|
Реферат: Влияние революции в России на ситуацию в мире (Политология)
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
Кафедра истории
Доклад
Тема: «Влияние революции в России на ситуацию в мире»
Студент
Безродный А. И.
Преподаватель Тихомирова Л. Ю.
МОСКВА
1999
Октябрьская революция разрешила противоречия, назревшие в конкретных условиях России. Одновременно это были проблемы универсального значения, поставленные эволюцией капиталистической системы. На рубеже XIX—XX вв. произошло перерастание капитализма свободной конкуренции в империализм — монополистический капитализм. Хозяйничанье могущественных монополистических промышленно-финансовых объединений обострило главные противоречия империализма — между возросшим общественным характером производства и частнокапиталистическим присвоением его результатов, между трудом и капиталом, между монополиями и основными слоями нации. Вследствие этих процессов обострилась борьба двух тенденций в международном рабочем движении — оппортунистической и революционной, начала формироваться политическая армия социальной революции. В России образовалась большевистская партия. В социалистическом движении других стран возникали оппозиционные левые группы и течения, в массовых демократических, антимонополистических движениях участвовали широкие слои трудящихся. Во втором десятилетии XX в. капиталистический мир представлял собой сложную картину. К четверке высокоразвитых индустриальных стран — Великобритании, Франции, Германии и США — по уровню развития капиталистических отношений примыкали небольшие европейские государства — Бельгия, Дания, Швеция, Швейцария, Нидерланды, а в Северной Америке — Канада. Далее следовали страны со средним уровнем развития капитализма, где не были полностью решены задачи буржуазно-демократических революций, а завершение промышленного переворота совпало с перерастанием капитализма в империализм. К ним относились, кроме России до революции 1917 г., многонациональная Австро-Венгрия, Италия, Испания и некоторые другие. К этой категории тяготели государства индустриально еще слабо развитые — Португалия, Румыния, Греция, а также ряд стран Латинской Америки. На периферии капиталистического мира поднимались на борьбу народы колониальных и зависимых стран. Несмотря на различия в уровнях индустриального развития отдельные государства и регионы, связанные финансово-экономическими и политическими отношениями, являлись частью единого мирового хозяйства, мировой системы капитализма. В ходе первой мировой войны началось перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм. В основных воюющих государствах создавался механизм государственно-монополистического регулирования экономики и социальных отношений, подчиненный интересам крупного капитала, его целям «войны до победы». Система империализма в целом созрела для социальных революций нового типа — пролетарских. Неравномерность капиталистического развития в условиях обострения классовых противоречии создавала обстановку, чреватую социальными катаклизмами, созревали предпосылки для прорыва цепи империализма в его наиболее слабых звеньях. В этой ситуации Октябрьская революция в России была закономерным явлением. Наличие общих черт и тенденций в формировании предпосылок социализма в России и в капиталистическом мире в целом придавало Октябрьской революции всемирно- исторический характер. Социалистическая революция в России стала «переломным событием всемирной истории, определила генеральное направление и основные тенденции мирового развития, положила начало необратимому процессу — смене капитализма новой, коммунистической общественно-экономической формацией». Впервые в истории возникло и утвердилось государство диктатуры пролетариата. Рабочий класс, объединив вокруг себя трудящиеся слои населения, приступил к созданию основ нового общества. {???}Победа Октября стала главным событием XX в. Характеризуя всемирно- историческую роль русской революции, В. И. Ленин подчеркивал два ее аспекта: международное значение в «широком смысле слова» и в «самом узком смысле слова». В первом случае речь шла о воздействии Октября на развитие мирового революционного процесса. Во втором — имелась в виду историческая неизбежность повторения в международном масштабе некоторых главных черт Октябрьской революции. Опыт Октября позволил по-новому осмыслить ход революционного процесса. Был сделан важный вывод о том, что наличие материальных, объективных предпосылок социализма само по себе автоматически не ведет к победе пролетарской революции. Решающее значение в этих условиях имеет зрелость субъективного фактора. Тем самым был нанесен удар по теории и практике социал-реформизма, по его политике пассивного ожидания социализма как «естественно необходимого» результата эволюции капитализма. В. И. Ленин разработал стройную теорию пролетарской партии нового типа как ведущей силы социалистических преобразований. В результате опыта Октября, писал один из создателей Коммунистической партии Италии А. Грамши, марксистская концепция революции обрела «идейную и историческую конкретность». Огромный международный резонанс вызвала новая форма политической власти пролетариата — Советская власть. Октябрьская революция воодушевила рабочий класс во всем мире. Был нанесен удар по теориям «незыблемости» капитализма. У пролетариата капиталистических стран появились более благоприятные возможности для отстаивания своих интересов в борьбе против монополий. Национальная политика Советского государства, предоставление народам бывшей царской России права на самоопределение, создание национальных республик оказали большое влияние на народы колоний и зависимых стран, побудив их к борьбе за национальное и социальное освобождение. Начался кризис колониальной системы. Одним из важнейших лозунгов революции был лозунг установления справедливого и прочного мира. Первым декретом Советского государства стал декрет о мире. В 20-х годах СССР первым забил тревогу по поводу надвигающейся опасности войны, а в 30-е годы активно выступил за коллективный отпор фашистской агрессии. Однако путь Октября — путь первопроходцев. Строительство новой жизни не имело образцов, оно предполагало постоянный поиск путей решения практических задач. Новизна преобразований, темпы и масштабы вторжения нового, затруднявшие возможность анализа обстановки и последствий принятых решений, наложили негативный отпечаток на развитие революционного процесса в СССР. Октябрьская революция была Важнейшим проявлением революционного подъема 1918—1923 гг. Буржуазно-демократические революции произошли в Германии и Австро-Венгрии. В Германии революция имела социалистические тенденции: в ряде городов были провозглашены Советские республики. В апреле 1919 г. возникла Советская республика в Баварии. Более четырех месяцев 1919 г. существовала Советская республика в Венгрии. Летом 1919 г. была провозглашена Советская республика в Словакии. В других капиталистических странах, особенно в странах Западной Европы, в 1918—1920 гг. развертывались экономические бои и различного характера политические акции пролетарского протеста. В 1923 г. послевоенный подъем завершился крупными классовыми битвами в Германии, Болгарии и Польше, в которых рабочий класс потерпел поражение. В 1924 г. началась временная частичная стабилизация капитализма. Она получила отражение в экономике, внутренней политике и внешней политике, наложила отпечаток на рабочее движение и духовную жизнь тех лет. Это были годы экономического процветания, относительно стабильного развития буржуазного общества. Однако в 1929 г. разразился глубокий экономический кризис, от последствий которого капиталистический мир не мог избавиться вплоть до второй мировой войны. Он повлек за собой массовую безработицу и обнищание рабочего класса, невиданное ранее разорение и банкротство мелкобуржуазных слоев, крах многих капиталистических предприятий и банков. Социальные последствия кризиса носили разносторонний и глубокий характер. В ряде стран, прежде всего в Германии, активизировались реваншистские настроения и фашистское движение с его социальной и националистической демагогией. В условиях раскола рабочего движения, при активной поддержке верхушки финансовой олигархии нацисты установили в Германии диктаторский, террористический режим. В 30-е годы в результате неравномерности развития капитализма изменилось соотношение сил в капиталистическом мире. Германия, Италия и Япония взяли курс на войну в целях нового передела мира. В 1939 г. началась вторая мировая война, развязанная агрессивными государствами — Германией, Италией и Японией. Она завершилась в 1945 г. разгромом агрессоров и победой демократических антифашистских сил во главе с Советским Союзом. Мировое капиталистическое хозяйство в межвоенные годы отличалось неустойчивостью и неравномерностью развития. Наметилась долгосрочная тенденция замедления темпов экономического роста. Мировая капиталистическая экономика трижды отбрасывалась назад кризисами перепроизводства (1920—1921, 1929— 1933 и 1937—1938 гг.). В межвоенные годы произошла деформация традиционного экономического цикла: сократилась и ослабла фаза подъема, резко возросла глубина кризисов, увеличились частота и глубина кратковременных конъюнктурных спадов. Постоянным явлением стали недогрузка производственного аппарата, хронический избыток капитала. Оборотной стороной этого процесса были рост безработицы, увеличение резервной армии труда не только в годы кризисов, но и в период экономического подъема. Например, только в шести наиболее крупных капиталистических странах в 1929 г. было, по официальным данным, 5,4 млн. безработных, в 1932 г.—свыше 26 млн., а в 1938 г.— более 13 млн. Кризис 1929—1933 гг. по своей глубине и разрушительной силе не имел себе равных в истории капитализма. В значительной мере это было связано с политикой монополий, ограничивавших производство при сохранении высоких «регулируемых» цен, что увеличивало бремя задолженности, привело к массовым банкротствам в ряде стран, к девальвации валют. В межвоенные годы обострилась неравномерность развития государств империалистической системы. Еще более укрепились позиции США в мировой капиталистической экономике. Удельный вес Англии и Франции в капиталистическом производстве снизился. Затянувшаяся после кризиса 30-х годов депрессия обострила проблему рынков сбыта. Побежденная в первой мировой войне Германия, восстановив военно-промышленный потенциал, снова требовала «места под солнцем». Ее союзники — Италия и Япония, недовольные послевоенным мирным урегулированием, также заявляли о своих экспансионистских устремлениях. Изменился характер главных межимпериалистических противоречий: антагонизм внутри стран-победительниц, типичный для 20-х годов, отошел на второй план. Блок держав во главе с фашистской Германией выступил с программой нового передела мира. Главное противоречие капитализма — противоречие между трудом и капиталом — приобрело качественно новый характер, обновились методы и формы борьбы. Если раньше классовое противоборство развертывалось в основном внутри отдельных государств, то в межвоенный период оно дополнилось «внешним» фактором — пролетарской революцией в России. Страна Советов выступила как союзник эксплуатируемых капитализмом масс в метрополиях и колониальных странах, как одна из ведущих сил мирового революционного процесса. Организационное оформление революционного авангарда пролетариата в 1919 г. в Коммунистическом Интернационале явилось поворотным пунктом в мировом рабочем движении. Классовые бои 1917—1923 гг. стали школой революционного воспитания масс, подтолкнули образование компартий. Однако в 20—30-е годы молодое коммунистическое движение еще страдало сектантством и догматизмом. Об этом свидетельствовала, в частности, Программа Коминтерна, принятая в 1928 г. на VI конгрессе. Перед компартиями развитых капиталистических стран в качестве непосредственной стратегической установки ставилась задача свершения социалистической революции. Важнейшей вехой в преодолении этой сектантской стратегии и тактики был VII конгресс Коминтерна. В межвоенные годы возросло влияние коммунистических партий. За 22 года — от Октябрьской революции до начала второй мировой войны — численность коммунистов в мире увеличилась с 400 тыс. до 4 млн. человек (в несоциалистических странах—до 1 млн. 750 тыс.), а к концу второй мировой войны — почти до 20 млн. человек. Серьезные сдвиги произошли в рабочем движении. Возросла численность наемных работников: с 85 млн. в начале XX в. до 141,2 млн. к началу второй мировой войны. Повысился уровень организованности пролетариата. В профсоюзах состояло к концу 30-х годов 60 млн. человек (в 1914 г.— 14 млн.). В международном профсоюзном движении действовали четыре профцентра: объединения левых профсоюзов, социал-реформистских, христианских и анархо- синдикалистских. Социал-реформистские рабочие партии, входившие в Рабочий социалистический интернационал, охватывали к концу 30-х годов 6 млн. членов. Поражение революционных сил в послевоенных боях и начало капиталистической стабилизации сопровождались усилением идейно- политического воздействия буржуазии и социал-реформистских партий на рабочий класс. Однако этот период не был длительным. С началом кризиса 30-х годов наступил новый этап острейших классовых битв против монополистического капитала, против реакции и фашизма. Рабочее движение, рассматриваемое как совокупность всех форм социальной активности рабочего класса в его борьбе против капитала, оказывало влияние на социально-экономическое развитие, противодействовало усилению эксплуатации наемного труда. Еще никогда в прошлом стачечная борьба рабочего класса не носила столь массового и наступательного характера. В 1919—1937 гг. в ней ежегодно участвовало в среднем 6 млн. человек, в то время как в 1901—1914 гг.—2,8 млн. Отчетливо обозначилась тенденция повышения результативности стачечного движения. Реальная заработная плата увеличивалась, хотя этот рост проходил неравномерно и нередко отставал от роста стоимости жизни. Рабочий класс добился значительных социальных завоеваний: сократился рабочий день, все шире распространялось социальное страхование. В ряде стран была создана специальная служба по трудоустройству, увеличились социальные расходы государства. Доля национального дохода, расходуемая на социальные нужды, в странах Западной Европы возросла с 2,6 в 1900 г. до 11,3% в 1938 г. Страхование по безработице к концу 30-х годов было введено почти во всех крупных государствах с парламентским режимом, причем в 8 странах оно являлось обязательным. В 25 государствах было введено пенсионное обеспечение, в 20 — страхование по болезни. Часть фондов социального страхования составляли взносы рабочих. В целом рабочее движение в межвоенные годы добилось ряда важных уступок от монополий и государства. Однако преодолеть раскол рабочего класса не удалось. Лишь временно и в некоторых странах (Испания, Франция) удалось реализовать единство действии пролетарских масс и партий в антифашистских акциях и в борьбе за социальные реформы. В межвоенные годы существенно трансформировалась политическая стратегия буржуазии. Выработанные ею два основных метода борьбы за свои интересы — метод насилия и метод уступок и реформ — значительно модифицировались. С одной стороны, раздвинулся вправо диапазон консервативной политики. Наряду с традиционными консервативными организациями появился крайне правый, экстремистский вариант партий нового, фашистского типа. Эта же тенденция усиливалась и в политических кругах, установивших в начале 20-х годов военно-авторитарные режимы в государствах Центральной и Юго-Восточной Европы. С другой стороны, в результате расширения диапазона буржуазно-реформистской политики появились ее новые варианты, основанные на сотрудничестве с социал-демократической верхушкой рабочего движения. Перед первой мировой войной реформистскому крылу буржуазии, как правило, удавалось обходиться без прямой правительственной поддержки социалистов. В США эта модель использовалась и в последующем, что объяснялось стабильностью американской двухпартийной системы и относительной прочностью позиций капитала. Однако в Европе уже в годы первой мировой войны была испробована и другая модель — форма коалиционного правительства с участием лидеров социалистических партий. Качественные сдвиги в мировом революционном процессе под влиянием Октябрьской революции потребовали от буржуазии дальнейшей разработки новой стратегии и тактики с целью расширения социальной базы ее власти, интеграции рабочего движения в буржуазное общество. В обстановке повышения активности масс, включавшихся в общественную жизнь, было опасно отталкивать социал-демократов в «безответственную» оппозицию. Предпринимались шаги с целью включения ее в качестве партнера в «созидательную» деятельность «на общее благо». Неустойчивость позиций господствующих классов, глубокое полевение в народных низах в ряде стран приводило к власти социал-демократов. Лидеры германской социал-демократии неоднократно входили в правительство, а иногда даже возглавляли его в период Веймарской буржуазной республики. В Скандинавских странах первый однопартийный социал- демократический кабинет был образован в Швеции в 1920 г., а с 1932 г. эта партия в течение 44 лет находилась во главе государства. В Дании социал- демократы «исполняли власть» с перерывами свыше полувека, в том числе в предвоенное десятилетие, а в Норвегии — в течение трех десятилетий (с 1935 г.). Лейбористы Англии дважды в межвоенные годы (в 1924 и 1929—1931 гг.) возглавляли правительство, продемонстрировав, что они вполне способны заменить либералов, влияние которых как партнера-соперника консерваторов резко упало. Социалисты входили в коалиционные правительства или возглавляли их также в Бельгии, Финляндии и Чехословакии. Кабинет социалиста Л. Блюма, сформировавшего в 1936 г. правительство Народного фронта во Франции, имел более сложный характер. Его поддерживали рабочие в союзе с мелкой буржуазией. Коммунисты были важнейшей силой антифашистского движения, инициаторами крупных социально-политических преобразований, проведенных в годы Народного фронта. Иной тип политики буржуазного реформизма сложился в ряде других государств, прежде всего в некоторых странах Латинской Америки. В условиях относительной слабости развития капиталистических отношении и социалистических партий буржуазные реформы проводились там национально- либеральной буржуазией (в Аргентине, Мексике, Чили, Уругвае, Перу). Сотрудничество социал-демократов и буржуазно-реформистских сил — в форме коалиции или в форме «конструктивной» оппозиции — имело под собой еще одну основу: определенную общность взглядов относительно мер преодоления кризиса. Как те, так и другие в 30-е годы считали необходимым значительное повышение активности государства, его вмешательства в экономику и социально- политические отношения. Лидеры социал-демократов рекламировали эти меры как «путь к социализму», а буржуазия видела в них опору власти капитала и противовес рабочему движению. Эта цель открыто декларировалась, в частности, в трудах английского экономиста Дж. М. Кейнса, идеи которого воспринимались в буржуазно-реформистских кругах как универсальное средство обеспечения устойчивости капитализма. Реакционный характер государственно- монополистическое регулирование носило в фашистских странах. Появление в 30-е годы различных типов государственно- монополистического капитализма отражало усилия буржуазии укрепить капиталистический строй. Однако в тот период государственно- монополистическое регулирование еще рассматривалось как чрезвычайная мера, осуществляемая в кризисной ситуации. Далеко не всегда оно осознавалось в качестве перманентного средства «модернизации» капитализма. Модификация политической стратегии буржуазии и расширение спектра ее тактико-стратегических акций в определенной степени расширяли возможности буржуазно-реформистской политики. Однако нередко проявлявшаяся неспособность к трезвому анализу обстановки, классово-эгоистический характер многих акций господствующих «верхов», их антисоветизм и антикоммунизм ослабляли позиции буржуазно-демократических государств. В борьбе против рабочего класса буржуазия нередко стремилась отказаться от демократических завоеваний, которыми она ранее гордилась. В результате укрепилась тенденция к усилению исполнительной власти за счет некоторого ослабления роли представительных учреждений. Государственные дела решались не в парламенте, а в узком элитарном кругу, в тайне от общества. Происходило заметное ослабление внутрипартийной демократии, возрастание роли партийной верхушки, ее бюрократизация, ущемление прав рядовых членов партии. В обстановке обострения классовых антагонизмов правящие круги все чаще прибегали к нарушению буржуазной законности как в «легальной» форме (принятие антиконституционных законов и «чрезвычайных актов»), так и в форме открытого произвола и насилия. Политика буржуазного реформизма имела определенную эффективность в государствах, где буржуазно-парламентские институты сохраняли относительную стабильность. Вместе с тем весь комплекс реформ и уступок, в том числе и сотрудничество с социал-демократами в европейских странах, воспринимался значительной частью буржуазии как временная мера. Для ее настроений были характерны надежды повернуть историю вспять и «обрести свободу в своем доме», ностальгия по «старым, добрым временам». В условиях углубления кризиса традиционного буржуазного либерализма, роста классовых антагонизмов, обострения межимпериалистических противоречий и неравномерности капиталистического развития отдельных стран активизировались правоэкстремистские силы, возник фашизм. Наступление фашизма в Западной Европе характеризовалось чередованием подъемов и спадов. Первая волна (1919—1923) была периодом становления фашистского или полуфашистского режимов в некоторых странах. Временно там еще сохранялись отдельные буржуазно-демократические институты, например в первые годы фашистского режима Б. Муссолини в Италии. В начале 30-х годов поднялась вторая волна фашизма. Ее пиком стало установление нацистской диктатуры в Германии. В условиях нараставшей дестабилизации германского буржуазного общества верхушка финансовой олигархии сделала ставку на фашизм. В этом смысле фашизм при всей его специфике в различных странах везде имел единую классовую сущность, будучи открытой террористической диктатурой наиболее реакционных, наиболее империалистических и наиболее шовинистических кругов монополистической буржуазии. Установление фашистских режимов в Италии и Германии укрепило позиции правых сил в других странах. Фашизация в Португалии началась еще в 20-х годах. В 1932 г. О. Салазар был облечен диктаторскими полномочиями, а в 1933 г. была принята конституция, узаконившая режим «корпоративизма», близкого к итальянскому. В 1939 г. в результате фашистского мятежа и гражданской войны при поддержке Германии и Италии в Испании утвердился фашистский режим генерала Франко. В ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы еще в начале 20-х годов установились различного типа консервативные военно-авторитарные режимы, носившие более традиционный характер. Их специфика определялась особенностями социально-экономического развития: незавершенностью буржуазно-демократических преобразований, недостаточной развитостью капитализма, обремененностью пережитками феодализма, сохранением помещичьего землевладения. В ряде стран этого региона (Болгария, Румыния, Венгрия, Югославия, Греция, Албания) сохранилась (или была восстановлена) форма конституционной монархии довоенного образца. Буржуазно-парламентские институты в этих странах, не имевшие прочных традиций, переживали перманентный кризис, который усугублялся нерешенностью социальных проблем. Подавляющее большинство граждан было, как правило, отстранено от участия в политической жизни. В некоторых странах возросли милитаристские тенденции и роль армии. В зависимости от расстановки политических сил и исторических традиций правящая элита использовала во внутренней политике, наряду с авторитарно-бюрократическими и профашистскими, также буржуазно- парламентские методы господства. Авторитарные режимы тяготели к фашистским государствам, а последние в свою очередь стремились вовлечь их в орбиту своего влияния. В Венгрии после разгрома Советской республики в 1919 г. не была восстановлена прежняя буржуазно-демократическая система. После ряда правых кабинетов в 1920 г. в стране утвердился профашистский режим генерала М. Хорти, свергнутый лишь в конце второй мировой войны. В Румынии в первые послевоенные годы нарастала политическая неустойчивость, а во второй половине 30-х годов усилились фашистские тенденции. Установленный в Польше в 1926 г. режим «санации» с отчетливо выраженными авторитарными чертами также эволюционировал к фашизму. В Албании диктатура А. Зогу ориентировалась на фашистскую Италию. В Болгарии в середине 20-х годов утвердился авторитарный режим «цанковщины», на смену которому после переворота 1934—1935 гг. пришло правительство, находившееся под влиянием фашистской Германии. В начале 30-х годов реакционная диктатура была установлена в Югославии. Диктаторские формы правления утвердились и в некоторых государствах Латинской Америки — в Венесуэле, Бразилии, на Кубе, в Чили и некоторых других странах. В годы второй мировой войны авторитарные профашистские режимы Центральной и Юго-Восточной Европы были сметены в результате военного поражения фашизма и развития антифашистского национально-освободительного движения. В Испании и Португалии, в силу специфических обстоятельств, фашистские режимы удержались до последней четверти XX в.
Реферат на тему: Внешнеполитическая деятельность Испании и ее членство в Европейском Союзе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ БАКИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТОЛОГИИ
Факультет Политологии Кафедра “Международных отношений и Страноведения”
Дипломная работа на тему ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСПАНИИ И ЕЁ ЧЛЕНСТВО В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Научный руководитель проф. Ф.Мамедов Студентки гр.544 С.Н.Коненко
БАКУ-1997 ГОД
СОДЕРЖАНИЕ
cтр. ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА I. ОТНОШЕНИЯ ИСПАНИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ: . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1. Вступление Испании в ЕС. 1.2. Положение Испании в Евросоюзе на современном этапе.
ГЛАВА II. ПРИОРИТЕТЫ ИСПАНИИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕС: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.1. Средиземноморье. 2.2. ЕС - Латинская и Центральная Америка. 2.3. Центральная и Восточная Европа. 2.4. Отношения со странами Северной Африки. 2.5. Ближневосточный регион. 2.6. Позиция Испании по развитию отношений ЕС с Россией.
ГЛАВАIII. ПОЗИЦИЯ ИСПАНИИ ПО ОБЩИМ ПОЛИТИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ: . . . . . 45
3.1. Коллективная оборона. 3.2. Трансатлантическое сотрудничество. 3.3. Социально-экономические аспекты интеграции ЕС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПЕРИОДИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 ВВЕДЕНИЕ
Коренные изменения, происшедшие на постсоветском пространстве - распад СССР и образование суверенных независимых государств, обострение внутриполитической и экономической обстановки внутри этих стран привели к необходимости переосмысления приоритетов внешней политики бывших республик Союза, переоценке объектов, целей и методов осуществления внешнеполитической деятельности, в т.ч. в рамках развития политических и экономических отношений с международными и региональными организациями, а также с отдельными странами, являющимися их членами. Особый интерес с этой точки зрения представляет изучение опыта одной из самых влиятельных европейских организаций - Европейского Союза. Его деятельность на протяжении почти 40 лет позволяет выявить, проанализировать и творчески использовать опыт функционирования сложной системы межгосударственных отношений с учетом самостоятельности каждого отдельного государства и интересов Западной Европы в целом. Очевидным является то, что Европейский Союз начиная с 70-х годов, преодолев ряд сложных моментов в ходе своего развития и формирования, постепенно превратился в один из полюсов политической и экономической силы на международной арене. При этом члены ЕС, имея общие интересы в области внешней политики, коллективной безопасности, безусловно имеют и отстаивают и свои национальные интересы. В течение длительного периода этим странам удается, в основном, находить общие решения, соблюдать баланс интересов ЕС в целом и отдельных государств-членов. Следует также отметить, что ЕС успешно использует специфические возможности своих членов в различных регионах мира. В частности, традиционно продвинутые отношения Испании с Латинской Америкой, Северной Африкой играют значительную роль в развитии контактов этих стран с Евросоюзом. Выбор автором темы отношений Испании и Европейского Союза в области внешнеполитической деятельности обусловлен прежде всего тем, что работа с этой организацией является одним из основных приоритетов внешней политики новых независимых государств как Восточной и Центральной Европы, так и входивших ранее в СССР, а также тем, что отношения Азербайджана с ЕС на нынешнем этапе начинают приобретать политический характер, особенно после подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, в ожидании решения вопроса о его полноправном членстве в Совете Европы (СЕ). При этом надо учитывать, что Испания в последние годы играет все более заметную роль в определении политического курса Евросоюза и СЕ. Актуальность избранной темы и определяется той возрастающей ролью и местом, которые занимает Испания в формировании внешнеполитического курса Европейского Союза на нынешнем этапе, а также необходимостью для Азербайджана учитывать данное обстоятельство для более активного участия нашей страны в сотрудничестве с ЕС, в т.ч. и прежде всего путем развития двусторонних отношений со странами-членами этой организации. Основой данной работы стали документы и материалы ЕС, публикации и монографии по проблематике европейского строительства, истории, экономике, социальной политике и культурным связям, многочисленные публикации зарубежной, прежде всего испанской, и российской прессы, материалы и документы МИД России и Азербайджана. Также были использованы работы, опубликованные в российской и советской историографии. При этом автор провел самостоятельное исследование и анализ широкого круга источников.1. Новизна работы заключается, в первую очередь, в выборе самой темы исследований, так как за последние годы в советской, российской и азербайджанской научной литературе не было и нет специальных исследований, посвященных вопросам взаимоотношений Испании и ЕС в области внешнеполитической деятельности. Поэтому проблематика является новой для азербайджанских политических реалий, а круг специализированных источников, в т. ч. документальных, довольно невелик. Практическая ценность работы состоит в том, что для Азербайджана представляет интерес изучение опыта Испании по постепенному подключению к деятельности крупной региональной организации в Европе, а также ее опыт в использовании двустороннего и многостороннего сотрудничества для оказания определенного влияния на формирование позиции Европейского Союза, в т.ч. по отношению к проблемам представляющим для Азербайджана определенный интерес, например, по проблеме карабахского урегулирования. Прикладное значение дипломной работы определяется также тем, что ее отдельные положения, в частности, касающиеся проблематики европейской безопасности, вопросов урегулирования региональных конфликтов, сотрудничества в Средиземноморье, позиции ЕС в отношении стран Центральной и Восточной Европы, могут быть использованы в работе соответствующих управлений МИД Азербайджана. Кроме того, материалы работы могут быть использованы в высших учебных заведениях при подготовке спецкурсов по тематике европейского строительства, а также в азербайджанских ведомствах и общественных организациях, имеющих отношение к проблемам европейского сотрудничества. В соответствии с поставленной целью была сформирована структура дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и материалов. ГЛАВА I. ОТНОШЕНИЯ ИСПАНИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ
1.1. Вступление Испании в ЕС.
Испания является членом ЕС с января 1986 года. Вступление в Европейский Союз принесло Испании существенные выгоды как в экономической, так и в политической областях. Таким образом, Испания получила гораздо большую возможность оказывать реальное воздействие на ход международных дел. Период довольно быстрого развития испанского капитализма в 60-70 годы обусловил значительный рост экономических связей Испании с ведущими западноевропейскими странами. Несмотря на имевшую место в то время определенную изоляцию франкистского режима, объем торговли между Испанией и "Общим рынком" с 1959 г. по 1970 г. увеличился более чем в 6 раз. В 1970 году Мадрид поставил в страны ЕЭС продукции на 99 млрд. песет, а закупил на 163 млрд. песет, в то время как в США испанский экспорт составил 23 млрд. песет и импорт - 62 млрд. песет, а в Латинскую Америку было экспортировано товаров на сумму 17 млрд. песет и импортировано - на 28 млрд. песет.1. Географическое положение Испании, ее традиционно-исторические социальные и культурные связи с Европой, а также схожесть экономических структур с другими западными странами постоянно оказывали объективное влияние на проевропейскую ориентацию испанских общественных и деловых кругов. Национальная буржуазия, стремившаяся к расширению своих внешних связей, сознавала, что широкие связи с США и странами других континентов не позволят ей выйти из политико-экономической изоляции без тесного сотрудничества и взаимодействия с ЕС. В 60-е годы министр иностранных дел Испании Ф.М.Кастиэлья писал: "Территориальная близость моей страны с Сообществом и поддержка, которую могут предоставить ее географическое положение для сплочения Европы, побуждает мое правительство добиваться ассоциации, способной в свое время вылиться в интеграцию".1. Сторонники "новой ориентации" на Западную Европу, преодолев сопротивление старой фалангистской гвардии, продолжавшей проповедовать политику автаркии в области экономики, приступили к конкретной реализации плана интеграции Испании с ЕС, начав диалог с Сообществом. Первые переговоры между Испанией и ЕС о приеме страны в эту организацию на правах ассоциированного члена были проведены в 1962-1966 годах, однако успехом не увенчались. Ряд членов ЕС высказались против принятия Испании под предлогом "политических" соображений. Начало трансформации франкистского режима и разразившийся в стране экономический кризис во второй половине 70-х годов усилили важность проблемы интеграции Испании с ЕС. Испанские правящие круги рассчитывали с помощью "Общего рынка" поправить дела в испанской экономике, снизить стремительный рост безработицы, оказывающий непосредственное влияние на нестабильность внутриполитического положения, и получить политическую поддержку силам, проводящим правоцентристские реформы в стране. Связь с ЕС, равно как и с НАТО, должна была стабилизировать обстановку в Испании, препятствуя проявлению рецидивов как со стороны левых сил, так и со стороны крайне правых. В последующие годы, в особенности после смерти Франко, был проведен ряд переговоров и приняты решения, которые позволили 12 июня 1985 года подписать в Мадриде Договор о вступлении Испании в ЕС. Вступление и участие страны в деятельности органов ЕС оказало содействие усилению существующих в Испании демократических институтов. Кроме того, за прошедшие десять лет стране удалось продвинуться в число ведущих стран Европейского Союза и, в первую очередь, в области его политической деятельности. Поэтому кажутся весьма символичными слова экс-министра иностранных дел Ф.Ф.Ордоньеса: "Никто в Испании не избирал Европу лишь на основе подсчета преимуществ и неудобств такого пути. Я считаю, что вступив в Сообщество, испанский народ сделал жизненно необходимый, исторический выбор".1.
1.2. Положение Испании в Евросоюзе на современном этапе.
В последние годы Мадрид наращивает активность в рамках ЕС, рассматривая интеграцию в Западной Европе в качестве магистральной линии развития межгосударственных отношений в общеевропейском контексте. Испания принадлежит к т.н. "европеистскому крылу" ЕС, энергично участвует в формировании политического и валютно-экономического союзов в рамках ЕС, отстаивает расширение полномочий Европейского Союза в области внешней политики и безопасности. В отличие от ряда других партнеров по Союзу, в частности, Великобритании, Мадрид выступает не за ограничение, а за сбалансированное расширение сферы компетенции наднациональных органов ЕС (для Азербайджана такая постановка вопроса пока вообще неприемлема, если судить по заявлениям и президента Г.Алиева, и министра иностранных дел Г.Гасанова - прим. автора), увеличение бюджета Евросоюза (при дифференцированном наполнении его с учетом уровня развития той или иной страны).1. Испания в целом негативно относится как к немецкой концепции "твердого ядра", так и к британской идее свободного присоединения любой страны Союза только к тем соглашениям, которые она сочтет для себя приемлемыми. Испанцы симпатизируют достаточно гибким "транспарентным" формам интеграции в рамках ЕС, которые, с их точки зрения, де-факто уже существуют (Шенген, евроармия, европейская валютная система). Вместе с тем, Мадрид занимает жесткие позиции по отношению к приему новых членов, требуя выполнения ими всех необходимых условий членства Европейского Союза, не без оснований опасаясь перераспределения средств ЕС в ущерб себе при расширении Евросоюза. Приоритетными задачами испанского представительства в ЕС во второй половине 1995 г. являлись окончательная отработка механизма вступления в третью фазу валютного и экономического союза; усиление и консолидация внешней политики и политики в области безопасности ЕС; решение административно-юридических проблем; проработка вопросов социальной ориентации экономического роста (в первую очередь, борьба с безработицей); подготовка институциональной реформы Евросоюза. Первоначально после вхождения в "тройку" ЕС в январе 1995 года Мадрид попытался занять лидирующие позиции в процессе разработки институционной реформы Евросоюза. Однако внутриполитическая нестабильность и "натиск" со стороны партнеров, в первую очередь Германии и Франции, заставили испанцев умерить свои амбиции и сосредоточиться преимущественно на проблематике, близкой Испании: подготовка конференции ЕС по Средиземноморью, соглашений с Мексикой, Чили, Кубой, реальная реализация различных направлений сотрудничества со странами Северной Америки. Тем не менее не стоит преуменьшать роль испанцев в разработке базовых положений грядущей реформы Маастрихта с учетом, в частности, тех обстоятельств, что подготовка к межправительственной конференции 1996 г. приходилась на испанское председательство, а рабочую группу ЕС возглавил испанец К.Вестендорп. Испанцы являются сторонниками перехода от принципа консенсуса к принципу квалифицированного большинства с учетом демографического фактора при распределении голосов между странами. Мадрид полагает, что первоначально новый принцип голосования может быть апробирован при рассмотрении вопросов совместной внешней политики и политики в области безопасности. Внесение в повестку для конференции 1996 г. темы о совместной внешней политике активно поддерживается, наряду с Испанией, Германией, Бельгией и Францией. Отмечая ограниченность деятельности ЕС в этом направлении, испанцы считают, что даже без реформы Маастрихтского договора возможно достичь большей координации и эффективности совместных усилий стран ЕС на международной арене путем определения внешнеполитических приоритетов на период председательства одной страны, введения четкого механизма финансирования совместной внешней политики, а также активизации и разнообразия форм политического диалога с третьими странами и группами стран. По мнению Мадрида, в реализации внешнеполитического курса Евросоюза должна возрасти роль “тройки” ЕС. Ф.Гонсалес предложил изменить состав "тройки" и включить в нее, наряду со страной-председателем ЕС (при увеличении срока председательства до двух с половиной лет), сменного зам.председателя и председателя КЕС. Испанцы также полагают, что вступление в силу Шенгенских соглашений будет способствовать появлению новых представительств ЕС в международных организациях, а в последующем и его совместных консульств и посольств в третьих странах.1. В части вопросов безопасности и оборонной политики испанцы, с одной стороны, выступают за вычленение их в отдельное направление деятельности ЕС, с другой - надеются на постепенное сближение и конвергенцию ЕС и ЗЕС. Одним из приоритетных направлений испанского председательства в ЕС во второй половине 1995 г. оставалась перешедшая от французов проблематика занятости и ее соотношение с экономическим ростом и конкурентоспособностью. На эту тему подготовлена "Белая книга", в которой содержатся рекомендации по структурной реформе в сфере занятости.2. Среди финансово-экономических задач, стоявших в повестке для испанского председательства, следует отметить продолжение работы над гармонизацией налоговой политики стран-членов ЕС, консолидацией внутренних финансовых рынков, расширением обмена экономической и финансовой информацией на межгосударственном уровне, выполнением программы по трансевропейским энергетическим и газовым сетям, а также окончательным определением расходов по 14 транспортным проектам в рамках ЕС до 2000 года. Непосредственно в период испанского председательства велась работа по усилению многостороннего контроля над выполнением каждой страной требований Маастрихта в рамках формирования валютно-экономического союза (ВЭС), в том числе по бюджетам на 1996 г., а также гармонизации методик статистико-экономического учета. Кроме того, Евросоюзу в декабре 1995 г. был представлен доклад о механизме перехода к третьей фазе ВЭС.1. Важное значение испанцы уделяют развитию реформы в аграрном секторе Союза и отработке единой позиции ЕС по отношению к аграрному сектору ЦВЕ. Испанцы намерены интенсивно защищать свои интересы в рыбной отрасли, в том числе путем достижения согласованности законодательств в странах ЕС о рыбном рынке и рыбных ресурсах, а также проведения более "последовательной" политики Евросоюза в переговорах с третьими странами о рыбном промысле в национальных и экстерриториальных водах. При содействии Мадрида в начале испанского председательства в ЕС (17 июля 1995 г.) было подписано Временное торговое соглашение между Россией и ЕС. По аналогии такое не исключено и по отношению к Азербайджану. В Мадриде исходят из того, что демократическое обновление в странах СНГ должно привести к созданию более прочной и надежной системы безопасности и сотрудничества в Европе. Руководящие деятели Испании неоднократно заявляли о необходимости налаживания с этими странами качественно новых экономических и политических отношений.1. ГЛАВА II. ПРИОРИТЕТЫ ИСПСНИИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕС
2.1. Средиземноморье.
Одно из традиционно приоритетных направлений испанской внешней политики средиземноморское получило в последнее время заметное развитие. Главное, что Мадриду вместе с Парижем и Римом после ряда лет настойчивых попыток, по-видимому, в какой-то степени удается привлечь большее внимание партнеров по Европейскому Союзу к этой зоне и утвердить в международных, прежде всего европейских, структурах понимание неотложного характера усиления разностороннего сотрудничества в Средиземноморском регионе. Речь идет в основном о противопоставлении "опасностям", проистекающим для Европы из стран южного Средиземноморья, о помощи развитых стран в решении их социально-экономических, политических проблем, установлении с ними "нового" типа отношений. Принятие в течение 1994-1995гг. по инициативе испанцев в высших органах ЕС, НАТО, ЗЕС и даже ОБСЕ ряда заявлений с конкретными формулировками по проблематике этого региона является убедительным свидетельством результативности дипломатии Мадрида и определенной эволюции позиций испанских партнеров, ранее недооценивавших это направление. По мнению руководства страны, также важным моментом является определенное противопоставление подходов ЕС и США к проблемам Средиземноморья. Конкретные различия в их тактических шагах основываются на изначально иных концепциях. Испанцы полагают, что Вашингтон рассматривает Средиземноморье не иначе, чем неспокойный коридор, связывающий Америку с Израилем и нефтяными государствами Персидского залива. В этой связи тактика американцев сводится прежде всего к умиротворению примыкающей к Израилю зоны. Подход же европейцев принципиально иной. Для них эта зона является непосредственно примыкающей к их границам со всеми вытекающими последствиями, связанными с необходимостью развивать с ней добрососедские отношения и сотрудничество.Этим объясняется тот факт,что Европа, а не США является главным финансовым "донором" региона.1. Испанское правительство также считает, что в Европе испытывают определенное неудовольствие тем, что США фактически оттеснили ЕС от процесса ближневосточного урегулирования, девальвировав многолетние миротворческие усилия европейцев, а заодно и их стремления к усилению своего политического престижа в регионе. Средиземноморские инициативы 1995 г., по замыслам испанцев, призваны во многом исправить положение и вернуть ЕС политическую инициативу. Особо деликатным делом является, по мнению Испании, учет фактора исламского радикализма, который был спровоцирован в современной форме войной в Афганистане и сейчас все больше угрожает распространиться даже на Европу. Имея в виду в качестве примера Боснию и Чечню, генеральный секретарь НАТО Х.Солана считает, что европейским политикам нельзя ошибаться, сбрасывая со счетов или неверно интерпретируя этот аспект региональных конфликтных ситуаций.1. Следует отметить, что испанцы являются инициаторами и сторонниками организации и проведения крупных международных мероприятий, посвященных изучению и выработке необходимых мер по улучшению обстановки в Средиземноморье. Так, например, высказанная в свое время президентом Ф.Миттераном идея созыва большой Конференции для обсуждения насущных проблем в этом регионе была поддержана и дополнена Мадридом, предложившем запустить процесс, аналогичный СБСЕ. Эта идея сохраняет свою актуальность и по сей день, несмотря на то, что из-за существующих разногласий средиземноморских стран она отодвинута на более дальний план. В период председательства Испании в ЕС во втором полугодии 1995 года кульминационным моментом в рамках многочисленных мероприятий по тематике Средиземноморья, организованных по линии Евросоюза, стала проведенная в Барселоне Евро-Средиземноморская конференция по тематике дальнейшего развития Европы и наметившая конкретные пути создания здесь новой зоны сотрудничества, естественно, вокруг Европейского Союза. Испанцы полагают, что им удалось в какой-то мере добиться успеха в сбалансировании излишнего, по их мнению, внимания ЕС к Восточной Европе в сторону усиления сотрудничества со странами Средиземноморья. В развитие Eвро-Средиземноморской конференции и по инициативе правительства Каталонии, поддержаного МИДом Испании и Комиссией Европейского Союза, в Барселоне 29 ноября - 1 декабря 1995 г. был проведен Евро-Средиземноморский гражданский форум. В его работе приняло участие более 1200 независимых экспертов, а также специалистов по социально-экономическим, научно-техническим и гуманитарным вопросам, представлявшим 38 стран региона и другие государства.1. Целью Форума являлись независимая экспертная оценка перспектив многостороннего сотрудничества между Европейским Союзом и странами Средиземноморского бассейна, с точки зрения создания климата взаимного понимания и выдвижения конкретных предложений в развитие Барселонской политической декларации. Форум стал первым шагом на пути своего рода материализации "духа Барселоны" в строительстве нового типа отношений в этом регионе мира.2. Участники Форума подчеркнули, что решение поставленных задач непосредственным образом связано с защитой прав человека и укреплением здесь демократических институтов. Ключом к стабилизации положения в регионе, как было признано участниками мероприятия, является социально- экономическое развитие его наиболее отсталых частей. Преобладал также вывод о том, что непременным условием успешной реализации намеченных на межправительственном уровне планов евро-средиземноморского сотрудничества, учитывая специфику региона, является максимально широкое подключение к нему гражданского общества средиземноморских стран. Перспектива выработки общего "средиземноморского сознания" представлялась, однако, экспертам весьма отдаленной.1. В принятой на Форуме декларации приветствуется выделение Евросоюзом значительных средств (св. 6 млрд. долл. В 1996-1999гг.) на осуществление программ по выравниванию уровней развития различных регионов Средиземноморья. Участники Евро-Средиземноморского гражданского форума приняли решение о придании ему статуса постоянной структуры по поддержанию диалога и сотрудничества в регионе. На базе Каталонского института средиземноморских исследований учрежден постоянный секретариат Форума, который вместе с создаваемым соответствующим Международным комитетом займется отслеживанием реализации проектов сотрудничества. Следующее заседание Форума планируется провести в одной из стран южного Средиземноморья весной 1997 года. Испанцы полагают, что подобные мероприятия весьма позитивно влияют на стабилизацию ситуации в этом регионе. Таким образом, оценивая современную средиземноморскую политику Испании, все более очевидным становится постепенное обретение реальных очертаний схемы Средиземноморского регионального сотрудничества, создаваемой под эгидой Европейского Союза. Мадрид в этом процессе изначально играет заметную роль, превращаясь в одного из главных участников международных усилий по приданию этому региону мира большей безопасности и стабильности.
2.2. ЕС - Латинская и Центральная Америка.
Латинская Америка - также регион приоритетного внимания Испании, и испанское правительство придает большое значение развитию многопланового политического и экономического сотрудничества со странами этого континента и подведению под эти отношения широкой договорно-правовой базы. При этом Испания активно содействует повышению внимания со стороны ЕС к латиноамериканской проблематике, стремится играть роль своего рода моста между Европой и Латинской Америкой. Испания является последовательным сторонником наращивания интеграционных процессов в Латинской Америке. В Мадриде полагают, что углубление латиноамериканской интеграции отвечает национальным интересам каждой из стран, служит стабилизации их политических и финансово- экономических структур, содействует укреплению общей тенденции на демократические преобразования на континенте. Данная позиция соответствует стремлению Испании укрепить и расширить свое политическое и экономическое присутствие в одном из наиболее динамично развивающихся регионов планеты, который традиционно входит в зону приоритетного внимания Мадрида. При этом испанцы исходят из того, что именно крупные региональные блоки будут в значительной мере определять характер грядущего экономического порядка. Отдавая приоритет интеграционным процессам в торгово-экономической области, в Мадриде ясно осознают, что образование новых экономических союзов и укрепление старых в Латинской Америке повлечет за собой усиление политического взаимодействия этих стран, повлияет на содержание их концепции национальной безопасности и долгосрочные ориентиры развития.1. Испания, не желая оставаться в стороне от этих процессов, прилагает активные усилия в пользу развития широкого взаимодействия с латиноамериканскими странами как на двустороннем уровне, так и в рамках ЕС. Об этом свидетельствуют энергичные усилия Мадрида и лично зам.председателя Еврокомиссии Мануэля Марина по налаживанию более тесных партнерских связей ЕС с Общим рынком южного конуса (МЕРКОСУР) и Мексикой, входящей в Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА). В феврале 1995 года послы стран-членов МЕРКОСУР подписали с ЕС протокол о намерениях, который предполагает в будущем тесные политические контакты между двумя блоками, взаимную либерализацию торговли, снятие таможенных ограничений (за исключением отдельных товаров, в основном сельскохозяйственных), гарантии в области инвестиций, более широкую экономическую кооперацию. В начале 1995 г. Еврокомиссия поддержала инициативу Испании о налаживании более тесного сотрудничества между Евросоюзом и Мексикой с перспективой на их политическое и экономическое сближение.1. Испания в то же время пытается максимально использовать преимущества двусторонних связей со странами континента, в первую очередь с Мексикой, куда, несмотря на финансовый кризис в этой стране, направляется основной объем инвестиций Испании в Латинской Америке. Активность испанских инвесторов объясняется их стремлением укрепиться на быстро развивающемся мексиканском рынке, а в дальнейшем через Мексику выйти на США и Канаду. Необходимость расширения экономического взаимодействия становится все в большей мере тем предметным содержанием, которое наполняет в последнее время политические контакты испанских руководителей с лидерами латиноамериканских стран. Примером может служить поездка Ф.Гонсалеса в феврале 1995 г. по трем центральноамериканским странам (Сальвадор, Гондурас, Никарагуа), в ходе которой была выражена поддержка не только усилиям этих стран по достижению мира и гражданского согласия, но и сделан особый акцент на укрепление торгово-экономического сотрудничества при одновременном содействии интеграции в рамках центральноамериканского региона. Испания последовательно придерживается линии на выработку, где это возможно, согласованных позиций по международным проблемам с государствами-членами ОАГ. Тесно смыкается внешнеполитическая направленность Испании с концептуальной платформой "Группы Рио", являющейся, несмотря на свой неформальный характер, одним из влиятельных и представительных объединений государств Латинской Америки. В связи с этим показательно усилие Испании в период ее председательства в ЕС по увеличению капиталовложений Европейского инвестиционного банка в экономику стран, входящих именно в это региональное объединение. Испания продолжает кропотливую реализацию своей концепции создания сообщества ибероамериканских государств - особой межрегиональной политико- экономической общности наций, связанных между собой историческими, религиозными, культурными и языковыми узами. Важным элементом действующего ибероамериканского механизма являются встречи на высшем уровне, в которых, помимо лидеров латиноамериканских государств, участвуют также высшие руководители Испании и Португалии. Механизм Ибероамериканских конференций, в котором испанцы играют одну из заглавных ролей, видится ими как дополнительный фактор политической координации и сохранения культурно-лингвистической близости входящих в эту группу стран. Отмечается тенденция к постепенному распространению испанцами, в контексте ибероамериканского сотрудничества, отдельных элементов опыта интеграции, накопленного в рамках Европейского Союза, т.е. Испанию следует рассматривать как наиболее активного проводника идей Евросоюза по вопросам укрепления политического сотрудничества и социально- экономического развития в этом регионе. Испанцы приняли традиционно активное участие в подготовке и проведении V Ибероамериканской встречи, состоявшейся 16-17 октября 1995 года в Аргентине. В ходе этой встречи был обсужден широкий спектр политических и социально-экономических вопросов, среди которых основное внимание было уделено проблематике Кубы, расширению политических и торгово- экономических связей с Евросоюзом, возобновлению ядерных испытаний в Тихом океане, перспективам региональной и межрегиональной интеграции, борьбе с терроризмом, наркомафией и коррупцией.1. Куба стала ключевой темой в ходе оживленных дебатов. По мнению испанских официальных лиц, обсуждение путей и методов реформирования кубинского общества давно переросло рамки идеологического противостояния между Гаваной и Вашингтоном, превратившись в одну из наиболее острых международных проблем. В рамках саммита состоялась специальная встреча Ф.Гонсалеса и Ф.Кастро. Как и в предыдущих беседах, испанский премьер, по его собственному признанию, не стал акцентировать внимание кубинского лидера на имеющихся между Мадридом и Гаваной расхождениях (в первую очередь, в области соблюдения гражданских прав и свобод на острове), а вел речь о вопросах двустороннего сотрудничества и о возможностях налаживания более тесных торгово-экономических связей между Кубой и Евросоюзом. В настоящее | |