы построения простейших разверток с помощью шаблона и измерительных
инструментов;
название профессий людей, связанных с получением материалов, с которыми
работают учащиеся;
о двулетних растениях (общее понятие);
о размножении растений корневыми отпрысками, делением куста (общее
понятие),
По элементам техники: принцип действия и устройство простейших моделей
транспортирующих машин;
Применение транспортирующих машин в народном хозяйстве профессии людей,
обслуживающих эти машины; о передаче вращательного движения (виды передач)
– общее представление;
общее представление об электрическом токе, его использовании, правилах
безопасности.
По элементам социального опыта: культурные традиции родного края и их
отражение в декоративно-прикладном искусстве.
Учащиеся должны уметь.
Общетрудовые умения: выполнять работу по самостоятельно составленному
плану с опорой на схему;
работать в бригаде (3—4 чел.), распределяя обязанности с помощью учителя,
осуществлять взаимоконтроль, выполнять обязанности членов бригады.
По элементам технологии: выбирать заготовку в зависимости от свойств
материала и назначения изделия;
строить несложную развертку известными способами;
резать картон ножом;
оформлять изделия и соединять детали косыми стежками и их вариантами;
изменять конструкцию изделия с заданными условиями;
выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков
и делением куста.
По элементам техники: собирать модели транспортирующих машин по
техническому рисунку, маршрутной карте;
составлять простейшие электрические цепи по схеме.
По элементам социального опыта: обслуживать себя (несложная починка
одежды);
оказывать посильную помощь старшим;
поддерживать чистоту в доме (доступные виды работ).
IV класс
Учащиеся должны знать.
Общетрудовые знания: об организации трудового процесса в зависимости от
его характера (индивидуальный или коллективный).
По элементам технологии: виды изученных материалов и их свойства;
название и назначение ручных инструментов по обработке уже изученных
материалов, приемы безопасной работы с ними.
этапы технологического процесса и их особенности для каждого изучаемого
материала;
способы контроля деталей и изделия;
название массовых профессий и профилей, характерных для данного региона;
способы размножения растений (общее понятие);
об однолетних, двулетних и многолетних растениях;
основные приемы выращивания растений (подготовка почвы, подготовка
посадочного материала, посев (посадка), уход за растениями).
По элементам техники рабочие машины;
принцип действия и устройство простейших моделей транспортных,
транспортирующих и технологических машин;
применение машин в народном хозяйстве, профессии людей, обслуживающих эти
машины;
о механизации производственных процессов в сельском хозяйстве (общее
представление) и промышленности;
о конструктивных особенностях городского и сельского дома (общее
представление).
По элементам социального опыта: культура поведения и труда;
культурные и трудовые традиции семьи, села, родного края;
предоставление о пользовании отоплением, газом, транспортом, бытовыми
приборами,
правила безопасного пользования бытовыми приборами, газом, отоплением.
Учащиеся должны уметь.
Общетрудовые умения, организовать рабочее место в соответствии с
практическим заданием и поддерживать порядок во время работы;
выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы
их изготовления, устанавливать последовательность выполнения
технологических операций (планирование), сличать промежуточные результаты
с образцами (самоконтроль);
работать индивидуально и коллективно (5 – 6.чел.), самостоятельно
распределять обязанности, сообща решать поставленные задачи,
выполнять работу в заданное время;
проявлять элементы творчества на всех этапах;
соблюдать, правила безопасности работы ручными инструментами.
По элементам технологии: определять технологическую последовательность
изготовления предложенного учителем или выбранного учащимся изделия и
выполнять необходимые для его изготовления технологические операции в
изученном объеме;
эстетично оформлять изделия и соединять детали петельными и
крестообразными стежками;
вносить предложения по совершенствованию конструкций и технологии
изготовления изделий; практически реализовывать доступные учащимся
предложения;
выполнять простейшие работы по выращиванию растений.
По элементам техники осуществлять простейшую классификацию рабочих машин;
собирать модели действующих игрушек, транспортных, транспортирующих и
технологических машин по образцу, техническому рисунку, условиям,
кинематической схеме.
По элементам социального опыта: обслуживать себя (следить за одеждой,
телом, питанием);
оказывать посильную помощь младшим и старшим;
выполнять носильную, домашнюю работу;
пользоваться бытовыми приборами, газом.


ПРОГРАММА



Культура дома

Нетрадиционный для школы раздел программы «Культура дома» включает ряд
важных для жизни и развития ребенка аспектов: общение в семье, поведение
дома и в общественных местах, простейшие работы по дому. Так как содержание
раздела может быть очень насыщенным информацией, а возможности детей
воспринимать эту информацию ограниченны, реально материал этого раздела
целесообразнее включать в различных вариантах в контекст урока, содержание
которого позволит в достаточной мере использовать те или иные изделия для
обыгрывания ситуаций или включения детей и игровую деятельность. Так,
изготовление аппликации «Салфетка к чаю» позволит провести дидактическую
игру по теме «Сервировка стола к чаю» и т. п. Каждый учитель самостоятельно
планирует ряд объектов труда для изучения на уроке, в соответствии с чем и
соотносит темы с конкретными уроками. Поэтому ограничимся перечислением тем
и дадим некоторые названия игр, список которых может быть дополнен в каждом
отдельном классе учителем.

Примерные темы занятий

I – II классы. Дом и семья. Жилище человека. От хижины до дворца.
Семья – семь «Я». Уважительное отношение к старшим членам семьи,
престарелым родственникам.
Праздники в семье. Сувениры и подарки, знаки внимания.
Прием гостей, правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми и
родственниками. Сервировка стола к чаю, кофе. Подготовка простых
бутербродов. Варианты оформления и подачи на стол печенья, конфет,
бутербродов и т. п.
Элементарные приемы уборки своей комнаты, кухни.
III – IV классы. Дом, в котором ты живешь. Элементу рационального
размещения предметов на рабочем месте во время подготовки к школьным
занятиям, игр; мебели в комнате, на кухне и т. п.

Элементы оформления интерьера комнаты, рабочего места, уголка для игр,
балкона, мелочи для кухни, ванной комнаты и т. п.
Домашние помощники. От агрегатов до мелочей. Праздник для всех. Быстро,
красиво и аппетитно. Сервировка стола, для завтрака, обеда, ужина, посуда и
приборы, и назначение.
Уборка помещений – влажная и сухая, санитарно-гигиенические правила
обработки посуды, ухода за мебелью, одеждой и т. п. Транспорт и пассажир.
Взаимоотношения в общественных местах со сверстниками, взрослыми,
престарелыми людьми.
Раздел программы «Культура дома» может включать различные модули в
соответствии с местными условиями каждого региона. Авторы предлагают
наиболее приемлемые модули для сегодняшних условий. Выбор модулей и их
наполнение на этапе определения содержания образовательной области
«Технология» определяет сам учитель.
Модуль I. Личная гигиена и гигиена жилища
|Класс |Тема |Теоретические |Практические |
| | |сведения | |
| | | |Умения |работы |
|I |Режим дня |Значение здорового |Соблюдение режима |Составление |
| | |образа жизни. |труда и отдыха. |распорядка дня.|
| | |Необходимость |Выполнение | |
|II |Личная |соблюдать режим |распорядка дня | |
| |гигиена |дня. |Соблюдение правил |Выполнение |
| | |Чистота тела — |личной гигиены. |приемов личной |
| | |основное требование|Закаливание |гигиены. Игры |
| | |гигиены. Правила |(хождение босиком, |на воздухе. |
|II-III | |личной гигиены. |игры на воздухе) | |
| |Гигиена |Влияние закаливания| | |
| |одежды и |на здоровье | |Чистка одежды, |
| |обуви |человека. Виды |Чистка одежды и |обуви |
| | |закаливания. |обуви. |Упражнение в |
| | |О необходимости |Стирка мелких |соблюдении |
|II | |бережного отношения|предметов одежды. |правил гигиены |
| | |и ухода за одеждой.|Общие и сезонные |труда |
| |Гигиена |Чистка одежды, |требования к | |
| |труда |обуви |одежде. | |
|II — IV| | |Национальные | |
| | | |особенности одежды | |
| | | | | |
| |Гигиена |Организация |Содержание в | |
| |жилища |рабочего места. |чистоте и порядке |Сухая и влажная|
| | |Влияние освещения |рабочего места. |уборка |
| | |на зрение. |Правильное |помещений. |
| | |Необходимость |освещение |Пользование |
| | |проветривания | |газом |
| | |помещения. |Сухая (с 7 лет), | |
| | |Санитарно-гигиениче|влажная (с 9 лет) | |
| | |ские требования к |уборка помещений | |
| | |жилищу. Особенности|Пользование печью и| |
| | |строения сельского |газом под контролем| |
| | |дома и его |взрослых (с 9 лет) | |
| | |микросреды | | |
| | |(современного и | | |
| | |традиционного). | | |
| | |Жилища других | | |
| | |народов, их | | |
| | |особенности | | |

Модуль 2. Элементы кулинарии
|Класс |Тема |Теоретические |Практические |
| | |сведения | |
| | | |Умения |работы |
|I |1. Правила |Правила поведения |Приготовление к |Упражнения в |
| |поведения |за столом. |приему пиши. |выполнении |
| |за столом |Пользование |Пользование |правил |
| | |салфеткой |салфеткой. |поведения за |
| | | |Общение за столом. |столом. |
|I – II | | |Прием пищи. | |
| |2. Правила | |Окончание приема | |
| |пользования|О назначении |пищи |Упражнения в |
| |столовыми |столовых приборов |Пользование ложкой,|пользовании |
|III |приборами |Правила пользования|вилкой, ножом |столовыми |
| | |ими. Посуда наших | |приборами |
| |3. |прадедов. Традиции | | |
|III |Сервировка |Хохломы, гжели и |Простейшая | |
| |стола |др. |сервировка стола |Сервировка |
| |4. Общие |Расположение посуды| |стола перед |
| |требования |и приборов на |Определение |принятием пиши.|
| |к продуктам|столе. Их |зрелости овощей и | |
| |питания |назначение. |фруктов по внешнему|Упражнения в |
| | |О значении |виду и вкусу. |определении |
|III | |продуктов питания в| |зрелости овощей|
| | |жизни человека. | |и фруктов |
| | |Питательные | | |
| |5. |свойства продуктов.| | |
|IV |.Простейшие|Общие требования |Соблюдение правил | |
| |блюда, не |продуктам питания |гигиены их техники | |
| |требующие |(зрелость, |безопасности во |Приготовление |
| |тепловой |свежесть). О |время кулинарных |бутербродов |
| |обработки |последствиях |работ. | |
| |6. |употребления |Приготовление | |
| |Приготовлен|некачественных |различных |Приготовление |
| |ие блюд, |продуктов |бутербродов. |яичницы, |
| |требующих |Гигиена кулинарных |Соблюдение правил |омлета, варка |
| |несложную |работ правил |безопасного |яиц, картофеля |
| |тепловую |безопасности работы|пользования плитой,|в мундире и др.|
| |обработку |ножом Виды |печью. |блюда |
| | |бутербродов. |Приготовление |национальной |
| | | |несложных блюд. |кухни. |
| | |Правила безопасного| | |
| | |обращения с плитой | | |
| | |печью. | | |
| | |Последовательность | | |
| | |приготовления | | |
| | |некоторых блюд. | | |
| | |Блюда национальной | | |
| | |кухни. | | |

Модуль 3. Цветы в доме
| | | | | |
|I |1. Комнатные|Значение комнатных|Определение |Определение |
| |растения в |растений для |распространенных |названия комнатных |
| |доме |украшения жилища, |комнатных растений |растений |
| | |дыхания человека. | | |
| | |Многообразие | | |
| |2. Строение |комнатных |Уход за комнатными |Наблюдение за |
| |растений |растений. |растениями: полив, |влиянием света, |
| |Условия |Части растения |опрыскивание водой, |тепла и влаги на |
| |жизнедеятель|(наземные, |рыхление почвы, |жизнедеятельность |
|II |ности |подземные). |удаление засохших |растений |
| | |Представление о |листьев | |
| | |влиянии света, | | |
| |3. |тепла и влаги на |Черенкование |Наблюдение за |
|III |Выращивание |жизнедеятельность |растений. Посадка |ростом растений. |
| |растения из |растений. Правила |черенков. Уход за |Черенкование. |
| |его частей |ухода. |растениями | |
|IV |(черенков) |Понятие о | | |
| | |стеблевом и | |Размножение |
| |4. |листовом черенке. |Деление куста, |растений делением |
| |Выращивание |Приемы заготовки |выкапывание корневых|куста. Наблюдение |
|III |растения из |черенков, посадки |отпрысков |за их ростом |
| |его |и ухода за ними | |Выращивание |
|IV |подземных |Понятие о |Выполнение приемов |растений из луковиц|
| |частей |размножении |посадки луковиц и |и клубней. |
| |5. |растений корневыми|клубней. Уход за | |
|III |Выращивание |отпрысками и |растениями. | |
| |растений |делением куста | |Перевалка комнатных|
| |луковицами и|Приемы посадки |Осуществление |растений |
| |клубнями |луковиц и клубней.|перевалки. | |
| |6 Перевалка |Уход за растениями| |Пересадка растений.|
| |комнатных | |Осуществление |Наблюдение за |
| |растений | |пересадки |растениями |
| |7. Пересадка| | | |
| |комнатных |Понятие о | |Изготовление |
| |растений |перевалке. Приемы |Срезка цветов Для |букетов |
| | |перевалки |букета. Подбор | |
| |8. Украшение|Понятие о |цветов в букет. | |
| |жилища |пересадке, ее |Выбор вазы для | |
| |срезанными |влиянии на рост и |букета | |
| |цветами |развитие растений | | |
| | | | | |
| | |Время и приемы | | |
| | |срезания цветов. | | |
| | |Сроки цветения и | | |
| | |плодоношения | | |
| | |изучаемых | | |
| | |растений. | | |
| | |Разнообразие их | | |
| | |цветков | | |


Продолжени
е

|IV |9 Украшение |Растения, которые |З

Новинки рефератов ::

Реферат: Здесь будет город заложен (История)


Реферат: Культура в V-IX веках (Культурология)


Реферат: Синапсы (строение, структура, функции) (Биология)


Реферат: Порядок подготовки органов внутренних дел к охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий (Социология)


Реферат: Салфетки (Искусство и культура)


Реферат: Принцип ассортиментной политики (Маркетинг)


Реферат: Семья (Социология)


Реферат: Диалектико-материалистическая теория культуры (Культурология)


Реферат: История становления глубинной психологии (Психология)


Реферат: радиационные ЧС (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Российский Университет Дружбы Народов (Педагогика)


Реферат: Индивидуум (человек), общество и бизнес (Психология)


Реферат: Ядовитые растения (Сельское хозяйство)


Реферат: Сладкие холодные блюда, печенье из песочного теста (Кулинария)


Реферат: Антибиотики в сельском хозяйстве (Сельское хозяйство)


Реферат: Исследование работы судовой системы в ЧС (Военная кафедра)


Реферат: Лечебная физкультура при детском церебральном параличе (ЛФК при ДЦП) (Спорт)


Реферат: Значение ощущений в жизни человека (Психология)


Реферат: Тальков. "Монолог" (Литература)


Реферат: Молодёжная субкультура: проблемы и пути решения (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист