|
Реферат: Политология в схемах и таблицах (Политология)
ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТОЛОГИЯ
В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ “ПОЛИТОЛОГИЯ”
Симферополь 1998
ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТОЛОГИЯ
В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ
Утверждено на заседании
кафедры политологии ТЭИ
Протокол № 5 от 20 января 1998 г.
Авторский коллектив: П.В. Кузьмин - кандидат философских наук, доцент - руководитель В.Н. Крет - кандидат философских наук, доцент Студенты политологического факультета: Н.Ю. Булгаков В.В. Попова П.Э. Тагинцев В.Г. Федоровский Н.М. Чепурко
Научный консультант - Л.Ф. Малафеев - доктор философских наук, профессор
Рецензент - Г.И. Мельников - доктор философских наук, профессор
Редактор - В.Н. Крет - кандидат философских наук, доцент
Учебное пособие содержит структурно-логические схемы, таблицы и определения по актуальным проблемам учебного курса “Политология”, читаемого в Таврическом экологическом институте.
Пособие, на наш взгляд, может помочь преподавателям в разработке структуры учебного материала, студентам - в самостоятельной работе над осмыслением политологических вопросов, при подготовке к семинарским занятиям и экзамену по политологии. При подготовке пособия использованы труды, учебники, учебные пособия украинских, российских и белорусских ученых, политологов, а также словари - Политология. Энциклопедический словарь ( Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. М.: Изд-во коммерч. ун-та, 1993; Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник ( Отв. Ред. Борцов Ю.С., науч. Ред. Коротец И.Д. Ростов- на-Дону: изд-во Феникс, 1997.
СОДЕРЖАНИЕ.
Таблица Стр.
№
Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина. 1-5 3
Тема 2. Политика и её роль в жизни общества. 6-12 8
Тема 3. Теория демократии и историческая практика. 13-19 15
Тема 4. Основы теории власти. 20-24 22
Тема 5. Политическая система общества. 25-27 27
Тема 6. Государство в политической системе общества. 28-34 30
Тема 7. Политические партии. 35- 38 37
Тема 8. Политические режимы. 39-43 43
Тема 9. Личность и политика. Политическое лидерство. 44-51 47
Тема 10. Политическое сознание . 52-56 55
Тема 11. Политическая культура . 57-61 60
Тема 12. Политический процесс. 62-66 65
Тема 13. Политические конфликты. 67-71 70
Тема 14. Политические идеологии . 72-78 75
Тема 15. Политическое прогнозирование. 79-81 82
Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.
Политология - это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности людей.
Таблица № 1
| | | ПОЛИТОЛОГИЯ | | | | | | |
| Теоретическая полито- | |Прикладная политология - | | логия - решает научные | |изучает проблемы,связанные: | | проблемы, связанные: | | | | | |а) с преобразованием поли- | | а) с формированием фунда- | |тической действительности, | | ментального знания о поли | |анализом путей и средств | | тической сфере и жизни; | |воздействия на политиче- | | | |ские процессы; | | б) с объяснением процессов| | | | политического развития; | |б) с изучением общественно- | | | |го мнения, особенностей по- | | в) с разработкоц концеп- | |литической ориентации и по- | | туального аппарата полито-| |литического поведения раз- | | логии, методологии и мето-| |личных социальных групп. | | дов политических исследо- | | | | ваний. | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица № 2
| | | ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ | | ПОЛИТОЛОГИЕЙ. | | |
| Категории других | | | | | | Собственные категории | |социально-экономических | | | | и гуманитарных наук | | | | | | | | | | |
| | Общество | | | | | | | | |Политика | | | | | | | | | Свобода | | | Политическая | | | | | |власть | | | | | | | | | Власть | | | Политические | | | | | |отношения | | | | | | | | | Государство| | | Политическая | | | | | |сфера | | | | | | | | | Правовое | | | Политическая | | |государство | | |система | | | | | | | | | Общественное | | | Политический режим| | |мнение | | | | | | | | | | | | Гражданское | | | Политические | | |общество | | |интересы | | | | | | | | | Большие и малые | | | Политическая | | |социальные | | |партия | | | группы | | | | | | | | | Политическая | | | | | |культура | | | Общественное мнение| | | | | | | | | Политическое | | | | | |сознание | | | Демократия | | | | | | | | | Политическая | | | | | |идеология | | | Диктатура | | | | | | | | | Политический | | | | | |плюрализм | | | Идеология | | | | | | | | | Политический | | | | | |конфликт | | | Культура | | | | | | | | | Политическая | | | | | |стабильность | | | Оппозиция | | | | | | | | | Политическая | | | | | |деятельность | | | Плюрализм | | | |
и другие и другие
Таблица № 3
ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ
|Познавательная функция | |Инструменталистская | |призвана познавать полити- | |функция призвана исполь- | |ческую реальность и давать| |зовать научные выводы в | |знания о природе и источ- | |политической практике, | |никах властных отношений, | |государственном управле- | |способах их рациональной | |нии, партийной стратегии и | |организации | |тактике, в процессах при- | | | |нятия решений и техноло- | | | |гиях их реализации |
|Воспитательно- социали- | |Диагностическая функ- | |зационная - призвана | |ция призвана определять | |формировать демократичес- | |соответствие программ по- | |кую политическую культуру | |литических курсов как тен- | |граждан, воспитывать инди- | |денциям социального про- | |вида как гражданина своей | |гресса, так и реальным воз-| |страны и как вообще “по- | |можностям и состоянию | |литического человека” | |развития конкретного об- | | | |щества |
|Функция политической | |Прогностическая функция | |рефлексии призвана выра- | |призвана разрабатывать | |батывать способность раци- | |желаемые и возможные ва- | |онально-критически оцени- | |рианты развития полити- | |вать политические процес-| |ческих процессов, учиты- | |сы, свободно самоопреде- | |вая действие различных | |ляться в политической | |факторов | |жизни. | | |
Таблица № 4
МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ
| Методы | На чем акцентируют |Как изучают политику | |политологии | внимание | | |Институци- |На функционировании и |Анализ официальных | |ональный |взаимодействии политичес- |структур и формаль- | | |ких институтов: права, |ных правил принятия | | |госу- | | | |дарства, политических пар-|решений | | |тий и движений и т.д. | | |Историче- |На политических явлениях |Анализ изменений по- | |ский |и процессах во времени и |литических норм, от- | | |пространстве |ношений, институтов в | | | |контексте связи прош- | | | |лого, настоящего и бу-| | | |дущего | |Социологи- |На зависимости политики |Анализ политики как | |ческий |от социальных факторов: |сферы целенаправлен- | | |экономики, социальной |ных взаимодействий | | |структуры, культуры и т.д. |социальных групп, | | | |преследующих свои | | | |интересы | |Бихевио- |На личностном измерении |Анализ систематичес- | |ристский |политики, поведении от- |ки наблюдаемого по- | | |дельного человека |ведения индивида, воз-| | | |можность измерения | | | |его мотивации | |Психологи- |На субъективных механиз- |Анализ индивидуаль- | |ческий |мах политического поведе- |ных качеств, черт ха- | | |ния: побуждения, желания, |рактера, бессознатель-| | |страсти и т.д. |ных психических про- | | | |цессов, влияющих на | | | |политическое пове- | | | |дение | |Системный |На целостности политики и |Анализ характера вну- | | |характере ее взаимоотноше- |тренних связей между | | |ний с внешней средой |составляющими поли- | | | |тику элементами |
Таблица № 5
| | | | | | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ | | | | ПОЛИТОЛОГИИ | |
| Фундаментальные | | Прикладные | | исследования | | исследования |
|- объективные условия, | | - динамика политических | |обеспечи- | |про- | |вающие устойчивость общества| | цессов и систем; | |в | | | |целом, политической | | - разработка концепций и | |системы в | |мето- | |частности; | |дик современного | | | |государствен- | |- диалектическое соотношение | |ного управления; | |ко- | | | |личественных и качественных | |- процесс принятия | |пере | |политических | |ходов и взаимопереходов в | |решений на различных | |поли- | |уровнях | |тической жизни; | |управления; | |- закономерности | |- электоральный | |возникновения, | |процесс,полити- | |развития и | |ческий менеджмент и | |совершенствования | |маркетинг; | |политической системы; | |- влияние политической | | | |культуры | |- о степени, глубине и форме| |на политические процессы и | |вме- | |дея- | |шательства политики в | |тельность людей; | |объектив- | | | |тивный процесс развития | |- содержание, направленность| |госу- | |и | |дарства и общества; | |эффективность | | | |политико-комму- | |- диалектика взаимотоношений| |никационных процессов в | | | |об- | |государства и гражданского | |ществе; | |об- | | | |щества; | |- политологическая | | | |экспертиза | |- тенденции развития | |социально - экономических и| |политичес- | | | |кой культуры; | |иных программ развития; | |- методология исследования | |- тенденции политического | |поли- | |учас- | |тических систем, партий и | |тия и др. | |орга- | | | |низаций, политического | | | |поведения | | | |граждан; | | | |- разработка нового типа | | | |научных | | | |категорий и понятий и др.| | | | | | | | | | | | | | |
Тема 2. ПОЛИТИКА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом.
Таблица № 6
| Участие в делах | | Деятельность в сфере | |государства, | |отношений | | определение форм, задач,| | между большими социальными| |со- | | | | держания его | | группами, связанная с | |деятельности | |регулиро- | | | | ванием интересов путем | | | |исполь- | | | | зования политической | | | |власти | | | | |
| | | | | П О Л И Т И К| |А | | | | |
| Характеристика образа дей- | |Совокупность вопросов или | | ствий, направленных на до- | |событий текущей государст- | | стижение определенных це- | |венной или общественной | | лей в отношениях людей | |жизни | | между собой | | | | | | |
| В истории - виды, намерения, цели и | |образ | | действий правителей и их приближенных, | | нередко искусно скрываемые ими | | |
Таблица № 7
| | | | | СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ | | | | | | | | | | | | Политический интерес - первопричина, осознанный источ- | | | ник политического поведения | | | | | | | | | | | | | | | Политические отношения - взаимосвязи и взаимодействия | | | субъектов политики и власти | | | | | | | | | | | | | | | Политическая организация, отражающая роль институтов, | | | публичной власти как центров управления и регулирования | | | общественными процессами | | | | | | | | | | | | | | | Политическое сознание - ориентации либо на сохранение | | | данной политической системы, власти, либо на её | | | дестабилизацию и изменение | | | | | | | | | | | | | | | Политическая деятельность - активность, направленная на | | | | изменение или сохранение существующих политических | | | | отношений | | | | | | | |
Таблица № 8
| | | | | | | | | | | | | | | Политика - как деятельность.| | | | Главное внимание уделяется | | | | политической практике, де- | | | | ятельности политических | | | | институтов, отдельных соци- | | | |альных групп | | | | | | | | | | | | | | Подходы | | | | к | |Политика - как наука включает | | анализу | |в себя прежде всего теоретиче-| | политики | |ские разработки, различного | | как | |рода политические документы, | | общественного | |методологические основы по- | | явления | |литики | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Политика - как искусство - | | | | искусство управления, осуще- | | | |ствления власти | | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица № 9
| | |Организованные действия социаль- | | | |ных групп и представляющих их | | | |учреждений власти по управлению | | | |общественной жизнью | | | | | | | | | | | | | | | |Общественные отношения между | | | |социальными группами и сообщест- | | | |вами людей по поводу государст-| | | |венной власти, её завоевания, удер-| | | |жания и использования | | | | | | Политика | | | | как | | | | деятельность | |Научно обоснованную теорию, | | охватывает | |ориентирующую политику, опре- | | комплекс | |деляющую её цели, стратегию, так- | | взаимосвязан- | |тику | | ных явлений | | | | и процессов | | | | | |Политическую идеологию, совокуп- | | | |ность идеологических ценностей и | | | |норм | | | | | | | | | | | | | | | |Профессиональное политическое | | | |руководство | | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица № 10
| | | ПОЛИТИКА КАК НАУКА | | Главная задача - моделирование, прогнозирование различных | | аспектов политической деятельности, определение целей и | | задач политики | | |
| | |Наличие четкой теоретической основы | | | |и следование ей на практике | | | | | | | | | | | |Гибкость, умение находить политиче- | | | |ские компромиссы с учетом изменчи- | | | |вости политической ситуации | | Принципы | | | | | | | | научной | |Умение и стремление перенимать опыт | | | |у более опытного и сильного, в т.ч. и | | политики | |идейного противника | | | | | | | | | | | |Приоритет решения общих вопросов | | | |перед частными | | | | | | | | | | | |Соответствие форм, методов и средств | | | |осуществления политики целям и зада- | | | |чам |
| | | Критерий научности политики - соответствие политической | | линии (государства, партии) объективным законам общест- | | венного развития |
Таблица № 11
| Умение разби- | |Умелый, творче- | |Умение работать | | раться в | |ский и критиче- | |с людьми, прислу- | |полити- | | | | | | ческой психоло-| |ский подход к | |шиваться к голосу | | гии и политиче-| |подбору, расста- | |масс | | ском поведении | |новке и воспита- | | | | масс | |нию кадров | | |
| | | | | | | Направление и | | | | Умение делать | | регулирование | | ПОЛИТИКА | | выводы не только | | деятельности | | КАК | | из успехов и по- | | политических | | ИСКУССТВО | | бед, но и из не- | | институтов | | | | удач, поражений |
| | | Определение форм, методов | | Разработка и творческое | | и средств политической дея-| |про- | | | | ведение в жизнь научно-обо-| | тельности с помощью кото- | | снованной политики с опре- | | рых намеченные цели могут | | делением ближайших и пер- | | быть достигнуты оптималь- | | спективных целей | | ным образом | | | | |
Таблица № 12
| | |Интеграция различных сфер общественной | | | |жизни, обеспечение целостности и стабиль- | | | |ности общества | |П | | | | | | | | | | | | Ф О| | Выражение интересов социальных групп и | | | | слоев общества, отдельных граждан | | У | | | | | | | |Л | | | | Н | | Управление и руководство политическими | | | | и общественными процессами в интересах | | К И| | наиболее влиятельных слоев и групп | | | |населе- | | | | ния и (или) общества в целом | | Ц Т| | | | | | | | И | | Обнаружение и рассмотрение социально- | | | | политических конфликтов, разрешение их | |И | | | | И | | цивилизованными способами и методами | | | | | | | | | |К | | | | | | Социализация личности, включение её в | | | | сложный мир общественных отношений | | | | | |И | | | | | | | | | |Обеспечение преемственности и обновления | | | |развития общества и человека | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Тема 3. ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Таблица № 13
| |Демократия (греч. demos - народ, kratos - власть) - | | |народо- | | |властие, форма правления государства, характеризующаяся | | |признанием народа источником власти, равноправием | | |граждан, выборностью основных органов государственной | | |власти, соблюдением прав и свобод человека. | | | | | | ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ | | | |
| |Признание в качестве источника власти народа или его| | | определенной части |
| | Выборность представительных органов власти | | | |
| |Постоянное влияние общества на государственную власть | | | |
| | Равноправие граждан в смысле участия в политической | | | жизни |
| | Соблюдение прав и свобод человека и гражданина | | | |
| |Подчинение меньшинства большинству при принятии реше- | | |ний и признание ценности мнений, интересов меньшинства |
| | Политический плюрализм | | | |
Таблица № 14
| | | | | ИНСТИТУТЫ ДЕМОКРАТИИ | | | |
| | | | | Институты представительной и прямой демократии| | | |
| | | | | Органы законодательной, исполнительной | | | и судебной власти |
| | | | | Институт права | | | |
| | Политические партии и другие | | | общественно - политические организации | | | |
| | | | | Средства массовой информации | | | |
| | | | | Система местного самоуправления | | | |
| | | | | В многосоставных обществах - институт федерализма | | | |
Таблица № 15
| | | | | | | ПОЛИСНАЯ ДЕМОКРАТИЯ | | | | | | | | | |Ч | | | | | | Малые размеры государства по | | | | территории и населению | | | | | | | | | |Е | | | | | | Прямое участие граждан в решении | | | | государственных дел | | | | | | | | | |Р | | | | | |Большинство населения из демократии исключалось. | | | | Участвовали лишь полноправные граждане. | | | | | | | | | |Т | | | | | | Организация политической жизни носила | | | | монистический характер, отсутствовали | | | | политические партии, общественные организации | | | | | |Ы | | | | | | | | | | Отсутствовало такое понятие, как индивидуальные | | | | права и свободы человека |
Таблица № 16
| | | | | | | ДЕМОКРАТИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ | | | | | | | | | | | | | | | | Возникает институт представительства, | | | | политический процесс получил возможность | |Ч | | распространения на огромные территории | | | | | | | | | | | | Ограничиваются возможности | | | | прямого законотворчества населения | |Е | | | | | | | | | | | | | | Демократия стала приемлема в странах, имеющих | | | | этническое, языковое, религиозное, имущественное | |Р | | разнообразие населения | | | | | | | | | | | | Значительное расширение круга лиц, | | | | причастных к решению государственных дел | |Т | | | | | | | | | | | | | | Появляются политические организации, | | | | партии, ассоциации | |Ы | | | | | | | | | | | | | | Расширяются индивидуальные права человека, | | | | защищенные конституцией | | | | |
Таблица № 17
| | | | | | | СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ДЕМОКРАТИИ | | | | | | | | | | | | Гражданские и политические права | | | | предоставляются самому широкому | |Ч | | кругу людей | | | | | | | | | | | | Свободные, всеобщие выборы | | | | | |Е | | | | | | Право баллотироваться на любую | | | | государственную должность | | | | | | | | | |Р | | | | | | Право на оппозицию | | | | | | | | | | | | | |Т | | Контроль над правительственными решениями | | | | | | | | | | | | Право критиковать правительство, режим, | | | | идеологию, которая в данный момент | |Ы | | является господствующей |
| | | | | | | Право на автономную, независимую информацию | | | | | | | | | | | | Право граждан создавать ассоциации, партии, | | | | группы по интересам | | | | |
Таблица № 18
| | | | | СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ | | | | | | | | | | | | Традиционно - либеральная. | | | Главная идея - приоритет личности, индивида над | | | обществом, над государством. | | | | | | | | | Теория плюралистической демократии. | | | Исходит из возможности более полной представленности | | | в системе политической власти и управления интересов | | | различных социальных групп и мнений политических сил. | | | | | | | | | Концепция элитарной демократии. | | | Утверждает, что народ представляет в системе политичес- | | | кой власти господствующую элиту. Демократия состоит в | | | открытости формирования элит и подконтрольности их | | | деятельности по осуществлению власти и управления. | | | | | | | | | Теория партиципальной демократии. | | |Исходит из необходимости участия большинства народа | | |не только в избирательных кампаниях, референдумах, но и | | |в других видах политического процесса, включая формиро- | | |вание правящих групп и выдвижение политических лидеров | | | | | | | | | Социалистическая ( марксистско - ленинская | | | концепция демократии ). | | |Представляет альтернативу традиционно- либеральной и др. | | |концепциям конкурентной демократии. Базируется на при- | | |знании социально и политически единого народа, | | |как | | | основы его власти. |
Таблица № 19
| | П Р О Т И В О Р Е Ч И Я | | | СТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ В У К Р А И Н Е | | | | | | | | | | | | | | | Между провозглашением Украины демократическим, | | | социальным, правовым государством и существующими | | | социально - экономическими, политическими, духовно- | | | идеологическими предпосылками. | | | | | | | | | | | | Между конституционными правами человека и | | | гражданина и социальной незащищенностью | | | населения. |
| | | | | | | | Между политическими притязаниями управленческой | | | элиты и ее интеллектуальным и профессиональным | | | потенциалом. |
| | | | | | | | Между объективной потребностью демократизации | | | общества и уровнем его гражданской | | | зрелости. |
| | | | | | | | Между декларированным характером прямой и предста- | | | вительной демократии и механизмом ее реализации, | | | возможностью рядовых граждан быть избранными в | | | органы государственной власти | | | |
Тема 4. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВЛАСТИ
Таблица № 20
| Власть: | | 1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, | | чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, пове- | | дение и деятельность людей с помощью различного рода | | средств - права, авторитета, воли, принуждения; | | | | 2) политическое господство над людьми; | | | | 3) система государственных органов; | | | | 4) лица, органы, облеченные соответствующими государствен- | | ными, административными полномочиями. |
СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
. суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.
. авторитетность власти, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества;
. волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять;
. принудительный характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие);
. всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.
Таблица № 21
| | Ресурсы власти - средства, использование которых | | | обеспечивает влияние на объект власти в соответствии | | | с целями субъекта | | | | | | Экономические: | | | - материальные ценности,необходимые для общественного | | | производства и потребления; | | | - деньги; | | | - плодородные земли; | | | - полезные ископаемые и т.п. | | | | | | | | | Социально-политические: | | | - численность населения, его качество; | | | - социальное единство; | | | - социальная стабильность и порядок; | | | - демократизм общественных отношений; | | | - участие населения в политике; | | | - патриотизм гражданского общества и т.п. | | | | | | | | | Морально-идеологические: | | | - идеалы, интересы, убеждения людей; | | | - идеология, вера, доверие, общественное настроение; | | | - чувства (патриотические, национальные, религиозные), | | | эмоции людей и т.п. | | | | | | Информационно-культурные: | | | - знания и информация; | | | - институты науки и образования; | | | - язык; | | | - пропаганда во всех её формах; | | | - средства массовой информации и т.п. | | | | | | Силовые: | | | - оружие и аппарат физического принуждения (армия, ми- | | | лиция, службы безопасности, суд, прокуратура) | | |: | | | | | | | | | | | |Таблица № 22 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ | | |ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ МОМЕНТЫ | | | | | | Господство, т.е. подчинение одних социальных групп | | | другим, что закрепляется в государственных нормативно- | | | правовых актах | | | | | | | | | | | | Руководство, т.е. определение и законодательное | | |закрепле- | | | ние стратегии развития общества, политической системы, | | | выбор средств осуществления основных задач и целей | | | | | | | | | | | | Управление и организация, т.е. принятие конкретных уп- | | | равленческих решений, согласование, упорядочивание | | | деятельности различных социальных групп,личностей,дей- | | | ствий политических и неполитических организаций и уч- | | | реждений | | | | | | | | | Контроль как обратная связь, с помощью которой власть | | | следит за тем, какие результаты имеют те или иные | | |управ- | | | ленческие решения | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица № 23
| | Легитимность власти - соответствие власти законно установ- | | | ленным нормам, а также основополагающим целям государств | | | и общепринятым принципам и ценностям | | | | | | Типы легитимности власти | | | | | | | | | | | | | | | Легальный - власть узаконена нормами права, основана на | | | признанных обществом конституционных принципах государ- | | | ства | | | | | | | | |Идеологическая легитимность - власть признается обоснован- | | |ной в силу внутренней убежденности или веры в правильности | | |тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены | | | | | | | | |Традиционная легитимность - власть признается легитимной, | | | поскольку она действует по правилам, закрепленным в тради- | | | циях, и соответствует традиционным ценностям масс | | | | | | | | | Структурная легитимность - правомочность власти вытекает | | | из убеждения в законности и ценности установленных струк- | | | тур норм, регулирующих политические отношения | | | | | | | | | Харизматическая легитимность - признание власти основывает | | | ся на вере масс в особые способности политического лидера, | | | вождя | | | | | | | | | |
Таблица № 24
| | ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДДЕРЖАНИЯ | | | ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ | | | | | | | | | | | | Совершенствование законодательства и государственного | | | управления в соответствии с новыми требованиями | | | | | | | | | | | | Создание такой политической cистемы, легитимность которой | | | основана на традициях населения, и потому не только более | | | стабильна, но и косвенно влияет на поведение граждан | | | | | | | | | Личные харизматические черты политического лидера | | | | | | | | | |