GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Ислам в новую эпоху (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Ислам в новую эпоху (Политология)



1.ВВЕДЕНИЕ
Третьей (самой поздней по времени возникновения) «мировой» религией
является ислам, или мусульманство. Это одна из распространеннейшей религий:
приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в
Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабоязычные
народы почти поголовно исповедуют ислам, тюркоязычные и ираноязычные - в
подавляющем большинстве. Много мусульман также среди североиндийских
народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.
2.ИСЛАМ – ЧТО ЭТО?
Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его
яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого
начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного.
По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед,
араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд «откровений», записанных
в священной книге Коране, и передал их людям. Коран - основная священная
книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для
христиан.
Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка,
просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие - к концу.
Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно
и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления
величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и
угрозами «геенной» в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем
незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском
Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.
Другая часть религиозной литературы мусульман - это сунна (или сонна),
состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях
Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими
богословами - Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну;
признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство
в исламе.
Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками
теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь
земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях,
разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и
культурно связана с соседними странами - Месопотамией, Сирией, Палестиной,
Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию.
Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском
оазисе, близ побережья Красного моря. Родо-племенная знать обитавшего здесь
племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке
образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были
собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен.
Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и
христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой,
верования их влияли друг на друга.
В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как
торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило
экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход
от караванного движения, стали склонятся к оседлому образу жизни,
переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения
между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не замедлило
отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов,
за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что евреи и отчасти
христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта
ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и развернулась
проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной
потребности. В его проповедях, собственно, не было почти ничего нового по
сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у
Мухаммеда - строгое требование почитать только единого Аллаха и быть
безусловно покорным его воле. Само слово «ислам» означает покорность.
Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что
есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком;
что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной,
Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют
ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из
древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога
и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все
получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться
в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует
божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил
его судьбу.
Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и
обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная
молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед
молитвой и в других случаях; налог (закят) в пользу бедных; ежегодный пост
(ураза, в десятом месяце - рамазане) в течение всего месяца; паломничество
(хаджж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по
возможности совершить хотя бы раз в жизни.
Каждое из этих предписаний, несмотря на то что они сами по себе не так
уж тяжки и невыполнимы, допускает изъятия и смягчения в затруднительных
случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть заменена
песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, для
путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующее
число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит
в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но
зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться
любым удовольствиям.
Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне за
веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само мусульманское
движение возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новой
земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение восьми месяцев в
году (ибо четыре месяца считаются «запретными») надлежит воевать с
многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их имущество. В
этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам, свойственные
исламу даже в большей степени, чем другим мировым религиям.
Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым,
воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т.
п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства,
нет.
В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов
отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина - подчиненное
существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране
признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя
жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права
женщины - право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил
положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.
В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же
патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но
имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным
фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных
призван как будто смягчать имущественные противоречия; однако частная
собственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне
законной, ростовщичество же осуждается: «Аллах разрешил торговлю и запретил
рост» (2: 276), что, по-видимому, является результатом компромисса между
интересами торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших
от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.
Окидывая общим взглядом догматику, обрядность, этику раннего ислама,
мы без труда видим, что в основе этой идеологии лежит иудейско-христианское
мировоззрение, но приспособленное к более примитивному общественному укладу
- к разлагавшемуся родо-племенному быту арабов. Идеология арабов проще,
грубее, понятнее для широкой массы верующих, особенно для кочевников и
земледельцев Азии; предписания его несложны и вполне выполнимы.
Эти-то особенности мусульманства, порожденные самими условиями его
возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе,
преодолевая сопротивление родо-племенной аристократии, склонной к
сепаратизму (восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам
довольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала
воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из
кризиса: завоевание новых земель.
3. ИСЛАМ В НОВУЮ ЭПОХУ
Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились
важным переломным моментом в эволюции Ислама. Изменения в социально-
экономических структурах стран Востока, становление нового класса -
национальной буржуазии, развитие национально-освободительного движения,
распространение идей марксизма - все это в совокупности не могло не повлечь
за собой перемены во взглядах на роль Ислама в обществе, так и в самой
исламской мотивации новых религий общественного бытия.
Процесс адаптации религиозно-философских и правовых норм ислама к
новым историческим условиям, начавшимся в середине XIX века и
продолжающийся и поныне, многие исследователи обозначают термином
“мусульманская реформация”, хотя он принципиально отличен от реформации
христианской. Отличие заключается, во-первых, в том, что эти процессы
происходили в различные эпохи, в различных конкретно-исторических условиях.
Во-вторых, “мусульманская реформация” выражалась прежде всего в пересмотре
(или попытке пересмотра) религиозных мотиваций различных аспектов светской
жизни и лишь в незначительной мере затрагивала собственно богословские
вопросы. В-третьих, отсутствие в Исламе института церкви и духовенства,
аналогичных христианским, наложило весьма существенный отпечаток на
характер реформ в Исламе.
Существенные изменения претерпела мусульманская судебная система,
сложившаяся в средневековье, и в определенной мере - сама система
мусульманского права: происходило постепенное ограничение юрисдикции
шари’атских судов; к середине XIX века на территории Османской империи были
окончательно разграничены сферы компетенции шари’атских и светских судов
(процесс этот начался значительно ранее). Одновременно с этим
осуществляется кодификация норм мусульманского права (свод положений
ханафисткого права - Манджалла - был составлен в 1869-1876 годах), в ряде
стран вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы, не
предусматриваемые шари’атом. Определенные изменения роли Ислама в
общественной жизни (хотя и весьма ограниченные) произошли в связи с
реформами Мухаммада “Али в Египте и политикой танзимата в Османской
империи.
4. КАПИТАЛИЗМ ПО-АРАБСКИ
Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских
богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого ряда
традиционных положений Ислама. Однако этот процесс оказался весьма
болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике по поводу
допустимости (или греховности) создания в мусульманских странах банковской
системы. Полемика разворачивалась, с одной стороны, вокруг положения о
взимании ссудного процента (риба’), а с другой - в связи с шари’атским
запретом на омертвение капитала. Наиболее ярко выраженную форму она
приобрела в Египте, где муфти Мухаммад ‘Абдо в 1899 году издал фатву,
разъяснявшую, что банковские вклады и взимание с них процентов не являются
ростовщичеством и, следовательно, не относятся к категории осуждаемого
риба’. Эта фатва способствовала приведению существовавшей системы в
соответствие с интересами национальной буржуазии.
Расширение практики капиталистического предпринимательства в
мусульманских странах влекло за собой не только пересмотр шари’атских
положений (как в случае с риба’), но и оживление некоторых традиционных
принципов, имевших широкое распространение в период мусульманского
средневековья, например мушарака и кирад (принципы торгового
сотрудничества). С другой стороны, не редко новые по содержанию явления
воспринимались как продолжение и развитие мусульманской традиции: таковы,
например, коммерческие объединения, действовавшие в различных частях
мусульманского мира на религиозно-общинное основе (торговые дома и
финансовые предприятия исма’илитов ходжа и бохра, меманов),
воспринимавшиеся как продолжение средневековой традиции создания
мусульманских торговых домов, но которые по сути свей имели уже
капиталистический или полукапиталистичекий характер.
Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере общественного
сознания. Это касается прежде всего процесса становления национального
самосознания и возникновения буржуазного национализма. В русле этого
процесса получилось новое осмысленное традиционное положение Ислама о
единстве всех мусульман. Джамал ал-дин ал-Афгани формулирует идею
солидарности мусульман, вылившуюся затем в концепцию панисламизма и
получившую широкое распространение по всему мусульманскому миру.
Параллельно с панисламизмом, направленным на объединение всех мусульман на
конфессиональной основе, развивается и мусульманский национализм,
сторонники которого выступают за обособление мусульманских общин от
представителей других конфессий. Мусульманские религиозно-
националистические идеи имели объективно двойственный характер: с одной
стороны, они на определенном этапе способствовали развитию национально-
освободительного движения, с другой - в конечном счете оказывались орудием
в руках наиболее реакционных сил. В целом влияние национализма ощущалось в
той или иной мере почти во всех направлениях мусульманской общественной
мысли конца XIX начала XX века.
В этот период религиозно-обновленческие процессы в Исламе были связаны
в первую очередь с проблемой освоения научно-технических достижений Запада.
Сторонники реформаторского направления высказывались за модернизацию
установлении Ислама, тормозивших процесс внедрения достижений Запада. Им
противостояли традиционалисты, выступавшие за возрождение норм и ценностей
раннего Ислама, противясь нововведениям западного образца. По мере
развития национального самосознания и национально-освободительного движения
все более отчетливо стала проявляться политизация Ислама (хотя на
протяжении всей истории Ислам никогда не был оторван от политики),
выражавшаяся в широком использовании исламских лозунгов в политической
борьбе. Религиозно-политические движения, возникавшие в шиитской среде
(например, бабизм), вели к отпочкованию “сектантских” общин, в суннитском
же Исламе они в большинстве своем не сопровождались пересмотром положений
догматики. Антиколониальные выступления нередко сопровождались обращением к
мессианским идеям, объявлением их лидеров махди. Для рассматриваемого
периода характерна также активизация участия в политической борьбе
суфийских братств; на базе некоторых из них возникают мощные новые
исламские религиозно-политические движения, как, например, движение
сануситов в Северной Африке. С братством кадирийа тесно связано
антиколониальное движение в Алжире в середине XIX века под руководством
‘Абд ал-Кадира, принявшего титул аимр ал-му’минин. В конце XIX и особенно
в начале XX века большой размах по всему мусульманскому миру приобретает
движение за реформацию Ислама, представители которого вступают в острую
палемику и с мусульманскими традиционалистами, и со сторонниками светских
концепций общественного развития. Одновременно начинает складываться и
международное исламское движение, основанное на концепции исламской
солидарности: в 1926 году была создана первая международная мусульманская
организация Всемирный исламский конгресс (Му’тамар ал-‘алам ал-ислами).
Качественно новый этап в истории Ислама - вторая половина XX века.
Освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости,
создание мировой системы социализма, углубление кризисных явлений в
капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы перед
представителями мусульманской общественной мысли. Это отразилось прежде
всего в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития
освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные
концепции так называемого “третьего пути”, отличного как от
капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным
ценностям Ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так
и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно
приемлемом для стран распространения Ислама. На его основе создаются
концепции “исламского государства”, “исламского правления”, исламской
экономики”, “исламского социализма” и т.д., нередко существенно
отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие
общую социальную природу - буржуазную либо мелкобуржуазную.
Концепции “исламского государства” подразумевают воплощение в
современных условиях традиционной исламской модели политической организации
общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная
власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника власти),
осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов,
регулирования экономики в соответствии с предписанными шари’ата и т.д. В
целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и
социально-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики
развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде,
носящие название “исламизации”, осуществляются как “сверху” - путем
законодательного введения тех или иных норм (например в Пакистане -
введение ‘ушра и заката, исламизация банковской системы, в Иране -
провозглашение “исламского правления”), та и “снизу” - в результате
давления религиозно-политических организаций, среди которых наибольшую
активность в этом направлении проявляют “Братья-мусульмане”. Под
“исламизацией” подразумевается и процесс расширения числа последователей
Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к
югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной
деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемых
преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.
5.СОВРЕМЕННЫЙ ИСЛАМ. ЕГО РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ.
Современный Ислам - вторая по численности последователей (после
христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая
численность мусульман на земном шаре достигает 800 миллионов человек (около
90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в
зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты,
почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). Из более
чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35
мусульмане составляют большую часть населения - свыше 80 процентов
населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением
Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане,
Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других; в ряде стран
последователей Ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей
(Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии - почти половина, в
некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау,
Камерун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне и др.). Наиболее крупным по абсолютной
численности мусульманские общины - в Индонезии, Индии, Пакистане и
Бангладеш; значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде,
Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия,
Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада,
Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Астралии, на
островах Фиджи.
В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан государственной (или
официальной) религией, Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран,
Пакистан и др. В некоторых странах слово “исламский” включено в их
официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика
Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.
Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманские
партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской
республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская
исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане.
В ряде стран распространены религиозно-политических организации (в том
числе и находящиеся вне закона, например “Братья-мусульмане”, Партия
исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные
учебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские
университеты), исламские общества, миссионерские организации, коммерческие
предприятия (исламские банки, страховые компании).
Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во
второй половине 70-х - начале 80-х годов делались попытки возрождения
некоторых норм шари’ата, ранее упраздненных на практике: таково, например,
введение определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные
преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийских
монархиях.
В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных
делах стали играть международные мусульманские организации, действующие как
на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее
значительная из них - Организация исламской конференции (Муназзамат ал-
му’тамар ал-ислами), созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских
государства, а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманские
страны представлены в ней главами государств и правительств. Свою
деятельность, направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК
проводит через Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и целый
ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское
агентство новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре,
Исламский фонд развития и др.). Для деятельности ОИК характерна
двойственность политических решений: с одной стороны, выдвигаются
антиимпериалистические лозунги, принимаются решения, направленные против
международного империализма и сионизма, с другой - нередко звучат
антикоммунистические призывы, получают поддержку реакционные силы в странах
распространения.
Среди неправительственных мусульманских международных организаций
наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 году в
Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация,
Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих
организаций реакционные, антикоммунистические элементы играют значительно
большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены преимущественно
на пропаганду и распространение Ислама, организацию международных встреч
религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных
странах.



Список литературы :


1. С.Токарев Религия в истории народов мира; Москва, 1986

2. Л.Климович Книга о Коране; Москва, 1986
3. История Древнего Востока; Москва, 1988
4. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока; Москва, 1982
5. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока
(конец 70-х - начало 80-х годов XX в.); Москва, 1986




Реферат на тему: Использование сети Интернет в политике

Использование сети Интернет в политике.
Броницкая Э.В.

Коммуникация в политике крайне важна, и за любыми значительными
изменениями в коммуникационных технологиях, от появления прессы до
телевидения, следовали большие, часто прогнозируемые изменения в политике.
Интернет ещё не стал всеобъемлющим, но он уже сегодня изменяет нашу жизнь.
Этот процесс идет быстрее, чем кто-либо мог себе представить. Из
технического изобретения он превратился в абсолютный феномен, влияющий на
все стороны жизни человечества. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что
развитие Интернет-технологий открывает перед обществом множество перспектив
и дает надежду на качественный прорыв в самых разных сферах. Феномен
Интернета сегодня невозможно не учитывать и в политике.
Проникновение политики в Интернет можно условно разделить на два
этапа. Первый этап использования Интернета в политических целях можно
назвать информационным. Сущность его состоит в проникновении в Сеть
политической информации. В основном, это сайты политических партий и
общественных организаций, отдельных политических лидеров, сайты газет и
журналов, а также чисто электронные издания и сайты аналитических и
исследовательских организаций.
Сегодня победить в борьбе за власть, не имея доступа к традиционным
(электронным и печатным) СМИ, невозможно. Однако опыт избирательных
кампаний на западе и в России показал, что есть и новый, гораздо менее
трудоемкий способ оказывать влияние на умы электората - через сеть
Интернет. На постсоветском пространстве пользователей ещё не много, но
новости из Интернета распространяют все центральные СМИ. Интернет имеет ряд
преимуществ перед традиционными СМИ: лёгкость и практическая мгновенность
опубликования любой информации, даже той, что нельзя разместить в обычных
СМИ, отсутствие пространственно-временных границ, возможность
тематического поиска, быстрая связь для мониторинга ситуации,
предположительное отсутствие контроля и др.
Удельный вес виртуальной информационной составляющей в политике имеет
устойчивую тенденцию к возрастанию. Этот процесс будет продолжаться и в
будущем: количество сайтов политических партий и движений будет
увеличиваться, информационная роль Интернета - возрастать. В принципе,
когда-нибудь, это приведет к тому, что Интернет станет ведущим источником
информации, оттеснив традиционные СМИ на второй план.
Традиционные СМИ работают в режиме информационного монолога
(односторонняя коммуникация), посредством которого соответствующие
структуры воздействуют на умы и поддерживают контроль над подвластными
субъектами. Компьютерные же технологии открыли возможность многосторонней
коммуникации. Каждый, имеющий доступ к сети, может выступать как
получателем, так и отправителем информации.
Интернет расширяет границы социологических исследований в период
избирательных кампаний. Разумеется, речь идет не о социологических опросах
пользователей по вопросам, связанным с рейтингом кандидатов или с
электоральной активностью: пользователи Сети - нерепрезентативная выборка
электорального массива. Но приглашение пользователей к участию в оценке
качественных характеристик имиджа кандидата, используя его видеофайлы, или
оценка лозунгов избирательной кампании, программы – вещи вполне реальные.
Многие наиболее проницательные политики обратили внимание на
политическую рекламу в Интернете. Если картинка телевизионной рекламы живет
несколько секунд, газетная публикация – несколько дней, то тексты и
видеофайлы в Сети могут существовать месяцы и годы, тем более, что в
условиях ужесточения финансового контроля за предвыборной рекламой и
удорожания рекламных услуг традиционных СМИ, Интернет предоставляет весьма
заметные преимущества.
Интернет позволяет обеспечить постоянный общественно-политический
диспут с возможностью электронной обратной связи в реальном времени между
властью и гражданами. Появилась реальная возможность сближения властных
структур с простыми гражданами, возможность преодолеть иерархизм реальной
власти. Глобальная Сеть может свести к минимуму зависимость граждан от
институциональных посредников, партийных организаций и организованных групп
интересов.
Интернет может способствовать преодолению негативной тенденции к
снижению уровня политического участия (особенно это относится к молодому
поколению, которое в основном не проявляет интереса к политике), упростив
прямой контакт граждан и правительства. Интернет снижает затраты на
согласование возможных путей политического действия между индивидами,
придерживающимися схожих взглядов, но не взаимодействующих непосредственно
в реальном мире. Сегодня виртуальная политика пришла к принципиально новому
этапу. Речь идет о создании виртуальных политических структур. Они будут
отличаться от любых ранее существовавших объединений, организаций, движений
и т.д. Интернет давно поставил на повестку дня вопрос об объединении людей
по самым разным признакам: по убеждениям, интересам, по общим проблемам.
Одним из главных (и первых) оснований для такого объединения могли бы быть
политические убеждениям.
Интернет изменил политический радиус деятельности отдельных личностей
и общественных организаций. Благодаря коммуникации в режиме реального
времени и ее невысокой стоимости можно создавать виртуальные, охватывающие
весь мир коалиции, так называемые «недифференцированные сообщества». Они
могут объединять единомышленников и тех, кто ставит перед собой идентичные
цели. Их члены помогают друг другу, обмениваясь информацией, разрабатывая
или реализуя на деле стратегию действий. Рассеянных по миру одиночек
превращает в мощную коалицию не географическая близость их проживания, а
очень конкретные и узкие цели. Вместе, в широких рамках акции "местная
проблема - это глобальная проблема" они могут оказывать необходимое
давление на правительства. Интернет облегчает достижение сплоченности и,
тем самым, способствует созданию глобального мирового гражданского
общества.
В мире сегодня насчитывается не меньше 30 тыс. неправительственных
общественных организаций, и их количество продолжает расти, не в последнюю
очередь благодаря Интернету. В 1995 году, когда Организация по
экономическому сотрудничеству и развитию начала переговоры на предмет
подписания договора о регулирования международных инвестиций, образовался
союз, протестовавший против этого. 600 совершенно различных по своим целям
и задачам организаций из 70 стран мира, начиная от "Amnesty International"
и "Oxfam" и кончая "Sierra Club", оказались едиными в своем активном
неприятии проекта договора. В 1998 году путем скоординированных через
интернет акций они все же заставили правительства отказаться от этого
намерения. К совершенно иному результату привела работа, в которой приняли
участие почти 1300 неправительственных общественных организаций. Они
успешно поддержали международную акцию по запрету противопехотных мин. В
результате их выступления был заключен договор о запрете противопехотных
мин (эта кампания была удостоена Нобелевской премии мира).
Все чаще Интернет используется в целях эффективного информационного
протеста в связи с проведением важных международных конференций. Наглядным
образом это продемонстрировали конференция Всемирной торговой организации в
Сиэтле, а также конференции Международного валютного фонда и Всемирного
банка в Вашингтоне и Праге. Протест против социальных, экономических или
политических изменений во всех обществах является неизбежным и нормальным
явлением. В этой связи Интернет представляет собой новый, в высшей степени
эффективный инструмент, содержащий в себе международный и даже глобальный
потенциал. Этот потенциал с учетом поставленной проблемы и характера
коалиции позволяет путем давления на мировую общественность и на
правительства по возможности большего количества стран блокировать или,
наоборот, помогать проводить ту или иную политику.
Интернет дает возможность для создания виртуальных партий, основанных
на неизвестных для современной политической системы принципах членства,
которые потенциально будут способны оперативно реагировать на изменения
позиций своих членов по важнейшим вопросам и, таким образом, наиболее
близко подходить к идеалу адекватной репрезентации интересов тех или иных
социальных групп в политическом процессе.
Существует несколько сайтов, которые поднимают данную проблему,
говорят о возможности и необходимости перенесения партийной деятельности в
Сеть. Преимущества виртуальных структур, в том числе и партий, очевидны:
непосредственный учет мнения каждого члена партии (или организации) по
любому вопросу; оперативный обмен информацией; возможность проведения
традиционных мероприятий (например, съездов) в виртуальном режиме и т. д.
На Украине уже создана одна виртуальная политическая партия
(www.vpu.org.ua).
Сегодня часто говорят о кризисе системы демократических выборов, о
политической апатии населения, избирательная активность молодого поколения
неумолимо стремится к нулевой отметке. Решение этой проблемы некоторые
видят в использовании новых технологий. В будущем процедуру выборов можно
существенно улучшить, сделав её удобнее как для избирателей, так и для
самих кандидатов: процесс выборов можно значительно ускорить, а результаты
при этом будут на порядок точнее. Главное развивать технологии голосования
через Интернет.
Первый эксперимент уже проведён в рамках федеральной Программы
содействия выборам (Federal Voting Assistance Program) в ноябре 2000 года,
когда он-лайн проголосовали 84 избирателя, находившихся за границей. В
январе 2003 года в одном из населённых пунктов Швейцарии так же прошло
онлайновое голосование по одному из муниципальных вопросов. Эстония
стремится освоить эту технологию уже в этом году, а Германия заявила о
проведение голосования через Интернет в 2006 году. Конечно, распространение
этой технологии повсеместно является делом далёкого будущего, но и то, что
происходит сегодня, ещё пару лет назад казалось абсолютно нереальным.
Ещё одна технология, которая из категории экспериментальных
постепенно переходят в разряд повседневно используемых средств – это
электронное правительство. Электронное правительство (e-Government) — это
новая модель государственного управления, построенная на возможностях
современных информационных технологий, это система взаимодействия
государства и общества при помощи Интернет. Доминирующей задачей
электронного правительства является трансформация внутренних и внешних
взаимоотношений на основе применения сетевых операций, информационных
технологий и коммуникационных сетей. Главными целями - оптимизация
предоставления правительственных услуг населению и бизнесу, а также
расширение степени участия всех избирателей в процессах руководства и
управления страной и обеспечение открытости и подотчетности правительства -
гражданам и граждан - правительству.
Электронное правительство традиционно делится на три типа отношений:
Правительство - граждане (G2C): доступ к информации посредством Интернета,
интерактивные опросы, публичные дискуссии.
Правительство - частный бизнес (G2B): поставки товаров и услуг.
Правительство - правительство (G2G): взаимодействие внутри и между
государственными органами для совместного пользования информацией и
улучшения функционирования.
В настоящее время существует значительное количество пилотных
проектов, в том числе и на уровне стран Большой восьмерки (проект
Government OnLine – GOL). Проект GOL был рассчитан на период до конца 1998
г. и имел целью накопление опыта использования современных средств связи
администраций и государственных органов власти с гражданами. В проекте GOL
приняли участие учреждения более 20 стран мира, а также ряд авторитетных
международных организаций.
В сентябре 2000 года в США стартовал проект «FirstGov»
(http://www.firstgov.gov/) (название может быть условно переведено как
«первый шаг к открытому/электронному правительству США»). В процессе
реализации проекта создается Интернет-портал, обеспечивающий доступ к
правительственным и другим сайтам. Предположительно,

в него будут включены 30 миллионов домашних страниц с обновлением каждые 2
недели.
Подобные проекты действуют и в других странах мира. И уже сегодня в
отдельных государствах граждане имеют возможность через Интернет, к
примеру, регистрировать автотранспорт, продлевать водительские лицензии,
платить налоги без физического посещения учреждений и простаивания в
длинных очередях. Это может привести к увеличению степени вовлеченности
граждан в политику и процесс управления. Происходит ослабление позиции
бюрократии в обществе, значительно уменьшается риск коррупции, оборот
делопроизводственной документации становится рядовой функцией
государственной машины. Считается, что последняя стадия перехода
традиционного правительства в электронное определяется существованием
единого веб-портала, на котором можно найти любую правительственную
информации. Все правительственные услуги возможны в он-лайн режиме и вся
административная деятельность осуществляется с помощью электронных средств,
т. е. на безбумажной основе. Специалисты считают эту стадию практически
недостижимой. О стремление её достигнуть заявили только две страны
(Великобритания и Сингапур).
Однако, даже без достижения финальной стадии развития электронного
правительства, эта технология приносит преимущества, как для правительства,
так и для общественности:
Преимущества для Правительства:
заинтересованная общественность сможет реально участвовать в принятии
политики, планов, проектов и политических инициатив;
быстро и практически без затрат можно будет получить объективную информацию
об общественном мнении;
информирование общественности позволит свести к минимуму разногласия и
сформировать благоприятное правительству общественное мнение;
возможность быстрой и экономичной реализации планов правительства;
экономичный эффективный инструмент связи с местными правительствами и НКО;
возможность улучшить планирование и управление на микро - и местном уровне;

возможность разрешить проблему пассивного отношения населения к
правительству и его планам, являющуюся одной из основных проблем
демократического общества.
Преимущества для общественности:
ощущение причастности (что очень важно для того, чтобы демократия
работала);
мнение людей будет услышано;
осуществляемые проекты будут основаны на приоритетах, определяемых людьми,
а не правительством;
информированность и согласие по важнейшим вопросам позволит свести к
минимуму политические трения и ускорить осуществление проектов;
благодаря большей прозрачности сократятся сроки и затраты на реализацию
проектов;
жизнь людей станет легче, так как упростятся процессы их взаимодействия с
правительством;
процесс рассмотрения жалоб станет более быстрым и справедливым;
доступ к информации поможет людям лучше использовать имеющиеся возможности;

общественное мнение из случайного станет информированным;
большая прозрачность поможет повысить степень общественного контроля за
работой правительства и снизить уровень коррупции;
у людей, живущих и работающих заграницей, появится возможность участвовать
в делах своего отечества и в большей мере ощущать свою национальную
принадлежность;
по двусторонним каналам связи можно осуществлять множество бесплатных
обучающих программ, повышая уровень образования населения по таким
вопросам, как ответственность граждан и планирование и управление
проектами, что будет способствовать повышению профессионального уровня
людей.
К концу 2001 года Американским Обществом Государственного Управления
(APSA) и Отделом государственной Экономики и Управления (UNDPEPA) при
Департаменте по Экономическим и Социальным вопросам ООН (UNDESA) было
проведено исследование. Целью этого проекта было изучение положения
электронного правительства в 190 странах-членах ООН. Главным результатом
стал подсчет индекса электронного правительства (e-government index), т.е.
уровня развития государства в этой области. Индекс подсчитывался с учётом
следующих показателей: уровень интернет-развития страны, количество
компьютеров на 100 человек, количество интернет-хостов на 10000 человек,
число пользователей, количество телефонных линей на 100 человек, мобильных
телефонов на 100 человек, телевизоров на 1000, уровень человеческого
развития, уровень доступа к информации и количество городского населения к
общему числу жителей.
В результате все страны были поделены на четыре группы: с высоким
уровнем развития (от 3,11 до 2) , со средним (от 1,96 до1,60), минимальным
(от 1,59 до 1) и недостаточным (менее 1). Лидирующее положение занимают США
(3,11), далее следует Австралия (2,60), Новая Зеландия (2,59), Сингапур
(2,58), Норвегия (2,55), Канада (2,52), Великобритания (2,52), Нидерланды
(2,51), Дания (2,47) и Германия (2,46). Индекс Беларуси составляет 1,62,
эта же цифра является средней для мира.
В Республике Беларусь существуют сайты основных органов власти:
Президента (www.government.by), Совета Министров (www.government.by),
почти всех министерств (за исключением Министерства здравоохранения,
культуры, торговли, энергетики) и некоторых комитетов. Действует сайт
Высшего хозяйственного суда. Не имеет своего представительства в Интернете
Национальное собрание, Конституционный суд, а существующие сайты носят
только информационный характер. Существуют сайты всех областных
исполнительных комитетов, исполкома города Полоцка, несколько сайтов
городских отделов внутренних дел (Орша, Гомель).
Из политических партий своё место в Интернете имеют: Объединённая
гражданская партия (www.ucpb.org), Белорусский Народный Фронт
(www.pbnf.org), партия «Надежда» (www.nadzeya.org).
Только четыре политика на сегодняшний день имеют свои персональные
сайты: Лукашенко А. (www.government.by), Левоневский В.
(www.levonevski.net), Морозов Ю. (www.morozov.by) и Терещенко В.
(www.tereshchenko.by).
Наиболее прогрессивные разработки идут в Минске. На основе
официального сайта Мингорисполкома создается электронная мэрия. Сайт создан
в 2001 году специалистами УП «ВЦ Мингорисполкома».
Согласно распоряжения Мингорисполкома № 31р от 21 января 2002г. сайт
имеет статус электронного средства массовой информации и включен в список
рассылки электронных версий решений и распоряжений Минского горисполкома.
На сайте представляется информация по всем разделам, необходимым для
начала работ по реализации программы электронной мэрии, включая базу данных
объектов, находящихся на территории города, фото и видео материалы о
городе, даже официальное исполнение гимна города. Сейчас идет выверка
данных подразделений Мингорисполкома по всем объектам, находящимся в их
ведении – районные администрации, комитеты, управления, промышленные
торговые объекты, все, что находится на территории города. Идет активная
переписка через гостевую книгу – информация, присылаемая гражданами,
передается пресс-секретарю председателя Мингорисполкома.
Также в целях совершенствования информационной работы в городе,
обеспечения доступа населения г. Минска к информации, устанавливающей
правовой статус государственных органов власти, городских учреждений и
служб, определяющей права, свободы и обязанности физических лиц и порядок
их реализации, Минский городской исполнительный комитет принял 18.12.2002.
решение № 1882 о создании городской информационной системы
«Минскгоринфосервис».
В этой системе, к примеру, можно найти следующие разделы: порядок
совершения и регистрации актов гражданского состояния (вступление в брак,
рождение, смерть и т. д.); порядок приобретения и регистрации имущественных
прав на жилье, земельные участки, автотранспортные средства; социальное
страхование (персонифицированный учет в системе государственного
страхования, оформление пенсий, пособий, социальная поддержка незащищенных
слоев населения и т. п.); жилищно-коммунальное хозяйство (ЖЭСы, ЖРЭО,
тарифы на коммунальные услуги и льготы по их оплате и т. д.); таможенные и
налоговые органы (уплата налогов и сборов, государственная пошлина, порядок
представления и заполнения декларации) и ряд других.
По каждому разделу информационная система «Минскгоринфосервис» должна
предоставлять пользователям следующие данные:
— нормативная правовая база деятельности государственных органов
власти, городских организаций;
— структура и компетенция государственных органов власти, городских
организаций;
— порядок и последовательность обращения в государственные органы
власти, городские организации для разрешения конкретных вопросов;
— образцы форм необходимых документов;
— реквизиты и режим работы государственных органов власти, городских
организаций;
— фамилии, имена и отчества должностных лиц, часы приема;
. порядок обжалования действий должностных лиц.
Это система очень близка к тому, что можно назвать электронным
правительством на локальном уровне. Остаётся ждать результатов её
внедрения.
Литература:
1) Ладес Г.В. О перспективах создания электронной мэрии г. Минска
(http://tc.by/uploaded/docLades.doc)
2) ВПУ и киберпространство (http://www.vpu.org.ua/vpartu/themes)
3) О создании городской информационной системы «Минскгоринфосервис»
(http://belarusmedia.com/?=article1555)
4) Электронная власть, электронное правительство, или электронная
демократия? (http://www.processconsulting.ru/project/referat/ref1.htm)
5) Benchmarking E-Government: A Global Perspective (www.unpan.org/e-
government/ Benchmarking%20E-gov%202001.pdf)
6) The Future of Voting: Researchers Explore the Social and Technical
Issues of Voting Via the Internet
(http://gtreseachnews.gatech.edu/newsrelease/voting.html)







Новинки рефератов ::

Реферат: Властвующие политические элиты и массы (Политология)


Реферат: Культура Ацтеков (Культурология)


Реферат: Интерполяционный полином Лагранжа (Компьютеры)


Реферат: Договор оценки недвижимости. Отчет об оценке (Гражданское право и процесс)


Реферат: Налоговая система (Налоги)


Реферат: Билеты по истории России (История)


Реферат: Лекции по экологии (Экологическое право)


Реферат: Брак и Любовь (Психология)


Реферат: Криміналістична характеристика злочинів, поняття та основні елементи (Криминалистика)


Реферат: Тональная телеграфия (Военная кафедра)


Реферат: Трактовка образа Обломова в статье Н. А. Добролюбова "Что такое Обломовщина?" (Литература)


Реферат: Ренессанс-эпоха возрождения (Культурология)


Реферат: Азиатский способ производства и античное рабовладение (История)


Реферат: Деяния Святых Апостолов (Религия)


Реферат: Бухгалтерский учет (отчет по практике) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Калашников Михаил Тимофеевич (Исторические личности)


Реферат: Демократические выборы (Политология)


Реферат: Гуманiзм у вiдносинах мiж людьми (Философия)


Реферат: Центральная двигательная система (Психология)


Реферат: Авторское право (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист