GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Цели и задачи педагогики (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Цели и задачи педагогики (Педагогика)



Цели и Задачи Педагогики

По моему убеждению, педагогическая деятельность – одна из важнейших
форм самовыражения человека, сравнимая разве что с медицинской,
правоохранительной и прочими видами деятельности, отвечающими за само
существование человека. Однако педагогическая деятельность имеет от прочих
одно важное отличие: когда все важнейшие виды деятельности призваны
отвечать за физическое существование человека, педагогическая деятельность
подготавливает его к жизни в обществе, проводя важнейшую часть его
социализации, в ходе которой человек становится личностью.
Данный ВУЗ был выбран мною вполне осознанно, т.к. я убежден в том, что
каждый человек должен так или иначе посветить свою деятельность
совершенствованию и развитию общества. При этом человек не должен
становится альтруистом, а, скорее, разумным эгоистом, когда он нормально и
ответственно работая на себя одновременно работает и на общество.
Самопожертвование в этом, на мой взгляд, излишне. Наиболее ярким примером я
считаю коррумпированного врача, который отлично зная диагноз,
представляющий угрозу для жизни пациента, лечения не начинает, ожидая
«дополнительной оплаты» своих услуг, при отсутствии которой он не начнет
правильного лечения, чем может просто убить своего пациента. Чтобы такая, к
сожалению распространенная сейчас ситуация, оказалась невозможной,
достаточно лишь того, чтобы человек, в данном случае врач, просто нормально
выполнял свои обязанности.
О возникновении таких и аналогичных ситуаций в обществе часто ведутся
бурные дискуссии, люди поражаются тому, как человек может быть таким
эгоистичным безжалостным. Истинной же причиной, на мой взгляд, являются в
большинстве случаев ошибки педагогов, которые в процессе социализации не
заложили в человека тех основ, которые являются фундаментом формирующейся
личности.
Этим рассуждением я хотел показать, что педагогика является,
безусловно, важнейшей из гуманитарных наук, т.к. она начинает работу с
человеком раньше остальных. Прочие же науки больше способствуют
самосовершенствованию человека, которое, безусловно, важно, но которое
начинается далеко не на первом этапе социализации и в значительной степени
зависит от того, что было заложено в человека на более ранних этапах.
Поэтому очевидно, что хотя бы ознакомиться с педагогикой должен каждый
человек, которому так или иначе приходится регулярно общаться с детьми или
подростками, т.к. любая ошибка в этом общении может привести любым
последствиям, вплоть до искажения морально-нравственных ориентиров.
К сожалению какой-либо серьезной педагогической практики у меня не
было, но, как мне кажется, какие-то незначительные навыки в этой области
мною были получены во время достаточно длительного и регулярного общения с
людьми, деятельность которых непосредственно связана с педагогикой.





Реферат на тему: Цель воспитания, его место в воспитательном процессе (Контрольная)

Преподаватель:
Тимонин А.И.



Контрольная работа
Пед. теории, системы и технологии
студентки заочного отделения II курса
социально-педагогического факультета
специальность: социальная работа
Сухоруковой Натальи Викторовны



156012, г. Кострома,
ул. Костромская д. 88 кв. 65
тел: 55 - 99 - 23
Тема: Цель Воспитания, ее место в воспитательном процессе.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности
составляет одну из главных задач современного общества.
Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование
духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не
совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти
усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных
социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом
историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного
совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность
развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью
материальных и духовных ресурсов общества.
Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу
формирования развитой личности. Необходима организация систематического,
базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития
личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой
этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том,
чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что
требует не только умственного развития детей, не только развития их
творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять
свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов,
чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и
политической жизни, личностно-общественного становления, развития
многообразных способностей, центральное место в которых занимает
способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность
участвовать в социально необходимой деятельности.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и
если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие
на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат
действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение
детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных
ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно
средства и способы организации становятся непродуктивными.
И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга
способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы
воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых
форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при
этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и
целенаправленной организации.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и
сознательно организуемого совершенствования системы общественного
воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.
Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без
опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей
развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание
существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного
воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой
природы, техницизм в подходе к человеку.
Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена
в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса
воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие
воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и,
главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны
быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся
образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого
использования.
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы
воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное
самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков.
Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот -
всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и
социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление
детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не
подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно
выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие -
формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в
решении сложных нравственных проблем. "Условие эффективности воспитания -
самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей
деятельности".
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего
человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание
роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека,
через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у
ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет
возможность, превращается в действительность. "Воспитывать - это значит
направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя
в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает
требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя
цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки зрения - только
организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее
взаимодействия с каждым учеником".
Такой подход к построению процесса воспитания - как активного
целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей
методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа
растущего человека в становлении его личности.
Достижения современной науки, в том числе труды отечественных
философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков,
свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе
целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ
социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем
социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический
характер.
Но социально-историческое формирование личности не представляет собой
пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и
результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные
общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму
себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе
целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая,
определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
Показательно, что накопительница психологического опыта - литература
устами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину.
Так, Л.Н. Толстой полагал, что признание права "другого" непросто на
участие в "борьбе за существование", а на событие с самим собой и, более
того, утверждение собственной жизнью бытия этого "другого" становится
осуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным
критерием нравственного прогресса. "...Допустив только возможность замены
стремления к своему благу стремлением к благу других существ, - писал он в
трактате "О жизни", - человек не может не видеть и того , что это - то
самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение
цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед
человечества".
Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспитания,
среди которых главной он считал формирование потребности принести благо
другому, однако, можно не согласиться с ним в суждении о возможных путях
достижения этой цели. Л.Н. Толстой, как известно, отводил основную роль
нравственному просвещению, разделяя в этом взгляды просветителей XVIII в.
Данное положение позднее подверглось критическому переосмыслению, когда
разрыв между реальным поведением индивида и обнаруживаемым им знанием
нравственных норм и императивов действия стал очевидным для философов и
педагогов фактом.
Особую роль в воспитании играет искусство, которое в эмоционально-
образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и
развивает способность творчески преобразовывать мир и самого себя.
Просветительская ориентация в педагогике уступила место более
реалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и
знания как такового в процессе духовного развития личности.
Однако нравственное формирование личности не равно нравственному
просвещению. Установлено, что ценностно-ориентированная внутренняя позиция
ребенка возникает не как итог некоторых "педагогических воздействий" или
даже их системы, а в результате организации общественной практики, в
которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания
личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на
воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типу
организации соответствует приспособление педагогического процесса под уже
достигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организация
воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного
общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания
человека.
В связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики исходят из
того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись "в хвосте
детского развития", ориентируясь на его вчерашний день, а должно
соответствовать "завтрашнему дню детского развития". В этом тезисе четко
отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к
управляемому процессу, который способен создавать новые структуры
личностных ценностей растущих людей.
Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное
построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности
ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в "зону ближайшего
развития". Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может
продвигаться дальше не самостоятельно, а под руководством взрослых и в
сотрудничестве с более умными "сотоварищами", а уж затем и вполне
самостоятельно.
Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее
проектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, а в
соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим
его конкретные физиологические и психологические особенности.
Не может быть колебаний, писал А.С. Макаренко, - стремиться ли к
воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых.
При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил,
потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе
появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную
систему ее воспитания через специально задаваемую деятельность. Включение
ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой
развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного
поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными
образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и
регулирующих взаимоотношения детей.
"Искусство воспитания", приходит к обоснованному выводу, заключается в
использовании такого важнейшего психологического механизма, как создание
правильного сочетания "понимаемых мотивов" и мотивов "реально действующих",
а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному
результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому
типу реальных мотивов, управляющих жизнью личности. Так, дети подросткового
возраста знают о наличии важной и общественно ответственной жизни взрослого
члена общества. Но лишь включение в социально признаваемую деятельность
превращает эти "понимаемые" мотивы в реально действующие.
Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие
потребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования
конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности,
которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и
чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение)
и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально
необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие
твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;
инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других
людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять,
взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на
определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска.
Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим
подчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее качество должно
уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти
социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих
качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись
и сформировавшись как целостная личность, он способен стать полноценным и
полезным членом общества.
Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в единой
личности. Ядром личности, детерминирующим все ее частные проявления, служит
мотивационно-потребностная сфера, представляющая собой сложную и
взаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека.
Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать
у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит,
что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения,
мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над
эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в
мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом
человеке.
Формирование такой гуманистической направленности личности проходит
несколько этапов.
Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов
выступают отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков в их число
входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и
ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными
носителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственно
система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.
Она должна также быть ориентированной на "завтрашний день" развития
детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему
взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих
деятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из
них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-
потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-
потребностной сферы происходит не только по пути включенных в нее новых
образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших
мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-
потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью
мотивов.
Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование их
устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание
предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая
направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю
окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте
убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать
законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять,
произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось
бы разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного
творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность,
присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом
конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области
действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному
предмету (циклу предметов - естественно-научному, гуманитарному и т.д.).

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.
2. Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986.
4. Макаренко А.С. Соч. т. 5, 1960.
5. Мельников А.Э., Рожков М.И., Успенский В.Б., Государственный экзамен по
педагогике. - Ярославль, 1997.
6. Педагогика Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988.
7. Толстой Л.Н. Полное собр. соч.,т.26. - М., 1936.
8. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. -
1972
9. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - 1978.






Новинки рефератов ::

Реферат: Внешняя политика и решение глобальных проблем современности (Политология)


Реферат: Понятие и источники Конституционного права (Право)


Реферат: Маркетинг (Маркетинг)


Реферат: Аранжировка (Сельское хозяйство)


Реферат: Принципы Международного Права (Международное публичное право)


Реферат: Развитие авиации (Авиация)


Реферат: Заработная плата, её начисление, налоги с заработной платы (Аудит)


Реферат: Австрия (География)


Реферат: Правда о войне (Ю.Бондарев "Батальоны просят огня") (Литература)


Реферат: Культура (Культурология)


Реферат: Финансовый анализ в управлении отделением Сбербанка (Банковское дело)


Реферат: Понятия как форма мышления (Логика)


Реферат: Депортация населения Северного Кавказа (Политология)


Реферат: Шпоры к экзамену по Военной подготовке (Военная кафедра)


Реферат: Экзаменационные билеты по трем предметам из раздела программирования и компьютеров за декабрь 2000 г (Компьютеры)


Реферат: Отчет по производственной практике в Агенстве по торговле недвижимостью (Право)


Реферат: Усилитель модулятора системы записи компакт-дисков (Радиоэлектроника)


Реферат: Образование Великого Княжества Литовского (История)


Реферат: Бизнес-план (Менеджмент)


Реферат: Бухгалтерский учет на предприятии (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист