GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Влияние революции в России на ситуацию в мире (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Влияние революции в России на ситуацию в мире (Политология)



МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
РАДИОТЕХНИКИ ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)



Кафедра истории



Доклад



Тема:
«Влияние революции в России на ситуацию в мире»



Студент

Безродный А. И.

Преподаватель
Тихомирова Л. Ю.



МОСКВА


1999



Октябрьская революция разрешила противоречия, назревшие в конкретных
условиях России. Одновременно это были проблемы универсального значения,
поставленные эволюцией капиталистической системы.
На рубеже XIX—XX вв. произошло перерастание капитализма свободной
конкуренции в империализм — монополистический капитализм. Хозяйничанье
могущественных монополистических промышленно-финансовых объединений
обострило главные противоречия империализма — между возросшим общественным
характером производства и частнокапиталистическим присвоением его
результатов, между трудом и капиталом, между монополиями и основными слоями
нации. Вследствие этих процессов обострилась борьба двух тенденций в
международном рабочем движении — оппортунистической и революционной, начала
формироваться политическая армия социальной революции. В России
образовалась большевистская партия. В социалистическом движении других
стран возникали оппозиционные левые группы и течения, в массовых
демократических, антимонополистических движениях участвовали широкие слои
трудящихся.
Во втором десятилетии XX в. капиталистический мир представлял собой
сложную картину. К четверке высокоразвитых индустриальных стран —
Великобритании, Франции, Германии и США — по уровню развития
капиталистических отношений примыкали небольшие европейские государства —
Бельгия, Дания, Швеция, Швейцария, Нидерланды, а в Северной Америке —
Канада. Далее следовали страны со средним уровнем развития капитализма, где
не были полностью решены задачи буржуазно-демократических революций, а
завершение промышленного переворота совпало с перерастанием капитализма в
империализм. К ним относились, кроме России до революции 1917 г.,
многонациональная Австро-Венгрия, Италия, Испания и некоторые другие. К
этой категории тяготели государства индустриально еще слабо развитые —
Португалия, Румыния, Греция, а также ряд стран Латинской Америки. На
периферии капиталистического мира поднимались на борьбу народы колониальных
и зависимых стран.
Несмотря на различия в уровнях индустриального развития отдельные
государства и регионы, связанные финансово-экономическими и политическими
отношениями, являлись частью единого мирового хозяйства, мировой системы
капитализма.
В ходе первой мировой войны началось перерастание монополистического
капитализма в государственно-монополистический капитализм. В основных
воюющих государствах создавался механизм государственно-монополистического
регулирования экономики и социальных отношений, подчиненный интересам
крупного капитала, его целям «войны до победы».
Система империализма в целом созрела для социальных революций нового
типа — пролетарских. Неравномерность капиталистического развития в условиях
обострения классовых противоречии создавала обстановку, чреватую
социальными катаклизмами, созревали предпосылки для прорыва цепи
империализма в его наиболее слабых звеньях. В этой ситуации Октябрьская
революция в России была закономерным явлением. Наличие общих черт и
тенденций в формировании предпосылок социализма в России и в
капиталистическом мире в целом придавало Октябрьской революции всемирно-
исторический характер.
Социалистическая революция в России стала «переломным событием
всемирной истории, определила генеральное направление и основные тенденции
мирового развития, положила начало необратимому процессу — смене
капитализма новой, коммунистической общественно-экономической формацией».
Впервые в истории возникло и утвердилось государство диктатуры
пролетариата. Рабочий класс, объединив вокруг себя трудящиеся слои
населения, приступил к созданию основ нового общества.
{???}Победа Октября стала главным событием XX в. Характеризуя всемирно-
историческую роль русской революции, В. И. Ленин подчеркивал два ее
аспекта: международное значение в «широком смысле слова» и в «самом узком
смысле слова». В первом случае речь шла о воздействии Октября на развитие
мирового революционного процесса. Во втором — имелась в виду историческая
неизбежность повторения в международном масштабе некоторых главных черт
Октябрьской революции.
Опыт Октября позволил по-новому осмыслить ход революционного процесса.
Был сделан важный вывод о том, что наличие материальных, объективных
предпосылок социализма само по себе автоматически не ведет к победе
пролетарской революции. Решающее значение в этих условиях имеет зрелость
субъективного фактора. Тем самым был нанесен удар по теории и практике
социал-реформизма, по его политике пассивного ожидания социализма как
«естественно необходимого» результата эволюции капитализма. В. И. Ленин
разработал стройную теорию пролетарской партии нового типа как ведущей силы
социалистических преобразований. В результате опыта Октября, писал один из
создателей Коммунистической партии Италии А. Грамши, марксистская концепция
революции обрела «идейную и историческую конкретность».
Огромный международный резонанс вызвала новая форма политической
власти пролетариата — Советская власть. Октябрьская революция воодушевила
рабочий класс во всем мире. Был нанесен удар по теориям «незыблемости»
капитализма. У пролетариата капиталистических стран появились более
благоприятные возможности для отстаивания своих интересов в борьбе против
монополий. Национальная политика Советского государства, предоставление
народам бывшей царской России права на самоопределение, создание
национальных республик оказали большое влияние на народы колоний и
зависимых стран, побудив их к борьбе за национальное и социальное
освобождение. Начался кризис колониальной системы.
Одним из важнейших лозунгов революции был лозунг установления
справедливого и прочного мира. Первым декретом Советского государства стал
декрет о мире. В 20-х годах СССР первым забил тревогу по поводу
надвигающейся опасности войны, а в 30-е годы активно выступил за
коллективный отпор фашистской агрессии.
Однако путь Октября — путь первопроходцев. Строительство новой жизни
не имело образцов, оно предполагало постоянный поиск путей решения
практических задач. Новизна преобразований, темпы и масштабы вторжения
нового, затруднявшие возможность анализа обстановки и последствий принятых
решений, наложили негативный отпечаток на развитие революционного процесса
в СССР.
Октябрьская революция была Важнейшим проявлением революционного
подъема 1918—1923 гг. Буржуазно-демократические революции произошли в
Германии и Австро-Венгрии. В Германии революция имела социалистические
тенденции: в ряде городов были провозглашены Советские республики. В апреле
1919 г. возникла Советская республика в Баварии. Более четырех месяцев 1919
г. существовала Советская республика в Венгрии. Летом 1919 г. была
провозглашена Советская республика в Словакии. В других капиталистических
странах, особенно в странах Западной Европы, в 1918—1920 гг. развертывались
экономические бои и различного характера политические акции пролетарского
протеста. В 1923 г. послевоенный подъем завершился крупными классовыми
битвами в Германии, Болгарии и Польше, в которых рабочий класс потерпел
поражение.
В 1924 г. началась временная частичная стабилизация капитализма. Она
получила отражение в экономике, внутренней политике и внешней политике,
наложила отпечаток на рабочее движение и духовную жизнь тех лет. Это были
годы экономического процветания, относительно стабильного развития
буржуазного общества.
Однако в 1929 г. разразился глубокий экономический кризис, от
последствий которого капиталистический мир не мог избавиться вплоть до
второй мировой войны. Он повлек за собой массовую безработицу и обнищание
рабочего класса, невиданное ранее разорение и банкротство мелкобуржуазных
слоев, крах многих капиталистических предприятий и банков. Социальные
последствия кризиса носили разносторонний и глубокий характер. В ряде
стран, прежде всего в Германии, активизировались реваншистские настроения и
фашистское движение с его социальной и националистической демагогией. В
условиях раскола рабочего движения, при активной поддержке верхушки
финансовой олигархии нацисты установили в Германии диктаторский,
террористический режим. В 30-е годы в результате неравномерности развития
капитализма изменилось соотношение сил в капиталистическом мире. Германия,
Италия и Япония взяли курс на войну в целях нового передела мира. В 1939 г.
началась вторая мировая война, развязанная агрессивными государствами —
Германией, Италией и Японией. Она завершилась в 1945 г. разгромом
агрессоров и победой демократических антифашистских сил во главе с
Советским Союзом.
Мировое капиталистическое хозяйство в межвоенные годы отличалось
неустойчивостью и неравномерностью развития. Наметилась долгосрочная
тенденция замедления темпов экономического роста. Мировая капиталистическая
экономика трижды отбрасывалась назад кризисами перепроизводства (1920—1921,
1929— 1933 и 1937—1938 гг.). В межвоенные годы произошла деформация
традиционного экономического цикла: сократилась и ослабла фаза подъема,
резко возросла глубина кризисов, увеличились частота и глубина
кратковременных конъюнктурных спадов. Постоянным явлением стали недогрузка
производственного аппарата, хронический избыток капитала. Оборотной
стороной этого процесса были рост безработицы, увеличение резервной армии
труда не только в годы кризисов, но и в период экономического подъема.
Например, только в шести наиболее крупных капиталистических странах в 1929
г. было, по официальным данным, 5,4 млн. безработных, в 1932 г.—свыше 26
млн., а в 1938 г.— более 13 млн.
Кризис 1929—1933 гг. по своей глубине и разрушительной силе не имел
себе равных в истории капитализма. В значительной мере это было связано с
политикой монополий, ограничивавших производство при сохранении высоких
«регулируемых» цен, что увеличивало бремя задолженности, привело к массовым
банкротствам в ряде стран, к девальвации валют.
В межвоенные годы обострилась неравномерность развития государств
империалистической системы. Еще более укрепились позиции США в мировой
капиталистической экономике. Удельный вес Англии и Франции в
капиталистическом производстве снизился. Затянувшаяся после кризиса 30-х
годов депрессия обострила проблему рынков сбыта. Побежденная в первой
мировой войне Германия, восстановив военно-промышленный потенциал, снова
требовала «места под солнцем». Ее союзники — Италия и Япония, недовольные
послевоенным мирным урегулированием, также заявляли о своих
экспансионистских устремлениях. Изменился характер главных
межимпериалистических противоречий: антагонизм внутри стран-победительниц,
типичный для 20-х годов, отошел на второй план. Блок держав во главе с
фашистской Германией выступил с программой нового передела мира.
Главное противоречие капитализма — противоречие между трудом и
капиталом — приобрело качественно новый характер, обновились методы и формы
борьбы. Если раньше классовое противоборство развертывалось в основном
внутри отдельных государств, то в межвоенный период оно дополнилось
«внешним» фактором — пролетарской революцией в России. Страна Советов
выступила как союзник эксплуатируемых капитализмом масс в метрополиях и
колониальных странах, как одна из ведущих сил мирового революционного
процесса. Организационное оформление революционного авангарда пролетариата
в 1919 г. в Коммунистическом Интернационале явилось поворотным пунктом в
мировом рабочем движении. Классовые бои 1917—1923 гг. стали школой
революционного воспитания масс, подтолкнули образование компартий.
Однако в 20—30-е годы молодое коммунистическое движение еще страдало
сектантством и догматизмом. Об этом свидетельствовала, в частности,
Программа Коминтерна, принятая в 1928 г. на VI конгрессе. Перед компартиями
развитых капиталистических стран в качестве непосредственной стратегической
установки ставилась задача свершения социалистической революции. Важнейшей
вехой в преодолении этой сектантской стратегии и тактики был VII конгресс
Коминтерна. В межвоенные годы возросло влияние коммунистических партий. За
22 года — от Октябрьской революции до начала второй мировой войны —
численность коммунистов в мире увеличилась с 400 тыс. до 4 млн. человек (в
несоциалистических странах—до 1 млн. 750 тыс.), а к концу второй мировой
войны — почти до 20 млн. человек.
Серьезные сдвиги произошли в рабочем движении. Возросла численность
наемных работников: с 85 млн. в начале XX в. до 141,2 млн. к началу второй
мировой войны. Повысился уровень организованности пролетариата. В
профсоюзах состояло к концу 30-х годов 60 млн. человек (в 1914 г.— 14
млн.). В международном профсоюзном движении действовали четыре профцентра:
объединения левых профсоюзов, социал-реформистских, христианских и анархо-
синдикалистских. Социал-реформистские рабочие партии, входившие в Рабочий
социалистический интернационал, охватывали к концу 30-х годов 6 млн.
членов. Поражение революционных сил в послевоенных боях и начало
капиталистической стабилизации сопровождались усилением идейно-
политического воздействия буржуазии и социал-реформистских партий на
рабочий класс. Однако этот период не был длительным. С началом кризиса 30-х
годов наступил новый этап острейших классовых битв против
монополистического капитала, против реакции и фашизма.
Рабочее движение, рассматриваемое как совокупность всех форм
социальной активности рабочего класса в его борьбе против капитала,
оказывало влияние на социально-экономическое развитие, противодействовало
усилению эксплуатации наемного труда. Еще никогда в прошлом стачечная
борьба рабочего класса не носила столь массового и наступательного
характера. В 1919—1937 гг. в ней ежегодно участвовало в среднем 6 млн.
человек, в то время как в 1901—1914 гг.—2,8 млн. Отчетливо обозначилась
тенденция повышения результативности стачечного движения. Реальная
заработная плата увеличивалась, хотя этот рост проходил неравномерно и
нередко отставал от роста стоимости жизни. Рабочий класс добился
значительных социальных завоеваний: сократился рабочий день, все шире
распространялось социальное страхование. В ряде стран была создана
специальная служба по трудоустройству, увеличились социальные расходы
государства. Доля национального дохода, расходуемая на социальные нужды, в
странах Западной Европы возросла с 2,6 в 1900 г. до 11,3% в 1938 г.
Страхование по безработице к концу 30-х годов было введено почти во всех
крупных государствах с парламентским режимом, причем в 8 странах оно
являлось обязательным. В 25 государствах было введено пенсионное
обеспечение, в 20 — страхование по болезни. Часть фондов социального
страхования составляли взносы рабочих.
В целом рабочее движение в межвоенные годы добилось ряда важных
уступок от монополий и государства. Однако преодолеть раскол рабочего
класса не удалось. Лишь временно и в некоторых странах (Испания, Франция)
удалось реализовать единство действии пролетарских масс и партий в
антифашистских акциях и в борьбе за социальные реформы.
В межвоенные годы существенно трансформировалась политическая
стратегия буржуазии. Выработанные ею два основных метода борьбы за свои
интересы — метод насилия и метод уступок и реформ — значительно
модифицировались. С одной стороны, раздвинулся вправо диапазон
консервативной политики. Наряду с традиционными консервативными
организациями появился крайне правый, экстремистский вариант партий нового,
фашистского типа. Эта же тенденция усиливалась и в политических кругах,
установивших в начале 20-х годов военно-авторитарные режимы в государствах
Центральной и Юго-Восточной Европы. С другой стороны, в результате
расширения диапазона буржуазно-реформистской политики появились ее новые
варианты, основанные на сотрудничестве с социал-демократической верхушкой
рабочего движения.
Перед первой мировой войной реформистскому крылу буржуазии, как
правило, удавалось обходиться без прямой правительственной поддержки
социалистов. В США эта модель использовалась и в последующем, что
объяснялось стабильностью американской двухпартийной системы и
относительной прочностью позиций капитала. Однако в Европе уже в годы
первой мировой войны была испробована и другая модель — форма коалиционного
правительства с участием лидеров социалистических партий. Качественные
сдвиги в мировом революционном процессе под влиянием Октябрьской революции
потребовали от буржуазии дальнейшей разработки новой стратегии и тактики с
целью расширения социальной базы ее власти, интеграции рабочего движения в
буржуазное общество. В обстановке повышения активности масс, включавшихся в
общественную жизнь, было опасно отталкивать социал-демократов в
«безответственную» оппозицию. Предпринимались шаги с целью включения ее в
качестве партнера в «созидательную» деятельность «на общее благо».
Неустойчивость позиций господствующих классов, глубокое полевение в
народных низах в ряде стран приводило к власти социал-демократов.
Лидеры германской социал-демократии неоднократно входили в
правительство, а иногда даже возглавляли его в период Веймарской буржуазной
республики. В Скандинавских странах первый однопартийный социал-
демократический кабинет был образован в Швеции в 1920 г., а с 1932 г. эта
партия в течение 44 лет находилась во главе государства. В Дании социал-
демократы «исполняли власть» с перерывами свыше полувека, в том числе в
предвоенное десятилетие, а в Норвегии — в течение трех десятилетий (с 1935
г.). Лейбористы Англии дважды в межвоенные годы (в 1924 и 1929—1931 гг.)
возглавляли правительство, продемонстрировав, что они вполне способны
заменить либералов, влияние которых как партнера-соперника консерваторов
резко упало. Социалисты входили в коалиционные правительства или
возглавляли их также в Бельгии, Финляндии и Чехословакии. Кабинет
социалиста Л. Блюма, сформировавшего в 1936 г. правительство Народного
фронта во Франции, имел более сложный характер. Его поддерживали рабочие в
союзе с мелкой буржуазией. Коммунисты были важнейшей силой антифашистского
движения, инициаторами крупных социально-политических преобразований,
проведенных в годы Народного фронта.
Иной тип политики буржуазного реформизма сложился в ряде других
государств, прежде всего в некоторых странах Латинской Америки. В условиях
относительной слабости развития капиталистических отношении и
социалистических партий буржуазные реформы проводились там национально-
либеральной буржуазией (в Аргентине, Мексике, Чили, Уругвае, Перу).
Сотрудничество социал-демократов и буржуазно-реформистских сил — в
форме коалиции или в форме «конструктивной» оппозиции — имело под собой еще
одну основу: определенную общность взглядов относительно мер преодоления
кризиса. Как те, так и другие в 30-е годы считали необходимым значительное
повышение активности государства, его вмешательства в экономику и социально-
политические отношения. Лидеры социал-демократов рекламировали эти меры как
«путь к социализму», а буржуазия видела в них опору власти капитала и
противовес рабочему движению. Эта цель открыто декларировалась, в
частности, в трудах английского экономиста Дж. М. Кейнса, идеи которого
воспринимались в буржуазно-реформистских кругах как универсальное средство
обеспечения устойчивости капитализма. Реакционный характер государственно-
монополистическое регулирование носило в фашистских странах.
Появление в 30-е годы различных типов государственно-
монополистического капитализма отражало усилия буржуазии укрепить
капиталистический строй. Однако в тот период государственно-
монополистическое регулирование еще рассматривалось как чрезвычайная мера,
осуществляемая в кризисной ситуации. Далеко не всегда оно осознавалось в
качестве перманентного средства «модернизации» капитализма.
Модификация политической стратегии буржуазии и расширение спектра ее
тактико-стратегических акций в определенной степени расширяли возможности
буржуазно-реформистской политики. Однако нередко проявлявшаяся
неспособность к трезвому анализу обстановки, классово-эгоистический
характер многих акций господствующих «верхов», их антисоветизм и
антикоммунизм ослабляли позиции буржуазно-демократических государств. В
борьбе против рабочего класса буржуазия нередко стремилась отказаться от
демократических завоеваний, которыми она ранее гордилась. В результате
укрепилась тенденция к усилению исполнительной власти за счет некоторого
ослабления роли представительных учреждений. Государственные дела решались
не в парламенте, а в узком элитарном кругу, в тайне от общества.
Происходило заметное ослабление внутрипартийной демократии, возрастание
роли партийной верхушки, ее бюрократизация, ущемление прав рядовых членов
партии. В обстановке обострения классовых антагонизмов правящие круги все
чаще прибегали к нарушению буржуазной законности как в «легальной» форме
(принятие антиконституционных законов и «чрезвычайных актов»), так и в
форме открытого произвола и насилия.
Политика буржуазного реформизма имела определенную эффективность в
государствах, где буржуазно-парламентские институты сохраняли относительную
стабильность. Вместе с тем весь комплекс реформ и уступок, в том числе и
сотрудничество с социал-демократами в европейских странах, воспринимался
значительной частью буржуазии как временная мера. Для ее настроений были
характерны надежды повернуть историю вспять и «обрести свободу в своем
доме», ностальгия по «старым, добрым временам».
В условиях углубления кризиса традиционного буржуазного либерализма,
роста классовых антагонизмов, обострения межимпериалистических противоречий
и неравномерности капиталистического развития отдельных стран
активизировались правоэкстремистские силы, возник фашизм. Наступление
фашизма в Западной Европе характеризовалось чередованием подъемов и спадов.
Первая волна (1919—1923) была периодом становления фашистского или
полуфашистского режимов в некоторых странах. Временно там еще сохранялись
отдельные буржуазно-демократические институты, например в первые годы
фашистского режима Б. Муссолини в Италии. В начале 30-х годов поднялась
вторая волна фашизма. Ее пиком стало установление нацистской диктатуры в
Германии. В условиях нараставшей дестабилизации германского буржуазного
общества верхушка финансовой олигархии сделала ставку на фашизм. В этом
смысле фашизм при всей его специфике в различных странах везде имел единую
классовую сущность, будучи открытой террористической диктатурой наиболее
реакционных, наиболее империалистических и наиболее шовинистических кругов
монополистической буржуазии.
Установление фашистских режимов в Италии и Германии укрепило позиции
правых сил в других странах. Фашизация в Португалии началась еще в 20-х
годах. В 1932 г. О. Салазар был облечен диктаторскими полномочиями, а в
1933 г. была принята конституция, узаконившая режим «корпоративизма»,
близкого к итальянскому. В 1939 г. в результате фашистского мятежа и
гражданской войны при поддержке Германии и Италии в Испании утвердился
фашистский режим генерала Франко.
В ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы еще в начале 20-х
годов установились различного типа консервативные военно-авторитарные
режимы, носившие более традиционный характер. Их специфика определялась
особенностями социально-экономического развития: незавершенностью
буржуазно-демократических преобразований, недостаточной развитостью
капитализма, обремененностью пережитками феодализма, сохранением
помещичьего землевладения. В ряде стран этого региона (Болгария, Румыния,
Венгрия, Югославия, Греция, Албания) сохранилась (или была восстановлена)
форма конституционной монархии довоенного образца. Буржуазно-парламентские
институты в этих странах, не имевшие прочных традиций, переживали
перманентный кризис, который усугублялся нерешенностью социальных проблем.
Подавляющее большинство граждан было, как правило, отстранено от участия в
политической жизни. В некоторых странах возросли милитаристские тенденции и
роль армии. В зависимости от расстановки политических сил и исторических
традиций правящая элита использовала во внутренней политике, наряду с
авторитарно-бюрократическими и профашистскими, также буржуазно-
парламентские методы господства. Авторитарные режимы тяготели к фашистским
государствам, а последние в свою очередь стремились вовлечь их в орбиту
своего влияния.
В Венгрии после разгрома Советской республики в 1919 г. не была
восстановлена прежняя буржуазно-демократическая система. После ряда правых
кабинетов в 1920 г. в стране утвердился профашистский режим генерала М.
Хорти, свергнутый лишь в конце второй мировой войны. В Румынии в первые
послевоенные годы нарастала политическая неустойчивость, а во второй
половине 30-х годов усилились фашистские тенденции. Установленный в Польше
в 1926 г. режим «санации» с отчетливо выраженными авторитарными чертами
также эволюционировал к фашизму. В Албании диктатура А. Зогу
ориентировалась на фашистскую Италию. В Болгарии в середине 20-х годов
утвердился авторитарный режим «цанковщины», на смену которому после
переворота 1934—1935 гг. пришло правительство, находившееся под влиянием
фашистской Германии. В начале 30-х годов реакционная диктатура была
установлена в Югославии. Диктаторские формы правления утвердились и в
некоторых государствах Латинской Америки — в Венесуэле, Бразилии, на Кубе,
в Чили и некоторых других странах.
В годы второй мировой войны авторитарные профашистские режимы
Центральной и Юго-Восточной Европы были сметены в результате военного
поражения фашизма и развития антифашистского национально-освободительного
движения. В Испании и Португалии, в силу специфических обстоятельств,
фашистские режимы удержались до последней четверти XX в.




Реферат на тему: Внешнеполитическая деятельность Испании и ее членство в Европейском Союзе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
БАКИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТОЛОГИИ

Факультет Политологии
Кафедра “Международных отношений и Страноведения”



Дипломная работа на тему
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСПАНИИ
И ЕЁ ЧЛЕНСТВО В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ



Научный руководитель
проф. Ф.Мамедов
Студентки гр.544
С.Н.Коненко


БАКУ-1997 ГОД


СОДЕРЖАНИЕ


cтр.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

ГЛАВА I. ОТНОШЕНИЯ ИСПАНИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ: . . . . . . . . . . .
. . . . . 7

1.1. Вступление Испании в ЕС.
1.2. Положение Испании в Евросоюзе на современном этапе.

ГЛАВА II. ПРИОРИТЕТЫ ИСПАНИИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕС: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

2.1. Средиземноморье.
2.2. ЕС - Латинская и Центральная Америка.
2.3. Центральная и Восточная Европа.
2.4. Отношения со странами Северной Африки.
2.5. Ближневосточный регион.
2.6. Позиция Испании по развитию отношений ЕС с Россией.

ГЛАВАIII. ПОЗИЦИЯ ИСПАНИИ ПО ОБЩИМ ПОЛИТИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ: . . . . .
45

3.1. Коллективная оборона.
3.2. Трансатлантическое сотрудничество.
3.3. Социально-экономические аспекты интеграции ЕС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПЕРИОДИКИ . . . . . . . . . . . . .
. . . . . 64
ВВЕДЕНИЕ

Коренные изменения, происшедшие на постсоветском пространстве - распад
СССР и образование суверенных независимых государств, обострение
внутриполитической и экономической обстановки внутри этих стран привели к
необходимости переосмысления приоритетов внешней политики бывших
республик Союза, переоценке объектов, целей и методов осуществления
внешнеполитической деятельности, в т.ч. в рамках развития политических и
экономических отношений с международными и региональными организациями, а
также с отдельными странами, являющимися их членами. Особый интерес с
этой точки зрения представляет изучение опыта одной из самых влиятельных
европейских организаций - Европейского Союза. Его деятельность на
протяжении почти 40 лет позволяет выявить, проанализировать и творчески
использовать опыт функционирования сложной системы межгосударственных
отношений с учетом самостоятельности каждого отдельного государства и
интересов Западной Европы в целом.
Очевидным является то, что Европейский Союз начиная с 70-х годов,
преодолев ряд сложных моментов в ходе своего развития и формирования,
постепенно превратился в один из полюсов политической и экономической
силы на международной арене. При этом члены ЕС, имея общие интересы в
области внешней политики, коллективной безопасности, безусловно имеют и
отстаивают и свои национальные интересы. В течение длительного периода
этим странам удается, в основном, находить общие решения, соблюдать
баланс интересов ЕС в целом и отдельных государств-членов. Следует также
отметить, что ЕС успешно использует специфические возможности своих
членов в различных регионах мира. В частности, традиционно продвинутые
отношения Испании с Латинской Америкой, Северной Африкой играют
значительную роль в развитии контактов этих стран с Евросоюзом.
Выбор автором темы отношений Испании и Европейского Союза в области
внешнеполитической деятельности обусловлен прежде всего тем, что работа с
этой организацией является одним из основных приоритетов внешней политики
новых независимых государств как Восточной и Центральной Европы, так и
входивших ранее в СССР, а также тем, что отношения Азербайджана с ЕС на
нынешнем этапе начинают приобретать политический характер, особенно после
подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, в ожидании решения
вопроса о его полноправном членстве в Совете Европы (СЕ). При этом надо
учитывать, что Испания в последние годы играет все более заметную роль в
определении политического курса Евросоюза и СЕ.
Актуальность избранной темы и определяется той возрастающей ролью и
местом, которые занимает Испания в формировании внешнеполитического курса
Европейского Союза на нынешнем этапе, а также необходимостью для
Азербайджана учитывать данное обстоятельство для более активного участия
нашей страны в сотрудничестве с ЕС, в т.ч. и прежде всего путем развития
двусторонних отношений со странами-членами этой организации.
Основой данной работы стали документы и материалы ЕС, публикации и
монографии по проблематике европейского строительства, истории,
экономике, социальной политике и культурным связям, многочисленные
публикации зарубежной, прежде всего испанской, и российской прессы,
материалы и документы МИД России и Азербайджана. Также были использованы
работы, опубликованные в российской и советской историографии. При этом
автор провел самостоятельное исследование и анализ широкого круга
источников.1.
Новизна работы заключается, в первую очередь, в выборе самой темы
исследований, так как за последние годы в советской, российской и
азербайджанской научной литературе не было и нет специальных
исследований, посвященных вопросам взаимоотношений Испании и ЕС в области
внешнеполитической деятельности. Поэтому проблематика является новой для
азербайджанских политических реалий, а круг специализированных
источников, в т. ч. документальных, довольно невелик.
Практическая ценность работы состоит в том, что для Азербайджана
представляет интерес изучение опыта Испании по постепенному подключению
к деятельности крупной региональной организации в Европе, а также ее
опыт в использовании двустороннего и многостороннего сотрудничества для
оказания определенного влияния на формирование позиции Европейского
Союза, в т.ч. по отношению к проблемам представляющим для Азербайджана
определенный интерес, например, по проблеме карабахского урегулирования.
Прикладное значение дипломной работы определяется также тем, что ее
отдельные положения, в частности, касающиеся проблематики европейской
безопасности, вопросов урегулирования региональных конфликтов,
сотрудничества в Средиземноморье, позиции ЕС в отношении стран
Центральной и Восточной Европы, могут быть использованы в работе
соответствующих управлений МИД Азербайджана. Кроме того, материалы работы
могут быть использованы в высших учебных заведениях при подготовке
спецкурсов по тематике европейского строительства, а также в
азербайджанских ведомствах и общественных организациях, имеющих отношение
к проблемам европейского сотрудничества.
В соответствии с поставленной целью была сформирована структура
дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка
источников и материалов.
ГЛАВА I. ОТНОШЕНИЯ ИСПАНИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

1.1. Вступление Испании в ЕС.

Испания является членом ЕС с января 1986 года. Вступление в
Европейский Союз принесло Испании существенные выгоды как в
экономической, так и в политической областях. Таким образом, Испания
получила гораздо большую возможность оказывать реальное воздействие на
ход международных дел.
Период довольно быстрого развития испанского капитализма в 60-70 годы
обусловил значительный рост экономических связей Испании с ведущими
западноевропейскими странами. Несмотря на имевшую место в то время
определенную изоляцию франкистского режима, объем торговли между Испанией
и "Общим рынком" с 1959 г. по 1970 г. увеличился более чем в 6 раз. В
1970 году Мадрид поставил в страны ЕЭС продукции на 99 млрд. песет, а
закупил на 163 млрд. песет, в то время как в США испанский экспорт
составил 23 млрд. песет и импорт - 62 млрд. песет, а в Латинскую Америку
было экспортировано товаров на сумму 17 млрд. песет и импортировано - на
28 млрд. песет.1.
Географическое положение Испании, ее традиционно-исторические
социальные и культурные связи с Европой, а также схожесть экономических
структур с другими западными странами постоянно оказывали объективное
влияние на проевропейскую ориентацию испанских общественных и деловых
кругов. Национальная буржуазия, стремившаяся к расширению своих внешних
связей, сознавала, что широкие связи с США и странами других континентов
не позволят ей выйти из политико-экономической изоляции без тесного
сотрудничества и взаимодействия с ЕС. В 60-е годы министр иностранных дел
Испании Ф.М.Кастиэлья писал: "Территориальная близость моей страны с
Сообществом и поддержка, которую могут предоставить ее географическое
положение для сплочения Европы, побуждает мое правительство добиваться
ассоциации, способной в свое время вылиться в интеграцию".1.
Сторонники "новой ориентации" на Западную Европу, преодолев
сопротивление старой фалангистской гвардии, продолжавшей проповедовать
политику автаркии в области экономики, приступили к конкретной реализации
плана интеграции Испании с ЕС, начав диалог с Сообществом.
Первые переговоры между Испанией и ЕС о приеме страны в эту
организацию на правах ассоциированного члена были проведены в 1962-1966
годах, однако успехом не увенчались. Ряд членов ЕС высказались против
принятия Испании под предлогом "политических" соображений. Начало
трансформации франкистского режима и разразившийся в стране экономический
кризис во второй половине 70-х годов усилили важность проблемы интеграции
Испании с ЕС. Испанские правящие круги рассчитывали с помощью "Общего
рынка" поправить дела в испанской экономике, снизить стремительный рост
безработицы, оказывающий непосредственное влияние на нестабильность
внутриполитического положения, и получить политическую поддержку силам,
проводящим правоцентристские реформы в стране. Связь с ЕС, равно как и с
НАТО, должна была стабилизировать обстановку в Испании, препятствуя
проявлению рецидивов как со стороны левых сил, так и со стороны крайне
правых.
В последующие годы, в особенности после смерти Франко, был проведен
ряд переговоров и приняты решения, которые позволили 12 июня 1985 года
подписать в Мадриде Договор о вступлении Испании в ЕС. Вступление и
участие страны в деятельности органов ЕС оказало содействие усилению
существующих в Испании демократических институтов. Кроме того, за
прошедшие десять лет стране удалось продвинуться в число ведущих стран
Европейского Союза и, в первую очередь, в области его политической
деятельности. Поэтому кажутся весьма символичными слова экс-министра
иностранных дел Ф.Ф.Ордоньеса: "Никто в Испании не избирал Европу лишь на
основе подсчета преимуществ и неудобств такого пути. Я считаю, что
вступив в Сообщество, испанский народ сделал жизненно необходимый,
исторический выбор".1.

1.2. Положение Испании в Евросоюзе на современном этапе.

В последние годы Мадрид наращивает активность в рамках ЕС,
рассматривая интеграцию в Западной Европе в качестве магистральной линии
развития межгосударственных отношений в общеевропейском контексте.
Испания принадлежит к т.н. "европеистскому крылу" ЕС, энергично участвует
в формировании политического и валютно-экономического союзов в рамках ЕС,
отстаивает расширение полномочий Европейского Союза в области внешней
политики и безопасности. В отличие от ряда других партнеров по Союзу, в
частности, Великобритании, Мадрид выступает не за ограничение, а за
сбалансированное расширение сферы компетенции наднациональных органов ЕС
(для Азербайджана такая постановка вопроса пока вообще неприемлема, если
судить по заявлениям и президента Г.Алиева, и министра иностранных дел
Г.Гасанова - прим. автора), увеличение бюджета Евросоюза (при
дифференцированном наполнении его с учетом уровня развития той или иной
страны).1.
Испания в целом негативно относится как к немецкой концепции "твердого
ядра", так и к британской идее свободного присоединения любой страны
Союза только к тем соглашениям, которые она сочтет для себя приемлемыми.
Испанцы симпатизируют достаточно гибким "транспарентным" формам
интеграции в рамках ЕС, которые, с их точки зрения, де-факто уже
существуют (Шенген, евроармия, европейская валютная система). Вместе с
тем, Мадрид занимает жесткие позиции по отношению к приему новых членов,
требуя выполнения ими всех необходимых условий членства Европейского
Союза, не без оснований опасаясь перераспределения средств ЕС в ущерб
себе при расширении Евросоюза.
Приоритетными задачами испанского представительства в ЕС во второй
половине 1995 г. являлись окончательная отработка механизма вступления
в третью фазу валютного и экономического союза; усиление и консолидация
внешней политики и политики в области безопасности ЕС; решение
административно-юридических проблем; проработка вопросов социальной
ориентации экономического роста (в первую очередь, борьба с
безработицей); подготовка институциональной реформы Евросоюза.
Первоначально после вхождения в "тройку" ЕС в январе 1995 года Мадрид
попытался занять лидирующие позиции в процессе разработки институционной
реформы Евросоюза. Однако внутриполитическая нестабильность и "натиск" со
стороны партнеров, в первую очередь Германии и Франции, заставили
испанцев умерить свои амбиции и сосредоточиться преимущественно на
проблематике, близкой Испании: подготовка конференции ЕС по
Средиземноморью, соглашений с Мексикой, Чили, Кубой, реальная реализация
различных направлений сотрудничества со странами Северной Америки. Тем не
менее не стоит преуменьшать роль испанцев в разработке базовых положений
грядущей реформы Маастрихта с учетом, в частности, тех обстоятельств, что
подготовка к межправительственной конференции 1996 г. приходилась на
испанское председательство, а рабочую группу ЕС возглавил испанец
К.Вестендорп.
Испанцы являются сторонниками перехода от принципа консенсуса к
принципу квалифицированного большинства с учетом демографического фактора
при распределении голосов между странами. Мадрид полагает, что
первоначально новый принцип голосования может быть апробирован при
рассмотрении вопросов совместной внешней политики и политики в области
безопасности.
Внесение в повестку для конференции 1996 г. темы о совместной внешней
политике активно поддерживается, наряду с Испанией, Германией, Бельгией и
Францией. Отмечая ограниченность деятельности ЕС в этом направлении,
испанцы считают, что даже без реформы Маастрихтского договора возможно
достичь большей координации и эффективности совместных усилий стран ЕС на
международной арене путем определения внешнеполитических приоритетов на
период председательства одной страны, введения четкого механизма
финансирования совместной внешней политики, а также активизации и
разнообразия форм политического диалога с третьими странами и группами
стран. По мнению Мадрида, в реализации внешнеполитического курса
Евросоюза должна возрасти роль “тройки” ЕС. Ф.Гонсалес предложил изменить
состав "тройки" и включить в нее, наряду со страной-председателем ЕС (при
увеличении срока председательства до двух с половиной лет), сменного
зам.председателя и председателя КЕС. Испанцы также полагают, что
вступление в силу Шенгенских соглашений будет способствовать появлению
новых представительств ЕС в международных организациях, а в последующем и
его совместных консульств и посольств в третьих странах.1.
В части вопросов безопасности и оборонной политики испанцы, с одной
стороны, выступают за вычленение их в отдельное направление деятельности
ЕС, с другой - надеются на постепенное сближение и конвергенцию ЕС и ЗЕС.
Одним из приоритетных направлений испанского председательства в ЕС во
второй половине 1995 г. оставалась перешедшая от французов проблематика
занятости и ее соотношение с экономическим ростом и
конкурентоспособностью. На эту тему подготовлена "Белая книга", в которой
содержатся рекомендации по структурной реформе в сфере занятости.2.
Среди финансово-экономических задач, стоявших в повестке для
испанского председательства, следует отметить продолжение работы над
гармонизацией налоговой политики стран-членов ЕС, консолидацией
внутренних финансовых рынков, расширением обмена экономической и
финансовой информацией на межгосударственном уровне, выполнением
программы по трансевропейским энергетическим и газовым сетям, а также
окончательным определением расходов по 14 транспортным проектам в рамках
ЕС до 2000 года.
Непосредственно в период испанского председательства велась работа по
усилению многостороннего контроля над выполнением каждой страной
требований Маастрихта в рамках формирования валютно-экономического союза
(ВЭС), в том числе по бюджетам на 1996 г., а также гармонизации методик
статистико-экономического учета. Кроме того, Евросоюзу в декабре 1995 г.
был представлен доклад о механизме перехода к третьей фазе ВЭС.1.
Важное значение испанцы уделяют развитию реформы в аграрном секторе
Союза и отработке единой позиции ЕС по отношению к аграрному сектору ЦВЕ.
Испанцы намерены интенсивно защищать свои интересы в рыбной отрасли, в
том числе путем достижения согласованности законодательств в странах ЕС о
рыбном рынке и рыбных ресурсах, а также проведения более
"последовательной" политики Евросоюза в переговорах с третьими странами о
рыбном промысле в национальных и экстерриториальных водах.
При содействии Мадрида в начале испанского председательства в ЕС (17
июля 1995 г.) было подписано Временное торговое соглашение между Россией
и ЕС. По аналогии такое не исключено и по отношению к Азербайджану. В
Мадриде исходят из того, что демократическое обновление в странах СНГ
должно привести к созданию более прочной и надежной системы безопасности
и сотрудничества в Европе. Руководящие деятели Испании неоднократно
заявляли о необходимости налаживания с этими странами качественно новых
экономических и политических отношений.1.
ГЛАВА II. ПРИОРИТЕТЫ ИСПСНИИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕС

2.1. Средиземноморье.

Одно из традиционно приоритетных направлений испанской внешней
политики средиземноморское получило в последнее время заметное развитие.
Главное, что Мадриду вместе с Парижем и Римом после ряда лет настойчивых
попыток, по-видимому, в какой-то степени удается привлечь большее
внимание партнеров по Европейскому Союзу к этой зоне и утвердить в
международных, прежде всего европейских, структурах понимание неотложного
характера усиления разностороннего сотрудничества в Средиземноморском
регионе.
Речь идет в основном о противопоставлении "опасностям", проистекающим
для Европы из стран южного Средиземноморья, о помощи развитых стран в
решении их социально-экономических, политических проблем, установлении с
ними "нового" типа отношений. Принятие в течение 1994-1995гг. по
инициативе испанцев в высших органах ЕС, НАТО, ЗЕС и даже ОБСЕ ряда
заявлений с конкретными формулировками по проблематике этого региона
является убедительным свидетельством результативности дипломатии Мадрида
и определенной эволюции позиций испанских партнеров, ранее
недооценивавших это направление.
По мнению руководства страны, также важным моментом является
определенное противопоставление подходов ЕС и США к проблемам
Средиземноморья. Конкретные различия в их тактических шагах основываются
на изначально иных концепциях. Испанцы полагают, что Вашингтон
рассматривает Средиземноморье не иначе, чем неспокойный коридор,
связывающий Америку с Израилем и нефтяными государствами Персидского
залива. В этой связи тактика американцев сводится прежде всего к
умиротворению примыкающей к Израилю зоны. Подход же европейцев
принципиально иной. Для них эта зона является непосредственно примыкающей
к их границам со всеми вытекающими последствиями, связанными с
необходимостью развивать с ней добрососедские отношения и
сотрудничество.Этим объясняется тот факт,что Европа, а не США является
главным финансовым "донором" региона.1.
Испанское правительство также считает, что в Европе испытывают
определенное неудовольствие тем, что США фактически оттеснили ЕС от
процесса ближневосточного урегулирования, девальвировав многолетние
миротворческие усилия европейцев, а заодно и их стремления к усилению
своего политического престижа в регионе. Средиземноморские инициативы
1995 г., по замыслам испанцев, призваны во многом исправить положение и
вернуть ЕС политическую инициативу.
Особо деликатным делом является, по мнению Испании, учет фактора
исламского радикализма, который был спровоцирован в современной форме
войной в Афганистане и сейчас все больше угрожает распространиться даже
на Европу. Имея в виду в качестве примера Боснию и Чечню, генеральный
секретарь НАТО Х.Солана считает, что европейским политикам нельзя
ошибаться, сбрасывая со счетов или неверно интерпретируя этот аспект
региональных конфликтных ситуаций.1.
Следует отметить, что испанцы являются инициаторами и сторонниками
организации и проведения крупных международных мероприятий, посвященных
изучению и выработке необходимых мер по улучшению обстановки в
Средиземноморье. Так, например, высказанная в свое время президентом
Ф.Миттераном идея созыва большой Конференции для обсуждения насущных
проблем в этом регионе была поддержана и дополнена Мадридом, предложившем
запустить процесс, аналогичный СБСЕ. Эта идея сохраняет свою актуальность
и по сей день, несмотря на то, что из-за существующих разногласий
средиземноморских стран она отодвинута на более дальний план.
В период председательства Испании в ЕС во втором полугодии 1995 года
кульминационным моментом в рамках многочисленных мероприятий по тематике
Средиземноморья, организованных по линии Евросоюза, стала проведенная в
Барселоне Евро-Средиземноморская конференция по тематике дальнейшего
развития Европы и наметившая конкретные пути создания здесь новой зоны
сотрудничества, естественно, вокруг Европейского Союза. Испанцы полагают,
что им удалось в какой-то мере добиться успеха в сбалансировании
излишнего, по их мнению, внимания ЕС к Восточной Европе в сторону
усиления сотрудничества со странами Средиземноморья.
В развитие Eвро-Средиземноморской конференции и по инициативе
правительства Каталонии, поддержаного МИДом Испании и Комиссией
Европейского Союза, в Барселоне 29 ноября - 1 декабря 1995 г. был
проведен Евро-Средиземноморский гражданский форум. В его работе приняло
участие более 1200 независимых экспертов, а также специалистов по
социально-экономическим, научно-техническим и гуманитарным вопросам,
представлявшим 38 стран региона и другие государства.1.
Целью Форума являлись независимая экспертная оценка перспектив
многостороннего сотрудничества между Европейским Союзом и странами
Средиземноморского бассейна, с точки зрения создания климата взаимного
понимания и выдвижения конкретных предложений в развитие Барселонской
политической декларации. Форум стал первым шагом на пути своего рода
материализации "духа Барселоны" в строительстве нового типа отношений в
этом регионе мира.2.
Участники Форума подчеркнули, что решение поставленных задач
непосредственным образом связано с защитой прав человека и укреплением
здесь демократических институтов. Ключом к стабилизации положения в
регионе, как было признано участниками мероприятия, является социально-
экономическое развитие его наиболее отсталых частей. Преобладал также
вывод о том, что непременным условием успешной реализации намеченных на
межправительственном уровне планов евро-средиземноморского
сотрудничества, учитывая специфику региона, является максимально широкое
подключение к нему гражданского общества средиземноморских стран.
Перспектива выработки общего "средиземноморского сознания"
представлялась, однако, экспертам весьма отдаленной.1.
В принятой на Форуме декларации приветствуется выделение Евросоюзом
значительных средств (св. 6 млрд. долл. В 1996-1999гг.) на осуществление
программ по выравниванию уровней развития различных регионов
Средиземноморья.
Участники Евро-Средиземноморского гражданского форума приняли решение
о придании ему статуса постоянной структуры по поддержанию диалога и
сотрудничества в регионе. На базе Каталонского института
средиземноморских исследований учрежден постоянный секретариат Форума,
который вместе с создаваемым соответствующим Международным комитетом
займется отслеживанием реализации проектов сотрудничества. Следующее
заседание Форума планируется провести в одной из стран южного
Средиземноморья весной 1997 года. Испанцы полагают, что подобные
мероприятия весьма позитивно влияют на стабилизацию ситуации в этом
регионе.
Таким образом, оценивая современную средиземноморскую политику
Испании, все более очевидным становится постепенное обретение реальных
очертаний схемы Средиземноморского регионального сотрудничества,
создаваемой под эгидой Европейского Союза. Мадрид в этом процессе
изначально играет заметную роль, превращаясь в одного из главных
участников международных усилий по приданию этому региону мира большей
безопасности и стабильности.

2.2. ЕС - Латинская и Центральная Америка.

Латинская Америка - также регион приоритетного внимания Испании, и
испанское правительство придает большое значение развитию многопланового
политического и экономического сотрудничества со странами этого
континента и подведению под эти отношения широкой договорно-правовой
базы.
При этом Испания активно содействует повышению внимания со стороны ЕС
к латиноамериканской проблематике, стремится играть роль своего рода
моста между Европой и Латинской Америкой.
Испания является последовательным сторонником наращивания
интеграционных процессов в Латинской Америке. В Мадриде полагают, что
углубление латиноамериканской интеграции отвечает национальным интересам
каждой из стран, служит стабилизации их политических и финансово-
экономических структур, содействует укреплению общей тенденции на
демократические преобразования на континенте. Данная позиция
соответствует стремлению Испании укрепить и расширить свое политическое и
экономическое присутствие в одном из наиболее динамично развивающихся
регионов планеты, который традиционно входит в зону приоритетного
внимания Мадрида. При этом испанцы исходят из того, что именно крупные
региональные блоки будут в значительной мере определять характер
грядущего экономического порядка. Отдавая приоритет интеграционным
процессам в торгово-экономической области, в Мадриде ясно осознают, что
образование новых экономических союзов и укрепление старых в Латинской
Америке повлечет за собой усиление политического взаимодействия этих
стран, повлияет на содержание их концепции национальной безопасности и
долгосрочные ориентиры развития.1.
Испания, не желая оставаться в стороне от этих процессов, прилагает
активные усилия в пользу развития широкого взаимодействия с
латиноамериканскими странами как на двустороннем уровне, так и в рамках
ЕС. Об этом свидетельствуют энергичные усилия Мадрида и лично
зам.председателя Еврокомиссии Мануэля Марина по налаживанию более тесных
партнерских связей ЕС с Общим рынком южного конуса (МЕРКОСУР) и Мексикой,
входящей в Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА). В феврале
1995 года послы стран-членов МЕРКОСУР подписали с ЕС протокол о
намерениях, который предполагает в будущем тесные политические контакты
между двумя блоками, взаимную либерализацию торговли, снятие таможенных
ограничений (за исключением отдельных товаров, в основном
сельскохозяйственных), гарантии в области инвестиций, более широкую
экономическую кооперацию. В начале 1995 г. Еврокомиссия поддержала
инициативу Испании о налаживании более тесного сотрудничества между
Евросоюзом и Мексикой с перспективой на их политическое и экономическое
сближение.1.
Испания в то же время пытается максимально использовать преимущества
двусторонних связей со странами континента, в первую очередь с Мексикой,
куда, несмотря на финансовый кризис в этой стране, направляется основной
объем инвестиций Испании в Латинской Америке. Активность испанских
инвесторов объясняется их стремлением укрепиться на быстро развивающемся
мексиканском рынке, а в дальнейшем через Мексику выйти на США и Канаду.
Необходимость расширения экономического взаимодействия становится все
в большей мере тем предметным содержанием, которое наполняет в последнее
время политические контакты испанских руководителей с лидерами
латиноамериканских стран. Примером может служить поездка Ф.Гонсалеса в
феврале 1995 г. по трем центральноамериканским странам (Сальвадор,
Гондурас, Никарагуа), в ходе которой была выражена поддержка не только
усилиям этих стран по достижению мира и гражданского согласия, но и
сделан особый акцент на укрепление торгово-экономического сотрудничества
при одновременном содействии интеграции в рамках центральноамериканского
региона.
Испания последовательно придерживается линии на выработку, где это
возможно, согласованных позиций по международным проблемам с
государствами-членами ОАГ. Тесно смыкается внешнеполитическая
направленность Испании с концептуальной платформой "Группы Рио",
являющейся, несмотря на свой неформальный характер, одним из влиятельных
и представительных объединений государств Латинской Америки. В связи с
этим показательно усилие Испании в период ее председательства в ЕС по
увеличению капиталовложений Европейского инвестиционного банка в
экономику стран, входящих именно в это региональное объединение.
Испания продолжает кропотливую реализацию своей концепции создания
сообщества ибероамериканских государств - особой межрегиональной политико-
экономической общности наций, связанных между собой историческими,
религиозными, культурными и языковыми узами. Важным элементом
действующего ибероамериканского механизма являются встречи на высшем
уровне, в которых, помимо лидеров латиноамериканских государств,
участвуют также высшие руководители Испании и Португалии. Механизм
Ибероамериканских конференций, в котором испанцы играют одну из заглавных
ролей, видится ими как дополнительный фактор политической координации и
сохранения культурно-лингвистической близости входящих в эту группу
стран. Отмечается тенденция к постепенному распространению испанцами, в
контексте ибероамериканского сотрудничества, отдельных элементов опыта
интеграции, накопленного в рамках Европейского Союза, т.е. Испанию
следует рассматривать как наиболее активного проводника идей Евросоюза по
вопросам укрепления политического сотрудничества и социально-
экономического развития в этом регионе.
Испанцы приняли традиционно активное участие в подготовке и проведении
V Ибероамериканской встречи, состоявшейся 16-17 октября 1995 года в
Аргентине. В ходе этой встречи был обсужден широкий спектр политических и
социально-экономических вопросов, среди которых основное внимание было
уделено проблематике Кубы, расширению политических и торгово-
экономических связей с Евросоюзом, возобновлению ядерных испытаний в
Тихом океане, перспективам региональной и межрегиональной интеграции,
борьбе с терроризмом, наркомафией и коррупцией.1.
Куба стала ключевой темой в ходе оживленных дебатов. По мнению
испанских официальных лиц, обсуждение путей и методов реформирования
кубинского общества давно переросло рамки идеологического противостояния
между Гаваной и Вашингтоном, превратившись в одну из наиболее острых
международных проблем.
В рамках саммита состоялась специальная встреча Ф.Гонсалеса и
Ф.Кастро. Как и в предыдущих беседах, испанский премьер, по его
собственному признанию, не стал акцентировать внимание кубинского лидера
на имеющихся между Мадридом и Гаваной расхождениях (в первую очередь, в
области соблюдения гражданских прав и свобод на острове), а вел речь о
вопросах двустороннего сотрудничества и о возможностях налаживания более
тесных торгово-экономических связей между Кубой и Евросоюзом.
В настоящее

Новинки рефератов ::

Реферат: Культурно-историческая характеристика Кишинёва (Культурология)


Реферат: Нотариальная палата (Право)


Реферат: Рынок кредитных и платежных карточек и направления его равития (Банковское дело)


Реферат: Документы в торговых операциях (Право)


Реферат: Прогнозирование зон разрушения ударной волной и возможных последствий взрыва газовоздушных смесей (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Государство и проблемы монополий (Право)


Реферат: Интегральная социология Питирима Сорокина (Социология)


Реферат: Сварные соединения (Технология)


Реферат: Семь чудес света (Искусство и культура)


Реферат: Public relations в России и за рубежом (Журналистика)


Реферат: ВЛАДЕНИЕ НОВЫМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ (Музыка)


Реферат: Культурологическая проблематика в работе Л.Н.Гумилева "Этногенез и биосфера Земли" (Культурология)


Реферат: Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте (Педагогика)


Реферат: Коммерческий кредит (Деньги и кредит)


Реферат: Государственные реформы Петра I (История)


Реферат: Основные методы социологического опроса (Социология)


Реферат: Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе (Педагогика)


Реферат: Автомат для дозарядки АБ (Радиоэлектроника)


Реферат: Николай Иванович Кареев (Социология)


Реферат: Социальная политика государства (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист