GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Михаил Бакунин (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Михаил Бакунин (Политология)



Михаил Бакунин
"Свобода без социализма - это привелегия, социализм без свободы - это
рабство и животное состояние"
Элементы анархического мировоззрения были известны на протяжении многих
веков. Стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание
власти и эксплуатации - подобные настроения в той или иной форме можно
обнаружить у античных киников и у китайских даосов, у средневековых
анабаптистов и у английских диггеров, у русского еретика Ф.Косого и
французского мыслителя конца XVIII в. С.Марешаля. Роднящее упомянутых
мыслителей умонастроение уместно обозначить термином протоанархизм.Однако
анархизм в собственном смысле этого слова, несомненно, порожден реалиями
нового времени. Лишь с конца XVIII столетия, когда Европа вступила в эпоху
великих революций, способствовавших утверждению человеческой
индивидуальности и крушению основ традиционного общества, постепенно
оформляется анархизм - сначала как философское учение, а затем как
революционное движение.Анархизм, на мой взгляд, стал реакцией на достижения
и неудачи Великой Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и
братства обернулся новым отчуждением; парламентская демократия не принесла
желанного освобождения личности.Анархизм окончательно сформировался и
самоидентифицировался в 1830-1840-е гг. - в борьбе и полемике с
либерализмом и государственным социализмом. Если первый подчеркивал
значение политической свободы гражданина (признавая необходимость
сохранения, хотя и предельно минимизированного, государства), то второй
выступал за социальное равенство, считая инструментом его осуществления
тотальную государственную регламентацию. Девизом же анархизма,
противостоявшего обоим течениям, можно считать знаменитые слова Михаила
Бакунина: "Свобода без социализма есть привилегия и несправедливость...
Социализм без свободы есть рабство и скотство".
Михаил Александрович Бакунин родился 18 мая 1814 г. в деревне Премухино
Новоторжокского уезда Тверской губернии, в семье родовитого дворянина, где
кроме него были четыре сестры и пять братьев. Благодаря стараниям отца,
Александра Михайловича Бакунина, человека европейски образованного,
испытавшего влияние идей Руссо, личности детей формировались в атмосфере
утонченных вкусов, искусства, литературы, любви, в общении с природой.
Михаил прекрасно рисовал и музицировал.
Пятнадцати лет от роду он стал юнкером Петербургского артиллерийского
училища, нравы которого являли собой прямую противоположность "премухинской
гармонии". "...Я привык лгать, - сетовал М. Бакунин в одном из писем, -
потому что искусная ложь в нашем юнкерском обществе не только не считалась
пороком, но единогласно одобрялась". Через три года он был произведен в
прапорщики. Однако с первого офицерского курса Бакунина отчислили за
нерадивость и дерзость, допущенную в отношении начальника училища; он был
направлен на службу в армию, но через год, сказавшись больным, подал в
отставку. Михаил Александрович решает посвятить себя научной деятельности.С
начала 1836 г. М. А. Бакунин живет в Москве, периодически навещая
родительское имение и Петербург. Знакомится и часто сближается со многими
известными представителями российской интеллигенции. Он - один из главных
проповедников философского кружка Н. В. Станкевича, вхож в знаменитый
литературный салон Е. Г. Левашовой, в котором бывали А. С. Пушкин и П. Я.
Чаадаев. Поддерживает близкие, хотя и небезоблачные, отношения с В. Г.
Белинским, В. П. Боткиным, М. Н. Катковым, Т. Н. Грановским... В 1839-40
гг. знакомится с А. И. Герценом, Н. П. Огаревым.Со всей страстью отдается
М. А. Бакунин изучению немецкой классической философии, читает в
подлинниках, Канта, Фихте и, наконец, Гегеля. Тогда в русских
интеллигентных кругах велось много споров вокруг знаменитого положения
этого философа "все действительное разумно, все разумное действительно".
Бакунин трактует эту формулу в консервативном духе. "Примирение с
действительностью во всех отношениях и во всех сферах жизни, - писал он в
1838 г. на страницах редактировавшегося В. Г. Белинским журнала "Московский
обозреватель", - есть великая задача нашего времени".Ничто, казалось, не
предвещало будущих метаморфоз в сознании М. А. Бакунина. Разве что
"скверность характера" связывает молодого Мишеля, "примиряющегося с
действительностью", с будущим теоретиком и деятелем "социальной
ликвидации".Вот приватная характеристика, которую дал Бакунину В. Г.
Белинский в 1838 году: "Всегда признавал и теперь признаю я в тебе
благородную львиную природу, дух могучий и глубокий, необыкновенное
движение духа, превосходные дарования, бесконечные чувства, огромный ум, но
в то же время признавал и признаю чудовищное самолюбие, мелкость в
отношении к друзьям, ребячество, леность, недостаток задушевности и
нежности, высокое мнение о себе насчет других, желание покорять,
властвовать, охоту говорить другим правду и отвращение слушать ее от
других".К началу 1840 г. Бакунин окончательно утвердился в мысли уехать в
Европу, в Германию. Главная причина - неистребимая и "неудовлетворенная
потребность знанья жизни и действия". К тому же хроническими стали ссоры с
ближайшими друзьями. Последняя грязная сцена разыгралась на квартире
Белинского, в присутствии многих, и закончилась вызовом Бакуниным Каткова
на дуэль (впрочем, сначала по просьбе инициатора отложенную, а потом так и
не состоявшуюся). "Подлец" - так оценил нравственные качества своего нового
знакомого Н. П. Огарев.4 октября 1840 г. на пристани в Кронштадте Бакунина
провожал только А. И. Герцен, выделивший ему (отец же отказал) 2000 рублей
бессрочного кредита.За границей время уплотнилось для Бакунина до предела.
Начав с погружения "исключительно, почти до сумасшествия" в немецкую
философию и привычного "презрения" к политическим вопросам, он уже на
втором году своей берлинской жизни убедился в "ничтожности и суетности
всякой метафизики" и "бросился в Политику". Невероятно быстро расширяется
круг знакомств и дружеских связей: лидер левых гегельянцев А. Руге, поэт-
демократ Г. Гервег, проповедник утопического коммунизма В. Вейтлинг,
композитор Р. Вагнер, французские социалисты П. Леру, Л. Блан, П. Ж.
Прудон, коммунист Э. Кабе, деятели польского освободительного движения, А.
Мицкевич... Десятки, сотни имен. Среди них - Карл Маркс, будущий идейный и
политический противник, а пока вызывающий у Бакунина искреннее уважение и
почтение. Их имена оказались рядом впервые в 1844 г. - знаменитый сборник
"Немецко-французские ежегодники" открывался письмами Маркса, Фейербаха,
Руге и Бакунина.Смелые пробы пера Бакунина, политического писателя, - его
статьи "Реакция в Германии" и "Коммунизм", опубликованные, соответственно,
в 1842 и 1843 гг. В первой из них содержится знаменитая фраза: "Страсть к
разрушению есть вместе с тем и творческая страсть". Эти слова приобретут
значение девиза практической деятельности Бакунина много лет спустя. Тогда
же он не имел еще ни анархической, ни какой-либо другой своей программы,
хотя его взгляды приобретали уже очевидно революционно-демократический
характер. Отвергая "коммунистическое" общество, "устроенное по плану
Вейтлинга" ("Это не свободное общество, не действительно живое объединение
людей, а невыносимое принуждение, насилием сплоченное стадо животных,
преследующих исключительно материальные цели и ничего не знающих о духовной
стороне жизни и о доставляемых ею высоких наслаждениях"), Бакунин
утверждал, что в основе "истинного коммунизма" лежат "священные права и
гуманнейшие требования", что "коммунизм исходит не из теории, а из
практического инстинкта, из народного инстинкта, а последний никогда не
ошибается". Он уверен, что Европа находится "накануне великого всемирно-
исторического переворота", что бедные и угнетенные массы свергнут
существующий социально-политический строй и реализуют лозунги французской
революции - "свобода, равенство и братство".В 1843 г. начинаются гонения на
Бакунина со стороны официальных властей, подстрекаемых царскими
дипломатами. Он вынужден менять места жительства, страны. В январе 1845 г.
из газет Бакунин узнал об указе русского правительства, лишавшем его всех
прав и заочно приговорившем его к каторжным работам в Сибири. Легальные
пути в Россию были отрезаны. Бакунин окончательно становится
политэмигрантом и включается в политическую борьбу."В моей природе всегда
был коренной недостаток - это любовь к фантастическому, к необыкновенным,
неслыханным приключениям, к предприятиям, открывающим горизонт безграничный
и который не может предвидеть конца". - писал М. Бакунин в 1851 г.В феврале
1848 г. во Франции началась революция, вскоре охватившая еще ряд стран
континентальной Европы. Бакунин спешит в Париж. Позднее он так опишет этот
"месяц духовного пьянства":" Я вставал в пять, в четыре часа поутру, а
ложился в два; был целый день на ногах, участвовал решительно во всех
собраниях, сходбищах, клубах, процессиях, прогулках, демонстрациях; одним
словом, втягивал в себя всеми чувствами, всеми порами упоительную
революционную атмосферу". Особенно активно проповедовал Бакунин свои
коммунистические, эгалитаристские и революционные идеи в казармах
монтаньяров.Косидьер, префект Парижа в 1848 году, о Бакунине: "Что за
человек! Что за человек! В первый день революции это просто клад, а на
другой день надобно расстрелять".В конце марта Бакунин, имея в кармане два
паспорта и 2000 франков от временного правительства Франции, направился уже
поближе к границам России, где рассчитывал найти поддержку среди польской
демократии в "бунте" против императора Николая. Оттуда двинул в Прагу, на
Славянский конгресс, где проповедовал план создания свободной славянской
федерации. Участвовал в качестве волонтера в Пражском восстании (июнь 1848
г.), закончившемся, впрочем, поражением. Весной следующего года он
конспирировал в надежде взять реванш, однако правительственные аресты
упреждают выступление в Праге. В начале мая 1848 г. Бакунин - один из
руководителей восстания в Дрездене. 10 мая, после отступления повстанцев из
города, он был арестован.Бакунин не боялся смерти, с близкой неизбежностью
которой уже свыкся, но возмездие победившей реакции оказалось более
изощренным. Сначала, в январе 1850 г., суд Саксонии приговорил его вместе с
двумя товарищами к смертной казни. Спустя полгода было объявлено
королевское помилование: гильотина заменялась пожизненным заключением. И
Бакунин... передается в руки австрийского правосудия. В мае 1851 г.
австрийский суд приговорил его к смертной казни через повешение, которая
вновь заменена пожизненным заключением. И... несколько дней спустя
переданный русским властям Бакунин находится уже в одиночной камере
Алексеевского равелина Петропавловской крепости. В 1854 г. он был переведен
в Шлиссельбургскую крепость, где пробыл до 1857 г., когда новый император,
Александр II, счел возможным отправить, казалось, окончательно сломленного
преступника на поселение в Сибирь.От периода крепостного заточения остались
два интереснейших документа, от которых Бакунину до конца жизни, видимо,
было не по себе, - его покаянная "Исповедь", адресованная "грешником"
Николаю I в 1851 г., и письмо Александру II от 14 февраля 1857 г., ответом
на которое и было освобождение "молящего преступника" из крепости.
Документы эти, найденные в архивах Третьего отделения после революции и
опубликованные, вызвали шок среди почитателей Бакунина.Оказавшись в
условиях относительной свободы, Бакунин отнюдь не собирался "готовиться
достойным образом к смерти", как он в том заверял Александра II. В 1858 г.,
в первом же письме к Герцену в Лондон, он писал: "Я жив, я здоров, я
крепок, я женюсь, я вас люблю и помню и вам, равно как и себе, остаюсь
неизменно верен". В этих словах все - правда. Он действительно вскоре
женился на дочери проживавшего по соседству в Томске обедневшего дворянина
Квятковского - 17-летней миловидной Антонине Ксаверьевне. Осенью 1861 г.
Бакунин совершает смелый побег через Восточную Сибирь, Японию и Америку в
Лондон, в объятия к Герцену и Огареву. Старые товарищи тут же приняли его в
состав издателей "Колокола".Не успев еще толком оглядеться, Бакунин, по
выражению Герцена, "запил свой революционный запой". Его энергия
стимулируется известиями о возникновении в России тайного общества "Земля и
воля" и о готовящемся восстании в Польше.Герцен, Огарев и Бакунин были
едины в своем отношении к польскому вопросу: независимость Польши
необходима для освобождения самой России. На какое-то время "Колокол"
становится связующим звеном между русскими и польскими революционными
силами. Издатели ведут переговоры с представителями руководства тех и
других, однако слабость первых и обостренный шляхетский национализм вторых
не давали оснований для оптимизма.Бакунин не ограничивается печатной
пропагандой, равно как и ролью заграничного представителя "Земли и воли". С
началом польского восстания (январь 1863 г.) он направляется в Швецию, где
сорганизовывает кампанию солидарности с поляками. Затем участвует в морской
экспедиции, намеревавшейся доставить из Англии оружие для повстанцев.
Наконец, когда печальный исход уже был ясен, Бакунин ищет помощь польскому
и общеславянскому делу в Италии, пытаясь склонить легендарного героя
Джузеппе Гарибальди к участию в польском восстании. Дружески приняв
Бакунина, Гарибальди, тогда еще не оправившийся от раны, предложение
отклонил, сославшись на нежелание самих польских деятелей.На обратном пути
Бакунины (Михаила Александровича в этой поездке сопровождала жена,
приехавшая из России в 1862 г.) решили временно обосноваться во Флоренции.
Здесь, среди прочих, состоялось знакомство с русским художником Н. Н. Ге -
автором одного из наиболее известных портретов М. А. Бакунина. Из
воспоминаний художника: "... он производил впечатление большого корабля без
мачт, без руля, двигавшегося по ветру, не зная, куда и зачем".В ноябре 1864
г. этот "корабль" встретился в Лондоне, после многолетнего перерыва, с
Карлом Марксом, который накануне вместе с товарищами заложил основы
Международного товарищества рабочих - I Интернационала. В беседе Бакунин
произвел на Маркса весьма благоприятное впечатление, в частности, своими
суждениями о европейской политике и с готовностью согласился взять на себя
пропаганду программных документов Интернационала в Италии.Был искренен
Бакунин с Марксом в эту встречу или нет, судить трудно. Однако известно,
что вскоре он приступил к созданию своего "интернационального революционно-
социалистического тайного общества". Суть бакунинского проекта,
разработанного в рукописях "Международное тайное общество освобождения
человечества" и "Революционный катехизис", сводилась к организации
широкомасштабного заговора для осуществления международной революции, в
ходе которой были бы уничтожены современные государства и на их месте
возникла бы вольная федерация народов, формирующаяся снизу вверх. Как это
ни парадоксально, но для реализации идеи свободы и разрушения всех и всяких
авторитетов Бакунин предлагал создать строго централизованную,
дисциплинированную и в высшей степени авторитетную революционную
организацию, чья деятельность покрыта тайной.Именно этим последним и
занимался Бакунин на протяжении 1865-1867 гг. Он неустанно агитирует,
вербует своих сторонников, берет с них клятвы, принимает в
"интернациональные братья", раздает поручения, пишет письма. Он пытается
пропагандировать свои идеи даже среди либералов из Лиги мира и свободы. В
конце концов осенью 1868 г. создается под руководством Бакунина "Альянс
социалистической демократии" малочисленная, но довольно энергичная
полутайная организация, имевшая свои секции в Швейцарии, Испании, Италии и
Франции.Претендовать на заметную самостоятельную роль в европейском
революционном движении, где доминировало марксово Международное
товарищество рабочих, "Альянс", конечно, не мог. Отсюда возникла идея
использовать его для подчинения изнутри самого Интернационала. После
нескольких неудач, а потом заявления о роспуске "Альянса" Бакунину удалось
летом 1869 г. трансплантировать эту организацию в структуру Интернационала
и существенно укрепиться в его Женевской секции.С осени, со столкновения на
IV конгрессе МТР по вопросу о праве наследования (в концепции Бакунина
отмена этого права возводилась в ранг панацеи), разгорается борьба между
сторонниками Маркса и бакунистами. Тон и содержание взаимных упреков и
обвинений очень скоро вышли за пределы допустимого. В частности,
марксистами реанимируется старая клевета, что Бакунин якобы является
агентом русского правительства, во всяком случае панславистом, "русским
патриотом" и т. п. 28 октября 1869 г. Бакунин: делится с Герценом своими
сокровенными мыслями: открытое выступление против Маркса несвоевременно (в
таком случае "три четверти интернац. мира были бы против меня"), однако в
будущем произойдет столкновение "по вопросу о принципе, по поводу
государственного коммунизма", и "тогда будем драться не на живот, а на
смерть".Несомненно, поражение анархизма в столкновении с марксизмом было
предопределено самой логикой общественного развития. Однако здесь
немаловажную роль сыграли действия носителей этих идей. Бакунин сам дал
крупный козырь в руки своих противников. Опытнейший конспиратор и политик,
он оказался жертвой мистификации со стороны авантюриста, революционного
фанатика без чести и совести Сергея Нечаева, объявившегося в Женеве весной
1869 г. Познакомившись с Нечаевым, выслушав его рассказы о "делах" в
России, Бакунин пришел в восторг от этого "героя без фраз". Хотя за
Нечаевым к этому времени фактически ничего не числилось, кроме участия в
студенческих сходках и акциях протеста, Бакунин, а потом и Огарев поверили
(ибо хотели верить) в существование на родине мощной революционной
организации, о наличии которой до сих пор и не подозревали.
Бакунин безоглядно сделал ставку на Нечаева, которого мысленно уже
представлял руководителем русской ветви своей организации. На самом же деле
он сам оказался не более как инструментом в руках любимого "тигренка". От
Бакунина и с его помощью Нечаев получит до осени (когда он вернется в
Россию и создаст свою печально знаменитую "Народную расправу") все:
авторитетный в глазах русской радикальной молодежи документ о его
принадлежности к "Европейскому революционному союзу" за подписью М.
Бакунина, деньги из доселе неприкосновенного фонда и, наконец,
пропагандистскую поддержку и программное обеспечение. Бакуниным, Огаревым и
Нечаевым были опубликованы (частично анонимно) листовки, брошюры, статьи,
призывавшие к немедленной революции, к движению в народ, в "разбойный мир",
к организации бунтов и т. д. При этом Бакунина и Огарева, кажется, не
беспокоило выходящее из-под пера Нечаева, хотя не увидеть серьезного
противоречия между их взглядами и нечаевской апологией тотального террора,
идеей допустимости любых мыслимых средств для достижения революционной цели
и, наконец, описанием в качестве идеала казарменного "коммунизма", было
просто невозможно.Впоследствии, испытав на себе сполна изуверские приемы
Нечаева и получив разоблачающую информацию от революционера Г. А. Лопатина,
Бакунин назовет себя "глупцом" и "круглым дураком". Летом 1871 г., когда
газеты опубликовали подробные отчеты открытого процесса над нечаевцами
(одновременно жертвами обмана и кровавыми преступниками, убийцами своего
засомневавшегося товарища), для определения руководителя "Народной
расправы" у Бакунина нашлось только одно слово - "мерзавец". Но было
поздно.В чреде прямо-таки фатальных крушений революционных замыслов и
предприятий, из которых состояла жизнь Бакунина, наиболее катастрофическим
было изгнание с позором из Интернационала в сентябре 1872 г. После того как
деятели Генерального совета поняли истинные намерения бакунинского
"Альянса" и борьба против него стала вопросом "жизни и смерти
Интернационала", сторонники Маркса больше не стеснялись в выборе средств. В
доложенных Гаагскому конгрессу и потом опубликованных компрометирующих
материалах дело Нечаева было ассоциировано с деятельностью "Альянса", а
нечаевские писания неправомерно атрибутированы Бакунину. Все это возымело
свои результаты.Получая удар за ударом, Бакунин тем не менее почти до самой
смерти не складывал оружия. Периоды разочарования и утраты веры в
революционность народа неизбежно сменялись вспышками воодушевления и
очередными затеями. В сентябре 1870 г. Бакунин - один из руководителей
Комитета общественного спасения в революционном Лионе. Он горячо
приветствовал Парижскую Коммуну в качестве "революции рабочих" и "ярко
выраженного отрицания государства". В 1873 и 1874 гг. его адепты попытались
спровоцировать революционные мятежи в Испании и Италии, Ф. Энгельс в этой
связи справедливо замечал: "...бакунисты дали нам в Испании неподражаемый
образчик того, как НЕ следует делать революцию".Революционная анархистско-
социалистическая концепция была изложена Бакуниным еще в 1868 г. "Наша
программа", опубликованная на страницах русской эмигрантской газеты, четко
формулировала задачи освобождения умственного (распространение в народе
атеизма и материализма), социально-экономического (передача средств
производства земледельческим общинам и рабочим ассоциациям) и политического
(революционная замена государственности свободной федерациею вольных
рабочих как земледельческих, так и фабрично-ремесленных артелей").
Предполагалось также осуществить "полную волю всех народов ныне угнетенных
империею, с правом полнейшего самораспоряжения".В 1870 г. в пространном
письме к С. Г. Нечаеву, вновь объявившемуся за границей, Бакунин изложил
свой фантастический проект "коллективной диктатуры тайной организации",
"незримой и непризнанной", которая через своих членов будет сначала
посредством пропаганды и сплочения народных сил подготовлять наступление
революции, затем - разрушение существующего экономического, социального и
политического строя и, наконец - самое сложное, - она сделает "невозможным
установление какой бы то ни было государственной власти над народом".
Обладая строго иерархизированной структурой, этот "штаб" народной революции
должен, по мысли автора проекта, состоять из преданных, умных, опытных,
страстных и, главное, самоотверженных людей, "которые отказались бы от
личного исторического значения при жизни и даже от исторического имени
после смерти".В своих последних и наиболее крупных работах- "Кнуто-
Германская империя и социальная революция" (1871 г.) и "Государственность и
анархия" (1873 г.) - М. А. Бакунин попытался дать наиболее обстоятельную
критику института государственности и его сторонников, в первую очередь
марксистов. Сейчас, с высоты драматического опыта XX в., трудно сделать
вывод о том, кто был более прав в этой полемике. С обеих сторон в ней
присутствовала изрядная доля утопизма. К тому же рассуждения велись как бы
на различных, не стыкующихся уровнях. Подробно конспектируя
"Государственность и анархию", К. Маркс справедливо упрекал автора в
идеализме: "Он абсолютно ничего не смыслит в социальной революции, знает о
ней только политические фразы. Ее экономические условия для него на
существуют". Однако Бакунину нельзя отказать в политическом чутье и
понимании социальной психологии.Критикуя сторонников Маркса, Бакунин
предупреждал, что "ученые коммунисты", "доктринальные революционеры",
заполучив государственную власть, попытаются уложить жизнь будущих
поколений в прокрустово ложе своего социального идеала. "Дайте им полную
волю, они станут делать над человеческим обществом те же опыты, какие ради
пользы науки делают теперь над кроликами, кошками и собаками". Бакунин
пророчествовал о том, что реализация идеи диктатуры пролетариата как
представительной демократии на основе всеобщего избирательного права
неизбежно выльется в деспотическое управление массами со стороны
"незначительной горсти привилегированных избранных или даже не избранных".
И даже рабочее происхождение новых "правителей" и "представителей народа"
ничего не решает: став государственными чиновниками, они "будут
представлять уже не народ, а себя и свои притязания на управление народом".
"Начальники коммунистической партии", - с иронией прогнозировал Бакунин
развитие событий "по Марксу", - в результате народной революции
"сосредоточат бразды правления в сильной руке, потому что невежественный
народ требует весьма сильного попечения; создадут единый государственный
банк, сосредоточивающий в своих руках все торгово-промышленное,
земледельческое и даже научное производство, а массу народа разделят на две
армии: промышленную и землепашественную под непосредственною командою
государственных инженеров, которые составят новое привилегированное науко-
политическое сословие".К сожалению, во многом Бакунин не ошибался. Но и его
альтернатива: "свобода может быть создана только свободою, т. е.
всенародным бунтом и вольною организациею рабочих масс снизу вверх" - тоже,
как показал злосчастный опыт анархистов XX в. в России, Испании и т. д.,
оказалась дорогой, ведущей куда угодно, но только не в царство свободы,
справедливости и братства. После неудачи в Италии, после многих
разочарований в друзьях, очередных треволнений по поводу безденежья,
заметного ухудшения здоровья Бакунин стал задумываться над подведением
черты в своей беспокойной жизни. В ноябре 1874 г. он писал Н. П. Огареву в
Лондон: "Я тоже, мой старый друг, удалился, и на этот раз удалился
решительно и окончательно, от всякой практической деятельности, от всяких
связей для практических предприятий.... Новое дело требует нового метода, а
главное, свежих молодых сил, - и я чувствую, что для новой борьбы не
гожусь... Живу я, впрочем, не сложа руки, но работаю много. Во-первых, пишу
свои мемуары, а во-вторых, готовясь написать, если сил станет, последнее
полное слово о своих заветнейших убеждениях, читаю много".
Ни того, ни другого завершить ему не удалось. 1 июля 1876 г. Михаил
Александрович скончался в Берне, и через два дня социалисты разных стран
проводили его в последний путь...
Список используемой литературы:
"История России в портретах". В 2-х тт. Т.1. с.103-119.




Реферат на тему: Михаил Сергеевич Горбачёв


Оглавление



Оглавление 1
Биографическая справка 2
На административной работе 3
Ставрополье 3
Москва 3
Перестройка и ускорение 4
Принципы внутренней и внешней политики 4
Причины неудач 5
Западные политики и учёные о Горбачёве 5
Заслуги М. С. Горбачёва 6
Современники реформ о политике Горбачёва 7
Заключение 8



Биографическая справка



Михаил Сергеевич Горбачёв — один из самых популярных на Западе
российских политиков последних десятилетий XX в. и одна из наиболее
противоречивых фигур в глазах общественного мнения внутри страны. Его
называют и великим реформатором, и могильщиком Советского Союза.
Михаил Сергеевич родился 2 марта 1931 г. в крестьянской семье в селе
Привольное на Ставрополье.
В 1948 г. он вместе с отцом работал на комбайне и за успехи в уборке
урожая получил орден Трудового Красного Знамени. В 1950 г. Горбачёв окончил
школу с серебряной медалью и поступил в Московский университет на
юридический факультет. Позднее он признавался: « Что такое юриспруденция и
право, я представлял себе тогда довольно туманно. Но положение судьи или
прокурора мне импонировало ».
В Москве Михаил очутился впервые. Много лет спустя он вспоминал:
«Сопоставьте: село Привольное и... Москва. Слишком велика разница и
слишком большая ломка... Всё для меня было впервые: Красная площадь,
Кремль, Большой театр — первая опера, первый балет, Третьяковка, Музей
изобразительных искусств... первая прогулка на катере по Москве-реке,
экскурсия по Подмосковью, первая октябрьская демонстрация... И каждый раз
ни с чем не сравнимое чувство узнавания нового». Молодой провинциал жадно
тянулся к знаниям, к культуре.
Жил Горбачёв в общежитии, едва сводил концы с концами, хотя одно время
получал повышенную стипендию за отличную учёбу и комсомольскую работу. В
1952 г. Горбачёв стал членом партии.
Однажды в клубе он познакомился со студенткой отделения научного
коммунизма философского факультета Раисой Титаренко. В сентябре 1953 г. они
поженились, а 7 ноября сыграли комсомольскую свадьбу.
Горбачёв окончил МГУ в 1955 г. и, как секретарь комсомольской
организации факультета, добился распределения в Прокуратуру СССР. Однако
как раз тогда правительство приняло закрытое постановление, запрещавшее
принимать на работу в центральные органы суда и прокуратуры выпускников
юридических вузов. Хрущёв и его соратники сочли, что одной из причин
репрессий 30-х гг. было засилье молодых неопытных прокуроров и судей,
готовых выполнять любые указания руководства. Так Горбачёв, у которого два
деда пострадали от репрессий, неожиданно стал жертвой борьбы с
последствиями культа личности.


На административной работе



Ставрополье


Он вернулся на Ставрополье и, решив не связываться с прокуратурой,
устроился в крайком комсомола на должность заместителя заведующего отделом
агитации и пропаганды. Комсомольская, а потом партийная карьера Михаила
Сергеевича развивалась очень успешно. В 1961 г. он назначен первым
секретарём крайкома ВЛКСМ, в следующем году переходит на партийную работу,
а в 1966 г. занимает пост первого секретаря Ставропольского горкома КПСС. В
это же время он заочно окончил местный сельскохозяйственный институт,
диплом специалиста-агрария был полезен для продвижения в
сельскохозяйственном Ставрополье. 10 апреля 1970 г. Михаил Сергеевич
Горбачёв стал первым секретарём Ставропольского крайкома КПСС, Знавший
Горбачёва по этой работе Анатолий Коробейников рассказывал: «Ещё на
Ставрополье он говорил мне, подчёркивая своё трудолюбие: не только головой,
а и задницей можно сделать что-либо путное... Работая, что называется, "без
передыха", Горбачёв и ближайших своих помощников заставлял трудиться в
таком же режиме. Но "погонял" он только тех, кто вёз этот воз, с другими
ему возиться было некогда». Уже в ту пору проявился основной недостаток
будущего реформатора: привыкший трудиться день и ночь, он зачастую не мог
добиться, чтобы подчинённые добросовестно выполняли его распоряжения и
претворяли в жизнь масштабные замыслы.


Москва


В ноябре 1978 г. Горбачёв вступает в должность секретаря ЦК КПСС. В
этом назначении сыграли роль рекомендации ближайших соратников Л.И.
Брежнева - К.У. Черненко, М.А. Суслова и Ю.В. Андропова. Через два года
Михаил Сергеевич оказался самым молодым членом Политбюро. Он надеялся в
недалёком будущем стать первым лицом в партии и государстве. Этому не могло
помешать даже то, что Горбачёв занимал, по существу, «штрафной пост» —
секретаря, отвечающего за сельское хозяйство, самый неблагополучный сектор
советской экономики. После смерти Брежнева он всё ещё оставался в этой
скромной должности. Но уже тогда Андропов говорил ему: «Знаешь что, Михаил,
не ограничивай круг своих обязанностей аграрным сектором. Старайся вникать
во все дела... Вообще, действуй так, как если бы тебе пришлось в какой-то
момент взять всю ответственность на себя». Когда умер Андропов и к власти
на столь же непродолжительный срок пришёл Черненко, Горбачёв стал вторым
человеком в партии и наиболее вероятным «наследником» престарелого генсека.


Перестройка и ускорение


Смерть Черненко открыла Горбачёву дорогу к власти. 11 марта 1985 г.
пленум ЦК избрал его генеральным секретарём ЦК партии. На следующем,
апрельском пленуме Михаил Сергеевич провозгласил курс на перестройку и
ускорение развития страны. Сами эти термины, появившиеся ещё при Андропове,
не сразу подучили широкое распространение, а лишь после прошедшего в
феврале 1986 г, XXVII съезда КПСС. Одним из условий успеха преобразований
М. Горбачёв назвал гласность. Это была ещё не полноценная свобода слова,
но, по крайней мере, возможность говорить о недостатках общества в печати,
правда, не затрагивая членов Политбюро и основ советского строя. Однако уже
в январе 1987 г. Горбачёв заявил: «В советском обществе не должно быть зон,
закрытых для критики».


Принципы внутренней и внешней политики


Ясного плана реформ новый генеральный секретарь не имел. У Горбачёва
осталась только память о хрущёвской «оттепели». И, кроме того, была вера,
что призывы руководителей, если руководители честны, а призывы правильны, в
рамках существующей партийно-государственной системы могут дойти до рядовых
исполнителей и изменить жизнь к лучшему. «Настала пора энергичных и
сплочённых действий»; «нужно действовать, действовать и ещё раз
действовать»; «поумнеть надо всем, всё понять, не паниковать и действовать
конструктивно всем и каждому», — призывал Горбачёв на протяжении шести лет
своего правления.
Михаил Сергеевич надеялся, что, оставаясь лидером социалистической
страны, можно завоевать уважение в мире, основанное не на страхе, а на
признательности за разумную политику, за отказ от оправдания тоталитарного
прошлого. Он верил, что должно восторжествовать новое политическое
мышление, — признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми
и национальными, необходимости объединения всех народов и государств для
совместного решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Все преобразования Михаил Сергеевич проводил под лозунгом «Больше
демократии, больше социализма». Однако понимание социализма у него
постепенно менялось. Ещё в апреле 1985 г. Горбачёв говорил на Политбюро:
«...не секрет, когда Хрущёв довёл критику действий Сталина до невероятных
размеров, это принесло только ущерб, после которого мы до сих пор в какой-
то мере не можем собрать черепки». Но очень скоро пришлось собирать новые
«черепки», поскольку гласность привела к такой волне антисталинской
критики, какая и не снилась в годы «оттепели».


Причины неудач


В отличие от курса на гласность, когда достаточно было распорядиться
ослабить, а под конец фактически отменить цензуру, остальные его начинания
(вроде нашумевшей антиалкогольной кампании) представляли собой сочетание
административного принуждения с пропагандой. В конце своего правления
Горбачёв, став Президентом, пытался опираться уже не на партийный аппарат,
как его предшественники, а на правительство и команду помощников. Горбачёв
всё больше склонялся к социал-демократической модели. Академик С. С.
Шаталин утверждал, что ему удалось превратить генсека в убеждённого
меньшевика. Однако Горбачёв отказывался от коммунистических догм слишком
медленно, только под влиянием роста антикоммунистических настроений в
обществе. Даже в ходе августовского путча 1991 г. Михаил Сергеевич ещё
рассчитывал сохранить власть и, вернувшись из Фороса (государственная дача
в Крыму), заявил, что верит в социалистические ценности и во главе
реформированной компартии будет за них бороться... Очевидно, перестроить
себя он так и не сумел. Во многом Михаил Сергеевич остался прежним
партийным секретарём, привыкшим не только к привилегиям, но и к власти, не
зависящей от воли народа.



Западные политики и учёные о Горбачёве


Одной из самых горячих сторонниц Горбачёва на Западе долгие годы
оставалась знаменитая «железная леди»- премьер-министр Великобритании
Маргарет Тэтчер.
Оценивая первого советского Президента как политика, она говорила:
«Горбачёв- дальновидный человек. Решительный человек. Человек, понимающий,
что, если хочешь делать великие дела, не надо бояться нажить себе
нескольких врагов... Он дал своему народу демократию, свободу слова,
большую свободу передвижений. Он дал возможность Восточной Европе пойти
своим путём. Он распустил Варшавский договор... С самого начала мы легко
находим общий язык». Однако не все политические идеи Михаила Горбачева
импонировали Тэтчер. Она утверждала: «Из разговоров с Горбачёвым я знаю,
что, прежде всего он хотел сохранить Советский Союз в нынешних границах. Он
хотел сохранить ту же территорию. Я сразу же сказала ему: "Но Эстония,
Латвия, Литва и Молдавия не принадлежат к Советскому Союзу". Он так и не
согласился с моей точкой зрения».
Позже, уйдя в отставку и занявшись: работой над воспоминаниями,
Маргарет Тэтчер высказывалась о Михаиле Сергеевиче гораздо жёстче. «Я
вынуждена была заключить, что был Горбачёв сделан из того же
коммунистического теста, - писала она в книге "Годы на Даунинг-стрит". -
Он и не мог полностью избавиться от безжизненного чревовешательства
среднего советского аппаратчика. Он улыбался, смеялся, эмоционально
жестикулировал, модулировал голос, внимательно следил за аргументацией и
был сильным оппонентом... Меньше всего он казался неопытным противником,
когда разговор доходил до спорных вопросов высокой политики... Он никогда
не говорил заранее приготовленных речей, но заглядывал в маленький блокнот
с пометками... У него был свой стиль. К концу дня я пришла к убеждению, что
этот стиль сильно отличается от стиля марксистских проповедников. Мне это
нравилось...»
Известный американский миллионер Джордж Сорос, основатель фонда
поддержки научных исследований в России, так охарактеризовал Михаила
Горбачева в своей книге «Советская система: к открытому обществу»: «Он
являет собой наглядный пример участника событий, который не до конца
понимает то, что происходит. В противном случае он бы, возможно, и не
заварил всей этой каши... Им руководило желание устранить оковы,
сдерживающие развитие, он не смог предвидеть всех проблем, которые сразу же
возникнут. Это неудивительно. Кто бы мог предположить, что он так далеко
продвинется по пути уничтожения старого режима».


Заслуги М. С. Горбачёва


В последнем выступлении в качестве Президента Советского Союза Михаил
Сергеевич поставил себе в заслугу, что «общество получило свободу,
раскрепостилось политически и духовно...
Реальными стали свободные выборы, свобода печати, религиозные свободы,
представительные органы власти, многопартийность. Права человека были
признаны высшим принципом... Началось движение к многоукладной экономике,
утверждается равноправие всех форм собственности... Покончено с "холодной
войной" остановлена гонка вооружений и безумная милитаризация страны,
изуродовавшая нашу экономику, общественное сознание и мораль».
Внешняя политика Михаила Горбачёва, окончательно ликвидировавшего
«железный занавес», обеспечила ему уважение в мире. В 1990 г. Президент
СССР был удостоен Нобелевской премии мира за деятельность, направленную на
развитие международного сотрудничества.
В то же время нерешительность Горбачёва, его стремление найти
компромисс, устраивающий и консерваторов, и радикалов, привели к тому, что
преобразования в экономике страны так и не начались. Не было достигнуто и
политическое урегулирование межнациональных противоречий, разваливших в
итоге Советский Союз. История едва ли даст ответ на вопрос, смог бы кто-
нибудь другой на месте Горбачёва сохранить социалистическую систему и СССР.



Современники реформ о политике Горбачёва


Политолог Ирина Муравьёва в книге «Горбачев - Ельцин: 1500 дней
политического противостояния» так оценивала результаты горбачёвских,
преобразований: «Итак, что оставил нам Горбачёв? С точки зрения его
противников - распавшуюся державу, которая именовалась Советским Союзом;
безудержную инфляцию, нищих на улицах; миллионеров и, как говорят, до 80 %
людей у черты бедности. Но зато мы имеем имя Андрея Дмитриевича Сахарова и
собственное прозрение, имеем книги Александра Исаевича Солженицына и
постижение великой истины- "Человек" действительно может звучать гордо. Так
ли мало?».
Другую точку зрения высказывал один из советников Брежнева, Черненко и
Горбачёва Вадим Печенев. В книге «Горбачёв: к вершинам власти» он писал:
«Думаю, что тот несомненный для меня позитивный потенциал, который принесли
в нашу жизнь Горбачёв и его политика: гласность, демократия, принцип
приоритета общечеловеческого начала над классовым, отнюдь не требовал
фатального развала экономики».
С Печеневым соглашаются философы М. К. Горшков и Л. Н. Доброхотов в
книге «Горбачёв- Ельцин: 1500 дней политического противостояния»: «Цена,
уплаченная обществом за полученные духовные блага, оказалась непомерно
великой, ибо на другой чаше весов- распад государства, экономики,
социальных и национальных связей, правовой беспредел, плюс вместо "войны
холодной" - очаги вполне горячих конфликтов».
Соратники Горбачёва далеко не всегда лестно отзывались о бывшем лидере
СССР. Так председатель Совета Министров Н. И. Рыжков в книге «Десять лет
великих потрясений» писал: «Горбачёв по натуре, по характеру не мог быть
подлинным главой государства. Не обладая необходимыми для этого качествами,
он вообще не любил принимать властные решения, предпочитал долго обсуждать
их, охотно выслушивал множество мнений, спорил и при этом легко и с охотой
уходил от принятия окончательного решения, растворял свои "за" и "против" в
хитросплетении слов. Он никогда не брал на себя вину за ошибочность того
или иного решения, скрываясь за якобы существующую коллективность,
коллегиальность его принятия... У Горбачёва, к сожалению, отсутствовали
начисто способность и готовность взять на себя личную ответственность за
принятие и осуществление решений».
Партийный работник В. И. Болдин, анализируя политику Михаила Горбачёва
в книге «Крушение пьедестала: штрихи к портрету М. С. Горбачёва», так
характеризует результаты реформ: «Неумело выпустив джинна из бутылки,
Горбачёв не удержал в своих руках положение в партии и стране. Он вынужден
был сдавать одну позицию за другой, не смея признаться, что делает это не
столько по своей воле, сколько под натиском обстоятельств... Одна из
главных причин краха перестройки — прежде всего в воззрениях и характере
Горбачёва, в его нерешительности, приверженности тем постулатам, которые
были заложены в него с молодых лет. По существу, генсек был и остался
продуктом своего времени, тех структур, которые вырастили и двинули его к
вершинам власти».


Заключение


Таким образом, как представитель государства, субъект верховной власти
должен обладать полнотой права. В этом отношении лидер партии,
сосредоточивший в своем лице две власти—партийную и государственную, М. С.
Горбачев, не будучи избранным всенародно на президентский пост, значительно
уступал в глазах масс Б. Н. Ельцину, избранному президентом России. Как бы
компенсируя этот недостаток, Горбачев наращивал абсолютную власть,
добивался дополнительных полномочий. Однако он сам не соблюдал законы и
других не заставлял это делать. Правление Горбачева поучительно своим
уроком: править в России должен человек знающий, мудрый, справедливый,
обладающий также сильным, волевым характером. Политика - это не слово
говорение, а искусство разумно действовать. Наполеон говорил: «Выигрывает
сражение не тот, кто придумал план битвы или нашел нужный выход, а тот, кто
взял на себя ответственность за его выполнение».



Список используемой литературы:

1. «Политология на российском фоне», Учебное пособие, Москва,
Луч,1993г.
2. «Горбачёв-Ельцин:1500 дней политического противостояния», И.
Муравьёва…
3. Энциклопедия по истории России и её ближайших соседей, Ч.
III, XX век, под ред. М. Аксёнова, Москва, 1999 г.







Новинки рефератов ::

Реферат: Институт монархии (Право)


Реферат: Учет и аудит запасов организации (Аудит)


Реферат: Борьба с компьютерными вирусами (Программирование)


Реферат: Turbo Paskal "Операции над матрицами" (Программирование)


Реферат: Нефть, ее свойства (Химия)


Реферат: Программа по курсу "Общая социология для школьников" (Социология)


Реферат: Розвиток страхування (Страхование)


Реферат: Коммерческий кредит (Банковское дело)


Реферат: Политический гений Екатерины 2 (История)


Реферат: Казахстан в начале XX века (История)


Реферат: Указ 1822 года "О разделении Среднего жуза" и колониальные и местные органы власти (История)


Реферат: Сахариды (Химия)


Реферат: Множественность преступлений (Уголовное право и процесс)


Реферат: Повышение качества стали (Технология)


Реферат: Сиддхартха Гаутама (БУДДА) (Философия)


Реферат: Комплексная механизация СТФ с разработкой линии вентиляции и отопления (Сельское хозяйство)


Реферат: История Византии "От рождения до средних веков" (История)


Реферат: Сны и их толкование (Оккультизм)


Реферат: Содержание договора и классификация его условий (Гражданское право и процесс)


Реферат: Искусство Китая (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист