GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Избирательная система РФ (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Избирательная система РФ (Политология)


СОДЕРЖАНИЕ


ВСТУПЛЕНИЕ 3


1. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РФ 4


2. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ 7

2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 7
2.2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ 8
2.3. ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ 9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………… 10
ВСТУПЛЕНИЕ


Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют
право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы
местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане
Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами
государства как непосредственно, так и через своих представителей.» [1].
Граждане Российской Федерации по настоящему получили право
«избирать и быть избранными» только с принятием Конституции России 1993
года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а
значит, лишь декларативными, но отнюдь не демократическими.
Государственная власть научилась использовать всю мощь
государственного механизма (государственной машины) для достижения
собственных целей.
Немалую роль в предвыборных избирательных компаниях стали
играть средства массовой информации. Они умело формируют мнение граждан,
подстегивают их к поддержке того или иного кандидата (партии). Контроль за
центральными средствами массовой информации обеспечивает победу на выборах.
Думается, что такие выборы нельзя в полной мере назвать демократичными.
Избирательная компания со стороны представителей
государственной власти ведется отнюдь не демократичным способом:
осквернение чести и достоинства возможных конкурентов; компраматы;
использование госаппарата и государственных средств массовой информации
сугубо в одностороннем порядке для выражения своих интересов.
Созданы опасные прецеденты манипулирования мнением гражданам
Российской Федерации, что отнюдь не идет на пользу развития демократии и
государственности России.
Я считаю, что необходимо заново пересмотреть законодательство
Российской Федерации в части избирательного права с целью внесения всех
необходимых поправок для исправления сложившейся ситуации.


ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РФ


Избирательное право, являясь совокупностью конституционно-
правовых норм, образует важную составную часть конституционного права
Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов, и
регулирует такие общественные отношения, которые складываются, при выборах
Президента Российской Федерации, депутатов законодательных
(представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при
выборах в исполнительные органы власти и органы местного
самоуправления.
Однако термин «избирательное право» используется не только для
обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название
одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается
активное избирательное право — право избирать, т.е. право граждан
Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти
и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право —
право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в
органы государственной власти и в выборные органы местного
самоуправления[2]. Избирательное право Российской Федерации имеет свои
источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся
конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К
числу таких источников относятся:

1) Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе
Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных округов;

2) Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. №2-ФКЗ «О
референдуме Российской Федерации»;

3) Федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации,
подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы
государственной власти и органы местного самоуправления:

> Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г.
№124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

> Федеральный закон Российской Федерации от 26 ноября 1996г. №138-
ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской
Федерации избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления»;

> Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 1999г. №228-
ФЗ «О выборах президента Российской Федерации»;

> Федеральный закон Российской Федерации от 21 июня 1995 г. №90-ФЗ
«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации»;

> другие законы;

4) указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав
администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов
Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются
постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.
Демократические свободные выборы в органы государственной
власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации
являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.
Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем
защиты демократических принципов и норм избирательного права.
Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании[3].
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является
добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина
Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в
выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами,
обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские
учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину
Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных
законом.
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе
избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми
актами законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной
власти в выборные органы местного самоуправления.
Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные
судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы
по приговору суда[4].
Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения
гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные
с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на
определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню
проводимых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может
превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах
главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта
Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления;
сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать
одного года.
Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с
невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой
оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми
актами законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на
равных основаниях.
Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации "за" или
"против" кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.
Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, то есть
исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.


2.ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ



2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается
порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные
государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и
избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с
федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах
в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными
законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Федерации[5].
Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами,
которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно,
избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя
отождествлять их нельзя.
Избирательная система и избирательное право Российской
Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан
Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на
выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в
Российской Федерации.


2.2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ

Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в
один из выходных дней, обычно в воскоесенье. Исключения в установлении дня
голосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и
иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской Федерации[6].
О времени и месте голосования участковые избирательные
комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня
его проведения через средства массовой информации.
Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем
или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не
сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список
избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно,
путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или
участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом
обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения
волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня
и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.
Голосование производится путем нанесения избирателем в
избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах),
относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу
которых сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов (списков
кандидатов)".
По закону каждый избиратель должен голосовать лично,
голосование за других лиц не допускается, но практика, к сожалению
показывает, что существуют нарушения закона и иногда (вне закона)
разрешается проголосовать родственникам. Этому служит пример выборов в
Московскую Городскую Думу в 2001 году. Мне известен случай, когда на
избирательноом участке было разрешено матери проголосовать по паспорту
дочери.
Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в
список избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа,
удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана
обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том
числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным
причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у
участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество
переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной
избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности
проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено
избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой
избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие
по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве,
соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей,
использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в
отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для
голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования
вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация
голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность
нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления
избирателя.
Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально
оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных
лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень,
вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося
членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный
бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или
подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня
избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.
Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в
избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов
участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковой
избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а
наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну
голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об
этом принимается участковой избирательной комиссией.

2.3. ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой
избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных
избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей
участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные
бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а
также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой
избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах
голосования следующие данные[7]:

> число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно
внесенных в список;

> число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной
комиссией;

> число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном
участке в день голосования;

> число погашенных избирательных бюллетеней;

> число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими
досрочно;

> число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими
на дому;

> число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;

> число действительных избирательных бюллетеней;

> число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;

> число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во
всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех кандидатов
(списков кандидатов)".

При принятии решения о признании избирательного бюллетеня
недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его
оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается
подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии.
Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа
избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются.
В целях исключения возможности фальсификации итогов
голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания
времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов
голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой
избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов,
избирательные объединения, и иностранные (международные) наблюдатели.
После подсчета голосов избирателей участковая избирательная
комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования. При
подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной
комиссии, не согласные с его содержанием, вправе составить особое мнение,
прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
По требованию любого члена участковой избирательной комиссии
или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им
заверенную копию протокола об итогах голосования. Один экземпляр протокола
участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания
его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с
правом решающего голоса немедленно направляется в вышестоящую избирательную
комиссию.
На основании подлинных протоколов участковых, территориальных
(районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложения
содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия в соответствии с
федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации устанавливает результаты выборов по избирательному
округу. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса
устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов по
избирательному округу составляется протокол, который подписывается всеми
присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего
голоса. Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными,
если допущенные при проведении голосования или установлении итогов
голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты
волеизъявления избирателей. По требованию любого члена окружной
избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия
предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах
выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии.
Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией.
Установление итогов голосования и результатов выборов в
избирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии
наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединения, а
также иностранных (международных) наблюдателей.
При подписании протокола о результатах выборов члены окружной
избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе
составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе
делается соответствующая запись. Вся документация избирательных комиссий
всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение
сроков, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными
правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной
власти субъектов Российской Федерации. При этом устанавливаемые сроки
хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а
протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объявления
даты следующих выборов.
Итоги голосования по каждому избирательному участку,
результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в
протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно
нижестоящих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления
любому избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю средств массовой
информации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


1) Иванченко А.В. Избирательные комиссии в РФ. История, теория, практика
М.1996.
2) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.1999.
3) Постников А.В. Избирательное право России М.1996.

4) Надаис А. Выборы и избирательные системы//Политические исследования.
1993, № 3.
5) Постников А. Мажоритарные и пропорциональные си

6) Конституция Российской Федерации. Ст.32.
7) Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г.
8) №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации». Ст. 2, 3.



-----------------------
[1] Конституция Российской Федерации. Ст.32.
[2] Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации». Ст. 2.
[3] Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации». Ст. 3.
[4] Конституция Российской Федерации. Ст.32.
[5] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.1999. с. 312
[6] Постников А.В. Избирательное право России М.1996.с.32.
[7] Иванченко А.В. Избирательные комиссии в РФ. История, теория, практика
М.1996.с.28.





Реферат на тему: Избирательные технологии в современной России

Пермский государственный университет.



Курсовая работа по теме:
Избирательные технологии в современной России.



Научный руководитель

Неганов С.В.
Работу выполнил студент 1 курса
историко-политологического ф-ка
Никитин В.С.



Пермь 2000г.


План курсовой работы.

I Введение.

II Основные требования к проведению избирательной компании.

III Разработка стратегии компании.

IY Разработка тактики и её реализация: “План компании”.

Y Особенности выборов в России в1989-2000гг.

YI Заключение.



I Введение.
Важной частью любой политической системы в демократических государствах
является регулярное проведение выборов в представительные органы власти
различного уровня, а также высших органы, а также высших должностных лиц
страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновременно с
укреплением и развитием демократических традиций совершенствуются формы и
методы воздействия на общественное мнение, на избирателей, а также
лоббистская и общественная деятель-ность различного рода.
На избирательный процесс в современной России в зна-чительной степени
влияет технологизация методов подгото-вки организации и проведения выборных
компаний, т.е. использование избирательных технологий в узком смысле этого
слова.
существует ли в политической науке и практике какая-либо типология
избирательных технологий? Разделяемых позиций здесь пока не выработано, но
интересные предло-жения уже высказаны. Так, в работе известных политологов
В. Комаровского и М. Анохина избирательные технологии (по характеру своего
воздействия на электорат) подразделя-ются на:
1. “прозрачные” технологии, которые обращаются прежде всего к разуму
человека и нацелены на то, чтобы убедить избирателя в том, что зона
совпадения программы, интересов личности данного кандидата и интересов
избирателей шире, чем у других кандитатов;
2. “манипуляторские” технологии –технологии внушения, использования таких
состояний и эмоций человека, как неудовлетворённость, страх, зависть,
нетерпимость и т.п. Питательной почвой для таких технологий является не-
стабильность в стране, разорванность социальных связей, потеря идейных и
нравственных ориентиров, низкий уро-вень политико-электоральной культуры
граждан и т.д;
3. технологии дискредитации противника и полного оду-рачивания
избирателей;
А также в последнее время стала применяться так называемая система
выборов без выборов. Когда основному кандидату (в основном уже
девствующему и находяще-муся у власти) противостоит 1 или несколько “мало
раскручиваемый” соперник.
Уже выборы народных депутатов СССР в 1989г. и РСФСР показали, что
переход от романтизма митинговой демократии времён перестройки к
организованному политическому действию требует серьёзной проработки
целей, задач избирательной компании и средств их реа-лизации. В глаза
бросалась кустарщина при проведении кампании, импровизации политических
лидеров и сует-ливая, бестолковая толчея в штаб-квартирах многих
кандидатов. Правда, эти недостатки во многом окупались энтузиазмом и
бескорыстием групп поддержки, самоотверженностью самих кандидатов.
Несмотря на недостатки избирательных компаний 1989-1993гг., многие
кандидаты, партии, избирательные объединения переосмыслили казавшиеся
незыблемыми советские традиции выборов и предложили свою модель
организации и проведения избирательной компании. Можно без преувеличения
сказать, что использование методов политического маркетинга было
обусловлено изменившимся характером политической жизни: возник-новением
острой конкуренции между отдельными кандидатами на выборах 1989г., между
идеологиями в 1990г., а в1993г. между политическими партиями и
избирательными объединениями, впервые вышедшими на выборы в качестве
самостоятельных субъектов политики.
Особенность избирательной компании 1993г. состояла не только в её
скоротечности не допустимой даже для досрочных выборов, но и в совмещении
в один день всенародного голосования по проекту Конституции Российской
Федерации с выборами обеих палат парламента Федерального собрания, с
выборами, на которых применялась необычная для избирателей система
(смешанная мажоритарно-пропорциональная в нижнюю палату и мажоритарная в
один тур в верхнюю). Что предполагало и новые правила политической игры,
и иные методы воздействия на избирателей, не очень-то спешивших как
показали опросы на свои избирательные участки.
В нынешнем своём виде избирательные технологии зародились в 30-ые гг.
в США, когда журналист К. Уайткер и рекламный агент Л. Бакстер создали
первую в истории специализированную службу по проведению выборных
компаний – “Кампейн инкорпорейтед” и адаптировали технологии проведения
военных празд-ников, религиозных факельных шествий и т.п. к
избирательному процессу. В 1936г. служба Дж. Галлапа впервые осуществила
широкомасштабное изучение общественного мнения и уверенно предсказала
повторное избрание президента Ф. Рузвельта. После второй мировой войны
избирательные технологии демонстрируют свою эффективность и в США, и в
Европе. Результатом их постоянного присутствия в парламентских и
президентских компаниях стало формирование нового технологизиронного
стиля политичесской жизни.



II Основные требования к проведению избирательной компании.

Стратегический замысел избирательной кампании.
Безусловным преимуществом избирательной компании обладает тот, кто
действует по определённой системе, по заранее разработанному плану.
Причём план должен соединять в себе, по крайней мере, два различных
подхода, которые, придают плану гармоничную целостность.
Первый подход состоит в создании чёткой и относитель-но жёсткой
системы действий от начала и до конца избирательной компании, где каждый
из участников имеет определённую функциональную задачу. Радикальное
изменение плана после начала его реализации, (если только это не связанно
чрезвычайными обстоятельства-ми), недопустимо! Жесткость плана означает
баланс различных компонентов – от рационального распределения собственных
ресурсов, учёта возможностей конкурентов до форм воздействия на
избирателей. Любое “хирургическое” вмешательство в структуру плана, без
особой необходимости, означает нарушение баланса и приведёт к провалу
компании.
Второй подход предусматривает вероятность гибкого реагирования на
возможное изменение ситуации, не нарушающее баланса и целостности
стратегического замысла. В принципиальном плане гибкость является как бы
оборотной стороной жесткости, придавая плану необходимую целостность.
Таким образом, план избирательной компании должен сочетать в себе
жесткость и гибкость, что создаёт с одной стороны устойчивую
“конструкцию”, с другой – позволяет оперативно разворачивать и частично
модифицировать эту “конструкцию” в соответствии с меняющимися
обстоятельствами.

Цели и масштаб кампании.
По целям избирательные компании можно разделить следующим образом:
а) цель компании – участие, а не победа;
б) цель компании – достижение частичной, относительно полной или
абсолютной победы.
В первом варианте участие в предвыборной борьбе кандидата или
общественного объединения ставит своей задачей не достижение победы,
(шансы на которую в силу тех или иных причин минимальны), а обозначения
себя на политической арене как субъекта политической борьбы. В качестве
примера решения именно такой задачи можно привести В. Жириновского в
президентских выборах в России в 1991г. Никаких шансов победить у него не
было, важно было другое – ярко и громко заявить о себе, стать видной
политической фигурой. Поставленная цель была полностью достигнута – вся
страна и весь мир узнали до этого никому неизвестного рядового
гражданина, который стал бесспорным лидером партии. Определённые круги
стали делать на него ставку, содействуя дальнейшему продвижению и
укреплению его в политическом истэблишменте.
Второй вариант нацелен только на победу. Что касается конкретного
кандидата, баллотирующегося в представительные органы власти, то у него
интерпитация победы однозначна. В отношении партии и общественных
объединений граждан, интерпритация победы не столь однозначна, как для
конкретного человека. Так, для образовавшейся всего за несколько месяцев
до выборов партии, ещё не успевшей создать свою инфраструктуру и прочно
обозначиться в глазах избирателей, победой будет являться проведение
незначительного количества депутатов в соответствующие органы власти.
Примером такой победы служит преодоление 5% барьера партией зелёных в ФРГ
в 80-ых годах. Хотя в качестве исключения можно привести сформировавшийся
незадолго до парламентских выборов блок ОВР набравший 12%, хотя у этого
объединения были большие шансы набрать в 2 раза больший результат. Для
партии, продолжительное время действующей на политической арене, имеющей
определённую репутацию, финансовую базу и регулярный доступ к СМИ,
проведение небольшого количества депутатов (относительно других партий),
но недостаточного для образования устойчивого парламентского большинства,
следует считать не победой а порожением. Так на последних парламентских
выборах партия “Яблоко” была проигравшей. Несмотря на то, что она набрала
около 6% голосов, этого количества депутатов было явно недостаточно по
сравнению с теми возможностями, которыми распологала партия.
Следовательно, каждая партия или общественное объединение в зависимости
от имеющихся возможностей своей целью на выборах определяет:
- частичную победу – проведение незначительного количества депутатов;
- относительную победу – проведение значительного количества депутатов,
недостаточного для доминирования в представительном органе, но
способных влиять на принятие решений;
- полную победу – завоевание более 50% мест;
- абсолютную победу – завоевание 2/3 мест, т.е. квалифицированного
большинства, обладающего возможностью изменять Конституцию (такую
победу одержал на парламентских выборах в Индии Индийский
Национальный Конгресс во главе с Р. Ганди в 1984г.).
По масштабу избирательные компании подразделяются на:
- местные выборы (от поселковых до городских);
- региональные (районные, областные);
- федеральные (общегосударственные).
Сведения необходимые для правильного планирования избирательной компании.
Каждый субъект политической борьбы должен по возможности принимать
участие в избирательных компаниях любого масштаба как для практической
отработки приёмов и методов ведения избирательной компании, так и для
постоянного напоминания избирателям о своём существовании и формирования
собственного имиджа. Из любой, даже крайне неблагоприятной ситуации,
необходимо извлекать максимум возможного. Успех компании во многом
определяется соответствия плана целями масштабу компании, оптимальному
распределению материальных и людских ресурсов.
Каждая избирательная компания имеет свои особенности и специфику, вместе
с тем для определения единственно верной линии управления мнением
избирателей необходимо иметь развёрнутые данные об объекте воздействия
(избирателях). В целом такие сведения можно определить как наиболее полные
количественные и качественные характеристики избирательного корпуса данной
территории. Для получения исчерпывающих сведений об избирателях следует
располагать следующими данными:
а) социально-демографическими;
б) статистическими;
в) социологическими.
Последовательно рассмотрим, что представляет каждая трех позиция.
Социально – демографичкие данные:
- общее количество избирателей,
- количество мужчин и женщин,
- возрастные характеристики,
- семейное положение,
- национальные характеристики
- профессиональные характеристики,
- образовательные характеристики,
- количество пенсионеров,
- количество многодетных семей,
- количество малоимущих,
- количество активно верующих людей (отдельно по разным конфессиям),
- количество семей с малолетними детьми,
- количество безработных,
- количество семей, чьи дети служат в армии или являются призывниками
(последнее важно в связи с продолжением новой “чеченской” компанией),
Статистические данные:
- количество промышленных предприятий, учебных заведений, административных
учреждений, предпринимательских структур, воинских частей;
- наличие устойчивых, организованных и неорганизованных групп населения,
объединённых по социальным, профессиональным, национальным, полов-ым
признакам (например “афганцы”, ветераны, офицеры запаса, студенты и
др.).

Необходимые требования к кандидату.
Кандидат на выборную должность должен обладать следующими качествами:
- владеть некоторыми навыками ораторского искусства,
- демонстрировать (в разумных пределах) уверенность в себе,
- умением держать себя соответствующим образом в различных аудиториях
(чего явно не демонстрировал В. В. Жириновский на выборах губернатора
Белгородской области),
- иметь соответствующий внешний вид,
- владеть некоторыми элементами артистизма,
- способностью выслушивать и “переваривать” критику,
- иметь определённый уровень здоровья, позволяющий выдерживать физические
и психологические нагрузки,
- уметь быстро ориентироваться в случае резкого изменения ситуации и
управлять своими эмоциями,
- уметь слушать (выслушивать до конца) людей,
- не теряться в сложных (неожиданных, непрограммируемых ситуациях),
- способностью даже при самом для себя неблагоприят-ном раскладе извлекать
максимум возможного,
- уметь непринуждённо, естественно держаться и говорить перед телекамерой
(этого поначалу не хватало кандидату в президенты РФ от коммунистов Г.А.
Зюганову обильно краснеющему и потеющему перед каждым выходом в эфир),
- обладать основными навыками полемики,
- обладать чувством юмора,
- быть готовым беспрекословно подчиняться определён-ным требованиям
руководителя избирательной компа-нии,
- уметь подбирать подходящие примеры для обоснования своих утверждений.
- Часть выше перечисленных качеств уже может быть свойственна кандидату,
другая же часть усваивается посредством теоретической подготовки и
практических занятий.

Команда.
Состав и действия команды зависят от масштаба компании, но в целом должны
отвечать следующим требованиям:
- профессионализм,
- психологической совместимостью членов команды,
- жёсткой исполнительной дисциплиной,
- оптимальной загруженностью работой (ни лишних без дела слоняющихся без
дела людей, ни чрезвычайной загруженности всех работой быть не должно),
- чётким распределением функциональных обязанностей,
- руководитель каждого направления должен иметь собственное видение
решения поставленных задач (это должен быть не механический исполнитель,
а творчески мыслящий человек),
- синхронностью действий и взаимодополняемостью,
- наличие резерва для усиления определённых направлений или замены
выбывшего члена команды,
- исключительно деловым “без воды” и словоблудия обсуждением путей решения
стоящих задач.
В целом можно выделить три возможных модификации команды:
а) команды по выборам высшего должностного лица государства,
б) команда для коалиции партий или одной партии,
в) команда кандидата на выборные должности различного уровня.



III Разработка стратегии компании.

Разработка избирательной компании и её планирование.
Предварительное изучение избирательной конъюнктуры, неофициальные
договорённости о поддержке кандидата (избирательного объединения),
стремление иметь заранее целостную концепцию избирательной компании делают
необходимой разработку стратегии компании до её официального начала.
В условиях предсказуемого развития политического процесса и устойчивого
календаря выборов стратегическое планирование избирательной компании
начинается за 1-1,5 года. В российских условиях, учитывая динамизм
политической жизни и высокую степень непредсказуемости, этапы подготовки к
выборам естественно спрессованы, что не освобождает политиков от серьёзной
предварительной проработки стратегии компании, пусть даже в сжатые сроки.
Стратегию избирательной компании можно определить как программу будущих
действий ради достижения поставленных целей с учётом реальности. Именно
поэтому стратегическое планирование компании, по мнению ведущего
британского специалиста по политическому маркетингу Ф. Гоулда, включает в
себя решение по крайней мере четырёх задач:
1. Сбор информации, поступающей из двух источников: обследования
общественного мнения и изучения соперников.
2. Оценка имеющейся информации, в первую очередь путём выявления сильных и
слабых сторон всех участников борьбы.
3. Непосредственная разработка стратегии: определение адресных групп,
проблем, целей, политической стратегии и основных лозунгов.
4. Планирование, т.е. переведение всего вышеперечисленного в законченный
план всей кампании.[1]
При выработке стратегии политической партии или избирательного блока
необходимо учитывать логику выбо-ров по мажоритарной системе и по
пропорциональным квотам, коль скоро в России установилась избирательная
система по принципу 50/50. Так для завоевания депутатских мест по
пропорциональной квоте, стремление к доминирующему положению какого-либо
одного блока не гарантирует этому блоку автоматическое сложение воедино
всех составляющих электората: всё равно избиратели, будут иметь
возможность выбрать избирательные технологии других списков, каждый
избирательные технологии которых возглавляется известным политиком.

-----------------------
[1] См.: Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной компании
//Полис. 1993.№4.





Новинки рефератов ::

Реферат: Педагогический коллектив и его развитие и особенности управления образовательными учреждениями, аттестация педагогических кадров (Педагогика)


Реферат: Европейская комиссия (ЕС) (Политология)


Реферат: Изготовление технологического процесса изготовления лампы накаливания общего назначения типа В 220 -25 (Схемотехника)


Реферат: Возрождение олимпийских игр (Спорт)


Реферат: Методика организации тематических выставок в школе (Педагогика)


Реферат: Международная лицензионная торговля (Маркетинг)


Реферат: Найм и отбор персонала (Менеджмент)


Реферат: История государства и права зарубежных стран (Право)


Реферат: Современная модель эволюции Вселенной (Астрономия)


Реферат: Права и обязанности главного бухгалтера (Бухгалтерский учет)


Реферат: Возможности системы программирования Delphi для создания пользовательского интерфейса (Программирование)


Реферат: Коррекция психики детей переживших развод родителей (Педагогика)


Реферат: Структура сходящихся последовательностей (Математика)


Реферат: Таинственный фантастический и мистический мир Воланда (Литература)


Реферат: Основные понятия трудового права (Трудовое право)


Реферат: Витамины (Биология)


Реферат: Приближенное вычисление определенных интегралов, которые не берутся через элементарные функции (Математика)


Реферат: Ответы на вопросы по курсу "Системное программирование" (Компьютеры)


Реферат: Организация и технология отрасли (Транспорт)


Реферат: Развитие творческого воображения, эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами изотеятельности (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист