GeoSELECT.ru



Экологическое право / Реферат: Охрана природы в ОВД (Экологическое право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Охрана природы в ОВД (Экологическое право)




План

1. Введение……………………………………………………………2
2. Механизм охраны природной среды…………………………….5
3. Экологический контроль………………………………………….7
4. Экономические и социальные проблемы охраны
окружающей среды………………………………………………..9
5. Роль ОВД в охране окружающей среды…………………………10
6. Заключение…………………………………………………………15
7. Список использованной литературы……………………………..18



Введение


Охрана окружающей среды - одна из самых актуальных и
болезненных проблем на сегодняшний день. Из общественной сферы
эта проблема уже переросла, не то что в государственную, но
уже и в мировую. Загрязнение окружающей среды, истощение
природных ресурсов и нарушение связей в экосистемах приняли
глобальный характер, угрожая нормальной жизнедеятельности
человечества.

Так как весь мир, основной своей классификацией,
разделяется на общественно-территориальные единицы, т.е. на
страны и государства, то решать данную проблему и надо на
государственном уровне (с практической точки зрения). С другой
стороны, глобальная разработка алгоритмов решения
экологической проблемы принадлежит всему мировому сообществу.
Вот как раз, решать экологическую проблему на уровне
страны, и должны решать уполномоченные на то органы. Охрана
природной среды является важнейшей функцией системы
правоохранительных органов. От повышения уровня ее
деятельности зависит улучшение экологической ситуации. Органы
внутренних дел должны предотвращать и расследовать
экологические преступления, которые представляют собой
совокупность противоправных деяний в сфере экологии,
подрывающих биологические основы человеческого общества.
Несмотря на то, что в данной работе речь пойдет о
возобновляемых ресурсах и основных функциях органов внутренних
дел по их охране, надо заметить, что возобновляемые ресурсы -
это не бесконечные ресурсы, просто их цикл восполнимости
гораздо меньше чем у невозобновимых. К таким ресурсам
относятся: вода, воздух, солнечный свет, почва, растения и
животные.
Под таким ресурсом как земля понимается ее верхний слой -
почва, ее плодородие и применимость в сельском хозяйстве
выливается в "плодородие", которое может быть:
- естественным (первоначальное, естественное);
- искусственным (культурное, создаваемое человеком в
результате хозяйственной деятельности);
- экономическим (потребность почвы обеспечивать высокие
урожаи).
Следующим важным ресурсом являются леса, которые с точки
зрения лесопользования подразделяются на три группы в
зависимости от степени их эксплуатации.
В связи с проблемой рационального использования пресной воды
на планете большое внимание необходимо уделить охране водных
ресурсов.
Почему же на сегодняшний день эта проблема охраны природных
ресурсов является актуальной?
Потребление ресурсов, как возобновимых, так и
невозобновимых, в связи с ростом производства и потребностями
общества, все более расширяется. Поэтому необходим не только
мониторинг, но и контроль за их потреблением. Максимальное
ограничение использования ресурсов должно нераздельно
совмещаться с разработкой новых технологий по их замещению.
Разработка технологий в наших условиях может осуществляться
только методами, направленными на стимуляцию частного бизнеса
и внедрение, путем поддержки предпринимательских решений,
новейших разработок фирм и предприятий. Этот метод относится к
экономическому стимулированию природоохранной деятельности.
Органы внутренних дел используют преимущественно
административные рычаги воздействия. Так что, экономические
методы в ОВД не используются, но зато ОВД применяет
административные методы непосредственно к обязательному
выполнению некоторых экономических разработок и стратегий.



Механизм охраны природной среды
Законами РФ предусмотрена защита окружающей природной среды от
вредного воздействия. В Воздушном и Водном кодексах указанные
нормы отсутствуют, замененные общими положениями.
В зависимости от удовлетворения потребностей общества их можно
классифицировать:
- на экологические ресурсы: микроклимат, ландшафт, водные
минеральные источники;
- экономические ресурсы: полезные ископаемые, продукты охоты,
изделия лесного хозяйства и т.д.;
- культурно-оздоровительные ресурсы, имеющие историческую
ценность для поддержания физического и духовного баланса
человека.
Природные ресурсы - это объекты и силы природы, используемые
человеком для поддержания своего существования. Совокупность
природных ресурсов - природные национальные "богатства
государства
Государство должно регулировать процессы природопользования
по средствам своих институтов. Природоохранную деятельность
осуществляют, используя различные методы. Среди них можно
выделить:
- административные методы (стандарты качества окружающей
среды, допустимая концентрация загрязнителей);
- экономические методы.
Противостояние экономики и экологии - узловая проблема
охраны окружающей среды. Мерой сочетания экологических
интересов в здоровой и благоприятной для жизни природной среде
с экономическими интересами считаются экологические стандарты
и нормативы.
Цель экологической стандартизации и нормирования - это
установление комплекса обязательных норм, правил, требований
по охране окружающей природной среды, использованию природных
ресурсов и обеспечению экологической безопасности
Под качеством окружающей среды понимается такое состояние
ее экологических систем, при котором постоянно обеспечиваются
обменные процессы энергии и вещества между человеком и
природой на уровне, обеспечивающем воспроизводство жизни на
Земле.
Нормирование качества - это установление показателей
(нормативов) предельно-допустимого воздействия (ПДВ) человека
на окружающую природную среду, т.е. стандартизация
хозяйственной и иной деятельности человека. Норма ПДВ — это
такая мера воздействия на окружающую природную среду, при
которой стабильно обеспечивается процесс обмена веществ и
энергии во всех экологических подсистемах единой экосистемы
Земли.
Управление охраной (защитой) окружающей природной среды
включает экологический контроль, построенный на методах
обязательности предписаний и рекомендаций, управомоченных на
то органов внутренних дел, санкционирования (ограниченного
самоуправления) и разрешения (полного делегирования
полномочий).



Экологический контроль


Задачами экологического контроля являются выполнение всего
комплекса мер предусмотренного законодательством по охране
(защите) и рациональном использовании природных ресурсов.
Экономический механизм охраны окружающей природной среды
призван создать условия для развития у граждан РФ бережного
отношения к природе. Он включает в себя комплекс мер по
экономическому стимулированию охраны окружающей среды,
нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду,
экологическую экспертизу, экологические требования при
размещении, проектировании, эксплуатации производственно-
хозяйственных объектов, экологический контроль,
ответственность и возмещение убытков.
Формирование нового экономического механизма
природопользования и финансирования природоохранных мер при
переходе к рыночным отношениям должно стать составной частью
системы управления и регулирования экономики.
Экономический механизм охраны природной среды включает
следующие части:
- система экономических инструментов природоохранной
деятельности (штрафы, налоговая политика, платежи за
загрязнение и размещение отходов);
- системе финансирования природоохранных мероприятий;
- платность природопользования;
- ценообразование с учетом экологического фактора;
- создание рынка природных ресурсов;
- экологическое страхование;
- создание механизма реализации государственных и региональных
экологических программ.
Большую роль в обеспечении экологической безопасности
страны призвана сыграть экологическая экспертиза, проведение
которой является обязательным в процессе законотворческой,
инвестиционной, управленческой, хозяйственной и иной
деятельности, влияющей на состояние окружающей природной
среды.
Экологическая экспертиза обязательная предварительная мера,
предшествующая, а потому и определяющая принятие
хозяйственного решения с целью проверки его соответствия
требованиям экологической безопасности.
Можно выделить три следующих направления государственной
экологической экспертизы:
1. экспертиза различных актов по охране окружающей среды;
2. экспертиза проектов размещения объектов(строений,
населенных пунктов и т.д.);
3. экспертиза объектов, имеющих экологическое значение или
влияющих на экологопользование.
Предварительно проверяя документацию, проекты, программы,
материалы, изделия, сырье и т.д., экологическая экспертиза
выступает организационно-правовой формой предупредительного
контроля всех предплановых (предпроектных) материалов, а также
экологического обоснования выдачи лицензий и сертификатов. Ее
значимость повышает обязательность участия (или
самостоятельной экспертизы) в государственной экспертизе
представителей ОВД. Обычно формами ее выступают эколого-
санитарная, эколого-правовая и эколого-нормативная экспертиза.
По своему характеру к ней примыкает такая мера предварительной
оценки как оценка воздействия любой планируемой деятельности
на окружающую среду.

Экономические и социальные проблемы охраны окружающей среды

Охрана окружающей среды и рациональное использование ее
ресурсов в условиях бурного роста промышленного производства
стала одной из актуальнейших проблем современности. Результаты
воздействия человека на природу необходимо рассматривать не
только в свете развития технического прогресса и роста
населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых
они проявляются. Отношение к природной среде является мерой
социальных и технических достижений человеческого общества,
характеристикой уровня цивилизации.
Экономическая проблема охраны окружающей среды заключается
в оценке ущерба, нанесенного загрязнением атмосферы, водных
ресурсов, разработкой и использованием лесов и т.д.
Экономический ущерб представляет собой затраты, возникающие
вследствие повышенного (сверх того уровня, при котором не
возникает негативных последствий) загрязнения воздушной среды,
водных ресурсов, земной поверхности.



Роль ОВД в охране окружающей среды

Министерство внутренних дел (МВД) России также относится к
государственным органам экологического управления и контроля.
Согласно Закону "О милиции", Положению о министерстве и в
соответствии с другими нормативными документами, МВД России
обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного
воздействия транспортных средств, охраняет природные объекты,
ведет борьбу за соблюдение санитарных правил и оказывает
содействие в государственной охране природной среды.
Охрана природной среды - одна из наиболее актуальных
обязанностей всей системы правоохранительных органов.
Обеспечение успешного выполнения задач, вытекающих из этой
проблемы наряду с проведением экономических, политических,
воспитательных и иных мер, происходит на основе осуществления
норм действующего в России законодательства. Улучшение
экологической ситуации зависит от повышения уровня
деятельности правоохранительных и контролирующих органов
страны, которые за последние годы активизировали свою работу в
этой сфере. Важным условием правильного применения правовых
природоохранных мер и норм является совершенствование
овладения оценкой и методикой квалификации общественно опасных
деяний в отношении природной среды.
Все экологические преступления в законодательстве группируются
следующим образом:
1) экологические преступления общего характера:
а) нарушения законодательства на континентальном шельфе;
б) загрязнение водоемов и воздуха;
в) загрязнение моря;
г) умышленное разрушение, повреждение или порча объектов
природы, взятых под охрану государства;
д) нарушение техники безопасности при обращении с
микробиологическими агентами и токсинами;
2) специальные экологические преступления:
а) преступления, посягающие на общественные отношения в
области охраны и рационального использования Недр:
- нарушение правил разработки недр;
- самовольная добыча и сбыт янтаря;
б) преступления, посягающие на общественные отношения в
области охраны и рационального использования животного мира
(фауны):
- нарушение ветеринарных правил;
- незаконное занятие рыбным и иными водными добывающими
промыслами;
- незаконный промысел котиков и морских бобров;
- производство лесосплава или взрывных работ с нарушением
правил oxраны природы;
- незаконная охота;
- жестокое обращение с животными;
3) преступления, посягающие на общественные отношения по
охране и рациональному использованию растительного мира
(флоры):
а) незаконная порубка леса;
б) умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов
путем поджога;
в) неосторожное уничтожение лесных массивов в результате
небрежного обращения с огнем или другими источниками
повышенной опасности;
г) нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и
вредителями растений;
д) умышленное загрязнение лесных массивов.


Определив, какие из преступлений следует отнести к
экологическим, можно сформулировать понятие этого вида
правонарушений. Экологические преступления - это совокупность
противоправных деяний в сфере экологии, совершенных на
определенной территории или в стране в целом в определеннее
время, подрывающих биологические основы человеческого
общества.
Как показывает статистика, количество экологических
преступлений растет. По данным Научно-исследовательского
института проблем законности и правопорядка Генеральной
прокуратуры Российской Федерации, эффективность
правоприменительной практики органов внутренних дел снижается.
Причины этого кроятся в гуманизации уголовно-правовых норм и
мер реагирования на подобные преступления, недооценке со
стороны работников правоохранительных органов общественной
опасности экологических правонарушений и преступлений,
недостатках следствия и дознания, низком профессионализме,
слабой технической оснащенности правоохранительных органов,
которые часто не могут объективно и квалифицированно
установить причинную связь между допущенным загрязнением и
последствиями преступления.
Действующее природоохранное законодательство несовершенно, не
учитывает больших изменений в данной сфере; в том числе:
- повышения общественной опасности этих преступлений,
- увеличения их числа с использованием достижений научно-
технического прогресса (например, незаконный ввоз в страну для
захоронения радиоактивных и химических отходов);
- нарушения правил хранения и утилизации особо опасных
веществ, порчи земли и др.
Противоречия между целями предпринимательства и
природоохраны выражаются в росте масштабов грабительского
вывоза из страны природного сырья, особенно энергоносителей.
Среди причин экологических преступлений, связанных с
негативным воздействием на природную среду, надо назвать
нарушения производственно-технологической основы, низкую
правовую и экологическую культуру населения, о повышении
которой проявляется недостаточная забота.
Другая группа причин относится к практике извлечения
природных ресурсов.
Улучшение деятельности правоохранительных органов должно
явиться важнейшим фактором, ведущим к сокращению количества
преступлений в экологической сфере. Усиление борьбы с
преступностью во многом зависит от содержания стратегии,
программ и планов мероприятий для обеспечения этой цели.

Основными направлениями совершенствования деятельности ОВД
в борьбе с преступностью в экологической сфере являются:
- постоянное информирование работников ОВД о ходе выполнения
законов РФ и других нормативных актов по вопросам охраны
природных ресурсов;
- рассмотрение при подведении ежемесячных итогов оперативно-
служебной деятельности результатов фактического выполнения
намеченных мероприятий органов внутренних дел в данной сфере;
- организация изучения населенных пунктов и производственно-
хозяйственных объектов с целью выявления мест и фактов
нарушения законов и иных правовых актов по вопросам
природопользования;
- обеспечение разработки и реализации комплекса мероприятий по
пресечению правонарушений в сфере природопользования;
- практика проведения комплекса мероприятий по выявлению
фактов использования природных ресурсов с нарушениями законов
и правил природопользования;
- постоянная работа по организации компетентной проверки
поступающей информации о производителях и поставщиках
природных ресурсов, активизация работы по реализации дел
оперативного учета в отношении лиц, причастных к незаконной
эксплуатации природных ресурсов;
- взаимодействие с другими правоохранительными и
контролирующими органами РФ по вопросам обмена оперативной
информацией о правонарушениях в сфере природопользования;
- проведение необходимых мероприятий по выявлению и пресечению
функционирования организованных преступных групп (преступных
сообществ) в сфере природопользования;
- взятие под особый контроль расследования уголовных дед,
связанных с преступлениями в сфере производства и реализации
приходных ресурсов; методическое обеспечение деятельности
следственных подразделений по расследованию уголовных дел
данной категории;
- постоянное участие в освещении в средствах массовой
информации вопросов о ходе выполнения органами внутренних дел
законов и других правовых актов РФ по усилению
государственного регулирования производства и реализации
природных ресурсов.



Заключение

Нормальный показатель экономического роста страны принято
считать 8-10%. Во всем мире к этому показателю стремятся все
страны, он является оптимальным. Нормально развивается
производство, увеличиваются мощности, растет население,
внедряются различные НОУ-ХАУ, и вся наука в целом.
Теперь попытаемся взглянуть на ситуацию с другой стороны.
Все страны в совокупности находятся на одной планете, которая
ограничена в пространстве, ее длина окружности (всего на
всего) 40 тыс. км. Население земли на сегодняшний день
составляет 6 млрд. человек и оно продолжает расти (пока в
арифметической прогрессии). Если все страны мира будут такими
же темпами развиваться (8-10%), (а в среднем на земле этот
рост фактически составляет 6,72%)(, то это приведет к
необратимым последствиям.
Итак, по средним подсчетам через некоторое количество лет
расширение всей социальной и экономической сферы на земле
достигнет критической точки, т.е с ростом населения и его
потребностей обнаружится резкая нехватка ресурсов, людей будет
столько, что "Яблоку упасть некуда будет", загрязнения
биосферы превысят в несколько раз все допустимые уровни и т.д.
Медицина, биогенные технологии уже сейчас достигли
небывалых высот. Человек с их помощью скоро станет практически
"идеальным существом": продолжительность жизни увеличится в
несколько раз, ранее считавшиеся опасными болезни, превратятся
в "насморк".
Микро и нанотехнологии совершат во всем мире научную
революцию.
Система права будет не переставая совершенствоваться, с ее
"неприкосновением личности и интересов, в том числе имущества
и частной собственности".
Развитие космических технологий достигнет колоссальных
размахов (представьте, сколько озонового слоя атмосферы
"рвется" при одном запуске космического летательного
аппарата).
И еще достаточно представить себе войны и межнациональные
конфликты, относительно недалекого будущего.
А теперь представим, что из-за исчезновения озонового слоя
и других важных элементов атмосферы, проникновение солнечной
радиации на поверхность земли включит и усилит некоторые
ужасные механизмы. Таяние ледников, вызванное глобальным
потеплением, приведет к повышению уровня мирового океана, а
как следствие, к уменьшению площади суши. Все это на фоне
постоянно растущего населения, плюс к этому расширение
производства, плюс еще биогенные и нанотехнологии, плюс
электроника и электротехника, плюс загрязнения природной
среды, которые неизбежны... Что мы получим в сумме - остается
только догадываться.
На сегодняшний день площадь поверхности суши составляет
533,3( млн. кмІ. По статистическим расчетам через 50 лет эта
площадь уменьшится в 1,1 раз, а население увеличится в 1,8
раз.
На мой взгляд, надо уже сегодня попытаться пересмотреть всю
концепцию развития мирового общества. Рыночная экономика
безусловно хороша. Она предусматривает практически все нюансы
и кризисы, а также предполагает пути и методы их преодоления.
Жаль, что только в масштабах государства или некоторых мировых
сообществ.
Так может в адмистративных методах управления государством и
экономикой, все-таки, что-то есть?
Еще возможно, что природа сама регулирует некоторые механизмы,
т.е., например, с исчезновением одного вируса на свет
появляются десятки других, более опасных.
Так в чем же на сегодняшний день состоит основная задача
милиции России?
Сегодня на милицию в нашей стране возложена одна из самых
ответственных функций: администрирование экономической и
экологической сфер государства. Да, именно администрирование
возлагается на МВД, а на все остальные органы возлагаются
функции, преимущественно экономического и контрольно-
регулирующего (косвенного) воздействия.
В этом и состоит основная задача МВД в сфере охраны
природопользования и путей реализации, связанных с ними
проблем. И наша с вами задача максимально возможно
придерживаться этих функций, ибо от нас и не от кого более не
зависит благополучие, не только нас самих, но и потомков,



Список использованной литературы


1. Каламбет А.П., Хомерики Г.В., Старостенко В.К., Шибин А.Н.,
Яковенко Е.Г. Природопользование: курс лекций / под ред. Канд.
Экон. наук, доц. В.К. Старостенко и канд. Экон. наук. Доц.
А.П. Каламбета. – М.: Московская академия МВД России, 2001. –
165с.
2. Закон Российской Федерации "О милиции". - 2-е изд. - М.:
Издательство "Ось-89", 2000. - 48 с.
3. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. Пособие. - М.: ИНФРА-
М, 2000. - 408с.
4. Природопользование: Учебник. Под редакцией проф.Э.А.
Рустамова. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский Дом
«Дашков и Ко», 2000. – 284с.



( расчеты приблизительные и возможно не точные.
( расчеты приблизительные и возможно не точные.





Реферат на тему: Понятие международного экологического права. Международные экологические правоотношения
Институт Мировой Экономики и Информатизации



РЕФЕРАТ



По курсу: «Экологическое право»



На тему: «Понятие международного экологического права.
Международные экологические правоотношения»

Преподаватель:

Ибрагимов Владимир Хамзатович



г. Москва

2001



Введение



I. Понятие международного экологического права



II. Международные экологические правоотношения



Заключение



Литература



Введение


Заинтересованность России в формировании, развитии и эффективном
применении международного экологического права обусловлена
опасностью нарастающего глобального экологического кризиса и
ответственностью России наряду с другими странами мира за его
предотвращение или, по крайней мере, ослабление. Продолжающий
усиливаться антропогенный пресс на природу нарушает состояние
природной среды в мире, вызывает озабоченность всех стран и народов
и вынуждает предпринимать совместные усилия, чтобы сбалансировать
существование людей на Земле, социально-экономическое развитие
общества с жизнетворными возможностями природной среды. Существует
множество способов решения такой задачи. Среди них главная роль
отводится праву, правовому регулированию человеческого поведения.
С помощью экологически ориентированного права, основанного на
знаниях законов развития природы и общества, люди надеются
дисциплинировать собственное поведение и жизнедеятельность, чтобы
стихийный процесс взаимодействия общества и природы превратить в
осознанное и контролируемое развитие, заключающее в себе заботу о
сохранении, восстановлении и улучшении благоприятных условий жизни
людей. Такой подход к решению задачи получил название концепции
устойчивого развития и стал принципом правового регулирования
международных отношений, связанных с человеческими воздействиями на
природную среду.
Согласно ст. 79 Конституции РФ, Россия может участвовать в
межгосударственных объединениях и передавать им частьсвоих
полномочий в соответствии с международными договорами, если это не
влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не
противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
Статья 15 Конституции РФ предусматривает, что общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры
Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные
правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила
международного договора.
Данные положения имеют универсальное значение и распространяются
на все отрасли российского права. Применительно к области охраны
окружающей среды и регулированию природопользования можно сказать,
что благодаря этим положениям международное экологическое право в
той или иной степени выступает как часть российского экологического
права.



I. Понятие международного экологического права.


В настоящее время Россия является участницей 78 многосторонних
соглашений и основных протоколов к ним в области охраны окружающей
среды и регулирования природопользования. Двусторонние соглашения
по вопросам природоохраны и природопользования заключены Россией со
всеми соседними странами, а также со многими другими странами
Европы, Азии, Америки.
Активное участие России в международном природоохранном
сотрудничестве является составным элементом ее новой политики в
охране окружающей среды. Новое заключается в децентрализации
экологической политики, в предоставлении более широких прав и
полномочий относительно участия в международных связях властям
субъектов федерации и местного самоуправления. Например, в
межгосударственной программе «Зеленые легкие Европы» (сохранение
уцелевших лесных массивов в Центральной и Восточной Европе) активно
участвуют власти Калининградской, Псковской, Тверской, Новгородской
и Ленинградской областей и власти Республики Карелии. В
сотрудничестве с Финляндией активно участвуют население и власти
приграничных районов Мурманской, Ленинградской областей и
Республики Карелии.
Россия является участницей всемирного процесса в рамках решений
Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.). Принят
Национальный план действий по окружающей среде (18 июля 1994 г.),
разработанный в соответствии с решениями Конференции по окружающей
среде и развитию и во исполнение Программы действий по защите
окружающей среды для Центральной и Восточной Европы, принятой в
апреле 1993 г. в Люцерне (Швейцария) на конференции «Окружающая
среда для Европы».
Россия активно участвует в реализации международных конвенций о
биологическом разнообразии, о климатических изменениях, о защите
озонового слоя, о трансграничном загрязнении воздуха на большие
расстояния, о международной торговле видами дикой фауны и флоры,
находящимися под угрозой исчезновения и др.
Современное международное экологическое право — формирующаяся
отрасль общего (публичного) международного права. Она представляет
собой совокупность норм, направленных на регулирование
межгосударственных и иных международных отношений в целях
обеспечения рационального использования природных ресурсов и
сохранения благоприятных природных условий жизни людей на Земле в
интересах современного и будущих поколений.
Цель международного экологического права — служить юридическим
инструментом регулирования человеческого поведения через
установление взаимных прав и обязанностей государств и других
субъектов международных отношений в сфере взаимодействия общества с
окружающей его природной средой.
Предметом регулирования международного экологического права
являются международные экологические отношения, то есть отношения,
прямо или косвенно связанные с природной средой.
Зарождение и развитие международного экологического права имеет
сравнительно недолгую историю. Но в современный период дальнейшее
формирование этой отрасли международного права происходит весьма
интенсивно.
В начальной стадии правовое регулирование международных
отношений по использованию и охране природных ресурсов развивалось
на основе двусторонних межгосударственных договоров. Одной из
первых была Конвенция о ловле устриц и рыболовстве у берегов
Великобритании и Франции от 2 августа 1839г.
Одной из первых многосторонних конвенций была Конвенция о
судоходстве на Рейне, заключенная в 1868 г. и содержащая требования
об охране вод этой реки от загрязнения.
К настоящему времени в мире насчитывается свыше 1600
многосторонних универсальных (глобальных) и региональных
международных конвенций и свыше 3 тысяч двусторонних договоров
полностью или частично посвященных охране окружающей природной
среды и регулированию использования природных ресурсов. Возрастание
числа международно-правовых актов экологического направления
продолжается, хотя уже вполне обоснованно поставлен вопрос об
обеспечении в первую очередь выполнения требований международного
экологического права. На этом вопросе все более концентрируется
внимание в Процессе международного сотрудничества.
Первым крупным многосторонним мероприятием в этой области
следует считать Конференцию по международной охране природы,
которая состоялась 17—19 ноября 1913 г. в Берне (Швейцария) и в
которой принимала участие Россия. На Конференций было подписано
Соглашение об учреждении Консультативной комиссии по международной
охране природы.
В октябре 1948 г. создан Международный союз охраны природы и
природных ресурсов (МСОП), который в октябре 1996 г. проводил свою
20-ю Генеральную ассамблею, получившую название « Всемирный
конгресс по охране природы ».
18 декабря 1962 г. Генеральная Ассамблея ООН на своей XVII
сессии приняла резолюцию «Экономическое развитие и охрана природы»,
в которой отмечается, что охрана природы должна проводиться
заблаговременно и, во всяком случае, одновременно с экономическим
развитием на основе эффективного внутреннего законодательства и
международного права. Рекомендуется всемерно поддерживать
Международный союз охраны природы и природных ресурсов и другие
международные организации с аналогичными целями, а также широко
привлекать общественность к решению задач охраны природной среды.
Вопросы охраны природы и рационального использования природных
ресурсов оказались в программах деятельности ряда органов и
специализированных учреждений Организации Объединенных Наций,
таких, как ЭКОСОС.-ЕЭК, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ, а также многих
международных правительственных и неправительственных организаций.
В июне 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция ООН по
окружающей человека среде, которая приняла Декларацию принципов и
План действий, положивших начало широкой и многолетней
природоохранной деятельности Программы ООН по окружающей среде
(ЮНЕП). Двадцать лет спустя, в июне 1992 г. Конференция ООН по
окружающей среде и развитию, продолжая традиции Стокгольмской
конференции, рассмотрела положение дел с охраной окружающей среды в
мире и определила дальнейшие шаги человечества в достижении целей
устойчивого развития. Принятые Конференцией Декларации и « Повестка
дня на XXI век »(долгосрочная программа) стали основополагающими
документами современного международного экологического
сотрудничества и развития международного экологического права. В
целях обеспечения неуклонного соблюдения государствами требований
международного экологического права на международном уровне
проводится большая аналитическая работа по оценке состояния
международного экологического права, его исполнимости и определение
мер стимулирования государств к исполнению права.

II. Международные экологические правоотношения

Международные экологические правоотношения — урегулированные
правом отношения между государствами и иными субъектами
международного права по поводу взаимодействия человека, народов,
международного сообщества с окружающей природной средой.
Выделение в самостоятельную юридическую категорию этого широкого
круга общественных отношений отражает возрастающую
заинтересованность человечества в их обособленном, всесторонне
согласованном и эффективном правовом регулировании.
По содержанию к данной категории принадлежат отношения по:
определению юридического статуса и правового режима природной среды
в целом и ее составляющих элементов; изучению и контролю ее
физического, химического, биологического состояния (мониторинг);
использованию всеми допустимыми способами природных ресурсов;
преднамеренному преобразованию природы; воспроизводству природных
объектов; охране — поддержанию природной среды в благоприятном
состоянии, а также иные отношения, прямо или косвенно связанные с
воздействием на окружающую природу человека и человеческой
жизнедеятельности. К этой категории принадлежат и отношения по
предотвращению и устранению вредных стихийных влияний на людей, на
общество со всеми его материальными и духовными ценностями.
Международные экологические правоотношения характеризуются
традиционными элементами структуры — субъектами, объектами,
взаимными правами и обязанностями участников.
Субъектами, в первую очередь, являются государства. Но наряду с
ними в международных экологических правоотношениях могут
участвовать, когда это предусмотрено правовыми нормами, нации и
народы, международные правительственные и неправительственные
организации, юридические и физические лица, действующие на
международной арене.
Объектами международных экологических правоотношений являются
природная среда в целом, составляющие ее элементы, отдельные
природные объекты, которые в большинстве случаев являются также
объектами природопользования и природоохранения. Объектами
международных экологических правоотношений могут быть материальные
процессы и явления, вытекающие из самого факта существования людей
и их жизнедеятельности и олицетворяющие взаимодействие общества и
природы.
Взаимные права и обязанности участников международных
экологических правоотношений образуют обширную область юридически
опосредованных связей внутри человечества и могут быть
охарактеризованы применительно к сферам и предметам природоохранной
деятельности.
В самом общем представлении объектом международно-правовой
охраны является вся природа планеты Земля и околоземного
космического пространства в пределах, в которых человек реально
воздействует на материальный мир. Но поскольку природная среда
имеет ряд внутренних структурных подразделений, различаются ее
элементы и охраняемые объекты. В том числе:
Мировой океан, который занимает 2/3 площади поверхности земного
шара. Понятием «Мировой океан» охватываются все четыре имеющихся на
земле океана — Атлантический, Индийский, Тихий и Северный
Ледовитый, а также все связанные с ними моря. Не относятся к
Мировому океану изолированные моря, находящиеся внутри материков,
например, Каспийское море.
Материки, которые составляют основное и непосредственное
жизненное пространство для развития человечества. Традиционно этим
понятием охватывается весь природный комплекс, прочно связанный с
сухопутной поверхностью Земли, т.е. почвы, недра земли, водные
ресурсы, растительный и животный мир. Однако за последние годы
происходит дифференциация природных объектов в сфере международно-
правовой охраны и постепенно получают самостоятельное признание в
качестве охраняемых объектов международные реки и другие
материковые водоемы, мигрирующие животные, которые проводят
отдельные периоды жизни на территории различных стран и в
международных пространствах, другие природные богатства,
принадлежащие двум или нескольким странам.
Атмосферный воздух — газообразная оболочка земного шара, лежащая
между поверхностью Земли и космическим пространством. Состав газов
атмосферного воздуха является относительно постоянным, содержит в
определенных пропорциях кислород, азот, углекислый газ, благодаря
чему обеспечивается одна из основных физиологических потребностей
живых организмов — дыхание, а также ряд процессов обмена веществ в
природе.
Космос — все материальное пространство, лежащее за пределами
Земли и ее атмосферы. Космическое пространство бесконечно. Но сфера
влияния людей ограничена ближайшим к Земле районам. Поэтому при
современном уровне развития производительных сил, который
обусловливает процессы проникновения человека в космос, в
международно-правовой охране нуждается лишь часть космоса, а
именно, околоземное космическое пространство, естественный спутник
Земли — Луна, планеты Солнечной системы, поверхности которых
достигают космические корабли.
Независимо от приведенной классификации природные объекты с
учетом различий в их правовом режиме подразделяются на находящиеся
под национальной юрисдикцией или контролем отдельных государств —
внутригосударственные природные объекты и находящиеся вне
национальной юрисдикции или контроля — международные,
интернациональные природные объекты.
К объектам, находящимся под национальной юрисдикцией или
контролем, принадлежат природные богатства материков на территории
отдельных государств, богатства, находящиеся в пределах прибрежных
территориальных морских вод, континентального шельфа и
исключительных экономических зон. Правовой режим
внутригосударственных природных объектов определяется внутренним
правом каждой страны. В соответствии с нормами внутреннего права
решается вопрос о собственности на природные объекты: они могут
принадлежать государству, частным лицам, государственным,
кооперативным, общественным организациям, а иногда и международным
сообществам. Внутреннее право устанавливает порядок владения,
распоряжения и пользования природными объектами. В правовом
регулировании использования и охраны внутригосударственных
природных объектов есть доля участия и норм международного права.
Здесь существует соотношение и взаимодействие норм внутреннего и
международного права. Обычно выработанные мировой практикой,
получившие всеобщее признание и закрепленные в международно-
правовых актах прогрессивные принципы трансформируются в нормы
внутреннего права и таким путем проводятся в жизнь.
К числу природных объектов, находящихся вне национальной
юрисдикции и контроля, за пределами сферы исключительного
суверенитета отдельных государств, относятся в основном те из них,
которые находятся в интернациональных пространствах: Мировой океан
со всеми его богатствами, за пределами территориальных вод,
континентального шельфа и экономических зон, отдельные материки,
например, Антарктида, часть атмосферы Земли и космос. Правовой
режим международных природных объектов определяется в основном
нормами международного права. Вопрос о собственности на эти объекты
продолжительное время вообще не возникал. Господствовало молчаливое
признание интернациональных природных объектов ничьей вещью и
согласие с правом любой страны на захват этих объектов. Но в
современных условиях такое положение все меньше стало отвечать
интересам и потребностям народов мира. Были выработаны и постепенно
внедрены в практику некоторые международно-правовые принципы,
ограничивающие возможность произвольных действии в отношении
международных природных объектов.
Так, правовая охрана Мирового океана, его ресурсов и морской
среды обеспечивается сложной системой конвенций, соглашений,
договоров глобального и регионального характера.
Загрязнение нефтепродуктами, другими производственными и
бытовыми отходами представляет наибольшую угрозу Мировому океану.
Поэтому еще в 1954 г. была подписана в Лондоне международная
конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью. Действие
Конвенции было ограничено сравнительно небольшой площадью запретных
зон и не охватывало всей акватории океана. Такая охрана оказалась
недостаточной. В 1973 г. Конвенция 1954 г. была заменена
Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов.
Конвенция 1973г. касается не только нефти, но и других перевозимых
вредных веществ, а также отходов (сточные воды, мусор),
образующихся на судах в результате их эксплуатации. В приложениях к
основному тексту изложены международные стандарты допустимых
сливов. Установлено, что каждое судно обязано иметь сертификат —
свидетельство о том, что корпус, механизмы и прочая оснастка
соответствует правилам предотвращения загрязнения моря. Выполнение
этого требования контролируется путем специального инспектирования
при заходах судов в порты. К нарушителям применяются строгие
санкции. Кроме того, в отличие от Конвенции 1954 г., ее действие
распространяется на всю акваторию Мирового океана. Для некоторых
особо чувствительных к загрязнению районах (Балтийское,
Средиземное, Черное моря) установлены повышенные требования.
Установлено также, что любое судно, обнаружившее виновника
загрязнения, обязано сообщить об этом своему правительству,
которое, в свою очередь, доводит об этом до сведения того
государства, под чьим флагом плавает нарушитель, даже если он
находится вне пределов национальной юрисдикции.
Кроме Конвенции 1973 г., вопросам охраны Мирового океана от
загрязнения посвящено большое число других правовых актов:
Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и
других материалов (из любых источников), принятая на
межправительственной конференции в Лондоне 13 ноября 1972 г.,
Конвенция о предотвращении загрязнения моря из источников,
расположенных на суше, подписанная на конференции
западноевропейских государств в Париже 4 июня 1974 г.;
Международная конвенция о вмешательстве в открытое море в случае
аварий, приводящих к загрязнению нефтью от 29 ноября 1969 г.
(Брюссель); Международная конвенция о гражданской ответственности
за ущерб от загрязнения нефтью от 29 ноября 1969 г. (Брюссель);
Конвенция о создании международного фонда для возмещения ущерба от
загрязнения нефтью от 18 декабря 1971 г. (Брюссель), Протокол о
вмешательстве в открытое море в случаях загрязнения моря
веществами, не относящимся к нефти от 2 ноября 1973 г. (Лондон) и
другие.
Представляет определенный интерес для теории и практики
международно-правового регулирования охраны Мирового океана от
загрязнения Соглашение об ответственности за загрязнение моря,
связанное с бурением скважин на нефть в открытом море, которое
подписали 12 международных нефтяных компаний в Лондоне 4 сентября
1974 г. Его основная цель состоит в обеспечении гарантий выплаты
компенсаций лицам и государствам, потерпевшим в результате разливов
нефти при авариях на морских буровых скважинах.
Сложный характер взаимодействия человечества с Мировым океаном и
неупорядоченность правового регулирования в этой области привели к
необходимости кодификации морского права. В 1982 г. после
длительной подготовки была подписана Конвенция ООН по морскому
праву, состоящая из 320 статей и 9 приложений, которая всесторонне
регламентирует использование и охрану Мирового океана. Более 50
статей этой Конвенции касаются охраны морской среды и морских
ресурсов. Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 г.
Загрязнение материковых вод — рек, озер, водохранилищ и т.п. не
менее опасно, чем загрязнение Мирового океана. Борьба против этого
отрицательного явления все более энергично ведется в каждой
отдельной стране. Но в ряде случаев для достижения положительных
результатов требуется и международное сотрудничество. Международно-
правового регулирования требует также судоходство, рыболовство и
иная деятельность на международных реках, озерах и иных водоемах,
поскольку это затрагивает интересы различных стран и представляет
определенную опасность для состояния окружающей среды. В этой
области отношений появилось также большое число договоров,
соглашений, конвенций, предусматривающих комплексное использование
и охрану водных ресурсов, доля которых в общей массе актов
международного экологического права составляет 18 процентов.
Сравнительно долгую историю имеет международно-правовое
регулирование режима таких крупных рек Европы, как Рейн и Дунай. В
конечном счете по Дунаю были приняты два важных правовых акта —
Конвенция о режиме судоходства на Дунае (1948 г.) и Соглашение о
рыболовстве в водах Дуная (1958 г). Но эти акты не решили всех
вопросов использования и охраны вод Дуная, поэтому они впоследствии
уточнялись и дополнялись.
Что касается Рейна, то в целях его охраны принято несколько
более широких соглашений. Например, Соглашение о регулировании
использования и охраны реки Мозель (приток Рейна) (1956 г.);
Соглашение по предотвращению загрязнения озера Констанца (1960 г.)
(из этого озера Рейн берет начало); Конвенция относительно
управления верхним течением Рейна (1956 г.); Соглашение о создании
международной комиссии по борьбе с загрязнением Рейна (1960 г).
Многие вопросы охраны континентальных водных объектов, имеющих
международное значение, решаются в договорах о режиме
государственной границы. Вместе с тем имеются и специальные
соглашения, направленные на регулирование использования и охрану
различных видов международных водных объектов: Соглашение между
Австрией и Югославией об использовании реки Мур (1954 г.);
Соглашение между Италией и Швейцарией об охране вод от загрязнения
(1972 г.); Соглашение между США, Канадой о качестве воды в Великих
озерах (1972 г.); Договор между Аргентиной и Уругваем относительно
реки Ла-Плата (1973 г.) и др.
Наконец, возникла потребность кодификации норм об охране и
использовании пресных вод, которая привела к появлению Конвенции по
охране и использованию трансграничных водотоков и международных
озер, подписанной 17 марта 1992 г. в Хельсинки и вступившей в силу
(для России) 13 апреля 1993 г. Участники Конвенции взаимно
обязались принимать все меры к тому, чтобы исключить или
максимально снизить отрицательные воздействия на любые
трансграничные воды. Водопользование должно строиться таким
образом, чтобы потребности нынешнего поколения удовлетворялись без
ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои
собственные потребности.
Широко используются международно-правовые средства в целях
охраны животного мира, суши, особенно тех видов животных, которые
являются мигрирующими. Еще в 1902 г. в Париже была подписана
Конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве. Но она не
дала положительных результатов. В ее содержании отсутствовали
критерии видов птиц, подлежащих охране, а ее исполнение не
контролировалось. В 1960 г. была принята новая, более широкая по
содержания международная конвенция по охране птиц в пределах
европейского региона. Участники Конвенции согласились охранять не
только полезных для сельского хозяйства, но всех птиц, а также их
гнезда, яйца, птенцов, запретить весеннюю охоту на перелетных птиц,
предоставить круглогодичную охрану вымирающим видам и видам,
представляющим интерес для науки, прекратить массовое уничтожение и
отлов птиц. В 1979 г. к этому добавилась Европейская конвенция об
охране диких животных и мест их обитания, подписанная в Берне
(Швейцария).
На американском континенте сначала действовала Конвенция по
охране перелетных птиц (1916 г.), которая регулировала отношения
между США и Канадой, а затем в 1936 г. был подписан договор между
США и Мексикой. За последние годы появились и другие акты, а также
вступила в силу глобальная Конвенция об охране мигрирующих видов
диких животных (1979г.).
Специальные меры принимаются в целях охраны видов животных,
находящихся под угрозой исчезновения. В Рамсаре (Иран) в 1971 г.
была подписана Конвенция об охране водно-болотных угодий, имеющих
международное значение, особенно в качестве мест обитания
водоплавающих перелетных птиц. В марте 1973 г. в Вашингтоне
подписана Конвенция об охране водно-болотных угодий, имеющих
международное значение, особенно в качестве мест обитания
водоплавающих перелетных птиц. В марте 1973г. в Вашингтоне
подписана международная Конвенция по торговле видами дикой фауны и
флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Все большее значение
приобретают международные мероприятия по охране отдельных видов
животных и растений. Например, Соглашение от 15 ноября 1973 г. об
охране белого медведя (Россия, США, Канада, Дания, Норвегия),
соглашения между США, Россией, Японией об охране мигрирующих видов
птиц и птиц, находящихся под угрозой вымирания, а также среды их
обитания; Конвенция о шиншилле (Боливия, Перу, Чили); согласованные
программы по охране волка в Европе, тигра в странах Азии,
европейского зубра (Россия, ПНР) и т.д.
В охране растительных ресурсов первоначально преобладали
международные карантинные мероприятия, направленные на
предотвращение распространения заболеваний и вредителей растений.
Соответственно этому были приняты и продолжают действовать
многочисленные соглашения, договоры, конвенции, определяющие
деятельность государств в этой области отношений. Некоторые из них
являются многосторонними и имеют универсальное значение, например,
Конвенция по защите растений, принятая в Риме 6 декабря 1951 г.,
Соглашение о сотрудничестве в области карантина и защиты растений
от вредителей и болезней от 14 декабря 1959 г. Однако за последние
годы наметилась тенденция к принятию более широких мер по охране
лесов и отдельных категорий растительных сообществ как на
территориях отдельных стран, так и на интернациональных
пространствах.
Кульминационным пунктом развития международной правовой охраны
животного и растительного мира Земли стала Конвенция по
биологическому разнообразию, подписанная представителями свыше 150
государств в период работы Конференции ООН по окружающей среде и
развитию в Рио-де-Жанейро и вступившая в силу 21 марта 1994 г.
Конвенция, включающая преамбулу, 42 статьи и 2 приложения,
провозгласила биологическое разнообразие непреходящей ценностью для
сохранения экологического благополучия Земли и признала, что
государства, обладая суверенными правами на свои биологические
ресурсы, несут ответственность за их сохранение и устойчивое
использование. Целями Конвенции являются сохранение биологического
разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное
получение на справедливой и равноправной основе выгод, связанных с
использованием генетических ресурсов, в том числе путем
предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам и путем
надлежащей передачи„ соответствующих технологий с учетом всех прав
на такие ресурсы и технологии,- а также путем должного
финансирования. Стороны, являющиеся развитыми странами,
предоставляют новые дополнительные финансовые ресурсы, с тем, чтобы
дать возможность Сторонам, являющимся развивающимися странами,
покрывать согласованные полные дополнительные расходы, которые они
будут нести в ходе осуществления мер во исполнение обязательств по
Конвенции. В отношении стран, находящихся в процессе перехода к
рыночной экономике, отмечено, что они могут добровольно брать на
себя обязательства Сторон, являющихся развитыми странами.
Конференция сторон будет следить за выполнением обязательств
участниками Конвенции. При этом каждый участник Конвенции
представляет Конференции сторон доклады о мерах, принятых для ее
осуществления. Правовая охрана памятников природы и уникальных
природных объектов осуществляется в основном каждой отдельной
страной на своей территории путем создания национальных парков,
резерваторов, заповедников, заказников и т.п. Но и в этом деле
возросло значение международного сотрудничества в целях координации
политики и принятия согласованных мер. На Генеральной конференции
ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. в Париже принята Конвенция об охране
всемирного культурного и природного наследия, которая
предусматривает охрану памятников культуры и природы. Под
охраняемыми памятниками природы Конвенция понимает: природные
достопримечательности, содержащие физические или биологические
образования или их комплексы, которые являются выдающимися с
эстетической или научной точки зрения; геологические или физико-
географические образования и точно очерченные районы, являющиеся
местами обитания видов животных и растений, представляющих особую
научную ценность и находящихся под угрозой вымирания; участки
природы или точно обозначенные природные ландшафты, обладающие
особой полезностью для людей (с точки зрения здравоохранения,
отдыха, туризма), а также красоты природы.
Необходимость международно-правовой охраны атмосферного воздуха
от загрязнения и других неблагоприятных изменений за последние годы
стала очевидной. Правовое регулирование охраны атмосферного
воздуха, которое первоначально ограничивалось узкими рамками
решения отдельных конфликтов между ограниченным кругом стран,
возникавших на почве загрязнения атмосферы, теперь более всего
направлено на развитие самого широкого международного
сотрудничества в целях принятия согласованных организационных и
технических мер по предотвращению такого загрязнения. Еще в 1964 г.
во Франции была проведена Европейская конференция по проблеме
атмосферных загрязнений, на которой был поставлен вопрос о принятии
эффективных правовых мер по контролю за выбросами газов, пыли и
т.п. в атмосферу. Два года спустя состоялся 1-й Международный
конгресс по чистому воздуху. В 1968 г. Комитет Министров
Европейского совета одобрил Декларацию принципов по контролю
загрязнения воздуха, которая призывает государства — членов Совета
предпринять необходимые правовые и административные меры с целью
устранения и предупреждения загрязнения воздуха.
В европейском регионе действует Конвенция о трансграничном
загрязнении воздуха н

Новинки рефератов ::

Реферат: Шпаргалки по английскому языку (Иностранные языки)


Реферат: Курсовая по питанию (Кулинария)


Реферат: Социальные общности (Социология)


Реферат: Щодо визначення поняття "стратегія життя" (Философия)


Реферат: Конституция Болгарии (Контрольная) (Право)


Реферат: Компрессоры (Технология)


Реферат: Взаимосвязь предварительного и судебного следствия (Уголовное право и процесс)


Реферат: Антропонимы как средство сатиры и юмора в рассказах Чехова (Педагогика)


Реферат: Застава у цивільному праві (Право)


Реферат: Творчество Гомера (Культурология)


Реферат: Власть мафии (Политология)


Реферат: Аудит себестоимости (Бухгалтерский учет)


Реферат: Многопартийность и политические партии (статус) (Теория государства и права)


Реферат: Коммерческое право (Право)


Реферат: Путешествие в страну рисования (Искусство и культура)


Реферат: Федеральная корпорация страховых депозитов (США) и ее роль в защите частных вкладчиков от потерь (Страхование)


Реферат: Развитие и состояние систем телевидения в мире (Радиоэлектроника)


Реферат: Деловое общение: формы, культура, имидж, презентации (Психология)


Реферат: История развития телевидения в Беларуси (Культурология)


Реферат: Сравнительный анализ портретов Ф.И Шаляпина. Работы Б.М Кустодиева и К.А Коровина (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист