GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Хор в трагедиях Эсхила (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Хор в трагедиях Эсхила (Искусство и культура)



Университет истории культур



Сереченко Е.В.
(студентка I курса)



РЕФЕРАТ

Тема: Хор в трагедиях Эсхила
(«Персы», «Орестея», «Прометей Прикованный»)



Руководитель работы: Баженова Л.Е.



Москва
2000

Оглавление


Введение………………………………………………………………………………...3

Трагедия «Персы»………………………………………………………………………3

Трагедия «Орестея»…………………………………………………………………….4

Трагедия «Прометей Прикованный»………………………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………………...8

Список использованной литературы…………………………………………………10



Введение
Никто на свете не установил, да и не установит точного года рождения
театра.
Никто на всем свете не сказал, да и не скажет, на каком листке
календаря следовало бы обозначить его первоначальную дату.
Время существования театра измеряется небывалой по историческим
масштабам мерой — временем существования самого рода человеческого.
День возникновения театра сокрыт за горной грядой давно ушедших веков
и тысячелетий, в глубинах древнейшей, наиболее отдаленной от нас эпохи
истории человечества.
В золотую пору детства человечества первые поэты земли — великие
греческие трагики, как добрые гении поэзии склонились над колыбелью театра.
Они вызвали его к жизни. И они обращали его к служению людям, к
прославлению духовного могущества человека, его неукротимой силы,
нравственной энергии героизма.

Одним из таких гениев был Эсхил. Он был поэтом огромной, почти
невероятной творческой энергии. Об этом говорит уже одно количество
созданных им драматических произведений – чуть ли не девяносто. А ведь в
его время создать драму означало не только написать ее, по и довести до
зрителя, взять на себя всю постановку – с обучением, хора пению и
ритмическому исполнению стихотворного текста, с подготовкой актеров и
сцены. Но дело, конечно, не в количестве.

До Эсхила была, по сути, не драма, а нечто подобное оратории,
значительную часть которой составляли ритуального происхождения славословия
и плачи (“треносы”). При имевшемся единственном актере, сюжетное действие
еще не достигло достаточного развития. Оно получило надлежащее место лишь
тогда, когда Эсхил ввел второго актера. Обладая фантазией истинного
поэтического гения и философской глубиной постижения конфликтов, Эсхил,
хотя и не был первым драматургом, явился “отцом трагедии”. До нас не дошли
произведения его предшественников – Теспида, Херила, Пратина, Фриниха, а
среди сохранившихся семи трагедий Эсхила нет ни одной, которая относилась
бы к начальному или совсем раннему периоду его творчества,– так что
проследить становление драмы невозможно. Некоторое представление об этом мы
можем себе составить по тому, как постепенно преодолевается Эсхилом та
ведущая роль, которую все еще играет в некоторых произведениях поэта хор,
его сплошные треносы и торжественные песнопения.

«Персы»
Трагедия «Персы» написанная Эсхилом в 472 г. до н.э. – это отклик
автора на события греко-персидских войн, участником которых он являлся. В
трагедии хор состоит из персидских старейшин, треносы которых тоже
составляют значительную часть трагедии – около половины ее. Именно здесь
выражена этико-философская и патриотическая тенденция трагедии. Строго
продумана композиция: в начале драмы, в ее величаво-торжественном пароде,
лирически выраженное смутное опасение надвигающейся катастрофы чередуется с
эпическим и одическим восхвалением персидских полчищ и их военачальников во
главе с “царем царей” Ксерксом. Но уже конец этого первого выступления
хора, его эпод, звучит печальным аккордом: Ата обольстила и ослепила
главаря похода, и это приведет к беде. Затем, после рассказа вестника о
полном поражении, после печального предсказания тени Дария и, наконец,
когда появляется жалкий Ксеркс, хор будет в горьких треносах изливать свою
скорбь о потере Персией былой мощи, славы и величия, о гибели поименно
названных военачальников и множества участников похода, потопленных в море
и сраженных копьями эллинов.
Вся стонет Азия теперь,
Осиротевшая земля:
«Повел их за собою Ксеркс,
Их гибели виною Ксеркс,
Все это горе неразумный Ксеркс
Уготовил кораблям…
Азия больше не будет
Жить по персидской указке,
Больше не будут народы
Дань приносить самодержцам,
В страхе не будут люди
Падать наземь. Не стало
Царской власти сегодня.
Люди язык за зубами
Сразу держать перестанут:
Тот, кто свободен от ига,
Также и в речи свободен».

Так, возвеличивая и оплакивая побежденного врага, хор подчеркивает
величие самой победы и прославляет победителей. Лирическая патетика плачей
хора звучала для слуха афинян гимнической радостью славословия.

Но, наряду с этой лирической функцией, хор выступает и как своего рода
“резонер” – прямой выразитель идеи автора. Устами хора высказывается
основная мысль поэта, гордого демократической свободой эллинов,
противопоставленной рабской зависимости персов от власти деспотического
царя. На вопрос царицы, кто является самодержцем у афинян, хор отвечает:
Никому они не служат, не подвластны никому. (242)

Наконец устами тех же персидских старейшин Эсхил выражает свое
сознание неизбежности справедливого возмездия:
Отплаты злом за зло от зла...

Эта трагедия Эсхила ораторская: мы не видим событий, не участвуем с
них с героями, но обсуждаем их, сочувствуем им, переживаем за героев, что
отчасти делает и хор. Хор в данной трагедии либо прямо исполняет так
называемый тренос, т.е. похоронный плач, либо является подготовкой к нему.

«Орестея»
Единственный полный образец трилогии среди сохранившихся творений
Эсхила это – “Орестея”. По жанру «Орестея» близка оратории ввиду большого
количества хоров и их значительных размеров. В трилогии очень много хоровых
партий, в которых пока еще только вспоминается прошлое, дается оценка
настоящему или ожидается будущее. Есть хоры моралистически-философского или
религиозно-философского содержания. Однако уже в конце «Агамемнона» хор
обнажает мечи, чтобы вступить в борьбу с Эгисфом. Больше же всего
драматичен хор Эриний, которые хотя и выступают в виде коллектива, но, в
сущности говоря, являются единым и страшным индивидуумом, переживающим
всякого рода коллизии, перипетии, начиная от своего невидимого для всех и
видимого только для Ореста появления в конце «Плакальщиц», проходя через
исступленное преследование своей жертвы и кончая своим весьма активным
поведением на суде с дальнейшим превращением в добрых гениев. Поскольку
такое превращение Эриний в Эвменид увенчивает собой длинную и тяжкую цепь
кровавых ужасов и преступлений, оно является целью и смыслом данной
трагедии; а будучи выражено в острейших и патетических образах, является,
очевидно, и основной особенностью всей трилогии.

Художественно первая часть трилогии “Агамемнон” – самое сильное
произведение Эсхила. В пароде хор аргосских старцев вспоминает о
трагическом прошлом в доме Агамемнона и воспевает мудрого и справедливого
Зевса. Но уже в начале трагедии в интонации хора угадывается предчувствие
чего-то ужасного и неотвратимого. Этим предчувствием хор будет делиться с
нами еще не раз на протяжении всей трагедии.

Что же страх меня томит,
И предчувствие душе
Неотступно представляет ужас?
Глухо пророчит
О чем неотвязною песнью?
Как зловещих, смутных снов
Наважденье отогнать? (975 – 981)

Родовое проклятье, кровная месть, восстановление справедливости –
основные движущие силы трагедии. Месть, осуществляемая по воле Зевса за
осквернение домашнего очага Менелая, и сыновья Атрея, посылаемые для
исполнения мести, - эти два образа проходят через всю первую половину
трагедии, не оставляя сомнения в справедливости похода, возглавляемого
Агамемноном. Еще выразительнее эта мысль подчеркнута в песне хора,
исполняемой уже после того как стало известно о падении Трои.
Ты ж, гостиного права доправщик, Зевс,
Ты в лучника метил, сгибая лук, -
В Александра! Давно выжидал ты миг,
Натянув тетиву, - и взвилась стрела,
И не праздно в поднебесье пела. (362-366)

Так поет хор в первом стасиме, узнав от Клитемнестры о взятии Трои. И
тут же от конкретного факта – наказания Александра, т.к. его поступок есть
преступление против Справедливости – хор переходит к общим размышлениям: за
ударом Зевса можно проследить, он свершил, как замыслил.

Возвращаясь в мыслях к началу троянского похода, хор произносит три
роковых для царя слова: «ради многомужней жены», то есть Елены, повел
Агамемнон войско на Трою. И еще до начала войны царю пришлось
расплачиваться дорогой ценой за свое предприятие: из всех событий этого
времени хор вспоминает самое мрачное – зловещую смерть Ифигении,
принесенной отцом в жертву богине Артемиде, чтобы добиться прекращения
ветров, крушивших в гавани греческие корабли. Таким образом, из-за Елены
пролилась кровь невинной девушки. Ради нее годами длятся сражения в чужой
земле, сталкиваются и ломаются в бою копья, гибнут мужи под стенами Трои.
Для Эсхила гибель многих на войне – тоже убийство, вызывающее гнев и
проклятье народа, требующее уплаты долга.

Так на владык зачинщиков
Копит народ обиду. (450-451)
- поет хор, выражая тем самым не только мнение народа, но и самого автора.


Аргосские старцы не хотят для себя славы «разорителя городов». Хор
желает себе благополучия, не вызывающего зависти. Победа над Троей не
поддается в устах хора однозначной оценке: она справедлива в той мере, в
какой несет заслуженную кару Парису; она выходит за пределы справедливости,
будучи оплачена слишком дорогой ценой. Эта внутренняя противоречивость
совершившегося не может не накладывать отпечатка и на судьбу Агамемнона, -
поэтому хор, проводив царя во дворец, вместо радостного победного славления
прислушивается к встревоженному голосу своего сердца:

Что ж в ушах безлирный плач Эриний
Слышен немолчно? (990-991)

Небывалый по своей трагичности комплекс переживаний Кассандры
изображен у Эсхила не эпическими описаниями, но в виде передачи чувств и
настроений хора. Тот факт, что хор развивает мысли Кассандры, особенно
важен: суждение составляющих хор аргосских старцев, при всей их
объективности, остается все же человеческим мнением, Кассандра же,
приобщившись благодаря ясновидению к божественному знанию, придает оценке
событий непререкаемую авторитетность.

Убийство Агамемнона, о котором хор узнает из криков убиваемого, один
из наиболее драматичных эпизодов трагедии. Хор старейших, до того единый,
распадается на голоса отдельных старцев. На наших глазах нечто единое и
целое перестает быть таковым, что подчеркивает трагизм ситуации. Хор
чувствует себя в полном смятении, лишающем его способности здраво
рассуждать и вынести окончательное решение. Этим автор передает создавшуюся
панику, тревогу, хаос, наступившие среди аргосского народа в связи с
потерей царя. Но хор здесь не только олицетворяет народ: отчасти, он
выражает и точку зрения автора, который против совершенного преступления и
считает его несправедливым.

В четвертом эписодии «Агамемнона» хор осуждает Клитемнестру:

Умной гордынею ты обезумела, -
И к лицу
Это пятно тебе – крови клеймо на лбу:
Так исступилася мысль твоя кровию. (1426 –1428)

Сама же она считает, что в ее облике выступал древний свирепый дух-
мститель. И хотя в аргументах Клитемнестры хор видит несостоятельную
попытку возложить вину на божество, сам он все же в конце концов вынужден
признать в смерти Агамемнона дело рук демона, вмешательство могучего
божества, ненасытного в жестокости.

Убежденная вера в появление Ореста – мстителя за отца, присущая еще
Кассандре и хору в «Агамемноне», составляет в начале «Плакальщиц» основу
поведения хора. Отсюда советы Электре, ожидание «избавителя дома», который
с мечом в руке отплатит за погибшего господина.

В Оресте хор плакальщиц видит руку Справедливости. Больше того: если в
«Агамемноне» хор видит справедливость кары, постигшей поочередно Париса и
Агамемнона, но не побуждает никого к ее свершению, то в «Плакальщицах»
размышления хора о божественном законе возмездия предназначены как раз для
того, чтобы обосновать необходимость действий Ореста в свете божественного
права. Хор выступает от имени народа, чье правовое сознание требует мести
за убитого царя:

Давно предназначенье ждет:
Рок да придет на вызов. (465-466)

Хор плакальщиц по второй части трагедии демонстрирует как страдание
героев переносится вовнутрь: служанки Электры вспоминают, как при гибели
Агамемнона они били себя с плачем в грудь и раздирали до крови щеки; теперь
же, при виде следов на могиле царя, Электра чувствует, как желчь приливает
к сердцу, как бы раненому двуострой секирой.

Выяснению вопроса о вине Ореста и его преследовании Эриниями посвящена
вся заключительная часть трилогии. Эринии появляются на сцене трилогии не
сразу, но строго постепенно, становясь все ужаснее. В «Плакальщицах» их еще
никто не видит, кроме Ореста, и их пока можно считать его галлюцинацией. Но
вот в «Эвменидах» Пифия уже рассказывает о том, как они окружают Ореста, об
их отвратительном виде. Дальше взывает к ним и будит их тень Клитемнестры:
слышатся их храп и стоны. Наконец, Эринии просыпаются и появляются сами во
всем хтоническом ужасе. Но их ярость проявляется только на суде Ареопага,
где они сначала властно допрашивают Ореста, а затем предъявляют свое
обвинение. Как мы видим, образ хора Эриний довольно динамичен, в
противоположность более ранним статичным образам Эсхила.

Когда Афина уходит выбирать судей для Ареопага, Эринии, оставшись на
орхестре, исполняют стасим, в котором излагают свое кредо. Если в суде
одержит верх этот матереубийца, рассуждают они, рухнут все нравственные
устои. Эринии явно озабочены сохранением авторитета справедливости и чуть
дальше развивают эту мысль достаточно подробно:
Завещаю впредь тебе
Правды чтить алтарь святой.
Пусть корысть
Не соблазнит тебя пядью безбожною
Дерзко топтать его: Кара
Станет за спиной, как тень. (537 –542)

Разумеется, мы тут же вспоминаем размышления хора в «Агамемноне» о
безнадежном положении человека, дерзостно попирающего алтарь
справедливости, - мысли древних богинь и аргосских старцев совпадают,
придавая всей трилогии единство нравственной установки. Еще важнее, что
Эринии столь высоко ставят авторитет Справедливости и что Эсхил поручает им
защиту Справедливости и наказание отступников от ее заветов.

Финал «Орестеи» знаменует утверждение такого порядка вещей, при
котором нет победителей и побежденных, - торжествует не одна из борющихся
сторон, а высшее единство, объединяющее ранее враждовавшие между собой
начала. Эринии преодолевают свой яростный гнев и заклинают ярость
убийственных междоусобиц, разрушающих государство. В конечном итоге
торжествует не индивидуальная воля божества, а объективная закономерность
справедливости, носителем и стражем которой призваны быть боги.

“Прометей Прикованный”
Среди сохранившихся трагедий Эсхила “Прометей Прикованный” занимает
несколько особое место: целый ряд стилистических особенностей, очень
скромная роль хора, наконец изображение Зевса как жестокого тирана не
находят себе аналогий в других известных нам эсхиловских творениях. Тем не
менее “Прометей Прикованный” – быть может, величайшее создание Эсхила. За
прошедшие тысячелетия ее герои не только не потерял своего монументального
величия, не только не потускнел, а, наоборот, стал еще возвышеннее, еще
озареннее. Множество благ даровал Прометей людям. Важнейшее из них – то,
которое предотвратило гибель людского рода, дарование огня. За этот дар
человечеству Прометей и наказан. Титан-прозорливец заранее знал, что ему за
это уготовано, так что он пошел на самопожертвование сознательно. Черты
непреклонного характера Прометея еще резче обозначаются из сопоставления с
женственной мягкостью до конца ему верных Океанид, которые появляются в
начале трагедии «со стороны моря, в крылатой колеснице». Они сочувствуют
титану, хотят ободрить его:

Ободрись! Не бойся!
Ведь с любовью наша стая
Взапуски на крыльях быстрых
К этой скале прилетела.

Стонет хор, оплакивая муки титана, слушает его рассказ и предпринимает
попытки образумить Прометея. Обеспокоенные дерзкой речью Прометея, Океаниды
напоминают ему о жестокости Зевса, но не могут склонить его к
благоразумию. Им не удается, как и затем Океану, поколебать непреклонную
волю Прометея.

Хор Океанид – женский хор. И это не случайно. Ведь именно женщине в
идеале присуще сострадать, утешать в горе, оплакивать муки. Кроме того,
идеальная женщина- образец верности. Так и Океаниды не бросают Прометея,
остаются верными ему, делят его мучения:

Что вытерпеть должно, вытерпим вместе с ним.
Предателей мы ненавидим, и нет
Порока для нас
Гнусней и мерзей вероломства.

“Прометей Прикованный”, в отличие от прочих трагедий Эсхила, поражает
краткостью и незначительным содержанием хоровых партий. Если подойти к хору
с точки зрения декламационно-риторической, то сразу можно увидеть, как он
необходим для углубления общего монументально-патетического стиля трагедии.


Заключение

Итак, проанализировав трагедии Эсхила «Персы», «Орестея» и «Прометей
Прикованный» можно сделать вывод о роли хора в них. В «Персах» хору
отводится значительная часть: он повествует, восхваляет и оплакивает,
выступая от имени персидского народа, а также выражая иногда и точку зрения
самого автора.
В каждой части «Орестеи» хор выполняет определенные задачи. В
«Агамемноне» аргосские старцы выражают то предчувствие, то сомнение, то
осуждение. Также партии хора важны для передачи настроения героев и самой
атмосферы повествования. В «Плакальщицах» хор не столько оплакивает кончину
царя, сколько подстрекает Ореста на убийство. Наиболее ярко выраженный
образ принимает хор в третьей части. На наших глазах происходит
удивительная метаморфоза: злобные преследующие Ореста Эринии превращаются в
благосклонных Эвменид, где главным двигателем процесса является
Справедливость.
В «Прометее Прикованном» хору отведена малозначительная роль. Нежные
Океаниды появляются, чтобы сострадать и утешать Прометея, контрастом
подчеркивая его непримиримый дух.
По известным причинам мы не можем в полной мере оценить гениальность
драматургии Эсхила, ведь мы оцениваем его трагедии только как текст. Хотя
современные режиссеры время от времени предпринимают попытки (на мой взгляд
напрасные) поставить на сцене произведения Эсхила. Один из таких примеров
-сравнительно недавняя постановка «Орестеи» Питером Штайном. Я не могу
судить о художественных достоинствах или недостатках этого спектакля (если
этот термин здесь уместен), т.к. я его не имела возможности его посмотреть.
Это лишний раз доказывает гений Эсхила-драматурга, который и сейчас, спустя
две с половиной тысячи лет после написания своих трагедий, продолжает
вдохновлять людей искусства. Современные драматурги также не перестают
черпать вдохновение для создания героических образов и постановки
сущностных вопросов человеческого бытия в творениях Эсхила, влияние
которого далеко не исчерпано.



Список использованной литературы


1. Эсхил. Трагедии. Калининград, 1997.

2. В. Ярхо. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой
трагедии. М., 1978.

3. Античная литература. Под редакцией проф. А.Атахо-Годи. М., 1986.

4. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. Обнинск, 1996.







Реферат на тему: Хохломская роспись
Краткие Энциклопедические


СВЕДЕНИя.


ХОХЛОМА.

ХОХЛОМСКАя РОСПИСЬ.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ; ВОЗНИК В 17 ВЕКЕ. НАЗВАНИЕ
ПРОИСХОДИТ ОТ СЕЛА ХОХЛОМА (НИЖЕГОРОДСКАя ОБЛАСТЬ). ДЕКОРАТИВНАя РОСПИСЬ НА
ДЕРЕВяННЫХ ИЗДЕЛИяХ (ПОСУДА, МЕБЕЛЬ) ОТЛИчАЕТСя ТОНКИМ УЗОРОМ С
ИЗОБРАЖЕНИЕМ РАЗЛИчНЫХ РАСТЕНИЙ, ВЫПОЛНЕННОЕ КРАСНЫМ И чЕРНЫМ (РЕЖЕ
ЗЕЛЕНЫМ) ТОНАМИ И ЗОЛОТОМ ПО ЗОЛОТИСТОМУ ФОНУ.



ПАЛЕХ.

ПАЛЕХСКАя МИНИАТЮРА.


ВИД РУССКОЙ НАРОДНОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ ТЕМПЕРОЙ НА ЛАКОВЫХ ИЗДЕЛИяХ
ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ (КОРОБКИ, ШКАТУЛКИ, ПОРТСИГАРЫ). ВОЗНИКЛА В 1923 ГОДУ В
ПОСёЛКЕ ПАЛЕХ НА ОСНОВЕ ИКОНОПИСНОГО ПРОМЫСЛА. ДЛя ПАЛЕХСКИХ МИНИАТЮР
(БЫТОВЫЕ, ФОЛЬКЛОРНЫЕ, ИСТОРИчЕСКИЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЮЖЕТЫ), ВЫПОЛНЕННЫХ
яРКИМИ ЛОКАЛЬНЫМИ КРАСКАМИ ПО чЕРНОМУ ФОНУ, ХАРАКТЕРНЫ ТОНКИЙ ПЛАВНЫЙ
РИСУНОК, ОБИЛИЕ ЗОЛОТА, ИЗяЩЕСТВО УДЛИНЕННЫХ ФИГУР.



ГОРОДЕЦ.

ГОРОДЕЦКАя РОСПИСЬ.


РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ; СУЩЕСТВУЕТ С СЕРЕДИНЫ 19
ВЕКА В РАЙОНЕ Г. ГОРОДЕЦ (НЫНЕ НИЖЕГОРОДСКАя ОБЛАСТЬ). ЯРКАя, ЛАКОНИчНАя
ГОРОДЕЦКАя РОСПИСЬ (ЖАНРОВЫЕ СЦЕНКИ, ФИГУРКИ КОНЕЙ, ПЕТУХОВ, ЦВЕТОчНЫЕ
УЗОРЫ), ВЫПОЛНЕННАя СВОБОДНЫМ МАЗКОМ С БЕЛОЙ И чЕРНОЙ ГРАФИчЕСКОЙ ОБВОДКОЙ,
УКРАШАЛА ПРяЛКИ, МЕБЕЛЬ, СТАВНИ, ДВЕРИ. В 1938 Г. ОСНОВАНА АРТЕЛЬ (С 1960
Г. ФАБРИКА ГОРОДЕЦКАя РОСПИСЬ), ВЫПОЛНяЮЩАя СУВЕНИРЫ.


ЖОСТОВО.
ЖОСТОВСКАя РОСПИСЬ.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ; ВОЗНИК В НАчАЛЕ 19 ВЕКА В
ДЕРЕВНЕ ЖОСТОВО (НЫНЕ МЫТИЖЕНСКИЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ). ДЕКОРАТИВНАя
ЖИВОПИСЬ МАСЛОМ НА МЕТАЛЛИчЕСКИХ ПОДНОСАХ, ПОКРЫВАЕМЫХ ЗАТЕМ ЛАКОМ: БУКЕТЫ,
ФРУКТЫ, ИСПОЛНЕННЫЕ яРКИМИ КРАСКАМИ НА чЕРНОМ ИЛИ ЦВЕТНОМ ФОНЕ. В 1928 ГОДУ
ОСНОВАНА АРТЕЛЬ (НЫНЕ ЖОСТОВСКАя ФАБРИКА ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ).



МСТёРА.

МСТёРСКАя МИНИАТЮРА.

ВИД РУССКОЙ НАРОДНОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ ТЕМПЕРОЙ НА ЛАКОВЫХ ИЗДЕЛИяХ
ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ (КОРОБКИ, ШКАТУЛКИ И ДР.). ВОЗНИКЛА В 1923 ГОДУ В ПОСёЛКЕ
МСТёРА (ВЛАДИМИРСКАя ОБЛАСТЬ) НА ОСНОВЕ ИКОНОПИСНОГО ПРОМЫСЛА. ДЛя
МСТёРСКОЙ МИНИАТЮРЫ (БЫТОВЫЕ, ФОЛЬКЛОРНЫЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ, ИСТОРИчЕСКИЕ
СЮЖЕТЫ) ХАРАКТЕРНЫ ТЕПЛОТА И ЖИВОПИСНАя МяГКОСТЬ КОЛОРИТА, НЕБОЛЬШИЕ
ФИГУРКИ, ПЕЙЗАЖНЫЕ ФОНЫ.



ХОЛУЙ.


ХОЛУЙСКАя МИНИАТЮРА.

ВИД РУССКОЙ НАРОДНОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ ТЕМПЕРОЙ НА ЛАКОВЫХ
ИЗДЕЛИяХ ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ. ВОЗНИКЛА В 1932 ГОДУ В ПОСЕЛКЕ ХОЛУЙ (ИВАНОВСКАя
ОБЛАСТЬ) НА ОСНОВЕ ИКОНОПИСНОГО ПРОМЫСЛА. СЮЖЕТНЫЕ КОМПОЗИЦИИ (СОВРЕМЕННЫЕ,
ФОЛЬКЛОРНЫЕ, ИСТОРИчЕСКИЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЮЖЕТЫ) НА ФОНЕ ПЕЙЗАЖА.



ГЖЕЛЬ.

ГЖЕЛЬСКАя КЕРАМИКА.


ИЗДЕЛИя КЕРАМИчЕСКИХ ПРЕДПРИяТИЙ В РАЙОНЕ СЕЛА ГЖЕЛЬ (РАМЕНСКИЙ
РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ 18 ВЕКА “чЕРНЫЕ” (ПРОСТЫЕ) И
“МУРАВЛЕННЫЕ” (ПОЛИВНЫЕ) ГОНчАРНЫЕ ИЗДЕЛИя СМЕНяЮТСя МАЙОЛИКОЙ С
РАЗНОЦВЕТНОЙ РОСПИСЬЮ ПО БЕЛОЙ ПОЛИВЕ. В 19 ВЕКЕ ПРОИЗВОДИЛИСЬ ФАРФОР,
ФАяНС И ПОЛУФАяНС. В НАШЕ ВРЕМя ТРАДИЦИИ ГЖЕЛЬСКОЙ КЕРАМИКИ ПРОДОЛЖАЕТ
ЗАВОД ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ В ПОСёЛКЕ ТУРЫГИНО.



ХОХЛОМА.


НА РЕКЕ УЗОЛЕ, В ДРЕВНИХ ЗАВОЛЖСКИХ ЛЕСАХ РАСКИНУЛИСЬ СТАРИННЫЕ РУССКИЕ
ДЕРЕВНИ - НОВОПОКРОВСКОЕ, ХРяЩИ, КУЛИГИНО, СёМИНО. ОТСЮДА И ВЕДЕТ СВОЮ
ИСТОРИЮ ИЗВЕСТНЫЙ ВО ВСЕМ МИРЕ ХОХЛОМСКОЙ ПРОМЫСЕЛ. В ЭТИХ ДЕРЕВНяХ И
ПОНЫНЕ ЖИВУТ МАСТЕРА-ХУДОЖНИКИ, КОТОРЫЕ РАСПИСЫВАЮТ ДЕРЕВяННУЮ ПОСУДУ,
ПРОДОЛЖАя ТРАДИЦИИ ОТЦОВ, ДЕДОВ И ПРАДЕДОВ.


ОДНАКО УСТАНОВИТЬ ВРЕМя ПОяВЛЕНИя ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ ИССЛЕДОВАТЕЛяМ
ПОКА НЕ УДАЛОСЬ. ВЕДЬ ДЕРЕВяННУЮ ПОСУДУ И ДРУГУЮ УТВАРЬ ДОЛГО НЕ ХРАНИЛИ.
ОТ чАСТОГО ПРИМЕНЕНИя ОНА ИЗНАШИВАЛАСЬ, ПРИХОДИЛА В НЕГОДНОСТЬ. Её
ВЫБРАСЫВАЛИ ИЛИ СЖИГАЛИ, ЗАМЕНяя НОВОЙ. ДО НАС ДОШЛИ ИЗДЕЛИя ХОХЛОМСКИХ
МАСТЕРОВ В ОСНОВНОМ ЛИШЬ XIX ВЕКА. НО РАЗЛИчНЫЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИя
УКАЗЫВАЮТ НА ТО, чТО ПРОМЫСЕЛ ЗАРОДИЛСя В БОЛЕЕ РАННЕЕ ВРЕМя, ВОЗМОЖНО В
XVII ВЕКЕ.


ХАРАКТЕРНАя ДЛя ХОХЛОМЫ ОРИГИНАЛЬНАя ТЕХНИКА, ГДЕ РОСПИСЬ КИНОВАРЬЮ
И чЕРНОЙ КРАСКОЙ ИСПОЛНяЛАСЬ ПО ЗОЛОТОМУ ФОНУ, НАХОДИТ АНАЛОГИИ В
ДРЕВНЕРУССКОМ ИСКУССТВЕ.


В ДОКУМЕНТАХ ЕСТЬ УПОМИНАНИЕ О ТОМ, чТО В КОНЦЕ XVI И НАчАЛЕ XVII
ВЕКА В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ ПРИ ТОРЖЕСТВЕННОМ ПРИЕМЕ ГОСТЕЙ ИМ ПОДНОСИЛИ
ДЕРЕВяННЫЕ КОВШИ, УКРАШЕННЫЕ ЗОЛОТОМ И КИНОВАРЬЮ, А ТАКЖЕ КУБКИ.


В НАчАЛЕ XVII ВЕКА К ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ БЫЛИ ПРИПИСАНЫ
ЗАВОЛЖСКИЕ ЗЕМЛИ, СРЕДИ КОТОРЫХ НАХОДИЛАСЬ И ХОХЛОМА. КРЕСТЬяНЕ НЕ ТОЛЬКО
ВИДЕЛИ ЭТУ ЗОЛОчЕННУЮ ПОСУДУ, НО И МОГЛИ ЗНАТЬ СПОСОБ Её ОКРАСКИ. НО У
ХОХЛОМСКИХ МАСТЕРОВ БЫЛ СВОЙ СПОСОБ “ЗОЛОчЕНИя”. ПОСУДУ НАТИРАЛИ ОЛОВяННЫМ
ПОРОШКОМ, ПОКРЫВАЛИ ОЛИФОЙ И НАГРЕВАЛИ В РЕЗНЫЕ ПОЗОЛОчЕННЫЕ ПЕчИ. ОЛИФА ОТ
ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ЖЕЛТЕЛА, А ОЛОВО, ПРОСВЕчИВАЮЩЕЕ СКВОЗЬ НЕё,
СТАНОВИЛОСЬ ЗОЛОТОМ.


ОДИН ИЗ ЛУчШИХ МАСТЕРОВ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ ТАК ГОВОРИЛ ОБ ЭТОМ
ПРОМЫСЛЕ: (САМЫЙ ХАРАКТЕР РОСПИСИ, ПОДРАЖАЮЩИЙ ЗОЛОТОЙ И СЕРЕБРяНОЙ ПОСУДЕ
БЫЛ ПОДСКАЗАН ДЕКОРАТИВНЫМ ИСКУССТВОМ ДРЕВНЕЙ РУСИ... ХОХЛОМА, ВЕРОяТНО,
БЫЛА ЛИШЬ ПОЗДНИМ ОТРАЖЕНИЕМ ЭТОГО БОЛЬШОГО ИСКУССТВА...)


В XIX ВЕКЕ ПРОМЫСЕЛ НАСТОЛЬКО РАЗРОССя, чТО ПОСТАВЛяЛ СВОЙ ТОВАР В
БОЛЬШОМ КОЛИчЕСТВЕ НЕ ТОЛЬКО НА ВНУТРЕННИЙ РЫНОК, НО И ЗА ГРАНИЦУ В СТРАНЫ
СРЕДНЕЙ АЗИИ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ИЗГОТОВЛЕНИЕМ ПОСУДЫ И ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ
БЫТА ЗАНИМАЛОСЬ СРАЗУ НЕСКОЛЬКО ДЕРЕВЕНЬ СЕМЕНОВСКОГО И БАЛАКНИНСКОГО
УЕЗДОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ, МАКАРЬИНСКОГО И ВАРНАВИНСКОГО - КОСТРОМСКОЙ.
СРЕДИ НИХ БЫЛО чТО-ТО ТИПА РАЗДЕЛЕНИя ТРУДА. В ОДНОЙ ДЕРЕВНЕ ОБРАБАТЫВАЛОСЬ
ДЕРЕВО, В ДРУГОЙ - НАНОСИЛСя РИСУНОК.

САМЫЕ РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИя ХОХЛОМЫ В СОБРАНИИ РУССКОГО МУЗЕя ОТНОСяТСя
КО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. ОНИ НАСчИТЫВАЮТ ОКОЛО 170 РАЗНООБРАЗНЫХ ПО
НАЗНАчЕНИЮ ПРЕДМЕТОВ БЫТА. ПОСУДА ПРЕДСТАВЛЕНА МИСКАМИ И чАШКАМИ ЛЮБЫХ
РАЗМЕРОВ: ОТ МАЛЕНЬКИХ, ПОХОЖИХ НА ДЕСЕРТНЫЕ РОЗЕТКИ, ДО ОГРОМНЫХ 70-80
САНТИМЕТРОВ В ДИАМЕТРЕ; РАЗЛИчНЫМИ ПОСТАВЦАМИ И БОчАТАМИ СОЛОНКАМИ И
МНОЖЕСТВОМ ЛОЖЕК.
ДЕШЕВУЮ ОБИХОДНУЮ ПОСУДУ МОЖНО БЫЛО ОТЛИчИТЬ ПО ПРОСТЫМ УЗОРАМ,
НАНЕСёННЫМ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ШТАМПИКАМИ ИЗ ФЕТРОВОЙ ТКАНИ ИЛИ ГРИБА-ДОЖДЕВИКА.
ЭТО СПИРАЛИ, РОМБИКИ, МЕЛКИЕ РОЗЕТКИ И ЛИСТИКИ.
БОЛЕЕ ДОРОГИЕ ВЕЩИ РАСПИСЫВАЛИ КИСТЬЮ ОТ РУКИ, СОЗДАВАя РАЗЛИчНЫЕ
КОМПОЗИЦИИ ТРАВНОГО ОРНАМЕНТА, ГДЕ РИТМИчНО СОчЕТАЮТСя СЛЕГКА ИЗГИБАЮЩИЕСя
ТОНЕНЬКИЕ КРАСНЕНЬКИЕ И чЕРНЫЕ ВЕТОчКИ С ПЫШНЫМИ ПЕРИСТЫМИ ЛИСТЬяМИ-
ТРАВИНКАМИ. ИНОГДА КРАСНО-чЕРНАя ПУШИСТАя ТРАВКА ДОПОЛНяЛА ОСНОВНОЙ
ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ МОТИВ ВЬЮЩЕГОСя КРУПНОГО СТЕБЛя, КАЖДЫЙ ЗАВИТОК КОТОРОГО
ЗАКАНчИВАЛСя КРАСНОЙ яГОДКОЙ.
В 1960-Е ГОДЫ СТАЛИ ВЫПОЛНяТЬ МНОГОПРЕДМЕТНЫЕ НАБОРЫ И СЕРВИЗЫ.
СОВРЕМЕННАя ХОХЛОМА ПО ПРАВУ ПОЛУчИЛА ШИРОКОЕ ПРИЗНАНИЕ НЕ ТОЛЬКО В
НАШЕЙ СТРАНЕ, НО И ДАЛЕКО ЗА Её ПРЕДЕЛАМИ. УКРАШЕННЫЕ яРКОЙ РОСПИСЬЮ
СТОЛОВЫЕ НАБОРЫ, чАШКИ, ЛОЖКИ, МЕБЕЛЬ ЭКСПОНИРУЕТСя НА МНОГИХ КРУПНЕЙШИХ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ВЫСТАВКАХ. И ВСЕГДА ЭТО НЕПОВТОРИМОЕ ЖИЗНЕРАДОСТНОЕ ИСКУССТВО
НАХОДИТ ЛЮБОВЬ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЕЙ ВСЕХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ.


МСТёРА.

В КОЛЛЕКЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ,
ХРАНяЩИХСя В РУССКОМ МУЗЕЕ, ЗНАчИТЕЛЬНОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ЛАКОВАя МИНИАТЮРА
МСТёРЫ.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛАКИРОВАННЫХ ШКАТУЛОК С МИНИАТЮРНОЙ РОСПИСЬЮ НА КРЫШКАХ
ВОЗНИКЛО В НЫНЕШНЕМ ПОСёЛКЕ МСТёРА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ В ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ
НАШЕГО СТОЛЕТИя. СОБРАНИЕ РУССКОГО МУЗЕя ДАёТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПУТИ РАЗВИТИя
И СТАНОВЛЕНИя ИСКУССТВА МСТёРЫ ЗА ПОчТИ ПОЛВЕКА ЕГО СУЩЕСТВОВАНИя. СРЕДИ
ЭКПОНАТОВ ЕСТЬ И ТАКИЕ, КОТОРЫЕ ОТКРЫВАЮТ НАМ ОДНУ ИЗ СТРАНИЦ ПРЕДЫСТОРИИ
ПРОМЫСЛА. ЭТО РАЗЛИчНЫЕ БЫТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ДЕРЕВА, РАСПИСАННЫЕ ТЕМПЕРНЫМИ
КРАСКАМИ И ПОКРЫТЫЕ СЛОЕМ ЛАКА: КРУГЛЫЕ ПЛОСКИЕ КОРОБОчКИ С ОРНАМЕНТОМ,
ЛОТОК С ЛУБОчНОЙ СЦЕНКОЙ, СОСУДЫ С КРЫШКАМИ (ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ КУБЫШКИ), ОДНИ
С ПЕРСОНАЖАМИ ПЕСЕН КОЛЬЦОВА, ДРУГИЕ - С БИБЛЕЙСКИМИ СЮЖЕТАМИ. ИЗОБРАЖЕНИЕ
СВяТОЙ ТРОИЦЫ ИЛИ СКАчУЩИХ НА ЛОШАДяХ ВОЛХВОВ, ПОМЕЩЕННЫЕ НА ЗАКРУГЛЕННЫХ
СТЕНКАХ СОСУДОВ, ВЫЗЫВАЮТ НЕВОЛЬНОЕ УДИВЛЕНИЕ. ЧТОБЫ ПОНяТЬ, КАК ПОяВИЛИСЬ
НА СВЕТ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ДЕРЕВА, СОЗДАННЫЕ В ПОСТРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ГОДЫ, НУЖНО
ОБРАТИТЬСя К ЕЩё БОЛЕЕ РАННЕМУ ПЕРИОДУ ИСТОРИИ МСТёРЫ.


БОГОяВЛЕНСКАя СЛОБОДА МСТёРА ВОЗНИКОВСКОГО УЕЗДА ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ,
НАчИНАя С XIV ВЕКА БЫЛА ОДНИМ ИЗ МНОГИХ В ТО ВРЕМя ЦЕНТРОВ ИКОНОПИСИ. К
СЕРЕДИНЕ XVIII СТОЛЕТИя НА ДОЛЮ ВЛАДИМИРСКОГО КРАя ВЫПАЛА МИССИя
ПРОДОЛЖЕНИя ИКОНОПИСНОГО ДЕЛА, КОГДА В ДРУГИХ ЦЕНТРАХ ОНО ШЛО К ЗАТУХАНИЮ.
ИМЕННО ВО МСТёРЕ, А ТАКЖЕ В ПАЛЕХЕ И ХОЛУЕ С ЭТОГО ВРЕМЕНИ СОСРЕДОТОчИЛОСЬ
ОСНОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ИКОН, РАСХОДИВШИХСя ПО ВСЕЙ РОССИИ.


В 1923 ГОДУ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКЕ ПОЛЕШАНЕ ПРЕДСТАВИЛИ СВОИ
ШКАТУЛКИ С МИНИАТЮРАМИ. ДЕРЕВяННЫЕ ПРЕДМЕТЫ МСТёРЦЕВ НЕ ВЫДЕРЖАЛИ
КОНКУРЕНЦИИ С яРКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИяМИ ПАЛЕШАН. ОБИДНЫМ БЫЛО ТАКОЕ ПОРАЖЕНИЕ
ДЛя МСТёРЦЕВ. РЕШИЛИ И ОНИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОД МИНИАТЮРУ ТОТ ЖЕ МАТЕРИАЛ -
ПАПЬЕ-МАШЕ.


ШКАТУЛКИ, ЛАРЦЫ, ПАПИРОСНИЦЫ, ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ СТАЛИ ПРЕКРАСНОЙ ОСНОВОЙ
ДЛя МИНИАТЮРНОЙ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ, В КОТОРОЙ МАСТЕРА НАШЛИ НОВЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ДЛя РАЗВИТИя СВОЕГО ИСКУССТВА.


В 1931 ГОДУ ВО МСТёРЕ ОБРАЗОВАЛАСЬ АРТЕЛЬ (ПРОЛЕТАРСКОЕ ИСКУССТВО),
ГДЕ БЫЛ СОЗДАН ЦЕХ В КОТОРОМ СТАЛИ РАБОТАТЬ НАД СОЗДАНИЕМ ШКАТУЛОК МНОГИЕ
БЫВШИЕ ИКОНОПИСЦЫ. ЗАчИНАТЕЛяМИ ЭТОГО ИСКУССТВА БЫЛИ Н.П. КЛЫКОВ,
А.Н.БРяГИН, А.Ф. КАТяГИН, Е.В. ЮРИН, И.Н. МОРОЗОВ, В.Н. ОВчИННИКОВ, Г.Т.
ДМИТРИЕВ.


С 1930-Х ДО НАчАЛА 50-Х ГОДОВ ВО МСТёРЕ СЛОЖИЛИСЬ И ПОЛУчИЛИ РАЗВИТИЕ
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛя МЕСТНОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ. ЗА ЭТО ВРЕМя МСТёРЦЫ
ДОСТИГЛИ ВЫСОКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И СОЗДАЛИ НЕМАЛО
ЗАМЕчАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. В ОТЛИчИЕ ОТ ОБРАЗОВ ПАЛЕХСКИХ ХУДОЖНИКОВ
ПЕРСОНАЖИ Н.П. КЛЫКОВА - ВПОЛНЕ РЕАЛЬНЫЕ ЛЮДИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В РЕАЛЬНОЙ,
ДАЖЕ КОНКРЕТНОЙ ОБСТАНОВКЕ. НО ЗДЕСЬ ЕСТЬ НЕОБХОДИМАя В ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЕ
СТЕПЕНЬ УСЛОВНОСТИ И ОБОБЩЕНИя. ПОСТЕПЕННО НАМ ОТКРЫВАЮТСя СРЕДСТВА Её
ДОСТИЖЕНИя. В КОМПОЗИЦИИ яВНО чИТАЮТСя ТРИ ПЛАНА. ПЕРВЫЙ - ПОЛОСА ЗЕМЛИ -
КАК БЫ ОТОДВИГАЕТ ДЕЙСТВИЕ ВГЛУБЬ СВОЕОБРАЗНОЙ СЦЕНЫ, ОБРАМЛЕННОЙ
ДЕКОРАЦИЕЙ, ПРЕДСТАВЛяЮЩЕЙ ГУСТОЙ ЛЕС НА ФОНЕ СВЕТЛОГО НЕБА. БОЛЬШУЮ РОЛЬ
ИГРАЕТ КОЛОРИТ, ПОСТРОЕННЫЙ НА СОчЕТАНИяХ ОТКРЫТЫХ, чИСТЫХ КРАСОК, КОТОРЫМИ
КЛЫКОВ ЛЕПИТ ФИГУРЫ ПЕРСОНАЖЕЙ, ПОДчЕРКИВАя ИХ ОБЪёМНОСТЬ НЕ СВЕТОТЕНЬЮ, А
БЛИКАМИ. ПЕЙЗАЖ ОСТАВЛяЕТ ОЩУЩЕНИЕ РЕАЛЬНОГО, БЛАГОДАРя ГОЛУБЫМ НЕБЕСАМ С
ОБЛАКАМИ, ВЕТВИСТЫМ ДЕРЕВЬяМ И КОЛОРИТУ, ПЕРЕДАЮЩЕМУ АТМОСФЕРУ ТёПЛОГО,
СОЛНЕчНОГО ДНя.


1960-Е ГОДЫ ОЗНАМЕНОВАЛИСЬ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫМ ЭТАПОМ В ИСКУССТВЕ
МСТёРЫ. ЭТО ВРЕМя МОЖНО СчИТАТЬ ПЕРИОДОМ ПОИСКОВ НОВОГО ПОДХОДА К ЛАКОВОЙ
МИНИАТЮРЕ, ЧТО ВЫРАЗИЛОСЬ В СТРЕМЛЕНИИ ХУДОЖНИКОВ РАСШИРИТЬ КРУГ СЮЖЕТОВ И
ОБРАЗОВ И ОБНОВИТЬ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС ПРОяВИЛСя К
ИСТОРИчЕСКОЙ ТЕМЕ. В РАБОТАХ 60-Х ГОДОВ ВСТРЕчАЕТСя И ПОПЫТКА ОСМЫСЛИТЬ
ИЗОБРАЖАЕМЫЕ СОБЫТИя, И ВЫРАЗИТЬ СВОё ОТНОШЕНИЕ К НИМ.


В ПРОИЗВЕДЕНИяХ ХУДОЖНИКОВ 70-Х ГОДОВ, КОТОРЫМИ КОЛЛЕКЦИя РУССКОГО
МУЗЕя ДОСТАТОчНО БОГАТА, ПРЕДСТАЕТ СЛОЖНАя И МНОГОГРАННАя КАРТИНА
СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА МСТёРЫ, СВОИМИ КОРНяМИ УХОДяЩЕГО В ГЛУБЬ ВЕКОВ, А
ЦЕЛяМИ И ЗАДАчАМИ УХОДяЩЕГО В БУДУЩЕЕ. МНОГИЕ ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ, ПОяВИВШИХСя
В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСяТИЛЕТИЕ, ПОЛУчАЮТ РАЗВИТИЕ В МИНИАТЮРЕ 70-Х ГОДОВ. ЭТО ВСё
БОЛЬШЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕКОРАТИВНОГО НАчАЛА, ПРИчёМ ДЕКОРАТИВНОСТЬ ПОНИМАЕТСя
ХУДОЖНИКАМИ ИНАчЕ, чЕМ Её ПОНИМАЛИ ОСНОВОПОЛОЖНИКИ МСТёРСКОГО ИСКУССТВА.


НЕ СЛУчАЙНО И ТО, чТО ФОЛЬКЛОР И РУССКАя ИСТОРИя яВЛяЮТСя ИСТОчНИКАМИ
ВДОХНОВЕНИя ХУДОЖНИКОВ СОВРЕМЕННОЙ МСТёРЫ. НАРяДУ С ЖЕЛАНИЕ ВОПЛОТИТЬ В
СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИяХ ИСКОННЫЕ чЕРТЫ РУССКОГО НАРОДА, МСТёРСКИЕ ХУДОЖНИКИ
ВИДЕЛИ В ЭТИХ ТЕМАХ БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ДЛя СОЗДАНИя ДЕКОРАТИВНЫХ
КОМПОЗИЦИЙ.


В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ У МСТёРЦЕВ ПОяВИЛОСЬ СТРЕМЛЕНИЕ ВЕРНУТЬСя К ПЕЙЗАЖНОЙ
МИНИАТЮРЕ 1930-50 ГГ. С Её ГОЛУБЫМИ НЕБЕСАМИ, ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ПОСТРОЕНИЕМ
КОМПОЗИЦИЙ, ПЕРЕДАчЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ. ВО МСТёРЕ РАСТёТ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ. ПРОЙДЕТ НЕМНОГО ВРЕМЕНИ, И КОЛЛЕКЦИя ПОПОЛНИТСя
ПРОИЗВЕДЕНИяМИ, В КОТОРЫХ ПЕРЕД НАМИ ПРЕДСТАНЕТ НОВОЕ ЛИЦО УНИКАЛЬНОГО
ИСКУССТВА МСТёРЫ.



ЖОСТОВО.


ЕСТЬ В ПОДМОСКОВЬЕ ДЕРЕВНя ЖОСТОВО, ЖИТЕЛИ КОТОРОЙ УЖЕ БОЛЕЕ ПОЛУТОРА
ВЕКОВ ВЛАДЕЮТ МАСТЕРСТВОМ УКРАШЕНИя ВСЕГО ОДНОЙ ВЕЩИ - ПОДНОСА. ПОД КИСТЬЮ
НАРОДНЫХ ЖИВОПИСЦЕВ ЭТОТ ПРЕДМЕТ ОБРёЛ КАчЕСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ПРОИЗВЕДЕНИя. СОБРАННЫЕ В БУКЕТЫ ИЛИ ВОЛЬНО РАСКИНУВШИЕСя НА БЛЕСТяЩЕМ
чЕРНОМ ФОНЕ САДОВЫЕ И ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ УКРАШАЮТ ПОДНОС И НЕСУТ ЛЮДяМ чУСТВО
РАДОСТИ ДУШИ, ПОЭЗЗИЮ ВЕчНОГО ЦВЕТЕНИя ПРИРОДЫ. ВЕДЬ ВРяДЛИ НАЙДЕТСя
чЕЛОВЕК, НЕ ЛЮБяЩИЙ ПРИРОДУ, РАВНОДУШНЫЙ К ЦВЕТАМ, ИХ КРАСОТЕ, АРОМАТУ,
ЗАКЛЮчЕННОЙ В НИХ ВЕЛИКОЙ СИЛЕ ЖИЗНИ. ЭТА ТЕМА БЛИЗКА КАЖДОМУ, ПОЭТОМУ ТАК
МНОГО ПОчИТАТЕЛЕЙ ЖОСТОВСКОГО ТАЛАНТА НЕ ТОЛЬКО В НАШЕЙ СТРАНЕ, НО И ЗА
РУБЕЖОМ.


А КОГДА-ТО, В НАчАЛЕ XIX ВЕКА, ОТКРЫВАя В ЖОСТОВЕ ПЕРВУЮ МАСТЕРСКУЮ
ПО ПРОИЗВОДСТВУ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ, КУПЕЦ ФИЛИПП НИКИТЬЕВИч ВИШНяКОВ И
НЕ ПОДОЗРЕВАЛ, чТО ОСНОВАЛ НОВЫЙ ПРОМЫСЕЛ, КОТОРОМУ СУЖДЕНО БУДЕТ СО
ВРЕМЕНЕМ ВОЙТИ В чИСЛО УНИКАЛЬНЫХ ОчАГОВ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ. ЗДЕСЬ
СЛОЖИЛОСЬ САМОБЫТНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ, ВОБРАВШЕЙ В СЕБя
ТРАДИЦИИ НАРОДНЫХ РОСПИСЕЙ НА БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТАХ И СТАНКОВОГО ЖИВОПИСНОГО
НАТЮРМОРТА, ПО-СВОЕМУ ПОНяТОВО И ПЕРЕРАБОТАННОГО НАРОДНЫМИ МАСТЕРАМИ.
ПЕРВЫЕ ПОДНОСЫ ИЗГОТОВЛяЛИСЬ ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ, КАК И ВЫПУСКАЮЩИЕСя ВМЕСТЕ С
НИМИ КОРОБОчКИ, ТАБАКЕРКИ, МАРОчНИЦЫ И ШКАТУЛКИ. ПОНАчАЛУ И УКРАШАВШАя ИХ
ЖИВОПИСЬ БЫЛА ОДИНАКОВОЙ - ПЕЙЗАЖИ, ПИСАННЫЕ С ГРАВЮР И КАРТИН, ЛЕТНИЕ И
ЗИМНИЕ ТРОЙКИ КОНЕЙ, чАЕПИТИя ЗА СТОЛОМ. ПОМЕЩёННЫЕ НА чЕРНОМ ФОНЕ В ЦЕНТРЕ
ПОЛя ХОРОШО чИТАЛИСЬ СИЛУЭТАМИ ФИГУР, ЛОКАЛЬНЫМИ ЦВЕТОВЫМИ ПяТНАМИ.

В 1830-Е ГОДЫ ПОДНОСЫ В ЖОСТОВЕ СТАЛИ ДЕЛАТЬ ИЗ МЕТАЛЛА. НА МЫСЛЬ О
ЗАМЕНЕ ПАПЬЕ-МАШЕ НА БОЛЕЕ ПРОчНЫЙ МАТЕРИАЛ ЖОСТОВЦЕВ НАВЕЛИ ПОДНОСЫ
НИЖНЕГО ТАГИЛА, ЗНАМЕНИТОГО ЕЩё В XVIII ВЕКЕ ЦЕНТРА ИХ ПРОИЗВОДСТВА. В XIX
ВЕКЕ В ТАГИЛЕ ДЕЛАЛИ ПОДНОСЫ, УКРАШЕННЫЕ РАСТИТЕЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ,
ХАРАКТЕРНЫМ ДЛя ПРЕДМЕТОВ УРАЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РАСПИСНОЙ УТВАРИ.
ДРУГИМ ИЗВЕСТНЫМ ЦЕНТРОМ ПРОИЗВОДСТВА ПОДНОСОВ СТАЛ ПЕТЕРБУРГ. ЗДЕСЬ
БЫЛИ В МОДЕ ПОДНОСЫ ФИГУРНЫХ ФОРМ, СЛОЖНОГО РИСУНКА, ИЗОБРАЖАВШЕЙ ЦВЕТЫ,
ФРУКТЫ, ПТИЦ СРЕДИ РАЗЛИчНЫХ РАКОВИН И ПРИХОТЛИВЫХ ЗАВИТКОВ.
ЖОСТОВСКИЕ МАСТЕРА УчЛИ ОПЫТ ЖИВОПИСЦЕВ НИЖНЕГО ТАГИЛА И ПЕТЕРБУРГА,
НО НЕ ПРОСТО ИСПОЛЬЗОВАЛИ ПОНРАВИВШИЕСя СТИЛИ И ПРИёМЫ, А СОЗДАЛИ НА ИХ
ОСНОВЕ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ НЕПОВТОРИМЫЙ СТИЛЬ И ХАРАКТЕР УКРАШЕНИя ПОДНОСОВ.
ОН СЛОЖИЛСя В 1870 - 1880-Е ГОДЫ.

В ЭТО ВРЕМя УВЕЛИчИЛСя СПРОС НА ПОДНОСЫ В ГОРОДАХ. В ТРАКТИРАХ, В
ПИТЕЙНЫХ ЗАВЕДЕНИяХ И ГОСТИНИЦАХ ПОДНОСЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ПО ПРяМОМУ ИХ
НАЗНАчЕНИЮ, И КАК УКРАШЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА. ПОДНОСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ЖОСТОВЕ
ПОСТЕПЕННО ОТДЕЛИЛОСЬ ОТ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ НА ПАПЬЕ-МАШЕ. ВОЗНИКЛО НЕМАЛО
МАСТЕРСКИХ, ПРОИЗВОДИВШИХ ПОДНОСЫ НА ПРОДАЖУ В МОСКВЕ, В ПЕТЕРБУРГЕ И
ДРУГИХ МЕСТНОСТяХ. С ТЕХ ПОР И ПОНЫНЕ ЖОСТОВО И ОКРЕСТНЫЕ ДЕРЕВНИ яВЛяЮТСя
СВОЕГО РОДА ЗАПОВЕДНИКАМИ ЭТОГО УНИКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.
КОЛЛЕКЦИя ЖОСТОВСКИХ ПОДНОСОВ В РУССКОМ МУЗЕЕ НЕВЕЛИКА. НО В НЕЙ
ЕСТЬ ПЕРВОКЛАСНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИя, ИСПОЛНЕННЫЕ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ПРОМЫСЛА
И НАГЛяДНО ОТРАЖАЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ И УРОВЕНЬ ИСКУССТВА СВОЕГО ВРЕМЕНИ.
К чИСЛУ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИНАДЛЕЖИТ ОВАЛЬНЫЙ ПОДНОС,
УКРАШЕННЫЙ ЖИВОПИСЬЮ ПО ПЕРЛАМУТРУ.
ПОчТИ НА КАЖДОМ СТАРИННОМ ПОДНОСЕ СТОИТ КЛЕЙМО МАСТЕРСКОЙ, В КОТОРОЙ
ОН БЫЛ ВЫПОЛНЕН. ИЗ ЭТОГО КЛЕЙМА МОЖНО УЗНАТЬ ИМя ХОЗяИНА МАСТЕРСКОЙ, А ПО
НЕЙ ОПРЕДЕЛИТЬ ВРЕМя СОЗДАНИя ПОДНОСА.
.



ГЖЕЛЬ.


НА УДАЛЕНИИ 50-60 КИЛОМЕТРОВ К СЕВЕРО-ВОСТОКУ ОТ МОСКВЫ, В РАМЕНСКОМ
РАЙОНЕ, ВДОЛЬ ЕГОРЬЕВСКОГО ШОССЕ РАСПОЛОЖЕНЫ ДВА ДЕСяТКА СЛИВШИХСя МЕЖДУ
СОБОЙ КРАСИВЫХ СёЛ И ДЕРЕВЕНЬ.

ГЖЕЛЬ - НАЗВАНИЕ ОДНОГО ИЗ СёЛ - БЫВШЕГО ВОЛОСТНОГО ЦЕНТРА, СТАВШЕГО
СОБИРАТЕЛЬНЫМ ДЛя ВСЕЙ ОКРУГИ, СИМВОЛОМ НЕПОВТОРИМОГО ИСКУССТВА И НАРОДНОГО
МАСТЕРСТВА.

ГЖЕЛЬЮ НАЗЫВАЮТ ВЫПУСКАЕМЫЕ В ЭТИХ МЕСТАХ ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ФАРФОРОВЫЕ ИЗДЕЛИя, РАСПИСАННЫЕ КОБАЛЬТОМ ПО БЕЛОМУ ФОНУ.

ГЖЕЛЬ - НАЗВАНИЕ ОДНОГО ИЗ ВЕДУЩИХ ПРЕДПРИяТИЙ, ГДЕ ВОЗРОЖДЕНО
ИСТИННО НАРОДНОЕ КЕРАМИчЕСКОЕ ИСКУССТВО СТАРИННЫХ РУССКИХ МАСТЕРОВ.
ГЖЕЛЬ ВПЕРВЫЕ УПОМИНАЕТСя В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОчНИКАХ В 1339 ГОДУ В
ДУХОВНОЙ ГРАМОТЕ ИВАНА ДАНИЛОВИчА КАЛИТЫ. С ТЕХ ПОР НА ПРОТяЖЕНИИ СТОЛЕТИЙ,
КАК ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ ПРИБОЛЬНЫХ ВОЛОСТЕЙ, ПЕРЕХОДИЛА ГЖЕЛЬ ПО НАСЛЕДСТВУ В
РОДУ ВЕЛИКИХ МОСКОВСКИХ КНяЗЕЙ И ЦАРЕЙ, ПРИНОСя ИМ НЕМАЛЫЙ ДОХОД.

ЕЩё В XVI ВЕКЕ ГЖЕЛЬЦЫ ВОЗИЛИ В МОСКВУ ИЗЛИШКИ БЫТОВОЙ ПОСУДЫ, А
ТАКЖЕ В ЯУЗСКУЮ СЛОБОДУ МОСКОВСКИМ ГОНчАРАМ СВОЮ ГЛИНУ, НЕКОТОРЫЕ
ОСТАВАЛИСЬ ТАМ И РАБОТАТЬ. ВЫЕЗЖАЛИ ОНИ И НА МОСКОВСКИЕ яРМАРКИ И ТОРГИ.
ЗНАКОМИЛИСЬ НА ТОРГАХ С ПРИВОЗНЫМИ ИЗДЕЛИяМИ МАСТЕРОВ ИЗ ДРУГИХ МЕСТ
РОССИИ, ИЗ ДРУГИХ СТРАН.

НА БАЗЕ КРЕСТЬяНСКИХ ПРОМЫСЛОВ И ТОРГОВЛИ ПОСТЕПЕННО СКЛАДЫВАЛСя
НОВЫЙ ТИП КРЕСТЬяНСКОГО НАСЕЛЕНИя ГЖЕЛИ.

К 70 - 80 ГОДАМ XVIII ВЕКА ГЖЕЛЬ СТАНОВИТСя ЦЕНТРОМ ПРОИЗВОДСТВА В
РОССИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МАЙОЛИКИ. ДЕЛО В ТОМ, чТО СО ВРЕМЕНИ ОТКРЫТИя
МАНУФАКТУРЫ АФАНАСИя ГРЕБЕНЩИКОВА В 1724 ГОДУ МНОГИЕ ГЖЕЛЬЦЫ РАБОТАЛИ ТАМ
ГОНчАРАМИ. СМЕКАЛИСТЫЕ И РАСТОРОПНЫЕ, ОНИ БЫСТРО СХВАТЫВАЛИ СЕКРЕТЫ НОВОГО
ПРОИЗВОДСТВА МАЙОЛИКОВЫХ ИЗДЕЛИЙ, А ВОЗВРАЩАяСЬ НА РОДИНУ, ЗАВОДИЛИ СВОИ
ПРИМИТИВНЫЕ, НО МНОГОчИСЛЕННЫЕ НОВЫЕ ГОРНЫ, СОЗДАВАЛИ СВОИ ИЗДЕЛИя НЕ
ТОЛЬКО ИЗ ОБЫчНЫХ КРАСНЫХ ГЛИН, КАК РАНЬШЕ, А ИСПОЛЬЗОВАЛИ ПО НОВОЙ
ТЕХНОЛОГИИ БЕЛЫЕ МАССЫ С ПРИМЕСяМИ ДРУГИХ СОРТОВ ГЛИН И МИНЕРАЛЬНЫХ
ДОБАВОК.

САМОБЫТНЫЕ ГЖЕЛЬСКИЕ ИЗДЕЛИя ПОЛЬЗОВАЛИСЬ НЕИЗМЕННЫМ СПРОСОМ.
КРЕСТЬяНЕ-КУСТАРИ ТРУДИЛИСЬ ОТ ЗАРИ ДО ЗАРИ, ИМЕя ДЕЛО С ГЛИНОЙ И ТВОРя ИЗ
НЕё НЕОБХОДИМЫЕ В БЫТУ ВЕЩИ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ИМЕЛ СВОЮ МАНЕРУ, И СОЗДАВАя
ИЗДЕЛИя, ВНОСИЛ СОБСТВЕННОЕ ВИДЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. ДОСТОИНСТВО ПОСУДЫ,
ИГРУШЕК ОПРЕДЕЛяЛОСЬ ВКУСАМИ ПОКУПАТЕЛЕЙ И УПРАВЛяЛОСЬ ИХ СПРОСОМ.
ПОПУЛяРНОСТЬ ГЖЕЛЬСКИХ ИЗДЕЛИЙ ОЗНАчАЛА СООТВЕТСТВИЕ ИХ ТРЕБОВАНИяМ,
ОТВЕчАЮЩИМ УТИЛИТАРНЫМ ЦЕЛяМ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ВКУСАМ ЛЮДЕЙ ТОГО ВРЕМЕНИ. В
СЕРЕДИНЕ XVIII ВЕКА В РОССИИ ДОВОЛЬНО БЫСТРО НАчАЛИ РАЗВИВАТЬСя ГОНчАРНЫЕ
ПРОИЗВОДСТВА, ОДНАКО ГЖЕЛЬСКИЕ ИЗДЕЛИя ПОЛЬЗОВАЛИСЬ НЕИЗМЕННЫМ СПРОСОМ.
ОТСЮДА ПРОИЗВОДСТВО КЕРАМИКИ РАСПРОСТРАНяЕТСя В КОЛОМЕНСКОЙ, СЕРПУХОВСКОЙ И
ДРУГИЕ УЕЗДЫ МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ.

КОНЕЦ XVIII ВЕКА яВИЛСя ВРЕМЕНЕМ РАСЦВЕТА ГЖЕЛЬСКОЙ МАЙОЛИКИ;
ОСОБЕННО БОЛЬШОГО ИСКУССТВА МЕСТНЫЕ МАСТЕРА ДОСТИГЛИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ
КУВШИНОВ, КУМГАНОВ, КВАСНИКОВ. РАБОТА ТРЕБОВАЛА БОЛЬШОГО ТЕРПЕНИя И
ИСКУССТВА. РОСПИСЬ НЕ ДОПУСКАЛА ПОПРАВОК И ПЕРЕДЕЛОК, ТАК КАК ВЕЛАСЬ ПО
МяГКОМУ, НЕ ОБОЖЖёННОМУ чЕРЕПКУ, ПОКРЫТОМУ БЕЛОЙ ЭМАЛЬЮ. ГЖЕДЬЦЫ ВЫПУСКАЛИ
ОТДЕЛЬНО И МЕЛКУЮ МАЙОЛИКОВУЮ ПЛАСТИКУ, КОТОРАя чАСТО ОТРАЖАЛА ТИПИчНЫЕ
СЦЕНКИ ИХ ЖИЗНИ, НАПОЛНЕННЫЕ ЮМОРОМ КОМПОЗИЦИИ, СОЛДАТ, КРЕСТЬяНОК, МОДНИЦ
И ФРАНТОВ, ЗАНяТЫХ ТЕМИ ИЛИ ИНЫМИ ДЕЛАМИ. СЮЖЕТЫ БЫЛИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫ И
ДОХОДчИВЫ, ПОКОРяЛИ яСТНОСТЬЮ ЗАМЫСЛОВ, НАИВНОСТЬЮ ИХ СОЗДАТЕЛЕЙ - ПРОСТЫХ
НАРОДНЫХ УМЕЛЬЦЕВ.

ЗДЕСЬ ИЗГОТОВЛяЛИСЬ И ИЗДЕЛИя ПРОМЫШЛЕННО-ХОЗяЙСТВЕННОГО НАЗНАчЕНИя,
КАК, НАПРИМЕР КАНАЛИЗАЦИОННЫЕ ТРУБЫ ДЛя МОСКОВСКИХ УЛИЦ.

В ТЕчЕНИЕ МНОГИХ ДЕСяТИЛЕТИЙ ГЖЕЛЬЦЫ СОЗДАВАЛИ ИЗУМИТЕЛЬНЫЕ ПО
КРАСОТЕ И РАЗНООБРАЗИЮ РОСПИСИ ИЗРАЗЦЫ ДЛя ОФОРМЛЕНИя ПЕчЕЙ И КАМИНОВ.
СВЫШЕ 500 ИХ ОБРАЗЦОВ ХРАНИТ ТЕПЕРЬ В СВОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ ЭРМИТАЖ.


МНОГИЕ ГЖЕЛЬСКИЕ МАСТЕРА УчАСТВОВАЛИ СОЗДАНИИ ГОНчАРНОГО ПРОМЫСЛА И
В ДРУГИХ МЕСТАХ РОССИИ.


ПОЛУФАяНС ГЖЕЛИ ПЫТАЛИСЬ ДЕЛАТЬ ЕЩё В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ XVIII ВЕКА.
ЗАВОЗИМЫЕ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ЭТОГО МАТЕРИАЛА БЫЛИ НАСТОЛЬКО ДОРОГИ,
чТО ИХ МОГЛИ КУПИТЬ ТОЛЬКО НЕМНОГИЕ, НО ОНИ ЖЕ НЕВОЛЬНО ТОЛКАЛИ ГЖЕЛЬЦЕВ
ОВЛАДЕТЬ ТЕХНОЛОГИЕЙ ИХ ПРОИЗВОДСТВА.


ПОЛУФАяНС УЖЕ ИМЕЛ БЕЛЫЙ, ХОТя И ТОЛСТЫЙ чЕРЕПОК, И РОСПИСЬ ВЕЛАСЬ
НЕ ПО СЫРОЙ ЭМАЛИ, КАК НА МАЙОЛИКОВЫХ ИЗДЕЛИяХ, А ПОСЛЕ ОБЖИГА, ПО ТВЕРДОМУ
чЕРЕПКУ, чТО ЗНАчИТЕЛЬНО ОБЛЕГчАЛО, УСКОРяЛО РАБОТУ И УСКОРяЛО БРАК.


ПОЛУФАяНС СТАЛ ТАКИМ ЖЕ ЗАМЕчАТЕЛЬНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ яВЛЕНИЕМ,
КАК И МАЙОЛИКА. ГЖЕЛЬЦАМ УДАЛОСЬ ПОЛУчИТЬ БЕЛУЮ ПОСУДУ БЕЛУЮ, НАПОДОБИЕ
ФАяНСА В НАчАЛЕ XIX ВЕКА. ДОБАВИВ В СВОИ ГЛИНЫ ИЗВЕСТЬ, ГЖЕЛЬЦЫ ПОЛУчИЛИ
МАТЕРИАЛ, НАЗВАННЫЙ ПРОСТЫМ ФАяНСОМ ИЛИ ПОЛУФАяНСОМ, И В ТЕчЕНИЕ XIX ВЕКА
СОЗДАВАЛИ ИЗ НЕГО ДЕСяТКИ ТЫСяч НЕОБХОДИМЫХ ПРЕДМЕТОВ БЫТА.


НЕ СРАЗУ ГЖЕЛЬЦЫ ВЫРАБОТАЛИ СВОЙ САМОБЫТНЫЙ СТИЛЬ РОСПИСИ КОБАЛЬТОМ,
НО ПОСТЕПЕННО ОН ДОСТИГ СОВЕРШЕНСТВА ИМЕННО В ПОЛУФАяНСЕ. СИНИЙ ЦВЕТ
СТАНОВИТСя КЛАССИчЕСКИМ, НЕОТДЕЛИМЫМ ОТ ГЖЕЛЬСКОГО ПОЛУФАяНСА. ЭТО БЫЛ
НОВЫЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЖИВОПИСНЫЙ яЗЫК, ПРИШЕДШИЙ НА СМЕНУ КОНТУРНОМУ
РИСУНКУ С ПОЛИХРОМНОЙ РАСКРАСКОЙ, КАКАя РАНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ В МАЙОЛИКЕ.
СИНяя КРАСКА ЛУчШЕ ВСЕГО СОЕДИНяЕТСя С ГЛАЗУРЬЮ, ПРИ ОБЖИГЕ ДАёТ МЕНЬШЕ
БРАКА, ИЗЛУчАЕТ СИяНИЕ, НЕ ПОДВЛАСТНОЕ ВРЕМЕНИ. В РОСПИСИ ПРИСУТСТВУЮТ И
ЭЛЕМЕНТЫ ОчЕЛОВЕчЕНИя, ОДУХОТВОРЕНИя ВЕЩЕЙ.


К СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА ГЖЕЛЬ яВЛяЛАСЬ САМЫМ КРУПНЫМ ПОСТАВЩИКОМ
КЕРАМИчЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ СТРАНЫ.


ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА В РУССКОМ КЕРАМИчЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
ПРОИСХОДяТ ЗНАчИТЕЛЬНЫЕ СДВИГИ. ЛИДИРУЮТ ТЕПЕРЬ КРУПНЫЕ МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ
ЗАВОДЫ. ЭКОНОМИчНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА, ДОБРОТНОСТЬ ИЗДЕЛИЙ И УМЕРЕННОСТЬ ЦЕН
ДАВАЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫИГРАТЬ БОРЬБУ НА РЫНКАХ СБЫТА.


В 1926 ГОДУ чИСЛО РАБОТАЮЩИХ В ФАРФОРОВО-ФАяНСОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПО ГЖЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ СОСТАВЛяЛО 506 чЕЛОВЕК.


ТОВАРИЩЕСТВО ГЖЕЛЬ СОЗДАНО В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЪЕДИНЕНИя ШЕСТИ МЕЛКИХ
ЦЕХОВ РАЗНЫХ ДЕРЕВЕНЬ В 1972 ГОДУ.


В ДЕРЕВНЕ ЖИРОВО ВЫПУСКАЮТ КЕРАМИчЕСКИЕ КАМИНЫ, В ДЕРЕВНяХ
ТРОШКОВО И ФЕНИНО - ГОНчАРНУЮ И МАЙОЛИКОВУЮ ПОСУДУ. В ДЕРЕВНЕ ФЕНИНО
СОВМЕСТНО С ИТАЛЬяНСКОЙ ФИРМОЙ СОЗДАёТСя ПРОИЗВОДСТВО ПО ВЫПУСКУ ИЗРАЗЦОВ И
ПЛИТКИ. В ДЕРЕВНЕ КОЛОМИНО - ФРяЗИНО ДЕЛАЮТ ФАРФОРОВЫЕ ИГРУШКИ, А
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОИЗВОДСТВА В Д. ТУРЫГИНО И БАХТЕЕВО - ГЛАВНЫЕ ЦЕНТРЫ
ПРОИЗВОДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФАРФОРА.


ГЖЕЛЬСКИЕ МАСТЕРА ГЛУБОКО И СВяТО ХРАНяТ ТРАДИЦИИ СВОИХ ПРЕДКОВ,
ТВОРчЕСКИ ИХ РАЗВИВАЮТ И ПРИУМНОЖАЮТ. В ПОЛУСКАЗОчНОМ МИРЕ, СОЗДАВАЕМОМ
МАСТЕРАМИ - КЕРАМИСТАМИ НЫНЕШНЕЙ ГЖЕЛИ, ТРУДНО ПРОВЕСТИ чЕТКУЮ ГРАНИЦУ
МЕЖДУ ИСКУССТВОМ ПРОШЛОГО И НАСТОяЩЕГО. НЕ ИССяКАЕТ РОДНИК, ВОЗНИКШИЙ
СТОЛЕТИя НАЗАД В ДУШЕ РУССКОГО НАРОДА; ПРОЙДя чЕРЕЗ ТОЛЩУ ВЕКОВ, ОН ПО-
ПРЕЖНЕМУ ОСТАёТСя МОГУчЕЙ ЭСТЕТИчЕСКОЙ СИЛОЙ И НЕ ТЕРяЕТ СВОЕЙ чИСТОТЫ. В
ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ, ВЕРНОСТИ ИМ И НАХОДИТСя ЗЕРНО
УСПЕХА И ПОПУЛяРНОСТИ ГЖЕЛЬСКОЙ КЕРАМИКИ В НАШЕ ВРЕМя.


ИСТОРИя ГЖЕЛИ УХОДИТ ВГЛУБЬ ВЕКОВ, И Её НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ СУЖДЕНА
ДОЛГАя ЖИЗНЬ, СЕГОДНя ЗНАМЕНИТЫЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ НАБИРАЕТ НОВЫЕ СИЛЫ. В
РАЗНЫЕ КОНЦЫ ПЛАНЕТЫ УЛЕТАЮТ СИНИЕ ПТИЦЫ ГЖЕЛИ, чТОБЫ УКРАШАТЬ БЫТ ЛЮДЕЙ,
ВОСПИТЫВАТЬ чУСТВО ПРЕКРАСНОГО.


ХОЛУЙ.


В СЕМЬЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ НА ПАПЬЕ-
МАШЕ ХОЛУЙСКИЙ яВЛяЕТСя САМЫМ МЛАДШИМ ПО ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИя.


ХОЛУЙ, НЫНЕ ПОСёЛОК, А РАНЬШЕ ХОЛУЙСКАя СЛОБОДА, РАСПОЛОЖЕН ПО ОБОИМ
БЕРЕГАМ РЕКИ ТУЗЫ, ПРИТОКА КЛяЗЬМЫ.


ДОМА В ХОЛУЕ БОЛЬШЕЙ чАСТЬЮ ДЕРЕВяННЫЕ, ОДНОЭТАЖНЫЕ. МНОГИЕ УКРАШЕНЫ
ПРЕКРАСНОЙ РЕЗЬБОЙ С ИЗОБРАЖЕНИЕМИ ФАНТАСТИчЕСКИХ СУЩЕСТВ - ПОЛУРЫБ-
ПОЛУЛЮДЕЙ. КРАСОТА ЖИЛИЩА В СОчЕТАНИИ С КРАСОТОЙ МЕСТНОЙ ПРИРОДЫ СОЗДАВАЛА
ОКРУЖЕНИЕ, КОТОРОЕ СПОСОБСТВОВАЛО ТВОРчЕСТВУ. ИЗДАВНА ЖИТЕЛИ ХОЛУя, НЕ ИМЕя
ПАХОТНОЙ ЗЕМЛИ, ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ ЗАНИМАТЬСя КАКИМ-ЛИБО РЕМЕСЛОМ. ГЛАВНЫМ У
НИХ БЫЛО ПИСАНИ ИКОН И ВЫШИВАНИЕ.


ХОЛУЙ СЛАВИЛСя СВОИМИ яРМАРКАМИ, КОТОРЫЕ ЛЕТ СТО НАЗАД СОПЕРНИчАЛИ С
НИЖЕГОРОДСКОЙ. ИЗ РАЗНЫХ МЕСТ СЮДА ПРИВОЗИЛИ НА ПРОДАЖУ РАЗЛИчНЫЕ ИЗДЕЛИя И
МАТЕРИАЛЫ. ВСя ОКРУГА - ХОЛУЙ, МСТёРА, ПАЛЕХ, ШУя - яВЛяЛАСЬ СРЕДОТОчИЕМ
НАРОДНОГО РЕМЕСЛЕННОГО ИКОНОПИСАНИя. ОНО СЛОЖИЛОСЬ НЕСКОЛЬКО ВЕКОВ НАЗАД.


ИКОНЫ ПИСАЛИ ТЕМПЕРОЙ. В КОНЦЕ XIX ВЕКА ПЕРЕШЛИ НА МАСЛяНУЮ ЖИВОПИСЬ.
К КОНЦУ XIX ВЕКА ИКОНОПИСЬ В ХОЛУЕ ИЗЖИЛА СЕБя.


ПЕРВЫЕ РОБКИЕ ШАГИ В ИСКУССТВЕ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ БЫЛИ СДЕЛАНЫ В
1930-Х ГОДАХ.


ДЛя ХОЛУЙСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ ХАРАКТЕРНА БЛИЗОСТЬ К НАТУРЕ,
ЖИВОПИСНАя КАРТИННОСТЬ. ЭТО ОДНО ИЗ Её НАПРАВЛЕНИЙ. В НёМ МНОГО БЫТОВЫХ
СЮЖЕТОВ; В КОМРОЗИЦИяХ НЕТ ПЕРЕГРУЗКИ ПОДРОБНОСТяМИ, ОНИ ЛАКОНИчНЫ И яСНЫ.
КОЛОРИТ ОТЛИчАЕТСя СВЕЖЕСТЬЮ И чИСТОТОЙ. ЗОЛОТОЙ ОРНАМЕНТ СОЗДАёТ ПЕРЕХОД К
НЕЙТРАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ ПРЕДМЕТА. МИНИАТЮРА ПРОчНО СЛИТА С ВЕЩЬЮ, КОТОРУЮ ОНА
УКРАШАЕТ.


УЖЕ В САМЫЙ РАННИЙ ПЕРИОД ДЕяТЕЛЬНОСТИ ИКОНОПИСЦЕВ ХОЛУя ОПРЕДЕЛИЛОСЬ
РАЗЛИчИЕ ИХ ТВОРчЕСКИХ МАНЕР, КОТОРОЕ ПРОяВИЛОСЬ В РАБОТАХ НАД МИНИАТЮРАХ И
В ДАЛЬНЕЙШЕМ.


В 1960-Е ГОДЫ, ПОМИМО ПРЕЖНИХ ОДНООБРАЗНЫХ ШКАТУЛОК И КОРОБОК,
ПОяВЛяЮТСя ЛАРЦЫ СТАРИННОЙ ФОРМЫ, КОТОРЫЕ ПРИ РОСПИСИ ПОЗВОЛяЮТ
ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕСКОЛЬКО СЮЖЕТОВ.


ПРОМЫСЕЛ ХОЛУЙСКОЙ ЛАКОВОЙ ЖИВОПИСИ, САМЫЙ МОЛОДОЙ ПО ВРЕМЕНИ
ВОЗНИКНОВЕНИя, НАРАВНЕ С ПАЛЕХОМ И МСТёРОЙ ВНОСИТ СВОЙ ВКЛАД В ОБЩЕЕ
РАЗВИТИЕ ЭТОГО ИСКУССТВА.


.





Новинки рефератов ::

Реферат: Новые конструкции станций метрополитена на линиях мелкого заложения (Архитектура)


Реферат: Социально-педагогическое движение в странах Запада (Социология)


Реферат: Адвокатская этика (Право)


Реферат: Горгий и горгианские фигуры (Искусство и культура)


Реферат: Амины (Химия)


Реферат: Издержки обращения в современной системе управления торговым предприятием (Аудит)


Реферат: Преподавание грамматики (Педагогика)


Реферат: Художественная обработка металлов (Искусство и культура)


Реферат: Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью в Российской Федерации (Уголовное право и процесс)


Реферат: Три религии мира (Религия)


Реферат: Вторая мировая война, ход боевых действий, расстановка сил, итоги и последствия (История)


Реферат: Нарушение высшей нервной деятельности у животных, фобии и неврозы (Психология)


Реферат: История русской матрешки (Искусство и культура)


Реферат: Художественная обработка материалов животного происхождения в Приамурье (Искусство и культура)


Реферат: Английский романтизм. Восточная поэзия Джорджа Гордона Байрона (Литература)


Реферат: Радиолокатор (Радиоэлектроника)


Реферат: Базы и банки знаний (Программирование)


Реферат: Консультирование (Психология)


Реферат: Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (Уголовное право и процесс)


Реферат: Грибы и их использование (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист