GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Фольклор и его значение в воспитании детей (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Фольклор и его значение в воспитании детей (Педагогика)




Московский Педагогический Государственный Университет



Реферат по истории педагогики


«Фольклор и его значение
в воспитании детей»



Студентки III курса
ФНК 305 группы
Нестеровой Алины



Москва 2004

Содержание

Вступление………………………………………………………………………………………3
Особенности понимания детьми малых фольклорных форм…………………………5
Песенная лирика……………………………………………………………………………….9
Русский героический эпос…………………………………………………………………..10
Сказка как фольклорный жанр…………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………………………16
Используемая литература…………………………………………………………………..17



Вступление

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает
народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в
народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую
деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы,
культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и
стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей,
чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о
справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное
творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой
речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».
В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами
деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно-
мифологических представлений. В процессе развития общества возникли
различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые
жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие
прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах
позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и
поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах,
находящихся на доклассовых ступенях исторического развития. Только
от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень
немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении
многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем
произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография
автора – создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная
среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их
сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по
сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя.
Важным обстоятельством, обеспечивающим развитие народной поэзии в
прошлом, являлось отсутствие «резких различий в умственной жизни народа». В
таких исторических условиях появлялись произведения, созданные «всем
народом, как одним нравственным лицом». Благодаря этому народную поэзию
пронизывает коллективное начало. Оно присутствует при возникновении и
восприятии слушателями вновь создаваемых произведений, в их последующем
бытовании и переработках. Коллективность проявляется не только внешне, но и
внутренне – в самой народно-поэтической системе, в характере обобщения
действительности, в образах и т. д. В портретных характеристиках героев, в
отдельных ситуациях и образах фольклорных произведений мало индивидуальных
особенностей, занимающих столь видное место в художественной литературе.
Образы народных героев выражают лучшие черты русского
национального характера; в содержании фольклорных произведений
отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Вместе с
тем народное поэтическое творчество дореволюционного не могло не
отразить историческую ограниченность и противоречия крестьянской
идеологии. Живя в устной передаче, тексты народной поэзии могли
значительно измениться. Однако, достигнув полной идейной и
художественной завершенности, произведения нередко сохранялись долгое
время почти без изменений как поэтическое наследие прошлого, как
культурное богатство непреходящей ценности.
На хронологическом отрезке от древнейших времен до наших дней
фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в
культурном пространстве веков. Возможно, фольклор стал своеобразным
фильтром для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли,
пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые
жизнеспособные.
Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов.
Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора;
массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.
Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной
деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От
воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем
обеспечат участие ребенка в творческом труде.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным
фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей.
Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им
навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность,
воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и
умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном
возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые
проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении
комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих
чувств.

Особенности понимания детьми малых фольклорных форм.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в
себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию,
интонационную окраску, использование специфических языковых средств
выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому
или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр
устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт
прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно,
лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно
окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово,
умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на
разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке
метафорического образа различных средств выразительности (приема
олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов,
сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию
образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают
увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном
значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй
русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать
ее.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой
в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные
признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность
к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы,
умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные
признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы
предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с
другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь
детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за
счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде
всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим
внешним видом, например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению
грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова,
можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям
образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька",
"коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем
или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и
прочным.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в
себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему
способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом
гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем,
звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать
слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый
источник воспитательных и образовательных возможностей.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте
является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно
координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата.
Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов,
"проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне
замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения
помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.
Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы,
поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны
и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и
звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому
определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык
ребенка на русский лад".
Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть
использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка,
для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения
произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком
интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью
малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение,
нежность и ласку, удивление, предупреждение.
Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым
произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае
речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.
Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим
материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и
рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и
формируем интонационную выразительность его речи.
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами,
выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до
детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал
способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки -
хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая
свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав не только
развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.
Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них
навыков речи–доказательства и речи–описания. Уметь доказывать – это не
только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою
мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует
особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов,
грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи
этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.
Систематическая работа по развитию у детей навыков речь –
доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать
разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.
Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать
их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и
своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он
создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал
загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности
загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.
В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на
ее построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном
предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы,
выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному
и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной
речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся
литературные произведения, иллюстрации, картины.
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они
учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова,
постепенно овладевая образной системой языка.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи
методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого
развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший
материал словесного творчества народа. Все вышеперечисленные формы работы
указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения.



Песенная лирика

Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и
видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и
других жанров. Создавались песни в далеко не одинаковое время. Каждое время
слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенного
жанра.
Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни
взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и
пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский
(колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся
самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки,
дразнилки, скороговорки, загадки, сказки.
В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми
колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их
пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.
Общеизвестны: “Сорока-ворона, кашу варила…”; “Ладушки-ладушки! Где были? –
У бабушки…”.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой
прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по
развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании
грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов,
возможно использовать.
С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они
используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в
разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных
мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать
красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме
изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи
дошкольников, словесному творчеству детей.
Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные
движения ребенка. Например:
«Ах, поет, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой.»1
Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками,
ножками. Например:
«Потягунючки, поростунюшки!
Роток – говорунюшки,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки.»
Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю,
птицам:
- Весна красна! На чём пришла?
- На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.
Приговорки – словесные обращения к кому-либо. Например, говорят в
бане:
С гоголя – вода,
С младенца – худоба!
Укатись вся.
Существовало множество собственно детских игр. Наблюдая жизнь
взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные
обряды, исполняя при этом и соответствующие песни.

Русский героический эпос

Русский героический эпос (былины) – замечательное наследие
прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Он
сохранился в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном виде
сюжетного содержания и главных принципов формы. Свое название былина
получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина
рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в
былине правда. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных),
воспринявших их по традиции от прежних поколений. Зафиксированы былины
только на территории России, главным образом на Севере и в Сибири.
В южных областях – в Поволжье и на Дону – они оказались в сильно
измененном и полуразрушенном виде. А между тем, следует предположить,
что основное количество сюжетов было создано в пределах Киевского
государства, т. е. в тех местах, какие в них изображаются. Но на территории
Украины былины не обнаружены. Нет в их языке и украинизмов. Источником
каждой героической песни был какой-то исторический факт. В былине, как и в
народной сказке, много выдумки. Богатыри – люди необыкновенной силы, они
скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести,
которые не под силу ни одному человеку. Например, так описывается богатырь
Сятогор в былине «Святогор – богатырь», изложенной Л. Н. Толстым:
… Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле,
Никого-то Святогор он не нахаживал,
С кем бы силой богатырскою помериться;
А сам чует в себе силу он великую,
Чует – живчиком по жилкам разливается..
Вот как описывает Н. М. Карамзин богатыря Илью Муромца:
…Он подобен мирту нежному:
Тонок, прям и величав собой.
Взор его быстрей орлиного,
И светлее ясна месяца.
Кто сей рыцарь? – Илья Муромец.
Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается
она неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о
героических подвигах народных богатырей. Например, былины о Вольге
Буслаевиче, победителе царя Салтана Бекетовича; о герое Сухмане,
победившем врагов – кочевников; о Добрыне Никитиче. Русские богатыри
никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают
службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не
доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать труд
человека и любить свою родину. В них объединился гений народа.
Однако не всегда былины рассказывают о богатырях. Очень
интересна былина «Об Авдотье Рязаночке», не побоявшейся самого хана
Золотой Орды и вызволившей из плена не только своих родных – мужа, сына и
брата, но и весь рязанский полон.
Своих любимых богатыри не уподобляли ни Венерам, ни Дианам, которых
они никогда не видели. Сравнения они черпали из природы видимых ими вещей.
Например, когда хотели похвалить ту, которая им нравится, то говорили, что
у ней:
Очи соколиные,
Брови соболиные,
Походка павлиная;
По двору идет,
Как лебедь плывет.2
Отдельным жанром фольклора являются исторические песни. Их
художественное своеобразие остается недостаточно изученным. В
дореволюционной науке их нередко признавали деградацией героического
эпоса, сколком с былин и в этой связи их достоинством считали общие с
былинами мотивы, образы и стилевые приемы (как бы остаточные явления).3
«Песнь о вещем Олеге», «Песни о Степане Разине» можно поставить сегодня в
одном ряду с «капитанской дочкой», «историей Пугачева» и другими
историческими произведениями. Они также представляют собой огромную
художественную ценность. Это выражение исторического самопознания народа.
Русский народ в своих исторических песнях осознал свое историческое
значение. Сохранение исторически ценного в эпосе (будь то имена, события,
отношения) есть результат сознательного, исторического отношения народа к
содержанию эпоса. Народ в своем творчестве исходит из довольно четких
исторических представлений о времени. Сознание исторической ценности
передаваемого и своеобразные представления народа, а не только механическое
запоминание, обуславливают устойчивость исторического содержания песен.
Былины хоть и огромны по своему объёму и сразу дети не смогут овладеть
этим ёмким материалом, всё же этот жанр имеет значение для развития детей.

Сказка как фольклорный жанр

Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной
и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам.
Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке в качестве
термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь
характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках
видели “одну забаву”, достойную низших слоев общества или детей, поэтому
сказки, публиковавшиеся в это время для широкой публики, часто
переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей. Приблизительно
в это же время в среде русских литературоведов зреет интерес именно к
подлинным русским сказкам – как к произведениям, могущим стать фундаментом
для изучения т.н. “настоящего” русского народа, его поэтического
творчества, а значит и могущим способствовать формированию русского
литературоведения.
Известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили-были», а
кончаются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Да и самое
рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой:
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Однако сказка не была бы сказкой, если бы позволила злодею
торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец обычен в
волшебных сказках. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но
нет и таких бед, которых они не отвели бы от себя. Побеждает добро, берёт
верх справедливость. Конечно, такой конец историй, как и многое в сказке, -
выдумка, но выдумка не бесцельная. Сказочники не мирились с жизненным злом,
мечтали о справедливой жизни. В сказках всегда побеждают гонимые,
обижаемые, всегда торжествует справедливость.
Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.
Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это
хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках
выражено радостное приятие бытия – удел честного, умеющего постоять за своё
достоинство человека.
Таким образом сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не
опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями
и побеждать их.
Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по
содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”), и сказки с острым
захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”).
С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от
простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк
забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя
напряжения всех душевные сил.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости,
эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовала сказках борьбу могущественных
сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного
человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него
уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как
трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно
побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.
Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых
осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость,
трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к
природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых.
Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия
окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и
осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего.
Для того чтобы поднять уровень восприятия детьми литературных
произведений программой детского сада должно быть предусмотрено
ознакомление дошкольников с вариантами сказок.
Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении
персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Так, дети трех — трех с
половиной лет называют медведя из сказки “Теремок” добрым, хорошим. Более
старшие дети по-новому оценивают дружную работу животных из сказки
“Зимовье”; избалованность, заносчивость Малашечки из сказки “Привередница”
ярче оттеняют доброту, отзывчивость Маши из сказки “Гуси-лебеди”.
Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в
события, характеры. Появляются у дошкольников и свои собственные, часто
придуманные коллективно варианты сказок. Очень важно всячески поддерживать
эти проявления творчества.
Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она
будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в
текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и
моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям.
Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.
Больше всего удается взволновать детей, захватить их воображение,
рассказывая так, словно рассказчик был участником событий или наблюдал их.
Эмоциональность рассказа, выразительность его, умелое использование
образности языка сказки настолько остро воспринимаются детьми, что они
слушают, боясь пропустить хоть одно слово.
Присущие детям непосредственность восприятия, вера в истинность
происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребенок мысленно участвует во
всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие ее
персонажей.
Эта внутренняя активность—“жизнь вместе с героем”—как бы поднимает
все душевные силы ребенка на новую ступень, дает возможность интуитивно,
чувствами познать то, что он еще не может осмыслить разумом.
Необходимо, однако, предостеречь рассказчика от попыток растолковать,
объяснить своими словами содержание или мораль сказки. Это может разрушить
обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить,
прочувствовать его.
Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании
впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети
многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются,
сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает
в ход событий, яснее становятся для нега образы сказочных персонажей, их
взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь малыш и в звучание
самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.
Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых.
Для такого ребенка, прослушавшего после первого рассказывания взволнованные
суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки
помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного
понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его
воображение, чувства. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо
учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность.
Для того чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их. Малышей
можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку
(род настольного театра).
У детей трех-четырех лет интерес можно возбудить присказкой.
Подготовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи
сказочника.

Заключение

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного
досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его
нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами
его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь,
текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием
отцов и дедов.
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры
позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир,
развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его
традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное
развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым
нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных
людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки
развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат
детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей
актуальности в наше время. Былинный эпос – это героическое повествование о
событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для
восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого
народа, на изучение традиций и поведения людей во времена существование
монголо-татарского ига, на патриотизм русского народа, который несмотря ни
на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Песенная
лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она
используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются
колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику
входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как
раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется
особое сочетание звуков.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с
детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное
наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир
ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной
мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.



Используемая литература:
Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках,
пословицах, загадках, народном языке: Очерки. – М.: Дет. лит., 1988.
Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский
фольклор. – М., 1957.
Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. – Иркутск, 1930.
Калугин В. И. Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре – М.: Худ.
Лит., 1987.
Толстой Л. Н. Былины/ Переизд. Предисл. В. П. Аникина; - М.: Дет.
Лит., 1984.







Реферат на тему: Фонетика
1. ФОНЕТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ

1.1. Условия формирования фонетической стороны речи
Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в
ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь
и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.
Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием
и проходит ряд качественно разных ступеней развития. Новорожденный может
издавать непроизвольные звуки. Они являются врожденными, одинаковыми для
детей всех народов, несмотря на различия языков и культур. Эти звуки
являются предшественниками речи.
Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку.
Они вырабатываются у ребенка в течении нескольких лет после рождения в этот
процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат),
которые управляются ЦНС. Вредности, ослабляющие развитие, отрицательно
сказываются на становление произношения.
При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает
нормативным произношением. «Первоначально центральное управление
двигательного анализатора не способно подать такой верный импульс на органы
речи, который вызвал бы артикуляцию и звук, соответствующий нормам
контролирующего слуха. Первые попытки управления речевыми органами будут
неточными, грубыми, не дифференцируемыми. Слуховой контроль будет их
отклонять. Но управление речевыми органами никогда не наладиться, если сами
они не будут сообщать в управляющий центр, что ими делается, когда
воспроизводиться ошибочный, не принимаемый слухом звук. Такой обратный
посыл импульсов от речевых органов и происходит. На основании центральное
управление перестроить ошибочный посыл в более точный и принимаемый
слуховым контролем».
Длительный путь овладения ребенком произносительной системы обусловлен
сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться
воспринимать и воспроизводить.
При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее
потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов
звука, которые сливаются в слоговые последовательности, образуют
непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при
этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать
ее по тем постоянным отличительным признакам, по которым одна
противопоставлена другой. В процессе речевого развития у ребенка
вырабатывается фонематический слух, без которого появление речи.
Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем,
составляющих звуковую оболочку слова. Он формируясь у ребенка в процессе
речевого развития в первую очередь. Поскольку фонемы реализуются в
произносительных вараинтах-звуках, важно, чтобы эти звуки произносились
нормировано, иначе их трудно опознать слушающим. Непривычное для данного
языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное.
Фонематический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не
только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного
произношения.
В ходе развития речи образуются системно управляемые слуходвигательные
образования, которые и являются реальными, материальными знаками языка. Для
их актуализации необходимо существование артикуляторной базы и умение
образовывать слоги. Артикуляторная база – способность приводить органы
артикуляции в позиции, необходимые для образования формирования звуков,
нормативных для данного языка.
В процессе освоения произносительных умений и навыков ребенок под
управлением своего слуха и кинестетических ощущений, постепенно находит и
сохраняет в памяти те артикуляционные уклады, которые обеспечивают
необходимый, соответствующий норме акустический эффект. При необходимости
эти артикуляторные позиции воспроизводятся и закрепляются. При нахождении
правильных укладов, ребенок должен научиться различать артикуляционные
уклады, похожие при произношении звуков, и выработать комплекс
речедвижений, необходимых для образования звуков.
Таким образом, речь представляет собой одну из сложных высших
психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой
органов, в которой главная роль принадлежит деятельности головного мозга.
Осуществляя речевое общение посредством языка, говорящий отбирает
необходимые для выражения мысли слова, связывая их по правилам грамматики
языка и произносит путем артикуляции речевых органов.
Для того, чтобы речь человека была членораздельной и понятной,
движения речевых органов должны быть закономерными, точными и
автоматизированными. Иными словами необходимым условием реализации
фонетического оформления речи является хорошо развитая моторика
артикуляционного аппарата.

1.2. Артикулярная моторика

Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений
органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного
звукопроизношения.
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым
ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных
артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью,
сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются
первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и
дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно. Одним
из условий для правильного формирования звукопроизношения является
достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки
речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные
уклады, включающие сложный комплекс движений.
Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня
языка (основание, котором язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в
которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Наиболее активны кончик
языка и его боковые края (передней и средней частей), т.к. от их работы
зависит качество произносимых звуков. В зависимости от того, какая часть
языка наиболее активна в образовании согласных звуков, их подразделяют на
переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычный (й),
заднеязычные (к, г, х).
Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью
подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы (с, з, ц),
подниматься за верхние зубы (т, д, н), прижиматься к верхним альвеолам (л),
вибрировать, дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (р). передняя
часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к верхним
альвеолам и образовывать с ними щель (с, з, ц), подниматься к твердому небу
вместе с кончиком языка и образовывать с ним щель (ш, ж, щ).
Средняя часть спинки языка ограничена в своих движениях. Без
продвижения передней и задней части она может только подниматься к твердому
небу (й, мягкие согласные).
Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с твердым небом (к,
г) или образовывать с ними щель (х).
Боковые края могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов
и не пропускать в стороны выходящую струю воздуха (с, з, ц, ш, ж, щ, р),
опускаться и пропускать струю воздуха (л). Язык, принимая различные
положения, меняет форму и объем резонирующей полости рта, от чего зависит
качество звука.
Подвижность губ также играет роль в образовании звуков и оказывается
влияние на их качество. Губы могут: вытягиваться в трубочку (у),
округляться (о), обнажать передние верхние и нижние зубы (с, з, ц, л),
слегка выдвигаться вперед рупором (ш, ж).
Наибольшей подвижностью обладает губа. Она может: смыкаться с верхней
губой (п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам
(ф, в).
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта,
что особенно важно при образовании гласных звуков.
Когда мягкое небо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через
нос; так образуются носовые звуки (м, м(, н, н(). Если мягкое небо поднять,
то оно прижимается к задней стенке глотки и образует качественный небно-
глоточный затвор, т.е. закрывает проход в нос; тогда выдыхаемая струя
воздуха идет только через рот, и образует ротовые звуки (все, кроме м, м(,
н, н().
Таким образом, при произнесении различных звуков речевые органы
занимают строго определенное положение. Но так как в речи звуки
произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и
органы артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в
другое. Четкое произношение звуков, слов, фраз возможно только при условии
достаточной подвижности органов речевого аппарата, их способности быстро
перестраиваться и работать четко, строго координировано, дифференцировано.
Что предполагает точность, плавность, легкость движения артикуляционного
аппарата, темпы и устойчивость движения.
Точность движений речевого органа определяется правильность конечного
результата, что может быть оценено местоположением и формой этого органа.
Плавность и легкость движения предполагают отсутствие толчков,
подергиваний, дрожания органов. Напряженность мышц всегда нарушает
плавность и мягкость; движение должно выполняться без вспомогательных или
сопутствующих движений других органов.
Темп – скорость движения; регуляция темпа произвольна.
Устойчивость – положение речевого органа удерживается произвольно без
изменений довольно долго.
Переход от одного движения к другому должен быть плавным и достаточно
быстрым. Такая четкая, скоординированная работа речевого аппарата
осуществляется мышцами языка, губ, мягкого неба, щек, а также мимической и
жевательной мускулатурой, т. е. органами артикуляции. Иннервируют эти
органы V, VII, IX, XII, пары черепно-мозговых нервов, получающих приказы-
импульсы, поступающие из речевых отделов коры головного мозга.
Речь – это результат согласованной деятельности различных областей
головного мозга. Каждое звено которого вносит свой специфический вклад в
характер речевой деятельности.
Область Верники – сенсорное звено речевой деятельности.
Область Брока – речевая моторная зона, в которой проходит работа по
формированию двигательных речевых (артикуляторных) программ. Артикуляторная
программа – отбор команд для организации речевых (артикуляционных)
движений. Эти движения осуществляются посредством V, VII, IX, XII пар
черепно-мозговых нервов.
V пара черепно-мозговых нервов – тройничный нерв. Двигательные волокна
этого нерва осуществляют движения жевательной мускулатуры, нижней челюсти.
VII пара черепно-мозговых нервов – лицевой нерв. Иннервирует
мимическую мускулатуру, мышцы губ, щек, шеи.
IX пара черепно-мозговых нервов – языкоглоточный нерв. Его
двигательные волокна осуществляют иннервацию мягкого неба, корень языка,
частично голосовые связки.
XII пар черепно-мозговых нервов – подъязычный нерв иннервирует мышцы
языка, обеспечивая наиболее тонкие, дифференцированные движения языка.

1. 3. Дислалия как наиболее легкое нарушение звукопроизношения

Среди нарушений фонетического оформления речи наиболее
распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом оформлении
при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.
Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи:
искаженном (ненормированном) их произнесении, заменах одним звуком других,
смешении звуков и их пропуске.
В монографии (1827 г.) профессора Вильнюсского университета врача И.
Франка все фонетические расстройства при различной этиологии были
обозначены им термином «дислалия».
В отечественной логопедии 20 в. объем понятия дислалии не отличался от
принятого в работах Кусмауля и Гутцмана, вкладывавших в понятие «дислалия»
более узкое значение, чем И. Франк. Они относили сюда лишь произносительные
нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции.
В 30-50 гг. это понятие претерпевает существенные изменения. М. Е.
Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот
обобщающий термин подводились все типы нарушения произношения),
обусловленные поражением или расстройством периферических органов речи:
периферической тугоухостью или периферической иннервации».
В дальнейшем в 60-е годы в работах С.С. Ляпидевского и О.В. Правдиной
прослеживается тенденция к делению произносительных эффектов на дизартрию и
дислалию и отказу от обобщающего термина «косноязычия». В те же годы
ринолалия была выделена из механической дислалии в отдельное речевое
нарушение. Случаи произн6осиетльных нарушений, переходных между дислалией и
дизартрией в настоящее время определяют как стертоя дизартрия.
Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов
произношения.
У большинства детей звукопроизношения к 4-5 годам достигает звуковой
нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных и патологических
особенностей организма у некоторых детей возрастные несовершенства
произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого эффекта,
называемого дислалией.
По этиологическому признаку дислалию подразделят на два вида:
механическую и функциональную.
1) механической дислалией называется такой вид дефектного
звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами
периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения.
Частой причиной механической дислалии является укороченная уздечка
языка (подъязычная связка). Слишком короткая уздечка ограничивает подъем
языка вверх, кроме того слишком большие или маленькие размеры самого языка
затрудняют артикуляцию.
Аномалии строения челюсти, зубов и зубного ряда также приводят к
нарушению звукопроизношения. Аномалии прикуса (смыкание верхних и нижних
зубов) имеют несколько вариантов.
Прогнатия – нижние передние зубы не смыкаются с верхними, т.к. верхняя
челюсть сильно выдается вперед.
Прогения – нижняя челюсть выступает вперед.
Открытый передний прикус – между передними зубами верхней и нижней
челюсти при их смыкании остается промежуток. Открытый боковой прикус –
левосторонний, правосторонний и двусторонний.
Неправильное строение зубного ряда и зубов также приводит к искажению
звукопроизношения.
Неправильное строение неба тоже отрицательно сказывается на
фонетической оформлении речи. Правильной артикуляции многих звуков
препятствует низкое, плоское небо или высокое, «готическое» небо.
Четкое произношение затрудняют аномалии губ. Толстые губы, отвислая
нижняя или укороченная, малоподвижная нижняя губа препятствует правильному
произношению губных и губно-зубных звуков.
2) Функциональной дислалией называется такой вид неправильного
звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного
аппарата, т. е. нет никакой органической основы. Причини функциональной
дислалии могут быть социальными:
- неправильное воспитание речи ребенка, когда взрослые
культивируют несовершенное детское произношение, задерживая
развитие у него правильной речи;
- подражание неправильным образцам речи;
- педагогическая запущенность, ограниченность социальных
контактов;
- двуязычие в семье.
А также биологические:
- общая физическая ослабленность ребенка причиной чему
соматические заболевания;
- задержка психического развития (ММД);
- задержка речевого развития;
- недоразвитие фонематического слуха;
- недостаточность подвижности органов артикуляционного аппарата:
языка, губ, нижней челюсти и (или) неумение ребенка удерживать
язык в нужном положении или быстро переходить от одного
положения к другому.
При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений ЦНС,
препятствующих осуществлению движения. Несформированными оказываются
специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных
органов, необходимых для произношения звуков.
Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались
акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков. В таких случаях
оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного звука. Фонемы
не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков.
Артикуляторная база оказывается неполной, так как не все необходимые для
речи слуходвигательные образования – звуки – сформировались. Звуковые
замены различны так как разные признаки звуков могут быть не сформированы
(акустические или артикуляционные).
Смешение и взаимозамены звуков могут образовываться в результат
неуменья и осуществлять правильный выбор звуков при сформированности
артикуляторной базы.
Случаи ненормированного воспроизведения звуков (искажения) наблюдаются
при неправильно сформированных отдельных артикуляторных позициях.
В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при
дислалии делятся на:
. фонематические (Р.Е. Левина), или фонологические (Ф.Ф. Рау) –
замены и смешения;
. фонетические (Р. Е. Левина) или антропофонические (Ф.Ф. Рау).
В соответствии с данными критериями выделяются три основные формы
дислалии:
1. акустико-фонематическая дислалия.
К ней относятся дефекты звукопроизношения, обусловленные избирательной
несформирован–ностью операций опознания, узнавания, сличения акустических
признаков звуков в сенсорном звене механизма восприятия речи. В основе
лежит недостаточная сформированность фонематического слуха.
2. артикуляторное фонематическая дислалия.
К этой форме дислалии относятся дефекты, обусловленные
несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным признакам в
моторном звене производства речи. При такой форме нарушений существуют два
варианта:
. при неполно сформированной артикуляторной базе вместо нужного звука
отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков, но
более простой по артикуляции.
. При полностью сформированной базе принимается неправильное решение при
отборе звука в силу недостаточной дефференцации смешиваемых звуков.

3. артикуляторно-фонетическая дислалия.
К этой форме дислалии относятся дефекты звукопроизношения,
обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.
Звуки звучат искаженно. Чаще всего неправильный звук по своему
акустическому эффекту близок к правильному.
Таким образом, нарушения речевой моторики не всегда являются причиной
дефектов звукового оформления речи при дислалии. Причинами нарушения
звукопроизношения могут быть наряду с нарушением артикуляционной моторики,
несформированность фонематического слуха, дефекты анатомического строения
артикуляционного аппарата. Эти нарушения могут являться отдельными
дефектами, а могут сочетаться между собой.
В тех случаях, когда причиной дефектного произношения звуков являются
нарушения артикуляционной моторики, они не обусловлены органическим
повреждениям ЦНС. Поэтому подобные нарушения негрубы, неярко выражены, не
формированы наиболее тонкие и дифференцированные движения органов
артикуляционного аппарата; чаще всего языка и губ.
Большое количество детей с дислалией имеют вполне развитый
артикуляционный аппарат артикуляционная моторика соответствует возрастной
норме.

1.4. Дизартрия. Особенности нарушения артикуляционной моторики.

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной речи, обусловленное
органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции
звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи,
ритма и интонации. При дизартрии, в отличие от дислалии, может нарушаться
звукопроизношение как согласных, так и гласных звуков. Нарушение гласных
классифицируется по рядам и подъемам, нарушения согласных – по их четырем
основным признакам: наличию и отсутствию вибрации голосовых связок, способу
и месту артикуляции, наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки
языка к твердому небу.
Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики,
которые сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром
артикуляционных расстройств.
Артикуляционные расстройства при дизартрии проявляются следующими
признаками:
. нарушения мышечного тонуса;
. ограничение подвижности мышц органов артикуляционного аппарата
(языка, губ, мягкого неба), а также лицевой мускулатуры;
. патология реципрокной иннервации;
. наличие насильственных движений и оральных синкенезий в
артикуляционной мускулатуре;
. нарушения четкости кинестетических ощущений;

1. Характер нарушения мышечного тонуса зависит прежде всего от
локализации поражения мозга и может быть следующим:
a. спастичность артикуляционных мышц – постоянная повышение тонуса
в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре;
b. гипотония – понижение мышечного тонуса;
c. дистония – меняющийся характер мышечного тонуса.
При выраженном повышении мышечного тонуса язык напряжен, оттянут к
зади, спинка изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен.
Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к
спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при
этом ограничены. Повышенье мышечного тонуса в мышцах лица еще более
ограничивает произвольные движения в артикуляционном аппарате.
При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые,
отсутствует возможность их полного смыкания. В силу этого рот обычно
полуоткрыт выражена гиперсоцивация.
При гипотонии мышц мягкого неба движения небной занавесочки вверх
недостаточно, то проявляется в назализации звуков.
При дистонии в состоянии покоя отмечается низкий мышечный тонус в
артикуляционном аппарате при попытках речи – тонус резко нарастает.
Характерным для этих нарушений является их динамичность, непостоянство
искажений, замен и пропусков звука.
2. Недостаточность подвижности артикуляционных мышц также нарушает
артикуляционную моторику и звукопроизношение при дизартрии.
При нарушении иннервации губ страдает произношение и гласных и
согласных звуков. Ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их,
растянуть углы рта в стороны, поднять вверх верхнюю губу и опустить.
Ограничения подвижности губ нередко нарушают артикуляцию в целом, так как
эти движения меняют размер и форму преддверия рта, оказывая влияние на
резонирование всей ротовой полости.
Ограниченная подвижность мышц языка при дизартрии проявляется:
. в недостаточности подъема кончика языка вверх в полости рта, что
связано с нарушением иннервации шилоязычной и некоторых других
мышц;
. в ограничении движения языка вниз, что связано с нарушение
иннервации ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, челюстно-
подъязычной, подбородочно-язычной и двубрюшной мышц;
. в ограничении движения языка назад, причиной чего является
нарушение иннервации подъязычно-глоточной, лопаточно-
подъязычной, шилоподъязычной, двубрюшной (заднее брюшко) и др;
. в порезах мышц языка, что препятствует возможности изменять его
конфигурацию, его удлинению, укорочению, выдвижению, оттягиванию
назад.

Ограниченная подвижность мышц мягкого неба утяжеляет нарушения
звукопроизношения. Причина: нарушение иннервации веточками тройничного,
лицевого блуждающего нервов мышц мягкого неба, поднимающих и натягивающих
его.
При нарезах небно-глоточных и небно-язычных мышц подъем небной
занавески в момент речи затрудняется, происходит утечка воздуха через нос,
голос приобретает носовой оттенок, искажая тембр речи, недостаточно
выражены шумовые признаки речевых звуков.
3. Дискоординационные расстройства – еще один характерный признак
артикуляционных нарушений при дизартрии. Проявление этих расстройств
наблюдается при нарушении точности и соразмерности артикуляционных
движений, особенно при этом страдает выполнение тонких дифференцированных
движений, т.к. они выполняются часто с гиперметрией (чрезмерной
двигательной амплитудой). Эти нарушения обычно сочетаются с трудностями в
чередовании движений, и сохранении отдельных артикуляционных поз из-за
присутствия тремора (мелкого дрожания кончика языка).
Дискоординационные расстройства вызывают запаздывание включения
артикуляционных движений, необходимых для произнесения отдельных звуков и
слов, что делает речь замедленной и скандированной.
4. Патология реципроксной инвертации является одним из звеньев в общей цепи
нарушений артикуляционной моторики.
Произвольные, в том числе и артикуляционные, движения осуществляются
при синхронном протекании двух процессов: возбуждении нервных центров,
приводящих к сокращению нервных мышц, и торможении, уменьшающем
возбудимость центров, контролирующих группу мышц- антагонистов (выполняющих
противоположную функцию).
Во многих мышцах языка имеются волокна мышц, выполняющих основное
движение и волокна антагонистических групп. Точность и дифференцированность
движений, необходимых для нормального звукопроизношения, обеспечивается
совместной работой этих двух групп мышц. Если избирательной иннервации не
происходит, то нарушается выполнение движения и в итоге правильного
произношения.
5. следующим частым признаком дизартрии являются насильственные движения и
оральные мнекинезии в артикулярной мускулатуре. Насильственные движения
усиливаются при волнении, эмоциональной напряженности, наблюдается также в
покое, и в статических артикуляционных позах. Проявляются в треморе,
подергиваниях языка, губ, иногда в сочетании с гримасами лица,
насильственной улыбкой, непроизвольным открывание рта, выбрасыванием языка
вперед.
В отличии от насильственных движений синкенезии возникают только при
произвольных движениях или попытках к ним. При движении языка вверх часто
сокращаются мышцы поднимающие нижнюю челюсть, или напрягается вся нижняя
мускулатура. Синкенезии могут наблюдаться не только в речевой мускулатуре,
но и в отделах скелетной, связанных функционально и анатомически с речевой
функцией.
6. Частым признаком дизартрии является нарушение, недостаточность
артикуляционного праксиса (диспраксия). Дети слабо ощущают положение языка,
губ, направление их в движении, они затрудняются по подражанию
воспроизвести и сохранить артикуляционный уклад, что свидетельствует о
нарушении проприоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного
аппарата.
На основе работ А.Р. Лурия выделяют два типа диспраксических
расстройств: кинестетический и кинетический.
Для осуществления двигательного акта необходимо наличие двух составных
компонентов: его кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный
состав сложных движений, и его кинестетической структуры, лежащей в основе
образования плавно протекающих во времени двигательных навыков (А.Р.
Лурил). Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового
механизма создания кинестастической схемы произвольного движения.
При кинестетиском диспрактическом расстройстве отмечаются трудности и
недостаточность в развитии обобщений артикуляционных укладов, главным
образом, согласных звуков. Нарушения не постоянны, замены звуков
неоднозначны.
При кинетическом типе диспрактических расстройств отмечается
недостаточность временной организации артикуляционных укладов.
При дизартрии могут обнаруживаться рефлексы орального автоматизма в
виде сохранившихся сосательного, хоботкового, поискового, ладонно-головного
и других рефлексов, характерных в норме для детей раннего возраста. Их
наличие затрудняет произвольные ротовые движения.
Таким образом, перечисленные нарушения артикуляционной моторики,
сочетаясь между собой, составляют важный синдром дизартрии

Новинки рефератов ::

Реферат: Путешествие в страну рисования (Искусство и культура)


Реферат: Социальные группы, классы, статы (Социология)


Реферат: Взаимодействия с ЭВМ на естественном языке (Компьютеры)


Реферат: История театра древней Греции, Рима и средневековья (Искусство и культура)


Реферат: Организационные структуры управления (Контрольная) (Менеджмент)


Реферат: Швейцария (Политология)


Реферат: Нормативно-правовая регламентация земельных правоотношений в Германии (Экологическое право)


Реферат: Использование элементов проблемного обучения в преподавании экологии (Педагогика)


Реферат: Брежнев, портрет лидера застоя (История)


Реферат: Деловое общение (Менеджмент)


Реферат: Обретение Финляндией независимости (История)


Реферат: Протестанство (Мифология)


Реферат: Мировая валютная система: история развития (Валютные отношения)


Реферат: К.Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве (Педагогика)


Реферат: Образование единого российского государства (История)


Реферат: Культурно-историческое значение принятия православия на Руси (История)


Реферат: Нормирование шума автомобиля (Транспорт)


Реферат: Подольский экономический район (География)


Реферат: Социально-психологический тренинг (Психология)


Реферат: Нормативная база бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист