GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Содержание экологического образования и его основные компоненты (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Содержание экологического образования и его основные компоненты (Педагогика)




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Оршанский государственный педагогический колледж»



Содержание экологического образования
и его основные компоненты


Курсовая работа

по курсу «Методика преподавания
основ начального миропознания»



Сморжевская Е.В.
учащейся 179 группы
отделение учителей
начальных классов


Научный руководитель
преподаватель
Данилевич Т.А.



Орша 2003
План



|Введение |с. |
| | |
|Глава I. Содержание экологического | |
|образования |с. |
|1.1.Формирование ответственного отношения к природе |с. |
|1.2.Формирование экологической ответственности |с. |
|1.3.Формирование экологической культуры |с. |
|1.4.Современные подходы к содержанию экологического | |
|образования в начальной школе |с. |
|1.5.Принцип системной дифференциации в | |
|экологическом образовании |с. |
|1.6.Междисциплинарный подход в экологическом | |
|образовании школьников |с. |
|1.7.Логико-психологические принципы конструирования | |
|содержания экологического образования |с. |
| | |
|Глава II. Компоненты экологического | |
|образования |с. |
|2.1.Компоненты формирования ответственного | |
|отношения к окружающей среде |с. |
|2.2.Компоненты экологической ответственности |с. |
|2.3.Компоненты экологической культуры |с. |
| | |
| Заключение |с. |
| | |
|ЛИТЕРАТУРА |с. |
| | |
|ПриложениЯ |с. |

ВВЕДЕНИЕ

В третьем тысячелетии человечество столкнулось с целым рядом глобальных
экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья
людей, ставящих под вопрос возможность существования жизни на Земле.
Необходимо научить людей жить и работать в согласии с окружающей средой.
Этого можно достичь посредством качественного преобразования сложившейся в
республике практики экологического образования и воспитания.
Целью моего исследования является: исследовать содержание современного
экологического образования и его основных компонентов.
Задачами исследования являются:
1.Исследовать содержание экологического образования в Республике Беларусь
и выявить его значение;
2.Рассмотреть основные компоненты экологического образования и выделить
их значение;
3.Исследовать технологии использования различных компонентов
экологического образования в начальной школе.
4.Исследовать педагогические технологии в экологическом образовании
младших школьников.
Мною был изучен ряд научной и методической литературы по теме «Содержание
экологического образования и его основные компоненты».
Московский профессор Н.Ф.Виноградова в своей книге «Окружающий мир в
начальной школе» рассказывает, как необходимо внедрять экологическое
образование в обучение современной начальной школы, как объяснить детям
само понятие «окружающий мир», характеризуя его разумные части (природу,
человека, общество) и показывать их во взаимодействии и взаимосвязи.
Автор дает характеристику младшему школьнику и его взаимодействию с
окружающей средой. Показаны методы, формы, средства формирования
экологического образования в начальной школе: «Процесс ознакомления
младшего школьника с окружающим миром происходит в тех же организационных
формах, которые используются при обучении родному языку, математике и др.»
[1.64].
Карона Г.Н. в книге «Теоретические основы экологического образования
школьников» дал четкое определение экологическому образованию:
«Экологическим образованием – называют непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы
научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и
деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей
среде» [3.12].
В книге четко выделены принципы и цели, задачи экологического
образования. Разработан междисциплинарный подход в экологическом
образовании школьников: «Междисциплинарность имеет место обычно там, где
налицо многокачественные, системные, многоотраслевые проблемы, которые не
могут быть решены одной отдельно взятой наукой…» [3.124].
Определены суть и значение экологического образования, даны советы
учителям и воспитателям по внедрению экологического образования в начальное
обучение.
Ленинградские экологи С.Д.Деребко и В.А.Ягвин написали книгу
«Экологическая педагогика и психология» в которой составлен целостный курс
экологического образования. Авторы составили исторический аспект
экологического образования, стратегии экологического образования в мире:
«Специалисты считают необходимым разрабатывать отдельный предмет
«экология», который нужно вводить в содержание образования не эквивалентно
биологическому, хотя они и находятся в тесной взаимосвязи.» [2.136].
В книге раскрыты темы «Содержание педагогического процесса в
экологическом образовании» и «Формирование экологического Образования».
Большое внимание экологи уделили вопросу внеурочных и внешкольных
мероприятий.
В пособии для учителей И.В.Михальчука и Т.А.Ковальчука «Основы
экологического образования младших школьников» показано о необходимости
экологического образования младших школьников: «Не смотря на большое
внимание, которое уделяется в педагогической литературе проблемам
экологического образования и воспитания младших школьников, необходимо
больше уделять внимания формированию основ экологической культуры с помощью
различных форм и методов [6.13].
В пособии четко выделены задачи экологического образования:
«Эффективность реализации задач экологического образования – использование
как главных, так и второстепенных примеров взаимодействия общества,
человека и природы» [6.16].
Экологи впервые ввели в систему экологических знаний общественный
компонент – охрана окружающей среды человека и формирование здорового
образа жизни. Были выделены компоненты экологического образования.
Вопросы экологического образования и воспитания, их характеристика,
формы проведения поднимаются в статьях педагогических журналах, таких как
«Народная асвета», «Адукацыя», «Пачатковая школа», «Родная прырода».
В журнале «Народная асвета» 1999г. №7 учитель средней школы №216 г.Минска
Минаев В.М. в статье «Содержание экологического образования и его основные
компоненты» показал необходимость прививать ученикам младших классов любовь
и уважение к природе, сформировать положительное отношение к природе:
«Младшие школьники должны понимать и усваивать простые закономерности
природы и жизни людей… А учителя должны учить основным экологическим
принципам» [5.42].
В статье дается четкое определение экологическому образованию, выделены
методы, формы, компоненты.
Т.Р.Коленникова, учитель Несвежской средней школы №2, В статье
«Экологическое образование младших школьников» опубликованной в журнале
«Пачатковая школа», предлагает ознакомиться с общими основами
экологического образования школьников. Выделяет основные задачи
экологического образования:
1)Освоение основных идей и экологических понятий;
2)Понимание места человека в природе и обществе;
3)Понимание ценностей природы;
4)Развитие у детей положительного отношения к природе. [4.27].
В статье показаны методы экологического образования, их использование на
практике.
Гродненский эколог Тарасова Т.И. в статье «Экологическое образование
младших школьников на межпредметной основе» («Адукацыя i выхаванне» 2000г.
№10), большое внимание уделила внедрению в экологическое образование
межпредметных связей. Автор, опираясь на опыт ученых-педагогов И.Д.Замкова,
А.И.Захлебного, И.Г.Савегиной, показала значение экологического образования
на межпредметной основе и установила его необходимость: «Междисциплинарный
подход в области экологического образования предполагает взаимное
согласование содержания и методов раскрытия способов, принципов, законов
оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях
экологических знаний…» [7.12].
А.Е.Чижевский В журнале «Пачатковая школа» 1999 г. №8 в статье «Экология
в школе и дома» показывает эффективность проведения практических работ по
экологии в начальной школе, так как это способствует развитию экологической
культуры младших школьников: «Внедрение практикума позволяет формировать у
учащихся положительную мотивацию на решение экопроблем, находить способы
уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека,
задействовать воспитательный потенциал семьи в решении экологических
проблем» [8.24].
Статья освещает вопросы воспитания в условиях экологического кризиса.
Автор дает рекомендации учителям и родителям о необходимости формирования
экологической культуры у детей.

Таким образом, анализ научной и педагогической литературы, публикаций
учителей доказывает ведущую роль экологического образования в начальной
школе.

Поэтому я выбрала эту тему курсовой работы для того, чтобы глубже изучить
сущность экологического образования и его основные компоненты, и успешно
использовать в своей будущей самостоятельной работе.
ЛИТЕРАТУРА



1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. – М.: Издательский
центр «Академия», 1999, c.27-124.

2.Деребко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. –
Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, с.12-86.

3.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников.
– Мн.: НМО, 1999, с.70-99.

4.Коленникова Т.Р. Экологическое образование младших школьников:
Пачатковая школа. – 1998. - №4, с.10-18.

5.Минаев В.М. Мы в ответе за природу: Народная асвета. – 1999. - №7, с.31-
38.

6.Михальчук М.В., Ковальчук Т.А. Основы экологического образования
младших школьников. – Мн.: Высш. шк., 1996, с.4-17.

7.Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на
межпредметной основе: Адукацыя i выхаванне. – 2000. - №10, с.15-18.

8.Чижевский А.Е. Экология в школе и дома: Пачатковая школа. – 1999. - №8,
с.42-44.
I.1.Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых,
педагогов, методистов, практиков. Чему учить детей, чтобы сформировать у
них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о
месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Не вызывает сомнений, что основной ориентир в решении этой проблемы – это
цель экологического образования. Интегративная сущность таких понятий, как
экологическая ответственность, ответственное отношение к окружающей среде,
экологическая культура, говорит о том, что экологическое образование по
своей сути имеет сложный, комплексный характер, а его содержание поаспектно
раскрывается системой учебных предметов начальной школы [6.18].
В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей
и средств совершенствования экологического образования.
По мнению современных педагогов-экологов, содержание экологического
образования представляет собой совокупность межпредметно-экологических
идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий,
представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков,
социально выработанного опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению
учащимися в процессе формирования у них ответственного отношения к природе.
Содержание экологического образования системно-детерминировано и
определяется многими социально-экономическими и психолого-педагогическими
факторами и условиями, важнейшими среди которых являются следующие:
-заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды
существования;
-потребность общества в экологически грамотных гражданах;
-состояние и достижения экологической науки ;
-психологические закономерности умственной деятельности школьников;
-психолого-возрастные и познавательные особенности учащихся;
-общее состояние и тенденции развития общеобразовательной школы и
общества в целом.
Содержание экологического образования представляет собой динамичное,
постоянно развивающееся явление. Конструирование и непрерывное
совершенствование содержания образования есть проблема непреходящей
социально-педагогической значимости [5.45].
Существуют основные тенденции развития теории и практики экологического
образования школьников [9.81]:
1)повышение роли экологического образования в решении современных
экологических проблем, а также в целостном процессе формирования
личности третьего тысячелетия;
2)активизация международного сотрудничества в сфере экологического
воспитания молодежи и образования в области окружающей природной
среды;
3)обеспечение органического единства обучения, внеклассной воспитательной
работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и
охране окружающей природной среды;
4)перенос «центра тяжести» эколого-образовательной работы с внеклассных
мероприятий на учебный процесс;
5)использование в процессе экологического образования элементов
системного подхода, методов моделирования и историзмов;
6)усиление ценностных аспектов содержания экологического образования;
7)экологизация учебного содержания предметов гуманитарного и
естественнонаучного циклов;
8)введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов
экологического содержания;
9)дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий на
личность;
10)учет в процессе формирования у школьников ответственного отношения к
природе, психолого-возрастных и индивидуальных особенностей личности,
а также специфики ее реального отношения к природе;
11)внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм
экологического образования учащихся (межпредметные уроки, ролевые и
сюжетные игры, приемы имитации и игрового моделирования, ученические
конференции, походы-экспедиции по исследованию и охране природы
родного края, ролевые практикумы).
Прогрессивный и долговременный характер вышеуказанных тенденций,
являющихся, несомненно, появлением определенных закономерностей, необходимо
учитывать при конструировании системы психолого-педагогических путей,
средств и условий совершенствования экологического образования учащихся
начальной школы [1.34].
Содержанию экологического образования принадлежит центральная роль в
процессе формирования у личности ответственного отношения к окружающей
среде.
Остановимся более подробно на раскрытии современными педагогами-экологами
и психологами понятия «ответственное отношение к окружающей среде». Данное
понятие обстоятельно раскрыто в трудах И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного,
И.Т.Суравегиной, А.П.Сидельского, И.Т.Барановой [1.21].
«Ответственное отношение к окружающей среде», - пишет И.Т.Суравегина, -
есть способность и возможность школьника сознательно, а значит, намеренно,
добровольно выполнять требования морального дома и решать задачи морального
выбора, достигая определенного экологического результата [10.107].
Согласно Суравегиной, ответственное отношение личности к природе
характеризуется следующими основными признаками:
а)устойчивость ценностных ориентаций экологического характера;
б)овладение знаниями о взаимодействии общества и природы;
в)желание участвовать в труде по изучению и охране природы и реальное
участие в нем [10.2].
Придерживаясь несколько другой точки зрения, А.Н.Захлебный утверждает,
что ответственное отношение к окружающей среде наиболее универсально
проявляется:
во-первых, в готовности личности к ответственному поведению и
деятельности в окружающей среде в соответствии с морально-правовыми
нормами;
во-вторых, в готовности личности осуществлять экологически грамотное
поведение, занимать социально активную жизненную позицию, выражать
нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде
[3.54].
А.П.Сидельский считает, что бережное отношение школьников к окружающей
среде имеет системное строение: оно развивается во внешней – практически –
деятельной сфере жизни личности и во внутренней ее сфере – в психике.
Совокупность внешней и внутренней сторон отношения школьника к окружающей
среде составляют определенную систему [8.13].
Существует также два основных типа отношения личности к окружающей
природной среде: рациональный и художественный. Рациональное отношение
личности к окружающей среде определяется разнообразными материальными
потребностями личности, а художественное – ее духовными потребностями в
эстетическом наслаждении природой.
Отношение к окружающей среде выражает сознание личности и имеет
относительную самостоятельность в системе отношений человека. Оно
включается разными аспектами в многоплановые производственные отношения, в
политические отношения, в семейные отношения, а также во многие другие
отношения личности [3.55].
Отношение человека к окружающей среде во многом определяется тем,
насколько глубоко нормативно-ценностные аспекты мировоззренческого понятия
природы взаимодействуют с системой его доминирующих ценностей.
В целом же уровень ответственного отношения школьника к окружающей среде
определяется тем, насколько доминирующие в обществе ценности, социально-
значимые нормы и правила отношения к природе, внешне заданный экологический
идеал будут восприняты данным школьником как личностно значимые. При этом
«перевод» внешне заданных норм и правил во внутренний план личности
определяется целым рядом факторов и условий, важными среди которых
являются:
-реальное включение школьника в систему общественных отношений;
-активность самого школьника;
-эмоционально-волевые и другие индивидуальные особенности этой личности.
При этом формы, методы и приемы экологического образования школьников
должны быть направлены, прежде всего, на «перевод» во внутренний
мировоззренческий план личности социальных экологических ориентиров:
знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и идеалов, принципов и
правил отношений к окружающей природной среде [2.36].
И.Т.Суравегина предлагает вместо термина «ответственное отношение к
окружающей среде» использовать более краткий термин «экологическая
ответственность», который, по ее мнению, вбирает в себя все существенные
признаки понятия ответственности как социальной, так и моральной категории.
Она также считает, что экологическая ответственность является сложной
чертой личности, которая не может быть сформирована в рамках одного или
даже нескольких учебных предметов, но предлагает объединение потенциальных
возможностей всех школьных предметов [10.17].
В научной педагогической литературе отмечается, что отношение личности к
окружающей среде имеет три аспекта:
первый аспект выражает отношение к природе как к всеобщему условию и
предпосылке материального производства, как к объекту и предмету труда, как
к естественной среде жизнедеятельности человека;
второй – отношение к собственным природным данным, к своему организму,
который объективно включен в систему экологических взаимодействий;
третий – представляет отношение людей к деятельности, связанной с
изучением и охраной природной среды.
Основываясь на отмеченных положениях, ученые делают вывод о том, что
отношение человека к природе есть фундаментальное и всеохватывающее
измерение его самого, которое выражается категорией не полезности, а
универсальности [9.93].
В настоящее время одной из ведущих тенденций развития рассматриваемой
проблемы является усиление ценностных, а также духовно-нравственных
аспектов содержания экологического образования. Данная тенденция особенно
характерна для разрабатываемого в трудах зарубежных исследователей
образования в области окружающей среды.
Формирование ответственного отношения к окружающей среде происходит как
непосредственно в процессе познания ее законов и общения с нею, так и через
систему реальных отношений с людьми. Изучение природы в процессе учебной
деятельности оказывает влияние на отношение к ней как к объекту познания,
среди жизни, носителю эстетических качеств и ценностей, нравственное
отношение в коллективе – на формирование эмоционально-нравственной
отзывчивости по отношению к природе [5.46].
Психологическими исследованиями установлены факторы, влияющие на
отношения школьников к окружающей среде. Важнейшими из них являются:
1)непосредственное общение с природой (походы, экспедиции, прогулки,
отдых и др.);
2)производительный труд в природе (на пришкольном участке, в ученических
производственных бригадах, на домашнем приусадебном участке и др.);
3)общение с родителями, общий уклад жизни в семье;
4)негативные, жестокие поступки людей к живой природе;
5)собственная непредметная небрежность в обращении с растениями и
животными;
6)изучение школьных предметов как в пределах общеобязательной программы,
так и в кружках юннатов и факультативах;
7)чтение книг, журналов, просмотр кинофильмов и телепередач и др.
Отношение личности к природе формируется под влиянием не одного какого-
либо фактора, а целого ряда самых разнообразных факторов.
Наиболее действенными всегда являются факторы, вызывающие глубокие
эмоциональные переживания: непосредственные контакты с природой и факты
негативных поступков других людей.
Роль родителей в формировании отношения к природе не оценивается
школьниками достаточно высоко. Изучение школьных предметов, чтение книг,
телевидение более интенсивно влияют на отношение к окружающей среде
городских школьников, чем учащихся сельских школ [6.121].



I.2.Важнейшим нравственно-экологическим качеством, формируемым в процессе
экологического образования, является экологическая ответственность. Это
качество характеризуется определенным уровнем развития мотивационно-
ценностного, содержательно-операционного и оценочно-результативного
компонентов.
Формирование ответственного отношения к природе требует включения
учащихся в различные виды деятельности и межличностного общения,
предполагает обеспечение такого воспитательного воздействия на учащегося,
которые адекватно соответствуют «символической» структуре экологической
ответственности. Основой психологического механизма формирования у
учащихся экологической ответственности является поэтапный процесс
накопления и разрешения противоречий между реальным уровнем их отношения к
природе и тем потенциально возможным уровнем, на достижении которого
ориентированы цели экологического образования младшего школьника [5.36].
Центральная роль в формировании у учащихся ответственного отношения к
природе принадлежит речи и речевой деятельности, выполняющей важнейшие
функции в осуществлении разумной деятельности личности в окружающей
природной среде.
Экологическое образование обеспечивает формирование у учащихся
ответственного отношения к природе, если в едином педагогическом процессе
оказываются взаимосвязанными обучение, внеклассная воспитательная работа и
общественно-полезная деятельность по исследованию и охране природного края
[6.28].
Основными педагогическими условиями повышения экологической
ответственности являются:
а)целенаправленная реализация идей системного, личностно-деятельностного
и культурно-исторического подходов в целостном процессе формирования
ответственного отношения к природе;
б)учет реального отношения личности к природе;
в)обогащение учащимися естественнонаучными и гуманитарными знаниями о
противоречивом единстве человека и общества с природой; осуществление
органической взаимосвязи экологического и нравственного воспитания;
г)включение учащихся в различные виды эколого-воспитательной
деятельности;
д)обеспечение единства учебной и внеклассной работы, общественно-трудовой
деятельности по охране природы родного края;
е)подготовка учителей к решению задач экологического воспитания [5.13].
Контакты с природой, систематическое общение с ней являются важнейшим
средством и условием формирования отзывчивого и ответственного отношения
младших школьников к ее объектам и явлениям. Без преувеличения можно
сказать о той неповторимой прелести, которая открывается перед младшим
школьником. Только непосредственное общение с природой, ее восприятие
способствуют развитию у детей экологической ответственности.
Становлению и развитию нравственной позиции младшего школьника
способствует важная особенность психического развития ребенка 6-10 лет: его
обостренная чувствительность к активному освоению общечеловеческих
ценностей и нормативов, которая определяет рост его самосознания и
позволяет ориентироваться в мире людей, людских отношениях и в мире
природы. В этот период у ребенка зарождаются ответственность как черта
личности, способность отвечать за свое поведение, поступки. Активно
осваивая формы и правила поведения, накопленные человечеством, ребенок
готовится к взрослой жизни, к самостоятельному труду на благо природы и
общества [9.7].



I.3.Концепция общего экологического образования рассматривает его как
непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный
на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных
ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное
отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.
Педагоги-ученые (И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина, Л.П.Симонова
и др.) считают, что целью экологического образования является становление
экологической культуры личности и общества [9.144].
Многообразие аспектов экологической культуры человека можно представить
следующим образом: экологические знания и умения, экологическое мышление,
ценностные ориентации, экологически оправданное поведение.
Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте
народа – в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам
родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу,
взаимосвязь живых организмов с окружающей средой. Человек всецело зависит
от природных ресурсов, погодных условий, от стихий. Наши предки поклонялись
духам природы и вместе с тем ощущали себя ее частью, осознавали свою
неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди
могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям.
В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди
постепенно устанавливали нормы и правила поведения в природе. Они понимали,
что, разрушая природу, человек уничтожает свое будущее. Тысячелетиями
складывались народные традиции, создавалась народная педагогика,
направленные на сохранение среды обитания и всего живого на Земле.
Природа издавна занимала важное место в творчестве разных народов нашей
страны. Из поколения в поколение передавались накопленные знания и умения,
воспитывалась любовь к родной земле, потребность заботиться о ней [5.77].
Народная педагогика изначально строилась на таких фундаментальных
основах, как труд, бережное отношение к природе, на высоких нравственных
принципах, на уважении к человеку как носителю народной мудрости. Народная
мудрость, помогавшая выживать в условиях суровой природы, нашла отражение в
сказках, героическом эпосе, пословицах, поговорках, загадках, а так же в
праздниках и обрядах, обычаях и играх.
К сожалению, народная культура взаимоотношений человека с природой во
многом утрачена. Поэтому возрождение народной традиции сегодня – важнейшая
и благородная задача педагогической науки и практики.
Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей
среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во
многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым
возрастным этапом обучения является начальная школа. Конкретная цель
экологического образования младших школьников может быть сформулирована как
становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-
деятельного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства
чувственного и рационального познания природного и социального окружения
человека.
Эта формулировка опирается на такие психофизиологические особенности
младших школьников, как целостное мировосприятие, врожденная
любознательность и эмоциональная восприимчивость. Стремление овладеть
грамотой изучения природного и социального окружения, правилами и нормами
поведения в природе и обществе, научиться оказывать помощь природным
обитателям [9.186].
В целевой установке экологической культуры отличается и такая
специфическая особенность – неразрывное единство чувственного и
рационального познания природного и социального окружения человека как
важное условие становления у детей элементов экологической культуры.
Следовательно, стратегическая цель экологической культуры в начальной
школе предполагает планируемый результат: идеал – модель выпускника
начальной школы. Это сложный процесс, требующий решения следующих задач:
1)Формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в
границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических
умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей
местности и здоровья населения.
2)Воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на
реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей
среды.
3)Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и
вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы –
эстетического воспитания и оценки состояния окружающей среды; волевой
сферы – уверенности в возможности решить экологические проблемы;
стремления распространять экологические знания и участвовать в
практических делах по защите окружающей среды.
Эти задачи необходимо осуществлять на всех этапах формирования
экологической культуры младших школьников [9.136].



I.4.Современные подходы к содержанию экологического образования в области
окружающей среды должны исходить из концепции устойчивого развития,
соответствовать новым ценностным ориентациям, следовать этическим принципам
взаимоотношений человека с биосферой. При этом очень важны такие исходные
предложения, как гуманизация, единство познания, переживания и действия,
междисциплинарность и интеграция содержания.
В современной научной литературе так же подчеркивается объективная
необходимость применения основных идей современного подхода в экологическом
образовании.
Целесообразность использования современного подхода к решению задач
экологического образования школьников отмечают И.Д.Зверев, А.Н.Захлебных,
Г.Н.Карона, И.Т.Суравегина, А.П.Сидельский, Э.А.Турдикулов.
Положение о необходимости применения современного подхода к исследованию
психолого-педагогических проблем сегодня не вызывает возражений и является
общепризнанным. Однако практически каждый исследователь вкладывает в
понятие современного подхода свое особое и специфическое содержание, что,
несомненно, вызывает некоторые сложности в понимании и интерпретации его
отдельных аспектов [5.58].
Так, например, Л.И.Новикова трактует современный подход как определенный
способ мышления, позволяющий изучать или строить объект как систему
взаимосвязанных элементов, органично включенную в окружающую среду. Она
утверждает, что при осуществлении современного подхода к тому или иному
объекту исследования необходимо:
-исследовать внутреннюю структуру объекта, отдельные его элементы и связь
между ними, характер взаимодействия;
-выявить внутренние противоречия, свойственные объекту и определяющие его
развитие;
-составить его обобщенные интеграционные характеристики;
-проанализировать внешние связи объекта с окружающей средой, с ее
частными компонентами;
-рассмотреть объект в рамках более широких систем, в которые данный
объект входит как составляющий элемент и подчиненная система, изучить
его поведение и развитие в этих системах;
-исследовать особенности зарождения объекта-системы, его актуальное
состояние, вскрыть тенденции к его изменению и общему развитию [3.126].
Придерживаясь несколько другой точки зрения, Л.М.Панчешникова считает,
что современный подход в экологическом образовании – это особая
исследовательская позиция, способ восприятия действительности,
характеризующийся тем, что:
а)анализируемый объект рассматривается как система;
б)акцент делается на выявлении всего многообразия связей и отношений,
имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и с внешним
окружением, средой;
в)описание элементов не носит самодавлеющего характера, поскольку они
всегда раскрываются с учетом их места и функций внутри некоторой
целевой структуры [4.146].
В научной позиции современный подход выполняет функции средства
объективизации целостных явлений и системных комплексов; раскрытие общих
механизмов интеграции и показа, представления качественной многомерности
явлений:
1)принцип гуманизации;
2)принцип единства;
3)принцип междисциплинарности;
4)принцип интеграции;
5)принцип комплиментарности;
6)принцип природоспособности;
7)принцип прогностичности.
Принцип гуманизации исходит из права каждого гражданина, жителя планеты
Земля, прежде всего ребенка, на благоприятную окружающую среду (Конвенция о
правах ребенка, принятая в 1990 году), из особенностей психического
развития младшего школьника. Социальное назначение детства – адаптация
ребенка к природе и обществу, способность брать ответственность за свое
поведение, поступки, оценивать их с точки зрения добра и зла. А для этого
он сам должен быть добрым ко всему живому. Только при этом условии он
становится воспитуемым. Именно по этому начальная школа должна стать школой
радости, доброты, формирования гуманных ценностей и отношений.
Школа должна работать на перспективу, на будущее и создавать самые
благоприятные условия для формирования гуманного человека – гражданина
нового типа, подлинного хозяина своего общего дома – планеты Земля.
Принцип единства (взаимосвязи) познания, переживания и действия позволяет
обеспечить становление многогранных отношений младшего школьника к
окружающей среде и к своему здоровью.
Принцип междисциплинаности предполагает согласование различных аспектов
взаимоотношений с окружающей средой, причем надо помнить не как
механическое включение разносторонних знаний и отношений в содержании
школьных предметов, а как логическое подчинение этого содержания основной
цели экологического образования.
Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических,
социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий
обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания
и различных видов деятельности младших школьников. Иными словами,
интеграция как процесс и результат объединения знаний, способов познания и
деятельности содействует целостному восприятию окружающего мира, сознанию
роли и места человека в системе мировоззрения и характера его деятельности
в социоприродной среде. А конкретнее можно сказать, что вышеназванный
принцип содействует формированию научно-познавательных отношений,
установлению целостно-нормативных ориентаций к окружающей среде, развитию
практических умений по защите и улучшению природной среды, созданию правил
поведения в ней, а также способствует здоровому образу жизни. Естественно,
что станет возможным при умелой интеграции различных компонентов
содержания, призванного обеспечить становление экологически грамотной
позиции младшего школьника.
Педагогическая эффективность данных подходов к содержанию экологического
образования будет успешной только при строгом соответствии экологического
образования психическому процессу, законам развития организма человека,
т.е. при опоре на принцип природоспособности. Он предполагает воспитание
ребенка в единстве и согласии с природой и заботу об экологически
благоприятной для него среде жизни.
Принцип прогностичности ставит перед теоретической и практической
парактикой задачу раскрытия в содержании школьного экологического
образования двух взаимосвязанных тенденций – природопользование и
природовосстановление, представляющих собой две стороны единого процесса
взаимодействия человека и общества с природной средой.
Принцип прогностичности ориентирует педагога на ознакомление учащихся с
возможными видами будущего состояния природной среды, с экологически
целесообразными нормами отношения человека и общества к природе, со
взглядами и мнениями людей, которые своей практической деятельностью
изменяют окружающую природную среду. Для того чтобы усилить доказанность
экологических прогнозов или возможности тех или иных изменений в окружающей
природной среде, необходимо не только теоретически знакомить учащихся с
конечными выводами науки, но и целенаправленно вовлекать их в доступные для
них способы научного исследования.
Принцип комплементарности позволяет точно охарактеризовать становление и
развитие у школьников ответственного отношения к природе в условиях
предметной структуры современного школьного обучения.
В современной системе школьного образования, как известно, каждый учебный
предмет выполняет свою специфическую функцию в раскрытии идеальных аспектов
сложного и неоднозначного взаимодействия в системе «человек-общество-
природа».
В ходе экологического образования чрезвычайно важно подвести учащихся к
выводу о том, что возникновение тех или иных экологических проблем зависит
от поведения и деятельности практически каждого человека в том конкретном
месте, где он живет и действует. Знание сущности экологических проблем,
осознание необходимости их недопущения и важности незамедлительного решения
уже возникших проблем являются определенными стимулами-мативами для
соблюдения целесообразных ограничений в личном поведении и деятельности,
выработки грамотных способов поведения и деятельности в природной среде
[10.84].
I.5.Принцип системной дифференциации является одним из «новых»
общепедагогических принципов экологического образования, вытекающих из
современного нейрофизиологического и психолого-педагогического знания.
Объективность и научная состоятельность принципа системной дифференциации
обосновывается в трудах нейрофизиологов И.М.Сеченова и Н.И.Чуприковой,
психологов Ж.Плаже и Л.С.Выготского.
Установлено, что развитие когнитивных структур в онтогенезе идет по линии
их прогрессивного усиления и всецело подчиняется принципу (закону)
системной дифференциации. Этот закон состоит в том, что более развитые,
сложные, высоко расчлененные и иерархически упорядоченные когнитивные
структуры, допускающие широкий, глубокий, многоаспектный и гибкий анализ и
синтез окружающей действительности, развивается из более простых,
диффузных, глобальных или плохо расчлененных структур путем их постепенной
дифференциации [5.81].
Таким образом, именно системное дифференцирование разных свойств, сторон
и отношений объектов и процессов является ведущим нейрофизиологическим
механизмом и необходимым условием интеллектуального и общего развития
индивида.
Реализация принципа системной дифференциации представляет соответствующие
требования к отбору содержания, форм и методов экологического образования,
к построению логики и технологии осуществления педагогически грамотного и
научно обоснованного процесса формирования у школьников ответственного
отношения к окружающей среде. Важнейшими из этих требований являются:
1)Обучение охране окружающей среды должно начинаться с усвоения
школьниками знаний, имеющих обобщенный, принципиально теоретический
характер.
Более частные и конкретные знания, в том числе различного рода
эмпирические сведения должны выводиться из общественно-теоретического
знания как из своей единой генетической основы. Соответственно принципу
системной дифференциации, совершенно необходимо уже на самых начальных
этапах обучения экологии и целенаправленного формирования ответственного
отношения к природе раскрыть учащимся систему ведущих межпредметно-
экологисеских идей и в этой связи «ввести» в сознание и мышление учащихся
основные научные экологические и нравственно-экологические понятия. Однако
педагогическая ценность такого подхода обуславливается тем, что при этом у
ребенка возникает целостное и принципиально правильное представление об
изучаемом предмете, о его реальном состоянии и его проблемах, закладывается
прочная ориентировочно-мотивационная основа всех последующих этапов
формирования ответственного отношения личности к природе.
Благодаря такому подходу, в сознании школьников образуется как бы
некоторый «образ», который в дальнейшем будет целенаправленно и поэтапно
дифференцироваться и на котором в последующем будет «нанизываться» более
частные теоретические и эмпирические знания, а также конкретные примеры, их
подтверждающие.
2)Обучение экологии следует ориентировать на выявление и первоочередное
раскрытие совокупности немногих базовых, генетически исходных и всеобщих
отношений, определяющих содержание и структуры современного экологического
образования.
Примерами базовых отношений являются следующие: «экологическая система»,
«экологическое образование», «экологическое взаимодействие». Указанные
отношения имеют принципиально абстрактный характер и, конечно, представляют
собой определенную трудность для понимания и усвоения школьниками. Именно
по этому эти абстракции должны воспроизводиться самими школьниками в особо
знаково-символических, предметных или географических изображениях-моделях,
позволяющих изучать и анализировать существенные свойства данного объекта в
«чистом» виде.
3)Обучение экологии должно обеспечивать не только усвоение школьниками
основных теоретических положений экологической науки, но и умение
конкретизировать эти положения множеством частных эмпирических знаний и
умений.
Все это предполагает развитую способность «совершать» мысленные переходы
от всеобщего к частному и от частного к всеобщему. Выявленное всеобщее
отношение должно быть тщательно подтверждено и конкретизировано самими
школьниками совокупностью факторов, примеров и способов деятельности.
Более эффективному формированию у школьников экологически грамотных людей
поведения и деятельности в природе может способствовать специально
разработанная и поэтапно реализуемая на практике система учебных знаний,
упражнений, самостоятельных и практических работ, совокупность видов и форм
практической деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей
среды родного края [8.68].
Обучение экологии, реализирующее принцип системной дифференциации,
всегда протекает как процесс решения непрерывно усложняющихся задач и
включает в себя следующие основные этапы: водно-ориентировочный,
операционно-познавательный и оценочно-результативный.
Принцип системной дифференциации открывает новые пути и подходы в решении
чрезвычайно актуальной проблемы экологического образования школьников
[5.68].

I.6.Междисциплинарный подход в экологическом образовании школьников
представляет собой вариант педагогической модификации и практической
реализации идей системного подхода. В научном понимании междисциплинарность
– это взаимодействие наук, которое предполагает использование для решения
какой-либо приоритетной задачи всего интеллектуального потенциала научного
знания. Междисциплинарность может быть также определена и как применение в
рамках одного какого-либо конкретного исследования нескольких научных
методов.
Междисциплинарность имеет место обычно там, где налицо многокачественные,
системные, многоотраслевые проблемы, которые не могут быть решены одной
отдельно взятой наукой. В научных исследованиях междисциплинарность
проявляется двояко, во-первых, многосторонне изучается единый
многокачественный объект, т.е. исследуется совокупность разнородных, но
взаимосвязанных вопросов, качеств, признаков и т.д.; во-вторых, один объект
или даже одно какое-либо его свойство изучается с помощью методов,
традиционно относящихся к различным наукам [5.108].
Целесообразность и необходимость применения в экологическом образовании
междисциплинарного подхода обуславливается не только объективным единством
мира природы и человека, но и тем отмечаемым педагогами обстоятельством,
что каждый учебный предмет может обеспечивать раскрытие не всех, а лишь
одной-двух ведущих эколого-мировозренческих идей, установления
содержательных, логических, функциональных и других связей между этими
идеями.
Междисциплинарный подход в экологическом образовании школьников
предполагает:
-систематизацию учебного содержания на основе ведущих экологических идей;
-конкретизацию основных экологических идей и научных экологических
понятий системой фактов глобального, регионального и локального
уровней;
-системный анализ международных и национальных документов об охране
окружающей среды;
-использование в учебно-воспитательном процессе методов и методических
приемов, обеспечивающих единство и взаимосвязь научного, нравственно-
эстетического и практического отношения к природе;
-широкое применение в учебно-воспитательном процессе межпредметных форм
экологического образования (межпредметные уроки, полевые практикумы,
ролево-сюжетные игры, походы-экспедиции) [8.113].
Важнейшим условием эффективной реализации межпредметного подхода является
нахождение и целенаправленная реализация межпредметных связей того или
иного школьного предмета с другими учебными дисциплинами и поэтапное
использование этих связей в различных формах.
Межпредметные связи экологического характера в процессе обучения могут
устанавливаться с помощью следующих методических приемов:
а)изучение биологических, физиологических и других явлений для раскрытия
важнейших эколого-географических закономерностей;
б)постановка вопросов комплексного характера для систематизации знаний из
других учебных предметов;
в)выполнение специальных заданий и упражнений, решение задач на
межпредметной основе;
г)работа с таблицами и иллюстрациями;
д)составление комплексных характеристик различных объектов природы,
требующих привлечения знаний из курсов биологии, физики, химии, истории
и др.;
е)побуждение школьников к участию в опросе своих товарищей, к диалогу,
направленному на воспроизведение знаний из курсов других школьных
предметов [2.46].
Межпредметные связи, равно как и межпредметный подход в целом, могут
применяться не только в обучении, но и во внеклассной работе по всем
предметам естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического
циклов. Все это позволяет, во-первых, всесторонне, то есть с позиции
различных предметов раскрывать содержание важнейших межпредметно-
экологических идей и сущность современных экологических проблем; во-вторых,
обеспечить преемственность и взаимосвязь обучения, внеклассной
воспитательной работы и общественно-полезной деятельности школьников по
исследованию и охране окружающей среды родного края, что является
принципиально важным условием эффективного экологического образования
школьников [6.84].

I.7.При конструировании содержания экологического образования важно
учитывать следующее:
1)Усвоению знаний, носящих общий и абстрактный характер, должно
предшествовать знакомство учащихся с более частными и конкретными знаниями;
2)Знания, конструирующие учебный предмет (или его отдельные разделы),
должно предлагаться учащимся в процессе анализа объективных условий их
прохождения, благодаря которым они становятся социально и личностно
необходимыми;
3)Учащиеся должны уметь, прежде всего: обнаруживать в учебном материале
генетически сходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее
содержание и структуру объекта новых знаний;
4)Выявленное всеобщее отношение учащиеся затем должны уметь воспроизвести
(запечатлеть) в особых предметах, графических или буквенных моделях,
позволяющих изучать свойства исследуемого объекта как бы в чистом виде;
5)Учащимся необходимо уметь конкретизировать генетически исходное,
всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем,
удерживаемых в единстве, которая обеспечивает мысленные переходы от
всеобщего к частному и от частного к всеобщему;
6)Учащиеся должны уметь «переходить» от выполнения действий в умственном
плане к выполнению их во внешнем плане и обратно [6.74].
ЛИТЕРАТУРА



1.Васильев С.В. Формирование природоохранных понятий: Дис. канд. пед.
наук. Л., 1994, с.12-17.

2.Деребко С.В., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-
на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, с.38-126.

3.Захлебный А.Н. На экологической тропе. М., 1981, с.21-31.

4.Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении. М., 1993, с.84-92.

5.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования и
воспитания школьников. Мн., 1998, с.33-38.

6.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования. Мн.: НИО,
1999, с.3-15.

7.Крутецкий В.А. Психология: Учебн. для уч-ся пед. училищ. М.:
Просвещение, 1986, с.11-18.

8.Сидельский А.П. Человек и природа. Ставрополь, 1975, с.41-46.

9.Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное
пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000,
с.38-86.

10.Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного
отношения к природе: Дис. … д-ра пед. наук. М., 1986, с.31-49.


II.1.Организм ребенка младшего школьного возраста представляет собой
наиболее благоприятную почву для становления и формирования у него
экологического понимания.
Существует множество подходов и идей, разработанных различными учеными-
педагогами, чтобы сформировать у ребенка отношение к окружающей среде и
формировать экологическую культуру.
Как разобраться в этом обилии подходов и идей? Здесь уместно
воспользоваться концептуальными положениями педагогов-экологов, в основе
которых лежит взаимосвязь пяти основных компонентов:
1)научно-познавательный;
2)ценностный;
3)нормативный аспект;
4)практический-деятельный аспект;
5)экологизация [2.18].
Научно-познавательный компонент, развивающий интерес младших школьников к
проблемам окружающей среды может быть представлен характеристикой свойств
предметов и явлений, их многообразия, связи между ними. Для младших
школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом,
который способствует формированию отношений детей к природно-социальному
окружению, принципиально новой мировоззренческой установки – осознание
природы и общества в их целостности как функционально равных частей единого
целого, необходимости постоянно соотносить свои действия с возможностями
природной среды.
Ценностный компонент призван раскрыть детям многогранную значимость
изучаемых объектов и явлений в жизни природы и человека. До последнего
времени в практике обучения младших школьников нередко преобладала
практическая позиция, что объединяло отношения детей к окружающей среде,
осложнило развитие любознательности, эстетической отзывчивости, милосердия,
сочувствия, сопереживания.
Ценностный компонент является ведущим в содержании образования вообще, а
экологического образования в особенности. Для сохранения жизни на нашей
планете, здоровья человека необходима благоприятная окружающая среда. По
этому развитие цивилизации ориентировано на совершенствование личности,
формирование гуманистических идеалов новой системы ценностей:
-жизнь во всех ее проявлениях как высшая ценность;
-человек как компонент сложной системы, которую изучает экология;
-универсальные ценности природы;
-ответственность за развитие биосферы и человеческого общества.
Нормативный аспект содержания образования направлен на освоение
экологически оправданных норм поведения (запретов и предписаний) и
органично включает ответственность человека за состояние окружающей среды.
Знания и ценностные ориентации – важные регуляторы поведения и деятельности
человека в природном и социальном окружении. Следование общественным нормам
морали – показатель общей культуры поведения каждого в отношениях между
людьми, к природным объектам, своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте. Вот почему
именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание этому аспекту
содержания образования.
Практически-деятельный аспект играет не менее важную роль в экологическом
образовании, чем все вышеназванные. Практическая деятельность – это
результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и
чувств. В то же время сама деятельность формирует отношение человека с
окружающим миром. Опыт творчески работающих учителей показывает, что, не
смотря на бытующее представление об ограниченных физических возможностях в
малой вовлеченности младших школьников в природоохранительную деятельность,
объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве
окружающей среды своего района значительно шире. Детей младшего школьного
возраста надо учить, что и как делать.
Магистральным направлением совершенствования содержания экологического
образования школьников является экологизация, под которой в настоящее время
понимается такой подход к раскрытию знаний об объектах, явлениях и
процессах природы и общественной жизни, который позволяет выявить и глубоко
познать связи в системе «человек-общество-природа», наметить пути
рационального природопользования с целью формирования качественно нового
типа отношений человека и общества к природе. Экологизация присуща
практически всем школьным предметам, но прежде всего дисциплина естественно-
научного цикла.
Ведущими, а следовательно, наиболее перспективными тенденциями развития
экологизации являются:
а)усиление ценностных аспектов компонентов экологического образования;
б)гумонизация и усиление духовно-нравственного потенциала;
в)экологизация учебного материала;
г)введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов
экологического содержания;
д)внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм экологического
образования учащихся.
Рассмотренные компоненты экологического образования являются
эффективными, если они находятся в тесном взаимодействии [4.59].
Контакты с природой являются важнейшим средством и условием формирования
отзывчивого и ответственного отношения младших школьников к окружающей
среде. Без преувеличения можно сказать о той неповторимой прелести, которая
открывается перед младшими школьниками – красочный, многообразный мир
окружающей природы. Он встречается с ними ежедневно, познает его случайно
или преднамеренно с целью что-то узнать, увидеть, услышать, исследовать.
Только непосредственное общение с природой, ее восприятие способствуют
развитию у детей чувства природы, о чем мечтал К.Д.Ушинский, пониманию ее
многообразной и универсальной ценности, формированию культуры поведения в
природе. Известно, что природа дарит человеку прекрасное, незабываемые
минуты духовного и физического отдыха и здоровья. По этому в процессе
общении с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни,
источник здоровья. Они усваивают правила поведения в природе на отдыхе,
собирая ягоды, грибы, лекарственные травы, и участие быть хозяевами своего
дома – планеты Земля [5.61].
Обучение экологии всегда протекает как процесс решения непрерывно
усложняющихся задач и включает в себя следующие компоненты: вводно-
ориентировочный, операционно-познавательный и оценочно-результативный.


| |КОМПОНЕНТЫ | |
| |ответственного отношения | |
| |к окружающей среде | |
| |
|Вводно-ориентирово| |Операционно-позна| |Оценочно-результа|
|чный | |вательный | |тивный |


Вводно-ориентировочный компонент обеспечивает понимание школьниками
сущности, содержания и общей структуры изучаемой темы, осознание ими того,
для чего необходимо изучать окружающую среду, каково ее место и значение в
общей структуре экологического знания, какова социальная и научная
значимость и необходимость возникновения и развития тех теорий, понятий,
отношений, которые будут усваивать в процессе дальнейшего обучения.
Учитель должен объяснить учащимся почему необходимо беречь и охранять
окружающую среду. Объяснить последствия не соблюдений правил защиты
окружающей среды.
Операционно-познавательный компонент посвящается изучению школьниками
правил поведения в природе и ее законам, его дальнейшей конкретизации и
последовательной дифференциации, овладению новыми интеллектуальными и
практическими умениями и навыками.
Основная цель операционно-познавательного компонента, состоящая во
владении школьниками некоторым базовым отношением, подразделяется на ряд
следовательно-достигаемых частных задач.
Для решения этих задач в начале организуется фронтальная работа
школьников. В этом плане уместны объяснительно-иллюстративное объяснение,
демонстрация опытов, проведение наблюдений и экспериментов. В дальнейшем же
необходимы формы групповой и индивидуальной работы по конкретизации,
дифференциации и подтверждению изучаемого отношения множеством частных
примеров.
Иногда изучение правил поведения в природе полезно начинать с
предъявления наглядного материала. Однако при изучении теоретического и
абстрактного материалов рекомендуется в начале представить проблему в
абстрактной, схематичной форме. Поскольку в содержании современного
экологического образования преобладают именно такие общественно-
теоретические, системные знания, то именно этот путь должен являться
приоритетным в процессе формирования у школьников ответственного отношения
к природе.
Оценочно-результативный компонент предполагает обобщение полученных в
процессе формирования знаний, умений и навыков ответственного отн

Новинки рефератов ::

Реферат: Теория государства и права (Шпаргалка) (Теория государства и права)


Реферат: Некоторые аспекты деятельности банков в РФ (Банковское дело)


Реферат: Жидкие растворы (Химия)


Реферат: Мюфке - архитектор Саратовского государственного университета (Архитектура)


Реферат: Общая физическая спортивная подготовка в системе физического воспитания (Спорт)


Реферат: Абсолютизм в России 17-18 век (История)


Реферат: Влияние среды распространения на точностные характеристики оптических измерительных систем (Технология)


Реферат: Коста Леванович Хетагуров: Жизнь и творчество (Литература)


Реферат: Діагностика фінансового стану підприємства (Диагностика финансового состояния предприятия, на примере ООО "Рако-принт") (Предпринимательство)


Реферат: Мое любимое время года в творчестве русских поэтов (Литература : русская)


Реферат: Научное доказательство существования Бога (Религия)


Реферат: Скоростно-силовая подготовка (Физкультура)


Реферат: Исследования Африки. Давид Ливингстон (История)


Реферат: Народные традиции в современном костюме (Искусство и культура)


Реферат: Культура эпохи Возрождения и Реформации (Культурология)


Реферат: Поползень (птицы нашего края) (Биология)


Реферат: Отчет по практике (изучение современного состояния пахотных черноземов, используемых в сх) (Сельское хозяйство)


Реферат: Государственное регулирование в переходной экономике (Политология)


Реферат: Таинственный фантастический и мистический мир Воланда (Литература)


Реферат: Макс Шелер "Ordo Amoris" (Мифология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист